Конспект урока по Окружающему миру "Жизнь растений осенью" 1 класс. Растения осенью окружающий мир
Растения осенью (окружающий мир, 1 класс)
После жаркого солнечного лета в природе наступает период покоя – осень. Солнечных дней становится все меньше, земля и воздух постепенно остывают, меняется погода. Все растения осенью начинают подготовку к предстоящей зимней спячке: деревья сбрасывают свою листву, травы перестают расти и высыхают.
Почему меняется окраска листьев?
Один из самых верных признаков прихода осени – изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках. В течение всего лета листья оставались зелеными потому, что в них содержится особое красящее вещество – хлорофилл. Также в каждом листике есть красящие вещества красного и желтого цветов. Но хлорофилла так много, что он заглушает все остальные оттенки.
Рис. 1. Осенний наряд деревьев.
На протяжении весны и всего лета хлорофилл постепенно разрушается. Но он обладает удивительной способностью – вновь появляться под воздействием солнечных лучей. Летом солнце ярко светит целый день, и его света хватает, чтобы листья все время оставались зелеными.
Но с приходом осени световой день укорачивается, хлорофилл начинает разрушаться и уже больше не восстанавливается. Ему на смену приходят другие оттенки, которые он раньше подавлял: желтые, красные, багряные, оранжевые. В результате деревья примеряют новый наряд – очень яркий и красочный, и стоят в нем до первых заморозков.
Есть деревья, у которых даже осенью листья остаются зеленого цвета. Например, ольха и сирень все время остаются в зеленом убранстве. Это говорит о том, что кроме зеленого, других красящих веществ в их листьях попросту нет.
Листопад
Яркий осенний наряд у деревьев держится недолго. С приходом заморозков листья начинают опадать с веток.
Рис. 2. Листопад.
Листопад – это нужный и полезный для деревьев процесс:
- Осенью влага в почве охлаждается, и корни деревьев не могут всасывать ее. Они не в состоянии питать листья, и сбрасывают их. Если бы этого не происходило, деревья могли бы засохнуть от излишнего испарения влаги.
- Если бы листья оставались на зиму на ветвях, это бы создавало дополнительную нагрузку вместе с выпавшим снегом, и многие ветки обламывались под тяжестью.
- Без листьев деревья могут отдохнуть в течение зимы, набраться новых сил, чтобы весной вновь появилась свежая, молодая листва.
Во время листопада листья отделяются от веток безболезненно. Отрыв происходит в определенном месте – там, где черешок крепится к ветке. Достаточно легкого дуновения ветерка или дождика, чтобы лист под собственной тяжестью упал на землю.
Не у всех деревьев есть листья. У хвойных пород вместо листочков растут иголки. Они покрыты плотной кожицей и гораздо меньше испаряют влаги. Им нужно совсем немного воды, и осенью деревья их не сбрасывают. Кроме того, на тонких иголочках снег очень плохо удерживается, и ветви не рискуют обломиться. К хвойным деревьям относится сосна, ель, лиственница, кедр.
Рис. 3. Хвойные деревья.
Что мы узнали?
При изучении темы «Растения осенью» по программе окружающего мира 1 класса мы узнали, каковы особенности жизни растений осенью. Мы узнали, что самые важные изменения в жизни многих растений – это изменение окраски их листьев и листопад.
Тест по теме
obrazovaka.ru
2.Подведение к теме урока, актуализация знаний. | - Ребята, вам нравится отгадывать загадки? Давайте этим и займёмся! Никто не пугает, а вся дрожит (Осина) На лесной опушке Стоят подружки. Платьица белены, Шапочки зелены (Березы) Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (Ель) Есть у родственницы Елки Неколючие иголки Но, в отличие от ёлки Опадают те иголки (Лиственница) Падают с ветки золотые монетки (Осенние листья) - Молодцы, ребята, правильно отгадали загадки. А скажите, пожалуйста, все ответы каким словом можно обобщить? (Растения) -Помните ли вы как звучала тема прошлого урока окружающего мира? («Жизнь растений осенью») - Абсолютно верно. И сегодня мы будем продолжать изучать эту тему. Мы будем рассматривать, какие изменения происходят в природе осенью. -Давайте вспомним, что вы узнали на прошлом уроке о жизни растений осенью? Что происходит с растениями? Какие краски обретают листья деревьев? Почему лиственница называется хвойным деревом? ( Листья желтеют, краснеют, опадают. Лиственница называется так, потому что её иголки опадают как листья) - Правильно, а каких деревьев и растений в нашем краю больше? (Береза, тополь, ель, сосна, рябина, черемуха, яблоня, сирень, липа и т.д.) - Молодцы, знаете так много растений, наверное, часто бываете на природе. | Задает загадки, выясняет вместе с детьми тему урока. Проводит беседу. | Отгадывают загадки, выясняют с помощью учителя тему урока. Отвечают на вопросы. | Познавательные: формулировать свои мысли и грамотно их озвучивать, активизировать мыслительные процессы. Коммуникативные: выслушать и понять одноклассника, иметь свою точку зрения, аргументировать её. | 3.Первичное закрепление. | - Теперь проверим, насколько хорошо вы можете узнать дерево или растение по его листочкам. (На слайд выводятся фотографии листьев осины, березы, рябины, папоротника, тополя и ивы. ) -Молодцы, вы очень хорошо знаете наши деревья и прочие растения! | Показывает изображения на слайде, проводит беседу. | Угадывают деревья и растения по листьям, беседа. | Коммуникативные: выслушать и понять одноклассника, иметь свою точку зрения, аргументировать её. Познавательные: формулировать свои мысли и грамотно их озвучивать, активизировать мыслительные процессы. | 4. Работа с иллюстрациями, анализ. | - Ребята, нравится ли вам осенний лес? Я очень его люблю! Поэтому я каждый год в сентябре хожу в лес и делаю фотографии (вывожу на слайды). Нравятся ли вам фотографии, красиво? А вот сейчас кругом лежит снег, таких прекрасных пейзажей мы не увидим, а очень хочется лицезреть золотые, красочные виды! Но ведь мы не можем вернуть раннюю осень? Чтобы увидеть осень во всей своей красе, мы можем создать пейзаж сами! (раздаю паззлы) Вы будете работать в парах. Ваша задача – сложить картинку из кусочков, потом вместе вы должны разместить получившуюся иллюстрацию на доске. (Во время работы проводится видео-физминутка)ПОСЛЕ ТОГО, КАК ВЫ ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ, ПРОВЕДИТЕ САМООЦЕНКУ – ОЦЕНИТЕ СВОЙ ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ С ПОМОЩЬЮ СМАЙЛИКОВ После выполнения задания. -Какие красивые у нас получились иллюстрации! А Вам нравятся? Давайте рассмотрим их. - Посмотрите, на этой иллюстрации видно, что некоторые листья уже сменили цвет, какие-то ещё зеленые. Как вы думаете, это ранняя осень? Почему? (Ещё не все листья сменили цвет, трава зеленая) - Где происходит то, что изображено? Какие это деревья? (В лесу, у озера, сосны, березы, тополя) - А эта иллюстрация? (Женщина с зонтом) Что изображено? Где происходит действие? (Женщина идет под зонтом ,идет дождь, под мостом, скорее всего это город) - Верно, дождь – частое явление осенью. Дождь тоже идет ранней осенью. Какой пейзаж вам нравится больше лесной или городской? - Чем отличается эта иллюстрация от предыдущих? Что вы видите на ней? Как можно назвать такую осень? (Деревья стоят без листьев, трава сухая, желатая, но снега нет. Поздняя осень) - А эта иллюстрация? Какая осень изображена? Почему так решили? (Поздняя осень, потому что лежит снег, но листья ещё остались на деревьях и пруд не заледенел, птицы перелетают на юг.) А ТЕПРЕЬ ПРОВЕРИМ, КАК ВЫ СЕБЯ ОЦЕНИЛИ, СОГЛАСИМСЯ ЛИ МЫ С ВАШЕЙ САМООЦЕНКОЙ - Верно! Когда становится слишком холодно, некоторые птицы улетают на юг! А знаете ли вы, какие птицы улетают, а какие остаются зимовать? (Остаются: синица, снегирь, щегол, улетают: иволга, трясогузка, зяблик). | Ведёт беседу с обучающимися. Раздаёт паззлы, проводит инструктаж перед работой. Контроль выполнения задания. Подробный анализ иллюстрации, опрос, беседа. | Беседуют с учителем, прослушивают материал. Выполняют задание, отвечают на вопросы при анализе. | Познавательные: перерабатывать полученную информацию, отвечать на вопросы связным текстом, синтезировать слова в предложения. Коммуникативные: слушать учителя, высказывать собственные мысли, грамотно сформулированные, задавать вопросы. Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации, активизируя собственные знания, для выполнения учебных заданий. Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, ориентация в нравственном содержании и смысле учебного материала. | 5. Физкульт. минутка | Во время работы с паззлами проводится видео-физминутка. - Итак, вы, наверное, устали, давайте встанем из-за парт и отдохнём. Выполняются движения, повторяются за видеороликом. - Молодцы, теперь девочки тихо сядут. Теперь мальчики сядут ещё тише. Продолжаем работу | Исполняет движения. | Повторяют за учителем, отдых. | Коммуникативные: слушать учителя, выполнять его указания, работать сообща с коллективом. Личностные: установка на здоровый образ жизни. | 6. Итоги урока. | - Хорошо, ребята, теперь давайте обобщим. Ранней осенью (указывая на соответствующую иллюстрацию) какие отличительные особенности? (Зеленая трава, иногда даже цветут цветы, листья разноцветные, тепло) - Хорошо, когда у нас середина осени и приближается к поздней, что происходит в природе (указывая на иллюстрации) (Листья желтеют, сохнут, опадают, трава желтеет, холодает) - Какие у поздней осени отличительные особенности? (Деревья «снимают свои наряды», начинает идти снег, птицы улетают на юг.) -Я с вами согласна, ребята. Сейчас осень подходит к концу, скоро наступит зима. Листочки покинули свои деревья и кустарники, все цветы давно отцвели, снежный покров скрыл засохшую траву – вся природа приготовилась к долгому зимнему сну. И это естественный ход событий в природе. | Подводит итоги, проводя наводящую беседу. | Отвечают на вопросы. | Коммуникативные: строить монологическое высказывание, адекватно использовать речевые средства, формулировать собственные мнение и позицию. Познавательные: проводить сравнение, обобщение, воспринимать художественный текст. Личностные: ориентация в нравственном смысле и содержании учебного материала, эмпирия. | 7.Рефлексия. | - Ребята, теперь я попрошу вас оценить наш урок. Видите, у меня на столе лежат листочки? Ваша задача оценить то, как хорошо вы работали на уроке, все ли вам было понятно, сложно ли было выполнять задания. Если вам все было понятно, вы считаете, что были активными, вам было интересно работать на уроке, то вы берете оранжевый листочек и приклеиваете на «землю» под «деревом» (нарисованное дерево без листьев). Если вы думаете, что были какие-то недочеты, вы что-то сделали неправильно, были затруднения, было не очень интересно – желтый листочек. Если совсем ничего не понравилось, не справились с работой, было скучно – красный листочек. Подходите по одному, начиная с первой парты первого ряда. (Если присутствуют листочки желтого и красного цветов, то спрашиваю, кто выбрал эти листочки, и выясняем, почему так получилось). -Спасибо за урок. | Проводит инструктаж к рефлексии, контроль. Выяснение причин низкой оценки. | Выполняют рефлексию. | Коммуникативные: строить монологическое высказывание, адекватно использовать речевые средства, формулировать собственные мнение и позицию. Личностные: способность к самооценке, выражать доброжелательную отзывчивость. Регулятивные: осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты учебной деятельности, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной самооценки. |
infourok.ru
- Ребята, какое время года следует за осенью? - Правильно! Сейчас люди готовятся к зиме, запасают урожай. Как вы думаете, природа тоже готовится к зиме? - Какую цель мы поставим, прежде чем отправиться на экскурсию?(За чем мы должны пронаблюдать и что отметить?) | - После осени наступает зима. - Да, и животные и растения готовятся к зиме. - Научиться выявлять признаки подготовки растений к предстоящим погодным условиям. | Личностные УУД: самоопределение. Познавательные УУД: общеучебные Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками | Учитель проводит инструктаж, повторяют правила поведения на экскурсии. | Учащиеся должны усвоить, что нельзя громко разговаривать, рвать растения, ломать ветки, пробовать на вкус листья и плоды, ловить насекомых, отставать от учителя, играть. | Регулятивные УУД: целеполагание | - Закройте глаза, вспомните, какой вы видели природу летом и сравните с осенними изменениями.(небо, солнце, осадки, ветер ) - А теперь посмотрите вокруг, и рассмотрите внимательно изменения, которые произошли осенью в жизни растений. - Давайте остановимся и прислушаемся к природе. Что вы слышите? - Шорох, который мы слышим – это шорох листьев, которые срываются и падают на землю. - Глубоко вдохните и скажите, какие запахи вы чувствуете? - Подойдите к деревьям. Потрогайте кору и листья, понюхайте веточки деревьев, пожухлую траву. - Иван Бунин – известный русский поэт написал такие великолепные строки: Лес, точно терем расписной: Лиловый, золотой, багряный, Стоит над солнечной поляной, Завороженный тишиной… - Как вы думаете, почему поэт сравнивает лес с расписным теремом? - Какие цвета преобладают в осеннем лесу? - Осенью день становится короче, растения получают меньше солнечного света и зеленое вещество – хлорофилл начинает разрушаться. И листья окрашиваются по-разному. Там, где больше вещества желтого цвета, желтеют, а там где красного – краснеют. А так как в листьях разное количество красящих веществ, то растения и окрашиваются в разные цвета. - Обратите внимание на куст сирени и на ольху. Какого цвета листья? Как вы думаете, почему они до сих пор не поменяли окраску? - Правильно, молодцы! - Посмотрите вокруг, начался листопад. Как вы думаете, зачем деревья сбрасывают листья на зиму? - С наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней почвенная влага. Холодную воду растения не всасывают. Помимо этого зимой на листьях скапливалось бы много снега и от тяжести ветви бы ломались. Осенью на черешках листьев образуется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Теперь достаточно тяжести самого листа, удара капли дождя или дуновения ветра, чтобы лист отделился от ветки. - Рассмотрите веточку. Есть ли ранки от опавших листьев? - Листопад у всех деревьев начинается в одно и то же время? - А есть ли такие деревья, которые не сбрасывают листву? | - Осенью на небе больше облаков, чем летом; осенью дожди затяжные и холодные; осенью становится прохладнее, ясных дней всё меньше, часто пасмурно. Также появляются первые заморозки. - С приходом осени деревья и кустарники поменяли окраску листвы и начался листопад. - Мы слышим шорох листьев, шум ветра. - Поэт сравнивает лес с расписным теремом за его красоту и великолепие. - Желтый, красный, оранжевый. - Листья сирени и ольхи зеленые. Наверное в их листьях нет других красящих веществ, кроме зеленого. Предположения детей. - Ранок нет, потому что там образовался пробковый слой. - Нет. - Да, есть. Это хвойные растения. Учащиеся рассматривают сосну и ель, сравнивают ствол, крону, расположение хвоинок. И делают выводы об отличительных признаках этих деревьев. Слушают заранее подготовленный рассказ одноклассника о жизни хвойных деревьев осенью. | Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками; познавательные: построение логической цепи рассуждений |
globuss24.ru
1 класс. Окружающий мир. Природа и её сезонные изменения - Осень в жизни растений
Комментарии преподавателя
Давайте вспомним, какие изменения происходят осенью в неживой природе. Дни становятся короче, температура воздуха падает, чаще дует холодный ветер, небо затягивает холодными тучами, идут затяжные дожди. Все эти изменения влияют и на живую природу. Что же происходит в жизни растений осенью? Они готовятся к зиме.
Пришла без красок и кисти,
И разукрасила все листья.
Так говорят об осени. Приход осени сопровождается сменой окраски листьев. Почему это происходит? В листе содержится красящее вещество зеленого, красного и желтого цвета. Летом, когда много солнечного света зеленое вещество заглушает все остальные оттенки. Осенью дни становится короче, и растения получают мало света, зеленое вещество не успевает восстановиться, листья начинают окрашиваться по-разному. Красный, оранжевый, желтый цвета у рябины, клена, осины. Желтеют липы, березы, каштаны. Желто-коричневая листва – у дуба. Вся земля покрывается разноцветным ковром. Недаром осень называют художницей.
Но не все растения меняют окраску: сирень, и ольха остаются зелеными до первого снега. В листьях этих растений нет других красящих веществ, кроме зеленого.
Красоту осенней природы изобразил на свой картине «Золотая осень» великий русский художник И.И. Левитан.
(show.7ya.ru)
Давайте узнаем, что происходит осенью с хвойными деревьями. Лиственница пожелтела и сбросила листву. Ели и сосны стоят зеленые, листочкам-хвоинкам морозы не страшны. Каждая хвоинка покрыта восковым налетом. Листья-иголки маленькие и узкие, поэтому влаги испаряется меньше, чем у лиственных деревьев. Хвойным деревьям зимняя засуха не страшна. Но все же листопад есть и у хвойных деревьев. Только мы его не замечаем, потому что хвоинки опадают понемногу.
Лиственница (fotokto.ru)
Это явление встречается у осины, тополя, дуба и ивы. Эти деревья не только сбрасывают свою листву, но и избавляются от лишних веток, чтобы зимой меньше растрачивать питательные вещества. Этот процесс называется ветвепад.
Второе изменение в жизни растений – это листопад. Листопад – это процесс сбрасывания листвы. Деревья и кустарник сбрасывают листву не случайно – это защита от зимней стужи. Листья испаряют воду, летом воды в почве много. А вот зимой из промерзшей почвы много воды не получишь. Дерево просто погибнет от засухи. Вот поэтому растения, деревья и кустарники, сбрасывают свою листву. Весной снова появятся новые листья. Это продолжается из года в год.
(sovross.ru)
А еще листья зимой могли бы навредить дереву, давайте узнаем как. Под тяжестью снега иногда ломаются даже толстые ветки. А представьте себе, что было бы с деревом, если бы на ветках остались толстые листья.
Лиственные деревья и кустарники сбрасывают листву ежегодно. Этот процесс растения выработали на протяжении многих тысяч лет.
Травянистые растения осе&s
www.kursoteka.ru
Экскурсия по окружающему миру по теме: «Жизнь растений осенью».
Экскурсия по окружающему миру по теме:
«Жизнь растений осенью».
1 класс.
Цели:
познакомить учащихся с изменениями в жизни растений осенью, с разнообразием форм, окраски листьев растений в осенний период;
познакомить с некоторыми представителями растений;
развивать внимание, наблюдательность, речь, память, логическое мышление, аналитические способности детей;
укрепление физического здоровья, душевного равновесия, бережного отношения к природе.
Цель планируемого педагогом действия
Ход занятия
Что при этом получает ребенок
Комментарии\риски
Настроить на рабочий лад, заинтересовать учащихся.
I Вводная беседа.
Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся путешествовать по лесу вместе с самым красивым временем года, а какое это время года, вы скажите сами, отгадав загадку.
Пришла без красок и без кисти,И перекрасила все листья.
Как вы догадались?
Умение анализировать с целью выделения признаков, доказать свою точку зрения, создавать устные высказывания.
Введение в тему урока
Сегодня вы с вами попутешествуем по осеннему лесу, полюбуемся разноцветными красками золотой осени, самого яркого, хотя и короткого периода – листопада. Послушаем, как шуршат падающие листья, шумит ветерок в ветвях, весело посвистывают птички. Как вы думаете, что еще мы можем увидеть в лесу?
Развитие воображения, умения рисовать мысленные картины.
Дети предлагают свои варианты.
Актуализация знаний
Но чтобы всё это увидеть и услышать в лесу нужно хорошо себя вести. Расскажите, какие правила поведения нужно соблюдать в лесу? Для этого разделимся на три группы, и каждая группа назовет свои правила.
Умение контролировать, корректировать, оценивать действия свои и партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Умение
соотносить поступки с принятыми
нормами, умение выделить нравственный аспект поведе
ния.
Учитель заранее продумывает состав групп.
Дети перечисляют правила поведения в лесу.
Но прежде, чем начать наше путешествие необходимо получить пропуск в лес. Отгадайте загадки о тех деревьях, которые нам встретятся на пути. Чем быстрее вы это сделаете, тем быстрее мы начнём путешествовать.
Русская красавица стоит на поляне, В зелёной кофточке, в белом сарафане. (Берёза)
Никто не пугает, а вся дрожит.
(Осина)
Сучки рогатые, Плоды крылатые, А лист - ладошкой, С длинной ножкой. (Клён)
В мае грелась, зеленела,
Гроздья осенью надела.
В алых ягодках — горчинка.
Что за деревце? (Рябинка)
Он в лесу, как витязь, встанет,
Желудями в срок одарит.
И лесник, и лесоруб
С ним знакомы. Это... (дуб)
Умение контролировать, корректировать, оценивать действия свои и партнёра.
Дети остаются в тех же группах и группами отгадывают загадки.
Изучение нового материала
II Путешествие по лесу.
Остановка № 1 «В мастерской художницы Осени».
-Первая наша остановка называется «В мастерской художницы Осени». Давайте полюбуемся яркими красками расписного осеннего шатра.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
И. Бунин
-Попробуйте сосчитать, сколько цветов и оттенков вы видите на листьях деревьев и кустарников?
Умение наблюдать
Ученики называют цвета и оттенки листьев.
-Посмотрите внимательно, отличаются ли листья разных деревьев по цвету. Посмотрите, какого цвета листья на берёзе? На клёне? На рябине? На осине? На каштане? На дубе?
Умение наблюдать, анализировать с целью выделения признаков.
Ответыучащихся.
-А знаете, отчего листья желтеют?
Умение выдвинуть гипотезу и её обосновать, умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе работы.
Предположения детей.
-Летом листья зелёные потому, что в них содержится много зелёного красящего вещества — хлорофилла. Помимо него, в листьях находятся и другие красящие вещества желтого и красного цвета. Но зеленого вещества так много, что летом оно заглушает все другие оттенки. Это зеленое вещество очень важное для растения и очень интересное. В процессе жизни растения оно постепенно разрушается, но под действием солнечного света вновь образуется. Летом солнце светит долго, солнечного света много, и лист все время остается зеленым. А осенью день становится короче, растения получают меньше солнечного света. Зеленое красящее вещество в листьях разрушается, и не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листьях убывает. И листья окрашиваются по-разному. Там, где больше вещества желтого цвета, они желтеют, а где больше красного цвета, краснеют. А поскольку в листьях количество красящих веществ разное, то растения и раскрашиваются множеством разнообразных оттенков.
Умение слушать.
- А теперь посмотрите на листья сирени и ольхи, какого они цвета?
Почему они осенью не меняют свою окраску?
Умение установить причинно-следственные связи, построить логическую цепь рассуждений.
Высказывания детей.
-Правильно, потому что в листьях этих деревьев, кроме зелёного других красящих веществ нет.
-А вы знаете, что лесной воздух богат кислородом и очень полезен и для зверей, и для человека. Он отличается чистотой и содержит полезные вещества, которые, губительно действуют на болезнетворные микробы. Поэтому подышать чистым лесным воздухом полезно для здоровья.
-Вспомните, какое дыхание – через нос или через рот – полезнее и почему?
-Привыкайте дышать через нос, особенно если погода прохладная: холодному воздуху необходимо согреться в ваших тёплых носиках, прежде чем он попадёт в лёгкие. Давайте сделаем дыхательную гимнастику, тем самым укрепим здоровье.
Остановка № 2 «Листопадная».
-Почему осенью с растений облетают листья?
-Нет, не ветер является главной причиной листопада. Весной и летом много ветреных дней, а листья с деревьев не опадают.
-Посмотрите вот на эту сломанную ещё летом ветку. Листья на ней засохли, легко крошатся, но отрываются плохо. А теперь попробуйте оторвать листочек с неповреждённой ветки. Лист отделяется легко. Почему?
-Все дело в том, что летом черешки листьев прочно соединены с веткой. По ним проходят питательные вещества. Осенью в черешках листьев происходят изменения. В том месте, где они прикрепляются к ветке, образуется особый пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Теперь достаточно тяжести самого листа, удара капли дождя или дуновения ветерка, чтобы лист отделился от ветки. Таким образом, образование осенью в черешках листьев пробкового слоя способствует листопаду.
- Посмотрите, есть ли ранки от опавших листьев на веточках?
Учитель предлагает ученикам рассмотреть опавшие листья разных деревьев и кустарников и убедиться, что у всех гладкий, округлый край черешка.
-Как думаете, почему нет ранок?
-Ранок нет, потому что листья не обрываются с веток, а отделяются в определенном месте — там, где черешок прикрепляется к ветке и где осенью образуется пробковый слой.
Ребята, скажите, пожалуйста, для чего же нужен листопад?
-Листопад – это защита деревьев от зимней стужи и засухи. За теплые месяцы только одна большая берёза испаряет около 7 тонн воды, а это очень много. Сохранив на зиму листья, через которые эта вода испаряется, берёза погибла бы от засухи: зимой столько воды из почвы не получишь. К тому же листья зимой только бы повредили деревьям. Снег, падающий на них, поломал бы ветки и сучья. Вот почему осенью идет листопад у лиственных деревьев и кустарников.
-Мы идём по мягкому цветочному ковру. Приглядитесь, листьев, каких деревьев больше всего вы видите на земле?
Оказывается, раньше всех теряет листья липа, берёза и вяз, позже – сирень, вишня, осина.
Дети вместе с учителем переходят от дерева к дереву, собирают и рассматривают опавшие листья.
Остановка № 3 «Загадочная». -Ветвепад — еще одна загадка жизни растений осенью. Это явление ярко выражено у таких деревьев, как осина, дуб, вяз, ива, тополь. Ребята, посмотрите на землю под этой старой осиной. Здесь валяется много веточек разной длины. Рассмотрите их.
Эти веточки живые, не засохшие, с них только что опали листья. На конце каждой веточки — почки. Если их разломить, то увидите зеленые зачатки листьев. Следующей весной такая почка могла бы распуститься. Почему же веточки оказались на земле? Чтобы ответить на вопрос, посмотрите на тот конец веточки, где она отделилась от дерева.
Поверхность его ровная, округлая. Никакой поломки не было. Веточка отделилась от дерева сама и в совершенно определенном месте. Точно так же, как пожелтевший лист. Значит, дерево намеренно осенью избавляется от «лишних» ветвей. Вот и раскрыта ещё одна загадка жизни растений осенью - ветвепад.
Дети рассматривают веточки и предлагают свои варианты ответа.
Остановка № 4 «Игровая».
- А теперь давайте поиграем. Угадайте, с какого дерева этот листок.
Я раздам вам листочки и когда скажу "Раз, два, три – беги", вы бежите к тому дереву, листок с которого у вас в руках. Я буду проверять, не ошиблись ли вы». Через некоторое время дети обмениваются листьями, и игра продолжается. Выигрывают те ученики, которые сделали меньше ошибок.
Учитель раздает каждому группе по листку, при этом надо учитывать близость деревьев, чтобы учащиеся не потерялись.
Закрепление
-Вот и закончилась наша экскурсия в осенний лес. Сегодня вы узнали и увидели много нового и интересного. Расскажите, какие изменения в жизни растений происходят осенью?
Посмотрите, друг на друга, как здорово вас раскрасила художница Осень. Ваши щёки стали румяными, глаза светящимися. Почему?
Правильно, потому, что пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье, а здоровый человек всегда красив.
Рефлексия
Давайте поблагодарим Осень за гостеприимство, за красоту и радость, которыми она щедро поделилась с нами. И подарим ей несколько поэтических строк.
Дети читают наизусть несколько стихотворений об осени.
-Думаю, осени понравились стихи и в подарок она дарит нам возможность порадовать своих близких большим ярким букетом осенних листьев.
Сбор осенних букетов.
infourok.ru
- Ребята, какое время года следует за осенью? - Правильно! Сейчас люди готовятся к зиме, запасают урожай. Как вы думаете, природа тоже готовится к зиме? - Какую цель мы поставим, прежде чем отправиться на экскурсию?(За чем мы должны пронаблюдать и что отметить?) | - После осени наступает зима. - Да, и животные и растения готовятся к зиме. - Научиться выявлять признаки подготовки растений к предстоящим погодным условиям. | Личностные УУД: самоопределение. Познавательные УУД: общеучебные Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками | Учитель проводит инструктаж, повторяют правила поведения на экскурсии. | Учащиеся должны усвоить, что нельзя громко разговаривать, рвать растения, ломать ветки, пробовать на вкус листья и плоды, ловить насекомых, отставать от учителя, играть. | Регулятивные УУД: целеполагание | - Закройте глаза, вспомните, какой вы видели природу летом и сравните с осенними изменениями.(небо, солнце, осадки, ветер ) - А теперь посмотрите вокруг, и рассмотрите внимательно изменения, которые произошли осенью в жизни растений. - Давайте остановимся и прислушаемся к природе. Что вы слышите? - Шорох, который мы слышим – это шорох листьев, которые срываются и падают на землю. - Глубоко вдохните и скажите, какие запахи вы чувствуете? - Подойдите к деревьям. Потрогайте кору и листья, понюхайте веточки деревьев, пожухлую траву. - Иван Бунин – известный русский поэт написал такие великолепные строки: Лес, точно терем расписной: Лиловый, золотой, багряный, Стоит над солнечной поляной, Завороженный тишиной… - Как вы думаете, почему поэт сравнивает лес с расписным теремом? - Какие цвета преобладают в осеннем лесу? - Осенью день становится короче, растения получают меньше солнечного света и зеленое вещество – хлорофилл начинает разрушаться. И листья окрашиваются по-разному. Там, где больше вещества желтого цвета, желтеют, а там где красного – краснеют. А так как в листьях разное количество красящих веществ, то растения и окрашиваются в разные цвета. - Обратите внимание на куст сирени и на ольху. Какого цвета листья? Как вы думаете, почему они до сих пор не поменяли окраску? - Правильно, молодцы! - Посмотрите вокруг, начался листопад. Как вы думаете, зачем деревья сбрасывают листья на зиму? - С наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней почвенная влага. Холодную воду растения не всасывают. Помимо этого зимой на листьях скапливалось бы много снега и от тяжести ветви бы ломались. Осенью на черешках листьев образуется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Теперь достаточно тяжести самого листа, удара капли дождя или дуновения ветра, чтобы лист отделился от ветки. - Рассмотрите веточку. Есть ли ранки от опавших листьев? - Листопад у всех деревьев начинается в одно и то же время? - А есть ли такие деревья, которые не сбрасывают листву? | - Осенью на небе больше облаков, чем летом; осенью дожди затяжные и холодные; осенью становится прохладнее, ясных дней всё меньше, часто пасмурно. Также появляются первые заморозки. - С приходом осени деревья и кустарники поменяли окраску листвы и начался листопад. - Мы слышим шорох листьев, шум ветра. - Поэт сравнивает лес с расписным теремом за его красоту и великолепие. - Желтый, красный, оранжевый. - Листья сирени и ольхи зеленые. Наверное в их листьях нет других красящих веществ, кроме зеленого. Предположения детей. - Ранок нет, потому что там образовался пробковый слой. - Нет. - Да, есть. Это хвойные растения. Учащиеся рассматривают сосну и ель, сравнивают ствол, крону, расположение хвоинок. И делают выводы об отличительных признаках этих деревьев. Слушают заранее подготовленный рассказ одноклассника о жизни хвойных деревьев осенью. | Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками; познавательные: построение логической цепи рассуждений |
docbase.org
1 класс. Окружающий мир. Природа и её сезонные изменения - Осень в жизни растений
Комментарии преподавателя
Давайте вспомним, какие изменения происходят осенью в неживой природе. Дни становятся короче, температура воздуха падает, чаще дует холодный ветер, небо затягивает холодными тучами, идут затяжные дожди. Все эти изменения влияют и на живую природу. Что же происходит в жизни растений осенью? Они готовятся к зиме.
Пришла без красок и кисти,
И разукрасила все листья.
Так говорят об осени. Приход осени сопровождается сменой окраски листьев. Почему это происходит? В листе содержится красящее вещество зеленого, красного и желтого цвета. Летом, когда много солнечного света зеленое вещество заглушает все остальные оттенки. Осенью дни становится короче, и растения получают мало света, зеленое вещество не успевает восстановиться, листья начинают окрашиваться по-разному. Красный, оранжевый, желтый цвета у рябины, клена, осины. Желтеют липы, березы, каштаны. Желто-коричневая листва – у дуба. Вся земля покрывается разноцветным ковром. Недаром осень называют художницей.
Но не все растения меняют окраску: сирень, и ольха остаются зелеными до первого снега. В листьях этих растений нет других красящих веществ, кроме зеленого.
Красоту осенней природы изобразил на свой картине «Золотая осень» великий русский художник И.И. Левитан.
(show.7ya.ru)
Давайте узнаем, что происходит осенью с хвойными деревьями. Лиственница пожелтела и сбросила листву. Ели и сосны стоят зеленые, листочкам-хвоинкам морозы не страшны. Каждая хвоинка покрыта восковым налетом. Листья-иголки маленькие и узкие, поэтому влаги испаряется меньше, чем у лиственных деревьев. Хвойным деревьям зимняя засуха не страшна. Но все же листопад есть и у хвойных деревьев. Только мы его не замечаем, потому что хвоинки опадают понемногу.
Лиственница (fotokto.ru)
Это явление встречается у осины, тополя, дуба и ивы. Эти деревья не только сбрасывают свою листву, но и избавляются от лишних веток, чтобы зимой меньше растрачивать питательные вещества. Этот процесс называется ветвепад.
Второе изменение в жизни растений – это листопад. Листопад – это процесс сбрасывания листвы. Деревья и кустарник сбрасывают листву не случайно – это защита от зимней стужи. Листья испаряют воду, летом воды в почве много. А вот зимой из промерзшей почвы много воды не получишь. Дерево просто погибнет от засухи. Вот поэтому растения, деревья и кустарники, сбрасывают свою листву. Весной снова появятся новые листья. Это продолжается из года в год.
(sovross.ru)
А еще листья зимой могли бы навредить дереву, давайте узнаем как. Под тяжестью снега иногда ломаются даже толстые ветки. А представьте себе, что было бы с деревом, если бы на ветках остались толстые листья.
Лиственные деревья и кустарники сбрасывают листву ежегодно. Этот про
www.kursoteka.ru