Натереть смирение напоминающий растение касание. Что такое смирение и терпение? Сила смирения. Пример смирения

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Как научиться смирению? Советы старца Силуана Афонского. Натереть смирение напоминающий растение касание


Задание 8 - материалы для подготовки к ЕГЭ по Русскому языку

 

Часто в задании 8 ошибки бывают связаны не с написанием гласной в корне, а с выбором самого слова. Главное,  надо определить: чередующаяся гласная в корне или безударная,  проверяемая и не проверяемая ударением.

Задание 8 ЕГЭ по русскому языку

Формулировка задания:

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

в..рховье

орнам..нт

те..ретический

к..снулся

п..норама

Задание 8 начинает блок заданий, в которых проверяются ваши знания по орфографии. В данном случае – ваше умение проверять безударные гласные в корне, чередующиеся гласные в корне, а также знание некоторого количества словарных слов c безударной гласной.

Безударные гласные проверяются ударением (знаменитая орфограмма №1): умАлять (мАло) значение, умОлять (мОлит) о пощаде.

Корни, в которых происходит чередование, надо выучить наизусть вместе со способом их проверки.

Внимание! Как бы ни была сформулирована задача в задании 8, начинайте с определения слов, где происходит чередование в корне. Останутся слова с безударными гласными, к которым, если задание этого требует, подбирайте проверочные слова.

Корни с чередующимися гласными запоминаем группами.

  1. В этих корнях правописание зависит от ударения. Запоминайте безударный вариант:-ГОР-  горелый, загореть (-ГАР- под ударением загар)

    -ЗАР-  зарница, заря (-ЗОР- под ударением зорька) Исключение: зоревать

    -КЛОН-  преклонение, склониться (под ударением –КЛАН-КЛОН)

    -ТВОР- притвориться, столпотворение (под ударением –ТВАР-ТВОР)  Исключение: утварь

  2. Запоминаем, как выглядят следующие корни:-ЛАГ – ЛОЖ-  полагать – положение  Исключение: пОлог

    -РАСТ – РАЩ – РОС-  растение, выращенный, подросла

    Исключение: росток, росточек, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль, отраслевой. (ПодросткОвый – от подрОсток, где О под ударением. На вырост – приставка вы оттянула на себя ударение.)

    -СКАК – СКОЧ-  скакать – вскочить

    Исключение: скачок, скачу, скачи, скачкообразный

    -НИМ – НЯ-           снимать - снять

    -ЖИМ – ЖА-                   сжимать - сжать

    -ЧИН – ЧА-            начинать – начать

    -КЛИН – КЛЯ-      проклинать - проклятие

    -НИМ – НЯ-           понимать – понять

    приминать - примять

  3. Корни, в которых чередующаяся гласная зависит от суффикса А:-БЕР – БИРА-                  уберу - убираю

    -ДЕР – ДИРА-                  удерет - удираю

    -ПЕР – ПИРА-                 запер - запирать

    -ТЕР – ТИРА-                  вытер - протирать

    -МЕР – МИРА-                замереть - замирать

    -СТЕЛ – СТИЛА-          постелить - застилать

    -БЛЕСТ – БЛИСТА-      заблестеть - блистательные

    -ЖЕГ – ЖИГА-               выжег - прижигать

    -ЧЕТ – ЧИТА-                  вычеты - вычитание

    Исключение: сочетать, сочетание

    -КОС – КАСА-                коснулся – касался

  4. Корни, в которых правописание чередующейся гласной зависит от смысла слова-МАК – МОК-  макать, обмакнуть («погрузить в жидкость»)

    промочить, вымокнуть («набрать влагу, стать мокрым»)

    -РАВН – РОВН-    уравнение, сравнить («одинаковый, равный»)

    заровнять яму, разровнять грядку («сделать ровной поверхность»)

    -ПЛОВ - ПЛАВ-  «О» только в словах пловец, пловчиха

    «А» в остальных словах поплавок, жук-плавунец и др.

    (Но: плывуны – слои почвы)

Проверяя корни с безударными гласными, помним:

    1. Нельзя проверять безударную гласную с помощью глагола с суффиксом -ИВА-ЫВА- (Пример: спрОсить – спрАшивать, опОздать – опАздывать).
    2. В корне может произойти чередование согласных, слова при этом все равно остаются однокоренными: мерцающий –меркнет, просвещение – свет.
    3. Не подбирайте слова только по созвучию: вИнегрет – вИнный, огрОмный, грОмадный – грОм. Такой способ годится для запоминания правописания.  Но слова вИнегрет, огрОмный, грОмадный словарные, гласные в этих корнях непроверяемые. Слова стАдион и стАдия не являются однокоренными (их связывает глубокое прошлое, а мы можем искать проверочные слова только в современном русском языке), следовательно, стАдион – словарное слово.
    4. Слова акварель, монография, хронология непроверяемые (в русском языке нет слов аква, моно, хроно и т. п.).
    5. Различайте омонимичные корни: примирять (мирный) врагов; примерять (примерка) платье. В этих корнях гласные безударные. Корень с чередованием -МЕР – МИРА- имеет другое значение: замер -  замирать.

В этих словах нет чередования в корне: росинка, сложность, возгордиться, сдержаться, терзание, побережье, спиртовой, покоситься, накосить, гористый (участок).

  1. Нельзя в качестве проверки использовать искусственно созданное слово: экстрЕмальный (экстрим – слово молодежного сленга).
  2. В слове пАлисадник нет иноязычного ПОЛИ, как в словах поликлиника, полифония.
  3. ИнтЕллЕкт интЕллИгенту необходим, но корни этих слов различаются.

Выполним задание:

Слово с чередующейся гласной – коснулся (-КОС- потому что после корня нет суффикса А).

Задание уже выполнено! Но давайте проверим и другие слова: верховье – верх; теоретический – теория. Орнамент, панорама – непроверяемые, словарные слова.

Ты нашел то, что искал? Поделись с друзьями!

Звоните нам: 8 (800) 775-06-82 (бесплатный звонок по России)                        +7 (495) 984-09-27 (бесплатный звонок по Москве)

Или нажмите на кнопку «Узнать больше», чтобы заполнить контактную форму. Мы обязательно Вам перезвоним.

ege-study.ru

Что такое смирение и терпение? Сила смирения. Пример смирения

Что такое смирение? Однозначно ответить на этот вопрос удается не каждому. Несмотря на это, многие считают именно смирение основной добродетелью истинного христианина. Именно это качество Господь прежде всего ценит в человеке.

что такое смирение

У некоторых может сложиться впечатление, что смирение человека приводит к нищете, угнетенности, подавленности, бедности, болезням. Они смиренно терпят свое нынешнее положение и надеются на лучшую жизнь в Царстве Бога. На самом же деле все это далеко не является смирением. Господь посылает нам трудности вовсе не для того, чтобы мы с ними мирились, а для того, чтобы мы их преодолевали. Принижение собственного достоинства, глупая покорность, угнетенность и подавленность - это скорее признаки лжесмирения.

И все же, что такое смирение?

Библейское смирение. Пример смирения

пример смирения

Библейская энциклопедия гласит, что смирение является полной противоположностью гордости. Эта добродетель считается одной из основных в христианстве. Смирение человека состоит в том, что он во всем полагается на милость Господа и четко понимает, что без Него он не сможет ничего достигнуть. Смиренный человек никогда не ставит себя выше других, с радостью и благодарностью принимает только то, чем одаривает его Господь, не требует большего, чем ему полагается. Священные Писания предписывают эту добродетель всем истинным последователям Христа. Иисус проявил высшую степень смирения, полностью подчинившись. Ради всего человечества, Он терпел жуткие страдания, унижения и стяжания. Его распяли, но после воскрешения у Него даже не осталось и малейшей обиды на тех, кто это сделал, так как Он осознавал, что все это промысел Бога. Другими словами, христианское смирение человека проявляется в его полной зависимости от Господа и в реалистичном взгляде на свою сущность. В результате этого приходит истинное понимание того, что не следует высоко о себе мыслить.

Какова сущность смирения?

смирение и терпение

Что такое смирение? Этот вопрос постоянно задают духовным лидерам. Они же, в свою очередь, дают различные понимания этого определения, но сущность у всех одинакова. Некоторые утверждают, что смирение заключается в том, что человек сразу же забывает о сотворенных им добрых делах. Другими словами, он не приписывает себе результат. Другие же говорят, что смиренный человек считает себя последним грешником. Некоторые говорят, что смирение – это мысленное признание своего бессилия. Но это далеко не полные определения понятия «смирение». Более точно можно сказать, что это благодатное состояние души, настоящий подарок Господа. В некоторых источниках говорится о смирении, как о Божественном одеянии, в которое облеклась человеческая душа. Смирение – это таинственная сила благодати. Есть еще одно определение смирения, которое гласит, что это радостное, но в то же время печальное самоуничижение души перед Господом, другими людьми. Выражается оно внутренней молитвой и созерцанием своих грехов, всецелой покорностью Господу и усердным служением другим людям.

Смирение в жизни наделяет человека радостью, счастьем и вселяет уверенность в Божественную поддержку.

В чем проявляется зависимость от Господа?

сила смирения

Две составляющие в жизни человека дают понимание понятия «смирение». Значение первое – это зависимость от Бога. В чем же она проявляется? В Писаниях приводится пример, когда Господь называет богатого человека «безумцем». Легенда гласит, что однажды был богатый человек, у которого были большие запаса зерна и прочего добра. Он стремился еще расширить свои возможности для большего накопительства, чтобы впоследствии только и наслаждаться своими богатствами. Но Господь назвал его «безумцем», так как он заковал свою душу в рабство своего богатства. Господь сказал ему, что же делать он будет с этим накопленным, если сегодня же он утратит свою душу? Плохая участь ждет тех, кто копит блага ради своего наслаждения, а не для Господа. Современное положение богатых людей таково, что они хотят безраздельно наслаждаться своими богатствами, считая, что всего они добились сами, и что Господь здесь не причем. Это настоящие безумцы. Никакое богатство не сможет уберечь человека от трудностей, страданий и болезней. Внутренний мир таких людей напрочь опустел, и они совершенно забыли о Боге.

Библейская история

смирение в жизни

Есть еще одна история, которая учит смирению. Однажды Господь предложил богатому благочестивому юноше раздать все его богатство нищим и отправится вместе с Ним, дабы иметь настоящие сокровища в Царстве Небесном. Но юноша не смог так поступить из-за своей привязанности к имуществу. И тогда Христос сказал, что очень сложно богатому человеку войти в Царство Божье. Его ученики изумились такому ответу. Ведь они искренне считали, что богатство человека – это, наоборот, Божье благословение. Но Иисус сказал противоположное. Дело в том, что материальное процветание действительно знак одобрения Господа. Но человек не должен впадать в зависимость от своего богатства. Это качество – полная противоположность смирению.

Правдивость к самому себе

Сила смирения увеличивается, если человек адекватно оценивает себя и ставит себя в правильное положение. В одном из стихов Священного Писания Господь призывает людей не думать о себе высоко. О себе самом необходимо думать скромно, полагаясь на веру, которой наделил всех людей Господь. По отношению к другим не следует высокомудрствовать и о себе не стоит мечтать.

Чаще всего человек смотрит на себя через призму своих достижений, что автоматически вызывает проявление гордыни. Материальные мерки, такие как количество денег, образование, положение являются не теми средствами, которыми должен оценивать себя человек. Все это далеко не говорит о духовном положении. Следует знать, что именно гордыня лишает человека всех божественных благодатей.

Апостол Петр сравнивает смирение и скромное отношение к себе с красивой одеждой. Говорит он также о том, что Господь не признает гордецов, но смиренных одаривает Своей благодатью. В Писаниях упоминается слово «смиренномудрие», которое подчеркивает скромность мышления. Те же, кто превозносят себя и думают, что что-то представляют из себя, не связывая это с Господом, находятся в сильнейшем заблуждении.

Принимать все как есть

Смирение является прародителем ответственности. Сердце смиренного человека принимает любую ситуацию и со всей ответственностью старается ее решить. Человек, обладающий смирением, всегда осознает свою Божественную природу и помнит, откуда и зачем он пришел на эту планету. Смирение души означает полное принятие Господа в своем сердце и осознание своей миссии, которая заключается в непрерывной работе над своими качествами. Смирение помогает человеку искренне служить Господу и всем живым существам. Смиренный человек искренне верит в то, что все, что происходи в этом мире - происходит по Божественной воле. Это понимание помогает человеку всегда сохранять мир и спокойствие в душе.

В отношении с другими людьми смиренный человек никогда не оценивает, не сравнивает, не отрицает и не игнорирует природу другого человека. Он принимает людей такими, какими они есть. Полное принятие – это осознанное и внимательное отношение к другому. Принимать все как есть необходимо не умом, а душой. Ум постоянно оценивает и анализирует, а душа – это глаз самого Господа.

Смирение и терпение – понятия очень близкие между собой, но все же имеют различную трактовку.

Что такое терпение?

На протяжении всей жизни человеку приходится испытывать не только радостные переживания. В его жизнь приходят также и трудности, с которыми необходимо сначала смириться. Не всегда эти трудности можно преодолеть в короткие сроки. Для этого и необходимо терпение. Смирение и терпение – истинные добродетели, которыми наделяет человека сам Господь. Иногда говорится о том, что терпение необходимо для того, чтобы сдерживать негатив. Но это неправильно. Терпеливый человек ничего не сдерживает, он просто принимает все спокойно и даже в самых сложных ситуациях сохраняет ясность ума.

Истинное терпение проявлял сам Иисус Христос. Также Христос Спаситель – настоящий пример истинного смирения. Ради высшей цели, Он терпел преследования и даже распятие. Гневался ли он когда-нибудь, желал ли зла кому-нибудь? Нет. Так и человек, следующий заповедям Господним, должен безропотно терпеть все трудности на своем жизненном пути.

Как терпение связано со смирением?

Что такое смирение и терпение было описано выше. Связаны ли между собой эти два понятия? Между терпением и смирением существует неразрывная связь. Суть их одна. Человек пребывает в мире и внутри ощущает также мир и спокойствие. Это не внешнее проявление, а внутреннее. Бывает такое, что внешне человек кажется спокойным и удовлетворенным, но внутри него бушует негодование, недовольство и гнев. В этом случае, ни о каком смирении и терпении речь не идет. Скорее это лицемерие. Смиренному и терпеливому человеку ничего не может препятствовать. Даже самые большие трудности такой человек преодолевает легко. Как два птичьих крыла связаны между собой смирение и терпение. Без смиренного состояния невозможно терпеть трудности.

Внутренние и внешние признаки смирения

христианское смирение

Лучше всего понятие «смирение» раскрывается в трудах преподобного Исаака Сирина. Не так просто разграничить внешние и внутренние аспекты смирения. Так как одни вытекают из других. Все начинается с внутренней жизни, мира внутри. Внешние действия являются лишь отражением внутреннего состояния. Конечно, сегодня можно увидеть много лицемерия. Когда внешне человек кажется спокойным, но внутри у него бушую страсти. Не о смирении здесь речь идет.

Внутренние признаки смирения

  1. Кроткость.
  2. Собранность.
  3. Милосердие.
  4. Целомудрие.
  5. Послушание.
  6. Терпение.
  7. Бесстрашие.
  8. Стыдливость.
  9. Благоговение.
  10. Внутренний покой.

Последний пункт считается основным признаком смирения. Внутренний покой выражается в том, что у человека полностью отсутствует страх перед житейскими трудностями, но присутствует уверенность в Божьей благодати, которая будет всегда защищать его. Смиренный человек не знает, что такое суетливость, торопливость, смущение и спутанные мысли. Внутри него всегда покой. И даже если небо упадет на землю, смиренный человек даже не испугается.

Важным признаком внутреннего смирения можно назвать голос совести человека, который говорит ему, что Господь и другие люди не виноваты в неудачах и трудностях, встречаемых на жизненном пути. Когда человек в первую очередь предъявляет претензии к себе – это и есть настоящее смирение. Обвинять в своих неудачах других или еще хуже Господа – это высшая степень невежества и жесткости сердца.

Внешние признаки смирения

смирение души

  1. По-настоящему смиренный человек не испытывает интереса к различным мирским утешениям и развлечениям.
  2. Он стремится поскорее удалиться из шумного суетливого места.
  3. Смиренному человеку не интересно бывать в местах большого скопления людей, на собраниях, митингах, концертах и прочих массовых мероприятиях.
  4. Уединение и безмолвие – основные признаки смирения. Такой человек никогда не вступает в споры и конфликты, не бросает лишних слов и не вступает в бессмысленные беседы.
  5. Не имеет внешнего богатства и большого имущества.
  6. Настоящее смирение проявляется в том, что человек о нем никогда не говорит и не ставит напоказ свое положение. Свою мудрость он прячет от всего мира.
  7. Простая речь, возвышенное мышление.
  8. Не замечает недостатков других людей, но всегда видит достоинства каждого.
  9. Не склонен слушать то, что его душе не угодно.
  10. Безропотно переносит обиды и унижения.

Смиренный человек ни с кем себя не сравнивает, но всех считает лучше себя.

fb.ru

Как научиться смирению и терпению в христианстве, в православии

Без смирения христианская духовная жизнь невозможна. Христианин должен учиться со смирением принимать скорби – не сжав зубы, терпеть во что бы то ни стало, а именно принять боль. Но что делать, если смирения нет? Специально для портала “Православие и мир” – беседа Тамары Амелиной с протоиереем Алексием Уминским.

smirenie

– Путь к смирению достаточно долог и сложен. Это путь длиною во всю жизнь. Конечно, это духовная наполненность. Авва Дорофей говорит: «Каждый молящийся Богу: «Господи, дай мне смирение», должен знать, что он просит Бога, дабы он послал ему не кого-нибудь, а оскорбить его».

Ведь мы в молитве Ефрема Сирина каждый день именно об этом просим Великим постом, а потом удивляемся, почему с нами Великим постом случаются искушения.

– О смирении мы слышим тогда, когда получаем совет: «А ты смирись!»

– Так и хорошо бы смириться, так и надо. Правильно.

– Смирение – принятие воли Божией?

– Смирение – принятие себя таким, какой ты есть. Чаще всего самая большая проблема для человека – быть самим собой, быть тем, кто ты есть на сегодняшний момент. Самое большое несмирение – человек не хочет себе признаться, кто он есть на самом деле. Человек хочет выглядеть в глазах других людей лучше, чем есть на самом деле. У всех же это есть, да? И никому не хочется, чтобы знали, что ты думаешь, что творится в твоей душе. И все проблемы нашего несмирения, наши обиды происходят от того, что люди замечают, какие мы есть на самом деле и как-то дают нам это понять. А мы на это обижаемся. По большому счету это именно так.

Начальный момент смирения может начаться именно с этого: если тебе говорят «Смирись», то, значит, подумай, а что произошло? И найди причину в самом себе. Может быть, ты и есть тот самый человек, к которому обращены эти слова обиды и в них нет ничего обидного? Если дураку сказать, что он дурак, то что в этом обидного для дурака? Для дурака не может быть ничего в этом обидного. Если я дурак, и мне сказали, что я дурак, то я не могу на это обидеться!

– Так кто ж себя считает дураком?

– Так вот, смиренный человек, если он знает, кто он такой, он не обидится.

– Но всегда же есть люди и глупее, и хуже?

– Не факт! Это еще надо разгадать! Может, и есть, но они тоже дураки, и я такой же как и они. Вот и все. Наша жизнь есть цепь доказательств того, чтобы люди поверили, какие мы умные, сильные, талантливые… Ну, вот скажите, надо ли умному человеку доказывать, что он умный? Не надо! Если человек доказывает, что он умный, значит, он дурак. И когда ему говорят, что он дурак, он не должен обижаться. Примерно так, я, конечно, рисую грубую схему. Человек должен прежде всего понять, кто он есть на самом деле. И не бояться быть самим собой. Потому что это точка отсчета.

– А если тебе это говорит тоже дурак?

– Дурак может стать умным! Дурак, если он поймет, что он дурак, он может постараться и стать умным! Не делать вид, что он умный, а как-то поучиться быть умным. Трус может научиться стать смелым, если он поймет, что он трус и захочет стать смелым.

Каждый человек, если он поймет точку отсчета, у него будет куда идти. С этого начинается смирение. Человек, прежде всего, с собой должен примириться в Боге и увидеть, кто он такой есть. Потому что если человек считает, что он умный, то зачем ему просить у Бога ума? Он и так умный. Если человек считает себя талантливым, то зачем просить у Бога таланта? А если он считает, что у него чего-то нет, значит, он может просить это у Бога, значит, ему есть куда стремиться, значит, есть, куда идти. А так – идти некуда. Почему Заповеди блаженства начинаются с «Блаженны нищие духом» (Мф. 5, 3).? Потому что нищий все время что-то просит, у нищего ничего нет. Хотя при желании он может так набить карманы деньгами! Есть даже такая профессия – профессиональный нищий. Так вот, принцип один и тот же. Человек в глазах других людей признал себя нищим. Он такой жизнью живет, он из этого нищенства получает способ жизненного существования.

А если это перевести в духовный план, как нас учит Евангелие, тогда можно что-то в этой жизни приобрести для себя важное, а без этого не приобретешь. Самой большой проблемой, самым большим препятствием для приобретения каких-то духовных даров или силы для движения к Богу, прежде всего, является то, что мы не хотим быть самими собой. Нам хочется в глазах других выглядеть лучше, чем мы есть на самом деле. Понятно, что нам хочется быть лучше, но мы не делаем для этого простых вещей.

Мы не хотим, чтобы люди видели, какие мы есть на самом деле. Нам очень страшно от этого, нам страшно как Адаму, который хочет от Бога спрятаться, нам хочется сразу прикрыть всю свою наготу.

А смирение, прежде всего, состоит, как мне кажется, в том, что человек совершает очень мужественный поступок. Он не боится быть дураком, если он дурак. Не боится признать свою глупость, если он глуп. Не боится признать свою неспособность, если он неспособен. Не боится признать свою бесталанность, если у него что-то не получается. Не впадает от этого в уныние, самоедство, что, мол, как же так, есть же еще хуже меня, а понимает, что это есть точка отсчета. Поэтому, когда ему говорят «дурак», он не обижается, а смиряется.

– Еще смирение часто путают с равнодушием.

– Есть понятие «бесстрастие», а есть понятие «бесчувствие». Это разные вещи.

– Если в человеке не проявляется каких-то страстей, осуждения, например, то кажется, что с душой все в порядке.

– Да, нет. Что значит в порядке? Если в душе человека мир, тогда с ним все порядке, а если безжизненное болото, то это состояние уныния, с этим жить тяжело.

– Критерий – мир, радость?

– Да, то, что в Евангелии написано. В Послании апостола Павла к галатам: «…любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость…» (Гал. 6–7).

– Могу я не упоминать в молитве людей, о которых мне трудно молиться?

– Если Вы христианка, то не можете

– Не могу я даже имена их произносить, у меня сразу такие искушения… Даже молитва прекращается… Хочется забыть …

– Если Вы христианка, то не имеете права. Значит, должны просить у Бога на это сил.

Как сказал архиепископ Иоанн Шаховской: «Не желать видеть и слышать человека похоже на приказ его расстрелять».

– Неужели, действительно, существуют такие люди, которые способны простить, преодолеть, казалось бы, немыслимые предательства?

– Попробовать можно. Смотря что вы у Бога будете просить. Если вы будете просить, чтобы Бог привел к покаянию этих людей, дал им возможность понять, что они сделали неправильно, чтобы Господь не дал им до конца погибнуть, чтобы Господь помог им измениться, то почему бы нет?

– Есть мнение, что, если молишься за таких людей, то на себя принимаешь груз их греха.

– Это, конечно, полное безобразие. Когда люди оправдывают нежелание за кого-то молиться какими-то искушениями. Тогда лучше снять с себя крест, в храм не ходить и жить себе спокойненько жизнью без церкви – без Христа и без креста. Вообще тогда не будет никаких искушений! Все будет отлично! Это, конечно, безобразие, но распространенное безобразие. Из такого ложного смирения, мол, недостойны, немощны, куда нам… Потому что люди не любят Христа, а любят только себя.

Священник Георгий Чистяков пишет: «И, наверное, именно потому так редко совершаются чудеса в наши дни, что нам хочется чуда в тех случаях, когда есть другой выход, хочется чуда только по той причине, что так будет проще. Мы ждем чуда и просим о чуде, не исчерпав все свои возможности, просим о чуде, а надо бы просить сил, мудрости, терпения и упорства».

Совершенно согласен с этими словами отца Георгия.

Беседовала Тамара Амелина

Читайте также:Одеяние Божества. О том, как приобрести смирение.О смирении и достоинстве

www.pravmir.ru

СМИРЕНИЕ. Духовное понятие о смиренности

СмирениеСмирение – это естественное природное состояние человека, где Воля Бога и человека составляют одно целое. Но это не значит, что мы в этом состоянии теряем свою волю, индивидуальность. Просто воля наша совпадает с Волей Божьей. В смирении высшая природа человека пробуждена, а низшая природа одухотворена. Смирение – это покой, тишина, невозмутимость в человеческой природе. В эгоистичном человеке качество смирения не проявлено, а в не эгоистичном человеке смирение говорит в полной мере. Смирение – это есть наш путеводитель к Благу, Любви и Блаженству (высшее состояние счастья). Само слово смирение говорит о себе: «я с миром вместе», « я не отделен от него», в отличии эгоистичного человека. Слово мир означает покой, гармонию. Из этого следует, что смирение – это состояние спокойствия в нашем существе, где царит полное умиротворение.

Слово Божье говорит: «И так смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1-е Петра 5: 6-7). Из этого следует, что полное смирение не может быть без сдачи себя Богу и так же не может быть без принятия своей судьбы Свыше.

Значит, смирение – это сдача себя Богу. Это принятие с Верою и открытостью Сердца того, что уготовил нам Господь Бог в этой жизни. Это не слепое решение, а трезвый, разумный и необходимый шаг для полного смирения.

Смирение – есть ясность, понимание или осознание Воли Бога. Все то, что случается в нашей жизни нужно принимать, не роптать, не искать виновных и переносить все тяготы с достоинством, честью, благоразумием. Все то, что случается все к лучшему по отношению к Вечности. Смирение это не значит, что мы должны бездействовать, сидеть в покое и ничего не делать. Смирение — это зов Свыше, движущая сила, понуждающая нас протянуть руку помощи и поддержки в трудную минуту человеку, животному, растению и т. д.. Это сострадание и милосердие к ближнему. Это могущественная сила, способная остановить враждебно настроенных людей, укрощать природные стихии (дождь, огонь, ветер и д.), предотвратить опасность и творить чудеса.

На пути к Богу человек, шаг за шагом, обретает состояние смирения, по Воле Всевышнего. Смирение позволяет управлять своими мыслями, чувствами и действиями. В противоположность гордыни и тщеславию, смирение помогает видеть свою греховность, с ясностью проникать в глубину своей души. Поэтому смирение, как ничто другое, позволяет с корнем вырвать из души сорняки невежества и страсти. Быть в смирении – это значит быть выше своей гордыни, эго. Нужно не забывать то, что: «…Бог гордецу противится, а смиренному дает Благодать».

Полная смиренность – это зрелость, чистота, Свет. Смирение дает доступ к реальности или запредельным незримым вещам. Смирение – это не слабость, а Духовная сила (сила Духа).

Смиренность – есть конец мирскому существованию и готовность, в своем совершенстве, отбыть на корабле Вечности в Обитель Бога.

Кто такой смиренный человек

Смиренный человек не привязывается к плодам своей деятельности. К унижению он относится спокойно. Когда бьют его по «одной щеке», он не думает, что это несправедливо, и подставляет «другую щеку». Подставить «другую щеку» — это значит вспоминать свои не правые дела, по отношению к людям и миру. Смиренный человек понимает то, что все воздается по справедливости и случайностей в жизни не бывает. Он относится ко всем событиям, происходящим в его жизни с тихой спокойной радостью, без каких-либо эмоций, реакций. Он понимает, что что бы ни случалось, все к лучшему. Истинно смиренный человек находится в гармонии с самим собой и окружением. Его даже дыхание не потревожит ни травинку, ни человека, ни зверя потому, что он переполнен Любовью. Смиренный человек мудр и правдив по отношению к себе и людям. Ко всем людям он относится искренне, любезно, с почтением и открытостью Сердца, не зависимо от происхождения и положения в жизни. Он не восхваляет себя в добрых делах, а наоборот занижает и всю славу приписывает Богу. Он понимает, что все исходит от Бога и даже его совершенное благое действие, такова Его Воля. В его глазах присутствует сияние Вечности. От его легкого всепроникающего взгляда ничего не утаишь и не спрячешься нигде. Его нежное касание пронизывает до глубины души и наступает утешение. Его мудрое слово вдохновляет на благие поступки и пробуждает разум. Он озаряет своим Светом путь к Истине для многих. Где бы он ни был, его присутствие приносит радость и мир. Он воистину свободен, и с ним всегда присутствует Бог.

Метки: смирение

sbogom.kiev.ua

Магические свойства растений

Издревле считалось, что растения обладают магическими свойствами. С их помощью лечили разные заболевания, их использовали для ритуалов и даже гаданий.

Магические свойства растений

Адамова голова - адамову траву собирали в Иванов день и скрытно хранили до Великого четверга. Чародейской травой можно было воспользоваться только раз в году - во время охоты на диких уток, открывающейся в великий четверг. Для этого оружие и снасти окуривали адамовой головой. Кроме того считалось, что высушенная и сохраняемая на себе трава полезна тем, кто стремится быть главой и душой общества.

Блекота-трава - считалось, что никакие опасности не страшны человеку, владеющему Блекотой травой и держащему ее в руке. Блекота, брошенная в воду, подманивает рыб и делает их ручными.

Колюка-трава - чародеи и колдуны собирали колюку в Петровки на вечерней росе. Засушивали, хранили в коровьих пузырях и раздавали охотникам. Считалось, что окуренное этой травой ружье бьет без промаха и ни один кудесник не заговорит его никаким заговором.

Не чуй-ветер - по народным поверьям, трава эта растет зимой по берегам рек и озер, собирали ее в полночь, под Васильев вечерок, причем давалась она в руки только слепым от рождения, которые узнавали ее по тому, будто бы колет она им глаза, как иглами. Считалось, что владеющему этой травой не страшны морские и речные ветры, а также бури и кораблекрушения, в свою очередь рыбаки, имевшие при себе не чуй-ветер, могли ловить рыбу даже без неводов.

Петров крест - корень петрова креста считался в народе действенным средством против происков вражьей силы и демонов. Корень, растертый в порошок и закатанный с воском от свечей, стоявших на молебне пред Спасителем и Богоматерью.

Подсолнечник - по народному поверью, подсолнух, сорванный в августе и завернутый вместе с волчьим зубом, надлежало носить на поясе. Магические свойства растения помогут завоевать всеобщее расположение и оборониться от воров и грабителей.

Одолень-трава - по народным поверьям, корень одолень-травы помогает преодолеть препятствия тем, кто хранит его дома. Обыкновенно корень носили с собой в суд, чтобы выиграть тяжбу; амулет из корня помогал завоевать сердце любимой девушки; настоем корня поили коров во время отела.

Любовные яблоки - считалось, что заполучившему любовные яблоки не составит труда заполучить расположение и любовь желанной особы. Для этого следовало разрезать яблоко пополам, положить в середину записку с именем любимой и положить на солнцепек. Считалось, как яблоко сохнуть начнет, будет «сохнуть» и любимая.

Прикрыш-трава - чародеи собирали траву между 15 августа и 1 октября и употребляли ее против свадебных наговоров. Когда привозили невесту в женихов дом, знахарь забегал вперед и прятал прикрыш под порог, а невеста должна была переступить через него, входя в мужнину избу. Не сделай она этого, обрушивались на нее все наговоры людей злых и завистливых, желавших молодым несчастья, а так наговор оборачивался против того, кто его состроил.

Папоротник - по народным поверьям, папоротник (папороть, кочедыжник) цветет раз в году, в ночь на Ивана Купалу не более часа. Серебристый цветок, напоминающий огонек, потребен тем, кто жаждет разбогатеть и поумнеть, найти сокрытые в земле клады и получить власть над нечистой силой. Дерзнувший пойти в лес на поиски Иванова цветка должен был соблюдать особый ритуал: обнаружив папоротник, следовало подстелить под кустом лист белой бумаги или холст, затем обгорелой лучиной или головешкой очертить вокруг себя круг и проговорить: «Талант Божий, суд твой!»

После наблюдать, а затем прочитать «Да воскреснет Бог...» Дождавшись цветения, надлежало сорвать цветок и бежать домой без оглядки, несмотря на преследования чертей, кричавших дикими голосами, чтобы он воротился, и стращавших всячески. Считалось, что обернувшийся на их крики обезумеет или будет задавлен нечистой силой.

Обряды с использованием магических свойств растений

Плакун-трава - по народным поверьям, один только вид плакуна заставляет рыдать нечистую силу, смиряет ее и приводит в покорность. В магической практике было принято собирать волшебную траву утренней зарей в Иванов день, выкапывая корень без железных орудий - руками или деревянной лопаткой. Знахари использовали корень плакуна для изгнания домовых, ведьм и прочих адамовых детей, стерегущих клады.

Выкопав плакун с корнем, шли с ним в церковь, стараясь стать у алтаря, обратив корень на восток, и заговаривали: «Плакун, плакун! Плакал ты долго и много, а выплакал мало, не катись слезы по полю чистому, не разносись вой по синю морю. Будь страшен бесам злым и ведьмам киевским. Будьте слова мои крепкими и твердыми во веки веков».

Магические травы железняк и волшебный горох использовали не для благих целей. Щепоть высушенной и истолченной колдовской травы железняк, незаметно брошенной промеж разговаривающих, способствовала ссоре и вражде между ними.

Волшебный горох - чтобы изготовить волшебный горох, следовало изловить и убить по весне змею-гадюку, разрезать брюхо, положить туда три горошины и зарыть в землю.

Через определенное время выросший на этом месте цветок срывали, причем обязательно в полночь или в полдень, предварительно попарившись в бане и будучи особливо чистым, закатывали волшебный горох в воск и клали в рот, чтобы узнать, что у кого на уме.

Гадания с использованием магических свойств растений

Разрыв-трава, сон-трава и тирлич-трава – эти магические травыиспользовали знахари и чернокнижники. Считалось, что разрыв-трава настолько редка, что отыскать ее могут одни лишь великие чернокнижники, да и то, только те из них, кто владеет цветком папоротника и корнем плакуна. Разрыв-траве приписывалось волшебное свойство рушить железо, сталь, золото и серебро на мелкие клочья.

Считалось, что, отыскав гнездо черепахи с яйцами, чародеи дожидаются, когда оставит она на время гнездо и уйдет, заколачивают вокруг железные гвозди, чтобы загородить черепахе дорогу, - и прячутся неподалеку. Когда черепаха вернется и обнаружит, что не может попасть в гнездо, она удаляется и через некоторое время возвращается с травой во рту, от одного прикосновения которой железо рушится. В этот момент чародей забирает Разрыв-траву левой рукой - возьми он ее правой, никогда не держать ему этой рукой оружия!

Сон-трава - знахари собирали желто-голубые цветы во время майского цветения для отгадывания вещих снов. Собравши траву на утренней росе, они опускали ее в холодную воду и держали там до полной луны, когданачинала трава «шевелиться». Гадающие поселянки клали траву под подушку и судили о будущем по пророческим снам, навеянным чудодейственной сон-травой.

Тирлич-трава - по народным поверьям растет только в одном месте - на Лысой горе, под Киевом. Магические свойства растения таковы, что сок, выжатый из нее, наделял владельца даром превращения, свойственным одним только ведьмам, поэтому-то и истребляли траву всячески духи-оборотни и колдуньи, а кудесники и чародеи дорожили тирлич-травой, как самым главным своим сокровищем.

www.starfate.ru

Как научиться смирению? Советы старца Силуана Афонского

 

 

 

Определить языкАзербайджанскийАлбанскийАнглийскийАрабскийАрмянскийАфрикаансБаскскийБелорусскийБенгальскийБирманскийБолгарскийБоснийскийВаллийскийВенгерскийВьетнамскийГалисийскийГреческийГрузинскийГуджаратиДатскийЗулуИвритИгбоИдишИндонезийскийИрландскийИсландскийИспанскийИтальянскийЙорубаКазахскийКаннадаКаталанскийКитайский (Упр)Китайский (Трад)КорейскийКреольский (Гаити)КхмерскийЛаосскийЛатинскийЛатышскийЛитовскийМакедонскийМалагасийскийМалайскийМалайяламМальтийскийМаориМаратхиМонгольскийНемецкийНепалиНидерландскийНорвежскийПанджабиПерсидскийПольскийПортугальскийРумынскийРусскийСебуанскийСербскийСесотоСингальскийСловацкийСловенскийСомалиСуахилиСуданскийТагальскийТаджикскийТайскийТамильскийТелугуТурецкийУзбекскийУкраинскийУрдуФинскийФранцузскийХаусаХиндиХмонгХорватскийЧеваЧешскийШведскийЭсперантоЭстонскийЯванскийЯпонский

 

АзербайджанскийАлбанскийАнглийскийАрабскийАрмянскийАфрикаансБаскскийБелорусскийБенгальскийБирманскийБолгарскийБоснийскийВаллийскийВенгерскийВьетнамскийГалисийскийГреческийГрузинскийГуджаратиДатскийЗулуИвритИгбоИдишИндонезийскийИрландскийИсландскийИспанскийИтальянскийЙорубаКазахскийКаннадаКаталанскийКитайский (Упр)Китайский (Трад)КорейскийКреольский (Гаити)КхмерскийЛаосскийЛатинскийЛатышскийЛитовскийМакедонскийМалагасийскийМалайскийМалайяламМальтийскийМаориМаратхиМонгольскийНемецкийНепалиНидерландскийНорвежскийПанджабиПерсидскийПольскийПортугальскийРумынскийРусскийСебуанскийСербскийСесотоСингальскийСловацкийСловенскийСомалиСуахилиСуданскийТагальскийТаджикскийТайскийТамильскийТелугуТурецкийУзбекскийУкраинскийУрдуФинскийФранцузскийХаусаХиндиХмонгХорватскийЧеваЧешскийШведскийЭсперантоЭстонскийЯванскийЯпонский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звуковая функция ограничена 200 символами

В первый год, по получении Святого Духа, я думал: грехи мне Господь простил: благодать свидетельствует об этом; чего мне еще более надо?

Но не так надо думать. Хотя грехи прощены, но всю жизнь надо о них помнить и скорбеть, чтобы сохранить сокрушение. Я так не делал, и перестал сокрушаться, и много я потерпел от бесов. И я недоумевал, что со мною делается: душа моя знает Господа и Его любовь; как же мне приходят плохие помыслы? Но Господь меня пожалел, и Сам научил меня, как надо смиряться: «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся». И этим побеждаются враги; а когда я умом выхожу из огня, то помыслы снова приобретают силу.

Кто, подобно мне, потерял благодать, тот пусть мужественно борется с бесами. Знай, что ты сам виноват: впал в гордость и тщеславие, и Господь милостиво дает тебе познать, что значит быть в Духе Святом, и что значит быть в борьбе с бесами. Так душа опытом познает вред гордости, и тогда бегает тщеславия, и похвалы человеческой, и помыслов. Тогда начнет душа выздоравливать и научается хранить благодать. Как понять - здорова ли душа, или больна? Больная душа - горделива; а здоровая душа любит смирение, как научил ее Дух Святой, и если не знает этого, то считает себя хуже всех.

Смиренная душа, хотя бы Господь брал ее на небо каждый день и показывал всю небесную славу, в которой пребывает Он, и любовь Серафимов и Херувимов, и всех святых, то и тогда, наученная опытом, будет говорить: «Ты, Господи, показываешь мне Свою славу, потому что Ты любишь создание Свое, но мне дай плач и силу благодарить Тебя. Тебе подобает слава на небе и на земле, а мне подобает плакать о грехах моих». Иначе не сохранишь благодать Святого Духа, которую дает Господь туне, по милости Своей.

Господь много пожалел меня, и дал мне разуметь, что всю жизнь надо плакать. Таков путь Господень. И вот теперь пишу, жалея тех людей, которые подобно мне, горделивы и потому страдают. Пишу, чтобы учились смирению и обрели покой в Боге.

Некоторые говорят, что это раньше когда-то было, а теперь все это устарело; но у Господа никогда ничто не умаляется, а только мы изменяемся, делаемся плохими и так теряем благодать; а кто просит, тому Господь дает все не потому, что мы этого стоим, но потому, что Господь милостив и нас любит. Я пишу об этом потому, что душа моя знает Господа.

* * *

Научиться Христову смирению - есть великое благо; с ним легко и радостно жить, и все бывает мило сердцу. Только смиренным являет Себя Господь Духом Святым, а если не смиримся, то Бога не узрим. Смирение есть свет, в котором мы можем узреть свет Бога, как поется: «Во свете Твоем узрим свет».

Господь научил меня держать ум во аде, и не отчаиваться, и так смиряется душа моя, но это не есть еще настоящее смирение, которое неописуемо. Когда душа идет к Господу, то бывает в страхе, но когда увидит Господа, то от красоты славы Его неизреченно радуется, и от любви Божией и от сладости Духа Святого совершенно забывает землю. Таков рай Господень. Все будут в любви, и от смирения Христова все будут рады видеть других выше себя. Смирение Христово в меньших обитает; они рады, что они меньше. Так мне дал разуметь Господь.

О, помолитесь за меня все святые, чтобы душа моя научилась смирению Христову; жаждет его душа моя, но стяжать не могу, и слезно ищу его, как потерявшееся дитя ищет мать свою.

«Где Ты, мой Господи? Скрылся от души моей, и слезно ищу Тебя.

Господи, даруй мне силу смириться пред величием Твоим.

Господи, Тебе подобает слава на небеси и на земли, мне же, маленькому созданию Твоему, даруй смиренного Духа Твоего.

Молю Твою благость, Господи, призри на меня с высоты славы Своей и даруй мне силу славить Тебя день и ночь, ибо душа моя возлюбила Тебя Духом Святым, и скучаю я по Тебе, и слезно ищу Тебя.

Господи, даруй нам Духа Святого; Им будем Тебя славить день и ночь, ибо плоть наша немощна, а Дух Твой бодр, и дает силу душе легко Тебе работать, и утверждает ум в любви Твоей, и упокоивает в Тебе совершенным покоем, и уже не хочет он помышлять ничего, кроме любви Твоей.

Господи, Милостивый,- немощной дух мой не может придти к Тебе, и потому зову Тебя, как царь Авгарь: приди, и исцели меня от ран моих греховных помыслов, и я буду хвалить Тебя день и ночь, и проповедовать Тебя людям, чтобы познали Тебя все народы, что Ты, Господь, как и раньше, творишь чудеса, прощаешь грехи, и освящаешь, и живишь».

Старец Силуан Афонский. Часть II. Писания старца Силуана 

pravlife.org

Секрет смирения / Православие.Ru

    

В отличие от детей, которые все время говорят о себе, взрослые люди умеют выглядеть смиренно благодаря усвоенным манерам. Но всё это бывает часто лишь внешним, сердце же наше занято собственным эго. Как добиться того, чтобы наши слова о смирении не были пустым звуком, – об этом размышления архимандрита Андрея (Конаноса).

Маленькие дети более спонтанны. Они говорят то, что чувствуют. И в начальной школе они всегда пишут: «Я, я… Я, мама и папа поехали отдыхать. У меня машинка!» А учительница исправляет их сочинения красной ручкой: «Не пиши постоянно «я, я…»

С другой стороны, мамы и папы, будучи уверены в том, что их ребенок – самый лучший, часто говорят: «Мой сын (или дочь) – лучше всех!» Они считают, что их дитя способнее всех и в классе, и в спортзале, а уж если ребенок занимается музыкой, то они непременно скажут: «Учительница по фортепиано отметила, что моя дочь – лучше всех! Это видно!»

Все родители так говорят. Они внушают своему ребенку с детских лет, что он – самый лучший, потому что, если не быть лучшим, то ведь легко можно стать и худшим! Так культивируется наш эгоизм.

Когда писатель Никос Казандакис приехал на гору Афон, он встретился там с одним подвижником – отцом Макарием (Спилеотом), который жил в пещере. В конце разговора отец Макарий сказал ему:

– Очнись, пока не поздно! Твой эгоизм огромен, твое «я» съест тебя!

Казандакис сказал ему в ответ:

– Не вини эго, отче! Эго отделило человека от животного.

А подвижник ответил:

– Ты ошибаешься. Эго отделило человека от Бога. Когда человек жил в раю, он был смиренным и был вместе с Богом. Бог любил его, и человек ощущал свое единство с Господом. Но как только человек сказал слово «Я!», он отделился от Бога и убежал от Него. Убежал из рая, убежал от самого себя, убежал от всех.

Только в одном случае мы можем (и должны) вспоминать о своем «я» – когда обвиняем себя. Тогда мы можем сказать: «Да, я виноват. Это я согрешил, я ошибся, я сделал это по собственному желанию!» В таком случае – да, но, к сожалению, это тот самый случай, когда мы не говорим «я».

Есть даже такой журнал – «Эго». И там психоаналитики пишут, что когда человек собирается на какое-нибудь мероприятие или вечеринку, то во время сборов (выбора парфюма и т.д.) в его душе ясно обозначается это слово – «я». Как я выгляжу, какое я произведу впечатление, что обо мне скажут, как оценят мой внешний вид, мою одежду, мой парфюм… Эго постоянно проявляется в современных развлечениях. Человек постоянно думает о своем «я», потому что поместил его в центр своей жизни.

Но таким образом мы сильно отдаляемся от Истины! Господь учит нас, что даже если человек выполняет все Его заповеди, он все равно должен говорить о себе как о непотребном рабе Божием. А мы часто начинаем считать себя великими и важными персонами в самом начале духовного пути, когда еще ничего не сделано.

Смирение – это не грусть, не тоска. Некоторые именно так понимают смирение – что это какая-то депрессия, когда человек чувствует себя слабым, обиженным, больным интровертом. Это не так. Смирение – это пребывание в Истине, в правде. Оно означает, что человек знает, кто он, знает свое место в этом мире, сознает свою немощь и благодарит Бога за все те благодеяния, которые Он оказывает ему, несмотря на его слабости. Смирение означает жизнь в истине, а не в том обмане, который создает вокруг нас современная жизнь.

Я слушал запись, на которой старец Иаков (Цаликис) читает заклинательные молитвы над одной женщиной, и там ясно слышался голос злого духа. Разумеется, таких вещей лучше не слушать, но это случилось, и вот что бес говорил старцу:

– Раз ты святой, почему ты не говоришь об этом? Скажи, что ты святой! Раз ты сам это знаешь и тебе удалось победить меня, скажи!

И было слышно, как старец Иаков смиренно и твердо ответил:

– Ты лжешь! Я прах и пепел, и покланяюсь Отцу, и Сыну, и Святому Духу – Троице Единосущней и Нераздельней!

Слышали бы вы, как кричал и вопил бес! И я подумал о том, что мы и так знаем: самая главная цель у диавола – сделать нас эгоистами. Он очень хочет, чтобы мы стали эгоистами и начали считать себя важными персонами – в то время как Господь хочет, чтобы мы были смиренными и являли это смирение своей жизнью.

Смирение – это когда человек принимает бесчестие с радостью, нахлынувшие скорби и трудности – с распростертыми объятиями, с мыслью о том, что таким образом душа излечивается от грехов и болезней. Когда приходят трудности, и мы вынуждены смириться, нужно помнить об этом – что Бог очищает нашу душу от прошлых или настоящих грехов, или предохраняет от того, что может случиться в будущем.

    

Одна женщина сделала аборт и поисповедалась в этом грехе. Но исповеди в таком случае недостаточно. Недостаточно рассказать о грехе. Нужно смириться и покаяться в содеянном.

Смирение – это действие, а не слова. Слова сладки на вкус. Душа может растрогаться и умилиться от слов, слова дарят ощущение сладости. А дело смирения на вкус очень горькое и едкое. Вот так: слушать о смирении – сладко, а выполнять – горько. И отец Георгий (Карслидис), известный духовник в Северной Греции, сказал этой женщине, которая сделала аборт (а она была очень красивой, богатой аристократкой):

– Вот что тебе надо сделать. Ты оденешься в лохмотья, никому не будешь говорить, кто ты, и отправишься в такое-то село. И целую неделю ты будешь просить там милостыню, никому не рассказывая о своем прошлом и настоящем. Даже имени своего не будешь называть. Это унижение поможет твоей душе смириться по-настоящему и очиститься от того зла, которое ты причинила другой душе, твоему ребенку, умершему, не успев появиться на свет.

Женщина все исполнила и после этого почувствовала то, чего не чувствовала во время исповеди, – облегчение. И исцелилась от греха.

Когда мы только встаем на путь смирения, то первое искушение, которое приходит к нам, – это тщеславие. Как только захочешь быть смиренным, в голове сразу начинают появляться тщеславные мысли. А что такое тщеславие? Это когда человек сделает доброе дело, и втайне начинает гордиться этим. Например, я пощусь, и тут мне приходит помысел, и я начинаю думать: «Молодец! Раз пощусь, то я не такой, как остальные! Я другой, я лучше!»

Или, например, можно скромно одеваться (что само по себе хорошо), но появляются тщеславные мысли на этот счет, и вслед за ними приходит высокомерие и самодовольство. И человек начинает думать: «Видишь, что творится вокруг? Мир погибает, все одеваются вызывающе, а ты – не такой. Молодец!» Это «Молодец!», которое мы произносим про себя после каждого доброго дела, и есть тщеславие. Это искушение, с которым мы будем сталкиваться всегда при совершении хорошего поступка, потому что каждый раз в нас что-то раздувается изнутри, и появляются мысли: «Молодец! Я сделал это втайне!» Но слово «Молодец!» сказано, и таким образом мы уже возгордились. Меньше всего это похоже на смирение.

Смирение подразумевает желание научиться. Когда у человека есть смирение, он не говорит: «Я все знаю!». Он задает вопросы – своему супругу, супруге или даже своему ребенку. В свое время это произвело впечатление на святого Иоанна Лествичника, когда в одном монастыре он увидел седовласых старцев, задающих вопросы священнику, который их исповедовал (а священнику было сорок лет). Это были старцы, монахи, закаленные в молитве и духовной брани, и они смиренно задавали вопросы человеку моложе себя.

И в наши дни такое бывает. На Афоне есть игумены, которые моложе многих монахов в монастыре. И такой игумен, несмотря на сан, идет к старшим и спрашивает у них совета, чтобы смириться, а не действовать по своему усмотрению. Это полезно для души.

Не будем говорить: «Я все знаю! Не указывай мне, что делать!» Ведь такое отношение передается всем членам семьи, всем окружающим.

Однако бывают случаи, когда христианин имеет право возмутиться относительно случившегося и таким образом продемонстрировать «эгоизм» без вреда для души. Что же это за случаи? Когда необходимо встать на защиту православной веры, мы не только можем, но и должны быть категоричными, строгими. И это будет не эгоизм, а исповедание веры. Когда святому Агафону предъявляли ложные обвинения, клеветали на него, он принимал все. А его называли грешником, лжецом, эгоистом… Но когда его обозвали еретиком, он ответил:

– Послушайте! Насчет всего того, что вы говорили мне до этого, у меня есть надежда исправиться. Но если я соглашусь с тем, что я еретик, то потеряю надежду на спасение! Если я еретик, то не могу спастись. Поэтому я не соглашаюсь с вашими словами.

Святые отцы так объясняют поведение Господа в иерусалимском Храме. Взяв бич и выгоняя продающих и покупающих, Он в тот момент не испытывал чувства гнева. Он ни на кого не злился и полностью контролировал Свое поведение и действия. Он перевернул скамейки, рассыпал деньги, но когда оказался перед клетками с голубями, которые предназначались для жертвоприношения, сказал: «Возьмите это отсюда!» (Ин. 2:16)

То есть если бы Христос потерял над Собой контроль, Он опрокинул бы и клетки с птицами. А так как голуби были ни в чем не виноваты, Он не причинил им вреда. Об этом говорят толкователи Евангелия. Следовательно, Господь не был в нервном состоянии. Он совершил все это не из эгоизма, а из любви – истинной любви к Закону Божиему, желая защитить Храм. И христианину, желающему стать смиренным, нельзя гневаться, нельзя спорить.

Один послушник старца Паисия (Святогорца) рассказывал:

– В каких бы грехах мы ни исповедовались отцу Паисию, он принимал нашу исповедь с большим смирением, любовью, человеколюбием, и говорил нам: «Ну вот, и ты – человек. Ничего, исправимся!» И никогда не ругался. Только в одном случае он огорчался очень сильно – когда мы начинали гордо спорить, выказывая тем самым свой эгоизм. Только тогда он говорил: «Сейчас, дитя мое, я не могу тебе помочь». Когда мы вели себя так, его душа страдала. Потому что в нашем поведении был эгоизм. Грех – свойство человека, а эгоизм – свойство диавола.

Смиренный человек легко исправляет свои ошибки. И ему легко помочь. Не знаю, задавали ли вы себе этот вопрос – почему исповедь нас не меняет. К сожалению, я вижу это по себе, да и по другим людям. Мы идем на исповедь, но после нее не особо исправляемся – по крайней мере, настолько, чтобы можно было сказать: «За последние пять лет я сильно изменился».

Почему же мы не меняемся? Потому что у нас нет смирения. Мы не даем другим людям сформировать наш характер. Например, человеку говорят: «С этого дня ты должен поститься!» И здесь необходимо смирение, чтобы ответить: «Да, я буду поститься, не буду есть мясо». А человек вместо этого говорит: «Постойте-ка, вы мне указываете, должен я поститься или нет? А еще – во сколько я должен вставать, чтобы идти в церковь, делать то или другое?..» Эгоист не позволяет никому управлять собой, но тем не менее им управляют – его собственные страсти. А получить руководство и воспитание из рук Церкви он не может.

В одном из псалмов говорится, что «во смирении нашем вспомнил нас Господь…, и избавил нас от врагов наших» (Пс. 135:23-24). А святые отцы дополняют: Он избавил нас так и от страстей, нечистот и немощей. Когда Бог видит смиренного человека, Он избавляет его от всякого искушения. Смиренные люди не пытаются постичь Божественную Истину, а просто живут в Ней. У них простые мысли – они думают, как дети. А у человека, который путано выражает свои мысли, путано рассуждает, душа смиряется, как правило, с трудом.

Некоторые люди, приходя к старцу, начинают задавать ему странные вопросы. А ведь вопросы свидетельствуют о духовном развитии человека. И вот, например, когда к старцу Порфирию приходили смиренные люди, они задавали ему вопросы о спасении. А другие, чья душа была наполнена эгоизмом, спрашивали, покупать ли мотоцикл, выйдет ли дочь в ближайшее время замуж и т.д. Кто-то даже просил старца помолиться о выигрыше в лотерею. То есть люди спрашивали о том, что не было существенно для их спасения.

Вместо того, чтобы заглянуть в себя, эгоист смотрит на других. А еще он внимательно рассчитывает, когда придет Антихрист, какие у него будут цифры, и т.д., и т.п. – вместо того, чтобы следить за собственной душой. А о чем в древности люди спрашивали старцев? В Патерике часто рассказывается, как какой-нибудь человек приходит к старцу и говорит ему:

– Отче, скажи, как можно спастись! Скажи, что нужно сделать, чтобы спастись, полюбить Христа, победить свои немощи и страсти!

    

Эти вопросы мы должны задавать и себе, и своему духовнику, и святым людям (если появляется такая возможность). Эти вопросы не содержат простого любопытства, под которым скрывается эгоистическое желание заниматься чем угодно, но только не собой. То, о чем я говорю сейчас, не абстрактно.

Когда ученики спросили Христа: «Господи, неужели мало спасающихся?» (Лк.13:23), Он не ответил прямо на этот вопрос, а сказал: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата» (Лк.13:24). Помните? То есть у Него спросили одно, а Он ответил другое. Спросили, сколько людей спасется, а Он ответил: «Старайтесь подвизаться – вот что вас касается. А сколько людей спасется – это вас не касается». Таким образом Господь возвращает нас на землю, к смирению.

То же самое Он сказал и апостолу Петру. После Воскресения Господь сказал ему: «Иди за Мною» (Ин. 21:19). А он начал спрашивать Христа о св. Иоанне Богослове, что будет с ним («Господи! А он что?») (Ин. 21:21). Что ответил Господь? «Что тебе до того? Ты иди за Мною» (Ин. 21:22). То есть то, что будет с Иоанном, его жизненный путь, — это Мое и его дело. А ты смотри на себя. Помогая себе, ты поможешь и другим.

И это не эгоизм. Это та единственная ответственность, которую мы несем за развитие собственной души, чтобы обратить ее к покаянию и смирению. Как говорит святой Иоанн Лествичник, Господь не осудит нас за то, что мы не были богословами; или что не совершали чудес; или что не были проповедниками, обратившими к Богу целые племена и народы. Господь осудит нас за то, что в нас не было смирения, не было покаяния и сокрушения о своей душе.

Перевод Елизаветы Терентьевой

www.pravoslavie.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта