Рассказ царство растений. Биологическая игра "Путешествие в царство растений"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Коллеги - педагогический журнал Казахстана. Рассказ царство растений


Биологическая игра "Путешествие в царство растений"

Разделы: Биология

Цели

  • Закрепить знания учащихся по теме «Биология. Бактерии, грибы, растения».
  • Повысить интерес учащихся к предмету.
  • Развивать познавательные способности учащихся.
  • Развивать навыки общения, коллективного взаимодействия.
  • Выявить учащихся, увлеченных предметом, имеющих стабильные знания.

Оформление доски и правила игры

  • На доске представлены категории, которые будут выбирать команды.
  • В каждой категории пять вопросов по данной теме.
  • Эти вопросы могут иметь цифровые коды (1, 2, 3, 4, 5), а могут быть цветные (красный,синий,желтый зеленый, коричневый).
  • Команды по очереди выбирают категорию и номер вопроса в ней.
  • Если на вопрос команда ответила правильно, вопрос снимается с доски и отдается тому игроку, который ответил на данный вопрос (таким образом учитель в конце игры определит не только команду победительницу, но и лучших игроков).
  • Если команда отвечает на вопрос неправильно, то последний остается на доске, и следующая команда, знающая ответ на этот вопрос, может выбрать его еще раз (очень важно, чтобы вопросы не остались вопросами, на каждый необходимо найти ответ).
  • В конце игры подводятся итоги командные и индивидуальные.

Категории

Вопросы для категорий

Самые-самые

1. Какой фрукт является самым питательным?

Самым питательным фруктом, который едят в сыром виде, считается авакадо, называемый «крокодильей грушей». В 100 г. Авакадо содержится 163 калории. Плод богат витаминами.

2. У какого растения самые крупные цветки?

У паразитической лилии раффлезии Арнольди. Размер цветков 91 см в диаметре. Вес цветков достигает 7 кг.

3. Какое дерево на нашей планете считается самым высоким?

Самым высоким на планете из деревьев был царственный эвкалипт в Австралии. Его высота была 132,6 м.

4. Назовите самое старое из зарегистрированных деревьев.

Самое старое из зарегистрированных учеными дерево – сосна долговечная. Было подсчитано что ей 5100 лет.

5. У какого растения отмечен самый быстрый рост?

Самый быстрый рост отмечен у бамбука, за сутки побеги некоторых видов бамбука вырастают почти на 1 м.

Растения-символы

1. Сок этого дерева был основным источником сахара для индейцев Северной Америки. И теперь весной сбор этого сока превращается в настоящий национальный праздник, привлекающий туристов. Собранный сок выпаривают до получения душистой патоки. Лист этого дерева изображен на государственном флаге одного из государств североамериканского континента.

Сахарный клен

2. Часто это дерево называют проклятым – по преданию, на нем удавился Иуда. Построенные из него строения рушатся, придавливая хозяев, только колом из этого дерева можно убить вампира… Но дурная слава им не заслужена. Из древесины этого дерева в старину клали срубы колодцев, а в наше время делают спички и фанеру.

Осина

3. В популярности этого растения немалую роль сыграло то, что форма его корней напоминала фигурку человека, отсюда и пошло его название – «человек-корень». Что это за растение?

Женьшень

4. Это растение было посвящено богу Аполлону. Венком из листьев этого растения награждались художники, артисты и ученые в знак признания их творческих успехов. Что же это за растение?

Лавр благородный

5. Ветви и листья этого дерева являются олицетворением могущества, долголетия и здоровья. Их изображения есть на гербах, медалях и монетах многих стран. Дерево это является одной из лесообразующих пород Северного полушария. Древние славяне верили, что это дерево священное, приписывали ему чудодейственную силу и посвящали его богу грома и молнии Перуну. Изображение Перуна вырезали только из древесины этого дерева.

Дуб

Побег

  1. Как по спилу ствола определить возраст дерева?
  2. Какие ткани входят в состав жилки листа?
  3. Почему в листьях, смазанных вазелином, не образуется крахмал?
  4. Картофель, лук, морковь. Что у них общего и почему морковь в этой «компании» можно считать лишней?
  5. Какое значение имеют устьица?

(Ответы, которые можно найти в школьном учебнике, я не приводила)

Корень

1. Что такое корневые волоски? Какова их функция?

2. Что такое пикировка? С какой целью ее осуществляют?

Отщипывание кончика корня при рассаживании молодых растений. Пикировка вызывает рост боковых и придаточных корней.

3. Что такое микориза? Какие растения образуют микоризу?

Нити грибницы плотно оплетают корень дерева и даже проникают внутрь его, образуя микоризу, или грибокорень

4. Каким образом атмосферный воздух поступает к корням растений, растущих на заболоченных почвах?

У таких растений имеются дыхательные корни, растущие вертикально вверх, пока не достигнут поверхности почвы.

5. Что такое аэропоника? Что такое гидропоника?

Аэропоника – выращивание растений без почвы путем опрыскивания корней питательными растворами. Гидропоника – выращивание растений на водных растворах со всеми элементами питания.

Клетка

1 . Окраска цветков мякоти арбуза – розовая, мякоти помидора – красная, мякоти лимона – желтая. Однако известно, что цитоплазма растительных клетокбесцветна. С чем связаны различия в окраске клеток?

В клеточном соке, заполняющем вакуоли, могут содержаться красящие вещества – пигменты. Они и обуславливают окраску органов и тканей, в которых накапливаются.

2. Объектив микроскопа увеличивает в 40 раз, а окуляр – в 10 раз. Подсчитайте, какое увеличение можно получить в микроскопе.

3. Клубни сырого картофеля твердые. Но при варке, особенно очищенного картофеля, они становятся рассыпчатыми. С чем это связано?

Между оболочками соседних клеток находится особое межклеточное вещество. Если это вещество разрушается, клетки разъединяются. Так происходит при варке клубней картофеля.

4. Клетки какой ткани обеспечивают питание растений на свету? В каких органах растения расположена эта ткань?

5. Если рассмотреть под микроскопом лист водного растения элодеи, то легко можно увидеть движение цитоплазмы в ее клетках, хотя она совершенно прозрачна. Объясните, благодаря чему видно движение цитоплазмы.

Цветковые растения

1. Ботаники совершенно авторитетно заявляют, что до 1815 г. лопух совсем не встречался во Франции, однако в настоящее время он очень широко распространен там. Каким образом это сорное растение попало во Францию? Какое историческое событие этому способствовало?

2. На суходольном лугу скосили все растения. Вам предложили выяснить, росли ли на лугу растения из семейства бобовых. Выполнимо ли это задание? Ответ поясните.

3. Различия между двудольными и однодольными цветковыми растениями не всегда бывают четко выражены. Однако по многим признакам эти растения четко отличаются друг от друга. Перечислите признаки различий между двудольными и однодольными растениями.

4. Для большинства дикорастущих растений этого семейства характерно содержание в побегах, корнях, цветках и плодах сильных растительных ядов – алкалоидов. Однако многие культурные растения этого семейства являются овощными культурами. Как называется это семейство? Назовите растения, относящиеся к этому семейству.

Рассмотрите формулы цветков (готовлю на отдельных карточках). К представителям каких семейств цветковых относятся данные формулы?

Культурные растения

1. Какое растение объединяет такие национальные блюда, как итальянская полета, румынская и молдавская мамалыга, грузинская мчади или гоми?

Кукуруза

2. Часто это растение называют «зеленой коровой», так как из его семян делают молоко, простоквашу, творог и сыр, а так же масло, заменители какао и шоколада. Назовите это растение.

Соя

3. В Древнем Риме ее называли капут, что означает «голова», а на греческом оно звучит как «брассо», то есть «трещать»,»хрустеть». А как это растение называем мы?

Капуста

4. В древнем Риме их называли «невиданно вкусные оранжевые армянские яблоки». Карл Линней даже увековечил «армянское» происхождение этого культурного растения в его названии – армениака вульгарис. Что это за растение?

Абрикос

5. В одном из посланий испанский конкистодор Кортес писал своему королю: «Одной чашки этого ценного напитка достаточно, чтобы человек оставался бодрым в течении целого дня похода.» О каком растении идет речь и что вы о нем знаете?

Какао

Споровые растения

1. Какие растения относятся к высшим споровым? Почему они так называются?

2. Почему большинство мхов произрастают плотными дерновинками и являются невысокими растениями?

3. Чем представлено половое поколение в жизненном цикле папоротника? Из чего развивается и как живет это поколение папоротника?

4. В торфяниках порой находят неразложившиеся тела людей, например средневековых тевтонских рыцарей в латах. С какими свойствами сфагновых мхов связана сохранность таких удивительных находок?

5. Латинское название этого растения происходит от двух слов: «еквус» – лошадь и «сета» – щетина, или хвост, то есть «лошадиный хвост». Колонисты Северной Америки называли это растение «камышовыми мочалками». Что это за растение?

Хвощполевой

Лишайники

1. Чего больше всего боится лишайник?

Лишайники не боятся ничего, кроме загрязнения воздуха. При высоком содержании серы и других загрязнителей в атмосфере они гибнут.

2. Почему вблизи лишайников гибнут бактерии и плохо прорастают споры грибов?

Лишайниковые кислоты.

3. Русский физиолог растений К.А.Тимирязев назвал лишайники «растениями-сфинксами». Объясните – почему?

Лишайники считают самыми старыми растениями. Например, возраст антарктических корковых лишайников как минимум 10000 лет.

4. В чем заключается симбиоз лишайников?

5. Вид лишайников, который часто называют ягелем?

Кладония, или олений мох.

Грибы

1. Какие грибы растут под землей недалеко от корней деревьев?

Трюфеля

2. Почему внутри «ведьмина круга» нет травы?

Трава внутри «ведьмина круга» не растет потому, что там слишком плотная грибница. Грибы активно потребляют воду и питательные вещества, почва истощается.

3. Знаете ли вы фамилию ученого, который работая с грибами в 1929 г. выделил природный пеницеллин. Оценило ли человечество это открытие?

Флеминг, получил Нобелевскую премию.

4. Почему дрожжи назвали дрожжами?

От слова дрожать, как дрожит пена на бродящем соке.

5. Гриб паразит хлебных злаков, вызывающий у человека и животных заболевание «злые корчи», или «антонов огонь».

Спорынья.

Литература

1. Ивченко С.И. Книга о деревьях. – М.: Лесная промышленность, 1973. 2. Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. Для общеобразоват.учеб. заведений.–М.: Дрофа, 1997. 3. Рохлов В, Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для Учащихся и родителей.– М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. 4. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Растения – М.: ТКО «АСТ», 1996.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

УРОК. В царстве растений | Разработки уроков, презентации, планирование, конспекты занятий

Цель: Ознакомить учеников с разнообразием растительного мира, сформировать понятие Дерево, куст, травянистые растения; Ознакомить с функциональным назначением органов растений, показать приспособление растений для распространения плодов и семян; развивать наблюдательность; воспитывать бережливое отношение к природе, любовь к родному краю; чувство прекрасного в природе.

Оборудование: Раздаточные картинки, плакаты, таблицы, гербарий.

Ход урока

I. Организационный момент

—Дети, какая пора года настала?

—Как вы узнали?

—Какие изменения произошли в природе за неделю?

—Отгадайте загадку: «Невидимка ходит рощей, все деревья раздевает». (Осень)

II. Актуализация опорных знаний

—Что окружает нас в жизни и одновременно живет своей жизнью? (Растения)

—Какие вы знаете растения? (Кусты, деревья, травы) Чем они отличаются?

—Где растут растения?

I

II. Изучение нового материала

1. РАссказ с элементами беседы.

— растения распространены по всему земному шару. На огромных пространствах они образовывают леса, степи, луга. Населяют они и водоемы растут дже на скалах и в сыпучих песках. Где бы они не росли, им всегда нужен солнечный свет, тепло, воздух, вода и почва. Растения обогащают

воздух кислородом, который нужен для дыхания людям и животным, делают его чище и свежее. Поэтому растения называют Зелеными легкими Земли. Благодаря воздуху мы живем и должны заботиться о его чистоте.

Ведь загрязненный воздух - большая угроза для всего живого. Нужно больше насаждать разнообразных растений: деревьев, кустов, цветов. В нашей школе есть такая традиция: каждый первоклассник и выпускник на память о себе сажает возле школы дерево.

В природе есть много видов растений: и деревья, и кусты, и травы.

Запомните, что дерево имеет только один высокий стебель (ствол), у куста - несколько низких крепких стеблей. Травянистые растения имеют мягкие, сочные, зеленые стебли.

Демонстрация таблицы, на которой изображены деревья, кусты, травянистые растения.

2. РАбота с учебником (С. 28-28).

—Какое строение имеет каждое растение? (Корень, стебель, цветок, плоды с семенами)

—Какие общие признаки имеют деревья и кусты?

—Сколько стволов имеет дерево?

— А Куст?

—Имеют ли ствол травянистые растения?

3. РАбота с гербарием «Органы растений».

—рассмотрите растения, назовите их. Расскажите о строении отдельных растений.

—К какой группе они принадлежат?

—Внимательно послушайте загадку В. Бутрим и попробуйте отгадать ее.

Что общего в калине,

И смородине и шиповнике,

Бузине, сирени, ежевике,

Крыжовнике, а еще в орешнике?

Имеет также барбарис

С ними несколько общих черт.

А вот мята, и земляника,

И одуванчик, и пшеница,

И тополь, и кипарисы

Совсем другие имеют черты! (Это кусты.)

—Как назвать одним словом мяту, землянику, одуванчик, пшеницу? (Травы)

—А что объединяет тополь и кипарисы? (Это деревья).

—Растения распределяют на Культурные (растения, которые выращивают люди на огородах, полях, в садах) и Дикорастущие (их никто не сажал, не ухаживал за ними, они растут сами).

• Культурные ли эти растения: Помидор, тыква, малина, морковь, рожь, огурцы, мак, одуванчик, свекла?

(Одуванчик — дикорастущее растение, а мак и малина бывают и культурными, и дикорастущими.)

• Культурные ли эти растения:

Кабачки, арбуз и дыни, абрикос и клубника,

Подорожник и пшеница?

(По ошибке попал в перечень культурных растений подорожник).

4. Физкультминутка.

Учитель

Трава низенькая, низенькая, Деревья высокие, высокие. Ветер деревья баюкает, качает, То вправо, то влево наклоняет, То вперед, то назад. То вниз пригибает. Птицы летят, отлетают, а дети за парты садятся.

— В плодах созревают семена. Для распространения семян растения имеют разные приспособления: семя клена — крылышки, одуванчика — парашютики. Одни семена разносятся ветром, а другие прикрепляются к животным и таким образом распространяются.

5. Работа с учебником (С. 30-30).

6. Роль растений в жизни людей.

— растения являются главной пищей, лекарством, кормом для животных, сырьем для промышленности, строительным материалом. Дети, сейчас много видов растений

и животных исчезли или исчезают (их уничтожили). Многие из них занесены в Красную книгу - это перечень растений и животных, которым угрожает полное исчезновение на Земле. Эту книгу сравнивают с красным знаком светофора - сигналом, который извещает об угрозе и требует быть внимательным и осторожным.

Работа с иллюстрациями, рисунками растений, которые занесены в Красную книгу: подснежник снежный, мелкоплодная клюква, пион тонколистый, и т. п.

— Срывая лесные и полевые цветы, мы наносим непоправимый ущерб растительному миру своего края.

Памятка

• Каждый зеленый листок, каждая травинка выделяет в воздух кислород. Без него нет жизни. Не топчи, не рви растения напрасно.

• Самый красивый цветок тот, который цветет там, где вырос. Не губи его!

• Небольшой скромный букет цветов говорит о том, что ты сознательный, добрый, бережливый человек.

• Чтобы потерять молодое дерево, нужна минута, а вырастить - года. Не ломай черемуху и другие кусты! Природа щедра к нам. Все, что мы имеем, - от нее, так отплати ей своей добротой, вниманием, и она будет более щедрой.

IV. Обобщение и система знаний

Игра «Назови растение» (игра с мячом)

Ведущий бросает мяч игрокам, которые называют дикорастущие растения, культурные растения, растения, которые занесены в Красную книгу.

V. Итог урока

- В народе говорят, что каждый человек в своей жизни должен посадить дерево. Где бы вы не были, вы должны всегда помнить, что нельзя топтать траву, ломать деревья, срывать цветы.

Слова этого стиха должны вдохновлять вас на добрые дела.

Вон ползет мурашка, вот журчит река. Не ломай ромашку, не топчи травку. В зеленых дубравах, в кистях калина, Глянь, какая замечательная наша Украина!

VI. Домашняя задача

1) Обработать учебник.

2) Подобрать загадки о культурных и дикорастущих растениях.

3) Подготовить рецепт лечебного чая (с помощью родителей).

www.testsoch.com

Царство растений - дошкольное образование, уроки

Конспект открытого занятия по ОСОМ

Айналадағы әлеммен танысу

Тақырып: Царство растений

Мақсаты: Подвести детей к пониманию того, что в природе есть

удивительный мир – мир растений, ввести и обосновать

классификацию растений на дикорастущие и культурные ( по

взаимоотношениям с человеком).

Развивать память, мышление, внимание.

Воспитывать любовь к природе.

Материал. Картинки и иллюстрации с изображением различных растений,

комнатные цветы, аудиозапись, эмблемы «хорошего

настроения»

Сабақтың барысы

Бөлімі – 1

1. Организационный момент

- Сәлеметсіңдер ме балалар! Сегодня у нас праздник, потому что к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. (Дети встают и хлопают в ладоши).

2. Психологический настрой

- Дети, закройте глазки и внимательно с наслаждением послушайте отрывок музыкального произведения. Представьте, что мы попали в лес. В лесу свежий воздух, шумят зеленые деревья, колышутся травы и цветы, слышны голоса птиц. Вдохните свежий воздух. И с хорошим настроением приступим к занятию.

3. Ознакомление с темой

Тема нашего занятития «Царство растений». Сегодня мы познакомимся с миром растений. Выясним в каких отношениях с людьми они находятся.

- Дети, как называется наша планета? (Земля)

- Дұрыс!

На нашей планете живут люди, обитают животные.

- А что еще живет на Земле и окружает человека (растения)

( Обращаю внимание детей на картинки с изображением растений)

- Посмотрите, дети, на эти картинки.

- На Земле рядом с людьми живут разные растения. Растения- это целое царство-государство. Где бы мы не находились: в поле, в лесу, на реке,озере,берегу моря, в горах, степи, в городе, деревне повсюду нам встречаются растения.

- Ребята, а какие растения вы знаете? (Деревья, кустарники, травы, цветы).

- А какие растения живут вместе с нами в группе? (Комнатные цветы).

- Дұрыс! Посмотрите, сколько их много у нас.

- Кто же посадил и вырастил цветы и деревья, которые растут в лесу, в поле, на лугу?

Сюрпризный момент

(Раздается стук в дверь, в группу заглядывает Лесовичок).

- Ой! Ребята к нам в гости пришел Лесовичок. Проходи Лесовичок!

Лесовичок: Сәлеметсіңдер ме балалар! Я хозяин лесной. Вот хожу по разным уголкам Земли и проверяю все ли в порядке после зимы с растениями. И забрел к вам в детский сад. Вижу у вас много деревьев на участке. Я случайно услышал ваш разговор. Послушайте меня,

я все знаю об этих растениях.

Они сами выросли на лугах, на полях, в лесу. Человек не принимал и не принимает участие в жизни этих растений (не сажает их, не ухаживает за ними). Такие растения называются дикорастущими.

- Рақмет Лесовичок! Нашим детям очень интересно было все это узнать. Оставайся у нас. Я думаю, что тебе будет интересно.

- Посмотрите, дети это береза қазақша - аққайың повторите, дуб қазақша - емен, клен қазақша- үйеңкі, сосна қазақша – қарағай

Ромашка қазақша- түймедағы, незабудка қазақша-ботағоз, ландыш қазақша- меруертгүл.

- Ребята, а кто знает как называется наш район?

- Тұрыңдар, балалар! Сейчас мы отдохнем

Физминутка (Эдвард Григ «Утро»)

Руки подняли и помахали

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу

Плавно руками помашем.

Это к нам птицы летят

Как они сядут, покажем

Крылья мы сложим назад.

- Отырыңдар!

Бөлімі - 2

(Показываю картинки с культурными растениями)

- Дети, посмотрите на эти картинки, на цветы в горшочках. Подумайте, и скажите, где мы встречаемся с такими растениями. (В саду, в огороде, на клумбах, у нас в группе есть комнатные растения). Мы собираем семена, выращиваем рассаду, ухаживаем за ней. Высаживаем весной саженцы яблонь, груш. Ухаживаем за ними, поливаем, подкармливаем. Растения, которые живут только при участии человека называются культурными. К культурным растениям относятся садовые цветы – роза қазақша - раушан, пион қазақша – шұғынық, георгин қазақша – нарғызгүл, фиалка қазақша - шегергүл, яблоня қазақша - алма ағашы ( произносятся на казахском языке дети повторяют), а также комнатные растения, они есть у нас в группе – кактус, герань, алоэ, хлорофитум, фиалка.

- А теперь скажите мне, какие растения зависят от человека? А как живут дикорастущие растения? Жарайсың!

Вывод: Культурные растения требуют заботы и внимания человека, а дикорастущие растения растут и живут по своим законам без участия человека. Но конечно и те и другие растения прекрасны и удивительны. Они украшают жизнь человека. Поэтому природу надо любить и охранять.

Тұрындар, балалар!

Физминутка

Разгулялся в поле ветер (маршируют)

Клонит травы и цветы. (наклоны влевую вправую стороны)

Попросили его дети (прыжки на месте)

Поиграй и с нами ты

-Отырындар балалар!

А сейчас мы поиграем в игру.

Игра «Где спрятано растение»

Комнатные растения ставлю на столе в один ряд. Прошу детей хорошо рассмотреть и запомнить растения и их расположение, прошу закрыть глаза. В это время меняю растения местами. «А теперь откройте глаза и скажите, что изменилось. Какие растения переставлены? Где они стояли раньше?»

(Во время игры дети называют цветы на русском и казахском языке)

Герань - қазтамақ, алоэ - жүзжылдық, кактус, фиалка - шегіргүл, хлорофитум

Жақсы! Жарайсың!

Загадки

- Ребята, сейчас я загадаю вам загадки. Отгадав их, вы мне скажите, к какой группе они относятся.

Клейкие почки,

Зеленые листочки.

С белой корой

Стоит под горой. (береза) қазақша – аққайың.

- Береза какое растение? (дикорастущее) Жарайсың!

Как зовут меня, скажи:

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок-

Синеглазый... (василек) қазақша – қозыошаған

- Василек какое растение? Жарайсың!

Ежик странный у Егорки

На окне стоит в ведерке

День и ночь он дремлет

Спрятав ножки в землю. (кактус)

- Кактус какое растение? (культурное) Жарайсың!

Растет в горшке красавица,

Всем ребятам нравится.

Строга и зла красавица,

Когда к ней прикасаются. (роза) қазақша - раушан.

Роза какое растение? (культурное)

Бөлімі – 3

ИТОГ:

- Какие бывают растения?

- Какие относятся к дикорастущим? А какие к культурным?

- Дети, понравилось вам наше занятие?

- А сейчас я вам раздам кружочки, которые надо дополнить улыбками, то есть выразить свою радость.

(На кружочках есть глазки дети дополняют их улыбками)

- Все дети работали хорошо! Жарайсың!

- А теперь подарите свое хорошее настроение нашим дорогим гостям.

(Дети вручают кружочки гостям)

kopilkaurokov.ru

Путешествие в царство растений - Биология - В помощь учителю - Наша библиотека

Тема: Путешествие в царство растений Цель: Обобщение и закрепление знаний о царстве растений. Применение знаний на практике. Умение определять растения различных семейств. Значение растений в природе и в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к флоре РК, исходя из ее роли в жизни человека и всех живых организмов. Тип: обобщающий урок Метод: путешествие Оборудование: таблицы, плакаты, гербарий, высказывания ученых, поэтов.

Ход урока. I. Организационный момент. II. 1.Станция теоретическая. Вопросы к классу: Термины: прокариоты, эукариоты, микология, симбиоз, микориза, хламидомонада, ризоиды, сорусы, голосеменные, покрытосеменные. Два ученика у доски заполняют признаки однодольных и двудольных Однодольные Двудольные Семядоля___________________________________________ Корень______________________________________________ Жилкование_________________________________________ Пример_____________________________________________

Сколько на земле царств живых организмов ?

2.Станция театральная Сценка «Вред и польза сорных растений». Судья. Слушается дело о нарушителях, отбирающих у человека урожай, на получение которого он затрачивает свой труд. В нарушениях обвиняется Осот, Полынь и марь. Следствие показывало, что Осот систематически перехватывает удобрение, особенно азотные. От этого культурные растения страдают, дают плохой урожай. Марь создала в земле целый «Банк семян» и каждый год после культивирование почвы дает массовые всходы и мешает расти сахарной свекле. Она повинна также в том, что заселяет вместе с полынью обочины полей и оттуда совершает побеги на поля всех культур. Следствие установило, что обвиняемые вредят культурным растениям уже более 10 тыс. лет, с тех пор, как человек научился выращивать сельскохозяйственные культуры. Предоставляю слово потерпевшим: главному агроному колхоза»Огуречный» тов. Засыпалову и главному агроному Овощного района тов. Наплевалову. Товарищ Высевалов вам, слово. Высевалов. Осот цветет каждый год, отбирает у культурных растений удобрения, его семена разносятся ветром и засоряют все новые и новые посевы. Из-за Осота урожай в нашем колхозе снижается в два раза. Судья. Слова предоставляется тов. Засыпалову. Засыпалов. Моей бригаде никогда покоя нет от Мари. Тракторист без конца культивирует то картошку, то кукурузу, то сахарную свеклу. А Марь все всходит и всходит, растет и растет. Судья. Представляю слово тов. Наплевалову. Наплевалов. Каждый год я прошу проводить вспашку обочин полей, чтобы вокруг них не было сорняков. Но сколько ни пашем, все равно Полынь растет, не говоря уже о Мари, которая размножается очень быстро. Судья. Слово осоту. Осот. Все это неправда! Пострадавшие сами виноваты во всем. Они нарушали сроки зяблевой обработки, в комбайне не отрегулировали заслонки, и поэтому мои семена вместе с шелухой разносились ветром. А я ничего плохого не делал. Удобрения внесли – припрятал их в своих корневищах, а когда корневища стали гнить – вернул все обратно. А еще я доставал минеральные элементы из глубоких слоев почвы, куда корням пшеницы или кукурузы не добраться. Если пострадавшие не нарушали агротехнику и правильно отрегулировали комбайны, не было бы меня так много. Сами меня развели. Судья. Слово обвиняемой Мари. Марь. И я невиновата! И меня развели. Зачем запаздывали с культивацией и давали моим семенам в почву сыпаться? Они потом по 20 лет в почве лежат, и часть из них каждый год прорастает. Сами запустили поля, по нескольку сотен тысяч семян на гектар накопили, а и теперь меня обвиняете. Травы многолетние надо было сеять, озимые выращивать. Я бы и не плодилось так. А раз позволяете – куда денешься я ведь живая. Судья. Предоставляю слово Полыни. Полынь. А меня просто оклеветали! Я на поле вообще расти не люблю, расту вдоль дорог, по кроям полей. Если меня не трогать, то я пользу приношу - вредных насекомых отпугиваю. А ведь я и есть растение пустырей, нечего обвинять меня в том, чего я никогда не делал. Когда я расту поверхность почвы закрываю, пыли нет в воздухе. Потом года через два - три я сама освобождаю место луговым травам. Это называется сукцессией. Судья. Слово прокурору. Прокурор. Я настаиваю на том, чтобы подсудимые были сурово наказаны! Они повинны в том, что из года в год мы недобираем с полей 20-30% урожая. Поля должны быть чистыми от сорняков, надо избавляться от них, применять гербициды, проводить глубокую отвальную вспашку и другие воздействия на сорняки. Все, что они говорили в свое оправдание - хитрые уловки, я думаю, что суд разберется, кто прав и кто виноват. Судья. Слово предоставляется адвокату. Адвокат. Мы выслушали много обвинений в адрес сорняков. Мы видим однако, что есть немало смягчающих обстоятельств, которые суд должен учесть, прежде чем принять решение. Осот обвинили в том, что он отнимал у культурных растеканий удобрения. Но ведь он не уносил их с полей, а запасал в своих корневищах, которые перегнивая, отдавали эти удобрения обратно. Там, где рос Осот, удобрение не вымывались дождями, не попадали в соседнее озеро, там и по сей день есть лягушки и рыба. Марь развелась так потому, что у нее имеется «банк семян». Но эти «банки» возникли из – за того, что каждый год главный агроном тов. Наплевалов давал указание пахать с оборотом пласта и семена мари закапывались в почву. А когда пласт переворачивали, семена оказывались на поверхности и им ничего не оставалось делать, как прорастать. Тов. Наплевалов каждый год следит за тем, чтобы перепахивали обочины полей и тем самым помогает расселению Мари. Если бы этого не делали, то через два-три года по краям полей росла Полынь, которую обвинили здесь в том, что она засоряет посевы. А это совсем не так. Полынь относится к растениям пустырей и вместе с другими такими же растениями, которые называются рудералами – чертополохом, пустырником, крапивой, татарником и.т.д. не вредна, а полезна. Многие рудеральные растения является лекарственными, их можно скашивать на силос, они хорошие медоносы… Заканчивая свою речь, я хочу сказать, что обвиняемые не виноваты в том, что делали! Они не против, чтобы их на полях было мало. Они хотят помочь культурным растениям, извлекая их более глубоких слоев почвы питательные элементы, сохраняя удобрения , от вымывания, отпугивая вредителей, помогая перегнивать стерне, мешая развиваться процессам эрозии почвы. Однако потерпевшие безграмотно ведут хозяйство, что сами развели сорняки и теперь пытаются свалить вину с больной головы на здоровую! Считаю, что подсудимые невиноваты, судить надо потерпевших, судить за их экологическую безграмотность. Рожь. Уважаемый суд, прошу слова. Знаете ли вы, что я Рожь, долго была сорняком? Прочитайте, что писал обо мне академик Николай Иванович Вавилов. Я засоряла поля, потом на меня обратил внимание человек и не уничтожал, а ввел в культуру. Теперь меня сеют и в нашей стране, и за рубежом. Не спешите осуждать моих братьев, разберитесь как следует, может быть они невиноваты. Гость-иностранец. Я тоже хотел говорить. Я есть представитель «кукурузкомпани». Этот суд совсем не есть хороший. Не сорняк виноват, а руководитель, он плохо обрабатывает почва, и потому сорняки там много растет. Я скажу мой опыт. У меня сорняки на поле есть, они помогают получить урожай и гонять от поля плохие насекомые, гребные болезни. Я мало применять пестицид, и мой зерно имеет цена в три раза больше, чем мой сосед, который все время брызгал пестицид. У нас в стране есть даже специальный заповедник для сорняки, где их охраняют. Я никогда не скажу: «Бороться с сорняки», я говорить «Контроль сорняки». Надо уважать экологию и беречь землю. Пусть суд хорошо разбирается кто виноват! Судья. Суд заслушал выступление адвоката, объяснения, которые дали суду обвиняемые , а также свидетели, и признают Осот, Полынь и Марь невиновными. Действительно, сорные растения исторически связаны с культурными, многие из которых - рожь, ячмень, морковь и др. – начали свою жизнь как сорняки. При правильной обработке почвы и применении в хозяйстве севооборота численность сорняков может быть очень невысокой. В этом случае они приносят не вред, а пользу. Виноваты не сорняки, а те руководители, которые допускают их массовое размножение. Обвиняемые Осот, Полынь, Марь оправданы. Суд предлагает рассмотреть вопрос о привлечении руководителей хозяйств, которые здесь выступали как обвинители, к персональной ответственности за нарушение правил ведения сельского хозяйства. Они экологически безграмотны и сами виноваты в тех потерях урожая, которые пытались свалить на сорняки. С них надо строго спросить. 3. Станция исследовательская. Групповая работа по карточкам. Карточка № 1 1. Допишите схему Вид Род ________ Класс ________ Царство 2. Определите формулу семейства: Ч(5), Л(5), Т5, П(2) Карточка № 2 1. Допишите схему Царство

_____________

_____________

_____________

_____________ Вид 2. Определите формулу семейства: Ч(5), Л5, Т(), П Карточка № 3 1. Допишите схему Царство_______________

Отдел ________________

Класс ________________

Семейство____________

Род картофель

Вид ______________ 2. Определите формулу семейства: Ч5Л3+(2)Т(9+1) П1 Вопросы: 1.Сколько мы прошли семейств ? 2.Какие классы растений вам известны ? 3.Самое большое семейство ? 4.Назовите первые 3 крупных семейства ? 4.Станция лекарственная Уч-ся подготовили материал о лечебных свойствах растений. Рассказ сопровождается показом. 1 ученик рассказ о редьке Хорошее средство от кашля. Приготовить его надо так: взять черную редьку, вымыть ее, ножом вырезать сердцевину, так, чтобы в нее вошли 2 чайные ложки меда. Положить редьку в чашку, накрыть плотной бумагой и оставить на 3-4 часа. Жидкость, образующуюся внутри редьки, пить3-4 раза в день до еды. 2 ученик рассказ о малине При простудных заболеваниях хорошим жаропонижающим средством считаются сухие плоды малины, заваренные в виде чая . Для этого 2 столовые ложки сухой малины заваривают в стакане кипятка, настаивают 15-20 минут, процеживают и пьют как чай2-3 раза в день с последующим укутыванием в постели. 3 ученик рассказ о луке Если кашель только начинается, то поможет сок лука. Несколько луковиц нужно мелко нарезать, положить в стеклянную посуду, густо посыпать сахаром и дать постоять. Полученный сок пьют 4-5 раз в день по чайной ложке. Лук помогает и при насморке. Для этого 1-2 столовые ложки натертого лука надо положить на дно чашки, которую поставить в посуду с горячей водой. Чашку накрывают воронкой из плотной бумаги и через нее попеременно дышат то одной, то другой ноздрей по 5-10 минут 3-4 раза в день.

К какому семейству относятся названные растения ?

5. Станция экологическая. 1. Почему деревья называют «легкими» города ? 2. Семейство крестоцветные, почему получило такое название ? 3. Нужно ли охранять растения ? 4. Что было создано для охраны растений и животных ? 5. Сколько заповедников в РК и в Костанайской области ? 6. Какие лекарственные растения растут в нашем крае ? 7. Какие три типа цветков имеются в семействе сложноцветных ? 8. Как человек использует лекарственные растения ? 9. В каком семействе ядовитые растения ? 10. Из какого растения получают касторовое масло ? 6.Станция историческая. Уч-ся подготовили рассказ о растениях. О полезных свойствах лопуха «Лопух» - говорят о человеке простодушном, доверчивом. «Пристал, как репей» - это тоже о лопухе. Словом, сорное, никому не нужное растение, символ навязчивости. выйдешь на ули¬цу летом в деревне, а он тут как тут -у крыльца, у помойки, у дороги, в канаве. Всюду. Так и просится к человеку, словно говорит: «При глядись ко мне внимательнее, уж не так я и плох)). И на самом деле, лопух очень полезен. Он двулетник, из семейства сложноцветных. Его родней являются знаменитые астры, ноготки, бархатцы, васильки, одуванчики. И красавец под¬солнечник ему тоже родня. Чтобы оценить лопух, надо докопаться до его корней. Корень .у одно¬летнего лопуха просто замечательный. На хоро¬ших почвах он достигает толщины крупной мор¬кови, только размером побольше. Его можно есть сырым, вареным, жареным, печеным. Его можно класть в суп вместо картофеля и петрушки. В нем содержится 12 % белка и 45 % сахара. Поэтому из корней лопуха можно получить слад¬кое повидло. А еще лопух используется как наружное ле¬чебное средство. Из корней лопуха, если их на¬стоять на оливковом масле, можно получить ре¬пейное масло для укрепления волос. Вот как полезен лопух, всем нам знакомое растение, живущее возле нашего дома! О лесном целителе Робинзон Крузо за 28 лет жизни на необитае¬мом острове ни разу не болел. Но не всем же робинзонам так везет! Самое неприятное для путешественника - это невозможность передви¬гаться. Солнце светит, птицы поют, а ты сидишь в самом скверном настроении - натер ногу и ид¬ти дальше не можешь. Еле-еле доковылял до тропинки и повалился без сил на траву. Оглянись вокруг - ты сидишь на лекарстве! Вот он, друг путешественников, с розеткой ли¬стьев, из середины которой поднимается стебе¬лек с зелеными шариками семян. ну конечно же, это подорожник! (Демонстрируют гербарный экземпляр и круп¬ное изображение растения.) Сорви листок, оберни им больное место. Ты почувствуешь, как боль постепенно утихает. Листочек приятно холодит, и ты скоро переста¬ешь хромать и забываешь о своем спасителе. Что о нем помнить_ Ведь это всего-навсего подо¬рожник! А ведь он тоже путешественник, хотя и не¬подвижно сидит на тропинке. По-латыни его на¬зывают «плантаго», что означает «ступня», «сле¬довать». Он и на самом деле ступает вслед за че¬ловеком, приклеивая свои семена к подошвам его ног. Так подорожник сумел пересечь даже океан и оказался в Америке, где его раньше и не видывали. «След белого человека» - назва-ли его индейцы, коренные жители Америки.

Где найти в лесу вату За ней надо пройти на болото, где растет в изо¬билии мох сфагнум. Во время войны он не раз выручал партизан и наших бойцов, попавших в ок-ружение. Листья сфагнума обладают удивитель¬ным свойством - они могут впитывать жидкость. Приложенный к ране слегка отжатый сфагнум заменит и вату, и йод, так как содержит в своих клетках вещество сфагнол, убивающее бак¬терии гниения. Недаром в толще болот неод¬нократно находили прекрасно сохранившиеся те¬ла погибших людей и животных, куски деревьев.

Вопрос: Дайте объяснение тому факту, что в торфяных болотах находят неразложившиеся трупы животных ?

6. Биологический диктант. Перед началом диктанта школьникам раздаются листочки с начерченной таблицей. Им нужно только подписать работы и в ходе диктанта проставить звездочки в определенных клеточках таблицы.

Диктант.

Названия семейств Номера вопросов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Крестоцветные Розоцветные Бобовые Пасленовые злаки

1. Цветок состоит из 4 чашелистиков, 4 лепестков, 6 тычинок, из которых 4 длинных и 2 коротких, 1 пестика. 2. Лепестки цветка имеют особые названия: парус, весла и лодочка. 3. Плод – зерновка. 4. Цветок состоит из 5 сросшихся чашелистиков, 5 сросшихся лепестков, 5 тычинок, 1 пестика. 5. К данному семейству относится много ядовитых растений. 6. Плоды – стручки или стручочки. 7. Цветок состоит из 5 сросшихся чашелистиков, 5 лепестков, два из которых срастаются, 10 тычинок (9 срослись, одна свободная), 1 пестика. 8. На корнях растений, относящихся к данному семейству, имеются клубеньки 9. Цветок состоит из 5 чашелистиков, 5 лепестков, множества тычинок и пестиков. 10. Листья растений данного семейства, как правило, узкие, длинные, с параллельным жилкованием. 11. Среди растений данного семейства много ценных плодовых деревьев. 12. Стебель растения – соломина 13. Среди растений данного семейства много видов, являющихся сорняками. 7. Подведение итогов урока.

СПАСИБО ЗА УРОК.

collegy.ucoz.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта