Урок на тему "Образование плодов; размножение и расселение растений с помощью семян. Разнообразие плодов: сухие и сочные, раскрывающиеся и нераскрывающиеся, односемянные и многосемянные.". Плоды и расселение растений с помощью семян
Образование плодов; размножение и расселение растений с помощью семян.
Ответы: 1-Е, 2-Г, 3-3, 4-Б, 5-В, 6-А, 7-Д, 8-Ж
Ответьте на вопросы:
1.Какие части цветка участвуют в половом размножении?
2. Что называют опылением?
3. Какие виды опыления вам известны?
4. Каковы особенности насекомоопыляемых растений?
5. Какие приспособления существуют у ветроопыляемых растений?
6. Что такое оплодотворение растений?
7.Отличаются ли понятия «опыление растений» и «оплодотворение растений» или это слова-синонимы?
8. Из какой части цветка образуется плод?
Решите данные да доске уравнения
Пестик + …….(тычинка)= главные части цветка Рыльце + ……(столбик)+ завязь =…….. (пестик)……. (пыльник)+ тычиночная нить = ……(тычинки)Венчик + …….(чашечка) = околоцветник
Составьте логическую цепочку: плод, опыление, оплодотворение, цветок.
III. Изучение нового материала:
Весной повис-
Всё лето кис,
А сладок стал –
На землю пал. (Плод)
Итак, сегодня на уроке мы будем изучать плоды, их образование, и их виды. И в конце урока мы должны ответить на вопрос.
На месте чего образуются плоды и для чего они нужны?
Плод – это орган размножения цветковых растений, развивающийся из цветка и содержащий в себе семена.
Функции плода:
обеспечивают защиту,
развитие и созревание семян,
осуществляют их распространение по земной поверхности.
Плод образуется в результате ряда изменений, происходящих в цветке после опыления и оплодотворения.
На месте чего образуется плод? (На месте цветка)
Итак, весной цветут яблони, вишни. Что останется на растении после того, как растение отцветёт? (На месте цветка останется плод)
Перечислите, у каких растений есть плоды.( вишня,груша, горох и т.д.)
Итог: плод образуется только на месте цветка. ( запись в тетрадь)
Плод состоит из околоплодника и семян.
Околоплодник – это разросшиеся и видоизмененные стенки завязи. Основная функция околоплодника - защита формирующихся семян от механических повреждений, пересыхания и различных неблагоприятных воздействий окружающей среды.
Классификация плодов:
1) По числу семян выделяют односемянные и многосемянные плоды
- Приведите примеры растений с односемянными и многосемянными плодами.
(Ответы учащихся.)(односем. –пшен, подсолн. многосем-томат, тыква и др. )
2) Кроме того, по характеру околоплодника плоды можно разделить на сухие и сочные.
- Какая часть плода может быть сочной? (Ответы учащихся.)
Обычно у сочных плодов бывает сочный околоплодник. Но, например, у клубники и земляники семена расположены на сочном разросшемся цветоложе.
- Приведите примеры сухих и сочных плодов из тех, которые лежат на ваших столах (виноград, яблоко, груша, семечки, пшеница, горох). (учащиеся отбирают плоды по группам сухие и сочные.)
У сухих плодов околоплодник плотный, одревесневший и сухой. В них нет сочной мякоти.
Разнообразие плодов :
Ягодовидные плоды – сочные плоды с мякотью, покрытый снаружи тонкой кожицей. Внутри плодов много мелких семян.
Чаще всего многосемянные, но встречаются и односемянные ягоды, например, у барбариса.
Ягода - сочный многосемянный плод, семена распределены в мякоти плода.
Яблоко – в его образовании, кроме завязи, принимают участие нижние части тычинок, лепестков, чашелистиков и цветоложе. Семена лежат в плёнчатых сухих камерах.
Тыквина – семена лежат в сочной мякоти плода, наружный слой околоплодника деревянистый.
Померанец – ягодный плод: апельсин, лимон, мандарин, грейпфрут.
Ореховидные плоды – это односемянные, нераскрывающиеся плоды с сухим околоплодником.
Орех- околоплодник деревянистый, семя лежит свободно.
Желудь – Околоплодник менее жёсткий, чем у ореха, у основания плод окружён защитным покровом.
Семянка – Околоплодник прилегает к единственному семени, но не срастается с ним.
Зерновка – Плёнчатый околоплодник срастается с семенной кожурой единственного семени.
Крылатка – плод с кожистым околоплодником с выростом виде крыла.
Многоорешек (фрага) – с разросшимся при созревании мясистым цветоложем.
Коробочковидные плоды – это многосемянные, обычно раскрывающиеся плоды с сухим околоплодником.
Боб - плод вскрывается двумя створками. Когда боб созревает, створки его подсыхают и, скручиваясь, выбрасывают семена.
Стручок – Имеет две створки, но семена в стручке располагаются не на створках, как у боба, а на перегородке плода.
Коробочки – Многочисленные семена высыпаются через специальные отверстия или трещины в стенках коробочки.
Костянковидные:
Костянка – это сочные плоды с тонкой кожицей, мякотью и одревесневшим внутренним слоем околоплодника – косточкой, внутри которой находится одно семя.
Многокостянка – на белом коническом сухом цветоложе расположены многочисленные сочные костянки. Такой плод у малины, ежевике, костянике, морошке.
Гранатина - многосемянной плод с сочными семенами и кожистым околоплодником.
Способы распространения семян:
Животными
Ветром
Самораспространение
Водой
Человеком
IV. Закрепление.
Демонстрирует задания на интерактивной доске. Предлагает ответить на вопросы. После обсуждения ответов предлагает выполнить следующие задания в парах:
головка мака, так как это многосемянный плод, а семянка и зерновка односемянный;
семянка, так как это односемянный плод, а боб и стручок многосемянные
3) головка мака, так как это сухой плод, а ягода и костянка сочные плоды. Так же вариантом может быть костянка, так как это односемянный плод, а ягода и головка многосемянные;
4) костянка, так как это односемянный плод, а яблоко и ягода многосемянные.
V. Домашнее задание. § 23-24 стр. 79-84
Разгадайте кроссворд. Кроссворд «Плоды» 1. Плод ячменя, пшеницы, ржи. 2. Плод дуба. 3. Плод груши, яблока, рябины. 4. Плод подсолнечника. 5. Плод мака, льна, табака. 6. Плод сливы, вишни, черемухи. 7. Плод капусты, репы, редиса. 8. Плод арбуза, тыквы, огурца, дыни. 9. Плод фундука, лещины. 10. Плод черники, клюквы, смородины. 11. Плод гороха, фасоли, акации. 12. Разросшаяся и видоизменившаяся стенка завязи – часть плода.
infourok.ru
сухие и сочные, раскрывающиеся и нераскрывающиеся, односемянные и многосемянные.
Весной повис- Всё лето кис, А сладок стал – На землю пал.
Тема урока:Образование плодов; размножение и расселение растений с помощью семян. Разнообразие плодов.
Решение проблемной ситуации: Что же такое плод? Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что кочан капусты это плод , а другой с ним не согласен. Как Вы думаете, кто из них прав?
Кочан капусты это не плод , т. к. нет цветка . Кочан – это почка .
«На месте чего образуются плоды и зачем они нужны»
Плод образуется на месте цветка . Плод – это орган цветкового растения.
Плоды образуются на месте цветка.
Плоды нужны для распространения семян.
Плод – важнейший орган размножения цветковых растений, образующийся из цветка после опыления и оплодотворения.
Какие процессы необходимы для образования плода?
Процессы, необходимые для образования плода:
- Образование цветка - Опыление - Оплодотворение - Образование плода
Главные части цветка:
В пыльце формируются
мужские половые
клетки
Пыльца формируется
в пыльниках
Женские половые клетки
(яйцеклетки)
образуются
в семязачатках
в завязи пестика
Двойное оплодотворение
2 Мужские половые клетки – спермии .
1 спермий сливается с яйцеклеткой (оплодотворение)
2 спермий сливается с крупной центральной клеткой , из нее образуется эндосперм .
Классификация плодов
Сочные
Сухие
Классификация плодов
Односемянные
Многосемянные
Если в цветке только один пестик, то плод, развивающийся из него, называют простым (пшеница, горох, вишня). Из цветка, имеющего несколько пестиков, формируется сборный, или сложный, плод (малина, ежевика). Соплодие образуется из целого соцветия в результате срастания нескольких плодов и превращения их в единое целое (ананас, инжир, шелковица, свёкла).
I. Простые плоды
Простые плоды образуются из цветков с одним пестиком.
1.Простые сочные плоды.
а) Ягода – простой сочный многосемянный плод, покрытый тонкой кожицей, в котором семена лежат в мякоти.
1.Простые сочные плоды.
б) Яблоко – простой сочный многосемянный плод, в образовании которого принимает участие цветоложе, нижние части тычинок и лепестков, семена лежат в сухих пленчатых камерах.
1.Простые сочные плоды.
в ) Гесперидий (померанец ) - простой сочный многосемянный плод, у которого внутренняя часть околоплодника имеет вид соковых мешочков.
1.Простые сочные плоды.
г) Тыквина – простой сочный многосемянный плод, имеющий деревянистый наружный слой околоплодника .
1.Простые сочные плоды.
д) Костянка – простой сочный односемянный плод, у которого внутренняя часть околоплодника древеснеет.
2.Простые сухие плоды.
а) Боб – простой сухой многосемянный плод, у которого семена расположены на двух створках.
2.Простые сухие плоды.
б) Стручок – простой сухой многосемянный плод, у которого семена лежат на центральной перегородке .
Стручки
горчицы белой
2.Простые сухие плоды.
г) Орех – простой сухой односемянный плод, у которого древеснеет околоплодник.
2.Простые сухие плоды.
д) Желудь – простой сухой односемянный плод, покрытый кожистым околоплодником .
2.Простые сухие плоды.
е) Зерновка – простой сухой односемянный плод, у которого пленчатый околоплодник срастается с семенной кожурой.
2.Простые сухие плоды.
ж) Семянка – простой сухой односемянный плод, у которого околоплодник не срастается с семенной кожурой.
II.Сложные (сборные) плоды
Сборные плоды образуются из цветков с несколькими пестиками.
Заполните таблицу по образцу.
Название растений
Тип плода
сухой (+)
Вишня
Название плода
Виноград
сочный
+
Одно-
Груша
(+)
костянка
семянной
Редис
Много-
+
+
Мак
семянной
Рис
+
Пшеница
Подсолнечник
Капуста
Огурец
Проверь
Название растений
Тип плода
Вишня
сухой (+)
Название плода
Виноград
сочный
Одно-
Груша
(+)
+
костянка
Редис
семянной
+
Много-
Мак
+
+
ягода
+
+
семянной
Рис
яблоко
+
+
стручок
+
Пшеница
+
+
коробочка
+
Подсолнечник
зерновка
Капуста
+
+
зерновка
Огурец
+
+
+
+
семянка
+
стручок
тыквина
+
II.Сложные (сборные) плоды
в) Многоорешек – плод, у которого внутри сочного бокаловидного цветоложа находятся плодики - орешки.
III. Соплодия.
Соплодие образуется не из одного цветка, а из соцветия, при полном срастании его цветков.
Соцветие ананаса
Соплодия
инжир
шелковица
Способы распространения семян: Ветром - лёгкие, маленькая плотность . Самораспространение - плоды, вскрываются самостоятельно. Водой - лёгкие, имеются крылышки. Человеком - крючки, липучки. Животными - крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие.
О ком позаботилась природа, создав вкусные плоды?
ЗНАЧЕНИЕ ПЛОДОВ В ПРИРОДЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Развитие семени Продукты питания Созревание семян Корм скоту
Расселение растений Лекарство
Пища для животных Сырьё в промышленности
Домашнее задание .
1. Изучить §23 (стр.79-82; устно ответить на вопросы А,В,С.)
2. Заполните таблицу «Характеристика плодов растений»
3.§24 (стр.83-84)
СПАСИБО ЗА УРОК!
videouroki.net
× Ұстаз тілегі сайтынан Сертификат, алғыс хат және құрмет грамотаны тегін алуға болады. Ол үшін: Материал тегін жариялау деген жазуды басып материал жарияласаңыз болды. Марапаттарды жетістіктерім деген бөлімнен жүктеп алуға болады
: Образование плодов; размножение и расселение растений с помощью семян. Разнообразие плодов: сухие и сочные, раскрывающиеся и нераскрывающиеся, односемянные и многосемянные. Автор: Бағыты: Биология Бөлімі: Ашық сабақ Сыныбы: 6 сынып Жарияланған уақыты: 2017-12-27 Материал туралы қысқаша түсінік Воспитание биологического сознания, посредством изучения многообразия, строения и классификации плодов. Задачи: 1. Формировать представление о плоде как важном генеративном органе покрытосемянного растения, о его строении и значении, познакомить с многообразием плодов, учить распознавать плоды; 2. Развивать познавательные интересы, навыки работы с натуральными объектами и интерактивным оборудованием 3. Продолжить воспитание бережного отношения к окружающей среде. Дата :Класс :6Тема урока: Образование плодов; размножение и расселение растений с помощью семян. Разнообразие плодов: сухие и сочные, раскрывающиеся и нераскрывающиеся, односемянные и многосемянные.Цель: Воспитание биологического сознания, посредством изучения многообразия, строения и классификации плодов.Задачи: 1. Формировать представление о плоде как важном генеративном органе покрытосемянного растения, о его строении и значении, познакомить с многообразием плодов, учить распознавать плоды; 2. Развивать познавательные интересы, навыки работы с натуральными объектами и интерактивным оборудованием3. Продолжить воспитание бережного отношения к окружающей среде.Тип урока: комбинированный.Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.Приёмы: объяснение, беседа, работа с таблицами и наглядным материалом интерактивной биологии, решение проблемных ситуацийОборудование: коллекции сухих и сочных плодов, муляжи плодов, вазочки с натуральными плодами: виноград, яблоко, груша, семечки, пшеница, горох, дидактические карточки № 1, 2, компьютер, интерактивная доска, интерактивная биология.План урока.I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания Новая тема Закрепления урока Подведение итогов и выставление оценок Домашнее задание ХОД УРОКА:I. Организационный момент.Приветствие учащихся. Определение их готовности к работе. Сообщение о том, чтоурок пройдет в необычной форме – в форме игры.Ребята! Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие в «Королевство плодов».Вы знаете много стран в мире. Я предлагаю вам отправиться в путешествие в одну удивительную страну «Королевство плодов». Это страна, где царит полный достаток и изобилие. Вы согласны?Ну что же, отправимся в путь.– А на каком виде транспорта? (С учащимися выбираем вид транспорта)– Отправимся в путешествие на поезде.Состав подан.Учащихся, сидящих в первом ряду, прошу пройти в вагон №1 – «Сочные ягодки"; во втором ряду – в вагон №2 – «Короли-семена»; в третьем ряду – в вагон №3 – «Крепкие орешки».Места в оставшихся вагонах предложим нашим гостям. Сопровождать наш состав будет строгий проводник. Это очень строгий человек, любящий порядок.Я буду машинистом и экскурсоводом одновременно. Но чтобы занять места в вагоне, необходимо приобрести билеты. А билеты в эту страну не продаются за деньги. Мы должны заработать их своими знаниями. Ваше выполненное задание и будет служить билетом, чтобы отправиться в путешествие. Выполнивший тест, приобретает билет и право на посадку.II. Проверка домашнего задания. Задание 1. Тест по теме «Цветок».
Материалды сайттан тегін жүктеу ЖүктеуМатериал ұнаса парақшаңызға сақтап қойыңыз! Өз пікіріңізді қалдыру үшін тіркелу қажет. |
ust.kz
Образование плодов, размножение и расселение растений с помощью семян. Разнообразие плодов
Плод – это орган размножения цветковых растений, развивающийся из цветка и содержащий в себе семена.
Функции плода:
обеспечивают защиту,развитие и созревание семян,осуществляют их распространение по земной поверхности.
Плод образуется в результате ряда изменений, происходящих в цветке после опыления и оплодотворения.
Плод состоит из околоплодника и семян.
Околоплодник – это разросшиеся и видоизмененные стенки завязи. В образовании околоплодника участвует основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе.
Все плоды делятся на группы по трем признакам:
По количеству воды в околоплоднике;По количеству семян;По количеству пестиков, участвующих в образовании плода.
В зависимости от количества воды в околоплоднике плоды разделяются на сочные и сухие, односемянные и многосемянные. Если в цветке один пестик, то плод развивается простой, а если в цветке несколько пестиков – плод сложный.
Разнообразие плодов очень велико.
А) Сочные плоды:
Ягода – сочный плод с мякотью, покрытый снаружи тонкой кожицей, внутри плодов находится много мелких семян.
Яблоко – сочный плод с мякотью, покрытый кожицей, но семена лежат в пленчатых сухих камерах.
Тыквина – семена лежат в сочной мякоти, но наружный слой околоплодника деревянистый (арбуз, тыква, огурец).
Померанец или гесперидий – ягодовидный плод у цитрусовых (апельсин, лимон, мандарин).
Костянка – сочный плод с тонкой кожицей, мякотью и косточкой, внутри которого находится 1 семя (вишня, слива).
Б) Сухие плоды:
Орех – околоплодник жесткий, деревянистый, семя лежит свободно (лещина, фундук).
Желудь – околоплодник менее жесткий, плод окружен защитным покровом (дуб).
Семянка – сухой плод, околоплодник прилегает к единственному семени, но не срастается с ним (подсолнечник).
Зерновка – сухой плод, околоплодник срастается с семенной кожурой (рожь, пшеница).
Боб – сухой плод, который вскрывается двумя створками (горох, фасоль, бобы).
Стручок – сухой плод с двумя створками, но семена развиваются не на створках, а на перегородке плода (репа, капуста).
Коробочка – сухой плод, в котором находятся многочисленные семена (мак).0/02 Нравится Комментировать Пожаловаться
otvet.mail.ru
«Образование плодов, размножение и расселение растений с помощью семян. Разнообразие плодов» - Биология - В помощь учителю - Учительские университеты
Цель урока: Сформировать у учащихся знания о плоде, как о важном органе цветкового растения, о его строении и значении.
Задачи: 1. Обучающие: закрепить знания о генеративных органах растения; изучить особенности строения плодов и семян, их разнообразие и значение в жизни человека. 2. Развивающие: развивать навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями; формировать умения сравнивать объекты, делать выводы на основе сравнения; развивать память, мышление учащихся. 3. Воспитательные: Продолжить воспитание внутренней мотивации к учению через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала. Воспитывать самостоятельность, наблюдательность, любознательность; расширять кругозор учащихся, воспитание бережного отношения к живой природе.
Оборудование: презентация «Образование и разнообразие плодов», модели цветков, плоды (муляжи и натуральные), клубень, луковица; рабочие листы, иллюстрации. На каждую парту для практической работы на тарелках плоды (апельсин, мандарин, бобы, семечки, яблоко, орехи), салфетки, вилки. Раздаточный материал: кроссворды, таблица с классификацией плодов, таблица «Классификация плодов».
Формы и методы: фронтальная работа индивидуальная работа работа в парах методы, активизирующие мышление наглядный метод обучения практическая работа.
Ход урока:
I. Организационный момент
- Ребята, наши знания – это богатство, и сегодня нам нужно будет использовать это богатство. Давайте повторим ранее изученный материал и познакомимся с новой темой. И я желаю вам на уроке плодотворно потрудиться.
II. Актуализация опорных знаний Фронтальный опрос. Индивидуальная работа по рабочим листам
- Вспомним, что мы уже знаем о растениях.
1 задание: - Назовите вегетативные и генеративные органы растения (отвечают с места). 2 задание: - Назовите части цветка и запишите в рабочих листах (один ученик работает у доски, указывая на цифры и по порядку и называя части цветка, остальные на местах заполняют аналогичную схему в рабочих листах).
3 задание: - Мы научились записывать формулы цветка. Давайте расскажем о данных моделях цветков (у доски работают с моделями четверо учащихся).
4 задание: - Из каких частей состоит семя растений? (Один ученик работает у доски, остальные заполняют листы на местах).
III. Постановка проблемы
Учитель читает стихотворение: У растений орган есть, Что нельзя и глаз отвесть! Самый яркий и заметный, Ароматный, разноцветный. Если ты всего знаток, Он называется (цветок)! Как тот орган отцветет, Образуется в нем... (плод).
- Сегодня на уроке предметом нашего изучения будут плоды (учитель выкладывает плоды на стол, учащиеся их называют). Но еще в ней есть что-то лишнее (клубень, луковица). Определите, что это? И почему вы считаете это здесь лишним?
IV. Изучение нового материала
- Из чего образуются плоды? - А что находится внутри каждого плода? - Для чего растению семена? - Молодцы! Итак, вы сами дали определение, что такое плод.
Плод - это орган размножения растений, развивающийся из цветка и имеющий семена. Давайте попробуем плоды, находящиеся на тарелках разделить на две группы. Для этого возьмите вилку и проколите аккуратно каждый плод. Что вы увидели?
- Все ли плоды удалось проколоть? (Нет). Почему? (Оболочка плода жесткая). Что изменилось после прокалывания? (Из одних плодов вытекает сок, а из других – не вытекает). Как можно назвать те плоды, из которых вытекает сок? (Сочные). А как назвать те плоды, из которых сок не вытекает? (Сухие) На какие группы можно поделить плоды? - Помогите мне составить схему, которая так и будет называться «Классификация плодов», в которой плоды делятся на сочные и сухие.
- Запишите в рабочих листах: сочные плоды делятся ещё на две группы: односемянные и многосемянные. Чем они отличаются? Приведите примеры.
Физкультминутка
- Давно-давно не было дождя, овощи и фрукты завяли: сначала опустились головки, потом - листики, а потом согнулся весь стебелек до земли (дети имитируют действия). Вдруг закапал дождик, фрукты и овощи начали оживать. Выпрямились стебельки, потом листики, поднялись головки. Подул ветерок (поднимают руки над головой). Зашевелились стебельки (покачивают руками.) Затих ветерок (опускают руки вниз).
- Давайте посмотрим презентацию и узнаем, как распространяются семена в природе. Также рассмотрите таблицу на странице 96 учебника и запишите способы распространения семян и плодов.
Показ презентации «Распространение семян в природе»
- Решаем проблемный вопрос: «Почему необходимо распространять семена?» Ответ: «Чтобы они не проросли рядом с материнским растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду».
Запись в рабочих листах: Способы распространения семян • Животными и человеком. • Ветром. • Самораспространение. • Водой.
- Интересно, где и как человек использует плоды? (В пищу, для приготовления соков, морсов, в консервировании, для отжима масла и др.).
- Врачи рекомендуют в пищевом рационе использовать больше продуктов растительного происхождения, особенно в зимний период. Как это можно объяснить? (Учащиеся заполняют в рабочих листах таблицу).
ЗНАЧЕНИЕ ПЛОДОВ В ПРИРОДЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Развитие семени Продукты питания Созревание семян Корм скоту Расселение растений Лекарство Пища для животных Сырьё в промышленности Освоение новых территорий
VI. Закрепление изученного материала
Задание. - Расшифруйте названия плодов, закодированные в предложенных ниже сочетаниях букв: ЧТОРУКС, АНСТЯКОК, ЯМКНЕСА, ЯАДОГ. Назовите сочный односемянный плод.
- Соотнесите растение и плод: (Использование раздаточного материала)
а) Боб 1. Кабачок б) Стручок 2. Подсолнечник в) Коробочка 3. Помидор г) Ягода 4. Апельсин д) Яблоко 5. Мак е) Тыквина 6. Лещина ж) Померанец 7. Фасоль з) Семянка 8. Рожь и) Зерновка 9. Вишня к) Орех 10. Капуста л) Костянка 11. Груша
- Разгадайте кроссворд. Кроссворд «Плоды»
1. Плод ячменя, пшеницы, ржи. 2. Плод дуба. 3. Плод груши, яблока, рябины. 4. Плод подсолнечника. 5. Плод мака, льна, табака. 6. Плод сливы, вишни, черемухи. 7. Плод капусты, репы, редиса. 8. Плод арбуза, тыквы, огурца, дыни. 9. Плод фундука, лещины. 10. Плод черники, клюквы, смородины. 11. Плод гороха, фасоли, акации. 12. Разросшаяся и видоизменившаяся стенка завязи – часть плода.
IX. Итог урока
- О чём мы сегодня говорили на уроке? Что узнали нового? - Что вам понравилось на уроке? Выставление оценок учащимся за работу на уроке.
Выступление учащихся (чтение стихотворений)
Почему цветут цветы, Это знаем я и ты: Ведь у каждого растения Семя есть для продолжения. Плод созреет, упадет – Семя в землю попадет. Потому растут цветы, Каждый год растут деревья И приносят нам плоды. Почему мы устаем? Плохо спим, лекарства пьем? Потому что витаминам Мы вниманья не даем. Овощи, фрукты нужны нам всегда, Без них человеку – просто беда. Нигде не найдет ценнее он клад – Здоровьем каждый будет богат! К чему мы все это вам говорим? Чтоб знали природу и ей дорожили. Любите природу, заботьтесь о ней, Она сейчас многих вещей поважнее. И счастье нашей планеты Земля, Зависит, быть может, и от тебя.
- Подумайте перед тем, как сорвать цветок у растения, потому что вы лишаете его будущего плода, который может пригодиться человеку или животному. - А сейчас покажите мне, как вы сегодня работали на уроке. Выразите это с помощью смайликов: 1. Я работал(а) активно, мне всё понятно, урок мне понравился! 2. Я сегодня почти не работал(а) на уроке, больше наблюдал и слушал, но мне всё понятно. 3. Мне ничего не понятно, я расстроен.
- Молодцы! Сегодня вы все работали отлично!
collegy.ucoz.ru
сухие и сочные, раскрывающиеся и нераскрывающиеся, односемянные и многосемянные"
Тема урока: Образование плодов; размножение и расселение растений с помощью семян. Разнообразие плодов: сухие и сочные, раскрывающиеся и нераскрывающиеся, односемянные и многосемянные.
Цель: Воспитание биологического сознания, посредством изучения многообразия, строения и классификации плодов.
Задачи:
1. Формировать представление о плоде как важном генеративном органе покрытосемянного растения, о его строении и значении, познакомить с многообразием плодов, учить распознавать плоды;
2. Развивать познавательные интересы, навыки работы с натуральными объектами и интерактивным оборудованием
3. Продолжить воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Тип урока: комбинированный.
Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.
Приёмы: объяснение, беседа, работа с таблицами и наглядным материалом интерактивной биологии, решение проблемных ситуаций
Оборудование: коллекции сухих и сочных плодов, муляжи плодов, вазочки с натуральными плодами: виноград, яблоко, груша, семечки, пшеница, горох, дидактические карточки № 1, 2, компьютер, интерактивная доска, интерактивная биология.
План урока.
I. Организационный момент ( 2 мин)
II. Проверка домашнего задания (15мин)
Новая тема (15 мин)
Закрепления урока (10 мин)
Подведение итогов и выставление оценок (2 мин)
Домашнее задание (1 мин)
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. К нам пришли гости. Я надеюсь, что мы сделаем всё, чтобы наш урок понравился гостям.
Итак, мы начинаем. Сегодня мы работаем по группам. В каждой группе есть командир, который должен направлять работу в своей группе. Задача групповой работы всё делать быстро, дружно, всем вместе. Каждый член группы должен показать свою индивидуальность и важность для общей работы.
За каждый правильный ответ – фруктовый смайлик. Чем больше фруктовых смайликов, тем результативнее ваша работа. Командиры группы в конце урока будет оценивать свой состав.
Познакомимся с группами которые мы поделили на преведущем уроке– (командиры представляют команду, её название)
Есть такие мудрые слова: «Всё новое – это забытое старое». Вот и мы перед изучением новой темы вспомним тему прошлого урока «Цветение и опыление растений».
II. Проверка домашнего задания.
Задание 1. Блиц опрос по пройденным темам.
Какие органы относятся к генеративным?
Какие органы относятся к вегетативным?
Назовите главные части цветка?
Каково строение и значение тычинок?
Какое строение имеет пестик?
Какие цветки называют обоеполыми? Раздельнополыми?
Что называют опылением?
Какие виды опыления вам известны?
Задание 2. 2.1.Определите тип опыления. Объясните процесс самоопыление перекрестное опыление.У вас на столах есть карточка № 1 с заданием. Чья группа справиться с заданием первой – дополнительная фишка за скорость. Чья команда наберёт больше фишек, та и победит. Командир регулирует, кто будет отвечать и даёт фишку тому, кто правильно отвечает.
( заслушиваются ответы)
2.2. Объясните процесс насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.
Работаем с заданием карточки № 2. Время – 3 минуты, не забывайте о дополнительных фишках за скорость работы.
( заслушиваются ответы)
2.3. Объясните процесс оплодотворения
Сейчас вы посмотрите на слайды и определите способ опыления групп растений. Только не выкрикиваем с места.
( группы отвечают по очереди)
2.4. Дополнительные карточки слабо успевающим.
Задание. 3
3.1. Какие биологические ошибки допустил Незнайка?
Отвечают группы по очереди. Если нет ответа – право отдаётся другой группе. В этом задании дополнительная фишка за быстроту и дисциплину.
1. Одна пчела летит, за ней вторая
Вот целый рой, какая благодать!
Летят, березки щедро опыляя,
Рожь опылят – ведь им не привыкать.
(берёза и рожь опыляются ветром)
2.Как на нашей грядке
Расцвел горошек сладкий.
Мушки, пчелки налетят,
Будем урожая ждать.
(Горох - самоопыляемое растение)
III. Изучение нового материала: Ребята, отгадайте загадку
Весной повис-
Всё лето кис,
А сладок стал –
На землю пал. (Плод)
Открывайте тетради и запишите тему.
Итак, сегодня мы с вами поговорим о плодах, об их образовании, размножении, разнообразии и значении.
Что же такое плод? И как он образуется?
Рассказ учителя с элементами беседы, сопровождающийся показом презентации.
После того как цветок отцвел, наступает новый этап его развития – образование плода.
Как образуется плод у растения?
После опыления происходит оплодотворение.
Оплодотворение – это слияние двух половых клеток (гамет).
Плод – это генеративный орган цветкового растения. Важнейшие функции плода – защита и распространение семян.
Плод состоит из семян и околоплодника.
Основная функция околоплодника (мякоть и кожура)
- защита формирующихся семян от механических повреждений, пересыхания и различных неблагоприятных воздействий окружающей среды.
Именно благодаря тому, что у цветковых растений семена защищены плодом, их и называют покрытосемянными.
В природе существует огромное разнообразие плодов
(Демонстрация муляжей плодов различных растений.)
Плоды чаще всего образуются из завязей пестиков. В нем происходит образование и созревание семян.
Если в цветке только один пестик, то плод, который развивается из этого цветка, называют простым. Если же в цветке несколько пестиков, то формирующийся в результате плод называют сложным, или сборным.
У некоторых растений, таких, как инжир, ананас, ольха, в результате срастания нескольких плодов из целого соцветия образуется соплодие
Классификация плодов:
1) По числу семян выделяют односемянные и многосемянные плоды
- Приведите примеры растений с односемянными и многосемянными плодами. (Ответы учащихся.)
(односем. –пшен, подсолн. многосем-томат, тыква и др. )
2) Кроме того, по характеру околоплодника плоды можно разделить на сухие и сочные.
- Какая часть плода может быть сочной? (Ответы учащихся.)
Обычно у сочных плодов бывает сочный околоплодник. Но, например, у клубники и земляники семена расположены на сочном разросшемся цветоложе.
- Приведите примеры сухих и сочных плодов из тех, которые лежат на ваших столах (виноград, яблоко, груша, семечки, пшеница, горох). (учащиеся отбирают плоды по группам сухие и сочные.)
3) Плоды могут быть вскрывающиеся и невскрывающиеся. Вскрывающимися чаще всего бывают сухие плоды.
2. Разнообразие плодов: Сочные плоды.
Ягодовидные плоды – сочные плоды с мякотью, покрытый снаружи тонкой кожицей. Внутри плодов много мелких семян
Чаще всего многосемянные, но встречаются и односемянные ягоды, например, у барбариса.
Ягода - сочный многосемянный плод, семена распределены в мякоти плода.
Яблоко – в его образовании, кроме завязи, принимают участие нижние части тычинок, лепестков, чашелистиков и цветоложе. Семена лежат в плёнчатых сухих камерах.
Тыквина – семена лежат в сочной мякоти плода, наружный слой околоплодника деревянистый.
Померанец – ягодный плод: апельсин, лимон, мандарин, грейпфрут.
Сухие плоды
Ореховидные плоды – это односемянные, нераскрывающиеся плоды с сухим околоплодником
Орех- околоплодник деревянистый, семя лежит свободно.
Желудь – Околоплодник менее жёсткий, чем у ореха, у основания плод окружён защитным покровом.
Семянка – Околоплодник прилегает к единственному семени, но не срастается с ним.
Зерновка – Плёнчатый околоплодник срастается с семенной кожурой единственного семени.
Крылатка – плод с кожистым околоплодником с выростом виде крыла.
Многоорешек (фрага) – с разросшимся при созревании мясистым цветоложем
Коробочковидные плоды – это многосемянные, обычно раскрывающиеся плоды с сухим околоплодником
Боб - плод вскрывается двумя створками. Когда боб созревает, створки его подсыхают и, скручиваясь, выбрасывают семена.
Стручок – Имеет две створки, но семена в стручке располагаются не на створках, как у боба, а на перегородке плода.
Коробочки – Многочисленные семена высыпаются через специальные отверстия или трещины в стенках коробочки.
Костянковидные:
Костянка – это сочные плоды с тонкой кожицей, мякотью и одревесневшим внутренним слоем околоплодника – косточкой, внутри которой находится одно семя.
Многокостянка – на белом коническом сухом цветоложе расположены многочисленные сочные костянки. Такой плод у малины, ежевике, костянике, морошке.
Гранатина - многосемянной плод с сочными семенами и кожистым околоплодником.
3. Способы распространения семян - фронтальная работа с классом:
Назовите способы распространения семян, отгадав загадки:
1. Под забором у края степей
Сладко спал одинокий репей,
Спал и видел прекрасные сны,
Как он вцепится в заячью грудь
И в далёкий отправится путь.
(Животными – крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие.)
2. Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес…
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.
(Одуванчик)
3. Пролетают вереницы –
Новосёлы – птицы;
Прилетят домой –
И крылья долой.
(Клён )
(Ветром – лёгкие, имеются крылышки.)
4. На сучке - арканчик
Держит чемоданчик.
Крышка открылась –
Всё развалилось
(созревшие семена гороха)
5. Под кустами, у плетня,
Не смолкает трескотня;
Пуля слева, пуля справа…
На кого идёт облава
(Саморазбрасывание семян у акации)
(Самораспространение – плоды, вскрываются самостоятельно.)
6. Плывёт утица,
Ныряет, крутится,
От родного берега
Далеко очутится.
(Кокос)
(Водой – лёгкие, маленькая плотность.)
7. Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Если их не обойдёшь –
На себе их все найдёшь!
(Лопух)
(Человеком, животными – крючки, липучки.)
8. Запись в тетради:
Способы распространения семян
Животными
Ветром
Самораспространение
Водой
Человеком
Значение семян: Работа в группах:
- Скажите, пожалуйста, какую роль играют семена в природе и в жизни людей?
Физминутка «танец Плодов».2 мин
IV. Закрепление.
Задание 1. Расшифруйте названия плодов, закодированные в предложенных ниже сочетаниях букв: ЧТОРУКС, АНСТЯКОК, ЯМКНЕСА, ЯАДОГ. Назовите сочный односемянный плод.
Задание 2. Разгадайте кроссворд.
Кроссворд «Плоды» 1. Плод ячменя, пшеницы, ржи. 2. Плод дуба. 3. Плод груши, яблока, рябины. 4. Плод подсолнечника. 5. Плод мака, льна, табака. 6. Плод сливы, вишни, черемухи. 7. Плод капусты, репы, редиса. 8. Плод арбуза, тыквы, огурца, дыни. 9. Плод фундука, лещины. 10. Плод черники, клюквы, смородины. 11. Плод гороха, фасоли, акации. 12. Разросшаяся и видоизменившаяся стенка завязи – часть плода.
Задание 3. Команды, должны разделить плоды лежащие на карзинке на сухие плоды и на сочные плоды.
V. Подведение итогов.
Давайте подсчитаем число заработанных фишек каждой группы. Победила команда _______________
Оценки за урок наиболее активным ребятам.
Рефлексия.
Что нового узнали на уроке?
Понравился ли урок?
Что было самым интересным на уроке?
V1. Домашнее задание. § 23 , § 24 стр. 82. Заполнить таблицу.
Методические советы на подготовительный период: урок необходимо сделать ярким, запоминающимся, познавательным. Заранее подобрать и подготовить наглядный материал.
Занятие лучше проводить в кабинете биологии, оборудованном компьютером и интерактивной доской.
Методические рекомендации для проведения урока в 6 классе «Строение цветка»
5.- Обычно эта тема приходится на зимнее время и показать цветки в природе невозможно, а качество гербариев оставляет желать лучшего, поэтому я рекомендую проводить урок и лабораторную работу с использованием ИКТ. Почему я выбрала именно проведение урока с помощью ИКТ?
Наверное потому, что на данную тему отводится только один час, а материал урока очень объёмный.
-применение на уроке ИКТ предполагает:
повышение уровня мотивации к учебному труду;
формирование высокого уровня развития обучающихся на основе включения их в постоянно усложняющуюся деятельность
при активной поддержке учителя;
постоянное повторение, систематизация знаний, проговаривание вместе с учителем;
ведущая роль - формирование доброжелательной атмосферы, создание позитивного отношения к учению посредством индивидуального отношения к каждому ученику;
-компьютерная презентация делает урок и лабораторную работу визуально яркой и наглядной, плотность урока – высокой, обеспечивает прочное усвоение обучающимися учебного материала. Детям интересно на каждом этапе урока. А проверочные работы по данной теме показывают, что запоминание материала проходит у детей легче, так как работают сразу несколько видов памяти: словесная, письменная, визуальная.
- эту презентацию я использую уже несколько лет, она мобильна – материал можно изменять, вносить новый в зависимости от уровня образованности класса. Кабинет полностью оснащён необходимым оборудованием.
- мультимедийный проектор,компьютер,экран, презентация «Строение цветка»
infourok.ru
сухие и сочные, раскрывающиеся и нераскрывающиеся, односемянные и многосемянные."
Урок №22 Класс:6 «А» Дата проведение:
Тема урока: Образование плодов; размножение и расселение растений с помощью семян. Разнообразие плодов: сухие и сочные, раскрывающиеся и нераскрывающиеся, односемянные и многосемянные.
Цель урока: Изучить морфологическое строение плодов, различать сухие и сочные плоды, делить плоды на односеменные и многосеменные.
Задачи:
Образовательная: изучить разнообразие плодов растений, показать многообразие плодов; продолжить формирование умений выделять главные признаки в характеристике органов растений; подвести учащихся к выводу о родстве цветковых, расширить кругозор обучающихся.
Развивающая: развивать учебные умения – исследовательские, способствовать развитию логических умений и навыков по применению биологических знаний на практике; стимулировать развитию навыков познавательного интереса, делать выводы.
Воспитывающая: воспитание аккуратности и самостоятельности в работе, экологическое воспитание.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки, коллекция семян и плодов, таблицы, рисунки, учебник, рабочая тетрадь.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Определение их готовности к работе.
II. Повторение пройденного материала.
- На прошлых уроках мы изучили способы опыления и образование семян и плодов.
Работа по карточкам.
Определите опылителя растений по следующим признакам.
1. Околоцветник ярко окрашенный
2. Цветки мелкие собраны в соцветия
3. Пыльца легкая сухая, мелкая
4. Околоцветник плохо развит
5. Пыльца крупная липкая
6. В цветке тычиночные нити длинные и свисающие
7. Цветки мелкие невзрачные
8. Цветки имеют сильный запах
9. Растения растут группами
10. В цветке отсутствуют нектарники
Ответ Насекомоопыляемые – 1,2,5,8,
Ветроопыляемые – 3,4,6,7,9,10
Взаимопроверка работ.
III. Мотивационный этап
(Слайд 1)Загадывет загадку:
Весной повис-
Всё лето кис,
А сладок стал –
На землю пал. (Плод)
Отгадывают загадку и формулируют тему урока.
IV. Изучение нового материала
(Слайд 2(Ученики записывают в тетради число и тему)
(Слайд 3)Решение проблемной ситуации:
- Что же такое плод? Что же такое плод? Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что кочан капусты это плод, а другой с ним не согласен. Как Вы думаете, кто из них прав?
(Слайд 4) Обобщает ответы учащихся - кочан капусты это не плод, т. к. нет цветка. Кочан – это почка.
Беседа (Слайды 5-6)
На месте чего образуется плод? (На месте цветка)
Итак, весной цветут яблони, вишни. Что останется на растении после того, как растение отцветёт? (На месте цветка останется плод)
Перечислите, у каких растений есть плоды.(вишня,груша, горох и т.д.)
Итог: плод образуется только на месте цветка. ( запись в тетрадь)
Давайте запишем, что такое плод
(Слайд 7) Плод – орган, развившийся из цветка и служит для защиты и распространения семян. Плод состоит из околоплодника и семени.
- Как же происходит образование плода
- Давайте вспомним строение цветка. (Слайд 8)
Выполнение задания « Узнавай-ка» . Учитель называет, а ученики находят части цветка на аппликации и поднимают вверх.( тычинка, пестик, лепестки, чашелистики, цветоложе, цветоножка.)
Беседа
Какие процессы, должны произойти с цветком, чтобы на его месте появился плод? (Опыление, оплодотворение) (Слайд9)
Что такое опыление?( Опыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика)
Что такое оплодотворение?(Слияние мужской половой клетки с женской, приводящее к образованию зиготы, которая дает начало новому организму.)
Рассказ о оплодотворении цветковых растений (рисунок пестика в разрезе) (Слайды 10-20)
Половые клетки по-другому называют гаметами. Женские гаметы — это яйцеклетки, мужские — спермии (неподвижны, у семенных растений)
В результате оплодотворения появляется особая клетка — зигота — которая содержит наследственные свойства яйцеклетки и спермия. Зигота дает начало новому организму.
У цветковых растений оплодотворение достаточно сложное. Его называют двойным оплодотворением, так как оплодотворяется не только яйцеклетка, но и еще одна клетка.
Спермии формируются в пылинках пыльцы, которые, в свою очередь, созревают в пыльниках тычинок. Яйцеклетки образуются в семязачатках, которые находятся в завязи пестика. Из семязачатков развиваются семена после оплодотворения яйцеклетки спермием.
Чтобы оплодотворение произошло, растение должно быть опылено, то есть пыльца должна попасть на рыльце пестика. Когда пылинка пыльцы попадает на рыльце, то она начинает прорастать сквозь рыльце и столбик внутрь завязи, образую пыльцевую трубку. В это время в пылинке образуются два спермия, которые продвигаются к кончику пыльцевой трубки. Пыльцевая трубка проникает внутрь семязачатка.
В семязачатке одна клетка делится и удлиняется, образуя зародышевый мешок. В нем находится яйцеклетка и еще одна особая клетка с двойным набором наследственной информации. Пыльцевая трубка прорастает в этот зародышевый мешок. Один спермий сливается с яйцеклеткой, образуя зиготу, а другой - с особой клеткой. Зародыш растения развивается только из зиготы. От второго слияния образуется питательная ткань (эндосперм). Это обеспечивает зародыш питанием во время прорастания.
Двойное оплодотворение есть только у цветковых (покрытосеменных) растений. Оно было открыто в 1898 году С.Г. Навашиным.
Результат оплодотворения:
Из чего развивается плод? (Из завязи)
Какое строение имеет семязачаток? ( Внутри семязачатка находится зародышевый мешок, в котором расположена яйцеклетка и другая крупная клетка)
Что формируется из яйцеклетки? (зародыш)
Из чего формируется запас питательных веществ? (большой клетки)
- Плод – это последняя ступень размножения. Внутри плода расположены семена, которые участвуют в дальнейщем размножении цветковых растений.
Плоды разнообразны по форме–(демонстрация плодов яблони, апельсина, пшеницы– разнообразие плодов по форме, размерам, окраске.)
Сегодня на уроке мы исследуем разные виды плодов, познакомимся с названиями и особенностями строение плодов у разных растений.
Проведем исследование, проколем плод томата и семянки подсолнечника.
- Все ли плоды удалось проткнуть? (нет)
- Что изменилось? (из одних вытекает сок, из других нет)
- Как можно назвать плоды, из которых вытекает сок? (сочные)
- Как можно назвать плоды, из которых сок не вытекает? (сухие)
- Посмотрите на рисунки различных растений.
Каждый плод у растений имеет свое название:
по консистенции околоплодника делятся на сочные и сухие. (Слайд 21)
Задание: разделите на две группы растения с сочными и сухими плодами
Сочные сухие
вишня пшеница
смородина подсолнечник
томат горох
яблоня мак
огурец лещина (орех)
- Молодцы, правильно выполнили задание.
(Слайд 22)
По количеству семян
односемянные многосемянные.
Работа с учебником
Задание. Найдите и прочитайте особенности плодов.(Слайды 23-38)
Костянка – сочный плод с тонкой кожицей, сочной мякотью и твердый внутренний слой образует косточку, внутри семя. Растения получили названия –косточковые.
Ягода – плод с сочной мякотью, покрыт снаружи тонкой кожицей, внутри мелкие семена.
Яблоко – сочный плод имеет тонкую кожицу. Внутренний слой околоплодника груши, рябины содержат каменистые клетки.
Померанец – сочный многосемянный плод. Наружная кожица толстая и плотная, имеет ходы через которые выбрызгиваются эфирные масла.
Тыквина – многосемянный плод с твердым, иногда деревянистым наружным слоем околоплодника и мясистым внутренним слоем.
Семянка – сухой односемянный плод, с кожистым и плотным околоплодником.
Зерновка – сухой односемянный плод с тонким пленчатым околоплодником, плотно прижатым к кожуре семени и практически от него неотделимым. Растения называются- зерновые.
Орех – сухой односемянный плод с деревянистым околоплодником, такое же строение имеет желудь.
Крылатка – сухой односемянный плод, большая часть околоплодника превратилась в тонкие крылья.
Боб – сухой двухстворчатый плод, семян много располагаются на створках боба.
Стручок и стручочек – сухой многосемянный плод, семена расположены на перегородке, стручочек меньше стручка в 4 раза.
Коробочка – сухой плод, семян много. Коробочки разные по форме, размеру и типу вскрывания.
Решение проблемной ситуации
Почему необходимо распространять семена? (Чтобы они не проросли рядом материнским растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду).
Изучение способов распространения семян – разгадывание загадок, с последующей записью способов распространения в тетрадь.
Сладко спал одинокий репей,
Спал и видел прекрасные сны,
Как он вцепится в заячью грудь
И в далёкий отправится путь.
Животными – крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие.
За луг, за сад, за лес…
И к нам парашютистами
Спускаются с небес. (Одуванчик)
Новосёлы – птицы;
Прилетят домой –
И крылья долой. (Клён)
Ветром – лёгкие, имеются крылышки.
Держит чемоданчик.
Крышка открылась –
Всё развалилось (созревшие семена гороха)
Не смолкает трескотня;
Пуля слева, пуля справа…
На кого идёт облава (саморазбрасывание семян у акации)
Самораспространение – плоды, вскрываются самостоятельно.
Ныряет, крутится,
От родного берега
Далеко очутится. (Кокос)
Водой – лёгкие, маленькая плотность.
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Если их не обойдёшь –
На себе их все найдёшь!(Лопух)
Человеком – крючки, липучки.
(Слайд 39)Запись в тетради:
Способы распространения семян
Беседа на основе имеющихся знаний.
Итак, мы выяснили, что плоды нужны для распространения семян, а какое ещё значение имеют плоды в природе и жизни человека.
- Расскажите о значение плодов в природе и жизни человека.
Обобщение и корректировка ответов учащихся и запись в тетради.
ЗНАЧЕНИЕ ПЛОДОВ
В ПРИРОДЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Развитие семени Продукты питания
Созревание семян Корм скоту
Расселение растений Лекарство
Пища для животных Сырьё в промышленности
Освоение новых территорий
В плодах содержаться витамины, без которых мы не можем быть здоровыми. Плод – важный орган цветочного растения, обеспечивающий развитие, созревание, защиту и распространение семян. Плоды служат пищей животными и человеку, используются в косметике, парфюмерии, а также для приготовления лекарств, их перерабатывают на консервы, соки, мармелад.
V .Проверка усвоения нового материала
Работа по карточкам..Задание. Заполните таблицу по образцу.
Односемянной+
Многосемянной +
сухой (+)
сочный)
(+)
Вишня
+
костянка
+
Виноград
+
ягода
+
Груша
+
яблоко
+
Редис
+
стручок
Мак
+
коробочка
+
Рис
+
зерновка
+
Пшеница
+
зерновка
+
Подсолнечник
+
семянка
+
Капуста
+
стручок
Огурец
+
тыквина
+
Проверка выполнения работы
VI. Закрепление пройденного материала
1.Отгадай загадки? О каких плодах ведется речь?
Было зеленое платье атласное
нет, не понравилось –
выбрала красное.
Но надоело так же и это
Выбрала платье синего цвета. (слива, плод костянка)
На ветке – конфетки
С начинкой медовой
А кожа на ветке
Породы ежовой. (крыжовник, ягода)
Целый табун лошадей
На одной привязи. (виноград, ягода)
Вкусны – оближешь пальчики
Оранжевые мячики
Но только в них я не играю
А непременно их съедаю. (апельсин, померанец)
5. На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков … (горох, боб)
6. Золотое решето –
Черных домиков полно. (подсолнечник, семянка)
VII. Домашнее задание.
Если у вас что-то сегодня не получилось, не огорчайтесь. Дома внимательно прочитайте параграф 23,24, ответьте на вопросы в конце параграфа устно.Заполните таблицу «Характеристика плодов растений»
VIII. Итог урока. Выставление оценок.
infourok.ru