Проект на тему "Растение-живой организм". Растение живой организм
Растение — живой организм | Биология
Растение — живая система
Все произрастающие на Земле растения — живые организмы. Как организмы они способны питаться, дышать, осуществлять обмен веществ, удалять ненужные вещества, размножаться, расти, развиваться, взаимодействовать с окружающей средой и реагировать на изменения среды.
Эти процессы в организме осуществляются благодаря функционированию (от лат. функция - "работа") соответствующих органов. Группа органов образует систему, в которой все органы, выполняющие свои функции, взаимосвязаны между собой и работают согласовано, дополняя друг друга. Взаимосвязанная работа органов системы обеспечивает жизнь растения как единого организма, как особой живой системы — биосистемы (от греч. биос - "жизнь").
Нарушение работы одного из органов организма может привести к нарушению деятельности остальных его органов. Если корни не будут обеспечивать поглощение из почвы воды с растворенными в ней минеральными веществами, то все растение завянет. Если зеленые листья побега не смогут образовывать достаточного количества питательных веществ, то растение не зацветет, не образует плодов и семян. У организма отделить работу одного органа от другого невозможно, так как все они тесно связаны между собой.
Процессы жизнедеятельности растения
Процессы, протекающие в организме и обеспечивающие ему возможность существования, называются жизнедеятельностью. Жизнедеятельность организма обеспечивается работой и взаимодействием систем его органов.
В процессе питания организм поглощает из внешней среды необходимые ему вещества, усваивает их, благодаря чему живет и увеличивается в размерах. Растения в процессе питания поглощают из почвы воду и растворенные минеральные вещества, а из воздуха — углекислый газ, из которых с помощью энергии света образуют органические вещества и используют их для построения своего тела, роста и развития.
В процессе дыхания растительный организм осуществляет газообмен: потребляет кислород. При этом выделяется углекислый газ и пары воды.
Каждому организму свойствен обмен веществ. При этом превращения веществ (поступивших в процессе питания и дыхания), протекающие в организме, обеспечивают его жизнедеятельность и постоянную связь с окружающей средой. Образовавшиеся в этом процессе ненужные вещества удаляются в окружающую среду, т. е. выделяются.
Оказавшись в благоприятных условиях и достигнув определенного возраста, растения начинают размножаться, т. е. увеличивать количество особей. Размножение присуще всем живым организмам, но оно реализуется только в благоприятных для жизни условиях.
Растение в течение всей жизни увеличивается в размерах, т. е. растет, и приобретает новые свойства — развивается.
У разных растений развитие протекает с разной скоростью. У однолетников оно совершается достаточно быстро. Например, посеянные в апреле астры зацветают в августе, через 90 дней после посева. Тюльпаны, нарциссы, крокусы, дикорастущие луки, лилии при выращивании из семян разовьют цветоносные побеги не менее чем через 5-6 лет. Еще более длительный срок (10-30 лет) для этого требуется древесным и кустарниковым растениям.
Цветущие растения: 1 — нарциссы; 2 — кандык сибирский; 3 — пролески; 4 - тюльпаны
Рост и развитие растений, так же как и питание, дыхание, обмен веществ, размножение, зависят от условий окружающей среды. При неблагоприятных условиях растение развивается медленно и плохо растет, а при благоприятных развивается и растет быстро. Это свидетельствует о том, что растение, как все организмы, реагирует на изменения условий окружающей среды и его жизнедеятельность, зависит от них.
Организм — живая система (биосистема). Жизнь растительного организма зависит от слаженной работы его органов и от условий, в которых обитает растение. Основные процессы жизнедеятельности растения как живого организма: питание, дыхание, выделение, размножение, обмен веществ, рост и развитие.
blgy.ru
Проект на тему "Растение-живой организм"
ГУ «Надеждинская основная школа отдела образования
акимата Карабалыкского района»
Выполнила: Одинокова Анастасия 1 класс
Растение- живой организм
Секция: познание мира
Научный руководитель: Чеголина Л.И.учитель начальных классов
с. Надеждинка 2016г.
Введение……………………………………………………………… …3
Теоретическая часть
Биология- наука о живых организмах……………………………………...4
2. Практическая часть
Проведение опытов…………………………………………………………..5
Заключение …………………………………………………………………. 8
Список литературы…………………………………………………………. 9
Приложение № 1…………………………………………………………… .10
Введение
Цель исследования: определить основные характеристики растений, и их жизненные формы, исследовать зачем нужны разные части растений, условия для жизни растений.
Гипотеза: Если растение живой организм то они могут расти, питаться, дышать, давать жизнь новым растениям, так как у всех живых организмов есть определенные этапы жизни.
Задачи исследования:
Изучить почему растение относятся к живым организмам
Выявить какое значение имеет каждый его орган.
Разработать правила поведения в природе
Методы исследования: наблюдение, эксперимент
В природе существуют живые организмы и неживые объекты. Живые организмы отличаются от неживых объектов способностью расти, питаться, дышать, давать потомство. Так почему же растения относятся к живым организмам? Ведь на первый взгляд они неподвижны, не издают звуков и не общаются с нами. Мы не видим как они дышат и питаются.
На уроках естествознания мы начали изучать удивительный мир растений и меня заинтересовали вопросы: Как начинается жизнь растений? Что повлияло на то, что семена начали прорастать? Какая наука изучает растения? Какую среду занимают растения?
Биология (от греческого биос- жизнь, логос- наука) наука о живых организмах, их строении, жизнедеятельности.
Термин «биология» стал использоваться с 1802г. Ввёл это понятие французский учёный Ж.Б.Ламарк.
Первые живые организмы появились на Земле более 3,5млрд. лет назад. Они имели простое строение и представляли собой одиночные маленькие клетки. Позднее возникли более сложные одноклеточные, а затем многоклеточные организмы. Все живые существа отличаются по своим свойствам. В связи с этим их делят на большие группы, которые называются Царствами.
Царство- очень большая группа организмов, обладающих сходными признаками строения, питания и жизни в природе
Жизнедеятельность - это процессы, протекающие в организме и обеспечивающие его существование.
Ботаника- наука о растениях. Растение – живой организм.
Орган – это часть организма, имеющая определенное строение и выполняющая определенную функцию. Органы цветкового растения – побег (стебель, листья, почки), корень, цветок, плод, семя.
Вегетативные органы : корень, побег(стебель, листья и почки).
Обеспечивают питание, рост, развитие, обмен веществ и бесполое(вегетативное) размножение с помощью вегетативных органов.
Генеративные органы: цветок (тычинка и пестик), плод и семя.. Обеспечивают половое размножение. В цветке формируются плоды с семенами.
Признаки жизни растения
Растет, дышит, питается, размножается, умирает.
Мною были проведены исследования
Опыт 1
Я поставила в воду веточку березы и замочила семя фасоли. На 2 день семя фасоли разбухло, а на пятый день появился росток. На веточке березы тоже произошли изменения, набухли почки и стали появляться молоденькие листочки. Из данного опыта я сделала вывод, что растения попадая во влажную среду растут.
Далее мне предстоит узнать, а как же растения дышат, какой орган растения отвечает за дыхание.
Опыт 2
Для проведения опыта я взяла комнатное растение герань. И смазала обе стороны листа и черешок маслом, ежедневно в течение двух недель наблюдала за листьями. Через две неделю я увидела, что намазанные листочки стали вянуть и погибать. Как же происходит дыхание растений? Оказывается растение дышит с помощью отверстий в листьях. Масло закрыло отверстия и воздух перестал попадать в лист. В микроскопе мы увидели эти меленькие дырочки, они называются «устьица».
Опыт 3
На уроке мы проводили опыт сравнивали камень и растение. Мы поливали в течение месяца растение и камень. По окончанию опыта с камнем не произошло никаких изменений. Растение же напротив изменилось, на нем появился сначала цветок, а затем и плод.
Так зачем растению вода? Что будет, если одно растение поливать, а другое нет?
Мы взяли два одинаковых горшочка герани. Одно растение поливали обильно, а другое чуть-чуть. Наблюдали неделю. Герань с поливом осталась зеленой и выросла. Герань, которую поливали чуть-чуть, стала вянуть, края листиков желтеть и высыхать, стебель потерял упругость и упал, растение перестало расти. Вывод: растение без воды жить не может. Вода — не только питье для растений. С ней поступает еда в стебелек, листики, цветы и плоды. А когда есть еда, растение растет. А если мы забудем растение вовремя полить, оно будет «голодать» - вянуть и не будет расти.
Растение поглощает воду, углекислый газ и получает из них сахар и крахмал. При этом в воздух выделяется кислород.
Значит растения растут, изменяются, развиваются, питаются.
А как же растения размножаются? Есть два вида размножения растений
бесполое и половое.
Как начинается жизнь растений?
Взяв небольшую емкость, на дно выложила вату и залила небольшим количеством воды затем положила семена фасоли и накрыла ватой. Поставила емкость в теплое место. На второй день семена набухли, на пятый день появился росток. Затем я пересадила росток в горшочек. На седьмой день появился первый листочек.
Через 4 недели появился цветок, стебель растения вырос и стал 11 см. Через семь дней после появления цветка сформировалась завязь. На третий день длина стручка была 1 см., на восьмой день 4 см.
Что же повлияло на то, что семена начали прорастать?
Из своих наблюдений я пришла к выводу, что растениям для роста и развития необходима вода, тепло, свет, воздух.
Вода жизненно необходима для растений, так как она входит в состав клеток и является средой, где протекают все жизненные процессы. Она нужна для набухания и прорастания семян.
Свет необходим для осуществления процесса фотосинтеза, благодаря которому растения образуют питательные вещества в листьях
Разным видам растений требуются различные условия для роста в зависимости от среды обитания. Некоторые растения являются засухоустойчивыми, другие влаголюбивыми. Одни – светолюбивые, другие –теневыносливые.
- Откуда в природе растения получают воду и тепло? Воду от дождей, тепло от солнца.
А что произойдет если семена останутся в банке, сможет ли растение развиваться? Нет, так как растениям необходима еще почва. Из почвы растения получают минеральные вещества.
Заключение
В начале исследования я поставила перед собой цель определить основные характеристики растений, и их жизненные формы, исследовать зачем нужны разные части растений, условия для жизни растений.
Проведя исследования и изучив литературу я убедилась в том, что растения являются живыми организмами, так как они могут расти, питаться, дышать, давать жизнь новым растениям. Жизнь растительного организма зависит от слаженной работы его органов и от условий, в которых обитает растение.
С каждым годом на земле становится все меньше и меньше нетронутых уголков природы, где можно увидеть первозданные леса, степи и пустыни. Так давайте же сохраним то, что дала нам природа.
Список использованной литературы
1. Дыбина О. В. и др. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина; О. В. Дыбина (отв. ред.) . – М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 111 с. 2. Как растения дышат? Сто тысяч «почему». Почемучка [Электронный ресурс] / адрес доступа: http://allforchildren.ru/why/how31.php 3. Лаврова, С. А. Занимательная ботаника [Текст] / С. А. Лаврова. – М. : Белый город, 2010. – С. 143. 4. Зачем нужно поливать [Электронный ресурс] / адрес доступа http://happyflora.ru/view_post3.php? latter=395
infourok.ru
Конспект «Растение – живой организм»
Познание мира.
2 класс
«Растение – живой организм»
Цели:
О. – познакомить с видами растений, их строением, значением, условиями, необходимыми для жизни и роста растений; учить анализировать, делать выводы, сравнивать.
Р. – развивать речь, мышление, внимание, воображение, память.
В. – воспитывать бережное отношение к природе, понимания роли растений в природе и жизни человека.
1.Орг. момент.
Физминутка
Мы ребята смелые, ловкие, умелые.
Раз – присели, два – поднялись, покачались.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть за парту тихо сесть.
Проверка готовности к уроку.
2.Тема урока.
- На прошлом уроке мы закончили раздел «Природа». А сегодня мы начинаем новый раздел – «Жизнь растений», который будем изучать в течение нескольких уроков.
Мы с вами – путешественники. Мы отправляемся в мир растений. Тема нашего урока записана на доске. Давайте, её прочтём. Сегодня вы узнаете на какие виды делятся растения, рассмотрим их строение, значение, условия, необходимые для жизни и роста растений.
Загадки.
1.Его весной и летом вы видели одетым
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево)
2.Две сестры: летом зелёные,
К осени одна краснеет, другая чернеет. (Смородина красная и чёрная).(Кустарник)
3.Что не сеяно родится? (Трава)
Работа с учебником. С. 53. Рассмотрите иллюстрацию. Что изображено?
У: Какие деревья, растущие в нашей области вы знаете?
Д: берёза, осина, тополь, клён, сосна и т.д.
У: Какие кустарники вы встречали?
Д: шиповник, рябина, смородина, барбарис, сирень.
У: перечислите виды трав.
Д: ромашка, клевер, полынь, пшеница, овёс.
У: Обратите внимание на таблицу. Что на ней изображено?
Д: Деревья, кустарники, трава.
У: Что общего мы можем отметить?
Д: Корень, листья.
У: Чем отличаются деревья, кустарники, травы?
Д: У дерева один ствол, он толстый, у кустарника – несколько и тонкие. А у травянистых вместо ствола – стебель.
Дерево - высокое, кустарник – ниже, самая низкая – трава.
У: А как вы думаете, растения относятся к живой или неживой природе? (Ответы детей, приходим к выводу, что всё живое движется, дышит, питается, размножается).
ВЫВОД: РАСТЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ К ЖИВОЙ ПРИРОДЕ.
У: Как растения движутся? (Ответы детей)
У: Рост растения – это движение. А ещё подсолнух, например, поворачивает головку за солнцем. Комнатные растения стараются расположить свои веточки так, чтобы получить максимальное количество света.
Как растения дышат? Через специальные очень маленькие отверстия на листьях. Более подробно об этом вы узнаете сегодня, но чуть позже.
Откуда берут питание растения?
Д: Из почвы, с поливом.
У: Как размножаются растения?
Д: Отводки, отростки, черенки, луковицы и т.д.
У: Что любят растения?
Д: Свет, тепло.
У: Что необходимо для роста растений?
Д: Пища, воздух, свет, тепло, вода.
У: Ребята, из всего сказанного какой можно сделать вывод? Растения это живой или неживой организм? И к какой природе они относятся?
Д: РАСТЕНИЕ – ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ, ОНО ОТНОСИТСЯ К ЖИВОЙ ПРИРОДЕ.
Физминутка. Игра на внимание. Учитель говорит название растения, а дети определяют к чему оно относится. Если это дерево – руки вверх, если кустарник – руки перед собой, если трава – хлопок. (Груша, ромашка, василёк, смородина, яблоня, крыжовник, пшеница, сирень, дуб, лён, вишня).
Стихотворение Леонида Квитко «Чудо».
Вопросы к стихотворению.
1.Что посадили весной?
2.Что случилось с зёрнышком дальше? (проросло)
3.Что появилось потом? (листок)
4.Что выросло из зёрнышка? (морковь)
5.О каком чуде говорится в стихотворении?
Работа с учебником.
О периодах в жизни растений мы узнаем из учебника. С.55 2 абзац.
У: Какие периоды проходят растения?
Д: Появление всходов, созревание (Цветение, образование цветов (плодов),
Старение, отмирание, смерть (увядание всех органов).
Физминутка. (коррекция правильного дыхания)
Встали. Давайте представим, что мы маленькое семечко. Прижмём руки к груди. Сядем на корточки и медленно, поднимаясь, как-будто растём, медленно набирая воздух. Тянем руки вверх – это наши веточки. Выдох – руки опустить. Ещё раз, поднимаем через стороны – глубоко вдыхаем, выдох резкий – руки опустить. И ещё раз. Молодцы, садитесь.
У: Мир растений разнообразен и велик. Есть такая наука – ботаника, она изучает растения. И сегодня к нам в гости пришли ботаники (выходят дети). Они расскажут нам на какие группы делятся растения (мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения) – наглядность.
У: На какие группы делятся растения?
- У какого растения нет корня? (мох)
- У каких растений нет цветков, плодов, семян? (мох, папоротник)
- У какого растения вместо плодов шишки? (хвойное)
О значении зелёных растений в природе и жизни человека вы узнаете из хрестоматии с.29 начиная со второго абзаца.
У: - Какое значение в жизни человека имеет растение?
- Что образуют остатки растений, которые находятся под землёй?
У: Растения оказывают нам ещё одну неоценимую услугу – очищают воздух. Как это происходит, мы узнаем из отрывка из фильма. Вы услышите фамилию Темерязьев – это учёный-биолог, который занимался исследованием жизни растений. (Небольшой отрывок фильма)
Смотрите внимательно, по окончании вы должны будете ответить на вопросы.
1.Из чего состоят листья и всё живое? (из клетки)
2.Что расположено на обратной стороне листа? (ротики) Для чего они нужны? (дыхание листьев)
3.В какой цвет окрашивает лист хролофилл?(зелёный)
4.Что происходит с листьями с первыми лучами солнца?
5.В какие газы превращает хролофилл воду?(кислород, водород)
6.С помощью хролофилла на какие газы делится воздух?(углерод, кислород)
7.Какой полезный газ выделяют листья?(кислород)
3.Итог урока.
- Какую тему мы сегодня изучали?
- К какой природе живой или неживой относятся растения?
- Какие виды растений вы узнали?
- Чем отличаются?
-Что необходимо растениям для нормального развития, роста?
- Значение растений в жизни человека.
Выставление оценок.
4.Домашнее задание.
infourok.ru
Тема урока: «Растение – живой организм»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
Тема урока: «Растение – живой организм»
Подготовила Учитель нач кл
Шалдыбаева Г.Т
«Школа-гимназия»г. Лисаковск
Тема урока: «Растение – живой организм».
Задачи урока:
обобщить и систематизировать знания учащихся о разнообразии растений;
дать представление о растении как живом организме;
развивать умение выделять существенные признаки, устанавливать причины и следствия природных явлений;
воспитывать бережное отношение к растениям.
Оборудование: презентация, кроссворд «Растения», схемы «Группы растений», «Признаки жизни растений», тест, иллюстрации лекарственных растений.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в палисады и жилища.
Они пришли из глубины веков,
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.
С. Красиков.
II. Объявление темы урока и постановка целей.
- Давайте разгадаем кроссворд и определим тему нашего сегодняшнего разговора.
Кроссворд «Растения»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
1. Не огонь, а жжется. (Крапива.)
2. Красненькая матрешка, беленько сердечко. (Малина.)
3. Что за дерево стоит -
Ветра нет, а лист дрожит. (Осина.)
4. Последняя улыбка осени.
Звезда на клумбе (Астра.)
5. Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой, растут под горой. (Береза.)
6. Ветка в грозди разодета
Фиалкового цвета.
Это в летний жаркий день,
Расцвела в саду …….. (сирень.)
7. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед. (Липа.)
8. Платье потеряла,
Пуговки остались. (Рябина.) Растения
Не спеша растут растенья
Целый век стоят на месте,
Уходя корнями в землю,
Простирая руки к солнцу.
Ничего они не ищут,
Ни о чем они не просят –
Им ведь нужно так немного –
Свет, Земля,
Вода и ветер –
То, чего искать не надо,
То, что всем дается даром.
А еще деревьям нужно,
Чтоб земля была прекрасна,
И живут они, растенья
Украшая нашу землю:
Красотою тонких веток,
Красотой цветков пахучих,
Несказанной красотою
Доброты своей извечной.
III. Актуализация опорных знаний. Введение в тему.
- Что такое растение?
Растение – это тела живой природы. На Земле встречаются самые различные растения по виду, высоте, возрасту.
Назовите известные вам группы растений, приведите примеры.
Растения
Заполни схему:
Растение
- Какое значение имеют растения в жизни человека?
- Какие деревья, кустарники, травы растут в нашем краю?
- Где произрастают дикорастущие растения? ( В лесу, в горах, на водоемах, лугах.)
- Какие растения называют культурными?
- Где растут культурные растения? (Поле, сад, огород.)
- Приведите примеры дикорастущих и культурных растений.
Тест
Какое из этих растений выращивают в садах?
а) пшеница,
б) слива,
в) помидор.
2. Какое из этих культурных растений люди выращивают на огородах?
а) рожь,
б) ель,
в) огурцы.
3. Какое из этих культурных растений люди выращивают на полях?
а) дыня,
б) овес,
в) яблоня.
4. Какое из этих культурных растений люди выращивают на бахче?
а) свекла,
б) арбузы,
в) картофель.
5. Как одним словом можно назвать плоды садовых деревьев?
а) овощи,
б) фрукты,
в) корнеплоды.
( Взаимопроверка работы)
IV. Изучение нового материала
- Почему растения считают живыми организмами?
- Что нужно растению для роста и развития?(проблемный вопрос)
Учитель обобщает.
Работа с текстом учебника (c.78)
- Какие растения изображены?
Составьте схему:
мхи
водоросли
папоротники
Цветковые растения
Хвойные растения
- Чем отличается каждая группа растений? (рассказы ребят)
Водоросли- растения, обитающие главным образом в воде. Одни из них состоят из одной клетки, поэтому их можно увидеть только в микроскоп. Другие выглядят как узкие, шелковистые зеленые нити. Некоторые морские водоросли похожи на бурые ленты длиной до нескольких десятков метров. У водорослей никогда не бывает листьев, стеблей и корней.
Мхи - небольшие растения простого строения, растущие во влажных местах. Мхи имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков, плодов с семенами.
Папоротники – растения с крупными, похожими на перья листьями. У папоротников есть стебли и корни, но цветков, плодов с семенами не бывает.
Хвойные растения – растения, у которых игловидные листья- хвоинки. У хвойных не бывает цветков и плодов. Их семена созревают в шишках. К хвойным растениям относятся ель, сосна, лиственница, можжевельник и другие.
Цветковые растения – растения, у которых есть корень, побег. Цветки, плоды с семенами. Это самая многочисленная группа.
Каждый цветок – это упавшая с неба звезда. Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов. Посмотрите.
Цветы всегда были любимы людьми. Они дарили друг другу цветы, тем самым выражая свои чувства: любовь, уважение, признательность, почтение.
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца обогревая,
Как маленькие теплые костры.
К Женэ.
- Могут ли растения расти на камнях? (Да, но только особенные. Это лишайники, похожие на зеленые и оранжевые пятна.)
Работа в тетради с.20 №13
Мох – это не цветковое растение, коробочка со спорами, которыми они размножаются.
Вспомним бытовавший на Руси праздник Ивана Купалы, когда настоящие и мифические цветы становились поводом к пляскам, песням и веселым шуткам, а также к поискам таинственного Перунова огнецвета (Перун – языческий бог молнии) – цветка папоротника, который, по легенде, расцветал только в разгар летнего равноденствия, в ночь с шестого на седьмое июля, и мог раскрыть секреты подземных сокровищь. Однако увидеть цветущее растение было очень трудно, ибо цветок охраняли злые духи и лесные дивы, которые напускали на людей разные беды.
В ночь на Ивана Купалу на высоких холмах зажигались костры, густым дымом окутывались поля, окуривался скот, люди прыгали через яркое пламя. Все это было обрядами очищения и защиты будущего урожая, всего живого от темных сил.
После этого все начинали веселиться. Молодежь собирала цветы, пела песни, водила хороводы вокруг костров. Самые смелые купались в ночной таинственной реке. Девушки гадали на плывущих по речной заводи венках.
Физминутка
Практическая работа.
- Каково строение растительного организма?
( Сравнение травянистого, кустарника, деревьев)
Что общего, а чем отличаются?
Вывод: все растения имеют одинаковое строение: корень, ствол, лист, цветок, плод.
- Какое значение в жизни человека имеют растения?
Учитель читает стих и демонстрирует лекарственные растения:
Рассмотри и запомни эти цветы,
В них столько тепла и земной красоты!
Все, человек, что тебя окружает,
Любит и лечит тебя, охраняет.
Листок подорожника ты не топчи,
Ссадину, рану ты им залечи.
Ты заболел, а аптека закрыта.
Банка с малиной мамой открыта.
Это варенье, оно же лекарство,
Быстро уходит болезни коварство.
Мята поможет в зимние дни,
Летом ее насуши, сохрани.
В зимнюю стужу чай завари,
Выпей его и спи до зари.
Вот зверобой и ромашка с ним рядом.
Смотрят цветы на тебя нежным взглядом.
Ты, человек, их понимай,
Пользуйся ими, не обижай.
Н.Д.Коваленко.
- Какие лекарственные травы применяются при простуде? (шалфей, чабрец, базилик, листья и ягоды малины.)
- какие лекарственные травы помогают при лечении ран? (чистотел, подорожник, отвар крапивы.)
Рассказать, как появилась наука о растениях – ботаника.
- С глубокой древности человек, собирая, а затем возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек, археологи находили семена различных злаков, льна, мака, гороха, садовых и многих других растений. Уже ученые Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки. Так появилась наука о растениях, получившая название от греческого слова «ботане» - «трава».
Повторение и закрепление.
- Что значит «живой организм»? (Он дышит, питается, развивается, размножается, умирает.) - Одинаковые ли условия нужны для разных растений?
( капуста, огурцы, пшеница – влаголюбивые; кактус, полынь, верблюжья колючка – засухоустойчивые; ландыш, хвощ, папоротник – теневыносливые; сосна, хлопчатник, виноград, мать-и-мачеха – светолюбивые; мох, полынь, ель, береза – хладолюбивые; лимон, арбуз, дыня, виноград – теплолюбивые.)
- Какие растения называют цветковыми?
- Какие органы есть у всех цветковых растений?
VI. Итог урока.
- Чем важно для человека озеленение города?
- Почему полезно для здоровья совершать прогулки в лес?
- Около каких растений воздух считается наиболее здоровым?
- Почему и для чего создана Красная книга растений?
- Сколько всего видов деревьев?
Тысячи лет люди собирали в лесах съедобные плоды и ягоды, грибы, лекарственные травы, занимались рыбалкой и охотой – и все это без ущерба для природы. А теперь - будто забыли, что они дети природы, дети Земли! Представьте себе, что станет с нами, если мы уничтожим все леса: мы лишим себя самого прекрасного - общения с природой.
- Что полезного для себя вы получили сегодня на уроке?
- Пригодятся ли эти знания вам в жизни?
- Пополнили ли вы свой багаж знаний?
- Получили удовольствие от урока?
Домашнее задание.
Рабочая тетрадь №2 (задания14,15, с.20-21). Интересные сведения о растениях. Учебник с.78-80; дополнительно, с.162.
infourok.ru
Урок Растения живой организм
Тема урока:
Виды Растений
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о разнообразии растений.
Задачи:
Образовательная: дать представление о растении как живом организме.
Развивающая: развивать умение выделять существенные признаки, устанавливать причины и следствия природных явлений;
Воспитательная:воспитывать бережное отношение к растениям.
Оборудование: презентация, кроссворд «Растения», схемы «Группы растений», «Признаки жизни растений», тест, иллюстрации лекарственных растений.
Ход урока.
1. Организационный момент. Нет ничего прекраснее цветов, Пришедших в палисады и жилища. Они пришли из глубины веков, Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.
С. Красиков.
2. Объявление темы урока и постановка целей. - Давайте разгадаем кроссворд и определим тему нашего сегодняшнего урока.
Кроссворд «Растения"
1. Не огонь, а жжется. (Крапива.)
2. Красненькая матрешка, беленько сердечко. (Малина.)
3. Что за дерево стоит - Ветра нет, а лист дрожит. (Осина.)
4. Последняя улыбка осени. Звезда на клумбе (Астра.)
5. Клейкие почки, зеленые листочки. С белой корой, растут под горой. (Береза.)
6. Ветка в грозди разодета Фиалкового цвета. Это в летний жаркий день, Расцвела в саду …….. (сирень.)
7. С моего цветка берет Пчелка самый вкусный мед. (Липа.)
8. Платье потеряла, Пуговки остались. (Рябина.)
Растения
- Сегодня на уроке мы будем разговаривать о части живой природы – растениях. ( дети читают стихотворение наизусть) Не спеша растут деревья Целый век стоят на месте, Уходя корнями в землю, Простирая руки к солнцу. Ничего они не ищут, Ни о чем они не просят – Им ведь нужно так немного – Свет, Земля, Вода и ветер – То, чего искать не надо, То, что всем дается даром. А еще деревьям нужно, Чтоб земля была прекрасна, И живут они, деревья, Украшая нашу землю: Красотою тонких веток, Красотой стволов могучих, Несказанной красотою Доброты своей извечной. Б. Заходер.
3. Актуализация опорных знаний. Введение в тему.
- Что такое растение? Растение – это тела живой природы. На Земле встречаются самые различные растения по виду, высоте, возрасту. Давайте, мы составим схему «Группы растений» Наводящие вопросы:
- Что относится к растениям?- Какие деревья, кустарники, травы растут в нашем краю?
4.Рассказ учителя о дикорастущих и культурных растений.
5. Изучение нового материала.
- Почему растения считают живыми организмами? - Что нужно растению для роста и развития?(проблемный вопрос) Работа с текстом учебника (c.34-36) Работа в группах.
Обобщение материала по учебнику.Составление схемы в тетради «Признаки жизни растений»
Чем отличается каждая группа растений? (рассказы ребят)
Физминутка.
Сообщения детей со слайдами.
1. Водоросли- растения, обитающие главным образом в воде. Одни из них состоят из одной клетки, поэтому их можно увидеть только в микроскоп. Другие выглядят как узкие, шелковистые зеленые нити. Некоторые морские водоросли похожи на бурые ленты длиной до нескольких десятков метров. У водорослей никогда не бывает листьев, стеблей и корней.
2. Мхи - небольшие растения простого строения, растущие во влажных местах. Мхи имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков, плодов с семенами.
3. Папоротники – растения с крупными, похожими на перья листьями. У папоротников есть стебли и корни, но цветков, плодов с семенами не бывает.
4. Хвойные растения – растения, у которых игловидные листья- хвоинки. У хвойных не бывает цветков и плодов. Их семена созревают в шишках. К хвойным растениям относятся ель, сосна, лиственница, можжевельник и другие.
5. Цветковые растения – растения, у которых есть корень, побег. Цветки, плоды с семенами. Это самая многочисленная группа.
Каждый цветок – это упавшая с неба звезда. Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов. Посмотрите. Цветы всегда были любимы людьми. Они дарили друг другу цветы, тем самым выражая свои чувства: любовь, уважение, признательность, почтение. Цветы, как люди, на добро щедры, И, щедро нежность людям отдавая, Они цветут, сердца обогревая, Как маленькие теплые костры. К Женэ.
Сообщение учителя о лекарственных растениях
Учитель читает стихотворение и демонстрирует лекарственные растения:
Рассмотри и запомни эти цветы, В них столько тепла и земной красоты! Все, человек, что тебя окружает, Любит и лечит тебя, охраняет.
Листок подорожника ты не топчи, Ссадину, рану ты им залечи.
Ты заболел, а аптека закрыта. Банка с малиной мамой открыта. Это варенье, оно же лекарство, Быстро уходит болезни коварство.
Мята поможет в зимние дни, Летом ее насуши, сохрани. В зимнюю стужу чай завари, Выпей его и спи до зари.
Вот зверобой и ромашка с ним рядом. Смотрят цветы на тебя нежным взглядом. Ты, человек, их понимай, Пользуйся ими, не обижай. Н.Д.Коваленко. - Какие лекарственные травы применяются при простуде? (шалфей, чабрец, базилик, листья и ягоды малины.) - какие лекарственные травы помогают при лечении ран? (чистотел, подорожник, отвар крапивы.)
Историческая справка
Вспомним бытовавший на Руси праздник Ивана Купалы, когда настоящие и мифические цветы становились поводом к пляскам, песням и веселым шуткам, а также к поискам таинственного Перунова огнецвета (Перун – языческий бог молнии) – цветка папоротника, который, по легенде, расцветал только в разгар летнего равноденствия, в ночь с шестого на седьмое июля, и мог раскрыть секреты подземных сокровищь. Однако увидеть цветущее растение было очень трудно, ибо цветок охраняли злые духи и лесные дивы, которые напускали на людей разные беды. В ночь на Ивана Купалу на высоких холмах зажигались костры, густым дымом окутывались поля, окуривался скот, люди прыгали через яркое пламя. Все это было обрядами очищения и защиты будущего урожая, всего живого от темных сил. После этого все начинали веселиться. Молодежь собирала цветы, пела песни, водила хороводы вокруг костров. Самые смелые купались в ночной таинственной реке. Девушки гадали на плывущих по речной заводи венках.
6. Повторение и закрепление.
Тест
1. Какое из этих растений выращивают в садах? а) пшеница, б) слива, в) помидор. 2. Какое из этих культурных растений люди выращивают на огородах? а) рожь, б) ель, в) огурцы. 3. Какое из этих культурных растений люди выращивают на полях? а) дыня, б) овес, в) яблоня. 4. Какое из этих культурных растений люди выращивают на бахче? а) свекла, б) арбузы, в) картофель. 5. Как одним словом можно назвать плоды садовых деревьев? а) овощи, б) фрукты, в) корнеплоды.
7. Домашнее задание.
Учебник с.34-36
8. Итог.
- Что значит «живой организм»? (Он дышит, питается, развивается, размножается, умирает.)
- Что необходимо для жизни растению?
infourok.ru
Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 города Воронежа
Царство Растения
Является ли растение живым организмом? По каким признакам растения отличаются от других живых организмов?
Рассмотрим признаки живых организмов, свойственные растениям.Дыхание. Растениям, как и всем живым организмам, для дыхания необходим кислород. Выдыхают они углекислый газ. Дышат все органы и живые клетки.
Питание. Растения используют для питания неорганические вещества (воду, углекислый газ, минеральные соли) и в процессе фотосинтеза сами создают органическое вещество. Все животные, грибы и большинство бактерий питаются готовыми органическими веществами. Например, животные поедают растения или других животных. Углекислый газ поступает в наземные части растения – побеги – из воздуха. (В них и происходит фотосинтез.) Поэтому побеги называют органами воздушного питания. Вода и минеральные соли поглощаются корнями из почвы. Соответственно, корни называют органами почвенного питания. В процессе питания и дыхания живые организмы получают из окружающей среды необходимые им вещества, перерабатывают их в вещества своего тела, а образовавшиеся при этом ненужные вещества выделяют в окружающую среду. Таким образом, происходит превращение веществ, которое обеспечивает и жизнедеятельность организма, и связь с окружающей его средой – обмен веществ. Обмен веществ свойственен только живым организмам.
Рост и развитие. Если говорят о росте, то имеют в виду увеличение размеров. Организм растения тоже развивается, постоянно образуя новые побеги и всегда растёт. Рост растения продолжается всю его жизнь. Развитие же предполагает формирование новых органов (из почки – новый побег, из семени – проросток и т. д.).
Размножение. Как и все живые организмы растения производят потомство. Способность отвечать на изменение условий среды. Если условия окружающей среды благоприятны для растений, то они активно растут и развиваются. Если нет, то растения или гибнут, или процесс их роста и развития замедляется. Так, растения нашей полосы приспособились к переживанию неблагоприятных зимних условий. Листья растений, растущих в тени шире, чем листья растений того же вида, выросших на открытом месте.
Образ жизни. Отличительный признак растений – прикреплённый образ жизни. «Неподвижность» растений связана со способностью к постоянному росту: поверхность организма растений, через которую поступают в организм питательные вещества, постоянно увеличивается. Оставаясь на месте, растение захватывает новые пространства, из которых и получает питание. Поэтому растения и не испытывают особой потребности в передвижении.
Кроме того, растения способны и к настоящему движению. Вспомни, как скручиваются плоды недотроги, как поворачиваются к солнцу листья и цветки (особенно хорошо это видно на подсолнечнике), как обвиваются вокруг опоры побеги вьюнка, фасоли или лимонника, усики гороха, как складываются листочки кислицы, закрываются и открываются цветки.
Интерактивный урок-тренажёр. (Выполните все задания урока)
Все растения – живые организмы. Они питаются, дышат, осуществляют обмен веществ, выделяют в среду ненужные вещества, растут и развиваются, размножаются и реагируют на воздействия внешней среды.
От других живых организмов – бактерий, грибов и животных – растения отличаются способностью создавать органические вещества из неорганических, используя энергию Солнца. При этом растения выделяют в окружающую среду кислород.
В отличие от животных, растения ведут прикреплённый образ жизни и способны к постоянному росту и образованию новых органов.
В разделе "Царство Растения" вы можете изучить:
biolicey2vrn.ru
Урок познания мира "Растение - живой организм" (2 класс)
Тема: Растение – живой организм.
Цель:
доказать, что растения - живые организмы, познакомить с необходимыми условиями для их существования.
Задачи:
дать представление о видах растений, почему растения относятся к живым организмам;
уметь логически мыслить, анализировать, доказывать;
проявлять бережное отношение к природе.
развивать: умение выделять существенные признаки, устанавливать причины и следствия природных явлений; умения логически мыслить, анализировать, доказывать;
воспитывать бережное отношение к растениям.
Методы: словесный, наглядный, объяснительно – иллюстративный, частично-поисковый.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, видеоролик.
Ход урока.
1.Орг.момент. Психологический настрой.
-Давайте представим, что мы семена, которые садовник посадил в своем саду.(дети садятся на корточки) Садовник ухаживает за своими семенами, поливает их, а солнышко греет их своими теплыми лучами. Семена начинают прорастать, появились первые расточки,(поднимаются) дальше наш цветок становится все выше и выше, и наконец на нем распускаются цветочки. (садятся за парты). (слайд 2)
-Зарядились той эненргией, которую получал ваш цветочек, настроились на урок.
2.Сообщение темы и целей урока.
- Давайте разгадаем кроссворд и определим тему нашего сегодняшнего разговора. (слайд 3)
Кроссворд «Растения»
1. Не огонь, а жжется. (Крапива.)
2. Красненькая матрешка, беленько сердечко. (Малина.)
3. Что за дерево стоит -
Ветра нет, а лист дрожит. (Осина.)
4. Последняя улыбка осени.
Звезда на клумбе (Астра.)
5. Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой, растут под горой. (Береза.)
6. Ветка в грозди разодета
Фиалкового цвета.
Это в летний жаркий день,
Расцвела в саду …….. (сирень.)
7. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед. (Липа.)
8. Платье потеряла,
Пуговки остались. (Рябина.) Ответ: Растения
- Сформулируйте тему нашего урока. (Растения) -А именно сегодня мы поговорим о том, что растение – это живой организм. (слайд 4)-Сформулируйте цель? (доказать, что растение живой организм) - Какие критерии успеха мы поставим перед собой? (на доске) • Понимаю, какие организмы относятся к растениям; • Знаю, почему растения относятся к живым организмам; • Могу, определять виды растений (слайд 5)
3.Актуализация знаний.
- Что такое растение?
Растение – это тела живой природы. На Земле встречаются самые различные растения по виду, высоте, возрасту.
- На земле насчитывают 500 тыс. видов растений, которые отличаются и размерами, и формой, и окраской; у них разная среда обитания, разные способы размножения, разная продолжительность жизни. Растения встречаются повсюду: на равнинах, и высоко в горах, на болотах, и в пустынях, на дне морей, на лугах и полях, в садах и огородах. Одни растения широко распространены, другие встречаются редко. Некоторые растения давно исчезли, а некоторые столь редки, что их можно увидеть только в ботанических садах и национальных заповедниках и парках.
- А какие условия необходимы растениям для жизни?(проблемный вопрос)
4.Изучение нового материала.
- Растение – это тела живой природы. На Земле встречаются самые различные растения по виду, высоте, возрасту. Они растут и в лесах, и в степях, и в горах, и в воде. Все растения дышат, питаются, размножаются, растут, развиваются. Они живые организмы.Растения, как животные и человек, постоянно дышат. Им нужен воздух.
- Но если человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ, то растения, наоборот: поглощают углекислый газ, а выдыхают кислород. Поэтому их называют «легкими города», они очищают воздух.-Растениям нужна вода. Но растение из почвы корнями берет не одну воду, а вместе с растворенными в ней минеральными солями.
- Для роста им необходим свет, который улавливают они в основном листьями. На свету листья зелёного цвета образуют крахмал и сахар, необходимые для роста и развития растения.
- Значит, какие условия необходимы растению для жизни ( учебник с.61)
- Деревья — растения с многолетними деревянистыми стеблями. Каждое дерево имеет корень, многочисленные ветви, листья, цветы, плоды. Имеет один ствол растущий прямо. Это дуб, береза, клен, вишня.
- Кустарники отличаются от деревьев тем, что ствол у них начинает ветвиться почти у самой поверхности почвы и его трудно распознать среди ветвей. Поэтому кустарники имеют не один ствол, как деревья, а несколько стволиков, отходящих от общего основания. Кустарники имеют корень, листья, цветы, плоды. Это облепиха, сирень, смородина, крыжовник, лещина, орешник.
- Травы имеют корень, зеленые, сочные стебли, листья, цветы, плоды. Ствол у них отсутствует. Это ландыш, герань, галантус, медуница, подорожник.
- Какой мы можем сделать вывод?
- Все растения на нашей планете мы можем разделить на три основные группы.
- Давайте, мы составим схему “Группы растений” (приложение 1)
Наводящие вопросы:
-как называется группа растений, у которых один ствол и они растут прямо?
- группа растений, с несколькими тонкими стволами?
- растения, у которых ствол отсутствует, а вместо него есть стебель? (слайд 6)
- Молодцы, ребята, а кто мне может сказать , какие деревья, кустарники, травы растут в нашем краю?
- Я думаю, что вы немного устали, поэтому я предлагаю вам отдохнуть.
*Физминутка. (слайд 7)
Учитель говорит название растения, а дети определяют к чему оно относится. Если это дерево – руки вверх, если кустарник – руки перед собой, если трава – хлопок. (Груша, ромашка, василёк, смородина, яблоня, крыжовник, пшеница, сирень, дуб, лён, вишня).
- Отдохнули, теперь приготовились работать дальше.
- Ребята, ответьте мне на вопрос: а сразу ли растение выглядит так, как мы его представляем при названии? (на примере подсолнуха)
-Нет, т.е пока растение вырастит оно пройдет несколько этапов.
- Изменения в жизни растений происходят постепенно. С чего мы начинаем выращивать растение? (дети заполняют схему) (просмотр видеоролика )
- Сначала мы садим семена, это первое звено нашей цепочки.( вывешиваю на доске)
- Далее появляются всходы (вывешиваю на доске) – это первый период в их развитии. За ними следует наращивание зеленой массы – побегов и листьев (вывешиваю).
-Далее цветение, образование плодов и семян – этот период называют периодом созревания. (вывешиваю)
- последний период – увядания (засыхания) всех органов – это смерть.
- А теперь давайте прочитаем, что же у нас получилось?
Обобщение: Растение растёт, развивается, питается, дышит, размножается, двигается. Растение живое существо. (слайд 8)
5.Закрепление темы урока
- Что значит «живой организм»? (Он дышит, питается, развивается, размножается, умирает.)
-Сейчас я предлагаю вам заполнить кластер, на доске, и мы проверим то, как вы усвоили материал.
-
(после проверка по слайду)
6.Итог урока. Рефлексия.
- С какой темой мы работали на уроке
- Что полезного для себя вы получили сегодня на уроке?
-А сейчас я предлагаю вам цветовое оценивание нашего урока. Если на мой вопрос ответ «да. То вы поднимаете розовую карточку, если нет – зеленую.
- Пригодятся ли эти знания вам в жизни?
- Пополнили ли вы свой багаж знаний?
- Получили удовольствие от урока?
7.Домашнее задание: с.60-61 читать, с. 62 вопросы.
Приложение 1.
Растения
infourok.ru