Конспекты наблюдений на прогулке в старших группах детского сада. Конспект наблюдения за растениями в старшей группе
«Конспект наблюдения в старшей группе за елью и березой» » Воспитателям.ру
Автор: Чагиева Асемжан Сериковна воспитательМБДОУ «Детский сад №11 «Колокольчик город Горно-Алтайск»»
Цель: Обучение умению сравнивать два дерева по внешним признакам.Задачи:1. Учить составлять план наблюдения и сравнивать деревья по плану.2. Развивать наблюдательность, умение обобщать и делать выводы.3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.Оборудование: объект-ель, береза на территории ДОУ; альбомные листы, фломастеры, мяч, бубен.Ход прогулки:1. Загадки:Дети, я вам сейчас загадаю загадку, а вы отгадайте её:Зимой и летом одним цветом.Ее всегда в лесу найдешь-Пойдем гулять и встретим.Стоит колючая как еж,Зимою в платье летнем.(елка, ель)Правильно, молодцы!А теперь еще одна загадка:«Русская красавицаСтоит на поляне,В зеленой кофточкеВ белом сарафане»Правильно это береза. Молодцы!2.Беседа:- Дети я думаю, что эти деревья похожи. А вы как думаете?(нет не похоже).- Дети я не знаю, может вы мне скажете, чем они похожи и чем отличаются?(Ответы детей)- А у нас на территории детского сада есть береза и ель?(Да есть)- Мы сегодня на прогулке рассмотрим их и сравним.Но, сначала нам надо составить план наблюдения.- Вы умеете писать?(Нет)- Как тогда составим план?(нарисуем)- С чего мы начнем сравнивать деревья?- Сначала посмотрим, чем они похожи. Что есть у березы и у ели?(ствол, корень, ветки)- Как мы это нарисуем в плане?- Ирочка, иди нарисуй в плане: ствол, ветки и корень. Молодец.- А ель и береза чем-то отличаются?(да)- А чем они отличаются друг от друга? Что растет у них на ветках?(у березы листья, а у ели хвоинки)- Иди Ксюша нарисуй. Молодец.- Еще чем отличаются?(Стволы разные, у березы белый и кора гладкая, у ели коричневый и шероховатый)- Сейчас нам пойдет нарисует Ярослав. Молодец.- А ещё, чем они отличаются?- Куда направлены ветки у деревьев?(у березы ветки направлены вверх, а у ели вниз)- Молодец. Иди нарисуй Аня.- А ветки похожи?(нет у березы длинные ветки и мягкие, а у ели короткие как лапки)- А кроны у них отличаются?(да, елка похоже на треугольник, а береза на трапецию)- Иди нарисуй Милена. Молодец.- Как размножаются деревья? Одинаково?(нет) Давайте сравним семена деревьев.
- Вот мы с вами нарисовали план наблюдения , а теперь давайте пойдем и найдем на территории нашего детского сада березу и ель, и сравним их по плану.- Начинаем смотреть на схему и сравнивать.
- Чем похожи деревья?(и у березы, и у ели есть ствол)- Смотрим, есть стволы?(есть)- Что еще есть ? (ветки )- Смотрим, ветки есть?(есть)- Еще что есть у них? Почему деревья не падают?(Корень )- Правильно, корень есть?(Есть)- А теперь, что у нас дальше по плану идет?Чем отличаются.(да)- Какие у них стволы, сравните?(у березы-белый и гладки, а у ели коричневый- шероховатый)- Одинаковые ли они на ощупь?Потрогайте все.- Что сравниваем дальше по плану?- Смотрим направление веток, куда они направлены?(у березы вверх направлены, а у ели вниз)(Кроны) А кроны у них похожи смотрим?(у ели крона похожа на треугольник, а у березы на трапецию)- Интересно как появляются новые деревья? Как вы думаете из чего они появляются? ( из семян)Семена у них похоже растут или нет? (нет)В чем растут семена у березы и в чем у ели?(В серёжках у берёзы и в шишках у ели)- Мы сравнили деревья по плану. Кто хочет сравнить нам березу и ель, рассказать все по плану? (2 ребенка)
Давайте подведем итог.
- Ребята так похожи ель и береза или нет?(оба дерева, но и отличаются многими признаками)3.Дидактическая игра: «С какого дерева листок?»- Давайте поиграем в игру (игра с мячом)Я буду бросать мяч и назвать дерево, а вы будете называть лист этого дерева, отвечая на вопрос какой?.Например, лист березы-березовый.Лист Дуба -….(дубовый)Рябина-….(рябиновый)Тополь-….(тополиный)Клен-…..(кленовый)Осина-…..(осиновый)Березы-….(березовый)Ольха – (ольховый)Липа- (липовый)Вишня – (вишневый)Калина- (калиновый)Молодцы!4. Подвижные игра: «Волшебный лес»Мы сейчас с вами поиграем еще одну игру.Подвижная игра: «Волшебный лес»Дети, когда я стучу в бубен вы бегаете, а по моему сигналу « Стоп –Ель», вы должны изобразить елку- опустив руки вниз, а когда я скажу «Стоп -Береза», вы изобразите березу- подняв руки вверх.5. Итог. Дети для чего нам нужны деревья?- Нужно ли нам беречь деревья?- Как мы можем их беречь? Что мы должны для этого делать?
vospitateljam.ru
Конспекты наблюдений на прогулке в старших группах детского сада
Наблюдение за стрекозой
Программное содержание: познакомить детей со стрекозой, ее внешним видом, строением тела, выяснить какую пользу приносят стрекозы, формировать умения делать выводы, проводить сравнения, находить общие и отличительные признаки, воспитывать бережное отношение к живой природе.
Словарная работа: стрекоза, пучеглазые глаза, цепкие лапки…
Ход прогулки:
Воспитатель заранее ловит стрекозу и сажает ее в садок.
Загадывает загадку:
На ромашку у ворот
Опустился вертолет
Золотистые глаза.
Кто же это?.. (Стрекоза.)
Стрекоза находится у воспитателя в руке. Он напоминает детям, что ее надо держать за туловище, как и бабочку.
Воспитатель: Внимательно рассмотрите стрекозу, расскажите, какая она? Назовите части тела стрекозы. (ответы детей).
Воспитатель: А какие крылья у стрекозы, сколько их?
Дети: Крылья у стрекозы длинные и узкие, их две пары.
Воспитатель: У кого еще есть две пары крыльев?
Дети. У бабочки.
Воспитатель. Крылья прозрачные, жесткие. Есть на них цветные чешуйки?
Дети: Нет, они только у бабочки.
Воспитатель: А чем питается стрекоза? (ответы детей)
Воспитатель: Лапки у стрекозы цепкие, она на лету хватает мошек и комаров и съедает их. У стрекозы длинное тело, подвижная голова и большие глаза.
Дать возможность детям потрогать цепкость лапок стрекозы, учить преодолевать чувство страха, неуверенности перед насекомыми.
Воспитатель: Давайте, сравним бабочку и стрекозу, что у них общее, а чем они отличаются друг от друга? (ответы детей).
Заучивание стихотворения:
Я большая стрекоза - пучеглазые глаза.
Я летала и летала - устали не знала.
На ромашке посидела - дальше полетела.
Иногда бабочки, стрекозы, шмели подлетают близко к человеку и даже могут на него сесть. Не надо паниковать. Не надо их ловить - они улетят сами.
П/и игра «Стрекоза и мошки».
Наблюдение за сорокой
Программное содержание: познакомить детей с сорокой, формировать умения распознавать ее по характерным признакам, вызывать желание наблюдать за поведением птиц, расширять знания детей о жизни птиц, желание заботиться о них, воспитание чувства сопричастности к окружающей природе.
Словарная работа: сорока-белобока, стрекочет, хищница, болтлива, говорливая.
Ход наблюдения
Воспитатель: Читает загадки о сороке:
Непоседа пестрая, Эта хищница болтлива,
Птица длиннохвостая, воровата, суетлива,
Птица говорливая, Стрекотунья, белобока,
Самая болтливая. А зовут ее…(сорока)
Вертится, как бес,
Повернулась – и в лес.
В: Дети, посмотрите, что за птица прилетела к нам в гости?
Д: Сорока.
В: Да, это сорока. А как вы узнали, может быть это ворона? Расскажите, какая она?
Д: (описывают внешний вид: строение тела, окраску).
В: Почему сороку называют белобокой? Про сороку есть много потешек, загадок, сказок. А какие вы знаете?
Д: ответы детей.
В: Сорока может сидеть как на самых высоких и тонких ветках, так и среди зелени, чтобы ее не было видно. Прислушайтесь, как стрекочет сорока: она сидит одна, стрекочет, а мы слышим, как будто несколько птиц ведут разговор.
В: А как вы думаете, есть ли польза от сороки, ведь ее люди называют воровкой, болтуньей, непоседой.
Д: Она уничтожает вредных насекомых, мышей.
В: А почему ее называют хищницей? (потому что сорока поедает яйца и птенцов других птиц).
В: А где живет сорока?
Д: В лесу.
В: Правильно, свое гнездо сорока плетет в густых зарослях молодого леса на кустах или деревцах. Гнездо это из прутьев в виде шара, и влетает она в него сбоку (показ картинки). Гнезда птиц нужно беречь. Может случиться так, что ты идешь по лесу, лугу, а за тобой перелетает ворона или сорока. Они все видят: ты нашел гнездо птицы и решил посмотреть, что там - яйца или птенцы. Ты ничего особенного не сделал - только посмотрел, но этим ты оказал плохую услугу той птице, чье гнездо нашел. Птица спрятала, замаскировала гнездо в траве, а теперь его увидела сорока (ворона). Ты отойдешь, а она съест яйцо или птенца и разорит гнездо.
В: Приходилось ли вам находить гнездо? Трогали вы гнездо? Надо ли искать гнездо, если вы увидели, что птица выпорхнула из травы и села неподалеку? Почему птица не улетает, а перелетает с места на место? (ответы детей)
Подвижная игра «Птички в гнездышках»
В: Сегодня мы много нового узнали о сороке-белобоке. Запомните, как она выглядит, когда вернемся в группу, вы ее нарисуете. Давайте попрощаемся с сорокой и накажем ей не обижать других птиц, не разорять их гнезда, а жить в мире со всеми.
Наблюдение за бабочкой
Программное содержание: учить детей находить отличительные признаки бабочек, расширить знания о строении тела насекомого, жизненных проявлениях; учить анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать обобщения; вызывать желание защищать и оберегать насекомых
Словарная работа: бабочка-крапивница, гусеница, хоботок, усики, лапки, спираль.
Ход наблюдения
Воспитатель заранее ловит бабочку и сажает ее в садок.
В: Каких насекомых можно сравнить с цветами?
Бабочка, давай дружить!
Веселее в дружбе жить.
Есть в саду у нас цветы,
Полетай над ними ты!
В: Послушайте сказку: давным-давно люди верили, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от растений. Бабочек называли летающими цветами. Когда-то богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок. Она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоухание всех земных растений и создала цветок, равного которому не было во всем белом свете. Бог Зевс, увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И – о чудо! – цветок оторвался от стебля и полетел. Так по древнегреческой легенде появились бабочки.
В: Красивая сказка? А теперь давайте рассмотрим этот подарок (воспитатель достает из садка бабочку). Я вам покажу, как правильно держать бабочку. Держать надо за туловище, чтобы не помять нежные крылышки. Сколько крылышек у бабочки?
Д: Два.
В: (уточняет их ответы) Два одинаковых крыла у бабочки – это пара, т.е. пара больших крылышек и пара поменьше, а всего две пары. Почему нельзя брать бабочек за крылышки?
Д: Можно сломать, помять…
В: Если мы возьмем бабочку за крылышки, у нас на пальцах будет какая-то краска. Что это такое? (предположения детей)
В: Это цветные чешуйки. Они очень нежные и даже при легком прикосновении стираются с крылышек. Поэтому, чтобы не повредить чешуйки и крылышки, бабочку нужно брать осторожно, за туловище, вот так (показ)
В: Какие бабочки? Каких вы видели бабочек? Какая у них окраска?
Д: Красивые, легкие, воздушные, яркие, разноцветные…
В: Окраска у бабочек яркая (рассматривают). Это бабочка называется крапивница (или другая). Посмотрите рисунок одинаковый на обеих парах крылышек.
В: А кто из вас назовет части тела бабочки?
Д: Лапки, усики, туловище, головка…
В: Правильно, у бабочки есть лапки. Посчитайте сколько их? (6) Зачем они нужны?
Д: С их помощью она передвигается по цветку и держится на нем.
В: Посмотрите на усики на голове у бабочки и хоботок. Усики как маленькие антенны, а хоботок свернут как спираль (объяснить детям, что значит «спираль»). Сидя на цветке, бабочка разворачивает хоботок и опускает его внутрь цветка – так она пьет сок – нектар, а на лапках переносит пыльцу с одного цветка на другой, в результате у цветка появляются семена.
В: А есть ли у бабочек враги?
Д: Это птицы, животные.
Подвижная игра «Бабочки и воробушек»
В: И даже человек – своим желанием просто так поймать бабочку люди приносят им большой вред.
В: А как же она защищается от врагов? ( дети строят предположения)
В: Одни бабочки яркой окраской, рисунком и движением крыльев отпугивают птиц, другие бабочки по цвету сливаются с растениями, и их не видно.
В: А как вы думаете, есть ли польза от бабочек? (ответы детей)
В: Переносят пыльцу, чтобы у растений было больше семян. А еще бабочки своей красотой и полетом радуют людей. Они вызывают восхищение, и мы говорим: «Ах! Какая красивая бабочка! – и провожаем ее взглядом.
В: Чем питаются бабочки?
Д: Соком растений, травой, мошек они не едят.
В: Одна бабочка особенно интересна, вы ее можете поискать с мамой на грядке. Эту бабочку называют капустной белянкой. Как вы думаете, почему? Она часто порхает над репой, капустой. Что эти бабочки там ищут? Ведь у этих растений нет цветов?
(выслушивает ответы детей, потом показывает им капустный лист, на обратной стороне которого можно увидеть яйца, отложенные гусеницей).
Организуется опыт – наблюдение.
В: Давайте положим лист в баночку и понаблюдаем, что же будет происходить с яйцами бабочки, (дети увидят, как из яиц появятся гусеницы и будут грызть капустный лист и что в конечном итоге от него останется. Так можно детям показать, какой вред приносят капустные бабочки).
В: Понравилось вам наблюдать за бабочками? Будете ли вы их ловить, отрывать им крылья, убивать? Бабочек нужно беречь, любоваться ими и не обижать. Давайте, после прогулки нарисуем бабочек на нашей лужайке и даже сделаем их из бумаги (оригами).
Наблюдение за цветущей черемухой
Программное содержание: формировать умения детей отличать черемуху от других деревьев и кустарников, знакомить детей с особенностями внешнего вида дерева, со строением цветов; развивать мышление, речь, интерес к наблюдению за деревьями; воспитывать бережное отношение к растениям, восхищаться красотой цветущего дерева.
Словарная работа: черемуха, душистая, ароматная, пахучая, благоухающая, кисть.
Ход прогулки:
Воспитатель загадывает загадку:
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела.
Нежный запах источала,
А когда пора настала –
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (черемуха)
Сегодня мы с вами пойдем в гости к черемухе. Про нее сложено много песен, стихов. Послушайте:
Черемуха душистая
С весною расцвела,
И ветки золотистые,
Что кудри, завила…
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
И зелень золотистая
На солнышке горит. (С. Есенин)
В: Скажите, какие удивительные превращения произошли с черемухой весной?
Д: Она покрылась листвой, зацвела.
В: Посмотрите на ее цветы. Какие они?
Д: Белые, красивые, ароматные…
В: Так и хочется вдохнуть их аромат. Я наклоню к вам ветки, а вы понюхайте.
Нравится вам запах цветов? (ответы детей)
Давайте рассмотрим цветы черемухи и узнаем, почему в стихотворении говорится, что ветки у черемухи золотистые. Кто догадался? (ответы детей)
В: Посмотрите, цветы у черемухи белые, а в середине – желтые тычинки, как маленькие желтые свечки. Это они придают цветкам золотистый цвет. У черемухи много-много маленьких цветочков. Как они расположены?
Д: Они сидят вместе.
В: Правильно, это называется кисть. Маленькие цветочки собраны у черемухи в кисть. Кистей много и поэты их сравнивают с кудрями, а ветки выглядят золотистыми от солнечного света и желтизны тычинок – свечек.
В: А что значит «черемуха душистая»?
Д: Душистая – значит ароматная, имеющая приятный запах, благоухающая, пахучая.
В: Давайте еще раз полюбуемся красавицей черемухой, понюхаем ее цветы. Как вы думаете можно ломать ветки у цветущей черемухи? Почему нет? Правильно, черемуха живая, ей будет больно, она может погибнуть. Такой красавицей нужно любоваться, оберегать ее от плохих людей. Давайте сделаем черемухе приятное, когда вернемся с прогулки сделаем аппликацию «Цветущая ветка черемухи».
Подвижная игра «К черемухе беги».
Наблюдение за ромашками
Программное содержание: познакомить детей с цветком ромашки, с особенностями пыльцы ромашки, рассмотреть строение цветка, расширить знания о значении цветов в жизни насекомых; воспитывать интерес к изучению растений, к пониманию того, что без надобности нельзя рвать цветы, их нужно беречь и охранять.
Словарная работа: ромашка, донце, пыльца, кудряшка, бархатистые, белоснежные.
Ход наблюдения:
Воспитатель: я прочитаю вам небольшое стихотворение:
Знакомые с детства ромашки
Мы рвем на лужайке у тихой реки.
Как белые звезды средь розовой кашки,
Они развернули свои лепестки. (В. Рождественский)
Кто догадался, к кому мы пойдем сегодня в гости?
В: Вы правильно угадали. Посмотрите, это ромашка – милый, обаятельный цветок. О ромашках есть много загадок, стихов. Кто знает загадки про ромашку?
Белая корзинка, На травинке солнце бьется
Золотое донце, С ветерком на небо рвется,
В ней лежит росинка Но совсем не горячи
И сверкает солнце. Солнца этого лучи.
На полянке у реки Стоит в лесу кудряшка,
Гордо держат стебельки Белая рубашка,
Как фарфоровые чашки, Сердечко золотое
Белоснежные … Что это такое?
В: В народе считается, что ромашка вырастает там, где упала с неба звезда. Ромашку называют скромным, полевым цветком. Почему?
Д: Растет в поле.
В: Выберете себе понравившуюся ромашку и внимательно ее рассмотрите. На что похожа ромашка?
Д: На солнышко…
В: Правильно, посмотрите какое красивое желтое донце, своим цветом оно похоже на солнце.
В: Расскажите из каких частей состоит ромашка? Какие они у ромашки?
Д: Длинный тонкий стебелек, листочки (подбирают сравнения), цветок, корень…
В: А какое донце у ромашки? Аккуратно потрогайте его.
Д: Большое, выпуклое, видны палочки…(если на ранних стадиях цветения: бархатистое, нежное)
В: У ромашки стали созревать семена, они раскрыли свои окошечки, чтобы появилась пыльца, за ней прилетели насекомые. Вы их видели, когда подходили?
У ромашки донце
Как в избе оконце,
Ставни раскрывает,
Пыльцу выпускает.
Шмели, бабочки летят,
Ах, пыльцы они хотят.
Своим длинным хоботком
Обойдут они весь дом.
В: На донце видны трубочки, наклонитесь и посмотрите, как они раскрылись. Вот в этих трубочках и находится пыльца. Давайте проверим, так ли это.
Опыт «Пыльца ромашки»:
В: Я дам каждому из вас листочек бумаги, а вы потрясите слегка на него ромашку и увидите на листочке пыльцу, (дети проводят опыт).
А теперь пальчиком поводите по пыльце, какого она цвета?
Д: Желтого.
В: На листочке остаются полоски пыльцы?
Д: Остаются.
В: А почему она называется пыльцой? (дети высказывают предположения)
В: Она легкая, как пыль, воздушная, ее может переносить ветер. Давайте подуем на нее, действительно ее можно сдуть с листочка?
(дети дуют на пыльцу, смотрят, как она легко улетает)
В: Вот это и есть пыльца ромашки. А кому она нужна?
Д: Шмелям, бабочкам, осам, для них это еда.
В: Ромашка раскрыла трубочки, как ставенки в доме, и можно брать пыльцу. Сожмите пальцы в кулачок – так выглядели закрытые трубочки, когда донце было нежным, бархатистым. Потом семена стали расти, цветку нужно было выпускать пыльцу, и трубочки раскрылись – раскройте пальчики. Теперь насекомые прилетают к ромашкам. И они сыты, и у ромашки будут семена. Такая пыльца есть у всех цветов. Только длинным хоботком можно ее достать из трубочки, такой хороший хоботок есть у насекомых, они залезают в трубочку и берут пыльцу.
Обратите внимание на другие растения, прилетают ли туда насекомые? (ответы детей). Если насекомых много, значит у растения много пыльцы, над ним стоит жужжание ос, шмелей, порхают бабочки, радостно смотреть на цветок и на насекомых.
В: Что вы сегодня нового узнали о ромашке? Теперь не будете ее обижать, рвать без надобности букеты?
Подвижная игра «Клумба цветов»
Наблюдение «У всех травинок есть имя»
Программное содержание: познакомить детей с общим видом зеленого покрова участка, с составом травы, рассказать, что трава состоит из различных травинок, у которых есть свои названия; рассмотреть различные травы на участке; развивать любознательность, мышление, умение сравнивать, воспитывать бережное отношение к природе.
Словарная работа: трава, мятлик, пырей, клевер, цветок – метелочка, колосок.
Ход наблюдения:
В: Дети, посмотрите вокруг на зелень, что это такое?
Д: Это трава.
В: Молодцы. А много ее или мало на нашем участке?
Д: Много.
В: почему вы решили, что ее много?
Д: Из-за травы не видно земли, трава скрывает ее, значит травы много.
В: Правильно. А теперь присядьте на корточки и посмотрите, все ли травинки одинаковые, похожи друг на друга? (дети рассматривают траву)
Мы сегодня в гостях у травы и будем с ней знакомиться. Послушайте стихотворение
- Как зовут тебя?
- Полинка.
- А меня зовут травинка.
Всех имен не перечесть,
Но они у всех нас есть.
Все мы разные травинки.
Познакомимся, Полинка?
-Все зовут меня пырей,
Дай ладошку мне скорей!
Познакомиться хочу
И дружить с тобой начну.
Средь всех имен травы
Не забудь его и ты.
- Меня мятликом зовут
И в букет не часто рвут.
Но узнаешь ты меня:
Цветок – метелочка моя.
Не забудь меня, Полинка,
Я веселая травинка.
Меня клевером зовут,
Пчелы мой нектар берут.
И узнала тут Полинка,
Имя есть у всех травинок.
Надо их запоминать
И траву жалеть, не мять.
В: Сейчас мы будем искать травинки, которые упоминаются в стихотворении, и тоже с ними знакомиться. Кто видит траву с листочками похожими на сердечки?
Дети отвечают
В: Это клевер. Как он знакомился с Полинкой? (дети вспоминают строки стихот-я).
Какие красивые листочки, поздоровайтесь с клевером, (дети «здороваются»).
Много ли его среди травы?
Д: Много.
В: А кто нашел просто траву с длинными узкими листочками? Это – пырей, (предложить детям встать).
В: У каждого из нас есть имя, и каждой травки тоже есть свое название: тебя зовут Саша, а эту травку зовут клевер; тебя зовут Настя, а эту травку зовут пырей. Кто помнит, как пырей знакомился?
В: Давайте еще раз рассмотрим длинные тонкие листья пырея. Проведите ладошкой по нему, какое нежное прикосновение, как шелк. Пырей – это растение красивого зеленого цвета, пропускаем его осторожно между пальчиками, чтобы почувствовать длину листьев.
В: А это трава мятлик. Найдите его, потрогайте руками, познакомьтесь с ним, рассмотрите его. Послушайте, как он нежно и мягко называется - мятлик, мятлик. Повторите название травы. Что он рассказал девочке? (дети вспоминают строки стихотворения, воспитатель повторяет их).
Рассмотрите листья и цветок-метелочку. Видите, дети, оказывается, у каждой травинке есть имя. С какими растениями мы сегодня познакомились?
Д: Пырей, мятлик, клевер.
В: Так что узнала девочка из стихотворения?
Д: Надо знать названия трав, им нравится, когда их называют по имени. А еще их надо беречь, не мять, не топтать траву.
В: А вы согласны с этим? (ответы детей).
Д/и «Найди растение по описанию»
Наблюдение «Наша елочка живая»
Программное содержание: показать детям красоту дерева, формировать знания о главных особенностей живого дерева, воспитывать бережное отношение, желание помогать ему (не ломать ветки, стряхивать снег…)
Словарная работа: елочка, пушистая, живая, опушка, шишки, искусственная…
Ход прогулки:
Воспитатель: Отгадайте загадку, что это за дерево?
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год? (елка)
В: Давайте найдем елочку. Где она у нас растет? Посмотрите, какая она красивая. Полюбуйтесь ею, вот она какая, красавица лесная.
В: Какие добрые и ласковые слова мы ей можем сказать?
Д: Стройная, пушистая, малышка, красавица, чудесная, милая, любимая …
В: Маленькая елочка, мы любим тебя и не обидим. Расти и становись большой.
В: А, как вы думаете, елочка живая? Почему вы так решили?
Д: Она растет, появляются новые ветки, шишки, старые ветки становятся длиннее, ей нужен воздух, вода, почва…
В: Правильно, наша елочка живая, как и мы с вами. Если елочку обижать (ломать ветки), то ей так же, как и нам будет больно. А ведь мы не хотим елочке делать больно?
Д: Не хотим.
В: Скажите, можем мы поднять елочку и перенести в другое место? Почему нет?
Д: Наша елочка живая, она растет в земле, у нее есть корни.
В: Посмотрите, что лежит на ветках у елочки? (снег).
В: Как вы думаете, легко или тяжело елочке держать столько снега?
Д: Очень тяжело.
В: Давайте поможем елочке, стряхнем снег с веток. Посмотрите, как это делается. Стряхивать снег нужно осторожно, чтобы не повредить веточки у елочки, чтобы не сделать ей больно. Она ведь живая.
В: Скоро праздник Новый год, давайте срубим елочку и поставим у нас в группе.
Д: Нельзя рубить живую елочку, нужно поставить искусственную.
В: Молодцы, дети! Наши лесные красавицы нужно беречь и охранять, ведь живые если их спилят, потом засохнут и умрут, и не будет в лесу елок. А искусственная елочка тоже красива! А радость будет всем!
Мне елку купили! Мне елку купили!
Ее на опушке в лесу не рубили,
А сделали елку на добром заводе,
Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите, скорей поглядите,
На елку из тонких серебряных нитей!
Вся – в хвое мохнатой, блестящей и пышной.
Задень – и она зазвенит ели слышно.
А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке, макушкой кивая. Кому?
Никому, просто – ветру, метели,
Соседке – живой и неспиленной ели.
Хоровод вокруг елочки.
infourok.ru
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей разновозрастной группе «Наблюдение за комнатными растениями» с использованием ИКТ
Программные задачи: познакомить детей с кактусом (рассмотреть его стебель, колючки вместо листьев, уточнить цвет растения, где оно растёт), используя информационно-коммуникационную технологию. Закрепить способы ухода за комнатными растениями. Воспитывать интерес детей к растениям, прививать любовь и бережное отношение к ним.
Методы и приёмы: загадка, наблюдение, беседа, рассказ воспитателя, вопросы, поощрение, наглядность (презентация).
Материал: растения уголка природы: традесканция, кактус, сансевьера; кисточка, вода в банке, салфетка, ноутбук.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, садитесь поудобнее, и послушайте, о чём мы сегодня с вами побеседуем. Сейчас я загадаю загадку о растении. Вы послушайте её, посмотрите на растения нашего уголка природы и скажете, о каком из них идёт речь:
«На веранде, где цветочки,
Я сижу в своём горшочке.
Я, конечно, не велик,
Но смотри- ужалю вмиг!
Ты не веришь, мальчик?
Протяни сам пальчик!»
Дети: Это кактус!
Воспитатель: Молодцы, вы правильно отгадали загадку! Ребята, посмотрите внимательно на кактус. Что можно о нём сказать?
Дети: У кактуса нет листьев, но есть колючки.
Воспитатель: Верно. А что это у кактуса (показываю на стебель)?
Дети: Это стебель.
Воспитатель: Правильно. Настя, что ты можешь сказать о стебле кактуса? Какой он?
Настя: Стебель толстый, а ещё он зелёного цвета.
Воспитатель: Настенька, ты молодец! Да, ребята, стебель у кактуса толстый, сочный, мясистый и зелёный. А чтобы узнать, почему у него стебель толстый и вместо листьев иголки, мы с вами отправимся на родину кактусов и узнаем, в каких условиях они растут.
На мониторе появляется картинка.
Кактусы живут в жарких странах, в пустынях, среди песков. (Слайд 1) Родина кактуса- Южная Америка, Мексика. Там всегда жаркая погода, дожди идут редко.
Кактусы имеют разнообразную форму. (Слайд 2).
Они похожи на ребристые шарики, лежат они среди песков, как дыни или ежи, выставившие свои иглы. (Слайд 3).
Корни кактуса находятся близко от поверхности земли, быстро всасывают воду во время дождя и засасывают её в стебель. Вместо листьев торчат колючки, которые помогают кактусам защититься от животных, которые иначе бы поедали их, поскольку они могут быть единственными зелеными растениями в данной местности. (Слайд 4).
Плоды, сочные стебли и даже корни многих видов кактусов используют в пищу, применяют их в кондитерской промышленности. Из них делают мармелады и конфеты, а с помощью кактусового сока эти сладости окрашивают в красивые цвета. (Слайд 5).
Из стеблей некоторых кактусов делают легкую, прочную мебель, оконные рамы, двери, настилают крыши, из длинных и гибких стеблей делают красивые сувениры. (Слайд 6).
Плоды и стебли многих видов кактусов помогают людям при различных заболеваниях. (Слайд 7).
Кактус очень выносливое растение и даже в домашних условиях может жить долгое время без воды.
Воспитатель: Так что у кактуса вместо листьев?
Дети: Колючки, иголки.
Воспитатель: А что вы можете о них сказать? Какие они?
Дети: Длинные, тонкие, острые, гладкие, колкие.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как часто надо поливать кактус?
Дети: Его поливают редко.
Воспитатель: Да, ребята. Его нужно поливать один раз в неделю, можно в понедельник, когда мы приходим в садик после выходных. А почему кактус надо поливать редко?
Дети: Потому что у него очень толстый стебель.
Воспитатель: Ребята, внешний покров кактуса жилистый. У некоторых кактусов жилы стягиваются и растягиваются, как аккордеон. Они растягиваются, когда наполняются водой, и стягиваются, когда вода израсходована. Поэтому у кактуса толстый стебель из-за находящейся внутри воды. Кто мне напомнит, где родина кактусов?
Дети: Мексика, пустыня.
Воспитатель: Молодцы, запомнили. А сейчас немного отдохнём. Проводится физминутка:
На окне в горшочках Поднялись цветочки. К солнцу потянулись, Солнцу улыбнулись. К солнышку листочки Повернут цветочки,Развернут бутоны, В солнышке утонут. |
Дети сидят на корточках лицом в круг.Медленно встают.Тянутся на носочках, подняв руки вверх.Разводят руки в стороны ладонями вверх.Поворачиваются вправо-влево, руки на поясе Соединяют ладошки над головойРаскрывают ладошки-бутоны. |
Воспитатель: Хорошо, продолжаем. Кто знает, как надо приготовить почву, чтобы растение росло в комнатных условиях?
Дети: Надо смешать землю с песком и посадить кактус, а сверху ещё посыпать песка, чтобы влага быстро не испарялась. (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает с ответом).
Воспитатель: Правильно, молодцы! Ребята, как вы думаете, кактус светолюбивое или темнолюбивое растение?
Дети: Светолюбивое, потому что живёт в жарких странах.
Воспитатель: Значит, где мы его должны поставить?
Дети: На солнечной стороне.
Воспитатель: Вы знаете, что все комнатные растения требуют ухода. Как вы ухаживаете за комнатными растениями нашего уголка природы?
Дети: Растения надо поливать, рыхлить землю, вносить удобрения, опрыскивать, протирать листочки от пыли.
Воспитатель: Хорошо. Но ухаживать за разными растениями нужно по- разному. Как вы будете ухаживать за этим растением (показываю сансевьеру)? Как называется это растение?
Дети: Это сансевьера. Её надо поливать, рыхлить землю, протирать листья влажной тряпочкой.
Воспитатель: Хорошо. А как вы будете ухаживать за этим растением (показываю традесканцию)? Что это за растение?
Дети: Это традесканция. Листья нельзя протирать тряпочкой, их надо опрыскивать.
Воспитатель: Да, ребята. Листочки у традесканции хрупкие, могут легко сломаться, поэтому это растение мы будем опрыскивать. Хорошо, мы с вами вспомнили способы ухода за растениями. Давайте вместе с вами подумаем, как мы будем убирать пыль с кактуса, у которого вместо листьев колючки? (Выслушиваю мнение детей, затем вызываю ребёнка для показа, действия сопровождаю словами.) Сначала мы смачиваем кисточку, отжимаем, вытираем о салфетку. А теперь проводим кисточкой между колючками и снимаем пыль. А что мы ещё забыли сделать? Пыль вытерли, но что-то забыли…
Дети: Нужно взрыхлить песочек и полить.
Воспитатель: А как часто будем поливать? Каждый день, через день?
Дети: Нет! Поливать будем один раз в неделю.
Воспитатель: Умницы! Вы всё правильно сказали и запомнили! Так с каким растением мы сегодня познакомились?
Дети: С кактусом.
Воспитатель: Хорошо. Вы узнали, что кактус- растение пустыни, что вместо листьев у него колючки. Его надо поливать редко, это растение любит солнце. Молодцы, ребята! А сейчас давайте отдохнём.
(Проводится гимнастика для глаз).
Глазкам нужно отдохнуть. дети закрывают глаза
Нужно глубоко вздохнуть. (глубокий вдох, глаза закрыты)
Глаза по кругу побегут, (глаза открыть, движение зрачком по кругу)
Много- много раз моргнут (частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо (легко коснуться пальчиком закрытых глаз)
Увидят мои глазки всё! (глаза распахнуты, на лице улыбка).
А сейчас мы с вами попробуем нарисовать кактус. Давайте сядем за столы, откроем свои альбомы и будем рисовать пустыню и кактусы.
Рисование кактуса, как закрепление материала. На мониторе картинка с изображением пустыни и растущими кактусами.
Документы для скачивания:
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей разновозрастной группе «Наблюдение з Формат: .docx
a2b2.ru