Растение эпопея. САЖАЕМ САД Всё, что вы хотели знать о ландшафтном дизайне своими руками

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Роман-эпопея - что это такое? Примеры. Растение эпопея


Ипомея - посадка и уход за "вьюнком", фото

 Добавлено 25.03.2014  вьющиеся растения , лианы , посадка

ипомея фотоЖивые изгороди – беспроигрышный способ организовать пространство в саду и разделить его на зоны или просто украсить. Для их создания требуются вьющиеся растения, опоры для них и много времени, которое уйдуёт на рост многолетних лиан, если только не вооружиться семенами ипомеи. Ипомея (правильное название Ipomea или Pharbitis) – известная многим как «вьюнок» –  за несколько недель сформирует зелёный ковёр на любой опоре. Обилие сортов и расцветок, её податливые быстрорастущие стебли позволят воплотить в жизнь любые планы.

Какой сорт выбрать?

В первую очередь необходимо решить, какой сорт ипомеи подойдёт для сада. Ипомеи бывают однолетние и многолетние, но стоит приготовиться к тому, что однолетних видов гораздо больше. Поэтому если вопрос многолетия не принципиален, можно выбирать любую понравившуюся ипомею, ведь что касается ипомеи – посадка и уход настолько просты, что любой сорт неприхотлив и мог бы расти без участия человека.

В среднем высота ипомеи достигает двух-трёх метров, что вполне достаточно для обвивания невысоких заборов. Среди сортов ипомеи есть такие, которые в основном ценят за их листья, ведь каждый сорт характеризуется особой формой и оттенком от нежно-зелёного до бурого. Для ярких зелёных листьев подойдёт сорт «Light Green», для фиолетовых листьев – «Sweet Caroline Purple», а листья сорта «Sweet Heart Red»напоминают кленовые. Среди сортов ипомеи есть и декоративно-цветущие, выбор оттенков огромен, например, небесно-голубая ипомея сорта «Heavenly Blue» будет радовать глаз с июня и до первых заморозков.

Ипомея «Heavenly Blue» фото

Ипомея «Heavenly Blue»

Ещё одним эффектными относительно неприхотливым видом ипомей является ипомея-«луноцвет» (Ipomoea Calonyction). «Луноцвет» выбирают из-за впечатляющих крупных белых цветков и необычайной плотности зарастания.Побегов хватит на обвивание как минимум беседки – средняя длина около восьми метров.

ипомея-луноцвет фото

Ипомея-«луноцвет» (Ipomoea Calonyction).

 Где посадить?

При выборе места для посадки ипомеи необходимо помнить главную особенность этой лианы. Её цветки очень чутко реагируют на прямые солнечные лучи: с наступлением полудня они закрываются и раскрываются только на следующий день с рассветом. Поэтому место лучше выбирать не самое солнечное, тогда больше вероятности, что декоративно-цветущая ипомея будет радовать глаз своими цветками дольше. Но и полную затененность культура не любит. В таких местах ипомея растет медленно. Поэтому цветоводы, готовые мириться с нераспустившимися цветами, чаще всего сажают ее на солнечных местах вокруг дома или беседки, вдоль заборов.  Также желательно, чтобы место, где будет расти ипомея, было не слишком открытым и ветреным, побеги лианы и хрупкие цветы могут повредиться от постоянных порывов ветра.

Как посадить?

Подготовить посадочный материал не составит труда. Не рекомендуется слишком рано сажать ипомею на рассаду. Растения перерастают, побеги переплетаются, и потом при посадке их бывает трудно отделить друг от друга. В начале мая (для средней полосы, в южных регионах на месяц – полтора раньше) выбранные семена (обязательно проверьте срок годности! ипомея хранится 2-3 года) сутки вымачивают во влажной марле до набухания. Если сутки прошли, а семечко не набухло, его можно аккуратно проткнуть иголкой и подождать ещё день. Затем высаживают по три семечка в подготовленные горшки для рассады на глубину 2 см.Подойдёт любой классический грунт для цветущих растений.  Размер горшка лучше подобрать объёмнее – лиана очень быстро растёт и до высадки в грунт может достигнуть приличных размеров. Сразу же при посадке в горшок необходимо воткнуть опору для будущей лианы, ведь уже через десять дней она прорастёт и ей потребуется опора, к тому же так ниже риск повредить побеги при пересадке. КУПИТЬ СЕМЕНА ИПОМЕИ

В открытый грунт цветы можно высаживать в конце мая, когда минует угроза ночных заморозков, культура их совершенно не переносит. При пересадке важно сохранить ком земли вокруг корней – ипомея очень чувствительна.  Почва для ипомеи подходит практически любая за исключением песчаной, в таком случае лучше добавить в неё смесь чернозёма и компоста. Если рассаду высадить на место с рыхлой плодородной почвой, ипомея будет расти лучше, давать больше зелени и обильнее цвести.

Чтобы растение было гуще, можно высаживать в каждую лунку в грунте по два-три кустика рассады, а каждая лунка должна быть в глубине около 5 см и на расстоянии 20-30 см друг от друга. После высадки лунки необходимо присыпать землёй и обильно полить. И самое главное не забыть об опоре и мульчировании молодых растений (чтобы сохранить влагу).

Самосев ипомеи

В южных регионах упавшие осенью на землю семена проходят зимой естественную стратификацию, а весной могут прорасти. Самосев тоже можно использовать для размножения и рассаживать его на постоянное место. В теплые зимы многолетняя ипомея может отрасти по весне.

Как ухаживать?

Крепкая опора – залог роста ипомеи. Ипомея отлично стелется по любым поверхностям, если есть возможность «зацепиться». Можно использовать уже существующие опоры, например, пустить лиану по стенам и крыше беседки или забора или специально возвести на участке перголу для создания цветущей арки.

Даже при регулярных дождях ипомею лучше дополнительно поливать несколько раз в неделю, следя за тем, чтобы вода не застаивалась. При этом  раз в две недели подкармливать (но не перекармливать!) удобрением с содержанием азота для лучшего цветения предпочтительно в жидком виде. При внесении слишком больших доз удобрений растения наращивают вегетативную массу активнее, нежели цветут.

 Как лечить?

Как и любое декоративное растение, ипомея подвержена болезням и вредителям. Самыми распространёнными проблемами являются тля и паутинный клещ. Признак тли – желтеющие листья и пятна на них, лучшее средство – обработка инсектицидом. Паутина на листьях значит, что лиана поражена клещами и требует регулярного опрыскивания водой в течение нескольких дней.

Неприхотливость, многообразие сортов, скорость роста позволят экспериментировать с декорированием сада. Ипомея может не только покрывать беседки, из неё можно создавать зелёные и цветущие любым цветом круглое лето арки или перголы, можно декорировать неприглядные стены хозяйственных построек.

Особенности посадки многолетних ипомей

В южных областях ипомею можно выращивать как многолетнюю культуру. На протяжении летнего сезона побеги, отрастающие от корня, присыпают почвой, выпуская на поверхность верхние части стеблей и поливают. Осенью укоренившиеся растения укрывают листьями. При наступлении настоящего тепла укрытия снимают, растения подкармливают органикой, и они отрастают снова. Но многолетнюю ипомею можно выращивать даже в средней полосе, если осенью укорененные побеги пересадить в ящики или обычные горшки для цветов и занести их на зиму домой.

Екатерина Волкова, Татьяна Горбачева

 

© 2014, Сажаем Сад. Все права защищены.

www.sazhaemsad.ru

Поливная эпопея - Секрет дачи

 

Каждому — по расчету

Неутоленная жажда приводит подчас к большим потерям. В засуху медленно нарастающие огурцы становятся ватными и горькими, листья салата — шершавыми, а лука — излишне острыми на вкус; краснеют мелкие не налившиеся помидоры; мельчают и рассыпаются головки цветной капусты; куст картофеля дает 1-2 полноценных клубня и горсть ненужной мелочи. Поэтому, когда дождь надолго задерживается, беру на себя распределение воды по грядкам.

Устанавливая очередность и частоту полива, расход воды, исходите как из природы растения — длины корней, скорости транспирации (испарения воды листьями), так и стадии развития: обезвоживание опаснее всего для сеянца и куста с завязью.

Первая "поливная" очередь обычно у огурца — из-за его поверхностных (до 20 см) корней при большом расходе влаги на непрерывный рост плетей и сочных плодов. Похоже, обстоят дела у современных сортов кустового кабачка. Эту группу овощей поливайте через день-два теплой водой, расходуя 3-4 л на 1 м2. Увлажняя всю грядку, используйте лейку или шланг с ситечком на конце, чтобы не размыть почву у корней. Среди жаркого дня им полезен легкий дождичек (1-2 л на 1 м2).

Все виды капуст (корни 30-40 см) тоже обожают освежающее дождевание. А основной полив — 4-5 л на капустный "куст" — в июле — августе делайте с промежутком 7-8 дней для среднеспелой и 10-12 дней для позднеспелой белокочанных, причем за 20-30 дней до уборки полив прекращайте. Цветную капусту и брокколи во время формирования головок балуйте водой дважды в неделю. Так же часто нужна вода перцам и баклажанам: при неглубоких корнях (до 25 см) они активные "испарители" и сбрасывают завязь, если сухо. Норма — 2-4 л на растение.

Как дойдет?

Землю на посадках чеснока и лука-репки старайтесь пропитать дважды в месяц на глубину 10-15 см (корни мелкие). Но в конце июля поливы луковых культур, а также грунтовых помидоров заканчивайте, чтобы ускорить созревание и этим "увести" от опасных болезней (пероноспороза и фитофторы).

Тыквы могут выжить и без полива, их глубокие корни (основная масса в слое 50-60 см) способны сами добыть влагу. Но урожай удваивается, если удается выкроить для тыкв по 10 л на растение дважды в месяц. Также редко можно поливать корнеплоды, бережно расходующие влагу случайных дождей.

Почему-то не принято поливать картофель. Но стоит "потратиться" (10-15 л на 1 м2) на это во время бутонизации и цветения, когда идет образование клубней, — и их привес станет больше на треть.

"Доходчивость" полива во многом зависит от его способа. Луковые, корнеплоды, картофель поливайте по бороздам; помидоры, капусту, тыквы — в лунки диаметром 30-40 см, их сразу рыхлите и мульчируйте, чтобы уменьшить испарение по капиллярам уплотнившейся от воды земли. Для зеленных используйте механический разбрызгиватель ("улитку").

Зубки на полку

Подходят сроки уборки чеснока. В средней полосе озимый чеснок убирают в конце июля — первой декаде августа. Яровой — на 3 недели позже, обычно в конце августа. Важно сделать все вовремя: нельзя убирать чеснок невызревшим или опаздывать с уборкой.

Ппризнаками созревания являются: прекращение роста листьев у стрелкующих сортов; растрескивание соцветий с бульбочками на концах стрелок; у нестрелкующихся и у растений с обломанной стрелкой — массовое пожелтение и начало полегания листьев.

Луковицы должны быть хорошо сформированы. Невызревшие луковицы чеснока неплотные, имеют плохо подсушенную, влажную шейку, мало сухих чешуй. Вызревший чеснок с 5-6 сухими покровными чешуями теряет в весе в два раза меньше, чем невызревший с двумя-тремя чешуями.

Однако и перезревшие луковицы, убранные с опозданием, легко теряют сухие треснувшие покровные чешуи. В результате луковицы оголяются и распадаются на зубки. Теряется много влаги, уменьшается урожай, ухудшается качество чеснока, снижается его лежкость при дальнейшем хранении, усиливается распространение инфекций. Помните: чем позже убран чеснок, тем хуже он хранится. Различные сорта по-разному реагируют на опоздание со сроками.

Для уборки желательно выбрать сухие, теплые солнечные дни. Корневая система у чеснока сильная, и, убирая чеснок, его надо сначала подкопать не слишком близко к растениям, чтобы не повредить луковицы. Затем выбрать из земли руками, берясь за листья и ложные стебли, и разложить для предварительной воздушной и солнечной сушки рядками на грядах листьями в одну сторону, а луковицами — в другую. Солнечные лучи способствуют не только просушке чеснока, но и его хорошему дозреванию и обеззараживанию. Если позволяет погода, чеснок оставляют на гряде на 7-10 дней. Если в период уборки погода дождливая, чеснок нужно сразу же убрать под крышу, обязательно обеспечив ему при этом хорошую вентиляцию: продуваемый чердак, сарай или веранда — в самый раз. Лучше приподнять чеснок над полом, разложив его на досках или натянутом в несколько рядов крепком шпагате, чтобы растения проветривались со всех сторон. Периодически чеснок нужно ворошить. После подсыхания ботвы и корней обрезают ложный стебель на высоте около 5 см над луковицей и корни (очень аккуратно, чтобы не поранить донце!). Чеснок, подобно луку, можно вязать в "косы", обрезая при этом только корни.

Защита картофеля от болезней и вредителей

Болезни и вредители портят значительную часть выращенного урожая (до 50%), поэтому полезно уметь хотя бы в какой-то степени снизить их вред.

Фитофтороз (картофельная гниль). Сроки появления и массовое распространение фитофтороза во многом зависят от погодных условий. Если в период цветения в течение 8-10 дней температура воздуха колеблется в пределах +15-20°С, а относительная влажность — на уровне 75-80% (при выпадении 15-20 мм осадков и более с обильными ночными туманами и росами), то развитие фитофтороза произойдет быстро. За 3-4 дня могут погибнуть все растения картофеля.

Болезнь скрыто развивается в течение всего вегетационного периода. Однако благодаря высокой устойчивости картофеля на ранних этапах происходит только "накопление" инфекции.

Первые признаки фитофтороза — небольшие бурые пятна на листьях и белый налет (грибницы фитофторы) по их краям. Грибница видна в утренние часы, когда не сошла роса. Появление ее очень опасно для картофеля, так как фитофтороз с росой или дождем может попадать на почву, а через трещины и поры в ней — на клубни. Сильное перезаражение клубней происходит при уборке, так как картофель обычно соприкасается с ботвой. Особенно велика опасность заражения, когда кожура картофеля еще не окрепла.

Против фитофтороза обычно применяют следующие меры борьбы:

— проращивание, осмотр и выбраковка пораженных клубней;

— внесение удобрений в строгом соответствии с потребностями растений;

— посадка гребневым способом;

— проведение обработок при уходе;

— удаление ботвы перед уборкой;

— сбор и уничтожение фитофторных клубней во время уборки;

— перекопка картофельных участков после уборки.

Известно, что лучше предупредить болезнь, чем ее лечить. Поэтому рекомендуются профилактические обработки посадок картофеля против фитофтороза. Для этого используют медный купорос, бордоскую жидкость и другие химические препараты.

Если погода стоит теплая, с обильными ночными росами и туманами, то опрыскивание начинают до бутонизации. При этом 10-12 г медного купороса растворяют в 10 л воды. Этим раствором с помощью опрыскивателя обрабатывают посадки через 10-15 дней после появления полных всходов. Расход раствора — 4-6 л на сотку. Если погода не благоприятствует развитию фитофтороза, опрыскивание повторяют через 10-15 дней.

Для борьбы с фитофторозом можно также использовать бордоскую жидкость. Ее приготавливают в день обработки: в трехлитровой банке с холодной водой растворяют 60 г негашеной извести, а в другой, с горячей водой, — 60 г медного купороса. Перед опрыскиванием растворы смешивают и заливают в опрыскиватель. На сотку посадок картофеля достаточно 6 л раствора.

В последнее время все активнее применяют биологические средства борьбы с болезнями. Они губительно действуют на возбудителей и не вредят окружающей среде. В частности, водные экстракты различных растений снижают поражаемость клубней картофеля фитофторозом.

Для профилактики фитофтороза клубни обрабатывают 1%-ными (1 г на 100 г воды) растворами лука, чеснока, редьки, редиса, тополя, черемухи, выдерживая в них клубни в течение 8 часов. При этом посадочный материал не теряет жизнеспособности и приобретает некоторую устойчивость к болезням. Такая обработка стимулирует рост растений, повышает активность фотосинтеза. Так, в результате воздействия чесночного или лукового экстракта урожай клубней увеличивается процентов на 30.

Кроме того, известно, что дикорастущие растения меньше страдают от болезней из-за благоприятного воздействия фитонцидов, выделяемых их корневой системой. Поскольку чеснок, лук, свекла, морковь и фасоль отрицательно влияют на развитие возбудителя фитофтороза, их чередуют с рядами картофеля.

При первых признаках появления болезни на нижних листьях картофеля следует провести истребительное опрыскивание посадок, для которого можно использовать растворы ридомила (30 г на 10 л воды) или препарата, состоящего из 1 части ридомила и 8 частей поликарбацина (в такой же концентрации).

Надо помнить, что обработку нельзя проводить перед дождем или сразу же после него, так как препарат смывается и эффективность его будет невелика. Для удерживания препарата на листьях к нему перед опрыскиванием можно добавить 250-500 мл мыльного раствора.

Колорадский жук наносит наибольший вред посадкам картофеля. Он поедает листья растений, нередко оставляя от них одни стебли. Взрослые особи зимуют в почве и выходят из нее, когда почва прогревается до +12-16 С. Такая температура нередко бывает и до появления всходов картофеля. Тогда жуки расселяются по краям участка на сорной растительности. Здесь их можно уничтожить химическими препаратами. Чаще всего используют арриво (3,0 мл), шерпа, фастак, каратэ (до 1,8 мл) и актару (162 мл) соответственно на 10 л воды. Расход раствора при опрыскивании сотки — до 5 литров.

Чтобы не перенасыщать почву и клубни химическими препаратами, лучше собирать жука вручную, обрабатывать растения биологическими препаратами, в частности битоксибациллином в концентрации 40-100 г на 10 л.

Другой способ — ловля колорадского жука на приманки из очисток картофеля, которые закапывают в почву после уборки урожая. Когда в приманках скапливается много жуков, их собирают и уничтожают.

Много вреда приносят проволочники. Они продырявливают клубень, грызут стебли, столоны. В результате урожай снижается, а клубни плохо хранятся. Особенно опасны они при недостатке влаги в почве. Проволочник охотно поселяется под навозом, поэтому от него можно освободиться, разбросав навозные кучи по участку. Через 5-7 дней их просматривают, собирают и уничтожают вредителей. Глубокая обработка почвы и сбор оставшихся клубней, уничтожение сорняков, особенно пырея, заметно снизят заселенность участка проволочниками.

secretdachi.ru

Мой роман - эпопея с замиокулькасом советы и рекомендации по уходу для садоводов

Мой роман - эпопея с замиокулькасомОх, друзья мои, как же у нас холодно!

Сегодня с утра градусник «порадовал» четырнадцатью градусами тепла. Да и еще и ветер, словно с ума сошел. И не исключено, что сейчас начнет шпарить дождь – что может быть лучшим условием для того, чтобы усевшись среди подушек под легким пледом, потягивать теплый чаек с лимоном и делиться с вами очередной историей из своей цветоводческой жизни!

Итак, сегодня я бы хотела поделиться с вами настоящей радостью! Да-да, друзья, именно радостью или, как говорит моя мама, счастьем через букву «ща». Мне подарили замиокулькас. Причем замиокулькас не молоденький, не отросточек, не едва укорененную детку, не деленку, а хорошее и уже достаточно взрослое растение. Как же я его хотела! Как же я болела идеей обзавестись этим растением! В один прекрасный момент я уже было решилась приобрести его на нашем местном форуме в цветоводческой ветке, но цена, знаете ли, как-то не порадовала.

В общем, стоимость более-менее взрослого растения – а я хотела именно взрослое растение! – варьировала в пределах от сорока до ста убитых американских президентов. Этот факт немного охладил мой пыл, но страстно мечтать о том, как это растение пополнит ряды моих зеленушек, я не перестала. Черт возьми, может, стоит поверить в силу визуализации? Ведь я долго представляла себе, куда бы его поставила, где он впишется лучше всего, какой уголок моего жилища будет наиболее удобен для замиокулькаса, для какого именно помещения он станет достойным украшением. И знаете, вчера мне преподнесли его в подарок. Есть лишь одно «но», которое и станет предметом детального рассмотрения для следующей статьи – его необходимо пересадить, так как предыдущая хозяйка не проделала в горшке дренажные отверстия и, как следствие, влага начала застаиваться. Разве же могу я позволить такому красавцу погибнуть от переувлажнения или загнивания корней?

Для хорошего начала я хочу вам сказать пару слов об общих сведених про замиокулькас.

Замиокулькас – это представитель семейства ароидных. Он внешне очень поход на довольно-таки редкое растение – замию, откуда, собственно, и название. Его ближайшими родственниками являются монстера, диффенбахия, каллы и далее по списку.

Не будем, так сказать, заполнять эфир описанием внешнего вида замиокулькаса – фотографии расскажут вам гораздо больше, ведь, как известно, один раз увидеть – гораздо результативнее, чем просто почитать. Единственное, что хотелось бы отметить: то, что мы зачастую принимаем за стебель, на практике оказывается сильно развитыми и очень раздутыми черешками листьев. Вот об этом наверняка были осведомлены далеко не все. Листья его с виду будто покрыты воском, что не только придает замиокулькасу декоративности, но имеет защитную функцию – именно за счет своего покрытия листья растения максимально защищены от чрезмерного испарения влаги, равно как и солнечных ожогов.

Слишком восторженных, но еще не опытных в вопросах выращивания замиокулькаса читателей спешу разочаровать: активным ростом он не отличается, так что ждать появления новых листиков придется ооочень долго и терпеливо. Теперь-то вы понимаете, почему я так хотела именно взрослое растение? Да и цветет он лишь в довольно почтенном возрасте, к сожалению, причем, что характерно – цветки появляются у основания листиков.

Но не обойдем вниманием и положительные моменты, коих, к счастью, немало. Замиокулькас неприхотлив в уходе. Это прекрасное растение с изящной легкостью проходит такие испытания, как засушливые условия произрастания, сухость воздуха в помещении, недостаток освещения и даже нашествие вредителей.  Как видите, эта растюшка просто идеальна для выращивания в зачастую не самых лучших квартирных условиях, так как при всем его шикарном виде замиокулькас на редкость нетребователен. Ему, в общем-то, не принципиально, какое окно вы ему предоставите в качестве места обитания, хотя из моих наблюдений за растениями друзей все-таки следует вывод, что света нужно побольше, так что уж попытайтесь как-то обеспечить замиокулькасу достаточное количество освещения. Поверьте, его внешний вид оправдает ваши старания на все сто!

Если замиокулькас стал резко сбрасывать нижние листики, не стоит начинать бить панику и скакать галопом за удобрениями и инсектицидами: возможно, ваше растение уже достаточно возрастное, а такие экземпляры сбрасывают листву именно по причине достижения почтенного возраста. Так сказать, вступают в пенсионный фонд налегке.

Если же оголяться начало молодое растение, причем, по всей длине, стоит задуматься о том, хватает ли ему света, к примеру, или не переборщили ли вы с поливом. А может, вы забыли, что замиокулькас любит понежиться под струйками из-под пульверизатора? Или, к примеру, он стоит под прямыми солнечными лучами? Это неприемлемо: да, он легко переживает засуху, как, впрочем, и легкое переувлажнение, но только в том случае, если находиться будет в тени или под ярким, но рассеянным светом.

Замиокулькас – истинный суккулент, так что полив, по идее, должен быть обильным, как сразу все подумали. Да, вы абсолютно правы, друзья мои, но есть один маленький момент: перед каждым обильным поливом земляной ком должен просохнуть целиком. А вот зимой полив сокращаем до минимума. Зато прибавится других хлопот: листики придется периодически аккуратненько протирать ветошью, причем, очень осторожно, так как, несмотря на свой вполне впечатляющий вид, они довольно хрупкие.  Зато у подземного клубня растения есть одно бесценное свойство – он накапливает влагу. Отсюда и первая заповедь владельца замиокулькаса: не перелей! Если же после полива часть воды ушла в поддон, немедленно слейте ее. Помните: вода  для замиокулькаса – враг номер раз!

Замик можно подкормить весной и летом. Если вам невтерпеж вырастить большое и здоровое растение, чередуйте подкормки минеральными и органическими удобрениями. Можете так играться с апреля и до конца августа. Хорошо он отреагирует на специальные удобрения для суккулентных растений или просто кактусов.

По общим сведениям, пожалуй, мы пробежались. Если вы решили завести замиокулькас, и у вас появились конкретные вопросы по каким-либо моментам его посадки-пересадки-укоренения, можете задавать их прямо здесь или дождаться моей следующей статьи, посвященной тому, как я пересаживала замиокулькас и укореняла его отдельные листики, причем разными методами. Расскажу вам и о благоприятной почве, и о наиболее распространенных ошибках начинающих замиколюбителей, и о том, что получилось у меня в конечном итоге. Надеюсь, вы ко мне присоединитесь в самое ближайшее время! До встречи.

ПС: Если вы страдаете повышенной чувствительностью зубов, могу подсказать отличное средство для недорогой и быстрой их реминерализации: нарыла я его в интернете и испытала на себе – результат потрясающий! Ежедневно в течение пяти минут держим во рту сильный раствор обычной соли – я брала 2 столовые ложки на полстакана воды. Если кто попробует, отпишитесь о впечатлениях.

gardenstar.ru

Живописная эпопея культуры адыгов

Абдулах Берсиров

После сложнейших исторических процессов на Северном Кавказе от черкесов-адыгов на поверхности земли остались сады, курганы, фундаментальные остатки крепостей да немногих христианских храмов. Самыми заметными из них и дожившими до сегодняшних дней в виде заброшенных и вырождающихся остатков оказались сады.

Известный адыгский мастер графики и живописи, заслуженный работник культуры России, заслуженный художник Адыгеи и Карачаево-Черкесии Абдулах Берсиров увековечил это культурное наследие в художественном произведении.

Всеми признанная конкурсная работа Абдулаха Берсирова — триптих «Старые черкесские сады», созданный им в первом десятилетии ХХI века, представляет собой забытый горно-лесной уголок с семью узловатыми, корявыми стволами груш и яблонь со следами давних прививок. В меньших боковых частях изображены лесисто-скальные ущелья с остатками заброшенных садов. Колористическими средствами создан образ осени с увядающей кавказской живой природой и вечно неизменной ее каменистой основой. Это действительно реалистически документальная картина северо-западнокавказских гор со скальными теснинами, пенистыми каскадами водопадов и зелеными травянистыми лужайками; журчащими ручьями и серебристыми скалами их берегов в обрамлении лесов с оранжевой и багряно-золотистой листвой.

Но вместе с чувством прекрасного где-то в душе рождается тревожная мысль о какой-то огненной стихии, испепеляющей живую натуру. Отогнав невольно возникшую тревогу, внимательно разглядываешь картину и замечаешь немало зооморфных образов, вкомпонованных в пейзаж.

В смысловом центре основной средней части изображен рельефный профиль оленухи с олененком из Семибратнего кургана. У лани Берсирова ветвистые рога, переплетающиеся с ветвями деревьев и ассоциирующиеся с образом Мэзгуаще — лесной богини.

В разных местах центральной композиции высвечиваются известные образы и символы произведений ювелирного, керамического и камнетесного искусства, выявленные археологическими раскопками на территории Северо-Западного Кавказа и Малой Азии.

Ниже оленя, фланкирующего асимметрично-ромбовую форму композиции старинного сада, замечается профильная чеканка серебряного вепря из Уляпского кургана. Символ плодородия в виде изображения свиньи или ее костей как второго после собаки доместицированного животного в древнем обществе протомайкопцев известен художнику по фольклорным и археологическим материалам.

В левом нижнем углу на скалах возникают рельефы львов, отсылающих воображение к хеттским «кабартма» (рельефам) Анатолии II тысячелетия до н.э. С правого фланга композиции всплывает керамическая голова быка из Кюль-тепе — археологического памятника вблизи хаттского города Мэзакка в Малой Азии, известного автору триптиха через экспозицию музея цивилизаций Анатолии в Анкаре. Над левой стороной композиционного ромба в ветвях деревьев вплетен хаттский бронзовый штандарт из царской гробницы Аладжа-гуюка в центральной Анатолии. Культура Аладжа-гуюка второй половины III тысячелетия до н.э. считается в науке продолжающей майкопскую археологическую культуру ранней бронзы Северного Кавказа. На левом фланге из листвы деревьев неясно проступают очертания ионийской колонны с капителью в форме парных волют. По изображениям известны колонны ионийского ордера II тысячелетия до н.э. из Месопотамии. На территории Адыгеи в Хашпеке (кладах 2) найдена целая каменная колонна месопотамского ордера III тысячелетия до н.э. трехметровой высоты.

В самом верху, где с синими пятнами неба соседствуют вершины гор, проявляются в виде сказочных видений скульптурно-архитектурные скальные формы с рельефами и петроглифами.

Наконец, внизу, на переднем плане, на каменистых берегах серебристых источников в поле зрения попадают египетские пирамида и сфинксы. Привлечение этих памятников оправдано связью хаттской культуры, как родственной абхазо-адыгам, с древнеегипетской цивилизацией.

В левой боковой части триптиха внизу справа среди скал стоит гиперболизированная керамическая фигурка майкопского бычка. Этот артефакт можно видеть в экспозиции Национального музея Адыгеи. В верхнем левом углу в оранжевом пламени листвы деревьев силуэтно видится железный трезубец жезла из ст.Новоджерелиевской меото-сарматского периода конца I тысячелетия до н.э. Зубцы его разветвляются в виде рогов оленя. Вверху — скалы с рельефами и петроглифами, изображающими охотничьи сцены.

В правой боковой части триптиха на переднем плане написан натюрморт с ритонами из серебра с гравировками, возможно из кургана Карагодеуашх IV века до н.э. Из ритона выстреливает яркий красно-оранжевый букет со стреловидными стеблями. Под ритонами груши и яблоки на плоскости скалы.

В самом верху, слева, как и в двух предыдущих частях триптиха, вырисована плоскость нежно-охристой скалы с многочисленными рельефами, петроглифами и архитектурными элементами. В нижнем ярусе скалы прочитывается рельефная сцена пахоты на быках, где распознается конструкция древнейшего деревянного восточного плуга, известного по археологическим публикациям. В свое время Абдулах работал над памятником древнему пахарю и хорошо знает этот материал.

В верхнем ярусе скалы изображен фасад испыуна — монолита, высеченного в скале.

В общем пейзаж на триптихе Абдулаха Берсирова изображен таким образом, что в каждом дереве и скале можно рассмотреть стилизованное изображение животного или человека.

И все это во всех трех частях подернуто воздушной дымкой, удаляющей изображение не только в пространстве, но и во времени, превращая реальность в сказочное видение.

Берсировский триптих «Старые черкесские сады» выставлялся в начале второго десятилетия XXI века на зональной и международной выставках. Был замечен и отмечен комментариями в печати, удостоен диплома СХ «За вклад в развитие изобразительного искусства Российской Федерации».

Искусствовед Е.Некрасова видит в «Садах» «призрачно-сероватый воздух вечности». «Матовая зыбкость зернистой многослойной фактуры каменистых обрывов, узловатой коры старых деревьев и памятников древней культуры создает атмосферу таинственной заброшенности, скрывающей сады», — пишет она в публикации «Графика «Юг России XXI века» (Ростов-на-Дону, 2013 г.).

В «Изобразительном искусстве Российской Федерации «Юг России» (Москва, 2013 г.) искусствовед В.В.Рязанов также останавливает внимание читателя на триптихе Абдулаха Берсирова: «Природа, как и человек, тоже имеет свою историю и прошлое. В потоке времени они вместе формируют грустную тональность гаснущего колорита картин и сцен, почти стремительно ускользающих из нашего поля зрения некогда романтически захватывающих сюжетов теперь уже безвозвратно ушедшей жизни — это невольно испытываешь, созерцая подлинно поэтический цикл композиций «Старые черкесские сады», созданный А.Берсировым в первом десятилетии двадцать первого века».

Выясняется, что, следуя аннотации, искусствоведы замечают в триптихе Абдулаха Берсирова заброшенные черкесские сады. По словам современного адыгского историка Самира Хотко, «адыгский этнос на протяжении многих веков хозяйствования сумел развить систему жизнеобеспечения, в самой высокой степени адаптированную к природно-географическим условиям». Это система «лес — сад». Имеется немало отзывов европейских и российских исследователей и путешественников XIX—XX вв., заметивших высокую культуру черкесского садоводства.

Фольклорные источники, подкрепленные археологическими материалами Западного Кавказа, позволяют представить зарождение здешней садоводческой культуры с эпохи неолита.

Но садоводство представляет собой только часть древней культуры черкесов-адыгов, дошедшей до этнографической действительности. Художник Абдулах Берсиров стремится в триптихах «Старые черкесские сады» и «Приглашение в легенду» шире показать богатство и высокий уровень древней национальной культуры. Благодаря природному дарованию, художественному образованию, полученному на архитектурном факультете Ленинградского института им.Репина, этнографическим знаниям и исторической эрудиции Абдулах умело, убедительно воспроизвел произведения разных времен, органически вплетя их в виде символов в пейзаже.

Поэтому название триптиха представляет своеобразную рекламную интродукцию, но в действительности демонстрирует древнюю культуру адыгов-черкесов. Эта культура основана на дружбе и близости человека к природе, обожествлении и поклонении скалам, деревьям, источникам; безграничной вере в гармонию и эстетические возможности Мэзытха. Поразительно то, что, несмотря на реализм до фотографической точности, триптих не воспринимается натуралистическим.

Это своего рода сюрреализм, замечаемый во всем творчестве Абдулаха Берсирова. Кажущееся ирреальным совмещение ювелирных шедевров древнего искусства с элементами ландшафта и флоры здесь оправдывается художественно-техническим мастерством, с каковым исполняет это художник.

В колористической части его работы замечается двуобразность. С одной стороны, это осенняя пора, выраженная в красно-оранжевых пятнах листвы деревьев. С другой стороны, эти пятна действуют на психику зрителя как сигнальные элементы, предупреждающие об опасности истребления садов. Особую тревогу вызывает правая часть триптиха, окрашенная в красный полыхающий цвет — натюрморт, деревья и скалы. Левая боковая часть являет тревожный образ в силу композиционных особенностей. Диагональная полоса теснины с пенящимся бело-голубым потоком и пересекающееся с ним диагональное движение красных пятен листвы.

Центральная часть триптиха более идиллическая. Семь вертикальных стволов груш и яблонь в центре композиции олицетворяют многовековую устойчивость и покой. Но горизонтальные тени от них рождают динамический эффект движения ветра времени, постепенно сносящего все на своем пути. А левый фланг центральной композиции выглядит крушением леса.

Триптих Абдулаха Берсирова «Старые черкесские сады» — очень сложное произведение. Это изобразительная эпопея адыгской культуры. На сегодняшний день это лучшее изображение, мифологически отражающее в изобразительном искусстве многотысячелетний путь истории культуры адыгов-черкесов.

Нурбий Ловпаче, искусствовед, кандидат исторических наук.

sovetskaya-adygeya.ru

эпопея - что это такое? Примеры

Любой человек, который стремится к самообразованию, слышал о таком понятии, как «эпопея». Что это такое, обязательно должен знать каждый. Ведь уже со школьной скамьи мы знакомимся с такими шедеврами мировой литературы, как «Илиада» и «Война и мир». Однако далеко не все знают об отличительных чертах и особенностях этого жанра.

Что такое эпопея

В литературе это понятие используется для значительного по объему произведения, как стихотворного, так и прозаического, которое затрагивает общенациональную тематику. В период становления словесности подобные литературные труды описывали наиболее важные для тогдашних людей события. Среди главных тем был героические жизнеописания, военные столкновения, мифологические мотивы.эпопея что это

Примеры

В более поздних романах-эпопеях изображается уже не становление общества, а его ужасное положение при помощи комических средств. Среди подобных романов особенно выделяется поэма «Мертвые души» известного на весь мир украинского писателя Н. В. Гоголя.эпопея фильм

Роман-эпопея как явление словесности проходил длительное становление, что стало причиной появления множества его разновидностей. Выделяют два типа таких произведений. К первому относятся романы, в которых характеры главных героев развиваются под воздействием событий национально-исторического масштаба. Например, «Война и мир», «После бури», «Тихий Дон». К другому типу можно отнести произведения, в которых эволюция героев происходит во время их участия в важных исторических событиях. Например, «Красное колесо», «Петр Первый».

Характерные черты

Любая разновидность произведений имеет свои отличительные черты, не стал исключением и роман-эпопея. Что это такое, было сказано выше, но чтобы суметь отнести произведение к этому типу, надо обязательно ознакомиться с его особенностями, среди которых - перечисленные ниже.

  • В романе-эпопее изображено национальное прошлое народа.
  • Очень часто подобное произведение основано на национальных преданиях.
  • Обычно время романа отделено от современности.

Такие отличительные черты выделил известный исследователь и литературовед М. М. Бахтин.

Классические эпопеи

К романам, которые стали классическими примерами эпопеи, относятся такие произведения, как «Илиада» и «Одиссея» (эпос Древней Греции), «Рамаяна» и «Махабхарата» (эпос Древней Индии) и «Песнь о Роланде» (Франция).

Роман + эпопея

Что это понятие совмещает в себе элементы и романа, и эпопеи, понятно даже из названия. От романа подобные произведения переняли описания судеб конкретных личностей, от эпопеи – становление героев на фоне национально значимых исторических событий, которые отражаются на судьбе всего народа. Это приводит к тому, что в романе-эпопее зачастую можно встретить не только массовые сцены и описания конкретных исторических событий, но и раскрытие внутреннего мира определенных героев.

«Война и Мир»

Наиболее известным не только в России, но и во всем мире романом-эпопеей является произведения Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Автор лично написал статью о том, к какому жанру он относит свое творение. Она была опубликована в «Русском архиве» в марте 1868 года.роман эпопея

В своей статье Толстой говорит о том, что свой роман он не считает ни поэмой, ни исторической хроникой. Однако именно в этом произведении можно наблюдать очерчивание эволюции внутреннего мира героев, которое происходит на фоне исторических событий, то есть именно то, что обычно описывает эпопея. Что это именно так, свидетельствует и то, что автор написал историю народа, а не конкретной личности.

Подводя итог, надо отметить, что произведения, о которых говорилось выше, не просто обладают исторической ценностью, в них запечатлелись очень важные моменты развития цивилизаций. Ведь не зря по-прежнему эти произведения изучаются в школах и ВУЗах, о них слышал каждый, поскольку роман-эпопея - очень значимое в развитии всей мировой литературы явление.что такое эпопея в литературе

Повлияли подобные эпические произведения и на многие другие сферы искусства. Свое отражение жанр также нашел в кинематографе. Например, «Битва за Москву» режиссера Юрия Озерова – самая настоящая эпопея. Фильм описывает наиболее крупные противостояния Великой Отечественной войны. Жанровые особенности киноэпопей: сочетание исторической достоверности, точности с широким художественным обобщением и романтическим пафосом.

fb.ru

Эпопея русской кисти

Эпопея русской кисти | ФОТО Александра ИСУПОВА

ФОТО Александра ИСУПОВА

Интеллектуальный клуб газеты «Санкт-Петербургские ведомости» - Лекторий - вновь предоставил читателям возможность посетить авторскую лекцию «Тайны и парадоксы картины «Последний день Помпеи». Гости редакции, слушая историю создания гениального полотна, одновременно подробно рассматривали различные фрагменты картины. 

Специалист Русского музея и автор лекции, счастливая и увлеченная Светлана Конокотина, с энтузиазмом рассказывала про шедевр, делилась фотографиями, сделанными ею в Италии. Возможно, многие из нас побывали в музее под открытым небом - на руинах древнеримского города Помпеи. Тем более интересно ознакомиться с деталями создания эпического, почти документального полотна, принесшего заслуженную славу русской живописи.

«Последний день Помпеи» (1833), - одна из ключевых картин в истории отечественного искусства посвящена извержению вулкана Везувий в 79 году новой эры. За два дня от горячей вулканической массы и удушья, под пепельными хлопьями, разрушенными зданиями и падающими камнями погибло несколько тысяч человек. На долгие века Помпеи остались погребены под семиметровой толщей вулканического пепла. При этом отсутствие доступа кислорода позволило практически в первозданном виде сохраниться зданиям, улицам, фонтанам, статуям и телам… 

2.jpg

Посещение раскопок в 1827 году стало источником вдохновения для художника, мгновенно сделавшего наброски будущего шедевра. Ошеломленный зрелищем, Карл Брюллов писал: «Вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были еще обитаемы… Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего всё забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом».

Шесть лет работал живописец над своим творением. В процессе подготовки к написанию картины он тщательно изучил исторические документы: воспоминания выжившего свидетеля катастрофы Плиния Младшего, письма известного римского историка Тацита. Исследовал материалы археологических  раскопок: архитектуру, предметы быта, скелеты, костюмы и украшения. Стремясь к максимальной достоверности, подлинности изображения, художник создавал множество эскизов, несколько раз менял композицию, стараясь в точности воссоздать реальность.

Результатом такой самоотдачи стало монументальное полотно, вызвавшее культурный шок у всей Европы. Убедительной реалистичности, точной передаче деталей извержения Везувия и землетрясения поражались сейсмологи и вулканологи. А историки с тех пор считают, что картина значительно способствует изучению древнеримской культуры.

3.jpg

Размер творения, сочетающего историю и искусство, - 30 квадратных метров. И, как это обычно бывает при создании шедевра, оно совместило в себе классическую технику с нарушением традиционных канонов. При написании полотна мастер объединил в одной работе принципы романтизма и классицизма. Эмоциональная нагрузка картины также являет контраст между паникой и спокойствием, а трагизм разрушения соседствует с внешней красотой персонажей. «Его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения. Они заглушают его своей красотой», - делился впечатлениями Гоголь.

Привлекают своей неповторимой разностью и характеры изображенных героев. Мастер обнажает состояние человеческих душ перед лицом неотвратимого бедствия. Благородство, помощь близким соседствует с низменными инстинктами. Здесь юноша, не желающий оставить слабую мать, и мародер, успевающий прихватить драгоценности. Животному страху языческого жреца, забывшего своих богов, противопоставляется мужество служителя новой веры, - христианского священника, надеющегося на воскресение. 

Отцы, матери, дети, старики и влюбленные, - все они кажутся нам живыми скульптурами благодаря мастерски переданной пластике - изображению человеческих чувств при помощи движения. Тут нашлось место и автопортрету самого автора, - спокойное выражение лица художника, несущего ящик с красками и кистями, олицетворяет человека совсем из другой эпохи, наблюдателя драмы. Подобный прием значительно усиливает эффект присутствия со стороны зрителя.

Гениально передано и световое решение, - Брюллов стремился к максимальной реалистичности в передаче игры светотеней: извержение огненной лавы осветило происходящее на заднем плане, а яркий блеск молнии озаряет переднюю часть сцены действа. Потрясающими спецэффектами автор усилил накал эмоций, драматизм, напряженность сюжета…

4.jpg

Итальянцы, превозносившие собственную живопись над мировой, изначально не верили в успех русского художника (хотя портретные работы Брюллова всегда были востребованы в Европе) и даже откровенно насмехались над проектом. После завершения картины те же итальянские ценители искусства называли живописца не иначе, как Великий Карл. Ведь наряду с созданием непревзойденного художественного творения этот Карл героизировал прошлое истории Римской империи.

С патриотическим подъемом картину приняли и на родине, в Петербурге. О произведении восхищенно отзывались А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.А. Крылов, А.И. Тургенев и множество других талантливых литераторов. Вальтер Скотт признался художнику: «Я ожидал увидеть исторический роман. Но вы создали много больше. Это - эпопея…». 

Русская живопись благодаря Карлу Брюллову окончательно перестала считаться ученицей великой итальянской школы. Почитатели искусства из разных стран называли полотно лучшей картиной столетия. А поэт Евгений Баратынский выразил всеобщее признание Мастеру известными строками:

«Принес ты мирные трофеи С собой в отеческую сень, И стал «Последний день Помпеи» Для русской кисти первый день!»

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Поделиться

Поделиться

Твитнуть

Класснуть

spbvedomosti.ru

ЭПОПЕЯ - это... Что такое ЭПОПЕЯ?

  • эпопея — и, ж. épopée f. <гр. epopoiia эпическая поэзия. 1. Один из жанров эпоса большая поэма, в которой изображаются крупные исторические события. БАС 1. Эпопея самое высокое стихотворение, в котором описывается важное целого народа или всего… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ЭПОПЕЯ — (греч. от epos эпос, и poieo творю). Героическая поэма, составленная из эпических народных песен, воспевающих одно какое нибудь событие и характеризующих быт народа известной эпохи. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Эпопея —     ЭПОПЕЯ слово греческое, обозначает собрание былевых сводов, являющееся в результате попытки связать разнообразные сказания об одном и том же событии. Иногда такие попытки делаются в порядке государственного почина, как, напр., в Греции, где… …   Словарь литературных терминов

  • эпопея — приключения, роман, сказ, эпос, одиссея, рассказ, история, похождения, повествование, опупея Словарь русских синонимов. эпопея 1. см. приключения. 2. см. расск …   Словарь синонимов

  • ЭПОПЕЯ — (от эпос и греч. poieo творю) ..1) обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально исторических событиях ( Илиада , Махабхарата ). Корни эпопеи в мифологии и фольклоре. В 19 в. возникает роман эпопея ( Война и мир Л.Н.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Эпопея — (иноск.) исторія, событіе (намекъ на эпопею, эпосъ эпическое стихотвореніе (о событіи). Ср. Вся эта эпопея разыгрывалась еще въ то время, когда бабушка жила въ Петербургѣ. Лѣсковъ. Захудалый родъ. 1, 8. Ср. Она... внушитъ ему довѣріе... О, она… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • эпопея —     ЭПОПЕЯ, эпос …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • Эпопея — (от эпос и греческого poieo творю), обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально исторических событиях (“Илиада”, “Махабхарата”). Корни эпопеи в мифологии и фольклоре. В 19 в. возникает роман эпопея (“Война и мир” Л.Н.… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ЭПОПЕЯ — ЭПОПЕЯ, и, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • эпопея — (греч. epopoiїa, от ?pos – слово, повествование и poi?o$ – творю), крупнейшая форма эпических произведений национально исторической проблематики. На ранних стадиях развития литературы – разновидность народного героического эпоса, описывающего… …   Литературная энциклопедия

  • dic.academic.ru


    Смотрите также

    Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта