Мир растений программа. Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии "Мир растений" для 6 класса

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир лекарственных растений". Мир растений программа


Программа кружка "Мир растений"

Разделы: Биология, Начальная школа

Введение

В современных условиях одной из важных задач школы является развитие творческого потенциала личности, формирование исследовательских умений, вовлечение учащихся в практическую деятельность, стимулирование их к пополнению знаний об окружающей среде. 

Программа кружка рассчитана на учащихся начальных классов и  является пропедевтическим курсом по биологии. Каждое занятие носит  развивающий характер и сопровождается иллюстративным материалом: фотографиями, таблицами, опытами…. В занятия включены интересные сведения из жизни растений, ребусы, головоломки. Дети рисуют, занимаются лепкой, готовят небольшие сообщения по пройденной теме. Кроме того, учащиеся занимаются исследовательской работой, учатся писать рефераты.

Занятия строятся с учётом  психолого-педагогических особенностей учащихся младшего школьного возраста, поэтому дети без труда усваивают сложные понятия из курса биологии 6 класса.

 Формы занятий разнообразны: лекции, практические работы, опыты, экскурсии, викторины, праздники.

Большинство занятий построено по следующей схеме:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Первичное закрепление.
  5. Итог.
  6. Рефлексия.

Предлагаемая программа кружка, тематическое планирование, поурочные разработки, прежде всего, адресованы учителям начальных классов, но могут быть полезны и педагогам дополнительного образования.

Пояснительная записка

Программа кружка «Мир растений»   предназначена  для учащихся 3 – 5 классов, проявляющих интерес к биологии. Программа составлена как дополнение к предмету «Природоведение» и рассчитана на 2 часа в неделю (теоретическое изучение материала,  практическая работа, опыты). Всего 60 часов в год. Она даёт возможность обобщить, систематизировать, расширить имеющиеся у детей представления о многообразии, строении и значении растений, служит введением в курс биологии.

Эта программа как составная часть курса «Природоведение» выполняет несколько функций:

  1. Углубляет знания по ботанике.
  2. Расширяет содержание курса «Природоведение», готовит к изучению биологии в средних классах.
  3. Способствует удовлетворению познавательных интересов в области биологии.
  4. Способствует более глубокому и качественному пониманию процессов, происходящих в мире растений.

Цели данного курса:

  1. Подготовить детей к осознанному изучению биологии в средних классах.
  2. Помочь осознать степень своего интереса к биологии.
  3. Способствовать развитию интеллектуальных, креативных способностей учащихся.
  4. Познакомить с основными методами изучения биологии.
  5. Повысить экологическую культуру учащихся.

Задачи данного курса:

  1. Формирование у детей научного мировоззрения, творческого воображения.
  2. Воспитание  бережного отношения к природе.
  3. Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую работу.
  4. Расширение и конкретизация знаний о растениях.
  5. Обеспечение разнообразной практической деятельности учащихся по изучению растений.
  6. Развитие основных приёмов мыследеятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, рефлексия).

В целом программа кружка позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал  биологических  знаний.

Основными методами преподавания являются наблюдение, выполнение простейшего эксперимента, моделирование, демонстрация наглядных пособий и опытов, самостоятельная работа со справочной литературой.

Формы организации деятельности учащихся: экскурсии, прогулки, практические работы, занятия в аудитории.

Содержание программы

Раздел I.  Разнообразие растений (11 часов)

Самые древние растения. Разнообразие растений. Первые наземные растения.  Растения у тебя дома. Значение растений. Ядовитые растения, нужны ли они?  Условия для существования растений.

Практические занятия. Фантастические растения. Работа с гербарными материалами. Изготовление гербария. Определение растений в кабинете.

Экскурсии. «Осенний лес».

Раздел II. Строение растений (16,5 часов)

Как устроено растение. Лист, особенности строения. Виды листьев.

Лист – фабрика энергии. Космическая роль растений. Побег, его строение. Видоизменения побегов. Строение и значение цветка. Строение и состав семени. Движение растений.

Практические занятия. Рассматривание живых и гербарных экземпляров растений, нахождение их органов, сравнение органов разных растений. Рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными. Оформление альбома «Строение растений». Работа с карточками – определителями, с гербарием. Опыт №1 «Дыхание листьев». Опыт №2 «Образование крахмала (фотосинтез)».  Опыт №3 «Испарение воды листьями». Составление паспорта дерева. Зарисовка строения цветка. Опыт №4 «Строение и состав семени». Отпечатки листьев. Опыт №5 «Движение стебля и листьев».

Экскурсии.  «Зимний лес.  Изготовление отпечатка коры».

Раздел III. Размножение растений (7,5 часов)

Вегетативное  размножение растений. Размножение семенами. Разнообразие семян. Значение семян. Условия прорастания семян. Распространение семян.

Практические занятия. Определение всхожести семян.

Определение выделения углекислого газа и тепла, прорастающими семенами. Разнообразие семян. Размножение комнатных растений листовыми и стеблевыми черенками, отводками, клубнями, луковицами. Опыт №6 «Проращивание картофеля».

Прививка. Опыт №7 «Можно ли прививать клубни картофеля?»

Опыт №8 «Размножение традесканции, фиалки узумбарской».  Опыт №9. «Как определить, что при дыхании семян выделяется углекислый газ и тепло?» Опыт №10 «Посадка цветов, овощных культур (томатов), в зависимости от размера семян». Опыт №11 «Прививка томата на картофель».

Раздел IV.  Человек и растения (25 часов)

Растения и химия. Медицина и растения. Влияние человека на растения. Правила поведения в природе. Растения – индикаторы.

Практические занятия. Опыт №12 «Получение эфирных масел душистой герани, ели, сосны». Опыт №13 «Получение краски из коры ивы, осины, лишайника «стенная золотянка». Изготовление листовок о лекарственных растениях.   Планирование  клумб около школы и высадка рассады овощных и цветочных культур.

Экскурсии. «Изучение влияния деятельности человека на растения нашего поселка».  «Весенний лес».

Основные требования к уровню знаний, умений и навыков учащихся.

Учащиеся должны знать.

- группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые,  их отличительные признаки; - органы растений; -способы размножения растений, - условия прорастания семян и роста растений, - значение растений в природе и жизни человека,

Учащиеся должны уметь.

- различать наиболее распространённые в ХМАО растения; - устно описывать растения; - пропагандировать знания об охране природы; - выполнять правила поведения в природе; - ухаживать за комнатными, овощными и цветочно-декоративными растениями;

 Ожидаемые результаты.

Успешная самореализация школьников в изучении биологии, знание строения растения и его органов, желание наблюдать природу, повышение экологической грамотности. Умение наблюдать, прогнозировать результат работы.

Формы занятий.

Лекционная форма проведения занятий, практические занятия, опыты, экскурсии в природу, самостоятельные творческие работы, работа в группах и парах, индивидуальная работа, работа со словарями, справочной литературой позволяют на протяжении длительного времени поддерживать интерес учащихся.

Тематическое планирование

См. Приложение.

Литература для учителя

  1. «Биология: Справочные материалы» (Учебное пособие для учащихся) Д. И. Трайтак, Н.И. Клинковская, В.А. Карьенов, С. И. Балуев; Под редакцией Д. И. Трайтака. М. «Просвещение» 1983. – 106 с. Ил.
  2. «Энциклопедия для детей. Том 2. Биология», 8-ое издание, переработанное и дополненное. Главный редактор М. Д. Аксёнова. М. «Аванта +» 2000. – 704 с.
  3. А. И. Тарасов.  «Эколого-ботанические экскурсии в природу»  (Учебно – методическое пособие) Сургут: информационно-издательский концерн. Х – М. «Северный дом» 1995 г.- 88 с., ил.
  4. В. В. Петров. «Лес и его жизнь» (Книга для учителя) М. «Просвещение» 1986 г. 159 с., ил.
  5. В. В. Петров. «Растительный мир нашей Родины» (Книга для учителя) М. «Просвещение» 1991г., 205 с +2
  6. В. И. Кузнецова. «Уроки ботаники» (Пособие для учителя) М. «Просвещение» 1985. – 173 с., ил. +2
  7. В. Н. Фёдорова, Н. И. Шапошников и др.; «Методическое обучение ботанике» Под общей редакцией Н.В. Падалко, В. Н. Фёдоровой. – 3-е издание, переработка. М. «Просвещение» 1982. – 351 с. Ил.
  8. В. Рохлов, А. Теремов, Р. Пестрова. Серия «Занимательные уроки» «Занимательная ботаника» (Книга для учащихся, учителей и родителей) М. «Аст – пресс» 1999г., 430 с +2
  9. И. В. Ирмаилов, В. Е. Михмен , Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина. «Биология. Экскурсии» (Книга для учителя) М. «Просвещение» 1983 г. 224 с., ил.+1

Литература для учащихся

  1. «Биология: Справочные материалы» (Учебное пособие для учащихся) Д. И. Трайтак, Н.И. Клинковская, В.А. Карьенов, С. И. Балуев; Под редакцией Д. И. Трайтака. М. «Просвещение» 1983. – 106 с. Ил.
  2. «Энциклопедия для детей. Том 2. Биология», 8-ое издание, переработанное и дополненное. Главный редактор М. Д. Аксёнова. М. «Аванта +» 2000. – 704 с.
  3. А. М. Розенштейн. «Самостоятельные работы учащимся по биологии. Растения» 2-ое издание, переработанное. М. «Просвещение» 1988 г – 144 с ., ил.
  4. В. Рохлов, А. Теремов, Р. Пестрова. Серия «Занимательные уроки» «Занимательная ботаника» (Книга для учащихся, учителей и родителей) М. «Аст – пресс» 1999г., 430 с +2
  5. Гальперштейн Л. Я. Растения: Научно-популярное издание для детей/ Ил. Г. А. Мацигина; Оформл. Серии И. П. Смирнова. – М.: ООО «Росмэн-Издат», 2000. – 31с. – (Я открываю мир)
  6. Д. И. Трайтак. «Книга для чтения по ботанике. Для учащихся 5 – 6 классов» 2-ое издание, переработанное. М. «Просвещение» 1985 – 223 с., ил.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Программа мини-курса «Путешествие в мир растений»

«рассмотрено»

Руководитель МО:

________________

Пехова Н.А.

«____» сентября 2016 г.

« «согласовано»

ЗДВР:

________________

Нурмухамбетова Е.В.

«____» сентября 2016 г.

 

«Утверждено»

Лицей директоры:

Директор лицея:

________________

Жедоуова Н. К.

«____» сентября 2016 г.

 

Программа мини-курса

«Путешествие в мир растений»

 

Ф.И.О. автора: Токсанова А.С.

Должность: учитель биологии

Место работы: ГУ лицей г.Аксу

Пояснительная записка

Программа предусматривает изучение мира растений учащихся пятых и шестых классов, расширение кругозора в области биологии, развитие навыков ухода за растениями, формирование бережного отношения к окружающему миру, повышение мотивации здорового образа жизни, закрепление речевых навыков, совершенствование умения вести наблюдения, работать с информационными источниками, делать сообщения, оформлять результаты своей деятельности.

Программа разработана в соответствии с требованиями коррекционно-развивающей работы. Изучение материала осуществляется системно, последовательно, от простого к сложному. В данном курсе большое внимание отводится практическому значению растений, их влиянию на здоровье человека, роли растений в природе и взаимосвязи с другими организмами.

Неотъемлемой частью программы является изучение комнатных растений, правил ухода за ними, их влияния на человека. Программа предусматривает формирование общеучебных интеллектуальных умений и навыков: анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Пропедевтика биологических знаний в 5 классе способствует усвоению знаний учащимися в 6 классе.

Цель: знакомство учащихся с миром растений, его разнообразием, значением растений в природе и жизни человека,

использованием растений для укрепления здоровья и создания благоприятного психологического климата.

Задачи:

1. Подготовить учащихся к изучению биологии.

2. Расширить кругозор в области биологических знаний.

3. Повысить мотивацию изучения биологии.

4. Формировать общеучебные интеллектуальные умения и навыки.

5. Закреплять навыки правильной, красивой речи; умение говорить четко, ясно, внятно.

Формы занятий:

* путешествие

* игра

* сказка

* соревнование

* проект

* презентация

* викторина

* экскурсия

* живая газета

Формы работы:

* Практическая работа

* Самостоятельная работа

* Наблюдение

* Эксперимент

* Индивидуальная работа

* Групповая работа

Методы:

Свободного выбора (свободная беседа; выбор способа действия; выбор способа взаимодействия).

Активные методы (ученики в роли учителя; обсуждение, дискуссия, ролевая игра; ученик как исследователь).

Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимопомощи).

    Приемы:

    Демонстрация натуральных объектов, таблиц, схем, иллюстраций и т.д.

    Предполагаемый результат:овладение учащимися знаниями о жизни растений, навыками ухода за растениями, выращивания растений;

    бережливое отношение к растениям;

    умение вести наблюдения и оформлять результат своей работы;

    устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы.

    Критерии для мониторинга:

    Овладение знаниями о жизни растений;

    Сформированность навыков ухода за растениями;

    Овладение умениями:

    вести наблюдения за растениями;

    оформлять результат своей работы;

    - устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы.

    Календарно-тематическое планирование миникурса «Путешествие в мир растений».

    п.

    Тема занятия

    Форма

    занятия

    1

    Вводное занятие по курсу

    Анкетирование

    2

    Жители Царства Растения

    Сказка

    3

    Низшие Растения

    путешествие

    4

    «Мир растений»

    игра

    5

    Цветковые растения

    Виртуальная экскурсия

    6

    Цветки и соцветия

    Соревнование

    7

    Размножение комнатных растений

    практикум

    8

    Что мы узнали о растениях?

    Предзащита проектов

    9

    Защита научных проектов

    Защита проектов

    Литература:

    1. Я познаю мир. Растения: энциклопедия /авт.- сост. Л.А. Багрова.- М.; АСТ Хранитель, 2008.
    2. Комнатные растения в вашем доме. – М.; ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2005.
    3. Тайный язык цветов. – С.-Пб.; Издательство «Тригон», 2004.
    4. Растения. Полная энциклопедия. М.; Эксмо, 2007.
    5. Атлас комнатных растений. Лимаренко А. Ю., Палеева Т. В. – С.-Пб.; Сова. М., Эксмо, 2003.
    6. Ботаника для учителя. Яковлев Г. П., Аверьянов Л. В. - М.; Просвещение, 1996.
    7. Энциклопедия живой природы. – М.; АСТ-ПРЕСС, 1999.
    8. Тайны живой природы. – М.; Росмэн, 1996.

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Новая программа Мир комнатных растений

    Муниципальное учреждение дополнительного образования

    Центр туризма, экологии и краеведения

    Утверждено:

    на методическом совете

    № _______ от _________ 2016 г

    Директор МУ ДО ЦТЭК

    ______________ Томилова В.С.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

    ПРОГРАММА

    «Мир растений»

    (для детей среднего школьного возраста)

    Объем часов в год составляет: в 1-й год программы – 144 часа;

    во 2-ой год – 216 часов.

    Срок реализации – 2 года

    Возраст детей – 9-12 лет

    педагог д\ о

    Фокина Елена Владимировна

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Проблема экологического воспитания подрастающего поколения продиктована реальной опасностью жизни всему живому. Экологическое воспитание детей - новое направление педагогики, сменившее, традиционное представление в программах ознакомления детей с природой. При этом элементы экологических знаний постоянно присутствуют на каждом занятии, они не обособленны, но дают в полной мере формирование у детей экологического сознания.

    Принципиальное отличие данной образовательной программы дополнительного образования детей от школьных программ это связь биологии с сельским хозяйством, которая даёт цельное представление о растительном мире, тесно связанном с трудовой деятельностью человека в сельском хозяйстве.

    Данная образовательная программа дополнительного образования детей «В мире растений» разработана для объединения «В мире растений» муниципального учреждения дополнительного образования Центра туризма, экологии и краеведения, имеющая естественнонаучное направление.

    Программа разработана для учащихся 9-12 лет. Срок реализации программы 2 года.

    Программа «В мире растений» существенно дополняет школьный курс биологии о культурных растениях. Знания, полученные учащимися, не только расширяются, но и значительно углубляются, детализируются, приобретают выраженную экологическую направленность.

    В центре туризма экологии и краеведения для этого созданы все необходимые условия: оранжерея, большой учебно - опытный участок, библиотека со специальной литературой.

    Программа «В мире растений» позволяет в большей степени учесть индивидуальные особенности детей, их интерес к цветоводству и овощеводству. Много издано книг по цветоводству и овощеводству, но они не адаптированы к пониманию их школьниками 9-12 лет.

    Поэтому, создание программы «Мир растений» с основами «Цветоводство» и «Овощеводство» актуально.

    Программа способствует развитию аккуратности, т.к. некоторые виды работ (посев семян, пикировка сеянцев и др.) не выполнишь без развития аккуратности.

    Цели:

    • удовлетворить интерес детей к миру сельскохозяйственных растений, привить любовь к природе,

    • к сельскому хозяйству,

    • получить основы агрономического образования,

    • выработать сознательное и бережное отношение к природе,

    • воспитать самостоятельную, творчески мыслящую личность.

    Задачи:

    образовательные - обеспечить усвоение учащимися основных положений сельскохозяйственной науки о строении, жизнедеятельности растений, об их индивидуальном и историческом развитии; добиваться понимания практического значения агрономических знаний, как научной основы сельскохозяйственного производства, природоохранной деятельности; помочь школе расширить и углубить знания ученика по биологии, естествознанию и экологии;

    infourok.ru

    Образовательная программа «мир растений»

    скачать Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №3» п. Чернянка Белгородской области

    «Утверждаю»

    Директор школы _________/Чуб М.В./

    28 августа 2010 года

    Модифицированная образовательная программа

    « МИР РАСТЕНИЙ»

    на 1 год

    возраст воспитанников 11-12 лет

    Педагог дополнительного образования

    Андреев Михаил Викторович

    Пояснительная записка

    Программа кружка «Мир растений»   предназначена  для учащихся 5 -6 классов, проявляющих интерес к биологии. Программа составлена как дополнение к предмету «Природоведение» и рассчитана на 1 час в неделю Всего 35 часов в год. Она даёт возможность обобщить, систематизировать, расширить имеющиеся у детей представления о многообразии, строении и значении растений, служит введением в курс биологии.

    Эта программа как составная часть курса «Природоведение» выполняет несколько функций:

    1. Углубляет знания по ботанике.
    2. Расширяет содержание курса «Природоведение», готовит к изучению биологии в средних классах.
    3. Способствует удовлетворению познавательных интересов в области биологии.
    4. Способствует более глубокому и качественному пониманию процессов, происходящих в мире растений.
    Цели данного курса:
    1. Подготовить детей к осознанному изучению биологии в средних классах.
    2. Помочь осознать степень своего интереса к биологии.
    3. Способствовать развитию интеллектуальных, креативных способностей учащихся.
    4. Познакомить с основными методами изучения биологии.
    5. Повысить экологическую культуру учащихся.
    Задачи данного курса:
    1. Формирование у детей научного мировоззрения, творческого воображения.
    2. Воспитание  бережного отношения к природе.
    3. Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую работу.
    4. Расширение и конкретизация знаний о растениях.
    5. Обеспечение разнообразной практической деятельности учащихся по изучению растений.
    6. Развитие основных приёмов мыследеятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, рефлексия).
    В целом программа кружка позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал  биологических  знаний.

    Основными методами преподавания являются наблюдение, выполнение простейшего эксперимента, моделирование, демонстрация наглядных пособий и опытов, самостоятельная работа со справочной литературой.

    Формы организации деятельности учащихся: экскурсии, прогулки, практические работы, занятия в аудитории.

    Содержание программы

    Раздел I.  Разнообразие растений (11 часов)

    Самые древние растения. Разнообразие растений. Первые наземные растения.  Растения у тебя дома. Значение растений. Ядовитые растения, нужны ли они?  Условия для существования растений.

    Практические занятия. Фантастические растения. Работа с гербарными материалами. Изготовление гербария. Определение растений в кабинете.

    Экскурсии. «Осенний лес».

    Раздел II. Строение растений (16,5 часов)

    Как устроено растение. Лист, особенности строения. Виды листьев.

    Лист – фабрика энергии. Космическая роль растений. Побег, его строение. Видоизменения побегов. Строение и значение цветка. Строение и состав семени. Движение растений.

    Практические занятия. Рассматривание живых и гербарных экземпляров растений, нахождение их органов, сравнение органов разных растений. Рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными. Оформление альбома «Строение растений». Работа с карточками – определителями, с гербарием. Опыт №1 «Дыхание листьев». Опыт №2 «Образование крахмала (фотосинтез)».  Опыт №3 «Испарение воды листьями». Составление паспорта дерева. Зарисовка строения цветка. Опыт №4 «Строение и состав семени». Отпечатки листьев. Опыт №5 «Движение стебля и листьев».

    Экскурсии.  «Зимний лес.  Изготовление отпечатка коры».

    Раздел III. Размножение растений (7,5 часов)

    Вегетативное  размножение растений. Размножение семенами. Разнообразие семян. Значение семян. Условия прорастания семян. Распространение семян.

    Практические занятия. Определение всхожести семян.

    Определение выделения углекислого газа и тепла, прорастающими семенами. Разнообразие семян. Размножение комнатных растений листовыми и стеблевыми черенками, отводками, клубнями, луковицами. Опыт №6 «Проращивание картофеля».

    Прививка. Опыт №7 «Можно ли прививать клубни картофеля?»

    Опыт №8 «Размножение традесканции, фиалки узумбарской».  Опыт №9. «Как определить, что при дыхании семян выделяется углекислый газ и тепло?» Опыт №10 «Посадка цветов, овощных культур (томатов), в зависимости от размера семян». Опыт №11 «Прививка томата на картофель».

    Основные требования к уровню знаний, умений и навыков учащихся.

    Учащиеся должны знать.

    - группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые,  их отличительные признаки;

    - органы растений; -способы размножения растений, - значение растений в природе и жизни человека,

    Учащиеся должны уметь.

    - различать наиболее распространённые в ХМАО растения;

    - устно описывать растения; - пропагандировать знания об охране природы; - выполнять правила поведения в природе; - ухаживать за комнатными, овощными и цветочно-декоративными растениями;

     Ожидаемые результаты.

    Успешная самореализация школьников в изучении биологии, знание строения растения и его органов, желание наблюдать природу, повышение экологической грамотности. Умение наблюдать, прогнозировать результат работы.

    Формы занятий.

    Лекционная форма проведения занятий, практические занятия, опыты, экскурсии в природу, самостоятельные творческие работы, работа в группах и парах, индивидуальная работа, работа со словарями, справочной литературой

    1. Тематическое планирование
    Наименование темы Кол-во часов

    всего

    Кол-во часов теория Кол-во часов практика Форма проведения Образовательный продукт
    I Разнообразие растений. 11 6 5
    1 Организационное занятие. Разнообразие растений. 1 1

    Фантастические растения (рисование по представлению).

    Работа с гербарными материалами.

    Лекция, практическая работа в парах Записи в тетрадях, оформление альбома фантастических растений.
    2 Самые древние растения. 1 0,5

    Работа с гербарными материалами.

    Практическая работа в группах, просмотр видеофильма. Записи и зарисовки в тетрадях
    3 Первые наземные растения. 1 0,5

    Работа с гербарными материалами.

    Практическая работа в группах, просмотр видеофильма Записи и зарисовки в тетрадях
    4 Растения у тебя дома. Значение растений. 1 Практическая работа, экскурсия по школе, просмотр видеофильма Записи и зарисовки в тетрадях
    5 Ядовитые растения, нужны ли они? 1 Практическая работа в группах, просмотр видеофильма Конспект
    6 Условия для существования растений. 1 Лекция Составление таблицы.
    7 Изготовление гербария. 1 Практическая работа. Гербарий
    8 Экскурсия. «Осенний лес». 1 Экскурсия. Записи и зарисовки в тетрадях
    9 Определение растений в кабинете. 1 Практическая работа. Записи и зарисовки в тетрадях
    II Строение растений. 16,5 8 7,5
    1 Как устроено растение. 0,5 0,5

    Рассматривание живых и гербарных экземпляров растений, нахождение их органов

    Практическая работа. Записи и зарисовки в тетрадях
    2 Оформление альбома «Строение растений». Работа с карточками – определителями, с гербарием. 1

    Опыт №1 «Дыхание листьев», Опыт №2 «Образование крахмала (фотосинтез)». Опыт №3 «Испарение воды листьями».

    Практическая работа. Альбом «Строение растений».
    3 Лист, особенности строения. Виды листьев. 1 Практическая работа. Записи и зарисовки в тетрадях
    4 Лист – фабрика энергии. Космическая роль растений. 1 Лекция Записи и зарисовки в тетрадях
    5 Отпечатки листьев. 1

    Проверка опытов № 1,2,3

    Практическая работа. Оформление альбома
    6 Побег, его строение. 1 Лекция Записи и зарисовки в тетрадях
    7,8 Такие разные побеги. Видоизменения побегов. 1 1

    Составление паспорта дерева.

    Лекция Практическая работа. Записи и зарисовки в тетрадях
    9 Экскурсия. «Зимний лес. Изготовление отпечатка коры». 1 Экскурсия. Записи и зарисовки в тетрадях
    10 Для чего нужны цветы?

    Цветочная викторина.

    1 Лекция Записи и зарисовки в тетрадях
    11 Рассматривание различных цветов. Зарисовка строения цветка. 1 Практическая работа. Записи и зарисовки в тетрадях
    12 Хитрости цветов. 1 Лекция Записи в тетрадях
    13 Праздник цветов. 1 Праздник
    14, 15 Семя. Строение и состав семени. Значение семени. 1 1

    Опыт №4 Строение и состав семени.

    Лекция Практическая работа. Записи и зарисовки в тетрадях
    16

    )

    Движение растений. Могут ли растения двигаться?

    Цветочные часы.

    1 Опыт №5 «Движение стебля и листьев». Лекция Практическая работа. Зарисовки в тетрадях
    III Размножение растений. 7,5 5 2,5
    1,2 Размножение растений. Способы вегетативного размножения растений. (На примере комнатных растений) 1 1

    Опыт №6 Проращивание картофеля.

    Опыт №7 Можно ли прививать клубни картофеля?

    Опыт №8 Размножение традесканции, фиалки узумбарской.

    Лекция Практическая работа. Записи и зарисовки в тетрадях
    3 Размножение семенами. Разнообразие семян. Значение семян. 1 0,5

    Опыт №9. Как определить, что при дыхании семян выделяется углекислый газ и тепло?

    Лекция Практическая работа. Записи и зарисовки в тетрадях
    4,5 Условия прорастания семян. 1 Опыт №10 Посадка цветов, овощных культур (томатов), в зависимости от размера семян. Лекция Практическая работа. Записи и зарисовки в тетрадях
    6 Определение всхожести семян. 0,5 0,5 Практическая работа. Таблица
    7 Хитрости семян. Распространение семян. 1 Лекция Зарисовки в тетрадях
    Литература для учителя
    1. «Биология: Справочные материалы» (Учебное пособие для учащихся) Д. И. Трайтак, Н.И. Клинковская, В.А. Карьенов, С. И. Балуев; Под редакцией Д. И. Трайтака. М. «Просвещение» 1983. – 106 с. Ил.
    2. «Энциклопедия для детей. Том 2. Биология», 8-ое издание, переработанное и дополненное. Главный редактор М. Д. Аксёнова. М. «Аванта +» 2000. – 704 с.
    3. А. И. Тарасов.  «Эколого-ботанические экскурсии в природу»  (Учебно – методическое пособие) Сургут: информационно-издательский концерн. Х – М. «Северный дом» 1995 г.- 88 с., ил.
    4. В. В. Петров. «Лес и его жизнь» (Книга для учителя) М. «Просвещение» 1986 г. 159 с., ил.
    5. В. В. Петров. «Растительный мир нашей Родины» (Книга для учителя) М. «Просвещение» 1991г., 205 с +2
    6. В. И. Кузнецова. «Уроки ботаники» (Пособие для учителя) М. «Просвещение» 1985. – 173 с., ил. +2
    7. В. Н. Фёдорова, Н. И. Шапошников и др.; «Методическое обучение ботанике» Под общей редакцией Н.В. Падалко, В. Н. Фёдоровой. – 3-е издание, переработка. М. «Просвещение» 1982. – 351 с. Ил.
    8. В. Рохлов, А. Теремов, Р. Пестрова. Серия «Занимательные уроки» «Занимательная ботаника» (Книга для учащихся, учителей и родителей) М. «Аст – пресс» 1999г., 430 с +2
    9. И. В. Ирмаилов, В. Е. Михмен , Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина. «Биология. Экскурсии» (Книга для учителя) М. «Просвещение» 1983 г. 224 с., ил.+1
    Литература для учащихся
    1. «Биология: Справочные материалы» (Учебное пособие для учащихся) Д. И. Трайтак, Н.И. Клинковская, В.А. Карьенов, С. И. Балуев; Под редакцией Д. И. Трайтака. М. «Просвещение» 2003. – 106 с. Ил.
    2. «Энциклопедия для детей. Том 2. Биология», 8-ое издание, переработанное и дополненное. Главный редактор М. Д. Аксёнова. М. «Аванта +» 2000. – 704 с.
    3. А. М. Розенштейн. «Самостоятельные работы учащимся по биологии. Растения» 2-ое издание, переработанное. М. «Просвещение» 2005 г – 144 с ., ил.
    4. В. Рохлов, А. Теремов, Р. Пестрова. Серия «Занимательные уроки» «Занимательная ботаника» (Книга для учащихся, учителей и родителей) М. «Аст – пресс» 1999г., 430 с +2
    5. Гальперштейн Л. Я. Растения: Научно-популярное издание для детей/ Ил. Г. А. Мацигина; Оформл. Серии И. П. Смирнова. – М.: ООО «Росмэн-Издат», 2000. – 31с. – (Я открываю мир)
    скачать

    nenuda.ru

    Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии "Мир растений" для 6 класса

    РЕСПУБЛИКА КРЫМ

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «МЕДВЕДЕВСКАЯ ШКОЛА» ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА

    296121, Российская Федерация, Джанкойский район, с. Медведевка , ул. Ленина, 8

    телефон: (06564) 5-24-54, e-mail: [email protected]

    РАССМОТРЕНО

    на заседании школьного методического объединения

    учителей естественно – математического цикла

    протокол №1 от «31» августа 2016г.

    «СОГЛАСОВАНО»

    Зам. директора по УВР

    ____________С.Э.Усеинова

    «31» августа 2016 г.

    «УТВЕРЖДАЮ»

    Директор школы

    _____________Н.Н.Васильев

    №___от «31» августа 2016 г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ

    «МИР РАСТЕНИЙ»

    класс 6

    на 2016/2017 учебный год

    Составитель: Вьюн М.Е

    Учитель биологии

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Пояснительная записка……………………………………………………………….…2

    2. Структура программы…………………………………………………………….……..2

    3. Ожидаемые результаты……………………………………………………………….…3

    4. Основное содержание……………………………………………………………………3

    5. Тематическое планирование…………………………..………………………………..4

    1. Пояснительная записка.

    Программа «Мир растений» ориентирована на обучающихся 6 класса, изучающих биологию в рамках ФГОС.

    Программа внеурочной деятельности по биологии «Мир растений» соответствует целям ФГОС. На изучение биологии в 6 классе выделен 1 час. На практическую часть программы выделено минимальное количество времени. Учащиеся именно этого возраста отличаются своей любознательностью, непосредственностью, готовностью к восприятию информации, выходящей за рамки учебника. В результате внеурочной деятельности происходит расширение знаний учащихся, формирование и развитие положительной учебной мотивации, осознание необходимости приобретаемых знаний, умений, навыков. Предлагаемая программа направлена на формирование у обучающихся интереса к изучению биологии, развитие любознательности, расширение знаний об окружающем мире, умению применить полученные практические навыки и знания на практике.

    Программа «Мир растений» предусматривает наряду с изучением теоретического материала проведение практических и лабораторных работ, экскурсий. Системно – деятельностный подход реализуется в процессе формирования УУД. Обязательное условие данной программы – организация проектной и исследовательской деятельности.

    На реализацию программы отводится 34 часа (1 час в неделю).

    1. Структура программы.

    Программа «Мир растений» способствует более успешному усвоению знаний по биологии. Происходит развитие общеучебных умений и навыков; навыков работы с лабораторным оборудованием; умений применять полученные знания на практике. Программа осуществляет расширение кругозора обучающихся.

    Формы работы: лабораторные и практические работы, экскурсии, творческие проекты, мини-конференции с использованием электронных презентаций. Предусмотрена индивидуальная и групповая работа.

    3.Ожидаемые результаты.

    Личностные

    • сформированность экологически грамотного отношения к живой природе;

    • развитие интеллектуальных способностей (умения сравнивать, анализировать, рассуждать, делать выводы и т.п.)

    Метапредметные

    • овладение умениями определять проблему, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, наблюдать, доказывать;

    • умение работать с различными источниками информации;

    Предметные

    1. Познавательная сфера:

    • выделение отличительных признаков живых организмов;

    • определение роли биологии в практической деятельности человека;

    • умение сравнивать биологические объекты и процессы

    • овладение методами изучения живой природы: наблюдения, измерения, эксперимента;

    1. Ценностно – ориентационная сфера:

    • знание правил поведения в природе;

    • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;

    1. Трудовая сфера:

    • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

    • знание правил работы с лабораторным оборудованием;

    1. Эстетическая сфера:

    1. Основное содержание

    6 класс 34 часа.

    Кто наши соседи

    Невидимое станет видимым

    Как устроено растение

    Эти замечательные листья

    Узнай растение по листьям

    Истории о деревьях

    Странные растения.

    Необычные растения

    Зеленая аптека

    Конкурс кроссвордов

    «Зачем растению паспорт?»

    Химический состав растений

    Физиология растений

    Этот прекрасный цветок

    Раз цветок, два цветок

    Легенды о цветах

    Прорастание семян

    Чем занимается наука систематика?

    Крестоцветные – кто вы?

    Розоцветные – кто вы?

    Пасленовые – кто вы?

    Бобовые – кто вы?

    Сложноцветные – кто вы

    Лилейные – кто вы?

    Злаковые – кто вы?

    Заповедные растения Крыма

    Загадки о растениях .

    Угадай растение

    Сбор гербария

    Оформление гербария

    Растения школьного двора

    Защита проектов.

    1. Тематическое планирование

    Календарно – тематическое планирование курса

    № п/п

    Тема

    Кол. часов

    Форма

    Количество часов

    план

    факт

    1.

    Введение.

    1

    беседа

    Все о растениях

    17

    2.

    Кто наши соседи

    1

    Экскурсия – игра «Найди растение»

    3.

    Невидимое станет видимым

    1

    Лабораторная работа «Работа с микроскопом. Строение клетки»

    4.

    Как устроено растение

    1

    Творческая работа «Органы растения. »

    5.

    Эти замечательные листья

    1

    Творческая мастерская «Распознавание листьев. Создание аппликаций из листьев»

    6.

    Узнай растение по листьям

    1

    Игра

    7.

    Истории о деревьях

    1

    Рассказ - презентация

    8.

    Странные растения.

    1

    Проект «Растения -хищники»

    9.

    Необычные растения

    1

    Творческая мастерская «Создание коллажей необычных, декоративных растений»

    10.

    Зеленая аптека

    1

    Проект «Лекарственные растения»

    11.

    Конкурс кроссвордов

    1

    Творческая мастерская «Составление и разгадывание кроссвордов о растениях»

    12.

    «Зачем растению паспорт?»

    1

    Творческая мастерская «Паспортизация комнатных растений»

    13.

    Химический состав растений

    1

    Лабораторная работа «Изучение химического состава растений»

    14.

    Физиология растений

    1

    Лабораторная работа «Испарение воды листьями»

    15.

    Этот прекрасный цветок

    1

    Творческая мастерская «Создание макетов цветков растений разных семейств»

    16.

    Раз цветок, два цветок

    1

    Творческая мастерская «Создание макетов соцветий»

    17.

    Легенды о цветах

    1

    Проект

    18.

    Прорастание семян

    1

    Лабораторная работа «Условия прорастания семян»

    Многообразие растений

    11

    19.

    Чем занимается наука систематика?

    1

    Творческая мастерская «Создание конструктора Царств живой природы»

    20.

    Крестоцветные – кто вы?

    1

    Творческая мастерская

    21.

    Розоцветные – кто вы?

    1

    Творческая мастерская

    22.

    Пасленовые – кто вы?

    1

    Творческая мастерская

    23.

    Бобовые – кто вы?

    1

    Творческая мастерская

    24.

    Сложноцветные – кто вы

    1

    Творческая мастерская

    25.

    Лилейные – кто вы?

    1

    Творческая мастерская

    26.

    Злаковые – кто вы?

    1

    Творческая мастерская

    27.

    Заповедные растения Крыма

    1

    Путешествие по Красной книге.

    28.

    Загадки о растениях .

    1

    Игра – конкурс.

    29.

    Угадай растение

    1

    Игра

    Растения вокруг нас

    5

    30.

    Сбор гербария

    1

    Практическая работа

    31.

    Оформление гербария

    1

    Практическая работа

    32-33.

    Растения школьного двора

    2

    Проект «Составление экологической тропы»

    34.

    Защита проектов.

    Мини – конференция.

    infourok.ru

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир лекарственных растений"

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Тип программы: по конкретным видам внеурочной деятельности

    кружок

    «Мир лекарственных растений»

    Срок реализации программы: 1 год

    Возраст обучающихся: 8-11 лет

    Составитель: Помигуева Галина Александровна

    Пояснительная записка

    Программа составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности для начального и основного образования под редакцией В.А.Горского.-2-е изд.; М. «Просвещение» 2011год, на основе авторского курса Е.А.Постникова « Мир лекарственных растений»

    Внеурочная деятельность является составной частью учебно – воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

    Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в системе мировой и отечественной культур.

    Актуальность.

    В последние годы, в связи с опасными тенденциями ухудшения здоровья школьников и всего населения в целом, возрастает потребность в здоровьесберегающих педагогических технологиях, в инновационных программах, пропагандирующих здоровый образ жизни. Это направление становится одним из самых приоритетных в системе современного Российского образования.

    Современная медицина придает все больше значения действию различных природных факторов на физическое и психическое здоровье человека в современных условиях, открывая все новые и новые грани их влияния на организм человека.

    С древних времен человек использует целебные свойства растений. С их помощью он научился не только лечить многие заболевания, но и предупреждать их, поднимать настроение, жизненный тонус.

    Овощи, фрукты, зеленые части растений и травы являются важным источником многих полезных веществ – таких, как витамины, органические кислоты, легко усвояемые углеводы, минеральные соединения, вкусовые и ароматические вещества, необходимые организму ежедневно.

    В настоящее время, когда экологическая обстановка ухудшается с каждым днем, возникает острая потребность в натуральных биологически активных веществах, усиливающих защитные свойства организма человека, сохраняющих его здоровье. Растения же являются незаменимым источником подобных веществ, которые являются прекрасным средством профилактики и лечения множества заболеваний. Это санитары и очистители нашего организма от вредных веществ, шлаков и токсинов, которые попадая в наш организм с пищей, водой, выхлопными газами вызывают резкое ухудшение здоровья, особенно в последние годы.

    Приобщение детей к миру растений, знакомство с их целебными и питательными свойствами становится особенно актуально в наши дни.

    Данная программа направлена на решение актуальнейших в наше время проблем и задач: экологических и здоровьесберегающих.

    Цели и задачи программы:

    Цель программы «Мир лекарственных растений» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.

    Задачи программы:

    • приобщение детей к природе, как элементу здорового образа жизни;

    • укрепление психического и физического здоровья учащихся;

    • воспитание чувства бережного отношения к природе и здоровью человека;

    • воспитание экологической культуры;

    • формирование интереса к изучению природы родного края;

    • воспитание умения видеть в обычном необычное и удивительное;

    • изучение и исследование с детьми конкретных объектов природы.

    Пути, средства методы достижения цели.

    Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, библиотеках, на пришкольном участке, исследовательская деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, викторин и т.д. Данный вид деятельности предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые.

               Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа.

    Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год, объемом в 34 часа, 1 час в неделю.

    Возраст детей: 8-11 лет

    Формы организации детского коллектива:

    • традиционные занятия;

    • экскурсии;

    • творческие проекты;

    • самостоятельный поиск информации при работе с дополнительной литературой;

    • викторины.

    1. Учебно-тематический план

    Наименование разделов,

    блоков, тем

    Всего час

    Количество часов

    Характеристика деятельности обучающихся

    Аудитор

    ные

    Вне

    ауди

    торные

    1.

    Вводные занятия

    2

    1

    1

    Знакомятся с понятием лекарственные растения, учатся работать с литературой, готовить сообщения.

    Группы лекарственных растений.

    1

    Биологически активные вещества лекарственных растений.

    1

    2.

    Культурные лекарственные растения.

    10

    5

    5

    Знакомятся с понятием культурные растения. Получают практические навыки изготовления соков, морсов. Рассматривают знакомые растения с точки зрения их полезности. Знакомятся с гербарным материалом и правилами работы с ним.

    Овощные культуры.

    1

    Приготовление сока из овощей.

    1

    Плодовые культуры.

    1

    Приготовление морсов из ягод.

    1

    Эфиромасличные культуры.

    1

    Комнатные растения

    1

    Экскурсия по школе, с целью выявления лекарственных растений.

    1

    Однолетники, двулетники и многолетники.

    1

    Знакомство с календарем сбора цветов растений. Поход в библиотеку.

    1

    Рассматривание изображений лекарственных растений. Сообщения о растениях.

    1

    3.

    Лекарственные растения луга

    4

    3

    1

    Полынь горькая, одуванчик лекарственный, пижма.

    1

    Знакомятся с понятием экосистема. Знакомятся и исследуют лекарственные растения луга.

    Череда, девясил, мать – и – мачеха

    1

    Зверобой, душица обыкновенная, шалфей чабрец

    1

    Поиск загадок о лекарственных растениях. Поход в библиотеку.

    1

    4.

    Лекарственные растения леса.

    5

    4

    1

    Знакомятся и исследуют лекарственные растения леса. Рассматривают применение лекарственных растений в различных областях человеческой жизни.

    Берёза, дуб, черёмуха

    1

    Черника, брусника, клюква

    1

    Ландыш майский, медуница, кипрей

    1

    Вереск, толокнянка, синюха

    1

    Ищем интересные факты о лекарственных растениях леса. Поход в библиотеку.

    1

    5.

    Зеленая аптека под ногами.

    9

    3

    6

    Подорожник большой, пастушья сумка.

    1

    Получают первые навыки фотографирования живых объектов.

    Лопух, горец.

    1

    Экскурсия в лес.

    1

    Экскурсия в лес.

    1

    Экскурсия в лес.

    1

    Экскурсия в лес.

    1

    Экскурсия в лес.

    1

    Правила сбора лекарственных растений.

    Поход в библиотеку.

    1

    Упаковка и хранение лекарственного сырья.

    1

    6.

    Подводим итоги.

    4

    1

    3

    Работа с гербарием лекарственных растений. Выявление характерных признаков лекарственных растений.

    1

    Учатся подводить итоги своей работы. Готовят выставки работ, сообщения.

    Заслушивание сообщений о лекарственных растениях.

    1

    Изготовление поделок из лекарственных растений.

    1

    Организация выставки фотографий и поделок.

    1

    Итого:

    34

    17

    17

    3. Содержание программы:

    I.Вводные занятия(2 ч ауд.-1; внеауд.-1)

    Группы лекарственных растений. Биологически активные вещества лекарственных растений.

    II. Культурные лекарственные растения. (10 ч ауд.-5; внеауд.-5)

    Овощные культуры. Плодовые культуры. Эфиромасличные культуры. Комнатные растения. Однолетники, двулетники и многолетники. Знакомство с календарем сбора цветов растений. Поход в библиотеку. Рассматривание изображений лекарственных растений. Сообщения о растениях.

    Практические работы: Приготовление сока из овощей; Приготовление морсов из ягод.

    Экскурсии: Экскурсия по школе, с целью выявления лекарственных растений.

    Лекарственные растения луга. (4 ч ауд.-3; внеауд.-1)

    Полынь горькая, одуванчик лекарственный, пижма. Череда, девясил, мать – и – мачеха. Зверобой, душица обыкновенная, шалфей чабрец. Поиск загадок о лекарственных растениях. Поход в библиотеку.

    Лекарственные растения леса. (5 ч ауд.-4; внеауд.-1)

    Берёза, дуб, черёмуха. Черника, брусника, клюква. Ландыш майский, медуница, кипрей. Вереск, толокнянка, синюха. Ищем интересные факты о лекарственных растениях леса. Поход в библиотеку.

    Зеленая аптека под ногами. (9 ч ауд.-3; внеауд.-6)

    Подорожник большой, пастушья сумка. Лопух, горец. Правила сбора лекарственных растений.

    Поход в библиотеку. Упаковка и хранение лекарственного сырья.

    Экскурсии: Экскурсия в лес.

    Подводим итоги. (4 ч ауд.-1; внеауд.-3)

    Работа с гербарием лекарственных растений. Выявление характерных признаков лекарственных растений. Заслушивание сообщений о лекарственных растениях. Изготовление поделок из лекарственных растений. Организация выставки фотографий и поделок.

    1. Предполагаемые результаты реализации программы:

    Первый уровень результатов освоения программы будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, викторинах, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.

    Второй уровень результатов – это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых знаний, начинает их ценить, участвуя в викторинах и узнавая все больше о лекарственных растениях.

    Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: экскурсии с наблюдениями, экскурсии.

    Личностные результаты: принятие обучающимися правил здорового образа жизни; развитие морально-этического сознания; получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

    Метапредметные результаты: овладение начальными формами исследовательской деятельности;

    опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; опыт социальной и межкультурной коммуникации; формирование коммуникативных навыков.

    1. Формы и виды контроля:

    1. Методические рекомендации:

    Мой опыт работы с детьми показал, что они плохо знают растительный мир нашей местности. У них больше на слуху названия экзотических фруктов и диковинных растений.

    Таким образом, идея создания программы возникла не случайно, а на основе наблюдений. Я надеюсь, что данная программа поможет детям получить как можно больше информации о лекарственных растениях нашей местности и способах использования их для сохранения и укрепления своего здоровья. Наряду с вопросами изучения лекарственного мира растений, детям прививаются навыки экологической культуры, они приобщаются к миру искусства, приобретая навыки эстетической культуры. Проявляют свои творческие способности в изготовлении поделок, экспонатов, изделий, используя различные художественные материалы и технологии.

    Программа имеет краеведческое направление, так как мы в основном изучаем лекарственные растения Краснодарского края.

    Данная программа направлена на решение актуальнейших в наше время проблем и задач: экологических и здоровьесберегающих.

    1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:

    п/п

    Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

    1

    1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

    Литература для детей:

    1. Гулимова В. И. Эфирные масла в косметике и медицине// Медицина и косметика. — М., 2005.

    2. Экология: энциклопедия. — М., 2008.

    3. Энциклопедия лекарственных растений народной медицины. СПб., 2006.

    4. Рычков Ю. В., Аптека на огороде: Лекарственные растения на вашей грядке. – М. РИПОЛ Классик, 2005.

    Литература для учителя:

    1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С.Савинов. – М.: просвещение, 2011.

    2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.

    3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

    2

    Печатные пособия

    Карточки:

    «Лекарственные растения лес »

    «Лекарственные растения луга»

    «Овощи»

    «Ягоды»

    3

    Технические средства

    Компьютер

    Магнитофон

    Мультимедийный проектор

    4

    Экранно-звуковые пособия

    Интерактивная доска

    Магнитофон

    5

    Игры и игрушки

    Игры, лото, викторины, наборы карандашей, краски, альбомы.

    Оборудование класса

    Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

    Магнитная доска.

    Учебный стол и стул.

    Учительский стол и стул.

    infourok.ru

    Программа «Волшебный мир растений»

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

    «Волшебный мир растений»

    Уровень реализации программы:

    начальное образование

    Срок реализации: 1 год

    2012 год

    Информационная карта

    образовательно - развивающей программы

    «Волшебный мир растений»

    Полное название программы Образовательно – развивающая программа

    «Волшебный мир растений»

    Форма проведения Групповые, теоретические и практические занятия
    Цель программы создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, последовательного формирования у учащихся целостной картины окружающего мира
    Тип программы адаптированная
    Уровень реализации Начальное образование
    Уровень применения Эколого - педагогическая направленность

    Способ освоения содержания образования

    Репродуктивный, творческий, алгоритмический
    Срок проведения 1 год

    Содержание

    1. Пояснительная записка:

    • обоснование необходимости внедрения курса в учебно-воспитательный процесс ……………………………………………………………………………..
    • актуальность ………………………………………………..……….………
    • цель, задачи образовательной программы ……………….….…….………
    • отличительные особенности программы ………………………………….
    • методы и формы работы …………………………………………..…….…
    • прогнозируемый результат …………………………………………………
    2. Методическое обеспечение:
    • формы занятий по каждой теме ……………….…………….………..
    • дидактический материал……………………………………………………
    • техническое оснащение занятий……………………………………………
    3. Учебно-тематический план

    4. Используемая литература …………………………………………………..

    Пояснительная записка

    Актуальность:

    Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о растительном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

    Наша планета Земля очень велика в сравнении с каждым человеком, а он так мал в срав­нении с ней! На полянах и опушках живут существа, ко­торые гораздо меньше человека: жуки и муравьи, гусеницы и бабочки, пчёлы и шмели, пауки и улитки и многие, многие другие. Даже большие обитатели Зем­ли, например вековые деревья, не говоря уже о маленьких существах, чаще всего перед человеком беззащитны. Животные и растения, камни и почва, вода и воздух — это всё природа. Человек — её часть. И если человек красив, добр, умён, то именно таким — красивым, добрым, умным — должно быть его поведение в природе. Однако, многих взрослых, когда они были маленькими, почти совсем не учили любить и беречь природу.

    Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества. А также программа направлена на формирование основ экологической ответственности, формирование образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в пре­дельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайше­му природному окружению и к планете в целом.

    Цель программы:

    создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, последовательного формирования у учащихся целостной картины окружающего мира.

    Задачи программы:

    • расширение кругозора учащихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы;
    • укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учеб­ным предметам естественнонаучного цикла;
    • последовательное приобщение учащихся к детской научно-ху­дожественной, справочной, энциклопедической литературе и раз­витие навыков самостоятельной работы с ней.

    Отличительные особенности программы:

    Факультативный курс «Волшебный мир растений» является составной частью системы начального естественно-научного и экологическо­го образования. Он вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн царства растений. Отвечая ес­тественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, в содержание курса включены интересные факты из жизни растений.

    Готовясь к занятиям, дети обязательно должны пользоваться справочной, энциклопедической, художественной литературой. Это детские энциклопедии «Что такое? Кто такой?», «Я познаю мир», «Все обо всем», книги о природе, растениях, обо всем, что нас окружает. Учитель может давать задание заранее подготовить материал по той или иной теме, используя опережающий метод обучения.

    Участники образовательной программы: учащиеся 2-ых классов школы.

    Сроки реализации образовательной программы: один год.

    Программа рассчитана на 34 занятия по 1 учебному часу каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

    Предполагаемые результаты:

    В целом преподавание курса «Волшебный мир растений» позволит полнее раскрыть воспитательный и развиваю­щий потенциал природоведческих знаний, создаст более благо­приятные условия для продолжения естественнонаучного обра­зования в последующих классах.

    Нетрадиционные типы уроков:

    Дидактический материал

    • Папки с дидактическим, методическим и информационным материалами по всем учебным темам
    • наглядные пособия
    • подборка информационной и справочной литературы
    • набор дидактического материала для проведения учебных занятий по каждому разделу

    Цифровые образовательные ресурсы

    • ЭУП «Природа, человек, общество»
    • ДК Multimedia «Большая детская энциклопедия»
    • ЭУП «Основы естествознания»
    • БЭНП «Энциклопедия классической музыки»
    • БЭНП «Шедевры русской живописи»
    • ЭУП «Современные чудеса света»
    • БЭНП «Серия «хочу всё знать»
    * Тайны морей и океанов

    * Приключения в мире растений

    • Авторские презентации

    Техническое оснащение занятий

    На занятиях используется следующие материалы:

    - простой и цветные карандаши;

    - тетради;

    - линейки;

    - краски;

    - настольные игры;

    -цветная и белая бумаги.

    Оборудование:

    -столы;

    -стулья;

    -магнитофон;

    -компьютер;

    -учебная доска.

    Календарно – тематическое планирование

    № занятия

    Тема занятия Примерное содержание занятия
    Из истории растений
    1. Картофель. Рубрики
    • «Это интересно»
    • «Звуки живой природы»
    • «Сказал, как отрезал»
    (пословицы, поговорки, фразеологизмы)
    • «Рифмоплёт»
    • «В гостях у сказочных героев»
    • «Творческая мастерская»
    2. Лук.
    3. Капуста.
    4. Морковь.
    5. Свекла.
    6. Горох.
    7. Томат и болгарский перец.
    8. Апельсин и лимон. Работа над проектом «Растение, о котором я хочу рассказать»
    Травянистые растения
    9. Первые цветы весны. Рубрики
    • «Это интересно»
    • «Звуки живой природы»
    • «Сказал, как отрезал»
    (пословицы, поговорки, фразеологизмы)
    • «Рифмоплёт»
    • «В гостях у сказочных героев»
    • «Творческая мастерская»
    10. Солнечный цветок.
    11. О ромашке
    12. Золотой луг.
    13. Васильки
    14. Колокольчик
    15. Заячьи ушки.
    16. Сахарный тростник
    17. Кувшинки.
    18. Вороний глаз.
    19. Удивительные растения.

    Хоровод цветов.

    Работа над проектом «Мой любимый цветок»
    Кустарники и кустарнички
    20. Черника. Рубрики
    • «Это интересно»
    • «Звуки живой природы»
    • «Сказал, как отрезал»
    • «Рифмоплёт»
    • «В гостях у сказочных героев»
    • «Творческая мастерская»
    21.

    Шиповник

    22. Боярышник.
    23. Чайный куст. Работа над проектом «Полезный кустарник»
    Деревья
    24. Тайны русской берёзки. Рубрики
    • «Это интересно»
    • «Звуки живой природы»
    • «Сказал, как отрезал»
    (пословицы, поговорки, фразеологизмы)
    • «Рифмоплёт»
    • «В гостях у сказочных героев»
    25. В сентябре у рябины именины.
    26. Липа.
    27. Чудо – тополь.
    28. С кем дружит дуб?
    29. О лиственнице.
    30. Сосна.
    31. Шоколадное дерево – чудо или правда?
    32. Тропики Африки
    33. Диковинные деревья Работа над проектом «Волшебное дерево»
    34. Ядовитые растения.

    Литература

    1. Ф. Брукс, Ф. Чандлер и др. «Новая детская энциклопедия» - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.
    2. Ю.Гурин «Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000
    3. Т.Н. Максимова «Олимпиадные задания: 3- 4 классы. - М.: ВАКО, 2009
    4. Е.Минский «От игры к знаниям» М, 1982
    5. И.Г Сухин «Занимательные материалы: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2005

    perviy.ansya.ru


    Смотрите также

    Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта