Растения живая система. Урок по ботанике "Разнообразие растений. Растение – живой организм. " по программе Пономаревой И.Н.

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Живой организм - это... Классификация живых организмов. Совокупность живых организмов. Растения живая система


Организм как живая система

Органы растений и животных

Живые организмы состоят из органов.

Орган — это часть организма, которая имеет особое строение, определенное расположение в организме и выполняет определенную функцию. Например, к органам животных относятся сердце, почки, желудок. Органами растений является листок, корень, стебель. Каждый орган в живом организме имеет особые, присущие только ему функции.

Так, у растений листья выполняет такие функции, как фотосинтез и испарение; корень всасывает воду с растворенными в ней питательными веществами из почвы; стебель обеспечивает связь между корнем и листьями. Вместе с листьями и почками стебель образует побег — надземный орган растений. Корень и побег — это вегетативные органы растений.

У большинства растений образуются цветки. Такие растения называются цветочными. Из завязи цветка образуются плоды с семенами внутри. Поэтому цветок, плод и семена — органы, обеспечивающие размножение растений.

Организм животных состоит из различных органов: сердце, легкие, желудок, артерии и тому подобное. Для выполнения жизненно важных функций органы объединяются в системы органов. Например, пищеварительная система состоит из ротовой полости, пищевода, желудка, кишечника.

У животных есть такие системы органов:

  • опорно-двигательная — обеспечивает движения тела
  • дыхательная — обеспечивает организм кислородом и выводит углекислый газ;
  • кровеносная — осуществляет транспорт различных веществ в организме;
  • пищеварительная — обеспечивает поступление и усвоение организмом питательных веществ;
  • половая — отвечает за размножение организмов;
  • нервная — согласовывает и контролирует функции всего организма.

Системы органов взаимодействуют между собой для обеспечения всех процессов жизнедеятельности организма. Поэтому организм любого живого существа является биологической системой.

Свойства живых организмов. Рост и развитие

В организм попадают вещества из внешней среды, обеспечивающие процессы жизнедеятельности этого организма. Во время питания попадает пища и вода, дыхание обеспечивает поступление кислорода. Организм перерабатывает эти вещества, часть усваивает, а часть выводит наружу, то есть происходит процесс выделения. Таким образом, между организмом и средой происходит обмен веществ.

Поступления с пищей питательных веществ обеспечивает рост и развитие, все эти процессы вместе необходимы для вступления очень важного свойства организма — способности к размножению.

Изменение условий окружающей среды вызывает соответствующие реакции организма (изменения в поведении живых существ). Это свойство называется раздражительностью. Основные свойства живых организмов — это питание, дыхание, выделение, обмен веществ, рост, развитие, размножение, раздражительность.

Рост — это увеличение размеров и массы организмов.

Растения растут в течение всей своей жизни. Их рост сопровождается увеличением размеров и образованием новых вегетативных органов. Такой рост называется неограниченным .

Рост животных также сопровождается увеличением размеров — пропорционально увеличиваются все органы, образующие тело животного, но новые органы не образуются. Рост продолжается определенный период жизни животных, то есть является ограниченным.

Организмы в течение жизни не только растут, но еще и развиваются, изменяя свой вид; приобретают новые качества.

Развитием называются необратимые закономерные изменения, происходящие в организме живых существ с момента его зарождения до конца жизни.

Новые качества, которые появляются у растений и животных при развитии, — это способность к размножению.

Развитие, в процессе которого новый организм от рождения подобен взрослого животного, называют прямым. Такое развитие характерно для большинства рыб, птиц, млекопитающих.

У некоторых животных развитие происходит с удивительными превращениями. Например, у бабочек из яиц вылупляются личинки-гусеницы, которые через некоторое время образуют куколку. На стадии куколки происходят сложные процессы преобразования, и уже из нее выходит новый бабочка. Такое развитие называют косвенным, или развитием с преобразованиями. Косвенное развитие характерно для бабочек, жуков, лягушек.

Питание и его типы

Питанием называется процесс поступления в организм, преобразования и усвоения им питательных веществ.

Благодаря питанию организмы получают различные химические соединения, которые обеспечивают рост, развитие и другие процессы жизнедеятельности. К питательным веществам относятся органические и неорганические соединения.

Растения, как и все живые организмы, питаются. При этом главная особенность растений — это способность образовывать органические соединения из неорганических под действием солнечных лучей. Этот процесс называется фотосинтезом . Необходимую для фотосинтеза воду с растворенными в ней минеральными веществами растения поглощают из почвы через корни, а углекислый газ поступает в листья через отверстия-устьица из воздуха. Процесс фотосинтеза происходит в клетках, содержащих хлорофилл, который и придает растению зеленую окраску. Для осуществления фотосинтеза необходима энергия солнечного света. Энергию солнечного света растения превращают в химическую энергию, образуя сложные органические вещества, например, глюкозу, крахмал.

Присущий растениям тип питания называется автотрофным.

Животным для питания нужна пища растительного или животного происхождения, содержит готовые органические соединения. Одни животные (например, олень, заяц, овца) употребляют в пищу только растения. Их называют растительноядными животными. Другие — лев, волк, лиса и т.д. — питаются только другими животными. Таких животных называют хищниками, или плотоядными. Некоторые животные (например, вороны, чайки, медведи) — всеядные : они употребляют и растительную, и животную пищу.

Свойственный животным организмам тип питания называется гетеротрофным .

Итак, питание растений и животных отличается. Важную роль в природе играют органические вещества, созданные растениями в процессе фотосинтеза, поскольку от них зависит жизнь животных.

Дыхание растений и животных. Значение дыхания для организмов

В большинстве организмов дыхания сопровождается поглощением кислорода и выделением углекислого газа, то есть газообменная . Но для организма важно то, что кислород участвует в преобразованиях органических веществ с выделением энергии. Для дыхания всем живым существам необходим кислород.

Дыхание — это совокупность процессов, обеспечивающих поглощение организмом кислорода, его использование в преобразовании веществ и удаления углекислого газа. Дыхание — одна из основных свойств организмов.

У растений нет специальных органов дыхания, поэтому воздух попадает в растительного организма через специальные отверстия-устьица, размещенные на стебле и листьях. Дышат растения все время в течение суток, но используют гораздо меньше кислорода, чем выделяют в ходе фотосинтеза. Именно поэтому растения называют «зелеными легкими» нашей планеты.

Дыхание животных обеспечивают специальные органы — органы дыхания. Так, рыбы поглощают кислород, растворенный в воде, жабрами. Лягушки могут дышать с помощью легких и через свою влажную кожу. Птицы требуют много кислорода, поэтому у них очень сложная система дыхания: их легкие заканчиваются воздушными мешками, проникающими даже в свободные пространства между костями скелета. У насекомых есть специальные трубочки — трахеи, через которые воздух поступает в организм. Отличные по строению системы органов дыхания являются результатом приспособления живых организмов к различным условиям существования. Однако, несмотря на различие строения, все эти системы дыхания выполняют одну функцию — обеспечивают поступление кислорода в кровь, которая разносит его по всему телу, где он используется для химических реакций, постоянно происходящих в организме.

Итак, поступления кислорода и выделение углекислого газа в растительном организме обеспечивают устьица, в животном — органы дыхания.

Обмен веществ и энергии

Обмен веществ — это совокупность процессов поглощения веществ из окружающей среды, их превращений в организме и выведения из него продуктов жизнедеятельности.

В теле живых организмов постоянно происходит обмен веществ и превращения энергии. Основу обмена составляют процессы синтеза — образование сложных органических соединений из простых, на которые расходуется энергия, и процессы распада — превращение сложных органических соединений на простые, при которых энергия выделяется. Энергия необходима организмам для поддержания жизнедеятельности, обеспечения таких процессов, как питание, дыхание, рост, развитие, движение, размножение, раздражительность.

В природе постоянно происходит обмен веществ. Все живые организмы осуществляют обмен веществ с окружающей средой: поглощают питательные вещества и выделяют продукты жизнедеятельности.

Для живых организмов Земли основным источником энергии является солнечный свет. Зеленые растения способны синтезировать органические соединения из неорганических, используя энергию света. Они непосредственно поглощают солнечную энергию и тратят ее для обеспечения процессов жизнедеятельности или запасают ее в виде синтезированных соединений (белков, жиров, углеводов). Энергия, которую растения запасают во время фотосинтеза в органических веществах, выделяется в процессе дыхания, когда эти вещества разрушаются. Так обеспечиваются процессы жизнедеятельности растительного организма: всасывание воды, раскрытие лепестков, вращение листьев к свету, прорастание семян.

Для животных источником энергии является готовые органические вещества, которые они получают с пищей (растительного или животного происхождения). Расщепление сложных соединений сопровождается высвобождением энергии, обеспечивает процессы жизнедеятельности организмов, в том числе синтез новых органических соединений. При этом синтезируются вещества, присущие данному организму, которые являются строительным материалом и поэтому играют важную роль в процессах роста и развития. Энергия, которая выделяется, обеспечивает движение, поддерживает постоянную температуру тела животных и все другие процессы жизнедеятельности.

Виды размножения животных и растений

Все организмы оставляют после себя потомство. Способность организмов оставлять потомков и передавать им какие-то свои признаки называется размножением. Благодаря этому жизнь на нашей планете существует непрерывно миллиарды лет.

Известно немало способов размножения организмов, но их все можно объединить в две группы — бесполое и половое .

При половом размножении новое существо возникает при участии двух родительских организмов. Почти все животные и растения размножаются половым путем. При этом в особых органах образуются половые клетки. Слияние этих клеток называется оплодотворением. Зарождение человеческого существа начинается с слияния мужской и женской половых клеток. Из них образуется одна клетка — зигота , из которой развивается новый организм.

У растений оплодотворение может произойти только после того, как пыльца достанется рыльца цветка. Этот процесс называется опылением. Все цветочные растения размножаются половым путем, образуя семена. Внутри семени развивается зародыш. При благоприятных условиях из зародыша развивается взрослое растение. Так происходит размножение растений семенами, или половое размножение.

При бесполом размножении потомства обеспечивает одна родительская особь. Многие цветочных растений размножаются бесполым путем. Поскольку при этом новое растение развивается из вегетативных органов — побегов, листьев, почек, — такой способ размножения был назван вегетативным.

В основе процесса вегетативного размножения лежит способность растений восстанавливать целый организм из его части. Одним из распространенных способов является размножение черенкованием. Черенки бывают стеблевые и листовые. Например, смородина размножается стеблевыми черенками, а комнатная фиалка узамбарская — листовыми. Вегетативное размножение позволяет растениям быстро развиваться и распространяться на новых территориях.

У грибов и некоторых растений средством размножения есть крошечные клетки — споры , которые распространяются с помощью дождя, ветра или насекомых. Из них развиваются новые организмы. Размножение организмов спорами относится к бесполому размножению.

Независимо от способа размножения живые существа воспроизводят организмы, подобные себя. Благодаря размножению организмы не только остаются на освоенных ими участках земли, но и распространяются, занимая новые территории.

Поведение животных и растений

Под поведением организмов понимают их способность изменять свои действия, реагировать на воздействие внутренних и внешних факторов.

Формы поведения могут быть различными. Если поставить комнатное растение в горшке на подоконник, то за несколько дней можно заметить, что ее листья повернулись к окну. Соцветия подсолнечника тоже вращаются в сторону солнца. Поскольку растения укоренившиеся в почве, двигаться могут только отдельные их части. Примерами движений растений могут быть свертывания листьев мимозы, кислицы, если к ним прикоснуться, а также вращения вьющихся стеблей фасоли, гороха вокруг опоры.

Поведение животных более разнообразно и сложно, поскольку они могут передвигаться и, следовательно, изменять условия существования. Поэтому у них очень хорошо развиты органы движения, чувств и нервная регуляция. Можно привести следующие примеры поведения животных: охота хищников или насекомоядных животных, выкармливания птенцов взрослыми птицами, брачные игры, миграции, то есть путешествия, которые осуществляют животные по суше, морю, воздуху и тому подобное.

Все формы поведения животных можно объединить в две группы — врожденные и приобретенные. Пищевое поведение и миграции относятся к врожденной формы поведения. Примером приобретенной поведения может служить обучение — процесс приобретения организмом собственного опыта. Так, взрослые птицы учат птенцов находить пищу и избегать опасности.

Значение приспособления организмов к условиям существования

Приспособление организмов к условиям существования обусловливают не только различные формы поведения, но и особенности их строения, процессов жизнедеятельности, обеспечивающих возможность существования организмов в определенных условиях окружающей среды. Так, например, животные с защитной окраской или формой тела становятся менее заметными для врагов. В нашей местности много птиц и зверей, которые меняют темную летнюю окраску на светлую зимнюю, приспосабливаясь таким образом к изменению красок окружающей среды.

И наоборот, окраска и поведение животных могут быть очень заметными. Так, ярко окрашенные ядовитые (колорадский жук, божья коровка) или жалоносные (осы, пчелы) насекомые «извещают» об опасности встречи с ними. А угрожающие позы различных змей и хищников отпугивают врагов. Также яркую окраску и специфическое поведение вызывает, например, встреча особей разных полов.

Примеры приспособления к условиям окружающей среды можно увидеть у организмов, которые живут в условиях недостаточной увлажненности (кактусы, верблюды), в глубине почве (кроты, слепцы), в воде (рыбы, водоросли) и др.

www.polnaja-jenciklopedija.ru

Урок по ботанике "Разнообразие растений. Растение – живой организм. " по программе Пономаревой И.Н.

Урок № 2. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

/2-я неделя сентября/.

Разнообразие растений. Растение – живой организм.

hello_html_m346055ad.gifhello_html_6ac29cc5.gif

Лабораторная работа № 1 «Знакомство с цветковыми растениями»

hello_html_65435d38.gif

Цель урока:

*Продолжить формирование знаний о разнообразии растений.

*Дать представление о высших растениях и их отличиях от низших.

*Сформировать представления о вегетативных и генеративных органах.

*Углубление знаний учащихся об организме.

*Растение как система взаимодействующих органов.

*Формирование знаний об основных процессах жизнедеятельности растения.

*Показать взаимосвязь процессов жизнедеятельности растений с факторами среды

hello_html_65435d38.gifПлан урока:

1. Признаки растений.

2. Высшие и низшие растения.

3. Основные органы растения и их функции.

4. Семенные и споровые растения.

5. Растение – живой организм – биосистема.

6. Условия жизни растений – факторы среды.

7. Четыре среды обитания растений.

Растительный мир нашей планеты очень разнообразен. Водоросли, мхи, папоротники, деревья, кусты, цветы – всё это входит в понятие «растения».

Одни из них обитают в глубинах океана, другие растут около дома, в лесу, на лужайке и т.д.

Одни растения дают нам пищу, из других мы делаем одежду, третьи используются в медицинских целях и т.п.

Одни радуют нас яркими красивыми цветами, а другие не цветут никогда. Некоторые из них огромны (эвкалипт высотой более 100метров), другие настолько малы, что их можно разглядеть только в микроскоп (хламидомонада).

У некоторых мощная корневая система, приспособленная для добывания воды с большой глубины (верблюжья колючка), а некоторые не имеют корней вообще.

Одни из них живут много сотен лет (дуб, секвоя), а жизнь других длится меньше года.

Разобраться в этом огромном разнообразии нам помогает наука систематика.

Систематика – наука о классификации (распределения организмов на группы по сходным признакам).

Самая крупная единица систематики – царство. Царство растений делят на два подцарства: высшие растения и низшие растения.

Царство Растения

Подцарство низшие растения Подцарство высшие растения

Тело не расчленено на отдельные органы Тело состоит из органов (корень и побег)

(нет корней, стебля, листьев). Водоросли. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные,

цветковые.

Органы – это части организма растения, выполняющие в нём определённые функции и имеющие особое строение.

У растений обычно различают органы, выполняющие функции питания и функции размножения.

Органы растений

Вегетативные органы Генеративные органы

Корень и побег (стебель, листья, почки) Цветок, плод, семя

Функции: питание, дыхание, обмен веществ Функции: половое размножение,

С окружающей средой, рост, бесполое (вегетативное расселение растений.

размножение).

Побеги, содержащие только вегетативные органы, называются вегетативными, а побеги, имеющие генеративные органы, называются генеративными.

Спора – это специализированная клетка, которая служит для размножения и расселения.

Растения, размножающиеся спорами, называются споровыми.

Семя – это многоклеточное образование, которое содержит зародыш, дающий начало будущему проростку и запас питательных веществ

Растения, размножающиеся семенами, называются семенными

Растения

Споровые Семенные

Водоросли Голосеменные

Мхи Покрытосеменные

Папоротники (или Цветковые)

Хвощи

Плауны

Все произрастающие на Земле растения – живые организмы.

В живом организме все жизненные процессы (питание, дыхание, обмен веществ, выделение, размножение, рост, развитие, взаимодействие с окружающей средой, реагирование на изменения среды) взаимосвязаны.

Это обеспечивается согласованным действием:

клеток→тканей→органов→систем органов.

Взаимосвязанная работа систем органов обеспечивает жизнь растения как единого организма, как особой живой системы – БИОСИСТЕМЫ.

Прочитайте § 3 на стр. 18-19 и выполните задание №4.

Задание № 4. Растение – живой организм.

Установите соответствие.

А – Организм; Б – Жизнедеятельность; В – Питание; Г – Дыхание; Д – Рост;

Е – Развитие; Ж – Обмен веществ; З – Выделение; И – Размножение. К – Органы.

1. Увеличение растения в размерах.

2. Процессы, протекающие в организме и обеспечивающие ему возможность существования.

3. Части организма растения, выполняющие в нём определённые функции и имеющие особое строение.

4. В течение всей своей жизни растение приобретает новые свойства.

5. Газообмен, в процессе которого растение потребляет из окружающей среды кислород, и выделяет в окружающую среду углекислый газ.

6. Процесс поступления веществ в организм, их превращения и выделения продуктов жизнедеятельности.

7. Благодаря этому свойству жизнь продолжается из поколения в поколение.

8. Получение организмом питательных веществ и энергии.

9. Живая система, способная к самостоятельному существованию.

10.Процесс удаления ненужных, а часто и ядовитых веществ из организма.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Д

Б

К

Е

Г

Ж

И

В

А

З

Растения в течение своей жизни постоянно взаимодействуют с окружающей средой. Они способны жить только там, где находят благоприятные условия для жизни: питания, размножения, роста и развития. Если нужных растениям условий нет, то они в этой среде жить не могут.

Условия окружающей среды, от которых зависит жизнь организма, называют факторами среды.

ФАКТОРЫ СРЕДЫ

(экологические факторы)

Абиотические Биотические Антропогенные

*вода *животные *человек

*свет * растения

*температура *грибы

*минер. вещества *бактерии

СРЕДЫ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ

Водная Наземно-воздушная Почвенная Организменная

Мало света, кислорода. Много света, воздуха. Мало кислорода. В организме хозяина много

На дне водоёма совсем Большие колебания t и влаги Почвы разных природных питательных веществ.

темно, давление. В зависимости от сезона, зон имеют свои особенности:

t +4; +25 ◦С, мин. вещ. Времени суток, географического влажные, сухие, подзолистые,

положения, ветер. Переувлажнённые тундровые

почвы, вечная мерзлота.

Задание на дом: §§ 2-3, стр. 13- 20, тетрадь – задание № 5-6.

infourok.ru

Растение корни стебли простой или. Организм растения — живая система

Страница 18 из 26

МИР РАСТЕНИЙ, стр. 52-55.

1. Узнай группы растений по описаниям. Впиши названия групп в клеточки.

  • Эти растения имеют корни, стебли, листья, цветки и плоды, в которых созревают семена. ЦВЕТКОВЫЕ
  • У этих растений нет корней, стеблей, листьев, цветков и плодов. Их тело называется слоевищем. ВОДОРОСЛИ.
  • У растений этой группы есть стебли и листья, но нет корней, цветков и плодов с семенами. МХИ.
  • У этих растений есть все части, кроме цветков и плодов. Семена у них созревают в шишках. ХВОЙНЫЕ.
  • Растения этой группы имеют корни, стебли и листья, похожие на большие перья. Но у них не бывает цветков, плодов, семян. ПАПОРОТНИКИ.

2. На уроке учительница попросила привести примеры цветковых растений. Дети ответили так... Кто из ребят ответил верно? Кто допустил ошибки?

Верный ответ у Нади, одна ошибка - у Сережи (неверный ответ- сосна), две ошибки у Иры (морская капуста, ель), три ошибки у Вити (туя, лиственница, папоротник).

3. Определите эти растения. Подпишите названия растений и групп, к которым они относятся.

Ответ: В верхнем ряду слева направо: фуксия (цветковые), сальвия (цветковые), льнянка (цветковые), цикорий (цветковые). В нижнем ряду слева направо: орляк (папоротник), фунария (мхи), пихта (хвойные), кедровая сосна (хвойные).

4. Используя книгу "Зеленые страницы", подготовь сообщение об одном из видов растений любой группы. Запиши название вида, группы и краткие сведения для своего сообщения.

Ответ: Сосна кедровая - это хвойное растение (дерево), растет в Сибири и на Северо-Востоке европейской части России. В народе ее часто называют сибирским кедром. Хвоинки у этого дерева собраны в пучки по 5 штук. В больших шишках созревают вкусные семена - кедровые орешки.

Теперь поговорим немного о физиологии растений. Ведь, как Вы сами понимаете, не зная основ, а именно, строения растений, физиологических процессов, протекающих в них, мы не сможем полноценно ухаживать за ними и никогда не получим желаемый результат. Но не будем вдаваться в детальные подробности, а лишь коснемся тех аспектов, которые будут иметь для нас практическое значение.

Итак, растение состоит из органов (корень, стебель, лист, цветок), органы — из тканей, ткани — из клеток.

Все орган

eddi.ru

элементарная живая система, основа строения всех животных и растений, 6 букв, сканворд

элементарная живая система, основа строения всех животных и растений

Альтернативные описания

• один из наиболее распространенных видов орнамента, по возрасту почти не уступает полоске, хотя по технике исполнения гораздо сложнее

• основная единица строения и развития всех живых организмов, наименьшая единица живого

• отдельный квадрат разграфленного пространства

• помещение со стенками из прутьев

• простейшая единица строения организма

• элементарная живая система, термин Р. Гука

• квадратик для буквы в кроссворде

• фильм Павла Чухрая «... для канареек»

• «тюрьма» канарейки

• фильм, в котором Дженнифер Лопес, играя роль детского психиатра, залезает в сознание серийного убийцы

• форма жилплощади с видом на любопытствующих и подглядывающих двуногих для некоторых животных и людей

• единица шахматного поля

• объект изучения цитологии

• в человеческом организме их примерно 100 триллионов

• лестничная или грудная

• основа строения организма

• элементарная живая система

• птичья тюрьма

• квадратик

• «фатера» тигра в зоопарке

• зверский «карцер»

• рисунок килта

• «вольер» для певчей птицы

• «атом» кроссворда

• амеба

• квартирный «домик» кенаря

• узор, характерный для килта

• проволочные застенки канарейки

• ячейка в тетради по математатике

• тюрьма для певчих птиц

• «темница» для попугая и канарейки

• «жилье» канарейки

• ''кирпичик'' организма

• место бунтующего попугая

• ячейка в тетради по математике

• Элементарная единица строения организма

• Сооружение для содержания животных, птиц

• Простейшая единица строения организма

• Элементарная живая система

• Помещение со стенками из прутьев

• Квадрат разграфленного пространства

scanwordhelper.ru

Живой организм - это... Классификация живых организмов. Совокупность живых организмов

Живой организм – это главный предмет, который изучает такая наука, как биология. Он представляет собой сложную систему, состоящую из клеток, органов и тканей. Живой организм – это тот, который обладает целым рядом характерных признаков. Он дышит и питается, шевелится или движется, а также имеет потомство.

Наука о живой природе

Термин «биология» был введен Ж.Б. Ламарком – французским натуралистом – в 1802 г. Примерно в то же время и независимо от него такое название науке о живом мире дал немецкий ботаник Г.Р. Тревиранус.

Многочисленные разделы биологии рассматривают многообразие не только существующих в настоящее время, но и уже вымерших организмов. Они изучают их происхождение и эволюционные процессы, строение и функционирование, а также индивидуальное развитие и связи с окружающей средой и друг с другом.

Разделы биологии рассматривают частные и общие закономерности, которые присущи всему живому во всех свойствах и проявлениях. Это касается и размножения, и обмена веществ, и наследственности, и развития, и роста.

Начало исторического этапа

Первые живые организмы на нашей планете по своему строению значительно отличались от существующих в настоящее время. Они были несравненно проще. На протяжении всего этапа формирования жизни на Земле происходил естественный отбор. Он способствовал улучшению строения живых существ, что позволяло им приспосабливаться к условиям окружающего мира.разделы биологии

На первоначальном этапе живые организмы в природе питались только органическими компонентами, возникшими из первичных углеводов. На зарей своей истории и животные, и растения представляли собой мельчайшие одноклеточные существа. Они были похожи на нынешних амеб, сине-зеленых водорослей и бактерий. В ходе эволюции стали появляться многоклеточные организмы, которые были намного разнообразнее и сложнее своих предшественников.

Химический состав

Живой организм – это тот, который образован молекулами неорганических и органических веществ.

живой организм это

К первым из этих компонентов относится вода, а также минеральные соли. Органические вещества, находящиеся в клетках живых организмов, представляют собой жиры и белки, нуклеиновые кислоты и углеводы, АТФ и многие другие элементы. Стоит заметить тот факт, что живые организмы в своем составе содержат те же компоненты, которые имеются и у объектов неживой природы. Главное отличие состоит в соотношении данных элементов. Живые организмы – это те, девяносто восемь процентов состава которых приходится на водород, кислород, углерод и азот.

Классификация

Органический мир нашей планеты насчитывает на сегодняшний день практически полтора миллиона разнообразных видов животных, полмиллиона видов растений, а также десять миллионов микроорганизмов. Такое многообразие невозможно изучить без подробной его систематизации. Классификация живых организмов впервые была разработана шведским натуралистом Карлом Линнеем. В основу своего труда он положил иерархический принцип. Единицей систематизации стал вид, название которому было предложено давать только на латинском языке.

организм свойства живых организмов

Классификация живых организмов, используемая в современной биологии, указывает на родственные связи и эволюционные взаимоотношения органических систем. При этом сохранен принцип иерархии.

Совокупность живых организмов, имеющих общее происхождение, одинаковый хромосомный набор, приспособленных к схожим условиям, обитающих в определенном ареале, свободно скрещивающихся между собой и дающих потомство, способное к размножению, и представляет собой вид.

Существует и еще одна классификация в биологии. Этой наукой все клеточные организмы подразделяются на группы по наличию или отсутствию оформленного ядра. Это прокариоты и эукариоты.

Первую группу представляют безъядерные примитивные организмы. В их клетках выделяется ядерная зона, но содержит она только молекулу. Это бактерии.

Истинными ядерными представителями органического мира являются эукариоты. Клетки живых организмов этой группы обладают всеми основными структурными компонентами. Четко оформлено у них и ядро. В эту группу входят животные, растения и грибы.

Строение живых организмов может быть не только клеточным. Биология изучает и другие формы жизни. К ним относятся неклеточные организмы, такие, как вирусы, а также бактериофаги.

Классы живых организмов

В биологической систематике существует ранг иерархической классификации, который ученые считают одним из основных. Он выделяет классы живых организмов. К основным из них относятся следующие:

- бактерии;

- грибы;

- животные;

- растения;

- водоросли.

Описание классов

Бактерия представляет собой живой организм. Это одноклеточное, которое размножается делением. Клетка у бактерии заключена в оболочку и имеет цитоплазму.

классификация живых организмов

К следующему классу живых организмов относятся грибы. В природе насчитывается около пятидесяти тысяч видов этих представителей органического мира. Однако биологи изучили только пять процентов от их общего количества. Интересно, что грибам присущи некоторые признаки как растений, так и животных. Важная роль живых организмов этого класса заключена в способности разлагать органический материал. Именно поэтому грибы можно найти практически во всех биологических нишах.

Большим разнообразием может похвастаться животный мир. Представителей этого класса можно найти в таких зонах, где, казалось бы, отсутствуют условия для существования.

Наиболее высокоорганизованным классом являются теплокровные животные. Свое название они получили от способа, которым вскармливают потомство. Все представители млекопитающих делятся на копытных (жираф, лошадь) и хищных (лиса, волк, медведь).

Представителями животного мира являются и насекомые. Их на Земле существует огромное множество. Они плавают и летают, ползают и скачут. Многие из насекомых имеют такие маленькие размеры, что не способны противостоять даже водному натяжению.

классы живых организмов

Одними из первых позвоночных животных, вышедших в далекие исторические времена на сушу, явились амфибии и рептилии. До сих пор жизнь представителей этого класса связана с водой. Так, ареал обитания взрослых особей – суша, а их дыхание осуществляется легкими. Личинки же дышат жабрами и плавают в воде. В настоящее время на Земле насчитывается около семи тысяч видов этого класса живых организмов.

Уникальными представителями фауны нашей планеты являются птицы. Ведь в отличие от других животных они способны летать. На Земле обитает практически восемь тысяч шестьсот видов птиц. Для представителей этого класса характерно оперение и откладывание яиц.

К огромной группе позвоночных животных принадлежат рыбы. Они обитают в водоемах и обладают плавниками и жабрами. Биологи подразделяют рыб на две группы. Это хрящевые и костные. В настоящее время насчитывается порядка двадцати тысяч различных видов рыб.

Внутри класса растений существует собственная градация. Представителей флоры подразделяют на двудольных и однодольных. У первой из этих групп в семени располагается зародыш, состоящий из двух семядолей. Определить представителей этого вида можно по листьям. Они пронизаны сеточкой из жилок (кукуруза, свекла). Зародыш однодольных растений обладает только одной семядолей. На листьях таких растений жилки располагаются параллельно (лук, пшеница).

Класс водоросли насчитывает более тридцати тысяч видов. Это обитающие в воде споровые растения, которые не имеют сосудов, но обладают хлорофиллом. Данный компонент способствует осуществлению процесса фотосинтеза. Водоросли не образуют семян. Их размножение происходит вегетативным путем или спорами. От высших растений этот класс живых организмов отличается отсутствием стеблей, листьев и корней. Они обладают только так называемым телом, которое именуется слоевищем.

Функции, присущие живым организмам

Что является основополагающим для любого представителя органического мира? Это осуществление процессов обмена энергии и веществ. В живом организме идет постоянное превращение различных веществ в энергию, а также происходят физические и химические изменения.

Эта функция является непременным условием существования живого организма. Именно благодаря метаболизму мир органических существ отличается от неорганических. Да, в неживых объектах также происходят изменения вещества и превращение энергии. Однако эти процессы имеют свои принципиальные отличия. Обмен веществ, который происходит в неорганических объектах, разрушает их. В то же время живые организмы без обменных процессов не могут продолжить свое существование. Следствием метаболизма является обновление органической системы. Прекращение процессов обмена влечет за собой смерть.

Функции живого организма разнообразны. Но все они напрямую связаны с происходящими в нем обменными процессами. Это может быть рост и размножение, развитие и пищеварение, питание и дыхание, реакции и движение, выделение отработанных продуктов и секреция и т.д. В основе любой функции организма лежит совокупность процессов превращения энергии и веществ. Причем в равной степени это имеет отношение к возможностям как ткани, клетки, органа, так и всего организма.

Обмен веществ у человека и животных включает процессы питания и пищеварения. У растений он осуществляется при помощи фотосинтеза. Живой организм при осуществлении метаболизма снабжает себя веществами, необходимыми для существования.

Важной отличительной чертой объектов органического мира является использование внешних энергетических источников. Примером тому могут служить свет и пища.

Свойства, присущие живым организмам

Любая биологическая единица имеет в своем составе отдельные элементы, которые, в свою очередь, образуют неразрывно связанную систему. Например, в совокупности все органы и функции человека представляют собой его организм. Свойства живых организмов многообразны. Помимо единого химического состава и возможности осуществления обменных процессов объекты органического мира способны к организации. Из хаотичного молекулярного движения образуются определенные структуры. Это создает для всего живого определенную упорядоченность во времени и пространстве. Структурная организация представляет собой целый комплекс сложнейших саморегулирующихся метаболических процессов, которые протекают в определенном порядке. Это позволяет поддержать на необходимом уровне постоянство внутренней среды. Например, гормон инсулин снижает количество в крови глюкозы при ее избытке. При недостатке этого компонента его восполняет адреналин и глюкагон. Также теплокровные организмы обладают многочисленными механизмами теплорегуляции. Это и расширение кожных капилляров, и интенсивное потоотделение. Как видим, это важная функция, которую выполняет организм.

живые организмы в природе

Свойства живых организмов, характерные только для органического мира, заключены и в процессе самовоспроизведения, ведь существование любой биологической системы имеет временное ограничение. Поддержать жизнь может только самовоспроизведение. В основе этой функции лежит процесс образования новых структур и молекул, обусловленный той информацией, которая заложена в ДНК. Самовоспроизведение неразрывно связано с наследственностью. Ведь каждое из живых существ рождает подобных себе. Через наследственность живые организмы передают свои особенности развития, свойства и признаки. Это свойство обусловлено постоянством. Оно существует в строении молекул ДНК.

Еще одним свойством, характерным для живых организмов, является раздражимость. Органические системы всегда реагируют на внутренние и внешние изменения (воздействия). Что касается раздражимости человеческого организма, то она неразрывно связана со свойствами, присущими мышечной, нервной, а также железистой ткани. Эти компоненты способны дать толчок ответной реакции после мышечного сокращения, отправления нервного импульса, а также секреции различных веществ (гормонов, слюны и т.д.). А если лишен нервной системы живой организм? Свойства живых организмов в виде раздражимости проявляются в таком случае движением. Например, простейшие покидают растворы, в которых концентрация соли слишком высока. Что касается растений, то они способны изменить положение побегов для того, чтобы максимально поглощать свет.

Любые живые системы могут ответить на действие раздражителя. Это является еще одним свойством объектов органического мира – возбудимостью. Данный процесс обеспечивается мышечными и железистыми тканями. Одной из завершающих реакций возбудимости является движение. Способность к перемещению является общим свойством всего живого, несмотря на то, что внешне некоторые организмы его лишены. Ведь движение цитоплазмы происходит в любой клетке. Перемещаются и прикрепленные животные. Ростовые движения за счет увеличения количества клеток наблюдаются у растений.

Среда обитания

Существование объектов органического мира возможно только при определенных условиях. Некоторая часть пространства неизменно окружает живой организм или целую группу. Это и есть среда обитания.

В жизни любого организма органические и неорганические составляющие природы играют значительную роль. Они производят на него определенное воздействие. Живые организмы вынуждены приспосабливаться к существующим условиям. Так, некоторые из животных могут жить в районах Крайнего Севера при очень низких температурах. Другие же способны существовать только в зоне тропиков.

На планете Земля различают несколько сред обитания. Среди них такие:

- водная;

- наземно-водная;

- наземная;

- почвенная;

- живой организм;

- наземно-воздушная.

Роль живых организмов в природе

Жизнь на планете Земля существует уже три миллиарда лет. И в течение всего этого времени организмы развивались, изменялись, расселялись и одновременно воздействовали на среду своего обитания.

Влияние органических систем на атмосферу вызвало появление большего количества кислорода. При этом значительно снизился объем углекислого газа. Основным источником выработки кислорода служат растения.

первые живые организмы

Под влиянием живых организмов изменился и состав вод Мирового океана. Органическое происхождение имеют некоторые горные породы. Полезные ископаемые (нефть, уголь, известняк) – это также результат функционирования живых организмов. Другими словами, объекты органического мира являются мощным фактором, который преобразует природу.

Живые организмы являются своеобразным индикатором, указывающим на качество окружающей человека среды. Они связаны сложнейшими процессами с растительностью и почвой. При потере хотя бы единственного звена из этой цепочки произойдет дисбаланс экологической системы в целом. Именно поэтому для круговорота энергии и веществ на планете важно сохранить все существующее многообразие представителей органического мира.

fb.ru

Система живой природы. Место растений в системе природы

АрхеологияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБотаникаБухгалтерский учётВойное делоГенетикаГеографияГеологияДизайнИскусствоИсторияКиноКулинарияКультураЛитератураМатематикаМедицинаМеталлургияМифологияМузыкаПсихологияРелигияСпортСтроительствоТехникаТранспортТуризмУсадьбаФизикаФотографияХимияЭкологияЭлектричествоЭлектроникаЭнергетика

 

Систематика выработала свою систему понятий и символов, свой язык, служащий для классификации организмов. Любая система классификации является неизбежно системой иерархически соподчиненных единиц. Такая система взаимоподчиненных групп является единственным логически возможным средством расположения организмов в определенной упорядоченной системе. Поэтому каждая система классификации независимо от того, является она искусственной, естественной или эволюционной, подразделяется на определенные, соподчиненные друг другу систематические категории, или единицы. Таковы вид, род, семейство, порядок и т. д. Для обозначения систематических единиц любого ранга на Международном ботаническом конгрессе в 1950 г. был принят термин «таксон» (ед. ч. taxon, мн. ч. taxa).

Все растительное царство, представляющее собой таксон высшей категории, охватывается системой таксонов, расположенных в порядке иерархии. Благодаря этому систематические категории выполняют свою функцию сведения существующего в природе многообразия форм в стройную систему. Но они могут выполнить эту функцию лишь при условии, чтобы классификация была достаточно удобной. Это требование удобства, бывшее руководящим принципом при построении искусственных систем классификации, отнюдь не утратило своего значения и в построениях эволюционной систематики. Но в то время как искусственная систематика преследовала исключительно практические цели, пытаясь создать порядок из беспорядка, задача эволюционной систематики гораздо сложнее: она должна стремиться к созданию такой системы классификации, которая отражала бы отношения, объективно существующие в природе, но таким образом, чтобы классификация была достаточно практичной. Для этого она должна пользоваться некоторым оптимальным числом соподчиненных систематических категорий, которое не должно быть ни слишком большим, ни слишком малым. Это количество систематических категорий более или менее определилось, и большинство их общепринято.

Как гласит статья 2 Международного кодекса ботанической номенклатуры, «каждое растение рассматривается как принадлежащее к ряду таксонов последовательно соподчиненных рангов, среди которых основным является ранг вида (species)». Вид представляет собой важнейшую таксономическую категорию не только для систематики, но и для всей биологии вообще. Каждое растение, с которым имеет дело исследователь, должно быть определено с точностью до вида, а во многих случаях даже точнее. Не меньшая точность требуется при хозяйственном или медицинском использовании растений, например в лесном хозяйстве и при сборе лекарственных растений. К сожалению, вид, как, впрочем, и все другие таксономические категории, с трудом поддается сколько-нибудь точному логическому определению. Очень трудно, в частности, дать такое определение вида, которое одинаково хорошо подходило как к растениям, размножающимся половым путем, так и к растениям, размножающимся бесполым путем. В одном случае вид представляет собой систему популяций, а в другом случае он есть система клонов. Но в обоих случаях вид характеризуется некоторой целостностью и определенной биологической обособленностью от других видов. Целостность видов выражается в том, что входящие в их состав клоны или популяции связаны между собой переходами. Как бы ни была велика внутривидовая изменчивость и как бы резко не различались крайние формы, при наличии достаточного материала всегда можно расположить представителей вида таким образом, что они составят непрерывный ряд форм. Обособленность же вида заключена в том, что даже группа близких видов представляет собой прерывистый, дискретный комплекс, где, как правило, нет переходных форм.

Виды различаются также условиями их существования, а в случае видов, размножающихся половым путем, также барьерами изоляции, препятствующими скрещиванию. Поэтому если внутри такого вида скрещивания происходят обычно свободно, то между видами они обычно затруднены или полностью отсутствуют.

Каждый вид относится к какому-нибудь роду (ед. ч. genus, мн. ч. genera). Род представляет собой собирательную таксономическую категорию, состоящую из видов, тесно связанных между собой родственными отношениями. Хотя род представляет собой дискретный комплекс видов, эта дискретность не столь велика, чтобы затемнить родовую общность. В то же время роды отделены друг от друга явно выраженным разрывом. Если бы степень различий между видами была совершенно одинакова, т. е. если бы можно было изобразить виды в виде точек, находящихся на одинаковых расстояниях друг от друга, то систематик не имел бы возможности объединить их в различные роды. В действительности эти точки образуют определенные сгущения, внутри которых филогенетические связи теснее, чем связи между разными сгущениями. Такие сгущения и будут соответствовать таксономическому понятию рода. Другими словами, род, как и вид, соответствует отношениям, реально существующим в природе. Считается, что разрывы между родами должны быть обратно пропорциональны их размерам. Род может состоять из многих видов (политипные роды), нескольких видов (олиготипные роды) или только из одного вида (монотипные роды). Род может делиться, в свою очередь, на подроды, а последние могут состоять из секций.

 

 

studopedya.ru

«Живая клетка» растений в системе здоровья Ниши / Здоровье и красота / EcoVoice

Каждый день мы сталкиваемся с «чудом жизни», к этому привыкли и перестали замечать. Видно, так устроен человек, что ему необходимо напоминать элементарные правила существования в этом мире. Японский врач Кацудзо Ниши и движение натуропатов обратилось к истокам существования жизни на Земле и человека, как вида. Они не изобрели что-то новое, они просто объединили имеющиеся знания в систему, доступную для понимания и готовую к применению.

Человек – многоклеточный организм, в котором постоянно происходит движение «жизни» — клетки рождаются, делятся, объединяются и отмирают. Существование человека зависит от здоровья его клеток. Клетки создают ткань, из ткани формируются органы, объединяющиеся далее в системы органов – и все это вместе образует организм «Человек». Весь этот организм может функционировать только благодаря биоэнергии, источниками которой являются свет, вода, воздух, пища.

Клетка, как основной материал организма состоит из ядра и цитоплазмы. Цитоплазма и является той «живой водой», из которой также состоят клетки растений и любого живого организма. Единственно, откуда человек может получать эту «живую воду», необходимую для функционирования клетки, являются растения. А «живая клетка» растений получается в процессе фотосинтеза, который, кстати, искусственным путем произвести еще никому не удалось. Это было и остается таинством «Жизни».

Употребление в пищу растительных продуктов было заложено Природой в Программу Жизни человека. Даже строение органов пищеварения у человека предназначено для принятия растительной пищи – размер кишечника достигает 12 метров. Природа создала живой организм, наделив его здоровьем и жизненной силой, обеспечила его всем для жизни, роста и развития — естественным питанием, тем, что дает природа — «живой клеткой» растений. Кроме того, что фрукты содержат до 90% воды, которая и питает наши клетки (не вода из стакана), очищает кровь и наполняет ее минералами, они также содержат все другие необходимые компоненты для ее жизни.

Без растительной клетки не могут усваиваться углеводы, жирные кислоты и аминокислоты, создающие белки, не происходит создание ферментов и гормонов. В итоге получается невозможным развитие организма и Жизнь как явление.

Что произойдет, если человек не будет принимать растительную пищу? Для того, чтобы в клетку поступали необходимые для жизнедеятельности вещества, организму приходится сжигать энергию для добывания их из искусственной пищи или пищи животного происхождения. А растительная клетка дает все необходимое – и питательные вещества и «живую энергию». Получается, что жизнь человека поддерживается именно растительными клетками.

Угрозу для жизни представляют два фактора: недостаток растительной пищи, который приведет к постепенному естественному ухудшению состояния здоровья, и загрязнение окружающей среды, в результате которого качество растительной пищи ухудшается. Энергия «живой клетки» в первую очередь зависит от того, насколько чистый воздух и присутствует ли в нем кислород в достаточном количестве, а также от качества почвы и воды. Постоянно загрязняя природу, человечество в конечном итоге истребляет себя, как вид, так как лишается единственного источника жизни и энергии, которая заложена в «живой клетке» растений.

ecovoice.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта