Растения и животные осенью. Конспект урока по окружающему миру "Растения и животные осенью"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Реферат: Тема: Осень в природе. Растения и животные осенью. Растения и животные осенью


Жизнь растений и животных осенью

Осень. Растения и животные подготавливаются к зиме. «Умирание» природы осенью — подготовка к будущей весне.

Интересно наблюдать за перемещением солнца в течение дня. Точки восхода и захода солнца смещаются ближе к югу. Дни становятся короче, ночи длиннее. Температура воздуха и почвы становится все ниже. Почва насыщена водой, но из-за низкой температуры она плохо усваивается корнями растений.

В небе уже нет легких кучевых облаков, преобладают низкие, слоистые. Растения в морозном воздухе испаряют очень мало влаги. Именно это и дает им возможность выжить зимой.

Листья ели, сосны, пихты» туи, можжевельника игловидные и чешуйчатые, жесткие, кожистые. Они имеют малую поверхность и слабо испаряют воду. Поэтому они успешно переносят зимнюю засуху.

У вечнозеленых кустарников листья живут более года. Хвоя сосны — два года, ели — от пяти до двенадцати лет и опадает не сразу.

Некоторые покрытосеменные растения не сбрасывают осенью всех своих листьев, сохраняя их до будущей весны. Это брусника, вереск, багульник, кассандра, андромеда и другие растения торфяных болот. Их зимующие листья развертываются весной и сохраняются до появления следующих листьев. Называют такие кустарнички вечнозелеными.

Последние грибники покинули лес. И зима уже не раз пыталась примерить белый наряд на озябшую землю. А в лесу все еще можно увидеть небольших сероватых бабочек с темными тонкими полосками на крыльях. Это Зимние пяденицы.  Чуть  потеплеет — и, будто подхваченный ветром сухой листок, мелькают они среди темных еловых лап. А подует холодный ветер — прижмутся они к коре, застынут в оцепенении и станут невидимками.

Гусеницы пяденицы повреждают более ста видов растений. Помимо зимней пяденицы, еще совсем недавно в октябре встречалась и другая, более крупная и более яркая бабочка — пяденица-обдирало. 

У этой пяденицы, как и у зимней, летают только самцы, а у самок обдирала и вовсе нет крыльев. Трудно узнать в этих странных бескрылых существах представительниц отряда чешуекрылых.

Удивительно бывает встретить бабочку в холодном лесу на пороге зимы. А ведь если понаблюдать за стайкой синиц или других насекомоядных птиц, то можно отыскать убежища не только бабочек.

В тишине леса раздался чуть скрипучий и протяжный голосок пищухи. Вот как эта птичка отыскивает корм. Пищуха опускается на ствол у самой земли и, осмотрев комель, поковыряв тонким, как изогнутое шильце, клювом мох или лишайники, начинает ловко по спирали ползти вверх. Она прижимается к коре белым шелковистым брюшком и опирается на жесткий ступенчатый хвост. Добравшись иногда чуть ли не до самой макушки, пищуха слетает к подножию следующего дерева, и все начинается сначала. Что же нашла она возле самой земли?

Словно зеленый бархат, прикрыл мох жесткую кору, спрятал трещины-морщины старого дерева. Отвернешь кусочек мха, рассмотришь его внимательно и почти обязательно найдешь» то маленького оцепенелого, но живого паучка, то какого-нибудь жучка или многоножку. Или встретится прилипшее ко мху легкое семечко березы — это тоже корм для оставшейся зимовать птички.

С южной стороны, где мха было меньше, на стволе светлеет, коричневатое небольшое пятно. Это расклеванная птицами кладка яиц  непарного  шелкопряда.

Бабочки по-разному приспособились переносить зиму. Немногие из них перезимовывают во взрослом состоянии, спрятавшись в сараи, пещеры глубокие трещины ил забравшись под опавшие листья. Обычно зимуют либо гусеницы, либо куколки или кладки яиц. Непарный шелкопряд не доживает до осени.

В самый разгар лета, во второй половине июля, на многих деревьях московских парков можно было увидеть крупных беловато-кремовых бабочек с темными пестринами на крыльях. Бабочки сидели у подножия лип, тополей, сосен и других деревьев, а то и просто на стенах домов и заборов. Они не перелетали, не переползали с места на место, а сидели неподвижно. Их можно было спокойно взять в руки, и они не пытались улететь. Это были самки Непарного шелкопряда. Я выбрал одну из бабочек, чистую и с наиболее четким рисунком на крыльях, видно, только что вышедшую. из — кокона, и принес ее домой, намереваясь сделать рисунок с натуры. Посадив бабочку на лист серой бумаги и оставив на столе, стал дожидаться, когда она успокоится и сложит крылышки шалашиком, как обычно сидят многие ночные бабочки. Но эта оказалась какая-то особенная. Она полураскрыла крылышки, да так и сидела, не желая принимать нужную мне позу. Прошло полдня, а ничего не изменилось, и я уже было подумал идти за другой натурщицей. Но тут в открытую дверь балкона среди бела дня впорхнул легкокрылый пышноусый самец непарника. Он был значительно меньше своей избранницы. Крылья его мягкого коричневого тона покрывал густой темный рисунок. Нижние крылышки, тоже коричневые, но значительно светлее верхних и с более редкими и бледными пестринами. Он покружился по комнате, пытаясь определить местонахождение самки. На это ему понадобилось не более десяти минут. После этого он опустился на серый лист и оказался рядом с подругой.

Скачать с сайта >>

Метки к статье: Животные, Занимательный материал

Предыдущее: Разработка внеклассного мероприятия для 1 класса начальной школы: ИгросмехотерапияСледующее: Рабочая программа по биологии. 9 класс

Разработка Prototype в разделе Без рубрики и опубликована 9th Сентябрь, 2015Вы находитесь:

www.inksystem-az.com

Животные в разное время года

Животные в разные времена года

Времена года играют огромную роль в жизни животных. Для них каждый сезон является периодом определенной деятельности. Если человек может перенести свои планы или изменить образ жизни, то животные на это не способны. Жизнь по правилам природы у них в крови.

Как животные встречают весну

Животные весной

Весна для всех животных является периодом новой жизни. После долгой и спокойной зимы, все представители животного мира начинают активно готовиться к наступлению жаркого лета.

Весенние дни в жизни животных сопровождаются сменой шерстяного покрова - с зимнего на летний. Свою серую шкурку белки меняют на ярко-рыжую. Их все чаще можно встретить в парках. Белочки скачут по деревьям в поисках пищи.

После зимней спячки просыпаются бурундуки. Внешне его можно спутать с белкой, но главным отличием являются пять темных полос на спинке. Бурундуки запасаются пищей еще с зимы, до того, как они впали в спячку. Поэтому эти животные с приходом весны не озадаченны поисками того, чем можно насытиться.

А вот медведи, также впадающие в зимнюю спячку, не заботятся о том, чем будут питаться после долгого сна. Поэтому весной они выходят из своих берлог в поисках еды.

Для волков весна является временем, когда у них выводится потомство. Маленькие волчата находятся в логове родителей до того времени, пока у них не появится зрение, чтобы хорошо ориентироваться в пространстве. Будучи маленькими, они очень похожи на лисят, только кончики хвостов у них не белые, а серые.

Зайцы начинают линять, меняя свою зимнюю белую шкурку, на серую и менее теплую. Также и енотовидные собаки, просыпаясь после зимней спячки, меняют свой окрас на менее примечательный. Цвет шерсти имеет большое значение. Зимой шкурки белые, это дает возможность слиться с белоснежным покровом земли, если рядом охотится хищник. Серая шерсть летом также служит неким камуфляжем.

Ранней весной просыпаются ежи, ведь в апреле им предстоит выводить потомство.

Жизнь животных летом

Животные летом

Лето является самым благоприятным периодом в жизни животных. Долгие солнечные дни, тепло и достаток пищи, несомненно, радуют зверей. В это время года они особенно активны. Они еще не готовятся к зиме, но подготавливают к суровому периоду свое потомство. Поэтому звери находятся в постоянном поиске пищи для своих детенышей, чтобы насытить их полезными веществами и витаминами.

Травоядные млекопитающие временами выходят из ареалов своего обитания, потому что повсюду растет то, чем они питаются. Свежие сочные листья позволяют им запастись полезными веществами впрок.

Для птиц лето является пиром, ведь они могут найти лакомство абсолютно везде. Мошки, черви, гусеницы, рыбки - все это является их пищей в летнее время. Также пернатые являются помощниками огородников. Они съедают всех вредителей, способных уничтожить урожай.

Несмотря на то, что лето является самым активным периодом в жизни животных, есть одно исключение. Суслики предпочитают отдыхать в эти теплые дни. А для насыщения жизненной энергией, они ночью выходят на охоту.

Самыми активными животными в летний период являются белки, волки, медведи, различные грызуны. Также эту пору любят: жирафы, верблюды, гиены, гепарды, обезьяны и многие другие.

Изменение в жизни животных осенью

Животные осенью

Осень является периодом подготовки к зимним холодам. От того, как они проживут осень, что успеют сделать за это время, зависит их жизнь зимой. Мохнатые, пернатые, хищники - все должны с ответственно отнестись к этой подготовке, ведь на кону стоит их собственная жизнь и жизнь потомства.

Самыми первыми приход холодов чувствуют насекомые. Они начинают строить себе норки, искать убежища, которыми чаще всего приходятся опавшая листва или древесная кора. Здесь они и проведут всю зиму.

У бабочек есть свой способ пережить холодный период - они превращаются в куколок.

Также одними из первых прячутся жабы, лягушки, змеи и ящерицы. Некоторые лягушки живут поближе к водоемам, чтобы с наступлением холодов, нырнуть в них и проспать на дне, пока не вернутся теплые дни. А вот жабы наоборот, прячутся на суше. Их зимним пристанищем являются корни деревьев или норки грызунов.

Лесные звери в осенний период начинают часто и сытно питаться, ведь им необходимо накопить запас веществ и жира, который поможет им выжить в суровые морозы.

А белки, мыши и кроты начинают запасаться пищей впрок. Они несут в дом как можно больше орехов, ягод и шишек.

Большинство животных проживают естественный процесс предзимней линьки. Они вновь меняют свои шкурки на более теплые и менее приглядные.

Как зимуют животные

Животные зимой

Как правило, зимуют только те животные, которые на это способны. А те, кто категорически боится холодов, сбегают в южные края.

Жизнь животных в зимнее время замирает. Осенью все подготовили для себя убежища, в которых теперь они живут. Холода не страшны для тепло одетых в свои шкурки: зайцев, белок, песцов, лисиц, волков, лосей и многих других.

А некоторые просто засыпают: еноты, сурки, бурундуки, барсуки, медведи и другие животные.

Моллюски зарываются на зимовку в ил. Также норки для себя приготовили осы, шмели, тарантулы.

Тритоны прячутся на берегу, в толстом слое опавших листьев или ветвистых корнях деревьев.

Сон в зимнее время предпочитают суслики, хомяки и тушканчики.

В конце августа — начале сентября суслики, хомяки, тушканчики забираются в свои глубокие норы и засыпают.

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Жизнь животных осенью | Ясное Солнышко

Здравствуйте, наши дорогие мамочки и папочки! Продолжаем осеннюю тематику и сегодня будем Жизнь животных осеньюрассказывать деткам о жизни животных осенью.

Осенью животные готовятся к самому суровому времени года – зиме. От того, как пройдёт эта подготовка, зависит жизнь мохнатых, пернатых и других обитателей лесов, полей, городских парков, скверов.

Одними из первых на изменение погоды реагируют насекомые.

imagesБольшинство из них ищут уютные убежища, в которых можно проспать всю зиму. Эти убежища они находят под опавшей листвой, под корой, отставшей от ствола дерева, в щелях домов.

А вот бабочки превращаются в куколок и так пережидают холодную зиму.

Торопятся уйти на зимовку и ящерицы, змеи, лягушки, жабы. Бурые травяные и зелёные лягушки осенью держаться ближе к водоёмам, на дне которых и зимуют. Жабы ищут себе укрытие на суше: под корнями деревьев, в норках мелких грызунов.

Ящерицы осенью глубже забираются в свои норки, под мох, в опавшую листву, под корни деревьев, в гнилые пни.

Когда наступают холода и исчезают насекомые, перелётные птицы – ласточки, стрижи, мухоловки – начинают готовиться к путешествию в тёплые страны.

Лесные звери тоже начинают готовиться к зиме. Некоторые из них начинают много кушать, чтобы у них под шкуркой образовался жирок, который хорошо согреет зверя в зимнюю стужу. Например – медведи и барсуки. Многие обитатели леса делают запасы на зиму (белки, мыши, кроты), готовят зимнее жильё.

Осенью у многих животных начинается линька – у них вырастает тёплый подшерсток, а шёрстка меняет свою окраску.

У зайца-беляка вся шубка становится белой, и только кончики ушек – чёрненькие, а у зайца-русака шубка светлеет только на боках.

imagesБелочка к зиме становится серенькой, меняя свою яркую огненно-рыжую шубку на более незаметную в зимний период.

Когда появляется снег и становится холоднее, некоторые животные ложатся в спячку. К таким животным относятся ежи и медведи, которые не могут прокормиться в зимнее время.

На сегодня всё. В скором времени на Ясном Солнышке появится и презентация на тему «Жизнь животных осенью».

Также, вы можете получить мою бесплатную книгу «Осенние развивашки».

С Уважением.Елена Медведева.

 

Возможно Вам будут интересны следующие статьи:

yasno-solnishko.ru

Реферат - Тема: Осень в природе. Растения и животные осенью

Губа нова Т.Н.

Предмет «Я и Украина». 1 кл.

Тема: Осень в природе. Растения и животные осенью.

«У природы живые краски,

Миллионы лучистых соцветий.

Для чего чудеса из сказки

Если в жизни их можно встретить!»

Цель: 1. Ознакомить с характерными признаками осени в живой природе:

смена окраса деревьев, листопад, изменение в жизни зверей, вызванные

уменьшением количества света и тепла с наступлением осени.

Развивать у детей наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи в природе, высказывать догадки, размышления.

Активизировать представление детей, обогащать их словарный запас образной лексикой.

Воспитывать внимание, гуманные чувства, бережное отношение к природе.

Оборудование: Осенние листья, игрушечный медведь, заяц, лиса, пеньки, муляжи

грибов, корзинки, воздушный шар, звоночек, накидка.

^ Ход урока

Организация класса

Дети вместе с учителем заходят в класс

Беседа об осени

- Дети, посмотрите, как нарядно украшен зал. Что он напоминает? (Осенний парк)

- А наш осенний парк хранит волшебные слова, дорогие сердцу каждого человека.

(Ученик читает вслух: «У природы живые краски,

Миллионы лучистых соцветий.

Для чего чудеса из сказки

Если в жизни их можно встретить!»

(Дети садятся на стульчики)

- Сегодня мы побываем в гостях у природы. У природы есть целых четыре времени года и можно совершить четыре путешествия. Но мы отправимся в одно из них, а какое – вы сейчас узнаете.

«Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает. Когда это бывает?»

(Осень)

- Правильно. А как называют осень?

(Волшебницей, золотокосою, щедрою, богатой, золотой)

- Почему?

(Потому, что деревья раскрашены в жёлтый цвет, а он похож на золото.

Потому, что всего много у осени)

- Какие дары принесла осень?

(Груши, яблоки, виноград, грибы, хлеб)

- Как украсила осень наш городской уголок природы – Поляну сказок?

(Листья раскрасила в разные цвета)

- А почему листья осенью окрашиваются в разные цвета?

(Листьям не хватает света и тепла)

Вывод: Да. В листьях есть зелёные, фиолетовые, красные, желтые зёрнышки.

Зелёным нужно много света и тепла. Когда осенью света и тепла мало,

зелёные зёрнышки гибнут и выступают жёлтые, красные фиолетовые.

- Послушайте загадку: «Летом борода вырастает, а зимой отпадает.» Что это? (Листья)

- А почему деревья сбрасывают листья на зиму?

(Зимой деревья меньше пьют воду, потому, что спят. Листьям не хватает воды,

и чтобы дереву не засохнуть, оно сбрасывает листья)

- Дети, давайте укачаем деревья на зиму – споём им колыбельную песню «Падают, падают листья»

^ Исполнение песни «Падают, падают листья»

Игра-задание «Грибы»

Деть находят грибы у пеньков и останавливаются возле учителя.

Первый ребёнок: Разноцветные поганки сами лезут на полянки.

Учитель: Нам не надо ни одной, мы обходим стороной.

Второй ребёнок: Пучеглазый мухомор боком сел на косогор.

Учитель: Нам не нужен мухомор, не пойдём на косогор.

Третий ребёнок: Рядышком с иголками рыжики под ёлками

Не малы, не велики и лежат, как пятаки.

(Отдаёт грибы учителю)

Четвертый ребёнок: А во мху, как на подушке, чье-то беленькое ушко.

А за ним ещё штук пять.

Учитель: Это грузди – надо взять.

Пятый ребёнок: Под осинами на кочке гриб в малиновом платочке.

Учитель: Подосиновиком звать, и его придется взять.

Шестой ребёнок: Вот и гриб-боровик и красив он, и велик!

В толстой шапке набекрень,

Ножка крепкая, как пень.

- Ребята, а вы знаете, что грибы ядовитые для людей, для лесных жителей – лекарство и еда. Чем больше в лесу разных грибов, тем он укромнее, в нём лучше и быстрее растут деревья. Не уничтожайте ядовитые грибы! Но и не употребляйте их в пищу. Лучше обойдите их стороной.

- Второе задание спрятано в нашем зале. Его нужно найти. (Беру звоночек)

Со звоночком похожу

Всюду, всюду позвоню.

Где услышу я ответ

Там найду секрет.

(Звоню и слышу ответ. Нахожу конверт. Там лежат загадки об осенних месяцах)

Опустел колхозный сад

Паутинки вдаль летят,

И на южный край Земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришёл?

(Сентябрь)

Всё мрачней лицо природы.

Помрачнели огороды;

Оголяются леса,

Мокнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к нам явился?

(Октябрь)

Поле черно-белым стало:

Падает то дождь, то снег

А ещё похолодало –

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи…

Что за месяц? Подскажи!

(Ноябрь)

^ Исполнение танца «Осенние листья».

Раздаётся стук в дверь. Влетает воздушный шар с привязанными осенними листочками.

- Посмотрите, ребята. Вот так сюрприз! Кто же его нам прислал? Посмотрите, здесь на одном из листьев записка.

«Дорогие девочки и мальчики! Собираюсь к вам в гости. Но пока дойду к вам, мой друг ветер передаст эти осенние листочки. Я их собрала в осеннем лесу и хочу, чтобы вы закружили их в танце».

- Ну что же, девочки, закружите их в танце, как делает это ветер в парке.

^ Танец девочек «Осенние листья»

А листья покружились, покружились и опустились на плетень.

(Физминутка «Плетень»)

Стук в дверь

- Кто стучится к нам? Кто опоздал?

- Это я, Боровик.

- Это я, Рыжик.

Боровик: А как вас зовут, ребята? Я хлопну 3 раза и вы одновременно

все крикните своё имя. Раз! Два! Три!

(Дети говорят своё имя)

Рыжик: Давай свой кузовок, будем загадки загадывать, викторину проводить.

Учитель: Дети, а вы знаете, что такое «викторина»?

(Это когда задают вопросы, а мы на них отвечаем)

Викторина

Какие деревья раньше других сбрасывают листья?

(Липы и старые тополя, потом клён и рябина)

У каких деревьев краснеют листья?

(Рябина, осина, черёмуха)

Какое лиственное дерево может не сбросить листья на зиму?

(Дуб)

Как называют дуб, который не сбрасывает листья на зиму?

(Зимний)

Почему листья с верхушек веток опадают последними?

(Они молодые, дольше живут)

Какие насекомые улетают в тёплые края вместе с перелётными птицами?

(Стрекозы, божьи коровки и некоторые бабочки)

Боровик: Слушай, Рыжик, эти ребята очень смекалистые. Давай вернёмся в лес,

а то они ещё сообразят нас в кузовок посадить и в суп отправить.

(Убегают)

Учитель: Убежали. А мы продолжаем викторину.

Что за зверь лесной встал как столбик над сосной

И стоит среди травы – уши больше головы?

(Заяц)

Кто зимой по лесу бродит злой и голодный?

(Волк)

Хвост пушистый, мех золотистый

В лесу живёт, в селе кур крадёт?

(Лиса)

Под соснами, под ёлками бежит мешок с иголками

(Ёж)

Зверь мохнатый, косолапый, он сосёт в берлоге лапу?

(Медведь)

- Подберите слова, которые характеризуют этих зверей.

Лиса – хитрая, рыжая, ловкая, длиннохвостая.

Волк – серый, злой, глупый, зубастый.

Заяц – серый, трусливый, робкий, ушастый.

Ёж – Колючий, добродушный.

Медведь – неуклюжий, ленивый.

- А где можно ещё встретить этих зверей, кроме леса? (В сказке)

- А вы знаете, что выражение «хитрая лиса» пошло из китайской сказки, которая была написана 2000 лет назад?

- Кто из этих зверей залегает в спячку?

(Ёж, медведь)

- Почему?

(Им зимой нет еды)

^ Беседа о перелётных птицах

Учитель читает стихотворение

Осень – роща золотая,

Золотая, синяя.

А над рощей пролетает

Стая журавлиная.

Высоко над облаками

Гуси откликаются.

С дальним озером, с полями

До весны прощаются.

- А какие ещё птицы с нами до весны прощаются?

(Лебеди, утки, скворцы…)

- Девочки, помогите провести журавлей.

^ Исполнение песни «Журавушка»

Работа над осенними приметами

Стук в дверь

- Смотрите, смотрите! Смотрите скорей

Кто там стоит у самых дверей.

(Входит ОСЕНЬ)

Осень: А вот и я, мои друзья!

Привет осенний посылаю я!

Я ваша осень золотая

Волшебница лесная.

Всё вокруг рисую,

Над листочками колдую.

Я не просто пришла. Я хочу спросить, знаете ли вы мои приметы?

Дети: - Белка осенью строит гнездо на дереве низко – зима будет суровая,

высоко – на тёплую зиму

- Гром в сентябре – к тёплой осени.

- Осенью тихая вода – будет хорошая зима.

- Комары в ноябре – быть мягкой зиме.

- Ранняя осень – поздняя весна.

- Много паутины на бабье лето – к ясной зиме.

Осень: Молодцы, знаете приметы. У меня есть корзина, а в ней что-то лежит.

Что это? (Калина)

Что вы о ней знаете?

(Это полезное растение. Она полезна от кашля.

Калина придаёт бодрость, снимает усталость)

Учитель: А ещё это растение очень любят на Украине. Она считается народным

символом и о ней сложено много стихотворений и песен, посвящены

танцы. Мы тоже знаем танец о калине и сейчас его станцуем.

Танец «Ой є в лісі калина»

Итог урока

- У вас на груди приколоты листочки. Давайте соткём шаль и подарим её Осени.

(Дети прикалывают листочки на шаль)

- Прими, Осень, эту шаль, согретую теплом детских рук, чтобы не замёрзла зимой.

Осень: Дорогие ребята! Я очень довольна вами и на прощание вручаю вам

свои дары.

(Вручает корзину с фруктами)

- Вот и закончилось наше путешествие в осеннюю природу.

www.ronl.ru

Конспект урока по окружающему миру "Растения и животные осенью"

Открытый урок по окружающему миру

«Растения и животные осенью».

Цели урока: обобщить знания учащихся о характерных признаках осени в неживой природе; познакомить учащихся с основными правилами охраны природы; воспитывать экологическую культуру.

Оборудование: картины леса, изображения растений и животных ( слайды), учебник, карточки, хрестоматия Трафимовой «Тайны далекие и близкие», костюмы деревьев, грибов.

Ход урока

1. Организационный момент ( На экране – виды осеннего леса)

- Как вы думаете, чему посвящен наш урок?

- Правильно. Мы сегодня с вами отправимся в удивительное путешествие в лес. Народная мудрость гласит: «От осени к лету повороту нету».

Веют осенние ветры

В мрачной дубраве,

С шумом на землю валятся

Желтые листья.

- О каком времени года написал эти строки Н. Карамзин?

2. Вступительная беседа. Повторение

- Отправляясь в лес, мы должны повторить народные приметы, правила поведения в лесу.(на экране):

Птицы со двора и опенки у пня – наступила осенняя пора.

Осень – это перемен восемь; сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сапит, сверху льет, снизу метет.

Осенью гусь летит – к дождю, а лебедь – к снегу.

Если осень ненастная, будет дождливая весна.

- А какие приметы знаете вы?( Дети называют).

Учитель: - Приметы осени во всем встречает взор:

Там тянется, блестя на солнце, паутина,

Там скирд виднеется, а там через забор

Кистями красными повиснула рябина…

- Правила поведения в лесу знаете? Назовите. ( перечисляют)

- Итак, мы путешественники. Наш девиз: »Любить и охранять родную природу».( на экране).

- И вот мы в лесу.

3. Грибная поляна(на экране)

- Посмотрите на поляну. Какая она?( грибная)

(Выходят дети в костюмах грибов и читают стихи – береза, подосиновик, сыроежка, подберезовик, опята, лисичка). – ( на экране – слайды).

- Связь «береза – подберезовик».

- Какие это были грибы? ( съедобные). Назовите еще.

- А как правильно собирать грибы? ( не повредить грибницу – рассказывают дети).

Учитель: - «Солите, варите и жарьте грибы,

Только грибницу не трогайте вы.

Она, словно нить, глубоко под землей,

Ее повредишь – и не будет другой»

- А какие еще грибы бывают? (несъедобные). Например? ( на экране – мухомор, бледная поганка). Нужно ли их уничтожать, почему? ( ими питаются животные, пр. лось) ( на экране).

4. Физминутка

- Прилетела к нам вчера( частые взмахи руками)

Полосатая пчела,

А за нею шмель – шмелек ( взмахи более редкие)

И веселый мотылек ( взмахи руками от плеча)

Два жука и стрекоза, ( руки в одну сторону, затем в другую)

Как фонарики, глаза.

Пожужжали, полетали, ( жужжат и делают взмахи)

От усталости упали ( сели).

5. Птичья поляна ( на экране – птицы, животные)

Учитель: - Здравствуй, светлая лужайка,

Чем богата – угощай – кА.

- Угощу на славу всех.

Вот брусника, вот орех,

Вот родник студеный. Пей!

Есть чем потчевать гостей. (? Экран)

- Что же происходит с птицами и зверями поздней осенью?

Дети: - Собрались и полетели

Утки в дальнюю дорогу.

Под корнями старой ели

Мастерит медведь берлогу.

Рыщут волки ночью темной

За добычей по лесам,

infourok.ru

Звери осенью - Дикий мир

У большинства зверей к зиме отрастает густая и пушистая шерсть. Вот и становится им теплее. Звери заботятся об утеплении своего жилья. Так, белочка гнездо своё в дупле дерева выстилает мхом, сухой травой и шерстью. Ежик выстилает гнездо сухими листьями и мхом, зарывается в них, свернувшись клубочком, и засыпает на всю зиму, потому что лягушки, мыши, ящерицы, разные насекомые, червяки, которыми он питается, с наступлением холодов тоже прячутся в укромные места. За лето и осень ежи под кожей запасают много жира, поэтому зимой можно и отдохнуть. Залегают в спячку и барсуки. Они живут в лесах и кустарниках, питаются различными корнями, плодами, червяками, личинками насекомых, мышами.

 

Бурый медведь

 

Бурый медведь старательно готовит себе берлогу под корнями деревьев или в сушняке. Бурый медведь — всеядное животное. Он питается корешками, ягодами, мелкими животными, яйцами муравьев, мёдом диких пчёл. Зимой ему не найти такой пищи: прячутся животные, снег покрывает растения. К зиме у медведей откладывается много жира под кожей, и они тоже залегают в зимнюю спячку.

 

Белка питается семенами, которые всегда найдёт в лесу.

 

Лиса и волк постоянно рыщут в поисках добычи. Пищу они не запасают и в спячку не впадают. Это хищные звери. Они питаются различными животными. Лиса охотится на мышей, зайцев и других мелких животных. Волки же нападают и на крупных животных: лосей, оленей, диких кабанов.

 

 Звери осенью

 

Зайцы не строят жилища. Каждый кустик для них может быть домом. Пищу, они не запасают. Хотя и голодно бывает зимой, когда снегом покрыты поля, но молодые веточки кустов, кору деревьев всегда можно погрызть в лесу или лесополосе. Ведь зайцы — травоядные звери. Поздней осенью они лакомятся на полях листьями капусты, морковью, свеклой.

 

Маленькие зверьки — ласки на зиму меняют цвет своего меха с рыжего на снежно-белый. Они питаются преимущественно мышами и похожими на них полёвками и этим приносят пользу сельскому хозяйству. Уничтожать ласок запрещено законом.

 

Летним вечером можно увидеть летающих зверей — летучих мышей. Их передние лапы превратились в крылья. Осенью часть летучих мышей улетает в тёплые края, а остальные зимуют в пещерах и постройках. Там они спят, повиснув вниз головой и сложив крылья. Летучие мыши — полезные животные, они поедают много вредных насекомых. Их нужно охранять. Есть виды летучих мышей, занесенные в Красную книгу.

 

Красная книга — не совсем обычная книга. В неё записывают названия животных и растений, которых осталось мало или они уже вовсе исчезают. Красный цвет — это предупреждение, сигнал тревоги: сохраните животных и растения, не допустите их исчезновения.

 

dikiymir-zoo.ru

Конспект урока на тему "В гости к осени. Животные осенью"

Открытый урок 1

Предмет: познание мира.

Тема: « В гости к осени. Животные осенью»

Цели: 1. Систематизировать и обогатить знания детей об изменениях в жизни животных с приходом осени, о природных связях.

2. Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать, делать

выводы.

3. Воспитывать любовь к животным, формировать чувство

ответственности за всё живое, что нас окружает.

Оборудование: 1. Презентация к уроку , картинки диких животных.

Ход урока

1. Психологический настрой.

В лесу осиновом Дрожат осинки. Срывает ветер С осин косынки. Он на тропинки Косынки сбросит - В лесу осиновом Наступит осень.

2.Актуализация знаний.

-Мы прослушали замечательное стихотворение .

-О каком времени года это стихотворение?

-Давайте вспомним, что вам известно об осени.

-Какой сейчас осенний месяц? (Сенябрь)

-Какие признаки осени вы можете назвать?

Подведем итог.

Признаки осенней погоды:

  • становиться прохладно

  • небо чаще покрыто облаками

  • осадки выпадают в виде дождя

  • дни становятся короче, а ночи длиннее

3. Новый материал

Сегодня мы переходим к изучению новой темы. А какой, вы узнаете, если отгадаете загадку.

 Они мычат, они рычат,

 Они кричат и лают.

 Всех нюхают, кусают, жалят

 И в общем все их знают.

 И вообще они нужны

 На нашем белом свете

 И точно так как у людей

 У них бывают дети.

- Тема нашего урока - «Многообразие животных». Сейчас на улице осень и поговорим о животных зимой. На уроке мы рассмотрим животных, их групповые признаки, а так же узнаем много интересного из их жизни.

- Всего на Земле обитает около 2 миллионов видов животных. Мир животных очень разнообразен и по внешнему виду, и по величине, и по способам передвижения. (Слайды)

- Ребята, вы уже знаете, что животные делятся на домашних и диких. Приведите примеры.

Речевая разминка (вопрос – ответ):

  • Назови, какое животное живет у тебя дома?

  • Кто зимой спит в берлоге?

  • Скажите, одинаковый цвет шубки у зайца зимой и летом?

  • Назови птицу, какая тебе нравится?

  • Кто из птиц умеет говорить человеческим голосом?

  • Как называется жилище белочки?

  • Лиса, волк, медведь, олень – это кто?

  • Почему их называют дикими?

  • Сова, голубь, воробей, бабочка. Что лишнее?

  • Назови детеныша зайчихи

- Сейчас нас ждет встреча с очень интересными животными.

Ребята , животные делятся на группы: звери, птицы, рыбы, насекомые

Насекомые (Тело насекомых разделено на три отдела – голову, грудь, брюшко; у них три пары ног)

Рыбы (Тело покрыто чешуей)

Птицы (Тело покрыто перьями)

Звери (Тело покрыто шерстью, четыре ноги)

Загадка

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)

Рассказ о белке

По верхним веткам старого дерева скачет серенький вёрткий зверёк. Это белка. А на этом дереве у неё свой домик- дупло. Заглянем и мы. Дупло не очень большое, но сухое. Оно выстлано мхом, сухими листьями. Белочке там тепло. В отдельном месте лежат беличьи припасы. Но мы знаем, что много грибов развесила белка по лесу для сушки, много орехов закопала в разные «кладовки» под деревьями. Так много, что за зиму всё не съедает.

- Какие ещё звери запасают корм на зиму?

( Хомяки, мыши, суслики, бобры)

Загадка

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. ( Медведь)

Рассказ о медведе

Прежде чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы.

Берлогу – яму, выкопанную где – нибудь под корнями дерева, выстилает травой ещё до первого снега. Ложиться головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.

Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу.

Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун.

- Какие ещё животные впадают в спячку зимой?

( ёж, барсук)

Загадка

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора:

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

Рассказ о зайце

По глубокому снегу скачками передвигается заяц от одного куста к другому. Зимой он стал белым. Шубка его тёплая, густая. У него нет своего дома. Спит заяц на снегу, прячется от врагов тоже на снегу. Запасов на зиму заяц не делает. Обгладывает кору молодых осинок, грызёт тоненькие веточки. Треснула в лесу сухая ветка. Насторожился заяц, навострил длинные уши. Вот и он скрылся в лесу. Только причудливые следы остались на снегу.

- Какие ещё животные ищут корм в природе?

(лиса, лось, волк, песец)

Прослушав рассказы о животных, какой вывод можно сделать?

Вывод:

Многие животные почти весь день проводят в поисках корма, другие пользуются своими запасами, некоторые на зиму засыпают.

Загадка

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Ёж).

В лесу тишина, все покрыто снегом. На пригорке – одинокая береза. Ее ветви свесились прямо к сугробам. У самого ствола березы намело небольшую горку снега. Там норка ежа. Осенью ежик любит хорошо поесть: надо накопить жир на зиму, чтобы было чем питаться во время зимней спячки. На зиму еж устраивается в укромном месте в сухих листьях и траве: свернется клубочком и спит до весны.

5. Актуализация знаний , умений и навыков.

Самая маленькая птица? (колибри)

Из какого произведения?

  1. Распределить по группам

Кто оказался лишним? Почему? К какой группе относятся?

2). Игротека

  1. Предлагаю поиграть в игру «Отгадай детеныша». На доске прикреплены карточки. Соединим взрослое животное с его детенышем(учащиеся выходят по одному).

  2. Сейчас мы с вами будем работать по группам. У каждой группы на столах лежат пазлы. Соберите из них животных и подумайте какую пользу они приносят.

Выступления групп.

  1. А теперь давайте с вами отгадаем загадки. Какое это животное – дикое или домашнее?

  1. Явился в жёлтой шубке- прощайте две скорлупки(цыпленок).

  2. Хитрая плутовка, Рыжая головка,Пушистый хвост – краса,Зовут её ...(лиса)

  3. Стоит копна: спереди вилы, сзади метла(корова).

  4. Хвост крючком , нос пятачком(свинья).

  5. Стройный, быстрый,Рога ветвисты.Пасётся весь день,Кто это? …(олень).

  6. Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами(петух).

  7. Хвост пушист, а глазки зорки.

Прыгает по веткам елки.

На земле сорвет грибок

И в дупло с грибочком – скок! (белка)     

  1. Заплелись густые травы, закудрявились луга, да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога(баран).

  2. Кто зимой, забыв тревоги,

Крепко спит в своей берлоге?(медведь)

«Разбей на группы»

     - На карточках вперемешку записаны слова. Вы должны рассортировать и записать слова в 4 группы. Кто первым справиться, тот и побеждает.

 

Синица, волк, гусеница, карась, бабочка, сова, воробей, лиса, чайка,

сом, тигр, муравей, слон, пчела.

6. Игра “Рыбы, птицы, звери”

Учитель перечисляет название животных. Когда дети слышат название рыбы, они с помощью пантомимы показывают, как плывут рыбы в воде. Когда слышат название птицы, машут руками-крыльями, имитируя полет. А услышав названия зверей, топают ногами.

Перечень слов: щука, дятел, еж, сом, медведь, глухарь, карась, лось, воробей, рысь, чайка, окунь, белка.

6. Итоги урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Как животные ведут себя осенью?

- Что делает человек, чтобы помочь животным зимой?

-Ребята, я хочу закончить наш урок таким стихотворением

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь, и птица.

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным своим друзьям.

7. Домашнее задание.

1. Прочитать в учебнике текст «Разнообразие животных», ответить на вопросы к тексту.

doc4web.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта