Растения условия жизни. Урок в рамках пилотного проекта по познанию мира "Условия, необходимые для жизни растений"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Книга Воспитание к свободе. Содержание - Учение о растениях Условия жизни растений ... Растения условия жизни


Разнообразие условий существования растений

8 мин.

 

 

 

 

8 мин.

 

 

 

 

 

2 мин.

 

 

 

 

 

 

 

5 мин.

4. Формирование новых понятий и способов действия

Условия существования растений.

В каждой природной зоне на сравнительно небольшой территории можно обнаружить значительное разнообразие условий для жизни растений. Так, например, в Московской области, пройдя 3-5 км, вы можете увидеть и тенистый еловый лес, и пронизанный светом березовый, и глубокие заросшие овраги. На вашем пути могут встретиться и небольшой ручей, и речка, берега которой, то пологие, песчаные, то обрывистые, глинистые, и поля, засеянные разными культурами, и красочный сенокосный луг, и пастбище с низкими травами и крупными растениями полыни и чертополоха. Как различаются растения по разнообразию условий их существования. Одни растения могут жить в самых различных условиях. Ольха серая, например, растет и в хвойных, и в смешанных, и в лиственных лесах (рис. 89). Она встречается на лесных болотах, на сухих песчаных и на влажных глинистых почвах, на плоских участках и на крутых склонах, по днищам оврагов и по берегам рек. Береза повислая может образовывать чисто березовые леса, как примесь присутствовать в еловых, сосновых, дубовых и смешанных лесах. Береза легко заселяет разнообразные места, нарушенные человеком: карьеры, откосы дорог, вырубки, пожарища и даже обитает на карнизах и крышах заброшенных зданий. Лютик ползучий можно встретить в лесу и на опушке, на лесной поляне и на лугах, на заболоченных местах и на пашне. Другие виды обитают в строго определенных условиях. Так, ольха клейкая, или черная, растет только на обильно увлажняемых торфянистых болотных почвах вдоль рек, по берегам водоемов, в оврагах (рис. 89). Клюква и росянка (§ 34) встречаются только на сфагновых болотах, а рдест курчавый – преимущественно в быстротекучих небольших речках. Растения, которые могут жить в разнообразных условиях, обладают широкой экологической приспособленностью: ольха серая, береза повислая, лютик ползучий. Виды, живущие в строго определенных условиях, обладают узкой экологической приспособленностью: ольха черная, клюква, росянка, рдест курчавый.

А у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.  Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.

Как условия существования влияют на растения.

Если растение имеет широкую экологическую приспособленность, то в одних местах оно находит более благоприятные условия жизни, в других местах условия бывают менее благоприятны, а то и вовсе плохие. Например, лютик ползучий прекрасно растет на влажных рыхлых почвах в придорожных канавах, на заброшенных пашнях, на влажных лугах. Здесь формируются крупные растения лютика высотой до 50-70см, с большими листьями, многочисленными ползучими побегами.

 

Чтение текста учебника с последующими комментариями учителя

 

 

Сообщение учителя с элементами беседы и использование рисунков учебника и таблицы на доске

 

 

 

 

Физкультминутка

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ учителя

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Условия жизни растений. Лес как растительное сообщество



1. Каковы основные факторы среды, влияющие на растения?

Условия освещенности, влажности, температуры, засоленность, механический состав и плодородие почвы.

2. Какие выделяют группы растений по отношению к свету? Приведите примеры.

Одни растения, например коровяк медвежье ухо, шалфей луговой, нивяник обыкновенный, пустырник пятилопастной растут только при хорошей освещенности. Их относят к группе светолюбивых растений.

Кислица обыкновенная, майник двулистный, вороний глаз четырехлистный, барвинок малый, зеленчук желтый растут в тени деревьев — это теневые растения. Колокольчик скученный, купальница европейская иногда встречаются при некотором затенении и относятся к теневыносливым растениям.

3. Какие выделяют группы растений по отношению к влажности? Приведите примеры.

Саксаул, верблюжья колючка и ковыль приспособились к обитанию в сухих условиях с бережным расходом воды. Их относят к группе ксерофитов. Колокольчики и гвоздики произрастают обычно в условиях средней влажности воздуха и почвы. Они принадлежат к группе мезофитов. Некоторые растения могут расти только в условиях повышенной влажности воздуха (осока, череда), их относят к гидрофитам. Встречаются растения частично погруженные в воду (рогоз, стрелолист) – это гигрофиты.

4. Как человек влияет на растения? Приведите примеры.

Строительство дорог, расширение городов, увеличение числа дачных участков, свалки, вырубки лесов приводят к изменению условий обитания. Следовательно, происходит исчезновение произрастающих на данной территории растений большинства видов.

5. Какие различают типы лесов?

Леса, в зависимости от преобладающей древесной породы, делят на две большие группы: лиственные и хвойные. Лиственные леса могут быть широколоственными или мелколиственными. Хвойные леса бывают темнохвойные и светлохвойные. Выделяют еще смешанные леса, в которых произрастают вместе хвойные и лиственные породы.

6. В чем выражается ярусность леса?

В зависимости от жизненной формы и высоты растений в лесу можно выделить несколько ярусов. Наиболее четко ярусность выражена в широколиственном лесу. Там самые высокие деревья образуют первый (верхний) ярус. Их кроны находятся в наилучших условиях освещенности. Более низкорослые деревья формируют второй ярус. Под ними расположены кустарники и молодые деревья, которые образуют третий ярус. Травы и кустарнички относят к четвертому ярусу. В пятом (самом нижнем) ярусе расположены мхи и лишайники. Почву покрывает лесная подстилка. Она состоит из опавших листьев, отмерших побегов и сухих веток.

7. Перечислите растения разных жизненных форм, обитающие в лесах.

В лесах обитают деревья - дуб, липа, ясень (высокие деревья), рябина, яблоня, клен (более низкие деревья), кустарники - лещина, жимолость, крушина, бересклет, травы – медуница, сныть, зеленчук.

8. Какие растения — эфемероиды вы встречали весной на экскурсии — в лесопарке или в саду?

В это время цветут ветреница, пролеска, хохлатка, чистяк весенний, гусиный лук. Через 2–3 недели после цветения у них созревают семена и надземные побеги отмирают. Их относят к группе эфемероидов ( быстроразвивающиеся растения).

resheba.com

Условия жизни растений | Садовод и огородник

Условия жизни растений

В жизни растений играет большую роль их условия существования. Изменив условия жизни любого растения, можно изменить те или иные признаки растений. Качество обычных и декоративных растений, так же полностью зависят от условий их жизни.

Каждый, кто только начал изучать растения, просто необходимо знать их условия жизни и уметь удовлетворять их потребности. Разрешая вопросы усвоения растением из почвы питательных веществ, нужно знать, как бы это выразиться, «мнение» самого растения. На разных этапах развития растений их требования к условиям существования далеко не одинаковы.

Растение предъявляет требования к теплу, так как оно так же, как влага и свет является необходимым условием для жизни растений. Для нормального роста, растения разных широт требуют определённых температур. Альпийским и арктическим растениям необходима более низкая температура, а тропические растения любят более высокую. По требованию к теплу различают комнатные растения для прохладных помещений и комнатные растения для теплых.

Растения предъявляют требования к свету, который является необходимым условием для их жизни. Только на свету определённой интенсивности, растения могут развиваться нормально. В надземных органах растений на свету образовываются пигменты, которые принимают участие в фотосинтезе. И если света недостаточно, то нарушается нормальное их образование. Свет также влияет на водный режим растений, то есть испарение воды листьями растения усиливается только на свету.

Растения предъявляют требования к влаге, так как она так же, как и все вышеперечисленные являются необходимым условием для жизни растений. Каждое растение состоит на семьдесят процентов из воды, которая играет чрезвычайно разнообразную роль в их жизни. Вода для растения – это важный материал, который помогает «построить» органические вещества растений. Если растению не достает тепла и света, то замедляется фотосинтез, но если не хватает воды, то начинается закрытие устьиц, и может вообще прекратиться фотосинтез.

Водный режим растений имеет три процесса: первый – вода поступает в растение через корневую систему из почвы; второй процесс – вода передвигается по растению от корней к листьям и испаряется в атмосферу из листьев.Вы должны усвоить, что от влажности почвы и воздуха полностью зависит нормальный рост растения.

isadovod.ru

Свет в жизни растений

Свет в жизни растений — ведущее условие их существования. Между тем общие световые условия, даже в однородном лесу, значительно разнятся и по яркости света и по продолжительности его в течение суток, а это не может не отражаться на развитии и наследственности растений.

Естественно поэтому, что растения разных широт в еще большей степени зависят от световых условий той или иной широты. Будет ли растение родом из местности северной с коротким летом, но длинным днем, или из более южной местности, с длинным летом и коротким днем, — эти световые условия обязательно отразятся на свойствах растений и их наследственности. Изменить эту наследственность можно лишь соответственными световыми воздействиями.

Светолюбивые деревья

Самое светолюбивое дерево у нас — лиственница, затем береза, сосна, осина, ива, дуб, вяз, липа. Наиболее теневыносливые — ель и пихта. Поэтому сосновые леса и березники — светлые, веселые; еловые, елово-пихтовые — темные, угрюмые.

ЛиственницаЛиственница — одно из самых светолюбивых деревьев

Световые условия дубового леса

Среднее место по светолюбию занимает дуб. Растительность дубового леса очень разнообразна, так как здесь сочетаются самые различные световые условия.  Под величественными дубами, широко раскинувшими свои могучие ветви, мы почти всегда найдем богатый подлесок.

Растопырив свои пальчатые лапы-листья, перехватывают свет быстро растущие молодые клены, тут же расстилаются плоские ветви орешника (лещины). Найдете здесь и ясень, и красивые темнозеленые побеги вяза, дикую яблоню, перистолистную рябину, разные кустарники — жимолость, бересклет, крушину, калину, бузину, смородину и другие.

ЖимолостьЖимолость как частица растительности дубового леса

Все они более или менее хорошо приспособлены к жизни в затемнении. У многих листья располагаются в виде мозаики, то-есть образуют на ветвях как бы отдельные части одной плоскости из крупных и мелких листьев, что способствует наиболее полному улавливанию света.

В дубовом подлеске нередко встречается и теневыносливая липа, иногда достигающая здесь размеров крупного дерева.

Понизу, под древесной растительностью, расположились разнообразные теневыносливые травы. У них, как правило, пластинки листьев более широкие, чем у растений сходных видов, растущих по лугам.

Но нередко, особенно когда подлесок сильно разрастается, они явно страдают от недостатка света. Здесь идет вековая борьба за выживаемость в условиях слабого освещения. Чем темнее в лесу, тем труднее выжить зеленым растениям.

Вероятно, поэтому мы находим в ельнике или дубраве цветковые травы, потерявшие хлорофилл. Таков, например, петров крест, высасывающий необходимые ему для жизни вещества из корней орешника, и некоторые другие растения.

Свет под пологом еловых деревьев

Под пологом сосен очень теневыносливых растений в нижнем ярусе не найти — много света. Наоборот, тут нередко можно обнаружить даже степные травы-сухолюбы, весьма требовательные к свету.

Сосновый лесСосновый лес богатый на степные травы — сухолюбы

Ельник — очень древний лес, сложившийся, очевидно, раньше, чем появились дубравы, поэтому приспособленность у растений к жизни при недостатке освещения здесь еще большая, чем в дубняке.

Растительность вечнозеленого темного елового леса бедна по количеству видов, но она имеет очень постоянный состав. В ельнике неизменно встречаются грушанки, зимолюбка, копытень и некоторые другие мелкие кустарники и травы.

Часто они имеют темнозеленые кожистые листочки, с которыми осенью уходят под снег. Листопад у них бывает обычно в самый разгар лета, когда появляются новые молодые листочки, а старые начинают отмирать. Очевидно, ритм жизни этих растений не совсем соответствует сезонности нашего климата.

Они дожили до нашего времени, пройдя очень длинный путь развития под покровом елового леса, и вместе с елями превратились из растений жарких стран в растения, способные переносить холодные зимы.

Зависимость между ельником и травами, живущими в нем, более тесная, чем, например, между дубовым лесом и травами дубравы. Слабый свет для растений ельника стал уже их потребностью — при ярком освещении они гибнут. У некоторых из них даже выработались приспособления для защиты от яркого света.

Например, у обычного в ельнике нежного растения кислицы хлорофилловые зерна прячутся от яркого света. Если растение осветить, хлорофилловые зерна перемещаются в более темные части клеток, отчего весь тройчатый лист бледнеет.

КислицаТрава Кислица — растет под пологом еловых деревьев

Но лишь только яркость света уменьшится, они снова занимают прежнее положение, и начинается нормальная ассимиляция углекислого газа.

Таким образом, в условиях затенения леса идет постоянная борьба за свет. Наряду с гибелью одних растений подлеска от недостатка света, у других происходит приспособление к слабой освещенности.

Световая приспособленность между растениями леса

Постепенно связь между растениями подлеска и основными породами древостоя становится все теснее. Через определенное время некоторые растения превращаются в спутников леса и вне его существовать уже не могут.

Приспособление растений к условиям жизни, создаваемым другими растениями, является примером замечательной пластичности, гибкости растительных организмов. Очевидно, естественный отбор Дарвина нельзя понимать как какой-то механический процесс отсортирования менее приспособленных.

Чарльз ДарвинЧарльз Дарвин — основатель современной теории эволюции всех видов живых организмов

Здесь имеется сложная взаимосвязь между организмом и средой, в результате которой одни организмы сохраняются, приспособляясь к условиям жизни, а другие вытесняются из сообщества из-за недостатка пластичности, гибкости.

В лесу эти явления обнаруживаются особенно ярко. Так, хлорофилловое растение, живущее где-либо в затенении ельника, приобретает свойство довольствоваться очень незначительным рассеянным светом, недостаточным для многих других хлорофилловых растений. Но иногда оно может превратиться и в растение, которое совсем обходится без света.

Бесхлорофилловые растения

Среди растений леса довольно много таких, предки которых были когда-то зелеными хлорофилловыми растениями, но потеряли свой хлорофилл. Это уже пример качественного изменения. Зеленое растение стало бесхлорофилловым, а значит, и не зеленым.

В темном ельнике нередки надбородник, ладьян и другие растения, которые по строению  определяются как высшие цветковые. Они образуют цветки, совершенно сходные с цветками близких к ним по происхождению зеленых растений.

В данном случае это растения семейства орхидей — одного из самых разнообразных по приспособлению к различным условиям жизни. Но у этих и им подобных растений нет и признака хлорофилла. Нет у них, следовательно, и корня зеленого растения и листа как органа ассимиляции углекислого газа из воздуха. Но эти органы, несомненно, существовали у предков надбородника и ладьяна.

Возникает вопрос: как осуществляется у них питание? Изучение этих растений показало, что одни из них перешли на паразитизм (например, петров крест дубравы), другие — на грибное питание, но не паразитическое. Так, в еловом лесу имеется травянистое растение — гнездовка, питание которой очень сходно с питанием грибов сапрофитов.

ГнездовкаТравянистое растение — гнездовка

Надбородник и ладьян в земле связаны с мицелием гриба, но они не имеют хлорофилла, а поэтому такой взаимной связи, какую мы наблюдали у березы и подберезовика, осины и подосиновика, у них с грибом нет. Отношения у них с грибом иные, возможно, более сложные.

При изучении леса одни вопросы порождают другие. Мы рассмотрели примеры изменения требований к свету растений леса в связи с различными световыми условиями жизни.

Светолюбивость и теневыносливость деревьев

Но как возникли светолюбивость и теневыносливость самых высокоствольных деревьев, составляющих верхний ярус леса, — сосен, елей, дубов, пихт и других?

Ответить на этот вопрос значительно труднее. Свойства светолюбивости и теневыносливости деревьев выработались, очевидно, и у этих деревьев в условиях прошлого — за длинную историю развития их жизни в третичный период, а возможно, что и в еще более раннее время — в мезозойскую эру.

Но на вопрос, почему пихта и ель оказались очень теневыносливыми, а сосна и лиственница — светолюбивыми, можно было бы ответить в том случае, если бы мы могли проследить всю историю предков каждого вида в отдельности и представить себе полностью картину их развития в течение многих тысячелетий.

Пихта и ельПихта и ель — теневыносливые деревья

Важно понимать, что эти качества — светолюбивость или теневыносливость — в настоящее время формируют типы наших лесов, вызывают постоянную смену одних лесов другими. Знание закономерностей этой смены на основе отношений растений к свету — необходимое условие понимания жизни леса.

У писателя Мамина-Сибиряка есть детская «Лесная сказка». В ней в простой, доступной форме изложена одна из закономерностей наших лесов — заселение свободных площадей светолюбивой древесной растительностью и последующая смена светолюбивых деревьев теневыносливыми, главным образом, елью и пихтой.

Стоял большой еловый лес с травами и животными, свойственными ельнику. Пришли люди, вырубили и увезли деревья. Вместе с гибелью елей исчезли и все другие растения и животные ельника. Без елей эти растения елового лесного сообщества жить не могут. Образовалась большая поляна — вырубка.

Но незаселенной она оставалась недолго. Ветер, вода, птицы, звери принесли сюда много семян различных растений. Не все эти растения закрепились: многим было слишком светло.Прошло несколько лет — и уже шумели здесь веселые березки, появились осины, кустарники, разнообразные светолюбивые травы.

Господство светолюбивых деревьев было, однако, непродолжительным. Вот кое-где под березами и осинами затемнели молодые теневыносливые елочки. Их становилось все больше и больше. Под защитой светолюбов медленно поднимались они с каждым годом все выше.

Светолюбам становится тесно, но они не могут заглушить ель своей листвой.Прошло несколько десятков лет — и от светолюбивых деревьев почти ничего не осталось, а на месте их снова сурово темнел чистый ельник.

Такова сказка… В ней, как в сказке, деревья, травы и животные показаны живущими сознательной жизнью, думающими и действующими. Но она отражает и действительную закономерность наших лесов — вытеснение при определенных условиях теневыносливой елью светолюбивых деревьев — березы, осины, сосны, что приводит к смене и другого населения леса.

Однако почему же ель не вытеснит эти светолюбивые породы совсем? Дело в том, что ель, имея преимущества перед светолюбивыми деревьями в одних отношениях, уступает им в других.

Она, например, требует относительно более плодородных почв, чем сосна, которая может расти и на голых песках и на болотах, недоступных для ели. Кроме того, ель в раннем возрасте чувствительна к заморозкам и открытые площади заселять не может, а сосняки и березняки возникают на совершенно открытых местах. Ель не возобновляется побегами от пня, а береза и осина после вырубки образуют молодую поросль.

Вопрос о том, какое дерево в тех или иных условиях окажется лучше приспособленным, чем другие, определяется многими его свойствами, и вскрыть причины выживаемости дерева не всегда легко — надо хорошо знать его биологические особенности.

Как и ель, липа тоже теневыносливое дерево, и диапазон ее приспособленности к световым условиям велик. Поселяясь под пологом леса, липа может достичь размеров крупного дерева.

ЛипаТеневыносливое дерево — липа, может достичь размеров крупного дерева

Иногда, несмотря на постоянную вырубку, она долго сохраняется в виде подлеска, так как, подобно березе, осине, клену, дубу и другим деревьям, легко дает поросль от пня.

И все же липовые леса — редкость. Липу в этом отношении нельзя сравнить с елью, которая образует огромные массивы, хотя не обладает свойством размножаться порослью. Ряд особенностей, связанных с требованиями этих деревьев к определенным условиям, например к почве, также дает преимущество ели.

Чтобы понять, почему то или иное дерево (растение или организм вообще) имеет те или иные особенности строения, физиологии, приспособленности, надо знать, как оно возникло и развивалось.

Известно немало примеров, указывающих на пути таких изменений. Молодая липка, взятая из затененного леса и пересаженная на открытое место (например, при разбивке нового сквера), болеет не только из-за пересадки, но и в связи с переменой условий освещения.

Очевидно, многие поколения лип, от которых она произошла, существовали в условиях затенения. В результате этого требования их к свету становились все более ограниченными, диапазон приспособленности постепенно уменьшался, наследственность изменилась в сторону теневыносливости. Свет в жизни растений влияет на выработку особенностей в приспособлении их к жизни в различных условиях.

libtime.ru

Растения и факторы их жизни

Различные факторы жизни, влияющие на растения

Растения в течение всей своей жизни постоянно находятся во взаимодействии с внешней средой. Для нормальной жизнедеятельности на садовые растения влияют разные факторы - продолжительность их жизни, требования к теплу, свету, влаге и т.д. В зависимости от продолжительности жизни их подразделяют на однолетние, двулетние и многолетние. Конечно, такое деление условно, ведь на своей родине бальзамин, настурция, клещевина являются многолетниками, а в средней полосе России это типичные однолетники.

Тепло, свет, влага, воздух и питательные элементы - все эти факторы для растений равнозначны и незаменимы, но запросы декоративных культур относительно условий среды в разные периоды жизни неодинаковы. Например, при набухании семян в большей степени необходима влага, во время прорастания - тепло, а в период, когда появляются всходы - свет. Обеспечив растения всем необходимым для жизни, мы помогаем ему реализовать генетически заложенные возможности роста, развития и продуктивности.

Тепло наряду со светом представляет основной фактор жизни растений и необходимое условие для биологических, химических и физических процессов в почве. По требовательности к теплу среди декоративных культур выделяют следующие группы.

Морозостойкие и зимостойкие - многолетние луки, спаржа, крокус, галантус. Рост у этих растений начинается при температуре 1 градус, они переносят заморозки до -10 градусов. Оптимальная температура для роста и развития - 15-20 градусов тепла.

Холодостойкие - аквилегия, дельфиниум, ирис, лилейник и др. Семена этих культур прорастают при 2-5 градусов тепла. Температура выше 25 градусов угнетает растения.

Теплолюбивые - георгина, канна, гладиолус, фуксия, бальзамин и др. Семена этих культур прорастают при 12-15 градусов. Температуры ниже 15 градусов и выше 30 градусов угнетают растения. При 0 градусов они погибают.

Жаростойкие - очиток, молодило, клещевина, шалфей выдерживают температуры выше 40 градусов.

Недостаток тепла в период вегетации задерживает рост растений. Низкие температуры в зимний период могут вызвать не только повреждение их наземной части, но и подмерзание корней. Особенно сильно при этом страдают молодые растения. При ранних осенних заморозках у невызревших побегов сирени обмерзают почки, весной они не распускаются или сразу после распускания чернеют и опадают. Обмерзание донца луковичных растений приводит к частичной или полной гибели луковиц. В некоторых случаях стебли образуются, но так как вместе с донцем отмирают корни, растения развиваются слабыми и нередко погибают.

При температурах выше оптимальных в период выращивания на гиацинтах возможна гниль верхушки цветоноса. Высокая температура в укрытиях приводит к выпреванию побегов роз.

В разные периоды развития растения и к теплу предъявляют различные требования. Например, семена могут набухать при низкой положительной температуре, а прорастать - только при сравнительно высокой. Потребность в тепле может изменяться даже в течение суток. Так, ночью растения не расходуют энергию на фотосинтез, следовательно, потребность в тепле низкая. Кроме того, снижается расход питательных элементов на дыхание. Следовательно, ночью благоприятная температура воздуха для растений должна быть на 5-7 "С ниже, чем днем.

Основным источником света для растений является солнечная радиация. Хотя этот источник находится вне влияния человека, степень использования световой энергии солнца для фотосинтеза зависит от уровня агротехники... Большинство декоративных растений светолюбиво. Своевременное прореживание растений и уничтожение сорняков улучшают их освещенность.

По отношению к свету выделяются очень требовательные (светолюбивые), менее требовательные (тенеустойчивые) и нетребовательные (тенелюбивые). Для развития светолюбивых растений (пион, крокус, астра, люпин, тюльпан и др.) необходима большая интенсивность света. Теневыносливые (незабудка, пролеска, сцилла, хоста, аквилегия, аконит, примула, рудбекия) хорошо растут и на свету, и в полутени. На светлом месте они более мощные, раньше зацветают, окраска листьев у них светлее. Тенелюбивые растения (барвинок, ландыш, купальница, бруннера, папоротники) лучше растут в тени, под пологом деревьев, среди кустарников и листья у них тогда темно-зеленые.

Большое значение имеет географическая место произрастания растений, связанная с длиной светового дня. Культуры северных и умеренных регионов приспособились к длинному дню, поэтому быстро образуют цветочные почки и рано зацветают. К таким растениям относятся гиацинт, ирис, пион, нарцисс, незабудка, примула, тюльпан, флокс. Всем им необходим световой день продолжительностью более 13-14 часов.

Культуры южных регионов раньше и лучше зацветают в условиях короткого дня (менее 12 часов). Среди растений встречаются нейтральные виды, которым длина светового дня безразлична: они одинаково хорошо цветут как при коротком, так и при длинном дне (аквилегия, ветреница, маргаритка).

При выборе видов и сортов растений для садового участка следует учитывать, при какой длине дня они нормально развиваются, растут, цветут и плодоносят. Это условие не имеет большого значения для гибридов растений.

Вода - необходимое условие для роста и развития любой флоры

Растения содержат 70-95 % воды, которая необходима для поддержания клеток в состоянии тургора (наполнения). При недостатке воды тургор ослабляется, и растения увядают. С помощью воды передвигаются питательные элементы, благодаря ее испарению происходит регулирование температуры растений.

Наиболее требовательны к влажности почвы гортензия, бузульник, аквилегия, флокс. Корни у них развиты слабо и находятся на небольшой глубине, а листья испаряют очень много воды. Меньше любят влагу камнеломка, кермек, коровяк.

Вода поступает в почву с осадками из воздуха, с грунтовыми водами и при поливе. Однако излишняя влага вытесняет из почвы воздух и отрицательно влияет на рост и развитие декоративных культур. На почвах переувлажненных или с близким стоянием грунтовых вод растения плохо развиваются, декоративность их резко снижается.

Способность различных видов почв впитывать и сохранять влагу неодинакова. Лучше всего набирают воду песчаные почвы, так как в них самое большое пространство между частицами, но вследствие этого и удерживать ее они не способны. Глинистые почвы из-за своей плотной структуры и незначительных пространств между твердыми частицами впитывают влагу много хуже и медленно избавляются от ее избытка. Идеальным вариантом являются гумусные почвы, которые хорошо впитывают влагу и, удерживая ее внутри, через систему капилляров доставляют к корням растений.

Кроме того, почвенная влага является регулятором температуры и поддерживает ее баланс. Чем больше увлажнена почва, тем медленнее она нагревается и медленнее охлаждается.

Почти всем растениям для жизнедеятельности необходим воздух. Из воздуха они потребляют кислород и диоксид углерода. Интенсивность дыхания растений в разные периоды развития неодинакова. Особенно энергично дышат прорастающие семена. Отметим, что дышат все органы растения, в том числе и корни. Листья и стебли в кислороде недостатка не испытывают, но корни, особенно на плотных почвах, часто подвержены кислородному голоданию. Следовательно, почву необходимо поддерживать в рыхлом состоянии. При неблагоприятных для дыхания условиях наступает кислородное голодание, иногда приводящее к ослаблению, заболеванию и гибели растений. Подобные неприятности возможны при длительном затоплении участков водой, образовании ледяной корки и т. п. Значит, усилия садоводов должны быть направлены на постоянное обеспечение доступа воздуха в почву и поддержание достаточного содержания в ней диоксида углерода. Для этого почву постоянно рыхлят и вносят большие дозы органических удобрений.Источник: http://www.florets.ru

см. "Повышение плодородия почвы..."

Понравилась информация? Поделитесь ей с друзьями!

загрузка...

И не забывайте про наш форум-сообщество! Вступайте в ряды цветоводов и любителей растений!;)

www.florets.ru

Урок в рамках пилотного проекта по познанию мира "Условия, необходимые для жизни растений"

Цель: формировать элементарные понятия об окружающей среде растения, необходимые условия роста и развития растения; представление об отдельных признаках приспособления растений к жаре, недостатку влаги, света, чрезмерной влаге; умение различать признаки приспособления отдельных растений к разным условиям жизни; вырабатывать умение целеустремленно воспринимать признаки объектов природы, устанавливать функциональные связи строение — функция в природе; воспитывать наблюдательность, любознательность, стремление объяснить восприятие в природе, доказывать свою мысль

ЗАДАЧИ: 

1. ознакомить учащихся с условиями жизни растений: вода, свет, тепло, воздух, почва;

2. продолжать формировать общеучебные умения и навыки: работать с учебником, рабочей тетрадью, точно выполнять инструкции учителя;

3. развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы;

4. воспитывать бережное отношение к растениям.

МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

Исследование, наблюдение, беседа, использование художественного слова (стихотворение, загадки), наглядный материал картинки, карточки с опорными словами, рассказ по результатам наблюдения, практическая работа: посадка семян, ИКТ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: 

Дети учатся:

 - выделять свойства растений, которые позволяют их отнести к живым существам;

 - определять условия, необходимые для жизни растений

УМЕНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ДОСТИЖНИЯ ЭТОГО РЕЗУЛЬТАТА:

 - описывать свойства растений;

 - доказывать, что растение - это живое существо;

 - выдвигать предположения об условиях необходимых для жизни растений.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

Силуэт ромашки из бумаги, с надписью Растение живое существо, с обратной стороны на лепестках надписи: растёт, развивается, питается, дышит, размножается, двигается; карточки со словами ВОДА, ТЕПЛО, СВЕТ, ВОЗДУХ; ПОЧВА

ХОД УРОКА:

1. Эмоциональный настрой

Уч: Вот книжки на столе , а вот тетрадки.

 Не хочется играть сегодня в прятки.

 И недосуг дуть на корабль бумажный -

  Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

 Важнее без сомненья нет предмета -

  Познание мира - предмет ведь этот.

2. Игра « Собери пазлы»

 - Перед работой хочу вам пожелать …. . А что именно вы узнаете, когда соберете пазлы: ( добрый день, удачи в работе, пусть жизнь станет слаще, друг поможет в трудную мингуту…) на доске вывешивается аналог собранного пазла в большем размере

 - Удачи в работе!!!!

Правила работы в группе

Смотрю на собеседника.

Я слышу, я вижу.

Я согласен или не согласен.

Говорю свой ответ.

Доказываю свое мнение.

Приходим к согласию.

3. Актуализация знаний

Детям раздаются конверты с черно - белыми картинками. Определить « что общего между ними?» О чем будем говорить на уроке?

Отгадайте загадку и узнаете, что мы будем сегодня изучать на уроке окружающего мира?

Дышит, растёт, а ходить не может. (растение)

 - О растениях!

 - А что вы знаете о растениях?

 - Какие растения вы знаете?

 - На какие группы можно разделить растения? ( все растения делятся на 3 группы: деревья, кустарники, травы)

 - К какой группе растений мы отнесем те, которые растут на подоконнике?

  (К комнатным растениям. )

 - Что общего у всех растений? КОРЕНЬ

 - Как они появляются на свет?

3. Постановка учебной задачи.

1) Чтение темы и цели в учебнике.

Учитель. Сегодня на уроке я предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда выполним все поставленные задачи.

4. Мотивация. Создание проблемной ситуации.

На доске изображение ромашки. В центре надпись Растение живое существо. На лепестках знаки вопроса, а с обратной стороны лепестков записаны признаки растений.

 - Отгадайте загадку:

На лугу сестрички - жёлтый глазок, белые реснички. ( ромашки)

 - Одна сестричка - ромашка у нас на уроке. Прочтём надпись на ромашке. Вы согласны с этим высказыванием? Обоснуйте свой ответ.

 - Вы хорошо говори , но ваши доказательства вызывают сомнение, их явно недостаточно. Как же всё - таки доказать, что растения живые существа? Что нам нужно сделать?

Цель исследования: Изучить особенности растений и выявить такие свойства, которые позволяют отнести их к живым существам.

5. Обсуждение в малых группах.

доказать, что растения живые существа, от каждой группы спикер преподносит свои доводы

6. Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

7. Работа с учебником.

рассмотреть рисунок (С. 75).

Найти в учебнике, какие условия нужны для жизни растений (С. 74 - 78).

8. Рассказ учителя с элементами беседы.

- Для жизни растений нужны определенные условия. Условия жизни зависят от влияния разных факторов природы. Очень важную роль в жизни растений сыграют факторы неживой природы: свет, вода, температура, минеральные соли. На растения влияют также факторы живой природы: деятельность разных живых организмов, в том числе и человека.

Свет необходим для жизни и роста растений. Почему? У затененных растений побеги поблекнут и станут длинными и тонкими.

Но не все растения нуждаются в ярком освещении. Например, квасенция, грушанка, тонконог лесной и другие растения растут в тенистых местах. Листья этих растений темно - зеленые. У них большое количество хлоропластов, способных улавливать рассеянный свет.

Тепло также необходимо для жизни растений. Одни растения теплолюбивые, другие - холодоустойчивые. Теплолюбивые растения походят с юга. Из культурных растений это кукуруза, фасоль, тыква, огурцы, помидоры.

Вода нужна растениям. Но потребность в воде у разных растений неодинаковая. Например, водяная лилия живет в воде. Растения, подобные капусте, растут на суше, но им необходимо много воды. Кактусы и некоторые другие растения нуждаются в небольшом количестве воды. Это объясняется тем, что эти растения накапливают запасы воды в разных органах: кактусы - в стебле, другие - в сочных стеблях, в корнях.

Минеральные вещества поступают в растение из почвы. Из них растениям наиболее нужны те, в которых содержатся азот, фосфор и калий.

Кроме того, на растения влияют живые организмы - животные, другие растения и микроорганизмы. Животные питаются растениями, опыляют их, разносят плоды и семена. Большие растения могут затенять меньшие. Некоторые растения используют другие, как сопротивления. Кроме того, растения изменяют состав воздуха. Как? Расскажите.

— Корневые системы растений закрепляют склоны оврагов, холмов, речных долин, защищая почву от разрушения. Лесные насаждения защищают поля от сдвигов.

9. Работа в группах.

Ученики объединяются у группы «Свет», «Тепло», «Влага», «Почва». Выполнить кластер по полученной информации, каждой группе доказать свою необходимость, причастность к растениям

Выступления детей

10. Приспособление растений к разным условиям жизни.

— Условия жизни растений очень разнообразные. Одним растениям необходимо много влаги. Такие растения живут на болотах, на берегах рек, озер. Другим растениям влаги необходимо меньше, и они растут на песчаных почвах, в безводных пустынях.

Те растения, которым нужно много света, заселяют открытые безлесные площади. А есть и такие растения, которые могут расти в густом темном лесу.

 Вопрос к ученикам:

—Какой ствол у растений? Почему?

—Какие нижние ветви у деревьев? Почему?

—Какие верхние кроны сосен? Почему?

Ученики в группах обсуждают поставленные задачи и приходят к выводам.

В первом случае растение выросло на просторе. Ветви его хорошо освещены солнцем. Поэтому они все живые. Дерево ветвится, растет вширь.

Во втором случае дерево имеет высокий ствол, на верхушке - крона из живых ветвей. Все нижние ветви засохли. К ним не доходил свет.

Весь материал – смотрите документ.

videouroki.net

Воспитание к свободе. Содержание - Учение о растениях Условия жизни растений ...

Но есть и такие виды животных, которых каждый может представить в соответствии с своим типом темперамента. И, например, при таком задании могут быть случаи, что каракатиц рисуют все ученики одного и того же класса. И именно эта серия рисунков может наглядно продемонстрировать, с каким увлечением и как по-разному дети относятся к урокам, и как важно, чтобы в этом возрасте их не подталкивали к натуралистическому рисованию, а позволяли бы написать красками то, что соответствует их внутренним устремлениям.

Учение о растениях

Условия жизни растений

Курс ботаники совершенно естественно начать с беседы о роли солнца для развития растений, о том, как ежегодно оно меняет траекторию своего движения в разных зонах земного шара, как пробуждаются деревья и почки, когда увеличитвается количество света, как все расцветает, когда приходит весеннее тепло. Используя личные наблюдения и избегая каких-либо научных понятий, учитель рассказывает, как отличаются те части растений, на которые падает свет, от тех, которые находятся в почве: цветы — нежные и окрашенные в разные цвета, листья — мягкие и пышные, а корни — жесткие, белые или коричневатые. Но солнце — это только один из решающих жизненных факторов для растений, другой — земля. Из земли растение получает необходимую для жизни влагу. Часто можно видеть, как почти увядшее горшковое растение, если его полить, вдруг расправляет свои еще живые листья, и они опять обретают прежнюю форму и положение, после этого растение вновь и вновь может давать новые ростки и цветы. На этом примере дети должны понять, какова роль влаги и почвы для роста растений. Учитель может рассказать о растениях семейства мотыльковых, которые в дождливые годы растут только в длину, но никогда не созревают, и о лиственных деревьях, которые в сухое лето, уже в июне, покрыты высохшими желтыми листьями. Он может рассказать, как ель, корни которой стелются горизонтально, выживает только на влажной почве, а сосна, чья корневая система уходит вглубь, хорошо растет и в сухих местах.

Однако плодородие почвы зависит не только от наличия воды. И здесь уместно обсудить, также избегая научной терминологии, то, как по-разному выглядит грунт, какие слои имеются в почве, какова их окраска, какова земля на ощупь и т.д. Учитель может рассказать о растениях, сильно зависящих от структуры почвы, и таких, которые почти ничего не берут из земли, но зато им требуется хороший воздух. Например, печеночница весьма устойчива к холоду, отдельные ее экземпляры выживают даже под снегом, но растут эти цветы только на самых плодородных лесных почвах; некоторые виды лишайников способны расти на твердом камне, но вымирают, если в воздухе содержится большое количество вредных веществ. Воду они получают также из воздуха.

После того, как дети узнают об основных условиях роста растений, можно перейти к их показу в естественном окружении, знакомом большинству, по крайней мере, зрительно.

О далеком прошлом напоминают очертания животных и их движения, переданные на рисунках (8 класс, Капштат).

Лев на охоте (5 класс).

Жизненное пространство растений

Каких растений больше всего на лугу, где пасется скот, и на таком, где его не выпасают? на полях, в долинах и на склонах гор? в болотах и на берегах ручья? в еловом, сосновом, буковом лесу? Что можно наблюдать на таком участке земли, где человек нарушил условия для благоприятного роста растений (например, рядом с мусорной кучей, где растет крапива), и как выглядит хорошо ухоженный сад? Как меняются виды растительности в зависимости от смены времен года?

По мере того, как углубляются познания детей, они по-новому смотрят на сельскохозяйственные проблемы, которые уже обсуждались в третьем классе во время общего бытоведения. Например, учитель может живо описать, как крестьянин вспахивает старое поле. Почва на нем плодородна, потому что в нее десятилетиями вносили навоз и растили белый клевер. И земля на нем отличается от той, на которой алчные люди вели интенсивную химическую обработку.

Один из факторов разрушительного отношения к природе - скудные знания об условиях жизни растений. Но если дети в соответствующем возрасте сумеют постичь взаимосвязь климата, почвы и вегетации, они смогут, повзрослев, внести свой вклад в поддержание плодородия почвы и мира растений в различных уголках земли.

Виньетка с папоротником (из рабочей тетради по английскому).

По отношению к ветвям и побегам старый ствол дерева выполняет ту же роль, что и земляной холм, на котором растут растения (5 класс, Стокгольм ).

Общий обзор

Как же может учитель, останавливаясь на конкретных деталях, привить детям более широкий, пусть даже и весьма элементарный взгляд на всю совокупность растительного мира?

Вполне возможно (и на это указывал Рудольф Штейнер) сравнивать различные ступени устройства мира растений (грибковые, лишайники, водоросли, мхи, хвощи, папоротники, цветы) со стадиями развития ребенка. Например, грибы — быстро растущие, но довольно неразвитые организмы можно сравнить с грудничками, которых следует кормить особой пищей; цветущие растения, за их более развитые способности, — с детьми, готовыми пойти в школу. В докладе (на семинаре 2.09.1919) Штейнер напутствовал педагогов: не следует впустую оперировать аналогиями, надо приводить детям такие примеры, которые наиболее поучительны и интересны в их возрасте. Герберт Громан, достаточно компетентный ботаник, подтвердил правильность такого подхода своей многолетней практикой в вальдорфской школе (в том числе в трудах «Растение» и «Книга для чтения о растениях»).

Другой путь для того, чтобы выработать общий подход в вопросах ботаники, представить себе восхождение на высокую гору в тропиках, вроде Килиманджаро. Вообразить себе последовательную смену различных зон растительности: джунгли, смешанные леса, мхи и лишайники, вечные снега — это похоже на путешествие от экватора к Северному полюсу. Тогда можно считать, что два полушария Земли — это гигантские горы, поставленные друг на друга. .Тут ботаника «перерастает» в географию.

Методика и цели

Итак, какова же цель такого обучения? Пищу для размышлений дает сравнение с зоологией. На занятиях по зоологии в четвертом и пятом классах восприятие детей обогащается под воздействием роли вживания в образы животных и постоянного обращения к особому положению человека. Совершенно иное дело с ботаникой. Растения от нас дальше, чем животные. Изучая их, мы как бы находимся в мире объективных закономерностей, не зависящих от человека. Конечно, и эти занятия ориентированы на чувства школьников (таково требование, предъявляемое к любому учебному материалу на этой возрастной ступени), но кроме того они впрямую направлены и к их разуму. Мышление должно оставаться в пределах образно-конкретного, чтобы дети умели одинаково живо радоваться тогда, когда впервые узнают какие-то отдельные факты, и тогда, когда постигают целостные взаимосвязи.

www.booklot.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта