Сходства однодольных и двудольных растений. Урок 43.Практическая работа. Сравнение однодольных и двудольных растений

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Сходства и различия в строение однодольных и двудольных растений. Сходства однодольных и двудольных растений


Сравнение однодольных и двудольных растений

Сравнительная таблица однодольных и двудольных растений

Семейство

Растения

ЖФР

Формула цветка

Соцветия

Плод

Значение

Семейство Розоцветных

Роза, яблоня, вишня, малина, лапчатка, шиповник.

Деревья, травы, кустарники,

Кустарнички.

Ч – 5;Л – 5; Т – 5;  

П – 1;  жен. муж.

Простое

Ягода, яблоко, костянка, сборная костянка.

Пищевое, лекарственное, декоративное.

Семейство Мотыльковое

Фасоль, люпин, соя, чина, акация, горох, люцерна.

Кустарники, трава и древесная форма.

Ч – 5;  Л – 5;

П – 1; Т – 10.

Кисть, головка

Боб.

Кормовое, лекарственное.

Семейство Крестоцветные

Капуста, редька, хрен, сердечник, свербига.

Травянистые растения.

Л – 4; Т – 4 + 2;

П – 1; Ч - 4;

жен. муж.

Кисть.

Стручок и стручочек

Пищевое, медоносы, лекарственное, декоративное.

Семейство Паслёновые

Картофель, томат, абак, перец, паслён, петуния

Травянистые растения.

Ч- 5; Л – 5; Т – 5;

П – 1;.

 

Ягодка или коробочка.

Пищевое, лекарственное.

Семейство Сложноцветные

Подсолнечник, василек синий, бодяк полевой, мать-и-мачеха

Полукустарник, кустарник, трава, деревья..

Л – 5; Т – 5;

П – 1.

Корзинка.

Семянка, летучка.

Лекарственное, декоративное.

Семейство Лилейные

Лилия, кандык, рябчик, тюльпан, гиацинт

Травянистые растения.

Т – 6; П – 1.

Соцветия-завитки.

Коробочка

Медоносы, лекарственное,  декоративное.

Семейство Луковые

Агапантус, чеснок, шнитт-лук, лук-порей, черемша, лук душистый.

Травянистые растения.

Л – 6; Т – 6;

П  - 1.

Зонтик или рыхлая головка,

колпачок с головкой.

Коробочка.

Пищевое.

Семейство Мятликовые

Пшеница, рож, овёс, рис, кукуруза, просо, пырей, ежа, овсяница, мятлик,

Трава,  кустарниковая и древесная.

Т – 3; П – 1.

Кисть, сложный колос, султан, метёлка, початок и др. сл. соцветия.

Зерновка.

Пищевое.

www.referatmix.ru

Шпаргалка - Сравнение однодольных и двудольных растений

Сравнительная таблица однодольных и двудольных растений

Семейство

Растения

ЖФР

Формула цветка

Соцветия

Плод

Значение

Семейство Розоцветных

Роза, яблоня, вишня, малина, лапчатка, шиповник.

Деревья, травы, кустарники,

Кустарнички.

Ч – 5; Л – 5; Т – 5;

П – 1; жен. муж.

Простое

Ягода, яблоко, костянка, сборная костянка.

Пищевое, лекарственное, декоративное.

Семейство Мотыльковое

Фасоль, люпин, соя, чина, акация, горох, люцерна.

Кустарники, трава и древесная форма.

Ч – 5; Л – 5;

П – 1; Т – 10.

Кисть, головка

Боб.

Кормовое, лекарственное.

Семейство Крестоцветные

Капуста, редька, хрен, сердечник, свербига.

Травянистые растения.

Л – 4; Т – 4 + 2;

П – 1; Ч — 4;

жен. муж.

Кисть.

Стручок и стручочек

Пищевое, медоносы, лекарственное, декоративное.

Семейство Паслёновые

Картофель, томат, абак, перец, паслён, петуния

Травянистые растения.

Ч- 5; Л – 5; Т – 5;

П – 1;.

Ягодка или коробочка.

Пищевое, лекарственное.

Семейство Сложноцветные

Подсолнечник, василек синий, бодяк полевой, мать-и-мачеха

Полукустарник, кустарник, трава, деревья..

Л – 5; Т – 5;

П – 1.

Корзинка.

Семянка, летучка.

Лекарственное, декоративное.

Семейство Лилейные

Лилия, кандык, рябчик, тюльпан, гиацинт

Травянистые растения.

Т – 6; П – 1.

Соцветия-завитки.

Коробочка

Медоносы, лекарственное, декоративное.

Семейство Луковые

Агапантус, чеснок, шнитт-лук, лук-порей, черемша, лук душистый.

Травянистые растения.

Л – 6; Т – 6;

П — 1.

Зонтик или рыхлая головка,

колпачок с головкой.

Коробочка.

Пищевое.

Семейство Мятликовые

Пшеница, рож, овёс, рис, кукуруза, просо, пырей, ежа, овсяница, мятлик,

Трава, кустарниковая и древесная.

Т – 3; П – 1.

Кисть, сложный колос, султан, метёлка, початок и др. сл. соцветия.

Зерновка.

Пищевое.

www.ronl.ru

Статья - Сравнение однодольных и двудольных растений

Сравнительная таблица однодольных и двудольных растений

Семейство

Растения

ЖФР

Формула цветка

Соцветия

Плод

Значение

Семейство Розоцветных

Роза, яблоня, вишня, малина, лапчатка, шиповник.

Деревья, травы, кустарники,

Кустарнички.

Ч – 5; Л – 5; Т – 5;

П – 1; жен. муж.

Простое

Ягода, яблоко, костянка, сборная костянка.

Пищевое, лекарственное, декоративное.

Семейство Мотыльковое

Фасоль, люпин, соя, чина, акация, горох, люцерна.

Кустарники, трава и древесная форма.

Ч – 5; Л – 5;

П – 1; Т – 10.

Кисть, головка

Боб.

Кормовое, лекарственное.

Семейство Крестоцветные

Капуста, редька, хрен, сердечник, свербига.

Травянистые растения.

Л – 4; Т – 4 + 2;

П – 1; Ч — 4;

жен. муж.

Кисть.

Стручок и стручочек

Пищевое, медоносы, лекарственное, декоративное.

Семейство Паслёновые

Картофель, томат, абак, перец, паслён, петуния

Травянистые растения.

Ч- 5; Л – 5; Т – 5;

П – 1;.

Ягодка или коробочка.

Пищевое, лекарственное.

Семейство Сложноцветные

Подсолнечник, василек синий, бодяк полевой, мать-и-мачеха

Полукустарник, кустарник, трава, деревья..

Л – 5; Т – 5;

П – 1.

Корзинка.

Семянка, летучка.

Лекарственное, декоративное.

Семейство Лилейные

Лилия, кандык, рябчик, тюльпан, гиацинт

Травянистые растения.

Т – 6; П – 1.

Соцветия-завитки.

Коробочка

Медоносы, лекарственное, декоративное.

Семейство Луковые

Агапантус, чеснок, шнитт-лук, лук-порей, черемша, лук душистый.

Травянистые растения.

Л – 6; Т – 6;

П — 1.

Зонтик или рыхлая головка,

колпачок с головкой.

Коробочка.

Пищевое.

Семейство Мятликовые

Пшеница, рож, овёс, рис, кукуруза, просо, пырей, ежа, овсяница, мятлик,

Трава, кустарниковая и древесная.

Т – 3; П – 1.

Кисть, сложный колос, султан, метёлка, початок и др. сл. соцветия.

Зерновка.

Пищевое.

www.ronl.ru

Урок 43.Практическая работа. Сравнение однодольных и двудольных растений

 

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

    3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

    Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

    Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

    Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

    Планируемые результаты

    Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

    Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

    Метапредметные:.

    1.Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

    2.Формирование навыка смыслового чтения.

    Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

    Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

    Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

    Отдел цветковые растения. Признаки цветковых растений и их классификация

    Цели: обобщить и углубить знания об особенностях строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений, о классифика­ции растений; расширить знания о разнообразии цветковых расте­ний, показать их господствующее положение в растительном по­крове Земли и установить связи этого положения с особенностями строения и размножения покрытосеменных растений; познако­мить с признаками растений классов однодольные и двудольные; сформировать понятие о семействах покрытосеменных растений; обосновать необходимость бережного отношения к растениям и охраны цветковых растений.

    Оборудование и материалы: таблицы с изображениями различ­ных цветковых растений, таблица «Дикорастущие и культурные растения», различные комнатные растения, гербарные экземпля­ры покрытосеменных растений различных сред обитания, наборы муляжей плодов различных культурных растений, Красная книга растений, геохронологическая таблица.

    Ключевые слова и понятия: семенные, голосеменные растения, покрытосеменные (цветковые) растения; цветок, плод, семя; од­нодольные, двудольные растения; семейства: крестоцветные, розо­цветные, пасленовые, сложноцветные, бобовые, лилейные, злаки.

    Практическая работа. СРАВНЕНИЕ ОДНОДОЛЬНЫХ И ДВУДОЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ

    Цели: познакомить со строением однодольных и двудольных растений; научиться выявлять признаки однодольных и двудоль­ных растений; продолжить формирование навыков работы с на­туральными объектами, выполнения биологического рисунка.

    Оборудование: гербарные экземпляры растений класса одно­дольные и класса двудольные по два каждого класса (лучше брать растения с ярко выраженными признаками класса и крупными цветками с четко различимыми частями, можно отдельно подго­товить влажные препараты цветков этих растений), лупа.

    Общие рекомендации. Перед началом работы необходимо на­помнить учащимся о правилах техники безопасности.

    Ход работы

    Рассмотрите гербарные экземпляры растений.

    Определите жилкование листьев, зарисуйте листья этих ра­стений и подпишите их.

    Определите тип корневой системы, зарисуйте корневую систему этих растений и подпишите ее.

    Определите количество лепестков и чашелистиков (или ко­личество листочков сростнолепестного венчика) в цветках, при возможности определите количество тычинок.

    Проанализировав все признаки, сделайте вывод о принад­лежности этих растений к классу однодольные или классу дву­дольные. Сделайте предположение о количестве семядолей в за­родыше этих растений.

      Рассказ учителя

        Необходимо отметить, что некоторые характерные для дву­дольных признаки встречаются и у однодольных, и наоборот. Сле­довательно, отличить однодольные растения от двудольных мож­но лишь по совокупности признаков (более подробное строение цветка, стебля, характер листовых пластин). Растения в пределах одного отдела делят на более мелкие систематические катего­рии — классы, порядки, семейства.

        Класс двудольные более многочисленный. Двудольные пред­ставлены около 200 000 видов растений из почти 300 семейств. К этому классу относятся семейства крестоцветные, розоцвет­ные, пасленовые, сложноцветные, бобовые и др.

        Численность одно­ дольных значительно меньше — около 64 000 видов, относящихся к 85 семействам. Классу однодольных принадлежат семейства ли­лейные, злаки и др. Более подробно о различных семействах мы с вами поговорим на следующих уроках.

        Закрепление знаний и умений

          Самостоятельная работа учащихся

          Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 43; учебник В.В. Пасечника § 46), а также знаниями, по­лученными на предыдущих уроках, заполните таблицу.

          Сравнительная характеристика голосеменных и покрытосеменных растений

          Признак

          сравнения

          Голосеменные растения

          Покрытосеменные

          растения

          Наличие цвет­ков и плодов

          Не имеют цветков и пло­дов

          Образуют цветки и плоды

          Развитие семя­зачатков

          Семязачатки лежат открыто на чешуйке шишки

          Семязачатки заключены в полости завязи пестика

          Способ опыле­ния

          Опыление производится ветром

          Опыление может про­исходить при участии воды, ветра, животных, а также путем самоопы­ления

          Процесс опы­ления

          Пыльца попадает прямо на семязачатки

          Имеется особый орган для улавливания пыль­цы — рыльце пестика

          Строение про­водящих тканей

          Проводящие ткани устроены сравнительно просто

          Имеются настоящие сосуды. Сосуды и сито­видные трубки имеют сложное строение

          Жизненные формы растений

          Имеются только древес­ные формы

          Присутствуют как дре­весные, так и травяни­стые формы (однолетние и многолетние)

          Специализиро­ванные вегета­тивные органы

          Специализированных вегетативных органов нет

          Имеют специализиро­ванные вегетативные органы

          Оплодотворение

          Одинарное

          Двойное

          Образование

          семян

          Образование семян про­исходит очень медленно, до 1,5—2 лет. Интер­вал между опылением и оплодотворением мо­жет достигать 13 месяцев

          Образование семян происходит достаточно быстро (в течение одного вегетационного периода)

          Подведение итогов урока

          Домашнее задание

          Прочитать параграф, знать основные термины, ответить устно на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой § 43; учебник В.В. Пасечника § 46.)

          Закончить заполнение таблицы.

            Творческое задание. Найти информацию о растениях, которые цветут только один раз в жизни. Зарисовать эти растения и под­писать их.

            Задания для учеников, интересующихся биологией.

            Рассмотреть растения, находящиеся в кабинете биологии (дома, в школе). Какие из них можно отнести к классу однодоль­ных, а какие — к классу двудольных? По каким признакам это можно определить? Есть ли среди рассмотренных растений пред­ставители других отделов (непокрытосеменных, например)? Если да, то к каким систематическим группам они принадлежат?

            Найти информацию о растениях, являющихся исключения­ми, т. е. относящихся к одному из классов, но не обладающих все­ми признаками, характерными для его представителей. Привести примеры таких растений.

              Однодольные и двудольные растения.

               

               

               

               

              Прогулка : однодольные и двудольные растения

               

               

              Двудольные и Однодольные растения. Теория и практика ЕГЭ/ОГЭ 2017.

              Ресурсы:

              И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

              Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

              Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

              В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

              Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

              Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

              учебник «Биология», 6-й класс

              Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

              Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

              Хостинг презентаций

              - http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

              xn--j1ahfl.xn--p1ai

              Сравнение однодольных и двудольных растений

              Сравнительная таблица однодольных и двудольных растений

              Семейство

              Растения

              ЖФР

              Формула цветка

              Соцветия

              Плод

              Значение

              Семейство Розоцветных

              Роза, яблоня, вишня, малина, лапчатка, шиповник.

              Деревья, травы, кустарники,

              Кустарнички.

              Ч – 5;Л – 5; Т – 5;

              П – 1; жен. муж.

              Простое

              Ягода, яблоко, костянка, сборная костянка.

              Пищевое, лекарственное, декоративное.

              Семейство Мотыльковое

              Фасоль, люпин, соя, чина, акация, горох, люцерна.

              Кустарники, трава и древесная форма.

              Ч – 5; Л – 5;

              П – 1; Т – 10.

              Кисть, головка

              Боб.

              Кормовое, лекарственное.

              Семейство Крестоцветные

              Капуста, редька, хрен, сердечник, свербига.

              Травянистые растения.

              Л – 4; Т – 4 + 2;

              П – 1; Ч - 4;

              жен. муж.

              Кисть.

              Стручок и стручочек

              Пищевое, медоносы, лекарственное, декоративное.

              Семейство Паслёновые

              Картофель, томат, абак, перец, паслён, петуния

              Травянистые растения.

              Ч- 5; Л – 5; Т – 5;

              П – 1;.

              Ягодка или коробочка.

              Пищевое, лекарственное.

              Семейство Сложноцветные

              Подсолнечник, василек синий, бодяк полевой, мать-и-мачеха

              Полукустарник, кустарник, трава, деревья..

              Л – 5; Т – 5;

              П – 1.

              Корзинка.

              Семянка, летучка.

              Лекарственное, декоративное.

              Семейство Лилейные

              Лилия, кандык, рябчик, тюльпан, гиацинт

              Травянистые растения.

              Т – 6; П – 1.

              Соцветия-завитки.

              Коробочка

              Медоносы, лекарственное, декоративное.

              Семейство Луковые

              Агапантус, чеснок, шнитт-лук, лук-порей, черемша, лук душистый.

              Травянистые растения.

              Л – 6; Т – 6;

              П - 1.

              Зонтик или рыхлая головка,

              колпачок с головкой.

              Коробочка.

              Пищевое.

              Семейство Мятликовые

              Пшеница, рож, овёс, рис, кукуруза, просо, пырей, ежа, овсяница, мятлик,

              Трава, кустарниковая и древесная.

              Т – 3; П – 1.

              Кисть, сложный колос, султан, метёлка, початок и др. сл. соцветия.

              Зерновка.

              Пищевое.

              globuss24.ru

              Сходства и различия в строение однодольных и двудольных...

              ДВУДОЛЬНЫЕ И ОДНОДОЛЬНЫЕ

              Отдел цветковых растений делится на два класса: двудольных и однодольных (магнолиопсиды и лилиопсиды) . Однодольные растения произошли от двудольных на заре эволюции цветковых растений.

              Чем же они отличаются друг от друга? Рассмотрим их семена. Под плотной семенной кожурой спрятан зародыш. У всех цветковых растений зародыш — это взрослое растение в миниатюре. У зародыша есть корень и побег. Побег состоит из стебля и зародышевых листьев — семядолей. Вот в этом и состоит разница: у двудольных есть два зародышевых листа (две семядоли) , а у однодольных — одна семядоля. Эти семядоли очень хорошо видны, например, у фасоли при прорастании семян. Они поднимаются над землей на тонком стебельке и напоминают два круглых листика, а между ними из почки вырастают первые настоящие листья. У однодольных семядоля чаще всего остается в земле, а на поверхности появляются только настоящие листья. Это на первый взгляд несущественное различие говорит о разных эволюционных путях, по которым пошли две группы растений.

              Отличить двудольные и однодольные растения можно ещё и по листьям. У листьев двудольных растений (дуб, клён, роза) чаще всего есть черешок — «ножка» ; у однодольных лист обычно без черешка (тюльпан, осока, злаки) . У двудольных от центральной жилки на листе в разные стороны отходят «лучики» , как веточки у дерева, а у однодольных чаще всего жилки идут параллельно, вдоль краёв листа. Класс двудольных более представительный, чем класс однодольных. К двудольным относятся почти все деревья и кустарники, а также травы и лианы. Класс однодольных представлен в основном травами, порой гигантских размеров, к ним относятся также пальмы.

              Оцени ответ

              nebotan.com

              Сравнение однодольных и двудольных растений - Реферат

              Сравнительная таблица однодольных и двудольных растений

              r />

              Семейство

              Растения

              ЖФР

              Формула цветка

              Соцветия

              Плод

              Значение

              Семейство Розоцветных

              Роза, яблоня, вишня, малина, лапчатка, шиповник.

              Деревья, травы, кустарники,

              Кустарнички.

              Ч – 5;Л – 5; Т – 5;

              П – 1; жен. муж.

              Простое

              Ягода, яблоко, костянка, сборная костянка.

              Пищевое, лекарственное, декоративное.

              Семейство Мотыльковое

              Фасоль, люпин, соя, чина, акация, горох, люцерна.

              Кустарники, трава и древесная форма.

              Ч – 5; Л – 5;

              П – 1; Т – 10.

              Кисть, головка

              Боб.

              Кормовое, лекарственное.

              Семейство Крестоцветные

              Капуста, редька, хрен, сердечник, свербига.

              Травянистые растения.

              Л – 4; Т – 4 + 2;

              П – 1; Ч - 4;

              жен. муж.

              Кисть.

              Стручок и стручочек

              Пищевое, медоносы, лекарственное, декоративное.

              Семейство Паслёновые

              Картофель, томат, абак, перец, паслён, петуния

              Травянистые растения.

              Ч- 5; Л – 5; Т – 5;

              П – 1;.

              Ягодка или коробочка.

              Пищевое, лекарственное.

              Семейство Сложноцветные

              Подсолнечник, василек синий, бодяк полевой, мать-и-мачеха

              Полукустарник, кустарник, трава, деревья..

              Л – 5; Т – 5;

              П – 1.

              Корзинка.

              Семянка, летучка.

              Лекарственное, декоративное.

              Семейство Лилейные

              Лилия, кандык, рябчик, тюльпан, гиацинт

              Травянистые растения.

              Т – 6; П – 1.

              Соцветия-завитки.

              Коробочка

              Медоносы, лекарственное, декоративное.

              Семейство Луковые

              Агапантус, чеснок, шнитт-лук, лук-порей, черемша, лук душистый.

              Травянистые растения.

              Л – 6; Т – 6;

              П - 1.

              Зонтик или рыхлая головка,

              колпачок с головкой.

              Коробочка.

              Пищевое.

              Семейство Мятликовые

              Пшеница, рож, овёс, рис, кукуруза, просо, пырей, ежа, овсяница, мятлик,

              Трава, кустарниковая и древесная.

              Т – 3; П – 1.

              Кисть, сложный колос, султан, метёлка, початок и др. сл. соцветия.

              Зерновка.

              Пищевое.

              www.litsoch.ru


              Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта