Космическая роль зеленого растения. Сообщение космическая роль растений
Космическая роль растений — реферат
Реферат на тему:
«Космическая роль растений»
Растения играют в жизни других организмов и в биосфере в целом очень важную роль. Зеленый цвет не случайное только свойство растения. Оно зелено потому, что от этого именно цвета зависит его важнейшее отправление. В зеленом цвете, этом самом широко распространенном свойстве растения, лежит ключ к пониманию главной космической роли растения в природе.
Все органические вещества, как бы они ни были разнообразны, где бы они ни встречались - в растении ли, в животном или человеке, прошли через лист. Вне листа в природе не существует лаборатории, где бы выделывалось органическое вещество. Без усвоения растениями углерода на земле не было бы жизни в том виде, в каком она есть сейчас. В итоге оказывается раскисление, накопление вещества, поглощение энергии, мы имеем перед собой тип растения.
Растение необходимую для него энергии получает от солнца.
Таким образом, мы восходим до самого общего представления о жизни растения, до понятия о его значении, о его роли в органическом мире. Это - роль посредника между солнцем и животным миром. Растение или, вернее, самый типичный его орган - хлорофилловое зерно - представляет то звено, которое связывает деятельность всего органического мира, все то, что мы называем жизнью, с центральным очагом энергии в нашей планетной системе – солнцем.
Итак, жизнь на Земле зависит от солнца. А накопителем его энергии являются зеленые растения. Фотосинтез, который можно записать следующей формулой:
Углекислый газ + вода + энергия солнца = органические вещества ( сахар и крахмал) + кислород |
Органические вещества затем используют в пищу животные и человек. Таким образом, энергия солнца, запасенная зелеными растениями в сахарах, жирах и белках обеспечивает жизнь всего живого на Земле - от бактерий до человека.
Мы можем доставить растению сколько угодно удобрений, сколько угодно воды, можем, пожалуй, оберегать его от холода в теплицах, можем ускорить круговорот углекислоты, но не получим органического вещества более того количества, которое соответствует количеству солнечной энергии, получаемой растением от солнца. Физика учит нас, что свет есть не что иное, как волнообразное движение. Волны света, ударяясь о тела, вызывают в них то движение частиц, которое мы называем теплотой. Когда это сотрясение частиц тела достигает известного предела, оно может иметь еще более глубокие последствия: будет нарушаться связь между составными частями химических соединений, наступит разложение этих соединений. Но какие же волны всего вероятнее будут вызывать это разрушение?
Из всех волн лучистой энергии солнца, возмущающих безбрежный океан мирового эфира и проникающих на дно нашей атмосферы, обладают наибольшей энергией, наибольшей работоспособностью именно красные волны, они-то и производят ту химическую работу в растении, благодаря которой возникает возможность жизни на Земле.
Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. Он только затратился на внутреннюю работу, он рассек, разорвал связь между частицами углерода и кислорода, соединенными в углекислоте. Освобожденный углерод, соединяясь с водой, образовал крахмал. Этот крахмал, превратясь в растворимый сахар, после долгих странствований по растению отложился, наконец, в зерне в виде крахмала же или в виде клейковины. В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы. И вот теперь атомы углерода стремятся в наших организмах вновь соединиться с кислородом, который кровь разносит во все концы нашего тела. При этом луч солнца, таившийся в них в виде химического напряжения, вновь принимает форму явной силы. Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение.
Зеленый лист, или, вернее, микроскопическое зеленое зерно хлорофилла, является фокусом, точкой в мировом пространстве, в которую с одного конца притекает энергия солнца, а с другого берут начало все проявления жизни на земле. Растение - посредник между небом и землею.
Теперь только мы в состоянии вполне оценить значение процессов, совершающихся в хлорофильном зерне под влиянием света. Во-первых, с химической точки зрения это тот момент, когда неорганическое вещество, углекислота и вода, превращается в органическое, - здесь лежит источник и начало всех разнородных веществ, из которых слагается весь органический мир. С другой, с физической точки зрения, хлорофиловое зерно представляет тот прибор, в котором улавливаются солнечные лучи, превращающиеся в запас для дальнейшего употребления. Растение из воздуха образует органическое вещество, из солнечного луча - запас силы.
Жизнь растений, жизнь леса - явления первостепенного значения, от которых зависят благополучие людей и даже сама жизнь на Земле.
Наличие на Земле мира зеленых растений обеспечивает питание и дыхание животных и человека, образование озонового слой, а также накопление горючих материалов, представляющих собою частью также углеводы, частью углеводороды и даже почти чистый углерод.
Углекислый газ кислород
Растения |
Органические
вещества
животные
вода и минеральные вещества
При разложении органические
вещества превращаются в
минеральные вещества
Без зеленых растений жизнь на Земле была бы ограничена ничтожным кругом некоторых своеобразных по своему питанию бактерий. Все остальные живые существа поддерживают свое существование только благодаря способности растений накоплять углеводы, жиры и белки, а также вырабатывать свободный кислород в количествах во много раз больших, чем это необходимо для их собственных питания, дыхания и роста.
Итак, космическая роль растений состоит в следующем:
- Растения образуют органические вещества для питания других организмов.
- Энергия солнца накапливается в растениях и передается другим организмам.
- Поглощая углекислый газ, выделяемый животными и, образуемый при гниении и горении, растения поддерживают его постоянный состав в атмосфере.
- Растения образуют кислород для дыхания и озоновый слой, защищающий живые организмы.
- При разложении растений и животных образуется почва, богатая минеральными веществами, которые могут опять использовать растения.
А человечество должно охранять зеленые растения, беречь от пожаров и вырубки леса, а также не загрязнять атмосферу углекислым газом и другими вредными газами.
yaneuch.ru
Космическая роль зеленых растений, Биология
Пример готового реферата по предмету: Биология
Содержание
Зеленые растения, являясь основными автотрофами на нашей планете, определяют несколько существеннейших параметров жизни:
- накопление кислорода в атмосфере,
- накопление биомассы,
- синтеза органики в первом звене пищевой цепи,
- преобразование физической энергии Солнца в химическую энергию органических веществ.
В.И. Вернадский писал о значении растений так: «На нашей планете свободный кислород, находящийся на ней в виде газа или в форме раствора в природных водах, нацело создается жизнью. Мы не знаем пока ни одного случая, когда бы он выделялся в значительном количестве в результате какого бы то ни было химического процесса, независимо от жизни. Но нам известны тысячи земных химических процессов, в которых свободный кислород поглощается, переводится в новые соединения, исчезает как таковой. А между тем, количество его в биосфере не меняется, остается все тем же. Это достигается непрерывной работой зеленых растений, и это одно дает меру их значения на нашей планете, дает представление о размахе их геохимической энергии» [1,3,7].
Выдержка из текста
На первый взгляд рассматриваемая тема о космической роли зеленых растений может показаться абсурдной, ибо причем тут космос к самым, что ни на есть, земным живым организмам — растениям, тесно связанным с почвой, воздухом, водой.
Но в действительности именно зеленые растения являются связующим звеном между природой планеты Земля и космосом в лице звезды нашей планетной системы Солнцем, поскольку зеленые растения — это те живые организмы, которые поглощают солнечную энергию, падающую на нашу планету, и превращающие ее в энергию химических молекул, обеспечивающих круговорот энергии в природных системах. Этот замечательный процесс, названный процессом фотосинтеза, был открыт еще в
1. веке, причем процесс его изучения заинтересовал много ученых, каждый из которых внес свою существенную лепту в его познание, да и сейчас этот процесс является ключевым объектом исследований физиологов растений, селекционеров растений, биохимиков и биофизиков, поскольку тонкие молекулярно-атомарные аспекты этого явления до сих пор скрывают свои тайны.
Список использованной литературы
1. источников литературы.
referatbooks.ru
Космическая роль зеленого растения | Общество физиологов растений
К 110-летию крунианской лекции К.А. Тимирязева
«…задача, поставленная Тимирязевым, выяснить непосредственное и опосредованное значение для растений лучей солнечного спектра – задача не одного человека или даже поколения. В сущности она неисчерпаема». Тимирязевские чтения. Н.П. Воскресенская. Фоторегуляторные аспекты метаболизма растений. М. Наука 1979.
110 лет тому назад Климент Аркадьевич Тимирязев получил приглашение выступить в Англии с лекцией в Лондонском Королевском Обществе. 30 апреля 1903 года он сделал доклад на английском языке «Космическая роль зеленого растения». Эта лекция называется Крунианской (Croonian lecture), так как её чтение было организовано на капитале, завещанным доктором Круном, современником Галилея и одним из первых членов Лондонского королевского общества. Лекция читалась ежегодно, почти в течение двух веков, для чтения приглашались выдающиеся английские или континентальные учёные: Гёксли, Вирхов, Гельмгольц. В том же году лекция «The Cosmical Function of the Green Plants» была опубликована в журнале: Proceedings of the Royal Society, Vol. 72, 1903. В пояснениях к письму Г. Клебсу есть запись: «Возвращаясь из Англии после Крунианской лекции Климент Аркадьевич в дороге заболел воспалением лёгких и вынужден был остановиться в Гейдельберге, где он прожил до января 1904 г.». Может быть поэтому текст на русском языке был опубликован лишь в следующем 1904 году в переводе автора с небольшими редакционными изменениями в журнале «Научное слово» (книга 3). Эта статья подвела итог 35-летней работы автора.
Вот несколько цитат из этой знаменитой лекции:
… «Более тридцати пяти лет провёл я, уставившись если не на зелёный огурец, закупоренный в стеклянную посудину, то на нечто вполне равнозначащее – на зелёный лист в стеклянной трубке, ломая себе голову о запасании впрок солнечных лучей».
… «Буссенго только что опубликовал свои классические исследования над ассимиляцией углерода, в которых показал, что этот процесс может быть легко изучаем на отдельных листьях или даже кусочках листьев».
… «Если… мы обратимся к микроспектру и увидим, как хлорофилловые зёрна, сохраняя свой обычный цвет и прозрачность в жёлтых и зелёных частях спектра, становятся чёрными, как угольки, при перемещении их в красную или синюю часть спектра то можем быть уверены… мы действительно присутствуем здесь при таинственном процессе «превращении света в тела», благодаря которому этот ничтожный чёрный комочек вещества является истинным звеном, соединяющим величественный взрыв энергии в нашем центральном светиле со всеми многообразными проявлениями жизни на обитаемой нами планете».
… «В исследовании Дрэпера было найдено удовлетворительное объяснение для совпадения максимума химического процесса с максимумом яркости лучей в жёлто-зелёной части спектра. В нечистом спектре, полученном при помощи широкой щели, эта часть – фактически почти белая, слегка окрашенная в эти цвета, и, следовательно, действует суммой всех лучей спектра. Только края такого спектра действительно монохроматичны».
... «Все необходимые манипуляции – переливание газов и их обработка реактивами – достигаются при помощи предложенной мною в 1871 году газовой пипеты, которую я до сих пор считаю наиболее удобной. Она представляет прочное сочетание пипеты и ртутной ванны. Так как при исследовании газового обмена трубки с листьями погружены своими нижними концами в ртуть, то спектр, по небходимости, нужно делить на части в вертикальном направлении». (Прим. автора – Тимирязев осознавал, что работать с ртутью опасно, однако научный интерес был сильнее)
В настоящее время первый печатный вариант лекции «Космическая роль зеленого растения» на английском языке свободно доступен в электронной библиотеке Лондонского Королевского Общества
http://rspl.royalsocietypublishing.org/content/72/477-486/424.full.pdf+html
В дальнейшем Климент Аркадьевич включил статью «Космическая роль растения» в свой сборник «Солнце, жизнь и хлорофилл». В начале сборника он цитирует учёных: Жана Сенебье (Физиология растений. Женева, 1800 г.), Роберта Майера (Органические движения и т.д., 1845 г.), Германа Гельмгольтца (Взаимодействие сил природы, 1854 г.), У. Бейлиса (Основы общей физиологии, 1915 г.). Примечание от редакции в этом сборнике сообщает нам, что «болезнь, окончившаяся смертью автора 28 апреля 1921 года, застала его во время работы над предисловием, которое осталось незаконченным».
Некоторые цитаты из этого сборника, художественные эпитеты, способны пролить свет на ту одухотворенность, преданность и любовь, с которой Тимирязев относится к своей научной деятельности.
… «Солнце и жизнь – эти два представления человек, вероятно, привык связывать, сопоставлять, как только стал осмысленно озираться на окружающий мир и на себя самого».
… «клички этой небесной четвёрки: Красный, Лучезарный, Сияющий, Землелюбивый, и эти кони продолжали вдохновлять художников вплоть до наших дней».
… «Даже ультрареалист Роден не обошелся без них, как символ солнца».
… «Я был первым ботаником, заговорившем о законе сохранения энергии и соответственно с этим заменившим и слово «свет» выражением «лучистая энергия».
… «в современных трактатах о солнце уделяют целые параграфы или даже главы жизненным явлениям, зависящем от солнца, особенно тому, что я уже давно предложил назвать «космической ролью растений»…(Прим. автора - На этих словах рукопись, уже переписанная Тимирязевым для печати, обрывается)
Мастеру русского символизма, писателю Андрею Белому, в свою бытность студентом Московского государственного университета посчастливилось бывать на лекциях Тимирязева и вдохновиться его энергией, искренностью и незаурядным подходом к преподаванию:
– «…ходил Тимирязева слушать я изредка, чтоб увидать прекрасного, одушевлённого человека, метающего большие голубые глаза, с привзвизгом ритмическим вверх зигзагами мчащегося вдохновенного голоса, выявляющего фигурой и позой – взлёт ритма. Я им любовался: взволнованный, нервный, с тончайшим лицом, на котором как прядала смена сквозных выражений, особенно ярких при паузах, когда он, вытянув корпус вперёд, а ногой отступая, как в па менуэтном, готовился голосом, мыслью, рукою и прядью нестись на привзвизге, - таким прилетел он в большую физическую аудиторию, где он читал и куда притекали со всех факультетов и курсов, чтоб встретить его громом аплодисментов и криков: взлетев в сюртуке, обтягивающем тончайшую талию, он, громом встреченный, бег обрывал и отпрядывал, точно танцор перед его смутившею импровизацией тысячного визави в сложном акте свершаемой эвритмии; стоял, полуизогнутый, но как протянутый или притянутый к нам, взвесив в воздухе очень худую изящную руку; переволнованный, вдруг просветляясь, сияя глазами, улыбкой цветя, становяся чуть розовым, кланяясь; и протягивал, чуть-чуть потрясая, нервнейшие руки…
На первую лекцию к третьему курсу под топанье, апплодисменты взлетал он с арбузом под мышкою; знали, что этот арбуз он оставит; арбуз будет съеден студентами; он – демонстрация клеточки: редкий пример, что её можно видеть глазами; Тимирязев резал кусочки арбуза и их меж рядами пускал». (Андрей Белый. Университет. Из книги: На рубеже двух столетий. Кн.1.М.Худ. лит.1989).
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: В музее истории Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова есть портрет К.А. Тимирязева, сделанный на листочке растения, в качестве доказательства образования крахмала при фотосинтезе. Его выполнила Нина Ивановна Соковнина. Из справки проф. Ф.Н. Крашенинникова: «Работая систематически в течение 3-х лет, по сентябрь месяц 1913-го года, Н.И. Соковнина прошла под моим руководством курс газового анализа, знакомилась с стеклодувным мастерством, с приготовлением и налаживаньем физиологических приборов и с демонстрациями их на лекциях и практических занятиях студентов. Затем она участвовала в моих научных работах по усвоению атмосферного азота клубеньками бобовых, по влиянию кислорода на ассимиляцию и др., а также и самостоятельно ставила научные исследования, напр.по ассимиляции углерода хлорофиллом in vitro, по образованию хлорофилла в этиолированных проростках, по ассимиляции водяных растений».
Е.П. НечаеваМосковское общество испытателей природы
ofr.su
В чем заключается космическая роль зеленых растений?
Богатейший и удивительно многообразный мир зеленых растений образно и очень метко называют первоисточником жизни на Земле. Это вполне оправданно, поскольку зеленые растения являются базово функциональной основой существования функционирование всей биосферы в целом. Они играют чрезвычайную роль в природном круговороте различных веществ, воды, формировании атмосферы, почвообразовании. Благодаря удивительном и уникальном процесса фотосинтеза зеленые растения являются монопольными создателями органических веществ для всего живого. Великий русский ученый К. А. Тимирязев очень глубоко отразил значение зеленых растений в очень точном определении - "космическая роль зеленых растений". Эта роль заключается в улавливании и усвоении энергии солнечных лучей хлорофиллом зеленых растений, благодаря чему в процессе фотосинтеза из неорганических соединений образуются органические . К. А. Тимирязев образно назвал этот процесс "консервирование солнечной энергии". Интересно отметить, что человек использует и те лучи, которые падали на землю десятки миллионов лет назад. Это консервированная энергия бывших растений, а ныне ископаемого топлива - угля, торфа, нефти.
В процессе фотосинтеза выделяется еще необходимый для жизни газ - кислород. Без него немыслимо нашу жизнь. В начальном периоде существования Земли свободного кислорода в атмосфере не было. Он начал накапливаться только после образования зеленых растений. Именно они дали нам возможность дышать воздухом, пятая часть которого состоит из кислорода. Удивительно точно оценил значение зеленых растений для всего живого на Земле известный русский ученый С. П. Костычев. Он писал: "Довольно зеленым листьям прекратить работу на несколько лет, и все живое население земного шара, в том числи и человечество погибнет".
Оцени ответ
shkolniku.com