Сколько растения живут. Урок окружающего мира по теме: «Как долго живут растения. РСМ «Болота и луга как сообщества нашего края»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок по окружающему миру по теме "Сколько живут растения ?". Сколько растения живут


Сколько лет живут деревья – сроки жизни разных деревьев

38

Сколько лет живут лиственные деревья, хвойные, фруктовые.  Как можно определить возраст дерева.  Какие деревья являются долгожителями и самыми старыми на планете.  – Таблица возрастов деревьев и продолжительности жизни, фото и видео.

Большья разновидность деревьев имеет свой жизненный цикл сроков жизни. У всех деревьев этот срок различный, и мало того у одного и того же вида дерева сроки могут сильно различаться, что зависит напрямую, в каких благоприятных или не благоприятных природных условиях растет дерево.

Продолжительность жизни деревьев в первую очередь зависит от вида и условий окружающей среды. Большая часть живет около века, но есть и рекордсмены, которым насчитывается тысяча лет и более. Разумеется, речь идет о крепких, здоровых деревьях, которые находятся в благоприятных условиях и не срубаются человеком.

Как можно узнать возраст дерева?

prodolzhitelnost-zhizni-raznyh-derevev-kak-uznat-vozrast-dereva-godichnye-koltsa

Перед тем, как узнать, сколько живут деревья, полезно разобраться, как высчитывают их возраст. Дело в том, что они растут в ширину неравномерно. Деревья получают энергию для развития от солнца посредством фотосинтеза. Разумеется, в периоды солнечной активности рост идет активней, а в периоды снижения интенсивности солнца рост замедляется.

Расширение ствола дерева происходит благодаря камбию – специальной ткани, которая создает живые клетки внутрь (к центру ствола) и наружу от себя (к коре). Клетки, которые находятся внутри камбия, становятся частью древесины – опорной системы, которая несет полезные вещества от корней к листьям. Клетки, расположенные снаружи камбия (под корой), доставляют органические вещества от листьев к корням, эта ткань называется лубом.

Весной камбий создает широкие клетки, с узкими стенками. Они нужны для более эффективной и быстрой доставки питательных веществ и микроэлементов. Осенью камбий производит узкие клетки с толстыми стенками, которые придают стволу дерева особую прочность. Таким образом, за год производится два типа тканей: один слой (весенний) более светлый, другой слой (осенний) значительно темнее.

Количество полос лучше определять с помощью микроскопа и специальных красящих веществ, так как они довольно узкие. По числу тёмных и светлых колец можно оценивать не только возраст дерева, но также климатические условия, в которых оно выросло. Более широкие тёмные участки говорят о неблагоприятной, холодной осени и длинной зиме.

Чтобы узнать возраст дерева, необходимо спилить его. В некоторых случаях это является невозможным или нежелательным.

В такой ситуации используют метод подсчета среднестатистическим показателям. На уровне полутора метров вычисляется длина окружности ствола (в сантиметрах) и делится на константу π (~3,14), таким способом находится диаметр дерева.

Это значение делится на среднегодовой прирост для исследуемого вида растения в данном регионе. Результат является примерным показателем продолжительности жизни дерева. Разумеется, такой метод дает лишь примерные цифры. При этом разница между ними и реальным количеством лет может достигать 20-30% и более.

Поэтому самым распространенным способом является спиливание дерева и подсчет количества колец.

Что влияет на срок жизни дерева?

prodolzhitelnost-zhizni-raznyh-derevev-chto-vliyaet-na-srok-zhizni-derevev

Прежде, чем выяснять, сколько лет живут деревья, рассмотрим, что влияет на их возраст. Продолжительность жизни сильно зависит от различных природных условий. К наиболее влиятельным факторам относится:

  1. Генетические индивидуальные возможности растения. На первый взгляд они все одинаковы, но на самом деле у деревьев варьируется форма и размер листьев, активность камбия, прочие характеристики. Всё это оказывает сильное влияние на адаптивные возможности растения к неблагоприятным условиям.
  2. Характеристика почвы. Ее состав, насыщенность водой, насыщенность микроэлементами и питательными веществами. На оскудевших сельскохозяйственных землях деревья могут расти плохо, в то время как через дорогу, на богатой, еще не обработанной почве растения способны жить веками.
  3. Влажность и температура оказывают слабое воздействие, так как климат в каждой полосе на длительном промежутке времени обычно стабильный. Исключение составляют глобальные изменения погоды (ледниковые периоды). Разумеется, для короткоживущих растений даже незначительная засуха может оказать фатальное влияние.
  4. Характеристики местности (наличие склона, горы или крупных зданий) сильно изменяют уровень освещенности, силу, направление ветра и другие важные параметры. А они, в свою очередь, значительно сокращают или увеличивают срок жизни дерева.
  5. Характеристика леса. При большой плотности высоких деревьев, которые растут рядом, шансы у конкретного растения достигнуть значительных размеров довольно маленькие. На это влияет и видовой разнообразие, например, лиственному дереву очень трудно вырасти в темном хвойном лесу.
  6. Болезни и вредители. К вредителям относятся насекомые, которые грызут кору и листья, а также животные и членистоногие, которые объедают корни. Болезни у деревьев бывают бактериальные и грибковые.

Это самые важные естественные условия. Но ещё имеются искусственные. Дерево в сильно загрязненной городской среде живет меньше. И наоборот, продолжительность жизни значительно возрастает в крупных парках, где грязи нет, но имеется уход за растениями и защита их от вредителей и болезней.

Видео: Деревья долгожители

Виды лиственных деревьев

prodolzhitelnost-zhizni-raznyh-derevev-listvennye-derevya-foto

Интересно, что продолжительность жизни у деревьев диких гораздо выше, чем у плодовых окультуренных растений. Это связано с тем, что человек методом селекции создавал культуры, которые в минимальные сроки давали максимальные урожаи. Такая высокая производительность прямо связана с тем, что у дерева остаётся мало сил и ресурсов на само себя, оно всё отдаёт в плоды. В результате живёт гораздо меньше.

Самые распространенные в нашей широте плодовые деревья – яблони и груши. Они живут до полувека максимум, но дикие виды могут расти 100-150 лет. Другие культуры – слива, облепиха, абрикос – доживают до 20-30 лет. Это происходит из-за того, что эти культуры традиционно произрастают в южных широтах. Например, персик в нашей полосе вообще не живёт дольше 15 лет.

Все дикие лиственные деревья растут гораздо дольше. Осина и ольха живут до 150 лет, ореховые деревья проживают в среднем 2 столетия. Вяз, ясень и береза растут до 3 веков, а бук живет до 500 лет. Но рекордсменом является дуб – он проживает в среднем полтора тысячелетия. Разумеется, речь идет о возможном жизненном потенциале этих видов деревьев, так как в реальных современных условиях им никто не даст прожить больше 100-200 лет.

Разновидность хвойных деревьев

prodolzhitelnost-zhizni-raznyh-derevev-hvojnye-derevya

Хвойные растения живут гораздо дольше лиственных деревьев. Это объясняется более низким метаболизмом, серьезными способностями к адаптации в суровых климатических условиях. Форма кроны хвойного дерева позволяет извлечь максимальное количество энергии, которое может дать солнце.

Помогает выжить и сильно разветвленная корневая система, а также то, что даже в зимний период хвоя продолжает вырабатывать питательные вещества, хоть и в минимальных количествах. Корни при этом даже из промерзлой земли способны достать минеральные вещества и воду. При этом хвоя покрыта воском, который не дает воде испаряться.

Пихта – самое короткоживущее растение среди хвойных пород может существовать до 2 веков. Распространённая у нас ель и сосна проживают до 600 лет. Лиственница европейская живёт до 500 лет, а её сибирский аналог – до 900 лет (наглядный пример влияния низкого метаболизма). Сосна кедровая доживает до 1000 лет, но главным деревом-долгожителем является секвойя, которая живёт в среднем 5 тысячелетий.

Таблица продолжительности жизни деревьев

Для наглядности сведем продолжительность жизни деревьев в таблицу, окружающий мир нашей страны дает нам следующие цифры:

prodolzhitelnost-zhizni-raznyh-derevev-tablitsa

Каждое название дерева и продолжительность жизни перечислить в одной таблице невозможно, так как разновидностей слишком много.

самые старые деревья планеты топ 10 — видео

prodolzhitelnost-zhizni-derevev-skolko-let-zhivut-derevya-opisanie-foto-i-tablitsa...

инф источник

s-zametki.ru

Как долго живут растения и как определяют их возраст

Изменение растений в течение жизни

Li.oua X

Колошение

Фенологические спектры. Кущение. Выход в трубку.

Фенология. Фенологические фазы (фенофазы).

1. Что изучает фенология?

2. Назовите основные фенологические фазы растений умеренного пояса.

3. Почему у хлебных злаков выделяют большое число фенологических фаз?

4. Что представляют собой подфазы кущения и выхода в трубку у хлебных

злаков?

5. Как влияют климат местности и погода на сроки наступления и длитель­ность фенологических фаз? Приведите примеры.

Вспомните!Дерево, кустарник, кустарничек. Покровные ткани. Пустыни. Эфемеры.

Возраст ветвей. Можно ли узнать, сколько лет прожила ветка какого-либо дерева, например клена, дуба или липы? Это легко сделать, если, е нимательно рассмотрев ветку, подсчитать на ней число почечных колец (рис. 80). Как извест­но, почечные кольца образуются на месте опав­ших весной почечных чешуй. Участок побега межд> двумя почечными кольцами обычно соот­ветствует годичному приросту ветви в длину (см. 1-е задание в конце параграфа).

Рис. 80. Ветка дуба: 1 — почечное кольцо; 2- годичный прирост

Однако почечные кольца хорошо видны лишт на сравнительно молодых тонких ветвях. На более старых, по мере утолщения их стеблей и слущивгния наружных слоев покрсвной ткани, почечные ко 1ьца становятся трудноразличимы­ми и постепенно совсем исчезают.

Рис. 81. Редкие охраняемые деревья 1 — тис" ягодный; 2 — мамонтово дерево

Возраст старых толстых вет­вей приходится определять уже дру­гим способом — по числу годичных колец древесины на спила:: стеблей.

Возраст деревьев. Возраст деревьев также определяют по чис­лу годичных колец древесины на спи­ле ствола. Таким способом было уста­новлено, что деревья дуба живут 1300 лет, лиственницы — 600 лет, клена остролистного — 200 лет, ря­бины обыкновенной — 80 лет. Одна­ко эти™ способом можно определить юзраст спиленных, т. е. погибших деревьев, и поэтому такой способ непригоден для редких охраняемых видов, например тисса ягодного, мамонтова дерева (рис. 81), сосны долговечной.

У охраняемых деревьев специ­альным буром высверливают до центра стволов тоненькие, толщи­ной с карандаш, цилиндрики древе­сины и подсчитывают на них годич­ные кольца. Это не причиняет дере­ву большого вреда. Таким образом удается и дерево сохранить и опре­делить его возраст. Оказалось, что тисс ягодный живет 1800 лет, а рас­тущее в Северной Америке мамон­тово дерево и сосна долговечная — 4000-4600 лет. Такие старые деревья начали свою жизнь еще во времена строительства пирамид в Египте и заселения Европы первобытными племенами.

По ширине годичных колец а;ревесины у деревьев-долгожите­лей ученые восстановили картины изменения климата на Земле за по-

следние 3-4 тыс. лет. Дело в том, что ширина годичных колец древесины определяется условиями погоды: во влажные и теплые годы образуются широкие кольца, в сухие и холодные — узкие. Строение древесины, таким образом, отражает колебания погоды и климата. Недаром еще в XIX в. у лесо­водов появи лась поговорка: «Дерево — это летопись природы».

Длительность жизни кустарников и кустарничков. Кустарники име­ют не один ствол, а множество стволиков, каждый живет 5-15 лет (это можно установить и по числу почечных колец, и по спилам стволиков). Стволики постепенно сменяют друг друга. Чтобы определить возраст кус­тарника, например орешника-лещины, надо подсчитать общее число ство­ликов и установить, сколько их возникает (и отмирает) за один год. Поде­лив первое число на второе и умножив полученный результат на длитель­ность жизни одного стволика, получим общую длительность жизни кустарника. Оказалось, что кустарники по долговечности соперничают с деревьями. Орешник, например, живет 120-200 лет.

Еще сложнее установить возраст у кустарничков: черники (рис. 82), голубики, багульника болотного. Используя способ подсчета почечных ко­лец, можно определить, что отдельные кус гики черники живут 15-25 лет. Под землей кустики связаны друг с другом длинными корневищами. По ме­ре отмирания старых кустико» их сменяют новые молодые. Одно растение

Рис. 82. Растения черники с подземными частями

черники представляет собой мно­жество кустиков, связанных друг с другом длинными ветвящимися корневищами. Возраст черники мо­жно определить, если подсчитать число кустиков, образованных за всю жизнь растения. Для этого не­обходимо тщательно раскопать подземные части. Ученые установи­ли, что черника живет 100 и более лет, т. е. ее возраст вполне сопоста­вим с возрастом кустарников и де­ревьев.

Как долго живут травы. Все

знают, что травы бывают однолет­ние, двулетние и многолетние. Одно­летние травы, например рожь, ук­роп, дикая редька успевают за один год вырасти из семян, зацвести и дать зрелые семена. Среди одно­летников есть виды эфемеров, вся жизнь которых проходит за три- четыре недели. В средней России к эфемерам относятся мышехвостник маленький, крупка весенняя, рогоглавик серповидный (рис. 83).

Двулетние травы, такие, как морковь, лопух паутинистый, в первый год жизни образуют только вегетативные побеги и нак шливают в подзем­ных частях запасные вещества. Цветут и плодоносят двулетники только на втором году жизни. После обсеменения двулетники отмирают.

Преобладающее большинство лесных, лул овых и болотных трав — многолетники. После прорастания из семени первый раз они зацветают лишь на 3-10 год жизни. Затем цветут, как правило, ежегодно. Осенью у них от мирают надземные части побегов, а приземные и подземные несут поч­ки, из которых весной отрастают новые надземные побеги.

Рис. 83. Весенние эфемеры: 1 — крупка весенняя; 2— мышехвостник маленький; 3— рогоглавик серповидный

Как долго живут многолетние травы? Можно ли определить их воз­раст? Ответить на эти вопросы непросто по двум причинам. Во-первых, у многолетних трав их подземные части не сохраняются целиком, а посте­пенно отмирают и разрушаются. Во-вторых, для многолетних трав, в отли­чие от деревьев, нет единого способа для определения возраста. Длитель­ность жизни травянистых многолетников определяют по-разному. Напри­мер, у ковылей, шучки, белоуса и других плотнодерновинных растений измеряют диаметр дерновин. Ежегодно дерновины увеличиваются в диа­метре примерно на 0,3-0,5 см. Стало быть, растение щучки с дерновиной диаметром 30 см имеет возраст около 60 лет.

У короткокорневлщных лесных папоротников, например щитовника мужского, кочедыжника женского, подсчитывают число запасающих че- шуй на корневищах. Эти чешуи представляют собой основания отмерших листьев. Ежегодно у папоротников развертывается обычно по 5-7 листьев. Если разделить общее число чешуй корневища на семь, получим пример­ный возраст растения. Оказалось, что щитовник мужской живет 40-50 лет, а кочедыжник женский — 60-70 лет. Таким образом многолетние травы живут десятки лет. Ученые установ] ели, что тимофеевка луговая, душистый колосок, овсяница луговая, полевица тонкая живут 5-15 лет, борщевик сибирский, колокольчик рапунцелевидный — 5-10, одуванчик — 10-20, а бе­лоус — 30-50, ковыль — 60-80 лет. К сожалению, определить длительность жизни удается далеко не у всех трав.

studlib.info

Урок по окружающему миру по теме "Сколько живут растения ?"

Технологическая карта урока

Класс

2

Предмет

Окружающий мир

УМК

Перспективная начальная школа

Тема урока

Сколько живут растения?

Тип урока

Открытие нового знания

Задачи урока

способствовать выяснению признаков однолетних, двулетних и многолетних растений; создать условия для развития умения определять возраст растений.

продолжить формирование умений отвечать на вопросы, рассуждать, слушать, самостоятельно выполнять задания; обучение сотрудничеству

Умение сравнивать, рассуждать, анализировать, делать выводы.

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, индивидуальная

Средства обучения

учебники, тетради для самостоятельной работы;

Объектов Ход урока

Этап

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

ОрганизационныйПроверка готовности обучающихся, их настроя на работуЦель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку С детства мы любим, играть и смеяться.

С детства мы учимся добрыми быть.

Вот бы такими всегда оставаться,

Чтоб улыбаться и крепко дружить.

-Поприветствуйте друг друга улыбкой.

 «Дарят» друг другу улыбки

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познавать новое.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

Актуализация знаний.

Самоопределение к деятельности.

Выход на тему, цель, учебные задачи.

 Проверка дом. задания

- Чтобы узнать о чем пойдет сегодня речь на уроке, предлагаю вам расшифровать предложение по картинкам (картинки на доске, на другой стороне слова:

«Растения – зеленая одежда Земли»).

- Объясните, как вы понимаете это выражение?

Сравните свои высказывания с выводом научного текста:

«Действительно, на Земле почти повсюду есть растения. Они образуют леса, луга, поля, степи. Растения мы видим в парках, садах, на улицах городов и сел.

Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой».

- Сегодня на уроке мы узнаем, сколько лет живут растения

- Сформулируйте цель урока.

Познакомиться с многообразием растительного мира и возрастом растений.

сообщения учащихся о растениях сада

слушают, участвуют в беседе

Коммуникативные УУД

Умение инициировать учебное взаимодействие:

вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения. Умение уверенно держаться во время выступления.

Регулятивные УУД

Способность ставить цели и задачи.

 Работа над темой. Цель этапа:

способствовать выяснению признаков однолетних, двулетних и многолетних растений; создать условия для развития умения определять возраст растений.

1. Беседа по теме урока.

- Сколько лет живут растения? (Все живут разное количество времени.)

- Непохожи растения друг на друга и по сроку жизни. Такое растение, как дуб, живёт более тысячи лет. В то же время рожь и яровая пшеница живут меньше года. А вот капуста может жить два года. Именно по продолжительности жизни растения можно разделить на многолетние, однолетние и двулетние.

Многолетними называют растения, которые живут много лет. К ним относятся все деревья и кустарники, многие культурные и дикорастущие травянистые растения. Например, много лет живут одуванчик, крапива, ирисы, пионы. Слайд 2

infourok.ru

«Как долго живут растения. РСМ «Болота и луга как сообщества нашего края»

Урок окружающего мира по теме: «Как долго живут растения. РСМ «Болота и луга как сообщества нашего края».

 

Класс (возраст) учащихся: 3 класс (9-10 лет)

 

УМК  «Начальная школа XXI века»

 

Оборудование:

·        мультимедиа проектор, компьютер,

·        учебник «Окружающий мир» ч.1 (3 класс) Виноградова Н.Ф.,

·        хрестоматии о Русском Севере для учащихся 2-4-х классов «Морянка», рабочие                тетради «Морянка» 3 класс,

·        иллюстрации, магнитные карточки,

·        видеофрагмент «Росянка: растение-охотник».

 

Цели и задачи урока:

            1. Обобщить и систематизировать знания учащихся  о разнообразии растений;

            2. Познакомить ребят с продолжительностью жизни различных растений на нашей

                планете;

          3. Содействовать расширению знаний младших школьников о природных

                сообществах Архангельской области.

 

Формирование УУД:

Личностные (мотивация учения, самоконтроль процесса и результатов деятельности).

Коммуникативные (совместное определение цели задания, функций выполнения задания участниками группы, контроль, коррекция, оценка  действий партнёра).

Познавательные общеучебные (формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации на материале учебника, знаково-символические).

Познавательные логические (установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, анализ с целью выделения существенных признаков, выдвижение гипотез и их обоснование).

Регулятивные (составление плана и последовательности изучения материала, контроль выполнения задания, коррекция: внесение дополнений и корректив, оценка, осознание качества и уровня усвоения).

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями (цель: применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач/заданий).

Формы организации учебной деятельности на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы и приёмы организации деятельности учащихся: словесный обмен учебной информацией, выполнение заданий группой школьников с помощью раздаточного материала, иллюстрации, работа с учебником, индивидуальное сообщение новой для класса информации отдельными учащимися, самостоятельная работа в тетради.

Конспект урока разработан с использованием приемов технологии развития критического мышления.

 

Карта урока

I.       Орг. момент.

 

II.    Сообщение темы урока. (ФАЗА ВЫЗОВА)

- Посмотрите внимательно на доску, и скажите, что на ней изображено. (РАСТЕНИЯ) (Приложение 1 Слайд 1)

- Почему растения относят к живым организмам? (Работа на листочках (Приложение 2) (проверка домашнего задания). Взаимопроверка.) (Слайд 2)

- Скажите, пожалуйста, о какой особенности растений, из перечисленных вами, мы ещё не говорили подробно? (О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ

- Хотелось бы вам узнать об этом

- Назовите тему нашего сегодняшнего урока. (КАК ДОЛГО ЖИВУТ РАСТЕНИЯ)

- А теперь откройте рабочие тетради, подпишите число.

ЗАДАНИЕ: Составьте «Кластер» к теме сегодняшнего урока (тема на доске).

·        напишите ключевое слово в середине рабочего листа;

·        начните записывать слова, которые у вас возникают в связи с данной темой;

·        запишите их и установите связи между ними.

ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ

 

III. Постановка темы и задач урока.

- Посмотрите на свои записи в тетрадях и подумайте, на какие вопросы нам сегодня предстоит найти ответы во время урока. Используйте следующие вопросительные слова: СКОЛЬКО?  (НА) КАКИЕ?  КАК? (Слайд 3)

·        СКОЛЬКО живут растения?

·        НА КАКИЕ группы по продолжительности жизни делят растения?

·        КАКИЕ особенности есть у каждой группы растений?

·        КАК определить возраст растения?

- На протяжении всего урока мы будем искать ответы на эти вопросы.

 

IV. Изучение нового материала. (ФАЗА ОСМЫСЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ)

    Работа с текстом учебника «Окружающий мир» ч.1 стр. 80-81 (Слайд 4)

ЗАДАНИЕ «Инсерт» или «Чтение с пометами»

- Рассмотрите рисунки. Читая текст учебника, отмечайте на полях то, что вам известно, что противоречит вашим представлениям, что является интересным и неожиданным для вас, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков (значки вынесены на доску):

«!» – Я это знал

«+» – Новое для меня

«-» – Вызывает сомнение

«?» – Вопрос

- После прочтения текста, заполнить таблицу (Приложение 3), где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносите сведения из текста.

·        Индивидуальные задания

Меркурову Максиму, Кузнецовой Анастасии, Спиранову Даниилу (подготовка индивидуальных сообщений, знакомство с новой для класса информации отдельными учащимися) (Приложение 4)

ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ с опорой на слайды презентации (Слайд 5-12)

(Обсуждение записей, внесенных в таблицу маркировки текста.

Составление общей маркировочной таблицы (в ней три колонки, знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ)).)

- Посмотрите, пожалуйста, внимательно на следующий слайд и ответьте на вопрос: как можно определить возраст деревьев и кустарников. (Возраст деревьев и кустарников можно узнать по подсчёту годовых (годичных) колец или мутовок). (Слайд 13)

Дополнительный материал (для учителя) (Приложение 5)

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд 14)

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем – крылья, сложив назад.

Отличительные черты растений (РАБОТА ПО КОЛОНКАМ) (Слайд 15)

Задание: Восстановите отличительные особенности каждой группы растений. (МНОГОЛЕТНИЕ, ДВУЛЕТНИЕ, ОДНОЛЕТНИЕ РАСТЕНИЯ)

Работа у доски с магнитными карточками (3 человека, по 1-му с каждой колонки).

ПРОВЕРКА (Слайд 16)

РАБОТА В ПАРАХ ЗАДАНИЕ: Распределите эти растения в три группы (липа, клевер, кукуруза, берёза, морковь, рис, крыжовник, репа, пшеница, брусника, капуста, тимофеевка). (Приложение 6) (Слайд 17)

Работа у доски с магнитными карточками (1 пара).

ПРОВЕРКА (Слайд 18)

ЗАДАНИЕ: Найдите по одному «лишнему» растению в каждой группе. Объясните, чем оно отличается. (БРУСНИКА, КЛЕВЕР, ТИМОФЕЕВКА)

- Посмотрите внимательно на слайд и скажите, где мы можем увидеть эти растения. (НА БОЛОТЕ И НА ЛУГУ) (Слайд 19)

- Тетрадь «Морянка» стр. 26

Индивидуальные задания Бызовой Анне и  Филимоновой Евгении (Т.стр.27 зад.4 работа с хрестоматией «Морянка»), Яковлевой Виктории стр.27 рубрика «Это интересно».

 

Тема РСМ Болота и луга как сообщества нашего края

- Ребята, давайте вспомним, как появляются такие сообщества как болото и луг. (Слайд 20)

(Растения участвуют в зарастании водоёма. Осенью надземные части этих растений отмирают и падают на дно. Остатков растений на дне становится все больше, водоём мелеет и в конце концов водоём высыхает, и на этом месте поселяются другие растения и образуется другой природный комплекс: болото или луг).

ЗАДАНИЕ: Решите кроссворд (Растения луга) (Слайд 21)

- Какое растение вам менее знакома из всех представленных здесь? (ПИЖМА)

- Индивидуальное сообщение:  об этом растении нам подготовил Спиранов Даниил. (Слайд 22)

- ПРОВЕРКА индивидуального задания, которое было дано Бызовой Анне и  Филимоновой Евгении (Т.стр.27 зад.4 работа с хрестоматией «Морянка») (Слайд 23)

- А теперь, давайте прочитаем строки, которые написал наш северный  поэт Н.Рубцов. (Слайд 24)

Он — мох, строитель чудотворный,

Создавший царство из воды.

В нем много света и просторно,

Везде роскошные «сады».

В «садах» рубин живой алеет,

«Янтарь болот» на солнце зреет.

                                                Н. Рубцов

- О каком растении говорится в этом отрывке (О МХЕ-СФАГНУМЕ)

- Сейчас мы послушаем индивидуальное задание Яковлевой Виктории

Т. «МОРЯНКА» стр.27 рубрика «Это интересно».

 - Где растет мох? (НА БОЛОТЕ)

- Какие ещё растения можно увидеть на болоте?

- Посмотрите на слайд и скажите, все ли растения изображённые на нем вам знакомы? (Слайд 25)

- Прослушайте, пожалуйста, небольшое стихотворение и определите, о каком растении идёт речь. (РОСЯНКА) (Слайд 26)

Эй, брат, комарик, берегись!

На лист росянки не садись -

Придется с жизнью распрощаться:

Раз сядешь — вновь уж не подняться.

                                            Д. Кайгородов

- Индивидуальное сообщение:  об этом растении нам подготовила Кузнецова Анастасия.

Видеофрагмент «Росянка: растение-охотник» http://rutube.ru/video/8927d6b904ca779f602fc9f7dd5c9c55

(Слайд 27)

 

V. Закрепление нового материала.

ЗАГАДКИ

 Задание: отгадать загадку, назвать к какой группе по продолжительности жизни это растение относится. 

Я красна, я кисла,На болоте я росла,Дозревала под снежком,Ну-ка, кто со мной знаком?

(Клюква) МНОГОЛЕТНЕЕ РАСТЕНИЕ 

Лето целое старалась – Одевалась, одевалась … А как осень подошла, Нам одежки отдала. Сотню одежонок Сложили мы в бочонок. 

(Капуста)  ДВУЛЕТНЕЕ РАСТЕНИЕ 

Из земли вырастаю- Весь мир одеваю.

(Лён) ОДНОЛЕТНЕЕ РАСТЕНИЕ 

Мягок, а не пух,Зелён, а не трава.

(Мох) МНОГОЛЕТНЕЕ РАСТЕНИЕ 

Наши поросяткиВыросли на грядке,К солнышку бочком,Хвостики крючком.Эти поросяткиИграют с нами в прятки.

(Огурцы) ОДНОЛЕТНЕЕ РАСТЕНИЕ 

Никто не пугает,а вся дрожит.

(Осина) МНОГОЛЕТНЕЕ РАСТЕНИЕ 

Кто любит борщ и винегрет,Грустит, когда её в нём нет.На грядке под землёй растёт –В народе ей всегда почёт.

(Свекла) ДВУЛЕТНЕЕ РАСТЕНИЕ

 

VI. Итог урока.

VII. ФАЗА РЕФЛЕКСИИ

«Пятиминутное эссе»

Учитель просит учащихся выполнить следующие задания:

1) написать, что нового узнали по данной теме;

2) задать вопрос, на который они не получили ответа.

(Учитель собирает работы и использует их при планировании последующих уроков.)

 

VIII. Домашнее задание  (Слайд 28)

  1. Учебник стр. 81-82 рубрика «Этот удивительный мир» (прочитать)

ЗАДАНИЕ: Составьте дома таблицу «Толстых» и «тонких» вопросов к сегодняшней теме урока.

  1. Тетрадь «Окружающий мир» стр.28 задание «Портфель» (по выбору)
  2. Тетрадь «Морянка» стр. 27 зад.6 (по выбору)

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ Чушковой Марии, Аникеевой Алине тетрадь «Морянка» стр. 27 задание  «Проектная задача»

 

Источники информации:

1. Виноградова Н.Ф.  "Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Часть 1", - М., Вентана-Граф, 2013.

2. Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах / науч. ред. Э.И. Николаева; сост., отв. ред. И.Ф. Полякова. – 6-е изд., стереотип. – Архангельск: ГАОУ «АО ИППК РО», 2013.

3. Морянка: Рабочая тетрадь для 3-х классов общеобразовательных учебных заведений / Под общей ред. И.Ф. Поляковой. – 3-е изд., стереотип. – Архангельск: ГАОУ «АО ИППК РО», 2013.

 

Интернет источники:

Видеофрагмент «Росянка: растение-охотник» http://rutube.ru/video/8927d6b904ca779f602fc9f7dd5c9c55

Здесь будет файл: /data/edu/files/o1444762271.ppt (Приложение 1)

Здесь будет файл: /data/edu/files/m1444762334.doc (Приложения 2-6)

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Сколько лет живут растения

Тема: Сколько лет живут растения.

Цели: Форм- представлений о возрасте растений, углубление знаний о многообразии растений, разв-е речи учащихся, познавательных интересов, воспитание любви к природе;

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

I. Оргмомент

II. Проверка знаний, умений учащихся для подготовки к новой теме:

(проверка домашнего задания – пересказ, реферат)

Дышит, растет, умирает, а ходить не может. (растение)

На какие группы делятся все растения?(водоросли, мхи, папоротники, хвойные,цветковые)

Отгадай загадку, скажи к какай группе относится данное растение.

Ничего не шьет, А в иголках круглый год. (Елка)

Только тронь Отдернешь ладонь:Обжигает она Как огонь. (Крапива)

Что цветет без цвету? (Папоротник)

Белая корзинка Золотое донце,В ней лежит росинка И сверкает солнце. (Ромашка)

У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту.Если я не на опушке, Ветви-только на макушке. (Сосна)

На зеленом шнурочке Белые звоночки. (Ландыш)

III. Постановка целей и задач урока

IV. Организация восприятия и осмысления новой информации:

  1. вводная беседа учителя:

Весной веселит, летом холодит, Осенью питает, зимой согревает. (Лес)

Растения не переносят одиночества. Они растут в сообществе – группами и расселяются по земле в зависимости от распределения тепла и влаги. Растения, выросшие вместе с другими, создают друг для друга благоприятные условия. Располагаются растения ярусами. Почему?

1 ярус – высокие деревья

2 ярус – низкие деревья

3 ярус – кустарники

4 ярус – травы и мхи

2) работа с текстом: с.81 – 82

Сейчас в селе нет семьи, которая не занималась бы выращиванием овощей. А в городе этим занимаются те, у кого есть дачи. В таких местах можно вырастить однолетние растения: редис, огурцы, тыкву и другие. На полях же, где нет возможности выращивать овощи, выращивают пшеницу, овёс, ячмень, подсолнечник и т. д.

Это – однолетние растения.

А какие есть ещё растения, мы ответим, прочитав текст.

3) работа с текстом: с.82 – 84

4) ответы на вопросы: с.85

Капусту человек использует в качестве еды. Поэтому надо собирать её в первый год. А если, не зная этого, оставить её до того, как она разрастётся, то на следующий год она не даст урожая. Плоды и семена растений являются средством продолжения вида, поскольку они размножаются при помощи семян, обеспечивая сохранение жизни.

5) творческая работа уч-ся: составить схему – рисунок ярусов растений леса или парка.

V. Домашнее задание: с.81 – 85 пересказ, реферат – лечебные или ядовитые растения.

VI. Итог урока

multiurok.ru

Урок познания мира «Сколько живут растения»

Цели урока:

Образовательная (познавательная) – познакомить с многообразием растительного мира и сформировать представление о возрасте растений;

Развивающая – создать условия для формирования умения планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу;

Воспитывающая – создать условия для формирования умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Ожидаемые результаты урока:

Предметные – ученики овладеют понятиями: многолетние, однолетние, двулетние растения; возраст растений; многообразие; растительный мир;

Мета предметные – ученики смогут планировать свою деятельность; выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей; овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей, осознанного построения высказывания и составления текстов в устной и письменной форма;

Личностные – ученики смогут строить сотрудничество со сверстниками в соответствии с этическими нормами поведения и выстраивать межличностные отношения при взаимодействии.

Материалы к уроку: учебник, фотографии растений; гербарий, карточки - ребус - иллюстрации, маршрутные листы;

Ход урока:

Проверка домашнего задания с целью контроля качества усвоения материала. Проведем тест (задание для теста в маршрутном листе).

 - Оцените себя:

Нет ошибок – 5

Одна ошибка – 4

Две ошибки – 3

Остальное - 2

 - Встаньте у кого ни одной ошибки – молодцы. Вы сегодня хорошо подготовлены.

- Что бы вы хотели ещё узнать о растениях?

(Выброс на доску)

 - Это мы знаем!

 - Об этом прочитаем!

 - По этой теме нам подготовит сообщение на следующий урок

(назвать уч - ся)

 - Над этой задачей будем работать на уроке

 - Чтобы узнать о чем пойдет сегодня речь на уроке, предлагаю вам расшифровать предложение по картинкам (картинки на доске, на другой стороне слова:

 «Растения – зеленая одежда Земли».

 - Объясните, как вы понимаете это выражение?

Сравните свои высказывания с выводом научного текста:

«Действительно, на Земле почти повсюду есть растения. Они образуют леса, луга, поля, степи. Растения мы видим в парках, садах, на улицах городов и сел.

 Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой».

 - Сегодня на уроке мы узнаем, сколько лет живут растения

 - Сформулируйте цель урока.

Познакомиться с многообразием растительного мира и возрастом растений.

- Сегодня будем работать в центрах активности:

Центр науки, Центр математики, Центр развития речи, Центр Эрудит + ИЗО.

 - Выберите спикера в группах.

 - Начинаем работу в центрах активности. После работы в каждом центре обязательно оцените себя в маршрутном листе (критерии оценок на доске).

 - В некоторых центрах вам встретится задание *, оно не входит в обязательное выполнение и оценивание. Если это задание будет выполнено, вы получите дополнительную оценку.

Весь материал - смотрите документ.

videouroki.net


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта