Зачем растению стебель. Урок окружающего мира по теме "Зачем растению корень" в 3-м классе

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Почему стебель называют транспортной системой растения? Зачем растению стебель


Зачем растению стебель?

Стебель есть почти у всех растений (кроме, разве что, водорослей). У некоторых растений он очень короткий, почти незаметный, а у некоторых огромный и мощный. У деревьев стебель превращается в огромный ствол. Так зачем же растениям нужен стебель и как он устроен?

Назначение стебля

Стебель имеет осевую форму. Он может быть округлым, а может быть ребристым. На нем располагаются листья и почки, а также цветы и плоды. Стебель связывает эти органы с корнем, доставляя им воду и азот, а корню – органические вещества. Стебель постоянно растет. Как правило, зона роста располагается на кончике. Однако у некоторых растений зоны деления клеток «вставлены» по длине стебля. Кстати, ткань, за счет которой растет стебель и корень, называют меристемой.

Стебель может быть травянистым, а может быть деревянистым. Зеленый травянистый стебель способен осуществлять фотосинтез, как листья. У кактусов, листья-иголки которых вообще не способны осуществлять фотосинтез, эта задача целиком ложится на стебель. Зато плотный древесный стебель может «выдержать» больше листьев, растение может быть крупнее. Поэтому деревья могут достигать огромной высоты, недоступной травам. Кроме того, деревянистый стебель способен пережить морозы, а травянистый – нет.

В стебле, как и в корне, могут запасаться питательные вещества и влага. Так происходит у кактуса и у картофеля. Кстати, клубни картофеля – это не корень. Это видоизмененный стебель.

Строение стебля

Несмотря на столь разный внешний вид, все стебли имеют схожее строение. Очень удобно его изучать на спиле дерева. Снаружи стебель покрыт кожицей или коркой. Эта оболочка препятствует испарению влаги, зато позволяет растению дышать благодаря расположенным в нем устьицам. Под этой оболочкой располагается тонкий слой мертвых клеток - пробки. Затем идет сама кора. Здесь расположены проводящие ткани и прочные волокна.

Под корой располагается тонкая прослойка активно делящихся клеток. Благодаря ним стебель растет в ширину, утолщаются древесина и кора. Этот слой называют камбием. Под камбием располагается древесина, где расположены сосуды, проводящие воду. Здесь они уже, чем в коре. В центре ствола, сердцевине, зимой скапливаются питательные вещества.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Стебель нужен растению прежде всего для

 • Стебель нужен растению прежде всего для того, чтобы проводить воду от корня • Стебель нужен растению прежде всего для того, чтобы проводить воду от корня к органам фотосинтеза — листьям, а также для того, чтобы удерживать и располагать листья необходимым образом. • Но кроме этого он может служить для запасания воды и растворов сахаров, и для размножения. • Иногда стебель вместо листа служит фотосинтезирующим органом. • Разнообразие стеблей растений очень велико.

Вид стебля. Примеры. Выполняемая функция

Вид стебля. Примеры. Выполняемая функция

Большинство деревьев имеет разветвленный стебель — ствол с ветвями. Он может нести тысячи листьев. Большинство деревьев имеет разветвленный стебель — ствол с ветвями. Он может нести тысячи листьев.

Стволы пальм достигают большой высоты и толщины, но не ветвятся. Стволы пальм достигают большой высоты и толщины, но не ветвятся.

У трав листьев не так много, как у деревьев, и нагрузка на стебель меньше. У трав листьев не так много, как у деревьев, и нагрузка на стебель меньше. Стебель почти не одревесневает.

Корневище ландыша — это подземный стебель. Он используется и как место хранения запасов, и Корневище ландыша — это подземный стебель. Он используется и как место хранения запасов, и как способ размножения и перезимовки растения.

Ползучие стебли, например стебли лапчатки гусиной образуют придаточные корни. Так растение захватывает территорию. Ползучие стебли, например стебли лапчатки гусиной образуют придаточные корни. Так растение захватывает территорию.

Стебли лиан, таких как знакомый нам хмель, гибкие. Они используют как опору соседние деревья.

Стебли лиан, таких как знакомый нам хмель, гибкие. Они используют как опору соседние деревья.

Встречаются почти незаметные укороченные стебли, как у одуванчика. Встречаются почти незаметные укороченные стебли, как у одуванчика.

У подорожника стебель сильно укорочен, и потому незаметен. Такие растения называются ? ? ? У подорожника стебель сильно укорочен, и потому незаметен. Такие растения называются ? ? ?

У представителей семейства рясок листья исчезли, а их роль взял на себя крошечный стебель. У представителей семейства рясок листья исчезли, а их роль взял на себя крошечный стебель.

У кактусов стебель развит очень сильно. Он и фотосинтезирует, и накапливает запас воды. У кактусов стебель развит очень сильно. Он и фотосинтезирует, и накапливает запас воды.

Донце, к которому крепятся чешуи луковицы — это тоже стебель, а чешуи — видоизмененные Донце, к которому крепятся чешуи луковицы — это тоже стебель, а чешуи — видоизмененные листья. Луковица — побег.

чечевичка или устьице пробка или кожица луб камбий древесина сердцевина чечевичка или устьице пробка или кожица луб камбий древесина сердцевина

Конус нарастания — группа способных к быстрому делению клеток. На верхушке побега расположена группа

Конус нарастания — группа способных к быстрому делению клеток. На верхушке побега расположена группа клеток, которые способны интенсивно делиться — конус нарастания (сравните с зоной деления корня). Этим обеспечивается верхушечный рост стебля.

Весной происходит рост стебля одновременно с развитием листьев из зачатков. Весной происходит рост стебля одновременно с развитием листьев из зачатков.

В толщину ствол дерева растет за счет деления плоских клеток ? ? ? , В толщину ствол дерева растет за счет деления плоских клеток ? ? ? , которые расположены между лубом и древесиной.

Весной из камбия формируются рыхлые слои ранней древесины, осенью — мелкие клетки поздней древесины. Весной из камбия формируются рыхлые слои ранней древесины, осенью — мелкие клетки поздней древесины.

На срезе дерева видны слои древесины. Каждый образовался из камбия за один летний сезон. На срезе дерева видны слои древесины. Каждый образовался из камбия за один летний сезон.

За счет чего при разбивке парков можно придать нужную форму кроне дерева? За счет чего при разбивке парков можно придать нужную форму кроне дерева?

Чаще всего для этой роли служат различные побеги: расположенные под землей удлиненные корневища и Чаще всего для этой роли служат различные побеги: расположенные под землей удлиненные корневища и короткие клубни, и луковицы, и тянущиеся по поверхности земли столоны-усы. Многие растения просто тянутся стеблем по поверхности земли и при этом укореняются в узлах стебля.

С помощью вегетативного размножения растения осваивают ближайшие участки территории. При этом часто образуются заросли С помощью вегетативного размножения растения осваивают ближайшие участки территории. При этом часто образуются заросли называемые клонами. Клоны некоторых растений могут разрастаться сотни лет и занимать несколько квадратных километров.

 Вегетативное размножение издавна используется человеком. Во-первых, при этом не происходит скрещивания. Полученные таким Вегетативное размножение издавна используется человеком. Во-первых, при этом не происходит скрещивания. Полученные таким образом новые растения сохранят все ценные признаки родительского. Такой способ подходит для размножения растений ценных сортов. Во-вторых, зачастую вегетативное размножение происходит быстрее, чем семенное, и позволяет с меньшими хлопотами получить здоровое потомство.

Давным-давно известно размножение растений с помощью черенков. Черенок — это обрезок побега, который способен Давным-давно известно размножение растений с помощью черенков. Черенок — это обрезок побега, который способен дать корни и развиться в полноценное растение. Черенками размножают многие садовые кустарники и деревья, а также комнатные растения. Отводки — почти те же черенки, но их сперва укореняют, а уже потом отделяют от материнского растения.

present5.com

Почему стебель называют транспортной системой растения?

Почему стебель называют дорогой с двусторонним движением, Вы узнаете из этой статьи.

Почему стебель называют транспортной системой растения?

Одной из главных функций стебля является транспорт воды, органических и минеральных веществ. Вода вместе с минеральными веществами поглощается растениями из почвы при помощи корня, и поступает в сосуды, ксилемы и трахеиды стебля, поднимаясь вверх благодаря корневому давлению и транспирации, верхнего и нижнего двигателей.

Функцию транспорта в стебле исполняет флоэма, главные элементы которой – это клетки-спутницы и ситовидные трубки, образовывают единую систему транспорта в организме растения.

По флоэме стебля расположены органические растворенные вещества, которые постоянно перемещаются строго в двух направлениях – вниз и вверх. Именно благодаря этой способности стебель растения называют транспортной двухсторонней дорогой.

Что такое стебель растения?

Стебель – это осевая часть побега растения, которая несет на себе почки, листья, плоды и цветы. Главные функции стебля следующие:

  •  опорная,
  •  проводящая,
  •  запасающая.

Дополнительными его функциями являются: стебель – это орган вегетативного размножения, а также орган фотосинтеза.

Стебель имеет два основных типа: травянистый и деревянистый. Травянистый стебель преимущественно существует всего лишь один вегетационный период, и за свое существование он либо слабо утолщается, либо вовсе не утолщается. К таким растениям относят крапиву, лебеду. Деревянистый стебель – это, как правило, многолетний орган. Он неопределенно долго утолщается и образованный благодаря одревесневающим тканям. К таким растениям относят березу, виноград и смородину.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, почему стебель растения называют транспортной двухсторонней дорогой.

kratkoe.com

Стебель — опора и транспортная магистраль



Вопрос 1. Какую проблему обсуждают Антошка и биолог? Сравни свой вариант вопроса с авторским (с. 141).

Антошка и биолог обсуждают, зачем стебель растению. Какие же функции стебля в растении?

Вопрос 2. Как растут листья? (Жизненный опыт)

Листья растут из вегетативных почек на стебле. У разных растений листья располагаются по-разному (супротивно, поочередно, мутовки).

Каково назначение проводящих и опорных тканей? Как они называются? (5-й класс)

Назначение проводящих тканей. Транспорт воды и солей к листьям. Транспорт органических соединений от листьев к органам.

Назначение опорных тканей. Опора, защита, образование наружного и внутреннего каркаса.

Проводящие ткани – ксилема, состоит из сосудов (трахей), трахеид, механической ткани и паренхимы, и флоэма, состоит из ситовидных трубок с клетками-спутницами, клеток механической и основной тканей. Опорные – древесинные и лубяные волокна.

Что такое камбий? (5-й класс)

Камбий – боковая образовательная ткань, за счет деления клеток которой происходит вторичное утолщение стеблей и корней голосеменных и двудольных растений (рост в толщину).

Стебли каких растений люди заготавливают впрок и зачем? (Жизненный опыт)

Стебли сахарного тросника, сено (сухие стебли и листья) для корма животным, дрова (стебли деревьев) для отопления дома, лекарственные сборы для приготовления лечебных отваров и настоев.

Вопрос 3. Выясни с помощью текста и рисунков смысл названия этого параграфа.

Стебель служит опорой растения и переносит растворы от корней к листьям и в обратном направлении.

Вопрос 4. Какие функции выполняет стебель?

Стебель выполняет функции опоры, запасания питательных веществ, транспортную и фотосинтезирующую (зеленые стебли).

Вопрос 5. Как стебель защищён от высыхания?

Зимующие стебли, корни, корневища и клубни покрывает пробка – мертвые, плотно расположенные тонкостенные клетки, пропитанные жироподобным веществом – суберином. Такая ткань защищает от высыхания и механического повреждения.

Нижнюю часть стволов деревьев покрывает корка – большой слой клеток других омертвевших тканей. Защищает от механических повреждений, температурных колебаний и высыхания.

Вопрос 6. За счёт чего удлиняется ствол дерева?

Деревья растут ввысь за счёт добавления молодых побегов из почек.

Вопрос 7. Какие функции выполняют мёртвые клетки в стеблях покрытосеменных?

Мёртвые клетки ксилемы, отложившиеся в центре ствола, проводят растворы несколько лет до тех пор, пока между ними есть живые клетки других тканей. Позже они пропитываются укрепляющими веществами, перестают проводить воду и служат опорой стебля.

Клетки флоэмы функционируют обычно не дольше года, и древесина, разрастаясь, давит на прошлогодние клетки флоэмы, прижимая их изнутри к коре. Мёртвые клетки флоэмы защищают живые клетки стебля.

Из клеток камбия происходят не только вытянутые вдоль ствола клетки ксилемы и флоэмы, но и вытянутые поперёк ствола клетки, по которым вещества перемещаются между глубинными и поверхностными слоями стебля.

Вопрос 8. Что такое годичные кольца?

Годичное кольцо – слой древесины, образовавшийся за счет деления клеток камбия в течение одного вегетационного периода.

Вопрос 9. В какой ситуации растению полезен лежачий стебель?

Лежачий стебель полезен растению при постоянно дующих ветрах, чтобы он не сломался. Многие растения с помощью лежачего стебля размножаются.

Вопрос 10. Лесник пометил дерево на высоте двух метров от земли. Поднимется ли метка за десять лет?

Нет, не поднимется, так как стебель растений растет вверх своей верхушкой, а данная отметка, так и останется на том же самом месте.

resheba.com

Урок окружающего мира по теме "Зачем растению корень" в 3-м классе

Разделы: Начальная школа

Цель: дать понятие о функциях корня.

Задачи:

Образовательные:

  • дать представление о значении корня для растений;
  • познакомить учащихся с разнообразием корней;
  • закреплять знания об органах растений;
  • обобщать знания учащихся о разнообразии растений на Земле;
  • углублять знания о взаимосвязях живой и неживой природы.

Воспитательные:

  • продолжать воспитывать у учащихся бережное отношение к природе;
  • воспитывать аккуратность и усердие в работе.

Развивающая:

  • развивать у учащихся интерес к окружающему миру;
  • развивать словарный запас учащихся;
  • развивать произвольность психических процессов учащихся;
  • развивать познавательную активность детей.

Оборудование: учебник “Окружающий мир” Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова; мультимедиапроектор, учебная презентация “Корень”, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Олеговна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Надеюсь, что на уроке мы будем дружно работать и помогать друг другу.

– Проверьте, готовы ли вы начать урок: на месте ли учебник, тетрадь, пенал.

– Садитесь.

2. Повторение ранее изученного материала

Учитель: Ребята, вы уже знаете, что живые объекты (тела) природы принято называть живыми существами или организмами.

– Почему растения относятся к живым организмам?

Дети: Они питаются, дышат, растут, размножаются.

Учитель: Сейчас мы вместе вспомним органы растений, а несколько ребят будут работать по карточкам (5 ребят работают по карточкам) Приложение 1.doc

Учитель: Посмотрите на экран. Презентация.ppt Слайд 1

1. Назовите орган растения, закрепляющий его в земле?

Дети: корень

Учитель:

2. Наземный орган растений, на котором расположены листья, почки?

Дети: стебель

Учитель:

3. Боковой орган растений, расположенный на стебле?

Дети: лист

Учитель:

4. Самый красивый, яркий орган растений, привлекающий насекомых?

Дети: цветок

Учитель:

5. Что образуется на месте цветка у растений?

Дети: плод

Учитель:

6. Орган растения, находящийся внутри плода и служащий для размножения?

Дети: семена

Учитель: Очень трудно представить нашу жизнь без растений. Растения – важная часть природы. Они встречаются повсюду.

Учитель: Посмотрите внимательно на экран. Слайд 2

Здесь вам представлены разные группы растений. Вам нужно назвать каждую группу. А ребята, работающие на карточкам будут работать вместе с нами и проверять свои работы.

Если ответили правильно, ставим плюс, если не правильно – минус.

– Называем группу под цифрой 1.

Дети: папоротник

Учитель: Под цифрой 2.

Дети: хвойные (голосеменные)

Учитель: Под цифрой 3.

Дети: водоросли

Учитель: Под цифрой 4.

Дети: мхи

Учитель: Под цифрой 5.

Дети: цветковые

Учитель: Молодцы! Сдаем карточки, в конце урока я вам выставлю оценки.

– Согласны ли вы с утверждением, что у любого растения есть корень, стебель, лист, цветок плод с семенами?

Дети: нет

Учитель: докажите

Дети:

– мхи не имеют ни корней, ни цветков;

– у папоротников нет цветков, плодов;

– водоросли не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков;

– у хвойных растений нет цветков.

Учитель: Молодцы, ребята!

3. Сообщение темы и целей урока

Учитель: Но сегодня мы с вами поговорим и получше познакомимся только с одним органом растений, а вот с каким, вы мне скажите, посмотрев на экран. Слайд 3(1,2)

Дети: корень

Учитель: Правильно!

– Как вы думаете, что такое корень?

Дети: подземный орган многих растений

Учитель: Ребята, вы заметили, что слово “корень” можно объяснить по – разному, оно многозначное. Какие еще значения имеет это слово?

Дети: корень слова, корень зуба, корень волос…и т.д.

Учитель: Но нас с вами будет интересовать слово “корень” в каком значение?

Дети: орган растений

Учитель: Какой орган растений (где находится этот орган растений)? Слайд 4

Дети: подземный орган растений ( под землёй)

Учитель: Открываем тетради и записываем тему сегодняшнего урока: “Корень”.

-Записываем определение: Корень – подземный орган многих растений.

– Давайте выясним, зачем корень нужен растениям? Прочитаем сведения, данные на экране. Слайд 5

Учитель: Назовите функцию корня?

Дети: питание

Учитель: Следующую функцию корня мы узнаем, прочитав учебник. Открываем страницу 45. Находим тему: “Зачем растению корень”. Читаем 3 абзац.

– Назовите функцию корня?

Дети: закрепление в почве

Учитель: Правильно, корень служит опорой для растения. Слайд 6(1)

Учитель: Прочитайте про себя сведения, данные на слайде. Слайд 6(2)

Учитель: Представьте себе ситуация: начался сильный ураган. Как вы думаете, какое дерево выдержит, а какое сильный ветер может вырвать с корнем?

Дети: дуб выдержит, а ель ветер выдернет с корнем. Слайд 6(3)

Учитель: И это ещё не всё. Есть еще несколько функций корня.

Давайте прочитаем и найдём их в учебнике. Читаем последний абзац.

Дети: место хранения питательных веществ

Учитель: Можно сказать немного по-другому: запас питательных веществ. Слайд 7(1,2)

Учитель: Следующая функция?

Дети: размножение. Слайд 8(1)

Учитель: Приведите пример.

Дети: осина. Слайд 8(2)

Учитель: Какие растения ещё размножаются с помощью корня?

Дети: малина. Слайд 8(3)

Учитель: Давайте прочитаем подсказку в учебнике, страница 46.

4. Физкультминутка

– Давайте немного отдохнём. Встали из – за парт.

Бабочка

Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покрутилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела.

– Молодцы. Садимся за парты.

5. Закрепление изученного материала

Учитель: Сегодня мы с вами познакомились с функциями корня.

– Сколько их? Перечислите.

Дети: 4 функции: питание, опора, запас питательных веществ, размножение. Слайд 9

Учитель: Составьте в тетради схему функций корня, самостоятельно. Слайд 10(1)

Учитель: Так какие функции? Слайд 10(2)

– Но некоторые корни растений могут видоизменяться.

Рассмотрим некоторые из них. Слайд 11

Ходульные корни или корни – подпорки.

Это корни, которые отходят от ствола над землей и достигают почвы крутой аркой, создавая впечатление, будто дерево стоит на ходулях. Ботаники называют такие корни придаточными, а это просто означает, что они не на своем месте.

Змеевидные корни. Слайд 12

У многих тропических деревьев развиваются у основания ствола могучие боковые змеевидные корни, расходящиеся по поверхности почвы на расстояние до 60 м. Змеевидные корни – это корни, растущие горизонтально на самой поверхности земли. Они поддерживают ствол, как ванты, и добывают питательные вещества из подстилки и верхних слоев почвы.

Эпифитные корни или душители. Слайд 13

В тропиках многие деревья начинают жизнь высоко над землей в ветвях другого дерева. Птицы, белки, обезьяны, поедая лесные плоды, роняют семя на ветку, возможно где-нибудь метрах в тридцати над землей. Если такое семя попадает в развилку или в другое укромное место, оно чаще всего прорастает. Из этого семени развивается эпифит — воздушное растение, Которое удерживается на приютившей его ветке, обвивая ее крепкими корнями. Оттуда его корни сползают по стволу дерева-опоры на землю и начинают бурно разрастаться. Этот корень ползет по стволу. А так как они плотно прижаты к стволу дерева-хозяина, то, утолщаясь, продавливают его кору и в конце концов убивают его.

Учитель: Вы очень хорошо сегодня поработали и поэтому, я думаю, вы сможете ответить на мой видеовопрос.

– Посмотрите фрагмент сказки, вспомните его название и скажите, кто из героев оказался умнее и хитрее. Слайд 14

Учитель: Как называется эта сказка?

Дети: “Вершки и корешки”

Учитель: Кто хитрее? Почему?

Дети: Дед хитрее, потому что он взял репу(съедобная), а медведю достались листья(несъедобные)

Учитель: О какой функции дед знал, а медведь нет?

Дети: В некоторых корнях есть запас питательных веществ

6. Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся.

Учитель: Давайте подведём итог.

– Попробуйте сами задать друг другу вопросы по теме урока, но только в том случае, если вы сами знаете на него ответ(2,3 вопроса).

7. Домашнее задание

Учитель: Ваше домашнее задание: чтение учебника на странице 45.

Подготовить небольшой доклад о видоизменённых корнях.

– Большое спасибо за работу. Урок окончен.

Видео-приложение

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Стебель растения имеет сложное строение. Почему?

Проблемные задачи и вопросы по биологии
  1. Стебель растения имеет сложное строение. Почему? Дайте развёрнутый, обоснованный ответ.
  2. Одинаковой ли будет ширина годичного кольца, образовавшегося у разных деревьев за этот год? Почему? Укажите как можно больше количество причин, которые могут повлиять на процесс образования годичных колец у растений.
  3. Разработайте опыт, с помощью которого можно было бы доказать, что вода перемещается внутри стебля растения по древесине.
  4. В зимнее время у конкретного растения многие почки погибли в результате промерзания, а некоторые сохранились в живом состоянии. Почему одни почки этого растения погибли, а другие - нет?
  5. Проведено наблюдение за побегами разных растений одного биологического вида. Оказалось, что один побег вырос за год на 6 см, а другой – на 17 см. как можно объяснить разницу в величине прироста у этих побегов? Назовите как можно больше возможных причин.
  6. В природе встречаются растения с различными видами стеблей. Какие преимущества перед другими имеют растения с прямостоячим стеблем; с ползучим; вьющимся или цепляющимся? Придумайте ситуации, в которых наличие каждой из перечисленных форм стебля создавало бы трудности для растений.
  7. Представьте, что у картофеля перестали образовываться длинные подземные побеги – столоны. К каким отрицательным последствиям это могло бы привести и почему?
  8. В результате активной борьбы с корневищным сорняком пыреем количество этого растения на огороде через некоторое время только увеличилось. Мог ли огородник допустить какие-либо ошибки в борьбе с пыреем? Какие именно?
  9. У каких растений (водных или наземных) должны быть более развиты механические ткани? Почему вы так думаете?
  10. Представьте, что кожица листа перестала быть прозрачной. К каким последствиям это могло бы привести? Почему?
  11. В устьичных клетках есть хлоропласты, а окружающие их клетки кожицы листа хлоропластов не имеют. Как это можно объяснить?
  12. Как должно измениться количество и расположение устьиц на листе у растения, переходящего от водного к наземному образу жизни? Объясните причины этих изменений.
  13. Известно, что губчатая ткань, имеющая большое количество межклетников обычно находится в нижней части листа. Объясните этот факт. Представьте, что это правило не соблюдается. Каковы возможные последствия?
  14. Перечислите возможные причины, которые могли бы ускорить или замедлить процесс передвижения растворенных веществ по сосудам и ситовидным трубкам жилки листа.
  15. Посоветуйте овощеводу, как можно ускорить процесс фотосинтеза у выращиваемых в парниках и теплицах сельскохозяйственных растений.
  16. Известно, что фотосинтез протекает успешно при условии хорошего освещения и при этом образуется крахмал. Известно также, что клубни картофеля находятся в земле, то есть в полной темноте. Однако в них – огромное количество крахмала. Откуда же он там берётся?
  17. Можно ли увеличить скорость процесса фотосинтеза, если не удается усилить освещение? Если да, то что для этого необходимо сделать?
  18. В аквариуме, где очень много водных растений, ночью могут погибнуть все рыбы. Этого не произойдёт, если в сосуде с таким же количеством рыб находится меньшее количество растений. В аквариуме же без растений может наблюдаться гибель рыб, как и в первом случае.
Объясните эти странные факты, основываясь на своих знаниях о фотосинтезе и дыхании растений.
  1. Однажды на уроке в ответе одного из учащихся прозвучала следующая фраза: «Фотосинтез у растений происходит на свету, а дыхание – в темноте. В этом заключается основное отличие названных процессов друг от друга».
Согласны ли вы с прозвучавшим утверждением? Почему? Дайте полный и правильный ответ об отличиях между дыханием и фотосинтезом.
  1. Прокомментируйте следующее высказывание одного из учащихся: «Фотосинтез осуществляется в клетках, имеющих хлоропласты, а дыхание – в остальных клетках». С чем можно, а с чем нельзя согласиться в этом высказывании и почему?
  2. Известно, что растение поглощает воду из почвы, а затем испаряет её через устьица листьев. Получается, что растение поглощает большое количество воды, чтобы потом бесполезно её потерять, испарив во внешнюю среду.
  3. Два растения испарили разное количество воды за 1 час. Как можно объяснить эти различия? Приведите наибольшее количество предположений.
  4. Какие преимущества листопадные растения имеют перед вечнозелёными? Какие преимущества вечнозелёные растения имеют перед листопадными? Почему все растения не стали либо вечнозелёными, либо листопадными?
  5. Учёные утверждают, что скорость испарения воды листьями зависит от условий, в которых существует растение, а также от имеющихся у него приспособлений к регуляции процесса испарения. Согласны ли вы с этим утверждением? Почему? Приведите необходимые примеры.

bio.na5bal.ru

Корень. Стебель. Лист. - начальные классы, уроки

Учебный предмет: окружающий мир

Класс: 2

УМК «Перспективная начальная школа»

Авторы: О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов

Тема урока: Корень, стебель, лист

Цель урока: создать условия для выявления значений корня, стебля и листьев в жизни растений через систему опытов и наблюдений.

Задачи урока:

  • продолжить обучение детей постановке опытов и формулировке их результатов;

  • развивать познавательный интерес к предмету путем вовлечения школьников в исследовательскую работу;

  • воспитывать бережное отношение к растениям.

Планируемые результаты:

Личностные: умение планировать свою деятельность, оценивать свои действия, предвосхищать их результаты, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Метапредметные: проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов

Предметные: - наблюдать, ставить опыты и делать выводы;

- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение (повышенный уровень)

Тип урока: комбинированный

Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради для самостоятельной работы,мини-сообщения учащихся, опорные слова, раздаточный материал, комнатное растение ,стеклянная банка с водой, марганцовка, ложечки, чашка с водой.

Методы: словесный, наглядный, анализ конкретных учебных ситуаций, исследовательский, наблюдение, объяснение учителя, работа с учебником, программирования, устное изложение знаний, поощрения, самоконтроля.

Приемы: составление плана последовательности проведения опыта, беседа, рассказ.

Ход урока

  1. Организационно-психологический момент начала урока.

Ребята, посмотрите в окно. Какая погода сегодня? Давайте постараемся, чтобы в нашем классе на уроке была хорошая светлая, теплая атмосфера. Улыбнитесь друг другу.

Однажды мой ученик сказал: «Вот вырасту и открою какое-нибудь живое существо. Только бы не опоздать!» – Может, так думаете и вы. Только вот зря! Ученые предполагают, что должно быть открыто около сотни новых птиц и около двух миллионов видов насекомых. Это только на Земле! А в море? В глубинах океанов? Сколько там животных, растений, которые еще не попали на глаза человеку! А что растет в нашем лесу, на полянке? Мы даже этого не знаем! Научитесь открывать! Смотрите на природу добрыми глазами человека! И вы сделаете много удивительных открытий. Одно открытие уже ждёт нас сегодня на уроке.

  1. Актуализация опорных знаний. Постановка темы, целей.

Сценка «Спор частей растения»

Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный. Первым выступил корень

– Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да ещё и лечу иногда Одно то, что я первым из семени появляюсь, говорит о моей важности! Иногда я так изменяюсь, что надо быть очень внимательным и любознательным, чтобы меня узнать. Называют меня тоже по–разному: корнеплоды, корневые клубни. В общем, уважаемые части растения, я самый важный среди вас!

Возмутились листья: «Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за наш счёт! Это мы готовим растению питательные вещества, умело, используя солнечную энергию! Это мы подсказываем людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Да и дышится рядом с нами легко»

– Позвольте! – вступил в разговор стебель. А кто держит листья? цветы? плоды? Кто поставляет питательные вещества от корня к другим частям растения и наоборот от листьев к корню?

Не спорьте, друзья. Я уверена, что мы все вместе поможем прийти вам к общему мнению.

Ребята, а вы узнали героев? Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Верно, тема нашего урока «Корень. Стебель. Лист.» ( Тема открывается на доске)

У чего есть данные части? ( данные части есть у растений).

А где можно встретить растения? ( растения можно встретить везде)

А везде ли растения одинаковые? ( растения везде разные)

А от чего зависит разнообразие растений? ( дети рассматривают картинки растений леса, пустыни, тундры. Делают вывод, что разнообразие зависит от условий)

Какие условия необходимы для успешного роста? ( свет, тепло. вода)

Я предлагаю провести первое исследование. Работа будет организована в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.

У вас на партах лежат образцы засушенных растений. Как они называются? ( гербарий)

Исследуйте их, найдите различия. ( разная форма листьев, корней)

А что общего увидели у всех растений? ( У всех растений есть корень, стебель, лист)

Обобщим все, что мы повторили. ( Растения растут везде. У каждого растения есть корень, стебель, лист. Для роста нужен свет, тепло, вода, воздух)

А что хотели бы узнать на сегодняшнем уроке?

Я предлагаю вернуться к спору наших героев. Из-за чего возник спор? ( Части спорили о том, кто из них главней)

На какие вопросы нужно ответить, чтобы решить их спор? ( Для чего нужен корень, стебель, лист?)

Вот они, эти вопросы, на которые нам нужно ответить ( Слайд с вопросами)

- Зачем нужен корень?

- Какую работу выполняет стебель?

- Зачем растению нужны листья?

Мы будем исследовать, делать выводы и в результате придем к решению поставленных задач.

  1. Физкультминутка.

  1. Изучение нового материала. Групповая работа.

  1. Инструктаж

Каждая группа будет выполнять свою работу

1гр.- постарается ответить на 1 вопрос;

2 гр.- на второй вопрос;

3 гр.- на третий вопрос

У каждой группы на столах лежит:

- оборудование для проведения опытов;

- дополнительная литература;

- инструкция

По итогам своей работы вам необходимо заполнить лист результатов исследования

При проведении опытов соблюдаем правила безопасности.

С чего начнете работу? ( Чтение инструкции).

При завершении работы просигнализируйте.

  1. Работа групп. Оказание необходимой помощи учителем.

  2. Отчет групп

Давайте посмотрим каких результатов вы достигли.

Отчет 1 гр.

Отчет 2 гр.

Отчет 3 гр.

( После выступления каждая группа вывешивает на доску лист результатов)

Вернемся к задачам урока. На все ли вопросы мы нашли ответ? ( Учитель обращается к героям)

Герои, помогли ли мы решить ваш спор? Так кто же из вас главный? ( Все части важны).

  1. Закрепление изученного материала.

Закрепим полученные знания. У вас лежат таблички. Определите, к какой части растения относится высказывание. Поставьте буквы, указанные в скобках, в нужные колонки. Слово, которое у вас получится, означает результат работы. ( дети заполняют таблицу, ключевое слово- УСПЕХ)

  1. Итог. Рефлексия.

Продолжи предложения ( предложения записаны на доске)

- Я узнал на уроке…

- Я развивал умения…

- Было трудно…

- Было легко…

Спасибо за урок!.

Приложение

Инструкция

Лаборатория « Корень»

Вопрос: Зачем нужен корень?

  1. Опыт

- Растение помести в сосуд с раствором марганцовки

- Наблюдай, что происходит со стеблем и листьями

- Предположи, что может произойти.

2. Работа с информацией

- Прочитайте в энциклопедии о значении корня

- Прочитай дополнительный текст на голубом листе

- Выбери нужную информацию

- Обсудите значение корня в своей группе

- Значение корня запиши в таблицу под стрелками

- Чем помог вам опыт?

3. Ответь на вопросы

- Какой вопрос изучали?

- Что делали для изучения вопроса?

- Какой вывод сделали?

Инструкция

Лаборатория « Стебель»

Вопрос: Какую работу выполняет стебель растения?

  1. Опыт

- Растение помести в сосуд с раствором марганцовки

- Наблюдай, что происходит со стеблем

- Предположи, что может произойти.

2. Работа с информацией

- Прочитайте в энциклопедии о значении стебля

- Прочитай дополнительный текст на голубом листе

- Выбери нужную информацию

- Обсудите значение стебля в своей группе

- Значение стебля запиши в таблицу под стрелками

- Чем помог вам опыт?

3. Ответь на вопросы

- Какой вопрос изучали?

- Что делали для изучения вопроса?

- Какой вывод сделали?

Инструкция

Лаборатория « Лист»

Вопрос: Зачем растению нужны листья?

1. Работа с информацией

- Прочитайте в энциклопедии о значении листьев

- Прочитай дополнительный текст на голубом листе

- Выбери нужную информацию

- Обсудите значение листьев в своей группе

- Значение листьев запиши в таблицу под стрелками

2. Опыт

- Рассмотри лист под микроскопом

- Что увидели?

- Обсудите в группе, для чего нужны отверстия в листе.

- Убедитесь, правильно ли вы записали значение листа

3. Ответь на вопросы

- Какой вопрос изучали?

- Что делали для изучения вопроса? ( Расскажите про опыт, проведенный дома с листом растения)

- Какой вывод сделали?

Значение корня, стебля, листьев.

Корень

Стебель

Лист

  1. Связывает и соединяет между собой листья и корень, переносит питательные вещества. ( ПЕ ).

  2. Закрепляет проросток в почве и добывает из нее воду и соли. ( УС ).

  3. Участвует в дыхании растения. ( Х ).

Лист результатов

ЛИСТ

kopilkaurokov.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта