Урок по окружающему миру по теме "Сколько живут растения ?". Сколько растения живут
Сколько лет живут деревья – сроки жизни разных деревьев
38
Сколько лет живут лиственные деревья, хвойные, фруктовые. Как можно определить возраст дерева. Какие деревья являются долгожителями и самыми старыми на планете. – Таблица возрастов деревьев и продолжительности жизни, фото и видео.
Большья разновидность деревьев имеет свой жизненный цикл сроков жизни. У всех деревьев этот срок различный, и мало того у одного и того же вида дерева сроки могут сильно различаться, что зависит напрямую, в каких благоприятных или не благоприятных природных условиях растет дерево.
Продолжительность жизни деревьев в первую очередь зависит от вида и условий окружающей среды. Большая часть живет около века, но есть и рекордсмены, которым насчитывается тысяча лет и более. Разумеется, речь идет о крепких, здоровых деревьях, которые находятся в благоприятных условиях и не срубаются человеком.
Как можно узнать возраст дерева?
Перед тем, как узнать, сколько живут деревья, полезно разобраться, как высчитывают их возраст. Дело в том, что они растут в ширину неравномерно. Деревья получают энергию для развития от солнца посредством фотосинтеза. Разумеется, в периоды солнечной активности рост идет активней, а в периоды снижения интенсивности солнца рост замедляется.
Расширение ствола дерева происходит благодаря камбию – специальной ткани, которая создает живые клетки внутрь (к центру ствола) и наружу от себя (к коре). Клетки, которые находятся внутри камбия, становятся частью древесины – опорной системы, которая несет полезные вещества от корней к листьям. Клетки, расположенные снаружи камбия (под корой), доставляют органические вещества от листьев к корням, эта ткань называется лубом.
Весной камбий создает широкие клетки, с узкими стенками. Они нужны для более эффективной и быстрой доставки питательных веществ и микроэлементов. Осенью камбий производит узкие клетки с толстыми стенками, которые придают стволу дерева особую прочность. Таким образом, за год производится два типа тканей: один слой (весенний) более светлый, другой слой (осенний) значительно темнее.
Количество полос лучше определять с помощью микроскопа и специальных красящих веществ, так как они довольно узкие. По числу тёмных и светлых колец можно оценивать не только возраст дерева, но также климатические условия, в которых оно выросло. Более широкие тёмные участки говорят о неблагоприятной, холодной осени и длинной зиме.
Чтобы узнать возраст дерева, необходимо спилить его. В некоторых случаях это является невозможным или нежелательным.
В такой ситуации используют метод подсчета среднестатистическим показателям. На уровне полутора метров вычисляется длина окружности ствола (в сантиметрах) и делится на константу π (~3,14), таким способом находится диаметр дерева.
Это значение делится на среднегодовой прирост для исследуемого вида растения в данном регионе. Результат является примерным показателем продолжительности жизни дерева. Разумеется, такой метод дает лишь примерные цифры. При этом разница между ними и реальным количеством лет может достигать 20-30% и более.
Поэтому самым распространенным способом является спиливание дерева и подсчет количества колец.
Что влияет на срок жизни дерева?
Прежде, чем выяснять, сколько лет живут деревья, рассмотрим, что влияет на их возраст. Продолжительность жизни сильно зависит от различных природных условий. К наиболее влиятельным факторам относится:
- Генетические индивидуальные возможности растения. На первый взгляд они все одинаковы, но на самом деле у деревьев варьируется форма и размер листьев, активность камбия, прочие характеристики. Всё это оказывает сильное влияние на адаптивные возможности растения к неблагоприятным условиям.
- Характеристика почвы. Ее состав, насыщенность водой, насыщенность микроэлементами и питательными веществами. На оскудевших сельскохозяйственных землях деревья могут расти плохо, в то время как через дорогу, на богатой, еще не обработанной почве растения способны жить веками.
- Влажность и температура оказывают слабое воздействие, так как климат в каждой полосе на длительном промежутке времени обычно стабильный. Исключение составляют глобальные изменения погоды (ледниковые периоды). Разумеется, для короткоживущих растений даже незначительная засуха может оказать фатальное влияние.
- Характеристики местности (наличие склона, горы или крупных зданий) сильно изменяют уровень освещенности, силу, направление ветра и другие важные параметры. А они, в свою очередь, значительно сокращают или увеличивают срок жизни дерева.
- Характеристика леса. При большой плотности высоких деревьев, которые растут рядом, шансы у конкретного растения достигнуть значительных размеров довольно маленькие. На это влияет и видовой разнообразие, например, лиственному дереву очень трудно вырасти в темном хвойном лесу.
- Болезни и вредители. К вредителям относятся насекомые, которые грызут кору и листья, а также животные и членистоногие, которые объедают корни. Болезни у деревьев бывают бактериальные и грибковые.
Это самые важные естественные условия. Но ещё имеются искусственные. Дерево в сильно загрязненной городской среде живет меньше. И наоборот, продолжительность жизни значительно возрастает в крупных парках, где грязи нет, но имеется уход за растениями и защита их от вредителей и болезней.
Видео: Деревья долгожители
Виды лиственных деревьев
Интересно, что продолжительность жизни у деревьев диких гораздо выше, чем у плодовых окультуренных растений. Это связано с тем, что человек методом селекции создавал культуры, которые в минимальные сроки давали максимальные урожаи. Такая высокая производительность прямо связана с тем, что у дерева остаётся мало сил и ресурсов на само себя, оно всё отдаёт в плоды. В результате живёт гораздо меньше.
Самые распространенные в нашей широте плодовые деревья – яблони и груши. Они живут до полувека максимум, но дикие виды могут расти 100-150 лет. Другие культуры – слива, облепиха, абрикос – доживают до 20-30 лет. Это происходит из-за того, что эти культуры традиционно произрастают в южных широтах. Например, персик в нашей полосе вообще не живёт дольше 15 лет.
Все дикие лиственные деревья растут гораздо дольше. Осина и ольха живут до 150 лет, ореховые деревья проживают в среднем 2 столетия. Вяз, ясень и береза растут до 3 веков, а бук живет до 500 лет. Но рекордсменом является дуб – он проживает в среднем полтора тысячелетия. Разумеется, речь идет о возможном жизненном потенциале этих видов деревьев, так как в реальных современных условиях им никто не даст прожить больше 100-200 лет.
Разновидность хвойных деревьев
Хвойные растения живут гораздо дольше лиственных деревьев. Это объясняется более низким метаболизмом, серьезными способностями к адаптации в суровых климатических условиях. Форма кроны хвойного дерева позволяет извлечь максимальное количество энергии, которое может дать солнце.
Помогает выжить и сильно разветвленная корневая система, а также то, что даже в зимний период хвоя продолжает вырабатывать питательные вещества, хоть и в минимальных количествах. Корни при этом даже из промерзлой земли способны достать минеральные вещества и воду. При этом хвоя покрыта воском, который не дает воде испаряться.
Пихта – самое короткоживущее растение среди хвойных пород может существовать до 2 веков. Распространённая у нас ель и сосна проживают до 600 лет. Лиственница европейская живёт до 500 лет, а её сибирский аналог – до 900 лет (наглядный пример влияния низкого метаболизма). Сосна кедровая доживает до 1000 лет, но главным деревом-долгожителем является секвойя, которая живёт в среднем 5 тысячелетий.
Таблица продолжительности жизни деревьев
Для наглядности сведем продолжительность жизни деревьев в таблицу, окружающий мир нашей страны дает нам следующие цифры:
Каждое название дерева и продолжительность жизни перечислить в одной таблице невозможно, так как разновидностей слишком много.
самые старые деревья планеты топ 10 — видео
инф источник
s-zametki.ru
Как долго живут растения и как определяют их возраст
Изменение растений в течение жизни
Li.oua X
Колошение
Фенологические спектры. Кущение. Выход в трубку.
Фенология. Фенологические фазы (фенофазы).
1. Что изучает фенология?
2. Назовите основные фенологические фазы растений умеренного пояса.
3. Почему у хлебных злаков выделяют большое число фенологических фаз?
4. Что представляют собой подфазы кущения и выхода в трубку у хлебных
злаков?
5. Как влияют климат местности и погода на сроки наступления и длительность фенологических фаз? Приведите примеры.
Вспомните!Дерево, кустарник, кустарничек. Покровные ткани. Пустыни. Эфемеры.
Возраст ветвей. Можно ли узнать, сколько лет прожила ветка какого-либо дерева, например клена, дуба или липы? Это легко сделать, если, е нимательно рассмотрев ветку, подсчитать на ней число почечных колец (рис. 80). Как известно, почечные кольца образуются на месте опавших весной почечных чешуй. Участок побега межд> двумя почечными кольцами обычно соответствует годичному приросту ветви в длину (см. 1-е задание в конце параграфа).
Рис. 80. Ветка дуба: 1 — почечное кольцо; 2- годичный прирост |
Однако почечные кольца хорошо видны лишт на сравнительно молодых тонких ветвях. На более старых, по мере утолщения их стеблей и слущивгния наружных слоев покрсвной ткани, почечные ко 1ьца становятся трудноразличимыми и постепенно совсем исчезают.
Рис. 81. Редкие охраняемые деревья 1 — тис" ягодный; 2 — мамонтово дерево
Возраст старых толстых ветвей приходится определять уже другим способом — по числу годичных колец древесины на спила:: стеблей.
Возраст деревьев. Возраст деревьев также определяют по числу годичных колец древесины на спиле ствола. Таким способом было установлено, что деревья дуба живут 1300 лет, лиственницы — 600 лет, клена остролистного — 200 лет, рябины обыкновенной — 80 лет. Однако эти™ способом можно определить юзраст спиленных, т. е. погибших деревьев, и поэтому такой способ непригоден для редких охраняемых видов, например тисса ягодного, мамонтова дерева (рис. 81), сосны долговечной.
У охраняемых деревьев специальным буром высверливают до центра стволов тоненькие, толщиной с карандаш, цилиндрики древесины и подсчитывают на них годичные кольца. Это не причиняет дереву большого вреда. Таким образом удается и дерево сохранить и определить его возраст. Оказалось, что тисс ягодный живет 1800 лет, а растущее в Северной Америке мамонтово дерево и сосна долговечная — 4000-4600 лет. Такие старые деревья начали свою жизнь еще во времена строительства пирамид в Египте и заселения Европы первобытными племенами.
По ширине годичных колец а;ревесины у деревьев-долгожителей ученые восстановили картины изменения климата на Земле за по-
следние 3-4 тыс. лет. Дело в том, что ширина годичных колец древесины определяется условиями погоды: во влажные и теплые годы образуются широкие кольца, в сухие и холодные — узкие. Строение древесины, таким образом, отражает колебания погоды и климата. Недаром еще в XIX в. у лесоводов появи лась поговорка: «Дерево — это летопись природы».
Длительность жизни кустарников и кустарничков. Кустарники имеют не один ствол, а множество стволиков, каждый живет 5-15 лет (это можно установить и по числу почечных колец, и по спилам стволиков). Стволики постепенно сменяют друг друга. Чтобы определить возраст кустарника, например орешника-лещины, надо подсчитать общее число стволиков и установить, сколько их возникает (и отмирает) за один год. Поделив первое число на второе и умножив полученный результат на длительность жизни одного стволика, получим общую длительность жизни кустарника. Оказалось, что кустарники по долговечности соперничают с деревьями. Орешник, например, живет 120-200 лет.
Еще сложнее установить возраст у кустарничков: черники (рис. 82), голубики, багульника болотного. Используя способ подсчета почечных колец, можно определить, что отдельные кус гики черники живут 15-25 лет. Под землей кустики связаны друг с другом длинными корневищами. По мере отмирания старых кустико» их сменяют новые молодые. Одно растение
Рис. 82. Растения черники с подземными частями |
черники представляет собой множество кустиков, связанных друг с другом длинными ветвящимися корневищами. Возраст черники можно определить, если подсчитать число кустиков, образованных за всю жизнь растения. Для этого необходимо тщательно раскопать подземные части. Ученые установили, что черника живет 100 и более лет, т. е. ее возраст вполне сопоставим с возрастом кустарников и деревьев.
Как долго живут травы. Все
знают, что травы бывают однолетние, двулетние и многолетние. Однолетние травы, например рожь, укроп, дикая редька успевают за один год вырасти из семян, зацвести и дать зрелые семена. Среди однолетников есть виды эфемеров, вся жизнь которых проходит за три- четыре недели. В средней России к эфемерам относятся мышехвостник маленький, крупка весенняя, рогоглавик серповидный (рис. 83).
Двулетние травы, такие, как морковь, лопух паутинистый, в первый год жизни образуют только вегетативные побеги и нак шливают в подземных частях запасные вещества. Цветут и плодоносят двулетники только на втором году жизни. После обсеменения двулетники отмирают.
Преобладающее большинство лесных, лул овых и болотных трав — многолетники. После прорастания из семени первый раз они зацветают лишь на 3-10 год жизни. Затем цветут, как правило, ежегодно. Осенью у них от мирают надземные части побегов, а приземные и подземные несут почки, из которых весной отрастают новые надземные побеги.
Рис. 83. Весенние эфемеры: 1 — крупка весенняя; 2— мышехвостник маленький; 3— рогоглавик серповидный |
Как долго живут многолетние травы? Можно ли определить их возраст? Ответить на эти вопросы непросто по двум причинам. Во-первых, у многолетних трав их подземные части не сохраняются целиком, а постепенно отмирают и разрушаются. Во-вторых, для многолетних трав, в отличие от деревьев, нет единого способа для определения возраста. Длительность жизни травянистых многолетников определяют по-разному. Например, у ковылей, шучки, белоуса и других плотнодерновинных растений измеряют диаметр дерновин. Ежегодно дерновины увеличиваются в диаметре примерно на 0,3-0,5 см. Стало быть, растение щучки с дерновиной диаметром 30 см имеет возраст около 60 лет.
У короткокорневлщных лесных папоротников, например щитовника мужского, кочедыжника женского, подсчитывают число запасающих че- шуй на корневищах. Эти чешуи представляют собой основания отмерших листьев. Ежегодно у папоротников развертывается обычно по 5-7 листьев. Если разделить общее число чешуй корневища на семь, получим примерный возраст растения. Оказалось, что щитовник мужской живет 40-50 лет, а кочедыжник женский — 60-70 лет. Таким образом многолетние травы живут десятки лет. Ученые установ] ели, что тимофеевка луговая, душистый колосок, овсяница луговая, полевица тонкая живут 5-15 лет, борщевик сибирский, колокольчик рапунцелевидный — 5-10, одуванчик — 10-20, а белоус — 30-50, ковыль — 60-80 лет. К сожалению, определить длительность жизни удается далеко не у всех трав.
studlib.info
Урок по окружающему миру по теме "Сколько живут растения ?"
Технологическая карта урока
Класс
2
Предмет
Окружающий мир
УМК
Перспективная начальная школа
Тема урока
Сколько живут растения?
Тип урока
Открытие нового знания
Задачи урока
способствовать выяснению признаков однолетних, двулетних и многолетних растений; создать условия для развития умения определять возраст растений.
продолжить формирование умений отвечать на вопросы, рассуждать, слушать, самостоятельно выполнять задания; обучение сотрудничеству
Умение сравнивать, рассуждать, анализировать, делать выводы.
Формы организации познавательной деятельности
Фронтальная, индивидуальная
Средства обучения
учебники, тетради для самостоятельной работы;
Объектов Ход урока
Этапурока
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые УУД
ОрганизационныйПроверка готовности обучающихся, их настроя на работуЦель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку С детства мы любим, играть и смеяться.
С детства мы учимся добрыми быть.
Вот бы такими всегда оставаться,
Чтоб улыбаться и крепко дружить.
-Поприветствуйте друг друга улыбкой.
«Дарят» друг другу улыбки
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познавать новое.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать.
Актуализация знаний.
Самоопределение к деятельности.
Выход на тему, цель, учебные задачи.
Проверка дом. задания
- Чтобы узнать о чем пойдет сегодня речь на уроке, предлагаю вам расшифровать предложение по картинкам (картинки на доске, на другой стороне слова:
«Растения – зеленая одежда Земли»).
- Объясните, как вы понимаете это выражение?
Сравните свои высказывания с выводом научного текста:
«Действительно, на Земле почти повсюду есть растения. Они образуют леса, луга, поля, степи. Растения мы видим в парках, садах, на улицах городов и сел.
Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой».
- Сегодня на уроке мы узнаем, сколько лет живут растения
- Сформулируйте цель урока.
Познакомиться с многообразием растительного мира и возрастом растений.
сообщения учащихся о растениях сада
слушают, участвуют в беседе
Коммуникативные УУД
Умение инициировать учебное взаимодействие:
вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения. Умение уверенно держаться во время выступления.
Регулятивные УУД
Способность ставить цели и задачи.
Работа над темой. Цель этапа:
способствовать выяснению признаков однолетних, двулетних и многолетних растений; создать условия для развития умения определять возраст растений.
1. Беседа по теме урока.
- Сколько лет живут растения? (Все живут разное количество времени.)
- Непохожи растения друг на друга и по сроку жизни. Такое растение, как дуб, живёт более тысячи лет. В то же время рожь и яровая пшеница живут меньше года. А вот капуста может жить два года. Именно по продолжительности жизни растения можно разделить на многолетние, однолетние и двулетние.
Многолетними называют растения, которые живут много лет. К ним относятся все деревья и кустарники, многие культурные и дикорастущие травянистые растения. Например, много лет живут одуванчик, крапива, ирисы, пионы. Слайд 2
infourok.ru
«Как долго живут растения. РСМ «Болота и луга как сообщества нашего края»
Урок окружающего мира по теме: «Как долго живут растения. РСМ «Болота и луга как сообщества нашего края».
Класс (возраст) учащихся: 3 класс (9-10 лет)
УМК «Начальная школа XXI века»
Оборудование:
· мультимедиа проектор, компьютер,
· учебник «Окружающий мир» ч.1 (3 класс) Виноградова Н.Ф.,
· хрестоматии о Русском Севере для учащихся 2-4-х классов «Морянка», рабочие тетради «Морянка» 3 класс,
· иллюстрации, магнитные карточки,
· видеофрагмент «Росянка: растение-охотник».
Цели и задачи урока:
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о разнообразии растений;
2. Познакомить ребят с продолжительностью жизни различных растений на нашей
планете;
3. Содействовать расширению знаний младших школьников о природных
сообществах Архангельской области.
Формирование УУД:
Личностные (мотивация учения, самоконтроль процесса и результатов деятельности).
Коммуникативные (совместное определение цели задания, функций выполнения задания участниками группы, контроль, коррекция, оценка действий партнёра).
Познавательные общеучебные (формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации на материале учебника, знаково-символические).
Познавательные логические (установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, анализ с целью выделения существенных признаков, выдвижение гипотез и их обоснование).
Регулятивные (составление плана и последовательности изучения материала, контроль выполнения задания, коррекция: внесение дополнений и корректив, оценка, осознание качества и уровня усвоения).
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями (цель: применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач/заданий).
Формы организации учебной деятельности на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная.
Методы и приёмы организации деятельности учащихся: словесный обмен учебной информацией, выполнение заданий группой школьников с помощью раздаточного материала, иллюстрации, работа с учебником, индивидуальное сообщение новой для класса информации отдельными учащимися, самостоятельная работа в тетради.
Конспект урока разработан с использованием приемов технологии развития критического мышления.
Карта урока
I. Орг. момент.
II. Сообщение темы урока. (ФАЗА ВЫЗОВА)
- Посмотрите внимательно на доску, и скажите, что на ней изображено. (РАСТЕНИЯ) (Приложение 1 Слайд 1)
- Почему растения относят к живым организмам? (Работа на листочках (Приложение 2) (проверка домашнего задания). Взаимопроверка.) (Слайд 2)
- Скажите, пожалуйста, о какой особенности растений, из перечисленных вами, мы ещё не говорили подробно? (О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ
- Хотелось бы вам узнать об этом
- Назовите тему нашего сегодняшнего урока. (КАК ДОЛГО ЖИВУТ РАСТЕНИЯ)
- А теперь откройте рабочие тетради, подпишите число.
ЗАДАНИЕ: Составьте «Кластер» к теме сегодняшнего урока (тема на доске).
· напишите ключевое слово в середине рабочего листа;
· начните записывать слова, которые у вас возникают в связи с данной темой;
· запишите их и установите связи между ними.
ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ
III. Постановка темы и задач урока.
- Посмотрите на свои записи в тетрадях и подумайте, на какие вопросы нам сегодня предстоит найти ответы во время урока. Используйте следующие вопросительные слова: СКОЛЬКО? (НА) КАКИЕ? КАК? (Слайд 3)
· СКОЛЬКО живут растения?
· НА КАКИЕ группы по продолжительности жизни делят растения?
· КАКИЕ особенности есть у каждой группы растений?
· КАК определить возраст растения?
- На протяжении всего урока мы будем искать ответы на эти вопросы.
IV. Изучение нового материала. (ФАЗА ОСМЫСЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ)
Работа с текстом учебника «Окружающий мир» ч.1 стр. 80-81 (Слайд 4)
ЗАДАНИЕ «Инсерт» или «Чтение с пометами»
- Рассмотрите рисунки. Читая текст учебника, отмечайте на полях то, что вам известно, что противоречит вашим представлениям, что является интересным и неожиданным для вас, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков (значки вынесены на доску):
«!» – Я это знал
«+» – Новое для меня
«-» – Вызывает сомнение
«?» – Вопрос
- После прочтения текста, заполнить таблицу (Приложение 3), где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносите сведения из текста.
· Индивидуальные задания
Меркурову Максиму, Кузнецовой Анастасии, Спиранову Даниилу (подготовка индивидуальных сообщений, знакомство с новой для класса информации отдельными учащимися) (Приложение 4)
ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ с опорой на слайды презентации (Слайд 5-12)
(Обсуждение записей, внесенных в таблицу маркировки текста.
Составление общей маркировочной таблицы (в ней три колонки, знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ)).)
- Посмотрите, пожалуйста, внимательно на следующий слайд и ответьте на вопрос: как можно определить возраст деревьев и кустарников. (Возраст деревьев и кустарников можно узнать по подсчёту годовых (годичных) колец или мутовок). (Слайд 13)
Дополнительный материал (для учителя) (Приложение 5)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд 14)
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья, сложив назад.
Отличительные черты растений (РАБОТА ПО КОЛОНКАМ) (Слайд 15)
Задание: Восстановите отличительные особенности каждой группы растений. (МНОГОЛЕТНИЕ, ДВУЛЕТНИЕ, ОДНОЛЕТНИЕ РАСТЕНИЯ)
Работа у доски с магнитными карточками (3 человека, по 1-му с каждой колонки).
ПРОВЕРКА (Слайд 16)
РАБОТА В ПАРАХ ЗАДАНИЕ: Распределите эти растения в три группы (липа, клевер, кукуруза, берёза, морковь, рис, крыжовник, репа, пшеница, брусника, капуста, тимофеевка). (Приложение 6) (Слайд 17)
Работа у доски с магнитными карточками (1 пара).
ПРОВЕРКА (Слайд 18)
ЗАДАНИЕ: Найдите по одному «лишнему» растению в каждой группе. Объясните, чем оно отличается. (БРУСНИКА, КЛЕВЕР, ТИМОФЕЕВКА)
- Посмотрите внимательно на слайд и скажите, где мы можем увидеть эти растения. (НА БОЛОТЕ И НА ЛУГУ) (Слайд 19)
- Тетрадь «Морянка» стр. 26
Индивидуальные задания Бызовой Анне и Филимоновой Евгении (Т.стр.27 зад.4 работа с хрестоматией «Морянка»), Яковлевой Виктории стр.27 рубрика «Это интересно».
Тема РСМ Болота и луга как сообщества нашего края
- Ребята, давайте вспомним, как появляются такие сообщества как болото и луг. (Слайд 20)
(Растения участвуют в зарастании водоёма. Осенью надземные части этих растений отмирают и падают на дно. Остатков растений на дне становится все больше, водоём мелеет и в конце концов водоём высыхает, и на этом месте поселяются другие растения и образуется другой природный комплекс: болото или луг).
ЗАДАНИЕ: Решите кроссворд (Растения луга) (Слайд 21)
- Какое растение вам менее знакома из всех представленных здесь? (ПИЖМА)
- Индивидуальное сообщение: об этом растении нам подготовил Спиранов Даниил. (Слайд 22)
- ПРОВЕРКА индивидуального задания, которое было дано Бызовой Анне и Филимоновой Евгении (Т.стр.27 зад.4 работа с хрестоматией «Морянка») (Слайд 23)
- А теперь, давайте прочитаем строки, которые написал наш северный поэт Н.Рубцов. (Слайд 24)
Он — мох, строитель чудотворный,
Создавший царство из воды.
В нем много света и просторно,
Везде роскошные «сады».
В «садах» рубин живой алеет,
«Янтарь болот» на солнце зреет.
Н. Рубцов
- О каком растении говорится в этом отрывке (О МХЕ-СФАГНУМЕ)
- Сейчас мы послушаем индивидуальное задание Яковлевой Виктории
Т. «МОРЯНКА» стр.27 рубрика «Это интересно».
- Где растет мох? (НА БОЛОТЕ)
- Какие ещё растения можно увидеть на болоте?
- Посмотрите на слайд и скажите, все ли растения изображённые на нем вам знакомы? (Слайд 25)
- Прослушайте, пожалуйста, небольшое стихотворение и определите, о каком растении идёт речь. (РОСЯНКА) (Слайд 26)
Эй, брат, комарик, берегись!
На лист росянки не садись -
Придется с жизнью распрощаться:
Раз сядешь — вновь уж не подняться.
Д. Кайгородов
- Индивидуальное сообщение: об этом растении нам подготовила Кузнецова Анастасия.
Видеофрагмент «Росянка: растение-охотник» http://rutube.ru/video/8927d6b904ca779f602fc9f7dd5c9c55
(Слайд 27)
V. Закрепление нового материала.
ЗАГАДКИЗадание: отгадать загадку, назвать к какой группе по продолжительности жизни это растение относится.
Я красна, я кисла,На болоте я росла,Дозревала под снежком,Ну-ка, кто со мной знаком?
(Клюква) МНОГОЛЕТНЕЕ РАСТЕНИЕ
Лето целое старалась – Одевалась, одевалась … А как осень подошла, Нам одежки отдала. Сотню одежонок Сложили мы в бочонок.
(Капуста) ДВУЛЕТНЕЕ РАСТЕНИЕ
Из земли вырастаю- Весь мир одеваю.
(Лён) ОДНОЛЕТНЕЕ РАСТЕНИЕ
Мягок, а не пух,Зелён, а не трава.
(Мох) МНОГОЛЕТНЕЕ РАСТЕНИЕ
Наши поросяткиВыросли на грядке,К солнышку бочком,Хвостики крючком.Эти поросяткиИграют с нами в прятки.
(Огурцы) ОДНОЛЕТНЕЕ РАСТЕНИЕ
Никто не пугает,а вся дрожит.
(Осина) МНОГОЛЕТНЕЕ РАСТЕНИЕ
Кто любит борщ и винегрет,Грустит, когда её в нём нет.На грядке под землёй растёт –В народе ей всегда почёт.
(Свекла) ДВУЛЕТНЕЕ РАСТЕНИЕ
VI. Итог урока.
VII. ФАЗА РЕФЛЕКСИИ
«Пятиминутное эссе»
Учитель просит учащихся выполнить следующие задания:
1) написать, что нового узнали по данной теме;
2) задать вопрос, на который они не получили ответа.
(Учитель собирает работы и использует их при планировании последующих уроков.)
VIII. Домашнее задание (Слайд 28)
- Учебник стр. 81-82 рубрика «Этот удивительный мир» (прочитать)
ЗАДАНИЕ: Составьте дома таблицу «Толстых» и «тонких» вопросов к сегодняшней теме урока.
- Тетрадь «Окружающий мир» стр.28 задание «Портфель» (по выбору)
- Тетрадь «Морянка» стр. 27 зад.6 (по выбору)
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ Чушковой Марии, Аникеевой Алине тетрадь «Морянка» стр. 27 задание «Проектная задача»
Источники информации:
1. Виноградова Н.Ф. "Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Часть 1", - М., Вентана-Граф, 2013.
2. Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах / науч. ред. Э.И. Николаева; сост., отв. ред. И.Ф. Полякова. – 6-е изд., стереотип. – Архангельск: ГАОУ «АО ИППК РО», 2013.
3. Морянка: Рабочая тетрадь для 3-х классов общеобразовательных учебных заведений / Под общей ред. И.Ф. Поляковой. – 3-е изд., стереотип. – Архангельск: ГАОУ «АО ИППК РО», 2013.
Интернет источники:
Видеофрагмент «Росянка: растение-охотник» http://rutube.ru/video/8927d6b904ca779f602fc9f7dd5c9c55
Здесь будет файл: /data/edu/files/o1444762271.ppt (Приложение 1)
Здесь будет файл: /data/edu/files/m1444762334.doc (Приложения 2-6)
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Сколько лет живут растения
Тема: Сколько лет живут растения.
Цели: Форм- представлений о возрасте растений, углубление знаний о многообразии растений, разв-е речи учащихся, познавательных интересов, воспитание любви к природе;
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
I. Оргмомент
II. Проверка знаний, умений учащихся для подготовки к новой теме:
(проверка домашнего задания – пересказ, реферат)
Дышит, растет, умирает, а ходить не может. (растение)
На какие группы делятся все растения?(водоросли, мхи, папоротники, хвойные,цветковые)
Отгадай загадку, скажи к какай группе относится данное растение.
Ничего не шьет, А в иголках круглый год. (Елка)
Только тронь Отдернешь ладонь:Обжигает она Как огонь. (Крапива)
Что цветет без цвету? (Папоротник)
Белая корзинка Золотое донце,В ней лежит росинка И сверкает солнце. (Ромашка)
У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту.Если я не на опушке, Ветви-только на макушке. (Сосна)
На зеленом шнурочке Белые звоночки. (Ландыш)
III. Постановка целей и задач урока
IV. Организация восприятия и осмысления новой информации:
вводная беседа учителя:
Весной веселит, летом холодит, Осенью питает, зимой согревает. (Лес)
Растения не переносят одиночества. Они растут в сообществе – группами и расселяются по земле в зависимости от распределения тепла и влаги. Растения, выросшие вместе с другими, создают друг для друга благоприятные условия. Располагаются растения ярусами. Почему?
1 ярус – высокие деревья
2 ярус – низкие деревья
3 ярус – кустарники
4 ярус – травы и мхи
2) работа с текстом: с.81 – 82
Сейчас в селе нет семьи, которая не занималась бы выращиванием овощей. А в городе этим занимаются те, у кого есть дачи. В таких местах можно вырастить однолетние растения: редис, огурцы, тыкву и другие. На полях же, где нет возможности выращивать овощи, выращивают пшеницу, овёс, ячмень, подсолнечник и т. д.
Это – однолетние растения.
А какие есть ещё растения, мы ответим, прочитав текст.
3) работа с текстом: с.82 – 84
4) ответы на вопросы: с.85
Капусту человек использует в качестве еды. Поэтому надо собирать её в первый год. А если, не зная этого, оставить её до того, как она разрастётся, то на следующий год она не даст урожая. Плоды и семена растений являются средством продолжения вида, поскольку они размножаются при помощи семян, обеспечивая сохранение жизни.
5) творческая работа уч-ся: составить схему – рисунок ярусов растений леса или парка.
V. Домашнее задание: с.81 – 85 пересказ, реферат – лечебные или ядовитые растения.
VI. Итог урока
multiurok.ru
Урок познания мира «Сколько живут растения»
Цели урока:
Образовательная (познавательная) – познакомить с многообразием растительного мира и сформировать представление о возрасте растений;
Развивающая – создать условия для формирования умения планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу;
Воспитывающая – создать условия для формирования умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Ожидаемые результаты урока:
Предметные – ученики овладеют понятиями: многолетние, однолетние, двулетние растения; возраст растений; многообразие; растительный мир;
Мета предметные – ученики смогут планировать свою деятельность; выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей; овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей, осознанного построения высказывания и составления текстов в устной и письменной форма;
Личностные – ученики смогут строить сотрудничество со сверстниками в соответствии с этическими нормами поведения и выстраивать межличностные отношения при взаимодействии.
Материалы к уроку: учебник, фотографии растений; гербарий, карточки - ребус - иллюстрации, маршрутные листы;
Ход урока:
Проверка домашнего задания с целью контроля качества усвоения материала. Проведем тест (задание для теста в маршрутном листе).
- Оцените себя:
Нет ошибок – 5
Одна ошибка – 4
Две ошибки – 3
Остальное - 2
- Встаньте у кого ни одной ошибки – молодцы. Вы сегодня хорошо подготовлены.
- Что бы вы хотели ещё узнать о растениях?
(Выброс на доску)
- Это мы знаем!
- Об этом прочитаем!
- По этой теме нам подготовит сообщение на следующий урок
(назвать уч - ся)
- Над этой задачей будем работать на уроке
- Чтобы узнать о чем пойдет сегодня речь на уроке, предлагаю вам расшифровать предложение по картинкам (картинки на доске, на другой стороне слова:
«Растения – зеленая одежда Земли».
- Объясните, как вы понимаете это выражение?
Сравните свои высказывания с выводом научного текста:
«Действительно, на Земле почти повсюду есть растения. Они образуют леса, луга, поля, степи. Растения мы видим в парках, садах, на улицах городов и сел.
Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой».
- Сегодня на уроке мы узнаем, сколько лет живут растения
- Сформулируйте цель урока.
Познакомиться с многообразием растительного мира и возрастом растений.
- Сегодня будем работать в центрах активности:
Центр науки, Центр математики, Центр развития речи, Центр Эрудит + ИЗО.
- Выберите спикера в группах.
- Начинаем работу в центрах активности. После работы в каждом центре обязательно оцените себя в маршрутном листе (критерии оценок на доске).
- В некоторых центрах вам встретится задание *, оно не входит в обязательное выполнение и оценивание. Если это задание будет выполнено, вы получите дополнительную оценку.
Весь материал - смотрите документ.
videouroki.net