Растения биология весь курс. Программа факультативного курса для учащихся 6-х классов "Биология растений, грибов, лишайников"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Авторская программа факультативного курса по биологии "Ботаника на подоконнике". Растения биология весь курс


Биология

Для просмотра всех тем - выберите класс.

Биология

Новые уроки

  • ГубкиТест7 класс, Многоклеточные животные. Беспозвоночные.
  • Класс «Рыбы»Тест7 класс, Классы рыб
  • Состав кровиТест8 класс, Кровеносная и лимфатическая системы
  • Мочевыделительная системаТест8 класс, Покровные органы. Терморегуляция. Выделения
  • Железы внутренней секрецииТест8 класс, Эндокринная система
  • Железы внешней секрецииТест8 класс, Эндокринная система
  • Железы смешанной секрецииТест8 класс, Эндокринная система
  • Функции липидовТест9 класс, Молекулярный уровень
  • Строение эукариотической клеткиТест9 класс, Клеточный уровень
  • Строение прокариотической клеткиТест10 класс, Клетка
  • ЛипидыТест10 класс, Клетка
  • Естественный и искусственный отборТест11 класс, Вид
  • Взаимодействие аллельных геновТест9 класс

 

Изучение биологии в школе направлено на то, чтобы сформировать у детей представление о биологической культуре человека, животных и растений.

Биология – это наука о жизни. Она учит чутко и бережно относиться к любым живым организмам, учит воспринимать все живое как часть экосистемы планеты. Изучая происхождение видов, рост растений и живых организмом, эволюцию животных и человека, биология помогает воспитывать материалистическое мировоззрение, учит критическому мышлению.

Любой раздел биологии важен:

  • Биохимия изучает материалы вещества, из которого состоит все живое;
  • Ботаника занимается изучением растений. Именно благодаря ботанике ученым удается выводить новые сорта полезных сельскохозяйственных растений, стойких к тяжелым погодным условиям, болезням и паразитам, что позволяет увеличивать урожайность и бороться с голодом на планете;
  • Клеточная биология изучает клетки живых организмов, в том числе и злокачественных опухолей. Знания о природе образования и деления этих клеток,  сделали многие виды рака излечимыми;
  • Генетика изучает наследственность человека, позволяя также предугадать предрасположенность к заболеваниям и вовремя предупредить их, продлевая человеку жизнь;
  • Зоология изучает жизнь и поведение животных;
  • А эволюционная биология следит за временными изменениями жизненных форм.

Таким образом, биология – это наука не только прошлого и настоящего, но и наука будущего, так как именно люди, изучающие биологию, в будущем смогут победить все неизлечимые болезни настоящего, как в прошлом такие же ученые победили чуму, черную оспу и холеру.

Понравилась статья? Помоги проекту - жми на кнопку, расскажи друзьям:

Не понравилось? - Напиши в комментариях чего не хватает.

obrazovaka.ru

Авторская программа факультативного курса по биологии "Ботаника на подоконнике"

Разделы: Биология

Пояснительная записка.

Программа “Ботаника на подоконнике” - это курс обобщения, закрепления и расширения знаний обучающихся о растениях, составленный, исходя из интересов детей, месторасположения школы и базы кабинета биологии. Комнатные растения – благодатный материал для организации учебных занятий в творческой разновозрастной группе. Коллекция растений кабинета биологии постоянно пополняется новыми видами и содержит представителей разных экологических групп: гидатофиты (в аквариуме), гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты (суккуленты и склерофиты).

Помимо общего знакомства с миром комнатного цветоводства, дети получают знания по экологии, географии, физиологии, морфологии, анатомии и систематике растений. Комнатное цветоводство здесь не рассматривается как кружок, носящий только прикладной характер. Программа имеет научную основу, поэтому данный курс актуален как для любителей комнатных растений, так и для детей, интересующихся ботаникой или сдающих экзамен по биологии.

Большое внимание уделено в программе формированию практических навыков ухода за растениями, сделан определённый акцент на географическое происхождение объектов изучения.

Большое значение для формирования у юных исследователей научного мировоззрения имеют занятия по систематике. Изготавливая этикетки, учащиеся получают понятие о латинском языке, закрепляют знания по классификации растений, учатся определять растения.

Важную роль играют лабораторные работы по анатомии и морфологии растений. Учащиеся совершенствуют навыки выполнения учебного рисунка, что является важным качеством юного исследователя природы.

Программа разработана с учётом сезонной периодичности у комнатных растений, что обеспечивает выполнение практических работ в течение всего учебного года.

Экскурсии – это форма обобщения и закрепления полученных знаний, поэтому они планируются в конце года, в весенний период. Важно, что обучающиеся здесь выступают не только как экскурсанты, но и экскурсоводы, знакомя младших школьников с растениями кабинета биологии и демонстрируя свои знания.

Программа может быть использована для биологического образования учащихся, как 6 класса, так и 7 классов. Она рассчитана на 76 часов в год, 2 часа в неделю (см. приложение). В течение 9 класса уместно выполнение проектной или исследовательской работы по темам курса, защита которой может стать формой итоговой аттестации по биологии за курс основной школы.

Цели и задачи программы:

  1. Создание условий для формирования у обучающихся научного представления о многообразии живых организмов на примере комнатных растений.
  2. Ознакомление учащихся с биологическими особенностями комнатных растений.
  3. Формирование у обучающихся исследовательских навыков.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

  • Содержать комнатные растения и обеспечивать им правильный уход.
  • Вести наблюдения и ставить простые опыты с растениями, формулировать результаты.
  • Выполнять учебный рисунок (см. приложение).
  • Определять комнатные растения, используя справочную литературу.
  • Знать систематику комнатных растений.
  • Ожидаемые результаты обучения:

    • Повышение познавательного уровня по предмету.
    • Наличие навыков работы со справочной литературой.
    • Написание и оформление проектных работ.
    • Проведение экскурсии “Путешествие с комнатными растениями” для младших школьников.

    Возможные темы творческих (проектных) работ обучающихся:

    1. Жизненные формы комнатных растений.
    2. Экологические группы комнатных растений.
    3. Анатомическое строение листовых пластинок комнатных растений разных экологических групп.
    4. Создание композиции “Пустынный ландшафт”.
    5. Создание комнатного садика в стеклянной ёмкости.
    6. Составление каталога комнатных растений кабинета биологии.

    Примечание: В программе предусмотрено только выполнение практических и лабораторных работ, а оформление проектов осуществляется во время индивидуальных занятий и консультаций, которые проводятся в рамках занятий научного общества.

    Формы контроля достижения результатов:

    • Анкетирование, выявление заинтересованности предметом (ботаникой).
    • Оценка качества выполнения творческих и проектных работ.
    • Мониторинг качества обучения по биологии в 6 классе.
    • Итоговая аттестация по биологии в 9 классе.

    Содержание программы.

    Введение (1ч).

    Ботаника – наука о растениях. История изучения растений. Знакомство с коллекцией комнатных растений. Задачи курса. Оформление дневников наблюдений и рабочих тетрадей.

    1.Растение – целостный организм (7ч.).

    Растение – биосистема. Обобщение знаний об открытых системах. Морфология и анатомия корневой системы, стебля, листа, цветка (соцветия), плода, семени. Совершенствование техники выполнения учебного рисунка.

    Жизненные формы растений на примере комнатных: древесные, кустарники, травы; суккуленты, луковичные, лианы, ампельные и эпифитные растения.

    Лабораторная работа №1. Приготовление и рассматривание микропрепаратов кожицы чешуи лука или кожицы (мякоти) листа.

    Лабораторная работа №2. Изучение строения цветков и соцветий.

    Практическая работа № 1. Определение жизненных форм комнатных растений.

    2.Общие вопросы агротехники комнатных растений (18 ч.).

    Уход за растениями: каждодневный, еженедельный и сезонный. Календарь ухода за комнатными растениями. Инвентарь.

    Размножение – важное свойство живого организма. Размножение растений: семенами, спорами, вегетативно и живорождением. Способы вегетативного размножения: черенками (стеблевыми и листовыми), отпрысками, дочерними растениями, делением куста, отводками, луковицами, прививкой.

    Вода, её значение для физиологии растений. Полив (обильный, умеренный, редкий). Влажность воздуха. Температурный и световой режим.

    Пересадка и перевалка растений. Обрезка и прищипка растений.

    Почвы и почвенные смеси. Питание растений (воздушное и почвенное). Важные элементы минерального питания, удобрения.

    Вредители комнатных растений (тля, трипс, белокрылка, паутинный клещ, щитовка, нематода и др.) и их биологические особенности. Меры борьбы с вредителями. Болезни комнатных растений: физиологические и инфекционные. Возбудители инфекционных заболеваний – грибы и бактерии. Профилактика болезней растений.

    Практическая работа №2. Уход за комнатными растениями осенью.

    Практическая работа №3. Черенкование комнатных растений.

    Практическая работа №4. Размножение растений отпрысками, детками и отводками.

    Практическая работа №5. Размножение кактусов прививкой.

    Практическая работа №6. Профилактический осмотр растений.

    3. Систематика растений (11 ч.).

    Систематика - распределение растений по группам. Карл Линней как основоположник систематики. Бинарная номенклатура и латинские названия видов.

    Систематика комнатных растений. Папоротники, голосеменные и покрытосеменные комнатные растения.

    Однодольные покрытосеменные, семейства: Амариллисовые, Бромелиевые, Пальмовые, Лилейные, Ароидные, Агавовые, Коммелиновые.

    Двудольные покрытосеменные, семейства: Бегониевые, Геснериевые, Кактусовые, Молочайные, Толстянковые.

    Практическая работа № 7. Систематизация растений кабинета биологии.

    Практическая работа № 8. Уход за комнатными растениями зимой.

    Практическая работа № 9. Посев семян (финика, авокадо и др.).

    4. Экология комнатных растений (14 ч.).

    Экология – наука о взаимосвязях организмов друг с другом и со средой обитания. Экологические группы растений по отношению к воде: гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты (суккуленты и склерофиты).

    Экологические группы растений по отношению к свету: светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые.

    Экологические группы растений по отношению к температуре: теплолюбивые и холодостойкие.

    Сообщества растений. Понятие о географической родине комнатных растений. Экологические группы комнатных растений.

    Экосистема. Экосистемы, элементами которых являются комнатные растения.

    Растения в жилище человека, подбор и размещение. Создание композиций из комнатных растений. Комнатный садик, элементы и приёмы оформления.

    Практическая работа № 10. Оформление этикеток для комнатных растений.

    Практическая работа № 11. Оформление композиции “Пустынный ландшафт”.

    Практическая работа № 12. Оформление композиции “Уголок тропического леса”.

    Практическая работа № 13. Создание комнатного садика в ёмкости.

    Практическая работа № 14. Уход за комнатными растениями весной, наблюдения за прорастающими проростками.

    5. Обобщение и закрепление (20 ч.).

    Место растений в системе органического мира. Многообразие растительного мира. Значение растений в природе и жизни человека. Значение для человека знаний о растениях.

    Проведение экскурсий по кабинету для учащихся 4-х классов.

    Подведение итогов. Летние задания.

    Практическая работа № 15. Составление каталога растений кабинета биологии.

    Экскурсия № 1. Посещение Главного ботанического сада имени Н.В.Цицина РАН.

    Экскурсия № 2. Знакомство с аптекарским огородом и экологической тропой музея-заповедника “Горки”.

    Экскурсия №3. Посещение аптекарского огорода Ботанического сада МГУ.

    Литература.

    1. Воронин Н.С. Руководство к лабораторным занятиям по анатомии и морфологии растений. – М.: Просвещение, 1981. – 160 с.
    2. Евдокимова Р.Н. Внеклассная работа по биологии. – Саратов:Лицей,2005. – 288с.
    3. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. – М.: Дрофа-Плюс, 2005.
    4. Киселёва Н.С. Анатомия и морфология растений. Курс лекций. – Минск: Вышэйш. школа, 1971.
    5. Тейлор Б. Воздух. Вода. Погода. Климат. Серия “Взгляд на мир”. М.: “КУбК”, 1995 - с. 50.
    6. Пономарёва И.Н. и др. Биология: Растения. Бактерии, Грибы. Лишайники: 6 кл. – М.:Вентана-Граф, 2004. – 240 с.
    7. Сергиенко Ю.В. Полная энциклопедия комнатных растений. – М.:АСТ,2006. – 319 с.
    8. Хессайон Д.Г. Всё о комнатных растениях. М.: “Кладезь-Букс”, 2005. – 255с.

    Приложения.

    Приложение 1. Методика выполнения учебного рисунка по Воронину [1].

    Приложение 2. Календарно-тематическое планирование курса “Ботаника на подоконнике”.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Программа факультативного курса для учащихся 6-х классов "Биология растений, грибов, лишайников"

    Разделы: Биология

    Пояснительная записка

    Курс «Биология растений, грибов, лишайников» предназначен для учеников 6 класса.

    По новому федеральному базисному учебному плану предмет «Биология» 6 класс сокращен на 1 час (35 часов, 1 час в неделю). Материал, знание которого необходимо для сдачи ЕГЭ по биологии, включен в программу данного курса (строение и химический состав клетки, строение растительных тканей, внутреннее строение стебля и корня, циклы развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений).  Предусмотрено выполнение практических работ и проведение экскурсий.

    Программа позволяет углубить и систематизировать знания учащихся о строении и многообразии растений, грибов, лишайников, а так же развить практические умения.

    Данный курс позволяет решать важные учебно-воспитательные задачи, углубляя и расширяя знания учащихся, способствует формированию общеучебных и специальных навыков и умений школьников.

    Программа сочетает различные формы работы, направленные на развитие детей, с опорой на практическую деятельность; формирует сознательное отношение к труду, эстетический вкус, осуществляет экологическое воспитание учащихся. Программа данного курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

    Цель курса: углубить и расширить знания учащихся по теме «Биология растений, грибов, лишайников», обеспечив осознанный выбор профиля учащимися в старшей школе.

    Задачи курса:

    • Познакомить с клеточным строением организмов.
    • Углубить и расширить знания учащихся об основных физиологических процессах в растительном организме.
    • Показать многообразие растений, грибов, лишайников в природе.
    • Сформировать навыки и умения по применению полученных знаний на практике.
    • Развить познавательный интерес к предмету.

    Требования к освоению содержания курса

    Учащиеся должны знать:

    • Особенности строения клетки, её химический состав
    • Ткани растений, их строение, функции
    • Строение клетки гриба
    • Многообразие грибов, их роль в природе и в жизни человека
    • Строение и размножение водорослей, мхов, папоротников, хвощей, плаунов, голосеменных
    • Многообразие водорослей, мхов, папоротников, хвощей, плаунов, голосеменных
    • Строение вегетативных и генеративных органов цветкового растения
    • Особенности обмена веществ в растительной клетке – фотосинтез
    • Размножение цветковых растений
    • Классификацию покрытосеменных растений

    Учащиеся должны уметь:

    • Работать с микроскопом, изготавливать простейшие микропрепараты для исследования
    • Сравнивать изученные организмы: грибы и лишайники
    • Сравнивать растения различных отделов, находить черты усложнения
    • Распознавать органы цветкового растения, их видоизменения
    • Создавать условия, необходимые для роста и развития растений
    • Размножать растения вегетативным способом
    • Выделять основные признаки растений, определять их систематическое положение, составлять их морфологическое описание

    Структура курса

    Программа предусматривает следующие формы  деятельности организации  учащихся:

    – беседа, рассказ – лабораторные, практические работы – лекции проблемного типа и  эвристические с элементами поисковой деятельности

    Формы контроля

    1. Текущий контроль – индивидуальный опрос, тестирование, решение кроссвордов, подготовка сообщений. 2. Итоговый контроль – эссе «Мой зеленый друг».

    Содержание курса

    1. Клеточное строение организма (5 часов)

    Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Строение растительной и животной клетки. Состав клетки: вода, минеральные и неорганические вещества. Ткани растений: покровная, основная, механическая, запасающая, проводящая, образовательная.Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.Лабораторные работы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Определение состава семян пшеницы.

    2. Царство Грибы (4 часа)

    Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора съедобных грибов. Профилактика отравления грибами. Лишайники, их строение, разнообразие.Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов.

    3. Царство Растения (5 часов)

    Основные группы водорослей. Многообразие мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их роль в природе и в жизни человека. Голосеменные, их строение и разнообразие.Лабораторные работы. Изучение строения спороносящего папоротника. Изучение строения хвои и шишек хвойных.

    4. Покрытосеменные растения (8 часов)

    Строение и состав семян однодольных и двудольных растений. Строение корня. Видоизменение корней. Лист. Листорасположение. Видоизменения листьев. Почка – зачаточный побег. Строение стебля. Видоизменения побега. Цветок. Соцветие. Плоды.Лабораторные работы. Изучение  внутреннего строения корня. Изучение внутреннего строения листа. Строение клубня и луковицы. Изучение строения цветка. Ознакомление с различными соцветиями. Ознакомление с сухими и сочными плодами.

    5. Жизнь растений (4 часа)

    Дыхание и фотосинтез. Размножение растений. Половое и бесполое размножение.Практические  работы. Постановка опыта, доказывающая дыхание растения. Постановка опыта, доказывающая образование крахмала.

    6. Классификация растений (6 часов)

    Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика с учетом местных условий. Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.Лабораторные работы. Выявление признаков семейства по внешнему строению  растения.Экскурсия. Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.

    Учебно-тематический план

    Список литературы

    Для учителей:

    1. Агафонова И.Б. Учебное пособие. Биология растений, грибов, лишайников. – М.,2007 2. Генкель П.А. Физиология растений. – М., 1985 3. Варасова Н.Н., Шустова А.П. Физиология растений. – Л. : Колос, 1969. 4. Парфилова Л.Д. Контрольные и проверочные работы по биологии.– М., 2005 5. Тимирязев К.А. Жизнь растения. – М.,1938, т.IV

    Для учеников:

    1. Детская энциклопедия. 3-е изд. – М.: Педагогика, 1973. 2. Овчаров К.Е. Власть человека над жизнью растений. – М.: Просвещение, 1965. 3. Рейнботе Хорст. Тайна растений. – М.: Знание, 1979. 4. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.,1994.

    Поделиться страницей:

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Биология - весь школьный курс

    Программа содержит в себе школьный курс биологии, с краткими но ёмкими описаниями и иллюстрациями.Биология весь школьный курс

    Будет полезна как абитуриентам медицинских ВУЗов, так и желающим проверить, или получить знания. Подойдет как дополнение к учебнику и даст возможность быстро найти ответ на интересующий вопрос.

    В приложении вы найдете:

    • Биология как наука. Методы научного познания:— Биология как наука— Уровневая организация и эволюция— Биологические системы
    • Клетка как биологическая система— Современная клеточная теория— Прокариотические и эукариотические клетки— Химический состав клетки— Углеводы и липиды— Белки и нуклеиновые кислоты— Строение клетки— Обмен веществ и превращения энергии— Брожение и дыхание— Фотосинтез и хемосинтез— Генетическая информация в клетке— Биосинтез белка и нуклеиновых кислот— Хромосомы, их строение и функции— Жизненный цикл клетки— Митоз — деление соматических клеток— Мейоз— Развитие половых клеток у растений и животных
    • Организм как биологическая система— Разнообразие организмов— Способы размножения— Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных— Онтогенез— Генетика, её задачи— Хромосомная теория наследственности— Законы наследования Г. Менделя. Законы Т. Моргана— Генетика пола. Взаимодействие генов— Генетика человека— Закономерности изменчивости— Ненаследственная и Наследственная изменчивости— Виды мутаций— Наследственные болезни человека, их причины— Селекция, её задачи и методы, закон гомологических рядов— Биотехнология. Клеточная и генная инженерия, клонирование
    • Система и многообразие органического мира— Многообразие организмов, работы К. Линнея и Ж.Б. Ламарка— Царство бактерий— Царство грибов— Лишайники— Царство растений— Строение и функции органов растений— Корень, побег, почка, стебель, лист— Цветок, семя, плод— Жизнедеятельность растительного организма— Размножение растительного организма— Многообразие растений— Низшие растения. Отделы водорослей— Высшие споровые растения— Высшие семенные растения— Покрытосеменные— Роль растений в природе и жизни человека— Одноклеточные— Многоклеточные животные— Плоские черви— Круглые черви— Кольчатые черви— Моллюски— Ракообразные— Паукообразные— Насекомые— Хордовые животные— Позвоночные— Рыбы— Земноводные, или Амфибии— Пресмыкающиеся, или Рептилии— Птицы— Млекопитающие
    • Организм человека и его здоровье— Ткани— Пищеварительная система— Дыхательная система— Выделительная система— Опорно-двигательная система. Скелет— Мышцы— Покровная система— Система кровообращения— Лимфатическая система— Размножение и развитие человека— Внутренняя среда организма человека— Группы крови— Иммунитет— Обмен веществ— Витамины— Нервная система— Эндокринная система— Анализаторы. Органы чувств— Орган зрения— Органы слуха, обоняния, вкуса и осязания— Высшая нервная деятельность— Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление— Гигиена, здоровый образ жизни
    • Эволюция живой природы— Вид, его критерии. Популяция. Микроэволюция— Эволюционная теория Ч. Дарвина— Формы естественного отбора. Виды борьбы за существование— Синтетическая теория эволюции. Элементарные факторы эволюции— Доказательства эволюции живой природы— Макроэволюция. Направления и пути эволюции— Гипотезы возникновения жизни на Земле— Основные ароморфозы в эволюции растений и животных— Человеческий вид. Гипотезы происхождения человека— Движущие силы и этапы эволюции человека— Человеческие расы, их генетическое родство
    • Экосистемы и присущие им закономерности— Среды обитания организмов. Экологические факторы, их значение— Экологические факторы: абиотические, биотические — Антропогенный фактор— Экосистема и её компоненты: продуценты, консументы, редуценты— Структура экосистемы— Трофические уровни— Цепи и сети питания— Правила экологической пирамиды— Разнообразие экосистем— Саморазвитие и смена экосистем— Биосфера — глобальная экосистема— Учение В.И. Вернадского о биосфере— Живое вещество, его функции— Биологический круговорот и превращение энергии в биосфере— Эволюция биосферы

    Возможность скачивания — бесплатная. Язык контента — русский.

    Google Play

    Биология — весь школьный курс — бесплатное скачивание

    4.8 (95%) 4

    medical-club.net


    Смотрите также

    Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта