Сходства грибов и растений таблица. Вопрос: Биология Укажите черты сходства и различия в строении клеток бактерий, грибов, растений и животных, заполнив таблицу. ЭТО ТАБЛИЦА Признаки - Бактерии- Грибы - Растения - Животные-

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Сходство грибов с растениями и животными. Сходства грибов и растений таблица


Сходство грибов с растениями и животными — Студопедия.Нет

Признаки сходства с растениями Признаки сходства с животными
1. Неподвижность. 1. Лишены пигмента хлорофилла, обеспечивающего фотосинтез, т.е. являются гетеротрофами.
2. Постоянный рост. 2. В оболочке клеток углевод хитин (как в покровах у насекомых, раков).
3. Прочная клеточная стенка. 3. Запасное питательное вещество – гликоген.
4. Вегетативное размножение. 4. Продуктом обмена веществ является мочевина.
5. Сходство с некоторыми растениями – размножение спорами.  
6. Всасывание питательных веществ поверхностью тела.  
Отличительный признак грибов
И все же грибы имеют отличительный признак – строение их вегетативного тела. Это грибница,или мицелий (от греч. «микес» - гриб),состоящий из тонких ветвящихся трубчатых нитей – гиф (от греч. «гифа» - ткань, паутина).

 

По строению грибы очень разнообразны. Их размеры колеблются от микроскопически малых (одноклеточные формы – дрожжи) до крупных экземпляров, тело которых в диаметре достигает полуметра и более (например, съедобные грибы – белый, подберезовик и др.).

Тело гриба образовано тонкими белыми нитями, состоящими из одного ряда клеток. Эти нити называются гифами. Все вместе гифы образуют тело гриба, которое называют грибницей, или мицелием. У некоторых грибов нет перегородок между клетками, и тогда вся грибница представляет собой одну гигантскую клетку.

 

Клетки грибов имеют клеточную стенку, построенную из хитина. Запасным питательным веществом у них чаще всего является углевод гликоген (как у животных). Хлорофилла грибы не содержат, поэтому грибы нуждаются в готовых органических соединениях (как животные), т.е. по способу питания они являются гетеротрофами. У грибов встречаются следующие три типа гетеротрофного питания:

1. грибы-паразиты питаются за счет живых существ, поглощая их вещества и нанося им при этом вред.2. грибы-сапрофиты питаются органическими веществами мертвых организмов.3. грибы-симбионты получают органические вещества от высших растений, отдавая им взамен водный раствор минеральных солей, то есть выполняют роль корневых волосков.

Между корнями деревьев и грибницей некоторых грибов устанавливается тесная связь, полезная как грибу, так и растению – возникает симбиоз. Симбиоз (от лат. «сим» - вместе, «биос» - жизнь) – это полезное сожительство двух организмов.

Микориза (от греч. «микос» - гриб, «риза» - корень) – это симбиоз гриба и дерева, когда нити грибницы оплетают корень дерева и даже проникают внутрь его.

Грибы (как и растения) растут в течение всей жизни.

 

Грибы – очень древняя группа живых существ. Возможными предками грибов считаются древнейшие водоросли, утратившие хлорофилл.

Строение плодового тела гриба.1, 3 – разные стадии развития плодового тела, 2 – плодовое тело в разрезе(а – вольва, б – шляпка, в – остатки общего покрывала, г – ножка, д – кольцо, е – пластинки)

Размножаются грибы в основном бесполым путем – либо вегетативно (например, частями грибницы или отпочковыванием клеток, как у дрожжей), либо спорами. Споры развиваются в органах размножения – спорангиях,возникающих на специализированных гифах – спорангиеносцах, у шляпочных грибов, например, под шляпкой.

 

Примеры грибов.

Шляпочные грибы – симбионты высших растений. Плодовые тела образованы плотным переплетением гифов. Нижняя часть шляпки может быть образована пластинками (сыроежка, лисичка) или трубочками (боровик, моховик), в которых созревают споры. Около 200 видов шляпочных грибов используется в пищу. Они содержат белки, витамины, минеральные соли. Некоторые шляпочные грибы ядовиты для человека: бледная поганка, мухомор, сатанинский гриб. Шляпочные грибы являются пищевой базой для многих животных.

 

Трутовик – паразит деревьев, разрушающий кору и древесину.

Одноклеточные грибы - дрожжи, развиваясь на средах, содержащих сахара, превращают их в этиловый спирт и углекислый газ. Дрожжи используют в пищевой промышленности: хлебопечении, виноделии, пивоварении.

Дрожжи

 

К плесневым грибамотносят пеницилл (зеленая плесень) и мукор (белая плесень).

Пеницилл представляет собой плесень зеленого цвета, развивающуюся на растительных субстратах, в том числе пищевых продуктах. Пеницилл продуцирует антибиотик пенициллин – первый открытый в мире антибактериальный препарат, который подавляет размножение и рост бактерий.

Пеницилл

Гриб мукор развивается в почве, на продуктах питания, органических остатках растительного происхождения, что ведет к плесневению корнеплодов, плодов, кормов при неправильном хранении. Вначале невооруженным глазом виден пушистый налет белого цвета, который с течением времени темнеет. Это обусловлено формированием множества спорангиев со спорами для бесполого размножения.

Мукор

 

Спорынья – паразит хлебных злаков, она не только разрушает колос, но и содержит ядовитые для человека вещества, которые, однако, используются и в лечебных целях.

Рожки спорыньи

 

Еще один гриб-паразит – фитофтора.Все грибы-фитофторы ведут активный паразитический образ жизни, поражая высшие растения. Многие виды фитофторы провоцируют развитие опасных болезней растений – фитофторозов. От фитофтороза страдают прежде всего представители семейства пасленовых (томаты, картофель, баклажан, перец).

 

studopedia.net

Биология Укажите черты сходства и различия в строении клеток бактерий, грибов, растений и животных, заполнив таблицу. ЭТО ТАБЛИЦА Признаки - Бактерии- Грибы - Растения

Биология Укажите черты сходства и различия в строении клеток бактерий, грибов, растений и животных, заполнив таблицу. ЭТО ТАБЛИЦА Признаки - Бактерии- Грибы - Растения - Животные-

Ответы:

Сходства и различия между растениями и грибами. Раньше биологи относили грибы вместе с бактериями, водорослями и лишайниками в сборную группу низших растений. В настоящее время бактерии составляют отдельное царство прокариот. Вегетативное тело гриба, называемое грибницей или мицелием (от греч. mykes - гриб) , состоит из тонких ветвящихся нитей, которые у одних грибов многоклеточные, у других - одноклеточные. Клетки грибов чаще всего многоядерные; в клеточном мицелии перегородки между клетками (спеты) закладываются в виде кольцевых диафрагм и развиваются центростремительно, оставляя в середине каждой септы сквозное отверстие - пору. У некоторых грибов гифы, переплетаясь, образуют пленктенхиму (от греч. plektos - сплетенный и enchema - напоминающее, налитое) - ложную ткань, клетки которой, в отличие от клеток настоящих тканей, возникают вследствие деления гиф, как правило, только поперек направления их роста. Из плектенхимы состоят так называемые плодовые тела грибов, на которых развиваются органы, продуцирующие споры. Наряду с этими специфическими особенностями грибы имеют признаки сходства и с животными, и с растениями. С животными их объединяет прежде всего гетеротрофность, грибы играют огромную роль в разложении отмерших органических остатков. Как и у животных, один из продуктов обмена веществ у грибов - мочевина, а основное вещество запаса - гликоген, а не крахмал, как у растений. Сходство с растениями состоит в наличии у грибов углеводной оболочки, однако ее скелетные компоненты чаще всего представлены не целлюлозой, а хитином. Вегетативное тело гриба, как и растение, неподвижно, только специализированные клетки - зооспоры и гаметы - движутся с помощью жгутиков. Грибы способны к неограниченному росту и ветвлению, что приводит к увеличению общей поверхности. Это очень важно, так как питание грибов, как и растений, происходит путем абсорбции веществ.

cwetochki.ru

Грибы - Мои уроки - Каталог файлов

Урок. Общая характеристика царства Грибы

 

 

Цель урока: познакомить учащихся с характерными особенностями царства Грибы.

 

Задачи урока:

 

Образовательные: раскрыть основные особенности организации грибов: многообразие видов, признаки грибной клетки, тип питания, способы размножения, роль в природе.

Развивающие: развитие умения анализировать, сопоставлять, логически мыслить.

Воспитательные: развитие мышления, творческой и познавательной деятельности, умения делать выводы, формирование научного мировоззрения.

 

Тип урока: усвоение новых знаний.

 

Методы урока: словесный - рассказ с элементами беседы, демонстрацией таблиц, муляжей, натуральных объектов.

 

Приемы: логический – установление черт сходства и различия в строении грибов, растений и животных.

 

Оборудование: плодовые тела шляпочных грибов, модели грибов, таблицы, рисунки с изображением грибов.

 

План урока

1. Организационный момент.

2. Постановка целей и задач.

3. Актуализация знаний.

4. Изучение нового материала.

5. Закрепление изученного материала.

6. Домашнее задание.

 

Ход урока

 

1. Организационный момент.

 

2. Постановка целей и задач.

 

3. Актуализация знаний.

 

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с одним из самых загадочных царств живой природы - царством Грибы. Вы спросите, а в чем же загадочность грибов? Что может быть удивительного в шампиньоне или подосиновике? Ведь многие собирали их, жарили, солили:

 

Первый письменный документ о грибах, дошедший до нас, относится к IV веку до н.э. Древнегреческий ученый Теофраст, которого считают "отцом ботаники", в своих трудах впервые описал шампиньоны, трюфели и некоторые другие, известные в те времена грибы.

 

Не смотря на то, что грибы издавна привлекали внимание человека, для ученых-натуралистов они долгое время оставались тайной: что ж такое грибы - животное или растение? Первую попытку классифицировать грибы, сделал Плиний Старший, выделив грибы съедобные и ядовитые, но и он не раскрывал, что представляют собой грибы. Даже "отец систематики" Карл Линней одно время был склонен отнести грибы к животному миру, находя в них сходство с полипами. Известный французский ботаник Вайян называл грибы "дьявольским произведением, нарушающим общую гармонию природы". Он говорил, что грибы - это растения без цветов, проклятое поколение, которое кажется созданным только для того, чтобы смущать самых талантливых исследователей.

 

В чем же причина, по которой грибы очень долгое время не могли найти свое достойное место в системе живых организмов? Почему ученые долгое время спорили, что такое грибы - животное или растение? Вот на эти вопросы мы сегодня и должны найти ответы.

 

4. Изучение нового материала.

 

Современные биологи относят грибы к самостоятельному царству живых организмов.

 

Наука, изучающая грибы, называется - микологией (от греч. "микос" - гриб, "логос" - учение).

 

К грибам относят более 100 тыс. видов, имеющих разнообразное строение и образ жизни. Грибы распространены практически во всех географических зонах: их можно встретить в лесу и на полях, в почве и воде, в организме животного, растения и даже человека.

 

Царство Грибов сочетает в себе свойства как растительного, так и животного организма. Составим таблицу, в которой отразим основные признаки, сближающие грибы с растениями и животными.

 

 

Сходство с растениями

 

Сходство с животными

1. Неподвижность

2. Наличие клеточной стенки

3. Неограниченный рост

4. Питание растворенными веществами путем всасывания

5. Размножение с помощью спор

1. Наличие в клеточной стенке хитина

2. Отсутствие хлорофилла и способности к фотосинтезу

3. Гетеротрофный способ питания

4. Запасное питательное вещество-гликоген

5. Наличие в продуктах обмена мочевины

 

 

Не смотря на то, что грибы сходны с растительным и животным организмом, у них имеются и общие черты строения. Вы спросите, а что же общего может быть у отвратительной плесени и тела подберезовика, ядовитого и пламенеющего в лесу мухомора и дрожжей? Все это грибы.

 

Тело гриба представляет собой мицелий (грибницу) - разветвленную сеть тончайших нитей - гиф (от греч. "гиф" - ткань, паутина).

 

Толщина гиф не превышает 5-6 мкм, а общая длинна, может достигать сотни метров. Ведь чем сильнее разветвлен мицелий, тем большей всасывающей поверхностью он обладает, и, следовательно, гриб получит больше питательных веществ для роста и развития.

 

Если мы рассмотрим гифы гриба под микроскопом, то увидим, что одни гифы имеют перегородки, делящие их на отдельные клетки, а другие гифы не имеют таких перегородок и тогда тело гриба представляет собой как бы одну разветвленную клетку.

 

Рассмотрите рисунок грибной клетки в учебнике (стр. 21) и ответьте на вопрос, какие черты характеризуют клетку гриба?

 

Продолжительность жизни грибов может варьировать от нескольких дней до нескольких лет. Также велико и разнообразие в строении и размерах грибов. Так, например, одноклеточные грибы - дрожжи - имеют микроскопические размеры, а многоклеточный мицелий трутовика пронизывает ствол дерева от основания до вершины, образуя сложно устроенные плодовые тела внушительных размеров.

 

Грибы - это гетеротрофные организмы, т.е. им необходимы готовые органические вещества.

 

Грибы - сапротрофы - поселяются на мертвых остатках растений и животных, на продуктах питания, разлагают опавшие листья, древесину.

 

Грибы - паразиты - живут и питаются за счет живых организмов.

 

Грибы - хищники - встречаются редко; охотятся на мелких почвенных червей - нематод, коловраток, мелких насекомых.

 

Людей всегда интересовал вопрос, откуда же появляются грибы? Их появление связывали с ударом молнии, действием росы, испарениями гниющих остатков растений и животных.

 

Размножение грибов происходит бесполым и половым путем.

 

Бесполое размножение грибов осуществляется либо вегетативным путем: кусочками мицелия (попав в благоприятные условия, кусочки мицелия начинают разрастаться в новые особи), и почкованием; либо при помощи спор, которые образуются в специальных органах - спорангиях.

 

При половом процессе происходит образование зиготы, из которой путем ряда делений формируются споры, из которых в дальнейшем формируются новые особи.

 

Прогуливаясь по лесу, мы можем заметить, что некоторые грибы встречаются под определенными видами деревьев: подосиновики - под осинами, подберезовики - под березами и т.д. В чем же здесь загадка? Это явление объясняется тем, что между грибницей и корнями деревьев возникает симбиоз, который полезен как растению, так и грибу. Гифы гриба, разрастаясь, проникают внутрь клеток корня растения, такое образование называется - микориза (от греч. "микос" - гриб, "риза" - корень). Мицелий гриба снабжает растение водой и минеральными веществами, поглощенными из почвы. Растение, в свою очередь, снабжает гриб органическими веществами, необходимыми для роста и развития.

 

Значение грибов в природе:

- участвуют в образовании гумуса

- разлагают органические остатки

- пища для животных

- грибы - паразиты, участвуют в регуляции численности животных и растений

- участвуют в образовании микоризы, тем самым увеличивая поглотительную способность корней растений.

для человека:

- использование в молочной, хлебопекарной и пищевой промышленности

- получение витаминов В1 и В2, антибиотиков.

- использование в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений

- вызывают заболевания и отравления

- вызывают загнивание пищевых продуктов, овощей и фруктов

- разрушают древесину.

 

Современная классификация грибов основана на "международном кодексе ботанической номенклатуры" 1994 года.

 

Отдел Хитридиомикота - насчитывает около 900 видов - (внутриклеточные паразиты водорослей, реже высших растений).

 

Отдел Зигомикота - насчитывает около 1 тыс. видов - (например, серая плесень - мукор).

 

Отдел Аскомикота - насчитывает около 30 тыс. видов - (дрожжи, пеницилл, сморчки, строчки, трюфели, зеленые мучнисто-росяные грибы).

 

Отдел Базидиомикота - насчитывает около 25 тыс. видов - (съедобные и ядовитые шляпочные грибы, паразитные, ржавчинные и головневые грибы).

 

5. Закрепление изученного материала

 

Тест "Грибы - общая характеристика"

 

Решите, правильно или неправильно то или иное суждение. Выпишите номера правильных суждений

 

1. Грибы - это низшие растения.

2. Все грибы - многоклеточные организмы.

3. Грибы не имеют хлоропластов и других пластид.

4. Грибы имеют грибницу и мицелий, состоящий из нитей-гифов.

5. В клеточных стенках грибов, имеется органическое вещество - хитин.

6. Микориза - это то же, что и мицелий.

7. Грибы размножаются только бесполым путем.

8. Мицелий - это симбиоз корней дерева и грибницы гриба.

9. Грибы растут в течение всей своей жизни.

10. Из некоторых грибов можно получать антибиотики.

 

6. Домашнее задание. Выучите параграф учебника, ответьте на вопросы для самоконтроля, придумайте кроссворд, найдите загадки о грибах, напишите сказку (по выбору)

lisitsyna.ucoz.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта