Почему желтеют листья и зачем растению столько семян. Зачем стебель растению
Урок по познанию мира во 2 классе на тему "Стебель"
Урок познание мира, 2 класс Тип урока: комбинированный Тема: Стебель Цель: Иметь знания о строении растения, о назначении стебля; уметь различать органы растений. Уметь выделять главное из прочитанного о стебле.
Ход урока:
I. 1. Орг. момент 2. Психологический настрой Прежде, чем начать урок, мне бы хотелось, чтобы вы определили своё настроение.
Радостное спокойное тревожное Учитель: Настроение замечательное, настрой рабочий Улыбнёмся друг другу, пожелаем плодотворной работы на уроке. Встало солнышко – ура! Заниматься нам пора! Учимся старательно, Слушаем внимательно! Думаем, запоминаем, Дружно руки поднимаем. 3. Сообщение темы, цели урока. А) Тема урока спряталась в данной записи. Поменяйте буквы местами. Тбельес (Стебель)
Б) Посмотрите внимательно на тему урока. -Какие знания должны иметь к концу урока? - Что должны уметь?
В) Как вы думаете, кто из вас усвоит новую тему на «5»? На «4»?
II. Актуализация знаний. 1. Работа по карточкам. А) Прежде, чем перейдём к изучению новой темы проверим ваши знания. Карточка №1 у доски: Изменения в жизни растений.
Семена всходы побег и листья цветки плоды
Карточка№2 у доски: Какие условия необходимы для жизни растений? Карточка №3 индивидуально за партами: Что такое корень? Для чего растениям нужен корень? 2. Работа в дневнике наблюдения. –Какие времена года знаете? -Назовите по порядку. -Какое сейчас время года? -Изменения происходят сначала в какой природе? (в неживой) -Что меняется в неживой природе? (температура) -Как она меняется? -Какие ещё изменения происходят в неживой природе?( идёт дождь, снег; небо хмурое, затянуто тучами) Заполните состояние погоды в дневнике наблюдения. Один ученик комментирует у доски.
3. С наступлением осени изменения происходят и в живой природе. В какой? Узнаем, если отгадаем загадки.
Красавица – девица Зелёные косицы. В белом сарафанчике С платочками в карманчиках. (Берёза) Выросли в поле сестрички – Жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашки) Во саду – ли, в огороде Растёт ягода прекрасная. Есть и белая, и чёрная, и красная. (Смородина) Птица под землёй гнездо свила, Одно яйцо снесла. Люди осенью его искали, землю копали, Да большой клад находили. (Картофель) Зимой и летом Одним цветом. (Ель) Красна рубашка, белое сердечко. Люди собирают, простуду прогоняют. (Малина) Не огонь. А жжётся. (Крапива) Ты под кустик загляни – ка, Там краснеет… (Земляника) Ключевое слово РАСТЕНИЯ -Что происходит с растениями с наступлением осени? -Что мы ещё знаем о растениях нам расскажут дети. (Проверка домашнего задания) 1 ученик: Какие группы растений бывают. (работа с компьютером) 2 ученик: Проверка работы у доски: изменения в жизни растений. 3 ученик: Проверка работы у доски: какие условия необходимы для жизни растений? (Монологическая речь) 4. Фронтальный опрос. - Из каких органов состоит растение? Корень Стебель Листья Семена Плоды -Что такое корень? (Подземный орган растения) -Для чего растениям нужен корень? (Закрепляет растение в почве, через корни растение питается) ФИЗ. МИНУТКА 5.Спор органов растений. Корень: Я – корень! Всех сильнее я, и очень важен. Что без меня растению не жить, кто с этим будет спорить? Водою я снабжаю всех, и удержаться в почве без меня никто не сможет. Стебель: Нет, главный – я! Кто без меня даст листьям воду, доставит к свету их и запасти поможет в клубнях пищу людям? Учитель: Не надо спорить. Ребята, как вы считаете, кто важнее? Насколько важен стебель, мы сейчас узнаем. III. Изучение новой темы. 1. Беседа. 2. Внимательно посмотрите на доску и подумайте: Что нового вы узнаете о стебле? Стебель – один из надземных органов. Стебель у всех растений разный. (Показ слайда) Зачем растениям нужен стебель? По стеблю, как по трубочке, питательные вещества поступают от корня к другим органам растения. На стебле расположены ветки, листья, цветки, плоды, семена. -Что узнали нового? Вот, что об этом говорится в учебнике. 3. Работа с учебником. А)Чтение учащимися стр.66-67 Б) Работа по содержанию. -Что такое стебель? -Зачем нужен стебель? -Что расположено на стебле? На доске опоры. 4. Закрепление. А) Работа в группах. 1 группа: Распределите в два столбика Корень Стебель Закрепляет растения в почве поддерживает листья, цветки, плоды Получает из почвы питательные вещества. Проводит питательные вещества Растёт и ветвится 2 группа: Собери картинку. Что изображено? Где находится этот орган
Остальные работают в парах в тетради стр.15. Обозначить цифрами органы растений Б) Тест: 1. Стебель – это А)подземная часть растения Б)надземная часть растения В)часть растения 2. Растениям нужен стебель: А)закрепляет растение Б)испаряет влагу В)питательные вещества поступают от корня к другим органам 3.На стебле расположены: А)только ветки и листья Б)только ветки, листья и цветки В)ветви, листья, цветки, плоды и семена 4.У дерева: А)ствол Б)прутья В)стебель IV. Итог урока. 1. Подведение результатов. Сравнение прогноза качества с результатом. 2. -Какой орган важнее? (Жизнедеятельность одного органа находится в прямой зависимости от жизнедеятельности других органов. -Для чего нужен стебель? 3. Дом. задание. стр. 66-67 пер. 4. Оценки за урок.
V. Рефлексия «Допиши неоконченное предложение»
infourok.ru
Почему желтеют листья и зачем растению столько семян
Еще до того как это открыли британские ученые, люди поняли, что дети лет примерно до 9 черпают знания не так, как мы – взрослые. Мы считаем что-нибудь новым и, соответственно, интересным, когда получаем новую информацию, а дети – когда получают новые впечатления. Поэтому и учить их нужно по-другому.
Как? На этот вопрос отвечают российские педагоги-психологи Виктор Лукша и Тамара Ломбина (да-да, та самая, которая еще и детская писательница). Они придумали свою занимательную энциклопедию, читать которую интересно и совсем не скучно.
Ведь всем захочется узнать, зачем береза поднимает 20 ведер воды на 6 этаж, почему на разрезе градины видны кольца, можно ли урагану заглянуть в глаз или может ли ветер дуть от земли в небо. Такие вопросы-ответы, по сути, – занимательное естествознание, они пригодятся и в детских садах, и на уроках природоведения, и дома.
Можно ли сосну спрятать в спичечный коробок?
Конечно, саму сосну нельзя. А вот семечко сосны можно спрятать. Да не одно, а много семян можно положить в коробок.
Семя – удивительное создание природы. В маленьком объеме (вспомните семечко яблока, арбуза, одуванчика, тополя и т.д.) содержатся все сведения о взрослом растении: какой оно будет высоты, сколько у него будет ветвей и листьев, какой они будут формы и т.д. Кроме того, семечко также содержит все необходимые питательные вещества для начала новой жизни. И это еще не все!
Обычно семя имеет надежную защитную оболочку (вспомните семена вишни, сливы, яблока и др.), которая защищает его от неблагоприятных воздействий (дождя, снега, мороза и др.).
Итак, семечко содержит всю информацию о будущем растении, а также ценные питательные вещества для него. И информация, и питательные вещества надежно спрятаны в защитную оболочку!
Зачем береза поднимает 20 ведер воды на шестой этаж?
На поверхности каждого листочка любого растения имеются очень маленькие (микроскопические) поры – устьица.
Весь ствол растения (дерева, кустарника или стебелек травы) состоит из очень тоненьких трубочек – капилляров. Диаметр каждой из них не превышает нескольких тысячных долей миллиметра. Все эти трубочки заполнены водой. Таким образом, мелкие поры на поверхности листьев соединены через капилляры с корнями растения.
В погожий солнечный день вода испаряется с поверхности листьев через их устьица и тем самым обеспечивается непрерывный подсос воды снизу – от корней. Так вода и растворенные в ней соли подаются ко всем клеткам растения. Источник энергии для этого процесса – солнце.
Например, наша обыкновенная береза (взрослое растение) в погожий солнечный день «перекачивает» почти 20 ведер воды на высоту примерно 15 метров (6 этаж). У разных растений скорость подъема воды разная. У сосны, ели она составляет примерно 1-2 метра в час, у ржи – 40-50 метров в час.
Таким образом, в лесистой местности испарение влаги через листья растений позволяет возвратить в атмосферу больше половины (60-70 %) выпавших за год осадков.
Зачем растению столько семян?
У каждого растения очень много семян. Например, если взять один килограмм шишек сосны, то он будет содержать около 300 000 семян. Из каждого семени может вырасти взрослая сосна. Но этого не происходит. Большую часть семян склевывают птицы, съедают белки, часть семян погибает и только 1-2 % прорастает и еще меньшая часть превращается во взрослое растение.
Зачем дерево кутается в зеленый плащ?
Лист растения – это очень тонкая пленка. Ее насквозь просвечивают солнечные лучи. Общая поверхность листьев одного растения может быть очень большой, например, одного дерева липы – до 3 тысяч квадратных метров.
Зеленый цвет листьям придает химическое вещество – хлорофилл. Внутри растительных клеток хлорофилл находится в крошечных органеллах – хлоропластах. Это и есть химическая лаборатория растения.
Хлорофилл использует воду (из почвы), углекислый газ (из воздуха) и солнечный свет (пронизывающий лист) для проведения химических реакций. Продукт этих реакций – сахар и кислород.
Такой процесс происходит одинаково во всех растениях: будь это мох, иголки сосны, травинка или водоросль в пруду.
Большинство растений превращает сахар в более сложное вещество – крахмал.
Процесс получения сахара (крахмала) называется фотосинтез. При этом поглощается углекислый газ и выделяется кислород.
Все растения Земли за год производят 100 млрд. тонн сахара. Для перевозки этого сахара потребовался бы железнодорожный состав в 130 раз более длинный, чем расстояние от Земли до Луны. В атмосферу при этом выделяется почти 50 000 км3 кислорода.
Жизнь на Земле была бы невозможна без этой тонкой, почти прозрачной пленочки – зеленого листа.
Почему листья желтеют?
Осенью мы видим, как листья на деревьях желтеют или краснеют, выцветают. Листья меняют цвет, потому что растение забирает из них ценные питательные вещества, которые понадобятся ему весной. Опавшие листья в лесу равномерным слоем устилают землю в течение всей зимы и первых весенних месяцев. Но это не бесполезный мусор, а своеобразное «одеяло», которое защищает семена от сильных морозов.
Когда сойдет снег, опавшая листва как губка, еще долго сохраняет в себе влагу, необходимую для прорастания семян. Старые листья как будто знают, что прорастающим семенам кроме влаги нужен еще и свет. В марте-апреле толстое «одеяло» листьев становится прозрачным для света. И только когда появятся первые всходы, почвенные бактерии перерабатывают – «съедают» старую листву и она превращается в перегной –хорошее питание для деревьев и кустарников, которые ее же и сбросили.
Зачем растения вывешивают флаги?
Чтобы образовалось семечко, надо цветок растения опылить. Это делают насекомые (пчелы, шмели, мухи, комары и др.). Они садятся на цветок, берут у него сладкий взяток – нектар, и в это время проводят его опыление – переносят на своих ногах и брюшке пыльцу с одного цветка на другой. Поэтому необходимо очень тесное общение цветка и насекомого. Растение должно на своем языке «рассказать», например, пчеле, что у него уже есть нектар – мол, опускайся, садись, бери. Способов передачи информации от растения насекомому много, вот главные: использование цвета, запаха и даже, иногда тепла.
Так что цветы – это особые «флаги» (опознавательные знаки), которые вывешивают растения для привлечения насекомых.
Может ли огурец быть бешеным?
У всякого растения есть одна сложная задача. Как сделать так, чтобы созревшие семена не упали на землю и не оказались в тени самого растения. Делают они это по–разному.
Например, бешеный огурец, растущий в странах Средиземноморья, выстреливает свои семена из плода как из пистолета. Давление внутри плода – до 6 атмосфер, дальность полета семян – до 12 метров, скорость полета около 10 метров в секунду. Стреляют семенами и другие растения.
Ряд растений используют силу ветра для удаления семян на большие расстояния. Например, крохотные летающие плодики-парашютики одуванчика и тополя необычайно легки и наилучшим образом приспособлены для переноса их ветром. Ветер здесь – посредник, которому растение «доверяет» самое дорогое, что у него есть – семечко.
Иногда семена построены по типу «несущего винта» вертолета или самолета (клен, ясень), некоторые семена – планеристы типа «летающее крыло». В 1904-1909 гг. в Германии был изготовлен ряд планеров, которые в точности копировали оригинал – летающее семя тропической лианы (тип «летающее крыло»).
Природа удивительна в своем разнообразии – как вынести семя подальше от материнского растения: есть семена наподобие дисков – дископланы, есть наподобие воланов для игры в бадминтон – воланопланы. Некоторые семена вообще не летают, а бегают по земле («перекати поле» в степных районах).
Можно ли дышать ночью и не дышать днем?
Можно. И так поступают растения. У них два главнейших процесса в жизни: днем они занимаются фотосинтезом и выделяют в атмосферу кислород; ночь отдана дыханию – поглощается кислород и выделяется углекислый газ.
Все растения на Земле ежегодно поглощают около 80 000 км3 углекислого газа, выделяют в атмосферу 32 000 км3 углекислого газа.
При этом выделяется около 48 000 км3 кислорода. Фотосинтезом и дыханием растений поддерживается вся жизнь на Земле.
Как растения спасаются зимой от холода?
Однолетние растения полностью отмирают после цветения в конце лета. Их семена, пролежав под снегом всю зиму, прорастают с приходом весны. Семена имеют достаточный запас питательных веществ, чтобы прорасти.
Другие растения, называемые многолетними, живут по несколько лет, но зимой у них опадают листья или же – у некоторых – отмирает вся наземная часть. Жизнь в зимнюю стужу у многолетних растений продолжается под снегом только в корнях под землей, где температура никогда не опускается слишком низко. В корнях хранится запас крахмала, которого достаточно для возрождения с приходом весны.
Почему корень растения – это стебель наоборот?
Любое растение имеет три главных органа – корень, стебель и лист. Корень расположен под землей и растет от поверхности земли вниз, а стебель расположен над землей и растет вверх от поверхности. Такое расположение и рост корня и стебля связаны с теми задачами (функциями), которые они выполняют. Стебель предназначен для поддержания (опоры) листьев, а листья могут жить и «работать» только на свету, поэтому стебель и растет, тянется вверх.
Главная же задача корня – закрепить растение в земле, обеспечить его водой и питанием, а это можно сделать только внедрившись глубоко в землю. Поэтому корень растет вниз от поверхности земли и ветвится.
Чем похожи дуб и баран?
Самое удивительное, что они похожи способом предохранения внутренних нежных тканей от внешних воздействий (дождь, снег, град, мороз, удары острых предметов и др.). И баран, и дуб укутаны в несколько защитных слоев, наподобие матрешки.
У барана – мягкая, пушистая и теплая шерсть, эластичная и очень прочная кожа, достаточно толстый слой жира, находящийся под кожей.
У дуба – это толстая, плохо проводящая тепло кора. Под корой находится тонкий прочный слой камбия, затем уже идут нежные ткани растения.
Конечно, такое защитное строение имеет не только дуб и баран, но все растения и животные. С внешней стороны для защиты от холода и механических повреждений все они имеют несколько защитных слоев.
tainyvselennoi.ru
Почему желтеют листья и зачем растению столько семян
Еще до того как это открыли британские ученые, люди поняли, что дети лет примерно до 9 черпают знания не так, как мы – взрослые. Мы считаем что-нибудь новым и, соответственно, интересным, когда получаем новую информацию, а дети – когда получают новые впечатления. Поэтому и учить их нужно по-другому.
Как? На этот вопрос отвечают российские педагоги-психологи Виктор Лукша и Тамара Ломбина (да-да, та самая, которая еще и детская писательница). Они придумали свою занимательную энциклопедию, читать которую интересно и совсем не скучно.
Ведь всем захочется узнать, зачем береза поднимает 20 ведер воды на 6 этаж, почему на разрезе градины видны кольца, можно ли урагану заглянуть в глаз или может ли ветер дуть от земли в небо. Такие вопросы-ответы, по сути, – занимательное естествознание, они пригодятся и в детских садах, и на уроках природоведения, и дома.
Можно ли сосну спрятать в спичечный коробок?
Конечно, саму сосну нельзя. А вот семечко сосны можно спрятать. Да не одно, а много семян можно положить в коробок.
Семя – удивительное создание природы. В маленьком объеме (вспомните семечко яблока, арбуза, одуванчика, тополя и т.д.) содержатся все сведения о взрослом растении: какой оно будет высоты, сколько у него будет ветвей и листьев, какой они будут формы и т.д. Кроме того, семечко также содержит все необходимые питательные вещества для начала новой жизни. И это еще не все!
Обычно семя имеет надежную защитную оболочку (вспомните семена вишни, сливы, яблока и др.), которая защищает его от неблагоприятных воздействий (дождя, снега, мороза и др.).
Итак, семечко содержит всю информацию о будущем растении, а также ценные питательные вещества для него. И информация, и питательные вещества надежно спрятаны в защитную оболочку!
Зачем береза поднимает 20 ведер воды на шестой этаж?
На поверхности каждого листочка любого растения имеются очень маленькие (микроскопические) поры – устьица.
Весь ствол растения (дерева, кустарника или стебелек травы) состоит из очень тоненьких трубочек – капилляров. Диаметр каждой из них не превышает нескольких тысячных долей миллиметра. Все эти трубочки заполнены водой. Таким образом, мелкие поры на поверхности листьев соединены через капилляры с корнями растения.
В погожий солнечный день вода испаряется с поверхности листьев через их устьица и тем самым обеспечивается непрерывный подсос воды снизу – от корней. Так вода и растворенные в ней соли подаются ко всем клеткам растения. Источник энергии для этого процесса – солнце.
Например, наша обыкновенная береза (взрослое растение) в погожий солнечный день «перекачивает» почти 20 ведер воды на высоту примерно 15 метров (6 этаж). У разных растений скорость подъема воды разная. У сосны, ели она составляет примерно 1-2 метра в час, у ржи – 40-50 метров в час.
Таким образом, в лесистой местности испарение влаги через листья растений позволяет возвратить в атмосферу больше половины (60-70 %) выпавших за год осадков.
Зачем растению столько семян?
У каждого растения очень много семян. Например, если взять один килограмм шишек сосны, то он будет содержать около 300 000 семян. Из каждого семени может вырасти взрослая сосна. Но этого не происходит. Большую часть семян склевывают птицы, съедают белки, часть семян погибает и только 1-2 % прорастает и еще меньшая часть превращается во взрослое растение.
Зачем дерево кутается в зеленый плащ?
Лист растения – это очень тонкая пленка. Ее насквозь просвечивают солнечные лучи. Общая поверхность листьев одного растения может быть очень большой, например, одного дерева липы – до 3 тысяч квадратных метров.
Зеленый цвет листьям придает химическое вещество – хлорофилл. Внутри растительных клеток хлорофилл находится в крошечных органеллах – хлоропластах. Это и есть химическая лаборатория растения.
Хлорофилл использует воду (из почвы), углекислый газ (из воздуха) и солнечный свет (пронизывающий лист) для проведения химических реакций. Продукт этих реакций – сахар и кислород.
Такой процесс происходит одинаково во всех растениях: будь это мох, иголки сосны, травинка или водоросль в пруду.
Большинство растений превращает сахар в более сложное вещество – крахмал.
Процесс получения сахара (крахмала) называется фотосинтез. При этом поглощается углекислый газ и выделяется кислород.
Все растения Земли за год производят 100 млрд. тонн сахара. Для перевозки этого сахара потребовался бы железнодорожный состав в 130 раз более длинный, чем расстояние от Земли до Луны. В атмосферу при этом выделяется почти 50 000 км3 кислорода.
Жизнь на Земле была бы невозможна без этой тонкой, почти прозрачной пленочки – зеленого листа.
Почему листья желтеют?
Осенью мы видим, как листья на деревьях желтеют или краснеют, выцветают. Листья меняют цвет, потому что растение забирает из них ценные питательные вещества, которые понадобятся ему весной. Опавшие листья в лесу равномерным слоем устилают землю в течение всей зимы и первых весенних месяцев. Но это не бесполезный мусор, а своеобразное «одеяло», которое защищает семена от сильных морозов.
Когда сойдет снег, опавшая листва как губка, еще долго сохраняет в себе влагу, необходимую для прорастания семян. Старые листья как будто знают, что прорастающим семенам кроме влаги нужен еще и свет. В марте-апреле толстое «одеяло» листьев становится прозрачным для света. И только когда появятся первые всходы, почвенные бактерии перерабатывают – «съедают» старую листву и она превращается в перегной –хорошее питание для деревьев и кустарников, которые ее же и сбросили.
Зачем растения вывешивают флаги?
Чтобы образовалось семечко, надо цветок растения опылить. Это делают насекомые (пчелы, шмели, мухи, комары и др.). Они садятся на цветок, берут у него сладкий взяток – нектар, и в это время проводят его опыление – переносят на своих ногах и брюшке пыльцу с одного цветка на другой. Поэтому необходимо очень тесное общение цветка и насекомого. Растение должно на своем языке «рассказать», например, пчеле, что у него уже есть нектар – мол, опускайся, садись, бери. Способов передачи информации от растения насекомому много, вот главные: использование цвета, запаха и даже, иногда тепла.
Так что цветы – это особые «флаги» (опознавательные знаки), которые вывешивают растения для привлечения насекомых.
Может ли огурец быть бешеным?
У всякого растения есть одна сложная задача. Как сделать так, чтобы созревшие семена не упали на землю и не оказались в тени самого растения. Делают они это по–разному.
Например, бешеный огурец, растущий в странах Средиземноморья, выстреливает свои семена из плода как из пистолета. Давление внутри плода – до 6 атмосфер, дальность полета семян – до 12 метров, скорость полета около 10 метров в секунду. Стреляют семенами и другие растения.
Ряд растений используют силу ветра для удаления семян на большие расстояния. Например, крохотные летающие плодики-парашютики одуванчика и тополя необычайно легки и наилучшим образом приспособлены для переноса их ветром. Ветер здесь – посредник, которому растение «доверяет» самое дорогое, что у него есть – семечко.
Иногда семена построены по типу «несущего винта» вертолета или самолета (клен, ясень), некоторые семена – планеристы типа «летающее крыло». В 1904-1909 гг. в Германии был изготовлен ряд планеров, которые в точности копировали оригинал – летающее семя тропической лианы (тип «летающее крыло»).
Природа удивительна в своем разнообразии – как вынести семя подальше от материнского растения: есть семена наподобие дисков – дископланы, есть наподобие воланов для игры в бадминтон – воланопланы. Некоторые семена вообще не летают, а бегают по земле («перекати поле» в степных районах).
Можно ли дышать ночью и не дышать днем?
Можно. И так поступают растения. У них два главнейших процесса в жизни: днем они занимаются фотосинтезом и выделяют в атмосферу кислород; ночь отдана дыханию – поглощается кислород и выделяется углекислый газ.
Все растения на Земле ежегодно поглощают около 80 000 км3 углекислого газа, выделяют в атмосферу 32 000 км3 углекислого газа.
При этом выделяется около 48 000 км3 кислорода. Фотосинтезом и дыханием растений поддерживается вся жизнь на Земле.
Как растения спасаются зимой от холода?
Однолетние растения полностью отмирают после цветения в конце лета. Их семена, пролежав под снегом всю зиму, прорастают с приходом весны. Семена имеют достаточный запас питательных веществ, чтобы прорасти.
Другие растения, называемые многолетними, живут по несколько лет, но зимой у них опадают листья или же – у некоторых – отмирает вся наземная часть. Жизнь в зимнюю стужу у многолетних растений продолжается под снегом только в корнях под землей, где температура никогда не опускается слишком низко. В корнях хранится запас крахмала, которого достаточно для возрождения с приходом весны.
Почему корень растения – это стебель наоборот?
Любое растение имеет три главных органа – корень, стебель и лист. Корень расположен под землей и растет от поверхности земли вниз, а стебель расположен над землей и растет вверх от поверхности. Такое расположение и рост корня и стебля связаны с теми задачами (функциями), которые они выполняют. Стебель предназначен для поддержания (опоры) листьев, а листья могут жить и «работать» только на свету, поэтому стебель и растет, тянется вверх.
Главная же задача корня – закрепить растение в земле, обеспечить его водой и питанием, а это можно сделать только внедрившись глубоко в землю. Поэтому корень растет вниз от поверхности земли и ветвится.
Чем похожи дуб и баран?
Самое удивительное, что они похожи способом предохранения внутренних нежных тканей от внешних воздействий (дождь, снег, град, мороз, удары острых предметов и др.). И баран, и дуб укутаны в несколько защитных слоев, наподобие матрешки.
У барана – мягкая, пушистая и теплая шерсть, эластичная и очень прочная кожа, достаточно толстый слой жира, находящийся под кожей.
У дуба – это толстая, плохо проводящая тепло кора. Под корой находится тонкий прочный слой камбия, затем уже идут нежные ткани растения.
Конечно, такое защитное строение имеет не только дуб и баран, но все растения и животные. С внешней стороны для защиты от холода и механических повреждений все они имеют несколько защитных слоев.
rebenok.mirtesen.ru
Корень. Стебель. Лист. | Учёба в удовольствие
Скачать файл
Учебный предмет: окружающий мир
Класс: 2
УМК «Перспективная начальная школа»
Авторы: О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов
Тема урока: Корень, стебель, лист
Цель урока: создать условия для выявления значений корня, стебля и листьев в жизни растений через систему опытов и наблюдений.
Задачи урока:
-
продолжить обучение детей постановке опытов и формулировке их результатов;
-
развивать познавательный интерес к предмету путем вовлечения школьников в исследовательскую работу;
-
воспитывать бережное отношение к растениям.
Планируемые результаты:
Личностные: умение планировать свою деятельность, оценивать свои действия, предвосхищать их результаты, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Метапредметные: проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов
Предметные: — наблюдать, ставить опыты и делать выводы;
— осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение (повышенный уровень)
Тип урока: комбинированный
Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради для самостоятельной работы,мини-сообщения учащихся, опорные слова, раздаточный материал, комнатное растение ,стеклянная банка с водой, марганцовка, ложечки, чашка с водой.
Методы: словесный, наглядный, анализ конкретных учебных ситуаций, исследовательский, наблюдение, объяснение учителя, работа с учебником, программирования, устное изложение знаний, поощрения, самоконтроля.
Приемы: составление плана последовательности проведения опыта, беседа, рассказ.
Ход урока
-
Организационно-психологический момент начала урока.
Ребята, посмотрите в окно. Какая погода сегодня? Давайте постараемся, чтобы в нашем классе на уроке была хорошая светлая, теплая атмосфера. Улыбнитесь друг другу.
Однажды мой ученик сказал: «Вот вырасту и открою какое-нибудь живое существо. Только бы не опоздать!» – Может, так думаете и вы. Только вот зря! Ученые предполагают, что должно быть открыто около сотни новых птиц и около двух миллионов видов насекомых. Это только на Земле! А в море? В глубинах океанов? Сколько там животных, растений, которые еще не попали на глаза человеку! А что растет в нашем лесу, на полянке? Мы даже этого не знаем! Научитесь открывать! Смотрите на природу добрыми глазами человека! И вы сделаете много удивительных открытий. Одно открытие уже ждёт нас сегодня на уроке.
-
Актуализация опорных знаний. Постановка темы, целей.
Сценка «Спор частей растения»
Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный. Первым выступил корень
– Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да ещё и лечу иногда Одно то, что я первым из семени появляюсь, говорит о моей важности! Иногда я так изменяюсь, что надо быть очень внимательным и любознательным, чтобы меня узнать. Называют меня тоже по–разному: корнеплоды, корневые клубни. В общем, уважаемые части растения, я самый важный среди вас!
Возмутились листья: «Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за наш счёт! Это мы готовим растению питательные вещества, умело, используя солнечную энергию! Это мы подсказываем людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Да и дышится рядом с нами легко»
– Позвольте! – вступил в разговор стебель. А кто держит листья? цветы? плоды? Кто поставляет питательные вещества от корня к другим частям растения и наоборот от листьев к корню?
Не спорьте, друзья. Я уверена, что мы все вместе поможем прийти вам к общему мнению.
Ребята, а вы узнали героев? Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Верно, тема нашего урока «Корень. Стебель. Лист.» ( Тема открывается на доске)
У чего есть данные части? ( данные части есть у растений).
А где можно встретить растения? ( растения можно встретить везде)
А везде ли растения одинаковые? ( растения везде разные)
А от чего зависит разнообразие растений? ( дети рассматривают картинки растений леса, пустыни, тундры. Делают вывод, что разнообразие зависит от условий)
Какие условия необходимы для успешного роста? ( свет, тепло. вода)
Я предлагаю провести первое исследование. Работа будет организована в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.
У вас на партах лежат образцы засушенных растений. Как они называются? ( гербарий)
Исследуйте их, найдите различия. ( разная форма листьев, корней)
А что общего увидели у всех растений? ( У всех растений есть корень, стебель, лист)
Обобщим все, что мы повторили. ( Растения растут везде. У каждого растения есть корень, стебель, лист. Для роста нужен свет, тепло, вода, воздух)
А что хотели бы узнать на сегодняшнем уроке?
Я предлагаю вернуться к спору наших героев. Из-за чего возник спор? ( Части спорили о том, кто из них главней)
На какие вопросы нужно ответить, чтобы решить их спор? ( Для чего нужен корень, стебель, лист?)
Вот они, эти вопросы, на которые нам нужно ответить ( Слайд с вопросами)
— Зачем нужен корень?
— Какую работу выполняет стебель?
— Зачем растению нужны листья?
Мы будем исследовать, делать выводы и в результате придем к решению поставленных задач.
-
Физкультминутка.
-
Изучение нового материала. Групповая работа.
-
Инструктаж
Каждая группа будет выполнять свою работу
1гр.- постарается ответить на 1 вопрос;
2 гр.- на второй вопрос;
3 гр.- на третий вопрос
У каждой группы на столах лежит:
— оборудование для проведения опытов;
— дополнительная литература;
— инструкция
По итогам своей работы вам необходимо заполнить лист результатов исследования
При проведении опытов соблюдаем правила безопасности.
С чего начнете работу? ( Чтение инструкции).
При завершении работы просигнализируйте.
-
Работа групп. Оказание необходимой помощи учителем.
-
Отчет групп
Давайте посмотрим каких результатов вы достигли.
Отчет 1 гр.
Отчет 2 гр.
Отчет 3 гр.
( После выступления каждая группа вывешивает на доску лист результатов)
Вернемся к задачам урока. На все ли вопросы мы нашли ответ? ( Учитель обращается к героям)
Герои, помогли ли мы решить ваш спор? Так кто же из вас главный? ( Все части важны).
-
Закрепление изученного материала.
Закрепим полученные знания. У вас лежат таблички. Определите, к какой части растения относится высказывание. Поставьте буквы, указанные в скобках, в нужные колонки. Слово, которое у вас получится, означает результат работы. ( дети заполняют таблицу, ключевое слово- УСПЕХ)
-
Итог. Рефлексия.
Продолжи предложения ( предложения записаны на доске)
— Я узнал на уроке…
— Я развивал умения…
— Было трудно…
— Было легко…
Спасибо за урок!.
Приложение
Инструкция
Лаборатория « Корень»
Вопрос: Зачем нужен корень?
-
Опыт
— Растение помести в сосуд с раствором марганцовки
— Наблюдай, что происходит со стеблем и листьями
— Предположи, что может произойти.
2. Работа с информацией
— Прочитайте в энциклопедии о значении корня
— Прочитай дополнительный текст на голубом листе
— Выбери нужную информацию
— Обсудите значение корня в своей группе
— Значение корня запиши в таблицу под стрелками
— Чем помог вам опыт?
3. Ответь на вопросы
— Какой вопрос изучали?
— Что делали для изучения вопроса?
— Какой вывод сделали?
Инструкция
Лаборатория « Стебель»
Вопрос: Какую работу выполняет стебель растения?
-
Опыт
— Растение помести в сосуд с раствором марганцовки
— Наблюдай, что происходит со стеблем
— Предположи, что может произойти.
2. Работа с информацией
— Прочитайте в энциклопедии о значении стебля
— Прочитай дополнительный текст на голубом листе
— Выбери нужную информацию
— Обсудите значение стебля в своей группе
— Значение стебля запиши в таблицу под стрелками
— Чем помог вам опыт?
3. Ответь на вопросы
— Какой вопрос изучали?
— Что делали для изучения вопроса?
— Какой вывод сделали?
Инструкция
Лаборатория « Лист»
Вопрос: Зачем растению нужны листья?
1. Работа с информацией
— Прочитайте в энциклопедии о значении листьев
— Прочитай дополнительный текст на голубом листе
— Выбери нужную информацию
— Обсудите значение листьев в своей группе
— Значение листьев запиши в таблицу под стрелками
2. Опыт
— Рассмотри лист под микроскопом
— Что увидели?
— Обсудите в группе, для чего нужны отверстия в листе.
— Убедитесь, правильно ли вы записали значение листа
3. Ответь на вопросы
— Какой вопрос изучали?
— Что делали для изучения вопроса? ( Расскажите про опыт, проведенный дома с листом растения)
— Какой вывод сделали?
Значение корня, стебля, листьев.
Корень | Стебель | Лист |
-
Связывает и соединяет между собой листья и корень, переносит питательные вещества. ( ПЕ ).
-
Закрепляет проросток в почве и добывает из нее воду и соли. ( УС ).
-
Участвует в дыхании растения. ( Х ).
Лист результатов
ЛИСТ
eduflex.ru
Стебель и лист • Вера Башмакова • Научно-популярные задачи на «Элементах» • Биология
Начнем с цветка.
Проще всего разобраться с цветоножкой — тем стебельком, на котором вырастает цветок. Ну конечно, это просто стебель, мирный, скромный и приличный стебель, почти ничем не отличающийся от самых обычных стеблей, на которых растут самые обычные листья. Цветоложе –– расширение, которым заканчивается цветоножка, — это тоже стебель, просто разросшийся вширь.
С чашелистиками и лепестками тоже все просто — ясно, что это просто слегка изменившиеся листья.
Если очень внимательно и скрупулезно изучить тычиночную нить, на которую крепится пыльник с пыльцой, то можно обнаружить, что это тоже лист, просто очень тонкий и сам на себя непохожий.
Но это еще не всё. Взглянем на пестик цветка, который когда-нибудь даст начало плоду растения. На первый взгляд вообще непонятно, из чего он получился: он, как правило, похож на бутылочку с толстым основанием и тонким, чуть расширенным сверху, горлышком. Можно было бы представить его видоизмененным стеблем, но, приглядевшись внимательно, мы отметём эту теорию: пестик многих растений состоит как бы из сросшихся между собой по кругу частей, а для стебля это совсем, совсем нехарактерно. Зато вглядевшись в эти самые сросшиеся части, мы обнаружим удивительную вещь. Оказывается, каждая такая часть — это не что иное, как лист, только изменившийся до такой степени, что узнать его с первого взгляда совершенно невозможно. То есть пестик тоже образован листьями, только обычно сросшимися по кругу. Такие «пестиковые» листья называются плодолистиками.
И плодолистиками они называются неслучайно, потому что к плоду имеют самое прямое отношение. Давайте, разобравшись с цветком, взглянем внимательно на плод.
Начнем с самого простого плода — листовки. Такой плод вы могли увидеть, например, у пиона. Внимательно рассмотрев (а еще лучше — экспериментально расковыряв на кусочки) этот плод, мы обнаружим, что это лист, сросшийся краями, причем к краям этим крепятся семена. При созревании листовка трескается по шву, разворачивается в обычный лист, и семена высыпаются.
Иными словами, картина такова. Пестик цветка, из которого после оплодотворения разовьется листовка, образован одним плодолистиком, внутри которого находятся несколько семяпочек. После оплодотворения в семяпочках этого пестика развиваются семена, а сам плодолистик вырастает в свернутый лист, к краям которого семена и крепятся.
Теперь поглядим на чуть более сложный плод — например, на боб гороха (который часто и неправильно называют стручком). Теперь мы, искушенные изучением листовки, быстро поймем, что и боб образован листьями — листьев этих два, они срослись краями и образуют створки боба.
В случае с листовкой и бобом листья узнать легко. Посмотрим теперь на другой известный плод — сливу. Где в нем лист? И откуда взялась сочная мясистая часть, которая окружает семя, косточку?
И вот тут нас ждет откровение. Внимательно вглядевшись в эту съедобную сочную часть, мы обнаружим, что это тоже лист, только сам на себя непохожий — разросшийся в толщину, сросшийся краями и поменявший цвет. Борозда, которая проходит вдоль плода сливы, — это шов от срастания.
Точно по тому же принципу устроены и плоды других костянок — вишни, персика, абрикоса и так далее. Орехи, например плод фундука, устроены так же: семя (ядро ореха) окружено единственным плодолистиком, правда плодолистик этот не сочный, а сухой и твердый — это и есть ореховая скорлупа. Кстати, на этой скорлупе тоже можно разглядеть шов — борозду, по которой плодолистик сросся.
Не будем останавливаться на достигнутом — посмотрим на другие плоды, например на помидор. Попробуем и в нем найти плодолистики. Теперь, когда мы уже искушены в таком деле, нам будет нетрудно увидеть, что помидор — это несколько (два или больше) сросшихся по кругу сочных плодолистиков, к внутренней поверхности которых крепятся семена.
Та же история и с огурцом — плодолистики в этом плоде настолько узнаваемы, что в них можно даже найти центральную жилку, характерную для листа.
elementy.ru
Конспект урока для 2 класса "Органы растений. Стебель"
Урок познания мира. 2 класс.
Дата__30. 11. 2011.
Учитель начальных классов Брусницына Е. В.
Тип урока: комбинированный
Тема: Органы растений. Стебель
Цель:
обеспечить знакомство с понятием стебель; его назначением; строением; развивать умения различать органы растений; выделять главное из прочитанного о стебле;
развивать наблюдательность, речь, память, воображение;
воспитывать интерес к предмету.
Ход урока:
1. Орг. момент ,Психологический настрой
Прежде, чем начать урок, мне бы хотелось, чтобы вы определили своё настроение. Настроение замечательное, настрой рабочий
Улыбнёмся друг другу, пожелаем плодотворной работы на уроке.
Учимся старательно, Слушаем внимательно! Думаем, запоминаем, Дружно руки поднимаем.
2. Актуализация знаний.
А) А теперь давайте повторим, что вы знаете о растениях ,проверим ваши знания.
Карточка №1: Заполни схему: деревья, кустарники, травы.
Карточка№2: Какие условия необходимы для жизни растений?
Карточка №3 индивидуально за партами: Что такое корень?
Карточка №4 Для чего растениям нужен корень?
Б) Работа в дневнике наблюдения. Приготовьте к сдаче.
В) Отгадайте загадки.
Красавица – девица
Зелёные косицы.
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках. (Берёза)
Выросли в поле сестрички –
Жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашки)
Во саду – ли, в огороде
Растёт ягода прекрасная.
Есть и белая, и чёрная, и красная. (Смородина)
Птица под землёй гнездо свила,
Одно яйцо снесла.
Люди осенью его искали, землю копали,
Да большой клад находили. (Картофель)
Зимой и летом
Одним цветом. (Ель)
Красна рубашка, белое сердечко.
Люди собирают, простуду прогоняют. (Малина)
Не огонь. А жжётся. (Крапива)
Ты под кустик загляни – ка,
Там краснеет… (Земляника)
Ключевое слово РАСТЕНИЯ
Г) Фронтальный опрос. - Из каких органов состоит растение? Корень Стебель Листья Семена Плоды
-Что такое корень? (Подземный орган растения) -Для чего растениям нужен корень? (Закрепляет растение в почве, через корни растение питается)
3. Сообщение темы, цели урока.
А) Тема урока спряталась в данной записи. Поменяйте буквы местами.
Тбельес (Стебель)
Б) Посмотрите внимательно на тему урока. -Какие знания должны иметь к концу урока? - Что должны уметь?
4. Изучение новой темы.
1. Беседа. Внимательно посмотрите на доску и прочитайте, что вам надо сегодня узнать на уроке
1.Что такое стебель?
2. Какие бывают стебли?
3. Зачем растениям нужен стебель?
2)Спор органов растений. Корень: Я – корень! Всех сильнее я, и очень важен. Что без меня растению не жить, кто с этим будет спорить? Водою я снабжаю всех, и удержаться в почве без меня никто не сможет. Стебель: Нет, главный – я! Кто без меня даст листьям воду, доставит к свету их и запасти поможет в клубнях пищу людям?
Учитель: Не надо спорить. Ребята, как вы считаете, кто важнее? Насколько важен стебель, мы сейчас узнаем.
3) Рассказ учителя о стебле. По стеблю, как по трубочке, питательные вещества поступают от корня к другим органам растения. Давайте рассмотрим растения на картинках и комнатные растения в классе. Что вы можете сказать?
На стебле расположены ветки, листья, цветки, плоды, семена. Стебли бывают разные. Стебель- это опора растения.
3. Работа с учебником. А)Чтение учащимися стр.60-61 Б) Работа по содержанию. -Что такое стебель? -Зачем нужен стебель? -Что расположено на стебле? Физкультминутка.
4. Закрепление.
А)Работа по учебнику стр. 61-62 вопросы
Вопросы: что такое стебель? Какие бывают стебли? Зачем растению нужен стебель? Как называется стебель у дерева?
5. Дом. задание. стр. 60-61 пер.
Б) Зарисовки в тетради.
6. Итог урока. Оценки за урок.
1. Подведение результатов.
2. -Какой орган важнее? (Жизнедеятельность одного органа находится в прямой зависимости от жизнедеятельности других органов. -Для чего нужен стебель?
globuss24.ru
Движение воды по стеблю растения
Почему стебель называют дорогой с двусторонним движением, Вы узнаете из этой статьи.
По какой части стебля и в каком направлении (восходящем или нисходящем) движутся растворы органических веществ?
Внешняя часть центрального цилиндра состоят из луба. По ситовидных трубках в лубе от листьев к корню транспортируются в нисходящем движении растворенные органические вещества, которые образовались в процессе фотосинтеза.
По какой части стебля и в каком направлении (восходящем или нисходящем) движутся вода и минеральные вещества?
Внутренняя часть центрального цилиндра состоит из древесины. По сосудам древесины от корней к листьям в восходящем движении движется вода с растворенными в ней веществами, в основном - минеральными.
Почему стебель называют транспортной системой растения?
Одной из главных функций стебли является транспорт воды, органических и минеральных веществ. Вода вместе с минеральными веществами поглощается растениями из почвы с помощью корня, и поступает в сосуды, ксилемы и трахеиды стебли, поднимаясь вверх благодаря корневом давления и транспирации, верхнего и нижнего двигателей. Функцию транспорта в стебле выполняет флоэма, главные элементы которой - это клетки-спутницы и ситовидные пластинки, которые образуют единую систему транспорта в организме растения. По флоэме стебля расположены органические растворенные вещества, которые постоянно перемещаются строго в двух направлениях - вниз и вверх. Именно благодаря этой способности стебель растения называют транспортной двусторонней дорогой.
Что такое стебель растения?
Стебель - это осевая часть побега растения, на которой находятся почки, листья, плоды и цветы. Главные функции стебля следующие:
* Опорная, * Транспортная, * Запасающими.
Стебель - это орган вегетативного размножения, а также орган фотосинтеза. Стебель является травянистое и деревянистое. Травянистое стебель преимущественно существует всего лишь один вегетационный период, и за свое существование оно или слабо утолщается, или совсем не утолщается. К таким растениям относят крапиву, лебеду.
Деревянистое стебель - это, как правило, многолетний орган. Оно неопределенно долго утолщается. К таким растениям относят березу, виноград и смородину.
Надеемся, что из этой статьи вы узнали, почему стебель растения называют транспортной двусторонней дорогой.
fizika-ili-himija.ru