Строение семян однодольных и двудольных растений. Таблица строение семян однодольных и двудольных растений
Строение семян
2.Изучение нового материала
2.1. Фронтальная беседа
Ребята, последние несколько занятий мы с вами изучали большую тему «Растения», в результате вы познакомились с многообразием покрытосеменных и голосеменных растений. Выяснили, какие из них растут на территории нашего края, села. Вы также узнали о том, что на нашей планете растут совсем маленькие растения – ряска (2мм), так и гигантские - секвойя (более 100м). И все они появляются из семян, из маленьких зачатков жизни. А как вы думаете, все ли семена растений похожи?
- нет.
Правильно. Чем семена различаются, в чем особенности их роста, прорастания, предстоит узнать на сегодняшнем уроке.
Итак, как бы вы определили тему нашего урока?
- строение семян;
- рост семян;
- внутреннее строение семян.
Правильно вы говорите. Тема урока: «Строение семян»
(слайд № 1). А теперь определите учебные задачи урока исходя из темы. С чем мы должны познакомиться в ходе изучения темы?
- я думаю с многообразием семян;
- особенностями строения семян различных растений;
- особенностями прорастания и роста.
Все правильно. Эти учебные задачи нам необходимо решить на уроке.
Строение семян однодольных растений.
Строение семян двудольных растений.
Особенности прорастания различных семян.
(слайд № 2). Ребята, откройте учебник на странице 86 и выполните такое задание: внимательно рассмотрите рисунок 57. На нем изображены семена двух растений: фасоли и миндаля. Определите, из каких частей состоит семя и какие черты сходства и различия можно у этих семян выделить (слайд № 3). - семена обоих растений состоят из семенной кожуры;
- у обоих растений имеется семядоли, только количество их разное;
- у семян есть почечка;
- у семени фасоли кроме почечки еще имеется стебелек, корешок;
- у семени миндаля в состав входит эндосперм.
Хорошо. А кто может назвать самый главный признак, который отличает два семени?
- наличие эндосперма;
- разное количество семядолей.
Конечно, это существенное отличие. Поэтому все семена, у которых имеется две семядоли, получили название двудольных растений. Растения, у которых семядоля одна называются однодольными растениями.
Приведите примеры таких растений. Давайте начнем с двудольных растений:
- Фасоль, томаты, горох;
- подсолнечник.
Молодцы. А теперь однодольные растения, имеющие одну семядолю:
- пшеница, лук, рожь;
- ячмень;
Ребята, а кто же сможет из вас дать определение семени, что это такое;
- семя – это будущее растение;
- семя – зачаточный побег, из которого вырастит растение.
Правильно, семя – это зачаточный побег с запасом питательных веществ (слайд № 4).
А как вы считаете, в чем преимущество семени перед спорами?
- спорам для прорастания необходима вода;
- споры могут попасть в неблагоприятные условия и погибнуть.
Так в чем же преимущество семени?
- оно имеет запас питательных веществ для роста;
- ее зародыш защищен плотной семенной кожурой, а значит, не зависит от условий окружающей среды.
(слайд № 5) Ребята, вы правильно сделали вывод. А теперь предлагаю на практике убедиться, что семя имеет ряд существенных преимуществ в своем строении, для этого выполним лабораторную работу на странице 87.
4.Выполнение лабораторной работы № 11 (слайд № 6). (слайд № 7) Ребята, вы убедились, что семена двудольных растений имеют две семядоли и зародыш?
-да.
Тогда давайте убедимся, что и однодольные растения имеют особое строение. Выполним следующую лабораторную работу на странице 87.
5.Выполнение лабораторной работы № 12 (слайд № 8). (слайд № 9) А сейчас, ребята, подведем итог урока.
6. Обобщение
По итогам выполнения лабораторных работ заполните следующую таблицу:
Признаки семени однодольного растения | Признаки семени двудольного растения |
(слайд № 10) Правильность выполнения задания проверьте друг у друга в парах. Если есть ошибки исправьте, если есть дополнения, впишите их красной пастой.
Если у вас вопросы по сегодняшнему уроку? Я могу подойти еще раз и пояснить трудные для вас моменты.
7. Закрепление (слайд № 11)
8. Рефлексия (слайд № 12)
9. Домашнее задание (слайд № 13)
nenuda.ru
Строение семян однодольных и двудольных растений
Урок биологии в 6 классе по теме: Строение семян однодольных и двудольных растений
Выполнила: Арсланбаева Альбина Хамзовна, учитель биологии МБОУ Башкирская гимназия с. Мраково Кугарчинского района Республики Башкортостан. Работа представляет собой демонстрационные материалы к уроку биологии в 6 классе по теме: «Строение семян однодольных и двудольных растений». Работа предназначена для учителей биологии. При создании использованы программы: Текстовый редактор Microsoft Office Word 2007, редактор презентаций Microsoft Office Power Point 2007.
Тема изучается в главе «Строение и многообразие покрытосеменных растений», реально отражает учебный план и оптимально соответствует программе по биологии 6 класса, курса «Бактерии.Грибы.Растения».Растение начинает свою жизнь с семени Учащиеся при работе с коллекциями семян узнают, что семена бывают разными по окраске, форме, весу, размерам. Семена – это важнейшее эволюционное достижение высших растений. Роль семени - защита, распространение. Достижение заключается в устройстве самого семени: зародышевый корешок и зародышевый побег, который состоит из почечки, зародышевого стебелька, 1 или 2 семядолей . Об этом учащиеся узнают при проведении лабораторной работы. К отделу покрытосеменные (цветковые) растения относится 2 класса: однодольные и двудольные, одной из причин деления растений на классы является строение семян. Несмотря на различия семян двудольных растений и однодольных ,у них есть и общие черты. На следующем уроке «Виды корней и типы корневых систем » учащиеся узнают о второй причине деления растений на классы.
Данный урок- комбинированный ,идет с использованием ИКТ.
Урок представлен в едином формате в виде презентации. Разработанная презентация является некоторым эстетическим и информационным фоном урока, сопровождающим его от начала до конца.
Учащиеся активны, они работают фронтально, индивидуально, что является одним из основных критериев современного урока.
В структуре урока чётко прослеживаются основные этапы: организационный момент, актуализация знаний, работа с новым материалом, закрепление, итоги урока.
Подготовленная учителем презентация, позволяет с максимальной эффективностью изучить тему. Урок проводится в быстром темпе с использованием разнообразных видов деятельности.
В результате выполнения различных заданий осуществляется достижение цели урока - Образовательные: усвоение знаний об особенностях строения семян однодольных и двудольных растений; дать представление об общих и отличительных признаках в строении семян однодольных и двудольных растений
Развивающие: развивать логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, развивать навыки работы со схемами, коллекциями, рисунками. Воспитательные: формирование научного мировоззрения .Продолжать осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока
Методы обучения на уроке:
1)Словесные: рассказ, объяснение, беседа.
2)Наглядные: Работа со схемами, рисунками на доске. Работа с коллекциями. Мультимедийная презентация.
3)Практические: наблюдение.
Методические приемы:
- Логические: анализ, сравнение, синтез, обобщение.
- Организационные: фронтальная работа преподавателя с классом и самостоятельная работа учащихся.
- Технические: прикрепление таблицы "Строение семени” к доске, установка проектора, раздача лабораторного материала и оборудования.
Форма организации познавательной деятельности учащихся на уроке - фронтально - индивидуальная.
Характер деятельности учащихся: репродуктивный, исследовательский.
Объём работы: аннотация, описание конкурсного материала, конспект урока, презентация (27 слайдов).
www.teacherjournal.ru
Строение семян однодольных и двудольных растений
Министерство образования Республики Башкортостан
Муниципальное общеобразовательное учреждение Башкирская гимназия села Мраково муниципального района Кугарчинский район
Строение семян однодольных и двудольных растений
Учитель биологии высшей категории
Арсланбаева А.Х.
Мраково-2010
Урок № 15
Тема Строение семян однодольных и двудольных растений
Цели:
Образовательные: усвоение знаний об особенностях строения семян однодольных и двудольных растений; дать представление об общих и отличительных признаках в строении семян однодольных и двудольных растений
Развивающие: развивать логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, развивать навыки работы со схемами, коллекциями, рисунками.
Воспитательные: формирование научного мировоззрения .Продолжать осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока
Тип урока: комбинированный
Оборудование: сухие и набухшие семена фасоли, пшеницы, огурцов. Модель зерновки пшеницы. Коллекция семян. Мультимедийный проектор, экран, учебный диск « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии»,
Методы обучения на уроке:
1)Словесные: рассказ, объяснение, беседа.
2)Наглядные: Работа со схемами, рисунками на доске. Работа с коллекциями. Мультимедийная презентация.
3)Практические: наблюдение.
Методические приемы:
Логические: анализ, сравнение, синтез, обобщение.
Организационные: фронтальная работа преподавателя с классом и самостоятельная работа учащихся.
Технические: прикрепление таблицы "Строение семени” к доске, установка проектора, раздача лабораторного материала и оборудования.
Форма организации познавательной деятельности учащихся на уроке - фронтально - индивидуальная.
Характер деятельности учащихся: репродуктивный, исследовательский.
Ход урока:
I Организационный момент
Сегодня наш урок мне хотелось бы начать со стихотворения
Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать – и не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решить все трудные задачи.
На предыдущем уроке мы изучили с вами тему Покрытосеменные, или Цветковые растения. Чтобы узнать, как вы усвоили предыдущий материал, проведем ботанический эрудицион (Презентация. Приложение 1)
II Актуализация знаний
1 Задание «Работа с терминами» (Презентация. Приложение 2,3).
Впиши термины вместо пропусков.
1).....- независимое поколение у голосеменных и покрытосеменных растений .(Спорофит)
2)…..-орган семенного размножения покрытосеменных растений (Цветок)
3) …..-молодой спорофит до начала быстрого прорастания ( Зародыш)
4)….-способ питания большинства растений ( Автотрофный)
5)…..-образуется у покрытосеменных после отцветания (Плод)
6)…..- имеют самую совершенную форму семенного размножения (Покрытосеменные)
7)…..- является стратегическим эволюционным преимуществом у голосеменных и покрытосеменных растений ( Семя)
8)….-процесс происходящий без участия воды у голосеменных и покрытосеменных растений (Оплодотворение )
9)…..-образовался у цветковых растений с целью привлечь распространителей семян (Плод)
2 Задание « Третий - лишний» (Презентация. Приложение 4,5).
Определи, что является лишним в ряду, объясни свой ответ .
1)Береза- липа – сирень
(Сирень- кустарник, а остальные – деревья . Деревья имеют ярко выраженный ствол и крону)
2) Элодея- кувшинка – саксаул
( Элодея и кувшинка являются водными растениями, а саксаул растение пустынь)
3) Кустарники-полукустарнички - полукустарники
(Полукустарнички и полукустарники – растения пустынных и полупустынных областей, они полудревесного характера, а кустарники - древесные растения)
4)Мокрица – дуб-эвкалипт
(Мокрица живет несколько месяцев, а дуб и эвкалипт десятки, сотни лет)
5)Карликовая ива – малина-калина
(Карликовая ива- это самый низкий вид кустарника на земле. Высота такого кустарника не превышает 5 сантиметров. Малина и калина по высоте значительно выше)
6) Морковь- свекла- пшеница
(Пшеница - однолетнее растение,а морковь, свёкла двулетние)
7)Горох- нарцисс- тюльпан
( Горох - однолетнее растение,а нарцисс и тюльпан многолетние)
8) Огуречное дерево - бумажное дерево - колбасное дерево - клубничное дерево - яичное дерево - конфетное дерево
(Яичного дерева в природе нет)
3 Задание «Закончи фразу » (Презентация. Приложение 6,7).
У цветковых растений семязачатки расположены внутри завязи , а у голосеменных …… на поверхностях чешуй женской шишки ( открыто)
Семенная кожура и зародыш голосеменных растений имеют …… набор хромосом ( двойной или диплоидный)
Корень , стебель, лист…….органы (вегетативные)
Цветок, плод, семя……органы ( генеративные)
4 Задание «Установите соответствие» (Презентация. Приложение 8)
а) «Установите соответствие между организмом и отделом ,к которому его относят »
Организм Отделы растений
А) Хлорелла 1 Моховидные.
Б) Пихта 2 Голосеменные
В) Ландыш 3 Покрытосеменные
Г) Маршанция 4 Папоротниковидные.
Д) Орляк 5 Водоросли
Ответ
б) « Установите соответствие между растением и его значением » (Презентация. Приложение 9).
Растение Значение
А) Рожь 1) Овощные культуры
Б) Капуста 2) Злаковые культуры
В) Петуния гибридная 3) Лекарственные культуры
Г) Эхинацея пурпурная 4) Декоративные культуры
Ответ
III.Изучение новой темы:
Каждый из вас, наверное, слышал фразу из песни « С чего начинается Родина?» Я думаю, что на данный вопрос вы сможете ответить. Ребята, а с чего начинается жизнь большинства растений? Дети обсуждают поставленный вопрос и предполагают, что растение начинает свою жизнь с семени.
Отыщи всему начало, и ты поймешь многое.
(Козьма́ Петро́вич Прутко́в)
Это и будет темой нашего сегодняшнего урока. Откройте тетради и запишите тему урока: «Строение семян однодольных и двудольных растений»
А какие цели мы поставим перед собой?
План урока: (Презентация. Приложение 11).
Что такое семя?
Строение семян двудольных растений
Строение семян однодольных растений
Лабораторная работа «Строение семян двудольных растений и однодольных растений»
Семена бывают разными по окраске, форме, весу, размерам. Минимальные размеры имеют семена орхидных и заразиховых; их масса составляет 0,001—0,003 мг. Максимального размера достигают семена сейшельской пальмыLodoicea maldivica (масса около 20 кг). Окраска кожуры семени часто темная, что зависит от присутствия в ней тех или иных пигментов, чаще всего антоцианов
Семена – это важнейшее эволюционное достижение высших растений. Достижение заключается в устройстве самого семени. (Презентация. Приложение 12,13).
Семя состоит из
Кожура | зародыша | запаса питательных веществ |
Она имеет 2n набор хромосом. Образуется из интегумента семязачатков | Зачаточный спорофит, содержит двойной набор хромосом 2n | Запас питательных веществ находится в запасающей ткани- эндосперме с 3n хромосом . У 85% цветковых есть эндосперм. Выделяют мучнистый эндосперм, в котором много крахмала, и маслянистый, в котором обычно много жирных масел, часто в сочетании с белком в виде алейроновых зерен (семена клещевины, ириса). Благодаря сильному обезвоживанию эндосперм бывает стекловидным. |
К отделу покрытосеменные (цветковые) растения относится 2 класса: однодольные и двудольные, одной из причин деления растений на классы является строение семян. Рассмотрим строение семян двудольных растений . Посмотрите на коллекцию семян двудольных растений. Какие особенности внешнего строения семян вы заметили ( разные размеры, окраска, форма ). Несмотря на различия семян двудольных растений по внешним признакам, большинство из них имеет сходное внутреннее строение:
Семенная кожура защищает внутренние части семени от высыхания и механических повреждений ,иногда от преждевременного прорастания и во многих случаях от света
2) Зародыш состоит из зародышевого корешка, стебелька, почечки и семядолей. Из почечки развивается верхушечная почка побега.
Зародышевый стебелек выносит почечку над поверхностью почвы . Из зародышевого корешка развивается главный кореньДве семядоли – первые листья зародыша растения, с запасом питательных веществ. Отсюда исходит и название класса – двудольные. Семядоли по сравнению с эндоспермом являются эволюционно более прогрессивным образованием. У эволюционно развитых двудольных растений эндосперм полностью отсутствует, так как на ранней стадии развития поглощается и вытесняется зародышем. . (Презентация. Приложение14)
Например у фасоли, тыквы, дуба, астры, а вот у миндаля есть небольшая часть эндосперма где находится запас питательных веществ. . (Презентация. Приложение15)
У ясеня зародыш маленький, почти весь объем семени занимает эндосперм . (Презентация. Приложение16)
Найдите у предложенных вам семян двудольных растений рубчик.
*Рубчик- место прикрепления семени к семяножке. Выше рубчика находится микропиле.
*Микропиле - участок в семенной кожуре, служащий для проникновения воздуха и воды. . (Презентация. Приложение17)
Рассмотрим строение семян однодольных растений на примере хлебных злаков
( пшеница, рожь, кукуруза)
Семя однодольных растений состоит из(Презентация. Приложение 18).
1)Кожистого околоплодника сросшегося с семенной кожурой.Поэтому правильнее говорить не семя пшеницы,а плод зерновка.
2)Зародыш состоит из корешка,стебелька ,почечки.
Одна семядоля ( щиток),прикреплена к одной стороне зародышевой оси .С другой стороны щиток прилегает к эндосперму и выполняет не запасающую роль, а поглощающую,транспортную.Щиток втягивает и пропускает питательные вещества к зародышу.
У лука зародыш маленький, весь объем семени занимает эндосперм(Презентация. Приложение 19)..
Наиболее примитивными среди однодольных являются представители семейства Частуховидных (рдест, стрелолист, частуха), у них нет эндосперма. Весь запас питательных веществ находится в семядоле (Презентация. Приложение 20).
Физминутка . (Презентация. Приложение 21)
Неуклюжий шёл пингвинПосреди холодных льдин.И по ледяной дорожкеПрыгал он на правой ножке.А теперь подскок на левойИ присел, согнув колени.Встал, приселИ пять прыжков.Очень климат уж суров.
А сейчас ребята заглянем внутрь семян. Для этого проведем лабораторную работу
Инструкция по технике безопасности
При выполнении лабораторной работы (Презентация. Приложение 22).
1. Работать за столом следует аккуратно
2. Не делать резких движений
3. Осторожно пользоваться препаровальной иглой. При изучении объектов исследования с помощью препаровальной иглы, не допускать нарушений техники безопасности
4 .На рабочем столе должен быть порядок
5.После завершения работы ,небходимо привести в порядок рабочее место.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №9 а (Презентация. Приложение23)
Тема: Строение семян двудольных растений
Цель: Изучить внешнее и внутреннее строение семян двудольных растений
Оборудование:Чашки с набухшими и сухими семена ми фасоли или гороха (разрезанные вдоль), препаровальные иглы, ручные лупы.
Ход работы:
Рассмотрите на рисунке схему строение семени двудольного растения. Найдите основные части семени: семенную кожуру, зародыш, эндосперм. Рассмотрите на схеме строение зародыша. Найдите основные его части: зародышевый корешок, зародышевый стебелек, семядоли (зародышевые листья), зародышевую почечку.
Возьмите семя фасоли (гороха) и найдите на его поверхности рубчик и семявход. Зарисуйте внешний вид семени, обозначьте рубчик и семявход.
Снимите кожуру с семени, набухшего после поглощения воды. Для этого подденьте препаровальной иглой кожуру в месте семявхода и надорвите его. Раскройте семя, разделив его на две половины. Из каких частей состоит семя фасоли? Рассмотрите зародыш, находящийся под кожурой семени. В какой части зародыша накапливаются питательные вещества?
Сравните препарат со схемой. Зарисуйте зародыш, обозначьте его части: корешок, стебелек, семядоли, почечку.
Сделайте вывод о строении семени фасоли. Какие функции выполняют семядоли зародыша фасоли?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №9 (б)
Тема: Строение семян однодольных растений
Цель: Изучить внешнее и внутреннее строение семян однодольных растений
Оборудование: Чашки с набухшими и сухими семена ми зерновками пшеницы, готовый препарат "Продольный срез зерновки пшеницы".
Ход работы:
Рассмотрите на рисунке схему строения зародыша семени однодольного растения. Найдите основные части зародыша: корешок, стебелек, семядолю (зародышевый лист), почечку.
Рассмотрите зерновку пшеницы. Попробуйте отделить покровы зерновки от семени. Удалось ли вам это сделать? Почему?
Рассмотрите продольный срез при малом увеличении микроскопа. Сравните препарат со схемой. Найдите части зерновки: покровы эндосперм и зародыш. Определите, из каких частей состоит зародыш.
Зарисуйте общий вид зерновки и ее продольный разрез. На рисунке отметьте покровы зерновки (околоплодник и кожуру семени), эндосперм. Укажите части зародыша (зародышевый корешок, стебелек, почечку, щиток).
Сформулируйте вывод о строении зерновки пшеницы. Какую функцию выполняет эндосперм.
IV Закрепление :
1 Задание А сейчас для закрепления ваших знаний проведем цифровой диктант. (работа в тетради)Я буду зачитывать предложения, если вы согласны со смыслом, запишите цифру – 1, если не согласны – 0. (Презентация. Приложение 24).
1. Семенами размножаются все высшие растения (0)
2. Цветковые растения делятся на 2 класса Однодольные и Двудольные (1)
3. Спора отличается от семени тем, что в семенах есть запас питательных веществ, а в спорах нет, из семени развивается растение, из споры – заросток. (1)
4. Лук, кукуруза, овес относятся к двудольным растениям. (0)
5. Эндосперм представляет собой запас питательных веществ в семенах (1)
6. Семядоля – это первый лист зародыша (1)
7 Спора отличается от семени Спора - одноклеточная единица расселения, имеет малый запас питательных веществ. Спора прорастает при поступлении в клетку влаги. Низшие и многие высшие растения размножаются спорами, не имеющие многоклеточных покровов (искл. Харовые водоросли).Семя-орган полового размножения и расселения семенных растений, обычно развивающийся из оплодотворенного семязачатка.Семя - многоклеточная структура, объединяющая запасающую ткань, зародыш и защитный покров.(1)
Поменяйтесь тетрадями и проведите взаимооценку 0110111
Правильных ответов 7-«5» 6-«4» 4,5-«3» 3-«2»
2 Задание Рубрика «Подумайте” . (Презентация. Приложение 25).
3 Задание Работа в парах. Заполнить таблицу вместо знаков вопроса вставить пропущенные признаки. (Презентация. Приложение 26).
Название растения | Количество семядолей в зародыше семени. | К какому классу относится растение |
1. Фасоль | 2 | ? |
2. Пшеница | ? | ? |
3. Горох. | ? | ? |
4. Фиалка | 2 | ? |
5. Кукуруза. | 1 | ? |
6. Подсолнечник | 2 | ? |
.
V. Итоги урока
Выход на тему следующего урока. Новое растение развивается из семени, у него есть изначально зародышевый корешок, зародышевый стебелек, зародышевые листья, почечка. Самым первым из семени вырывается корень ,вот о нём и будет идти речь на следующем уроке.
Оценивание. Самооценка, взаимооценка.
VI . Домашнее задание § 18 Ответить на вопросы в конце параграфа .Рассмотрите семена яблони и тыквы и выясните, как они устроены. В рабочей тетради выполнить задание № 61.
Составить кроссворд по теме «Строение семян однодольных и двудольных растений».Создать коллекцию семян однодольных и двудольных растений. (Презентация. Приложение 27).
Литература к уроку:
Основная литература
1.Корчагина В.А. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. – М.: Просвещение, 1992.
2.Малеева Ю.В., Чуб В.В. Биология, флора. – М.: Дрофа, 1994.
3.Серебрякова Т.И., Еленевский А.Г. и др. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники. – М.: Просвещение, 1992.
4.Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6-й класс. – М.: Дрофа, 2002.
5.Пономарева И.Н. и др. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6-й класс. – М.: Вентана-Граф, 1999.
6.Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6-й класс. – М.: Дрофа, 2003.
Дополнительная литература
1.Беркинблит М.Б., Глаголев С.М. Биология в вопросах и ответах. – М.: Мирос, Международные отношения, 1994.
2.Биология. Справочник школьника. – М.: Изд-во ТКО АСТ, 1995.
uchebana5.ru
Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение однодольных и двудольных цветковых растений.
Скажите, ребята, а что такое семя?
Семя представляет собой структуру, которая состоит из небольшого, но сформировавшегося растения и запаса питательных веществ на первое время обоснования на новом месте. Кроме того семя защищает это растение, которое называется зародыш семени, от неблагоприятных условий до приживания на новом месте и помогает сохраняться годами. То есть в неблагоприятных для растения условиях этот зародыш может долгое время пребывать в состоянии покоя, то есть семя не будет прорастать. Этим мы пользуемся, когда храним семена каких-либо растений по несколько лет. Но когда мы посадим наши семена, они попадут в благоприятные условия и прорастут.
А знаете ли Вы, что наибольшая долговечность свойственна “твердым семенам”. Так удалось прорастить семена лотоса, пролежавшие в торфянике Манжурии более 1000 лет. Еще большую долговечность обнаружили семена люпина, извлеченные из льдов (занесенных с почвой) Аляски – их возраст 10 000 лет.
Но семена растений бывают такими разными! Посмотрите, как выглядят семена гороха, фасоли.
- Чем они отличаются?
(семена фасоли отличаются от семян гороха по окраске, форме, размерам.)
- Назовите семена меньше по размерам, чем семена фасоли или гороха?
(семена редиса, укропа, моркови, петрушки и др.)
Семена отличаются и своей формой (работа с коллекцией семян).
Некоторые семена имеют специальные крючочки, как семена череды и лопуха.
- Для чего они нужны им?
(Для того чтобы прицепиться к шерсти животных, одежде человека и переместиться на новые места обитания).
- А у некоторых растений на семенах есть пуховые выросты. У каких растений семена опушены? (Одуванчик, хлопчатник. Семена этих растений распространяются ветром).
А семена некоторых растений имеют специальные крылышки, как, например, семена клёна и ясеня.
- Для чего нужны семенам эти крылышки?
(Тоже для распространения с помощью ветра).
Любое цветковое растение начинает свою жизнь с семени. Если семя попадает в благоприятные условия, оно начинает прорастать. Первым появляется корешок, а затем побег. Это маленькое растение называют проростком. Спустя какое-то время у молодого растения появляются листья, цветки, плоды и, конечно же, семена.
Семя считают органом полового размножения и расселения растении
Семя является важнейшим достижением в эволюции у высших растений. Это достижение заключается в строении самого семени.
Познавательная задача: Каковы основные направления в эволюции семян цветковых растений?
Для решения познавательной задачи давайте разберем схему «Строение семени»:
.
Типичное семя
Зародыш*
Кожура*
Эндосперм (питательная ткань) от греч. «endo» - внутри и «sperma»-семя:запасает крахмал, масло
Семядоли
(или семядоли)
Почечка
Стебелек
Зародышевый корешок
(* - обязательно присутствуют в семенах).
Обычно семя снаружи покрыто оболочкой- кожурой. Толщина, твёрдость, окраска её у семян различных растений неодинакова. Поверхность также разнородна, она может быть гладкой, иметь неровности в виде шипиков, волосков. Все эти приспособления служат для лучшего распространения, расселения семян.
На кожуре семени имеется небольшое пятнышко- рубчик, это место прикрепления незрелого семени к стенке плода. Рядом с рубчиком находится крохотное отверстие- семявход. Через семявход в семя проникает вода, после чего семя набухает и прорастает. Под кожурой находится зародыш, который даёт начало новому растению. В зародыше выделяют две основные части: зародышевый побег и зародышевый корешок. Зародышевый побег состоит из: зародышевой почечки, зародышевого стебелька и семядолей. Зародыш семени может содержать одну или две семядоли.
Цветковые растения, имеющие зародыш семени с одной семядолей получили названия однодольные (пшеница, кукуруза, тюльпан), а с двумя двудольными (яблоня, фасоль, горох).
Если у проростка фасоли удалить семядоли, то он погибнет. Причиной гибели послужит отсутствие питательных веществ. Следовательно, семядоли выполняют функции органа, запасающего питательные вещества, которыми питается вначале прорастающий зародыш. Но в некоторых семенах запасные питательные вещества находятся не в семядолях, а располагаются в специальной ткани-эндосперме, которая окружает зародыш (например, в семенах перца, помидора, баклажана, липы, моркови, фиалки, мака, сирени эндосперм занимает большую площадь семени). У подсолнечника, тыквы, дыни, дуба, гороха, фасоли, запасные вещества отложены прямо в семядолях, а эндосперм практически отсутствует. Семядоли у них крупные, мясистые, а поэтому хорошо заметные.
Зародыш семени пшеницы слишком мал, поэтому находится в нижней части зёрна.
При разрезании зерна пшеницы, внутри семени кроме зародыша можно увидеть эндосперм, в клетках, которых содержатся запасы питательных веществ.
Строение зародыша пшеницы, ячменя, кукурузы, овса состоит из одной маленькой семядоли, зародышевого корня, стебля и почки, причём семядоля зародыша плотно прилегает к эндосперму, потому что во время прорастания зародыш с помощью семядоли всасывает из эндосперма питательные вещества. Семядоля расположена сбоку зародыша на границе с эндоспермом и имеет формущита, только очень маленького, поэтому семядолю и называют щитком.
Для того, чтобы выяснить особенности строения семян однодольных и двудольных растений, давайте выполним лабораторную работу № 5 «Строение семян однодольных и двудольных растений»
(работаем в тетрадях для лабораторных работ под редакцией Ж.Курмангалиевой).
Работа в группах:
Докажите, что семя состоит из небольшого, но сформировавшегося растения и запаса питательных веществ на первое время обоснования на новом месте.
Коробочка запечатана
А ней растенье спрятано
С ветками листочками
С белыми цветочками"
Чтоб найти нам ответ
Мы исследуем объект.
Инструкция по технике безопасности при выполнении лабораторной работы (у каждого учащегося на столе).
1.Работать за столом следует аккуратно.
2.Не делать резких движений.
3.Осторожно пользоваться колющим инструментом (иглой). Пальцами держать объект так, что бы не уколоться.
4.Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.
5.После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.
multiurok.ru