Срок жизни растений. Продолжительность жизни деревьев, таблица и сведения о некоторых видах

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

  Главная Мой профиль ВыходВерсия для слабовидящихВход. Срок жизни растений


Конспект урока на тему "Cрок жизни растений"

Тема урока «Cрок жизни растений»

Цель урока:

Сформировать представление о продолжительности жизни растений, познакомить с однолетними, двулетними и многолетними растениями.

Задачи:

1.Познакомить с однолетними, двулетними и многолетними растениями, научить соотносить растения с одной из групп.

2. Развивать познавательную активность, речь, умение сравнивать, анализировать и делать вывод.

3. Воспитывать бережное отношение к миру растений

Оборудование:

  1. Презентация «Срок жизни растений»

  2. Детские рисунки

  3. Таблица «Деревья, кустарники, травы»

  4. Карточки для игры «Крестики-нолики»

Ход урока:

  1. Побуждение

А) приветствие гостей

Б) психологический настрой учащихся

- С каким настроением Вы пришли сегодня на урок? Почему?

В) деление на группы

Группа № 1: «Синоптики»

Подготовить сообщение об изменениях в неживой природе

Группа № 2: «Ботаники»

Подготовить сообщение о жизни растений

Группа № 3: «Биологи»

Подготовить сообщение о жизни животных и людей

(презентация)

  1. Актуализация знаний

  1. Беседа

- Как называется наука, изучающая растения? (Ботаника)

- На какие группы делятся растения? (Деревья, кустарники, травы)

- Назовите отличительные особенности каждой группы?

(1 группа - деревья; 2 группа – кустарники; 3 группа – травы)

- Что необходимо для жизни растений?

2. Проверка домашнего задания, игра «Крестики-нолики»

(согласен ставим Х, не согласен 0)

  • Все растения важны в природе – Х

  • Растения называются культурными, потому что много читают – 0

  • Ветки, листья, цветки – это органы растений – 0

  • Растения - живой организм, потому что дышат, питается, растет, размножается, умирает – Х

  • Растению для жизни нужны – тепло, лето, свет, песок, вода – 0

(проверка в паре: 1-2 ошибки – 4; 3 ошибки – 3; 4 ошибки и более, надо обязательно повторить тему)

  1. Основная часть

- Докажите, что растения живой организм (ответы детей).

- Растения, как и другие живые организмы, имеют возраст. Одни растения живут всего лишь несколько месяцев. Весной они прорастают из семян, летом растут, осенью дают плоды с семенами и затем отмирают.

Другие наоборот, живут десятки и тысячи лет.

Растения, которые весной развиваются из семени и осенью отмирают, называются однолетними (горох, огурец, подсолнух, перец, помидор).

Двулетние растения на первом году жизни прорастают из семени, но не цветут. Цветы и плоды с семенами появляются у них на второй год. Дав семена, двулетние растения отмирают. (морковь, капуста, свекла, петрушка)

Деревья и кустарники живут много лет. Они цветут и дают семена каждый год. Каждый год на них появляются новые листья, ствол становится шире, они растут и становятся выше. Это многолетние растения. (дуб, береза, тополь, сирень)

У многолетних травянистых растений есть луковицы, клубни, корневища. Из них ежегодно вырастают новые растения. Они цветут, дают плоды и отмирают.

А луковицы, клубни, корневища зимуют в почве.

Многолетних растений в природе много. (лук, чеснок, тюльпан, крапива, одуванчик, земляника)

  1. Физминутка

Игра «Деревья, кустарники, травы» (при названии дерева дети встают- руки вверх, кустарники – руки в стороны, травы – приседают на корточки)

  1. Просмотр видеоролика «Срок жизни растений»

  2. Работа с учебником (стр.79-80)

Задание по группам: выбрать материал по однолетним растениям – 1 группе, по двулетним – 2 группе, многолетним – 3 группе.

(презентация)

  1. Дополнительный материал к уроку (рассказы детей об интересных фактах из жизни растений)

  1. Незабываемые ощущения находятся рядом с деревьями-долгожителями. Подумать только, это самые древние живые существа на земле. Они являются очевидцами всех великих событий человеческой цивилизации. К самым долгоживущим деревьям на нашей планете относят ель обыкновенную. Возраст самой древней ели – 9 550 лет. Произрастает она в шведской провинции Доларна. Выглядит совсем не старой.

  2. К следующему в списке долгожителей деревьев относят – секвойю и баобаб. Их возраст может достигать 5000 лет. К тому же, секвойя является одним из самых высоких деревьев на планете, высота достигает 115 метров.

  3. Баобаб является самым толстым из них, окружность его ствола 9-10 метров, при этом в высоту он небольшой, всего 18-25 метров. Оно выпивает до 120 000 литров воды.

  1. Закрепление изученного материала по группам.

Задание 1 группе

Соотнесите:

Морковь Однолетние

Огурец

Арбуз Двулетние

Свекла

Тыква

Рябина Многолетние

Одуванчик

Задание 2 группе

Разгадать ребусы и определить сроки жизни.

Задание 3 группе

Нарисовать однолетние, двулетние, многолетние растения.

(презентация)

  1. Рефлексия

-Что нового Вы узнали на уроке? Оцените свою работу на уроке карточками: зеленая – отлично, желтая – удовлетворительно, красная – плохо)

  1. Домашнее задание

Страница 79-80, читать\пересказывать, «Дневник наблюдений» стр.16

globuss24.ru

«срок жизни растений». - начальные классы, уроки

Прозвенел звонок для нас ,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво ,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо,

Все легоненько вздохнем,

Наш урок сейчас начнем.

На прошлом уроке вы проходили тему: растениям нужны воздух, тепло и свет. Третий ряд будет выполнять карточки. На вам нужно соединить изменения в жизни растений с названием сезона когда это происходит.

На пример: созревание плодов яблони- когда происходит ( это осень) значит я должна соединить с осенью.

С остальными мы поиграем в интересную игру, на доске у нас кружки, за каждым кружком есть вопрос . Вам нужно выбрать кружочки и ответить на вопрос.

  1. Что делают ,чтобы растение получало достаточно воздуха из почвы?

  2. Какая будет растительность на плотной не разрыхленной почве?

  3. Какой главный орган дыхания растений?

  4. Когда начинается рост растений?

  5. Когда можно садить растения?

Молодцы.

Третий ряд сдаем карточки, не забываем подписывать.

Мы с вами повторили, что нужно для роста растений.

Тема нашего урока «срок жизни растений» .

Сейчас мы с вами посмотрим видео и ответим на вопросы.

Что происходит с пшеницей весной, летом , осенью?

А что происходит весной?

Как вы думаете, сколько лет живет пшеница?

Молодцы , такие растения называются однолетние.

Что происходит со свёклой весной, летом осенью?

А что происходит зимой?

Вы когда-нибудь видели свёклу , если осенью ее не выкопать?

Во второй год жизни растения у него появятся цветки и семена.

Как вы думаете называется такое растение?

А теперь давайте посмотрим на дерево, что происходит с ним летом, осенью, зимой, весной.

Правильно.

Как вы думаете ,сколько лет живет это растение.

Правильно .

Такое растения называется многолетним.

Сейчас откроем учебник на стр 79 .

Читаем по цепочке.

Почему называются однолетние?

Двулетние ,

многолетние

А теперь рассмотрим какие растения относятся к однолетним , многолетним, а теперь запишите которые запомнили. Теперь проверим какие растения относятся к однолетним, многолетним, двулетние.

Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру , нам нужно будет определить однолетнее или многолетнее это растение.

Подсолнух , береза, капуста, клен, тополь, арбуз, дыня, одуванчик…..

Молодцы. Интересные факты

Сейчас будете работать в группах.

Я раздам карточки ,вам нужно будет определить однолетние или многолетние это растения.

С какой новой темой мы познакомились?

Что нового узнали на уроке?

Что интересного узнали?

Назовите однолетние растения?

Назовите многолетние растения.

д/з

Спасибо за урок, урок окончен.

kopilkaurokov.ru

Продолжительность жизни растений | fizika-ili-himija.ru

Растения на земном шаре растет повсеместно. Они имеют различную форму, размеры, продолжительность жизни. В этой статье мы познакомимся как различаются растения по продолжительности жизни.

Продолжительность жизни растений

Как и другие организмы растения имеют ограниченную продолжительность жизни. В различных растительных организмов она может колебаться от нескольких десятков часов до нескольких месяцев и десятков и даже тысяч лет.

Высшие растения по продолжительности жизни делят на

- Однолетние;

- Двухлетние;

- Многолетние.

Однако такое разделение несколько условно, поскольку в зависимости от условий среды продолжительность жизни растений одного вида может существенно отличаться.

Продолжительность жизни многолетних растений очень варьирует. Например, возраст тратравьянистои папоротника щитника мужского может достигать 100 лет, адониса весеннего - более 150. Некоторые полукустов, растущие в высокогорьях, могут доживать до 300, а иногда и до 800 лет.

Однако наибольшая продолжительность жизни в некоторых древесных растений. Осина, береза, граб живут в среднем 80-100 лет, липа и сосна сибирская - около 500, тис ягодный, дуб обычный - более 2000, секвойядендрон гигантский и баобаб - около 4000 лет.

Найдовновичниша среди растений - сосна остистая, что растет на засушливых каменистых склонах в горах Колорадо, Аризоны. Ее самый старый представитель растет на востоке Калифорнии на высоте 3275 м. Ученые считают, что возраст этого дерева превышает 4700, и в знак уважения к «старожила» дали ему имя - Мафусаил.

Значительно дольше могут сохранять жизнеспособность споры и семена растений.

Группы растений по продолжительности жизни

Однолетние растения - твавьяисти растения, живущие в течение всего вегетационного периода, не имеют многолетних подземных органов и погибают после цветения и плодоношения.

Представители однолетних растений - пшеница, пастушья сумка, огурец, горох, василек.

Двухлетние растения - твавьяисти растения, живущие два года. В первый год развивают вегетативные органы и накапливают питательные вещества, другой - отплодоносившие, отмирают.

Представители двухлетних растений - свекла, морковь, капуста, колокольчики.

Многолетние растения - травянистые и деревянистые растения, живущие более двух лет. Цветут и плодоносят один или много раз в течение жизни. В большинстве травянистых растений наземные побеги ежегодно видмирють, а живыми остаются лишь подземные органы (корневища, клубни, луковицы и др.).

Представители многолетних растений - тимьян, пырей, ландыш, хохлатка, ель, сирень.

fizika-ili-himija.ru

Продолжительность жизни деревьев, таблица и сведения о некоторых видах

продолжительность жизни деревьев таблицаПродолжительность жизни деревьев зависит от их вида и условий произрастания. Некоторые из них способны расти сотни лет, срок жизни других ограничивается десятилетиями и ниже приведена таблица продолжительности жизни деревьев, а также сведения о сроке жизни их отдельных видов.

Продолжительность жизни отдельных видов деревьев

Продолжительность жизни деревьев, дуб

Словосочетание «столетний дуб» известно каждому человеку со времен прочтения детских сказок. И действительно, распространенный по всей Европе черешчатый или летний дуб (Quercusrobur) живет до 1500 лет и это настоящий рекорд продолжительности жизни среди российских деревьев.

Продолжительность жизни березы

Береза считается символом России, но ареал её произрастания значительно шире: от Франции до Алтая. Наиболее распространен вид березы бородавчатой (BetulaVerrucosa) или плакучей. В среднем береза растет 100-150 лет, но при благоприятных условиях доживает и до 200-300 лет.

Продолжительность жизни деревьев, сосна

Сосна – это очень распространенное дерево в европейских лесах России и тайге. Более 20% покрытой лесом площади бывшего СССР занимает сосна обыкновенная (Pinus sylvestris), срок жизни которой всего 300 лет. «Всего» потому что другие виды сосен – кедровая европейская (Pinuscembra) и кедровая сибирская (Pinussibirica) живут немного дольше – 1000 и 500 лет соответственно.

Продолжительность жизни клена

На территории России произрастает несколько видов кленов и срок жизни у них различный. Так клен белый (явор) может жить несколько веков, а завезенный из Северной Америки клен ясенелистный доживает лишь до 100 лет.

Продолжительность жизни тополя

Тополя заполонили улицы российских городов, и условия их произрастания благоприятными не назовешь. Но в природе тополь, как и его ближайшая родственница, ива, может дожить до 80-100 лет.

Продолжительность жизни деревьев, таблица

 

Название дерева

Высота дерева

Продолжительность жизни дерева

Слива домашняя или чернослив (Prunus domestica)

От 6 до 12 метров

От 15 до 60 лет

Ольха серая (Alnus incana)

От 15 до 20 (в благоприятных условиях до 25) метров

От 50 до 70 (в благоприятных условиях до 150) лет

Осина или дрожащий тополь (Populustremula)

До 35 метров

От 80 до 100 (150) лет

Рябина обыкновенная (Sorbus aucuparia)

От 4 до 15 (20) метров

От 80 до (300) лет

Туя западная (Thuja occidentalis)

От 15 до 20 метров

Больше 100 лет

Ольха черная (Alnus glutinosa)

30, максимум 35 метров

От до 150 (300) лет

Береза бородавчатая (Betulaverrucosa)

От 20 до 30 (35) метров

150 (300) лет

Вяз гладкий (Ulmus laevis)

От 25 до 30 (35) метров

150 (300) лет

Вяз шершавый (Ulmus scabra)

От 25 до 30 (40) метров

До 300 лет

Пихта белокорая (Abies alba)

От 15 до 25 метров

От 150 до 200 лет

Пихта сибирская (Abies sibirica)

До 40 метров

От 150 до 200 лет

Ясень обыкновенный (Fraxinus excelsior)

От 25 до 35 (40) метров

От 150 до 200 (350) лет

Яблоня дикая (Malus sylvestris)

От 10 до 15 метров

До 200 лет

Груша обыкновенная (Pyrus communis)

До 20 (30) метров

200 (300) лет

Ель европейская (Picea excelsa)

От 30 до 60 метров

От 300 до 400 (500) лет

Сосна обыкновенная (Pinus sylvestris)

От 20 до 40 (45) метров

От 300 до 400 (600) лет

Липа мелоколистная (Tilia cordata)

До 30(40) метров

От 300 до 400 (600) лет

Бук лесной (Fagus silvatica)

От 25 до 30 (50) метров

От 400 до 500 лет

Сосна кедровая сибирская (сибирский кедр)

До 35(40) метров

От 400 до 500 лет

Сосна кедровая европейская (Pinuscembra)

До 25 метров

До 1000 лет

Ель колючая (Picea pungens)

От 30 до 45 метров

От 400 до 600 лет

Лиственница европейская (Larix decidua)

От 30 до 40(50) метров

До 500 лет

Лиственница сибирская (Larix sibirica)

До 45 метров

До 500 (900) лет

Можжевельник обыкновенный (Juniperus communis)

От 1 до 3 метров (максимум 12)

500 лет (в благоприятных условиях 800-1000)

Тисс ягодный (Taxus baccata)

До 15 (20) метров

1000 лет (2000-4000)

Дуб черешчатый (Quercusrobur)

До 30-40 метров

До 1500 лет

 Другие ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ПРИРОДЕ

 

 

  • < Назад
  • Вперёд >

vse-fakty.ru

Продолжительность жизни растений и животных

Продолжительность жизни растений и животных — длительность существования особи (её онтогенеза), или клона[1][2], зависит от целого ряда фенотипических и генотипических причин и характеризует взаимодействие разрушающих и восстанавливающих процессов в организме, являющихся причинами его старения и смерти[1]. Продолжительность жизни оценивается при помощи следующих понятий:

  • Продолжительность жизни абсолютная — временно́й интервал от момента начала существования данного организма до момента прекращения его существования[1].
  • Продолжительность жизни средняя — средний возраст, достигаемый особями данной популяции, показатель, заметно колеблющийся в разные моменты существования популяции в зависимости от внешних условий[1].
  • Продолжительность жизни видовая[1] (физиологическая[2]) — средний максимальный возраст особей данного вида при наиболее благоприятных условиях существования, ограниченный только наследственностью[1][2].
  • Продолжительность жизни экологическая — средний предельный возраст особей вида в естественных условиях их обитания, зависит от многих внешних причин, и, как правило, в несколько раз меньше видовой.[1][2]
  • Продолжительность жизни ожидаемая — средний возраст, который предстоит достигнуть представителю данного поколения, если считать, что смертность представителей этого поколения сохранится в течение жизни.[1]

Продолжительность жизни средняя — величина переменная, в отличие от физиологической и экологической, которые в реальных условиях трудно разграничить. Поэтому понятие «максимальная продолжительность жизни», как правило, используют без уточнения того, в искусственных или естественных условиях её наблюдают. Значение продолжительности жизни состоит в том, что чем длиннее период воспроизведения потомства, тем больше возможностей его оставить[2].

Методы определения продолжительности жизни

В некоторых случаях наиболее точные результаты даёт подсчёт годичных колец, например, у древесных растений и отдельных животных, иногда даже ископаемых.

У растений иногда сравнивают толщину или объём ствола с ежегодным приростом, при этом учитывается число мутовок, цвет и строение коры, облик растения, у животных — внешний облик, степень стирания зубов или зарастания костных швов на черепе[2].

У наземных животных изучаются костные остатки, зубы, у рыб — размеры тела, чешуи и срез плавникового луча. Продолжительность жизни моллюсков возможно оценить по ростовым кольцам раковин, но только приближённо, так как в неблагоприятных условиях рост и образование годичных колец приостанавливаются[3].

Если есть возможность, пользуются прямой регистрацией: мечением, кольцеванием и т. п.[2]

Продолжительность жизни растений

Высшие растения классифицируются на однолетние, двулетние и многолетние, хотя даже представители одного вида, в зависимости от местообитания могут иметь разную продолжительность жизни. Например, клещевина (Ricinus communis) в умеренном поясе является многолетним, а в тропиках — однолетним растением; мятлик (Роа annua) — однолетний на равнинах, многолетний в горах. Эфемеры обладают самой короткой жизнью.

Растения являются наиболее долгоживущими организмами, особенно деревья. Среди них не менее 3000 лет могут прожить секвойи, отдельные виды кипарисов и тисов, некоторые инкрустируемые карбонатом кальция мхи; не менее 2000 лет могут прожить дубы, грецкие орехи и каштаны; 700—1000 лет — сибирский кедр, липа, ель. Продолжительность жизни большинства растений как правило не больше 70—120 лет, в том числе у деревьев, грибов (трутовики), водорослей (ламинарии), споровые (в том числе папоротникообразные)[2].

Хотя продолжительность жизни отдельного представителя растительных клонов не велика, продолжительность жизни их последовательности выше, чем у особи, выращенной из семян (например, для чёрного тополя и некоторых сортов тюльпана вегетативное размножение наблюдалось в течение периода более 300 лет).

Особым случаем является сохранение жизненных функций у спор и семян. Известны случаи, когда семена лотоса, пробывшие в торфе 2000 лет, и семена арктического люпина, пробывшие в вечной мерзлоте около 10 000 лет, сохранили способность прорастать[3].

Примечание: * В этом случае возможны проблемы с идентификацией того же «индивидуума», так как имеется в виду возраст плантации клонов.

Продолжительность жизни животных

Продолжительность жизни животных зависит от многих индивидуальных и групповых свойств организмов, а также от внешних факторов. Зависимость продолжительности жизни животных от её экологических условий тем больше, чем примитивнее организм. Например, губки могут прожить до 10—15 лет, кишечнополостные (актинии) — до 70—80 лет, черви — от 1—3 до нескольких десятков лет. Пауки обычно живут 4—5 лет, хотя встречаются самки тарантулов возрастом до 20 лет. Если сосущие инфузории рода Tokophrya питаются обильно, то они живут несколько дней, при нехватке питания — несколько месяцев; в роде Paramaecium продолжительность жизни варьируется от менее 2 месяцев до 10 лет. Обычно максимальная продолжительность жизни одноклеточного — порядка 1 года. Продолжительность жизни у клеток многоклеточного организма значительно выше, чем у одноклеточных.

Продолжительность жизни многоклеточных животных в целом пропорциональна периоду роста индивидуума, который составляет примерно 20 %, хотя представители некоторых видов например, моллюсков, рыб, растут всю жизнь. В целом продолжительность жизни животных тем больше, чем больше масса тела или некоторых органов (мозг, надпочечники, печень[3]).

Приближённую зависимость продолжительности жизни (x) от массы тела (y) и мозга (z) можно записать в виде

lg х =0,6 lg z — 0,23 lg у + 0,99.

Например, мелкие ракообразные (дафнии) живут несколько недель, крупные (омары) до 50 лет; Мелкие рыбы (анчоусы, бычки и другие), доживают, как правило до 1,5—2 лет, крупные (осётр, щука) — свыше 80 лет; гигантская саламандра в отличие от мелких земноводных доживает до 60—70 лет; возраст крупных черепах может превышать 150 лет.

Способы увеличения продолжительности жизни могут быть пассивными, например, развитие защитных приспособлений, в том числе раковины моллюсков или панцирь черепах; или активными, например, повышенная подвижность, усиление центральных интегрирующих механизмов и скорости обмена веществ у теплокровных. Среди животных с пассивными механизмами долголетия более подвижные представители живут значительно меньше менее подвижных, например, ящерицы и змеи живут много меньше черепах, а головоногие моллюски в 10—20 раз меньше (3—4 года), чем двустворчатые. В то же время у животных с активными механизмами увеличения продолжительности жизни более подвижные живут дольше, например, у кролика жизнь вдвое короче, чем у зайца.[2]

Продолжительность жизни некоторых видов многоклеточных животных (лет)а
Примечания:а Эта таблица является сокращённым вариантом таблицы, приведенной в статье Максимальная продолжительность жизни, с целью показать приблизительный диапазон продолжительностей жизни для основных групп организмов. Ссылки на источники каждого значения приведены в полном варианте. При составлении таблицы указывались все найденные значения возраста, хотя достоверность их разная. Лучшим источником возраста для большинства организмов является AnAge Database в связи с тем, что эта база данных в большинстве случаев содержит подробные ссылки на первоисточники использованной информации и оценивает их достоверность. Подробнее см. здесь.б Следует отметить, что человек способен пользоваться услугами медицины, кроме того, случаи долгой жизни человека намного лучше задокументированы. В результате продолжительность жизни человека кажется дольше, чем у аналогичных животных.

См. также

Примечания

www.gpedia.com

Конспект урока на тему "Cрок жизни растений"

Здесь Вы можете скачать Конспект урока на тему "Cрок жизни растений" для предмета : Окружающий мир. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Тема урока «Cрок жизни растений»

Цель урока:

Сформировать представление о продолжительности жизни растений, познакомить с однолетними, двулетними и многолетними растениями.

Задачи:

1.Познакомить с однолетними, двулетними и многолетними растениями, научить соотносить растения с одной из групп.

2. Развивать познавательную активность, речь, умение сравнивать, анализировать и делать вывод.

3. Воспитывать бережное отношение к миру растений

Оборудование:

  1. Презентация «Срок жизни растений»

  2. Детские рисунки

  3. Таблица «Деревья, кустарники, травы»

  4. Карточки для игры «Крестики-нолики»

Ход урока:

  1. Побуждение

А) приветствие гостей

Б) психологический настрой учащихся

- С каким настроением Вы пришли сегодня на урок? Почему?

C:UserssadvoiraDesktopimg4.jpg

В) деление на группы

Группа № 1: «Синоптики»

Подготовить сообщение об изменениях в неживой природе

Группа № 2: «Ботаники»

Подготовить сообщение о жизни растений

Группа № 3: «Биологи»

Подготовить сообщение о жизни животных и людей

(презентация)

  1. Актуализация знаний

  1. Беседа

- Как называется наука, изучающая растения? (Ботаника)

- На какие группы делятся растения? (Деревья, кустарники, травы)

- Назовите отличительные особенности каждой группы?

(1 группа - деревья; 2 группа – кустарники; 3 группа – травы)

- Что необходимо для жизни растений?

2. Проверка домашнего задания, игра «Крестики-нолики»

(согласен ставим Х, не согласен 0)

  • Все растения важны в природе – Х

  • Растения называются культурными, потому что много читают – 0

  • Ветки, листья, цветки – это органы растений – 0

  • Растения - живой организм, потому что дышат, питается, растет, размножается, умирает – Х

  • Растению для жизни нужны – тепло, лето, свет, песок, вода – 0

(проверка в паре: 1-2 ошибки – 4; 3 ошибки – 3; 4 ошибки и более, надо обязательно повторить тему)

  1. Основная часть

- Докажите, что растения живой организм (ответы детей).

- Растения, как и другие живые организмы, имеют возраст. Одни растения живут всего лишь несколько месяцев. Весной они прорастают из семян, летом растут, осенью дают плоды с семенами и затем отмирают.

Другие наоборот, живут десятки и тысячи лет.

Растения, которые весной развиваются из семени и осенью отмирают, называются однолетними (горох, огурец, подсолнух, перец, помидор).

Двулетние растения на первом году жизни прорастают из семени, но не цветут. Цветы и плоды с семенами появляются у них на второй год. Дав семена, двулетние растения отмирают. (морковь, капуста, свекла, петрушка)

Деревья и кустарники живут много лет. Они цветут и дают семена каждый год. Каждый год на них появляются новые листья, ствол становится шире, они растут и становятся выше. Это многолетние растения. (дуб, береза, тополь, сирень)

У многолетних травянистых растений есть луковицы, клубни, корневища. Из них ежегодно вырастают новые растения. Они цветут, дают плоды и отмирают.

А луковицы, клубни, корневища зимуют в почве.

Многолетних растений в природе много. (лук, чеснок, тюльпан, крапива, одуванчик, земляника)

  1. Физминутка

Игра «Деревья, кустарники, травы» (при названии дерева дети встают- руки вверх, кустарники – руки в стороны, травы – приседают на корточки)

  1. Просмотр видеоролика «Срок жизни растений»

  2. Работа с учебником (стр.79-80)

Задание по группам: выбрать материал по однолетним растениям – 1 группе, по двулетним – 2 группе, многолетним – 3 группе.

(презентация)

  1. Дополнительный материал к уроку (рассказы детей об интересных фактах из жизни растений)

  1. Незабываемые ощущения находятся рядом с деревьями-долгожителями. Подумать только, это самые древние живые существа на земле. Они являются очевидцами всех великих событий человеческой цивилизации. К самым долгоживущим деревьям на нашей планете относят ель обыкновенную. Возраст самой древней ели – 9 550 лет. Произрастает она в шведской провинции Доларна. Выглядит совсем не старой.

  2. К следующему в списке долгожителей деревьев относят – секвойю и баобаб. Их возраст может достигать 5000 лет. К тому же, секвойя является одним из самых высоких деревьев на планете, высота достигает 115 метров.

  3. Баобаб является самым толстым из них, окружность его ствола 9-10 метров, при этом в высоту он небольшой, всего 18-25 метров. Оно выпивает до 120 000 литров воды.

  1. Закрепление изученного материала по группам.

Задание 1 группе

Соотнесите:

Морковь Однолетние

Огурец

Арбуз Двулетние

Свекла

Тыква

Рябина Многолетние

Одуванчик

Задание 2 группе

Разгадать ребусы и определить сроки жизни.

Задание 3 группе

Нарисовать однолетние, двулетние, многолетние растения.

(презентация)

  1. Рефлексия

-Что нового Вы узнали на уроке? Оцените свою работу на уроке карточками: зеленая – отлично, желтая – удовлетворительно, красная – плохо)

  1. Домашнее задание

Страница 79-80, читатьпересказывать, «Дневник наблюдений» стр.16

docbase.org

План-конспект урока по окружающему миру "Продолжительности жизни растений" подготовила Васильева Н.В. - ШМО учителей начальных классов - Учительская - Сведения об организации

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 города      Красноармейска Саратовской области»

 

План – конспект

 

открытого урока по «Окружающему миру» в 3

 

классе на тему:

 

«Продолжительность жизни растений»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель Васильева Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

г. Красноармейск

2014 год

 

 

Тема : «Продолжительность жизни растений»

Цели: 1. Обобщить и систематизировать знания учащихся  о разнообразии растений;

           2. Ознакомить ребят с продолжительностью жизни различных растений на нашей планете;

           3. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

1. Орг. момент.

В школе прозвенел звонок – начинается урок.

- Что было задано на дом?

 

На дом было задано подготовить защиту проекта по разделу «Растительный мир», по темам : « Разнообразие растений», «Растения живые существа», « Растения и человек.»

 

 

2. Опрос домашнего задания.

-Что было задано на дом?- На дом было задано подготовить защиту проекта по разделу «Растительный мир Земли».

1. Характеристика.

2. Папоротники.

3. Мхи.

4. Водоросли.

5. Хвойные растения.

6. Цветковые растения (травянистые, кустарники, деревья).

7. Заключение.

3. Обобщение пройденного.

Молодцы, ребята вы узнали и рассказали нам много интересного о растениях.  О том, что растения –это живые организмы, которым для нормальной жизнедеятельности нужны почва, влага и свет, что растения,  могут быть культурными и дикорастущими, где могут жить растения, что они размножаются, приносят человеку пользу или вред. А вот о чем мы еще не говорили, но это является важным процессом для жизни растений? Да, конечно , это то, сколько лет могут прожить растения.

4. Объяснение нового материала.

- Тема нашего урока «Продолжительность жизни растений», открыли тетради, записали число, номер темы.

- Скажите, пожалуйста, какую цель перед собой мы поставим сегодня на уроке?

- Узнать о том, сколько лет могут прожить на Земле разные растения.

- Изучение этой темы я начну в том порядке, как вы защищали проект. Первым видом растений были папоротники. В зависимости от местности их произрастания они могут прожить от 30 до 100 лет. Мхи до 2000 тысяч лет, водоросли от 10до 20 лет.

- Хвойные растения –  относят к многолетним растениям, и они могут прожить:

- ель от 400 до 1000 лет; сосна сибирская кедровая – до 500 лет; сосна 1200-1300 лет; сосна обыкновенная -400-600 лет; а секвойя Калифорнийская от 3 до 5 тысяч лет.

-Цветковые или покрытосемянные растения самый крупный отдел растений на Земле. Они могут быть однолетними, двулетними и многолетними.

- сначала рассмотрим травянистые растения. К однолетним травянистым растениям относят такие растения, которые в течении

менее чем одного года из семян вырастают во взрослое растение, цветут, плодоносят, созревают семена  и погибают, т.е. в течении года завершают свой жизненный цикл.

- к культурным однолетним травянистым растениям можно отнести пшеницу, рис, бобовые, рожь, лен, томаты, огурцы, кукурузу, болгарский перец, картофель, различные цветы – астру, космею, дельфиниум, петунию.

- к дикорастущим однолетним травянистым растениям лебеду, мокрицу, ромашку, одуванчик, дурман.

- К двулетним травянистым растениям относят такие растения, жизненный цикл которых составляет 2 года. В 1 год жизни растения образуют корнеплод , а на 2 год жизни цветут и образуют семена. Культурные –это капуста, сельдерей, морковь, репа, редька, свекла. Дикорастущие –лопух, белена, белодонна.

- к многолетним относят такие растения , жизненный цикл которых составляет от 5 до 1000 лет и более.

Многолетние травянистые растения – это щавель, спаржа, хрен, ревень, культурные цветы – ирисы, нарциссы, пионы, хризантемы, тюльпаны, которые живут от 10 до 40 лет. К этой группе также относят многие комнатные цветы.

 Кустарники. Общая длительность жизни кустарника может быть несколько сот лет, однако каждый стволик со своей кроной живет в среднем 20-40 лет, у малины- 2года, у сирени -60 лет.

- облепиха -25-30 лет; малина, крыжовник, смородина- 20-40 лет; рябина - 80 лет; черника, голубика, брусника, клюква – 5-25 лет; 

- Деревья – культурные: вишня от 20 до 60 лет; яблоня от 60 до 120 лет; груша от 80 до 120 лет; черешня, абрикос -100 лет; грецкий орех – 400 лет.

-Деревья дикорастущие – береза 100-150 лет; осина 80-100 лет; боярышник 300 лет; липа мелколистная 300-600 лет; липа крупнолистная 700-1000 лет; дуб от 500 до 1500 лет; тополь серебристый до 1000 лет; каштан -2000 лет.

- Продолжительность жизни растений зависит от климатических условий и должна обратить ваше внимание на то, что данный возраст растений в разных источниках указан по разному.

5. Закрепление нового материала.

Достигли ли мы с вами той цели, что поставили перед собой?  -да, мы узнали много интересного о том, сколько могут жить растения.

-Какие растения называют однолетними?

-Что к ним можно отнести?

- Какие растения называют  двулетними?

- Назовите их?

- Сколько лет живут водоросли?

- Чему равна продолжительность жизни мхов?

- Сколько лет могут жить хвойные растения?

- Что можно сказать о травянистых растениях?

- Назовите кустарники и срок их жизни?

- Культурные деревья и их продолжительность жизни?

- Дикорастущие деревья сколько могут жить?

- Откройте учебники на с. 71   , прочтите текст и впишите в карточку ответы.

- Заслушать ответы.

6. Выставление оценок.

 

7.- Задание на дом.

С. 71-72  , работа по карточке, указать продолжительность жизни данного растения

 

 

 

 

 

1.Характеристика  раздела.

Мир растений – это источник жизни на Земле. Куда бы мы не посмотрели, повсюду увидим растения: на полях, лугах, в лесах, степях, горах, пустынях, болотах, морях, океанах, реках.

Существование человека, животных, микроорганизмов невозможно без зеленого океана, который является фабрикой атмосферного кислорода. Растения насыщают воздух фитонцидами – летучими веществами, которые убивают болезнетворные микробы. Растения приглушают различные шумы и служат фильтром от пыли. От растений зависит местный климат. Растения человек употребляет в пищу, кормит домашний скот.

Это интересно знать:Человек за год выдыхает 300 килограммов углекислого газа, а все человечество 900 миллионов тонн.

Растения всего мира за год поглощают 175 миллиардов тонн углекислого газа, а выделяют 45 миллионов тонн  кислорода.

Разнообразие растительного мира велико: растения отличаются друг от друга окраской, формой стеблей, листьев, цветков, плодов, продолжительностью жизни.

Все растения в основном делят на папоротники, мхи, водоросли, хвойные и цветковые.

 

2. Папоротники –это древнейшие растения, которые появились около 400 миллионов лет назад. Раньше папоротники были огромными деревьями высотой до 40 метров, такие папоротники сейчас встречаются только в тропических лесах, а в нашем районе растут только травянистые папоротники. Они имеют корни, стебли, листья и любят влажные тенистые места. Существует около 10 тысяч видов папоротников, они отличаются друг от друга размерами, формами, строением и жизненным циклом. Папоротники бывают лекарственные, съедобные и ядовитые. В России в основном встречается папоротник Орляк обыкновенный, он бывает высотой до 1 м 20см.

3.  Мох –это растение, которое не имеет корней и цветков, он состоит из стебля и листьев и размножается спорами. Мох очень любит влажную среду и поэтому его жизнь зависит от воды, он впитывает ее как губка. Если воды мало, то жизнь мхов приостанавливается. Мхи очень живучи. Некоторые из них могут даже ожить после 9 лет «заточения» в гербарии. Мох может встречаться везде : в лесу, на лугу, на болотах, около домов, на стволах старых деревьев. Мох растет очень плотно друг к другу, и образуют на почве сплошной покров изумрудно-зеленого цвета. Высота мха 2-3 сантиметра, бывает и 5 см.

Это интересно: Северные народы используют сухой мох для утепления домов, как постель и главное как заменитель медицинской ваты.

 

4. Водоросли -  это растения зеленого цвета, которые не имеют ни корней, ни листьев, ни стеблей, ни цветков, живущие в воде, но есть и такие которые приспособились к жизни вне воды, при более или менее обильном увлажнении. Распространение морских водорослей в глубину зависит от света и прозрачности воды. Они могут расти на глубине до 30 метров. Когда вода замерзает, водоросли вмерзают в лед, но при оттаивании вновь оживают. В полярных и высокогорных странах на отдельных участках встречается красный снег - это красные водоросли. Также в природе встречаются водоросли желтого и серого цвета. А некоторые водоросли встречаются в горячих источниках при температуре + 85-+ 93 градуса. Есть водоросли, которые поселяются на коре деревьев, им достаточно влаги от дождей и росы. Отмирающие морские водоросли образуют на дне мягкое студнеобразующее вещество, из которого после обработки получают смолу, бензин, керосин, лаки. Из красных водорослей получают плотный студень агар-агар, который используют в кондитерском производстве. Самые простые – это одноклеточные водоросли и их можно увидеть только при помощи микроскопа, но летом  в жаркие солнечные дни их становится очень много, и вода кажется зеленой. Среди водорослей есть и многоклеточные, особенно их много в морях и океанах. Из морских водорослей распространена ламинария, ее иначе называют морской капустой, она очень полезна для нашего организма, потому что  содержит в своем составе йод.

5. Хвойные растения обитают в нашей стране повсюду. К ним относят ель, сосну, кедр, лиственницу, пихту. Хвойные породы, которые образуют шишки и имеют хвою в форме иголок, являются представителями отдела голосеменных. В него входят около 500 видов, в том числе одно из самых высоких деревьев на Земле – Калифорнийская секвойя, высота достигает до 100 метров. Многие хвойные не сбрасывают хвою в течение года. Деревья и кустарники размножаются при помощи семян. Семена хвойных образуются в шишках. При созревании их чешуйки раскрываются, и семена падают на землю, а потом разносятся при помощи птиц и животных. Хвойные растения имеют корень, ствол, ветки, хвою и шишки с семенами. Хвойные растения растут очень медленно, например ель за год вырастает всего на 1 сантиметр. Все хвойные растения долгожители. Человек ценит хвойные растения за их превосходную древесину, вкусные плоды и использует, как лекарственные растения.

 

6. Цветковые или покрытосеменные растения, самый крупный  отдел царства растений. Цветковые растения  известны своим появлением 150 миллионов лет назад. Цветковые растения – самая многочисленная и широко распространенная  на Земле группа растений. Они встречаются повсюду. Их около 250 тысяч разных видов. Значение цветковых для человека очень велико. Все важнейшие культурные растения – представители этого отдела. Широкое распространение получили пищевые, лекарственные, технические, кормовые, озеленительные и декоративные растения. Цветковые очень сложно устроены. Они имеют корень, стебель, побеги, листья, цветки, плоды, семена.

 

 Все цветковые растения бывают   культурные и дикорастущие, и делятся на 3 группы: деревья, кустарники и травы.

Культурные растения -  это такие, которые вырастил человек, он за ними ухаживает, собирает плоды и ягоды.

Дикорастущие растения –это такие растения, которые растут сами по себе и за ними никто не ухаживает. Они растут в лесах, на полях, на лугах, в горах.

 

Травянистые растения делят на культурные и дикорастущие. К культурным относят: хлебные злаки, гречиху, разные овощи,  разновидность  ягод, все виды комнатных цветов (посмотрите, сколько их у нас в классе). Цветы, растущие в полисадниках и на клумбах. К дикорастущим – все травянистые растения, которые растут на полях, лугах, в лесах. Их также можно встретить в огородах.

Кустарники бывают культурные и дикорастущие. Это многолетние растения, имеющие корень, несколько стволиков, на которых расположены почки, листья, цветы и плоды с семенами. Кустарники могут быть высотой от 50 см до 2 метров. К ним относят малину, смородину (белую, красную, черную), ежевику , крыжовник, сирень, чернику, бруснику.

Рассказать о малине.

 

Деревья , многолетние растения, которые имеет корень, ствол, стебли, побеги, цветки, плоды с семенами. К этой группе относят все деревья, растущие на нашей планете. Их огромное количество, Это все фруктовые деревья, береза, сосна, тополь, ива, липа и многие другие.

Рассказать о дереве.

 

Итог. Для нормальной жизнедеятельности растений необходимы: почва, влага и солнце. Все растения при помощи корней поглощают из почвы необходимые для жизни воду и минеральные вещества. Стебель служит растению опорой. По стеблю происходит передвижение воды и питательных веществ ко всем частям растения. Цветок является важным органом растения, который опыляется ветром или насекомыми. Цветки бывают разного цвета и формы, также как и плоды. Многие цветковые размножаются при помощи семян, которые образуются в плодах. Семена распространяются при помощи ветра, птиц, насекомых, животных, человека. У каждого растения своя форма семян. При благоприятных условиях из семян вырастает новое растение, таким образом в природе появляются новые растения.

krasschool.ucoz.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта