Развитие растений и формирование плодов и семян. Физиология формирования семян, плодов и других продуктивных частей растений

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Физиология формирования семян, плодов и других продуктивных частей растений. Развитие растений и формирование плодов и семян


Развитие семян и плодов

Количество просмотров публикации Развитие семян и плодов - 366

Опыление и оплодотворение

Оплодотворение – один из важнейших процессов полового размножения. Его можно подразделить на три фазы: опыление, прорастание пыльцы и собственно оплодотворение.

Опыление – перенос пыльцы на рыльце пестика. Пыльцевые зерна различают с клейкой и неклейкой поверхностью. Пыльцевое зерно окружено экзиной и интиной. . Интина, помимо целлюлозы, пектиновых веществ содержит белки, участвующих в процессах взаимного ʼʼузнаванияʼʼпыльцы и тканей рыльца и гидролитические ферменты. Οʜᴎ концентрируются в близи пор и активируются при контакте пыльцевого зерна с тканью рыльца. Экзина состоит из спорополленина - вещества терпеноидной природы и обладает высокой устойчивостью к внешним факторам. Экзина также содержит белки, контролирующие внутривидовую и межвидовую совместимость. Пыльцевое зерно содержит также питательные вещества, витамины, активаторы и ингибиторы роста.

При попадании на рыльце пестика пыльца начинает набухать. Рыльца зрелыхпестиков бывают покрыты секретом или не содержат его (ʼʼсухие рыльцаʼʼ). Желœезистая ткань рыльца выделяет секрет состоящий из липидов (производных восков), выполняющих функцию защиты от потери воды, и фенольных соединœений (антоцианов, флавоноидов, коричных кислот). Фенольные компоненты могут участвовать в регуляции прорастания пыльцы, в защите от инфекций и в системе распознавания совместимости. У ряда растений секрет содержит также разнообразные белки.

На рыльце попадают несколько пыльцевых зерен, но прорастают лишь совместимые. При попадании несовместимой пыльцы при контакте белков экзины с рыльцем начинает образовываться каллоза, которая изолирует пыльцевое зерно.

В случае если рыльце и пыльца совместимы, то активируются гидролитические ферменты интины, разрыхляющие стенки клеток рыльца и способствующие росту пыльцевой трубки. Начальные этапы проникновения пыльцевой трубки определяются положительным гидротропизмом, конечные – положительным хемотропизмом на вещества , выделяемые микропиле, синœергидами, яйцеклеткой (сахароза, ионы кальция, гиббереллины, аминокислоты).

Пыльцевая трубка, пройдя через микропиле, одну из синœергид, проникает в зародышевый мешок. Один из спермиев сливается с яйцеклеткой, второй – с диплоидным ядром, дающим начало эндосперму (двойное оплодотворение, открытое в 1898 ᴦ. С.Г.Навашиным).

После оплодотворения из семязачатка формируется семя. А из стенок завязи – стенки плода. У некоторых растений в образовании плодов принимают участие и стерильные части цветка. Ткани плода закладываются при формировании цветка, причем в ряде случаев, плод может развиваться независимо от семян (т.е партенокарпические ). Но обычно, цветки без опыления и оплодотворения опадают.

Развитие плодов происходит в четыре фазы: 1) формирование завязи до опыления; 2) рост за счёт делœения клеток сразу после опыления и оплодотворения; 3) рост за счёт растяжения клеток; 4) созревание.

Резкое усиление делœения клеток наблюдается сразу после опыления, затем наступает фаза растяжения клеток. Характер роста зависит от типа плода. К примеру, у томатов и яблонь характер роста описывается сигмоидной кривой, у костянок – двойной сигмоидной кривой.

Делœение клеток будущего плода зависит от веществ, синтезируемых листьями – питательных веществ, фитогормонов. После опыления и оплодотворения рост плода определяется фитогормонами пыльцы и оплодотворенного семязачатка ауксинами, цитокининами и гиббереллинами). Эти вещества делают развивающийся плод аттрагирующим центром.

Процессы созревания начинаются, когда плоды заканчивают свой рост. Этот этап сопровождается усиленным синтезом этилена, который резко ускоряет завершающую фазу их развития. Созревание сочных плодов характеризуется изменением соотношения кислот и сахаров, образованием ароматических веществ, разложением хлорофилла и дубильных веществ, накоплением антоцианов и других вакуолярных пигментов, уменьшением твердости и упругости тканей, благодаря гидролизу пектиновых веществ клеточных стенок. После прохождения периода созревания плод вступает в фазу отмирания.

referatwork.ru

Формирование семян и плодов

После двойного оплодотворения клеток зародышевого мешка (развитие семени без оплодотворения может происходить в случае апомиксис) происходит формирование семени. Оплодотворенная яйцеклетка переходит в состояние покоя, который может длиться разное время и частично зависит от внешних условий.

У представителей астровых и Тонконогових этот период наиболее короткий. Первый раздел зиготы сопровождается появлением поперечной перегородки. При этом клетку, отделяется в сторону середины зародышевого мешка, называют терминальной. Другую клетку называют базальной. Дальнейшее разделение у разных видов происходит по-разному. Например, у представителей семьи Капустные базальная клетка делится поперек, а терминальная - вдоль, что приводит к образованию проембрия или передзародка. При этом каждая из терминальных клеток делится в направлении, перпендикулярном первой клетки и таким образом возникает стадия квадрантов. Затем каждая из клеток квадрантов делится поперечной перегородкой, образуя клетки-октанты. Одновременно клетки, возникшие с базальной клетки, делятся поперечными перегородками, формируя подвесок, вовлекающий производные терминальной клетки, т.е. проембрио, в полость зародышевого мешка заполняется эндоспермом, который развивается из оплодотворенного триплоидному вторичного ядра. Самая верхняя клетка подвеску разрастается в пухирчасте образования и, наиболее вероятно, играет роль гаустории. Из клеток-октантов нижние в дальнейшем образуют конус нарастания побега и семядоли, а верхние - гипокотиля. Первичный корень, который в дальнейшем становится главным корнем, возникает из самой нижней клетки подвеску. Наблюдаются и другие варианты образования зародыша. В двудольных покрытосеменных растений сформирован зародыш имеет две семядоли, подсемядоли колено, первичный корень и конус нарастания первичного побега (в отдельных случаях он вместе с несколькими зачаточными листьями формирует зачаточном почечку). В односимьядольних покрытосеменных образуется только одна семядоля на верхушке зародыша, а точка роста побега занимает боковое положение. Во многих зозулинцевих, а также у паразитических и сапрофитных растений зародыш достаточно мал и состоит из группы одинаковых клеток.

Эндосперм, который имеет важное значение для развития зародыша и служит для него основным источником питательных веществ, может быть двух основных типов - нуклеарной и целлюлярная. При нуклеарной типе первый раздел ядра и несколько следующих не сопровождаются образованием клеточных перегородок, или вообще не возникают, или возникают позже. При целлюлярная типе перегородки возникают как при первом, так и при большинстве следующих разделов, в результате чего зародышевый мешок состоит из ряда камер. В зозулинцевих развитие эндосперма тормозится (триплоидному ядро или отмирает сразу, или после 1-4 делений).

В результате описанных выше процессов семенной зачаток постепенно превращается в семя. Кожура семени образуется из интегумента, частично из нуцелюса. С нуцелюса в отдельных случаях формируется так называемый внешний белок - перисперм.

Стенка завязи после оплодотворения образует оплодень, который окружает семени. При этом стенки завязи разрастаются, видоизменяются, меняется их химический состав. Особенно глубоки биохимические изменения. Происходит накопление углеводов, витаминов, различных ароматических соединений, липидов и других веществ, на чем и основано использование плодов животными и человеком. Оплодень зрелых плодов, как правило, не содержит хлоренхимы. Плоды становятся бурыми или приобретают яркую окраску благодаря синтезу различных пигментов.

Плоды, возникают только из завязи, называют настоящими. Часто кроме завязи в образовании плодов участвуют и другие части цветка, чаще цветоложе и цветоножка, а также в отдельных случаях - основы чашелистиков и тычинок. Такие плоды называют ложными. Плод в основном сохраняет признаки тех частей цветка, из которых он возникает, однако первичные структуры часто подвергаются глубоким изменениям. Поэтому в строении плода наряду с признаками гонец и других частей цветка выступают признаки собственно плода заметно отличают его от соответствующих частей цветка. Лишь в простейших случаях (виды семейств - лютик, Бобовые) зрелые плоды внешне отличаются от гонец только размерами, однако в большинстве случаев они приобретают такие своеобразные черты, что трудно установить, из которого гонец они возникли.

worldofscience.ru

Созревание плодов и семян | Биология. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Физиологические процессы, происходящие при созревании сочных плодов, можно разбить на два периода.

Первый период начинается от оплодотворения семязачатка до созре­вания семян и окончания роста околоплодника (перикарпия), т. е. мясистой части плода; второй период — от окончания первого периода до полного созревания околоплодника.

В течение первого периода и в семенах и в околоплоднике происходят энергичные процессы синтеза. Процессы синтеза приводят к увеличению массы протоплазмы, утолщению клеточных оболочек и к накоплению пита­тельных веществ (крахмал, жир, белок).

Второй период развития плода характеризуется распадом питательных веществ на более простые вещества. В семенах по-прежнему идут синтети­ческие процессы. Постепенно, однако, семена обезвоживаются, биохимиче­ские процессы в них замедляются и семена переходят в состояние покоя.

В околоплоднике происходит переход крахмала в сахар, разрушается зеленый пигмент хлорофилл, и нерастворимый в воде протопектин, склеиваю­щий оболочки, переходит в растворимый в воде пектин. Благодаря раство­рению пектина клетки околоплодника теряют взаимную связь, становятся округлыми, и ткань околоплодника становится размягченной.

Следует все же отметить, что в созревающем околоплоднике идут и процессы синтеза, так как образуются пигменты, витамины и эфирные масла. Воскообразное вещество откладывается на кожице у многих плодов. Все же в целом в это время в околоплоднике преобладают процессы распада.

Подготовка к отделению плода от материнского растения также проис­ходит во второй период развития плода. В плодоножке образуется слой рыхло соединенных друг с другом клеток (отделяющий слой). В этом месте и происходит отрыв плода от материнского растения. Таким образом, связь между растением и плодом во время второго периода прекращается, и биохимические процессы идут за счет превращения веществ, накоплен­ных в первый период.

Партенокарпические плоды тоже проходят два периода в своем раз­витии, как и нормальные плоды.

В росте плода играют определенную роль органические кислоты-аук­сины, влияющие на рост растений. Образуясь в процессе обмена веществ живого организма, ауксины затем сами включаются в обмен и играют важную роль в ростовых процессах. Ауксины образуются в семенах, а от­сюда попадают в околоплодник, способствуя как один из факторов росту плода. Во второй период созревания плода ауксин не выделяется, прек­ращается также приток питательных веществ от материнского растения, в результате чего и прекращается рост плода. Материал с сайта http://worldofschool.ru

В прекративших рост плодах накапливается газ этилен C2h5, который играет огромную роль в созревании околоплодника. Под влиянием этиле­на происходит усиление обмена веществ, поднимается дыхание, что и спо­собствует более быстрому созреванию плодов.

Опыты показали, что можно ускорить созревание незрелых плодов, закончивших свой рост, если обработать их искусственно этиленом в спе­циальных закрытых камерах, куда вводится необходимая для дозревания (часто говорят дозаривания) концентрация этилена. Созревание зеленых помидоров в этих условиях происходит за 5—6 дней, а без этилена — за 10—12 дней. Для северных районов, где помидоры на кустах плохо вызре­вают, этот способ искусственного созревания плодов играет большую роль.

На этой странице материал по темам:
  • Созревание плодов и семян осенью краткое содержание

  • Экологические ритмы созревание плодов

  • Почему происходит созревание плодов семян кратко

  • Способы искуственного ускорения созревания плодов

  • Экология плодов и семян реферат

worldofschool.ru

Физиология формирования семян, плодов и других продуктивных частей растений

Размножение растений — это физиологичес­кий процесс воспроизведения себе подобных организмов, обес­печивающий непрерывность существования вида и расселения его представителей в окружающей среде.

Для растений характер­ны 2 типа размножения: бесполое и половое.

Бесполое размно­жение спорами характерно для низших растений и папоротникообразных. Простое деление наблюдается у одноклеточных орга­низмов. К бесполому относится также и вегетативное размножение, заклю­чающееся в воспроизведении потомства из вегетативных частей многоклеточных растений: отдельных клеток, частей тканей (применяют в биотехнологии) и органов (листа, стебля, корня и их видоизменений — усов, клубней, луковиц и др.).

Половое размножение осуществляется путем слияния гаплоидных половых клеток — гамет, в результате чего образуется зигота. Половое размножение имеется у всех низших и высших расте­ний. Если при половом размножении сливаются гаметы проти­воположных полов одной (для однодомных) или разных (для двудомных) особей, то такое размножение называется сингамией. Иног­да зародыш развивается из различных клеток гаметофита — такое размножение называется апомиксисом, при этом образуются либо гаплоидные зародыши (из редуцированных ядер), либо диплоидные (из нередуцированных). Примером апомиксиса может служить партеногенез (образование зародыша из неоплодотворенной яйцеклетки).

Система полового размножения у покрытосеменных растений включает 4 физиологических процесса: цветение, опыле­ние, оплодотворение и формирование семян.

    1. Физиология цветения

Цветок — это репродуктивный орган покрытосеменных расте­ний, состоящих из укороченного стебля, на котором расположе­ны чашечка, венчик, андроцей и гинецей. Цветок выполняет функции спорогенеза, гаметогенеза, опыления и оплодотворе­ния. Он является органом как бесполого (образование спор), так и полового (образование гамет) размножения.

Цветение в ботаническом смысле представляет период в жизни растений от момента раскрывания бутона до засыхания венчика и тычинок отдельного цветка. Цветение отдельной особи длится от раскрытия первых цветков до отцветания пос­ледних.

В физиологическом плане цветение рассматривается как ком­плекс процессов, протекающих в период от начала закладки цветочных зачатков до оплодотворения и образования зиготы.

Переход покрытосеменных растений к цветению включает компетенцию, инициацию и эвокацию.

Компетенция (способность зацветать) возникает у разных рас­тений только в определенном возрасте. Так, яблоня зацветает в возрасте 5—6 лет, а дуб — свыше 40 лет. Для зацветания необхо­димо также, чтобы растение полностью завершило ювенильный этап онтогенеза. Большое значение имеет накопление достаточ­ного количества питательных веществ. Существует прин­цип минимального количества листьев, необходимых для зало­жения первых цветков. Время зацветания (переход к репродук­тивной фазе) в значительной степени связано с важнейшими факторами внешней среды. Так, повышенное N питание тормозит цветение. Недостаток влаги в почве, как и недостаток многих других жизненно важных элементов, как правило, ускоряет реп­родуктивное развитие растений. В этом выражается стремление каждого вида создать свое потомство даже в неблагоприятных внешних условиях. Существенную роль в цветении играют неко­торые микроэлементы и в первую очередь Fe и Cu. Наибо­лее продолжительное цветение наблюдается в благоприятные годы.

Инициация цветения связана с восприятием растением специфических внешних или экзогенных (чередование дня и ночи - фотопериодизм - и температурные условия, необходимые для яровизации) и внутренних или эндогенных (возрастные изменения) факторов, создающих условия для закладки цветочных зачатков.

Эвокация цветения представляет собой завершающую фазу инициации, во время которой в апексе происходят процессы, необходимые для закладки цветочных зачатков (В. В. Полевой, 1989). Процессы эти происходят на разных уровнях. На суб­клеточном уровне увеличивается содержание субстратов дыха­ния и его интенсивность, усиливается синтез РНК и белков, изменяется состав последних, повышается активность некото­рых ферментов. На клеточном уровне происходит синхронизация биохимичес­ких процессов в клетках, в результате чего наступает их одновре­менное и ускоренное деление. На гистологическом уровне идет реорганизация меристемы: исчезают зоны, вакуолизируется стержневая сердцевинная меристема. На макроморфологическом уровне происходят ранняя ини­циация боковых меристем, увеличение скорости формирования бугорков, изменяется порядок расположения листьев на стебле. В результате дифференциации тканей образуются структурные элементы цветка: чашечка, венчик, андроцей и ги­нецей.

В пыльниках тычинок в результате последовательных редук­ционного и эквационного делений образуются пыльцевые зерна (мужской гаметофит). Пыльцевое зерно состоит из двух оболочек (экзина и интина), вегетативной и генеративной клеток.

В завязи пестика при мейозе развивается зародышевый мешок (женский гаметофит). Он состоит из 8 ядер, дифференцирующихся затем в гаплоидную яйцеклетку, 2 синергиды, 3 антиподы и диплоидное центральное ядро.

studfiles.net

Физиология формирования семян, плодов и других продуктивных частей растений

Размножение растений — это физиологичес­кий процесс воспроизведения себе подобных организмов, обес­печивающий непрерывность существования вида и расселения его представителей в окружающей среде.

Для растений характер­ны 2 типа размножения: бесполое и половое.

Бесполое размно­жение спорами характерно для низших растений и папоротникообразных. Простое деление наблюдается у одноклеточных орга­низмов. К бесполому относится также и вегетативное размножение, заклю­чающееся в воспроизведении потомства из вегетативных частей многоклеточных растений: отдельных клеток, частей тканей (применяют в биотехнологии) и органов (листа, стебля, корня и их видоизменений — усов, клубней, луковиц и др.).

Половое размножение осуществляется путем слияния гаплоидных половых клеток — гамет, в результате чего образуется зигота. Половое размножение имеется у всех низших и высших расте­ний. Если при половом размножении сливаются гаметы проти­воположных полов одной (для однодомных) или разных (для двудомных) особей, то такое размножение называется сингамией. Иног­да зародыш развивается из различных клеток гаметофита — такое размножение называется апомиксисом, при этом образуются либо гаплоидные зародыши (из редуцированных ядер), либо диплоидные (из нередуцированных). Примером апомиксиса может служить партеногенез (образование зародыша из неоплодотворенной яйцеклетки).

Система полового размножения у покрытосеменных растений включает 4 физиологических процесса: цветение, опыле­ние, оплодотворение и формирование семян.

    1. Физиология цветения

Цветок — это репродуктивный орган покрытосеменных расте­ний, состоящих из укороченного стебля, на котором расположе­ны чашечка, венчик, андроцей и гинецей. Цветок выполняет функции спорогенеза, гаметогенеза, опыления и оплодотворе­ния. Он является органом как бесполого (образование спор), так и полового (образование гамет) размножения.

Цветение в ботаническом смысле представляет период в жизни растений от момента раскрывания бутона до засыхания венчика и тычинок отдельного цветка. Цветение отдельной особи длится от раскрытия первых цветков до отцветания пос­ледних.

В физиологическом плане цветение рассматривается как ком­плекс процессов, протекающих в период от начала закладки цветочных зачатков до оплодотворения и образования зиготы.

Переход покрытосеменных растений к цветению включает компетенцию, инициацию и эвокацию.

Компетенция (способность зацветать) возникает у разных рас­тений только в определенном возрасте. Так, яблоня зацветает в возрасте 5—6 лет, а дуб — свыше 40 лет. Для зацветания необхо­димо также, чтобы растение полностью завершило ювенильный этап онтогенеза. Большое значение имеет накопление достаточ­ного количества питательных веществ. Существует прин­цип минимального количества листьев, необходимых для зало­жения первых цветков. Время зацветания (переход к репродук­тивной фазе) в значительной степени связано с важнейшими факторами внешней среды. Так, повышенное N питание тормозит цветение. Недостаток влаги в почве, как и недостаток многих других жизненно важных элементов, как правило, ускоряет реп­родуктивное развитие растений. В этом выражается стремление каждого вида создать свое потомство даже в неблагоприятных внешних условиях. Существенную роль в цветении играют неко­торые микроэлементы и в первую очередь Fe и Cu. Наибо­лее продолжительное цветение наблюдается в благоприятные годы.

Инициация цветения связана с восприятием растением специфических внешних или экзогенных (чередование дня и ночи - фотопериодизм - и температурные условия, необходимые для яровизации) и внутренних или эндогенных (возрастные изменения) факторов, создающих условия для закладки цветочных зачатков.

Эвокация цветения представляет собой завершающую фазу инициации, во время которой в апексе происходят процессы, необходимые для закладки цветочных зачатков (В. В. Полевой, 1989). Процессы эти происходят на разных уровнях. На суб­клеточном уровне увеличивается содержание субстратов дыха­ния и его интенсивность, усиливается синтез РНК и белков, изменяется состав последних, повышается активность некото­рых ферментов. На клеточном уровне происходит синхронизация биохимичес­ких процессов в клетках, в результате чего наступает их одновре­менное и ускоренное деление. На гистологическом уровне идет реорганизация меристемы: исчезают зоны, вакуолизируется стержневая сердцевинная меристема. На макроморфологическом уровне происходят ранняя ини­циация боковых меристем, увеличение скорости формирования бугорков, изменяется порядок расположения листьев на стебле. В результате дифференциации тканей образуются структурные элементы цветка: чашечка, венчик, андроцей и ги­нецей.

В пыльниках тычинок в результате последовательных редук­ционного и эквационного делений образуются пыльцевые зерна (мужской гаметофит). Пыльцевое зерно состоит из двух оболочек (экзина и интина), вегетативной и генеративной клеток.

В завязи пестика при мейозе развивается зародышевый мешок (женский гаметофит). Он состоит из 8 ядер, дифференцирующихся затем в гаплоидную яйцеклетку, 2 синергиды, 3 антиподы и диплоидное центральное ядро.

studfiles.net

Тема «Размножение и развитие растений

Documents войти Загрузить ×
  1. Естественные науки
  2. Биология
  3. Зоология
  4. Энтомология
advertisement advertisement
Related documents
Бамия - семейство мальвовых
Занятия по ботанике и садоводству для детей младшего школьного возраста... «Укрополис». Анонс на февраль-март.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Тема. Размножение и развитие растений
философия и практика экологического органического живого
Цены на семена 20.04.06
проверяем всхожесть семян
Семена ОЖЗ: секреты качества
ИГРА - это основной вид деятельности не только ребёнка, но и
Определение жизнеспособности семян по окрашиванию цитоплазмы
Сказка о жизни растения
Автор: Место работы: Должность: Дополнительные сведения:

studydoc.ru

РОСТ И РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЙ

важнейшие жизненные процессы, лежащие в основе формирования растит, организма, его онтогенеза. Рост р-ний — необратимое увеличение размеров, связанное с новообразованием клеток, тканей и органов; развитие р-ний — последовательные качеств, изменения структуры и функций, возникающие в процессе онтогенеза и ведущие в конечном счёте к воспроизведению себя в потомстве. Рост р-ний локализуется в т. н. зонах роста и складывается из процессов деления клеток, последующего их увеличения и дифференцировки, обеспечивающей специализацию тканей. Процессы деления и начального роста сосредоточены в образовательных тканях — меристемах. В зависимости от расположения меристем различают верхушечный рост (в длину, за счёт верхушечной меристемы побега и корня), боковой (в толщину стебля за счёт камбия) и вставочный, или интеркалярный (в длину побега, за счёт вставочных меристем в узлах стебля, напр. у мятликовых). К меристеме прилегает зона объёмного роста и дифференцировки клеток. Зона деления клеток составляет у побега и корня неск. мм, а зона объёмного их роста может достигать 10 — 15 см. У монокарпич. р-ний темпы роста увеличиваются вплоть до начала цветения, затем начинают убывать, свидетельствуя о старении организма. У поликарпич. р-ний рост временно замедляется каждый раз в начале бутонизации.

Важным свойством роста является ритмичность. Существуют ритмы, следующие за изменениями внеш. условий — длины дня, темп-ры воздуха, влажности почвы и т.д. (экзогенные), и контролируемые внутр. факторами (эндогенные). Отсутствие видимого роста наз. покоем р-ний, во время к-рого сохраняется скрытая меристематич. активность и идут процессы морфогенеза. Так, у яблонь после прекращения роста побегов осенью продолжается рост зачатков цветков в генеративных почках. Покой — проявление сезонной ритмичности роста р-ний. Особенностью роста (а также развития) является полярность, т. н. ориентация в пространстве клеточных структур и происходящих в них процессов. Это выражается в различии морфогенеза на противоположных концах органов и всего растения (напр., черенок образует корни на полярно нижнем конце, а почки распускаются на верхнем). Для осуществления ростовых процессов зоны роста должны непрерывно снабжаться питат. в-вами и фитогормонами.

Процессы роста р-ний тесно связаны с их развитием и органообразовательными процессами, или морфогенезом. Фазы развития растений проходят или независимо от внеш. условий — под действием внутр. факторов (автономное развитие), или нуждаются в индуцирующем влиянии определ. условий внеш. среды (индуцир. развитие). Последнее зависит от приспособит. реакций, к-рые приурочивают его ход к наиб. благоприятному сезону. Так, озимым зерновым, свёкле , моркови для образования цветков необходима яровизация. Нек-рым растениям (напр., табаку, горчице) для образования цветков; нужен световой день определ. длины (см. Фотопериодизм) и т.д.

Для успешного Р. и р. р. необходимы тепло, вода, свет, элементы питания. Для каждого вида существуют свои миним. и макс. темп-ры, длина дня и др. показатели. Так, для пшеницы оптим. темп-ра 25 — 27 °С, макс. 35 — 37 °С; для кукурузы соответственно 30 — 35 °С и 40 — 45 °С. Большое значение имеют условия освещения и спектральный состав света. Напр., при преобладании сине-фиолетовых лучей формируются растения с хорошо развитыми листьями и корнями, но с укороченным стеблем. Необходимым условием нормального Р. и р. р. является снабжение их элементами корневого питания (см. Минеральное питание растений) и обеспеченность водой. Между разл. органами растения существует взаимовлияние (коррелятивная связь), обеспечивающее гармоничный рост и развитие растения в целом. Такая связь наблюдается, напр., между ростом верхушечной почки и боковых побегов, между клубнеобразованием (напр., у картофеля) и интенсивностью разрастания надземных побегов.

Структура растения (доля отд. органов в общей биомассе), а следовательно, и урожая зависит от соотношения процессов роста и развития. С учётом этого строится и система агротехнич. мероприятий. Так, если растения выращивают для получения вегетативных частей (корнеплодов, листьев), используются технол. приёмы возделывания, вызывающие форсирование роста и подавление генеративного развития у этих р-ний. Если же растения выращивают ради семян и плодов, агротехника направляется на ограничение избыточного роста вегетативной массы и на усиленное формирование органов плодоношения. Существуют разл. приёмы , с помощью к-рых можно успешно влиять на Р. и р. р. К их числу относится применение ретардантов, этилена и его производных и др. регуляторов роста растений. С помощью мутагенов можно изменить наследственность р-ний, что позволяет, напр., ограничить ростовые процессы (создание карликовых форм р-ний) и т.п.

• Корнилов А. А., Биологические основы высоких урожаев зерновых культур, М., 1968; Гупало П. И., Возрастные изменения растений и их значение в растениеводстве, М., 1969: Гупало П. И., Скрипчинский В. В., Физиология индивидуального развития растении, М., 1971; Кефели В. И., Рост растений, 2 изд., М., 1984; Уоринг Ф., Филлипс И., Рост растений и дифференцировка, пер. с англ., М., 1984.

Источник: Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь

предыдущие статьи

последующие статьи

mirznanii.com


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта