Сказки курской губернии о растениях. Истоки православного творчества народных мастеров Курского края

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Внеклассное занятие по окружающему миру "Детям о Курском крае". Сказки курской губернии о растениях


Немного о фольклоре Курского края

16 сентября 1873 г. в селе Винниково Курского уезда Курской губернии открыта земская школа. * * * 1879 г. в своем курском имении скончался Алексей Ираклиевич Левшин (1798-1879) - государственный деятель России; один из теоретиков реформы по освобождению крестьян, член Государственного Совета.Был женат на Елизавете Федоровне Брискорн, дочери соседки по курскому имению Ольги Константиновны Брискорн. Брискорн Ольга Константиновна (урожд. Струкова) - курская помещица, владевшая большими земельными угодьями в Дмитриевском уезде, в частности в с. Хомутовка с окрестностями; основала крупную суконную фабрику в с. Прилепы, на которой широко использовался труд крепостных, в т.ч. детский труд. Печально известна созданием нечеловеческих условий труда и массовой смертностью своих крестьян и рабочих. В 1822 крестьяне вынуждены были обратиться к императору Александру I с жалобой на «курскую Салтычиху». Против нее было возбуждено дело об опеке и предпринято официальное следствие. Следствие, длившееся в течение 3 лет, установило, что в 1820-1821 от голода, болезней, травм и изнурения умерло 128 человек, из них 44 - моложе 15 лет; в 1818-1821 из имения бежало 300 человек; были также вскрыты факты жульнических операций с продукцией фабрики. В результате Брискорн была отстранена от владения фабрикой в Прилепах, и фабрика была взята под государственную опеку После смерти мужа - тайного советника Фёдора Максимовича Брискорна (1759 - октябрь 1824), она возвела (1827-1829) над его могилой церковь в с. Пятая гора Царскосельского уезда; сама же жила постоянно в собственном Петербургском доме на ул. Галёрной, № 53 (с осени 1831 до весны 1932 сдавала квартиру в этом доме поэту А.С. Пушкину с женой). Дети: Ольга и Елизавета. * * * 1947 г. родился Руцкой Александр Владимирович - лётчик, Герой Советского Союза. Родился в семье офицера в г. Проскурово Каменец-Подольской области Украины. Учился в Курске; выпускник Курского аэроклуба. Почётный гражданин города Курска. В 1990-1991 гг. - народный депутат РСФСР от Курской области. 12 июня 1991 г. был избран вице-президентом России. В 1996-2000 гг. - губернатор Курской области. * * * 1949 г. родился Золотарев Василий Григорьевич, юрист, профессор, академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, поэт, уроженец с. Гостомля Медвенского р-на Курской обл. Председатель Курского областного суда.

gorenka.org

Курский край

           Природа Курского края богата и разнообразна. Здесь, в лесостепной зоне, обитает несколько десятков тысяч видов беспозвоночных животных и свыше трехсот позвоночных; насчитывается 265 видов птиц, "главным" из которых является знаменитый курский соловей, чьи уникальные трели считаются наивысшим достижением птичьего вокала.          В степях и лесах Курской области обитает 59 видов млекопитающих - лоси, зайцы, лисы, косули, кабаны, барсуки, ежи, хорьки, белки... Некоторые из них являются постоянным объектом охоты.          В водоемах области водится 32 вида рыб. Наиболее часто встречаются окунь, пескарь, плотва, уклейка, карась, щука. Менее многочисленны лещ, краснопёрка, линь, язь, жерех, налим, вьюн, густера, судак, сом.         На территории Курской области расположен Центрально-Черноземный государственный природный заповедник имени профессора В. В. Алехина. С 1979 года он входит в систему биосферных заповедников мировой сети ЮНЕСКО, в 1998 году стал обладателем диплома Совета Европы. Площадь заповедника составляет 5284 га. Стрелецкий и Казацкий участки - это эталонные, нераспаханные луговые степи на черноземах в сочетании с дубравами. Букреевы Бармы и Баркаловку с реликтовой флорой меловых меловых холмов ученые называют "страной живых ископаемых".Еще два участка заповедника - пойменные - Зоринский со сфагновыми болотами и пойма Псла.          Леса заповедника составляют 2477 га, степи и луга - 2096 га, воды и болота - 347 га. На территории заповедника произрастает 1260 видов флоры, обитает 209 видов птиц, 46 видов млекопитающих.         Помимо Пентрально-Черноземного заповедника на территории области существует 6 зоологических и 3 ботанических заказника, а также 58 памятников природы.         В восточных районах области объявлены памятниками природы несколько растительных сообществ, зародившихся десятки тысяч лет назад. В этих сообществах отмечены живые ископаемые предледниковой степной растительности на общей площади более 70 гектаров. Многие из них занесены в Красную книгу и нуждаются в особой охране.

Водные ресурсы

         Общая длина рек, протекающих на территории Курской области, составляет около 8000 км. Курский край расположен в бассейнах рек Днепр и Дон, которые охватывают соответственно 78% и 22% территории области.          Бассейн Днепра представлен реками Сейм и Псёл с их многочисленными притоками. Речную систему Дона представляют верховья рек Оскол, Тим и Кшень.          Большинство из 188 рек области длиной более 10 км относятся к категории малых. К средним рекам относятся: Сейм, Тускарь, Свапа, Псёл. В Курской области насчитывается более 700 искусственных водоемов-прудов и водохранилищ, из которых 145 имеют объем воды более одного миллиона кубических метров. Четыре водохранилища превышают объем 10 миллионов кубометров.         Реки, озера и пруды широко используются для хозяйственного водоснабжения, орошения, разведения рыбы и водоплавающей птицы.         С поверхностными водами гидравлически связаны подземные воды, среди которых выделяются следующие водоносные комплексы: четвертичный поровый, неогеново-палеогеновый поровый, верхнемеловой трещинно-карстовый, девонский поровый и трещинный в зонах разуплотнения кристаллических пород фундамента. Хозяйственно-питьевое водоснабжение городов и сельских населенных пунктов осуществляется за счет подземных вод юрско-девонского, сеноманнеокомского и верхнемелового водоносных комплексов, отличающихся удовлетворительным качеством воды при относительно высокой степени защищенности и значительными разведанными запасами.          Эксплуатационные запасы разведанных природных месторождений составляют 410 миллионов кубометров в год, степень освоения запасов - 87,7%. Имеются предварительные данные о возможности доразведки запасов подземных вод, меловых водоносных горизонтов в объёме 235,4 тысячи кубометров в сутки.          При существующих темпах водоотбора область обеспечена ресурсами подземных вод на ближайшие 25-30 лет.

Недра

         Неисчерпаемые богатства курских недр, освоенные лишь частично, залегают на не-значительных глубинах, удобных для крупных промышленных разработок. Они дожидаются часа, когда удачливые и дальновидные инвесторы начнут вкладывать деньги в самую выгодную отрасль - добывающую. Как известно из истории Клондайка, первопроходцы оказываются в самом большом выигрыше.

Формовочные и стекольные пески      Сырьевой базой для литейного производства и стекольной промышленности в Курской области является Секеренское месторождение песков.      Мощность полезной толщи составляет 24,7 метра, мощность вскрышных пород - 2,8 метра. Полезная толща обводнена, добыча возможна гидромеханизированным способом. Запасы песков составляют около 136 миллионов тонн.      Пески кварцевые (98,7% объема) в природном виде пригодны для литейного производства.      Кроме того, обогащенные пески соответствуют стандартам для производства оконного стекла, изоляторов, консервной тары и бутылок из полубелого стекла, пеностекла.

Фосфатное сырьe      В области разведано и учтено балансом 11 месторождений конкреционных фосфоритов. Наиболее перспективными из них являются Уколовское, Тускарское и Свободинское. Их промышленная значимость подтверждена технико-экономическими соображениями (ТЭС), выполненными в 1986 году ПГО "Центология" Мингео СССР. Агрохимическая эффективность фосфоритов этих месторождений доказана опытными исследованиями на Долгопрудненской агрохимической станции.          Запасы фосфоритов по Уколовскому месторождению составляют 6,9 тысячи тонн руды, по Тускарскому месторождению - 6,9 млн. тонн. Балансовые запасы Свободинского месторождения составляют 15,3 млн. тонн руды.

Карбонатное сырьe          В пределах Курской области разведано 15 месторождений мела, запасы которых составляют 129 миллионов тонн. Наиболее изученными являются Котово-Гудовское месторождение с запасами 15,1 миллиона тонн и Солнцевское второе - 45,7 миллиона тонн.          Мел пригоден для получения строительной воздушной извести первого сорта, для производства портландцемента марки 500, а также для резинотехнической, лакокрасочной промышленности, известкования кислых почв и минеральной подкормки животных и птиц. Запасы Русско-Конопельского месторождения мела составляют 59,1 миллиона тонн, запасы Пушкарского месторождения суглинков - 8,9 миллиона тонн.          Мел Русско-Конопельского месторождения в смеси с суглинками Пушкарского месторождения пригодны для получения высококачественного портландцемента-500.

Железные руды         На территории Курской области расположено крупнейшее в мире месторождение железной руды - Курская магнитная аномалия.          Железные руды в Курской области относятся к докембрийским образованиям и залегают на глубине 100-200 метров от земной поверхности. Представлены они железистыми кварцитами (бедными рудами с содержанием железа от 30% до 43%) и корой выветривания по ним (богатыми рудами с содержанием железа 45%-63%). Богатые руды используются в металлургическом переделе после рудоразработки и гломерации, а железистые кварциты - после дробления и обогащения с получением концентрата.          Разведанные запасы всех железных руд на территории Курской области составили 9191,5 миллиона тонн.          Степень изученности железорудных объектов, входящих в состав Курской магнитной аномалии, различна. Наиболее изучено Михайловское месторождение, разрабатываемое одноименным комбинатом с 1960 года. При современном уровне добычи только в проектном контуре карьера Михайловский горно-обогатительный комбинат обеспечен запасами богатых руд на 43 года, неокисленных железистых кварцитов - на 51 год. Разведаны Курбакинское и Дичняно-Реутское месторождения. Поисковая оценка железистых кварцитов проведена на Остаповском, Курбакинском, Троснянском, Лев-Толстовском, Яценском, Щигровском и других участках.

Керамическое сырьe          Большая Карповка - разрабатываемое месторождение тугоплавких глин, запасы которых составляют 23 миллиона тонн. Разведано два сорта глин: первый сорт (7 миллионов тонн) пригоден для производства фаянсовых изделий, облицовочно-фасадной и половой плитки, канализационных труб, кислотоупорных изделий; второй сорт (16 миллионов тонн) пригоден для производства лицевого кирпича и черепицы в смеси с любыми легкоплавкими суглинками.

Минеральная вода      Вблизи г. Курска в кристаллическом фундаменте выявлено Халинское месторождение подземных минеральных вод. Это минерализованные (1,9 - 3,0 г/куб, дм) хлоридно-натриевые воды. По бальнеологическому заключению, выданному Российским Научным Центром реабилитации и физиотерапии (г. Москва), воды отнесены к лечебно-столовым, близкий аналог "Миргородский", и могут быть использованы для лечения желудочно-кишечного тракта, хронических заболеваний печени, желчечевыводящих и мочевыводящих путей, болезней, связанных с обменом веществ.          При освоении запасов минеральных вод планируемый объем производства составляет 1 миллион декалитров в год.

Торф и лечебные торфяные грязи          Торф в области используется в качестве топлива и органических удобрений. Всего в области учтено 247 торфяных месторождений (преимущественно мелких) общей площадью в границах промышленной глубины торфяной залежи 12 тысяч га и запасами около 50 миллионов т.         Торфяная лечебная грязь в Курской области добывается на Пушкаро-Жадинском месторождении и представлена пресноводными, бессульфидными, высокозольными, древесными, древесно-осоковыми торфами низинного типа.        Торфяные лечебные грязи содержат все основные группы микроорганизмов, соответствующие данному типу пелоидов.       Ближайшими аналогами Пушкаро-Жадинского месторождения являются: "Липецкое" (Липецкая область), "Юховское", курорта Дорохово (Московская область), курорта Паланги (Литва).

         Медицинские показания:
  • процедуры в виде грязевых аппликаций;
  • внутриполостные процедуры;
  • использование торфоразводных ванн при лечении опорно-двигательного аппарата, болезней нервной системы, органов пищеварения и дыхания, заболеваний мочеполовой системы, заболеваний уха, горла, носа, а также кожных заболеваний.

kray.kurskonb.ru

Истоки православного творчества народных мастеров Курского края

Разделы: Внеклассная работа

«Вера – это краеугольный камень Жизни, а Жизнь – всенародное творческое созидание… Люди с давних времен украшали свою одежду, жилище, орудия труда и предметы быта различными орнаментами. Но это были не просто рисунки, придававшие вещам нарядный и праздничный вид, а магические символы, которые должны были защищать своих обладателей от нечистой силы. У каждого народа существовали собственные мотивы и сюжеты в орнаментах, и русский народ не исключение».

С.М. Соловьёв

Россия – великая держава со своей богатейшей историей и культурой, которая накапливалась веками. Хранителем народной культуры всегда была провинция. Именно в ней сохранилось бережное отношение к национальным обычаям, к самобытному наследию традиционного искусства.

Богата Курская земля народными умельцами. По всей России славились их изделия.

В своей работе я хочу не просто рассказать о некоторых промыслах, которыми издавна славился наш древний Курский край. Важно донести до людей всё то, что было значимо и незыблемо для наших предков: не растерять свой духовный мир, свою суть, свою русскую душу, традиции, через которые и устанавливалась глубинная связь с прошлым.

Народное искусство постоянно находится во взаимодействии с окружающим миром и, развиваясь, отражает мировосприятие народа. Здесь и отношение человека к себе, своей истории, климату, природе родного края, к миру в целом. Народное искусство выступает носителем национальной  культуры и в нём находят отражение и религиозные представления. О периоде конца XVII – начала XX вв., к которому относятся большинство дошедших до нас памятников русского народного искусства, можно говорить как о времени глубокого проникновения христианских идей в мировоззрение человека, в его быт, традиции и обряды. Само население, в среде которого создавались и бытовали образцы народного творчества, сформировалось как православное, следовательно, христианские мотивы не могут не присутствовать в русском народном искусстве.

Вера определяла весь строй жизни большей части населения Русского государства. Любое дело: новый день, трапеза, сельскохозяйственные или другие работы, обряды и ритуалы начинались с молитвы. Обязательной принадлежностью каждого дома были иконы, они являлись неизменным спутником различных семейных и календарных обрядов.

Курские вышивальщицы

История рушника уходит глубоко в древность. Вытканные вручную и украшенные символическим орнаментом, полотенца-рушники были важными предметами быта русского народа. Они являлись оберегами от злых сил и спутниками человеческой жизни от рождения до смерти. Ещё в дохристианскую эпоху формировались художественно-стилистические способы шитья, рождались знаки, символизирующие силы природы, представления относительно устройства Вселенной, творились образы, которые потом долго были закодированы в вышивке и других видах искусства, указывая на ведические верования наших предков. Основные орнаментальные мотивы отображали элементы символики различных культов: верования древних славян, поклонение Божествам, просьба о здоровье, добре, урожае, помощи в сложных жизненных ситуациях. Осмысливая Вселенную, человек пытался защитить себя от враждебного влияния непознанных сил. Для этого он использовал орнаменты и своеобразные заклинания. С давних времен вышивка украшала одежду славян. Вышитые узоры представляли собой магические знаки, которые оберегали от всего дурного. Их обычно размещали на воротнике, подоле, на рукавах и плечах, т. е. в местах, граничащих с открытым телом, сквозь которые, по представлениям славян, нечистая сила могла проникнуть в человека. Берегиня – это важный символ, который встречается во многих вышивках. Народ создал его загадочным цветком, который символизирует материнскую силу. Она – сама Мать-природа, которая представляет собой создание и защиту мира, а также вечное обновление и гармонию жизни. Берегиня символизирует также Дерево жизни (порой оно изображалось в виде букета), представляющей собой сочетание трех миров и символом гармонии Вселенной. Мировое дерево имеет значение бесконечности жизни, непрерывность рода, каждая его ветвь – это зародыш новой семьи, поэтому оно – неотъемлемая часть свадебного рушника. На средних и верхних ветках изображались птицы – представители верхнего мира, символы вечности, бессмертной души и божественного присутствия.

 Важным символом в народной вышивке является использование цветов. С помощью черного, белого и семи цветов радуги, которые являют собой разложение белого цвета, можно выразить значительное количество информации. Белый цвет был в почете у наших предков, которые обожествляли Солнце, стихию Огонь, и знали, что этот цвет – атрибут Бога-Отца. Красный цвет, как самый активный после белого, очень высоко ценился в различных ритуалах, обрядах. Особенно много этого цвета было на свадебной, детской и праздничной одежде, поскольку красный цвет активно защищает от зла и притягивает энергию гармонии, творения, любви. Черный цвет, который многими воспринимается как цвет смерти, на самом деле имеет многогранную символику. Это цвет земли, достатка, богатства. Одежда старших людей была богатой на черный цвет, поскольку он поглощает энергию, информацию. А старшее поколение людей является хранителем мудрости, учителем для молодых поколений. Использование в узорах красного и синего цветов, красного и черного, как противоположных  цветов – гармонизируют энергию (активное и пассивное, мужское и женское).

Основным украшением русского народного костюма является вышивка. Она всегда отличала повседневный костюм от праздничного. Костюм был тесно связан с владельцем, поэтому различные украшения, отделку и вышивку тщательно оберегали и передавали от поколения к поколению. В каждой местности одевались по-своему. Основные предметы костюма были одинаковыми, но со своими авторскими проявлениями. Мужской костюм украшали вышивкой снизу, а женские костюмы в основном были украшены на рукавах и плечах. Вышивка не только украшала одежду, но и оберегала владельца от злых людей. Русская крестьянка в праздничном национальном костюме –  символ (модель) Вселенной. Нижний, земной ярус её одежды выполнен символами земли – семян и растений – в черном цвете. Верх одежды украшали изображениями птиц и символами дождя (височные цепи, изображение символических птиц на оплечьях). Завершал убранство праздничного костюма головной убор с изображениями солнечных коней и звезд.

Одежда

Курская губерния отличалась разнородностью населения. Вследствие этого для костюма Курской губернии характерно слияние черт костюма древнейшего населения губернии и польско-литовских выходцев. Женщины носили рубаху, юбку, поневу, передник. Из тонкой черной шерстяной домотканины шили сарафаны. Лиф такого сарафана декорировался вышивкой шерстяными цветными нитями, блестками, а различными цветными полосками атласа, парчи, кашемира — лиф и низ. Женские рубахи часто выполнялись с рукавами длиннее рук и завершались длинными узкими манжетами. Иногда широкие рукава по низу собирались в частые сборки, закрепляемые манжетами. В частые сборки собирали также рубахи и вокруг горловины. Декор рубахи — красная вышивка крестом в сочетании с белым кружевом, наложенным на кумач. В качестве навесных украшений возможны бусы. Пояс – шерстяной, тканный, в полоску кушак, длиной 320 см., шириной 16,5 см, концы которого с бахромой. Головная повязка из цветного ситца. Обувь — кожаные туфли. Костюм отличается красочностью, причем обилие цвета и различных декоративных решений не дробит единый образ. Объединяющим началом является темный цвет сарафана, придающий целостность и выразительность. С другой стороны, темный фон сарафана высвечивает его декор, который созвучен красному цвету декора рубахи и головной повязки.

Расположение Курской области во многом повлияло на ее культуру, обычаи, одежду. В русском народном костюме Курской области можно найти украинские, белорусские, поволжские черты. Народный костюм Курской области состоял из длинной холщевой рубахи, поверх которой замужние женщины надевали набедренную одежду – поневу. Непременной принадлежностью был передник, далее следовала нагрудная одежда, спускавшаяся чуть ниже пояса. Комплекс с сарафаном состоял из рубахи и длинного сарафана. В костюме женщины было больше оригинальности и самобытности. Мужская одежда была менее разнообразной и состояла из рубахи, портов и пояса. Одежда подразделялась по основному ее назначению и роли в быту на нательную, домашнюю, комнатную и верхнюю. В народном костюме четко соблюдалось деление на будничную, рабочую, праздничную и обрядовую. Праздничная одежда всегда была более новой, ее изготавливали из дорогостоящей ткани, составляли из большего числа предметов, сильно украшали. Праздничная одежда имела свою регламентацию: одну носили в воскресенье, другую – в большие «годовые» праздники. Непосредственно одежде примыкают разнообразные обрядовые костюмы: просватанной девушки, свадебный. Сюда же  относятся комплексы одежды, которые носили во времена весенних очень древних дохристианских праздников, связанных с языческим культом. Обрядовая одежда дольше сохраняла свои старинные формы. Одежда всегда подчеркивала семейные и возрастные отличия. Единственной одеждой для девочки 14 – 15 лет была рубаха, девушки носили высококлинный сарафан, у молодых женщин преобладали яркие цвета, они носили поневу, у пожилых одежда была темного цвета. При изготовлении одежды старались обойтись своими самодельными тканями. Женщины сами ткали и пряли холсты, сукна вплоть до первой мировой войны. Позже стали использоваться покупные ткани.

Женская рубаха входила в состав всякого комплекса женской одежды. Спереди и по подолу сарафан украшали кружевом, лентами, тесьмой, блестками. Особенно интересны сарафаны с плотной вышивкой красными, зелеными и желтыми шерстяными нитками. Сарафан подпоясывали домоткаными шерстяными или покупными шелковыми поясами. В Курской губернии косоклинный сарафан напоминал широкую юбку с проймами. Разрезы на груди и отверстия для рук обшивались красными шерстяными полосками с блестками.

Везде различали девичьи и женские головные уборы. Существовал обычай, по которому замужняя женщина должна была прятать свои волосы. Нельзя было непокрытой выходить из дома, заниматься домашними делами. Девушки заплетали волосы в одну косу и могли не покрывать их. Отсюда обусловленность формы головного убора: для замужней женщины – тип закрытой шапочки, для девушки – мягкая повязка, обруч. Другой разновидностью головного убора была повойник. Он закрывал волосы сзади и мог иметь длинные бисерные украшения. Девичьи головные уборы чаще всего представляли собой узкий венец, обтянутый шелковой тканью, с украшениями из бисера, стекляруса, бус. Основным головным убором в селах Курской губернии был головной платок. Девушки в основном завязывали его впереди, а женщины – сзади, платок мог быть домотканым или купленным. В праздничные дни и женщины, и девушки покрывали на голову красивую расписную шаль, купленную на ярмарке. В качестве зимнего головного убора носили барашковые, заячьи, собачьи шапки. Мужчины носили туникообразные косоворотки с воротником – стойкой из плотной фабричной ткани. Рубахи носили на выпуск поверх штанов и подпоясывали узкими и широкими поясами. Праздничные рубахи подпоясывали узкими плетеными поясами из цветной шерсти. Будничные рубахи шили из темного материала  праздничные из красного или белого материалов и украшали богатой вышивкой. Мужские штаны были домотканые или набивные. Головной убор мужчин представлял собой белый, реже коричневый колпак.

Навесные украшения. Пояса.

Неотъемлемым элементом русского народного костюма (женского и мужского)  издавна был пояс. Подпоясывал сарафан, рубаху (женскую и мужскую), верхнюю одежду. Пояс выполнял одновременно две функции: эстетическую и утилитарную. Подпоясанная фигура плотнее прилегая к фигуре, лучше согревает, обеспечивает свободу движения во время работы, расчленяет фигуру человека и удлинённые формы костюма, создавая гармоничную выразительную композицию. Подпоясывание обеспечивает разнообразные способы ношения одежды. Например, в длинной женской рубахе делался напуск, который по-разному драпировался – и мог служить мешком-карманом. К поясу крепились предметы обихода – сумочки, гребни, ключи и т.д. В своё время пояс служил для ношения оружия (сабля, меч) и орудий труда (топор, нож).

Верхняя одежда мужчин и женщин

Шилась из домотканого сукна. Называлась каратейка, кацавейка и куцинка. Спина такой одежды была выкройная, а в боках были вшиты клинья. Каратейка или куцинка должны быть яркими и не совпадать по цвету с саяном. Обшлага мужской свиты обшивались кожей, а женской – серым плисом. Эту одежду шили из сукна с красными клинцами, украшали плетеньями и разноцветными пуговицами. Зипун был притален, спина – гладкая, длина по щиколотку. У талии по бокам по три складки или сборки. Зимой в качестве верхней одежды использовались овчинные шубы, тулупы и полушубки. Носились они мехом внутрь. Иногда шубы украшали мехом другого цвета. Верхняя одежда подпоясывалась широкими кушаками.

Обувь

Обувь изготавливали ли кожи, войлока, сукна, шерсти. Будничной обувью были лапти. Лапти московского типа – лапти лычные, с веревочной подошвой – это лапти прямого плетения, то есть решетка состояла из перпендикулярных друг другу лык. В лаптях, где в подошву вплеталась пенька, были более плотные и менее промокаемые. С лаптями носили онучи. Лапти – это древняя обувь. С ними связано большое количество обрядов. В Курской губернии в Суджанском уезде жених должен был подарить невесте лапти, и, если она их принимала, то начиналось сватовство. Позже начали носить чуни – род туфель, плетеных из пеньковых веревок. Зимой носили валенки.

Заключение

Родники… Истоки… Корни… У этих слов много значений и главное – одно – основа, что-то светлое, чистое, как капли утренней росы; глубокое и широкое, как полноводная река, наполняемая сотней звонких ручейков. Мы, дети XXI века, в суматохе своего суетного «сегодня» часто забываем о своих корнях. Но, глядя на прекрасные произведения наших умельцев, и городская душа вдруг просыпается и остро ощущает свою сопричастность народному, национальному, православному, чувствует свои родники и истоки.

Известный современный гончар Александр Поверин говорит: «Пока мы не возьмём в руки какой-то традиционный сосуд, особенно в детстве, пока мы не послушаем русские народные сказки, пока не послушаем народные песни от бабушек, прабабушек и матерей, то стать полноценным представителем своей наци просто невозможно. Я в этом абсолютно убеждён. Если человек в детстве не подержал крынку с молоком в руках, которую бабушка из погреба достала и не спел народную песню, и не надел народный костюм и не поносил его, считать себя полноценным русским человек не может. В искусстве происходит тоже самое. Послушаем, что говорили наши великие представители искусства. Они все утверждали, что любое искусство держится на фундаменте народного искусства. Если этого не существует,  то всё искусство висит в воздухе. Оно не понятно людям, когда не видно откуда оно выросло. Если у дерева нет корней, то понятно, что оно засыхает. А народное искусство – это те самые глубинные корни, которые есть у дерева на всякий самый крайний случай. Ведь дерево растёт глубоко вниз и крона его гораздо меньше корневой системы. Это на случай засухи. Вот наступает засуха, и это дерево начнёт питаться глубинными корнями и выживет. Если нет этих корней, дерево засохнет. Мы сейчас эти глубинные корни как-бы обрезали. И не дай Бог сейчас засуха, и мы в растерянности. Не за что схватиться, нет глубинных корней, через которые можно питаться живительной влагой. Вот это всё нужно возрождать».

Литература

1.Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч.1/Глав. Ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 1997. 2. Соловьёв В.М. Русская культура. С древнейших времён до наших дней – М.: Белый город, 2004. 3. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества (Легпромбытиздат) (1994)

Интернет-ресурсы

Приложение 1

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

"Мировая деревня. Сказка о дудочках" (Курская область) » Перуница

Последнее

Природа » Джеральд Даррелл. "Животные родители"

Опубликовал: svasti asta

Джеральд Даррелл. "Животные родители"

Джеральд Даррелл - английский натуралист, писатель, основатель Джерсийского зоопарка и Фонда охраны дикой природы, которые сейчас носят его имя. Джеральд написал множество изумительных книг,

Комментариев: (нет)   

История » Вековой холод острова Мудьюг

Опубликовал: beregreki

Вековой холод острова Мудьюг

100 лет назад англичане устроили концлагерь под Архангельском. В этом концлагере на острове Мудьюг под Архангельском сотни русских людей содержались в нечеловеческих условиях, были расстреляны,

Комментариев: (нет)   

Здрава » Каковы резервы человеческого организма?

Опубликовал: svasti asta

Каковы резервы человеческого организма?

Оказывается, человек может без отдыха пробежать несколько сотен километров, плавать в воде при температуре воздуха –43 градуса, обходиться без пищи 49 суток, задерживать дыхание на 15 минут и

Комментариев: (нет)   

Книги » ДОЛГОЖИТЕЛИ. Пола Гарб

Опубликовал: svasti asta

ДОЛГОЖИТЕЛИ. Пола Гарб

Книга американской журналистки знакомит читателя с долгожителями Абхазии — с их историей, образом жизни, культурой. Пола Гарб посетила многие абхазские села и некоторые города, встречалась с их

Комментариев: (нет)   

 Все последние новости

www.perunica.ru

ФОЛЬКЛОР И ЕГО ТРАДИЦИИ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Транскрипт

1 ФОЛЬКЛОР И ЕГО ТРАДИЦИИ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ Кудрявцева А.А., МБОУ «Средняя образовательная школа 57»; Грачева Г.В., педагог МБОУ ДОД ДШИ 1 им. Г. Свиридова Фольклорная традиция - это наше достояние. Ни в одной стране мира нет такой разнообразной устной народной культуры, то есть передающейся «из уст в уста». Каждый человек обязательно встречается с проявлениями фольклора с самого детства! Самый простой пример: заботливая мать укладывает ребёнка спать и поёт ему колыбельную песню или дети на улице дразнят друг друга, всё это проявления устного поэтического творчества. Одним из видов фольклора является пеня. Русская народная песня это песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен. Все русские песни несут смысловую нагрузку. В них поётся о быте, о переживаниях и о жизни людей того времени. В них отражается характер каждого народа, его обычаи, исторические события. Народные песни отличаются своеобразием жанрового содержания, музыкального языка, структуры и существуют во множестве местных вариантов, постепенно видоизменяясь. Курские народные песни за все века своего существования прошли долгий и сложный путь исторического развития. На их облике и характере сказались особенности жизни Курского края, ибо песни складывались в неразрывной связи с местными социальными и историческими событиями. Самые многочисленные из них любовные, свадебные и семейно-бытовые. В любовных песнях курского края воспевается сильное, чистое и постоянное чувство счастливой и верной любви: «Здравствуй, милая, хорошая моя, как ты спала-ночевала без меня? Без тебя, мой друг, постеля холодна, одеялеце заиндевело». А ещё чаще они касаются любви несчастной, которая вызывалась различными причинами: разлукой, изменой, желанием родителей выдать за «неровнюшку», за нелюбимого и т. д. Песни о несчастной любви носят элегический, грустный характер: Ой, ты пташечка милая, Потешай горе мое, Мое горе всем известно: Милый уехал от меня, Он уехал не простился Знать, забыл он про меня. К любовной лирике примыкают свадебные и семейные песни. Свадебные песни, которые исполняются в связи с венчальным обрядом, чрезвычайно разнообразны и богаты вариантами даже в пределах одного курского края, где существовало несколько разновидностей свадеб, хотя все они обладали общими чертами, присущими южному типу русской народной свадьбы. Играли свадьбу

2 несколько дней (во многих курских районах, в частности, в Михайловском три дня). Сама церемония состояла из последовательно сменяющихся циклов или частей: сватовство, сговор, девичник, поезд жениха, венчанье, «обливание» (игра у колодца была распространена, например, в селах Петраковка и Генеральшино Дмитриевского района), пир и гулянье в доме жениха. Многочисленные свадебные песни приурочивались к определённым моментам обряда и служили его комментариями. Так, в момент сговора исполнялись одни песни, при снаряжении невесты другие, во время «обливания» третьи, при встрече невесты в доме жениха четвертые и т. д. Ах, куры, куры рябые, Ах, куры рябые, Петухи-то молодые А ли лёли а ли лей лё, эх ли туда ли ли лё. Эту песню исполняли, когда ожидали свадебный поезд. Перепёлушка рябая, она летечку рада. Ладу ладу, она тепламу рада. А не так она лету, как и ярой пшанице, Ладу, ладу, как и ярой пшанице. Это песня о том, как девушку сироту выдали замуж против её воли, и она ждет встречи с родным братом. К любовным и семейно-бытовым примыкают бодрые и жизнерадостные хороводные, игровые и плясовые песни, в которых обычно воспевается молодость и красота девушки. Среди прочих курских народных песен много шуточных и сатирических. В этих насмешливых, задорных песнях чаще всего высмеивается ленивая, нерадивая, избалованная и гулящая жена, бесстыжая вдова, старый муж, лютая свекровь и т. п.: «Как сказали, мой муж не пахарь, А я, молода, не пряха. Как поехал муж пахать, Я села молода прясть Супротив лета на пече, На горячем кирпиче. Тут приехали торгаши, Всего много привезли И мыло, и белила, И черного сурнила. Я за мыло корову, За белила кобылу, А за сурнило скирду овса». В Курской области до сих пор ещё продолжают бытовать солдатские, и ямщицкие песни: «Под ракитою зеленой русский раненый лежал, И к груди, штыком пронзенной, крест свой медный прижимал. Кровь лилась из свежей раны на истоптанный песок. Над ним вьется черный ворон, чуя лакомый кусок». Значение старинных крестьянских песен определяется не только их содержанием, но и высокой поэтичностью, музыкальностью. Следует отметить, что некоторые курские варианты общерусских песен стали хрестоматийными. Они включены в школьные и вузовские хрестоматии, а также в популярные сборники. Песни всегда сюжетны, причём фабула очень проста и жизненно правдива. Они богаты метафорическими образами, символами, сравнениями, разнообразными яркими эпитетами. Эмоциональность достигается частым

3 употреблением уменьшительных и ласкательных форм: братец, сестрица, кукушечка, горюшко, солнышко, дубравушка, садик, реченька и т. п. Курские народные песни поются глубоким, ярким, открытым звуком, резко, отрывисто, иногда немного грубо. Звук полностью выносится. Стиль лирических песен сложен и разнообразен. С помощью метафор, гипербол, эпитетов создавался традиционный фольклорный мир, в котором в несколько идеализированном виде представлены и «курская природа с ее лесами, степями, реками, глубокими озерами, зелеными полями, и русский быт с его избами, теремами, горницами, лавками, и, конечно же, сами люди персонажи песен». Именно используемые в песнях художественные средства и способствуют передаче чувств и настроений героев лирических песен, оказывая эмоциональное воздействие на слушателей. Традиционная лирическая песня разработала цельную символическую систему, в основе которой лежит сопоставление человеческого мира с природным. Так, часто символом молодца является соловей, сокол, селезень и голубь: «Ой, да и что ты, Селюзнюшка, Эх, смутен, не весёл?» «Ясен сокол по небушку летал, Добрый молодец по горенке гулял». «Летал, порхал соловьюшка по саду. Скучно, грустно молодому жить одному». В качестве символа девицы в рассматриваемых нами песнях это перепелочка, утица, голубка: «Перепелочка рябая, она летечку рада, Ой, Ла-ду, ла-ду, она теплому рада», «Как по речушке утенушка плавала, плавала, На перед ее селюзнюшко запевал». «Умывалася голубушка, умывалася она сизая Ключевой водою». В качестве символов в песнях выступают образы и предметы растительного мира. Символом девицы являются рябина, верба, береза, молодца дуб, хмель, встречается виноград. Однако чаще растения в песнях символизируют какое-либо состояние, то или иное чувство или настроение. Так, например, если калина и малина могут быть символами радости и веселья: На горе-то калина, Под горою малина, А кому, какое дело малина, А кому, какое дело калина. Полынь, осина, крушина и рябина, наоборот, всегда являются символом печали, горя и тоски: У ворот, у ворот, у воротичек рябина стояла. Не буен, холоден ветерок рябину колышет, Не силен, дробен дождик рябинушку мочит, Ясно солнце всходило рябину сушило. Как правило, цветение любого растения означает радость, веселье, любовь, и наоборот, его увядание печаль, горе, разлуку.

4 Особое место в песнях курского края уделяется образу кур: «Куры рябые, не пойте рано, Святой вечер, добрый вечер. Ах, куры, куры рябые, Петухи-то да молодые», Часто встречаются образы лисиц, куниц, зайцев: «Ох, ты заюшка, горностаюшка, Ох, пошто табе поздно вечером нет, А и у табе, а и у табе да привадушка есть». И, конечно, нельзя не упомянуть символ курского края соловья, который в народных песнях был символом любви и свободы «Во батюшкином да саду, да во зелёном, ой, саду Соловьюшка в саду дробненькай, Ой, да голосочек его дробненькай Да соловей, дай соловьюшка, Что ж ты смутен, не весёл, Дай головушку повесел, Песни не поёшь Воспой, воспой в садику, соловьюшка, Эх, воспой в саду зеленом». К любовным и семейно-бытовым песням примыкают песни хороводные, игровые и плясовые. Очень часто в Курской области хороводные песни называются «вулишными». Если же во время исполнения хороводных песен пляшут, то такие песни называются плясовыми. В Курской области различались карагоды и танки. Южнорусские танки и карагоды представляют собой грандиозное явление русского хореографического и песенного творчества. Карагоды по своему виду не похожи на общерусские хороводы. Карагоды в Курской области род пляски, в основе которой лежит индивидуальное мастерство пляшущих, самостоятельность действий, почти полная независимость плясуна, плясуньи или пары солистов от других пляшущих. Карагод отличается стабильностью композиционного строения на всей очерченной территории. В основе его лежит форма круга, или вернее, нескольких окружностей: в центре круг музыкантов, стоящих друг к другу лицом, вокруг них круг пляшущих, и более широкий круг зрительский. Существенным свойством карагода является то, что он, хоть и движется по кругу, тем не менее, стоит на месте, поэтому слово «карагод» часто употребляется в значении места, где происходят карагоды. Обычно это место твердо закреплено в каждом селе и предназначено именно для карагодов. В Суджанском и Беловском районах Курской области широко распространён народный танец «Тимоня», который представляет собой хоровод из ряда движущихся по кругу танцевальных групп, каждая из которых состоит из двух или трёх женщин (курочек) и одного мужчины (петуха Тимони). Тимоня исполняет перед женщинами импровизированные танцевальные па, имитирующие движения хорохорящегося петуха; при этом музыканты-аккомпаниаторы, в число которых входят исполнители на гармонике, балалайке и кугиклах, а также на шумовых инструментах,

5 располагаются в центре хоровода. В Тимоне скупая исполнительская манера женщин, основанная на регулярном повторе одних и тех же па, резко контрастирует с индивидуальными импровизациями мужчин и заканчивается вовлечением в танец даже музыкантов-аккомпаниаторов. Существенное различие между танками и карагодами отражается и в музыке. Танки исполняются только под песни самих участников, а карагоды часто под игру музыкантов [1]. Танки, в этом отношении, ближе к хороводам. Понятие «водить танки» соответствует общерусскому понятию «водить хороводы». Знаток южнорусской фольклорной традиции Анна Васильевна Руднева писала: «Танки это хороводы преимущественно плясового характера с развитыми хореографическими построениями и множеством фигур. Но есть танки с элементами сценического действия игрового начала [2]. Основной областью распространения танков (как и карагодов) являются центральные и южные районы Курской области. Хороводы-танки сопровождались пением самих участников без музыкального сопровождения. Каждый танок является уникальным и в подобном сочетании музыкального и хореографического материала нигде, кроме определённой территории, как правило, не встречается. Танок в одну линию исполняли в с. Будище Большесолдатского района под песню «Таня, Танюшка». В нём девушки и женщины, взявшись за руки, в один ряд двигались вдоль улицы по особому способу, как бы вдевая нитку в иголку. Этот вид танка называется «ворота» или «поясок». Танок параллельными линиями (с поясами) двигался двумя параллельными линиями. Его А. Руднева записала в с. Высоком Медвенского района Курской области. Его водили под песню «Маша да Машерочка моя». «Девушки в параллельных рядах берутся за руки, располагаясь друг против друга. Танководницы крайние в каждом ряду, держат в руках «паясы» длинные мужские пояса с махрами на концах, образуя ворота, в которые проходят следующие за ними девушки по принципу выворачивания рукава, так, что последние становятся первыми» [3]. Танок с петельками - движение происходило по зигзагообразной линии, был зафиксирован в 1954 году в с. Долженково Обоянского района Курской области. Исполняли его под песню «Ой, ты купчик, бел голубчик». Здесь, построившись в замкнутый круг и взявшись за руки, начинали двигаться «посолонь» (то есть по солнцу), волнообразно изламывая линию круга, то к центру, то от него: сначала делали одно углубление, потом второе, третье и т.д. Наконец отклонялись от круга в форме зубцов гребешка. Кривой танок движение происходило по зигзагообразной линии, некогда исполнялся в селе Плёхово Суджанского района Курской области. Он представлял собой одну линию, которую возглавляла девушка или парень. Двигаясь зигзагами по улице, хоровод направлялся в поле, особым таночным шагом «В три ноги».

6 Танок в замкнутом кругу бытовал в с. Любостань Большесолдатского района Курской области. В нём женщины брались за руки, образуя круг, а мужчины стояли внутри круга и пели, иногда приплясывая. Танок в четыре ряда исполняется во время Великого поста, в четыре ряда с большим разнообразием хореографических построений. Характерная песня «Заря наша вечерняя». Танок с полотенцами хоровод с полотенцами «ширинками» водили на «Красную горку» в сопровождении песни «Соловей мой, соловьюшка». По своему хореографическому построению он весьма напоминает танок с поясами. Курские песни собирались и записывались столетиями. Они вошли даже в один из первых известных нам сборников народных песен сборник В. Ф.Трутовского. В 1957 вышел сборник проф. А. В. Рудневой «Народные песни Курской области», включивший песни, записанные в Обоянском, Дмитриевском, Тимском районах. Некоторые песни, собранные фольклористкой А. В. Рудневой, легли в основу известной теперь всему миру кантаты Г.В. Свиридова. Композитор отобрал семь различных песен для семи небольших частей кантаты, объединенных общей музыкально-поэтической идеей. Это «Зеленый дубок» (девичья лирическая), «Ты воспой, воспой, жавороночек» («тягальная» мужская протяжная), «В городе звоны звонют» (свадебная), «Ой, горе, горе лебедоньку моему» (лирическая), «Купил Ванька себе косу» (покосная, лирическая), «Соловей мой смутный» (лирическая, бурлацкая) и «За речкою, за быстрою» (таночная). В 1962 вышла в свет книга П. И. Бульбанюка и П. Ф. Лебедева [4] результат многолетней кропотливой работы её авторов, записавших песни в 33-х районах Курской области. Ссылки: 1. Щуров В.М. Южнорусская песенная традиция. Исследование. - М.: Советский композитор, с., илл. 2. Руднева А.В. Курские танки и карагоды. Таночные и карагодные песни и инструментальные танцевальные пьесы. - М.: Советский композитор, с. 3. Там же. 4. Бульбанюк П.И., Лебедева П.Ф. Курские народные песни. Курск, 1962.

docplayer.ru

Сценарий "Природа Курской области"

Сценарий "Природа Курской области"

Вне учебная и творческая деятельность

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Пселецкая основная общеобразовательная школа»

Пристенского района Курской области

Мир природы Курского края

                                                                            Разработала и провела

                                                                     учитель биологии

                                                               Никитина Т.И.

2016г.

«Мир природы Курского края»

Цели :

-Формирование экологических знаний, активной, гуманной позиции по отношению к природе, повышение экологической культуры у учащихся;

-         Развитие наблюдательности, внимания, мышления, любознательности;

-         Воспитание любви к природе, ответственности за судьбу своего общего дома-планеты Земля.

У всех из нас есть мать одна

По имени Природа.

У ней для всех хватает доброты.

И мы живем, запечатлев навеки

В душе ее прекрасные черты-

Поля, луга, леса, моря и реки.

     Природа Курского края богата и разнообразна. Здесь обитает несколько десятков тысяч видов беспозвоночных животных и свыше трехсот позвоночных; насчитываются 265 видов птиц, "главным" из которых является знаменитый курский соловей.     В степях и лесах Курской области обитают 59 видов млекопитающих - лоси, зайцы, лисы, косули, кабаны, барсуки, ежи, летучие мыши, хорьки, белки и др.      В водоемах области водятся 32 вида рыб. Наиболее часто встречаются окунь, пескарь, плотва, уклейка, карась, щука. Менее многочисленны лещ, краснопёрка, линь, язь, жерех, налим, вьюн, густера, судак, сом.      Характерной зональной растительностью Курской области являются чередующиеся дубравные леса и луговые степи. В настоящее время большая часть земель распахана и занята культурной растительностью. На долю лесных массивов приходится не более 10% площади. Лесные массивы по территории области распределяются неравномерно. Наиболее богаты лесами западные районы области, менее всего лесов в крайней восточной части области. В среднем лесистость составляет 8,8%.    Лесные ресурсы Курской области занимают 261,1 тыс. га, в том числе 220,2 тыс. га составляют земли государственного лесного фонда. Территория области занята преимущественно лиственными лесами. Наиболее часто встречаются дубовые рощи (дубравы), а также березняки, осинники, ольшаники и ивняки. Основные лесообразующие породы Курской области - дуб черешчатый, береза повислая, ольха черная, сосна, осина и др. Они занимают более 90% земель, покрытых лесной растительностью, прочие древесные породы (груша, яблоня) - менее 1%, остальная площадь - кустарники (ива кустарниковая, лещина).Основные лесообразующие породы сгруппированы в хозяйства: хвойное - 11%; твердолиственное - 68% и мягколиственное - 21%.      На территории Курской области расположен Центрально-Черноземный государственный природный заповедник имени В.В. Алехина. С 1979 года он входит в систему биосферных заповедников мировой сети ЮНЕСКО. В 1998 году стал обладателем диплома Совета Европы. Площадь заповедника составляет 5284 га. Стрелецкий и Казацкий участки - это эталонные, нераспаханные луговые степи на черноземах в сочетании с дубравами. Букреевы Бармы и Баркаловку с реликтовой флорой меловых меловых холмов ученые называют "страной живых ископаемых".Еще два участка заповедника - пойменные - Зоринский со сфагновыми болотами и пойма Псла. Леса заповедника составляют 2477 га, степи и луга - 2096 га, воды и болота - 347 га. На территории заповедника произрастает 1260 видов флоры, обитает 209 видов птиц, 46 видов млекопитающих

     Помимо Центрально-Черноземного заповедника на территории области существуют шесть зоологических и три ботанических заказника, а также 58 памятников природы. В восточных районах области объявлены памятниками природы несколько растительных сообществ, зародившихся десятки тысяч лет назад. В этих сообществах отмечены живые ископаемые предледниковой степной растительности на общей площади более 70 гектаров. Многие из них занесены в Красную книгу и нуждаются в особой охране.

2013 год – год охраны окружающей среды, стал важным для природы Курской области – были восстановлены особо охраняемые природные территории регионального значения – памятники природы: урочище Горналь и «Первая скважина Курской магнитной аномалии». В настоящее время, при непосредственном участии представителей Курского областного отделения РГО идет паспортизация урочищ Меловое, болото Борки и Клюквенское озеро в Суджанском районе, урочища Крутой лог в городе Курске. В 2014 году запланировано создание памятников природы Петрова балка (Горшеченский район), парк Березовского (Курский район), парк Моква (Курский район), обнажения флороносных песчаников (Тимский район и вблизи села Молотычи в Фатежском районе). Все это делается для того, чтобы обеспечить долговременную сохранность разнообразия естественных ландшафтов Курской области.

Впечатляют своей растительностью Зоринские болота под Обоянью. Покров образуют редкие мхи рода сфагнум – растительность северного типа, а никак не юга России. Здесь их порядка 15 видов. «Матрас» или «перина», говоря неофициальным языком ботаников, созданный мхом, почти в метр глубиной. В научном мире подобное еще называют «сплавиной». Ковер из небольших растений служит своеобразной почвой. В нем закрепляются корни деревьев. В Обоянских болотах растут свойственные Северу особые их виды – низкорослые ивы и тонкие березы.

На Зоринских болотах растут 250 видов грибов. Встречаются и такие, которых в области больше нигде не замечали.

«Например, подберезовик белый похож на обычный, только весь молочного цвета. Растет здесь и гигантский дождевик. Он, как и мох, хороший антисептик, может останавливать кровь. Его шляпка в диаметре доходит до полуметра, а весит «великан» до пяти килограммов».

Здесь же на Зоринских болотах обжилось единственное хищное растение нашей области – росянка. С тонкими листами-иголками кровавого цвета, покрытое каплями росы, оно выглядит зловеще. Будто опасный хищник, готовый наброситься на очередную жертву. Росянка питается насекомыми, опрометчиво подобравшимися к ней. Клейкое вещество, вырабатываемое листьями, содержит алкалоид кониин, оказывающий паралитическое действие на мух и комаров. После того как мошка поймана, края листа закрываются, охватывая добычу целиком.

«Песенка защитников природы».

1.Если б только- только, только

Если б только на планете,

Если б только все земляне

Все живое берегли,

То возможно можно- можно,

То наверно – верно-верно,

Книги Красной точно-точно

Никогда б не завели!

Припев: А-а, здравствуйте,

Горы вот такой вышины!

А-а, здравствуйте,

Реки вот такой ширины!

А-а, крокодилы, бегемоты,

А-а, обезьяны, кашалоты,

А-а, и зеленый попугай,

А-а, и зеленый попугай!

2.И пускай у этой речки,

И пускай у этой роще,

И пускай в лесу тенистом

Слышен гомон птичьих стай.

И запомни-помни- помни,

Что беречь природу надо,

Всем на этом белом свете

Ты как можешь помогай!

Остров загадок и вопросы – шутки.

1.В земле живет

Под землей ползет,

За собой ходы оставляет,

Землю разрыхляет. (Земляной червь)

2.На травке-муравке

Да на резной лавке

Сидят- грустят Наташки,

Белые юбки, желтые рубашки. (Ромашки)

3.Горел в траве росистой

Фонарик золотистый,

Потом померк, потух

И превратился в пух. (Одуванчики)

4.От чего утки плавают? ( от берега)

5.Сколько ног у паука? (8)

6.Какому дереву дети очень радуются зимой? (ель)

7.Во что превратит буква «к» лен, если встанет рядом? (клен)

8.Целый день летает, всем надоедает(муха)

9.Впруду купался, а сух остался.(гусь)

10.Какие животные вылезают из кожи вон(змея)

11.Рыжая плутовка ( лиса)

12.Первый весенний цветок( подснежник)

Разговор пойдет о Красной книге. Писатель Николай Сладков, создавший немало книг о животных, так рассказывает об этой удивительной книге: «Красный цвет книги- запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя.

В Красную книгу мира уже записано 295 видов и подвидов зверей,312 видов и подвидов птиц. Но записать животное или растение в Красную книгу еще не значит их сохранить. Это только пока сигнал тревоги. Красная книга сама по себе не охраняет, а только устанавливает, фиксирует, предупреждает.»

Красная книга есть и в нашей Курской области. С ней мы познакомились в краеведческом музее.

Ребята! Мы должны не только чувствовать красоту и величие природы. Мы должны беречь это богатство.

Послушаем стихи обращения и пожелания.

  1. Цветок на лугу я сорвал на бегу.

Сорвал, а зачем – объяснить не могу,

В стакане он день простоял и завял

А сколько бы он на лугу простоял?

  1. Давай пройдемся медленно по лугу

И «здравствуй!» скажем , каждому цветку!

Я должен над цветами наклониться.

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица.

И доброе лицо им показать.

  1. Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не безумный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.

А сейчас послушайте экологические частушки.

1) Мы природу в школе учим,

Ее надо охранять.

В «Красной книге» прочитали,

Что нам надо защищать.

2) До чего ж природу жалко!

Не губи ее красу!

Человек, не делай свалку

Рядом с городом в лесу!

3) То бросаем, то уроним

На дороге, на траве.

Мы все в мусоре утонем.

Если мусор в голове.

4) Лес зеленый охраняй,

Никого не обижай!

Не губи деревья ты,

Сохрани в лесу цветы!

5) Сколько мусора везде,

Нигде нет цветочка,

Даже солнышко сквозь лес

Не пробьет окошко.

6) По лесочку мы пойдем,

Мусор вместе уберем.

Пусть щебечут соловьи

От зари и до зари!

7) Ой, ты, реченька река,

Не поймаешь окунька.

Ловится лишь на крючок

То пакет, то башмачок.

8) Мы с подругою в лес пошли

Собирать грибочки,

Только леса не нашли:

Там одни пенечки.

9) Мусор здесь, помойка там,

А Земля вращается-

Не заметно, потихоньку

В свалку превращается!

10)  Ой, вы, люди всей Земли,

Вдруг Земля обидится?!

На других планетах жизни

Пока не предвидится!

Презентация «Природа Курского края».

Давайте прочитаем, какие правила должен воспитывать в себе человек, которому небезразлична природа.

Слайд.

1.Охранять природу как источник материальных благ, здоровья и духовного богатства человека.

2.Изучать законы природы.

3.Оказывать практическую помощь в охране природы и умножать ее богатства.

4.Вести борьбу с браконьерами и всеми, кто наносит ущерб природе.

5.Вести борьбу против несанкционированных свалок.

6.Быть верным девизу «Охранять природу- значит охранять родину!»

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм-

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток.

Открыт, для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь!

Я думаю, каждый из вас понял, что природу надо беречь и помогать ей, как другу.

pri-psel.ru

Внеклассное занятие по окружающему миру "Детям о Курском крае"

Внеклассное занятие по окружающему миру: «Детям о Курском крае»

Курский край, родимый край!

Ты люби его и знай!

Ты люби его природу: траву, землю, небо, воду.

Все деревья и кусты…..

В сердце нашем будет вечно-

Добрым, Курский край, сердечный!!

Сегодня ребята мы поговорим с вами о нашем крае. Дома вы подготовили интересные сообщения о растениях и животных Курской области. Мы внимательно вас послушаем.

По обычаям мудрым , по обычаям древним

Наши предки свои возводили селенья: среди русских равнин, на высоких холмах, на песчаных привольных родных берегах.

Лес рубили, могучие пни корчевали

Избы строили , щедрую землю пахали.

Оседали не на год- оседали на век

Нарекали селенья названьями рек!

Общий географический обзор:

Курская область размещается на Восточно- Европейской равнине. На Средне-Русской возвышенности. Располагается в умеренном тепловом поясе, между лесной и степной зонами. Климат умеренно-континентальный( умеренно- холодная зима с устойчивым снежным покровом, лето- солнечное, временами жаркое, засушливое.Средние температуры: зима от-5 до -15 градусов мороза, лето-от +15 до +25 градусов тепла)

Самые богатые в области почвы-мощные чернозёмы. А.П.Чехов писал : «Почва здесь такая, что воткнёшь оглоблю, а вырастит тарантас» На северо-западе область граничит с Брянской, на севере-с Орловской, на северо-востоке-с Липецкой, на востоке-с Воронежской, на юге-с Белгородскойобластями, на юго-западе с Сумской областью Украины.

Центром Курской области является город Курск. Крупными городами области являются: Курчатов, Рыльск, Льгов,Обоянь,Щигры,Суджа, Дмитриев, Железногорск.

Течёт река издалека. Течёт река. Течёт река.

Как хорошо, когда река и широка и глубока.

Поит поля и города

Несёт и лодки и суда.

И рыбы ходят в глубине. И раки ползают на дне.

Водные ресурсы

В Курской области протекает более 900 речек и ручьёв.

Крупные реки области:

Сейм-длина 504 км. Протекает в Курске, Льгове, Курчатове.

Свапа-197 км

Псёл-159 км

Тускарь-108 км Кшень-100 км

Озёра , пруды, водохранилища.

Естественными озёрами Курская область небогата.Размеры их невелики: чаще всего площадь не превышает 3-5 га.Всего насчитывается около 800 долинных озёр.

Искусственными водоёмами являются пруды и водохранилища. Крупные водохранилища области: Железногорское и Курчатовское.

Хозяйка подземных богатств в царство своё приглашает вас.

Открыты ворота подземной страны- любые клады найдёте вы.

Подземные богатства (полезные ископаемые).

Земные недра Курской области богаты многими полезными ископаемыми.

По использованию в хозяйсте эти природные богатства можно разделить на:

1.Топливно-энергетическое сырьё: ТОРФ,КАМЕННЫЙ УГОЛЬ.

2.Рудные: ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА.

3.Нерудные: ФОСФОРТИЫ.

4.Строительные материалы: ПЕСОК, ПЕСЧАНИКИ, ГЛИНА, МЕЛ.

Я люблю тебя малая родина!

Край мой Курский , дивный , родной!

Где в садах есть сирень и смородина,

Где в лесах чистый воздух хмельной.

Горицвет ,ветреница лесная, дивный ландыш чарует наш взор.

Колокольчик звенит не смолкая,

Соловей ведёт разговор.

Растительный мир Курской области

Курская область небогата лесами. Господствующем типом являются дубравы и смешанные леса.Основные представители растительного мира лесов: дуб, ель, сосна, липа, берёза, клён,вяз, ясень; орешник, шиповник, боярышник,бересклет, тёрн; медуница, колокольчик, гусиный лук.

Степи: среди растений степи преобладают многолетники. Растения степной зоны: ковыль, тюльпан, полынь, мак,клевер, невянник, типчак, шалфей.

Луга- прекрасные сенокосные угодья. На них растут: тимофеевка луговая, тысячелистник, клевер ползучий, мятлик луговой, одуванчик, пырей, мышиный горошек.

Растительность водоёмов: встречается кувшинка, калужница болотная, кубышка, рогоз, камыш, осока, тростник.

Животный мир Курской области

(животные лесов, степей, лугов, водоёмов)

Курская область располагается в пределах лесостепи, поэтому животный мир представлен степными и лесными обитателями. В лесах встречаются: лось, косуля, кабан, ёж, волк, лисица, заяц-русак. В степях водятся: суслик,хомяк, тушканчик,сурок,степной жаворонок,змеи, насекомые, ящерицы. Наличие водоёмов — благоприятные условия для расселения ондатры, бобров. Ценные породы рыб водятся в реке Сейм, Тускарь, Свапа. Но больше всего для разведения рыб в пищевом отношении используют искусственные водоёмы( пруды, водохранилища). В озёрно-речных водоёмах водятся щука, язь, лещ, карп, карась, пескарь, голец . Особенно разнообразен мир птиц: зяблик, лесные жаворонки, иволга, малиновка, дрозд, зелёный дятел, соловей, поползень, кукушка,у дод, славка,пеночка-теньковка, пустельга, скворец, болотная камышевка, снегирь, королёк.

Луга- многообразие представителей мира насекомых(шмель, кузнечик, кобылка, бабочка, божья коровка,муравьи,пчелы,жуки)

Если в лес зашёл вековой, ты не рушь благодать и покой!

Ветви ты не ломай ! Не рви первоцвет!

Зверя ты не трави , а покорми , пожалей.

И богатства природы на век сохрани!

«Красная книга» Курской области (редкие, охраняемые виды растений и животных области)

На территории Курской области на протяжении столетий и до наших дней по различным причинам- вырубка лесов, сельскохозяйственная деятельность человека, строительство дорог, лесные пожары и.т.д. значительно изменился мир флоры и фауны .В лесах, степях, на водоёмах области редкими стали растения- печёночница, ветреница, сон-трава, купальница, кувшинка, колокольчик , подснежник ,ковыль перистый, ландыш, пролеска сибирская.

Уменьшилось и количество представителей животного мира, охота на них в нашей области запрещена полностью или ограничена. Это-выхухоль русская, дрофа ,барскук, лось, косуля, куропатка, белка, ондатра, розовый скворец, тетерев.

Все представители исчезающих видов растений и животных на территории Курской области нуждаются в охране и защите и занесены в «Красную книгу Курской области», а выхухоль и дрофа- в «Красную книгу СССР»

Великая радость- работа. В полях, за станком, за столом.

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счёта.

Всё счастье земли- за трудом!

Экономика Курской области

(сельское хозяйство, промышленность)

Сельское хозяйство

Курская земля издавна привлекала людей своими плодородными почвами. Древнейшим занятием населения было сельское хозяйство.Земледелие (растениеводство) является основным направлением сельского хозяйства области. На курских землях выращивают зерновые культуры, сахарную свёклу,рапс, гречиху,овощи , ягоды, технические культуры.

Животноводство представлено отрослями-свиноводство, птицеводство, рыбоводство,разведение крупного рогатого скота, пчеловодство,овцеводство.

Промышленность.

МАШИНОСТРОЕНИЕ( приборы,станки,аккумуляторы,подшипники,запчасти к сельхозмашинам)

СТРОЙМАТЕРИАЛЫ(кирпич, керамзит,железобетонные плиты)

ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ( лаки, краски, медикаменты, изолента, рыболовные сети)

ПИЩЕВАЯ( сахар, хлебные , мясные, молочные изделия; консервы,растительное масло)

ЛЁГКАЯ( кожаная обувь,трикотаж)

Вот степь! Ты много раз воспета.

Былою славою одета.

Ковыль, куда ни взглянешь вдаль.

По ветру стелется, как встарь.

Кругом кудрявые дубравы…..

Ну что ж вам лучше нужно , право!

И в этот заповедник мой

Я приглашаю вас с собой.

( В.В.Алёхин.)

«Остров спасения»

(Центрально-Чернозёмный государственный биосферный заповедник)

История организации заповедника тесно связана с именем Василия Васильевича Алёхина .Уроженец города Курска ещё будучи студентом Московского университета,открыл для науки степную целину Стрелецкого, Ямского, Казацкого участкоа Центрального Черноземья.

10 февраля 1935 года было принято решение об учреждении Центрально-Чернозёмного заповедника имени В.В.Алёхина.Благодаря этому до наших дней сохранились целиннные непаханые земли в Курской и Белгородской областях.Заповедник является эталоном ландшафтов лесостепи.Небольшая территория заповедника( 4795 га)служит приютом более 900 видам растений, свойственным Курской области.Среди них свидетели «ледникоаого периода»:волчеягодник Юлии, проломник Козо-Полянского, володушка многожилковая, шиверекия подольская.

На территории заповедника зарегестрировано 205 видов наземных позвоночных животных.Мир беспозвоночных до конца не изечен, но полученные исследования говорят о его фантамтическом многообразии.

В «Красную книгу СССР» занесены обитатели заповедника: выхухоль -ровесница мамонтов,орёл-беркут, орёл-змееяд.

6.Домашнее задание.

1.Исправь ошибки в сочинении ученика.

«Курский край находится на материке Евразия, на Западно-Сибирской равнине. Страна Россия. Главный город Курчатов.. Через всю Курскую область протекает река Волга. Из животных здесь обитают верблюды, волки, кабаны, лисы, бобры и куницы. Также очень много птиц: соловьи, галки, сороки, вороны, журавли, цапли, скворцы, дятлы. Символом Курского края является птица дрофа. В Курском крае развито оленеводство, рыбоводство, свиноводство, птицеводство, плодоводство, полеводство. Добывают полезные ископаемые: нефть, глину, песок, торф, газ, мел, железную руду. Богата курская земля знаменитыми луговыми почвами. В «Красную книгу» Курской области занесено редкое животное, ровесница мамонтов, зелёная черепаха. В Курской области располагается известный на весь мир заповедник «Розовая долина».

2.Составь устный рассказ о своём селе Панино.

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта