Окружающая среда для растений. Растения-фильтры и грибы-аккумуляторы. Секреты фитоочистки

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Влияние окружающей среды на растения. 5–7-й классы. Окружающая среда для растений


Растения-фильтры и грибы-аккумуляторы. Секреты фитоочистки

растения фильтры

Загрязнение окружающей среды оказывает губительное влияние на растительные организмы. Однако многие представители флоры сумели приспособиться к новым условиям обитания. Более того, они научились очищать воздух, почву и воду от вредных химических элементов.

Вредные вещества, поллютанты – пестициды, гербициды, органические растворители, тяжелые металлы, радионуклиды – чаще всего попадают в растительные организмы через корневую систему или листья (через устьица или кутикулу эпидермиса). Соединения, поглощенные корнями, переносятся в надземные части растений или откладываются в запасающих органах.

Разрушающее воздействие

Все загрязняющие вещества могут необратимо влиять на растительные организмы, вызывая как морфологические, так и физиолого-биохимические изменения. Эти воздействия, как правило, носят неспецифичный характер. К примеру, тяжелые металлы и радионуклиды, попадая в растительные клетки, могут взаимодействовать с различными белками, что приводит к изменениям клеточного метаболизма – нарушаются процессы фотосинтеза, дыхания, меняются функции клеточных мембран и т. д.

На морфологическом уровне могут происходить изменения размеров, формы, окраски листьев и цветков, их увядания или опадения. Нередко усыхает крона деревьев, нарушается целостность коры, деформируется корневая система, срастаются некоторые органы. У хвойных деревьев отмечают изменения в размерах хвоинок. При сильных атмосферных загрязнениях у различных древесных и кустарниковых наблюдают нарушение интенсивности ветвления.

Атмосферные поллютанты также могут воздействовать на пыльцу растений, изменяя поверхность и форму пыльцевых зерен, нарушая целостность оболочек и вызывая их слипание.

В целом характер воздействия загрязняющих веществ зависит от их количества в окружающей среде, от их химического строения, а также от генетических и видовых особенностей самих растений, которые различаются по устойчивости к токсическому воздействию повышенных концентраций загрязняющих веществ.

Адаптация и фиторемедиация

Благодаря механизмам адаптации, действующим на разных организменных уровнях, в фитоценозах постепенно отбираются популяции, способные развиваться и расти без серьезных нарушений физиологических процессов при довольно высоких концентрациях загрязняющих веществ в среде.

Так, к примеру, постоянное накопление тяжелых металлов у одних видов сначала вызывает стимуляцию роста, а затем угнетение и гибель. У других же по мере увеличения содержания вредных веществ включается механизм, препятствующий их поглощению. Такое ограниченное поглощение наиболее характерно для опадающих частей (например, листьев) и репродуктивных органов (цветков) растений, неограниченное – для корней, древесины, стеблей.

Способность растительных организмов поглощать, аккумулировать и трансформировать поллютанты используют для фиторемедиации (от греческого phyton – «растение» и латинского remedium – «восстанавливать») – очистки окружающей среды (воды, почвы, атмосферы) при помощи растений.

Растения-фильтры

Травянистые растения применяют для фитостабилизации загрязнений – уменьшения их мобильности в почве за счет адсорбции или осаждения на корнях в виде нерастворимых соединений (фосфатов, карбонатов, гидроксидов и т. д.). При этом обычно выбирают виды, устойчивые к загрязнениям, способные образовывать плотный травянистый покров, связывать поллютанты в процессе интенсивного корневого обмена.

К примеру, при создании газонов на кислых почвах с повышенным содержанием меди, цинка высаживают различные виды полевицы и овсяницы, на известковых почвах с повышенным содержанием свинца вводят некоторые бобовые.

Бобовые растения совместно с микроорганизмами-симбионтами из прикорневой зоны также могут участвовать в биодеградации – разложении различных органических поллютантов.

растения-фильтры

Улучшить почвы с повышенным содержанием свинца помогают бобовые

Некоторые растения – осоковые, различные виды фасоли, пшеницы, риса – способны к фитотрансформации пестицидов, растворителей, топливных остатков, преобразуя (метаболизируя) их при помощи собственных внутриклеточных ферментных систем.   

Крестоцветные используют для фитоэкстракции – извлечения загрязнений из почвы. Они являются аккумуляторами тяжелых металлов и радионуклидов, которые поступают в растения через корневую систему и откладываются в надземных органах (стеблях и листьях). Растительную биомассу затем можно собрать и переработать. Наиболее широко фитоэкстракцию используют для удаления из почвы свинца, цинка, кадмия, никеля.

Достаточно активно способны аккумулировать тяжелые металлы также и некоторые виды папоротников, которые являются типичными представителями лесных экосистем.

К примеру, страусник обыкновенный способен поглощать из почвы и накапливать в листьях ионы кадмия, который при этом не оказывает существенного ингибирующего воздействия на зеленую (фотосинтезирующую) часть самого растения.

растения-фильтры

Страусник обыкновенный способен поглощать из почвы ионы кадмия

Древесные биофильтры

Деревья и кустарники часто используют как эффективные и естественные биофильтры в городах и сельской местности:

  • они обладают высокой продуктивностью;
  • способны поглощать загрязняющие вещества из нескольких почвенных горизонтов, благодаря большой поверхности и объему корневой системы;
  • могут адсорбировать пылевые и аэрозольные частицы на высоте до 30 м;
  • достаточно быстро адаптируются к смене окружающей среды.

Так, к примеру, для создания фитозаградительных барьеров вдоль автомагистралей, улиц с активным движением транспорта для защиты воздушной и водной сред часто высаживают различные виды тополя, клена, каштана, липы. Осину, различные виды берез, сосну используют при проведении комплексных работ по фитомелиорации – очистке почвы от нефти и нефтепродуктов.

растения-фильтры

Береза способствует очистке почв от нефти и нефтепродуктов

При проведении мероприятий по очистке территорий, загрязненных радионуклидами, высаживают манчьжурский орех и амурский бархат, которые считаются гораздо более устойчивыми к радиационному воздействию, чем хвойные деревья и многие лиственные породы. Эти виды отличаются способностью к быстрому вегетативному восстановлению (корневой и пневой порослью) после облучения, а также обладают сильно развитой листовой и корневой поверхностью, что позволяет им удерживать пылевые частицы и капли воды с радионуклидами и локализовать их в ветках, коре, древесине, плодах.

растения-фильтры

Клен очищает воду и воздух возле автомагистралей

Большинство деревьев могут вступать в симбиотические взаимоотношения с грибами с формированием микоризы. Микориза улучшает почвенную структуру, связывает ионы тяжелых металлов, защищает растения от токсичных органических соединений, помогая им лучше адаптироваться и выживать в условиях повышенного загрязнения окружающей среды. Благоприятный эффект от такого «сотрудничества» наблюдали, к примеру, для ели обыкновенной, различных видов клена, растущих на урбанизированных территориях в «сожительстве» с грибным мицелием.

Смотрите также:

Грибы внутри тканей корня

Сожительство микоризы и растения, как правило, бывает чрезвычайно взаимовыгодно, что обусловлено объединением имеющихся у них различных способностей.

Селекция и инженерия

Для получения растений, устойчивых к неблагоприятным антропогенным воздействиям, активно применяют методы современной клеточной селекции, а также генетической клеточной инженерии.

К примеру, специально выведенные гибридные тополя способны трансформировать и разрушать различные растворители, в том числе и хлорорганические. Они также обладают глубоко проникающей корневой системой, высокой скоростью роста, способны хорошо адаптироваться к различным климатическим условиям.

Особое внимание также уделяют получению растений-гипераккумуляторов тяжелых металлов. За основу берут виды с высокой продуктивностью и вводят бактериальный геном, который отвечает за формирование у растений способности адсорбировать или трансформировать поллютанты в значительных количествах. Особо эффективно этот метод применяют для выведения устойчивых газонных трав.

Грибы-аккумуляторы

Достаточно интенсивно способны поглощать и накапливать тяжелые металлы грибы. Интересно, что отдельные виды обладают определенной избирательностью по отношению к этим элементам.

К примеру, грибы-зонтики наиболее активно аккумулируют кадмий, свинушки, грузди, сыроежки, некоторые виды дождевиков – медь, шампиньоны и белые грибы – ртуть.

Грибы также активно способны сорбировать из лесной подстилки радионуклиды, в частности радиоактивный цезий. Так, в первые годы после аварии на Чернобыльской АЭС грибы использовали как биоиндикаторы радиоактивного загрязнения.

растения-фильтры

Шампиньоны активно аккумулируют ртуть

Наиболее активно из субстрата грибами поглощаются легкорастворимые соединения тяжелых металлов и радиоизотопов. В молодых плодовых телах отмечают более высокие их концентрации, чем в старых. Наибольшие количества, как правило, аккумулируются в шляпках грибов, особенно в гименофорах. Со временем в условиях постоянного загрязнения эти элементы могут накапливаться в мицелии.

Интенсивность поглощения и накопления тяжелых металлов и радионуклидов грибами сильно зависит от условий окружающей среды, в первую очередь от плотности, состава и степени увлажнения субстрата. К примеру, было установлено, что на увлажненных лесных почвах грибы гораздо интенсивнее накапливают радиоизотопы, чем те же виды, растущие на почвах с глубоким залеганием грунтовых вод. Определяющими также являются различные видовые особенности, в частности глубина расположения мицелия, тип питания. Так, в грибах-симбионтах содержится больше тяжелых металлов, чем в древоразрушающих грибах-сапрофитах.

При употреблении в пищу съедобных грибов, собранных в лесах с высокой степенью техногенного загрязнения, высока вероятность тяжелых отравлений и внутреннего облучения. Даже кулинарная обработка (например, последовательная варка с неоднократной сменой воды) не всегда приводит к снижению концентрации вредных веществ до допустимых величин.

__________________________________________________________________

Для справки:

Фиторемедиация – очистка окружающей среды при помощи растений.

Фитостабилизация – уменьшение мобильности поллютантов в почве за счет адсорбции или осаждения на корнях в виде нерастворимых соединений.

Биодеградация – разложение различных органических поллютантов.

Фитоэкстракция – извлечение загрязнений из почвы.

Фитомелиорация – очистка почвы от нефти и нефтепродуктов.

___________________________________________________________________

Строение дерева. От клеток до корней

Строение растений мы изучали еще в школе. В этой статьей мы решили напомнить, что из себя представляет дерево, и рассказать о каждой из его частей: клетках и тканях, древесине и коре, ветвях и ветках, листьях и корнях.

Свойства древесины разных пород

свойства древесиныЕще пару веков назад ни сельское хозяйство, ни строительство, ни промышленность не обходились без древесины. Не потеряла она своего важного значения и сегодня

givoyles.ru

Влияние загрязненности на растения | Ландшафтная архитектура и зеленое строительство

Первые данные о влиянии городской атмосферы на растительность были получены в прошлом веке, когда в 1886 г. Ниландер обратил внимание на то, что в Люксембургском саду в Париже исчезают лишайники. Мохово-лишайниковая растительность способна чутко реагировать даже на самые небольшие загрязнения атмосферы (они гибнут, например, при концентрации сернистого газа 0,1 мг/м3), В дальнейшем и в других городах именно лишайники первыми реагировали на загрязнение воздуха.

В наше время нарастающие темпы уничтожения флоры вызывают тревогу. Страны Европы тратят огромные средства и усилия на сохранение, восстановление лесов, которые там либо исчезли, либо превратились в отдельные разобщенные лесопарки с изменившейся экологией.

 

В состоянии лесных экосистем на территории европейской части России в настоящее время стало очевидным ухудшение возобновления хвойных пород деревьев (замещение их лиственными) и усыхание дубрав. Региональные фоновые концентрации двуокиси серы в западной части Европейской территории достигают 20—30 мкг/м3 (в зимнее время), т. е. значений, при которых уже начинаются изменения биохимических процессов.

 

В Белоруссии с 1956 по 1978 г. участки дуба в лесах уменьшились с 4,8 до 3,9 %, несмотря на создание в этот же период 50 тыс. га дубовых посадок.

 

Этапы гибели пораженной растительности Прирост (средний) древесины за десятилетие. Дерево росло в пригороде крупного города
Этапы гибели пораженной растительности Прирост (средний) древесины за десятилетие. Дерево росло в пригороде крупного города

 

Большую озабоченность ученых вызывает реакция растительного мира на различные формы загрязнения воздуха двуокисью серы, которая поражает отдельные растения и даже целые сообщества. Чувствительность отдельных видов растительности к поражающему действию сернистого газа значительно выше, чем чувствительность человека.

 

Очень чувствительны в городских условиях к негативным воздействиям промышленности и транспорта хвойные породы. Если в нормальных естественных условиях хвоя сосны опадает через 3—4 года, то при больших концентрациях загрязненного воздуха она может погибнуть буквально в несколько часов. У лиственных пород выбросы загрязнителей вызывают огрубление листьев и ускоренное завершение вегетационного периода; ожоги, отмирание, иногда опадание листвы даже в июле; нарушение процесса фотосинтеза и дыхания; сокращение периода вырабатывания кислорода деревьями; торможение роста. Часто вслед за этим происходит вторичное распускание почек, что влечет за собой дальнейшее ослабление растений. На листьях деревьев, высаженных вдоль улиц, появляются некротические пятна. Они возникают у края листа и быстро распространяются к середине. Листья становятся коричневыми и отмирают. С каждым годом количество опавших листьев увеличивается в зависимости от расстояния между деревьями и магистралью и интенсивности движения транспорта.

 

Атмосферными загрязнениями в первую очередь поражаются ели, сосна, затем дуб, липа. Нестойкие к газам деревья и кустарники: клен остролистный, каштан конский обыкновенный, барбарис обыкновенный, береза пушистая, акация желтая, ломонос фиолетовый, ясень обыкновенный, ясень манчжурский, облепиха, ель обыкновенная, сосна обыкновенная, вязовик (кожанка), рябина обыкновенная, сирень обыкновенная.

 

Даже небольшие концентрации газов в воздухе могут угнетать растения, а иногда приводят к их гибели.

 

Многие годы основное внимание при изучении воздействия серных загрязнителей на растения и растительный мир было сосредоточено на проявлении внешних признаков (хлороз, некроз листьев, а при экстремальных условиях — гибель растений). Однако детальные исследования на современном уровне развития науки показали, что проблема значительно сложнее. Например, рост растения может быть сильно подавлен без сопутствующего проявления внешних признаков. Поэтому оценка воздействия серных загрязнителей должна учитывать как прямое, так и косвенное их влияние. Хроническое повреждение растений является результатом длительного воздействия небольших концентраций.

 

На растительность вредное действие оказывает большая часть промышленных выбросов в атмосферу. Главнейшие промышленные газы располагаются в следующем порядке по степени убывания их токсичности: фтор, хлор, сернистый ангидрид, окислы азота, аммиак. Однако масштабы поражения определяются не только токсичностью веществ, но и объемом их выбросов. Для большинства промышленных регионов справедлива такая последовательность токсикантов (с учетом объема выбросов и, следовательно, степени поражения в глобальном масштабе): сернистый газ, окислы азота, пыль, фтор, хлор, аммиак. Для районов, специализирующихся на производстве алюминия, первое место может занимать фтор. В районах крупных городов при большой насыщенности автотранспортом существенную роль играют продукты фотохимических реакций.

 

Достаточно хорошо изучены повреждения растительности сернистым газом, окислами азота, озоном, фтором. В зависимости от концентрации газов и длительности их действия большинство исследователей различают три вида повреждения растений: острое, хроническое и скрытое, или физиологическое.

 

Для каждого вида растений существует определенный предел насыщения листа токсикантами. В зоне высокого содержания загрязнителей растения накапливают их в максимальном (пороговом) количестве уже в середине вегетации. Дальнейшее их поступление ослабевает в зависимости от индивидуальных особенностей растения.

 

Острое поражение растительности возникает при действии на нее высоких концентраций в течение кратковременного периода — минут или часов. При этом повреждаются ассимиляционные ткани, приводящие к необратимому нарушению газообмена и в конечном счете к гибели (табл. 2.14, 2.15).

 

Концентрация двуокиси серы, вызывающая острое поражение растительности
Вид растительности Концентрация, мг/ м куб. Время воздействия, ч Симптом поражения
Большинство видов древесной растительности, Россия 2 1 — 2 Некроз, гибель ассимиляционных органов
Хвойные и лиственные породы (кроме дуба и тополя), Германия 2 10 Полная гибель ассимиляционных органов
Хвойные породы (сосна, лиственница), США 1,4 7 Гибель ассимиляционных органов
Смешанные леса, Чехия, Словакия 1 — 1,5 Некроз листьев и хвои
Гречиха, США 1,3 Некроз листьев
Лишайники, Великобритания 0,1 Гибель растений
Концентрация двуокиси серы, вызывающая хроническое поражение растительности
Хвойные породы, Россия 0,08 — 0,23 длительное Гибель сосен в течение 5 — 7 лет
0,23 — 0,32 Гибель сосен в течение 2 — 3 лет
Лиственные породы, Россия 0,1 постоянное Деформация листовых пластин
0,5 Обесцвечивание листьев
Древесно-кустарниковые насаждения, Германия 0,26 — 0,52 длительное Повреждение листвы
Ель европейская, Италия 0,3 Повреждение хвои

 

Для большинства видов древесной растительности острое поражение вызывается дозовой нагрузкой, определяемой действием двуокиси серы концентрации 1—2 мг/м3 в течение нескольких часов.

 

Для древесно-кустарниковой растительности первоначальные слабые симптомы хронического поражения появляются при длительном или постоянном воздействии концентрацией 0,1 мг/м3 и сильные повреждения при концентрациях 0,3—0,5 мг/м3 (данные получены в различных странах при неоднородных климато-географических условиях).

 

По полученным результатам вся растительность может быть разделена по степени газоустойчивости на три группы: очень чувствительные (0,02—0,2 мг/м3), среднечувствительные (0,5—2 мг/м3) и малочувствительные (> 2—8 мг/м3). Более высокой устойчивостью, как правило, обладают интродуценты. По сравнению с аборигенами они вообще отличаются большей адаптацией к новым экологическим факторам, в том числе и к загрязненному воздуху.

 

Можно выделить три механизма влияния двуокиси серы на растительность. В первом случае двуокись серы, проникая внутрь листа, нарушает процесс фотосинтеза. При втором механизме двуокись серы, проникая в клетки и растворяясь там, изменяет pH клеточной среды. Подкисление клеточной среды сильно отражается на состоянии клеток, обусловливая их повреждение и отмирание. Наконец, в соответствии с третьим механизмом в листьях или хвое происходит постепенное накопление серы, приводящее к сульфатному отравлению, наступают хлороз и отмирание.

 

Скрытые, или физиологические, повреждения возникают при длительном воздействии незначительных концентраций двуокиси серы. Как правило, концентрации в этом случае лежат в пределах 0,03—0,1 мг/м3. При этом виде повреждения отсутствуют визуально наблюдаемые симптомы, но происходит снижение жизнедеятельности растений: нарушаются рост и функции организма, например, снижается интенсивность газообмена.

 

Наибольшей чувствительностью обладают те виды растений, ассимиляционные органы которых функционируют длительное время (сосна, ель). Это не свойство хвойных пород вообще — возобновляющая каждый год хвою лиственница обладает высокой устойчивостью к воздействию двуокиси серы. Установлено, что минимальные концентрации двуокиси серы, вызывающие скрытое повреждение некоторых пород сосны, составляют около 0,02 мг/м3.

 

Неблагоприятное воздействие на растения оказывает пыль. Рассеянная в атмосфере, она способствует повышению температуры воздуха и перегреву растений. Весной растения раньше начинают рост, а осенью запаздывает вызревание побегов. В обоих случаях их могут погубить заморозки. Отрицательно сказывается на развитии растений выпадающая на растения сажа, которая плотно закупоривает устьица листьев и плохо смывается дождями.

 

Особую группу загрязнителей воздуха составляют летучие отходы цементной промышленности, которые вызывают суховершинность и отмирание ветвей, прежде всего дубов.

 

Загрязняющий воздух этилен влияет на вегетационный период растений. Более ста лет назад на некоторых улицах Берлина в середине лета с деревьев опала листва. Причина — утечка из газопровода светильного газа, в котором содержался этилен.

 

Следует иметь в виду, что интенсивность воздействия газов на растения на свету выше, чем в темноте.

 

К веществам, обладающим мутагенными свойствами, относятся перхлораты, растворенные в сточных водах. Попадая в поле жизнедеятельности растений, они не влекут к их непосредственной гибели, но потомство от таких растений может иметь врожденные, даже губительные нарушения.

 

Повреждает растения хлористый натрий, применяемый в городах для посыпки зимой проезжих частей и тротуаров улиц и площадей.

 

Чрезвычайно высокий уровень антропогенного воздействия на природу в городе приводит к тому, что растения либо погибают, либо процесс «умирания» лишь отодвигается на некоторое время. Особенно критическое положение у деревьев, растущих в городе на улицах, бульварах и вдоль границ парков, где проходят магистрали с интенсивным транспортным потоком, располагаются вместительные автостоянки.

 

Как правило, парк центральной части города изолирован от других зеленых массивов и, располагаясь в урбанизированной среде, закрыт окружающей застройкой от ветров, что при неблагоприятных условиях вызывает застой воздуха. Антропогенные воздействия на парк возрастают за счет высокой посещаемости. Около половины территории парка имеет искусственные или естественные улучшенные покрытия (дорожки, аллеи, площадки для игр и отдыха и т. д.). С каждым годом все больше уплотняется поверхностный слой, заменяется растительная почва, свободно пропускавшая воду и воздух, асфальтом или бетоном, что создает удобства посетителям, но ухудшает общую экологическую ситуацию. Возникает парадоксальная ситуация — растения используются для защиты и оздоровления городской среды и одновременно именно они становятся первыми жертвами чрезмерного загрязнения воздуха и почвы.

 

Судить о состоянии растительности можно по состоянию травяного покрова, плотности, цвету, приросту растений или по наличию в них свойственной этому климатическому району фауны (простейших насекомых, птиц).

 

Антропогенные воздействия прежде всего оказали пагубное влияние на чрезвычайно хрупкую, легко разрушимую природу севера. Вредные отходы (в основном сернистый газ и Окислы азота), выбрасываемые в верхние слои атмосферы на огромной территории Европы воздушными потоками и господствующими ветрами, переносятся на север, где на территории Швеции и Финляндии они, встретившись с горами и поясом холодов, выпадают вместе с дождем или снегом, превращаясь в кислоту— серную или азотную. Наличие большого снега, еще недавно предвещавшего хороший урожай, теперь при быстром таянии может повлечь отравление всего живого. Даже за полярным кругом, в шведском национальном парке Сарек, который еще несколько лет назад считался уголком нетронутой, первозданной природы, в последние годы опавшая листва деревьев к весне не разлагается, укрывая мертвым ковром землю. Одинаковые по количеству и качеству загрязнения произвели в этих наиболее суровых условиях значительно большие разрушения, чем в условиях средней полосы. Влияние деятельности цивилизованного человека стало ощущаться даже там, где никогда не ступала его нога.

 

Факты свидетельствуют, что растения могут повреждаться и гибнуть от присутствия загрязнителей в атмосфере и гидросфере. Поэтому при выборе видов деревьев, кустарников и трав для озеленения городских территорий следует учитывать экологические требования, использовать растения, способные выдержать максимальные нагрузки, предусматривать проведение специальных работ по уходу за растениями. Надо четко определять порог устойчивости (экологической емкости) отдельных участков зеленых насаждений к различным видам антропогенных нагрузок.

«Городское зеленое строительство». Горохов В.А. 1991

landscape.totalarch.com

РАСТЕНИЕ И СРЕДА

Жизнь растения, как и всякого другого живого организма, представляет сложную совокупность взаимосвязанных процессов; наиболее существенный из них, как известно, обмен веществ с окружающей средой. Среда является тем источником, откуда растение черпает пищевые материалы, затем перерабатывает их в своем теле, создавая такие же вещества, как те, из которых состоит тело растения,— совершается усвоение почерпнутых из среды веществ, их ассимиляция. Одновременно с этим процессом в организме совершается разрушение составных частей тела; разложение их на более простые. Этот противоположный процесс называют диссимиляцией. Ассимиляция, диссимиляция, неразрывно связанное с ними поступление веществ из окружающей среды и выделение в среду ненужных, отработанных — все это и есть обмен веществ. Следовательно, обменные явления тесно связывают организм растения со средой. Связь эта двоякая. Во-первых, растение оказывается зависимым от среды. В среде должны быть все необходимые для жизни растения материалы. Недостача, тем более отсутствие той или иной категории пищевых материалов должны привести к замедлению или даже прекращению жизненных явлений, к смерти. Во-вторых, поглощая из среды питательные вещества и выделяя в среду продукты своей жизнедеятельности (например, в форме опадающих листьев, омертвевших поверхностных слоев коры и т. п.), растение изменяет окружающую его среду. Следовательно, не только растение зависит от среды, но и среда всегда в какой-то мере зависит от растений.[ ...]

Изменения среды растениями связаны не только с внесением в нее продуктов обмена веществ, но и с той физической работой, которую осуществляет растение. Когда корни растения внедряются в почву, они производят механическую работу разрушения или местного уплотнения субстрата. Работа, производимая растением, не ограничивается механическим воздействием на субстрат. В сущности, все физиологические функции растения представляют определенные формы работы. Это подводит к представлению о связях между растениями и средой и в ином плане: всякая работа связана с затратой энергии. Но энергия, как известно, «не исчезает и не творится вновь». Поэтому если растение расходует энергию, то, очевидно, оно должно откуда-то ее получать.[ ...]

Источником энергии для растений, содержащих хлорофилл, служит лучистая энергия света, за счет которой растение строит органическое вещество, содержащее как бы законсервированную энергию. У растений, не имеющих хлорофилла, например грибов, источником энергии служит органическая пища, т. е. либо само созданное зеленым растением органическое вещество, либо оно же, но в форме, уже измененной другими организмами.[ ...]

Энергия, в той или иной форме поступающая в растения, претерпевает в нем сложные изменения, выделяясь в конечном счете в окружающую среду. Можно сказать, что связь между растением и средой не ограничивается обменом и преобразованием веществ — параллельно этому совершается и энергетический обмен.[ ...]

Факторы биотические — это организмы, окружающие данное растение. Они могут влиять на растение двояко. Очень часто мы встречаемся с тем, что организмы, окружающие данное растение, изменяют физическую среду жизни растения, влияя на ее температурный режим, на влажность воздуха, на освещенность и пр. Кроме такого опосредствованного воздействия, передаваемого через среду влияния, биотические факторы оказывают и непосредственное воздействие. Так, многие животные питаются определенными органами растений и целыми растениями (травоядные животные, паразиты из животного и растительного мира). В других случаях живые организмы оказываются более или менее полезными, способствуя оплодотворению растений (опылители), а также распространению семян. Биотические факторы обычно находятся в сложных взаимных связях.[ ...]

Часто бывает так, что влияние, например, какого-нибудь животного на данное растение осуществляется через целую цепь живых звеньев. Птица, уничтожая насекомых-опылите-лей, может повлиять на возникновение и численность потомства данного растения.[ ...]

Факторы абиотической груп-п ы, подобно биотическим, тоже находятся в определенных взаимодействиях. Например, при отсутствии воды элементы минерального питания, находящиеся в почве, становятся недоступными растениям; высокая концентрация солей в почвенном растворе затрудняет и ограничивает поглощение растением воды; ветер усиливает испарение и, следовательно, потерю растением воды; повышенная интенсивность света связана с повышением температуры среды и самого растения. Подобного рода связей известно много, иногда при ближайшем исследовании они оказываются очень сложными.[ ...]

Изучая взаимоотношения между растениями и средой, нельзя противопоставлять биотические и абиотические компоненты среды, представлять эти компоненты самостоятельными, изолированными друг от друга; наоборот, они тесно связаны, как бы взаимопроникают друг в друга.[ ...]

Исследование среды и отдельных ее элементов составляет одну из важнейших задач ботаники. Сведения о роли каждого из факторов в жизни растения, в образовании им растительной массы и отдельных продуктов можно использовать для направленного воздействия на растения.[ ...]

Но выявить значение отдельных факторов не всегда просто. Решение такой задачи облегчается при установлении некоторых общих закономерностей. Укажем две наиболее общие закономеррости.[ ...]

Рисунки к данной главе:

Вернуться к оглавлению

ru-ecology.info

Влияние окружающей среды на растения. 5–7-й классы

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (904,7 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи занятия:

  • Формирование понятия о факторах, влияющих на рост и развитие растений, научить размышлять, применять полученные знания на практике.
  • Продолжение работы по формированию у учащихся бережного отношения к хлебу, человеку труда и любви к природе, с использованием новых информационных технологий.
  • Формирование общей культуры и опыта коллективной деятельности учащихся, освоение "техники сотрудничества"
  • Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения.

Учащиеся на занятии должны создать благоприятную среду для общения и дискуссии. Итогом будет уважительное и внимательное отношение к собеседнику, которого просят разъяснить его мнение, с которым другие могут не соглашаться.

Оборудование:

  • План-конспект занятия, презентация - кроссворд, таблицы, схемы, костюмы персонажей сказки.

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор.

Ход занятия

1. Сообщение темы "Влияние окружающей среды на растения".

Подготовительный этап.

Сегодня наше занятие будет необычным.

Учитель:

Облик злаков одинаков, Если ты не знаешь злаков: Всюду крошечки-цветки, И малютки-колоски, И соломинки с узлами- Различайте злаки сами! Но внимательней взгляни- Очень разные они! Мы из злаков получаем Хлеб душистый - наш родной, Не пшеничный - так ржаной. Злаки очень нам нужны. Их немного, все важны.

Мы отправимся в путешествие в поле и вспомним все о злаках.

Разгадаем кроссворд. (Демонстрация мультимедийной презентации)

1.

Вырос в поле дом, полон дом зерном, Стены заколочены, ставни заколочены. Ходит дом ходуном, на стебле золотом. (Колос)

2.

У закутанных девиц волос ветер шевелит. (Кукуруза)

3.

Из зерновок какого растения делают пшено? (Просо).

4.

Из зерновок какого растения получают манную крупу И варят манную кашу? (Пшеница).

5.

Из зерновок какого злака получают геркулес? (Овес).

6.

Какой вкус у проросших зерновок пшеницы? (Сладкий)

Какие пословицы о хлебе вы знаете?

  • Хлеб батюшка, вода матушка.
  • Ржаной хлебушка, белому калачу дедушка.
  • Без хлеба нет песен.
  • Хлеб всему голова.
  • Хлеб в пути не тягость.
  • Хлеб везде хорош - и у нас и за морем.
  • Хлеб да дабогатырскаяеда.
  • Хлеб да живот и без денег живет.
  • Хлеб да капуста лихого не попустят.
  • Хлеб пирог и во сне добро.
  • Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо - за хлебом.
  • Хлеб с солью Хлеб сердце человеку укрепит.
  • Хлеб-соль вместе, а рыбка в дель.
  • Хлеб-соль ешь, а правду режь.
  • Хлеб-соль - конец обеду.
  • Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.
  • Хлеб хлебу брат.
  • Хлеба край - и под елью рай, хлеба ни куска - и в полатях возьмет тоска.
  • Хлеба нет - и друзей и не бывало.
  • Хлеба нет - и корочки нет.
  • Хлеба ни куска - и в горле тоска.
  • Хлебу - мера, деньгам - счет.
  • Бог на стене, хлеб на столе.
  • Без хлеба святого всё приестся.
  • Калач приестся, а хлеб никогда.
  • Без хлеба смерть, без соли смех.
  • Жатва поспела, и серп изострён.
  • Жатвы много, а делателей мало.
  • Был бы хлеб, а зубы сыщутся.
  • Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит.
  • Была бы голова на плечах, а хлеб будет.
  • Без соли, без хлеба - половина обеда.
  • Блюди хлеб про еду, а копейку про беду.
  • Брось хлеб назади, очутится впереди.
  • Береги хлеб в углу, а деньги - в узлу.
  • Был бы хлеб, мышки будут.
  • Без хлеба куска везде тоска.
  • Без закваски хлеба не месят.
  • Без соли хлеб не еда.
  • Без хлеба не обедают.
  • Был бы хлеб, а у хлеба люди будут.
  • Без хлеба и у воды худо жить.
  • Какой труд вкладывает человек, чтобы свежий хлеб был на столе?

Сообщение целей и задач мероприятия.

А сегодня мы узнаем, как природа помогает человеку выращивать растения, какая сложная работа кипит внутри растений и какие условия необходимы для нормального роста и развития растений.

2. Внимание!

Я приглашаю вас в сказку. Основной этап

(звучит фонограмма) На сцене Ведущий, кот Матвей, мышки.

Ведущий

"В некотором царстве В нашем с вами государстве С поля зернышко сошло И на складе залегло Старый кот всех охранял Серых мышек он пугал"

Мышки:

Мы мышки-нарушки умны и хитры - Ночью выходим мы на дела. Быстренько бегаем, ищем зерна Кошек боимся, всегда начеку

Кот:

"Если мышки все съедят, не посадим с вами сад Не засеем огород, в поле просо пропадет. Я ведь старый кот Матвей Не люблю я всех мышей Урожай я стерегу Никого не пропущу".

(Танец мышей с Котом).

Ведущий:

"Семя ветер обдувал, Кислородом всех снабжал, Наша фея Кислород все посевы бережет"

(Выход феи Кислород).

Ф. Кислород:

"Их и плесень - мокрота не испортят никогда" Родитель мой, великий химик Пристли Открыл меня без всяких этих истин С тех пор прошло два века Я в химсоединения вхожу любых животных, листьев, человека. Я в жидком виде голубого цвета, Напоминаю Волгу - русскую реку. Одна лишь разница при этом: Я во все стороны теку! И без меня прожить нельзя, Как берегам без вод. И пусть все знают, уважают: Ведь я, Фея кислород!"

Ведущий: "Зима-зимушка пришла всех морозом обдала"

(Выход Зимы)

Зима:

"Но на складе здесь тепло, Урожай спасет оно, Наше семя здесь лежит Видит сны и сладко спит До весенней, до поры До прихода мошкары".

Ведущий:

"Снится семю тот-же сон Шлет зима - весне поклон Ярко светит солнца луч Разгоняя стаи туч. Речка весело бежит Скоро в поле зажурчит Наш весенний ручеек, Превращая все в поток. Наша фея Кислород Семя уже в поле ждет, Старый Углекислый Газ Для него воды припас. Птички весело поют Семя на поле зовут: "Проснись семя золотое, а то опоздаешь в поле". Весна семечко берет, В борозду его несет.

(Выход Весны)

Весна:

"Поливает дождь водой Будет урожай здесь мой. Тебя вырастить смогу В колос знатный превращу. Солнцу красному скажу Пусть проявит доброту Светит летом каждый день, Отгоняя с поля тень. Дождик добрый славно льет Урожай в поле растет".

(Выход Солнца, Дождя, Углекислого Газа).

Солнце:

В небо выкатилась я Молодая, озорна, Словно яблоко лесное! Улыбнулось я в оконце, Пролилась лучом-дорожкой Над цветочною поляной И вдохнула воздух пряный. Потянулась, словно кошка, Искупалось в чистой речке. С колоском сыграло в жмурки, Понеслась по переулку И уселась на крылечке.

Дождь:

Меня все ждут, Как ждёт земля рассвета. Я оживаю зёрнышка росток, И задрожит прозрачный лучик света, И загорится пламенем восток.

Меня все ждут, Я легче пуха, Нежней я белой ваты тополей. Мой весенний ручеек Превращает все в поток.

Меня все ждут, С природой на пару - Засохло все душой и сердцем очерствело: И невозможно быть под слоем пыли старым Найти конец вершимых всеми дел.

СО2 - углекислый газ

Ведущий:

"И свершилось чудо вдруг Оживилось все вокруг Землю греет солнца луч Дождик льется из-за туч. Кислород и Старый Газ Все заботятся о нас. Удобрения в гости ждем Чтобы дали нам подъем! Фосфор и азот спешат Ведь в основе все лежат Урожайных-то побед К нам на много-много лет.

(Выход удобрений). Слова.

Азот.

Я, могу помочь этим злакам. Я же влияю на рост вегетативных орагнов, особенно побегов. С моей помощью листья ее снова станут сочными и ярко-зелеными.

В воздухе я главный газ, Окружаю всюду вас. Угасает жизнь растений Без меня, без удобрений. В ваших клеточках живу Важный элемент азот.

Фосфор.

И я с тобою заодно, я повышаю зимостойкость растения. А чтобы помочь злакам, надо агроному с нами подружиться. Лекарства особые раздобыть: И братьев наших младших позвать.

Ведущий.

Зародыш в семечке проснулся Всем друзьям он улыбнулся, Увеличился в размере, Дал зелененький росток - Будет славный колосок. Почему же он зеленый?

Семя:

"Это не большой секрет, Ведь внутри меня играет Весь лабораторный свет. Кислород войдя туда - Превращается в вождя. Углекислый газ - король, Подскажи ему пароль. И студеная вода Там присутствует всегда. Фотосинтез там идет - Это знает весь народ!"

(Танец "Рост семени").

Ведущий:

"А наш колос подрастал Золотишком заблестал Много зерен в нем живет Каждый урожай несет"

(Семю одевают пшеничный венок).

Кот собрал весь урожай Испек вкусный каравай Угощал всех вдоволь, Кто работал в поле. За столом все сели в ряд: Солнца луч, Вода и Газ Все заботились о нас Кот забрал одно зерно И отнес его на склад Чтоб на следующий год Всем испечь опять пирог. И я там был, мед пиво пил, По усам текло, в рот ни капли не попало.

IV. Итог занятия. (Герои танцуют хоровод).

Песня "Солнышко"

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Окружающая среда

Разнообразно воздействуя на окружающую среду, мы сами постоянно испытываем ее влияние. Как и все прочие организмы, мы зависим от условий среды обитания. Источник всего живого на Земле — Солнце. Без его живительного тепла мир превратился бы в безжизненную пустыню, покрытую льдом и камнем. Солнце — источник энергии для жизни растений и животных. Оно создает ветры, нагревая огромные массивы суши и воздушные массы над ними, и служит движущей силой круговорот воды в природе, поднимая водяные пары в атмосферу Земли. Солнце — жизненно важная составляющая окружающей среды, без которой жизнь нашей планете была бы невозможна.

Климат

Больше всего на климат влияют следующие причины: удаленность от экватора, от океана (в глубине континентов климат значительно суше) и высота над уровнем моря (чем выше вы поднимаетесь в горы, тем становится холоднее). Солнечная энергия распределяется по земной поверхности очень неравномерно, И экваториальные области получают ее гораздо больше, чем полярные. Этот дисбаланс (неуравновешенность) — причина возникновения ветров на нашей планете. В полярных областях солнечные лучи проходят. В атмосфере более длинный путь и рассеиваются над более обширными территориями, чем на экваторе. Поэтому на полюсах гораздо холоднее. Взаимодействие теплых ветров и океанических течений в тропиках и холодных ветров и течений в приполярье изменяет климат там, где они встречаются. Живые организмы очень сильно зависят от условий окружающей среды. Температура, количество осадков и другие составляющие климата в каждой области влияют на внешний вид, размеры и образ жизни растений и животных, обитающих там. Климат и ландшафт обычно взаимодействуют друг с другом, создавая среду обитания, пригодную для жизни различных организмов. Долговременное совместное влияние климата и выветривания создало плодородные почвы.

Значение почвы

Под воздействием температуры, ветра и воды горные породы на земной поверхности разрушаются. Создаются минеральные частицы, которые участвуют в создании почв. На этих частицах растут крошечные растения. Отмирая, они образуют органические вещества — так называемый гумус. Смесь органических веществ и минеральных частиц и называют почвой или фунтом. Почва содержит еще воду и воздух — они находятся между частицами грунта, — а кроме того, миллионы микроскопических организмов — например, бактерии, разнообразные виды насекомых и других животных. Существует немало различных типов почв. Каждый отличается свои пропорциями гумуса а также частиц, которые образовались в результате эрозии (разрушения) разных горных пород. На каждом типе почвы растут только ей присущие растения. Почва — источник пищи для большинства зелень растений. Из нее они получают воду и минеральные веществ необходимые им для развития. Почва — надежная опора для их корней и стеблей.

Опыты с почвой

Возьмите немного почвы, чтобы определить ее состав, насыпьте в банку с водой, взболтайте и дайте отстоятся несколько дней, а затем исследуйте разные ее слои. Возьмите пробы почвы из разных мест. Проделайте то же самое с образцами каждого типа почв. Чтобы узнать, какие животные обитают в почве, положите в воронку кусок марли и насыпьте сверху немного почвы. Поставьте воронку на пустую банку на ночь под лампу. Свет и собственная тяжесть заставят крошечных обитателей почвы провалиться в банку.

Эрозия почв

Большая часть земной поверхности покрыта слоем почвы толщиной от 0,5 см — в горах до 2 метров — в местах активного земледелия. Мы все зависим от сохранения этого слоя почвы, так как он — основной источник пищи. Однако ему угрожает эрозия (разрушение). Загрязнение, недостаточное искусственное орошение, интенсивное земледелие и вырубка лесов приводят к тому, что пахотный слой почвы разрушается: значительную часть его уносят ветры и смывают воды. Если этот процесс будет продолжаться, на Земле не останется достаточно пахотных земель, и существование человечества окажется под угрозой. В начале 30-х гг. XX в. огромные площади полей на Среднем Западе США опустошила мощная эрозия почв. Из-за интенсивного земледелия, отсутствия деревьев и огромных, открытых всем ветрам площадей в сочетании с засухой возникли мощные слои пыли. Пахотный слой почвы превращался в пыль, и сильные ветры легко сдували и уносили ее.

Жизненная энергия

Всем живым организмам на Земле для нормального развития и жизнедеятельности необходима энергия. Источник этой энергии — солнце. Зеленым растениям солнечная энергия нужна, чтобы питаться простейшими элементами из окружающей среды. Такие растения называют источниками. Они используют солнечный свет в процессе, который называют фотосинтезом, для превращения воды и углекислого газа в кислород и углеводы. Одни углеводы в сочетании с минеральными веществами содержащимися в почве, растения используют для роста. Другие образуют в растениях запасы пищи (главным образом — в листьях), которые они расходуют по необходимости. Животные сами не способны производить пищу. Они зависят от запасов пищи, создаваемых растениями, и получают из них жизненную энергию. Поэтому животных называют потребителями.

Опыты с растениями

Положите немного семян кресс-салата в две плоские коробочки, устланные бумагой. Поместите обе коробочки в темный шкаф на несколько дней, а затем выньте одну из них и поставьте на подоконник. Еще через несколько дней вы сможете сами убедиться, насколько важен солнечный свет для роста и развития растений. Добавьте немного пищевого красителя в воду, которой вы поливаете здоровый кресс-салат. Посмотрите, что произойдет. Растения будут активно поглощать воду. Растения поворачивают свои листья к солнечному свету. Проследите, как развивается растение на солнце, а затем поверните его и посмотрите, как оно будет на это реагировать.

Влияние строительной индустрии на окружающую среду

Строительная индустрия — сложный многоплановый комплекс, оказывающий мощное воздействие на природную окружающую среду, резко изменяющий природные биогеоценозы, создающий для человека специфическую среду обитания.

Строительная индустрия представляет собой целую систему производственной деятельности и включает следующие компоненты.

1. Добыча строительных материалов и сырья для их производства.

Эта составляющая строительной индустрии приводит к разрушению природных биогеоценозов, коренным образом меняет природные ландшафты, изменяет водный режим природных водоемов (рек, озер и т. д.), загрязняет атмосферу, гидросферу и литосферу регионов, где ведутся добывающие работы, из естественных участков природы отчуждаются большие территории, появляются карьеры, отвалы, отходы вскрышных пород.

2. Переработка первичного сырья, получение строительных материалов и их компонентов (цемента, бетона, кирпича, керамики, различных строительных конструкций). Эта часть строительной индустрии приводит к загрязнению воздушного бассейна пылью, газами, гидросферы и литосферы жидкими и твердыми отходами.

3. Производство самих строительных работ, при которых воздвигаются промышленные и гражданские постройки. При этом происходит отчуждение новых территорий, сильное изменение старых территорий поселений, загрязнение литосферы строительным мусором, твердыми и жидкими отходами. За счет работы различных строительных машин окружающая среда загрязняется опасными газообразными и жидкими отходами, характерными для автотранспорта.

4. Компонент строительной индустрии, связанный с технической эксплуатацией промышленных и гражданских зданий. В этих зданиях осуществляется производственная и бытовая деятельность людей, что определяет специфику воздействия данного компонента на природную окружающую среду. В процессе эксплуатации зданий производятся ремонтные строительные работы, воздействие которых на среду аналогично таковому при капитальном строительстве, исключая некоторые этапы (нулевой цикл, строительство вспомогательных коммуникаций и т. д.).

Необходимо отметить, что для степени воздействия работ, осуществляемых в строительной индустрии, важна стадия проектирования, ибо экологически грамотное проектирование позволяет уменьшись нагрузку на природную окружающую среду.

Проблема урбанизации планеты, роль урбанизации в возрастании антропогенного воздействия на Природу

С ростом народонаселения увеличивается и число населенных пунктов, усиливается воздействие строительной индустрии и на Природу. Строительство — вечная проблема, как педагогика, производство пищевой продукции и т.д. Различают сельские и городские поселения. Роль городских поселений с развитием цивилизации и ростом народонаселения все более возрастает.

Урбанизация — рост городского населения, следовательно, и числа населенных пунктов городского типа, при этом увеличивается количество крупных городов или их комплексов — мегаполисов.

Мегаполисами являются Москва, Санкт-Петербург, Лондон, Нью-Йорк, Токио и ряд других городов. В России все больше появляется городов с населением более 1 млн человек. Растут темпы урбанизации. Так, в России 65 % населения проживают в городах, в то время как в начале века городское население составляло 15%.

Город создает ситуацию скопления на относительно небольшой территории большого числа людей и различного рода предприятий, что приводит к значительному изменению природных условий, создает большую экологическую нагрузку на регион расположения города.

Город — это специфическая природно-антропогенная среда, которая отличается от природной среды данного региона за городом. Так, среднегодовая температура в городской черте выше, чем за городом, при этом температура в центре выше на 1 — 1,5 градуса, чем на окраинах. Такой температурный режим создает особый ветровой режим и приводит к появлению воздушных потоков от периферии города к центру. За счет аккумуляции тепла асфальтом и зданиями города воздух хуже проветривается и медленнее циркулирует.

Воздух городов беднее кислородом и богаче углекислым газом, чем воздух пригородов. Его загрязненность техногенными примесями в пять раз больше, выше запыленность, облачность, меньше солнечная радиация и ультрафиолетовая инсоляция, а из-за этого большее загрязнение патогенными бактериями.

Город характеризуется высоким уровнем шума, который на магистралях достигает 100 дБ.

В городах усложняются проблемы утилизации бытовых и промышленных отходов, возникают сложности с различными коммуникациями, в том числе и с водоснабжением и т. д.

Таким образом, строительная индустрия загрязняет среду всем комплексом газообразных, жидких и твердых загрязнителей.

Для понимания особенностей природоохранной деятельности на различных предприятиях, функционирующих в рамках строительной индустрии, необходимо рассмотрение зонирования населенных пунктов как основы для реализации охраны окружающей человека среды.

Краткая характеристика функционального зонирования населенных пунктов, в том числе и городов

Населенные пункты по количеству проживающих в них людей разделяют на города, поселки, села, деревни и т.д. Различают мегаполисы, крупные и средние города. В мегаполисах проживает более 5 млн. человек. Нормальное функционирование современного населенного пункта невозможно без рационального зонирования отдельных частей населенного пункта, исходя из главных функций, которые выполняет эта зона в таком пункте.

Населенное место состоит из селитебной (жилой), промышленной, санитарно-защитной, складской, внешнетранспортной и зеленой зон. Рассмотрим краткую характеристику каждой зоны с позиций экологической целесообразности.

1. Селитебная (жилая) зона.

В этой зоне сосредоточены жилые и административные здания учебных, медицинских, спортивных и других учреждений, зеленые насаждения общего пользования (бульвары, скверы, парки, сады, площадь которых составляет до 15 м2 на человека). Располагается с наветренной стороны выше по течению рек по отношению к промышленным и сельскохозяйственным предприятиям. С экологической точки зрения, более оптимальными являются высокоэтажные постройки, однако высокая этажность создает психологические проблемы и проблемы здоровья пожилых людей, что необходимо учитывать для создания оптимальных вариантов застройки.

2. Промышленная зона.

В этой зоне находятся различные промышленные предприятия, которые связаны удобными транспортными линиями с селитебной зоной. Она располагается с подветренной стороны и вниз по течению рек относительно жилой зоны. Расстояние от жилой зоны — в пределах 40 мин езды на транспорте, но это расстояние зависит от характера производимой продукции — если это взрыво- или пожароопасные предприятия или на них вырабатывается вредная для людей продукция, то их желательно располагать дальше от жилой зоны.

3. Санитарно-защитная зона.

Эта зона создается с целью уменьшения влияния промышленной зоны на население. Ширина санитарно-защитной зоны зависит от класса воздействия предприятия на среду обитания и колеблется от 1000 до 50 м (от I до V классов вредного воздействия). В случае необходимости ширину этой зоны можно увеличить в несколько раз, но не более чем в три раза. В защитной зоне должны быть зеленые насаждения, занимающие не менее 40 % территории, при этом рекомендуется высаживать клен американский, тополь канадский, ольху зеленую, яблоню сибирскую и т. д.

4. Коммунально-складская зона.

Она предназначена для размещения складов, предприятий по обслуживанию транспорта (автобусных и трамвайно-троллейбусных парков), торговых баз, предприятий бытового обслуживания и т. д. Находится вне жилой зоны, по возможности в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий; в больших городах складские зоны располагаются рассредоточено.

5. Зона внешнего транспорта.

В этой зоне находятся вокзалы, порты, пристани, грузовые станции. Расположена, как правило, вне жилой зоны. Автовокзалы и железнодорожные вокзалы рекомендуется объединять. В крупных городах создаются кольцевые железнодорожные и автомагистрали для того, чтобы транзитные поезда или средства автотранспорта не заезжали в город. Жилая зона отделяется от зоны транспорта защитной санитарной зоной шириной 100 м. Скоростные дороги и дороги для движения грузового автомобильного транспорта необходимо размещать ниже жилой зоны по течению реки.

6. Зеленая зона.

Эта зона окружает населенный пункт и образует с ним единое ландшафтное целое. В пригородной зоне выделяют лесопарковый пояс, примыкающий к городу, его ширина колеблется от 2 до 20 км. Зеленая зона Москвы в два раза больше площади города, Токио — в шесть раз.

Зеленые насаждения образованы древесными, кустарниковыми и травянистыми формами. Наиболее приемлемыми древесными растениями для зеленой зоны являются клен, липа, ель, сосна, граб, тополь и т. д. Из кустарниковых форм рекомендуются сирень, шиповник, можжевельник и др. Важно рационально размещать насаждения: низкорослые кустарники высаживают около стен зданий, высокие деревья — на достаточном расстоянии, чтобы обеспечить их нормальное развитие.

www.polnaja-jenciklopedija.ru

Взаимодействие растений с условиями среды

Как и все живые организмы, растения находятся в непрерывном взаимодействии с окружающей их средой, осуществляемом путем обмена веществ. В процессе создания органического вещества они используют лучистую энергию солнца, поглощают из воздуха углекислый газ, а из почвы — воду с растворенными в ней минеральными элементами питания. При этом в окружающий воздух растения выделяют свободный кислород.

Создаваемые растениями первичные продукты фотосинтеза подвергаются затем сложным превращениям, заканчивающимся образованием сахара, крахмала, белковых веществ.

В процессе дыхания растения поглощают из окружающего воздуха кислород, необходимый для окисления углерода и водорода, а конечные продукты этого процесса — углекислый газ и вода — выделяются в окружающую среду.

Интенсивное дыхание - одно из проявлений быстрого роста растений. Но не все органы растений находятся в одинаковых условиях в отношении снабжения их кислородом. Если все надземные органы растений, соприкасаясь со всех сторон с атмосферным воздухом, никогда не испытывают недостатка в кислороде для дыхания, то корни, развивающиеся в почве, куда проникновение кислорода воздуха затруднено, часто испытывают недостаток в нем.

Поэтому одна из важных задач земледелия заключается в создании наиболее благоприятных условий для непрерывного снабжения корневой системы растений кислородом воздуха с помощью разнообразных приемов, поддерживающих рыхлое состояние почвы и улучшающих газообмен между почвой и атмосферным воздухом (обработка почвы, внесение органических удобрений и т. д.).

Постоянное взаимодействие с окружающей средой вызывает соответствующие, непрерывно совершающиеся изменения растительных организмов в направлении приспособления их к изменяющимся условиям среды.

В процессе своего исторического развития зеленые растения выработали разнообразные  приспособления, чтобы полнее удовлетворять свои потребности в необходимых им условиях жизни.

Для наиболее полного использования солнечной энергии растения развивают громадную поверхность зеленых листьев, превышающую в несколько раз площадь, занимаемую ими. Площадь листьев одного растения яровой пшеницы, например, составляет 500-700 кв. см, кукурузы и подсолнечника – 5-8 тыс., а тыквы - до 200 тыс. кв. см. Общая листовая поверхность гектара посева большинства с/х растений составляет 3-5 гектаров.

У большинства с/х растений корневая система проникает в почву на большую глубину и сильно разветвляется в стороны. Корни пшеницы, ржи и других зерновых культур могут проникать на глубину до 100-120 см, подсолнечника - до 245 см, сахарной свеклы - до 250 см, а тыквы - более 3 м. Общая длина корней со всеми их разветвлениями измеряется километрами, а у таких крупных растений, как тыква - сотнями километров. К этому следует добавить, что воспринимающая поверхность корней увеличивается во много раз благодаря развитию на них корневых волосков.

Только благодаря огромной всасывающей поверхности корневой системы растения могут добывать из почвы необходимые им количества влаги и питательных веществ даже при ограниченных запасах и большой рассеянности их в почве.

Как и все живые организмы, растения обладают избирательной способностью, заключающейся в том, что для построения своего тела каждый организм активно избирает из окружающей среды, ассимилирует, определенные элементы и в определенном соотношении, в соответствии со своей исторически сложившейся природой, наследственностью, под которой понимается свойство живого организма требовать определенных условий для своей жизни, своего развития.

Растения и необходимые им условия среды представляют единство. Изменяя условия внешней среды, а тем самым и обмен веществ, можно изменять в нужном направлении наследственные свойства и признаки растений, что широко используется в селекционной практике.



biofile.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта