Растения семенные и споровые. Конспект урока биологии для 6 класса на тему "Строение растений. Семенные и споровые растения"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Семя: чем отличается от споры и какими преимуществами обладает. Растения семенные и споровые


чем отличается от споры и какими преимуществами обладает

В природе существует несколько способов размножения растительных организмов. Большинство из них связано с образованием специализированных клеток: спор или гамет. При слиянии последних у некоторых групп растений образуется семя. Чем отличается от споры и как оно устроено? На эти и многие другие вопросы современная наука уже знает ответы. Давайте разберемся и мы.

Споры и семена: вопрос эволюции

Жизнь возникла в воде. Многие представители водорослей выживали в нелегких условиях именно благодаря способности к образованию подвижных клеток бесполого размножения - зооспор. Следовательно, отличие семени от споры прослеживается и во временных рамках.

Первыми выходцами на сушу были высшие споровые растения. Мхи, плауны, хвощи и папоротники распространяются при помощи спор - клеток бесполого размножения. В отличие от низших растений - водорослей, у них появились настоящие ткани. Поэтому эта группа организмов и получила такое характерное название.

Далее в процессе эволюции в природе возникли семенные растения. Семя образуется в результате слияния половых клеток - гамет. К этой группе относятся голосеменные хвойные растения и покрытосеменные цветковые, которые занимают господствующее положение в современном растительном мире.

семя чем отличается от споры

Значение спорообразования

Споры могут образовывать не только растения. Бактерии (одноклеточные прокариотические организмы) также размножаются при участии спор. Кроме того, с помощью клеток бесполого размножения они могут легко переживать неблагоприятные условия. Именно благодаря этому бактерии остаются жизнеспособными при воздействии высоких или низких температур, ионизирующего излучения.

Грибы также способны к спорообразованию. Причем некоторые плесневые представители этого царства живой природы могут выбрасывать их на расстояние более метра.

семя в отличие от споры

Чередование поколений

Как происходит жизненный цикл у споровых растений, можно рассмотреть на примере моховидных. Зеленый ковер этих растений называется гаметофитом, или половым поколением. В его особых органах образуются половые клетки. Но при их слиянии не образуется семя. Чем отличается от споры гаметы оно? Это половые клетки, из которых образуется представитель бесполого поколения - спорофит. У мхов он представляет собой сухую ножку с коробочкой, внутри которой созревают споры. Попадая в землю, клетки бесполого размножения прорастают, снова образуя зеленый гаметофит. И так повторяется вновь.

отличие семени от споры

Строение семени

У семенных растений при слиянии мужских и женских гамет образуется орган генеративного размножения - семя. В отличие от споры, оно имеет зародыш (прообраз будущего растения). Его составными частями являются зародышевый корешок, стебелек и почечка. Для развития будущего растения зародыш окружен запасом питательных веществ, который называется эндоспермом, и дополнительно защищен семенной кожурой. Настоящий двойной кокон от неблагоприятных условий окружающей среды!

Семена голосеменных располагаются на чешуйках шишек открыто. А вот покрытосеменные образуют дополнительную защиту в виде плодов.

споры и семена

Чем семена отличаются от спор

Споры представляют собой отдельные клетки. Они могут отличаться размерами, формой, иметь жгутики для передвижения. Но функция у них одна - обеспечение бесполого размножения организмов.

Более прогрессивной частью растения является семя. Чем отличается от споры это образование? Прежде всего тем, что является органом, состоящим из тканей и специализированных клеток.

Для развития и прорастания спор необходима вода, а у семян такой запас уже есть в эндосперме. Не зря мхи и папоротники обитают только во влажных местах.

У большинства растений семена находятся внутри плодов. Они являются приспособлением для дополнительной защиты и распространения семян. Например, череда и лопух имеют специальные прицепки, которые легко прикрепляются к шерсти животных. Крылатка ясеня переносится ветром, а коробочка белены сама разбрасывает семена на приличное расстояние.

чем семена отличаются от спор

Клетки спор прорастают только в определенных условиях. Если влаги, света или тепла недостаточно, они погибают. Семена, благодаря запасу необходимых веществ, могут переждать неблагоприятные факторы. А с наступлением подходящего времени дать начало новому организму.

Еще одним бонусом семян является их способность к приобретению новых признаков, закрепленных в генотипе. Это происходит благодаря тому, что в результате слияния половых клеток возникает новая комбинация генетического материала. Используя это свойство, ученые-селекционеры создают семена с ценными качествами. Всем хорошо известна озимая пшеница, которая прорастает только в холоде и позволяет получать урожай зерновых круглогодично.

Семенные и споровые растения

В современном растительном мире семенные растения занимают господствующее положение, являясь вершиной эволюционного процесса. Если говорить о видовом разнообразии, то только водоросли, моховидные, плауновидные, хвощевидные и папоротникообразные размножаются спорами. Все остальные растения на планете - семенные. Ели и абрикос, дуб и вишня, розы и лилии... Всех растений не перечислить.

Запас веществ, зародыш будущего растительного организма, дополнительная защита, способность к распространению - всеми этими признаками обладает семя, чем отличается от споры, наделяя своих обладателей целым рядом важных преимуществ.

fb.ru

Высшие растения: споровые и семенные

Высшие растения – это такие виды растений, которые вышли на сушу и приспособились к своей новой среде обитания. Их насчитывается более 300 тысяч видов. Высшие растения отличаются наличием вегетативных органов, таких как корень и побег, и имеют одинаковые фотосинтетические пигменты: хлорофил и каротиноиды.

Высшие растения в своем большинстве имеют сложную транспортную систему веществ, могут регулировать испарение воды с помощью листьев. Клетки высших растений образуют ткани. Спорофит преобладает в жизненном цикле (кроме мохообразных).

Гаметофит постпенно редуцируется на несколько клеток. Органы полового и бесполого размножения многоклеточны. Оплодотворение с усложнением видов перестает зависеть от воды. Зигота дает начало многоклеточному зародышу.

Высшие наземные растения составляют основную часть биомассы Земли – около 90%.

Систематика высших растений

К высшим растениям относятся высшие споровые и высшие семенные растения.

Высшие споровые: риниеобразные (исключительно ископаемые), псилотообразные (сохранилось около 20 видов), мохообразные (23-27 тысяч видов), плаунообразные (около 1300 видов), хвощеобразные (около 30 видов), папоротникообразные (порядка 12000 видов).

Высшие растения, которые размножаются спорами, ботаники объединяют общим названием – высшие споровые. К ним относятся как ныне существующие, так и вымершие виды. Тело высших споровых делится на надземную и подземную части, развиты вегетативные органы. Жизненный цикл состоит из чередования поколений: спорофита и гаметофита. Спорофит хорошо развит, живет продолжительное время (исключение составляют мохообразные). На нем развиваются многоклеточные спорангии, из которых после мейоза образуются недвижимые гаплоидные споры. Они одноклеточные, маленьких размеров, распространяются преимущественно ветром и прорастают в гаметофит.

Оплодотворение высших споровых происходит лишь при наличии воды. По расположению органов размножения различают двуполые растения (у которых есть и мужские, и женские клетки) и однополые (имеются или мужские, или женские клетки).

Споры могут быть разными и одинаковыми по размеру. Высшие споровые растения, которые имеют одинаковые споры, называют равноспоровыми, а те, у которых споры разные – разноспоровыми. В зависимости от размеров различают микроспоры (маленькие по размеру) и мегаспоры (большие).

Считается, что семенные растения произошли непосредственно от споровых, в частности от папоротников.

Высшие семенные растения: пинофиты (голосеменные) – порядка 800 видов, магнолиофиты (покрытосеменные) – 300 тысяч видов.

Высшие семенные растения достигли своего расцвета в мезозойскую эру, когда климат стал более засушливым и холодным, появилась смена сезонов. В настоящее время наиболее распространены покрытосеменные виды.

Семенные растения имеют ряд преимуществ перед высшими споровыми. Они состоят из одинаковых органов: корня, побега, семени. Ствол значительно крепче, чем у споровых, так как на нем разрастаются клетки древесины. При это основная часть клеток древесины – мертвая.

Семенные растения являются исключительно разноспоровыми. Гаметофит развивается на спорофите и питается за его счет.

Размножение происходит с помощью семян, которые представляют собой многоклеточные сформированные зародыши, которые включают в себя запас питательных веществ. Оплодотворению высших семенных предшествует опыление – перенесение пыльцевых зерен в семенные зачатки с яйцеклеткой. Опыление осуществляется с помощью ветра, воды, животных, насекомых. Оплодотворение перестает зависеть только от воды, как у высших споровых. Оно происходит благодаря вегетативной клетке пыльцы, которая прорастает в пыльцевую трубку.

загрузка...

worldfb.ru

Урок на тему Строение растений. Семенные и споровые растения

биология – 6 классурок на тему Строение растений. Семенные и споровые растения.Задачи урока: а) познакомить учащихся с разнообразием растений;

б) сформировать понятие "орган"; углубить знания о вегетативных и генеративных органах растений;

в) показать различия между споровыми и семенными растениями;

г) научить школьников работать с ручной лупой; зарисовывать изучаемый объект и обозначать органы; познакомить с внешним строением листа спорового растения папоротника и с его спорами.Оборудование урока: таблицы "Органы цветкового растения", "Голосеменные растения", "Папоротники", "Водоросли", "Мхи"; гербарий споровых и семенных растений. Экземпляры живых цветковых растений, спороносные листья папоротника.Содержание урока:

  1. Организация школьников на урок.
  2. Контроль знаний
    • Многообразие жизненных форм растений
    • Продолжительность жизни растений
    • Происхождение разнообразия культурных растений
    • Умение различать жизненные формы растений (фронтальный опрос с использованием дидактических карточек)
3. Изучение нового материала:
  1. Орган как часть организма, имеющая определенное строение и выполняющая определенные функции в жизни растения (организма). Органы растения (актуализация знаний семиклассников об органах растений и животных; беседа.)
  2. Вегетативные органы растения – корень и побег. Вегетативное размножение. Бесполое размножение спорами (беседа с элементами объяснения и использованием схемы и рисунка 10 §2 учебника.)
  3. Генеративные органы растения. Генеративные органы водорослей и мхов – гаметангии и половые клетки (гаметы). Цветок, плод, семя и гамета как органы полового размножения цветковых растений (рассказ с элементами объяснения; использование схемы на с.12 учебника.)
  4. Цветковые и хвойные как семенные растения. Особенности хвойных растений (самостоятельная работа с текстом §2 учебника, демонстрация таблиц и гербария семенных растений; беседа.)
  5. Споровые растения (водоросли, мхи, папоротники, хвощи и плауны) и их особенности. Спора как специальная клетка, которая представляет собой зачаток организма (рассказ учителя с использованием таблиц и гербария споровых растений. Лабораторная работа №2 – "Рассматривание спор папоротника", оформление результатов; беседа.)
  6. Строение цветкового растения. Лабораторная работа №1 – "Знакомство с цветковыми растениями" (оформление результатов в рабочей тетради; проверка результатов.)
  7. Сравнение строения семенных и споровых растений (беседа с элементами объяснения.)
4. Закрепление знаний о вегетативных и генеративных органах растений; об особенностях органов семенных и споровых растений; о способах размножения растений и их строении (обобщающая беседа).

5. Домашнее задание: изучить §2 учебника, выучить все определения; закончить оформление лабораторных работ.Лабораторная работа №1.

Тема. "Знакомство с цветковым растением"

Цель: изучить внешнее строение цветкового растения

Оборудование: 1. Лупа ручная. 2. Растение пастушья сумка (один экземпляр на парту).

Ход работы

  1. Рассмотрели выданное нам цветковое растение – пастушья сумка.
  2. Обратили внимание на корень и побег, измерили их размеры; зарисовали схематично их форму.
  3. Плоды и цветки находятся на стебле.
  4. Цветки мелкие, желтого цвета, собраны в группы.
  5. Плоды имеет форму треугольников, на одном стебле их насчитывается около 15.
  6. Выводы: в результате проведенной лабораторной работы мною было изучено внешнее строение цветкового растения на примере пастушьей сумки. Я выяснил, что это растение имеет цветки, побег и корень. Это вегетативные органы растения.
Побег – это стебель с листьями. Выданное мне растение имеет прямостоячий стебель. Листья у этого растения собраны в прикорневую розетку.

Лабораторная работа №2.

Тема. "Рассматривание спор папоротника"

Цель: ознакомиться с внешним видом спор.

Оборудование: 1. Лупа ручная. 2. Лист папоротника со спорами. 3. Семена редиса. 4. Белый лист бумаги.

Ход работы:

  1. Рассмотрели выданное нам растение – папоротник мужской.
  2. На нижней поверхности листа нашли коричневые бугорки. Это – мешочки со спорами. В этом мы убедились, когда потрясли лист папоротника над листом бумаги. Споры высыпались.
  3. Рассмотрели их под лупой. Они имеют округлую форму.
  4. Выполнили схематический рисунок споры.
  5. Сравнили размеры спор с семенами редиса.
  6. Выводы: в результате проведенной лабораторной работы мною были рассмотрены споры папоротника и семена редиса. Я выяснил, что спора – это клетка, с помощью которой растение размножается, а семя – это орган полового размножения и расселения растений. Споры – это мелкие образования, а семена намного больше по размерам, чем споры.

Биологический словарь понятий и терминов

  • Высшие растения – это все растения, тело которых расчленено на отдельные органы.
  • Низшие растения – это растения, тело которых не расчленено на отдельные органы.
  • Орган – это часть организма растения, выполняющая в нем определенные функции и имеющая особое строение.
  • Вегетативные органы растения – органы растения, выполняющие функции питания, обмена веществ с окружающей средой и роста. Все вместе они образуют вегетативное тело.
  • Генеративные органы растения – органы растения, служащие для полового размножения. К ним относят, например, цветок, образующийся из него плод и заключенные в нем семена.
  • Половые клетки (мужские и женские) называют гаметами. Они являются продуктами генеративных органов.
  • Цветковые растения – это растения, которые цветут хотя бы раз в жизни. Семенные растения, образующие цветки, называются цветковыми.
  • Семенные растения – это растения, образующие семена.
  • Растения, размножающиеся спорами, называют споровыми.
  • Спора – это специальная клетка, которая проявляет себя как зачаток организма растения.

Растения

Низшие

водоросли

Высшие

мхи и папоротники все деревья,

кустарники и травы

Споровые

Споровые

Семенныецветковые

(семена хвойные

в плодах) (семена в шишках)

bio.na5bal.ru

Конспект урока биологии для 6 класса на тему "Строение растений. Семенные и споровые растения"

Здесь Вы можете скачать Конспект урока биологии для 6 класса на тему "Строение растений. Семенные и споровые растения" для предмета : Биология. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

биология – 6 класс

урок на тему Строение растений. Семенные и споровые растения.

Задачи урока: а) познакомить учащихся с разнообразием растений;

б) сформировать понятие "орган"; углубить знания о вегетативных и генеративных органах растений;

в) показать различия между споровыми и семенными растениями;

г) научить школьников работать с ручной лупой; зарисовывать изучаемый объект и обозначать органы; познакомить с внешним строением листа спорового растения папоротника и с его спорами.

Оборудование урока: таблицы "Органы цветкового растения", "Голосеменные растения", "Папоротники", "Водоросли", "Мхи"; гербарий споровых и семенных растений. Экземпляры живых цветковых растений, спороносные листья папоротника.

Содержание урока:

  1. Организация школьников на урок.

  2. Контроль знаний

    • Многообразие жизненных форм растений

    • Продолжительность жизни растений

    • Происхождение разнообразия культурных растений

    • Умение различать жизненные формы растений (фронтальный опрос с использованием дидактических карточек)

3. Изучение нового материала:

  1. Орган как часть организма, имеющая определенное строение и выполняющая определенные функции в жизни растения (организма). Органы растения (актуализация знаний семиклассников об органах растений и животных; беседа.)

  2. Вегетативные органы растения – корень и побег. Вегетативное размножение. Бесполое размножение спорами (беседа с элементами объяснения и использованием схемы и рисунка 10 §2 учебника.)

  3. Генеративные органы растения. Генеративные органы водорослей и мхов – гаметангии и половые клетки (гаметы). Цветок, плод, семя и гамета как органы полового размножения цветковых растений (рассказ с элементами объяснения; использование схемы на с.12 учебника.)

  4. Цветковые и хвойные как семенные растения. Особенности хвойных растений (самостоятельная работа с текстом §2 учебника, демонстрация таблиц и гербария семенных растений; беседа.)

  5. Споровые растения (водоросли, мхи, папоротники, хвощи и плауны) и их особенности. Спора как специальная клетка, которая представляет собой зачаток организма (рассказ учителя с использованием таблиц и гербария споровых растений. Лабораторная работа №2 – "Рассматривание спор папоротника", оформление результатов; беседа.)

  6. Строение цветкового растения. Лабораторная работа №1 – "Знакомство с цветковыми растениями" (оформление результатов в рабочей тетради; проверка результатов.)

  7. Сравнение строения семенных и споровых растений (беседа с элементами объяснения.)

4. Закрепление знаний о вегетативных и генеративных органах растений; об особенностях органов семенных и споровых растений; о способах размножения растений и их строении (обобщающая беседа).

5. Домашнее задание: изучить §2 учебника, выучить все определения; закончить оформление лабораторных работ.

Лабораторная работа №1.

Тема. "Знакомство с цветковым растением"

Цель: изучить внешнее строение цветкового растения

Оборудование: 1. Лупа ручная. 2. Растение пастушья сумка (один экземпляр на парту).

Ход работы

  1. Рассмотрели выданное нам цветковое растение – пастушья сумка.

  2. Обратили внимание на корень и побег, измерили их размеры; зарисовали схематично их форму.

  3. Плоды и цветки находятся на стебле.

  4. Цветки мелкие, желтого цвета, собраны в группы.

  5. Плоды имеет форму треугольников, на одном стебле их насчитывается около 15.

  6. Выводы: в результате проведенной лабораторной работы мною было изучено внешнее строение цветкового растения на примере пастушьей сумки. Я выяснил, что это растение имеет цветки, побег и корень. Это вегетативные органы растения.

Побег – это стебель с листьями. Выданное мне растение имеет прямостоячий стебель. Листья у этого растения собраны в прикорневую розетку.

Лабораторная работа №2.

Тема. "Рассматривание спор папоротника"

Цель: ознакомиться с внешним видом спор.

Оборудование: 1. Лупа ручная. 2. Лист папоротника со спорами. 3. Семена редиса. 4. Белый лист бумаги.

Ход работы:

  1. Рассмотрели выданное нам растение – папоротник мужской.

  2. На нижней поверхности листа нашли коричневые бугорки. Это – мешочки со спорами. В этом мы убедились, когда потрясли лист папоротника над листом бумаги. Споры высыпались.

  3. Рассмотрели их под лупой. Они имеют округлую форму.

  4. Выполнили схематический рисунок споры.

  5. Сравнили размеры спор с семенами редиса.

  6. Выводы: в результате проведенной лабораторной работы мною были рассмотрены споры папоротника и семена редиса. Я выяснил, что спора – это клетка, с помощью которой растение размножается, а семя – это орган полового размножения и расселения растений. Споры – это мелкие образования, а семена намного больше по размерам, чем споры.

Биологический словарь понятий и терминов

  • Высшие растения – это все растения, тело которых расчленено на отдельные органы.

  • Низшие растения – это растения, тело которых не расчленено на отдельные органы.

  • Орган – это часть организма растения, выполняющая в нем определенные функции и имеющая особое строение.

  • Вегетативные органы растения – органы растения, выполняющие функции питания, обмена веществ с окружающей средой и роста. Все вместе они образуют вегетативное тело.

  • Генеративные органы растения – органы растения, служащие для полового размножения. К ним относят, например, цветок, образующийся из него плод и заключенные в нем семена.

  • Половые клетки (мужские и женские) называют гаметами. Они являются продуктами генеративных органов.

  • Цветковые растения – это растения, которые цветут хотя бы раз в жизни. Семенные растения, образующие цветки, называются цветковыми.

  • Семенные растения – это растения, образующие семена.

  • Растения, размножающиеся спорами, называют споровыми.

  • Спора – это специальная клетка, которая проявляет себя как зачаток организма растения.

Растения

Низшие

водоросли

Высшие

мхи и папоротники все деревья,

кустарники и травы

Споровые

Споровые

Семенные

цветковые

(семена хвойные

в плодах) (семена в шишках)

docbase.org

Высшие растения: споровые и семенные

Высшие растения – это такие виды растений, которые вышли на сушу и приспособились к своей новой среде обитания. Их насчитывается более 300 тысяч видов. Высшие растения отличаются наличием вегетативных органов, таких как корень и побег, и имеют одинаковые фотосинтетические пигменты: хлорофил и каротиноиды.

Высшие растения в своем большинстве имеют сложную транспортную систему веществ, могут регулировать испарение воды с помощью листьев. Клетки высших растений образуют ткани. Спорофит преобладает в жизненном цикле (кроме мохообразных).

Гаметофит постпенно редуцируется на несколько клеток. Органы полового и бесполого размножения многоклеточны. Оплодотворение с усложнением видов перестает зависеть от воды. Зигота дает начало многоклеточному зародышу.

Высшие наземные растения составляют основную часть биомассы Земли – около 90%.

Систематика высших растений

К высшим растениям относятся высшие споровые и высшие семенные растения.

Высшие споровые: риниеобразные (исключительно ископаемые), псилотообразные (сохранилось около 20 видов), мохообразные (23-27 тысяч видов), плаунообразные (около 1300 видов), хвощеобразные (около 30 видов), папоротникообразные (порядка 12000 видов).

Высшие растения, которые размножаются спорами, ботаники объединяют общим названием – высшие споровые. К ним относятся как ныне существующие, так и вымершие виды. Тело высших споровых делится на надземную и подземную части, развиты вегетативные органы. Жизненный цикл состоит из чередования поколений: спорофита и гаметофита. Спорофит хорошо развит, живет продолжительное время (исключение составляют мохообразные). На нем развиваются многоклеточные спорангии, из которых после мейоза образуются недвижимые гаплоидные споры. Они одноклеточные, маленьких размеров, распространяются преимущественно ветром и прорастают в гаметофит.

Оплодотворение высших споровых происходит лишь при наличии воды. По расположению органов размножения различают двуполые растения (у которых есть и мужские, и женские клетки) и однополые (имеются или мужские, или женские клетки).

Споры могут быть разными и одинаковыми по размеру. Высшие споровые растения, которые имеют одинаковые споры, называют равноспоровыми, а те, у которых споры разные – разноспоровыми. В зависимости от размеров различают микроспоры (маленькие по размеру) и мегаспоры (большие).

Считается, что семенные растения произошли непосредственно от споровых, в частности от папоротников.

Высшие семенные растения: пинофиты (голосеменные) – порядка 800 видов, магнолиофиты (покрытосеменные) – 300 тысяч видов.

Высшие семенные растения достигли своего расцвета в мезозойскую эру, когда климат стал более засушливым и холодным, появилась смена сезонов. В настоящее время наиболее распространены покрытосеменные виды.

Семенные растения имеют ряд преимуществ перед высшими споровыми. Они состоят из одинаковых органов: корня, побега, семени. Ствол значительно крепче, чем у споровых, так как на нем разрастаются клетки древесины. При это основная часть клеток древесины – мертвая.

Семенные растения являются исключительно разноспоровыми. Гаметофит развивается на спорофите и питается за его счет.

Размножение происходит с помощью семян, которые представляют собой многоклеточные сформированные зародыши, которые включают в себя запас питательных веществ. Оплодотворению высших семенных предшествует опыление – перенесение пыльцевых зерен в семенные зачатки с яйцеклеткой. Опыление осуществляется с помощью ветра, воды, животных, насекомых. Оплодотворение перестает зависеть только от воды, как у высших споровых. Оно происходит благодаря вегетативной клетке пыльцы, которая прорастает в пыльцевую трубку.

загрузка...

fjord12.ru

Высшие растения: споровые и семенные

Высшие растения – это такие виды растений, которые вышли на сушу и приспособились к своей новой среде обитания. Их насчитывается более 300 тысяч видов. Высшие растения отличаются наличием вегетативных органов, таких как корень и побег, и имеют одинаковые фотосинтетические пигменты: хлорофил и каротиноиды.

Высшие растения в своем большинстве имеют сложную транспортную систему веществ, могут регулировать испарение воды с помощью листьев. Клетки высших растений образуют ткани. Спорофит преобладает в жизненном цикле (кроме мохообразных).

Гаметофит постпенно редуцируется на несколько клеток. Органы полового и бесполого размножения многоклеточны. Оплодотворение с усложнением видов перестает зависеть от воды. Зигота дает начало многоклеточному зародышу.

Высшие наземные растения составляют основную часть биомассы Земли – около 90%.

Систематика высших растений

К высшим растениям относятся высшие споровые и высшие семенные растения.

Высшие споровые: риниеобразные (исключительно ископаемые), псилотообразные (сохранилось около 20 видов), мохообразные (23-27 тысяч видов), плаунообразные (около 1300 видов), хвощеобразные (около 30 видов), папоротникообразные (порядка 12000 видов).

Высшие растения, которые размножаются спорами, ботаники объединяют общим названием – высшие споровые. К ним относятся как ныне существующие, так и вымершие виды. Тело высших споровых делится на надземную и подземную части, развиты вегетативные органы. Жизненный цикл состоит из чередования поколений: спорофита и гаметофита. Спорофит хорошо развит, живет продолжительное время (исключение составляют мохообразные). На нем развиваются многоклеточные спорангии, из которых после мейоза образуются недвижимые гаплоидные споры. Они одноклеточные, маленьких размеров, распространяются преимущественно ветром и прорастают в гаметофит.

Оплодотворение высших споровых происходит лишь при наличии воды. По расположению органов размножения различают двуполые растения (у которых есть и мужские, и женские клетки) и однополые (имеются или мужские, или женские клетки).

Споры могут быть разными и одинаковыми по размеру. Высшие споровые растения, которые имеют одинаковые споры, называют равноспоровыми, а те, у которых споры разные – разноспоровыми. В зависимости от размеров различают микроспоры (маленькие по размеру) и мегаспоры (большие).

Считается, что семенные растения произошли непосредственно от споровых, в частности от папоротников.

Высшие семенные растения: пинофиты (голосеменные) – порядка 800 видов, магнолиофиты (покрытосеменные) – 300 тысяч видов.

Высшие семенные растения достигли своего расцвета в мезозойскую эру, когда климат стал более засушливым и холодным, появилась смена сезонов. В настоящее время наиболее распространены покрытосеменные виды.

Семенные растения имеют ряд преимуществ перед высшими споровыми. Они состоят из одинаковых органов: корня, побега, семени. Ствол значительно крепче, чем у споровых, так как на нем разрастаются клетки древесины. При это основная часть клеток древесины – мертвая.

Семенные растения являются исключительно разноспоровыми. Гаметофит развивается на спорофите и питается за его счет.

Размножение происходит с помощью семян, которые представляют собой многоклеточные сформированные зародыши, которые включают в себя запас питательных веществ. Оплодотворению высших семенных предшествует опыление – перенесение пыльцевых зерен в семенные зачатки с яйцеклеткой. Опыление осуществляется с помощью ветра, воды, животных, насекомых. Оплодотворение перестает зависеть только от воды, как у высших споровых. Оно происходит благодаря вегетативной клетке пыльцы, которая прорастает в пыльцевую трубку.

загрузка...

buk-journal.ru

Какие растения называют семенными Растение Споровые спора

Какие растения называют семенными? Растение Споровые (спора – бесполое размножение) Водоросли Семенные Мхи Цветковые Какие растения называют семенными? Растение Споровые (спора – бесполое размножение) Водоросли Семенные Мхи Цветковые (семена в плодах) Хвойные (семена в шишках)

Что такое семя? Что такое семя?

v Это орган растения, который ему жизненно необходим. v Этот орган появляется в определённый v Это орган растения, который ему жизненно необходим. v Этот орган появляется в определённый период жизни растения. v С помощью него растения могут распространяться по Земле.

Семя и его строение. Семя и его строение.

Семя - орган полового размножения и расселения растений. 1. Пшеница. 2. Гречиха 3. Люпин Семя - орган полового размножения и расселения растений. 1. Пшеница. 2. Гречиха 3. Люпин 4. Клевер 5. Тимофеевка 1 2 3 4 5

СТРОЕНИЕ СЕМЕНИ эндосперм Вывод: семя фасоли имеет две семядоли и зародыш СТРОЕНИЕ СЕМЕНИ эндосперм Вывод: семя фасоли имеет две семядоли и зародыш

Цветковые растения Однодольные Двудольные Пшеница, кукуруза, тюльпан Яблоня, фасоль, горох Цветковые растения Однодольные Двудольные Пшеница, кукуруза, тюльпан Яблоня, фасоль, горох

Молодое растение - проросток 2 • 1. Зародышевый корешок 1 • 2. Зародышевый побег Молодое растение - проросток 2 • 1. Зародышевый корешок 1 • 2. Зародышевый побег

Инструкция по технике безопасности при выполнении лабораторной работы. • • • Работать за столом Инструкция по технике безопасности при выполнении лабораторной работы. • • • Работать за столом следует аккуратно. Не делать резких движений. Осторожно пользоваться колющим инструментом (иглой). Пальцами держать объект так, что бы не уколоться. Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать. После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.

Лабораторная работа № 4 Тема: Изучение фасоли. строения семени Цель: изучить внешнее и внутреннее Лабораторная работа № 4 Тема: Изучение фасоли. строения семени Цель: изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения. Оборудование: лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, салфетка.

ХОД РАБОТЫ • • Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму. Найдите рубчик ХОД РАБОТЫ • • Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму. Найдите рубчик и семявход. Пользуясь препаровальной иглой, снимите с семени кожуру (семя предварительно намочить, чтобы оно набухло). Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевый корень, стебель, почку. Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества. Зарисуйте семя и подпишите его части. Сделайте вывод.

1. У семени фасоли наибольшую массу имеют семядоли. 2. Все семена имеют по две 1. У семени фасоли наибольшую массу имеют семядоли. 2. Все семена имеют по две семядоли и эндосперм. 3. Строение семян всех двудольных растений одинаково. 4. Первым у проростка появляется корешок. 5. Молодое растение называют заростком. 6. Снаружи семена покрыты корой. 7. Через семявход в семя проникает вода. 8. Семена растений, имеющие одну семядолю, называют двудольными. 1 2 3 4 5 6 7 8 + - + + - - + -

Зародышевый стебелёк Зародышевый корешок Кожура Семядоли Зародышевый стебелёк Зародышевый корешок Кожура Семядоли

Условия прорастания семян 1. Вода: Зародыш семени может потреблять питательные вещества только в растворённом Условия прорастания семян 1. Вода: Зародыш семени может потреблять питательные вещества только в растворённом виде. 2. Кислород воздуха: При прорастании семян зародыш интенсивно дышит, требуется постоянный приток кислорода. 3. Запасные питательные вещества 4. Тепло: Для прорастания, разным растениям необходимо разное количество тепла. Растения, семенам которых при прорастании требуется высокая температура, называют теплолюбивыми, а прорастающие при низких температурах, называют холодостойкими.

Глубина заделки семян 1, 5– 2 мм Мелкие семена Мак Репа Салат Лук 2– Глубина заделки семян 1, 5– 2 мм Мелкие семена Мак Репа Салат Лук 2– 4 см Средние семена Огурцы Морковь Томаты Редис 4– 5 см Крупные семена Тыква Горох Кабачки Бобы

Значение семян в природе 1. Размножение растений Значение семян в жизни человека 1. Пищевой Значение семян в природе 1. Размножение растений Значение семян в жизни человека 1. Пищевой продукт А. Зерновые: пшеница, рис, кукуруза, гречиха и др. 2. Расселение растений А. ветром Б. водой В. Животными Г. Саморазбрасывание Б. Бобовые: горох, фасоль, соя, бобы и др. В. Масличные: подсолнечник, лен, хлопок, арахис и др. Г. Тонизирующие: кофе, какао Д. пряности: перец, тмин, ваниль 2. Материал для селекции

Распространение семян ветром Распространение семян ветром

Распространение семян животными Распространение семян животными

Саморазбрасывание Саморазбрасывание

present5.com


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта