Урок биологии в 6-м классе по теме "Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость". Регуляция процессов жизнедеятельности у растений 6 класс
Урок биологии в 6-м классе по теме "Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость"
Разделы: Биология
Тема: Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. (Биология, 6-й класс)
Задачи:
1) познакомиться с регуляцией процессов жизнедеятельности;2) дать понятие об особенностях регуляции работы организмов одноклеточных животных;3) сформировать представление о роли нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности кишечнополостных, червей и насекомых;4) продолжить формирование умений и навыков по анализированию данных, обобщению материала, составлению схем рефлекса.
Структура урока:
1. Актуализация знаний.2. Особенности регуляции процессов жизнедеятельности одноклеточных животных и их взаимоотношений с окружающей средой.3. Диффузная нервная система кишечнополостных, особенности её строения и роль в регуляции жизнедеятельности.4. Рефлекс – как основа нервной деятельности организмов.5. Усложнение нервной системы дождевого червя по сравнению с диффузной нервной системой гидры.6. Особенности строения нервной системы и органов чувств членистоногих, обеспечивающие им более сложное поведение, основанное на инстинктах.7. Закрепление. Подведение итогов.
Оборудование: Словарные слова, таблицы «Нервные клетки и схема рефлекторной дуги», «Тип простейшие», «Тип кишечнополостные. Гидра», «Тип Членистоногие. Класс Насекомые», «Тип Кольчатые Черви, Дождевой червь», Презентация.
Тип урока: Комбинированный с использованием компьютерных технологий.
Методы обучения: Частично-поисковый, проблемный.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Вопрос: Что такое движение?
Решить биологические задачи:
а) Пресмыкающиеся с ногами и пресмыкающиеся без ног. Какие из них более древние? Почему так считаете?б) Любой лишний груз был бы помехой при полёте. Какие изменения в связи с этим произошли в пищеварительной системе птиц?в) Цветочный горшок с комнатным растением бальзамином положили на бок. Останутся ли в горизонтальном положении побеги этого растения? Ответ поясните.
II. Объяснение нового материала
1. Все жизненно важные процессы жизнедеятельности организма животных и растений осуществляются во взаимосвязи и в соответствии с процессами, происходящими во внешней среде.
Любые изменения в окружающей среде тотчас влияют на живые организмы, и они перестраивают свою деятельность в соответствии с ними.
2. На вопрос, как это осуществляется, помогут нам сегодня на уроке такие понятия, как раздражимость, чувствительность, регуляция, координация.
Раздражимость – общее свойство всех живых организмов, способность отвечать на воздействия окружающей среды определённой реакцией.
Чувствительность – свойство любого организма воспринимать раздражения из внешней среды и от собственных тканей и органов.
Регуляция – направление, упорядочивание.
Координация – согласование, соподчинение, установление взаимосвязи между какими-либо действиями, явлениями, понятиями.
3. Все живые организмы обладают способностью к регуляции и координации своих процессов, характерна она и для простейших.
4. Найдите в тексте учебника примеры, доказывающие это (с .110 учебника).
5. В ходе эволюции процессы координации и регуляции усложнялись, усовершенствовались. Так впервые появилась нервная система.
6. Выполнение №81 в рабочей тетради на печатной основе.
7. Найдите в тексте учебника, у кого она впервые появилась, особенности её строения и рассмотрите рис. на с. 110 учебника.
Вопросы:
а) Как вы думаете, откуда взялось такое название?б) Опишите, что произойдёт с гидрой, если ей нанести укол, прикоснувшись к одному из щупалец?
8. Выполнение №83 в рабочей тетради: записать определение «рефлекса».
Рефлекс – это адекватная (т.е. правильная) ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при посредстве нервной системы.
9.Вопрос: Как вы думаете, могут быть рефлексы у инфузории туфельки, у амёбы?
Вывод: работа нервной системы осуществляется на основе рефлексов. Они могут быть направлены на удовлетворение потребностей организма в пище, воде, безопасности и способствуют выживанию организмов.
10. В ходе эволюции нервная система прошла несколько этапов развития:
1-й этап – диффузная, или сетчатая система (гидра) – выполнение №82 в рабочей тетради;
2-й этап – узловая нервная система (черви, насекомые, моллюски и ракообразные) – выполнение №84 в рабочей тетради;
3-й этап – нервная трубка (позвоночные).
11. Вопросы по учебнику:
а) Где находится у дождевого червя самый крупный нервный узел?б) Почему передний конец червя обладает наибольшей чувствительностью?
Вывод: у дождевого червя образуется подобие головного мозга, возбуждение по нервам передаётся в определённом направлении, и это даёт выигрыш в быстроте и точности ответных реакций.
12. У насекомых и др. членистоногих животных нервная система имеет тоже узловой тип строения, но поведение их более сложное. Как вы можете это объяснить?
13. Приведите примеры сложного поведения насекомых, так называемых общественных животных (сооружение муравейников, «разделение труда» у муравьёв и пчёл, «танцы» пчёл, построение сот).
Вопросы:
а) Что лежит в основе этих видов деятельности?б) Указать отличие инстинкта от рефлекса и записать определение в тетради.
Инстинкт – врождённый комплекс определённых, особых для каждого вида реакций на воздействие среды.
III. Закрепление изученного материала
1. Привести примеры того, что простейшие животные обладают чувствительностью.2. Перечислите отделы нервной системы дождевого червя.3. Назвать виды нервной системы и её функции у животных. Привести примеры.
IV. Домашнее задание
Изучить с. 110-114 до слов «У позвоночных…», вопросы 1-4, 6-7 с. 121, словарь.
20.03.2010
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
«Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость»
Урок биологии в 6 классе по теме:
«Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость».
Задачи:
познакомиться с регуляцией процессов жизнедеятельности;
дать понятие об особенностях регуляции работы организмов одноклеточных животных;
продолжить формирование умений и навыков по анализированию данных, обобщению материала, составлению схем рефлекса.
Структура урока:
Актуализация знаний.
Особенности регуляции процессов жизнедеятельности одноклеточных животных и их взаимоотношений с окружающей средой.
Диффузная нервная система кишечнополостных, особенности её строения и роль в регуляции жизнедеятельности.
Рефлекс – как основа нервной деятельности организмов.
Усложнение нервной системы дождевого червя по сравнению с диффузной нервной системой гидры.
Особенности строения нервной системы и органов чувств членистоногих, обеспечивающие им более сложное поведение, основанное на инстинктах.
Закрепление. Подведение итогов.
Оборудование: словарные слова, таблицы «Нервные клетки и схема рефлекторной дуги», «Тип простейшие», «Тип кишечнополостные. Гидра», «Тип Членистоногие. Класс Насекомые», «Тип Кольчатые Черви, Дождевой червь», презентация.
Тип урока: комбинированный с использованием компьютерных технологий.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания.
а) Пресмыкающиеся с ногами и пресмыкающиеся без ног. Какие из них более древние? Почему так считаете?
б) Любой лишний груз был бы помехой при полёте. Какие изменения в связи с этим произошли в пищеварительной системе птиц?
в) Цветочный горшок с комнатным растением бальзамином положили на бок. Останутся ли в горизонтальном положении побеги этого растения? Ответ поясните.
II. Объяснение нового материала.
1.Все жизненно важные процессы жизнедеятельности организма животных и растений осуществляются во взаимосвязи и в соответствии с процессами, происходящими во внешней среде.
Любые изменения в окружающей среде тотчас влияют на живые организмы, и они перестраивают свою деятельность в соответствии с ними (приложение 1, 2,3,4).
2. На вопрос, как это осуществляется, помогут нам сегодня на уроке такие понятия, как раздражимость, чувствительность, регуляция, координация.
Раздражимость – общее свойство всех живых организмов, способность отвечать на воздействия окружающей среды определённой реакцией.
Чувствительность – свойство любого организма воспринимать раздражения из внешней среды и от собственных тканей и органов.
Регуляция – направление, упорядочивание.
Координация – согласование, соподчинение, установление взаимосвязи между какими-либо действиями, явлениями, понятиями.
3. Все живые организмы обладают способностью к регуляции и координации своих процессов, характерна она и для простейших.
( приложение 5).
4. Найдите в тексте учебника примеры, доказывающие это (с.110 учебника).
5. В ходе эволюции процессы координации и регуляции усложнялись, усовершенствовались. Так впервые появилась нервная система.
(приложение 6).
6. Выполнение №81 в рабочей тетради на печатной основе.
7. Найдите в тексте учебника, у кого она впервые появилась, особенности её строения и рассмотрите рис. на с.110 учебника.
Вопросы:
а) Как вы думаете, откуда взялось такое название?
б) Опишите, что произойдёт с гидрой, если ей нанести укол, прикоснувшись к одному из щупалец? (приложение 7).
8. Выполнение №83 в рабочей тетради: записать определение «рефлекса».
Рефлекс – это адекватная (т.е. правильная) ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при посредстве нервной системы.
9. Вопрос:
-Как вы думаете, могут быть рефлексы у инфузории туфельки, у амёбы?
Вывод: работа нервной системы осуществляется на основе рефлексов. Они могут быть направлены на удовлетворение потребностей организма в пище, воде, безопасности и способствуют выживанию организмов.
10. В ходе эволюции нервная система прошла несколько этапов развития: (приложение 8)
1 этап – диффузная, или сетчатая система (гидра) – выполнение №82 в рабочей тетради;
2 этап – узловая нервная система (черви, насекомые, моллюски и ракообразные) – выполнение №84 в рабочей тетради;
3 этап – нервная трубка (позвоночные).
11. Вопросы по учебнику:
а) Где находится у дождевого червя самый крупный нервный узел?
б) Почему передний конец червя обладает наибольшей чувствительностью?
Вывод: у дождевого червя образуется подобие головного мозга, возбуждение по нервам передаётся в определённом направлении, и это даёт выигрыш в быстроте и точности ответных реакций.
12. У насекомых и др. членистоногих животных нервная система имеет тоже узловой тип строения, но поведение их более сложное. Как вы можете это объяснить? (приложение 9,10).
13. Приведите примеры сложного поведения насекомых, так называемых общественных животных (сооружение муравейников, «разделение труда» у муравьёв и пчёл, «танцы» пчёл, построение сот). (приложение 11-13).
Вопросы:
а) Что лежит в основе этих видов деятельности?
б) Указать отличие инстинкта от рефлекса и записать определение в тетради.
Инстинкт – врождённый комплекс определённых, особых для каждого вида реакций на воздействие среды.
III. Закрепление изученного материала.
Привести примеры того, что простейшие животные обладают чувствительностью.
Перечислите отделы нервной системы дождевого червя.
Назвать виды нервной системы и её функции у животных. Привести примеры.
IV. Домашнее задание.
Изучить с.110-114 до слов «У позвоночных…», вопросы 1-4,6-7 с.121, словарь.
Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения урока биологии по ознакомлению учащихся с регуляцией процессов жизнедеятельности одноклеточных животных, кишечнополостных, червей и насекомых с использованием компьютерных технологий.
Координация и регуляция - Сонин 6 класс (ответы)
122. Дайте определение
Раздражимость - это способность организмов реагировать на воздействие окружающей среды
123. Каие системы обмеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма?
Нервная и эндокринная
124. Дайте определения и приведите примеры
Рефлекс - это стереотипная реакция живого организма на раздражитель, проходящая с участием нервной системы
Примеры: дыхание, пищеварение
Инстинкт - это врожденный комплекс видовых определенных реакций на раздражение окружающей среды
Примеры: материнский инстинкт, инстинкт самосохранения
125. Рассмотрите рисунки. Напишите типы нервных систем животных, изображенных на рисунках, и подпишите части нервных систем (где это возможно)
126. Охарактеризуйте особенности строения нервной системы позвоночных
Нервная система хордовых состоит из 2-х отделов: Головной мозг и Спинной мозг. Головной мозг регулирует все сознательные операции, которые поддаются нашему влиянию (которые мы может регулировать), например, двидения, речь, положение тела пространстве и т.д. Спиной мозг регулирует все процессы, проходящие в организме без вмешательства человека (их регулировать мы не можем), например, поддерживание постоянной температуры тела и циркуляция крови по сосудам
127. Рассмотрите рисунок. Подпишите отделы нервной сситемы пзвоночного животного (лягушки)
128. Объясните, с развитием какой системы связано более сложное поведение птиц по сравнению с рыбами, земноводными и пресмыкающимися
Нервной
129. Рассмотрите рисунок. Подпишите части головного мозга млекопитающего, обозначенные цифрами
1. Передний мозг
2. Средний мозг
3. Задний мозг
130. Чем эндокринная регуляция отличается от нервной
Нервная системаолучает импульсы и выдает ответную реакцию, а эндокринная в ответ на импульс выделяет секрет
131. Сравните регуляцию процессов жизнедеятельности у растений и животных. В чем сходство и различия?
У обоих присутствует гуморальная регуляция, а вот нервная - только у животных
132. Как ростовые вещества влияют на жизнедеятельность растений?
Ростовые вещества - это органические соединения, способствующие активизации биохимических процессов в клетках растений, регенерации и образованию корневой системы
pobio.ru
Урок 24: | Эндокринная система. Ростовые вещества растений. | ||||
Цели деятельности учителя | Способствовать формированию представлений о роли эндокринной системы в регуляции жизнедеятельности сложноорганизованных животных, о влиянии гормонов на обмен веществ в организме, о взаимосвязи нервной и гуморальной регуляции. Создать условия для формирования умений работать с учебной литературой с различными источниками информации, решать проблемные задачи, делать схемы, рисунки. | ||||
Тип, вид урока | Комбинированный | ||||
Личностные (УУД) | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новомуматериалу; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. | ||||
Предметные результаты | Научатся характеризовать влияние гормонов на обмен веществ в организме и взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции. Получат возможность научиться объяснять роль эндокринной системы в регуляции жизнедеятельности сложноорганизованных животных; работать с различными источниками информации. | ||||
Метапредметные универсальные учебные действия | Познавательные:осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные:прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу. | ||||
Образовательные ресурсы урока | Мультмедийная презентация по теме. Электронное приложение к учебнику (начиная с 10 кадра.): www.drofa.ru | ||||
Организационная структура урока | |||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
I. Оргмомент | |||||
II. Мотивация к изучению нового материала | |||||
Объявление темы урока и совместная с учащимися постановка целей и задач урока. Эмоциональная настройка учащихся на урок. Мотивирует – кто отлично работает, тот получает оценку и освобождается от тестирования по теме и получает звание «Лучший эндокринолог». | Слушают и осуждают тему урока. Пытаются формулировать цели урока. | РУУД ставят проблему. Определяют пути её решения. Работают по плану. Сверяясь с целью. | |||
III. Актуализация опорных знаний урока | |||||
Фронтальная беседа по вопросам: 1. Что такое чувствительность? 2. Как реагируют простейшие на соль? 3. Есть ли у простейших животных НС? А у растений? 4. Есть НС у гидры? Какого типа? 5. Какая НС у дождевого червя? У насекомых и моллюсков? 6. Каково строение НС у позвоночных животных? 7. На какие отделы делится головной мозг позвоночных животных? 8. А что же будет, если нарушится НС? | Работают по карточкам. Применяют ранее полученные знания. | ЛУУД формируют собственное мировоззрение о целостности мира. | |||
IV. Усвоение новых знаний и способов действий | |||||
Фронтальная подводящая беседа. 1.Регуляция – важнейший процесс. Одна система – ненадёжна, должен быть надежный партнер! Смысловое чтение и запись тезисов в тетрадь. 2. Что такое эндокринная система – её способ регуляции химические вещества – гормоны. Которые выделяются ЖВС. 3. На что влияет ЭС?
4. Эндокринная система у высших позвоночных животных представлена железами внутренней секреции: А. Щитовидная железа – влияет на рост и развитие. Б. Гипофиз – маленькая железа ГМ – вырабатывает более 10 гормонов – влияет на обмен веществ, рост и другие процессы (работа с рисунками). 5. Ростовые вещества растений- это химические вещества, которые влияют на обмен веществ растений: - усиливают или замедляют рост и развитие клеток; - влияют на закладку и развитие почек; - много ростовых веществ на верхушке побегов и кончике корня (Работа с рисунками на странице 109). 6. Рефлексы: А. Безусловные - врожденные (отдёргивание руки от горячего предмета). Б. Условные – это рефлексы, приобретённые в результате жизненного опыта. В. Нервный импульс – волна возбуждения, которая распространяется по нерву. | Отвечают на вопросы учителя, делают выводы. Приходят к выводу об открытости живых систем.Работают с рисунками учебника, составляют схему. Рассматривают рисунки, видеоролики. | ПУУД представляют информацию в виде схем. КУУД излагают своё мнение. ЛУУД формируют собственной мировоззрение. РУУД работают по плану, сверяясь с целью. ЛУУД осознают целостность мира. | |||
V.Первичное осмысление и закрепление изученного материала | |||||
Фронтальная беседа по вопросам: 1. Что такое раздражимость? Является ли это свойство обязательным для любого существа? Приведите примеры проявления раздражимости. 2. В чём заключается роль НС? 3. Что такое рефлекс? Какие бывают рефлексы? 4. Почему врожденные рефлексы называют безусловными. А приобретенные – условными? Продемонстрируйте безусловный и условный рефлексы, объединившись в пары. 5. Приведите примеры условных и безусловных рефлексов с которыми вы сталкиваетесь в повседневной жизни. 6. С чем связано различие в строении ГМ у различных позвоночных? 7. Почему тигров дрессировать легче, чем крокодилов? 8. Как связаны понятия «рефлекс» и «Инстинкт»? 9. Что такое гормоны? 10. Сравните нервную и эндокринную регуляцию по следующим параметрам (составление сравнительной таблицы): Анализ таблицы, построение выводов.11. Приведите примеры нервной и эндокринной регуляции своего организма. 12. Сравните регуляцию растений и животных. 13. Можно ли искусственно вызвать линьку и спячку зверей для которых они характерны? Ответ поясните. Работа с электронными тестами. | Отвечают на вопросы. Заполняют таблицу. | КУУД излагают своё мнение. ПУУД переводят одну знаковую систему в другую. Анализ таблицы. ПУУД строят логические рассуждения, доказывают свою правоту. | |||
VI. Рефлексия учебной деятельности | |||||
В целом на уроке мне работать было… Мне мешало…. Лучше всех работали…. Т.к. Я сам работал…. Мне было интересно….. Я теперь понял… Но мне не совсем понятно…. | Анализ работы на уроке класса, самооценка. | ПУУД делают выводы. ЛУУД аргументированная оценка своих и чужих поступков. | |||
VII. Подведение итогов | |||||
Координация и регуляция жизнедеятельности организмов осуществляется благодаря работе нервной и эндокринной систем. В основе деятельности НС лежат рефлексы. Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая с помощью НС. В основе работы ЭС лежит действие химических веществ – гормонов. | Выделяют главное. Делают выводы по содержанию урока. | ПУУД анализируют и делают выводы. КУУД принимают чужое мнение. | |||
VIII. Домашнее задание | |||||
Учить §14 – весь. Особое внимание на эндокринную систему. . | Уточняют и записывают домашнее задание. |
infourok.ru
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время(в мин) |
1 | Организационный момент. | 1.П риветствует детей. 2.Фиксирует отсутствующих. 3. Проверяет готовность к уроку. 4. Создает положительный настрой, ориентируя на взаимодействие, взаимовыгодное сотрудничество. Слайд 1. (Приложение 1). | Настраиваются на работу. Концентрируют внимание. Фиксируют тему урока в тетради. | 1 мин. |
2. | Актуализация знаний и умений учащихся. Проверка домашнего задания. | 1. Используя, слайды презентации задает вопросы обучающимся (фронтальный опрос): – У каких организмов впервые появляется нервная система? – Что такое рефлекс, приведите примеры рефлексов? – Как усложнялось строение нервной системы? 2. Предлагает обучающимся выполнить задание – выбрать верные утверждения (приложение 2). Слайды 2–6. | Рассматривают слайды, анализируют иллюстрации и отвечают на вопросы.
Слайды 2-3. Выбирают верные утверждения, проверяют результат (в парах). Слайды 4-6. |
8 мин. |
3. | Введение новой информации | 1. Демонстрирует слайды, объясняет материал, задает вопросы детям. – Чем отличаются растения друг от друга? – Какую роль в этом играют ростовые вещества? – Что такое ростовые вещества? 2. При затруднениях, возникших во время формулировки ответов на вопросы, предлагает обратиться к материалу параграфа учебника. 3. Заслушивает ответы детей. В случае необходимости корректирует ответы. Слайд 7. | Анализируют информацию, продумывают ответы. Отвечают на поставленные вопросы. Записывают определение ростовые вещества... в тетради. |
7 мин. |
3.1 | Первичное закрепление материала | Организует в форме индивидуальной деятельности анализ опытов с растениями (стр. 123 + живые экземпляры проростков пшеницы). Осуществляет контроль выполнения задания. Слайды 8-9. Предлагает детям выполнить упражнения физкультминутки. (Ветер подул. Дерево закачалось. Веточки к земле клонятся. Ветер стих. Деревце распрямилось, солнышку улыбнулось). |
Самостоятельно выполняют индивидуальное задание в рабочей тетради. Рассматривают выданные объекты, иллюстрации в учебнике. Зарисовывают результаты опыта, делают выводы, что происходит с побегами при удалении верхушечной почки. Выполняют упражнения физкультминутки. |
6 мин. |
3.2. | Применение полученных знаний в новых ситуациях | Используя материал учебника, организует работу в парах, которая предполагает подготовку обучающимися рекомендаций по уходу за садовыми и парковыми растениями и кустарниками. Проверяет результаты работы, вводит понятие ландшафтный дизайн, организует обсуждение результатов и выработку общих рекомендаций (приложение 3). Слайд 10. | Изучают материал учебника, обсуждают. Вырабатывают рекомендации. Записывают общие рекомендации в тетрадь. | 5 мин. |
4. | Введение, расширение новой информации | Вводит понятия эндокринный аппарат, гормоны, железы внутренней секреции. Слайды 11-14. Организует самостоятельную работу с параграфом учебника по группам. – Что такое гормоны? – Какие железы, выделяющие гормоны, вы знаете у животных? – Какую роль играют гормоны в жизни животных? Проверяет правильность выполнения заданий в рабочей тетради. | Анализируют полученную информацию. Объединяются по группам. Высказывают свое мнение, выполняют задания в рабочей тетради. Обмениваются информацией. Дополняют друг друга и корректируют ответы. | 5 мин. |
5. | Закрепление изученного материала. | Предлагает ответить на вопросы № 11–13 на стр. 126 учебника. | Отвечают на вопросы № 11–13 на стр.126, Работают со словарем (приложение 5). | 5 мин. |
6. | Диагностика процесса усвоения учебного материала | Предлагает ответить на вопросы первичного контроля (Приложение 4) Слайды 15-16. | Отвечают на вопросы, осуществляют самопроверку. Слайд 17. | 5 мин. |
7. | Оценка. Самооценка. Рефлексия. | Оценивает работу учащихся. Задает вопросы учащимся: – Что полезного вы сегодня узнали на уроке? – Какие вопросы данной темы вы хотели бы еще изучить? – Что для вас было трудным? | Осуществляют самооценку. Отвечают на вопросы, проводят осознание собственных действий. | 2 мин. |
8. | Домашнее задание. | Сообщает домашнее задание: прочитать стр. 120-123, 126 учебника. Обратиться к диску. Изучить материал урока и выполнить предложенные задания. Использовать интернет – ссылки на стр.126 учебника для получения дополнительной информации по жизнедеятельности организмов. Благодарит за работу на уроке. | Записывают домашнее задание. Слайд 18. Задают вопросы. | 1 мин. Продолжительность урока – 45 минут |
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
"Второй шанс" - блог учителя биологии и химии Носовой Елены Юрьевны.: Регуляция процессов жизнедеятельности.
Доброе время суток, уважаемые шестиклассники!
Сегодня мы познакомимся с регуляцией процессов жизнедеятельности у живых организмов.
Все жизненно важные процессы жизнедеятельности организма растений и животных осуществляются во взаимосвязи и в соответствии с процессами, происходящими во внешней среде. Любые изменения в окружающей среде тотчас влияют на живые организмы, и они перестраивают свою деятельность в соответствии с ними.
На вопрос , как это осуществляется, помогут нам сегодня на уроке ответить такие понятия, как раздражимость, чувствительность, регуляция, координация.
- Раздражимость – общее свойство всех живых организмов, способность отвечать на воздействия окружающей среды определенной реакцией.
- Чувствительность – свойство любого организма воспринимать раздражения из внешней среды и от собственных тканей и органов.
- Регуляция – направление, упорядочивание.
- Координация – согласование, соподчинение, установление взаимосвязи между какими либо действиями, явлениями, понятиями.
- Эвглена зеленая имеет специальный органоид светоощущения – стигму или светочувствительный глазок.
- Инфузория – туфелька имеет особые волокна, которые пронизывают ее и координируют работу ресничек. Если их повредить, то биение ресничек станет беспорядочным, а движение инфузории хаотичным.
Движения простейших называют таксисами или тропизмами.
Типы нервных систем.
В ходе эволюции процессы координации и регуляции усложнялись, совершенствовались. Так впервые появилась нервная система.- Диффузная нервная система – у кишечнополостных. Иначе она называется сетчатая.
В анимации показано, что в ответ на укол, гидра сжимается в комок. Это рефлекс - адекватная (т.е. правильная) ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при посредстве нервной системы.
? Как вы думаете, могут ли быть рефлексы у инфузории туфельки, у эвглены зеленой.
Вероятно нет, т.к. это одноклеточные организмы и у них не может быть нервной системы, а без нее нет и рефлекса!
Таким образом, работа нервной системы осуществляется на основе рефлексов.
Они могут быть направлены на удовлетворение потребностей организма в пище, воде, безопасности и способствуют выживанию организмов.
В ходе эволюции нервная система прошла несколько этапов развития. С наиболее древней, диффузной характерной для кишечнополостных мы уже познакомились.
- Есть и третий тип - нервная трубка у позвоночных животных. Этот тип более подробно мы рассмотрим в следующим сообщении.
vtor-ch.blogspot.com
Ответ §13. Координация и регуляция
102) Дайте определение
103) Какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма?
104) Дайте определения и приведите примеры
-
Ответ: Рефлекс – это стереотипная реакция живого организма на раздражитель, проходящая с участием нервной системы.
Примеры: дыхание, пищеварение.
Инстинкт – это врожденный комплекс видовых определенных реакций на раздражение окружающей среды.
Примеры: материнский инстинкт, инстинкт самосохранения.
105) Рассмотрите рисунки. Напишите типы нервных систем животных, изображенных на рисунках, и подпишите части нервных систем (где это возможно).
-
Ответ:
106) Рассмотрите рисунок. Подпишите отделы нервной системы позвоночного животного (лягушки).
-
Ответ:
107) Объясните, с развитием какой системы связано более сложное поведение птиц по сравнению с рыбами, земноводными и пресмыкающимися
108) Рассмотрите рисунок головного мозга млекопитающего. Напишите названия структур, обозначенных цифрами
-
Ответ: 1 – передний мозг
2 – средний мозг
3 – задний мозг
109) Чем эндокринная регуляция отличается от нервной?
-
Ответ: Нервная система получает импульсы и выдает ответную реакцию, а эндокринная в ответ на импульс выделяет секрет.
110) Сравните регуляцию процессов жизнедеятельности у растений и животных. В чем их сходство и различия?
111) Как ростовые вещества влияют на жизнедеятельность растений?
-
Ответ: Ростовые вещества – это органические соединения, способствующие активации биохимических процессов в клетках растений, регенерации и образованию корневой системы.
112) Вставьте пропущенные буквы
-
Ответ: Раздражимость, возбуждение, инстинкт, гармон, гипофиз, нейрон.
tetrab.ru