Размножаются ли растения. § 13. Вегетативное размножение — способ получения нового растения без семян

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Сложно ли размножать растения? Размножаются ли растения


Сложно ли размножать растения?

 

И да, и нет.

Сложности при размножении возникают от незнания «ключевых» моментов (которые здесь, как и в любом деле, обеспечивают 80% успеха и требуют при этом всего 20% времени и усилий).

Все ключевые моменты (СЕКРЕТЫ) размножения (и доращивания) растений в своем саду можно сгруппировать в три группы:

1. Правильный выбор исходного материала и способа размножения.

2. Оптимальное время для проведения работ (сочетание фазы развития растений и погоды).

3. Выбор места в саду с подходящим микроклиматом.

Итак, способы размножения и исходный материал…

 

Растения размножаются двумя основными способами – половым, с помощью специализированных органов (семена, споры) и вегетативным (отделёнными побегами, листьями, корнями). Прививка (сращивание взаимодополняющих частей разных растений) – тоже вегетативный способ.

Вегетативный способ обеспечивает полное повторение свойств материнского растения (второе название этого способа – клонирование), а половой – дает более или менее «пестрое» потомство. Причем у разных видов (и гибридов) растений СТЕПЕНЬ этой пестроты может быть разной (и затрагивать разные свойства растений).

Поэтому растения, у которых при семенном размножении ВАЖНЫЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА свойства повторяются «не очень», размножают вегетативно. Яркий пример – большинство современных сортов плодовых и ягодных культур. Эти растения имеют гибридное происхождение и их семенное потомство обычно крайне неоднородно по многим свойствам. Включая зимостойкость, урожайность и качества плодов.

Та же ситуация со многими СОРТАМИ декоративных растений. Более того, многие («очень красивые») МАХРОВЫЕ формы в принципе не дают семян – у них НЕТ ПОЛОВЫХ ОРГАНОВ. Вместо пестиков и тычинок развиваются дополнительные лепестки, придающие цветкам столь нарядный вид. Эти растения «обречены» на клонирование.

И – наоборот, дикорастущие растения (ВИДЫ, а также некоторые культурные сорта и формы), прекрасно повторяют свои свойства при семенном размножении.

Еще о выборе способа размножения. Семенное размножение предпочтительнее, когда нужно получить много растений (в условиях любительского сада - десятки и сотни).

Кстати, для успешного семенного размножения (для завязывания всхожих семян) большинство растений требуют перекрестного опыления. Поэтому одиночные растения (или вегетативное потомство одного растения), при отсутствии «родственников» на расстоянии переноса пыльцы ветром или насекомыми, часто не дают всхожих семян. Или дают совсем немного.

Все это нужно учитывать при сборе семян для размножения.

Итак:

  1. Семена собирать лучше с растений, растущих в окружении родственников. С одиночного растения нужно собирать больше семян.
  2. Семенами размножать преимущественно дикие виды и природные формы.
  3. Семенной способ размножения особенно оправдан для МАССОВОГО размножения растений. В условиях любительского сада ЯВНО имеет смысл сеять: кустарники для живой изгороди и травянистые многолетники (включая весенние эфемероиды, которых много не бывает).
  4. Растения, выращенные из семян (или взятые из разных мест, и, соответственно, имеющие разные гены), способны САМИ размножаться в условиях сада. Иногда это очень желательно.
  5. Семена – зачастую единственный реальный способ вырастить РЕДКИЕ растения.

Теперь коснемся вегетативных способов.

У многих растений вегетативные части (особенно – побеги, реже - корни) специально приспособлены для размножения. Примеры – усы земляники и живучки, воздушные луковицы лилий, длинные корневища многолетников, корневая поросль у многих кустарников, а также – всевозможные клубни и луковицы (запасающие укороченные побеги и утолщенные корни с почками).

Тут, как говориться «сам Бог велел» делить и размножать. Что и делают большинство садоводов.

Более того, многие чрезмерно увлекаются весьма трудоемким делением декоративных растений, забывая про более эффективный (по соотношению затрат и полученных растений) семенной способ. И про черенкование.

Теперь про СЕКРЕТЫ выбора исходного материала для деления, черенкования, получения отводков.

Способы и технологии вегетативного размножения описывать не буду – можно легко найти в любом «справочнике садовода» и в интернете. Остановимся именно на ключевых моментах.

Главный СЕКРЕТ успеха при вегетативном размножении – УКОРЕНЯЙТЕ МОЛОДОЕ и РАСТУЩЕЕ. Режете черенки для укоренения – выбирайте самые сильные и молодые побеги. Идеально – с молодого растения! Черенки с молодого растения (особенно – если это растение само было недавно выращено из черенка) укореняются иногда В НЕСКОЛЬКО РАЗ быстрее черенков, взятых с взрослого экземпляра. Делите куст многолетника – отделяйте именно молодые части (обычно они находятся на периферии куста).

 

Еще один СЕКРЕТ успешного укоренения – позаботьтесь о корнях заранее. Идеальный вариант – отводок (ветку пригибают к земле и отделяют после укоренения).

Кстати, есть еще воздушные отводки – не ветка к земле, а емкость с влажным субстратом к ветке.

Но не обязательно ждать укоренения. Да и не всегда есть возможность. Для стимуляции БУДУЩЕГО активного образования корней достаточно на некоторое время ПРИТЕНИТЬ основание будущего черенка. Самый удобный вариант – наложить на молодой побег (там, где будет низ черенка) несколько слоев обычной изоленты. Через пару недель (летом, на зеленых побегах) или через несколько месяцев (на одревесневших веточках) можно брать и укоренять эти черенки. Можно присыпать основания веток у кустарников (и кустарничков - вроде тимьяна или вереска) влагоемкой почвой и/или прикрыть мульчей. И только через некоторое время – брать черенки

Признак готовности частично притененной ветки к укоренению – изменение окраски коры на более светлые тона и (в идеале) появление зачатков корней.

Еще один «секретик» (вытекающий из двух первых) – нарезайте черенки, основание которых находилось ниже уровня почвы (или мульчи). Молодые побеги с «подземным» основанием укореняются «на раз» в сколь-нибудь подходящих условиях. Кстати, верхушки таких побегов – тоже!

 

 



infopedia.su

Размножение растений: способы и практическое применение

В предыдущих статьях мы говорили о семенном размножении овощных культур и цветочных летников путем посева семян в открытый грунт и через рассаду. Сегодня мы поговорим о вегетативном размножении (корневищами, луковицами, клубнелуковицами,...

Вопрос от нашего подписчика Владимира: Меня интересует на данный момент вопрос, можно ли размножить трудно укореняемые сорта, такие как яблоня, груша, черешня какими-нибудь другими способами. Если размножать прививкой на дикорастущие сорта,...

Можно ли размножать данные растения в домашних условиях? Какие сроки являются оптимальными и каковы признаки укоренения растений?

При виде этих цветов возникает ощущение воздушности и легкости, хочется нарвать огромный пушистый букет или посадить целые ряды гортензий, чтобы разноцветные шапки были по обеим сторонам садовой дорожки. Растение принадлежит к семейству...

Вы знаете, что означает «портулак»? Если нет, то я охотно открою вам тайну: название этого загадочного растения произошло от латинского «portula», что означает «воротца». Почему воротца? Да потому что открытая семенная коробочка растения...

Давным-давно в древней Греции жил талантливый скульптор, который изваял из камня статую своей погибшей возлюбленной и вдохнул в неё жизнь. Боги прогневались и за такую дерзость превратили юношу в дельфина. Долго плакала девушка на берегу моря. И...

Спаржа – невероятно популярная овощная культура. В чем секрет? Почему ее так активно выращивают, называют чудо-растением и королевским овощем? В этом мы и попытаемся разобраться. Спаржа — невероятно популярная овощная культура Спаржа, или...

Среди большого количества садовых растений только некоторые могут похвастаться абсолютной неприхотливостью и высокой декоративностью. К таким относится и пузыреплодник калинолистный. Выращивают это растение из-за его эффектного вида:...

Пион – крупный ярко-пунцовый, бордовый, белый, розовый или даже желтый цветок. Форма его отличается в зависимости от сорта: пышные, махровые или же похожие на розетки, с видимой сердцевиной внутри. Он великолепно смотрится на фоне своих ажурных...

"… Стеной вращающихся спиц Закрыт текучий лик. Тому, кто никогда не спит, Не нужен базилик..." Базилик — красивое растение, прекрасный лекарь и излюбленная пряность, о секретах выращивания которого я и расскажу вам в этой статье....

Шелковица, или тутовое дерево, была известна еще при царе Иване IV. Тогда впервые в России царская мануфактура стала производить прекрасный природный шелк для царского двора. Листья тутовника служили кормом для тутового шелкопряда, из коконов...

Вы наверняка не раз любовались этим симпатичным деревцем с пушистой ажурной кроной. Его изящные ветви усыпаны яркими разноцветными листьями и украшены длинными серёжками с плодами-коробочками: Это восхитительное растение называется...

Голубика хороша со всех сторон: и вкусна, и полезна. В ягодах, кроме сахара и белков, есть аскорбиновая, яблочная, лимонная, уксусная и щавелевая кислоты, а также множество витаминов и минеральных солей. Неудивительно, что многие дачники хотят...

Многих из нас приводит в восхищение нежная калла. Её удлинённые, слегка волнистые цветки венчают округлый трубчатый стебель с блестящими восковыми листьями. Родина калл – Южная Африка. А в России белую каллу называют свадебным цветком....

Даже если бы все другие цветы вдруг исчезли, а остались лишь флоксы, и тогда наши цветники были бы украшены яркими красками с весны до поздней осени. Простой уход, хорошая зимостойкость, пышное цветение и чудесный аромат — флоксы хороши со всех...

Речь пойдет совсем не о дичи, а о прекрасном многолетнем цветке — рябчике. Латинское название fritillaria — от слова fritillus, что означает шахматная доска или сосуд, куда складывают игральные кости. Все эти названия связаны с формой и окраской...

Магнолия — дерево с невероятно прекрасными цветами, которое украсит ваш сад, сделает его ярким и выразительным, наполнив манящим ванильно-лимонным ароматом. И пусть вас не страшит ее возможная капризность: я попытаюсь развеять все сомнения и...

Трепетные лепестки маков будоражат воображение. Этот огненный цветок был хорошо известен еще в древнем Риме, где его, как и сейчас, успешно использовали в медицине. Как утверждают специалисты, родовое латинское название произошло от греческого...

За свою форму, напоминающую колокол в миниатюре, колокольчик получил не только русское, но и официальное латинское название – campanula. В народе же колокольчики называли синельками, звоночками, даже чеботками в некоторых местах. На Руси верили,...

Среди летников, украшающих цветники во всех странах, чаше всего встречается петуния. Она пришла в Европу из Америки, а точнее из Бразилии. Впервые этот род был описан Жаном-Батистом Ламарком под названием табак. А через 10 лет её выделили в...

Спирея – это кустарник из моего детства. Только тогда, не зная настоящего названия, мама называла его невестой. И правда: в пору цветения спирея, покрытая множеством белоснежных цветов, похожа на обворожительную невесту. С тех пор прошло...

7dach.ru

Сложно ли размножать растения? — МегаЛекции

 

И да, и нет.

Сложности при размножении возникают от незнания «ключевых» моментов (которые здесь, как и в любом деле, обеспечивают 80% успеха и требуют при этом всего 20% времени и усилий).

Все ключевые моменты (СЕКРЕТЫ) размножения (и доращивания) растений в своем саду можно сгруппировать в три группы:

1. Правильный выбор исходного материала и способа размножения.

2. Оптимальное время для проведения работ (сочетание фазы развития растений и погоды).

3. Выбор места в саду с подходящим микроклиматом.

Итак, способы размножения и исходный материал…

 

Растения размножаются двумя основными способами – половым, с помощью специализированных органов (семена, споры) и вегетативным (отделёнными побегами, листьями, корнями). Прививка (сращивание взаимодополняющих частей разных растений) – тоже вегетативный способ.

Вегетативный способ обеспечивает полное повторение свойств материнского растения (второе название этого способа – клонирование), а половой – дает более или менее «пестрое» потомство. Причем у разных видов (и гибридов) растений СТЕПЕНЬ этой пестроты может быть разной (и затрагивать разные свойства растений).

Поэтому растения, у которых при семенном размножении ВАЖНЫЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА свойства повторяются «не очень», размножают вегетативно. Яркий пример – большинство современных сортов плодовых и ягодных культур. Эти растения имеют гибридное происхождение и их семенное потомство обычно крайне неоднородно по многим свойствам. Включая зимостойкость, урожайность и качества плодов.

Та же ситуация со многими СОРТАМИ декоративных растений. Более того, многие («очень красивые») МАХРОВЫЕ формы в принципе не дают семян – у них НЕТ ПОЛОВЫХ ОРГАНОВ. Вместо пестиков и тычинок развиваются дополнительные лепестки, придающие цветкам столь нарядный вид. Эти растения «обречены» на клонирование.

И – наоборот, дикорастущие растения (ВИДЫ, а также некоторые культурные сорта и формы), прекрасно повторяют свои свойства при семенном размножении.

Еще о выборе способа размножения. Семенное размножение предпочтительнее, когда нужно получить много растений (в условиях любительского сада - десятки и сотни).

Кстати, для успешного семенного размножения (для завязывания всхожих семян) большинство растений требуют перекрестного опыления. Поэтому одиночные растения (или вегетативное потомство одного растения), при отсутствии «родственников» на расстоянии переноса пыльцы ветром или насекомыми, часто не дают всхожих семян. Или дают совсем немного.

Все это нужно учитывать при сборе семян для размножения.

Итак:

  1. Семена собирать лучше с растений, растущих в окружении родственников. С одиночного растения нужно собирать больше семян.
  2. Семенами размножать преимущественно дикие виды и природные формы.
  3. Семенной способ размножения особенно оправдан для МАССОВОГО размножения растений. В условиях любительского сада ЯВНО имеет смысл сеять: кустарники для живой изгороди и травянистые многолетники (включая весенние эфемероиды, которых много не бывает).
  4. Растения, выращенные из семян (или взятые из разных мест, и, соответственно, имеющие разные гены), способны САМИ размножаться в условиях сада. Иногда это очень желательно.
  5. Семена – зачастую единственный реальный способ вырастить РЕДКИЕ растения.

Теперь коснемся вегетативных способов.

У многих растений вегетативные части (особенно – побеги, реже - корни) специально приспособлены для размножения. Примеры – усы земляники и живучки, воздушные луковицы лилий, длинные корневища многолетников, корневая поросль у многих кустарников, а также – всевозможные клубни и луковицы (запасающие укороченные побеги и утолщенные корни с почками).

Тут, как говориться «сам Бог велел» делить и размножать. Что и делают большинство садоводов.

Более того, многие чрезмерно увлекаются весьма трудоемким делением декоративных растений, забывая про более эффективный (по соотношению затрат и полученных растений) семенной способ. И про черенкование.

Теперь про СЕКРЕТЫ выбора исходного материала для деления, черенкования, получения отводков.

Способы и технологии вегетативного размножения описывать не буду – можно легко найти в любом «справочнике садовода» и в интернете. Остановимся именно на ключевых моментах.

Главный СЕКРЕТ успеха при вегетативном размножении – УКОРЕНЯЙТЕ МОЛОДОЕ и РАСТУЩЕЕ. Режете черенки для укоренения – выбирайте самые сильные и молодые побеги. Идеально – с молодого растения! Черенки с молодого растения (особенно – если это растение само было недавно выращено из черенка) укореняются иногда В НЕСКОЛЬКО РАЗ быстрее черенков, взятых с взрослого экземпляра. Делите куст многолетника – отделяйте именно молодые части (обычно они находятся на периферии куста).

 

Еще один СЕКРЕТ успешного укоренения – позаботьтесь о корнях заранее. Идеальный вариант – отводок (ветку пригибают к земле и отделяют после укоренения).

Кстати, есть еще воздушные отводки – не ветка к земле, а емкость с влажным субстратом к ветке.

Но не обязательно ждать укоренения. Да и не всегда есть возможность. Для стимуляции БУДУЩЕГО активного образования корней достаточно на некоторое время ПРИТЕНИТЬ основание будущего черенка. Самый удобный вариант – наложить на молодой побег (там, где будет низ черенка) несколько слоев обычной изоленты. Через пару недель (летом, на зеленых побегах) или через несколько месяцев (на одревесневших веточках) можно брать и укоренять эти черенки. Можно присыпать основания веток у кустарников (и кустарничков - вроде тимьяна или вереска) влагоемкой почвой и/или прикрыть мульчей. И только через некоторое время – брать черенки

Признак готовности частично притененной ветки к укоренению – изменение окраски коры на более светлые тона и (в идеале) появление зачатков корней.

Еще один «секретик» (вытекающий из двух первых) – нарезайте черенки, основание которых находилось ниже уровня почвы (или мульчи). Молодые побеги с «подземным» основанием укореняются «на раз» в сколь-нибудь подходящих условиях. Кстати, верхушки таких побегов – тоже!

 

 

megalektsii.ru

Вегетативное размножение — способ получения нового растения



Вопрос 1. Поводом для обсуждения какой проблемы может стать диалог Антошки и биолога? Размножение растений без семян.

На какой вопрос ты будешь искать ответ? Сравни его с авторским вариантом (с. 141). Как люди используют вегетативное размножение растений?

Вопрос 2. Какие типы размножения существуют? (5-й класс)

Какие типы размножения существуют

Какие преимущества имеются у вегетативного размножения споровых растений? (5-й класс)

полученные растения развиваются быстрее, чем проросшие из семян;

обычно такие растения раньше плодоносят;

не изменяются свойства вида.

Что такое главный и придаточный корни? (§ 6–7)

Главный корень – корень, развивающийся из зародышевого корешка. Придаточный корень – корень, развивающийся от стебля или листа.

Вопрос 3. Могут ли растения размножаться без семян: что это за размножение и какими способами оно осуществляется?

Да, могут. Это вегетативное размножение. Оно может осуществляться с помощью выводковых почек, полноценных надземных побегов с придаточными корнями, укорененных веток и стеблевых черенков, делением луковицы, корневыми и листовыми черенками, отводками, корневищем. К известным природным способам вегетативного размножения человек добавил свой – прививка.

Вывод: многие цветковые растения в природе размножаются вегетативными способами.

Вопрос 4. Что такое выводковая почка?

Выводковые почки – это зачатки растений в виде крошечного побега с корнями.

Вопрос 5. Почему трудно избавиться от пырея и одуванчика на огороде?

Потому что корневище у пырея растет в разные стороны. Даже небольшой отрезок корня, попав в землю, со временем начинает расти. От одуванчика трудно избавиться потому, что из самого маленького обрубка корня может вырасти целое растение, а при перекопке грядок лопата «черенкует» корни.

Вопрос 6. Может ли у черенка вырасти главный корень? Может.

Вопрос 7. Почему черенки лучше укореняются при умеренном поливе и влажном воздухе?

Если земля будет сухой – недостаток влаги, если переувлажненная – не будет доступа кислорода. А во влажном воздухе испарение воды из почвы происходит медленно, поэтому влага в почве задерживается.

Вопрос 8. Зачем дезинфицируют черенки и грунт при размножении растений черенками?

При дезинфицировании убиваются споры вредителей и грибки, которые могут погубить черенок.

Вопрос 9. В каких случаях необходимо размножение прививкой?

В случае если черенки растения плохо укореняются, а нужно получить много экземпляров дерева с одинаковыми свойствами, то есть с одинаковой ДНК, садоводы прибегают к прививке.

Также при повреждении коры садоводы спасают дерево, прививая к стволу веточку одним концом ниже повреждения, а другим – выше него. Поток соков идёт по привитой веточке в обход повреждения.

Вопрос 10. Почему садовые яблони размножают прививкой, а не семенами?

Прививкой размножают садовые яблони, потому что из семян яблонь вырастают особи, сочетающие признаки и отцовского, и материнского растения. Чтобы такого не случилось, садоводы прибегают к прививке.

Вопрос 11. Предложи способ избавиться от пырея на большом поле.

Поздняя вспашка почвы (ноябрь), весной две - три культивации на весной с интервалом в 2-3 недели, выборка корневищ, умеренное применение гербицидов, известкование почв. В первый год посадка растений имеющих большую листовую поверхность (тыква, кабачки, капуста и пр.), чтобы было больше тени.

Вопрос 12. Представь, что у тебя в саду есть всего один куст боярышника. Составь план действий по созданию живой изгороди из боярышника.

Быстрее всего куст можно размножить отводками.

1. Нижние боковые ветки нужно уложить в канавки и засыпать. небольшим слоем земли, оставив на поверхности только верхушку.

2. Посадки поливать, 2-3 раза пролить раствором аммиачной селитры.

3. Окучить, когда на верхушечке появятся молодые побеги.

4. Осенью при хорошем развитии молодое растение отделить и пересадить на доращивание.

5. Молодые саженцы для живой изгороди второго года нужно верхушки обрезать, чтобы задержать рост куста вверх.

6. Пройдет в целом 4 года и саженцы можно пересадить на место живой изгороди.

Вопрос 13. Почему огород часто перекапывают вилами, а не лопатой?

При перекапывании вилами земля лучше разрыхляется, распушивается и дышит воздухом, легче выбирать сорняки, меньшая вероятность перерезания корневищ сорняков.

Вопрос 14. Какие культурные растения целесообразно размножать вегетативно, а какие — семенами?

Вегетативно (прививаниями, отводками) размножают плодовые деревья, а семенами — овощи, зерновые.

resheba.com

Все ли растения вырастают из семян?

Семена растений

Семена растений

Растения могут размножаться различными способами, и во многих случаях это происходит без семян. У простых одноклеточных растений, таких как водоросли (тот живой зеленый ковер, который можно иногда видеть на поверхности пруда), размножение бесполое, а это означает, что для создания новой жизни не нужны мужская и женская клетки: для того чтобы породить новое одноклеточное растение, родительская клетка просто делится. Способ размножения, при котором создается точно такое же, но новое растение, или клон, бывает и в более сложной растительной жизни. Новые растения, часто вырастающие из корней или из ствола растения-родителя, получают воду и пищу через соединяющие его с растением-родителем побеги до тех пор, пока у них не разовьются собственные корни и листья. Клубника, например, очень часто использует такой способ размножения. Луковичные растения, например тюльпаны, часто размножаются подобным образом; у них часто по краям луковицы растения-родителя вырастают новые луковицы. Новые растения можно также выращивать с помощью черенков – части корня, стебля или листьев. Таким способом можно выращивать очень и очень многие виды растений.

Но наиболее распространенным способом размножения растений является половое размножение, при котором новое растение появляется в результате соединения мужской и женской клеток. Такие растения, как папоротники, делают это с помощью спор, а хвойные (шишконосные растения) и цветущие деревья – с помощью семян. Растение, рождающееся при половом размножении, наследует гены обоих родителей (если это не самоопыляющееся растение), и оно не будет в точности повторять одного или другого родителя. Изменения, происходящие у потомка в результате комбинации генов, идут ему на пользу, так как новые, врожденные свойства могут помочь новому растению лучше приспосабливаться к постоянно меняющимся окружающим условиям.

www.pochemu-chka.ru

Могут ли растения размножаться без семян

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПРИРОДОВЕДЕНИЯ В 5 КЛАССЕ

Тема: «Могут ли растения размножаться без семян?»

презентацию к уроку можно скачать здесь

Дата урока: 10 декабря 2012г. Урок подготовлен учителем биологии МБОУ ООШ п.Тельмана Моздокского р-на РСО-А Стефутиной Ириной Викторовной

ВИД УРОКА: изучение новой темы с элементами проблемного обучения и практической работы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

1)     Обучающие: сформировать представление учащихся о способах бессеменного, т.е. бесполого размножения растений их вегетативными частями; обучить практическим навыкам работы с растениями, а именно умению размножать комнатные растения бесполым путём.

2)     Развивающие: развивать логическое мышление учащихся, навыки видения проблемных ситуаций и путей их решения; развивать навыки самооценки и объективной оценки другого.

3)     Воспитательные: воспитывать наблюдательность, интерес к познавательной и творческой деятельности, стремление к знаниям и интерес к предмету, бережное отношение к природе и к школьному имуществу.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

  •  Биология растений – ботаника (вегетативные органы и их использование в процессе размножения растений).

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ: 45 минут.

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: опросные карточки для проверки пройденных тем, инструктивные карточки к опытам, презентация к уроку, комнатные растения для постановки опытов и для демонстрации (амариллис и его луковица, любой кактус с «детками», традесканция, фиалка, бегонии разных видов, хлорофитум, герань), лабораторное оборудование, почвосмесь, дренаж, рассадные емкости, препарат «Корневин», таблица по правилам ТБ в кабинете биологии.

 

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент (наличие на столах учащихся необходимых принадлежностей к уроку, приветствие).

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

На меня все посмотрели,

Улыбнулись и присели.

 

2.Повторение изученного:

     Ребята, вот уже несколько уроков мы с вами занимаемся изучением биологических явлений и сегодняшний урок – не исключение. Но прежде мы вспомним материал пройденных тем.

Письменный тест-опрос:

1) Наука о живом – это:

а) биология

б) география

в) физика

г) химия

2) Простейший увеличительный прибор – это:

а) бинокль

б) лупа

в) микроскоп

г) телескоп

3) Зрительная трубка (тубус) в микроскопе служит для того, чтобы…

а) направлять свет в отверстие на предметном столике

б) размещать на нём объект исследования

в) соединять окуляр и объектив

г) увеличивать изображение, полученное от объектива

4) Клетка, из которой начинает развиваться новый организм – это:

а) зигота

б) спермий

в) сперматозоид

г) яйцеклетка

5) Часть семени, из которой в дальнейшем появится новое растение, называется:

а) рубчиком

б) зародышем

в) семядолей

г) семенной кожурой

 

Проведем взаимопроверку: поменяйтесь работами, я буду говорить правильные ответы, а вы, если в этом есть необходимость, исправляйте неправильные ответы своего товарища.

 

3.Мотивация и изучение нового материала.

       Ребята, на прошлых уроках мы с вами узнали, что растения могут размножаться с помощью семян. Как называется такой способ размножения? (ответы детей) Нам известен ещё один способ размножения. Какой? (ответы детей) Давайте вспомним строение растения (слайд 3) и подумаем, какие части растения участвуют в половом размножении, а какие – в бесполом (ответы детей). Значит, получается, растения размножаются не только семенами. Исходя из всего вышесказанного, мы попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Итак, тема нашего урока… (варианты детей и окончательное озвучивание темы учителем) «Могут ли растения размножаться без семян?» (слайд 4).

     Любой организм, который не может успешно размножаться, обречен на вымирание. Мы уже знаем, что для растений характерен как половой, так и бесполый способ размножения. На прошлом уроке вы получили возможность изучить строение семян различных растений и этапы их прорастания. Семя – это результат полового размножения растений. Когда говорят о бесполом размножении растений, имеют в виду вегетативное размножение (от греческого «вегето» - расту). Соответственно, такие части растения, как корень, стебель и лист  – это его вегетативные части. Давайте рассмотрим способы вегетативного размножения на комнатных растениях.

     Со временем все комнатные растения или вырастают слишком большими, или дряхлеют, и тогда их надо заменять более молодыми и сильными. Для вегетативного размножения комнатных растений можно использовать практически любую их часть: листья, стебли, отводки; можно размножить растение делением куста. Вегетативный способ размножения состоит в том, что новые растения образуются из частей старых. Для получения посадочного материала выбирать надо здоровый, хорошо растущий экземпляр. Вегетативное размножение имеет общие принципы (слайд 5):

  1. Работать всегда только с чистыми инструментами.
  2. Нельзя касаться места среза.
  3. Поверхность среза должна быть ровной, иначе может начаться гниение.
  4. Перед помещением отводка в землю желательно окунуть место среза в специальное ростовое вещество.

     Итак, давайте рассмотрим один из способов вегетативного размножения - при помощи стеблевого черенка. В качестве подопытного растения возьмём традесканцию зебрину (демонстрация). Отрезаем веточку традесканции наискось под четвертым листом. Затем отрезаем последний, чет­вертый лист. Срезанную веточку опускаем в раствор «Корневина» и втыкаем во влажный субстрат на глубину 2 см, ближе к краю цветочного горшка, и пальцами правой и левой руки обжимаем влажный субстрат вокруг веточки, чтобы она лучше держалась. Накрываем веточку полиэтиленовым пакетом, чтобы она не за­вяла. Горшок с черенком ставим в светлое теплое место, но не на солнце. Через 2 дня начну ежед­невно приподнимать пакет, чтобы освежать воздух вокруг черенка, а через 8—10 дней, когда черенок укоренится, пакет сниму совсем, чтобы приучить растение к сухому воздуху.

     Ещё один способ вегетативного размножения - размножение растений луковицами-детками. Для этого необходимо при посадке растения отделить деток от материнского растения и высадить их в отдельные цветочные горшки. Я для этого примера взяла луковицу-детку комнатного растения амариллиса (демонстрация). Таким же способом можно размножать овощные культуры (лук, чеснок) и цветочно-декоративные растения (тюльпан, гиацинт).

     Можно укоренять и боковые отростки - небольшие растения, образующиеся у основания родительского растения. Такие отростки дают большинство кактусов.

В школьный зал пришла ежиха

Посмотреть на двух ежат:

,,Почему они так тихо

на окне всегда лежат?

Вы, ежата, мне скажите:

Вы здоровы или нет?

Если да, то выходите

Поглядеть на белый свет”

Но сказали ей ребята:

- Мы ежей не держим тут.

Это вовсе не ежата – Это кактусы растут!

Ей теперь смотреть обидно

На колючих малышей

- Двух обманщиков, как видно,

Приняла я за ежей.

 

     Листовые черенки чаще всего используют для размножения узамбарских фиалок и бегоний. В этом случае нужно воткнуть или положить лист в увлажненную смесь и накрыть его полиэтиленовым пакетом.

     Нельзя не упомянуть и о важности вегетативного размножения  для сельского хозяйства. Ведь намного проще и быстрее можно размножить вегетативным способом такие известные садово-огородные культуры как малина, смородина, крыжовник, земляника, некоторые сорта яблонь, а также огромное количество декоративных растений.

 

4.Динамическая пауза. Теперь я предлагаю немного отдохнуть и провести физминутку (дети изображают озвученное учителем стихотворение):

 Нежный маленький бутон. Туго-туго свёрнут он. Солнце луч ему протянет, И бутон гвоздикой станет.

 

     А сейчас – рубрика «Удивительное – рядом». Некоторые ребята подготовили краткие сообщения о необычных фактах из жизни растений, в том числе и об их размножении, послушаем же их.

1 ученик: «В отличие от большинства животных, растения растут всю свою жизнь и даже из небольшого их кусочка может образоваться новое. Объясняется это тем, что у растений есть ткань, которая всегда остается молодой. Эта ткань, меристема (от греч. «делиться»), способна продуцировать путем деления все новые и новые клетки. Когда вы отрезаете кончик плети вьющегося комнатного растения, то и в отрезанном куске, и в растении, от которого он был отрезан, остается меристема, так что оба они сохраняют способность к росту».

2 ученик: «Еще удивительнее то, что клетки из какой-либо одной части растения, например из листа, могут превращаться в клетки какой-нибудь другой его части, скажем корня. Хотя в самом листе нет ткани, которая всегда остается молодой, его клетки способны изменять свои функции и принимать на себя новые роли. Вот почему один-единственный листок узамбарской фиалки может в благоприятных условиях вырасти в новое растение, столь же красиво цветущее, как и родительское».

3 ученик: «Вегетативным способом размножают розы, гвоздики, тюльпаны и множество других декоративных растений. Кстати, розарий, заложенный нами на одной из школьных клумб, тоже появился в результате вегетативного размножения. Яблони и ряд других плодовых деревьев в районах с умеренным климатом также выращиваются обычно без помощи семян. А некоторые весьма важные культурные растения вообще не способны размножаться иначе, в том числе, например, бананы, апельсины и бескосточковые сорта винограда».

4 ученик: «Плющ относится к растениям, которые не горят в огне. И если при пожаре на пути огня встает преграда из плотной стены плюща, огонь ее не может преодолеть. По мнению астрологов, плющ хорошо влияет на атмосферу дома. В Великобритании один из видов плюща применяют в гомеопатии для приготовления препаратов по борьбе с курением и алкогольной зависимостью».

 

5.Закрепление знаний с выполнением практических действий и решением проблемных ситуаций.

     Ребята! Мы сегодня узнали много нового о бесполом размножении растений. Я хочу предложить вам опытным путём решить проблемные ситуации, которые помогут вам закрепить полученные знания (слайд 6). Так как вы будете выполнять практические действия, я хочу вам напомнить правила ТБ при выполнении таких работ. Итак… (повторение правил по таблице, иллюстрирующей правила ТБ в кабинете биологии).

1-я ситуация: Ребята из соседней школы подарили нам несколько клубней очень вкусного и урожайного сорта картофеля. Нам хотелось бы размножить этот картофель на  пришкольном участке и использовать его затем в школьной столовой. Но как получить много картофеля из такого малого количества клубней?

2-я ситуация: Представим себе, что директор школы дала нам задание озеленить рекреации школы, но нам было выделено только по одному виду комнатных растений. Как нам успешно выполнить это задание и получить большое количество новых растений? Подумайте, каким способом целесообразнее размножить каждое из предложенных вам растений. Во время работы в качестве подсказки воспользуйтесь инструктивными карточками.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

«Размножение растения листовой пластинкой»

1)     Заполните растильню подходящей формы небольшим количеством дренажа, насыпьте почвенный субстрат, обильно его полейте раствором «Корневина», дайте стечь излишкам.

2)     Срежьте с маточного растения (например, бегонии коралловой) полностью развернувшийся неповреждённый лист.

3)     Переверните лист жилками вверх и положите его на стекло. Отрежьте черешок.

4)     На всех крупных жилках через 2-3см сделайте поперечные надрезы.

5)     Положите лист на почвенный субстрат той стороной, на которой были надрезаны жилки. Пришпильте лист. Полейте посаженный лист водой с растворенным препаратом «Корневин». По окончании работы вымойте руки с мылом.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

«Размножение растения листовой пластинкой с черешком»

1)     Заполните растильню подходящей формы небольшим количеством дренажа, насыпьте почвенный субстрат, обильно его полейте раствором «Корневина», дайте стечь излишкам.

2)     Срежьте с маточного растения (например, бегонии «Бов-арриола») полностью развернувшийся неповреждённый лист.

3)     Отрежьте черешок примерно в 5-ти см от листовой пластинки, обмакните его в растворе «Корневина».

4)     В почвенном субстрате сделайте небольшую лунку и вставьте в неё под углом черенок. Смесь вокруг черенка слегка уплотните.

5)     Полейте посаженный лист водой с растворенным препаратом «Корневин». По окончании работы вымойте руки с мылом.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

«Размножение растения ползучими побегами»

1)     Заполните растильню подходящей формы небольшим количеством дренажа, насыпьте почвенный субстрат, обильно его полейте раствором «Корневина», дайте стечь излишкам.

2)     Срежьте с маточного растения (например, хлорофитума) полностью развитое растеньице, расположенное на кончике одного из усов.

3)     Сделайте углубление в почвенном субстрате и поместите туда растеньице, предварительно опустив его нижнюю часть в раствор «Корневина».

4)     При посадке следите, чтобы почва не засыпала верхушечную почку растения.

5)     Уплотните почву вокруг посаженного растения. Полейте посаженное растение водой с растворенным препаратом «Корневин». По окончании работы вымойте руки с мылом.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

«Размножение растения стеблевым черенком»

1)     Заполните растильню подходящей формы небольшим количеством дренажа, насыпьте почвенный субстрат, обильно его полейте раствором «Корневина», дайте стечь излишкам.

2)     Срежьте с маточного растения (например, герани) полностью сформированный стеблевой черенок длиной 7-15см.

3)     Отрежьте листья с нижней части черешка, обмакните эту часть в растворе «Корневина».

4)     В почвенном субстрате сделайте карандашом углубление, поместите в него черенок. Смесь вокруг черенка слегка уплотните.

5)     Полейте посаженное растение водой с растворенным препаратом «Корневин». По окончании работы вымойте руки с мылом.

 

6.Подведение итогов урока:

  •  Рефлексия. Понравился ли вам сегодняшний урок? Что нового для себя вы узнали на сегодняшнем уроке? Какие растения вам хотелось бы размножить вегетативным способом?
  • Выставление оценок за урок.

 

  1. Домашнее задание: §28, повторить §21 – 27 (слайд 7).

 

 

ИСТОЧНИКИ:

  1. http://manstar.ru
  2. http://abcplanet.ru
  3. http://www.km.ru/referats
  4. http://revolution.allbest.ru
  5. http://wiki.pskovedu.ru
  6. http://malskola-7.ucoz.ru
  7. http://59209s003.edusite.ru
  8. http://do.gendocs.ru
  9. http://webfile.ru
  10. http://allforchildren.ru
  11. Мак-Миллан Броуз Ф. «Размножение растений» Пер. с англ. – М.: Мир, 1987
  12. Сухова Т.С., Строганов В.И. учебник «Природоведение: 5класс», М.: Вентана-Граф, 2009
  13. Сухова Т.С., Строганов В.И. учебник «Биология: 5-6классы», М.: Вентана-Граф, 2012 (новый ФГОС, система «Алгоритм успеха»).

 

uchitelsh-ivo.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта