Презентация - Окружающий мир 3 класс «Лесные производители». Сообщение на тему растения леса 3 класс
3 класс. Окружающий мир. Лес и его обитатели - Лес и его обитатели
Комментарии преподавателя
Есть ли в вашем крае лес? Может быть, это тайга? Северные леса, в которых преобладают хвойные деревья: ель, сосна, лиственница, пихта. А может, это смешанный лес? Лес, в котором растут и лиственные и хвойные деревья. А может, это лиственный лес? Здесь преобладают лиственные деревья: береза, липа, осина, дуб.
Что же такое лес (рис. 1)? Лес невозможно представить без деревьев, кустарников, мхов, лишайников, грибов, животных. Всем им для жизни необходимы свет, вода, воздух, питательные вещества. Однако они приспособились жить рядом, не мешая друг другу. Как же это им удается?
Рис. 1. Лес (Источник)
Лес можно сравнить с большим многоэтажным домом. Растения растут в несколько ярусов, только считают эти ярусы сверху вниз. Самые высокие деревья образуют верхний ярус, немного ниже – низкорослые деревья, еще ниже ярус кустарников и ярус трав, самый нижний ярус занимают мхи и лишайники.
Давайте рассмотрим ярусы лиственного леса. В таком лесу первый ярус занимают кроны самых светолюбивых деревьев. Это дуб, липа, береза, клен, осина, сосна, ель (рис. 2–4).
Рис. 2. Осина (Источник)
Рис. 3. Дуб (Источник)
Рис. 4. Клен (Источник)
Низкорослые деревья – рябина, черемуха, ива – растут под пологом высоких. Они приспособились жить в тени, это второй ярус (рис. 5, 6).
Рис. 5. Черемуха (Источник)
Рис. 6. Ива (Источник)
Третий ярус – ярус кустарников: малина, калина, крушина, орешник, шиповник, жимолость (рис. 7–11).
Рис. 7. Калина (Источник)
Рис. 8. Крушина (Источник)
Рис. 9. Орешник (Источник)
Рис. 10. Шиповник (Источник)
Рис. 11. Жимолость (Источник)
Эти растения никогда не смогут подняться до первого яруса, они всегда будут оставаться внизу, под лесом. Поэтому кустарниковый ярус называют подлеском. Четвертый ярус – ярус кустарничков – черника, брусника – и трав, таких как ландыш, кислица (рис. 12–14). Лесные травы более теневыносливые, чем, например, луговые.
Рис. 12. Черника (Источник)
Рис. 13. Брусника (Источник)
Рис. 14. Кислица (Источник)
В пятом ярусе растут растения, которым для роста и развития не нужно много света, – это мох и лишайник (рис. 15, 16).
Рис. 15. Мох (Источник)
Рис. 16. Лишайник на камне (Источник)
Мхи хорошо впитывают и удерживают влагу, создавая тем самым условия роста для остальных растений. Лишайник – единый организм, который состоит из гриба и водоросли. Лишайники растут не только на земле, но и на камнях и коре деревьев.
Растения цветут в разное время. Ранней весной, когда на деревьях еще нет листьев и они не мешают лучам солнца проникать до самой земли, цветут первые травянистые растения: перелески, ветреницы.
Корни растений также располагаются ярусами. Глубже всех расположены корни самых высоких деревьев, немного выше – корни кустарников, а еще ближе к поверхности почвы – корни травянистых растений.
Как люди в большом доме, так и животные проживают на разных этажах в лесу. Место квартиры каждого зависит от того, кто чем питается и где находит себе укрытие. Верхний ярус лесного дома занимают насекомые, которые питаются листьями и почками деревьев. Так в кроне дуба живут майские жуки, жук-олень, желудевый долгоносик, дубовая листовертка, дубовая орехотворка (рис. 17–19).
Рис. 17. Жук-олень (Источник)
Рис. 18. Желудевый долгоносик (Источник)
Рис. 19. Дубовая листовертка (Источник)
Птицы, которые питаются насекомыми, тоже обитают здесь, это зяблики, щеглы, пищухи и дятлы (рис. 20–22).
Рис. 20. Зяблик (Источник)
Рис. 21. Щегол (Источник)
Рис. 22. Пищуха (Источник)
Они вьют себе здесь гнезда и укрываются от хищников. С верхних ярусов леса высматривают себе добычу хищники: ястреб, сокол, красный коршун, филин, сова (рис. 23–25).
Рис. 23. Ястреб (Источник)
Рис. 24. Сокол (Источник)
Рис. 25. Красный коршун (Источник)
В кронах второго яруса и на кустарниках кормятся дрозды, славки, синицы, снегири (рис. 26, 27).
Рис. 26. Дрозд (Источник)
Рис. 27. Славка (Источник)
Вместе с ними соседствуют мелкие зверьки: белки, бурундуки (рис. 28).
Рис. 28. Бурундук (Источник)
Они находят здесь себе пищу и убежище от врагов. Листьями деревьев, кустарников, травами питаются более крупные животные: косуля, лось, кабан, заяц (рис. 29, 30).
Рис. 29. Косуля (Источник)
Рис. 30. Кабан (Источник)
В зарослях кустарника и среди молодых деревьев им легче укрываться от врагов, кому от лисицы, кому от волка. В траве живут грызуны, они едят зеленые растения и их семена. Рядом с ними соседствуют ежи, их основная пища – насекомые и дождевые черви. Густая трава и подземные норы служат им защитой от врагов. В лесной подстилке можно увидеть червей, улиток, клещей, насекомых, ими питаются пауки, хищные жуки – жужелицы. На насекомых охотятся змеи и ящерицы, которые сами становятся добычей для хищных животных. В почве живут черви, кроты, землеройки.
Лес называют природным сообществом. Все обитатели леса: растения, грибы, животные, микробы – живут совместно в одних и тех же природных условиях. Растения и животные связаны цепями питания. Пищевые связи, безусловно, главные в обществе растений и животных. Но кроме них между организмами существуют и другие, не менее важные связи для их жизни. Растения дают животным возможность укрываться от жары, от врагов. Птицы используют листья и стебли растений при строительстве своих гнезд. Животные помогают при распространении семян и плодов растений. Некоторые роют норы и подземные ходы, что способствует проникновению воды и воздуха к корням растений. Грибы и бактерии перерабатывают остатки растений и животных в минеральные соли, которые поглощают растения.
Кроме того, нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников и трав и помогают им добывать из почвы воду, с растворенными в ней солями.
Все обитатели леса не могут существовать независимо друг от друга, они живут в сообществах и помогают друг другу, поэтому лес называют природным сообществом.
Какое звено в лесных цепочках самое главное? Это растения, с листьями, плодами, шишками, от них зависит жизнь всех обитателей леса. Попробуем составить несколько лесных цепочек. Гусеница поедает растения – синичка поедает гусениц – за синицей охотится сокол. Мышка питается колосками растений – ласка поймала мышку – ласку может сова ночью схватить. В коре дерева проедает свой ход личинка жука-усача, она питается древесиной – дятел стал долбить кору дерева и схватил личинку – за дятлом охотится хищник, например ястреб. Вот и получается, что все лесные жители зависят друг от друга.
Сегодня на уроке вы получили знания о многообразии растительного и животного мира леса, узнали о том, что лес – это природное сообщество.
источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/3-klass/prirodnye-soobschestva/les-i-ego-obitateli
источник презентации - http://prezentacii.com/po-okrujayuschemu-miru/14109-les-prirodnoe-soobschestvo-3-klass.html
источник видео:
http://www.youtube.com/watch?v=3HnRgS_gmlU
http://www.youtube.com/watch?v=LTDxb_i9RHo
http://www.youtube.com/watch?v=v_g3vF7mXbM
www.kursoteka.ru
Окружающий мир 3 класс «Лесные производители»
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Лесные производители.Окружающий мир, 3 класс
Слайд 2
Определяем проблему урокаКакое вы заметили противоречие?Какой возникает вопрос?Какие производители населяют экосистему леса?Тема урока: «Лесные производители».Как красиво в зимнем лесу!Обычный лес, просто много деревьев.Лес – это сложная экосистема. В ней растут не только деревья, но и кустарники, и травы.
Слайд 3
Вспоминаем то, что знаем.Какова роль производителей в экосистеме?Производители, или «кормильцы», – это растения. Они поглощают из воздуха углекислый газ, а из почвы –воду и минеральные (неорганические) питательные вещества, например соли. Из них на свету производятся богатые энергией сложные органические вещества. Этот процесс называется фотосинтезом. Созданные в результате фотосинтеза вещества служат строительным материалом самим растениям, а затем пищей другим организмам. При фотосинтезе производители выделяют кислород, необходимый для дыхания.
Слайд 4
Совместное открытие знанийЛес — это экосистема из нескольких «этажей»деревьякустарникитравы
Слайд 5
Совместное открытие знанийКакие преимущества имеют деревья перед травами? Что дают деревья растениям нижних «этажей»?Высокие деревья составляют верхний «этаж» леса. Им достаётся больше солнечного света. Кустарники, травы и мхи вынуждены мириться с затенением. Зато деревья дают им прохладу и влажность в жару, защищают от сильных ветров. Каждое растение приспособилось к своему «этажу» и не может жить вне леса.
Слайд 6
Совместное открытие знанийДеревья — главные производители леса.хвойныелиственныеельсоснакедрберёзатопольивадуб
Слайд 7
Совместное открытие знанийОбъясните с помощью текста, почему дерево не могло бы жить без своих частей: листьев, ствола, корней.вода и минеральные соли движутся из корней в кронуорганические вещества движутся из кроны к корнямДеревья — многолетние растения с крепким одревесневшим стеблем.
Слайд 8
Совместное открытие знанийЛесные кустарникиКустарник — многолетнее растение, у которого не сколько твёрдых стеблей ответвляется от общего корня.бересклеторешникможжевельникбузинамалина
Слайд 9
Совместное открытие знанийЛесные травыТравы — растения с мягкими зелёными стеблями.седмичникландышвенерин башмачокхохлаткакупальницакопытеньпечёночницаземляника
Слайд 10
Применяем знанияВыполните в рабочей тетради задание 2 (Н) стр.29. Проверьте себя.хвойныелиственные
Слайд 11
Применяем знанияВыполните в рабочей тетради задание 6 (М) стр.30. Проверьте себя.По стволу дерева к кроне поднимается ________, которую испаряют лучи Солнца. Если деревья вырубить, эта вода _______________________________. водабудет застаиваться в почве. Произойдет заболачивание почвы.
Слайд 12
Источники информации:1. Тексты, задания и иллюстрации из учебника и рабочей тетради для 3-го класса Окружающий мир «Обитатели Земли» А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С.Раутиан. 2. Задания из Методических рекомендаций для учителя по курсу окружающего мира для 3-го класса А.А. Вахрушев, Е.А. Самойлова, О.В. Чиханова. 3. Изображения с http://images.yandex.ru 4. Авторские задания.
lusana.ru
ДОКЛАД О ЛЕСНЫХ ТРАВАХ 3 КЛАСС: Доклад про бурого медведя | Не ври
На этом сайте я собираю коллекцию докладов. Доклады на сайте небольшие, но содержательные. На болотах в заболоченных лесах встречается около 300 видов цветковых растений. При низовом пожаре сгорает лесная подстилка, лишайники, мхи, травы, опавшие на землю ветки и т.п. Бурый медведь — крупнейший лесной обитатель, хищник. Совсем по-другому выглядят лесные болота.
Сочетания лесных растений образуют пейзажи неповторимой красоты. Как только растает снег, на земле, среди прошлогодней травы, появляются пушистые бутончики. Через пару недель они превратятся в фиолетовые цветы с таинственным названием сон-трава.
Подписи к слайдам:
Сон-трава или прострел — это многолетнее травянистое растение до 40 см высотой, относится к семейству лютиковых. Размножение: В теплое время года самка приносит по 2—3 приплода от 3 до 6 детенышей в каждом приплоде.
Содержание этих видов такое же, как и белых мышей. В корм используют семена различных растений, насекомых и их личинок. Включить мультимедийный учебник, урок 6, №3. Остановить после слова «травы». Это многолетние растения с твердым стеблем. Большинство вопросов получают ответ в течение 10 минут Войди и попробуй добавить свой вопрос.
Привет! Тебе нужна помощь по школьным предметам? Обыкновенный уж – неядовитые змеи. Ужи встречаются в травянистых болотах. Он образует плавни в устьях рек, заросли в мелководьях озер и на засоленных побережьях морей, фитоценозы на открытых и лесных низинных и переходных болотах. На болотах в оптимальных условиях он достигает высоты 2м, а в крайних – всего 50-70см.
Для того чтобы понять это нужно разобраться в том, как возникают болота. Все болота делятся на низинные и верховые. Растительный мир Земли необычайно разнообразен. Растения нуждаются в охране. О чем рассказывают легенды про Сон-траву? Живет в лесных массивах в Сибири, на Дальнем Востоке, на Камчатке, в горных лесах Кавказа.
В воде медведь не любит нырять и держит голову на поверхности. Осенью бурый медведь активно готовится к зиме — он ест желуди, орехи, дикие яблоки и груши, тутовник и черешню. Они нередко оказывают отрицательное воздействие на окружающую природу.
Внешний вид и поведение
Причины возникновения пожаров в лесу принято делить на естественные и антропогенные. На сегодняшний день доля естественных пожаров (от молний) составляет около 7%-8%, то есть возникновение большей части лесных пожаров связано с деятельностью человека. Иногда пожары специально вызывают искусственно. Такие пожары принято называть управляемыми.
Бесплатная помощь с домашними заданиями
Лес называют зелёным океаном земли, бесценным даром природы. Другое название растения — прострел- тоже связано с легендой. Когда-то в стародавние времена за широкими листьями этой травки от Архангела Михаила прятался бес. Но скрыться ему не удалось. Архангел пустил стрелу молнии, которая убила беса, прострелив листья растения, превратив их в узенькие полосочки.
Если цветок не сорвать, к лету на его месте образуется плод, похожий на пушистый столбик с семенами внутри. Осенью семена можно посадить в землю, тогда весной они прорастут. В настоящее время люди научились выращивать прострел на приусадебных участках. В спячку не залегает. Мышата развиваются так быстро, что в возрасте 2,5-3 месяцев уже сами могут давать потомство.
Фольклор: С мышами и крысами связано великое множество легенд и суеверий. У народов Востока они считались символом Земли или порождением грома, а в Европе — ведьминским скотом, предвестниками мора, голода и прочих несчастий (что в значительной степени оправдано). В западноевропейской живописи мышь или крыса — эмблема сатаны. Прочитайте диалог наших героев в учебнике на с.58. Чем различаются их мнения?…
Учим уроки вместе
Как вы думаете, какие «этажи» можно выделить в экосистеме леса?… К каким двум группам их можно отнести?… Познакомимся поближе с каждой группой растений. 1.Рассмотрите рисунок на с. 59, ответьте на вопрос к нему. Выделите отличительный признак для деревьев. Деревья бывают лиственные и хвойные. Или помоги другим с ответом! Это ядовитые змеи, длина тела реже 1м. Их укус, хотя и болезненный, но не смертельный, если своевременно оказана медицинская помощь.
Слайд 5 Легенда о сон-траве С этим растением связано очень много легенд, сказаний и поверий. Сон-трава — растение легендарное и называют его «прострел». Содержание в неволе: В неволе лесные мыши быстро привыкают к человеку и становятся ручными. При беглом низовом пожаре сгорает верхняя часть напочвенного покрова, подрост и подлесок. Этот материал используется на классном часе. Как-то случайно в одном из журналов нашла сказку про волшебную траву. Решила поставить сценку в классе.
Похожие материалы:
velnosty.ru
Презентация в 3 классе по предмету "Человек и мир" на тему "Растения леса"
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 6 г.Могилёва»
Урок по предмету
«Человек и мир» в 3 «Б» классе на тему «Растения леса»
Учитель начальных классов
Кривушкина Светлана Олеговна
Проверка домашнего задания
Тема
«Растения леса»
Узнай по описанию
Дерево с мелкими листьями, стволом необычного цвета – с чёрными чёрточками и полосками.
Берёза
Могучее дерево с мощным стволом и мощной кроной,
с поздно появляющимися листьями, по форме напоминающими перо, плоды – жёлуди.
дуб
Ствол тёмный, бархатистый, пышная густая крона, листья по форме напоминают сердечко, пучки жёлтых душистых цветков, пучки орешков
с «крылышком».
липа
Ствол зеленоватый, гладкий, листья округлые с выемками, сверху тёмно-зелёные, снизу серовато-зелёные, на длинных сплюснутых с боков черешках, дрожат даже при слабом ветре.
осина
Крупные резные зубчатые листья, разноцветные осенью, плоды – двухкрылатки.
клён
Ствол внизу темного цвета, сверху золотисто-оранжевый; иголки длинные, расположены на ветке по две, смолистая древесина.
сосна
Крона пирамидальная, ветви до самой земли, иголки колючие, короткие, шишки крупные цилиндрические.
ель
леса
хвойные
смешанные
лиственные
Работа в группах
Ярусы леса
мхи и лишайники
де ревья
кустарники
травы
Рубрика
«Это интересно»
Домашнее задание
с.53-58, ответить на вопросы, подготовить краткое сообщение или загадку-описание об одном
из растений леса(для желающих)
Игра «Проверь себя»
Продолжи фразы:
- Лес бывает ….
- Лес состоит из …
- Лес для меня – это ….
Спасибо за урок!
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 6 г.Могилёва»
Урок по предмету
«Человек и мир» в 3 «Б» классе на тему «Растения леса»
Учитель начальных классов
Кривушкина Светлана Олеговна
Найди лишнее
Орешник или лещина – невысокий кустарник, листья его похожи на листья дуба.
Найди лишнее
Орешник или лещина – невысокий кустарник, листья его похожи на листья дуба .
Найди лишнее
Малина – колючий кустарник с целебными ароматными синими ягодами; листья по форме напоминают сердце.
Найди лишнее
Малина – колючий кустарник с целебными ароматными синими ягодами ; листья по форме напоминают сердце .
Найди лишнее
Можжевельник – вечнозелёный кустарник; хвоинки расположены на одной ветке; у него красные с сизоватым налётом шишки.
Найди лишнее
Можжевельник – вечнозелёный кустарник; хвоинки расположены на одной ветке; у него красные с сизоватым налётом шишки.
Игра «Проверь себя»
- Лес бывает ….
- Лес состоит из …
- Лес занимает ….
- Лес для меня – это ….
compedu.ru