Имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, и существительные, отвечающие на вопрос что? Растения кто или что в русском языке
Имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, и существительные, отвечающие на вопрос что?
Разделы: Начальная школа
Цели: познакомить учащихся с лексическим значением имён существительных, развивать умение различать слова, отвечающие на вопрос кто? что?, формировать понятие “имя существительное”, воспитывать интерес к знанию.
Оборудование: картинки, тестовые задания, загадки, дидактические игры, учебник Т.Г.Рамзаева “Русский язык”, Москва, Дрофа, 3-й класс, 2006 г.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
II. Актуализация знаний.
1. Проверка домашнего задания (выборочно). Взаимопроверка тетрадей.
2. Чистописание.
3. Орфографическая минутка.
– Поставьте имена существительные во множественном числе. Запишите, подчеркните орфограммы.
Снегирь, завод, холод, город, лошадь.
(Ответы: снегири, заводы, холода, города, лошади). Самопроверка.
III. Работа по теме урока.
1. Наблюдение над существительными, отвечающими на вопрос кто? или что?
– Разделите эти слова на две группы:
Клён, волк, рысь, мяч, черепаха, яблоко, ветер, доска, ручка, пенал, Миша, бабочка, девочка, белка.
1 группа: имена существительные, отвечающие на вопрос кто?
(Волк, рысь, черепаха, Миша, бабочка, девочка, белка.)
2 группа: имена существительные, отвечающие на вопрос что?
(Клён, мяч, яблоко, ветер, доска, ручка, пенал)
Учитель:
– На какие группы разделили?
– Какие имена существительные отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?
Делается вывод:
– Имена существительные, которые называют людей и животных(одушевленные), отвечают на вопрос кто? , другие имена существительные(неодушевленные) отвечают на вопрос что?
Сейчас допишите в каждую группу ещё по три слова.
2. Игра “Узнай”
Отгадайте загадки, напишите отгадки.
1 ряд – ответы, отвечающие на вопрос кто?
2 ряд – ответы, отвечающие на вопрос что?
а) Зимой и летом одним цветом . (Ёлка) б) В огне не горит, в воде не тонет. (Лёд) в) Хвостом влияет, Зубаста, а не лает (Щука) г) Зверь мохнатый, косолапый, Он сосёт в берлоге лапу? (Медведь) д) Сок из цветков берет И в сотах копит сладкий мёд. (Пчела) е) Не живая – а идёт Неподвижна, а ведёт (Дорога)
1 ряд | 2 ряд |
щука | ёлка |
медведь | лёд |
пчела | дорога |
Учитель:
– Что обозначают имена существительные?
Имена существительные обозначают:
Учитель: | Ученики: |
1. Конкретные предметы | доска, тетрадь |
2. Живые существа | кошка, белка, мальчик |
3. Явления природы | дождь, снег |
4. Процесс, название действий | рост, стрельба |
5. Абстрактные понятия | верность, дружба, любовь |
Физкультминутка
“Не ошибись, пожалуйста”
Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я скажу волшебное слово “пожалуйста”:
- Встаньте, пожалуйста.
- Поднимите руки.
- Будьте добры, похлопайте.
- Потопайте, пожалуйста.
- Тихонько сядьте.
- Тихонько сядьте, пожалуйста.
3. Работа по учебнику: упражнение 394.
(Наблюдение над особенностями имён существительных, отвечающих на вопрос кто? и на вопрос что?)
Домашние животные: кто? корова, коза,…….
Учебные вещи: что? пенал, карандаш, альбом, ………
4. Индивидуальная работа. Тест.
1. Имя существительное – это часть речи, которая…
А) Называет признак предмета Б) Называет предметы В) Называет явления природы, события.
2. Укажи имя существительное, отвечающее на вопрос кто?
А) Растение Б) Дыхание В) Червяк.
3. Укажи имя существительное, отвечающее на вопрос что?
А) Насекомые Б) Здоровье В) Грызуны.
4. Какое слово “лишнее”?
А) Конь Б) Лошади В) Жеребенок
5. Игра “Рыбалка”.
(На доске прикреплены “рыбки” – слова)
- 1 ряд, выловите только те слова, которые отвечают на вопрос кто?
Докажите свой выбор и составь предложения с любыми из данных слов.
6. Картинный диктант.
Учитель показывает предметный рисунок. Учащиеся называют имя существительные, записывают его, вставят вопрос.
IV. Итог урока.
– Какие имена существительные отвечают на вопрос кто?. Приведите примеры.
– Какие имена существительные отвечают на вопрос что?. Приведите примеры.
Домашнее задание.
- Правило, стр. 148.
- упр. 399, стр. 150.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
По правилам русского языка, животные одушевленные или неодушевленные? Кто или что?
это лексико-грамматическая категория, относящая называемый предмет к разряду одушевленных (т. е. живых существ) или же к разряду неодушевленных (т. е. предметов неживой природы и растений, а также событий, явлений, качеств, действий, состояний и т. п.) .
У одушевленных существительных форма винительного падежа множественного числа как самого существительного, так и согласующегося с ним имени прилагательного или причастия совпадает с формой родительного падежа, а у неодушевленных - с формой именительного падежа
Одушевленные (В. = Р. )
Р. красивых коней, уток, животных В. красивых коней, уток, животных
Неодушевленные (В. = И. )
И. красивые столы, розы, окна Р. красивых столов, роз, окон В. красивые столы, розы, окна
Некоторые имена существительные, не обозначающие живых существ, по грамматическим свойствам входят в разряд одушевленных, например, слова мертвец, покойник (труп – неодушевл. сущ. )
Имена существительные, обозначающие нерасчлененную (собирательную) совокупность живых существ, являются грамматически неодушевленными: вести за собой народ, отряд, войска, армии и т. п
Слова вирус, микроб, бактерия могут быть то одушевленными, то неодушевленными: изучать вирусов, микробов, бактерий и вирусы, микробы, бактерии; языковое сознание как бы колеблется, следует ли относить эти микроорганизмы к живым существам
Из Розенталя:
Некоторые существительные склоняются по типу одушевленных и неодушевленных, например: рассматривать бактерии – рассматривать бактерий, исследовать бациллы – исследовать бацилл, уничтожать микробы – уничтожать микробов, то же в отношении слов зародыши, личинки, вибрионы, полипы и некоторых других.
Первые формы употребляются в общелитературном языке, вторые связаны с более архаическим или профессиональным употреблением
В различии форм поймал трех рыбок – съел три рыбки сказывается то обстоятельство, что во втором случае имеется в виду кушанье, т. е. неодушевленность (ср. : съесть кильки, сардины, шпроты – как нерасчлененный продукт; но: съесть карасей, раков, цыплят – как единичные предметы) . Возможные варианты: есть креветок, устриц, пулярок – есть креветки, устрицы, пулярки
otvet.mail.ru
Конспект урока "Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие - на вопрос что?"
Урок русского языка во 2 классе.
Тема: Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что?
Цель: – развитие умений ставить к слову вопросы: кто? или что? и разграничивать слова – названия людей, животных и предметов.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Форма проведения урока: деловая игра « Разведчик-следопыт»
Ход урока.
- Актуализация знаний.
-Кто такой «Разведчик - следопыт»? –Какими качествами должен обладать хороший разведчик-следопыт? ( По ходу ответов появляется плакат).
1) иметь зоркий глаз;
2) уметь слушать и слышать;
3) быть внимательным.
- Сегодня я предлагаю вам превратиться в следопытов.
- Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).
- Нам поступило срочное сообщение: потерялась часть речи. Что будем делать?
- Искать.
- С чего начнём поиск?
- Со сбора информации.
- Какие у вас возникли вопросы?
Как называется?
На какие вопросы отвечает?
Что обозначает?
-Это и есть цель нашей деятельности.
Мы:
1) познакомимся с новой частью речи;
2) узнаем, на какие вопросы она отвечает;
3) а также научимся распознавать её среди других слов.
Работа по учебнику. Введение в новый раздел.
– Рассмотрите новый кадр киноплёнки. Прочитайте название раздела.
– Чему так удивился Петя Зайцев? (Табуретка ожила.)
– Вспомните, какие вопросы мы задаём к словам – названиям предметов.
ΙΙI. Развитие умений – применение знания.
- Итак, разведчики отправляемся в путь пойдём по следам. Они ведут нас на урок «Окружающего мира».
- Замените, одним словом и запишите:
- Движение воздуха -….(ветер)
- Буря на море -…(шторм)
- Сильный ветер со снегом…(метель)
- Порывистый ветер….(вихрь)
- Ненастье с громом и молнией….(гроза)
- Прочитайте ещё раз записанные слова. Что вы можете сказать о них?
- Отвечают на вопрос что? И обозначают явления природы.
На центральной части доски появляются таблички:
ЧТО? ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ
- Отправляемся дальше. Следы привели нас на урок математики. Прочитайте задачу: (работа в парах)
Играя в прятки с Попугаем, Мартышка пробежала 5 м по спине Удава, взобралась на самый верх пальмы, под которой отдыхал Удав, и, оставаясь на той же высоте, перепрыгнула на соседнее дерево, стоявшее в 3 м от пальмы. Какой высоты была пальма, если Мартышка проделала путь в 15 м? (15-5-3=7(м)).
- Молодцы. Назовите героев этой задачи.
- Попугай, Мартышка и Удав.
- Как одним словам назвать эти слова?
- Животные. Запишите названия животных.
- На какой вопрос отвечают эти слова?
- Кто?
На доску вывешиваются таблички:
КТО?
ЖИВОТНЫЕ
- А на вопрос кто? кроме животных кто ещё отвечает?
ЛЮДИ
-Далее следы привели нас на урок изобразительного искусства. Вы видите репродукцию картины.
-Как называется эта картина?
-Кто её автор?
-Молодцы. Запишите автора и название картины.
-Посмотрите на главную героиню. Что она чувствует?
(Боль, печаль, страх, уныние, любовь).
-На какой вопрос отвечают эти слова? Кто знает значение данных слов?
-Отвечают на вопрос что? И обозначают чувство.
Запись на доске:
ЧУВСТВА
- Движемся дальше. Следующий урок технология. Нам необходимо изготовить аппликацию, какие инструменты нам пригодятся?
- Ножницы, кисточка.
- А какие инструменты вы знаете ещё? Запишите.
- Грабли, лопата, пила, топор…
- На какой вопрос отвечают эти слова? К какой группе предметов относятся?
ЧТО?
Запись на доске: ИНСТРУМЕНТЫ
Вот мы очутились на уроке литературного чтения.
Вид устного народного творчества. Загадка.
Стоят в лесу сестрицы-
Платья белы,
Шапочки зелены. (Берёзы)
- Что такое берёза?
- Это дерево. – Деревья относятся, к какой группе слов?
- Растения.
- На какой вопрос отвечают растения?
-Что?
На доске запись: РАСТЕНИЯ.
- Последний след ведёт нас в будущее, кем бы вы хотели стать?
- Составьте предложение.
- О чём говорится в вашем предложении? (о будущей профессии).
- На какой вопрос отвечает слова профессии? (что?)
Запись на доске: ПРОФЕССИИ.
ЧАСТЬ РЕЧИ
ЧТО?
ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ КТО?
ЧУВСТВА ЖИВОТНЫЕ
РАСТЕНИЯ ЛЮДИ
ИНСТРУМЕНТЫ
ПРОФЕССИИ
ПРЕДМЕТЫ
- Что обозначают все эти слова? Предмет. Учёные после долгих споров условились считать, что главное значение этих слов - значение предмета. Мы спрашиваем кто? о живых существах, что? - о вещах. Но вопрос что? Может быть задан: и о буре, и о погоде, и о мысли, и о добре или злобе. Всё
это тоже можно считать предметами, вещами.
Имя существительное
ЧТО?
ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ КТО?
ЧУВСТВА ЖИВОТНЫЕ
РАСТЕНИЯ ЛЮДИ
ИНСТРУМЕНТЫ
ПРОФЕССИИ
ПРЕДМЕТЫ
На вопрос кто? или что? Отвечают слова, которыми люди обозначают всё то, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то существующем. И называется эта часть речи имя существительное.
- Прочитайте текст учебника. Почему эта часть речи получила такое название?
- Нашли ли мы ответы на свои вопросы?
- Для чего нам нужны эти знания?
- А сейчас очень важно заложить знания в компьютерную базу данных, т.е. запомнить их и уметь ими пользоваться.
1V. Применение знаний.
- Из данных слов выберите существительные, объясните:
Ученики выходят парами, записывают на доске: I вариант – кто?, II вариант – что?
Падают, дети, учительница, школа, встречает, их, тихо, снежинки, спешат.
- Можно ли из этих слов составить предложения? Запишите по одному предложению: 1-й ряд- о снежинках, 2-й о детях, 3-й об учительнице.
- Получился текст? Докажите.
V.Рефлексия.
– Что нового узнали на уроке? (К словам можно задавать вопрос: кто? или что?)
– Как выбрать вопрос к слову? Что для этого нужно знать? (Что называет слово – людей, животных или предметы.)
– Какие слова отвечают на вопрос: кто?, а какие на вопрос: что?
VI.Самооценка.
Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
-С каким настроением вы уходите с урока? Покажите свои карточки: радостное - красный цвет; спокойное - зелёный цвет; печальное - синий цвет.
Мы справились со своей задачей. Благодарю всех за работу!
Просмотр содержимого документа «Конспект урока "Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие - на вопрос что?" »
Урок русского языка во 2 классе.
Тема: Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что?
Цель:
– развитие умений ставить к слову вопросы: кто? или что? и разграничивать слова – названия людей, животных и предметов.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Форма проведения урока: деловая игра « Разведчик-следопыт»
Ход урока.
Актуализация знаний.
-Кто такой «Разведчик - следопыт»? –Какими качествами должен обладать хороший разведчик-следопыт? ( По ходу ответов появляется плакат).
1) иметь зоркий глаз;
2) уметь слушать и слышать;
3) быть внимательным.
- Сегодня я предлагаю вам превратиться в следопытов.
Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).
- Нам поступило срочное сообщение: потерялась часть речи. Что будем делать?
- Искать.
- С чего начнём поиск?
- Со сбора информации.
- Какие у вас возникли вопросы?
Как называется?
На какие вопросы отвечает?
Что обозначает?
-Это и есть цель нашей деятельности.
Мы:
1) познакомимся с новой частью речи;
2) узнаем, на какие вопросы она отвечает;
3) а также научимся распознавать её среди других слов.
Работа по учебнику. Введение в новый раздел.
– Рассмотрите новый кадр киноплёнки. Прочитайте название раздела.
– Чему так удивился Петя Зайцев? (Табуретка ожила.)
– Вспомните, какие вопросы мы задаём к словам – названиям предметов.
ΙΙI. Развитие умений – применение знания.
- Итак, разведчики отправляемся в путь пойдём по следам. Они ведут нас на урок «Окружающего мира».
- Замените, одним словом и запишите:
- Движение воздуха -….(ветер)
- Буря на море -…(шторм)
- Сильный ветер со снегом…(метель)
- Порывистый ветер….(вихрь)
- Ненастье с громом и молнией….(гроза)
- Прочитайте ещё раз записанные слова. Что вы можете сказать о них?
- Отвечают на вопрос что? И обозначают явления природы.
На центральной части доски появляются таблички:
ЧТО? ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ
- Отправляемся дальше. Следы привели нас на урок математики. Прочитайте задачу: (работа в парах)
Играя в прятки с Попугаем, Мартышка пробежала 5 м по спине Удава, взобралась на самый верх пальмы, под которой отдыхал Удав, и, оставаясь на той же высоте, перепрыгнула на соседнее дерево, стоявшее в 3 м от пальмы. Какой высоты была пальма, если Мартышка проделала путь в 15 м? (15-5-3=7(м)).
- Молодцы. Назовите героев этой задачи.
- Попугай, Мартышка и Удав.
- Как одним словам назвать эти слова?
- Животные. Запишите названия животных.
- На какой вопрос отвечают эти слова?
- Кто?
На доску вывешиваются таблички:
КТО?
ЖИВОТНЫЕ
- А на вопрос кто? кроме животных кто ещё отвечает?
ЛЮДИ
-Далее следы привели нас на урок изобразительного искусства. Вы видите репродукцию картины.
-Как называется эта картина?
-Кто её автор?
-Молодцы. Запишите автора и название картины.
-Посмотрите на главную героиню. Что она чувствует?
(Боль, печаль, страх, уныние, любовь).
-На какой вопрос отвечают эти слова? Кто знает значение данных слов?
-Отвечают на вопрос что? И обозначают чувство.
Запись на доске:
ЧУВСТВА
- Движемся дальше. Следующий урок технология. Нам необходимо изготовить аппликацию, какие инструменты нам пригодятся?
- Ножницы, кисточка.
- А какие инструменты вы знаете ещё? Запишите.
- Грабли, лопата, пила, топор…
- На какой вопрос отвечают эти слова? К какой группе предметов относятся?
ЧТО?
Запись на доске: ИНСТРУМЕНТЫ
Вот мы очутились на уроке литературного чтения.
Вид устного народного творчества. Загадка.
Стоят в лесу сестрицы-
Платья белы,
Шапочки зелены. (Берёзы)
- Что такое берёза?
- Это дерево. – Деревья относятся, к какой группе слов?
- Растения.
- На какой вопрос отвечают растения?
-Что?
На доске запись: РАСТЕНИЯ.
- Последний след ведёт нас в будущее, кем бы вы хотели стать?
- Составьте предложение.
- О чём говорится в вашем предложении? (о будущей профессии).
- На какой вопрос отвечает слова профессии? (что?)
Запись на доске: ПРОФЕССИИ.
ЧАСТЬ РЕЧИ
ЧТО?
ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ КТО?
ЧУВСТВА ЖИВОТНЫЕ
РАСТЕНИЯ ЛЮДИ
ИНСТРУМЕНТЫ
ПРОФЕССИИ
ПРЕДМЕТЫ
- Что обозначают все эти слова? Предмет. Учёные после долгих споров условились считать, что главное значение этих слов - значение предмета. Мы спрашиваем кто? о живых существах, что? - о вещах. Но вопрос что? Может быть задан: и о буре, и о погоде, и о мысли, и о добре или злобе. Всё это тоже можно считать предметами, вещами.
Имя существительное
ЧТО?
ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ КТО?
ЧУВСТВА ЖИВОТНЫЕ
РАСТЕНИЯ ЛЮДИ
ИНСТРУМЕНТЫ
ПРОФЕССИИ
ПРЕДМЕТЫ
На вопрос кто? или что? Отвечают слова, которыми люди обозначают всё то, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то существующем. И называется эта часть речи имя существительное.
- Прочитайте текст учебника. Почему эта часть речи получила такое название?
- Нашли ли мы ответы на свои вопросы?
- Для чего нам нужны эти знания?
- А сейчас очень важно заложить знания в компьютерную базу данных, т.е. запомнить их и уметь ими пользоваться.
1V. Применение знаний.
- Из данных слов выберите существительные, объясните:
Ученики выходят парами, записывают на доске: I вариант – кто?, II вариант – что?
Падают, дети, учительница, школа, встречает, их, тихо, снежинки, спешат.
- Можно ли из этих слов составить предложения? Запишите по одному предложению: 1-й ряд- о снежинках, 2-й о детях, 3-й об учительнице.
- Получился текст? Докажите.
V.Рефлексия.
– Что нового узнали на уроке? (К словам можно задавать вопрос: кто? или что?)
– Как выбрать вопрос к слову? Что для этого нужно знать? (Что называет слово – людей, животных или предметы.)
– Какие слова отвечают на вопрос: кто?, а какие на вопрос: что?
VI.Самооценка.
Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
-С каким настроением вы уходите с урока? Покажите свои карточки: радостное - красный цвет; спокойное - зелёный цвет; печальное - синий цвет.
Мы справились со своей задачей. Благодарю всех за работу!
kopilkaurokov.ru
Растения «Кто? или Что?» | Образовательный портал WebUrok.com — учебно-методические материалы для учителей
weburok.com
Немного о том, что такое существительное
Что такое существительное? Если на уроке русского языка прозвучал такой вопрос, а школьник не знает ответа, значит, пора засесть за морфологию. Морфология - это та часть науки о языке, которая изучает части речи и знает, что такое существительное. Вернее, она знает о нем все.
Морфология на этот вопрос отвечает так: «Существительное - это все названия предметов!». Предметами в грамматике принято называть вещи и людей, явления природы, растения и животных, в общем, все, что отвечает на вопрос «кто» или «что». На вопрос «что» отвечают неживые предметы, в грамматике они называются неодушевленными существительными. Вопрос «кто» задают про живых существ: людей, животных, насекомых. Они - одушевленные существительные.
Имена существительные могут быть собственными и нарицательными. Собственные имена есть у людей, животных и птиц, правда, их правильнее называть кличками. Есть имена собственные и у планет, сел, городов и стран, рек, морей и океанов. Имеют их и детские сады, лагеря, книги, журналы, кинофильмы и спектакли. Все они пишутся с большой, заглавной буквы, а названия журналов, книг, кинофильмов еще и берутся в кавычки, видимо, для важности.
Например:
Ей очень идет имя Лида.
Всей семьей в который раз смотрели кинофильм «Любовь и голуби».
Актер Юрий Владимирович Никулин снимался в фильме про героическую собаку по кличке Мухтар.
Дети всегда с восторгом наблюдают затмение Луны.
Мы путешествовали по Волге на большом теплоходе «Заря».
Все остальные имена существительные называются нарицательными и пишутся с маленькой, строчной буквы.
Про некоторые из них мы говорим: «он». Или можем подставить слово «мой». Эти существительные к мужскому роду относятся. Про другие же – говорим: «она», «моя». Они к женскому роду относятся. Что такое существительное среднего рода? Есть такие названия предметов, которые не относятся ни к женскому, ни к мужскому роду. Про них мы скажем: «оно» или «мое». Они к среднему роду относятся.
Например, существительные «дядя» и «мужчина», «ребенок» и «мальчик», «конь» и «медведь», «стол» и «котелок» - мужского рода. Существительные «мама» и «бабушка», «девочка» и «соседка», «кастрюля» и «лампа», «собака» и «медведица» – женского рода. «Дерево» и «колесо», «солнце» и «взморье», «чудо» и «дитя», «такси» и «домино» – относятся к среднему роду.
Но есть среди них и такие, род которых зависит от того, какого пола лицо они называют в данный момент.
Например: Наша Юля большая невежда! (ж.р.). Учитель сказал, что Дима – невежда (м.р.). «Невежда» - существительное общего рода, такие существительные оканчиваются на «а» или «я».
Например: Яша, соня, ты опять проспал! (м.р.). Марина такая соня, она часто опаздывает на первый урок! (ж.р.).
Иногда бывает нелегко определить род, особенно если слово иноязычного происхождения. Например, «желе», «реле», «пальто» – среднего рода, а «кофе» и «пенальти» – мужского. А вот «кольраби» и «авеню» – женского рода. При затруднениях в определении рода лучше обратиться к словарю.
В объеме одной статьи можно только частично ответить на вопрос «что такое существительное».
Эта тема для нескольких статей, особенно если вспомнить, что они изменяются по родам, числам и падежам, делятся на склонения и пишутся согласно правилам.
fb.ru
Одушевлённость — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Одушевлённость — семантический категориальный признак имени, базирующийся на наивном знании о классификации существительных и местоимений по типу референта: от безусловно «живых» (человек, собака, комар) до полностью «неодушевлённых» (камень, стол, бесконечность) с некоторым количеством промежуточных случаев (тополь, класс, подберёзовик). Существует гипотеза, что противопоставление одушевленных и неодушевленных сущностей представляет собой универсальную иерархическую шкалу, в рамках которой люди располагаются выше животных, затем следуют растения, стихии, конкретные объекты, абстрактные сущности. Внутри класса имен и обозначений лиц можно выделить свою микроиерархию, на вершине которой будут местоимения первого и второго лица[1].
Это категориальное распределение может с теми или иными особенностями проявляться в лексике языка, его синтаксисе, но чаще лингвисты говорят о морфологических и и словообразовательных манифестациях категории одушевлённости, например, в японском, во многих восточно- и западнославянских языках. В этом случае одушевлённость/неодушевлённость рассматривают как номинативную словоклассифицирующую грамматическую или словообразовательную категорию, что с теоретической точки зрения весьма любопытно, так как формальное выражение этих категориальных признаков в общем случае является избыточным, поскольку различие между живым и неживым представляется априорно известным и не нуждающимся в систематическом подтверждении с помощью обязательных грамматических средств. Семантически одушевлённость пересекается с другими категориальными концептуальными оппозициями: активность/пассивность, целенаправленность/стихийность. Деление имён на одушевлённые (активные) и неодушевлённые (пассивные) является основным в морфологии языков активного строя.
Достаточно распространённым в языках мира является противопоставление личных, то есть обозначающих людей, и неличных местоимений, например, лично-указательные he и she в противопоставлении нелично-указательному it в английском, вопросительно-относительные кто и что в русском, hän и se в финском[2].
Одушевлённость и синтаксис[
ru.wikipedia.org
По правилам русского языка, животные одушевленные или неодушевленные? Кто или что?
5 Ответы
Только для существительных мужского рода это легко проверить грамматически, поставив слово в винительный падеж (кого? что? ) - неодушевленное будет иметь нулевое окончание, а одушевленное чаще всего окончание -а / -я. Я вижу (кого? что? ) стол, автобус, снхрофазотрон (нулевое окончание) . Я вижу (кого? что? ) гуся, слона, игуанодонта (окончание -а / -я) . Это остроумно иллюстрировал академик Щерба на примере БОКРА, которого "штеко будланула глокая куздра", ведь, если бы БОКР был бы неодушевленным, то и будланула бы она не БОКРА, а БОКР! 6 годов назад от ВАПАПР ВАРВАР По правилам получается что нет, т. к. по винительному падежу не склоняется: пр. : "Увидел это ЖИВОТНОЕ. " (т. е, "ЧТО") , а если б считалось как одушевлённое, то было бы: "Увидел этого ЖИВОТНОГО". (т. е. "КОГО") 6 годов назад от александр цо Само слово "животное" - неодушевленное. Но все представители животных: кошка, собака, попугай и т. п. - одушевленные. 6 годов назад от Aleksandr Как написала Veronique: поставьте в винительный падеж - и узнаете. Кот - точно одушевленный. А вот микроб - и то и сё. ) 6 годов назад от Ivan Одушевленность-неодушевленность – это лексико-грамматическая категория, относящая называемый предмет к разряду одушевленных (т. е. живых существ) или же к разряду неодушевленных (т. е. предметов неживой природы и растений, а также событий, явлений, качеств, действий, состояний и т. п. ) . У одушевленных существительных форма винительного падежа множественного числа как самого существительного, так и согласующегося с ним имени прилагательного или причастия совпадает с формой родительного падежа, а у неодушевленных - с формой именительного падежа Одушевленные (В. = Р. ) Р. красивых коней, уток, животных В. красивых коней, уток, животных Неодушевленные (В. = И. ) И. красивые столы, розы, окна Р. красивых столов, роз, окон В. красивые столы, розы, окна Некоторые имена существительные, не обозначающие живых существ, по грамматическим свойствам входят в разряд одушевленных, например, слова мертвец, покойник (труп – неодушевл. сущ. ) Имена существительные, обозначающие нерасчлененную (собирательную) совокупность живых существ, являются грамматически неодушевленными: вести за собой народ, отряд, войска, армии и т. п Слова вирус, микроб, бактерия могут быть то одушевленными, то неодушевленными: изучать вирусов, микробов, бактерий и вирусы, микробы, бактерии; языковое сознание как бы колеблется, следует ли относить эти микрорганизмы к живым существам Из Розенталя: Некоторые существительные склоняются по типу одушевленных и неодушевленных, например: рассматривать бактерии – рассматривать бактерий, исследовать бациллы – исследовать бацилл, уничтожать микробы – уничтожать микробов, то же в отношении слов зародыши, личинки, вибрионы, полипы и некоторых других. Первые формы употребляются в общелитературном языке, вторые связаны с боле архаическим или профессиональным употреблением В различии форм поймал трех рыбок – съел три рыбки сказывается то обстоятельство, что во втором случае имется в виду кушанье, т. е. неодушевленность (ср. : съесть кильки, сардины, шпроты – как нерасчлененный продукт; но: съесть карасей, раков, цыплят – как единичные предметы) . Возможные варианты: есть креветок, устриц, пулярок – есть креветки, устрицы, пулярки 6 годов назад от vashregistСвязанные вопросы
3 ответов
6 годов назад от Герцог5 ответов
4 годов назад от gleb_borisovig1 ответ
4 годов назад от кирилл кутинengangs.ru