Растения интродуценты это. Интродукция / Основы интродукции растений

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Интродукция / Основы интродукции растени. Растения интродуценты это


Основы интродукции растени

Karpun Yu. N.

Hortus botanicus, 2, 2004, P. 17–32.

ОСНОВЫ ИНТРОДУКЦИИРАСТЕНИЙ

i

КарпунЮ. Н.

Представлено тезисное изложение широкого круга вопросов по интродукции (введению в культуру)

растений. Интродукцию растений предлагается рассматривать как самостоятельный, оригинальный

процесс культивирования растений, состоящий из нескольких последовательных этапов: мобилизации

исходного материала, первичного и вторичного интродукционных испытаний. Предлагаются и обосновываются

основополагающие понятия и термины: пункт интродукции, интродукционный поиск, коллекционное

число, интродукционная ситуация и другие. Излагаются закономерности интродукции растений:

убывающей результативности интродукции растений, затухающей цикличности процесса

интродукции и т. п. Рассматриваются вопросы взаимоотношения интродуцентов и растений местной

флоры.

***

Введение

Латинское слово «introductio» означает« введение

», в данномслучае – «введение растенийв культуру

», хотя традиционно это понятие называется

«интродукция растений». Следует согласиться

сшироко распространенной точкой зрения, что интродукция

растений – это целеустремленная деятельность

человека по введению в культуру растений.

Следовательно , интродукция растений

представляет собой процесс; причем процесс неограниченный

во времени и ограниченный в пространстве.

Интродукция растений – ровесница земледелия

и всегда предшествовала началу культивирования

того или иного растения. Интродукцией растений

человечество начало заниматься со времени перехода

от собирательства к выращиванию растений.

Современное разнообразие культивируемых растений

– результат осуществлявшейся на протяжении

тысячелетий интродукции растений. Проводимое

иногда разграничение интродукции растений на

«стихийную», или«ненаучную», и «научно обоснованную

», по меньшей мере, некорректно. Интродукция

растений во все времена и у всех народов

имела характер целеустремленногодействия и опиралась

на имевшиесяв данныйпериод времени знания.

Яркими примерами интродукции растений в

древности могут послужить: походы древних египтян

в страну Пунт(современная Эфиопия), из которых,

помимо прочего, привозились и растения, которые

затем выращивались в дворцовых и

храмовых садах Египта; созданиезнаменитых висячих

садов вавилонской царицы Семирамиды, основу

которых составилигорные растения с Армянского

нагорья, родиныцарицы; завоз в Китай, с вполне

прозаическимицелямив качествекормовойкультуры,

легендарной травы мун( люцерны) из Средней

Азии. Интродукциярастенийнашла свое отражение

во многих религиях: боги и божества их пантеонов

добывали, даже похищалиразличные полезныерас

тениядлялюдейилипростосотворялиихчудесным

образом. Взять хотя бы миф о превращении жезла

древнегреческой богини Афины в оливковое дерево.

Однако, несмотря на столь почтенный возраст и

большое значение в жизни всех земледельческих

народов мира, интродукция растений все еще не

оформилась окончательно в самостоятельную науку,

пребывая преимущественно в качестве недифференцированной

составной части различных сельскохозяйственных

наук. И такому положению дел

естьобъяснение.

Интродукция растений как наука – это неоднозначное

по своей сути явление на стыке ботанических

знаний и практики культивированиярастений.

При этом, имея дело и с декоративными растениями,

интродукция растений в известной мере испытывает

на себе специфическое влияние искусства.

Интродукция растений в большинстве аспектов

своей деятельности – явление региональное, и ее

применение во многом определяется возможностями

той местности, где вводятся растения в культуру.

Интродукция растений, как и все земледелие,

основывается на практической деятельности человека,

но, в отличие от классического земледелия,

имеет дело с немногими экземплярами преимущественно

новых растений. Отдельные положения

интродукциирастенийявляются общими с селекцией

растений, хотя научно-практическая направленность

последней носит принципиально иной характер.

Все это мало способствовало выделению

интродукции растений в самостоятельную научную

дисциплину. Однако интродукции растений, как

любой науке, присущи свои внутренние закономерности,

познание которых возможно лишь на основе

строго научного подхода и которые, в конечном

счете, носят глобальный характер. А поскольку

в глобальном масштабе потребление продуктов естественных

ценозов неуклонно сокращается, а доля

потребляемой продукции агроценозов возрастает,

то это неизбежно ведет к усилению роли интродукции

растений в жизни человеческого общества и,

Сохранение и мобилизация генетических ресурсов в ботанических садах

Conservation and mobilization of genetic resources of plants in botanical gardens

в конечномитоге, к необходимостипреобразования

интродукции растений в научную ботаническую

дисциплинусинтетическогоплана.

Роль интродукции растений на современном

этапе ее развития достаточно многосторонняя. Это

и направление развития ботанической науки, своеобразный

раздел экспериментальной ботаники,

практические результаты которой помогают прояснить

те или иные вопросы теоретической ботаники.

Это и источник экспериментального материала для

многих сельскохозяйственных наук, в первую очередь

для селекции растений. Это и способ удовлетворенияматериальных

и культурных потребностей

человечества, поскольку все культивируемые растения,

в том числе и декоративные, являются интродуцентами.

Это и одиниз методов изучениярастения

вне естественных мест обитания(ex situ),

которому в последнее время придается особое значение

в программе сохранения разнообразия растений.

До известноговремени в интродукциирастений

как бы превалировала ее практическая направленность,

а теоретическая сторона оставалась недостаточно

выраженной. Такое положение дел является

следствием присущей интродукции растений закономерности

убывания результативности, позволяющей,

образно выражаясь, сравнить процесс интродукции

растений с процессом золотодобычи

в новом золотоносном районе, когда вначале подбираются

самородки, затем собираются крупицы

золота, после чего начинается промывка золотоносногопескана

примитивныхприспособлениях, а под

конец оказываются задействованными мощные механизмы.

Соответственно на начальных этапах интродукции

растений из конкретного региона

в конкретный пункт интродукции высокая результативность

достигается при минимальных теоретических

обоснованиях и технической оснащенности.

Со временем результативность снижается, а значение

предварительной теоретической и технической

подготовкивозрастает.

Интродукция растений оперирует своими понятиями

и терминами, такими, например, как объект

интродукции, пункт интродукции, интродукционный

поиск, первичное и вторичное интродукционные

испытания, подведение итогов интродукции

ит. п. Интродукциирастенийприсущисвои методы

и методики: методы подбора интродуцентов для

первичного интродукционного испытания, методики

определения степени адаптации интродуцентов

ит. д. Присущ интродукции растений и целый ряд

достаточно четко сформулированных закономерностей.

Все это диктует настоятельную необходимость

последовательно и методично рассмотреть весь

кругвопросов, связанных с интродукциейрастений,

во всем многообразии проявлениявнешних признаков

и выявления внутренних взаимосвязей. Непременной

предпосылкой осуществления процесса интродукции

растений является наличие объектов

интродукции, пунктов интродукции и интродукторов

– людей, занимающихся интродукцией растений.

Сам же процессинтродукциипротекаетпоследовательно

и состоит из нескольких этапов,

основнымииз которыхявляются: интродукционный

поиск, первичное и вторичное интродукционные

испытания.

Объекты интродукции растений

Потенциально объектами интродукции являются

все растительные организмы нашей планеты,

хотя обычно в качестве таковых выступают представители

высших растений, которые традиционно

подразделяются на ряд функциональных интродукционных

групп. Высшиерастения, которые, как это

принято в систематике, подразделяют на споровые

исеменныерастения; среди первыхчащевсего объектами

интродукции выступают папоротники и селягинеллы,

реже – мхи; вторыеобычноделят на так

называемые голосеменные и покрытосеменные. В

свою очередь, у голосеменных растений объектами

интродукцииотдельно выступают хвойные и саговниковые.

Выделение обособленных объектов интродукции

среди покрытосеменных растений более

сложное и основывается на многих признаках. Общепринято

выделение группы древесных( древовидных)

растений, куда включаются и голосеменные

растения ( в организационной структуре таких

пунктов интродукции, как ботанические сады и

дендрологические парки, этой группе соответствуют

отделы дендрологии), и группы травянистых

растений, с включениемв их числоспоровых растений,

соответственно эта группа составляет сферу

интродукционной деятельности отделов травянистых(

цветочных) растений.

Древесные растения как объекты интродукции

могут подразделяться на уже упоминавшиесяхвойные(

голосеменные) и лиственные растения, иногда

выделяют древовидные однодольные растения. По

принципу жизненных форм часто выделяют в отдельные

группы лианы, пальмы, бамбуковидные

злаки и другие. Очень часто выделение объектов

интродукциикак древесных, так и травянистыхрастенийпроизводится

по флористическомупринципу,

обычно за основу берутся одна или несколько флористических

областей, например: Восточноазиатская

флористическая область, совокупность флористических

областей Южной Америки с умеренно

теплым климатом и т. п. Еще чаще выделение объектов

интродукции производится на основе систематического

подхода, и здесь число вариантов не

ограничено. В традиционной группе травянистых

растений, помимо вышеперечисленного, довольно

Karpun Yu. N.

Hortus botanicus, 2, 2004, P. 17–32.

часто выделяют группы летников и многолетников.

Здесь же практикуется выделение объектов по

принципуродовых (родыИрис, Лилияи др.) и даже

видовых комплексов(сорта однолетней астры, гибридногогладиолусаит.

п.).

Грибы, лишайники и водоросли в качестве объектов

интродукции выступают крайне редко, соответственно

методы интродукционной работы с ними

разработаны недостаточно. Хотя, разумеется, их

интродукция подчиняется тем же основным закономерностям,

что и интродукция представителей

другихгруппрастений.

Выделение функциональных групп объектов

интродукции происходит обычно в соответствии

сцелями и задачами пункта интродукции, его интродукционной

емкостью и его агроклиматическими

характеристиками. Но в ряде случаев, обычно

при созданииновых пунктов интродукции, требуется

вначале определиться с параметрами будущего

местаинтродукциирастений.

Пункт интродукции растений

Наличие пункта интродукции является непременным

условием процесса интродукции растений,

а параметры такого пункта определяют характер

данного процесса. В качестве пункта интродукции

могут выступать ботанические, лесные, селекционные,

питомниководческие и другие учреждения

ихозяйства любой формы собственности, в том

числе и частные. В России, например, интродукционными

пунктами являются все ботанические сады

и дендрологические парки, учреждения селекционной

направленности; в ряде стран в качестве таковых

активно работают семеноводческиеи питомниководческиехозяйства.

Характер каждого пункта интродукции определяетсятакимиинтродукционнымипараметрами,

как

интродукционные возможности, интродукционная

емкость и интродукционная направленность. Совокупность

этих специфических параметров во многом

определяет цели и задачи интродукционного

пункта. Последние не являются неизменными, могуткорректироватьсяитрансформироваться.

Интродукционные возможности пункта интродукции

характеризуются естественными условиями

местонахождения данного пункта и определяют

возможность культивирования в условиях открытого

или закрытого грунта тех или иных интродуцентов.

Интродукционные возможности открытого и

закрытого грунта конкретного пункта интродукции

устанавливаютсяраздельно. Подоткрытымгрунтом

в интродукции растений понимается культивирование

растений под открытым небом. При этом допускается

устройствозащиты от ветра, прямых солнечных

лучей или атмосферных осадков, а также

укрытие растений в холодный период года. В каче

стве защищенного грунта обычно используются

полностью или частично светопрозрачные неотапливаемые

культивационные сооружения различной

конструкции. Закрытый грунт традиционно представлен

светопрозрачными культивационными помещениямиразличных

типов и конструкцийс регулируемыми

параметрами искусственного климата,

обычно температурой. Так называемая пристановочная

культура – выращивание интродуцентов

в кадках, вазах, контейнерах, цветочных горшках

под открытым небом только в теплое время года –

может быть элементом как открытого грунта, если

растения помещают на зимовку в защищенный

грунт, так и закрытого грунта, если зимовка происходит

в культивационных помещениях. Интродукторам

следует уделить должное внимание этому

древнему приему культивирования растений, позволяющему,

помимо прочего, резко расширить

интродукционные возможности открытого грунта

исущественно улучшить состояние растений в закрытом

грунте. Однако приходится мириться с тем,

что пристановочная культура сопряжена с определеннымитехническимисложностями.

Интродукционные возможности открытого

грунта представляют собой совокупность всех климатических

и почвенных факторов той местности,

где располагается пункт интродукции, с учетом

факторов антропогенного воздействия и иных факторов

биогенного и абиогенного влияния. Последние

практически не влияют на саму возможность

выращивания в конкретном пункте интродукции

тех или иных интродуцентов, но оказывают воздействияна

их рост, развитие и состояние. Для удобства

пользования климатические и почвенные характеристикисводятсяв

отдельныетаблицы, которыев

тех или иных целях упрощают до отражения основных

почвенно-климатических параметров. Так поступают,

например, когда выявляется зона интродукционного

влияния и соответственно устанавливаетсярайонинтродукции.

Итак, из общей совокупности почвенно-климатических

факторов, факторов антропогенного

воздействия и иных факторов биогенного и абиогенного

влияния выбирают те, которые могут наиболее

активно влиять на процесс интродукции конкретных

растений; их обычно называют лимитирующими

факторами. Из их числа, по возрастающей

степени возможности нейтрализации их

лимитирующего влияния, выделяют главный лимитирующий

фактор, основные лимитирующие факторы

и частные лимитирующие факторы. Главный

лимитирующий фактор для каждого из растений

устанавливает саму возможность их культивирования

в данном интродукционном пункте в любой

форме, с использованием любых агротехнических

приемов. В большинствеслучаев в качествеглавного

лимитирующего фактора для открытого и защи

Сохранение и мобилизация генетических ресурсов в ботанических садах

Conservation and mobilization of genetic resources of plants in botanical gardens

щенного грунта выступает абсолютный минимум

температуры воздуха. Спектр действия основных

лимитирующихфакторовшире, и они, преимущественно,

определяют возможность растений произрастать

в виде той или иной жизненной формы, возможность

возобновления генеративным путем,

проявления желаемых хозяйственных или декоративных

достоинств и т. п. В качестве последних

часто выступают средний из абсолютных минимумов,

абсолютный максимум температуры воздуха,

сумма эффективных температур, особенности гидрологическогорежима,

показатель рН почвы и другие.

Частные лимитирующие факторы достаточно

многочисленны, наиболее мобильны и базируются

на различных характеристиках почвы и климата,

факторах антропогенного и иного воздействия на

растенияв пункте интродукции. В ряде случаев они

оказывают существенное влияние на судьбу растений-

интродуцентов. Так, например, высокая плотность

популяции черных дроздов в районе Сочи,

что можно рассматривать в качестве частного лимитирующего

фактора, делает бесперспективным

выращивание в качестве красивоплодных декоративных

растений тех из них, плоды которых поедаютсячернымидроздами.

Интродукционные возможности закрытого

грунта определяются в основном техническими характеристиками

конкретного культивационного

помещения; роль естественных почвенно-климатических

и иных факторов в ряде случаев игнорируется

вообще, а в норме принимается во внимание

опосредственно, через их воздействие на агротехнические

параметры культивационного

помещения.

Выявление интродукционных возможностей

данного пункта интродукции позволяет предварительно

установить круг интродуцентов, которые

могли бы здесь культивироваться, на уровне жизненных

форм, представительства тех или иных

флористическихрегионов, различных таксономических

групп растений. Так, например, интродукционные

возможности открытого грунта района Сочи

позволяют культивировать интродуценты всех жизненных

форм, включая пальмы, бамбуковидные

злаки и розеточные древовидные растения, в том

числе и вечнозеленые, практически всех крупных

таксономических групп, изо всех умеренных, умереннотеплых

и субтропических регионов. Интродукционныевозможностизакрытогогрунта

данного

района еще шире. Разумеется, интродукционные

возможности пунктов интродукции других регионовРоссиинестольмасштабны.

Выявив интродукционные характеристики,

можно определить интродукционную емкость

пункта интродукции, сопоставив его интродукционные

возможности с результатами проведенной

ботаническойинвентаризацииимеющихсяв данной

местности культивируемых растений. Подобная

инвентаризация проводится или по отношению ко

всем культивируемым растениям, или только

поотношению к растениям предварительно выделенных

групп по ботаническим, техническим, декоративным

и другимпризнакам. В ходе такой инвентаризации

выявляется не только наличие того или

иного вида или формы, но и их количественная

представленность, а также состояние растений.

Анализируя результаты такого сопоставления, устанавливается,

достаточно приближенно, планируемый

объем интродукции, что отражаетсяна размерах

пункта интродукции, его предполагаемой

структуреитехническойоснащенности.

Интродукционная емкость условна, соотносительна

и тесно смыкается с интродукционной направленностью.

Под последней следует понимать

привлечениек интродукции видов и форм растений

с заранее установленными параметрами: принадлежность

к конкретной группе растений, хозяйственные

и декоративные свойства, агротехнические

особенности культивирования и т. п. Интродукционная

направленность изначально определяется целями

и задачами интродукционногопункта и в процессефункционирования

этого пункта подвергается

корректировкам сообразно изменениям целей и задач.

Так, интродукционная направленность может

быть обусловлена необходимостью выявить, например,

ассортимент лилий с белыми цветками,

пригодными для срезки в условиях защищенного

грунта. На практике интродукционная направленность,

как правило, разнохарактерна и достаточно

объемна.

Интродукционный поиск

Начальным этапом непосредственно процесса

интродукции растений является проведение интродукционного

поиска, достаточно специфического

икрайне важного звена интродукциирастений. Для

проведения интродукционногопоиска прежде всего

необходимо выявить регионы-доноры растенийинтродуцентов

в соответствии с интродукционной

направленностьюпункта интродукциии установить

интродукционные возможности регионов-доноров.

Выявление регионов-доноров производится применительно

к конкретной группе растений на основе

соответствия главного лимитирующего фактора и

наиболее значимых основных лимитирующих факторов

данного пункта интродукции почвенноклиматическим

параметрам предполагаемых регионов-

доноров: флористических регионов любого

ранга для естественных таксонов, а для культигенных

форм – административно-территориальных

образований различного уровня. Традиционно в

качестве первых чаще всего выступают флористические

провинции и обобщенные флористические

регионы, для культигенных форм в качестве тако

Karpun Yu. N.

Hortus botanicus, 2, 2004, P. 17–32.

вых обычно принимаются отдельныегосударства, а

для наиболее крупных из них – административные

составляющиеэтих государств. Соответственнодля

каждой группы растений-интродуцентовбудет свой

круг регионов-доноров, что предопределяет характерсамогоинтродукционногопроцесса.

Таким образом, интродукционныйпоиск проводится

для каждой из выделенных групп растенийинтродуцентов

в пределах заранее установленных

studfiles.net

Основы интродукции растений - Стр 2

ности сколь-нибудьширокого культивирования интродуцентов, в противном случае образец остает-

ся коллекционным объектом или даже удаляется из коллекции. Последнее в интродукционной практике происходит довольно часто, и принятие такого ре- шения зависит от многих обстоятельств: от адапта- ционных показателей интродуцента, от его практи- ческой ценности, от технических возможностей пункта интродукции, от гарантированного наличия

интродуцента в других интродукционных пунктах и прочего. В случаях, когда принимается решение рекомендовать интродуцент для культивирования, помимо коллекционных фондов, необходимо вы-

явить потребность в специальных агроприемах и разработать необходимые на данном этапе реко- мендации по агротехнике.

Потребность в специальных агроприемах начи-

нает проявляться еще на ранних стадиях первичного интродукционного испытания, но именно на этапе

вторичного испытания можно провести достаточно результативные научные эксперименты по выра- ботке оптимальных агромероприятий, порою весьма специфических. Так, экспериментально установле- но, что в условиях гумидной зоны Черноморского

побережья Кавказа рыхление почвы в приствольных кругах представителей семейства Thymelaeaceae недопустимо, поскольку приводит к гибели послед- них вследствие проникновения возбудителей кор- невых гнилей через порезы корней.

Рекомендации по сколь-нибудьмассовому культивированию интродуцентов должны основы- ваться на результатах конкурсного испытания, яв-

ляющегося составной частью подведения итогов интродукции.

Подведение итогов интродукции

Собственно говоря, подведение итогов интро- дукции можно начинать одновременно с мобилиза- цией исходного материала, но реальную ценность

это специфическое понятие интродукции растений начинает приобретать только тогда, когда большин-

ство интродуцентов определенной группы растений находится на завершающих стадиях вторичного интродукционного испытания. Итоги интродукции можно подводить по конкретным группам растений,

по совокупности всех интродуцентов в данном пункте интродукциии, получая в каждом случае свои, отличающиеся результаты. Кроме того, в от- личие от остальных видов интродукционного ана- лиза, подведение итогов интродукции может прово-

диться по совокупности многих интродукционных пунктов в пределах любого региона ( флористиче- ского илиадминистративно-территориального) и даже в глобальном масштабе. Результаты такого

обобщенного подведения итогов интродукции представляют интерес при проведении интродукци- онного поиска.

Существует достаточно много методик подве- дения итогов интродукции, но всем им присуща четкая ориентация на биологические и хозяйствен-

ные параметры той или иной группы интродуцентов с поправкой на агроклиматические особенности пункта интродукции. Любая из методик учитывает степень соответствия интродуцентов лимитирую- щим факторам, обычно берутся во внимание наибо- лее значимые из них, для каждого конкретного слу- чая. В конечном счете, результаты подведения

итогов интродукции предстают в виде различных перечней интродуцентов с указанием корректи-

рующих признаков или с подразделением по этим признакам. Подобные перечни часто сопровожда- ются указанием жизненной формы и родины.

Уместно обратить внимание на своеобразную закономерность процесса интродукции растений: результаты научных наблюдений, полученные на ранних этапах интродукционного испытания, оказывают корректирующее воздействие на резуль- тативность интродукционного испытания на после- дующих этапах, а результаты научных исследова-

ний поздних этапов интродукционного испытания оказываются определяющими на этапах реинтро- дукции. Таким образом, интродукция растений предстает непрерывным и одновременно дискрет- ным процессом во времени и пространстве, с ее ха- рактерными возвратами к начальным этапам инт- родукционного испытания, с ее разновременной

множественностью интродукционных испытаний одних и тех же таксонов. Все это придает динамич- ность и стабильность процессу интродукции.

Учитывая подобную специфику интродукцион- ного процесса, целесообразно, начиная с известного момента, подведение итогов интродукции прово- дить периодически, скажем, раз в десять лет, а для интродукционных пунктов с интенсивной мобили- зацией исходного материала– через пять лет. При этом перечни интродуцентов, являющиеся резуль- татом подведения итогов интродукции, следует со- провождать подзаголовком: « Интродукционная си- туация на<...> ( указать дату)». Определение«интродукционная ситуация» в данном случае ука- зывает на уровень представлений об объеме и со- ставе интродуцентов с учетом степени достоверно- сти их идентификации. Отдельным разделом

подведения итогов интродукции является перечень выбывших таксонов с указанием причин выбытия из интродукционного испытания.

В основу конкурсного испытания интродуцен- тов, аналогичного, по существу, сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, также положены

методологически различные оценки тех или иных биохозяйственных признаков. Такие методики в значительной мере региональны и четко ориенти- рованы на характерные особенности предваритель- но выделенных групп растений. Конкурсное испы-

studfiles.net

Интродуцированные виды - это... Что такое Интродуцированные виды?

Интродуцированный, или чужеродный вид (от англ. Introduced species) — в биологии организм, некоренной, несвойственный для данной территории, преднамеренно или случайно завезённый на новое место в результате человеческой деятельности. Процесс освоения интродуцированного вида на новом месте называется интродукцией. Часто интродуцированные виды способны существенно изменить сложившуюся экосистему региона и стать причиной значительного сокращения или даже вымирания отдельных видов местной флоры и фауны.

Терминология

Кукуруза лишь в широком смысле является интродуцированным видом, так как за пределами природного ареала в диком виде не растёт

Термин интродуцированный вид по ряду причин часто применяют к близким, однако различным понятиям.

Точно так же при описании одного и того же случая используются и другие термины, аналогичные или близкие по смыслу: говорят о видах акклиматизированных, адвентивных, чужеродных, экзотических, инвазивных, натурализованных, неродных, одичавших, ксенобиотических и т. д. Тем не менее, между некоторыми из этих понятий существует определённое различие.

Наиболее часто понятие «интродуцированный» применяют как синоним к слову «чужеродный», и в этом смысле согласно вышеупомянотому определению к интродуцированным растениям можно отнести многие садовые и сельскохозяйственные культуры, такие как картофель, кукуруза и т. д., широко распространённые в мире. Однако, некоторые источники к вышеупомянутому определению добавляют «… и воспроизводящийся в дикой природе»[1], что оставляет за скобками определения все выращиваемые культуры, которые не в состоянии воспроизводиться без участия человека. Для таких растений используется термин «культивируемые» либо «декоративные» виды.

Существует некоторая путаница относительно того, являются ли полными синонимами понятия «инвазивные» (от англ. invasive) и «интродуцированные» виды. Буквально инвазивными называют те виды организмов, которые будучи интродуцированными, на новом месте захватывают новые территории, принося вред сложившейся экосистеме, то есть становятся вредителями. Термин подразумевает как действительную, так и потенциальую опасность. Некоторые оспаривают понятие инвазивности, аргументируя свою точку зрения тем, что степень ущерба обычно не поддаётся вычислению,[1] и организмы продолжают распространяться на территории, где их никогда не было, зачастую без уделения внимания, могут они принести вред или не могут.

Природа интродукции

Тигровая амбистома (Ambystoma tigrinum) своему распространению в Калифорнии обязана рыболовству, в котором она использовалась в качестве наживки

Согласно определению, вид считается интродуцированным, если он был перенесён из своего природного ареала на новую территорию в результате человеческой деятельности. Интродукция может быть как преднамеренной, так и случайной. Преднамеренное внедрение новых видов мотивировалось тем, что эти виды будут полезны человеку на новом месте и повысят его благосостояние. Так в связи с освоением новых территорий завозились сельскохозяйственные культуры, домашний скот и дикие животные, способные разнообразить местную фауну. Случайная интродукция явилась побочным, зачастую нежелательным, продуктом человеческой жизнедеятельности — так, широко распространились колорадский жук, крысы, тараканы и синантропные виды дрозофил. Дальнейшее распространение интродуцированных видов уже на новой территории может происходить как с помощью человека, так и самостоятельно.

Преднамеренная интродукция

Организмы, преднамеренно перевозимые людьми, могут адаптироваться на новом месте двумя различными способами. В первом случае их специально выпускают в дикую природу. Часто сложно предсказать, уживётся ли растение или животное на новом месте или нет, и иногда в случае первой неудачи производились повторные попытки интродукции в надежде на то, что новые особи улучшат выживаемость и репродуктивность вида. Во втором случае распространение в дикой природе за пределами природного ареала происходило помимо воли человека: животные убегали на свободу и дичали, а растения начинали расти за пределами садов, приусадебных участков и сельскохозяйственных угодий.

Наиболее распространённой мотивацией сознательной интродукции стало повышение экономического дохода от местных биоценозов. В период великих географических открытий европейцы перевозили вместе с собой культивируемые растения и домашний скот. Например, с целью разведения на американский континент попал и затем распространился в дикой природе карп (Cyprinus carpio). Улитки ампуллярии (Ampullariidae), как продукт, богатый протеином, были завезены в Юго-Восточную Азию, а уже оттуда попали на Гавайские острова, где основали целую отрасль пищевой промышленности[2]. В 1905 году в Европу из Северной Америки ради ценного меха были перевезены ондатры — сначала их выпустили на волю под Прагой, а затем они расселились на огромной территории Евразии, попав даже в Китай, Корею и Монголию[3]. Точно таким же образом на многих островах у берегов Аляски появились песцы.

Клён остролистный довольно агрессивно ведёт себя на американском континенте, вытясняя коренные виды растений

Иногда чужеродные виды животных появляются благодаря увлечению спортивной охотой и рыбалкой — таким образом используемый для наживки вид саламандры тигровая амбистома (Ambystoma tigrinum) появилась в Калифорнии, где вытесняет местный эндемичный вид калифорнийскую амбистиому (Ambystoma californiense)[4]. Иногда дикими становятся обычные домашние животные, такие как кошки, козы, свиньи и попугаи. Такое новое соседство далеко не всегда идёт на пользу местной фауне и флоре: например, одичавшие кошки на островах, где гнездятся непривыкшие к наземным хищникам морские птицы, становятся причиной резкого сокращения популяции и даже вымирания местных видов, таких как альбатросов и буревестников[5]. Обосновавшиеся ещё со времён пиратов козы на Галапагосских островах съедают растительность, за счёт которой выживают местные игуаны.

Среди растений также имеется большое количество сознательно интродуцированных видов, в особенности декоративных. Например, европейский клён остролистный (Acer platanoides) в виде зелёных насаждений в садах и парках попал на американский континент, а клён ясенелистный (Acer negundo), наоборот, широко культивируется в Европе, в том числе и в России. При этом клён остролистный известен как агрессивный, инвазивный вид, угрожающий местным видам[6].

Лесоперерабатывающая индустрия способствовала распространению в Австралии несвойственной южному полушарию североамериканской сосны лучистой (Pinus radiata).

Василёк солнечный (Centaurea solstitialis), имеющий длинный корень, что позволяет ему конкурировать с другими растениями в добыче воды, угрожает природной экосистеме Йосемитского национального парка в США. [2]

Случайная интродукция

Иногда организмы путешествуют вместе с человеком и независимо от него попадают в новую для них среду. Например, три вида крыс (чёрная, серая и малая (Rattus exulans)) обитали в трюмах кораблей, пока не причаливали к новой для них территории. В результате в настоящее время их находят даже на отдалённых островах, что негативно сказывается на гнездящихся там птицах.[5] Большое количество морских организмов, таких как моллюск речная дрейссена (Dreissena polymorpha) случайно оказались на новом месте вместе с перевозимой водой, используемой в качестве балласта. Около 200 чужеродных организмов обосновались в заливе Сан-Франциско, таким образов сделав его наиболее интрудированным эстуарием в мире.[7] В первой половине XX века вместе с перевозимым картофелем попал сначала во Францию, а закрепился и во всей Европе колорадский жук, причинивший немалый вред сельскому хозяйству.[8]

Экологическая интродукция

Особое место в преднамеренном переселении видов занимает реинтродукция, заключающаяся в возврате видов, ранее обитавших в данной местности, но потом исчезших по вине человека. Реинтродукцией занимаются межгосударственные природоохранные организации. Одним из самых известных примеров такого переселения можно назвать реинтродукцию оленя Давида на территорию заповедника Дафин Милу (англ. Dafeng Milu Reserve) недалеко от Пекина. Этот олень был практически истреблён в Китае в средние века, а последние оставшиеся в саду императора особи погибли в конце XIX века во время наводнения и народных волнений. Чудом сохранившиеся при дворах Европы 16 оленей положили начало восстановлению популяции, часть которой и вернули в места, где они когда-то обитали.

Кроме того, иногда ввиду особо тревожной ситуации, угрожающей существованию вида, часть животных переселяют в аналогичные климатические условия с целью его сохранения. Так случилось с китайским аллигатором, который в силу утраты природных мест обитания в долине реки Янцзы оказался на грани вымирания. Чтобы создать резерв вида, несколько аллигаторов переселили на территорию заповедника Rockefeller Wildlife в американском штате Луизиана. [3].

Инвазивные экзотические болезни

Среди интродуцированных видов встречаются не только животные и растения, но и различные вирусные инфекции. Наиболее широко известно распространение вируса натуральной оспы на американский континент вместе с первыми конкистадорами в процессе так называемого колумбова обмена, в результате чего целые индейские цивилизации были уничтожены ещё до того, как их увидели европейцы.

В XX—XXI веке серьёзную угрозу представляет распространение таких грибов, как Endothia parasitica, вызывающего эндотиевый рак каштанов, и Ceratocystis ulmi, вызывающего болезнь вязов.

Примечания

  1. ↑ 1 2 Carlton, James T. 2002. Introduced Species in U.S. Coastal Waters. Pew Oceans Commission.
  2. ↑ Naylor, R.L., S.L. Williams, and D.R. Strong. 2001. Aquaculture — a gateway for exotic species. Science 294: 1655-56.
  3. ↑ С. Кучеренко. Журнал «Юный натуралист», 1982, № 8
  4. ↑ Riley, SPD, H.B. Shaffer, S.R. Voss, B.M. Fitzpatrick. Hybridization between a rare, native tiger salamander and its introduced congener. 2003. Ecological Applications 13: 1263—1275.
  5. ↑ 1 2 Carlisle, N., Proiddel, D., Zino, F., Natividad, C. & Wingate, D.B. (2003) «A review of four successful recovery programmes for threatened sub-tropical petrels» Marine Ornithology 31: 185—192
  6. ↑ Lancaster, Clay (1972). Handbook of Prospect Park. Long Island University Press, 51 — 52. ISBN 0-913252-06-9
  7. ↑ Cohen, A.N. And J.T. Carlton. 1998. Accelerating invasion rate in a highly invaded estuary. Science 279: 555—558.
  8. ↑ «Колорадский картофельный жук, Leptinotarsa decemlineata Say. Филогения, морфология, физиология, экология, адаптация, естественные враги». М., «Наука», 1981. 375 с онлайн [1]

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта