Разнообразие растений таблица. Урок окружающего мира "Разнообразие растений". 2-й класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Разнообразие растений на Земле. Разнообразие растений таблица


Разнообразие растений (3 класс окружающий мир) – таблица

На нашей планете повсюду, даже в самых отдаленных уголках с суровым климатом, можно встретить растения. Они не только украшают Землю, но и очищают воздух, являются пищей и строительным материалом. Разнообразие растений поражает: в природе встречаются совсем крошечные экземпляры, и настоящие гиганты, достигающие нескольких десятков метров.

Водоросли

Водоросли – это обитатели воды, которые отличаются от других растений самым простым строением. У них нет корней, стеблей и листьев, и питательные вещества они впитывают всем своим телом.

Размеры водорослей могут быть самыми разными. Есть совершенно крошечные водоросли, которые можно рассмотреть только под микроскопом. Летом наблюдается «цветение» воды, когда она приобретает насыщенный зеленый цвет. Такой оттенок воде придают одноклеточные зеленые водоросли.

В природе существуют и экземпляры, которые могут достигать в длину 40 метров. Такие водоросли растут в морях и океанах.

Водоросли

Рис. 1. Водоросли.

Маленькие водоросли свободно плавают в воде, а крупные – прикрепляются ко дну и образую настоящие подводные джунгли. Окраска также может быть самой разной: бурой, зеленой, красной.

Водоросли играют большую роль в природе:

  • являются пищей для обитателей воды;
  • обогащают воду кислородом;
  • очищают воду от гнилостных бактерий;
  • служат компонентом многих лекарств.

Мхи

Мхи – это небольшие растения, высота которых не превышает нескольких сантиметров. Это одни из самых древних обитателей планеты, которые появились гораздо раньше динозавров.

Поскольку у мхов нет настоящих корней, они на первый взгляд могут показаться слабыми и хрупкими. Но это совсем не так. Мхи – чрезвычайно выносливые растения, способные выживать в самых суровых климатических условиях. Но предпочитают они обитать во влажных тенистых уголках леса.

Внешне мхи очень напоминают губки, и способны впитывать в себя воду. Если взять кусочек мха в руку и сжать, то из него вытечет много воды.

Папоротники

Папоротники – одни из самых древних растений, широко распространенных по земному шару, но чаще всего встречаются во влажных лесах. Эти растения смогли приспособиться к разным условиям обитания, и способны расти не только в почве, но и на деревьях, в трещинах скал, даже в пустыне.

Размеры папоротников колеблются от совсем крошечных до крупных древовидных форм высотой до 25 м. Они отличаются красивыми длинными листьями, похожими на перья.

Папоротники

Рис. 2. Папоротники.

Папоротники имеют корень, короткий стебель и большие листья, но они никогда не цветут. У этих растений нет семян. Вместо них они образуют споры, с помощью которых размножаются.

Хвойные растения

Главное отличие хвойных деревьев – форма листьев, которые напоминают иголки. Это хвоя, благодаря которой деревья могу расти в регионах с холодным климатом. Зимой, вместо того, чтобы сбрасывать листву, как все остальные деревья, хвойные растения сохраняют свои иголки. Их смена происходит один раз в несколько лет.

К хвойным растениям относятся лиственница, пихта, сосна, ель, кедр, можжевельник.

Цветковые растения

На нашей планете наиболее широко распространены цветковые растения. Их можно встретить на любом участке суши, от Антарктиды до Арктики.

Главная отличительная черта всех цветковых растений – формирование цветков, которые после увядания образуют плоды с семенами. Попадая в землю, семена прорастают – так происходит размножение цветковых растений.

Ландыш

Рис. 3. Ландыш.

Все культурные растения, которые вывел человек, являются представители этого отдела растений.

Таблица “Разнообразие растений”

Корень

Стебель

Листья

Размножение

Особенности

Низшие растения

Водоросли

нет

нет

нет

Спорами

Живут в воде

Высшие растения

Мхи

нет

есть

есть

Спорами

Живут во влажных затененных местах, очень выносливые, не имеют цветков

Папоротники

есть

есть

есть

Хвойные

есть

одеревенелый

В виде иголок – хвоя

Семена образуются в шишках

Почти все представители – вечнозеленые

Цветковые

есть

Травянистый или одеревенелый

Листовая пластина

Цветы, из которых образуются плоды с семенами

Отличаются большим разнообразием

Что мы узнали?

При изучении темы «Разнообразие растений» по программе 3 класса окружающего мира мы узнали, насколько велик и многообразен мир растений. Мы выяснили, что в природе бывают низшие растения с простым строением, и высшие растения, которые отличаются более сложным строением и разнообразием форм.

Тест по теме

obrazovaka.ru

Многообразие голосеменных растений, таблица разнообразия

Голосеменные – один из отделов царства растений. Большинство голосеменных – всем известные хвойные деревья. Но есть среди них и другие, отличные от хвойных, растения.

Саговниковые

Это теплолюбивые растения с неветвящимся стеблем. Предпочитают засушливые районы. Среди них есть и травянистые, и древесные растения.

Жизненные формы саговников

Рис. 1. Жизненные формы саговников.

Внешне древовидные саговники похожи на пальмы, поэтому их иногда называют саговыми пальмами.

Из молодых стволов саговников получают саговую муку и крупу (саго) – ценный продукт, идущий на экспорт и широко используемый в кулинарии.

Гинкговые

Класс представлен только одним видом. Гинкго двулопастный сохранился благодаря защите человека, т. к. в Японии и Китае является священным храмовым растением. Как культурное растение выращивается по всему миру.

Гинкго двулопастный

Рис. 2. Гинкго двулопастный.

Оболочкосеменные

Включают три группы (порядка) растений:

  • гнетум, 30 видов;
  • вельвичия, один вид;
  • эфедра, 40 видов.

Гнетумы распространены в тропических лесах. Среди них есть лианы, деревья и кустарники.

Гнетум гнемон

Рис. 3. Гнетум гнемон.

Вельвичия удивительная растёт в пустынях Намибии и Анголы.

Эфедра – кустарник пустынных и скалистых областей Средиземноморья, Азии и Америки.

Хвойные

Эти растения нам хорошо знакомы, поэтому именно на их примере мы проводили изучение строения органов размножения голосеменных. Класс включает около 600 видов. Распространены во всём мире, кроме Арктики и Антарктиды. Это древесные растения, для которых характерны мелкие листья в виде хвоинок, обильное ветвление и относительно медленный рост.

К хвойным относятся следующие роды растений:

  • сосна, 100 видов;
  • лиственница, 15 видов;
  • пихта, 40;
  • ель, 45;
  • можжевельник, 70;
  • кипарис, 15;
  • тисс, 6;
  • туя, 6 видов, и некоторые другие.

Все эти роды различаются по условиям произрастания. Например, кипарисы теплолюбивы, а можжевельники морозостойки.

Некоторые ценные виды вводятся в культуру. Это значит, что человек разводит их в районах, где климат схож с климатом мест их природного произрастания. Примером являются секвойя и секвойядендрон, или мамонтово дерево, породы из Северной Америки. Они введены в культуру и успешно разводятся на Кавказе и в Крыму.

Все хвойные имеют очень важное хозяйственное значение для человека. Их древесина высокого качества и очень ценится.

Таблица «Многообразие голосеменных»

Классы

Представители

Особенности

Саговниковые

124 вида саговников

Крупные листья пальмового типа; неветвящийся стебель

Гинкговые

Гинкго двулопастный

Лиственное дерево

Оболочкосеменные

Эфедра или хвойник, вельвичия, гнетум

Семена имеют покров из одной или нескольких пар листьев

Хвойные

Ель, сосна, туя, можжевельник и т. д.

Вечнозелёные деревья

Вымершие голосеменные

Разнообразие голосеменных растений было бы большим, если бы не вымерли целые их группы, такие как:

  • бенеттитовые;
  • кордаитовые;
  • семенные папоротники, и другие.

В каждом из современных классов также имеется много вымерших видов, среди которых большинство – теплолюбивые.

В более тёплые эпохи секвойя произрастала в Европе и доходила до Шпицбергена. Также в Европе произрастали саговники. Хвойные росли в Антарктиде.

Что мы узнали?

Многообразие голосеменных растений, в основном, заключается в многообразии видов хвойных. Это основной класс Голосеменных, наиболее приспособленный к современному климату. Кроме хвойных, к голосеменным относятся: саговниковые, оболочкосеменные, гинкговые. Эти группы являются древними и нуждаются в охране.

Тест по теме

obrazovaka.ru

Мир растений таблица (3 класс, окружающий мир)

Мир растений удивительно разнообразен. В природе встречаются самые невероятные представители флоры: гигантские деревья, роскошные цветы с дурманящим ароматом, микроскопические водоросли, гибкие лианы. Но, несмотря на свое внешнее различие, все растения имеют много общего и живут по единым законам.

Общие сведения

С самого начала своего зарождения люди проявляли большой интерес к растениям – основному источнику пищи. Со временем у людей стали накапливаться практические знания: какие растения являются ядовитыми, а какие – нет, когда происходит созревание плодов, как правильно их собирать и хранить и многое другое. Эта информация легла в основу интересной науки – ботаники, которая занимается изучением растений.

Все растения – это живые существа, которые характеризуются следующими признаками:

  • Питание растений происходит из почвы и воздуха.
  • Растения дышат, и не могут обойтись без кислорода.
  • Растения постоянно растут и развиваются на протяжении всей жизни.
  • Как и все живые организмы, растения размножаются.

Все растения – это живые существа

Рис. 1. Все растения – это живые существа.

Растения – это единственные на планете организмы, которые могут производить собственные питательные вещества. Это сложный химический процесс, который называется фотосинтез. Он заключается в том, что растения, поглощая влагу из почвы и углекислый газ из воздуха, под действием солнечного света образуют глюкозу (питательное вещество) и кислород.

Разнообразие растений

На земном шаре так много растений, и все они такие разные, что понадобилась их классификация. Для большего удобства все огромное царство растений было поделено на несколько основных групп.

  • Водоросли. Обитают в воде и имеют самое простое строение. Большинство из них выглядят как тонкие длинные ленты зеленого или бурого цвета. Однако есть и совсем крошечные водоросли, рассмотреть которые можно только под микроскопом.
  • Мхи. «Природная губка», способная впитывать в себя большое количество влаги. Предпочитают жить в затененных влажных уголках леса.

Мох в лесу

Рис. 2. Мох в лесу.

  • Папоротники. Имеют очень красивые листья, напоминающие большие птичьи перья. Все папоротники очень похожи друг на друга, и отличаются только размерами.

Издавна папоротник считался волшебным растением, который мог указывать на зарытые в земле сокровища. Согласно древнему поверью, папоротник зацветал только однажды в году, и в этот момент он обладал наивысшей магической силой. Однако это лишь фантазии и домыслы. На самом деле, ни один папоротник не образует цветки, а размножается он при помощи спор.

  • Хвойные растения. Вместо привычных листьев у таких растений на ветках растет хвоя – тонкие иголочки с плотной кожистой поверхностью. Вместо плодов хвойные деревья образуют шишки, в которых созревают семена. К этой группе растений относится ель, сосна, лиственница, кедр.

Еловая шишка

Рис. 3. Еловая шишка.

  • Цветковые растения. Имеют полноценное строение: корень, стебель, листья, цветки, плоды и семена. Отличаются большим разнообразием видов, это самая многочисленная группа растений, широко распространенная по всему миру.

Таблица “Мир растений”

Группа растений

Корень

Стебель

Листья

Размножение

Особенности жизнедеятельности

Водоросли

Нет

Нет

Нет

Спорами

Живут в воде

Мхи

Нет

Есть

Есть

Спорами

Обитают в сырых местах, очень выносливы

Папоротники

Есть

Есть

Есть

Спорами

Обитают в сырых местах, очень выносливы

Хвойные

Стержневая или мочковатая система

Одеревенелый

Хвоя

Семена образуются в шишках

Почти все являются вечнозелеными растениями

Цветковые

Стержневая или мочковатая система

Травянистый или одеревенелый

Листовая пластинка с черешком

Плоды образуются из цветков с семенами

Очень разнообразны и многочисленны

Что мы узнали?

При изучении темы «Таблица «Мир растений»» по программе 3 класса окружающего мира мы узнали, насколько разнообразны и многочисленны растения. Изучением растительного мира занимается наука ботаника, с помощью которой все растения были разделены на обширные группы.

obrazovaka.ru

Разнообразие растений на Земле / Открытый урок

Проект занятия:Предмет – внеурочная деятельность;Цель урока: знакомство с разнообразием растений на Земле, формирование умения работать в парах, группахЗадачи урока:

  1. Познакомить с разнообразием растений на Земле.
  2. Расширить знания детей о растениях.
  3. Закрепить навыки постановки целей работы.
  4. Формировать навык самостоятельного изучения материала.
  5. Формировать навыки работы в парах, группах
  6. Формирование навыка выявления ошибок в своей работе и работе одноклассников.
  7. Воспитание взаимопомощи, взаимовыручки, ответственности за свои действия.
  8. Развитие речи, памяти, воображения

Планируемые достижения учащихся на уроке (чему учащийся должен научиться, что усвоить):

  1. Познакомиться с разнообразием растений на Земле.
  2. Развивать умение работать текстом учебника и дополнительной литературой.
  3. Развивать умения выделять главное.
  4. Учиться работать в парах и группах.
  5. Определять уровень своих знаний, проводить самооценку своей деятельности.

Ход занятия

№ этапа

Этапыурока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.

Организационный момент.

 

Тему  сегодняшнего занятиямы можем сформулировать, отгадав загадку:

Дышит, растет,

А ходить не может   (растение)

- Вспомните, что вы знаете о растениях.

Я предлагаю провести наш урок по следующему плану.

растение

живой организм, без него невозможна жизнь

 

Знакомство с темой  и планом

2.

Постановка цели работы

 

Каковы цели нашего урока?

Замечательные цели вы поставили перед собой.

Целеполагание. 

  1. Познакомиться с разнообразием растений на Земле.
  2. Совместное изучение свойств групп растений.

3.

 

 

 

 

 

4.

Знакомство со схемой.

 

Совместное изучение материала по плану

Рассмотрим схему «Разнообразие растений на Земле».

 

Какие группы растений представлены в ней?

Сможете ли вы назвать представителей каждой из этих групп?

Рассматривание схемы.

Перечисление представителей каждой из представленных групп

 

Знакомство с темой изучения.

5.

Рефлексия 1.

 

Вывод.

Что вы узнали о первой группе растений?

 

Подведение итогов работы.

6.

Динамическая пауза.

Упражнения для снятия напряжения с глаз.

7.

Изучение нового материала

 

Работа по «маршруту». Инструкция к работе.

1.Знакомство с темой изучения.

Для лучшего изучения материала я предлагаю провести тщательное изучение каждой группы растений.

Но такой большой материал трудно будет изучить самостоятельно, поэтому мы разделимся на группы и проведем работу по маршруту.

Каждый из вас имеет своё задание.

Прочитаем тему изучения для каждой групп

 

1 группа: С головой, уйдя под волны, зеленеем меж камней,Нет у нас цветков и листьев, если честно, нет корней.Мы на суше пропадем: мы всегда в воде живем.

-Догадайтесь, о каких растениях идёт речь?

 

2 группа: Меж клюквы и морошки, среди лесных болот,Всегда на влажной почве мой родственник растет.Он может быть зеленым или почти седым, Но нужно наклониться, чтоб встретились вы с ним. В лесу, в низинке влажной, нас встретите всегда, Ведь нам для нашей жизни нужней всего вода.

-Догадайтесь, о каких растениях идёт речь?

 

3 группа: Лесная трава – резная листва,

Не хвалится ветками, но гордится предками –

великанами могучими с кронами дремучими

Ещё 1 подсказка:

Люблю я тоже влагу.В тени, в лесной глуши,Мои резные листья, конечно, хороши.Но я горжусь не ими!Наш очень древний родИз прошлого планеты тепло и свет несет.

4 группа:

Мы своим зеленым видом круглый год вам всем милы.Нас легко узнать по шишкам и обилию смолы. Листья наши очень колки, называются иголки,И хоть радость вам несем - никогда мы не цветем

 

5 группа:

Ну а мы, а мы с цветками,Мы цветем, плоды даем, Мы накормим семенами, Мы собой украсим дом. Мы в лесах, лугах и в поле,Мы в пустыне и в воде. По цветкам, как по паролю,Нас узнаете везде

 

Водоросли.

 

 

 

 

 

 

 

Мхи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Папоротники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хвойные растения

 

 

 

 

 

 

 

 

Цветковые растения

 

 

2. Изучение плана работы над темой.

Любая работа должна идти по строго определенному плану.

Прочитаем план работы «по маршруту», приведенный на индивидуальной карточке и на экране 

Есть ли у вас вопросы по этому плану?

Желаю вам плодотворной совместной работы.

 

 

 

Изучение плана работы «по маршруту».

(Приложение 1).

 

 

  1. Самостоятельное  изучение темы.

 

Работа по группам с использованием карточек.

1. Водоросли

2. Мхи

3. Папоротники

4. Хвойные растения

5. Цветковые растения

 

 

  1. Взаимообучение

Ребята, скажите, а где мы можем встретить растения? Давайте составим кластер.

Работа «по маршруту», определенному на карточках (приложение 3)

8.

Рефлексия 2.

 

Вывод:

Что вы узнали о группах растений?

Удалось ли вам изучить материал?

Что помогло вам в этом?

Подведение итогов работы.

 

Самооценивание.

Оценивание работы одноклассников.

9.

Динамическая пауза.

Упражнения для снятия напряжения с мышц рук и туловища.

10.

Экспресс – тест.

 

Для подтверждения успешности работы на уроке предлагаю провести экспресс – тест с самооцениванием.

Выполнение экспресс – теста (приложение 2).

Самооценка работы

11.

Рефлексия № 3. 

 

Чему мы научились на уроке?

Достигли ли мы тех целей, которые поставили перед собой?

Что помогло нам её достигнуть?

Обсуждение записи на доске.

 

Высказывания детей о форме проведения урока.

12.

Оценивание работы

 

Сегодня мы провели прекрасную совместную работу.

Оценивание работы команд и отдельных учеников.

 

Оценивание работы отдельных учеников.

 

 

 

Приложение 1

План работы «по маршруту»

  1. Прочти статью.
  2. Подготовь пересказ.
  3. Задай свои вопросы, выслушай ответы соседа.
  4. Перескажи свою статью соседу.
  5. Внимательно послушай рассказ соседа.
  6. Ответь на его вопросы.
  7. Оцени свою работу.

 

Приложение 2

 Экспресс – тест «Проверь себя» по теме «Растения в жизни человека»

 

Приложение 3

1) Водоросли.

У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, хотя у некоторых крупных морских представителей этой группы организмов есть образования, внешне напоминающие эти органы. Почему водорослям не нужны корни? Водоросли не нуждаются в корнях, так как живут в растворе питательных веществ и могут поглощать их всей своей поверхностью

Некоторые водоросли, по преимуществу морские, имеют пластины, по форме напоминающие листья, Морские водоросли используются уже давно и довольно широко в пище людей, в качестве корма для животных, как удобрение, как сырье для изготовления лекарств, а также в виде ингредиентов хлеба, пирожных, мясных консервов, мороженого, желе и различных эмульсий. Йод можно добывать из недр земли, однако почти во всем мире его продолжают добывать из морских водорослей. - Багряные и бурые - древняя группа водорослей, обитатели морей. В некоторых странах широко используют их в пищу как приправы и закуски.- В период массового размножения одноклеточных водорослей вода окрашивается яркими красками - "цветет", говорят в народе. Некоторые водоросли могут размножаться даже на снегу в горах или в полярных областях, придавая снегу различные оттенки. Снежные поля Гренландии порой окрашиваются то в желтый, то в зеленый, то в красный цвет. Быть может, именно этому Гренландия обязана своим названием (в переводе - зеленая страна).

Морская капуста как лекарственное средство была известна еще в XIII веке в Китае. В XIII веке китайский император издал указ, обязывающий население систематически употреблять ее в пищу как диетическое и профилактическое средство и доставлять ее для этих целей в населенные пункты за счет государства.

Древнейшие

 

Среди существующих на Земле растений древнейшие – сине-зеленые водоросли. Их возраст – около 3 млрд лет. Водоросли живут в воде и содержат в своих клетках хлорофилл, размеры некоторых из этих растений достигают 50 м в длину, есть и совсем крошечные – 1 мм.

Водоросли саргассумы живут в Саргассовом море и часто образуют целые подводные заросли. Жители прибрежных районов с древних  времен употребляют водоросли в пищу, потому что  они  дают  необходимый  организму йод. Первые мореплаватели,

пересекавшие Атлантический океан, недалеко от берегов Америки с удивлением и страхом встречали целые поля плавающих буро-желтых водорослей.

2) Мхи.На болотах растет мох сфагнум. Сфагнум – это общее название для различных (прежде всего по окраске) видов мхов: “белый мох”, “бурый мох”, “красный мох” и др. Общим для всех мхов является то, что обитая на очень влажных почвах, они накапливают в листьях и в поверхностных слоях стеблей много воды. У мхов нет корней, и именно благодаря водоносным клеткам листья сфагнума обладают гигроскопическим свойством, т. е. способны удерживать воду Слово сфагнум в переводе с греческого языка означает губка

Большую роль играют сфагновые мхи в формировании и жизни болот. Из отмерших остатков сфагнума образуются залежи торфа. Мох сфагнум растет верхушкой стебля, а его нижняя часть отмирает ("отторфовывается"). Так в течение многих лет образуются огромные залежи торфа Торф - ценное сырье для получения воска, парафина, аммиака, спирта и т.д. Он используется в медицине, в строительной промышленности, в качестве топлива, удобрений.

Мох сфагнум применяется как в народной, так и в научной медицине в качестве антисептического средства и перевязочного материала при гнойных ранах, так как обладает способностью впитывать большое количество влаги.

3) Папоротники. Древовидные папоротники почти вымерли, а вот травянистые чувствуют себя неплохо и в современных условиях. Слово “фужер” заимствовано из французского языка и означает — папоротник Листья достигают порой до полутора метров, но растут очень медленно. Только весной третьего года они достигают полного развития. Осенью листья наших лесных папоротников, как правило, отмирают. Папоротники — влаголюбивые и теневыносливые растения. Кроме стеблей и листьев они имеют корни .

У славян легендарным растением был папоротник – ему приписывали колдовскую силу. - Папоротники - растения древние. На Руси бытовало предание, что цветет папоротник огненным цветком, который распускается один раз в год в глухую ночь под раскаты грома и при сверкании молнии в праздник Ивана Купалы (7 июля). В эту таинственную ночь устраивались гуляния, хороводы, прыгали через костры и ходили искать «огненный папоротников цветок», открывающий клады. Считалось, что кто сумеет сорвать этот цветок - тому откроются все клады, он услышит голоса деревьев и трав.

4) Хвойные растения

Хвойные - высшие растения. Встречаются по всей Земле, приспособлены к неблагоприятным условиям. Существуют более 600 видов. Имеют шишки с семенами и пыльцой. Прочную древесину используют для строительства и в мебельной  промышленности

Хвойные - представляют собой древесные формы, реже кустарники. Это: ель, сосна, пихта, кедр, кипарис, лиственница, секвойя. Их листья в виде иголок называются хвоей. Есть и листопадные хвойные, это - лиственница. У хвойных есть шишки с семенами, из которых получают витамины, кедровое масло. Хвойные леса - хранители вод, выделяют много кислорода. Из древесины готовят шелк, бумагу, пластмассы.- Эти растения называют еще голосеменные, потому что кроме корня, стебля и листьев, они имеют еще семена, которые расположены, открыто (голо) на чешуйках шишек.Гигантская секвойя может вырасти примерно до 95 м, а диаметр ее ствола может колебаться от 5 до 11 м. Самому большому из этих деревьев, около 4000 лет.

5) Цветковые растения

Цветковые - наиболее распространенная группа растений, насчитывает около 250 тыс.видов. Среди них много деревьев, кустарников, трав. Встречаются повсеместно. Многие цветковые - культурные и используются человеком в качестве пищи, лекарств. Дикорастущие являются кормом для животных. Цветковые господствуют в растительном мире. И если вас восхитит какой-нибудь красивый цветок - знайте, что растение наверняка относится к цветковым.

Растения в нашей жизни играют огромную роль. Они являются пищей, промышленным сырьем. А травы играют в нашей жизни и другую важную роль. Издавна люди познавали их целебную силу. Среди дикорастущих всемирно известен «корень жизни» женьшень. Не менее известны и крапива, подорожник, зверобой. Однако, в нашей стране 500 видов растений находятся на грани исчезновения. Чрезмерный сбор лесных и полевых букетов послужил оскудению растений. Уходят от нас купальница, сон-трава, ветреница. Редко встретишь возле города ландыш. На помощь растениям пришла «Красная книга» Многое зависит и от нас с вами. Отдыхая в лесу, удержись от соблазна сорвать цветок.

- Цветковые растения цветут вовсе не для людей. Яркие краски, аромат необходимы цветам, чтобы привлекать к себе насекомых.

Восхищаться красотой цветов можем только мы, люди. А насекомым важна лишь окраска, форма цветка и запах. Ведь цветы не просто приманивают, они еще и кормят одних насекомых соком-нектаром, других - пыльцой, третьих - и тем и другим

Кластер

Мы узнали признаки различных групп и видов растений, и теперь можем проанализировать и обобщить новые знания. На каждом столе лежит таблица. Сейчас вам нужно будет, опираясь на полученные знания, заполнить ее.

 

стебли

листья

цветы

корни

плоды и семена

цветковые

 

 

 

 

 

водоросли

 

 

 

 

 

мхи

 

 

 

 

 

папоротники

 

 

 

 

 

хвойные

 

 

 

 

 

Проверка:      

 

стебли

листья

цветы

open-lesson.net

Урок окружающего мира "Разнообразие растений". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Цель урока: Создать условия для формирования представления о растениях, как особом царстве живой природы, познакомить с разнообразием растительного мира, отличительными особенностями и характерными признаками каждой группы.

Задачи урока:

  • Регулятивные: планирование – планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий), преобразовывать практическую задачу в познавательную; принимать и сохранять учебную задачу; оценка – владеть способами самооценки выполнения действия.
  • Познавательные: дать представление о группах растений (водоросли, мхи, хвойные, папоротники, цветковые), их характерных признаках; умение классифицировать растения по их характерным признакам, приведение примеров представителей каждой группы.
  • Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме, уметь работать в паре, в группе.
  • Личностные: самоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру.

Планируемый результат: научатся классифицировать растения по их существенным признакам, строить сообщения в устной форме о разнообразии растений, приводить примеры представителей каждой группы.

Основные понятия: Водоросли, хвойные растения, мхи, папоротники, цветковые растения, отличительные признаки.

Межпредметные связи: Окружающий мир, литературное чтение

Ресурсы:

- основные - Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2. – 5-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012.

- дополнительные - презентация, кроссворд, таблица “группы растений”, фотографии, гербарии, загадки, тексты-подсказки.

Организация пространства Работа фронтальная, индивидуальная, парная, в группах.

Ход урока

1. Организационно-психологический момент начала урока.

Однажды один ученик сказал: “Вот вырасту и открою какое-нибудь живое существо. Только бы не опоздать!” – Может, так думаете и вы. Только вот зря! Ученые предполагают, что должно быть открыто около сотни новых птиц и около двух миллионов видов насекомых. Это только на Земле!  А в море? В глубинах океанов? Сколько там животных, растений, которые еще не попали на глаза человеку! А что растет  в нашем лесу, на полянке? Мы даже этого не знаем! Научитесь открывать!   Смотрите на природу добрыми  глазами человека!    И вы сделаете много удивительных открытий. Одно открытие уже ждёт нас сегодня на уроке.

2. Проверка Д/з.

Сначала вспомним изученное. Презентация. Слайд 1

Мы начали изучать очень интересную тему “Царства живой природы”. Давайте вспомним, что такое природа? (природа – это то, что нас окружает, но не создано руками человека)

  • Какая бывает природа? (Живая и неживая)
  • Какие признаки живого нам известны? (живое рождается, питается, растет, имеет потомство и умирает)
  • Какие царства живой природы мы знаем? Бактерии, грибы, животные, растения

Мы остановились на теме, “Какие животные обитают на земле”, по которой вам предлагается тест. Презентация. Слайды 2-13

3. Взаимопроверка.

4. Вступительная беседа

Загадка

Дышит, растет,А ходить не может?(Растение)

Презентация. Слайд 14-15

– Куда бы вы ни посмотрели, повсюду увидите растения. Они  растут на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озёрах, прудах и реках. Даже в Арктике и Антарктиде они есть. Разнообразие растительного мира велико: растения различаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой.

С глубокой древности человек, собирая, а затем, возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек, люди находили семена различных растений. Уже тогда учёные Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки. Так появилась наука о растениях, название которой вы узнаете, разгадав кроссворд.

Работа в парах

Вы должны узнать ключевое слово по вертикали (кроссворды у каждой пары на парте).

  1. Дерево, дающее плоды – желуди.
  2. Цветок для гадания.
  3. Зелёный ковер земли.
  4. Хоть не огонь, а жжётся.
  5. Белые горошки на зеленой ножке.
  6. О ней говорят “плакучая”.
  7. Лакомство коров и зайцев.
  8. Красивый  цветок красного цвета, семена которого используют в кулинарии.

Проверка:

Презентация. слайд 16

 Ботаника – наука о растениях, получившая название от греческого слова “ботане” – трава.

5. Актуализация опорных знаний

Что дают  растения человеку?

Сообщение ученика:

 Растения – единственный источник пищи и кислорода.  Кроме того, древесина идёт на строительство домов, для изготовления мебели, бумаги, спичек, используется для отопления. Из волокна растений (таких, как лен и хлопок) вырабатывают  ткани, мешковину, канаты, а также многие лекарства (настойка женьшеня, облепиховое масло и другие).

Какие части растения вы знаете?

Практическая работа

Презентация. Слайд 17

  • Определите орган, который укрепляет растение в почве. / Корень/
  • У дерева он один, а у кустарника – много. /Стебель/.
  • Растет – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет. /Лист/.
  • Яркий, благоухающий... /Цветок/.
  • Бывает вкусный, сочный, но бывает сухой, твердый, образуется на месте цветка. /Плод/.
  • Из него вырастает новое растение. /Семя/.

– Подумайте, все ли растения имеют названные части?

– Учёные-ботаники делят царство растений на группы по строению.

6. Постановка темы, целей урока.

Как вы думаете, какая тема у нас сегодня на уроке? (“Разнообразие растений”)

О чём будем говорить на уроке? (мы будем говорить о разнообразии растений в природе, что растения делятся на группы)

– Что такое группа растений?

– По каким признакам учёные разделили растения на группы?

– Значит, чтобы ответить на этот вопрос, нужно изучить признаки каждой группы растений.

Попробуйте сформулировать цель урока.

Цель урока – познакомиться с группами растений и их признаками.

– Сегодня вы много о растениях узнаете сами, потому что вы будете учёными – исследователями. Будете работать в группах. Каждой группе нужно будет изучить данную группу растений, её признаки.

На столах у вас лежат фотографии, гербарии представителей этой группы , учебники, текст о данной группе растений, загадки и таблица, которую надо заполнить. Как настоящие ученые, составим план работы. Что нам нужно сделать, чтобы найти ответ на вопрос?

План.

1. Прочитать текст.

2. Рассмотреть гербарий, фотографии.

3. Заполнить таблицу, отметив, какие части имеют растения – представители этой группы.

7. Исследование в малых группах.

Обмен информацией.

Хвойные  растения

Сообщение ученика:

 Хвойные растения – деревья и кустарники с листьями – иголками. У этих растений есть корень, стебель, листья. Плодов и цветков у них нет, семена образуются в шишках. Большинство хвойных – вечнозелёные. Представители хвойных растений: сосна, пихта, можжевельник, ель, кедр.

Загадка, фотографии на доску.

Дополнение учителя:

Хвойных насчитывают около 600 видов..

Сосна растёт на сухих местах. Воздух в сосновом бору всегда чистый, т.к. запах сосны убивает всех микробов. 

  • Чем отличаются хвойные от других групп растений?
  • Какие части растений имеют хвойные?

Цветковые растения

Сообщение ученика:

 Главный отличительный признак группы цветковых растений – наличие цветков и плодов. Имеют все другие части растений: корень, стебель, листья.

Цветковые растения наиболее разнообразны: цветущие деревья, кустарники и травянистые растения.

Загадка, фотографии на доску.

Дополнение учителя:

 

- Почему цветковые выделили в особую группу?

Папоротники

Сообщения ученика

: Папоротники, знакомые многим, как декоративные комнатные или садовые растения. Растения растут и в дикой природе, в лесах.

У этих растений нет цветов, плодов и семян. 

Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Молодые листья скручены как пружина, находятся у поверхности земли и постепенно разворачиваются. Стебли их обычно не видны, так как растут под землёй. Видимая часть растений – это листья.

Загадка, фотографии на доску.

Дополнение учителя:

- Как можно узнать папоротники? Чем отличаются они от других растений?

Мхи

Сообщение ученика:

Мох – невысокое травянистое растение, имеющее моховые стебельки и листья. Не имеет корней, цветков, плодов и семян.

Загадка, фотографии на доску.

Дополнение учителя:

Учитель.

Так почему же мхи выделили в особую группу?

Водоросли

Сообщение ученика:

Водоросли – водные растения, не имеют корня, стебля, листьев, соответственно цветов и плодов с семенами. Одни из них очень малы, их можно рассмотреть только в микроскоп. Такие водоросли живут в пресных водоёмах. Другие очень крупные, иногда достигающие нескольких десятков метров. Эти водоросли заселяют моря и океаны.

Загадка, фотографии на доску.

Дополнение учителя:

 Тело крупных (многоклеточных) водорослей состоит из похожих клеток и называется слоевищем.

-

Почему водоросли выделены в отдельную группу?

8. Обобщение и закрепление  знаний

Внимательно посмотрите на таблицу.

Как много групп растений мы с вами выделили! Каждая обладает определёнными отличительными признаками.

Обобщающая беседа

–  К какой группе относятся растения, имеющие все органы?

–  У какой группы растений нет органов?

–  У какой группы имеются только стебли и листья?

–  Какая группа растений не имеет цветов и плодов?

–  У какой группы растений есть корень, стебель, листья, но никогда не бывает цветов, плодов и семян?

А можем ли мы объединить какие-то группы по признаку сходства?

- имеющие цветы и не имеющие цветов.

Как представить это в виде схемы? Какие группы растений мы отнесём к нецветковым?

- водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения.

Работа по учебнику- с. 34.

Работа в паре.

9. Итог урока. Рефлексия.

  • Скажите, пожалуйста, вам понравилось быть учеными, исследователями?
  • Что было самым трудным?
  • Что помогало вам справиться с заданиями?
  • Что было самым интересным? Что нового для себя вы узнали?
  • Что полезного для себя  вы узнали на уроке?
  • Пригодятся ли вам полученные знания на уроке в дальнейшем?
  • О чём ещё хотелось бы узнать? (о размножении водорослей, папоротника)
    • ! - очень интересно
    • ? – остались вопросы
    • * –  урок понравился

Прочитайте высказывание Ж.Ж. Руссо:

Растения

щедро рассыпаны на земле, подобно звездам на небе: но звезды далеко, а растения у ног моих...

– Как вы понимаете слова Руссо?

Выставление отметок.

10. Домашнее задание

  • с. 33-34 учебника.
  • Для юных учёных: подготовить сообщение об одном из видов растений любой группы.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта