Разнообразие листьев растений. Конспект урока окружающего мира на тему «Разнообразие листьев растений, их функции»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам". Разнообразие листьев растений


Разнообразие листьев

Форма листовой пластинки. Форма листовой пластинки бывает удивительно разнообразной и причудливой, при этом она является важным систематическим признаком и определяется соотношением длины и ширины пластинки. Листовые пластинки бывают округлыми (осина), овальными (орешник), продолговатыми, ланцетными (ива), линейными (рожь), игольчатыми, яйцевидными (подорожник), обратнояйцевидными (вяз)

При морфологическом описании листа обращают внимание на форму верхушки и основания листовой пластинки. Верхушка листа бывает тупой, острой, заостренной и др. Основание может быть округлым, клиновидным, сердцевидным, стреловидным, копьевидным и др. Различаются листья также по характеру края пластинки. Редко края бывают ровными, такие листья называют цельнокрайними. Если край листа имеет вырезки, заходящие не глубже ¼ ширины полупластинки, лист называют цельным, а его край – изрезанным. По форме вырезок различают зубчатые, волнистые, городчатые, пильчатые, выемчатые края листовых пластинок (см. рис. 38).

Листья, у которых край изрезан глубже, чем на ¼ полупластинки, называют расчлененными. В зависимости от глубины разрезов выделяют лопастные, раздельные и рассеченные листья

Простые и сложные листья. Простой лист имеет одну листовую пластинку и при листопаде отпадает целиком. Лист, состоящий из нескольких листовых пластинок, каждая из которых имеет собственный черешок, называют сложным. Как правило, у такого листа листовые пластинки опадают независимо друг от друга.

Продолжительность жизни одного листа варьирует от нескольких месяцев (для листопадных растений) до нескольких лет (вечнозеленые).

17. Внутреннее строение листа. Влияние экологических факторов на внешнее и внутреннее строение листаВнутри листа имеется очень много клеток хлорофильной ткани — мякоть листа. Из-за большого количества хлоропластов в клетках мякоти лист имеет зеленый цвет. Присутствие большого числа зеленых хлоропластов в мякоти листа свидетельствует о том, что в этой части осуществляется фотосинтез, т. е. здесь образуются органические вещества. Вот почему ткань, составляющую мякоть листа, часто называют фотосинтезирующей тканью.

Лист - часть побега. Это специальный орган, содержащий клетки, которые улавливают солнечный свет, необходимый для осуществления фотосинтеза (воздушного питания).

В мякоти листьев различают два типа клеток. Одни стоят, как столбики, тесно прилегая друг к другу, и располагаются в верхней части листа под кожицей. Под ними рыхло, с большими межклетными пространствами, заполненными воздухом, размещаются другие, более округлые клетки. По внешнему виду клеток и их расположению в мякоти листа различают столбчатую и губчатую ткани.Листья, погруженные в воду тонкие, рассеченные. Это увеличивает общую поверхность тела и способствует более интенсивному газообмену. Механические и проводящие ткани слабо развиты. Для обеспечения кислородом погруженных в воду частей в теле водных растений есть аэренхима. Часто наблюдается разнолистность (гетерофиллия). Например, у стрелолиста есть надводные, плавающие на поверхности, и подводные листья. Надводные листья имеют стреловидную форму, в листе есть расчленение на столбчатую и губчатую ткань. Подводные листья имеют лентовидную форму без разделения мезофилла на столбчатый и губчатый. У плавающих листьев водных растений устьица расположены на верхнем эпидермисе, у погруженных листьев устьиц вообще нет. Большое влияние на строение побегов и особенно листьев оказывает свет. Побеги, выросшие в тени и на свету, отличаются и по внешнему виду и по строению. При недостатке света или при полном его отсутствии развиваются этиолированные побеги – вытянутые в длину с небольшими листьями, светлоокрашенные, со слабо развитыми механическими тканями. Наоборот, при полном освещении развиваются более приземистые растения. Значительно отличается строение листьев, выросших на свету и в тени. Световые листья более толстые, с более толстой кутикулой и восковым налетом, иногда сильно опушены. Мезофилл листа всегда разделяется на столбчатый и губчатый. Столбчатый мезофилл имеет несколько слоев, а при недостаточном освещении может развиваться с обеих сторон листа. У теневых листьев мезофилл не расчленен на столбчатый и губчатый. Листья обычно темно – зеленые и содержат больше хлорофилла. В очень засушливых областях при недостатке воды побеги приобретают специфические особенности, 0например, становятся суккулентными, т. е. имеют водозапасающие ткани в стеблях (кактусы) или в листьях (алоэ, агава)..

18. Продолжительность жизни листьев. Листопад и его биологическое значение.Продолжительность жизни развившихся на побеге зеленых листьев у разных видов растений неодинаковая и колеблется от 2-3 недель до 20 и более лет. В целом нужно отметить, что листья многолетних растений по сравнению со стеблем и корнем обладают наименьшей длительностью жизни. Это, видимо, связано с тем, что ткани листа, сформировавшись, больше не обновляются, а с другой стороны, листья в течение своей сравнительно короткой жизни очень активно функционируют. Различают виды растений листопадные и вечнозеленые. Первые характеризуются тем, что ежегодно в течение некоторого периода находятся в безлистном состоянии, и этот период обычно совпадает с неблагоприятно складывающимися условиями внешней среды. Продолжительность жизни их листьев около 5 месяцев.(Это берёза, дуб, ольха, орешник, шиповник.)Например, большинство наших деревьев и кустарников не имеют листьев в зимнее время. Вечнозеленые растения характеризуются наличием зеленых листьев в течение круглого года. Но это не значит, что лист у них сохраняется и функционирует вечно, в течение всей жизни особи. У вечнозеленых растений тоже имеется листопад, но с растения опадают более старые листья и всегда сохраняются листья, образовавшиеся в более поздние сроки. У подмосковных вечнозеленых растений - ели и сосны - листья сохраняются в течение 5-7 (у ели) и 2-4 (у сосны) лет. Длительность жизни хвои ели более продолжительна у растений, произрастающих в районе Кольского полуострова и Приполярного Урала, где она достигает 12-16, а в некоторых случаях 18 (22) лет. Долго сохраняется хвоя у тянь-шаньской ели в Заилийском Алатау, где были обнаружены листья 26-28-летнего возраста. (По данным И. Г. Серебрякова (1952)).

Таким образом, продолжительность жизни листа определяется процессами роста и развития растительного организма в целом. Листопад - процесс биологический, обусловленный развитием растительного организма и его жизнедеятельностью. Листопад – естественный процесс отделения листьев от стеблей. В зимнее время он сохраняет растения от потери воды, когда её поступления из почвы практически прекращается. Кроме того, листопад освобождает растения от вредных для них веществ, которые накапливаются к осени в клетках листьев. Без листопада на листьях растений задержалось бы много снега, а под его тяжестью могла произойти поломка ветвей и стеблей.

Листопаду предшествует старение листа: снижается интенсивность жизненных процессов, протекающих в его клетках (фотосинтеза, дыхания), уменьшается содержание рибонуклеиновой кислоты, азотных и калийных соединений. Гидролиз преобладает над синтезом веществ; в клетках накапливаются конечные продукты распада (например, кристаллы оксалата кальция). Наиболее ценные минеральные и пластические соединения уходят из листьев. Их отток обычно совпадает или с формированием и ростом новых органов, или с отложением запасных веществ в уже готовые запасающие ткани. В опытах удавалось продлить жизнь листьев, удаляя почки или другие образования на растении, куда могут поступать пластические и минеральные вещества из листьев. Переброска веществ к местам их повторного использования рассматривается как одна из причин старения и опадения листьев. У большинства деревьев и кустарников в период листопада листья меняют окраску и становятся желтыми или багряными. Их желтый цвет обусловлен пигментами пластид (каротином и ксантофиллом) и клеточного сока (флавонами). Красновато-багряный цвет листьев обеспечивается накоплением в клеточном соке пигмента антоциана, который меняет свою окраску в зависимости от среды. В щелочной среде антоциан принимает голубовато-синюю окраску, а в кислой - розово-пурпуровую. У некоторых растений (ольха, сирень) листья сохраняют зеленый цвет до отмирания. Помимо биохимических превращений, происходящих в листьях перед их опадением, наблюдаются и анатомические изменения в основании листа. Перпендикулярно продольной оси черешка близ стебля закладываются клетки отделительного слоя. Межклетное вещество, соединяющее эти клетки, ослизняется, и клетки отделяются друг от друга. На месте отделения листа со стороны стебля к этому времени формируются слои

клеток, оболочки которых опробковевают. Образовавшийся слой пробки защищает внутренние ткани стебля на месте отделившегося листа. После образования отделительного слоя и нарушения связи между клетками лист еще некоторое время продолжает оставаться на дереве благодаря проводящим пучкам, связывающим лист со стеблем. Но наступает момент нарушения и этой связи, и листья опадают. Биологическое значение листопада: оздоровительное значение для растения и защита его от избыточного испарения влаги осенью и зимой;

- предохранение от вымерзания корней растения и опавших семян;

- опавшая листва является хорошим минеральным и органическим удобрением.

 

 

Вопрос

Внутреннее строение листа

Кожица листа. Снаружи листовая пластинка покрыта тонкой прозрачной кожицей (эпидермисом). Кожица состоит из одного слоя живых клеток. Эти клетки плотно прилегают одна к другой и надежно защищают внутренние ткани листа. Сверху кожица может быть покрыта слоем воска или воскоподобного вещества - кутина, который также выполняет защитную функцию, препятствует проникновению в листья болезнетворных микроорганизмов, защищает лист от перегрева и излишнего испарения воды. Защитную роль выполняют и волоски, которые являются выростами клеток кожицы. Клетки кожицы имеют крупные вакуоли, заполненные клеточным соком. Цитоплазма с ядром и бесцветными пластидами располагается около клеточной оболочки.

Основная ткань листа. Под кожицей находится хлорофиллоносная паренхима (основная ткань листа). Эта ткань образует мякоть листа, в клетках которой происходит процесс фотосинтеза. Основная ткань листа представлена столбчатой и губчатой паренхимой. Клетки столбчатой паренхимы имеют удлиненную форму.

Под столбчатой паренхимой находится губчатая паренхима, клетки которой имеют округлую или продолговатую форму и содержат меньше хлоропластов. Клетки здесь расположены рыхло и между ними образуются крупные межклетники, заполненные воздухом.

Проводящие и механические ткани. Обеспечение водой клеток, осуществляющих фотосинтез, и отток продуктов ассимиляции из листа идет по проводящим тканям - ксилеме и флоэме. Они образуют систему проводящих пучков (жилок), которые пронизывают основную ткань листа. В проводящих пучках флоэма обращена к нижней стороне пластинки листа, ксилема - к верхней. Проводящие пучки листа содержат также механическую ткань - волокна или отдельные клетки с утолщенными одревесневшими оболочками. Волокна укрепляют проводящие пучки и придают листу упругость.

Пластинчатая форма листа обеспечивает большую поверхность. При большой поверхности лист улавливает больше солнечных лучей и углекислого газа, необходимых для образования органических веществ. Фотосинтез происходит в клетках мякоти основной ткани листа. К верхней стороне пластинки листа, на которую падают солнечные лучи, обращены клетки столбчатой ткани, богатые хлоропластами. Хлорофилл улавливает свет и направляет солнечную энергию на образование органического вещества. Необходимый для фотосинтеза углекислый газ поступает в клетки из воздуха, который циркулирует в межклетниках губчатой ткани. Сюда он попадает из внешней среды через устьица. Через устьица выходит в окружающую среду кислород, который выделяется в процессе фотосинтеза, и испаряется вода. Вода поступает по сосудам густой сети проводящих пучков. По ситовидным трубкам проводящих пучков из зеленых клеток ко всем тканям и органам растения поступают растворы сахаров. Проводящие ткани листа связаны с проводящими тканями других органов и вместе они образуют единую транспортную систему, по которой вода, минеральные соли и органические вещества передаются ко всем органам растения.

Похожие статьи:

poznayka.org

Конспект урока окружающего мира на тему «Разнообразие листьев растений, их функции»

Конспект урока окружающего мира по теме:

«Разнообразие листьев растений, их функции»

Место урока в теме: 7-й урок в разделе «Развитие растений и животных»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: формировать представление о строении листьев, об основных функциях листьев.

Планируемые достижения учащихся::

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

иметь представление о строение листа, знать основные функции листа.

Регулятивные:

понимать, самостоятельно формулировать и сохранять целевые установки урока;

планировать собственную учебную деятельность; осуществлять самопроверку и оценку своих достижений.

Познавательные:

выдвигать гипотезы, определять способы решения проблем;

использовать текст, иллюстрации учебника для получения информации об основных функциях листа;

устанавливать причинно-следственные связи в

формулировать выводы из изученного материала;

использовать знаково-символические средства схема, условные знаки) при выполнении учебных заданий.

Коммуникативные:

распределять роли, взаимодействовать при работе в группах;

формировать мотивацию к изучению нового учебного материала;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

компетентности в поступках и деятельности;

Задачи урока (деятельность учителя):

  1. Актуализировать ранее изученные знания.

  2. Способствовать формированию у обучающихся мотивации к учебной деятельности и постановки учебно-познавательной задачи урока.

  3. Создать условия, способствующие активизации поисковой активности у обучающихся в .............................................

  4. Организовать контрольно-оценочную деятельность обучающихся на уроке.

Оборудование к уроку: учебник «Окружающий мир» 3 класс (О.Т.Поглазова, Н.И. Ворожейкина, В.Д. Шилин), рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс № 2 (О.Т.ПоглазоваВ.Д. Шилин), ноутбуки, цифровые микроскопы, дидактические материалы.

  1. Актуализция знаний

  1. + По какому разделу вы работаете?

- Мы работаем по разделу « Размножение и развитие животных и растений»

+Какие живые организмы вы начали изучать?

- Мы начали изучать растения

+ Назовите части растения

+ На какой вопрос вы искали ответ?

- Мы пытаемся ответить на вопрос «Какой орган растения самый важный, самый значимый для него?» (слайд)

+ С какими органами растения вы познакомились на прошлом уроке

+Какое значение имеет корень для растения?

- Корень закрепляет растение, питает его и является органом размножения( если не называют четко все, уточним, прочитайте)

+ Каково значение стебля для растения?

- Стебель служит опорой для растения, а его трубочки-сосуды обеспечивают перемещение веществ.

+Следующее задание поможет сформулировать тему урока. Послушайте внимательно, какой орган растения сегодня вступает в спор?(аудиофрагмент) + выкл доска

+ Как вы считаете, какой орган растения продолжил спор?

- Мы думаем, что это лист

+ Тогда, как вы считаете, какая тема нашего урока?

- Тема нашего урока -Листья растений, их строение и значение для растения ( карточка)

Пользуясь темой , сформулируйте цель урока

-Цель: изучить строение листа и его значение для растения (карточки: цель, изучить...)

+ Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

+Вы все правильно сказали. М ы сегодня рассмотрим разнообразие листьев, изучим строение листьев, раскроем значение листьев для растения. Это задачи нашего урока.

-1.Рассмотреть разнообразие листьев.

  1. Изучить строение листьев,

  2. Раскрыть значение листьев

Мы сегодня на уроке сделаем очень много интересных, важных открытий.

Работать мы будем по маршрутному листу.

+ Переходим к решению первой задачи ( рассказ о разнообразии листьев при просмотре слайд-шоу)

Мир листьев удивителен и прекрасен!Чаще всего нам встречаются обычные листья, но они не могут не радовать глаз. У некоторых растений листья видоизменены — хвоинки. Бывают листья , которые умеют сами защищаться и имеют шипы. Часто встречаются и лекарственные листья. А бывают листтья очень опасные для насекомых — хищники. Бывают огромных размеров, что могут удержать даже ребенка6 а бывают и очень, очень маленькие. Встречаются листья удивительной окраски и необыкновенной, причудливой формы.

+ Что интересного вы узнали из фильма?

+ Какой вывод мы можем сделать?

- Все листья очень разные.

Вывод: Правильно, мир листьев очень разнообразен.

(отмечаем магнитом на доске)

+ Прочитайте вторую задачу.

+ Несмотря на огромное разнообразие листьев их строение во многом сходно.

+ Рассмотрим внешнее строение листа. Возьмите конверт, достаньте лист, положите его перед собой. Дети, это лист комнатного растения, которое называется гибискус, в народе его называют китайской розой. Рассмотрите лист.

Назовите, из каких частей состоит лист.

+ Уточним, прочитайтеназвания частей листа.

- Черешок, жилки, листовая пластинка.

+ Найдите части и рассмотрите их у листа. Уберите листья в конверт.

+ Возьмите маршрутный лист. Найдите эти части на рисунке и подпишите их. (маршрутный лист, проверка на интерактивной доске)

+ Проверьте, поднимите руки у кого так?

+ Каждая часть листа имеет свое значение. Кто знает, какую работу выполняют жилки?

-

+ Верно, жилки называют транспортной системой листа, они пеемещают питательные вещества.

+ Ккое значение имеет черешок?

-

+ Верно, черешок прикрепляет листовую пластинку к стеблю

+ Ребята, а как вы считаете, у каждого растения есть черешки?

+ Мнения разошлись, давайте проверим. Рассмотрите лист алоэ. Что увидели? (документ-камера)

- У листа алоэ нет черешка.

+ Правильно, есть листья, которые прикрепляются к стеблю без черешка, такие листья называются сидячими.

+ Вывод: мы с вами рассмотрели внешнее строение листа.

Физминутка

+ Итак, внешнее строение листа мы рассмотрели, а поднимите руки те дети, которые хотели бы заглянуть во внутрь листа?

+ В этом нам помогут цифровые микроскопы

+ Напомню основные правила безопасной работы с оборудованием

-Работать по инструкции учителя

- помнить о безопасности

  1. Листовая пластинка покрыта кожицей. Рассмотрим строение кожицы листа. Работать будем в парах по плану. План записан в маршрутном листе.

+Прочитайте план.

+ У кого есть вопросы?

+ Сняли микроскопы, открыли ноутбуки.

+ Приступили к работе.

+ Что интересного вы увидели?

- Увидели клетки, отверстия между клетками, жидкость

+ Закрыли ноутбуки, поставили микроскопы на место.

+Правильно вы заметили очень важную особенность, что между клетками есть отверстия.

+Дети, а кто знает, как называют такие отверстия? А кто хотел бы узнать?

+ Дети отверстия, которые вы сейчас увидели между клетками кожицы называются устьица!

Физминутка для глаз

+ Дети, кто запомнил, как называются отверстия между клетками кожицы?

+ Посмотрите видеофрагмент и определите, какую работу выполняют устьица?

+ Какую работу выполняют устьица?

+ Мы рассмотрели внешнее строение листа и заглянули во внутрь листа. (отмечаем магнитом)

+Растение - это уникальный живой организм. Сейчас мы сделаем еще одно важное открытие. Работаем по учебнику, страница 95, прочитайте текст. Найдите в тексте ответ на вопрос: «В чем главное отличие растений от других живых организмов?

- Растения сами создают питательные вещества для своего роста и развития.

+Возьмите маршрутный лист. Прочитайте вопрос. Как лист создает питательные вещества? Ответ на этот вопрос будете искать самостоятельно, пользуясь текстом учебника. Предлагаю задание по выбору. 1 уровень — дополнить предложения, пользуясь текстом учебника. 2 уровень — на листе составить модель процесса образования питательных веществ, используя условные знаки. Работать вы можете самостоятельно или в паре. Определите, какое задание вы будете выполнять, выберите форму работы.

    • Все внимание на меня. Поднимите руку те дети, кто выбрал задание первого уровня. Проверим. Прочитайте ответ на вопрос: Как лист создает питательные вещества?

+ Кто согласен? У кого по-другому? Оцените себя по критерию правильности.

+ У кого также? Оцените себя по критерию правильности.

+ Над какой задачей мы сейчас с вами работаем?

+ Какое значение имеет лист для растения

+ Уточним, как и все живые организмы лист дышит, а также под действием солнечных лучей из углекислого газа, минеральных веществ и воды образуются питательные вещества.

+ Какое значение имеет лист для растения?

- Дышит, образует питательные вещества. (слайд 1)

+ Отмечаем магнитом

+ Вернемся к вопросу,на который искали ответ?

+ Как вы считаете, какой из изученных органов самый главный?

+ Мы сегодня не можем дать точного ответа, ваши исследования продолжаться.

+ Над какой темой мы работали сегодня на уроке?

+Что нового вы узнали сегодня на уроке?

+ У вас в конвертах 3 листа. Выберите открытие, которое для вас было самым интересным, поднимите вверх.

+ Я вижу все открытия вас заинтересовали

+ А теперь, выберите открытие, которым вы можете поделиться.

+ Каждый из вас может чем-то поделиться.

+ Послушайте домашнее задание. Предлагаю на выбор: 1 — дома поделиться открытием или продолжить исследования, выполнив опыты на стр.96.

+ А сейчас, нас ждет еще одно очень важное открытие. (Фильм) Мир листьев богат и удивителен. Листья имеют огромное значение для всего живого на Земле, ведь именно они очищают воздух, которым мы дышим. Все растения называют зелеными легкими планеты. Мы должны беречь и охранять растения! Урок окончен

infourok.ru

Урок 19.1. Разнообразие листьев по форме и размерам

 

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

    3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

    Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

    Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

    Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

    Планируемые результаты

    Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

    Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

    Метапредметные:.

    Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

    Формирование навыка смыслового чтения.

      Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

      Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

      Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

      Цели: познакомить с разнообразием листьев, особенностями их внешнего строения; научить распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, располо­жению на стебле, различать простые и сложные листья.

      Оборудование и материалы: комнатные растения, гербарии растений с различными типами листовых пластинок, гербарии листа ивы (на каждую парту).

      Ключевые слова и понятия: лист, строение листа, листовая пластинка, черешок, основание листа, прилистники; способы прикрепления листьев: черешковый лист, сидячий лист, влага­лищный лист; простые и сложные листья; рассеченные листья: пальчато-лопастный, пальчато-рассеченный, пальчато-раздель­ный, перисто-лопастный, тройчатолопастный; формы края листа: цельнокрайный, зубчатый, пильчатый, шиповатый (колючезуб­чатый), городчатый, выямчатый, извилистый; формы листовых пластинок: овальная, яйцевидная, копьевидная, стреловидная, перистолопастная, перисто-рассеченная, парноперистосложная, непарноперистосложная, линейная, тройчатосложная, пальчато­

      Рассказ учителя с элементами беседы

        Листовые пластинки можно классифицировать по форме. Су­ществует огромное количество форм листовых пластинок: округ­лые, яйцевидные, линейные, ланцетные, копьевидные, стреловид­ные, сердцевидные, продолговатые и др. Можно классифицировать и по форме края. Кроме листьев с цельным краем (они так и на­зываются — цельнокрайные), выделяют несколько основных видов формы края: зубчатый, пильчатый, шиповатый (колючезубчатый), городчатый, выямчатый, извилистый.

        Необходимо заметить, что на одном побеге могут встречать­ся листья различной формы, величины, окраски. Это явление называется гетерофилией. Гетерофилия характерна для лютика, стрелолиста и многих других растений.

        Если посмотреть на листовую пластинку, можно заметить жилки — пучки проводящих сосудов. Вы видели их на листе ивы. Расположение жилок на листе может быть разным. Способ раз­мещения жилок называют жилкованием. Выделяют несколько ти­пов жилкования: параллельное, дуговое, дихотомическое, сетчатое (пальчатое и перистое).

        Параллельное, или дуговое, жилкование характерно для од­нодольных растений, а сетчатое — для двудольных.

        Вспомните, какие растения являются двудольными.

        Какие еще признаки двудольных растений вы знаете?

        Приведите примеры однодольных и двудольных растений.

        Закрепление знаний и умений Практическая работа 13. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОСТЫХ И СЛОЖНЫХ ЛИСТЬЕВ

        Ход работы

        Опишите гербарные образцы листьев, лежащие на ваших столах, по плану.

          План

          Каков способ прикрепления этого листа к стеблю?

          Каково жилкование листа?

          Простой это лист или сложный?

          Какова форма листовой пластинки этого листа?

          Какова форма края листа?

            2.Какому растению — однодольному или двудольному — при­надлежит это лист?

            3. Рассмотрите рисунок. Выпишите типы жилкования, которые имеют изображенные на рисунке листья.

            1-                  2-                   3-

               

              Жилкование листьев

              4. Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение

              Рассмотрите предложенные образцы растений. Дайте краткую харак­теристику их листьев по плану название растения, простые или слож- I ные листья, тип жилкования, тип листорасположения.

              Творческое задание. Сделать оттиск листа. Для этого понадо­бятся засушенный лист (листья сушат в нескольких слоях газеты под прессом), гуашевые или акварельные краски, бумага для ак­варели, небольшой малярный валик. Лист следует густо нама­зать акварельной или гуашевой краской и положить на бумагу для акварели. Сверху накрыть промокательной бумагой и прокатать валиком. Составить композицию из оттисков различных листьев.

              Задание для учеников, интересующихся биологией. Используя дополнительную литературу, подобрать примеры растений с раз­личными типами листовых пластин.

              Многообразие листьев

               

               

               

              Лист. Виды листьев.Выпуск#2

               

               

               

              Ресурсы:

              И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

              Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

              Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

              В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

              Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

              Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

              учебник «Биология», 6-й класс

              Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

              Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

              Хостинг презентаций

              - http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

              xn--j1ahfl.xn--p1ai

              Тема: Строение листа. Разнообразие листьев

              БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС

              Глава: Органы цветковых растений

              ТЕМА: Строение листа. Разнообразие листьев.

              ЦЕЛЬ: изучение строения листа и разнообразие листьев.

              Задачи:

              1. Образовательные
              • сформировать у учащихся знания о внешнем строении листа.
              • научить распознавать простые и сложные листья, их жилкование и листорасположение.
              • продолжить формирование умений работать с лабораторным оборудованием, натуральными объектами, учебником и тетрадью.
              Развивающие
              • продолжить формирование личностных качеств обучающихся: наблюдательности, тренировка памяти, аккуратности при выполнении заданий, биологической речи, приёмов мыслительной деятельности;
              • осуществлять анализ, синтез (выделять основные части листа), сравнивать, обобщать;
              • формулировать выводы.
              Воспитательные
              • продолжить формирование научно – материалистического мировоззрения, показав взаимосвязь внешнего строения листа с выполняемыми функциями и взаимосвязь со средой обитания.
              • продолжить формирование эстетического и экологического воспитания, показав необходимость охраны зелёных насаждений.
              Тип урока: изучение нового материала.

              Вид урока – смешанный (объяснение, лабораторная работа с использованием

              CD-ROM.

              Методы:

              • СЛОВЕСНЫЕ – беседа, объяснение.
              • НАГЛЯДНЫЕ - демонстрация объектов природы и изобразительных
              средств наглядности, ИКТ
              • ПРАКТИЧЕСКИЕ - наблюдение.
              ОБОРУДОВАНИЕ:
              1. ^
              • комнатные растения с простыми и сложными листьями,
              • гербарный материал простых и сложных листьев
              • гербарные образцы с различным листорасположением.
              1. ^
              • Таблица « Простые и сложные листья»;
              • Таблица « Листорасположение листьев»;
              ХОД УРОКА
              1. ^
              Презентация (Слайд №1)

              Здравствуйте, ребята! Сегодня мы изучаем новый материал по теме «Внешнее строение листа»

              1. ^
              Тест.

              1. Из почки на побеге появляется:

              А) корень; Б) лист; В) новый побег

              2. Промежутки между листьями на побеге называют:

              А) узлами; Б) междоузлиями

              3. Почки, из которых образуются побеги с цветами, называют:

              А) вегетативными; Б) генеративными

              4. Почки - это:

              A) зачаточный побег

              Б) зачаточные листья

              B) видоизмененный побег

              Г) видоизмененные листья

              5. Место прикрепления листьев к побегу называют:

              А) узлами; Б) междоузлиями

              ^

              1. (Слайд 4)Учитель ставит перед учениками проблемно - познавательную задачу.
              «Каким образом листья растений отличаются друг от друга? Свяжите эти отличия со строением листа, как органом побега.

              Ребята! Вспомните, пожалуйста, действительно ли листья являются частью побега? (ответ: да, т.к. прорастают из вегетативных почек.)

              Лист – часть побега. Это специализированный орган, содержащий клетки, которые улавливают солнечный свет, необходимый для осуществления фотосинтеза (воздушного питания).

              1. (Слайд 6) Строение внешнее листа
              Хотя листья разных растений сильно отличаются по внешнему виду, между ними есть и общие признаки:
              • большинство листьев зелёного цвета,
              • состоят из:- листовой пластинки, черешка, жилки, прилистники, основание листа.
              Рис. 46.

              3. Прикрепление листьев к стеблю

              Листья

              ^ (черешок соединяет лист, (черешков нет, прикрепляются

              пластинку со стеблем) к стеблю основанием листовой

              • яблоня, пластины)
              • вишня. – алоэ,
              • берёза - пшеница

              У основания черешка у некоторых растений может быть прилистники.

              4. Рассмотрите рис. 47 по Форме

              - Чем отличаются листья между собой

              ЛИСТЬЯ (по форме)

              округлые овальные сердцевидные неравнобоким стреловидным

              ЛИСТЬЯ

              Простые Сложные
              Состоят из 1 листовой пластины и 1 черешка Состоят из нескольких листовых пластин и одного черешка
              - береза

              - клен

              - черемуха

              - малина

              - акация

              ^

              Посмотрите на комнатные растения - все они отличаются по форме и окраске листьев, но все они схожи между собой. Пощупайте листья - что вы наблюдаете?

              Действительно листовые пластины в разных направлениях пронизаны проводящими пучками, которые называются жилки.

              Их функции:

              - проводят питательные вещества и воду;

              - придают листу прочность.

              ЖИЛКОВАНИЕ
              СЕТЧАТОЕ

              ( жилки ветвятся, образуя сплошную сеть)

              ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ

              (жилки расположены параллельно друг другу

              ДУГОВОЕ
              ( жилки в виде дуги распо-

              ложены)

              У двудольных растений:

              - береза

              - подсолнух

              (исключение: вороний глаз – однодольное)

              У однодольных растений:

              - пшеница

              - лук

              - Подорожник - (исключение 2 дольное)

              - ландыш

              ^

              Снаружи лист покрыт кожицей. Она образована слоем прозрачных клеток покровной ткани, плотно прилегающих друг к другу. Кожица защищает внутренние ткани листа. Ее прозрачность позволяет свету легко проникать внутрь листа.

              На нижней поверхности листа, среди прозрачных клеток кожицы, находятся очень мелкие парные зеленые клетки, между которыми есть щель. Пару замыкающих клеток и межклеточную щель между ними называют устьицем. Раздвигаясь и смыкаясь, эти две клетки то открывают, то закрывают устьице. Через устьице происходит газообмен и испаряется влага.

              При недостаточном водоснабжении растения устьица закрыты. С поступлением воды в растение они открываются .

              1. Листья осуществляют 3 основные функции:
              • фотосинтез (образование органических веществ)
              • газообмен (в процессе дыхания СО2 и О 2)
              • испарение воды.
              Листопад – полезное приспособление, выработавшееся у растений к перенесению повторяющихся ежегодно неблагоприятных климатических условий

              ^

              1. Тема « Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение
              2. Познавательная задача:
              • Научиться распознавать простые и сложные листья, их жилкование, расположение листьев на стебле,
              • Выявить, чем простые листья отличаются от сложных,
              • Сравнить жилкование однодольных и двудольных.
              1. Откройте стр. 70учебника, где дана инструкция к лабор. работе.
              Внимательно прочитайте и приступайте к работе. (Учитель раздает гербарий и таблицы для заполнения (Приложение 3))

              У вас на столах образцы из гербария

              В таблице записываете по 2 растения.

              V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

              (Приложение 1. Задание)

              (Приложение 3)

              VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

              § 18-19, вопросы на странице 73

              dmee.ru

              Строение и разнообразие листьев

              2014-05-30

              Лист состоит из листовой пластинки, черешка и основы, которой он присоединяется к стеблю. Листья с черешками называют черешковыми, без черешков — сидячими.

              Есть простые и сложные листья. В простых листьев — одна листовая пластинка (вишня, абрикос, яблоня, ива), а в сложных другу черенка прикрепляются несколько листовых пластинок (карагана (желтая акация), горох, каштан, клубника).Листовые пластинки различают по форме контуров, формой расчленения, размерами — от нескольких миллиметров до 10-11 мм, даже 20 м (у пальм) — и жилкованием.Форма листовой пластинки разнообразная и обеспечивает растению приспособления к окружающей среде.

              По способу расчленения листовой пластинки листья делятся на: лопастные, раздельные, рассеченные, тройчатые, пальчатые, перистые.Если внимательно рассмотреть листовую пластинку, то можно увидеть утолщение, которые по виду напоминают нити. Это жилки. По ним в листке происходит транспортировка веществ. Как называется соответствующая ткань растительного организма? (Ведущая).Жилкование бывает разное и является одним из признаков, по которому ученые разделяют растения на группы (систематический признак). Так, у многих растений класса Двудольные (яблоня, груша, слива, капуста, картофель, розы, помидоры и др.) жилкование сетчатое (напоминает сетку), а у однодольных (пшеница, рожь, овес, ячмень, кукуруза, лук, чеснок, лилия и другие) — параллельное или дуговая. Демонстрация жилкование на живых растениях или гербарных образцах.

              Внутреннее строение листаПояснительная беседа. Основные функции листа — фотосинтез, испарение (транспирация), газообмен. Строение листа тесно связана с его функциями. В каких органах растения происходит фотосинтез? Фотосинтез происходит в хлоропластах, которые есть почти во всех клетках листа. Хлоропласты обуславливают зеленый цвет листа.Каким образом осуществляется газообмен и транспирация? В покровной ткани листа является устьица — щели, образованные двумя клетками с своеобразным строением, которые называют замыкающий. Это щель, которая может время от времени открываться и закрываться. Газообмен и транспирация в растении осуществляются через устьица на поверхности листа.В какой части листа происходит газообмен и транспирация? Если рассмотреть поперечный разрез листа в микроскоп, можно увидеть, что клетки основной ткани (мезофилла — масса клеток между верхней и нижней покровной тканями) неодинаковы. Клетки, прилегающих к верхней стороны листа, обычно образуют 2-3 слоя и похожи на столбики. Поэтому эту ткань называют столбчатой . В ней в основном и происходит фотосинтез. Ткань, прилегающей к нижней стороне листа, называют губчатой . Она действительно похожа на губку. Это связано с тем, что в губчатой ткани есть много воздушных камер, или между клитинникив. В этой ткани обычно происходит газообмен и транспирация.Каким чьем листке транспортируются минеральные и органические вещества? Проводящая ткань в листке представлена пучками. В состав проводящих пучков входят ситовидные трубки, сосуды, живые клетки и часто мертвые механические ткани. Снаружи листа проводящие пучки выглядят жилок.

              Приспособления листьев к условиям среды

              Рассказ. Длина листьев некоторых видов веерообразных пальм в тропических лесах островов Малайского архипелага достигает 5-10 м, в отдельных случаях -15 м, в ширину — 3-4 м. Площадь поверхности таких листьев — гигантов составляет от 15 до 60 м2. Но чтобы удержаться на дереве и выдержать ежедневные тропические ливни и ураганы, листок за таких огромных размеров должен быть достаточно легким и прочным. Черенок должен выдерживать не только вес листа — гиганта, но и сопротивляться природным катаклизмам. Итак, растения успешно приспособились к ненастью, использовав принцип гофрирования. Этот метод прост: листья тропических растений имеют в поперечном разрезе зигзагообразную форму.Этот же принцип гофрирования наука взяла на вооружение, и он сейчас широко применяется в технике. Его используют в строительстве, чтобы повысить прочность конструкций (кровли, стены металлических гаражей, фюзеляже самолетов, кузова автомашин и т.п.). Как называется наука, которая применяет идеи природы в технике? (Бионика).Биологическими защитными свойствами от испарения является ноябрь — явление массового опадения листьев, связано с изменением условий внешней среды (холодный или жаркий период года). В умеренных зонах деревья сбрасывают листья на зиму. В тропиках ноября наблюдается в сухой период года.

              Опадение листьев осенью объясняется тем, что снижение температуры прекращает все функции листа. Перед ноябрем в основании листа образуется отделима ткань, полости сосудов закупориваются тылам или слизью, и листок легко отпадает в месте отделимые ткани. Накануне ноября в листьях накапливаются ненужные продукты обмена веществ, которые удаляются из растения вместе с опавшими листьями.Почему осенью листья окрашиваются в золотисто — багряные тона? В листке с наступлением холодов разрушаются пигменты, прежде хлорофилл. Другие пигменты (каротин И ксантофил) сохраняются дольше и придают листьям осеннего окраски.

              категория: Биология

              moykonspekt.ru

              Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"

              Разделы: Биология

              Цели урока: Познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стебле.

              Оборудование: комнатные растения, гербарии растений с различными типами листовых пластинок, гербарии листа ивы (на каждую парту).

              Ключевые слова и понятия: лист, строение листа, листовая пластинка, черешок, основание листа, прилистники. Способы прикрепления листьев: черешковый лист, сидячий лист, влагалищный лист. Простые и сложные листья. Рассеченные листья: пальчатолопастной, пальчаторассеченый, пальчатораздельный, перистолопастной, тройчатолопастной. Формы края листа: цельнокрайный, зубчатый, пильчатый, шиповатый (колючезубчатый), городчатый, выямчатый, извилистый. Формы листовых пластинок: овальная, яйцевидная, копьевидная, стреловидная, перистолопастная, перисторассеченая, парноперистосложная, непарноперистая-ложная, линейная, тройчатосложная, пальчатосложная. Жилкование листьев: параллельное, дуговое, сетчатое, пальчатое, перистое. Гетерофилия. Расположение на стебле: супротивное, поочередное, мутовчатое.

              Ход урока

              I. Актуализация знаний

              Тест 4. Побег. Его строение и функции. Разнообразие побегов (по темам уроков 16, 17, 18, см. приложение).

              II. Изучение нового материала

              Рассказ учителя с элементами беседы

              Лист – один из основных органов зеленого растения. Он занимает боковое положение на стебле. Вспомните, какими разнообразными бывают листья различных растений! А на сколько они отличаются по размерам! Например, лист водного растения ряски имеет в диаметре всего около 3-х миллиметров, а лист виктории амазонской может достигать одного метра в диаметре. Листья некоторых тропических пальм достигают 20 - 22 метров в длину.

              По каким признакам мы определяем то или иное растение? (Дети отвечают). Очень часто мы определяем вид того или иного растения по форме или размерам его листьев. Но в строении листьев самых разных растений можно выделить некоторые общие черты.

              Давайте познакомимся с внешним строением листа.

              Лабораторная работа. Внешнее строение простого листа

              Цели: познакомиться с особенностями строения простого листа растения на примере листа ивы козьей, выявить его основные части.

              Оборудование: гербарии листа ивы (на каждую парту).

              Ход работы.

              Рассмотрите внешнее строение листа. Найдите его основные части.
            1. Найдите листовую пластинку - расширенную часть листа. Найдите черешок - узкую стеблевидную часть листа, которой листовая пластинка соединяется со стеблем. Найдите основание листа - часть, которой черешок прикрепляется к стеблю. У основания листа найдите прилистники. На листовой пластинке найдите жилки - проводящие сосуды листа.
            2. Зарисуйте внешнее строение листа и подпишите его основные части.
            3. Сделайте вывод о наличии характерных черт строения у листьев различных растений.
            4. Рассказ учителя с элементами беседы

              Но не все листья имеют черешки. Вспомните, листья, каких растений не имеют черешков? (Дети отвечают.) А листья, каких растений, находящихся в кабинете биологии, не имеют черешков? (Дети отвечают.)

              Существуют три способа прикрепления листьев к стеблю. (Учитель дополняет свой рассказ демонстрацией соответствующих растений, находящихся в кабинете биологии, гербариев, таблиц, а также изображений на страницах учебника.) Если лист имеет черешок (как лист, рассмотренный нами), такой лист называют черешковым. Если лист не имеет черешка, такой лист называют сидячим. У некоторых растений основание листа разрастается и охватывает стебель над узлом. Такой лист называют влагалищным (стебель как бы вложен в лист).

              Листовые пластинки могут быть очень разнообразны по величине, по форме, структуре и многим другим признакам. Для того чтобы разобраться в таком многообразии листьев, их необходимо как-то классифицировать. Вспомните, что такое классификация? (Дети отвечают.) Но внешнее (морфологическое) разнообразие листьев так велико, что невозможно создать единую систему классификации листьев по одному или нескольким признакам, поэтому существует несколько разнообразных классификаций листьев, основанных на различных признаках.

              (Разобраться в многообразии листовых пластинок "на слух" крайне сложно, поэтому для объяснения данной темы учитель заранее раздаёт дидактический материал изображения различных форм листа, после чего дополняет свой рассказ демонстрацией схематических рисунков, живых комнатных растений, гербариев.)

              Листья могут состоять из одной или нескольких листовых пластинок. Если лист состоит из одной листовой пластинки, такой лист называют простым. Если на одном черешке расположено несколько листовых пластинок, такой лист называют сложным. Как можно догадаться, расположение листовых пластинок на одном черешке может быть различным. Среди сложных листьев встречаются: тройчатосложный, пальчатосложный, парноперистосложный, непарноперистосложный, дваждыперистосложный, триждыперистосложный, прерывистоперистосложный.

              Но и простые листья не настолько просты. Посмотрите, например, на лист монстеры. Как вы считаете, это простой лист или сложный? (Дети отвечают). Он состоит из одной листовой пластинки, соответственно является простым. Но обратите внимание на его причудливую форму. Листья такого типа называют расчлененными (но они являются простыми, так как состоят из одной листовой пластинки). Если листовая пластинка рассечена не более чем на 1/4 ширины, такой лист называют лопастным. Если листовая пластинка рассечена на 1/3, такой лист называют раздельным. Если же рассечение достигает главной жилки листа, такой лист называют рассеченным. Но и количество рассечений на одном листе может быть различным. Если лист рассечен на три части, такой лист называют тройчато-, если на пять частей – пальчато-, если на большое количество частей – перисто- (лопастным, раздельным, рассеченным).

              Самостоятельная работа учащихся

              Заполните таблицу полными названиями листьев и изобразите их схематически (Таблица заранее вычерчивается на доске или раздается детям в напечатанном виде.)

              Название листа

              Лопастной (рассечен не более чем на 1/4 ширины)

              Раздельный (рассечен на 1/3 ширины)

              Рассеченный (рассечен до главной жилки)

              Тройчато -

                   

              Пальчато-

                   

              Перисто-

                   

              Рассказ учителя с элементами беседы

              Листовые пластинки можно классифицировать по форме. Существует огромное количество форм листовых пластинок: округлые, яйцевидные, линейные, ланцетные, копьевидные, стреловдные, сердцевидные, продолговатые и др. Можно классифицировать по форме края. Кроме листьев с цельным краем (они так и называются цельнокрайные), выделяют несколько основных видов формы края: зубчатый, пильчатый, шиповатый (колючезубчатый), городчатый, выямчатый, извилистый.

              Необходимо заметить, что на одном побеге могут встречаться листья различной формы, величины, окраски. Это явление называется гетерофилией. Гетерофилия характерна для лютика, стрелолиста и многих других растений.

              Если посмотреть на листовую пластинку, можно заметить жилки – пучки проводящих сосудов. Вы видели их на листе ивы. Расположение жилок на листе может быть разным. Способ расположения жилок называют жилкованием. Выделяют несколько типов жилкования: параллельное, дуговое, дихотомическое, сетчатое (пальчатое и перистое).

              Параллельное или дуговое жилкование характерно для однодольных растений, а сетчатое – для двудольных. Вспомните, какие растения являются двудольными? (Дети отвечают). Какие еще признаки двудольных растений вы знаете? (Дети отвечают). Приведите примеры однодольных и двудольных растений. (Дети отвечают).

              III. Закрепление знаний и умений

              Лабораторная работа. Определение простых и сложных листьев

              Цели: научиться различать простые и сложные листья, давать полную характеристику листьев.

              Оборудование: гербарии простых листьев с цельной листовой пластинкой и рассеченных листьев; различных сложных листьев (на каждый стол). Определительные таблицы-памятки.

              Ход работы:

              1. Опишите гербарные образцы листьев, лежащие на ваших столах, по плану:

              1. Каков способ прикрепления этого листа к стеблю?
              2. Каково жилкование листа?
              3. Простой это лист или сложный?
              4. Какова форма листовой пластинки этого листа?
              5. Какова форма края листа?

              2. Какому растению - однодольному или двудольному - принадлежит это лист?

              3. Зарисуйте внешнее строение листа в тетрадь и подпишите рисунок. Укажите основные части листа.

              Домашнее задание

              Учебник В.В. Пасечника § 23.

              Читать параграф, знать основные термины. Закончить выполнение практических работ.

              Самостоятельно опишите по плану листья двух любых комнатных растений.

              Творческое задание. Сделайте оттиск листа. Для этого вам понадобятся: засушенный лист (листья сушат в нескольких слоях газеты под прессом), гуашевые или акварельные краски, бумага для акварели, небольшой малярный валик. Лист густо намазывается акварельной или гуашевой краской и кладется на бумагу для акварели. Сверху накрывается промокательной бумагой и прокатывается валиком.

              Составьте композицию из оттисков различных листьев.

              Задание для учеников, интересующихся биологией. Используя дополнительную литературу, а также собственный опыт, подберите примеры растений с различными типами листовых пластин.

              Оценки за урок: 2 - 3 оценки за домашнее задание, у 10 - 15 человек проверка тетрадей.

              Приложение

              xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

              Разнообразие листьев растений | Школьные файлы SchoolFiles.net

              Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации: Разнообразие листьев растений. Их функции.УМК «Гармония» 3 класс СтроениеВидыФункцииГлавныйБоковыеПридаточныеВолоскиСтержневаяМочковатаяУдерживает в почвеПитание и дыханиеЗапас питательных веществКорень

              КорнеклубниКорни присоскиДыхательные корни (ходульные)Воздушные корниКорни подпоркиВидоизменения корнейКорнеплоды

              СтебельПолыеВидыТравянистыеДеревянистыеГлавный признакРасположениеПочкиПрямостоячийВьющийсяЦепляющийсяПолзучий

              Листья наружный орган растения Фотосинтез Газообмен Транспирацияпроцесс движения воды через растение и её испарение через наружные органы растения, такие как листья, стебли и цветы.это процесс образования органического вещества из углекислого газа и воды на светуобмен газов между организмом и внешней средой. Из окружающей среды в организм непрерывно поступает кислород, который потребляется всеми клетками, органами и тканями; из организма выделяется образующийся в нём углекислый газ

              Растения сами создают питательные веществаЧто образуется в листьях?Крахмал, сахар, белкиЧто для этого надо?Углекислый газ, вода, минеральные солиГде может накапливаться часть питательных веществ?В плодах, луковицах, корнеплодах, семенах

              Строение листаСложные листья Простые листья  листья с одной листовой пластиной на черешке.листья с несколькими листовыми пластинами на черешке.

              Листовая пластинаЧерешокПрилистникиОснование листаПрожилки

              Сверху и снизу лист покрыт тонкой прозрачной кожицей, её клетки предохраняют лист от повреждений и высыхания. Жилки придают форму и прочность листу.Через устьица в лист проникает воздух и происходит испарение воды.

              устьицакожица

              Расположение листьевОчередноеСупротивноеМутовчатоеРозеточное

              Г. РозеточноеА. СупротивноеБ. ПоочерёдноеВ. Мутовчатое

              1. Розеточное2. Супротивное3. Поочерёдное4. Мутовчатое

              Интернет-ресурсыhttp://ramki-vsem.ru/fon/fon-priroda30.jpghttp://shgpi.edu.ru/biblioteka/forum/img/nashi_daty/1a55a5a6-7f2d-4213-b875-232cc48640fd.jpg https://ru.wikipedia.org/wiki/Листhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Транспирацияhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Газообменhttp://png-images.ru/wp-content/uploads/2015/02/02/3343/png/green_leaves_PNG3680.pnghttps://s2.hostingkartinok.com/uploads/images/2012/07/8f7ebf11cb0fa47dab06d881f170b3f1.pnghttps://foxford.ru/wiki/biologiya/stroenie-lista#!http://www.nasill.com/wp-content/uploads/2016/05/yaprak1.pnghttp://png-images.ru/wp-content/uploads/2015/02/02/3343/png/green_leaves_PNG3653.pnghttp://fotohomka.ru/images/Nov/03/cc0aed7ccce21cef2bf06c9fd6041c33/mini_2.jpghttp://blgy.ru/biology6v/cells-sheethttp://www.yaklass.ru/p/biologia/bakterii-griby-rasteniya/organy-tcvetkovykh-rastenii-14403/pobeg-stebel-list-i-pochki-14008/re-246b9a17-d063-4dde-95f5-01b48ccbd81chttp://www.bigpo.ru/potra/Создать+условия+для+усвоения+нового+учебного+материала%2C+используя+проблемное+обучение+и+принцип+цикличностиa/294495_html_19313b0c.jpghttp://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/84/660/84660959_031212_1436_2.jpghttp://mipics.ru/images/1313604_art-56186.jpghttp://boyhuk5.ru/wp-content/uploads/voronglaz.pnghttp://www.agroflora.ru/wp-content/uploads/2016/07/podorognik-bolshoy-3.jpghttp://erokina.volsk-sch21.edusite.ru/images/risunok16.pnghttp://botanika-dolgacheva.odn.org.ua/data/man2/botanika-dolgacheva/img/B5703p122-a1.jpghttp://abload.de/img/soan-png-resim11i0ukz.pnghttp://brukva.info/img/korneplody.pnghttp://clipartmania.ru/uploads/gallery/main/435/tomato-66.pnghttp://plant-palace.ru/sites/default/files/field/image/podgotovka_semyan.jpg

              Приложенные файлы

              schoolfiles.net


              Смотрите также

              Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта