Сходства и различия в строение однодольных и двудольных растений. Сходства однодольных и двудольных растений
Семейство |
Растения |
ЖФР |
Формула цветка |
Соцветия |
Плод |
Значение |
Семейство Розоцветных |
Роза, яблоня, вишня, малина, лапчатка, шиповник. |
Деревья, травы, кустарники, Кустарнички. |
Ч – 5;Л – 5; Т – 5; П – 1; жен. муж. |
Простое |
Ягода, яблоко, костянка, сборная костянка. |
Пищевое, лекарственное, декоративное. |
Семейство Мотыльковое |
Фасоль, люпин, соя, чина, акация, горох, люцерна. |
Кустарники, трава и древесная форма. |
Ч – 5; Л – 5; П – 1; Т – 10. |
Кисть, головка |
Боб. |
Кормовое, лекарственное. |
Семейство Крестоцветные |
Капуста, редька, хрен, сердечник, свербига. |
Травянистые растения. |
Л – 4; Т – 4 + 2; П – 1; Ч - 4; жен. муж. |
Кисть. |
Стручок и стручочек |
Пищевое, медоносы, лекарственное, декоративное. |
Семейство Паслёновые |
Картофель, томат, абак, перец, паслён, петуния |
Травянистые растения. |
Ч- 5; Л – 5; Т – 5; П – 1;. |
|
Ягодка или коробочка. |
Пищевое, лекарственное. |
Семейство Сложноцветные |
Подсолнечник, василек синий, бодяк полевой, мать-и-мачеха |
Полукустарник, кустарник, трава, деревья.. |
Л – 5; Т – 5; П – 1. |
Корзинка. |
Семянка, летучка. |
Лекарственное, декоративное. |
Семейство Лилейные |
Лилия, кандык, рябчик, тюльпан, гиацинт |
Травянистые растения. |
Т – 6; П – 1. |
Соцветия-завитки. |
Коробочка |
Медоносы, лекарственное, декоративное. |
Семейство Луковые |
Агапантус, чеснок, шнитт-лук, лук-порей, черемша, лук душистый. |
Травянистые растения. |
Л – 6; Т – 6; П - 1. |
Зонтик или рыхлая головка, колпачок с головкой. |
Коробочка. |
Пищевое. |
Семейство Мятликовые |
Пшеница, рож, овёс, рис, кукуруза, просо, пырей, ежа, овсяница, мятлик, |
Трава, кустарниковая и древесная. |
Т – 3; П – 1. |
Кисть, сложный колос, султан, метёлка, початок и др. сл. соцветия. |
Зерновка. |
Пищевое. |
www.referatmix.ru
Семейство | Растения | ЖФР | Формула цветка | Соцветия | Плод | Значение |
Семейство Розоцветных | Роза, яблоня, вишня, малина, лапчатка, шиповник. | Деревья, травы, кустарники, Кустарнички. | Ч – 5; Л – 5; Т – 5; П – 1; жен. муж. | Простое | Ягода, яблоко, костянка, сборная костянка. | Пищевое, лекарственное, декоративное. |
Семейство Мотыльковое | Фасоль, люпин, соя, чина, акация, горох, люцерна. | Кустарники, трава и древесная форма. | Ч – 5; Л – 5; П – 1; Т – 10. | Кисть, головка | Боб. | Кормовое, лекарственное. |
Семейство Крестоцветные | Капуста, редька, хрен, сердечник, свербига. | Травянистые растения. | Л – 4; Т – 4 + 2; П – 1; Ч — 4; жен. муж. | Кисть. | Стручок и стручочек | Пищевое, медоносы, лекарственное, декоративное. |
Семейство Паслёновые | Картофель, томат, абак, перец, паслён, петуния | Травянистые растения. | Ч- 5; Л – 5; Т – 5; П – 1;. | Ягодка или коробочка. | Пищевое, лекарственное. | |
Семейство Сложноцветные | Подсолнечник, василек синий, бодяк полевой, мать-и-мачеха | Полукустарник, кустарник, трава, деревья.. | Л – 5; Т – 5; П – 1. | Корзинка. | Лекарственное, декоративное. | |
Семейство Лилейные | Лилия, кандык, рябчик, тюльпан, гиацинт | Травянистые растения. | Т – 6; П – 1. | Соцветия-завитки. | Коробочка | Медоносы, лекарственное, декоративное. |
Семейство Луковые | Агапантус, чеснок, шнитт-лук, лук-порей, черемша, лук душистый. | Травянистые растения. | Л – 6; Т – 6; П — 1. | Зонтик или рыхлая головка, колпачок с головкой. | Коробочка. | Пищевое. |
Семейство Мятликовые | Пшеница, рож, овёс, рис, кукуруза, просо, пырей, ежа, овсяница, мятлик, | Трава, кустарниковая и древесная. | Т – 3; П – 1. | Кисть, сложный колос, султан, метёлка, початок и др. сл. соцветия. | Зерновка. | Пищевое. |
www.ronl.ru
Семейство | Растения | ЖФР | Формула цветка | Соцветия | Плод | Значение |
Семейство Розоцветных | Роза, яблоня, вишня, малина, лапчатка, шиповник. | Деревья, травы, кустарники, Кустарнички. | Ч – 5; Л – 5; Т – 5; П – 1; жен. муж. | Простое | Ягода, яблоко, костянка, сборная костянка. | Пищевое, лекарственное, декоративное. |
Семейство Мотыльковое | Фасоль, люпин, соя, чина, акация, горох, люцерна. | Кустарники, трава и древесная форма. | Ч – 5; Л – 5; П – 1; Т – 10. | Кисть, головка | Боб. | Кормовое, лекарственное. |
Семейство Крестоцветные | Капуста, редька, хрен, сердечник, свербига. | Травянистые растения. | Л – 4; Т – 4 + 2; П – 1; Ч — 4; жен. муж. | Кисть. | Стручок и стручочек | Пищевое, медоносы, лекарственное, декоративное. |
Семейство Паслёновые | Картофель, томат, абак, перец, паслён, петуния | Травянистые растения. | Ч- 5; Л – 5; Т – 5; П – 1;. | Ягодка или коробочка. | Пищевое, лекарственное. | |
Семейство Сложноцветные | Подсолнечник, василек синий, бодяк полевой, мать-и-мачеха | Полукустарник, кустарник, трава, деревья.. | Л – 5; Т – 5; П – 1. | Корзинка. | Семянка, летучка. | Лекарственное, декоративное. |
Семейство Лилейные | Лилия, кандык, рябчик, тюльпан, гиацинт | Травянистые растения. | Т – 6; П – 1. | Соцветия-завитки. | Коробочка | Медоносы, лекарственное, декоративное. |
Семейство Луковые | Агапантус, чеснок, шнитт-лук, лук-порей, черемша, лук душистый. | Травянистые растения. | Л – 6; Т – 6; П — 1. | Зонтик или рыхлая головка, колпачок с головкой. | Коробочка. | Пищевое. |
Семейство Мятликовые | Пшеница, рож, овёс, рис, кукуруза, просо, пырей, ежа, овсяница, мятлик, | Трава, кустарниковая и древесная. | Т – 3; П – 1. | Кисть, сложный колос, султан, метёлка, початок и др. сл. соцветия. | Зерновка. | Пищевое. |
www.ronl.ru
Урок 43.Практическая работа. Сравнение однодольных и двудольных растений
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
1.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
2.Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Отдел цветковые растения. Признаки цветковых растений и их классификация
Цели: обобщить и углубить знания об особенностях строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений, о классификации растений; расширить знания о разнообразии цветковых растений, показать их господствующее положение в растительном покрове Земли и установить связи этого положения с особенностями строения и размножения покрытосеменных растений; познакомить с признаками растений классов однодольные и двудольные; сформировать понятие о семействах покрытосеменных растений; обосновать необходимость бережного отношения к растениям и охраны цветковых растений.
Оборудование и материалы: таблицы с изображениями различных цветковых растений, таблица «Дикорастущие и культурные растения», различные комнатные растения, гербарные экземпляры покрытосеменных растений различных сред обитания, наборы муляжей плодов различных культурных растений, Красная книга растений, геохронологическая таблица.
Ключевые слова и понятия: семенные, голосеменные растения, покрытосеменные (цветковые) растения; цветок, плод, семя; однодольные, двудольные растения; семейства: крестоцветные, розоцветные, пасленовые, сложноцветные, бобовые, лилейные, злаки.
Практическая работа. СРАВНЕНИЕ ОДНОДОЛЬНЫХ И ДВУДОЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ
Цели: познакомить со строением однодольных и двудольных растений; научиться выявлять признаки однодольных и двудольных растений; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами, выполнения биологического рисунка.
Оборудование: гербарные экземпляры растений класса однодольные и класса двудольные по два каждого класса (лучше брать растения с ярко выраженными признаками класса и крупными цветками с четко различимыми частями, можно отдельно подготовить влажные препараты цветков этих растений), лупа.
Общие рекомендации. Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.
Ход работы
Рассмотрите гербарные экземпляры растений.
Определите жилкование листьев, зарисуйте листья этих растений и подпишите их.
Определите тип корневой системы, зарисуйте корневую систему этих растений и подпишите ее.
Определите количество лепестков и чашелистиков (или количество листочков сростнолепестного венчика) в цветках, при возможности определите количество тычинок.
Проанализировав все признаки, сделайте вывод о принадлежности этих растений к классу однодольные или классу двудольные. Сделайте предположение о количестве семядолей в зародыше этих растений.
Рассказ учителя
Необходимо отметить, что некоторые характерные для двудольных признаки встречаются и у однодольных, и наоборот. Следовательно, отличить однодольные растения от двудольных можно лишь по совокупности признаков (более подробное строение цветка, стебля, характер листовых пластин). Растения в пределах одного отдела делят на более мелкие систематические категории — классы, порядки, семейства.
Класс двудольные более многочисленный. Двудольные представлены около 200 000 видов растений из почти 300 семейств. К этому классу относятся семейства крестоцветные, розоцветные, пасленовые, сложноцветные, бобовые и др.
Численность одно дольных значительно меньше — около 64 000 видов, относящихся к 85 семействам. Классу однодольных принадлежат семейства лилейные, злаки и др. Более подробно о различных семействах мы с вами поговорим на следующих уроках.
Закрепление знаний и умений
Самостоятельная работа учащихся
Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 43; учебник В.В. Пасечника § 46), а также знаниями, полученными на предыдущих уроках, заполните таблицу.
Сравнительная характеристика голосеменных и покрытосеменных растений
Признак сравнения | Голосеменные растения | Покрытосеменные растения |
Наличие цветков и плодов | Не имеют цветков и плодов | Образуют цветки и плоды |
Развитие семязачатков | Семязачатки лежат открыто на чешуйке шишки | Семязачатки заключены в полости завязи пестика |
Способ опыления | Опыление производится ветром | Опыление может происходить при участии воды, ветра, животных, а также путем самоопыления |
Процесс опыления | Пыльца попадает прямо на семязачатки | Имеется особый орган для улавливания пыльцы — рыльце пестика |
Строение проводящих тканей | Проводящие ткани устроены сравнительно просто | Имеются настоящие сосуды. Сосуды и ситовидные трубки имеют сложное строение |
Жизненные формы растений | Имеются только древесные формы | Присутствуют как древесные, так и травянистые формы (однолетние и многолетние) |
Специализированные вегетативные органы | Специализированных вегетативных органов нет | Имеют специализированные вегетативные органы |
Оплодотворение | Одинарное | Двойное |
Образование семян | Образование семян происходит очень медленно, до 1,5—2 лет. Интервал между опылением и оплодотворением может достигать 13 месяцев | Образование семян происходит достаточно быстро (в течение одного вегетационного периода) |
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Прочитать параграф, знать основные термины, ответить устно на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой § 43; учебник В.В. Пасечника § 46.)
Закончить заполнение таблицы.
Творческое задание. Найти информацию о растениях, которые цветут только один раз в жизни. Зарисовать эти растения и подписать их.
Задания для учеников, интересующихся биологией.
Рассмотреть растения, находящиеся в кабинете биологии (дома, в школе). Какие из них можно отнести к классу однодольных, а какие — к классу двудольных? По каким признакам это можно определить? Есть ли среди рассмотренных растений представители других отделов (непокрытосеменных, например)? Если да, то к каким систематическим группам они принадлежат?
Найти информацию о растениях, являющихся исключениями, т. е. относящихся к одному из классов, но не обладающих всеми признаками, характерными для его представителей. Привести примеры таких растений.
Однодольные и двудольные растения.
Прогулка : однодольные и двудольные растения
Двудольные и Однодольные растения. Теория и практика ЕГЭ/ОГЭ 2017.
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций
- http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Растения | ЖФР | Формула цветка | Соцветия | Плод | Значение | |
Семейство Розоцветных | Роза, яблоня, вишня, малина, лапчатка, шиповник. | Деревья, травы, кустарники, Кустарнички. | Ч – 5;Л – 5; Т – 5; П – 1; жен. муж. | Простое | Ягода, яблоко, костянка, сборная костянка. | Пищевое, лекарственное, декоративное. |
Семейство Мотыльковое | Фасоль, люпин, соя, чина, акация, горох, люцерна. | Кустарники, трава и древесная форма. | Ч – 5; Л – 5; П – 1; Т – 10. | Кисть, головка | Боб. | Кормовое, лекарственное. |
Семейство Крестоцветные | Капуста, редька, хрен, сердечник, свербига. | Травянистые растения. | Л – 4; Т – 4 + 2; П – 1; Ч - 4; жен. муж. | Кисть. | Стручок и стручочек | Пищевое, медоносы, лекарственное, декоративное. |
Семейство Паслёновые | Картофель, томат, абак, перец, паслён, петуния | Травянистые растения. | Ч- 5; Л – 5; Т – 5; П – 1;. | Ягодка или коробочка. | Пищевое, лекарственное. | |
Семейство Сложноцветные | Подсолнечник, василек синий, бодяк полевой, мать-и-мачеха | Полукустарник, кустарник, трава, деревья.. | Л – 5; Т – 5; П – 1. | Корзинка. | Семянка, летучка. | Лекарственное, декоративное. |
Семейство Лилейные | Лилия, кандык, рябчик, тюльпан, гиацинт | Травянистые растения. | Т – 6; П – 1. | Соцветия-завитки. | Коробочка | Медоносы, лекарственное, декоративное. |
Семейство Луковые | Агапантус, чеснок, шнитт-лук, лук-порей, черемша, лук душистый. | Травянистые растения. | Л – 6; Т – 6; П - 1. | Зонтик или рыхлая головка, колпачок с головкой. | Коробочка. | Пищевое. |
Семейство Мятликовые | Пшеница, рож, овёс, рис, кукуруза, просо, пырей, ежа, овсяница, мятлик, | Трава, кустарниковая и древесная. | Т – 3; П – 1. | Кисть, сложный колос, султан, метёлка, початок и др. сл. соцветия. | Зерновка. | Пищевое. |
globuss24.ru
Сходства и различия в строение однодольных и двудольных...
ДВУДОЛЬНЫЕ И ОДНОДОЛЬНЫЕ
Отдел цветковых растений делится на два класса: двудольных и однодольных (магнолиопсиды и лилиопсиды) . Однодольные растения произошли от двудольных на заре эволюции цветковых растений.
Чем же они отличаются друг от друга? Рассмотрим их семена. Под плотной семенной кожурой спрятан зародыш. У всех цветковых растений зародыш — это взрослое растение в миниатюре. У зародыша есть корень и побег. Побег состоит из стебля и зародышевых листьев — семядолей. Вот в этом и состоит разница: у двудольных есть два зародышевых листа (две семядоли) , а у однодольных — одна семядоля. Эти семядоли очень хорошо видны, например, у фасоли при прорастании семян. Они поднимаются над землей на тонком стебельке и напоминают два круглых листика, а между ними из почки вырастают первые настоящие листья. У однодольных семядоля чаще всего остается в земле, а на поверхности появляются только настоящие листья. Это на первый взгляд несущественное различие говорит о разных эволюционных путях, по которым пошли две группы растений.
Отличить двудольные и однодольные растения можно ещё и по листьям. У листьев двудольных растений (дуб, клён, роза) чаще всего есть черешок — «ножка» ; у однодольных лист обычно без черешка (тюльпан, осока, злаки) . У двудольных от центральной жилки на листе в разные стороны отходят «лучики» , как веточки у дерева, а у однодольных чаще всего жилки идут параллельно, вдоль краёв листа. Класс двудольных более представительный, чем класс однодольных. К двудольным относятся почти все деревья и кустарники, а также травы и лианы. Класс однодольных представлен в основном травами, порой гигантских размеров, к ним относятся также пальмы.
Оцени ответ
nebotan.com
Семейство |
Растения |
ЖФР |
Формула цветка |
Соцветия |
Плод |
Значение |
Семейство Розоцветных |
Роза, яблоня, вишня, малина, лапчатка, шиповник. |
Деревья, травы, кустарники, Кустарнички. |
Ч – 5;Л – 5; Т – 5; П – 1; жен. муж. |
Простое |
Ягода, яблоко, костянка, сборная костянка. |
Пищевое, лекарственное, декоративное. |
Семейство Мотыльковое |
Фасоль, люпин, соя, чина, акация, горох, люцерна. |
Кустарники, трава и древесная форма. |
Ч – 5; Л – 5; П – 1; Т – 10. |
Кисть, головка |
Боб. |
Кормовое, лекарственное. |
Семейство Крестоцветные |
Капуста, редька, хрен, сердечник, свербига. |
Травянистые растения. |
Л – 4; Т – 4 + 2; П – 1; Ч - 4; жен. муж. |
Кисть. |
Стручок и стручочек |
Пищевое, медоносы, лекарственное, декоративное. |
Семейство Паслёновые |
r /> Картофель, томат, абак, перец, паслён, петуния | Травянистые растения. | Ч- 5; Л – 5; Т – 5; П – 1;. | Ягодка или коробочка. | Пищевое, лекарственное. | |
Семейство Сложноцветные |
Подсолнечник, василек синий, бодяк полевой, мать-и-мачеха |
Полукустарник, кустарник, трава, деревья.. |
Л – 5; Т – 5; П – 1. |
Корзинка. |
Семянка, летучка. |
Лекарственное, декоративное. |
Семейство Лилейные |
Лилия, кандык, рябчик, тюльпан, гиацинт |
Травянистые растения. |
Т – 6; П – 1. |
Соцветия-завитки. |
Коробочка |
Медоносы, лекарственное, декоративное. |
Семейство Луковые |
Агапантус, чеснок, шнитт-лук, лук-порей, черемша, лук душистый. |
Травянистые растения. |
Л – 6; Т – 6; П - 1. |
Зонтик или рыхлая головка, колпачок с головкой. |
Коробочка. |
Пищевое. |
Семейство Мятликовые |
Пшеница, рож, овёс, рис, кукуруза, просо, пырей, ежа, овсяница, мятлик, |
Трава, кустарниковая и древесная. |
Т – 3; П – 1. |
Кисть, сложный колос, султан, метёлка, початок и др. сл. соцветия. |
Зерновка. |
Пищевое. |
www.litsoch.ru