Семя: чем отличается от споры и какими преимуществами обладает. Растения семенные и споровые
чем отличается от споры и какими преимуществами обладает
В природе существует несколько способов размножения растительных организмов. Большинство из них связано с образованием специализированных клеток: спор или гамет. При слиянии последних у некоторых групп растений образуется семя. Чем отличается от споры и как оно устроено? На эти и многие другие вопросы современная наука уже знает ответы. Давайте разберемся и мы.
Споры и семена: вопрос эволюции
Жизнь возникла в воде. Многие представители водорослей выживали в нелегких условиях именно благодаря способности к образованию подвижных клеток бесполого размножения - зооспор. Следовательно, отличие семени от споры прослеживается и во временных рамках.
Первыми выходцами на сушу были высшие споровые растения. Мхи, плауны, хвощи и папоротники распространяются при помощи спор - клеток бесполого размножения. В отличие от низших растений - водорослей, у них появились настоящие ткани. Поэтому эта группа организмов и получила такое характерное название.
Далее в процессе эволюции в природе возникли семенные растения. Семя образуется в результате слияния половых клеток - гамет. К этой группе относятся голосеменные хвойные растения и покрытосеменные цветковые, которые занимают господствующее положение в современном растительном мире.
Значение спорообразования
Споры могут образовывать не только растения. Бактерии (одноклеточные прокариотические организмы) также размножаются при участии спор. Кроме того, с помощью клеток бесполого размножения они могут легко переживать неблагоприятные условия. Именно благодаря этому бактерии остаются жизнеспособными при воздействии высоких или низких температур, ионизирующего излучения.
Грибы также способны к спорообразованию. Причем некоторые плесневые представители этого царства живой природы могут выбрасывать их на расстояние более метра.
Чередование поколений
Как происходит жизненный цикл у споровых растений, можно рассмотреть на примере моховидных. Зеленый ковер этих растений называется гаметофитом, или половым поколением. В его особых органах образуются половые клетки. Но при их слиянии не образуется семя. Чем отличается от споры гаметы оно? Это половые клетки, из которых образуется представитель бесполого поколения - спорофит. У мхов он представляет собой сухую ножку с коробочкой, внутри которой созревают споры. Попадая в землю, клетки бесполого размножения прорастают, снова образуя зеленый гаметофит. И так повторяется вновь.
Строение семени
У семенных растений при слиянии мужских и женских гамет образуется орган генеративного размножения - семя. В отличие от споры, оно имеет зародыш (прообраз будущего растения). Его составными частями являются зародышевый корешок, стебелек и почечка. Для развития будущего растения зародыш окружен запасом питательных веществ, который называется эндоспермом, и дополнительно защищен семенной кожурой. Настоящий двойной кокон от неблагоприятных условий окружающей среды!
Семена голосеменных располагаются на чешуйках шишек открыто. А вот покрытосеменные образуют дополнительную защиту в виде плодов.
Чем семена отличаются от спор
Споры представляют собой отдельные клетки. Они могут отличаться размерами, формой, иметь жгутики для передвижения. Но функция у них одна - обеспечение бесполого размножения организмов.
Более прогрессивной частью растения является семя. Чем отличается от споры это образование? Прежде всего тем, что является органом, состоящим из тканей и специализированных клеток.
Для развития и прорастания спор необходима вода, а у семян такой запас уже есть в эндосперме. Не зря мхи и папоротники обитают только во влажных местах.
У большинства растений семена находятся внутри плодов. Они являются приспособлением для дополнительной защиты и распространения семян. Например, череда и лопух имеют специальные прицепки, которые легко прикрепляются к шерсти животных. Крылатка ясеня переносится ветром, а коробочка белены сама разбрасывает семена на приличное расстояние.
Клетки спор прорастают только в определенных условиях. Если влаги, света или тепла недостаточно, они погибают. Семена, благодаря запасу необходимых веществ, могут переждать неблагоприятные факторы. А с наступлением подходящего времени дать начало новому организму.
Еще одним бонусом семян является их способность к приобретению новых признаков, закрепленных в генотипе. Это происходит благодаря тому, что в результате слияния половых клеток возникает новая комбинация генетического материала. Используя это свойство, ученые-селекционеры создают семена с ценными качествами. Всем хорошо известна озимая пшеница, которая прорастает только в холоде и позволяет получать урожай зерновых круглогодично.
Семенные и споровые растения
В современном растительном мире семенные растения занимают господствующее положение, являясь вершиной эволюционного процесса. Если говорить о видовом разнообразии, то только водоросли, моховидные, плауновидные, хвощевидные и папоротникообразные размножаются спорами. Все остальные растения на планете - семенные. Ели и абрикос, дуб и вишня, розы и лилии... Всех растений не перечислить.
Запас веществ, зародыш будущего растительного организма, дополнительная защита, способность к распространению - всеми этими признаками обладает семя, чем отличается от споры, наделяя своих обладателей целым рядом важных преимуществ.
fb.ru
Высшие растения: споровые и семенные
Высшие растения – это такие виды растений, которые вышли на сушу и приспособились к своей новой среде обитания. Их насчитывается более 300 тысяч видов. Высшие растения отличаются наличием вегетативных органов, таких как корень и побег, и имеют одинаковые фотосинтетические пигменты: хлорофил и каротиноиды.
Высшие растения в своем большинстве имеют сложную транспортную систему веществ, могут регулировать испарение воды с помощью листьев. Клетки высших растений образуют ткани. Спорофит преобладает в жизненном цикле (кроме мохообразных).
Гаметофит постпенно редуцируется на несколько клеток. Органы полового и бесполого размножения многоклеточны. Оплодотворение с усложнением видов перестает зависеть от воды. Зигота дает начало многоклеточному зародышу.
Высшие наземные растения составляют основную часть биомассы Земли – около 90%.
Систематика высших растений
К высшим растениям относятся высшие споровые и высшие семенные растения.
Высшие споровые: риниеобразные (исключительно ископаемые), псилотообразные (сохранилось около 20 видов), мохообразные (23-27 тысяч видов), плаунообразные (около 1300 видов), хвощеобразные (около 30 видов), папоротникообразные (порядка 12000 видов).
Высшие растения, которые размножаются спорами, ботаники объединяют общим названием – высшие споровые. К ним относятся как ныне существующие, так и вымершие виды. Тело высших споровых делится на надземную и подземную части, развиты вегетативные органы. Жизненный цикл состоит из чередования поколений: спорофита и гаметофита. Спорофит хорошо развит, живет продолжительное время (исключение составляют мохообразные). На нем развиваются многоклеточные спорангии, из которых после мейоза образуются недвижимые гаплоидные споры. Они одноклеточные, маленьких размеров, распространяются преимущественно ветром и прорастают в гаметофит.
Оплодотворение высших споровых происходит лишь при наличии воды. По расположению органов размножения различают двуполые растения (у которых есть и мужские, и женские клетки) и однополые (имеются или мужские, или женские клетки).
Споры могут быть разными и одинаковыми по размеру. Высшие споровые растения, которые имеют одинаковые споры, называют равноспоровыми, а те, у которых споры разные – разноспоровыми. В зависимости от размеров различают микроспоры (маленькие по размеру) и мегаспоры (большие).
Считается, что семенные растения произошли непосредственно от споровых, в частности от папоротников.
Высшие семенные растения: пинофиты (голосеменные) – порядка 800 видов, магнолиофиты (покрытосеменные) – 300 тысяч видов.
Высшие семенные растения достигли своего расцвета в мезозойскую эру, когда климат стал более засушливым и холодным, появилась смена сезонов. В настоящее время наиболее распространены покрытосеменные виды.
Семенные растения имеют ряд преимуществ перед высшими споровыми. Они состоят из одинаковых органов: корня, побега, семени. Ствол значительно крепче, чем у споровых, так как на нем разрастаются клетки древесины. При это основная часть клеток древесины – мертвая.
Семенные растения являются исключительно разноспоровыми. Гаметофит развивается на спорофите и питается за его счет.
Размножение происходит с помощью семян, которые представляют собой многоклеточные сформированные зародыши, которые включают в себя запас питательных веществ. Оплодотворению высших семенных предшествует опыление – перенесение пыльцевых зерен в семенные зачатки с яйцеклеткой. Опыление осуществляется с помощью ветра, воды, животных, насекомых. Оплодотворение перестает зависеть только от воды, как у высших споровых. Оно происходит благодаря вегетативной клетке пыльцы, которая прорастает в пыльцевую трубку.
загрузка...
worldfb.ru
б) сформировать понятие "орган"; углубить знания о вегетативных и генеративных органах растений; в) показать различия между споровыми и семенными растениями; г) научить школьников работать с ручной лупой; зарисовывать изучаемый объект и обозначать органы; познакомить с внешним строением листа спорового растения папоротника и с его спорами.Оборудование урока: таблицы "Органы цветкового растения", "Голосеменные растения", "Папоротники", "Водоросли", "Мхи"; гербарий споровых и семенных растений. Экземпляры живых цветковых растений, спороносные листья папоротника.Содержание урока:
5. Домашнее задание: изучить §2 учебника, выучить все определения; закончить оформление лабораторных работ.Лабораторная работа №1. Тема. "Знакомство с цветковым растением" Цель: изучить внешнее строение цветкового растения Оборудование: 1. Лупа ручная. 2. Растение пастушья сумка (один экземпляр на парту). Ход работы
Лабораторная работа №2. Тема. "Рассматривание спор папоротника" Цель: ознакомиться с внешним видом спор. Оборудование: 1. Лупа ручная. 2. Лист папоротника со спорами. 3. Семена редиса. 4. Белый лист бумаги. Ход работы:
Биологический словарь понятий и терминов
Растения Низшие водоросли Высшие мхи и папоротники все деревья, кустарники и травы Споровые Споровые Семенныецветковые (семена хвойные в плодах) (семена в шишках) |
bio.na5bal.ru
Конспект урока биологии для 6 класса на тему "Строение растений. Семенные и споровые растения"
Здесь Вы можете скачать Конспект урока биологии для 6 класса на тему "Строение растений. Семенные и споровые растения" для предмета : Биология. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.
биология – 6 класс
урок на тему Строение растений. Семенные и споровые растения.
Задачи урока: а) познакомить учащихся с разнообразием растений;
б) сформировать понятие "орган"; углубить знания о вегетативных и генеративных органах растений;
в) показать различия между споровыми и семенными растениями;
г) научить школьников работать с ручной лупой; зарисовывать изучаемый объект и обозначать органы; познакомить с внешним строением листа спорового растения папоротника и с его спорами.
Оборудование урока: таблицы "Органы цветкового растения", "Голосеменные растения", "Папоротники", "Водоросли", "Мхи"; гербарий споровых и семенных растений. Экземпляры живых цветковых растений, спороносные листья папоротника.
Содержание урока:
-
Организация школьников на урок.
-
Контроль знаний
-
Многообразие жизненных форм растений
-
Продолжительность жизни растений
-
Происхождение разнообразия культурных растений
-
Умение различать жизненные формы растений (фронтальный опрос с использованием дидактических карточек)
-
3. Изучение нового материала:
-
Орган как часть организма, имеющая определенное строение и выполняющая определенные функции в жизни растения (организма). Органы растения (актуализация знаний семиклассников об органах растений и животных; беседа.)
-
Вегетативные органы растения – корень и побег. Вегетативное размножение. Бесполое размножение спорами (беседа с элементами объяснения и использованием схемы и рисунка 10 §2 учебника.)
-
Генеративные органы растения. Генеративные органы водорослей и мхов – гаметангии и половые клетки (гаметы). Цветок, плод, семя и гамета как органы полового размножения цветковых растений (рассказ с элементами объяснения; использование схемы на с.12 учебника.)
-
Цветковые и хвойные как семенные растения. Особенности хвойных растений (самостоятельная работа с текстом §2 учебника, демонстрация таблиц и гербария семенных растений; беседа.)
-
Споровые растения (водоросли, мхи, папоротники, хвощи и плауны) и их особенности. Спора как специальная клетка, которая представляет собой зачаток организма (рассказ учителя с использованием таблиц и гербария споровых растений. Лабораторная работа №2 – "Рассматривание спор папоротника", оформление результатов; беседа.)
-
Строение цветкового растения. Лабораторная работа №1 – "Знакомство с цветковыми растениями" (оформление результатов в рабочей тетради; проверка результатов.)
-
Сравнение строения семенных и споровых растений (беседа с элементами объяснения.)
4. Закрепление знаний о вегетативных и генеративных органах растений; об особенностях органов семенных и споровых растений; о способах размножения растений и их строении (обобщающая беседа).
5. Домашнее задание: изучить §2 учебника, выучить все определения; закончить оформление лабораторных работ.
Лабораторная работа №1.
Тема. "Знакомство с цветковым растением"
Цель: изучить внешнее строение цветкового растения
Оборудование: 1. Лупа ручная. 2. Растение пастушья сумка (один экземпляр на парту).
Ход работы
-
Рассмотрели выданное нам цветковое растение – пастушья сумка.
-
Обратили внимание на корень и побег, измерили их размеры; зарисовали схематично их форму.
-
Плоды и цветки находятся на стебле.
-
Цветки мелкие, желтого цвета, собраны в группы.
-
Плоды имеет форму треугольников, на одном стебле их насчитывается около 15.
-
Выводы: в результате проведенной лабораторной работы мною было изучено внешнее строение цветкового растения на примере пастушьей сумки. Я выяснил, что это растение имеет цветки, побег и корень. Это вегетативные органы растения.
Побег – это стебель с листьями. Выданное мне растение имеет прямостоячий стебель. Листья у этого растения собраны в прикорневую розетку.
Лабораторная работа №2.
Тема. "Рассматривание спор папоротника"
Цель: ознакомиться с внешним видом спор.
Оборудование: 1. Лупа ручная. 2. Лист папоротника со спорами. 3. Семена редиса. 4. Белый лист бумаги.
Ход работы:
-
Рассмотрели выданное нам растение – папоротник мужской.
-
На нижней поверхности листа нашли коричневые бугорки. Это – мешочки со спорами. В этом мы убедились, когда потрясли лист папоротника над листом бумаги. Споры высыпались.
-
Рассмотрели их под лупой. Они имеют округлую форму.
-
Выполнили схематический рисунок споры.
-
Сравнили размеры спор с семенами редиса.
-
Выводы: в результате проведенной лабораторной работы мною были рассмотрены споры папоротника и семена редиса. Я выяснил, что спора – это клетка, с помощью которой растение размножается, а семя – это орган полового размножения и расселения растений. Споры – это мелкие образования, а семена намного больше по размерам, чем споры.
Биологический словарь понятий и терминов
-
Высшие растения – это все растения, тело которых расчленено на отдельные органы.
-
Низшие растения – это растения, тело которых не расчленено на отдельные органы.
-
Орган – это часть организма растения, выполняющая в нем определенные функции и имеющая особое строение.
-
Вегетативные органы растения – органы растения, выполняющие функции питания, обмена веществ с окружающей средой и роста. Все вместе они образуют вегетативное тело.
-
Генеративные органы растения – органы растения, служащие для полового размножения. К ним относят, например, цветок, образующийся из него плод и заключенные в нем семена.
-
Половые клетки (мужские и женские) называют гаметами. Они являются продуктами генеративных органов.
-
Цветковые растения – это растения, которые цветут хотя бы раз в жизни. Семенные растения, образующие цветки, называются цветковыми.
-
Семенные растения – это растения, образующие семена.
-
Растения, размножающиеся спорами, называют споровыми.
-
Спора – это специальная клетка, которая проявляет себя как зачаток организма растения.
Растения
Низшие
водоросли
Высшие
мхи и папоротники все деревья,
кустарники и травы
Споровые
Споровые
Семенные
цветковые
(семена хвойные
в плодах) (семена в шишках)
docbase.org
Высшие растения: споровые и семенные
Высшие растения – это такие виды растений, которые вышли на сушу и приспособились к своей новой среде обитания. Их насчитывается более 300 тысяч видов. Высшие растения отличаются наличием вегетативных органов, таких как корень и побег, и имеют одинаковые фотосинтетические пигменты: хлорофил и каротиноиды.
Высшие растения в своем большинстве имеют сложную транспортную систему веществ, могут регулировать испарение воды с помощью листьев. Клетки высших растений образуют ткани. Спорофит преобладает в жизненном цикле (кроме мохообразных).
Гаметофит постпенно редуцируется на несколько клеток. Органы полового и бесполого размножения многоклеточны. Оплодотворение с усложнением видов перестает зависеть от воды. Зигота дает начало многоклеточному зародышу.
Высшие наземные растения составляют основную часть биомассы Земли – около 90%.
Систематика высших растений
К высшим растениям относятся высшие споровые и высшие семенные растения.
Высшие споровые: риниеобразные (исключительно ископаемые), псилотообразные (сохранилось около 20 видов), мохообразные (23-27 тысяч видов), плаунообразные (около 1300 видов), хвощеобразные (около 30 видов), папоротникообразные (порядка 12000 видов).
Высшие растения, которые размножаются спорами, ботаники объединяют общим названием – высшие споровые. К ним относятся как ныне существующие, так и вымершие виды. Тело высших споровых делится на надземную и подземную части, развиты вегетативные органы. Жизненный цикл состоит из чередования поколений: спорофита и гаметофита. Спорофит хорошо развит, живет продолжительное время (исключение составляют мохообразные). На нем развиваются многоклеточные спорангии, из которых после мейоза образуются недвижимые гаплоидные споры. Они одноклеточные, маленьких размеров, распространяются преимущественно ветром и прорастают в гаметофит.
Оплодотворение высших споровых происходит лишь при наличии воды. По расположению органов размножения различают двуполые растения (у которых есть и мужские, и женские клетки) и однополые (имеются или мужские, или женские клетки).
Споры могут быть разными и одинаковыми по размеру. Высшие споровые растения, которые имеют одинаковые споры, называют равноспоровыми, а те, у которых споры разные – разноспоровыми. В зависимости от размеров различают микроспоры (маленькие по размеру) и мегаспоры (большие).
Считается, что семенные растения произошли непосредственно от споровых, в частности от папоротников.
Высшие семенные растения: пинофиты (голосеменные) – порядка 800 видов, магнолиофиты (покрытосеменные) – 300 тысяч видов.
Высшие семенные растения достигли своего расцвета в мезозойскую эру, когда климат стал более засушливым и холодным, появилась смена сезонов. В настоящее время наиболее распространены покрытосеменные виды.
Семенные растения имеют ряд преимуществ перед высшими споровыми. Они состоят из одинаковых органов: корня, побега, семени. Ствол значительно крепче, чем у споровых, так как на нем разрастаются клетки древесины. При это основная часть клеток древесины – мертвая.
Семенные растения являются исключительно разноспоровыми. Гаметофит развивается на спорофите и питается за его счет.
Размножение происходит с помощью семян, которые представляют собой многоклеточные сформированные зародыши, которые включают в себя запас питательных веществ. Оплодотворению высших семенных предшествует опыление – перенесение пыльцевых зерен в семенные зачатки с яйцеклеткой. Опыление осуществляется с помощью ветра, воды, животных, насекомых. Оплодотворение перестает зависеть только от воды, как у высших споровых. Оно происходит благодаря вегетативной клетке пыльцы, которая прорастает в пыльцевую трубку.
загрузка...
fjord12.ru
Высшие растения: споровые и семенные
Высшие растения – это такие виды растений, которые вышли на сушу и приспособились к своей новой среде обитания. Их насчитывается более 300 тысяч видов. Высшие растения отличаются наличием вегетативных органов, таких как корень и побег, и имеют одинаковые фотосинтетические пигменты: хлорофил и каротиноиды.
Высшие растения в своем большинстве имеют сложную транспортную систему веществ, могут регулировать испарение воды с помощью листьев. Клетки высших растений образуют ткани. Спорофит преобладает в жизненном цикле (кроме мохообразных).
Гаметофит постпенно редуцируется на несколько клеток. Органы полового и бесполого размножения многоклеточны. Оплодотворение с усложнением видов перестает зависеть от воды. Зигота дает начало многоклеточному зародышу.
Высшие наземные растения составляют основную часть биомассы Земли – около 90%.
Систематика высших растений
К высшим растениям относятся высшие споровые и высшие семенные растения.
Высшие споровые: риниеобразные (исключительно ископаемые), псилотообразные (сохранилось около 20 видов), мохообразные (23-27 тысяч видов), плаунообразные (около 1300 видов), хвощеобразные (около 30 видов), папоротникообразные (порядка 12000 видов).
Высшие растения, которые размножаются спорами, ботаники объединяют общим названием – высшие споровые. К ним относятся как ныне существующие, так и вымершие виды. Тело высших споровых делится на надземную и подземную части, развиты вегетативные органы. Жизненный цикл состоит из чередования поколений: спорофита и гаметофита. Спорофит хорошо развит, живет продолжительное время (исключение составляют мохообразные). На нем развиваются многоклеточные спорангии, из которых после мейоза образуются недвижимые гаплоидные споры. Они одноклеточные, маленьких размеров, распространяются преимущественно ветром и прорастают в гаметофит.
Оплодотворение высших споровых происходит лишь при наличии воды. По расположению органов размножения различают двуполые растения (у которых есть и мужские, и женские клетки) и однополые (имеются или мужские, или женские клетки).
Споры могут быть разными и одинаковыми по размеру. Высшие споровые растения, которые имеют одинаковые споры, называют равноспоровыми, а те, у которых споры разные – разноспоровыми. В зависимости от размеров различают микроспоры (маленькие по размеру) и мегаспоры (большие).
Считается, что семенные растения произошли непосредственно от споровых, в частности от папоротников.
Высшие семенные растения: пинофиты (голосеменные) – порядка 800 видов, магнолиофиты (покрытосеменные) – 300 тысяч видов.
Высшие семенные растения достигли своего расцвета в мезозойскую эру, когда климат стал более засушливым и холодным, появилась смена сезонов. В настоящее время наиболее распространены покрытосеменные виды.
Семенные растения имеют ряд преимуществ перед высшими споровыми. Они состоят из одинаковых органов: корня, побега, семени. Ствол значительно крепче, чем у споровых, так как на нем разрастаются клетки древесины. При это основная часть клеток древесины – мертвая.
Семенные растения являются исключительно разноспоровыми. Гаметофит развивается на спорофите и питается за его счет.
Размножение происходит с помощью семян, которые представляют собой многоклеточные сформированные зародыши, которые включают в себя запас питательных веществ. Оплодотворению высших семенных предшествует опыление – перенесение пыльцевых зерен в семенные зачатки с яйцеклеткой. Опыление осуществляется с помощью ветра, воды, животных, насекомых. Оплодотворение перестает зависеть только от воды, как у высших споровых. Оно происходит благодаря вегетативной клетке пыльцы, которая прорастает в пыльцевую трубку.
загрузка...
buk-journal.ru
Какие растения называют семенными Растение Споровые спора
Какие растения называют семенными? Растение Споровые (спора – бесполое размножение) Водоросли Семенные Мхи Цветковые (семена в плодах) Хвойные (семена в шишках)
Что такое семя?
v Это орган растения, который ему жизненно необходим. v Этот орган появляется в определённый период жизни растения. v С помощью него растения могут распространяться по Земле.
Семя и его строение.
Семя - орган полового размножения и расселения растений. 1. Пшеница. 2. Гречиха 3. Люпин 4. Клевер 5. Тимофеевка 1 2 3 4 5
СТРОЕНИЕ СЕМЕНИ эндосперм Вывод: семя фасоли имеет две семядоли и зародыш
Цветковые растения Однодольные Двудольные Пшеница, кукуруза, тюльпан Яблоня, фасоль, горох
Молодое растение - проросток 2 • 1. Зародышевый корешок 1 • 2. Зародышевый побег
Инструкция по технике безопасности при выполнении лабораторной работы. • • • Работать за столом следует аккуратно. Не делать резких движений. Осторожно пользоваться колющим инструментом (иглой). Пальцами держать объект так, что бы не уколоться. Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать. После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.
Лабораторная работа № 4 Тема: Изучение фасоли. строения семени Цель: изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения. Оборудование: лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, салфетка.
ХОД РАБОТЫ • • Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму. Найдите рубчик и семявход. Пользуясь препаровальной иглой, снимите с семени кожуру (семя предварительно намочить, чтобы оно набухло). Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевый корень, стебель, почку. Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества. Зарисуйте семя и подпишите его части. Сделайте вывод.
1. У семени фасоли наибольшую массу имеют семядоли. 2. Все семена имеют по две семядоли и эндосперм. 3. Строение семян всех двудольных растений одинаково. 4. Первым у проростка появляется корешок. 5. Молодое растение называют заростком. 6. Снаружи семена покрыты корой. 7. Через семявход в семя проникает вода. 8. Семена растений, имеющие одну семядолю, называют двудольными. 1 2 3 4 5 6 7 8 + - + + - - + -
Зародышевый стебелёк Зародышевый корешок Кожура Семядоли
Условия прорастания семян 1. Вода: Зародыш семени может потреблять питательные вещества только в растворённом виде. 2. Кислород воздуха: При прорастании семян зародыш интенсивно дышит, требуется постоянный приток кислорода. 3. Запасные питательные вещества 4. Тепло: Для прорастания, разным растениям необходимо разное количество тепла. Растения, семенам которых при прорастании требуется высокая температура, называют теплолюбивыми, а прорастающие при низких температурах, называют холодостойкими.
Глубина заделки семян 1, 5– 2 мм Мелкие семена Мак Репа Салат Лук 2– 4 см Средние семена Огурцы Морковь Томаты Редис 4– 5 см Крупные семена Тыква Горох Кабачки Бобы
Значение семян в природе 1. Размножение растений Значение семян в жизни человека 1. Пищевой продукт А. Зерновые: пшеница, рис, кукуруза, гречиха и др. 2. Расселение растений А. ветром Б. водой В. Животными Г. Саморазбрасывание Б. Бобовые: горох, фасоль, соя, бобы и др. В. Масличные: подсолнечник, лен, хлопок, арахис и др. Г. Тонизирующие: кофе, какао Д. пряности: перец, тмин, ваниль 2. Материал для селекции
Распространение семян ветром
Распространение семян животными
Саморазбрасывание
present5.com