Урок-проект для 1 класса по теме "Различия и сходство между растениями и животными". Сходства между растениями и животными таблица
перечислите по три признака сходства и отличия между растениями и животными
Клетки животных, как правило, не имеют оболочек, их поверхностные мембраны плазмалеммы - непосредственно контактируют с другими клетками или с внешней средой. Однако различия между растениями и животными по этому признаку не абсолютны, так как некоторые клетки животных имеют образования, аналогичные клеточным оболочкам растений.
Внутренний слой плазмалеммы состоит из белков, а наружный практически у всех клеток животных представлен гликокаликсом - гидрофильным слоем, состоящим из полисахаридов, связанных с белками. Он играет роль соединительного слоя между плазмалеммами соседних клеток и аналогичен клеточной пластинке растений. Гликокаликс иногда развит настолько сильно, что образует вокруг плазмалеммы волокнистый чехол, имитирующий оболочку растительной клетки. Примером таких клеток могут служить клетки эпителия кишечника. С другой стороны, не все клетки растений имеют оболочки. Зооспоры некоторых водорослей в процессе развития их теряют.
2. Существование любых организмов невозможно без поступления в них питательных веществ. Если животные могут активно заглатывать пищу, то растения получают многие вещества, прежде всего минеральные, только в виде водных растворов, беспрепятственно проходящих через оболочки. Плазмалемма, обладающая избирательной проницаемостью, часть растворенных веществ задерживает, остальные проходят внутрь клетки. Естественно, чем больше поверхность поглощения веществ, тем лучше питание растений. Увеличение площади питания достигается не только увеличением общих размеров растения, а, главным образом, их сильным расчленением.
3. Растениям свойственна способность к неограниченному или очень продолжительному верхушечному росту, приводящему к нарастанию одних частей на другие. Эту повторяемость однородных участков вдоль продольной оси называют метамерией (от греч. meta - после и meros - часть, доля) . Многочисленные метамеры (или фитомеры) образуют у растений линейные или сильно разветвленные системы, определяющие специфичность их внешнего вида, но метамерия хорошо выражена только у высокоорганизованных растений.
Метамерия свойственная и животным, у которых она обусловлена разными причинами и возникает разными способами. У ленточных червей, например, она способствует их адаптации к эндопаразитизму и увеличению эффективности размножения, так как каждый членик тела имеет половые органы. У высших животных она может быть связана с упорядочением внутренней организации, интенсификацией присущих им функций или совершенствованием механизмов движения, например, перистальтические движения кишечника способствуют волнообразным изгибам тела при ползании и плавании.
4. Необходимость поглощения минеральных веществ требует закрепления растений на определенном месте, то есть их неподвижности. Конечно, из этого правила есть исключения. Среди зеленых водорослей много подвижных форм, их движения осуществляются с помощью жгутиков; подвижны зооспоры, гаметы, главным образом, мужские. Среди водных растений много плавающих форм, которые пассивно перемещаются течением воды. Рост подземных или стелющихся по земле длинных побегов, способствующий освоению растениями новых территорий, можно рассматривать как проявление активного движения.
В то же время среди животных встречаются организмы, ведущие прикрепленный к субстрату образ жизни, например, гидра, полипы, губки.
Растениям свойственны также медленные движения, вызываемые разными раздражителями, тропизмы, настии, нутации. По своей природе они существенно отличаются от движений животных, обусловленных мышечными сокращениями, регулируемыми нервной системой и сопровождаемыми потреблением энергии, поставщиком которой служит АТФ.
Тропизмы (от греч. tropos — поворот, напра
otvet.mail.ru
Ответы@Mail.Ru: сходства растений и животных
Между животными и растениями, несмотря на внешние различия, существует много общего. Сходство растительных и животных клеток обнаруживается на элементарном химическом уровне. Современными методами химического анализа в составе живых организмов обнаружено около 90 элементов периодической системы. На молекулярном уровне сходство проявляется в том, что во всех клетках найдены белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, витамины и т. д. Особенность молекулярной организации растительных клеток состоит в том, что в них находится фотосинтезирующий пигмент — хлорофилл. Благодаря фотосинтезу в атмосфере Земли накапливается - кислород и ежегодно образуются сотни миллиардов тонн органических веществ. - Растениям, как и животным, присущи такие свойства живого, как рост (деление клеток за счет митоза) , развитие, обмен веществ, раздражимость, движение, размножение, причем половые клетки животных и растений формируются путем мейоза и в отличие от соматических имеют гаплоидный (п) набор хромосом. Клетки и растений, и животных окружены тонкой цитоплазматической мембраной. Однако у растений имеется еще толстая целлюлозная клеточная стенка. Клетки, окруженные твердой оболочкой, могут воспринимать из окружающей среды необходимые им вещества только в растворенном состоянии. Поэтому растения питаются осмотически. Интенсивность же питания зависит от величины поверхности тела растения, соприкасающейся с окружающей средой. Вследствие этого у большинства растений наблюдается значительно более высокая степень расчлененности, чем у животных, за счет ветвления побегов и корней. Существование у растений твердых клеточных оболочек обусловливает еще одну особенность растительных организмов — их неподвижность, в то время как у животных мало форм, ведущих прикрепленный образ жизни. Именно поэтому распространение животных и растений происходит в разные периоды онтогенеза: животные расселяются в личиночном или во взрослом состоянии; растения осваивают новые местообитания путем переноса ветром или животными зачатков (спор, семян) , находящихся в состоянии покоя. Растительные клетки отличаются от клеток животных особыми органоидами-пластидами, а также развитой сетью вакуолей, в значительной мере обусловливающих осмотические свойства клеток. Животные клетки изолированы друг от друга, а у клеток растений каналы эндоплазматической сети через поры в клеточной стенке сообщаются друг с другом. В качестве запасных питательных веществ в клетках животных накапливается гликоген, а в растительных — крахмал. Форма раздражимости у многоклеточных животных — рефлекс, у растений — тропизмы и настии. У растений встречается как половое, так и бесполое размножение и у подавляющего большинства их существует чередование полового и бесполого поколений. У животных определяющей формой воспроизводства потомков служит половое размножение. Низшие одноклеточные растения и одноклеточные простейшие животные трудно различимы не только внешне. Например, у эвглены зеленой - организма, стоящего как бы на границе растительного и животного мира, питание смешанное: на свету она синтезирует органические вещества с помощью хлоропластов, а в темноте питается гетеротрофно, как животное. Рост растений почти непрерывен, а у большинства животных он ограничен определенным периодом онтогенеза, после прохождения которого рост прекращается. Бесспорно то, что у современных растений и животных были общие предки. Именно они и послужили общим корнем для эволюционного развития и дивергенции растений и животных.
otvet.mail.ru
Урок-проект для 1 класса по теме «Различия и сходство между растениями и животными»
Учитель начальных классов
МОУ лицея №9 г. Волгоград
Селезнёва Н.И.
Урок- проект по теме
«РАЗЛИЧИЯ И СХОДСТВО МЕЖДУ РАСТЕНИЯМИ И ЖИВОТНЫМИ»
учащиеся должны знать различия и сходства между растениями и животными,
признаки животных и растений, их приспособленность
к окружающему миру;
учащиеся должны уметь работать с разными видами информации,
обрабатывать её и фиксировать в таблице, применять
имеющиеся знания для создания определённого
продукта своей деятельности; работать в группе.
Ход урока:
I. Организационный момент.
1. Учащиеся делятся на 4 группы:
Задание группе №1
1.Нарисовать рисунок о том, как будет выглядеть растение без света.
2.Нарисовать рисунок о том, как будут выглядеть растения в огороде,
если их не поливать.
Задание группе №2
1. Подготовить рассказ о медведе: — чем дышит;
— чем питается;
— что умеет делать?
2. Подготовить рассказ о лисе: — чем дышит;
— чем питается;
— что умеет делать?
3. Подготовить рассказ о ласточке:— чем дышит;
— чем питается;
— что умеет делать?
Задание группе №3
Подготовить рассказ о грибах.
Группа №4 – эксперты:
Готовят карточки для итоговой таблицы «Различие и сходство между растениями и животными»
Учитель сообщает цель данной проектной деятельности.
II. Подготовка к созданию проекта:
Воспроизведение основных этапов проекта.
Дети повторяют:
Выбор темы.
Определение целей проекта.
Разработка основных этапов проекта.
Сборка.
Учитель напоминает, что данный проект выполняется с предварительной подготовкой. Во время подготовки к данному уроку – проекту была определена тема урока, дети были разделены на 4 группы, каждая из них заранее получила определённое задание, которое старались выполнить дома. Первая группа расскажет о растениях, вторая группа о животных, третья – о грибах, а четвёртая группа – эксперты. Эксперты называют цель данной проектной деятельности.
Выбрали тему.
Определили цель: создать таблицу «Различие и сходство растений и животных»
Отчёт каждой группы о проделанной работе.
III. Актуализация знаний:
Учитель: Что вы знаете о природных объектах?
Ученик: Природные объекты делятся на живые организмы и неживые предметы
( На доске записаны слова (или иллюстрации): (СОЛНЦЕ РОМАШКА БЕЛКА)
Учитель: Как природные объекты «солнце», «ромашка» и «белка» распределить на 2 группы?
Ученик: Солнце – неживой объект природы; ромашка и белка – живые организмы.
Учитель: На какие 2 группы делятся неживые предметы?
Ученик: В неживых предметах можно выделить силы природы и то, что сделано руками человека.
Учитель: На какие 2 группы делятся живые организмы?
Ученик: Живые организмы делятся на растения и животных.
Учитель: Что мы узнали на прошлых уроках о живых организмах?
Ученик: Живые организмы дышат, потребляют воду, питаются, растут, размножаются.
Учитель: Как называют растения и как называют животных?
Ученик: Растения называют кормильцами, а животных – едоками.
Учитель: Вы знаете, что необходимо всем живым организмам – и животным и растениям, поэтому без особого труда выполните игровые задания. На с. 5 учебника в зелёной рамке нужно, рассмотрев все нарисованные объекты каждого ряда и проанализировав их признаки, выделить лишний объект и зачеркнуть его. На пустых линиях напишите, как можно назвать оставшиеся предметы.
( Коллективная работа. Учащиеся записывают: живые организмы, животные и растения)
Учитель: Сегодня на уроке мы будем определять различия и сходства между растениями и животными; повторим признаки животных и растений, их приспособленность к окружающему миру.
IV Разработка этапов проекта:
Учитель: Покажите рисунок, соответствующий словам:
Плачет ребёнок в тёмной кладовке:
«Плохо мне здесь, как в мышеловке».
Пожелтели, завяли листочки,
Исчезла свежесть, красота цветочка.
В тёмном месте завянет растение и пропадёт,
Ведь не ребёнок оно – на помощь не позовёт.
(Учащиеся показывают свои рисунки – домашнее задание, комментируют их, отвечают на вопрос: что будет с растением, если поставить его в тёмное место.)
Ученик: На основе сказанного можно сделать вывод: растения не могут долго жить без света. Они теряют зелёный цвет, болеют и погибают.
Учитель: Теперь покажите рисунок, который подходит к таким строкам:
В огороде много гряд!
Морковь, капуста и салат.
Но никто не прибегает,
Огород не поливает.
Сверху солнышко печёт,
А водичка не течёт…..
«Ох, мы чахнем, увядаем,
Без водицы умираем».
(Учащиеся показывают свои рисунки – домашнее задание, комментируют их, отвечают на вопрос: что будет с растением, если оставить его без воды)
Ученик: Если растение оставить без воды, то оно погибнет.
Учитель: Подведём итог работы 1– ой группы. Для этого мы должны ответить на вопросы.
— Чем питаются растения?
Ученик: Растения питаются солнечным светом, углекислым газом, который они поглощают из воздуха, водой, в которой растворены питательные вещества, радуют наш взгляд, пахнут, поднимают настроение.
Учитель: Вопрос к учащимся второй группы: расскажите, что вы знаете о животных.
У
ченик: В нашей стране медведи встречаются по всей лесной зоне. Медведи отличные охотники, но часто питаются лесными ягодами, кореньями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь большой любитель мёда: даже укусов пчелиных не боится, лишь бы полакомиться. Осенью зверь заботится о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Уж оченьон велик. Зимой ему трудно прокормиться, трудно двигаться по глубокому снегу. Поэтому во время зимней спячки медведь живёт за счёт накопленного жира. Дышит медведь кислородом, а выдыхает углекислый газ.
Ученик: Рыжую лисицу знают все с детства из сказок, песен и пословиц. В них она умная, хитрая и проворная. Но всё — таки лиса не самый хитрый
и даже не самый осторожный зверь. Лису выручает острый слух, зрение и нюх – врага она чувствует издали и вовремя успевает убежать и скрыться. Ест она лягушек, мышей, ящериц, крупных насекомых, может разорить гнездо птицы, живущей на земле. Но главная еда лисицы – мыши – полёвки.
Их она уничтожает по несколько тысяч в год, тем самым приносит пользу человеку, ведь эти грызуны наносят огромный вред сельскому хозяйству. Дышит лиса кислородом, выдыхает углекислый газ.
У
ченик: Ласточки живут в разных местах, отличаются друг от друга и внешне и, и по образу жизни. Но у всех длинные, узкие, заострённые на концах крылья. Хвост у городской ласточки и убереговушки вырезан не сильно, у деревенской – вилообразно. Глядя
на полёт ласточки, можно подумать, что они просто резвятся, играют,
купаются в солнечных лучах. На самом деле они всё время
«работают» — ловят насекомых. С ласточками связана народная
примета: высоко они летают – быть хорошей погоде, низко – к
дождю. Примета верная и дело вовсе не в ласточках, а в
насекомых, которыми они питаются. Перед ненастьем крылышки
насекомых становятся влажными и тянут их к земле. Ласточки ловят насекомых только в воздухе. А легко ли поймать насекомого в полёте? Вот и проводят эти птички всё светлое время суток в воздухе, лишь изредка присаживаясь отдохнуть. Дышат ласточки кислородом, а выдыхают углекислый газ.
Ученик: Ребята очень хорошо нам рассказали зверях и птицах, поэтому мы можем сделать вывод: животные поглощают кислород, выделяют углекислый газ, питаются растениями и животными, активно двигаются: бегают, прыгают, ползают, летают, плавают.
Учитель: Ребята, вы любите грибы? Что вы знаете о грибах? А вот подробнее о них нам расскажут ребята третьей группы.
Ученик: Грибы не растения и не животные. Но они тоже живые организмы. Как растения и животные они тоже дышат. Грибы образуют своё грибное царство. Подосиновики, рыжики, лисички, мухоморы – это грибы, вернее не грибы, а их плодовые тела.
Ученик: Сам же гриб спрятан в почве. Состоит он их тонких белых ветвящихся нитей – грибницы. Когда грибу достаточно влаги, тепла и питательных веществ, то на грибнице вырастает плодовое тело. Но гриб – это не только то, что растёт под ёлкой или на поляне и что мы собираем в корзинки.
Ученик: Зеленоватый кусочек плесени на забытом в хлебнице кусочке хлеба тоже гриб. Твёрдые полосатые образования на стволах берёз тоже гриб. Белый налёт на ягодах крыжовника, который потом становится тёмным – это тоже гриб. Около 100 тысяч грибов растёт на нашей планете. Их можно встретить везде: в почве, в воде, на камнях, на растениях.
Ученик: Участники моей группы хорошо рассказали о грибах, поэтому можно сделать вывод: Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным, но они тоже
дышат, как растения и животные и тоже имеют разный окрас.
Учитель: Итак, без чего же не могут жить живые организмы? Я предлагаю вам разгадать кроссворд «Без чего не могут жить живые организмы?»
Как называется плодородный слой земли? (почва)
Чем дышат живые организмы? (воздух)
Что даёт свет, благодаря которому существует жизнь на Земле? (солнце)
4. Без чего всё живое на Земле засохнет? (вода)
4
1
Учитель: Теперь к работе приступают эксперты. Обобщая ответы учащихся трёх групп, вы должны составить таблицу «Различие и сходство растений и животных»
Группа экспертов заполняют таблицу:
Различия. | Сходство. | ||
Растения | Животные | Растения | Животные |
Питаются: солнечным светом, водой, в которой растворены питательные вещества. | Питаются: растениями, насекомыми, мелкими животными | Дышат. Питаются. Растут. | Дышат. Питаются. Растут. |
Выделяют в воздух кислород. Поглощают углекислый газ. | Выделяют в воздух углекислый газ. Поглощают кислород. | Потребляют воду. | Потребляют воду. |
Не двигаются: не умеют ходить, бегать, прыгать. | Двигаются: умеют ходить, бегать, прыгать. | Размножаются. | Размножаются. |
Учитель: Данную таблицу мы создали для того, чтобы ею пользовались не только учащиеся нашего класса, но и учащиеся других классов.
V Итог урока:
Учитель: Пользуясь данной таблицей и полученными знаниями, вы прочитав задание, подчеркните правильный ответ.
ТЕСТ
Что используют растения для питания?
— насекомых;
— питательные вещества, растворённые в воде;
— мелких животных.
2. Живая природа – это:
— звери
— глина;
— дождь.
3. Что необходимо растениям и животным для выживания и роста?
— вода;
— темнота;
— ветер.
4. Что необходимо животным для роста и развития?
— движение;
— засуха;
— питание.
5. Что нужно делать для охраны живых организмов?
— чаще бывать в лесу;
— не ловить и не уничтожать живые существа;
— ставить ловушки вредным и хищным животным.
(Коллективная проверка.)
Учитель: Чья работа на уроке вам понравилась больше всего?
Литература:
Окружающий мир: учебник – тетрадь для 1 класса «Я и мир вокруг».
Часть 2 / авт. Коллектив: А.А.Вахрушев, руководитель; О.В. Бурский,
Н.В.Иванова, А.С. Раутиан.-Изд.2-е, дораб.-М.:Баласс,2004. – 64с.: илл.
ISBN 8-85939-086-6.
Вахрушев А.А. Методические рекомендации для учителя. «Человек и природа». – М.: Баласс, 2003.
Завитаев П.А., Низова А.М. Экскурсии и предметные уроки в 1–3 классах. – 2-е изд., доп. И перераб. — М., издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1973. – 150с. – Педагогическая библиотека учителя.
С. Шмаков. Игры – потехи, забавы – утехи. Издательство Липецк НПО «Ориус» — 1994 ISBN 5-85831-069-9
Батуев А.М. Чудесный мир: Рассказы о животных. М.: Дет. лит., 1978. Гл. «Лесник». С. 8 – 15.
Н.Надеждина. Полное лукошко. М., Дет.лит., 1986. С. 353 – 475.
www.alllessons.ru
Урок-проект для 1 класса по теме "Различия и сходство между растениями и животными"
Ссылку на скачивание этого документа в формате Word вы найдете в конце документа
Учитель начальных классов
МОУ лицея №9 г. Волгоград
Селезнёва Н.И.
Урок- проект по теме
«РАЗЛИЧИЯ И СХОДСТВО МЕЖДУ РАСТЕНИЯМИ И ЖИВОТНЫМИ»
учащиеся должны знать различия и сходства между растениями и животными,
признаки животных и растений, их приспособленность
к окружающему миру;
учащиеся должны уметь работать с разными видами информации,
обрабатывать её и фиксировать в таблице, применять
имеющиеся знания для создания определённого
продукта своей деятельности; работать в группе.
Ход урока:
I . Организационный момент.
1. Учащиеся делятся на 4 группы:
Задание группе №1
1.Нарисовать рисунок о том, как будет выглядеть растение без света.
2.Нарисовать рисунок о том, как будут выглядеть растения в огороде,
если их не поливать.
Задание группе №2
1. Подготовить рассказ о медведе: - чем дышит;
- чем питается;
- что умеет делать?
2. Подготовить рассказ о лисе: - чем дышит;
- чем питается;
- что умеет делать?
3. Подготовить рассказ о ласточке:- чем дышит;
- чем питается;
- что умеет делать?
Задание группе №3
Подготовить рассказ о грибах.
Группа №4 – эксперты:
Готовят карточки для итоговой таблицы «Различие и сходство между растениями и животными»
Учитель сообщает цель данной проектной деятельности.
II . Подготовка к созданию проекта:
Воспроизведение основных этапов проекта.
Дети повторяют:
Выбор темы.
Определение целей проекта.
Разработка основных этапов проекта.
Сборка.
Учитель напоминает, что данный проект выполняется с предварительной подготовкой. Во время подготовки к данному уроку – проекту была определена тема урока, дети были разделены на 4 группы, каждая из них заранее получила определённое задание, которое старались выполнить дома. Первая группа расскажет о растениях, вторая группа о животных, третья – о грибах, а четвёртая группа – эксперты. Эксперты называют цель данной проектной деятельности.
Выбрали тему.
Определили цель: создать таблицу «Различие и сходство растений и животных»
Отчёт каждой группы о проделанной работе.
III . Актуализация знаний:
Учитель: Что вы знаете о природных объектах?
Ученик: Природные объекты делятся на живые организмы и неживые предметы
( На доске записаны слова (или иллюстрации): (СОЛНЦЕ РОМАШКА БЕЛКА)
Учитель: Как природные объекты «солнце», «ромашка» и «белка» распределить на 2 группы?
Ученик: Солнце – неживой объект природы; ромашка и белка – живые организмы.
Учитель: На какие 2 группы делятся неживые предметы?
Ученик: В неживых предметах можно выделить силы природы и то, что сделано руками человека.
Учитель: На какие 2 группы делятся живые организмы?
Ученик: Живые организмы делятся на растения и животных.
Учитель: Что мы узнали на прошлых уроках о живых организмах?
Ученик: Живые организмы дышат, потребляют воду, питаются, растут, размножаются.
Учитель: Как называют растения и как называют животных?
Ученик: Растения называют кормильцами, а животных – едоками.
Учитель: Вы знаете, что необходимо всем живым организмам – и животным и растениям, поэтому без особого труда выполните игровые задания. На с. 5 учебника в зелёной рамке нужно, рассмотрев все нарисованные объекты каждого ряда и проанализировав их признаки, выделить лишний объект и зачеркнуть его. На пустых линиях напишите, как можно назвать оставшиеся предметы.
( Коллективная работа. Учащиеся записывают: живые организмы, животные и растения)
Учитель: Сегодня на уроке мы будем определять различия и сходства между растениями и животными; повторим признаки животных и растений, их приспособленность к окружающему миру.
IV Разработка этапов проекта:
Учитель: Покажите рисунок, соответствующий словам:
Плачет ребёнок в тёмной кладовке:
«Плохо мне здесь, как в мышеловке».
Пожелтели, завяли листочки,
Исчезла свежесть, красота цветочка.
В тёмном месте завянет растение и пропадёт,
Ведь не ребёнок оно – на помощь не позовёт.
(Учащиеся показывают свои рисунки – домашнее задание, комментируют их, отвечают на вопрос: что будет с растением, если поставить его в тёмное место.)
Ученик: На основе сказанного можно сделать вывод: растения не могут долго жить без света. Они теряют зелёный цвет, болеют и погибают.
Учитель: Теперь покажите рисунок, который подходит к таким строкам:
В огороде много гряд!
Морковь, капуста и салат.
Но никто не прибегает,
Огород не поливает.
Сверху солнышко печёт,
А водичка не течёт…..
«Ох, мы чахнем, увядаем,
Без водицы умираем».
(Учащиеся показывают свои рисунки – домашнее задание, комментируют их, отвечают на вопрос: что будет с растением, если оставить его без воды)
Ученик: Если растение оставить без воды, то оно погибнет.
Учитель: Подведём итог работы 1– ой группы. Для этого мы должны ответить на вопросы.
- Чем питаются растения?
Ученик: Растения питаются солнечным светом, углекислым газом, который они поглощают из воздуха, водой, в которой растворены питательные вещества, радуют наш взгляд, пахнут, поднимают настроение.
Учитель: Вопрос к учащимся второй группы: расскажите, что вы знаете о животных.
У
ченик: В нашей стране медведи встречаются по всей лесной зоне. Медведи отличные охотники, но часто питаются лесными ягодами, кореньями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь большой любитель мёда: даже укусов пчелиных не боится, лишь бы полакомиться. Осенью зверь заботится о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Уж оченьон велик. Зимой ему трудно прокормиться, трудно двигаться по глубокому снегу. Поэтому во время зимней спячки медведь живёт за счёт накопленного жира. Дышит медведь кислородом, а выдыхает углекислый газ.
Ученик: Рыжую лисицу знают все с детства из сказок, песен и пословиц. В них она умная, хитрая и проворная. Но всё - таки лиса не самый хитрый
и даже не самый осторожный зверь. Лису выручает острый слух, зрение и нюх – врага она чувствует издали и вовремя успевает убежать и скрыться. Ест она лягушек, мышей, ящериц, крупных насекомых, может разорить гнездо птицы, живущей на земле. Но главная еда лисицы – мыши – полёвки.
Их она уничтожает по несколько тысяч в год, тем самым приносит пользу человеку, ведь эти грызуны наносят огромный вред сельскому хозяйству. Дышит лиса кислородом, выдыхает углекислый газ.
У
ченик: Ласточки живут в разных местах, отличаются друг от друга и внешне и, и по образу жизни. Но у всех длинные, узкие, заострённые на концах крылья. Хвост у городской ласточки и убереговушки вырезан не сильно, у деревенской – вилообразно. Глядя
на полёт ласточки, можно подумать, что они просто резвятся, играют,
купаются в солнечных лучах. На самом деле они всё время
«работают» - ловят насекомых. С ласточками связана народная
примета: высоко они летают – быть хорошей погоде, низко – к
дождю. Примета верная и дело вовсе не в ласточках, а в
насекомых, которыми они питаются. Перед ненастьем крылышки
насекомых становятся влажными и тянут их к земле. Ласточки ловят насекомых только в воздухе. А легко ли поймать насекомого в полёте? Вот и проводят эти птички всё светлое время суток в воздухе, лишь изредка присаживаясь отдохнуть. Дышат ласточки кислородом, а выдыхают углекислый газ.
Ученик: Ребята очень хорошо нам рассказали зверях и птицах, поэтому мы можем сделать вывод: животные поглощают кислород, выделяют углекислый газ, питаются растениями и животными, активно двигаются: бегают, прыгают, ползают, летают, плавают.
Учитель: Ребята, вы любите грибы? Что вы знаете о грибах? А вот подробнее о них нам расскажут ребята третьей группы.
Ученик: Грибы не растения и не животные. Но они тоже живые организмы. Как растения и животные они тоже дышат. Грибы образуют своё грибное царство. Подосиновики, рыжики, лисички, мухоморы – это грибы, вернее не грибы, а их плодовые тела.
Ученик: Сам же гриб спрятан в почве. Состоит он их тонких белых ветвящихся нитей – грибницы. Когда грибу достаточно влаги, тепла и питательных веществ, то на грибнице вырастает плодовое тело. Но гриб – это не только то, что растёт под ёлкой или на поляне и что мы собираем в корзинки.
Ученик: Зеленоватый кусочек плесени на забытом в хлебнице кусочке хлеба тоже гриб. Твёрдые полосатые образования на стволах берёз тоже гриб. Белый налёт на ягодах крыжовника, который потом становится тёмным – это тоже гриб. Около 100 тысяч грибов растёт на нашей планете. Их можно встретить везде: в почве, в воде, на камнях, на растениях.
Ученик: Участники моей группы хорошо рассказали о грибах, поэтому можно сделать вывод: Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным, но они тоже
дышат, как растения и животные и тоже имеют разный окрас.
Учитель: Итак, без чего же не могут жить живые организмы? Я предлагаю вам разгадать кроссворд «Без чего не могут жить живые организмы?»
Как называется плодородный слой земли? (почва)
Чем дышат живые организмы? (воздух)
Что даёт свет, благодаря которому существует жизнь на Земле? (солнце)
4. Без чего всё живое на Земле засохнет? (вода)
4
1
Учитель: Теперь к работе приступают эксперты. Обобщая ответы учащихся трёх групп, вы должны составить таблицу «Различие и сходство растений и животных»
Группа экспертов заполняют таблицу:
Различия. | Сходство. | ||
Растения | Животные | Растения | Животные |
Питаются: солнечным светом, водой, в которой растворены питательные вещества. | Питаются: растениями, насекомыми, мелкими животными | Дышат. Питаются. Растут. | Дышат. Питаются. Растут. |
Выделяют в воздух кислород. Поглощают углекислый газ. | Выделяют в воздух углекислый газ. Поглощают кислород. | Потребляют воду. | Потребляют воду. |
Не двигаются: не умеют ходить, бегать, прыгать. | Двигаются: умеют ходить, бегать, прыгать. | Размножаются. | Размножаются. |
Учитель: Данную таблицу мы создали для того, чтобы ею пользовались не только учащиеся нашего класса, но и учащиеся других классов.
V Итог урока:
Учитель: Пользуясь данной таблицей и полученными знаниями, вы прочитав задание, подчеркните правильный ответ.
ТЕСТ
Что используют растения для питания?
- насекомых;
- питательные вещества, растворённые в воде;
- мелких животных.
2. Живая природа – это:
- звери
- глина;
- дождь.
3. Что необходимо растениям и животным для выживания и роста?
- вода;
- темнота;
- ветер.
4. Что необходимо животным для роста и развития?
- движение;
- засуха;
- питание.
5. Что нужно делать для охраны живых организмов?
- чаще бывать в лесу;
- не ловить и не уничтожать живые существа;
- ставить ловушки вредным и хищным животным.
(Коллективная проверка.)
Учитель: Чья работа на уроке вам понравилась больше всего?
Литература:
Окружающий мир: учебник – тетрадь для 1 класса «Я и мир вокруг».
Часть 2 / авт. Коллектив: А.А.Вахрушев, руководитель; О.В. Бурский,
Н.В.Иванова, А.С. Раутиан.-Изд.2-е, дораб.-М.:Баласс,2004. – 64с.: илл.
ISBN 8-85939-086-6.
Вахрушев А.А. Методические рекомендации для учителя. «Человек и природа». – М.: Баласс, 2003.
Завитаев П.А., Низова А.М. Экскурсии и предметные уроки в 1–3 классах. – 2-е изд., доп. И перераб. - М., издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1973. – 150с. – Педагогическая библиотека учителя.
С. Шмаков. Игры – потехи, забавы – утехи. Издательство Липецк НПО «Ориус» - 1994 ISBN 5-85831-069-9
Батуев А.М. Чудесный мир: Рассказы о животных. М.: Дет. лит., 1978. Гл. «Лесник». С. 8 – 15.
Н.Надеждина. Полное лукошко. М., Дет.лит., 1986. С. 353 – 475.
Скачать бесплатно, без регистрации и SMS, документ
biblo-ok.ru