§5. Строение организма человека (2). Наличие систем органов у растений и животных
Системы органов |
Органы, их функции |
Опорно-двигательная система |
состоит из скелета и мышц. У животных, имеющих твердый наружный скелет (например, у членистоногих) или внутренний (у хордовых), мышцы прикрепляются к частям скелета. У животных, не имеющих твердого скелета, мышцы вместе с покровами образуют кожно-мускулъный мешок (например, у кольчатых червей). Опорно-двигательная система выполняет опорную, двигательную и защитную функции. Особенно велика защитная роль панциря у членистоногих, грудной клетки и черепа — у позвоночных. |
Пищеварительная |
|
Дыхательная система |
осуществляет газообмен: поставляет в организм животных кислород, необходимый для окисления веществ и выделения энергии, и выводит углекислый газ. Тем самым она участвует в обмене веществ. У разных животных дыхательная система представлена разными органами. Так, животные, обитающие в воде (например, моллюски, ракообразные. рыбы), дышат с помощью жабр. В получении водными животными кислорода велика роль кожных покровов (например, у земноводных). Наземные животные (пресмыкающиеся, птицы, звери) дышат с помощью легких, а насекомые — с помощью трахей. |
Выделительная система |
обеспечивает выведение из организма избытка воды, вредных продуктов обмена веществ. Она представлена выделительными трубочками (например, у червей, бесчерепных), малъпигиевыми сосудами (у насекомых, паукообразных), почками (у позвоночных). |
Кровеносная система |
состоит из сосудов и сердца. Сердце — орган, выполняющий роль насоса и обеспечивающий движение крови по сосудам — кровообращение. Сосуды, несущие кровь от сердца, называются артериями, к сердцу — венами. Мельчайшие кровеносные сосуды (и вены, и артерии) называются капиллярами. Кровь участвует в газообмене: насыщенная кислородом — артериальная, а насыщенная углекислым газом — венозная.У кольчатых червей и хордовых животных кровь движется только по сосудам и не попадает в полость тела. Такая кровеносная система называется замкнутой. У членистоногих и моллюсков кровь из сосудов поступает в полость тела. Такая кровеносная система называется незамкнутой. Кровь выполняет и защитную функцию. Сгусток крови закрывает рану от проникновения микробов, лейкоциты уничтожают попавшие в организм болезнетворные микроорганизмы. |
Нервная система |
обеспечивает связь организма с окружающей средой, согласованную работу органов, их систем и всего организма. Благодаря нервной системе животные воспринимают раздражения из внешней среды и от внутренних органов и реагируют на них. Ответную реакцию организма на раздражение, осуществляемую с участием нервной системы, называют рефлексом. Одни рефлексы врожденные (безусловные), другие возникают в течение жизни иод влиянием повторяющихся раздражителей (условий). Такие рефлексы называют приобретенными (условными). Определенная постоянная последовательность нескольких врожденных (безусловных) рефлексов называется инстинктом (например, плетение паутины пауком, строительство сот пчелами, гнездостроение и перелеты у птиц). Нервная система подразделена на центральный и периферический отделы у большинства животных. У хордовых центральная нервная система представлена головным и спинным мозгом. В центральном отделе анализируются и синтезируются возбуждения, формируются условные рефлексы, происходит запоминание и др. Периферическая нервная система состоит из нервных узлов (скоплений нервных клеток), расположенных вне центральной нервной системы, и нервов, отходящих от центральной нерп ной системы (длинные отростки нейронов, покрытые оболочкой), воспринимающих раздражение и передающих возбуждение. |
Эндокринная система |
представлена железами, которые выделяют активные вещества в кровь или в жидкость, заполняющую полость тела. Активные вещества регулируют уровень обмена, влияют на деятельность отдельных органов и организма в целом. У насекомых, например, они вызывают линьку и смену фаз индивидуального развития (яйцо >> личинка >> куколка >> взрослое животное), у земноводных — превращение головастика в лягушку. Железы, которые выделяют активные вещества наружу или в полости внутренних органов, не относятся к эндокринной системе (например, сальные и потовые железы, печень). Половая система обеспечивает размножение организмов. Она состоит из половых желез (гонад), вырабатывающих половые клетки (гаметы), и выводящих протоков. Половые железы самок — яичники. В них образуются яйцеклетки женские половые клетки. Мужские половые железы — семенники. В них образуются сперматозоиды. Дополнительными половыми органами служат железы, формирующие оболочки яйца, в котором развивается новый организм, а также образования, обеспечивающие оплодотворение (соединение сперматозоида с яйцеклеткой) и откладывание яиц. |
www.kursoteka.ru
Системы органов животных
Органы животных сгруппированы в различные системы организма - совокупность органов, которые работают совместно, чтобы выполнять определенные функции для поддержания жизнедеятельности животного. Системы организма (также называемые системы органов) включают:
Репродуктивная система - группа органов, позволяющая животным производить потомство.
Нервная система - система, которая регулирует работу всего организма при помощи нервных импульсов. Нервная система может быть условно разбита на три основные категории: центральная нервная система (головной и спинной мозг), периферическая нервная система (нервные ответвление от головного и спинного мозга, которые передают импульсы в мышцы и железы), вегетативная нервная система (контролирует непроизвольные действия, такие как сердцебиение и пищеварение).
Кровеносная система - система, отвечающая за транспортировку крови по всему телу животного. Она включает в себя: кровь, артерии, вены и капилляры.
Дыхательная система - группа органов, которая контролирует газообмен в организме животного. Она состоит из носа, легких и трахеи.
Лимфатическая система - система, которая фильтрует болезнетворные организмы, а также помогает выводить из организма жидкость с отходами. Еще она помогает в борьбе с инфекциями.
Эндокринная система - система, состоящая из желез, например, щитовидная железа, гипофиз, надпочечники, паращитовидные железы, поджелудочная железа, вилочковая железа, яичники и яички) и гормонов (химические вещества, впрыскиваемые из желез в кровь). Эти железы с гормонами контролируют и влияют на различные функции организма, например, метаболизм, рост и размножение.
Мочеполовая (выделительная) система - группа органов, которые отвечают за вывод жидкости с отходами в виде мочи из организма и включающая в себя: почки, мочевой пузырь, мочеточник и уретру.
Мышечная система - совокупность мышечных волокон, позволяющих животным двигаться и контролировать передвижение. Мышечная система состоит из скелетных мышц, гладких мышц и сердечной мышцы.
Пищеварительная система - группа органов, которые переваривают пищу, чтобы получить энергию для других процессов в организме.
Покровная система - внешнее покрытие животного, например, кожа, чешуя, перья, мех и т.д., которое защищает организм от повреждений, высыхания, попадания болезнетворных бактерий и вредных веществ.
Иммунная система - защитная система организма, противостоящая инфекциям и болезням.
Опорно-двигательная система (мышцы и скелет) - комплекс костей и мышц, обеспечивающий внутреннею и внешнюю поддержку животного, например, скелет, экзоскелет или раковина.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
natworld.info
ОРГАНЫ И СИСТЕМЫ ОРГАНОВ У РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ
Модуль содержит теоретический материал по теме "Строение организмов"
Категория пользователейОбучаемый, Преподаватель
Контактное время45 минут
ИнтерактивностьНизкая
ДисциплиныБиология / Строение организмов
Уровень образованияПрофессионально-техническая подготовка, повышение квалификации
СтатусЗавершенный вариант (готовый, окончательный)
Тип ИР сферы образованияинформационный модуль
Место изданияСанкт-Петербург
Автор
И.Ю.Азизова
доцент, кандидат педагогических наук
РГПУ им. А.И.Герцена
Издатель
Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена
Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена
Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки., 48,
Тел. - +7-812-312-44-92, +7-812-312-11-95Сайт - http://www.herzen.spb.ru http://www.herzen.spb.ru Эл. почта - [email protected]
Правообладатель
Федеральное агентство по образованию России
Федеральное агентство по образованию России
Россия, 115998, Москва, Люсиновская ул., 51
Тел. - +7-495-237-9763, +7-495-236-0171Сайт - http://www.ed.gov.ru Эл. почта - [email protected]
Внимание! Для воспроизведения модуля необходимо установить на компьютере проигрыватель ресурсов.
Характеристики информационного ресурса
Тип используемых данных:application/xml, image/jpeg, image/png, video/avi, text/html, text/xml, text/javascript, audio/mp3, flash/swf
Объем цифрового ИР3 180 083 байт
ПроигрывательOMS-player версии от 1.0
Категория модифицируемости компьютерного ИРоткрытый
Признак платностибесплатный
Наличие ограничений по использованиюесть ограничения
Рубрикация
Ступени образованияОсновное общее образование
Целевое назначениеУчебное
Тип ресурсаОткрытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС)
Классы общеобразовательной школы9
Уровень образовательного стандартаФедеральный
Характер обученияБазовое
fcior.edu.ru
Органы и системы органов у растений и животных
Модуль содержит практические задания по теме "Строение организмов"
Категория пользователейОбучаемый, Преподаватель
Контактное время45 минут
ИнтерактивностьВысокая
ДисциплиныБиология / Строение организмов
Уровень образованияПрофессионально-техническая подготовка, повышение квалификации
СтатусЗавершенный вариант (готовый, окончательный)
Тип ИР сферы образованияинформационный модуль
Место изданияСанкт-Петербург
Автор
Е.В.Фадеева
ассистент
РГПУ им. А.И.Герцена
Издатель
Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена
Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена
Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки., 48,
Тел. - +7-812-312-44-92, +7-812-312-11-95Сайт - http://www.herzen.spb.ru http://www.herzen.spb.ru Эл. почта - [email protected]
Правообладатель
Федеральное агентство по образованию России
Федеральное агентство по образованию России
Россия, 115998, Москва, Люсиновская ул., 51
Тел. - +7-495-237-9763, +7-495-236-0171Сайт - http://www.ed.gov.ru Эл. почта - [email protected]
Внимание! Для воспроизведения модуля необходимо установить на компьютере проигрыватель ресурсов.
Характеристики информационного ресурса
Тип используемых данных:application/xml, image/jpeg, image/png, video/avi, text/html, text/xml, text/javascript, audio/mp3, flash/swf
Объем цифрового ИР1 682 378 байт
ПроигрывательOMS-player версии от 1.0
Категория модифицируемости компьютерного ИРоткрытый
Признак платностибесплатный
Наличие ограничений по использованиюесть ограничения
Рубрикация
Ступени образованияОсновное общее образование
Целевое назначениеУчебное
Тип ресурсаОткрытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС)
Классы общеобразовательной школы9
Уровень образовательного стандартаФедеральный
Характер обученияБазовое
Параграф 5. Системы органов животных
1. Что такое орган? Какие органы человека вы знаете?
Орган (от греческого «органон» — орудие, инструмент) — это часть тела, выполняющая определённые функции, имеющая определённое строение, форму и расположение в организме.
Примеры органов человека: сердце, легкие, печень, почки.
2. Что называют системой органов?
Связанные между собой органы, объединённые общей работой, составляют систему органов.
3. Составьте и заполните таблицу «Системы органов и их функции».
4. Благодаря каким двум системам организм работает как единое целое?
Обеспечение согласованной работы всех частей живого организма осуществляют нервная и эндокринная системы.
5. Какая система обеспечивает газообмен в вашем организме? С какой другой системой органов она связана? Свой ответ обоснуйте.
Обмен газов в организме осуществляет система органов дыхания. Она связана с кровеносной системой, которая принимает участие уже в переносе газов по организму. Если бы этого не происходило, то большинство клеток организма оказалось бы без необходимого кислорода и с избытком продуктов обмена, что привело бы к неминуемой смерти.
6. Опорно-двигательная система состоит из двух частей. Какая часть является пассивной, а какая — активной?
Скелет придаёт телу форму, служит ему опорой, защищает его внутренние органы от повреждений (пассивная часть). Благодаря сокращениям мышц животное может активно передвигаться.
7. Почему организм работает как единое целое?
Организм – биологическая система, состоящая из взаимосвязанных и соподчинённых элементов, взаимоотношения которых и особенности их строения подчинены их функционированию как единого целого.
Организм человека состоит из систем органов, которые взаимодействуют между собой. Каждая система органов выполняет свою, конкретную функцию. Это необходимо для сохранения и поддержания постоянства внутренней среды. Системы органов работают не изолированно, а объединяются для достижения полезного результата.
Функционирование организма как единого целого обеспечивается за счет работы систем, которые обеспечивают согласованную работу всех частей живого организма – это нервная и эндокринная системы.
resheba.com
Строение организма человека. Системы органов.
ВСПОМНИТЕ
Вопрос 1. От чего зависит наличие различных органов у растений и животных?
Наличие различных органов у растений и животных зависит от их образа жизни, типа питания и размножения.
Вопрос 2. Какие системы органов млекопитающих вам известны?
У млекопитающих выделяют следующие систем органов: опорно-двигательную, дыхательную, кровеносную, пищеварительную, выделительную, эндокринную, нервную, органов размножения. Каждая система представляет собой группу органов, которые выполняют в организме какую-то общую функцию.
ВОПРОСЫ К ПАРАГРАФУ
Вопрос 1. Какие системы органов вы знаете? Охарактеризуйте их основные функции.
Выделяют следующие системы органов, которые выполняют следующие функции:
1. Кровеносная система транспортирует кислород и углекислый газ, питательные вещества и продукты распада, а так же ферменты и гормоны;
2. Дыхательная система осуществляет газообмен и окисление органических веществ с выделением энергии;
3. Пищеварительная система отвечает за образование необходимых для организма питательных веществ и их доставку ко всем клеткам тела;
4. Выделительная система удаляет жидкие продукты обмена веществ;
5. Половая система отвечает за размножение;
6. Функция эндокринной системы – выделение в кровь гормонов. Регулирующих функцию различных органов;
7. Нервная система отвечает за регуляцию и согласование деятельности всех систем органов.
Вопрос 2. Какие части различают во внешнем строении тела человека?
В теле человека различают осевую часть (голова, шея, туловище) и конечности (верхние — руки и нижние — ноги).
Вопрос 3. Что такое функциональные системы и какова их роль в жизнедеятельности человека? Приведите примеры.
Благодаря согласованной работе всех систем органов организм человека всегда отвечает на изменения, которые происходят в нём самом и окружающей его среде. То есть вся работа систем органов постоянно направлена на достижение результата, полезного для всего организма. Для этого несколько систем органов временно объединяются в функциональную систему. Одной из таких систем обеспечивается, например, бег человека. При этом временно объединяется и согласуется работа органов опоры и движения, кровеносной, нервной, дыхательной, выделительной и других систем.
Назовите известные вам органы человека и охарактеризуйте их местоположение в организме, используя имеющиеся наглядные пособия.
Все органы нашего тела имеют свое особенное строение и расположение. Очень важно знать, где именно располагаются основные органы нашего тела, чтобы при необходимости самостоятельно определить что болит, и к какому врачу необходимо обратиться за помощью.
Сердце — это главный элемент сердечно-сосудистой системы, оно обеспечивает кровоток в сосудах. Место сердца в организме человека – это грудная клетка, над диафрагмой.
По обе стороны от сердца располагаются легкие. По отношению к срединной линии тела сердце располагается несимметрично.
Слева, под диафрагмой располагается желудок. Он представляет собой мешкообразное расширение пищеварительного тракта.
Сзади и немного ниже желудка, располагается поджелудочная железа. Она также относится к органам пищеварительной системы.
Под диафрагмой, вверху справа расположена печень, являющаяся важнейшим органом очищения. В левой верхней части, позади желудка лежит селезёнка.
Тонкий кишечник находится ниже желудка. Он имеет вид длинной перепутанной трубки. Тонкий кишечник переходит в толстый кишечник в правой части организма.
Почки — это парные органы мочевыделительной системы, по форме напоминающие боб. Расположение почек: по бокам в области поясницы сзади пристеночного листка брюшины. В размере почка около 11-12 см (длина 4,5 — 6 см, ширина 3,5 — 4 см).
ПОДУМАЙТЕ!
Почему нарушение работы какой-либо системы органов может привести к нарушению жизнедеятельности или даже гибели всего организма?
Организм представляет собой целостную систему, в которой все компоненты тесно взаимодействуют между собой. Работа одной системы органов зависит не только от состояния органов, принадлежащих к этой системе, но и от других, с которыми она находится во взаимодействии. Поэтому если страдает какая-либо одна система органов, то это негативно сказывается на работе всего организма в целом.
resheba.me
Строение организма человека. Системы органов.
ВСПОМНИТЕ
Вопрос 1. От чего зависит наличие различных органов у растений и животных?
Наличие различных органов у растений и животных зависит от их образа жизни, типа питания и размножения.
Вопрос 2. Какие системы органов млекопитающих вам известны?
У млекопитающих выделяют следующие систем органов: опорно-двигательную, дыхательную, кровеносную, пищеварительную, выделительную, эндокринную, нервную, органов размножения. Каждая система представляет собой группу органов, которые выполняют в организме какую-то общую функцию.
ВОПРОСЫ К ПАРАГРАФУ
Вопрос 1. Какие системы органов вы знаете? Охарактеризуйте их основные функции.
Выделяют следующие системы органов, которые выполняют следующие функции:
1. Кровеносная система транспортирует кислород и углекислый газ, питательные вещества и продукты распада, а так же ферменты и гормоны;
2. Дыхательная система осуществляет газообмен и окисление органических веществ с выделением энергии;
3. Пищеварительная система отвечает за образование необходимых для организма питательных веществ и их доставку ко всем клеткам тела;
4. Выделительная система удаляет жидкие продукты обмена веществ;
5. Половая система отвечает за размножение;
6. Функция эндокринной системы – выделение в кровь гормонов. Регулирующих функцию различных органов;
7. Нервная система отвечает за регуляцию и согласование деятельности всех систем органов.
Вопрос 2. Какие части различают во внешнем строении тела человека?
В теле человека различают осевую часть (голова, шея, туловище) и конечности (верхние — руки и нижние — ноги).
Вопрос 3. Что такое функциональные системы и какова их роль в жизнедеятельности человека? Приведите примеры.
Благодаря согласованной работе всех систем органов организм человека всегда отвечает на изменения, которые происходят в нём самом и окружающей его среде. То есть вся работа систем органов постоянно направлена на достижение результата, полезного для всего организма. Для этого несколько систем органов временно объединяются в функциональную систему. Одной из таких систем обеспечивается, например, бег человека. При этом временно объединяется и согласуется работа органов опоры и движения, кровеносной, нервной, дыхательной, выделительной и других систем.
Назовите известные вам органы человека и охарактеризуйте их местоположение в организме, используя имеющиеся наглядные пособия.
Все органы нашего тела имеют свое особенное строение и расположение. Очень важно знать, где именно располагаются основные органы нашего тела, чтобы при необходимости самостоятельно определить что болит, и к какому врачу необходимо обратиться за помощью.
Сердце — это главный элемент сердечно-сосудистой системы, оно обеспечивает кровоток в сосудах. Место сердца в организме человека – это грудная клетка, над диафрагмой.
По обе стороны от сердца располагаются легкие. По отношению к срединной линии тела сердце располагается несимметрично.
Слева, под диафрагмой располагается желудок. Он представляет собой мешкообразное расширение пищеварительного тракта.
Сзади и немного ниже желудка, располагается поджелудочная железа. Она также относится к органам пищеварительной системы.
Под диафрагмой, вверху справа расположена печень, являющаяся важнейшим органом очищения. В левой верхней части, позади желудка лежит селезёнка.
Тонкий кишечник находится ниже желудка. Он имеет вид длинной перепутанной трубки. Тонкий кишечник переходит в толстый кишечник в правой части организма.
Почки — это парные органы мочевыделительной системы, по форме напоминающие боб. Расположение почек: по бокам в области поясницы сзади пристеночного листка брюшины. В размере почка около 11-12 см (длина 4,5 — 6 см, ширина 3,5 — 4 см).
ПОДУМАЙТЕ!
Почему нарушение работы какой-либо системы органов может привести к нарушению жизнедеятельности или даже гибели всего организма?
Организм представляет собой целостную систему, в которой все компоненты тесно взаимодействуют между собой. Работа одной системы органов зависит не только от состояния органов, принадлежащих к этой системе, но и от других, с которыми она находится во взаимодействии. Поэтому если страдает какая-либо одна система органов, то это негативно сказывается на работе всего организма в целом.
resheba.com