Семенные и споровые растения. Конспект урока биологии для 6 класса на тему «Строение растений. Семенные и споровые растения»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект урока биологии для 6 класса на тему "Строение растений. Семенные и споровые растения". Семенные и споровые растения


Конспект урока биологии для 6 класса на тему "Строение растений. Семенные и споровые растения"

биология – 6 класс

урок на тему Строение растений. Семенные и споровые растения.

Задачи урока: а) познакомить учащихся с разнообразием растений;

б) сформировать понятие "орган"; углубить знания о вегетативных и генеративных органах растений;

в) показать различия между споровыми и семенными растениями;

г) научить школьников работать с ручной лупой; зарисовывать изучаемый объект и обозначать органы; познакомить с внешним строением листа спорового растения папоротника и с его спорами.

Оборудование урока: таблицы "Органы цветкового растения", "Голосеменные растения", "Папоротники", "Водоросли", "Мхи"; гербарий споровых и семенных растений. Экземпляры живых цветковых растений, спороносные листья папоротника.

Содержание урока:

  1. Организация школьников на урок.

  2. Контроль знаний

    • Многообразие жизненных форм растений

    • Продолжительность жизни растений

    • Происхождение разнообразия культурных растений

    • Умение различать жизненные формы растений (фронтальный опрос с использованием дидактических карточек)

3. Изучение нового материала:

  1. Орган как часть организма, имеющая определенное строение и выполняющая определенные функции в жизни растения (организма). Органы растения (актуализация знаний семиклассников об органах растений и животных; беседа.)

  2. Вегетативные органы растения – корень и побег. Вегетативное размножение. Бесполое размножение спорами (беседа с элементами объяснения и использованием схемы и рисунка 10 §2 учебника.)

  3. Генеративные органы растения. Генеративные органы водорослей и мхов – гаметангии и половые клетки (гаметы). Цветок, плод, семя и гамета как органы полового размножения цветковых растений (рассказ с элементами объяснения; использование схемы на с.12 учебника.)

  4. Цветковые и хвойные как семенные растения. Особенности хвойных растений (самостоятельная работа с текстом §2 учебника, демонстрация таблиц и гербария семенных растений; беседа.)

  5. Споровые растения (водоросли, мхи, папоротники, хвощи и плауны) и их особенности. Спора как специальная клетка, которая представляет собой зачаток организма (рассказ учителя с использованием таблиц и гербария споровых растений. Лабораторная работа №2 – "Рассматривание спор папоротника", оформление результатов; беседа.)

  6. Строение цветкового растения. Лабораторная работа №1 – "Знакомство с цветковыми растениями" (оформление результатов в рабочей тетради; проверка результатов.)

  7. Сравнение строения семенных и споровых растений (беседа с элементами объяснения.)

4. Закрепление знаний о вегетативных и генеративных органах растений; об особенностях органов семенных и споровых растений; о способах размножения растений и их строении (обобщающая беседа).

5. Домашнее задание: изучить §2 учебника, выучить все определения; закончить оформление лабораторных работ.

Лабораторная работа №1.

Тема. "Знакомство с цветковым растением"

Цель: изучить внешнее строение цветкового растения

Оборудование: 1. Лупа ручная. 2. Растение пастушья сумка (один экземпляр на парту).

Ход работы

  1. Рассмотрели выданное нам цветковое растение – пастушья сумка.

  2. Обратили внимание на корень и побег, измерили их размеры; зарисовали схематично их форму.

  3. Плоды и цветки находятся на стебле.

  4. Цветки мелкие, желтого цвета, собраны в группы.

  5. Плоды имеет форму треугольников, на одном стебле их насчитывается около 15.

  6. Выводы: в результате проведенной лабораторной работы мною было изучено внешнее строение цветкового растения на примере пастушьей сумки. Я выяснил, что это растение имеет цветки, побег и корень. Это вегетативные органы растения.

Побег – это стебель с листьями. Выданное мне растение имеет прямостоячий стебель. Листья у этого растения собраны в прикорневую розетку.

Лабораторная работа №2.

Тема. "Рассматривание спор папоротника"

Цель: ознакомиться с внешним видом спор.

Оборудование: 1. Лупа ручная. 2. Лист папоротника со спорами. 3. Семена редиса. 4. Белый лист бумаги.

Ход работы:

  1. Рассмотрели выданное нам растение – папоротник мужской.

  2. На нижней поверхности листа нашли коричневые бугорки. Это – мешочки со спорами. В этом мы убедились, когда потрясли лист папоротника над листом бумаги. Споры высыпались.

  3. Рассмотрели их под лупой. Они имеют округлую форму.

  4. Выполнили схематический рисунок споры.

  5. Сравнили размеры спор с семенами редиса.

  6. Выводы: в результате проведенной лабораторной работы мною были рассмотрены споры папоротника и семена редиса. Я выяснил, что спора – это клетка, с помощью которой растение размножается, а семя – это орган полового размножения и расселения растений. Споры – это мелкие образования, а семена намного больше по размерам, чем споры.

Биологический словарь понятий и терминов

  • Высшие растения – это все растения, тело которых расчленено на отдельные органы.

  • Низшие растения – это растения, тело которых не расчленено на отдельные органы.

  • Орган – это часть организма растения, выполняющая в нем определенные функции и имеющая особое строение.

  • Вегетативные органы растения – органы растения, выполняющие функции питания, обмена веществ с окружающей средой и роста. Все вместе они образуют вегетативное тело.

  • Генеративные органы растения – органы растения, служащие для полового размножения. К ним относят, например, цветок, образующийся из него плод и заключенные в нем семена.

  • Половые клетки (мужские и женские) называют гаметами. Они являются продуктами генеративных органов.

  • Цветковые растения – это растения, которые цветут хотя бы раз в жизни. Семенные растения, образующие цветки, называются цветковыми.

  • Семенные растения – это растения, образующие семена.

  • Растения, размножающиеся спорами, называют споровыми.

  • Спора – это специальная клетка, которая проявляет себя как зачаток организма растения.

Растения

Низшие

водоросли

Высшие

мхи и папоротники все деревья,

кустарники и травы

Споровые

Споровые

Семенные

цветковые

(семена хвойные

в плодах) (семена в шишках)

doc4web.ru

Конспект урока биологии для 6 класса на тему "Строение растений. Семенные и споровые растения"

биология – 6 класс

урок на тему Строение растений. Семенные и споровые растения.

Задачи урока: а) познакомить учащихся с разнообразием растений;

б) сформировать понятие "орган"; углубить знания о вегетативных и генеративных органах растений;

в) показать различия между споровыми и семенными растениями;

г) научить школьников работать с ручной лупой; зарисовывать изучаемый объект и обозначать органы; познакомить с внешним строением листа спорового растения папоротника и с его спорами.

Оборудование урока: таблицы "Органы цветкового растения", "Голосеменные растения", "Папоротники", "Водоросли", "Мхи"; гербарий споровых и семенных растений. Экземпляры живых цветковых растений, спороносные листья папоротника.

Содержание урока:

  1. Организация школьников на урок.

  2. Контроль знаний

    • Многообразие жизненных форм растений

    • Продолжительность жизни растений

    • Происхождение разнообразия культурных растений

    • Умение различать жизненные формы растений (фронтальный опрос с использованием дидактических карточек)

3. Изучение нового материала:

  1. Орган как часть организма, имеющая определенное строение и выполняющая определенные функции в жизни растения (организма). Органы растения (актуализация знаний семиклассников об органах растений и животных; беседа.)

  2. Вегетативные органы растения – корень и побег. Вегетативное размножение. Бесполое размножение спорами (беседа с элементами объяснения и использованием схемы и рисунка 10 §2 учебника.)

  3. Генеративные органы растения. Генеративные органы водорослей и мхов – гаметангии и половые клетки (гаметы). Цветок, плод, семя и гамета как органы полового размножения цветковых растений (рассказ с элементами объяснения; использование схемы на с.12 учебника.)

  4. Цветковые и хвойные как семенные растения. Особенности хвойных растений (самостоятельная работа с текстом §2 учебника, демонстрация таблиц и гербария семенных растений; беседа.)

  5. Споровые растения (водоросли, мхи, папоротники, хвощи и плауны) и их особенности. Спора как специальная клетка, которая представляет собой зачаток организма (рассказ учителя с использованием таблиц и гербария споровых растений. Лабораторная работа №2 – "Рассматривание спор папоротника", оформление результатов; беседа.)

  6. Строение цветкового растения. Лабораторная работа №1 – "Знакомство с цветковыми растениями" (оформление результатов в рабочей тетради; проверка результатов.)

  7. Сравнение строения семенных и споровых растений (беседа с элементами объяснения.)

4. Закрепление знаний о вегетативных и генеративных органах растений; об особенностях органов семенных и споровых растений; о способах размножения растений и их строении (обобщающая беседа).

5. Домашнее задание: изучить §2 учебника, выучить все определения; закончить оформление лабораторных работ.

Лабораторная работа №1.

Тема. "Знакомство с цветковым растением"

Цель: изучить внешнее строение цветкового растения

Оборудование: 1. Лупа ручная. 2. Растение пастушья сумка (один экземпляр на парту).

Ход работы

  1. Рассмотрели выданное нам цветковое растение – пастушья сумка.

  2. Обратили внимание на корень и побег, измерили их размеры; зарисовали схематично их форму.

  3. Плоды и цветки находятся на стебле.

  4. Цветки мелкие, желтого цвета, собраны в группы.

  5. Плоды имеет форму треугольников, на одном стебле их насчитывается около 15.

  6. Выводы: в результате проведенной лабораторной работы мною было изучено внешнее строение цветкового растения на примере пастушьей сумки. Я выяснил, что это растение имеет цветки, побег и корень. Это вегетативные органы растения.

Побег – это стебель с листьями. Выданное мне растение имеет прямостоячий стебель. Листья у этого растения собраны в прикорневую розетку.

Лабораторная работа №2.

Тема. "Рассматривание спор папоротника"

Цель: ознакомиться с внешним видом спор.

Оборудование: 1. Лупа ручная. 2. Лист папоротника со спорами. 3. Семена редиса. 4. Белый лист бумаги.

Ход работы:

  1. Рассмотрели выданное нам растение – папоротник мужской.

  2. На нижней поверхности листа нашли коричневые бугорки. Это – мешочки со спорами. В этом мы убедились, когда потрясли лист папоротника над листом бумаги. Споры высыпались.

  3. Рассмотрели их под лупой. Они имеют округлую форму.

  4. Выполнили схематический рисунок споры.

  5. Сравнили размеры спор с семенами редиса.

  6. Выводы: в результате проведенной лабораторной работы мною были рассмотрены споры папоротника и семена редиса. Я выяснил, что спора – это клетка, с помощью которой растение размножается, а семя – это орган полового размножения и расселения растений. Споры – это мелкие образования, а семена намного больше по размерам, чем споры.

Биологический словарь понятий и терминов

  • Высшие растения – это все растения, тело которых расчленено на отдельные органы.

  • Низшие растения – это растения, тело которых не расчленено на отдельные органы.

  • Орган – это часть организма растения, выполняющая в нем определенные функции и имеющая особое строение.

  • Вегетативные органы растения – органы растения, выполняющие функции питания, обмена веществ с окружающей средой и роста. Все вместе они образуют вегетативное тело.

  • Генеративные органы растения – органы растения, служащие для полового размножения. К ним относят, например, цветок, образующийся из него плод и заключенные в нем семена.

  • Половые клетки (мужские и женские) называют гаметами. Они являются продуктами генеративных органов.

  • Цветковые растения – это растения, которые цветут хотя бы раз в жизни. Семенные растения, образующие цветки, называются цветковыми.

  • Семенные растения – это растения, образующие семена.

  • Растения, размножающиеся спорами, называют споровыми.

  • Спора – это специальная клетка, которая проявляет себя как зачаток организма растения.

Растения

Низшие

водоросли

Высшие

мхи и папоротники все деревья,

кустарники и травы

Споровые

Споровые

Семенные

цветковые

(семена хвойные

в плодах) (семена в шишках)

globuss24.ru

Сравнение семенных и споровых растений

'; msg+=''; msg+=''; msg+='

Установите соответствие между следующими признаками и группами высших растений.

Решение

Чаще всего в качестве неверного ответа указывают, что половой процесс и оплодотворение семенных растений тесно связано с капельно-жидкой водой.Среди высших растений выделяются две группы – споровые и семенные. К высшим споровым растениям относятся моховидные, плауновидные, хвощевидные и папоротниковидные, а к семенным – голосеменные и покрытосеменные. У высших споровых растений половое и бесполое размножение разделены. Бесполое размножение осуществляется спорами, образующимися в спорангиях на спорофите. Этот процесс сопровождается мейозом. Половое размножение происходит благодаря гаметам, созревающим в половых органах на гаметофите. Оплодотворение у высших споровых растений неразрывно связано с капельно-жидкой водой, а в цикле развития наблюдается закономерное чередование гаметофита и спорофита. В цикле развития семенных растений наблюдается значительная редукция гаметофита и подавляющее господство спорофита. Развитие женских половых клеток у семенных растений происходит в особых образованиях – семязачатках, а оплодотворение не зависит от наличия капельно-жидкой воды. В отличие от высших споровых, семенные растения имеют многоклеточное семя с запасом питательных веществ обеспечивающих питание зародыша. Семя образуется в результате связанных и последовательно протекающих процессов бесполого и полового размножения.

Семенные Споровые
Независимость полового процесса и оплодотворения от капельно-жидкой воды
Значительная редукция гаметофита и подавляющее господство спорофита в жизненном цикле
Образование многоклеточных семян с запасом питательных веществ
Развитие женских половых клеток в особых образованиях – семязачатках
Образование спор
Тесная взаимосвязь полового процесса и оплодотворения с капельно-жидкой водой
В жизненном цикле может преобладать как гаметофит, так и спорофит.
'; msg+='
'; msg+='

'; msg+=''+document.getElementById('classificationClassGroupCell2').innerHTML+''; msg+='

'; msg+='
'; msg+=''; msg+=''; msg+=''; msg+=''; msg+=''; msg+=''; msg+=''; msg+=''; msg+=''; msg+='
'; msg+='

'; msg+=document.getElementById('classitem1').innerHTML; msg+='

'; msg+='
'; msg+='

'; msg+=document.getElementById('classitem2').innerHTML; msg+='

'; msg+='
'; msg+='

'; msg+=document.getElementById('classitem3').innerHTML; msg+='

'; msg+='
'; msg+='

'; msg+=document.getElementById('classitem4').innerHTML; msg+='

'; msg+='
'; msg+='
'; msg+=''; msg+=''; msg+=''; msg+=''; msg+=''; msg+=''; msg+=''; msg+='
'; msg+='

'; msg+=document.getElementById('classitem5').innerHTML; msg+='

'; msg+='
'; msg+='

'; msg+=document.getElementById('classitem6').innerHTML; msg+='

'; msg+='
'; msg+='

'; msg+=document.getElementById('classitem7').innerHTML; msg+='

'; msg+='
'; msg+='

files.school-collection.edu.ru

Конспект урока биологии для 6 класса на тему «Строение растений. Семенные и споровые растения»

биология – 6 класс

урок на тему Строение растений. Семенные и споровые растения.

Задачи урока: а) познакомить учащихся с разнообразием растений;

б) сформировать понятие «орган»; углубить знания о вегетативных и генеративных органах растений;

в) показать различия между споровыми и семенными растениями;

г) научить школьников работать с ручной лупой; зарисовывать изучаемый объект и обозначать органы; познакомить с внешним строением листа спорового растения папоротника и с его спорами.

Оборудование урока: таблицы «Органы цветкового растения», «Голосеменные растения», «Папоротники», «Водоросли», «Мхи»; гербарий споровых и семенных растений. Экземпляры живых цветковых растений, спороносные листья папоротника.

Содержание урока:

  1. Организация школьников на урок.

  2. Контроль знаний

    • Многообразие жизненных форм растений

    • Продолжительность жизни растений

    • Происхождение разнообразия культурных растений

    • Умение различать жизненные формы растений (фронтальный опрос с использованием дидактических карточек)

3. Изучение нового материала:

  1. Орган как часть организма, имеющая определенное строение и выполняющая определенные функции в жизни растения (организма). Органы растения (актуализация знаний семиклассников об органах растений и животных; беседа.)

  2. Вегетативные органы растения – корень и побег. Вегетативное размножение. Бесполое размножение спорами (беседа с элементами объяснения и использованием схемы и рисунка 10 §2 учебника.)

  3. Генеративные органы растения. Генеративные органы водорослей и мхов – гаметангии и половые клетки (гаметы). Цветок, плод, семя и гамета как органы полового размножения цветковых растений (рассказ с элементами объяснения; использование схемы на с.12 учебника.)

  4. Цветковые и хвойные как семенные растения. Особенности хвойных растений (самостоятельная работа с текстом §2 учебника, демонстрация таблиц и гербария семенных растений; беседа.)

  5. Споровые растения (водоросли, мхи, папоротники, хвощи и плауны) и их особенности. Спора как специальная клетка, которая представляет собой зачаток организма (рассказ учителя с использованием таблиц и гербария споровых растений. Лабораторная работа №2 – «Рассматривание спор папоротника», оформление результатов; беседа.)

  6. Строение цветкового растения. Лабораторная работа №1 – «Знакомство с цветковыми растениями» (оформление результатов в рабочей тетради; проверка результатов.)

  7. Сравнение строения семенных и споровых растений (беседа с элементами объяснения.)

4. Закрепление знаний о вегетативных и генеративных органах растений; об особенностях органов семенных и споровых растений; о способах размножения растений и их строении (обобщающая беседа).

5. Домашнее задание: изучить §2 учебника, выучить все определения; закончить оформление лабораторных работ.

Лабораторная работа №1.

Тема. «Знакомство с цветковым растением»

Цель: изучить внешнее строение цветкового растения

Оборудование: 1. Лупа ручная. 2. Растение пастушья сумка (один экземпляр на парту).

Ход работы

  1. Рассмотрели выданное нам цветковое растение – пастушья сумка.

  2. Обратили внимание на корень и побег, измерили их размеры; зарисовали схематично их форму.

  3. Плоды и цветки находятся на стебле.

  4. Цветки мелкие, желтого цвета, собраны в группы.

  5. Плоды имеет форму треугольников, на одном стебле их насчитывается около 15.

  6. Выводы: в результате проведенной лабораторной работы мною было изучено внешнее строение цветкового растения на примере пастушьей сумки. Я выяснил, что это растение имеет цветки, побег и корень. Это вегетативные органы растения.

Побег – это стебель с листьями. Выданное мне растение имеет прямостоячий стебель. Листья у этого растения собраны в прикорневую розетку.

Лабораторная работа №2.

Тема. «Рассматривание спор папоротника»

Цель: ознакомиться с внешним видом спор.

Оборудование: 1. Лупа ручная. 2. Лист папоротника со спорами. 3. Семена редиса. 4. Белый лист бумаги.

Ход работы:

  1. Рассмотрели выданное нам растение – папоротник мужской.

  2. На нижней поверхности листа нашли коричневые бугорки. Это – мешочки со спорами. В этом мы убедились, когда потрясли лист папоротника над листом бумаги. Споры высыпались.

  3. Рассмотрели их под лупой. Они имеют округлую форму.

  4. Выполнили схематический рисунок споры.

  5. Сравнили размеры спор с семенами редиса.

  6. Выводы: в результате проведенной лабораторной работы мною были рассмотрены споры папоротника и семена редиса. Я выяснил, что спора – это клетка, с помощью которой растение размножается, а семя – это орган полового размножения и расселения растений. Споры – это мелкие образования, а семена намного больше по размерам, чем споры.

Биологический словарь понятий и терминов

  • Высшие растения – это все растения, тело которых расчленено на отдельные органы.

  • Низшие растения – это растения, тело которых не расчленено на отдельные органы.

  • Орган – это часть организма растения, выполняющая в нем определенные функции и имеющая особое строение.

  • Вегетативные органы растения – органы растения, выполняющие функции питания, обмена веществ с окружающей средой и роста. Все вместе они образуют вегетативное тело.

  • Генеративные органы растения – органы растения, служащие для полового размножения. К ним относят, например, цветок, образующийся из него плод и заключенные в нем семена.

  • Половые клетки (мужские и женские) называют гаметами. Они являются продуктами генеративных органов.

  • Цветковые растения – это растения, которые цветут хотя бы раз в жизни. Семенные растения, образующие цветки, называются цветковыми.

  • Семенные растения – это растения, образующие семена.

  • Растения, размножающиеся спорами, называют споровыми.

  • Спора – это специальная клетка, которая проявляет себя как зачаток организма растения.

Растения

Низшие

водоросли

Высшие

мхи и папоротники все деревья,

кустарники и травы

Споровые

Споровые

Семенные

цветковые

(семена хвойные

в плодах) (семена в шишках)

www.alllessons.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта