Конспект открытого урока "Разнообразие цветков. Соцветия. Охрана редких растений Донбасса". Разнообразие цветов растений
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества г. Новотроицка» Методические рекомендации педагогам СОШ города по озеленению территорий образовательных учреждений «Разнообразие цветочных растений. Основные правила подбора растений в цветниках» Подготовила: заведующая естественнонаучным отделом МАУ ДО ЦРТДЮ Шухлина Людмила Александровна Новотроицк 2017г ИЗ ИСТОРИИ ДЕКОРАТИВНОГО САДОВОДСТВА В Древнем Египте, Вавилонии и Ассирии садоводство сформировалось в отдельный вид деятельности в 6 веке до н.э. Чуть позднее в Греции стали популярными общественные сады; в Персии – «парадизы» для царской охоты. В средние века жизнь людей стала более замкнутой и сады «спрятались» за высокие стены – появились монастырские сады, «кухонные» и аптекарские огороды. В разное время к красоте клумб подходили по-разному: помимо классических цветочных клумб создавались клумбы из овощных культур и зелени. Появились они с 16 века. В Европе эти клумбы сохранялись довольно долго. Такие клумбы встречаются и в наши дни. Во времена Екатерины II цветы были не в моде, вместо клумб была система газонов и дорожек, обсаженных стриженными кустарниками. На Востоке клумбы обязательно содержат пряновкусовые травы, считается, что они притягивают позитивную энергию. Немецкие садоводы всерьез увлеклись кактусами и занимаются выведением сортов, переносящих холодные зимы, чтобы потом делать цветочные композиции с кактусами в основе. В настоящее время все более актуальным становится стремление человека к живой природе. Поэтому очень популярными становятся клумбы, напоминающие уголки природной растительности. Выращивание цветочных культур очень увлекательное и благородное занятие, но оно требует времени, сил и фантазии. И если вы начали заниматься этим, то часто оно становится делом всей вашей жизни. Удачи вам и терпения! Двулетники – растения с двухгодичным жизненным циклом. В первый вегетативный период у них развиваются листья и стебли, во второй – цветки и плоды. По окончании периода плодоношения растения погибают. Двулетниками называют и многие многолетники, которые на третий год утрачивают свои декоративные качества (маргаритки, наперстянки, шток-роза) и однолетники, хорошо переносящие условия российской зимы и способные к развитию на второй год (колокольчики, анютины глазки, незабудки). Период цветения большинства двулетников приходится на середину весны – начало лета, поэтому их часто используют на клумбах и рабатках, подходят они и для срезки. Многолетники – это растения с продолжительным жизненным циклом, от 2-х до нескольких десятков и даже сотен лет. У многих из них надземные части (соцветия, стебли, листья) зимой полностью или частично отмирают, а подземные органы (корни, луковицы, корневища, клубни) сохраняются живыми и весной трогаются в рост. При выборе растений следует учитывать то, что многие многолетники хорошо разрастаются и им может не хватить отведенного места. Многолетники являются наиболее декоративной и богатой видами группой, которые используют для озеленения. Представители данной группы ценятся не только за красивые цветки, но и за декоративные листья и побеги своеобразной формы. Многолетники могут быть высокорослыми (до 150 см и более), среднерослыми (высота стебля 50-100 см), низкорослыми (20-30 см). почвопокровными, образующими на почве плотный покров из листвы и цветков. Лианы способны не только маскировать некрасивые строения, оттенять архитектурные детали зданий, но и создавать единые архитектурные ансамбли. Высадку лиан производят на расстоянии 0,5 м от стены, направляя корни наружу. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПОДБОРА РАСТЕНИЙ В ЦВЕТНИКАХ. Одним из важнейших средств эмоциональной выразительности любого цветника является цвет или колорит. Цвет оказывает как психологическое, так и физиологическое воздействие. Еще в начале 19 века Гете писал в одном из своих трактатов: «Цвета действуют на душу, они могут вызывать чувства и возбуждать мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют…» Как известно, все цвета делятся на теплые, побуждающие к действию, и холодные, успокаивающие. Теплые: красный, желтый, оранжевый и все их оттенки. Холодные: синий, голубой, фиолетовый, серебристый, белый. Все теплые тона, кажущиеся близкими, желательно использовать на переднем плане, холодные – для передачи глубины пространства – сзади. Дело в том, что теплые тона на заднем плане становятся неясными, размытыми, а холодные не только не изменяются, а даже сгущаются. (Эффект пространственной глубины). Нейтральное положение среди теплых и холодных тонов занимает зеленый, это цвет физического равновесия, он успокаивает, способствует расслаблению и снятию напряжения. На зеленом фоне человек способен различать наибольшее количество оттенков. | |||||||
п\п | Название растения | | Окраска цветка | Высота растения | Время цветения | Отношение к свету | |
1. | АДОНИС | многолет. | от бледно-желтой до ярко-красной | до 40 см | апрель-май | солнеч., полутень | |
2. | АИСТНИК | одно-двух летн. | желтая, оттенки красного | до 50 см | апрель-сентябрь | солнеч. | |
3. | АКВИЛЕГИЯ | многолет. | разного цвета | до 80 см | | полутень | |
4. | АКОНИТ | многолет. | фиолет. белая | до 1,5 м | июль-октябрь | солнеч. | |
5. | АЛИССУМ | однолет. | белая, желтая, розовая | до 50 см | май - июль | солнеч. | |
6. | АРАБИС | многолет. | белая, розовая | до 20 см | апрель - июнь | полутень, солнеч. | |
7. | АСТРА | однолет., многолет. | различной окраски | до 30 см | май-октябрь | солнеч., полутень | |
8. | БАДАН | многолет. | белая, розовая, красная | до 30 см | апрель-май | солнеч., полутень | |
9. | БУДРА | многолет. | синяя, лиловая, фиолет. | 40-45 см | май-июль | полутень, тень | |
10. | ГВОЗДИКА | многолет. | белая, розовая, пестрая, красная, фиолет. | 30-50 см, до 1 м | июнь-август | солнеч. | |
11. | ГЕРАНЬ | многолет. | разного цвета | до 50 см | июнь-август | солнеч. | |
12. | ГИПСОФИЛА | многолет. | белая, розовая, красная | до 50 см | май-август | солнеч. | |
13. | ДЕЛЬФИНИУМ | многолет., однолет. | разного цвета | 30-100 см | май-сентябрь | солнеч. | |
14. | ДИМОРФОТЕКА | однолет. | разного цвета | до 50 см | июнь-сентябрь | полутень | |
15. | ДИЦЕНТРА | многолет. | белая, желтая, розовая, пурпурн. | 80-90 см | май | полутень | |
16. | ИБЕРИС | одно-многолет. | белая, розовая, сиреневая, лиловая, пурпурн. | 10-40 см | май-август | полутень | |
17. | ИПОМЕЯ | однолет. | разного цвета | до 70 см | июнь-октябрь | солнеч. | |
18. | ИРИС | многолет. | разного цвета | 15-70 см | май-июль | солнеч. | |
19. | КАЛУЖНИЦА | многолет. | ярко-желтая, золотистая, белая | до 30 см | апрель-июнь | солнеч., полутень | |
20. | КАМНЕЛОМКА | многолет. | белая, желтая, розовая | до 20 см | май-июнь | солнеч. | |
21. | КИСЛИЦА | многолет. | розоватая | 10-30 см | май-июль | солнеч. | |
22. | КОЛОКОЛЬЧИК | многолет. | от темно-фиолет. до белой | 25-150 см | июнь-июль | солнеч., полутень | |
23. | КЛЕМАТИС | многолет., вьющийся | Синяя, голубая, желтая, розовая | до 15 м, лиана | май-сентябрь | солнеч. | |
24. | КОТОВНИК | многолет. | синяя, голубая | 20-25 см | июнь-сентябрь | солнеч. | |
| КРОКУС | многолет. | разной окраски | до 20 см | апрель-май, сентябрь-октябрь | солнеч. | |
26. | КУПАЛЬНИЦА | многолет. | красно-оранжевая, белая | 50-80 см | июнь-август | солнеч., полутень | |
27. | ЛАПЧАТКА | многолет. | красная, розовая, желтая | 30-90 см | май-июнь | солнеч., полутень | |
28. | ЛЕН | однолет. | ярко-красная, голубая | 50-80 см | июнь-август | солнеч. | |
29. | ЛИАТРИС | многолет. | голубая, красная, белая | до 70 см | июль-август-сентябрь | солнеч., полутень | |
30. | ЛИЛИЯ | многолет. | разной окраски | до 1,5 м | июнь-август | солнеч. | |
31. | ЛОБЕЛИЯ | однолет. | разного цвета | до 30 см | июнь-июль | солнеч., полутень | |
32. | ЛЮПИН | многолет. | разного цвета | 30-50 см | июнь-июль | солнеч. | |
33. | МАК | многолет. | от белой до красной | 20-50 см | май-сентябрь | солнеч. | |
34. | МИРАБИЛИС | многолет. | желтая, белая, розовая, красная | 30-80 см | май-июнь | полутень | |
35. | МОРОЗНИК | многолет. | разного цвета | до 30 см | апрель-май | полутень | |
36. | МУСКАРИ | многолет. | от белой до ярко-синей | до 20 см | май-июнь | солнеч., полутень | |
37. | НАПЕРСТЯНКА | многолет. | красная, белая | июнь, июль | |||
38. | МЫЛЬНЯНКА | многолет. | белая, розовая | 5-12 см | июнь-июль | солнеч. | |
39. | НЕЗАБУДКА | многолет. | синяя, голубая, белая, розовая | до 30 см | май-август | полутень | |
40. | ОЧИТОК | многолет. | от белой до малиновой, желтая | до 15 см | май-июль | солнеч. | |
41. | ПРИМУЛА | многолет. | разного цвета | до 30 см | апрель-май | полутень, тень | |
42. | ТИМЬЯН | многолет. | белая, розовая, красная, лиловая | до 15 см | май-июль | солнеч. | |
43. | ТЮЛЬПАН | многолет. | разного цвета | 10-40 см | апрель-май | солнеч. | |
44. | ФАЦЕЛИЯ | однолет. | синяя, фиолет. | 20-90 см | май-август | солнеч. | |
45. | ФИАЛКА | 2-х летняя | разного цвета | До 25 см | май-сентябрь | солнеч. | |
46. | ФЛОКС | многолет. | разного цвета | 15-50 см | май-сентябрь | солнеч. полутень | |
47. | ХОСТА | многолет. | фиолет | 20 см | август-сентябрь | полутень | |
48. | ХРИЗАНТЕМА | многолет. | разного цвета | до 1 м | август-сентябрь | солнеч. | |
49. | ШАЛФЕЙ | однолет. | оттенки красногосинего, фиолетового | 25-100 см | июнь-октябрь | солнеч. | |
50. | ЭДЕЛЬВЕЙС | многолет. | белая | до 25 см | июль | солнеч. | |
51. | ЯСКОЛКА | многолет. | белая | до 25 см | май-июнь | солнеч., полутень | |
52. | БАРХАТЦЫ | однолетн. | белые, лимон., желтые, оранжев. красные коричневые | от 20 см до 70 см | май-октябрь | солнеч., полутень | |
53. | ВАСИЛЕК | многолет. | разного цвета | до 70 см | июнь-август | солнеч. | |
54. | ГЕОРГИНА | однолет., многолет. | разного цвета | до 1,5 м | июнь-сентябрь | солнеч. | |
55. | КАЛЕНДУЛА | однолет. | белая, желтая, оранж., красная | 50-70 см | июнь-сентябрь | солнеч. | |
56. | МАРГАРИТКА | многолет. | белая, розовая, красная, бордовая | 10 см | июнь-август | солнеч. полутень | |
57. | НАСТУРЦИЯ | однолет. | от желтого до красного | до 3 м | июнь-сентябрь | солнеч. полутень | |
58. | НИВЯНИК | многолет. | бело-желтая | до 1 м | июнь | солнеч., полутень | |
59. | ПЕТУНИЯ | однолет. | разного цвета | до 30 см | июнь-сентябрь | солнеч. | |
60. | ПИОН | многолет. | белая, желтая, пурпурн. фиолет. | до 1 м | май-июнь | полутень | |
61. | ПОРТУЛАК | однолет. | Разного цвета | до 20 см | июнь-сентябрь | солнеч. | |
62. | РУДБЕКИЯ | однолет., двулетн., многолет. | желтая, оранж., красная, коричн. | до 2,5 м | июнь-сентябрь | солнеч., полутень | |
63. | ТАБАК | однолет., многолет. | разного цвета | до 60 см | июнь-сентябрь | тень, полутень | |
64. | ЦЕЛОЗИЯ | однолет. | желтая, красная | до 70 см | июнь-сентябрь | солнеч. | |
65. | ЦИНЕРАРИЯ | однолет. | декоративные листья | 20-50 см | - | солнеч., полутень | |
66. | ЦИННИЯ | однолет. | разного цвета | до 70 см | июнь-сентябрь | солнеч. | |
67. | КОХИЯ | однолет. | декоративные листья | до 1 м | - | солнеч., полутень | |
68. | БАЛЬЗАМИН | однолет. | красная, розовая, белая, желтая | 30-70 см | июнь-сентябрь | солнеч., полутень | |
69. | ГЕЛИПТЕРУМ (сухоцвет) | однолет. | красная, белая, розовая | до 50 см | июнь-сентябрь | полутень, солнеч. | |
70. | СТАТИЦЕ (сухоцвет) | однолет. | разной расцветки | до 50 см | июнь-сентябрь | солнеч. полутень | |
71. | ЛЬВИНЫЙ ЗЕВ (антиринум) | однолет. | разной расцветки | 20-50 см | июнь-октябрь | солнеч., полутень | |
72. | ПИРЕТРУМ | многолет. | белая, розовая, красная | 20-70 см | июнь-сентябрь | солнеч. полутень | |
73. | МОНАРДА | многолет. | розовая, красная, сиреневая | 50-70 см | июль-сентябрь | солнеч. полутень | |
74. | ТЫСЯЧЕЛИСТНИК | многолет. | белая, желтая, красная, малинов. | до 1 м | июнь-сентябрь | полутень | |
75. | ПАПОРОТНИК | многолет. | декоративные листья | до 70 см | - | тень, полутень | |
76. | КОРЕОПСИС | многолет. | желтый | до 1 м | июль-сентябрь | солнеч. полутень | |
77. | ЛАВАТЕРА | однолет. | белые, розовые | до 60 см | июль-сентябрь | солнеч. | |
78. | ТРИТОМА (книфофия) | многолет. | красная, оранжев. желтая | до 50 см | июль-сентябрь | солнеч. | |
79. | ШТОК-РОЗА | многолет. | разные цвета | 150-180 см | июль-сентябрь | солнеч. полутень |
infourok.ru
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Рязанская городская станция юных натуралистов» «СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД В ОЗЕЛЕНЕНИИ ТЕРРИТОРИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ» «Разнообразие цветочных растений. Основные правила подбора растений в цветниках» Подготовила: заведующая лаборатории «Агроэкология» Волкова Татьяна Владимировна Рязань, 2014 г. ИЗ ИСТОРИИ ДЕКОРАТИВНОГО САДОВОДСТВА В Древнем Египте, Вавилонии и Ассирии садоводство сформировалось в отдельный вид деятельности в 6 веке до н.э. Чуть позднее в Греции стали популярными общественные сады; в Персии – «парадизы» для царской охоты. В средние века жизнь людей стала более замкнутой и сады «спрятались» за высокие стены – появились монастырские сады, «кухонные» и аптекарские огороды. В разное время к красоте клумб подходили по-разному: помимо классических цветочных клумб создавались клумбы из овощных культур и зелени. Появились они с 16 века. В Европе эти клумбы сохранялись довольно долго. Такие клумбы встречаются и в наши дни. Во времена Екатерины II цветы были не в моде, вместо клумб была система газонов и дорожек, обсаженных стриженными кустарниками. На Востоке клумбы обязательно содержат пряновкусовые травы, считается, что они притягивают позитивную энергию. Немецкие садоводы всерьез увлеклись кактусами и занимаются выведением сортов, переносящих холодные зимы, чтобы потом делать цветочные композиции с кактусами в основе. В настоящее время все более актуальным становится стремление человека к живой природе. Поэтому очень популярными становятся клумбы, напоминающие уголки природной растительности. Выращивание цветочных культур очень увлекательное и благородное занятие, но оно требует времени, сил и фантазии. И если вы начали заниматься этим, то часто оно становится делом всей вашей жизни. Удачи вам и терпения! Двулетники – растения с двухгодичным жизненным циклом. В первый вегетативный период у них развиваются листья и стебли, во второй – цветки и плоды. По окончании периода плодоношения растения погибают. Двулетниками называют и многие многолетники, которые на третий год утрачивают свои декоративные качества (маргаритки, наперстянки, шток-роза) и однолетники, хорошо переносящие условия российской зимы и способные к развитию на второй год (колокольчики, анютины глазки, незабудки). Период цветения большинства двулетников приходится на середину весны – начало лета, поэтому их часто используют на клумбах и рабатках, подходят они и для срезки. Многолетники – это растения с продолжительным жизненным циклом, от 2-х до нескольких десятков и даже сотен лет. У многих из них надземные части (соцветия, стебли, листья) зимой полностью или частично отмирают, а подземные органы (корни, луковицы, корневища, клубни) сохраняются живыми и весной трогаются в рост. При выборе растений следует учитывать то, что многие многолетники хорошо разрастаются и им может не хватить отведенного места. Многолетники являются наиболее декоративной и богатой видами группой, которые используют для озеленения. Представители данной группы ценятся не только за красивые цветки, но и за декоративные листья и побеги своеобразной формы. Многолетники могут быть высокорослыми (до 150 см и более), среднерослыми (высота стебля 50-100 см), низкорослыми (20-30 см). почвопокровными, образующими на почве плотный покров из листвы и цветков. Лианы способны не только маскировать некрасивые строения, оттенять архитектурные детали зданий, но и создавать единые архитектурные ансамбли. Высадку лиан производят на расстоянии 0,5 м от стены, направляя корни наружу. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПОДБОРА РАСТЕНИЙ В ЦВЕТНИКАХ. Одним из важнейших средств эмоциональной выразительности любого цветника является цвет или колорит. Цвет оказывает как психологическое, так и физиологическое воздействие. Еще в начале 19 века Гете писал в одном из своих трактатов: «Цвета действуют на душу, они могут вызывать чувства и возбуждать мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют…» Как известно, все цвета делятся на теплые, побуждающие к действию, и холодные, успокаивающие. Теплые: красный, желтый, оранжевый и все их оттенки. Холодные: синий, голубой, фиолетовый, серебристый, белый. Все теплые тона, кажущиеся близкими, желательно использовать на переднем плане, холодные – для передачи глубины пространства – сзади. Дело в том, что теплые тона на заднем плане становятся неясными, размытыми, а холодные не только не изменяются, а даже сгущаются. (Эффект пространственной глубины). Нейтральное положение среди теплых и холодных тонов занимает зеленый, это цвет физического равновесия, он успокаивает, способствует расслаблению и снятию напряжения. На зеленом фоне человек способен различать наибольшее количество оттенков. | |||||||
№№ п\п | Название растения | Продолжительность жизни | Окраска цветка | Высота растения | Время цветения | Отношение к свету | |
1. | АДОНИС | многолет. | от бледно-желтой до ярко-красной | до 40 см | апрель-май | солнеч., полутень | |
2. | АИСТНИК | одно-двух летн. | желтая, оттенки красного | до 50 см | апрель-сентябрь | солнеч. | |
3. | АКВИЛЕГИЯ | многолет. | разного цвета | до 80 см | июнь-июль | полутень | |
4. | АКОНИТ | многолет. | фиолет. белая | до 1,5 м | июль-октябрь | солнеч. | |
5. | АЛИССУМ | однолет. | белая, желтая, розовая | до 50 см | май - июль | солнеч. | |
6. | АРАБИС | многолет. | белая, розовая | до 20 см | апрель - июнь | полутень, солнеч. | |
7. | АСТРА | однолет., многолет. | различной окраски | до 30 см | май-октябрь | солнеч., полутень | |
8. | БАДАН | многолет. | белая, розовая, красная | до 30 см | апрель-май | солнеч., полутень | |
9. | БУДРА | многолет. | синяя, лиловая, фиолет. | 40-45 см | май-июль | полутень, тень | |
10. | ГВОЗДИКА | многолет. | белая, розовая, пестрая, красная, фиолет. | 30-50 см, до 1 м | июнь-август | солнеч. | |
11. | ГЕРАНЬ | многолет. | разного цвета | до 50 см | июнь-август | солнеч. | |
12. | ГИПСОФИЛА | многолет. | белая, розовая, красная | до 50 см | май-август | солнеч. | |
13. | ДЕЛЬФИНИУМ | многолет., однолет. | разного цвета | 30-100 см | май-сентябрь | солнеч. | |
14. | ДИМОРФОТЕКА | однолет. | разного цвета | до 50 см | июнь-сентябрь | полутень | |
15. | ДИЦЕНТРА | многолет. | белая, желтая, розовая, пурпурн. | 80-90 см | май | полутень | |
16. | ИБЕРИС | одно-многолет. | белая, розовая, сиреневая, лиловая, пурпурн. | 10-40 см | май-август | полутень | |
17. | ИПОМЕЯ | однолет. | разного цвета | до 70 см | июнь-октябрь | солнеч. | |
18. | ИРИС | многолет. | разного цвета | 15-70 см | май-июль | солнеч. | |
19. | КАЛУЖНИЦА | многолет. | ярко-желтая, золотистая, белая | до 30 см | апрель-июнь | солнеч., полутень | |
20. | КАМНЕЛОМКА | многолет. | белая, желтая, розовая | до 20 см | май-июнь | солнеч. | |
21. | КИСЛИЦА | многолет. | розоватая | 10-30 см | май-июль | солнеч. | |
22. | КОЛОКОЛЬЧИК | многолет. | от темно-фиолет. до белой | 25-150 см | июнь-июль | солнеч., полутень | |
23. | КЛЕМАТИС | многолет., вьющийся | Синяя, голубая, желтая, розовая | до 15 м, лиана | май-сентябрь | солнеч. | |
24. | КОТОВНИК | многолет. | синяя, голубая | 20-25 см | июнь-сентябрь | солнеч. | |
25. | КРОКУС | многолет. | разной окраски | до 20 см | апрель-май, сентябрь-октябрь | солнеч. | |
26. | КУПАЛЬНИЦА | многолет. | красно-оранжевая, белая | 50-80 см | июнь-август | солнеч., полутень | |
27. | ЛАПЧАТКА | многолет. | красная, розовая, желтая | 30-90 см | май-июнь | солнеч., полутень | |
28. | ЛЕН | однолет. | ярко-красная, голубая | 50-80 см | июнь-август | солнеч. | |
29. | ЛИАТРИС | многолет. | голубая, красная, белая | до 70 см | июль-август-сентябрь | солнеч., полутень | |
30. | ЛИЛИЯ | многолет. | разной окраски | до 1,5 м | июнь-август | солнеч. | |
31. | ЛОБЕЛИЯ | однолет. | разного цвета | до 30 см | июнь-июль | солнеч., полутень | |
32. | ЛЮПИН | многолет. | разного цвета | 30-50 см | июнь-июль | солнеч. | |
33. | МАК | многолет. | от белой до красной | 20-50 см | май-сентябрь | солнеч. | |
34. | МИРАБИЛИС | многолет. | желтая, белая, розовая, красная | 30-80 см | май-июнь | полутень | |
35. | МОРОЗНИК | многолет. | разного цвета | до 30 см | апрель-май | полутень | |
36. | МУСКАРИ | многолет. | от белой до ярко-синей | до 20 см | май-июнь | солнеч., полутень | |
37. | НАПЕРСТЯНКА | многолет. | красная, белая | июнь, июль | |||
38. | МЫЛЬНЯНКА | многолет. | белая, розовая | 5-12 см | июнь-июль | солнеч. | |
39. | НЕЗАБУДКА | многолет. | синяя, голубая, белая, розовая | до 30 см | май-август | полутень | |
40. | ОЧИТОК | многолет. | от белой до малиновой, желтая | до 15 см | май-июль | солнеч. | |
41. | ПРИМУЛА | многолет. | разного цвета | до 30 см | апрель-май | полутень, тень | |
42. | ТИМЬЯН | многолет. | белая, розовая, красная, лиловая | до 15 см | май-июль | солнеч. | |
43. | ТЮЛЬПАН | многолет. | разного цвета | 10-40 см | апрель-май | солнеч. | |
44. | ФАЦЕЛИЯ | однолет. | синяя, фиолет. | 20-90 см | май-август | солнеч. | |
45. | ФИАЛКА | 2-х летняя | разного цвета | До 25 см | май-сентябрь | солнеч. | |
46. | ФЛОКС | многолет. | разного цвета | 15-50 см | май-сентябрь | солнеч. полутень | |
47. | ХОСТА | многолет. | фиолет | 20 см | август-сентябрь | полутень | |
48. | ХРИЗАНТЕМА | многолет. | разного цвета | до 1 м | август-сентябрь | солнеч. | |
49. | ШАЛФЕЙ | однолет. | оттенки красногосинего, фиолетового | 25-100 см | июнь-октябрь | солнеч. | |
50. | ЭДЕЛЬВЕЙС | многолет. | белая | до 25 см | июль | солнеч. | |
51. | ЯСКОЛКА | многолет. | белая | до 25 см | май-июнь | солнеч., полутень | |
52. | БАРХАТЦЫ | однолетн. | белые, лимон., желтые, оранжев. красные коричневые | от 20 см до 70 см | май-октябрь | солнеч., полутень | |
53. | ВАСИЛЕК | многолет. | разного цвета | до 70 см | июнь-август | солнеч. | |
54. | ГЕОРГИНА | однолет., многолет. | разного цвета | до 1,5 м | июнь-сентябрь | солнеч. | |
55. | КАЛЕНДУЛА | однолет. | белая, желтая, оранж., красная | 50-70 см | июнь-сентябрь | солнеч. | |
56. | МАРГАРИТКА | многолет. | белая, розовая, красная, бордовая | 10 см | июнь-август | солнеч. полутень | |
57. | НАСТУРЦИЯ | однолет. | от желтого до красного | до 3 м | июнь-сентябрь | солнеч. полутень | |
58. | НИВЯНИК | многолет. | бело-желтая | до 1 м | июнь | солнеч., полутень | |
59. | ПЕТУНИЯ | однолет. | разного цвета | до 30 см | июнь-сентябрь | солнеч. | |
60. | ПИОН | многолет. | белая, желтая, пурпурн. фиолет. | до 1 м | май-июнь | полутень | |
61. | ПОРТУЛАК | однолет. | Разного цвета | до 20 см | июнь-сентябрь | солнеч. | |
62. | РУДБЕКИЯ | однолет., двулетн., многолет. | желтая, оранж., красная, коричн. | до 2,5 м | июнь-сентябрь | солнеч., полутень | |
63. | ТАБАК | однолет., многолет. | разного цвета | до 60 см | июнь-сентябрь | тень, полутень | |
64. | ЦЕЛОЗИЯ | однолет. | желтая, красная | до 70 см | июнь-сентябрь | солнеч. | |
65. | ЦИНЕРАРИЯ | однолет. | декоративные листья | 20-50 см | - | солнеч., полутень | |
66. | ЦИННИЯ | однолет. | разного цвета | до 70 см | июнь-сентябрь | солнеч. | |
67. | КОХИЯ | однолет. | декоративные листья | до 1 м | - | солнеч., полутень | |
68. | БАЛЬЗАМИН | однолет. | красная, розовая, белая, желтая | 30-70 см | июнь-сентябрь | солнеч., полутень | |
69. | ГЕЛИПТЕРУМ (сухоцвет) | однолет. | красная, белая, розовая | до 50 см | июнь-сентябрь | полутень, солнеч. | |
70. | СТАТИЦЕ (сухоцвет) | однолет. | разной расцветки | до 50 см | июнь-сентябрь | солнеч. полутень | |
71. | ЛЬВИНЫЙ ЗЕВ (антиринум) | однолет. | разной расцветки | 20-50 см | июнь-октябрь | солнеч., полутень | |
72. | ПИРЕТРУМ | многолет. | белая, розовая, красная | 20-70 см | июнь-сентябрь | солнеч. полутень | |
73. | МОНАРДА | многолет. | розовая, красная, сиреневая | 50-70 см | июль-сентябрь | солнеч. полутень | |
74. | ТЫСЯЧЕЛИСТНИК | многолет. | белая, желтая, красная, малинов. | до 1 м | июнь-сентябрь | полутень | |
75. | ПАПОРОТНИК | многолет. | декоративные листья | до 70 см | - | тень, полутень | |
76. | КОРЕОПСИС | многолет. | желтый | до 1 м | июль-сентябрь | солнеч. полутень | |
77. | ЛАВАТЕРА | однолет. | белые, розовые | до 60 см | июль-сентябрь | солнеч. | |
78. | ТРИТОМА (книфофия) | многолет. | красная, оранжев. желтая | до 50 см | июль-сентябрь | солнеч. | |
79. | ШТОК-РОЗА | многолет. | разные цвета | 150-180 см | июль-сентябрь | солнеч. полутень |
infourok.ru
Урок 15, 17 Половое размножение. Строение и разнообразие цветов
Урок 15, 17 Половое размножение. Строение и разнообразие цветов.
Цветок – заметная, часто красивая, важная часть цветковых растений. Цветки могут быть крупные и мелкие, ярко окрашенные и зелёные, пахучие и без запаха, одиночные или собранные вместе из многих мелких цветков в одно общее соцветие.Цветок – видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения. Как и всякий побег, цветок развивается из почки.
Ось цветка – называется цветоложем. Цветоложе, разрастаясь, принимает различную форму плоскую, вогнутую, выпуклую, полушаровидную, конусовидную, удлиненную, колончатую. Цветоложе внизу переходит в цветоножку, соединяющую цветок со стеблем или цветоносом.
Цветки не имеющие цветоножки, называются сидячими.
Покров цветка – околоцветник – может быть расчленён на чашечку и венчик.
Чашечка образует наружный круг околоцветника, её листочки обычно сравнительно небольших размеров, зелёного цвета. Обычно она выполняет функцию защиты внутренних частей цветка до раскрытия бутона. В некоторых случаях чашечка опадает при распускании цветка, чаще всего она сохраняется и во время цветения.
Части цветка расположенные вокруг тычинок и пестика называют околоцветником.
Внутренние листочки – это лепестки, составляющие венчик.
Наружные листочки – чашелистики – образуют чашечку.
Околоцветник, состоящий, из чашечки и венчика называю двойным.
Околоцветник, который не подразделяется на венчик и чашечку, а все листочки цветка более или менее одинаковы – простой.
Венчик – внутренняя часть околоцветника, отличается от чашечки яркой окраской и более крупными размерами. Цвет лепестков обусловлен наличием хромопластов.
Цветки бывают симметричные и несимметричные.
Существуют цветки, не имеющие околоцветника, их называют голыми.
Симметричные (актиноморфные) – если через венчик можно провести много осей симметрии.
Несимметричные (зигоморфные) – если можно провести только одну ось симметрии.
Махровые цветки имеют анормально увеличенное число лепестков. В большинстве случаев они возникают в результате расщепления лепестков.
Тычинка – часть цветка, представляющая собой своеобразную специализированную структуру, которая образует микроспоры и пыльцу. Состоит из тычиночной нити, посредством которой она прикреплена к цветоложу, и пыльника, содержащего пыльцу. Совокупность тычинок в цветке называют андроцеем.
Поверхность пылинки покрыта различными выступами, бугорками. Попадая на рыльце пестика, пыльцевые зёрна удерживаются при помощи выростов и выделяющейся на рыльце липкой жидкости.
Пестик – часть цветка, образующая плод. Возникает из плодолистика (листовидная структура, несущая семязачатки) впоследствии срастания краёв последнего. Пестик расчленён на завязь, столбик и рыльце.
Завязь – нижняя часть пестика, в которой находятся семенные зачатки.
Большинство растений имеют цветки, в которых есть как тычинки, так и пестики. Это обоеполые цветки.
Но у некоторых растений одни цветки имеют только пестики – пестичные цветки, а другие – только тычинки – тычиночные цветки. Такие цветки называют раздельнополыми.
Растения, на которых развиваются как пестичные, так и тычиночные цветки называются однодомными.
Двудомные растения – тычиночные цветки на одном растении, а пестичные – на другом.
Существуют виды, у которых на одном растении можно обнаружить обоеполые и однополые цветки. Это так называемые многобрачные (полигамные) растения.
Процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика называют опылением.
Различают два основных типа опыления: самоопыление и перекрёстное опыление.
При самоопылении пыльца с тычинки попадает на рыльце пестика того же самого цветка. Так опыляются пшеница, рис, овёс, ячмень, горох, фасоль, хлопчатник. Самоопыление у растений чаще всего происходит в ещё не раскрывшемся цветке, то есть в бутоне, когда цветок раскроется, оно уже закончено.
При перекрёстном опылении пыльца переносится с одного цветка на другой. В природе перекрёстное опыление встречается значительно чаще, чем самоопыление.
Перекрёстное опыление осуществляется с помощью разных внешних факторов.
Анемофилия (ветроопыление). У анемофильных растений цветки мелкие, часто собраны в соцветия, пыльцы образуется очень много, она сухая, мелкая, при раскрывании пыльника с силой выбрасывается наружу. Лёгкая пыльца этих растений может переноситься ветром на расстояния до нескольких сотен километров. Пыльники расположены на длинных тонких нитях. Рыльца пестика широкие или длинные, перистые и высовываются из цветков. Анемофилия свойственна почти всем злакам, осокам.
Энтомофилия (перенесение пыльцы насекомыми). Приспособлением растений к энтомофилии являются запах, цвет и размер цветков, липкая пыльца с выростами. Большинство цветков двуполые, но созревание пыльцы и пестиков происходит не одновременно либо высота рылец больше или меньше высоты пыльников, что служит защитой от самоопыления. В цветках насекомоопыляемых растений имеются участки, выделяющие сладкий ароматный раствор. Эти участки называются нектарниками. Нектарники могут находиться в разных местах цветка и иметь разные формы. Насекомые, подлетев к цветку, тянутся к нектарникам и пыльникам и во время трапезы пачкаются пыльцой. Когда насекомое перебирается на другой цветок, переносимые им пыльцевые зёрна прилипают к рыльцам. При опылении насекомыми меньше пыльцы тратится впустую, и поэтому растение экономит вещества, производя меньше пыльцы. Пыльцевым зёрнам нет необходимости долго удерживаться в воздухе, и поэтому они могут быть тяжёлыми.
Как правило, каждый вид растений опыляется насекомыми нескольких видов и каждый вид насекомых-опылителей обслуживает несколько видов растений. Но есть такие виды растений, цветки которых опыляются насекомыми лишь одного вида. В таких случаях взаимное соответствие образов жизни и строения цветков и насекомых бывает настолько полным, что кажется чудесным.
Орнитофилия (опыление птицами). Характерно для некоторых тропических растений с яркоокрашенными цветками, обильным выделениям нектара, прочной эластичной структурой.
Гидрофилия (опыление с помощью воды). Наблюдается у водных растений. Пыльца и рыльце этих растений чаще всего имеют нитеобразную форму.
Зоофилия (опыление с помощью животных). Для этих растений характерны крупные размеры цветка, обильное выделение нектара, содержащего слизи, массовая продукция пыльцы, при опылении летучими мышами – цветение ночью.
Искусственное опыление — это перенесение пыльцы с тычинок на рыльце пестика человеком. Его широко применяют в селекции растений.
Домашнее задание
- Выучить конспект
- Выполнить тест
1) Осевая часть цветка, на которой расположены все остальные его части, называется …
2) Двойной околоцветник состоит из … и … .
3) Чашечка цветка образована .., а венчик - … .
4) Околоцветник выполняет следующие функции: … .
5) Главные части цветка - … и … .
6) Тычинка состоит из … и …, в котором образуется … .
7) В пестике различают широкую нижнюю часть …, узкий … и … .
8) Перенос пыльцы с тычинок одного цветка на … другого цветка называется … опылением.
9) Перенос пыльцы с тычинок одного цветка на пестик … цветка называется самоопылением.
10) Искусственное опыление применяют для … .
2. В приведенном списке растений, подчеркните одной чертой – однодомные растения, двумя чертами – двудомные.
Тополь, ива, тыква, кукуруза, огурцы, пшеница, лук, подсолнечник, ромашка, овес, редис, яблоня.
3. Составьте таблицу.
Ответы обозначьте буквами: Н – насекомоопыляемые растения, В – ветроопыляемые растения.
ПРИЗНАКИ | РАСТЕНИЯ |
Цветки мелкие, околоцветник слабо развит | |
В цветках имеется нектар | |
Пыльца крупная, имеет поверхность с выростами | |
Пыльца сухая, мелкая | |
Цветки имеют сильный запах | |
В цветках нектар отсутствует | |
Цветки крупные с ярким околоцветником | |
Цветки без запаха | |
Цветки мелкие, собраны в крупные, заметные соцветия |
- Выполнить тест:
А) околоцветник
Б) яркий венчик
В) видоизменённый побег
Г) часть стебля
2. Цветки, в которых есть и тычинки и пестики называют:
А) раздельполыми
Б) обоеполыми
В) двудомными
Г) ветроопыляемыми
3. Главные части цветка растения – это:
А) венчик и чашечка
Б) цветоножка и венчик
В) пестик и тычинки
Г) цветоножка и чашечка
4. Цветки с простым околоцветником имеют:
А) только венчик
Б) только чашечки
В) ни то, ни другое: все листочки одинаковые
Г) только пестик и тычинку
5. Пестик у цветка растения расположен на:
А) цветоложе
Б) цветоножке и чашечке
В) цветоножке
Г) цветоложе или цветоножке
6. Раздельнополые цветки у растений имеют:
А) только пестики
Б) тычинки и пестики
В) только тычинки
Г) тычинки или пестики
7. Женскими цветками называют у растений цветки:
А) пестичные
Б) пестичные и тычиночные
В) тычиночные
Г) пестичные или тычиночные
8. Двудомными называют растения, у которых развиваются цветки:
А) обоеполые на одном растении
Б) обоеполые на разных растениях
В) раздельнополые на одном растении
Г) раздельнополые на разных растениях
9. Цветы называются правильными, если:
А) через околоцветник можно провести одну плоскость симметрии
Б) содержат только пестик и тычинку
В) через околоцветник можно провести несколько плоскостей симметрии
Г) если не имеют околоцветника
10. Совокупность лепестков цветка образует:
А) чашечку
Б) венчик
В) околоцветник
Г) завязь
11. Околоцветник цветка состоит из:
А) цветоножки и цветоложа
Б) пестика и тычинок
В) тычиночной нити и пыльника
Г) чашечки и венчика
12. Пыльца цветковых растений формируется в
А) семязачатке
Б) рыльце пестика
В) тычинках
Г) завязи пестика
13. Цветок — генеративный орган, обеспечивающий образование:
А) мужских половых клеток — спермиев;
Б) оплодотворение;
В) женских половых клеток — яйцеклеток;
Г) все верно.
14. Однодомные растения — это:
А) огурец и береза;
Б) тополь и ива;
В) береза и тополь;
Г) все верно.
15. Двудомные растения — это:
А) огурец и береза;
Б) тополь и ива;
В) берёза и тополь;
Г) ива и огурец.
5. Озвучить немой рисунок
dereksiz.org
Конспект открытого урока "Разнообразие цветков. Соцветия. Охрана редких растений Донбасса"
Открытый урок по биологии в 6 классе
Тема урока: Разнообразие цветков. Соцветия. Охрана редких видов
Цель урока: продолжить формирование комплексного представления
о растении через знания о цветке как органе, необходимом
для размножения покрытосеменных.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Рассмотреть многообразие цветков и их значение для растений.
2. Ввести понятие «соцветия», разъяснить их биологическую роль.
3. Изучить классификацию цветков.
4. Продолжить работу с биологической терминологией.
Развивающие:
1. Продолжить развивать познавательный интерес,
2. умений и навыков работы с текстом учебника.
3. Продолжить развивать у учащихся внимательность, умения делать выводы, обобщать, находить сходство и различие.
Воспитательные:
1. Раскрыть эстетическую ценность цветков.
2. Воспитывать бережное отношение к природе, культуру общения во
время урока, приобщать учащихся к научной деятельности.
Оборудование для урока: мультимедийный проектор, экран, школьная доска фотографии, схемы и плакаты, позволяющие иллюстрировать строение и разнообразие цветков и соцветий, мультимед. Презентация, таблица «Органы цветкового растения», таблица «Строение цветка», иллюстрации «Цветы», фрагмент видеофильма «Вальс цветов»
Базовые понятия:
цветок, соцветие, околоцветник, чашечка, венчик, тычинка, пестик.
Концепция урока:
опираясь на знания школьников об органах растений, показать
строение цветка и соцветия в связи с их функциями.
Тип урока: изучение нового материала
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, словесный, наглядно-образный.
Ход урока:
1. Организационный момент: (приветствие)
Учитель: Послушайте стихотворение
Дитя солнца
Когда солнце восходит к силе,
начинаю я просыпаться,
ведь становятся дни длиннее –
я во тьме не люблю оставаться.
Расцвету и на солнце весело
я смотрю золотым глазком,
а к вечеру просто закроюсь -
не хочу знать, что будет потом
Как вы считаете, о чем говорится в этом стихотворение?
В начале урока нарисуйте смайлик, изображающий ваше сегодняшнее настроение.
2. Проверка домашнего задания
Учитель: -Ребята что мы изучали на прошлом уроке?
-Дети, а кто знает из каких частей состоит цветок?
Презентация Слайд № 2 - 3
Задание № 1 (письменно в тетради)
Правильно составь пары из слов правой и левой части.
1. Главные части А) чашелистик
Б) столбик
2. Околоцветник В) лепесток
Г) завязь
3. Пестик Д) пестик, тычинка
Е) пыльник
4. Тычинка Ж) тычиночная нить
З) рыльце
Проверка 1- Д, 2 – А,В, 3 – З, Б, 4 – Ж, Е.
3. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
Эмоциональный элемент: несколько учащихся читают подготовленные стихи о цветах.
Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в полисады и жилища
Они пришли из глубины веков,
Чтоб сделать жизнь возвышенной и чище.
Язык цветов Татьяна Лаврова
Язык цветов родился на Востоке...Его создали женщины, любя.Они хотели яркие восторгиДарить любимым, красок не щадя...Если ты сегодня загрустила,Примула печали утолит.Флокс тебя наполнит тайной силой,А подсолнух – солнцем озарит!Если час свиданья наступает,Колокольчик время сообщит.Незабудка память освежает,А бессмертник – доброту хранит.Львиный зев обозначает славу,Васильки – доверие и кров.На ромашке нагадаешь правду,Роза щедро дарит нам любовь...Ландыш нам приносит обновление.Лилия нам дарит чистоту!Маргаритка дарит вдохновение,А гвоздика – страсть и остроту....Сколько же цветов прекрасных, ярких!Сколько тайн они в себе хранят?Пусть их будет больше – нежных, жарких.Пусть нам дарят все цветы подряд!
Учитель: Конечно, цветок – самый яркий и заметный орган растения. Ему во все времена поэты, художники и музыканты посвящали свои произведения. В начале урока вы слушали фрагмент музыкальной композиции, кто узнал его? (Дети отвечают). Посмотрите на иллюстрации, вывешенные в классе: мир цветов многообразен. Существует много легенд о появлении цветов на нашей планете, давайте послушаем некоторые из них.
Легенда. Цветок-радуга. Когда титан Прометей похитил на Олимпе небесный огонь и подарил его людям, на земле вспыхнула дивным семицветием радуга – так велика была радость всего живого на свете. Уже и закат отгорел, и день угас, и солнце ушло, а радуга – та по-прежнему светилась над миром, даруя людям надежду. Она не гасла до самого рассвета, а когда утром снова вернулось на свое место солнце, там, где горела и переливалась красками волшебная радуга, расцвели ирисы…
Древние греки дали цветку название по имени богини радуги Ириды. Рассыпалась радуга на мелкие осколки – вот и зацвели ирисы. Три лепестка, сложенные в заостренный конус, три других отогнуты книзу, а по окраске – все цвета радуги! Кому не известен этот простенький, но очаровательный цветок? В германии этот цветок за форму листьев носит название меч-лилия. В Египте цветы ириса были символом красноречия, а в Аравии, наоборот считались символом молчания и печали. В Японии и поныне устраивают на исходе весны ханами – праздник созерцания ирисов. В этой стране можно повсюду встретить изображения ириса: его листья, похожи на мечи, и поэтому считают, что они пробуждают в мужчинах мужество. Слова ирис и воинский дух в японском языке обозначаются одним и тем же иероглифом.
Вот такой разный он, этот цветок-радуга, вместе с огнем подаренный Прометеем человечеству.
Легенда. Вестница надежды С сиренью связаны у нас прежде всего воспоминания о весне, о чудном месяце мае, когда пробудившаяся от зимнего сна природа укрывает деревья и кустарники свежей зеленью, засеивает луга пестрыми цветами.
Научное название сирени – Syringa. “стон Сиринги в тростнике звучит”, – писал Шиллер в одном из своих стихотворений. Поэтический образ навеян великому немецкому поэту одним из древнегреческих мифов.
…Бог лесов и полей Пан с рождения был безбразен – рогат и бородат, да еще и с козлиными копытцами. Но, как говорится, сердцу не прикажешь. Влюбился молодой пан в прекрасную, как майское утро, лесную нимфу Сирингу. Всюду бродил Пан, преследуя красавицу. Однажды он издали увидел Сирингу в дремучем лесу и захотел догнать ее. Тогда нимфа в ужасе взмолилась Артемиде: «Спаси меня от позора!». Та превратила нимфу в душистый куст сирени, расцветающий каждую весну. А безутешный пан отломил ветку сирени, сделал из нее свирель и уже никогда с ней не расставался. Когда в часы тихой грусти или буйного веселья Пан начинал играть на свирели, в лесу замолкали птицы, а в поле стихал ветерок. И казалось, в этот момент можно было услышать трепетное дыхание самой земли, когда она чистая, нежная, еще девственная, просыпается под лучами солнца и отдается ему вся, в кротком поцелуе первой зари.
Мы благодарны сирени за ее веселый куст, за то, что по весне она первой распускает свои зеленые листья, а осенью позже других сбрасывает их. Но сколько надежды, тепла, солнца таится в каждом лиловом ее букете! Качнется цветущая ветка под легким ветром – и осыплет тебя дождем из лепестков…
Легенда. Спутник дождей.
Горят закапанные воском, Цветы, заженные дождем…(Б.Пастернак)
Легенда о происхождении этого цветка уходит в глубокую древность. Прекрасный, равный красотой самим богам олимпийцам сын царя Спарты Гиацинт подружился с богом-стреловержцем Аполлоном. Они вместе охотились, занимались гимнастикой. Однажды состязались они в метании тяжелого бронзового диска. Метнул Аполлон свой диск высоко к облакам, Гиацинт подбежал к тому месту, где должен был упасть диск, хотел поскорее подобрать его – показать сопернику, что и сам не уступает ему в ловкости и силе. Только случилось несчастье…Ударил тяжелый диск со страшной силой Гиацинта в голову. Рухнул со стоном юноша на землю, и кровь из его раны густо окрасила темные кудри. Апполон хотел исцелить юношу, но все понапрасну: была неисцелимою рана…Кровь, между тем, что, разлившись вокруг, траву запятнала, кровью уже не была: на этом месте вырос цветок…»
Это всего лишь легенда. Впрочем, похожа на легенду и достоверная история рождения гиацинта. Однажды у берегов Голландии затонул в шторм генуэзский корабль. Обломки его прибило к берегу. А, спустя несколько недель дети, игравшие на песчаной отмели, заметили почти у самой кромки прибоя невиданный прежде цветок. У него были такие же листья как у тюльпана, только стебель был сплошь усажен множеством красивых цветочков, похожих на маленькие лилии. Цветы необычно пахли, и никто не мог понять, откуда здесь появилось такое диковинное чудо. Все это случилось в 1734 году. Цветы, случайно занесенные в Голландию морем, стали называть гиацинтами, что в переводе с греческого означает «цветок дождей», видимо потому, что цветение гиацинта приходилось на сезон дождей.
4. Постановка целей и задач урока
Откройте тетради и учебники и запишите тему урока: «Разнообразие цветков. Соцветия»
Цели нашего урока:
1. Рассмотреть многообразие цветков и их значение для растений.
2. Рассмотреть понятие «соцветия», разъяснить их биологическую роль.
3. Развивать у учащихся внимательность, умения делать выводы, обобщать, находить сходство и различие.
5. Передача и усвоение новых знаний, умений и навыков
Скажите, а все ли растения имеют цветы? (Дети отвечают)
Учитель: Цветы – это органы цветковых растений. Самое яркое и значительное явление в растительном мире – это цветение . Цветки разных растений отличаются друг от друга формой, размерами, окраской, цветут в разное время. После цветения, на месте цветка развивается плод, в котором созревают семена.
Учитель: Значит, цветок относится к какой группе органов растения? – репродуктивные ( от латинского «репродуктио» - воспроизведение) – этот термин нам уже знаком. То есть, цветок - это орган семенного размножения растений
Несмотря на все многообразие цветков, у них всех есть общие черты строения. Давайте познакомимся со строением цветков более подробно.
Запись в тетрадь: РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВ ( схема)
Чем же еще цветки разных растений отличаются друг от друга?
1. Среди цветов есть такие, у которых имеются только пестик или только тычинки. Их называют однополыми. Такие цветки есть, например, у огурца, кукурузы, тополя.
2. Те цветки, в которых есть только пестик, называют пестичными, или женскими.
3. А те, у которых имеются только тычинки, – тычиночными, или мужскими.
4. Большинство цветков являются обоеполыми, то есть, имеющими в своем строении тычинки и пестики.
5. Вот у огурца мужские и женские цветки расцветают на одном растении, как бы живут в одном доме. Такое растение называется однодомным.
6. А у тополя на одних деревьях живут только мужские цветки, а на других – только женские. Такое растение называется двудомным. Как раз женские растения тополя и засыпают нас в начале лета вездесущим пухом.
7. Вот цветок дурмана. Его чашечка состоит из сросшихся чашелистиков - она сростнолистная.
8. А вот у астры каждый чашелистик сам по себе. Чашечка получается пушистая, как и сам цветок. Такая чашечка – раздельнолистная.
9.Теперь сравним венчик лютика и венчик колокольчика. Конечно, они различаются по цвету. А в чем еще различие? (У лютика венчик состоит из отдельных лепестков - это раздельнолепестный венчик. А у колокольчика все лепестки срослись. Такой венчик называется сростнолепестным)
10. Околоцветник может состоять из чашечки и венчика, как у ромашки. Тогда он называется двойным
11. Околоцветник может быть простым, если в нем невозможно выделить венчик и чашечку. Как у красавца тюльпана.
А сейчас давайте прослушаем 2 стихотворения, которые подготовили ваши одноклассники.
Одуванчик Владимир Степанов
Одуванчик придорожныйБыл, как солнце золотым,Но отцвёл и стал похожимНа пушистый белый дым.
Ты лети над тёплым лугомИ над тихою рекой.Буду я тебе, как другу,Долго вслед махать рукой.
Ты неси на крыльях ветраЗолотые семена,Чтобы солнечным рассветомВозвратилась к нам весна.
Подснснежник
У занесенных снегом кочекПод белой шапкой снеговойНашли мы синенький цветочек,Полузамерзший, чуть живой.
Должно быть, сильно припекалоСегодня солнышко с утра,Цветку под снегом жарко стало,И он подумал, что пора!
И вылез, Но кругом все тихо,Соседей нет, он первый здесь,Его увидела зайчиха,Понюхала, хотела съесть.
Потом вздохнула, пожалела:«Уж больно тонок ты, дружок!»И вдруг пошел пушистый, белый,Холодный мартовский снежок.
Он падал, заносил дорожки,Опять зима, а не весна!И от цветка на длинной ножкеЛишь только шапочка видна
И он, от холода синея,Головку слабую склоня,
Сказал: «Ну что ж, я не жалею,Ведь началась весна с меня!»
- Ребята, а как вы думаете, чем отличаются цветы одуванчика от цветов подснежника?
Соцветия
Учитель: В природе есть растения, которые имеют одиночные цветки, но есть и растения, у которых цветки собраны в соцветия.
Задание классу: найдите в учебнике определение соцветия (дети отвечают, учитель конкретизирует).
Соцветие – это группа цветов, расположенных близко один к другому в определенном порядке.
В соцветиях обычно собраны мелкие цветки, что делает их хорошо заметными для насекомых – опылителей.
Основная функция соцветий –привлечение насекомых – опылителей.
Соцветия различаются большим разнообразием. Если цветы расположены на главной оси, такие соцветия называются простыми. Простые соцветия более разнообразны:
схема в тетради ( учитель называет тип соцветия и дает ему определение, дети пользуясь учебником называют растения с данным типом соцветия)
Соцветия бывают простыми и сложными.
простые сложные
кисть колос
зонтик метелка
колос зонтик
корзинка
головка
початок
Задание классу: найдите в тексте параграфа описание значения соцветий в природе и жизни человека.
Значение цветков и соцветий для человека:
1) употребление в пищу (соцветия брокколи)
2) эстетическое наслаждение
3) аромо терапия – лечение запахами определённых цветов
6. Закрепление нового материала.
Учитель: Ребята, закрепим новый материал и ответим на следующие вопросы.
Сделаем это с помощью игры “третий лишний” (письменно в тетради )
Обратите внимание, на записанные слова. Ваша задача состоит в том, чтобы определить какое из них лишнее и объяснить, почему вы так считаете.
Рыльце, столбик, лепесток
Пыльник, венчик, тычиночная нить
упражнение «Узнай меня» (устно)
1.Я-генеративный орган растения, обеспечивающий половое размножение растений (цветок)
2.Я главная часть цветка, обеспечиваю мужской пол цветку (тычинка)
3.Я - состою из лепестков и являюсь самой заметной частью цветка (венчик)
.4. Я – главная часть цветка, обеспечиваю женский пол цветку (пестик)
Из предложенных слов составьте название соцветий
1, Кот + щи=
2.Ёлка +тем=
3.Зина+ крок=
7. Подведение итогов, рефлексия
Учитель: Мы с вами разобрали строение цветка, узнали, какие они бывают.
Я думаю, что выражу наше общее мнение, что цветок – это одно из самых прекрасных явлений природы.
Цветы сопровождают нас всю жизнь: мы украшаем ими свой дом, дарим их в торжественных случаях, да даже просто они поднимают нам настроение. Но мало кто из вас задумывался о том, что за время существования человечества наша планета потеряла более 50 % своего растительного покрова. Сотни видов растений исчезли с лица Земли и многие до сих пор на грани исчезновения. Поэтому я призываю вас помнить о том, что каждый может внести свой посильный вклад в дело охраны природы: не кидать мусор, не обламывать ветки у растений и даже просто неумеренный сбор дикорастущих цветов может принести вред природе.
Учащийся читает подготовленный стих о цветах.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты
Дружно соберём цветы-
Опустеют все поляны –
И не будет красоты.
Ребята, вот и заканчивается наш урок. Оцените свою работу на уроке и ваше настроение в конце урока. Нарисуйте смайлик в тетради и сравните его с тем, который нарисовали в начале урока. Изменилось ли ваше настроение?
8. Домашнее задание: п. 20 читать, устно ответить на вопросы. Творческое задание – легенда о цветке.
Вы сегодня поработали отлично, и в награду я предлагаю вам познакомиться с самыми необычными цветами и соцветиями!
infourok.ru
Строение и разнообразие цветов
Цветок - орган семенного размножения растений. Она состоит из цветоножки, цветоложа, околоцветника, тычинок и пестиков. Околоцветник - это покров цветка, образованный чашелистиками и лепестками. Такое околоцветник называют двойным (например цветок вишни). Есть цветки с простым околоцветником - у них все листочки (тюльпан и т.д.) одинаковы по форме и окраске. Л у некоторых растений, которые опыляются ветром, цветки голые, то есть не имеют околоцветника (например ива).
Цветки могут отличаться друг от друга размерами, окраской, формой, симметрией и т.д.. Большинство растений имеет цветки, в которых есть и тычинки, и пестики. Это обоеполые, Ил. 18.1. Разнообразие цветов или маточное-тычиночные цветки. А в некоторых
растений одни цветки имеют только пестики - пестичные цветки, а другие только тычинки - тычиночные цветки. Такие цветки называют однополыми. У огурцов и кукурузы, например, пестичные и тычиночные цветки находятся на одном растении. Растения, в которых развиваются и пестичные, и тычиночные цветки, называются однодомными. А вот в конопли, тополя, ивы тычиночные цветки находятся на одних растениях, а пестичные на других. Такие растения называют двудомными.
Разнообразие цветов связана с их приспособленностью к опылению. После опыления и оплодотворения из частей цветка формируются плоды и семена. Благодаря плодам и семенам растения размножаются и распространяются на новые территории. В цветках образуются пыльца, нектар, которые используют в пищу различные животные (например насекомые, птицы). Большое значение для человека имеют декоративные растения, имеющие красивые цветки и которыми украшают комнаты, улицы, парки (тюльпаны, астры и т.д.).
Вы проходите мимо цветок! Нагнитесь, посмотрите на чудо, которое вы раньше видеть нигде не могли. Она умеет такое, что никто на земле не умеет. Почему цветок является видоизмененным нагонов? Цветок это укороченный, видоизмененный и обмеженнии в росте побег, который приспособлен (): ия поло / о размножения растений. Впервые определение цветка как видоизмененного побега дал известный немецкий поэт и ученый И. В. Гете в работе «Метаморфозы растений» (1790). Цветки развиваются как на верхушке стебля, так и в пазухах листьев с репродуктивных почек (И.И. 18.2). Важнейшими частями цветка тычинки и пестики, которые обеспечивают опыление и оплодотворение. После оплодотворения из семенных зачатков, которые содержатся в завязи пестика, формируется семена. При благоприятных условиях каждая семя прорастает и дает начало новому растению. Итак, с кладов и цветки с видоизменениями частей вегетативного и репродуктивного побегов. Это является подтверждение того, что сам цветок-это видоизмененный побег. Основными функциями цветка с образования спор, гамет, опыления, оплодотворения, формирование семян и плодов.
Почему цветы отличаются между собой?
Цветок - укороченный перозгалужеиий магий с ограниченным ростом, приспособленный к половому размножению. Цветки поражают своим разнообразием по окраске, размерам, симметрией, статью и т.д.. При наличии тычинок и пестиков в цветке их разделяют на обоеполые, однополые ии неполовые. Однополые цветки это цветки, в которых с только пестик пестичный цветок, или только тычинки тычиночный цветок (например, у кукурузы па верхушке стебля располагаются тычиночные цветки, а в пазухах листьев па стебле пестичные). Обоеполые цветки не цветки, в которых (и тычинки, и пестики (например в вииипи). У некоторых растений (подсолнечник, василек и др.) часть цветков является неполовыми, поскольку не имеют ни тычинок, пи пестиков. Различают цветки и по симметрии. Если через цветок можно провести несколько плоскостей симметрии, его называют правильной (тюльпан, вишня, капуста, земляника). Цветок, через которую можно провести только одну плоскость симметрии, называют неправильной (горох, фасоль, крапива собачья т.д.). Такие цветки имеют двустороннюю симметрию. Иногда в цветке невозможно провести ни одной плоскости симметрии, тогда мы асимметричную цветок (канна, гладиолус). Итак, строение во всех цветков подобная, а форма, размеры, окраска, симметрия - разнообразны, что является приспособлением к различным способам опыления (ил. 18.3) .
Какое значение имеют цветки для человека?
Цветки некоторых растений человек употребляет в пищу. Как приправы к блюдам в кулинарии употребляют цветки шафрана. Цветки некоторых растений используют в ароматерапии лечении запахами. С помощью определенных запахов можно снять нервное напряжение, улучшить сон, уменьшить боль, повысить работоспособность и умственную активность и т.д.. Например, в програмувальникив аромат лаванды уменьшает количество ошибок на 20%, а запах жасмина - на 33%. Цветки издревле украшают наш быт, оздоравливают наше жилище, приносят много радости и детям, и взрослым. В цветоводстве чаще всего используют розы, георгины, хризантемы, бархатцы, гвоздики и многие другие растения. Среди лекарственных растений много таких, в которых лечебные свойства имеют цветки. Например, для укрепления стенок вен готовят препараты из цветков конского каштана, противовоспалительное действие имеют цветки ромашки, чай из липового цвета используют как потогонное, жаропонижающие средства. Итак, цветки человек использует не только для украшения своих домов, в пищу, для лечения и тому подобное.
estnauki.ru
Многообразие цветов и их история. Статьи о комнатных растениях. Комнатные растения.
Многообразие цветов и их история.
С самых древнейших времен существовали три символа, которыми люди украшали самые древние, самые архаичные свои храмы и священную утварь -- это виноградная гроздь или листья винограда (символ вина), листья или шишечки хмеля (пиво) и прекрасный цветок мака (символ сна и смерти). Древние греки считали мак атрибутом не только бога сна (Гипноса), но и бога смерти (Танатоса). Известно, что приготовленное из мака снотворное зелье имелось уже у древних египтян, которые пользовались им как лекарством и для этого возделывали даже близ города Фив тот же самый вид мака (Рараver somniferum), который возделываем и мы. Наркотических свойств сока мака древние не знали и употребляли его лишь в качестве болеутоляющего лечебного средства. В наше время целительные свойства мака отступили, не выдержав конкуренции с синтетическими анальгетиками. И на первый план выступил смертельно опасный сок этого цветка, опиум, источник героина, морфина и других опаснейших наркотиков. Но цветок ни в чем не виноват. Виноваты люди,потерявшие чувство меры, не ощущающие грани между жизнью и смертью.Каждый цветок у древних имел свое значение. Фиалка - недоброжелательность, колокольчик -болтливость, тюльпан - гордость, роза - любовь, чертополох - защиту, тростник - нерешительность, вереск - одиночество, лопух - навязчивость, незабудка - постоянство, лаванда - непонимание, василек - доверие, лилия - чистоту, резеда - сердечную привязанность, гвоздика -страсть, астра - печаль, клевер - ожидание.
У многих народов издавна существовали праздники цветов. В Париже - праздник роз, в Швейцарии - нарциссов, в Англии - незабудок, первоцветов и анютиных глазок, маков. В середине мая происходит фестиваль тюльпанов в американском городе Холенд, заселенном потомками голландцев.
Обилие праздников цветов в Китае и Японии: в феврале - праздник цветения слив, в марте - персиков, в апреле - вишен, в июне - пионов, в октябре - хризантем. Звучит музыка, песни, поэты посвящают цветам стихи и прикалывают их на длинных полосках бумаги к цветущим кустам и деревьям. Два цветочных праздника справляют в Индии. В Германии в первое воскресенье марта отмечается день фиалок, во Франции - ландышей. Известны случаи, когда любовь к цветам облагораживала целые сословия. Знаток цветов Н.Ф.Золотницкий (1912) писал о том, как в Бельгии гвоздика сделалась любимицей бедняков, простонародья. Они ухаживали за цветами, стараясь перещеголять соседей красотой форм и цвета.“Среди них возникло даже своего рода соревнование, соперничество, которое заполняло пустоту их обыденной жизни и создавало им в ней новую цель, новое развлечение. Пьянство, разгул, разврат - все эти неизбежные спутники праздности и бесцельного существования рабочего в заметной степени ослабли, а в некоторых случаях даже и совсем исчезли: и таким образом, скромный цветок этот сделал здесь то, чего не могут достигнуть в других государствах никакие проповеди, никакие увеселения”.
Ландыш символизирует скрытую любовь. Старинная русская легенда повествует о любви Волховы к прекрасному юноше Садко. Но Садко любил Любаву. Узнав об этом, гордая Волхова решила навеки погрузиться в холодное водяное царство. И только луна была свидетельницей, как слезы девушки, жемчужинами упавшие на землю, превратились в звонкие ландыши.
Лотос в дpевневосточных мифах имеет массу символов. Это - место заpождения жизни, плодоpодие, пpоцветание, потомство, долголетие, здоpовье, жизненная полнота, слава, вечное pождение, бессмеpтие и воскpесение, чистота, духовность, смиpенномудpие, согласие, мечтательность, миp,тишина, твеpдость, непpеpывность, солнце, Кpасный лотос - эмблема совpеменной Индии. Только в дpевнеиндийском языке лотос имеет более 100 названий. Западное небо в китайской живописи изобpажается как “лотосовый pай” (Мифы..., т.2, 1992).
О незабудке придумано много грустных сказаний. В Австрии рассказывают, как невеста с женихом пошли гулять по берегу Дуная. Девушка увидела на самом обрыве синий цветок и попросила парня сорвать его. Тот оступился и упал в воду, прокричав - “не забудь меня!” Цветок теперь так и называется - незабудка.
Название тюльпана пришло из Турции, где этот цветок назывался по форме турецкой чалмы, по турецки "дульбаш". Но нигде увлечение тюльпаном не достигло таких масштабов, как в Европе, и особенно в Голландии. Спокойные и расчетливые торговцы, люди умеренные, голландцы так увлеклись этим цветком, что увлечение это превратилось в народную манию, которая получила даже в истории название "тульпомании". Даже слово "биржа" (по-немецки Borse) происходит от знатной фламандской фамилии ван-дер-Бёрзеиз г. Брюгге, где многие громадные состояния возникли в результате тюльпомании.
14-го февраля в день святого Валентина или, как сейчас это принято называть, день всех влюбленных, принято веселиться и дарить друг другу цветы. В России эта традиция появилась совсем недавно и популярна в студенческой среде. Символом этого дня по старому английскому обычаю ситаются анютины глазки...
Сирень - цветок наших старинных дворянских гнезд, провозвестница весны... Отягощенная крупными кистями своих прелестных белых и лиловых цветов сирень служила лучшим украшением наших садов. С сиренью связано у нас воспоминание о начале весны...
До революции в Росиии нарцисс был одним из атрибутов празднования Пасхи. Но сейчас, как и всюду в Европе, это один из любимейших цветков "просто так". Причиной такого всеобщего им восхищения являются отчасти сама красота цветка, а главное, как нам кажется, сложившийся про него еще в глубокой древности миф, сделавший его имя нарицательным: назвать кого-либо «нарциссом», как известно, все равно, что сказать: этот человек влюблен сам в себя.
Всем известные очаровательные лилии, часто встречающиеся на наших загородных садовых участках или просто в городских квартирах, это скромные потомки древнейшего цветка с удивительной,полной символики историей. Лилия - источник легенд, мифов, это эмблема непорочности, цветок архангела Гавриила и династии Бурбонов.
nature-home.ru
Разнообразие цветов
31Май
Сегодня мы поговорим о разнообразии цветов. Три цвета - это оранжевый, зелёный и фиолетовый, называются составными, потому, что их можно составить из других цветов. Также цвета делятся на теплые и холодные.Желтый цвет согревает все другие цвета, как будто солнце зажигает их своими лучами.Нарисуйте солнечные осенние листья! Любой цвет может стать солнечным, если его смешать с желтым.
Синий цвет охлаждает все цвета, как будто опускает в них кусочек льда.
Нарисуйте зимний лес, используя холодные цвета. Холодными цветами можно изображать елки, стволы деревьев, сугробы, небо... Помните, любой цвет может стать холодным, если его смешать с синим.
Теплые и холодные цвета расположены рядом, помогают друг другу звучать громче, ярче, веселее.
Нарисуйте петушка. Пусть его оперение украшают сочетания тёплых и холодных цветов. Помните, чтобы передать веселое настроение, нужно около холодных цветов располагать теплые, а около теплых - холодные.
Плюс белый
Все цвета могут изменить своё настроение. Они станут нежнее, легче, воздушнее, если их смешивать с белой краской. Нарисуйте разноцветные белые облака, а потом нарисуйте нежные цветы. Помните, чтобы создать в картине настроение тихое, спокойное, нежное, нужно в каждый цвет добавить белую краску.
Плюс черный
Настроение всех цветов изменится, если их смешать с чёрной краской. Они станут тяжелыми, тревожными, загадочными. Нарисуйте дремучий лес с могучими ветвистыми деревьями, сказочными грибами, загадочными пеньками. Помните, чтобы создать в картине настроение таинственное или тревожное, нужно в каждый цвет добавлять немного черной краски. Будьте осторожны! Черная краска очень сильная, могучая. Для смешивания бери её на кончик кисти.
Времена года как и настроение можно передать цветами. Нарисуйте любимое время года и объясните какие цвета вы использовали и какое настроение хотели передать в своей картине. Помните, когда будете рисовать осень - все цвета превращай в теплые, согревая их жёлтым.
Когда будете рисовать зиму - все цвета превращай в холодные, охлаждая их синим.
В летней природе теплые цвета располагаются рядом с холодными. От этого они звучат ярче и радостнее!
Ранней весной природа тихая. Её цвета ещё не проснулись. Здесь вам поможет белая или серая краски.
Автор Е. Коротеева.
Поделись статьей с друзьями:
Ранее в этой же рубрике:
kolobok-kolobok.ru