Растение единый организм. Конспект урока по окружающему миру на тему "Тайна растений. Взаимосвязь органов растений. Растение - единый организм"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект урока по окружающему миру на тему "Тайна растений. Взаимосвязь органов растений. Растение - единый организм". Растение единый организм


Растение — единый организм | ProfHelp.net: профессиональная помощь в учебно-методических вопросах

ЕДИНЫЙ ОРГАНИЗМПрактическая работаЦели: сформировать представление о жизненном цикле цветкового растения; развивать умение прослеживать цикличность и последовательность событий, делать обобщающие выводы; воспитывать эстетические чувства и бережное отношение к растениям.Оборудование: кроссворд «Как размножаются растения», презентация, динамическая модель «Жизненный цикл цветкового растения», тест.

Ход урокаI Организационный момент.– Представьте, наш класс отправился в кругосветное путешествие. Случилось кораблекрушение. Каждый из вас попал на необитаемый остров. Случайно у вас в кармане оказались зерна пшеницы, жареные семечки, картофелины, семена мака, морковка (любые названия, 5–6 вариантов). Подумайте, что вы сможете съесть, а что вырастить на острове и какую часть растения употреблять в пищу после выращивания.

II Проверка домашнего задания.«Как размножают растения» (презентация)– Что служит для размножения растений?1. Картофель размножают с помощью( Клубень)2. Лук, чеснок, тюльпан( Луковица)3. Смородина, традесканция( Черенок)4. Крыжовник( Отводок)5. Горох, фасоль(Семена)6. Земляника( Усы)

Викторина «Растения»1) Какое из растений содержит больше аскорбиновой кислоты: укроп, яблоко или апельсин? (Укроп)2) Как называется самый большой цветок на Земле?(Рафлезия арнольди – диаметр 1 м)3)Растение-хищник(Венерина мухоловка)4) Сколько может жить и плодоносить чайный куст? (Более 100 лет)5) Какое растение называют «другом путешественника»? (Подорожник)6) На зеленом шнурочке –Белые звоночки.(Ландыш)9) Какой цветок без листьев цветет? (Мать-и-мачеха)10) Какие ягоды созревают в лесу первыми? (Земляника)11) Какое дерево участвует в награждении людей? (Лавровое дерево)12) Раньше считали, что это растение "вооружено" острыми и длинными колючками для того, чтобы отпугивать чертей. Сейчас в это никто не верит, хотя название за растением сохранилось. Растение это часто используется с лечебной целью в народной медицине. Что же это за растение? (Чертополох)13)Богиня цветов и растений. (Флора)Сообщение учащихся: легенды о растениях.СиреньОфнажды богиня цветов Флора отправилась будить Солнце, чтобы скорее услышать пение птиц, полюбоваться яркой зеленью трав и деревьев и разукрасить землю цветами. Солнце спустилось на землю, и Флора принялась за дело. Она стала смешивать золотые лучи Солнца с разноцветными красками радуги и щедро разбрасывать их по земле. Земля покрылась яркими цветами – синими, красными, желтыми, голубыми. Вдруг заметила Флора, что остались у нее только две краски: лиловая и белая, и этими остатками она решила окрасить кусты. Получилось удивительно красиво! На элегантно склонившихся ветках сирени будто подвешены маленькие розовые сердечки.подорожникО том, как были открыты лечебные свойства подорожника.Однажды две змеи, распо

profhelp.net

Жизнь растения как единого целого | Биология. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Растительный организм, состоящий из огромного числа разных по фор­ме и функции клеток и тканей, представляет собой физиологическое единст­во благодаря плазмодесмам, соединяющим отдельные клетки и ткани друг с другом. Огромное значение в передвижении воды и органических веществ по растению имеют процессы обмена веществ и энергии. Два основных свой­ства протоплазмы — раздражимость и способность к движению — являют­ся теми важнейшими процессами, которые обусловливают реакцию расте­ния как единого целого на окружающие условия.

Любое раздражение, воспринятое растением, передается по плазмодес­мам всему растению.

В результате восприятия различных раздражений в растении возни­кает электрический ток и происходит передача раздражений по растению. В свете всех этих данных представление о растении как о весьма инертном, неподвижном организме, слабо реагирующем на внешние воздействия, дол­го господствовавшее в науке, является несостоятельным.

Передвижение воды и органических веществ по растению идет со зна­чительной скоростью. Сосудисто-волокнистые пучки анатомически и физиоло­гически соединяют отдельные органы растения. В сосудисто-волокнистых пучках процессы обмена веществ идут особенно интенсивно, что имеет не­маловажное значение в их транспорте.

Каждый из органов высшего растения играет одинаково важную роль в его жизни. В корневой системе восстанавливаются нитраты, синтезирует­ся ряд аминокислот и других важных для жизни растения соединений; в листовом аппарате и в зеленых стеблях травянистых растений образуются органические вещества в процессе фотосинтеза, а отсюда они распределяют­ся по всему растению; в процессе дыхания, идущем во всех органах, тканях и даже в каждой живой клетке растения, образуются важнейшие для жиз­недеятельности организма метаболиты и происходит трансформация энер­гии, дающая возможность осуществлять разнообразные физиологические процессы и отправления.

Важнейшие процессы взаимодействия происходят не только в различных органах и тканях, но и между отдельными органоидами клетки. Наличие органоидов (митохондрий, пластид, ядра, микросом) позволяет растению, с одной стороны, локализировать в них протекающие в клетке процессы, а с другой — дает возможность установления тесного взаимодействия между отдельными структурными элементами клеток. Синтез белка осуществля­ется в микросомах, а ферменты, связанные с дыханием, локализуются в ми­тохондриях, фотосинтез протекает в хлоропластах, а ферменты углеводно­го обмена находятся в лейкопластах и хлоропластах. Однако процесс фото­синтеза не идет в изолированных от других органоидов клетки хлороплас­тах. Без ядра нарушается правильное использование энергии дыхания, хо­тя ядро непосредственного участия в дыхании не принимает. Все это лиш­ний раз подчеркивает тесную взаимосвязь процессов, происходящих в ор­ганах, тканях и отдельных клетках растительного организма. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Физиолого-биохимические процессы, протекающие в растении, очень сложны и образуют многообразные системы, идущие через ряд промежуточных ступеней. Таков процесс дыхания с его взаимосвязанными и взаимозаменяющими ферментативными превращениями вещества и энергии; таков же процесс фотосинтеза с превращением световой энергии в химическую и простых неорганических соединений в сложные органические. Таковы и про­цессы роста, связанные с усвоением и ферментативными превращениями ве­ществ и энергии в протоплазме, а также с влиянием ряда физиологически ак­тивных веществ. В середине XX века были известны лишь основные звенья проте­кающих в растении процессов. С расширением и углублением наших знаний человеческая мысль, несомненно, будет все глубже и глубже вникать в сущ­ность происходящих в растении процессов и выяснять детали отдельных проявлений его жизнедеятельности. Понимание того, какие условия необ­ходимы для нормальной жизнедеятельности растения, позволяет глубоко проникать в сущность происходящих процессов и изменять их в том или ином направлении как в онтогенезе, так и в филогенезе растения и получать практически весьма значимые результаты. Вмешиваясь в процесс спиртово­го брожения, можно получать, помимо спирта, разнообразные вещества (ук­сусный альдегид, глицерин и др.). Используя явления симбиоза, можно по­вышать урожайность растений путем применения бактериальных удобре­ний. Учение о микроэлементах и их роли в жизни растений позволило по­нять и ликвидировать ряд физиологических заболеваний у растений, а так­же повышать урожайность культурных растений.

Используя общебиологическое свойство растений, их высокую пластич­ность в молодом возрасте, удается значительно повышать устойчивость рас­тений к засухе, холоду и засолению почвы и этим увеличивать продуктив­ность растения в неблагоприятных для него условиях.

Дальнейшее развитие ботаники в этом направлении поможет осущест­вить заветную мечту наших замечательных ученых К. А. Тимирязева и И. В. Мичурина о том, чтобы подчинить окружающую природу разумной воле человека. Покоренная и преобразованная природа будет служить про­цветанию и совершенствованию всего прогрессивного человечества.

На этой странице материал по темам:
  • Жизнь растения как единого целого

worldofschool.ru

Организм растения - единое целое 6 класс

Организм растения – единое целое

Цель урока: формирование знаний об организме растений как едином целом.

Задачи урока:

Образовательные: закрепить знания об особенностях растительной клетки, тканях и органах цветкового растения, обобщить и систематизировать знания о взаимосвязях клеток, тканей и органов цветкового растения, создать условия для осознанного применения знаний.

Развивающие: продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать изученный материал, развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах, объективно оценивать знания.

Воспитательные: воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда, бережное отношение к растениям.

Форма организации познавательной деятельности: командная, индивидуальная.

Тип урока: повторение и обобщение знаний.

Форма проведения: Урок дискуссия с применением технологии групповой работы и проблемного обучения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, таблица «Органы цветкового растения».

Учебник: Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс. – М.: Дрофа, 2014.

Ход урока

Исходная мотивация. Погружение в проблему.

Отгадайте загадку:

Один в земле копается,

Другой в свету купается.

И хотя они друзья –

Поменяться им нельзя.

- О каких друзьях идет речь?

у: о органах растения, - о корне, листе.

– Какой орган помогает им дружить? поддерживает их взаимосвязь? (стебель)

- Почему они друзья?

у: потому, что они взаимосвязаны друг с другом

- Можно сказать что, эти органы связаны друг с другом?

у: да, они образуют единый организм.

- А может ли растение обходиться без одного из этих органов?

у: нет, не может

Вывод: Все органы растения взаимосвязаны между собой и образуют целостный организм.

- Значит организм растения единое целое?

Итак, тема нашего урока Организм растения – единое целое?

- А так ли это? Мы сегодня и попробуем выяснить.

Следовательно, чтобы это доказать, что мы должны вспомнить (знать) об этих органах?

у: их строение и функции.

- Как мы будем работать на уроке, чтобы ответить на этот вопрос?

Работа по группам

Ученики садятся произвольно за столы, на которых лежат напечатанные слова, по 4 человека. Каждый получает карточку со словом. Вам надо разделиться на группы. По какому принципу определите сами. Теперь у вас образовались новые группы для работы. По какому принципу?

1 стол – боковые, транспорт, черешок, чашечка

2 стол - зоны корня, прямостоячий, венчик

3 стол – стержневая, корневище, простой, опыление

4 стол – корнеплоды, стебель, листовая пластинка

Распределяются на группы определив, о каких органах растения, идет речь.

1 группа о корнях

Боковые, зоны корня, стержневая, корнеплоды

2 группа о стебле

Стебель, транспорт, прямостоячий, корневище

3 группа о листьях

Простой, листовая пластинка, черешок, колючки

4 группа о цветке

Чашечка, венчик, опыления, раздельнополые, кожура

Задача каждой группы обобщить знания об исследуемом органе растительного организма

Задания для 1 группы

Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.

1. У одуванчика корневая система стержневая.

2. Главный корень развивается из корешка зародыша.

3. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень.

4. Всё, что у растения находится в почве, - это корни.

5. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений.

6. У пшеницы корневая система мочковатая.

2. Закончите предложения.

1. Через корень растение получает из почвы … и ….

2. Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется….

3. Все корни растения составляют его ….

4. На главном корне и придаточных корнях развиваются … корни.

5. Корень растёт в длину своей ….

3. Назвать зоны корня и их функции

hello_html_m49594313.jpg

4. Назовите особенности строения корня и его функции

hello_html_m19a17ab0.jpg

Задания для 2 группы

  1. По рисунку определите направление роста стебля

hello_html_m494335f7.pnghello_html_3bcc2440.jpghello_html_6d6ab27.jpg

hello_html_m4a5a587b.jpg

  1. Рассказать о строении стебля и функциях

hello_html_m798c72d3.pnghello_html_m798c72d3.png

  1. Расскажите об использовании древесины

1. Выбери правильный ответ

Побег развивается из:

а) листьев;

б) почки;

в) цветов.

2. Почка – это:

а) зачаточный побег;

б) зачаточный корешок;

3. Стебель растёт в толщину за счёт

а) верхушки;

б) коры;

в) камбия.

4. Пронумеруй названия слоёв дерева в том порядке, как они располагаются от внешнего края к центру

а) Камбий.

б) Пробка.

в) Кожица.

г) Сердцевина.

д) Древесина.

5. Укажите соответствие частей стебля (первый столбик) выполняемой функции (второй столбик)

А – кора 1 – проводящая

Б – древесина 2 – опорная

В – сердцевина 3 – защитная

Г – камбий 4 – образовательная

Д – пробка 5 – запасающая

Допишите фразу

  1. Лист дышит через …

  2. Корневище, клубень, луковица – это …

  3. В центре стебля находится …

  4. Вода с минеральными веществами передвигается по …

  5. Осенью листья опадают, этот процесс называют …

  1. Определите видоизменения побегов

hello_html_74311ea7.jpghello_html_1842771b.jpghello_html_5eb587a6.jpgДля лучшего запоминания можно предложить ученикам стихотворения.hello_html_5eb587a6.jpghello_html_1842771b.jpg

Клубень картофеля – это не плод!

Он на подземном столоне растет.

Вот кора и древесина.

Камбий, в центре – сердцевина.

На толстом стебле есть глазки.

Из них появятся ростки.

На свету он зеленеет.

И семян он не имеет.

Так запомни же навек

Клубень – это сам побег!

На стебле укороченном

С названьем звонким – донце

Чешуи – листья сочные

Одеты в позолоту.

В сочных листьях сахар есть.

Фитонцидов здесь не счесть.

Если будут фитонциды

В нашей комнате летать.

То про насморк и простуду

Можно смело забывать

Корень будто бы повис

И растет верхушкой вниз.

Корневище же, детально,

Растет в земле горизонтально.

Хоть корневищу много лет,

Запомни – чехлика там нет.

В наличии здесь почки,

Чешуйки – листочки.

Не прожить ему, поверь,

Без придаточных корней.

Корневище, без сомненья,

Служит для возобновления.

Задания для 3 группы

  1. Дайте определения понятиям: побег, узел, междоузлие, пазуха листа и определите их на схеме hello_html_m7ba46380.jpg

  1. Какие листорасположения встречаются у побегов? Приведите примеры

hello_html_9546fe3.jpghello_html_m60932e18.jpghello_html_m666bf28b.jpg

  1. Внешнее строение листа и его функции

hello_html_m7c18af23.jpg

  1. Разгадайте головоломку

hello_html_313c198d.png

Задания для 4 группы

  1. На высоком холме стоит вишневый замок. Крепостная стена замка двухрядная. В первом ряду вокруг замка расположены пять зеленых зубцов, а во втором – пять больших белых стен. В центре замка стоит столб, а вокруг качаются на тонких ножках пушистые подушечки» Что это за замок? Из чего состоит?

hello_html_m31251785.png

  1. Составить схему «Рыба»

  1. Что означают эти рисунки

hello_html_m76cc8c45.pnghello_html_m677e7f1a.gifhello_html_m3bfcd438.pnghello_html_m76cc8c45.pnghello_html_5296f356.gifhello_html_547fa0e6.pnghello_html_668c4d6c.pnghello_html_m133529f0.pnghello_html_m76cc8c45.pnghello_html_m677e7f1a.gifhello_html_5296f356.gif

4. Тестовое задание

1. Цветок – это:

а)яркий венчик в)пестик и тычинки

б)околоцветник г)столбик и рыльце

2. Главные части цветка:

а)лепестки и чашелистики

б)пестик и тычинки

3. Часто яркоокрашены:

а)чашелистики в)лепестки венчика

б)тычинки г)пестик

4. Раздельнополые цветки, у которых:

а)есть тычинки и пестик

б)есть лепестки и чашелистики

в) есть только тычинки

г) есть только пестик

А как вы ребята думаете: Кто из органов, для растения самый главный? Почему?

Послушайте спор между органами растенияЯ тут самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение! Я и людей, и животных кормлю, сколько во мне питательных веществ накапливается. Я ещё и лечу иногда. Я же самый первый из семени появляюсь, значит – я самый ГЛАВНЫЙ!Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за мой счёт. Это я готовлю растениям питательные вещества, умело используя солнечную энергию. Это я подсказываю людям, когда растение нужно поливать, кормить, укрывать. Да и дышится возле меня легко.- Ой, какие вы и важные! А что бы вы без меня делали? Ни корню без меня не жить, ни листу. Я работаю, не покладая рук. Это же мои тоненькие трубочки – сосуды, пересылают воду и органические питательные вещества по всему растению. Я поднимаю вверх ветви с листьями,

и располагаю их так, чтобы все увидели солнышко.-Какие вы наивные! Всё, что вы делаете, это всё для меня. Не будет меня- не будет и семян, а не будет семян- не будет и растения! Так что будет цветок, значит, будет и семя. А значит, и растение будет!Ваши споры пустые! Я самое главное! Всё, что вы взяли из почвы, воздуха, воды – это всё для меня, чтобы я созрело, дало жизнь новому растению. Из меня развивается и корень, и стебель, и листья, и цветы, и плоды, и новое семя.

Все органы растения – важны, они взаимосвязаны.

Общий вывод: В работе организма участвуют все органы взаимосвязано. В листьях образуются органические вещества, они необходимы для питания всех органов, поэтому стебель обеспечивает передвижение питательных веществ к корню, а из корня вода и минеральные вещества поступают в листья тоже через стебель. Если разрушить стебель – транспорт прекратится. Это пример взаимосвязи органов в растении. Поэтому повреждение любой части организма ( корня, стебля, листа) может стать причиной гибели растения.

О чем говорили в начале урока - Организм растения – единое целое

Что мы делали сегодня на уроке?

С какой целью?

Каков результат нашей деятельности?

Итак, сегодня на уроке мы обобщили и систематизировали знания об органах растений, установили взаимосвязи органов и доказали, что организм растения - единое целое.

Рефлексия

Прием куба

По сторонам куба напечатаны задания, ученики, подбрасывая куб, выполняют задания по теме урока

  • Задайте об этом вопрос

  • Какое это имеет значение

  • Свяжите это с чем-то еще

  • Сравните с другими предметами, объектами и т.д

  • Опишите это

  • Проиллюстрируйте это

Подведение итогов, выставление оценок

Ресурсы интернета:

http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/02/26/urok-biologii-v-6-klasse-po-teme-stebel-ego-stroenie-i-funktsii

Презентация учителя биологии I квалификационной категории.

МАОУ «Гимназия №76» г. Набережные Челны Республики Татарстан

Ахметова Елена Николаевна

http://www.myshared.ru

http://www.uchportal.ru/

http://edu.of.ru

http://search.babylon.com

http://festival.1september.ru

infourok.ru

Конспект урока по биологии на тему "Организм растения

Открытый урок по теме: Организм растения – единое целое.

Цель урока: Формирование универсальных учебных действий; обобщение и систематизация знаний обучающихся об органах цветкового растения об их взаимосвязи и процессах жизнедеятельности.

Результаты обучения:

Предметные:

Критический: называть органы растения и их функции, уметь распознавать их на рисунках и иллюстрациях.

Достаточный: знать и описывать органы растения, особенности их строения в связи с выполняемыми функциями, называть признаки взаимосвязи органов растения.

Творческий: знать особенности строения органов растения (в.т.ч. клеточного) в связи с выполняемыми функциями, доказывать, что организм растения – единое целое.

КоммуникативныеУУД:Критический уровень: Ученик отвечает на вопросы с помощью товарищей, или учителя по заданному алгоритму.Достаточный уровень: Ученик самостоятельно дает односложные ответы по заданному алгоритму, взаимодействует с членами группы, договорившись о процедуре.Творческий уровень: Ученик самостоятельно дает развернутый аргументированный ответ, обобщает результаты обсуждения совместно с членами группы.

Регулятивные УУД:

Критический уровень: Ученик демонстрирует понимание целей и задач учебной деятельности, организовал свои действия с помощью товарищей или учителя, высказался по поводу полученного результата.

Достаточный уровень: Ученик сформулировал цели и задачи с помощью учителя, спланировал и организовал свою деятельность по готовому алгоритму, оценил результат и процесс деятельности.Творческий уровень: Ученик самостоятельно сформулировал цели и задачи деятельности, спланировал и организовал свою деятельность, сделал анализ результата и процесса деятельности.

Познавательные УУД:

Критический уровень: Ученик применяет предложенный учителем способ получения информации из одного источника, воспроизводит полученную информацию.Достаточный уровень: Ученик из нескольких источников зафиксировал информацию, сделал вывод и привел хотя бы один аргумент для его подтверждения.Творческий уровень: Ученик самостоятельно организовал поиск информации, охарактеризовал основные источники, на основе анализа и обобщения полученных результатов делает выводы.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

Технология: проблемное обучение

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, ЦОР Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс.

Класс 6

Этапы урока.

I.Исходная мотивация. Погружение в проблему.

Рефлексия настроения. (Я пришла к вам на урок вот с таким настроением (показываю изображение солнца)! А какое настроение у вас? (У каждого на столе лежат карточки с изображением солнца, солнца за тучей и тучи. Ребята показывают карточки, которые соответствуют их настроению). У нас прекрасное настроение, значит, мы можем начать разговор о серьёзных, значимых вещах)

У: Отгадайте загадку: 1 слайд – учащиеся анализируют данную загадку

Один в земле копается,

Другой в свету купается.

И хотя они друзья –

Поменяться им нельзя.

- О каких друзьях идет речь? (об органах растения, - о корне, листе)

- Какой орган помогает им дружить? поддерживает их взаимосвязь? (стебель)

- Почему они друзья? (потому, что они взаимосвязаны друг с другом)

- Можно сказать что, эти органы связаны друг с другом? (да, они образуют единый организм)

- А может ли растение обходиться без одного из этих органов? (нет, не может)

Вывод: Все органы растения взаимосвязаны между собой и образуют целостный организм.

- Значит организм растения единое целое?

Итак, тема нашего урока Организм растения – единое целое? 2 слайд.

- А так ли это? Мы сегодня и попробуем выяснить.

Следовательно, чтобы это доказать что мы должны вспомнить (знать) об этих органах? (их строение и функции)

- Как мы будем работать на уроке, чтобы ответить на этот вопрос? (будем работать самостоятельно и в группе, находить информацию в учебниках, энциклопедиях, электронном учебнике)

II. Организация деятельности

1.Организовывается работа в трех группах - лабораториях, группы формируются произвольно.

1 группа – обучающимся предлагается загадка:

Не рыли, не бурили, а воду добыли (корни).

- Следовательно, ваша лаборатория получит название – Лаборатория «Корень».

И вы будете обобщать информацию, о каком органе? (о корне)

2 группа – обучающимся предлагается загадка:

Вверх по стене крутой, По бетонке литой, Многоножка ползет,С собой листья везет. (стебель)

- Следовательно, ваша лаборатория получит название – Лаборатория «Изучения стебля»

И вы будете обобщать информацию, о каком органе? (о стебле)

3 группа – обучающимся предлагается загадка:

Из почек появляются,

Весною распускаются,

Летом шелестят,

Осенью – летят. (листья)

- Следовательно, ваша лаборатория получит название – Лаборатория «Изучения листа».

И вы будете обобщать информацию, о каком органе? (о листе)

2.Группы получают листы - задания.

3.Работают с различными источниками информации.

- А так же на протяжении своей работы вы будите самостоятельно оценивать себя в оценочных листах.

III. Осуществление деятельности.

Первая группа – лаборатория «Корень»

Задание 1. Используя учебник ξ19, ξ 23,ξ 26,ξ 28 и другие источники информации заполните таблицу «Взаимосвязь органов растения».

опорная

минеральное питание

вегетативное размножение

боковые корни, корневые волоски

Всасывает воду и минеральные соли для всех органов

Стебель

Лист

Цветок

Задание 2. Сделайте вывод о значимости органа в жизни растения.

Вывод: растение обогащается водой и минеральными веществами, удерживается в почве.

Задание 3. Рассмотрите рисунок, показывающий обмен веществ в растении. Укажите, цифры на рисунке вместо знаков «?», обозначьте процессы дыхания, минерального питания, передвижения органических веществ, фотосинтеза, испарения, накопления органических веществ.

hello_html_6864055d.jpg

  1. Кислород

  2. Свет

  3. Углекислый газ

  4. Пары воды

  5. Растворение органических веществ

  6. Вода с растворенными в ней минеральными веществами

Вторая группа – лаборатория «Изучения стебля»

Задание 1. Используя учебник ξ19, ξ 23,ξ 26,ξ 28 и другие источники информации заполните таблицу «Взаимосвязь органов растения».

Стебель

проводящая

опорная

запасающая

фотосинтезирующая (для зеленых)

луб ситовидные трубки(проводящая ткань) по ней передвигаются органические вещества;

сосуды древесины-минер. вещества;

сердцевина -запас питательных веществ

проводит питательные вещества ко всем органам.

Лист

Цветок

половое размножение

образование плода и семян

пестик – женский орган размножения;

тычинки – мужские органы.

плоды, семенное размножение

Задание 2. Сделайте вывод о значимости органа в жизни растения.

Вывод: проводит питательные вещества ко всем органам растения.

Задание 3. Используя таблицу, составьте кластер «Организм растения – единое целое».

hello_html_m405fc544.gif

Используя таблицу, составьте кластер «Организм растения – единое целое».

Термины: растение, надземные органы, подземные органы, корень, побег, цветок, плод с семенами, стебель, листья, почки.

hello_html_5fde1f50.gifhello_html_m5efd9394.gifhello_html_m4a00663e.gif

hello_html_5fde1f50.gifhello_html_5fde1f50.gifhello_html_f7f1eb5.gifhello_html_m2117dc27.gif

hello_html_m2e4659a4.gifhello_html_2445e8e5.gif

hello_html_5e88b0a8.gifhello_html_5fde1f50.gifhello_html_5fde1f50.gifhello_html_m6ed74725.gif

hello_html_m7d31e076.gifhello_html_276ddd29.gifhello_html_3d671d58.gif

hello_html_5fde1f50.gifhello_html_5fde1f50.gifhello_html_5fde1f50.gif

Третья группа – лаборатория «Изучения листа».

Задание 1. Используя учебник ξ19, ξ 23,ξ 26,ξ 28 и другие источники информации заполните таблицу «Взаимосвязь органов растения».

фотосинтез

газообмен

испарение воды

устьицамежклетники

столбчатая ткань – много хлоропластов

участвует в жизненноважных процессах:

фотосинтезе,

дыхании,

испарении воды

Цветок

Задание 2. Сделайте вывод: Докажите значимость органа в жизни растения.

Вывод: в листьях в процессе фотосинтеза образуются органические вещества, которые необходимы всему растению для роста и развития.

Задание 3. Поставьте сценку «Спор органов растения». Для этого распределите роли и слова:

Стебель говорит: « Я такой важный, такой крепкий, удерживаю такую большую тяжесть и несу листья, цветки, плоды к свету, теплу, солнцу».

Лист утверждает: « А мы тоже бываем очень большими и маленькими. Кроме того, я синтезирую органические вещества для всех органов, да и другие роли выполняю».

Корень: «А мы, - даже у маленьких растений бываем очень большими. Вон у свеклы – где тебе, стебель? И не сыщешь. А я достигаю двух метров в длину».

Цветок: «Нет ничего лучше и полезнее меня. – говорит цветок, - ведь только из меня образуется плод, а он так нужен всем!»

А плод говорит: « А я… а я»…

Словом, тоже стал утверждать свое превосходство.

IV.Защита результатов деятельности.

1. Защита 1 и 2 заданий.

Представители от каждой группы по очереди выходят к таблице и представляют результаты (1 ученик – особенности строения органа, 2 ученик – функции органа, 3 ученик – взаимосвязь). Обучающиеся дополняют и корректируют ответы. Учитель проверяет правильность заполнения строк таблицы с помощью таблицы выведенной на слайде, и задает проблемные вопросы всему классу.

1 группа – лаборатория «Корень». Строение, функции и значение корня. (слайд3 –строение корня)

Вывод: Почему растение погибнет, если у него поврежден корень? (в растение не будут поступать вода и минеральные вещества.

- Проверьте так, ли у вас получилось? (проверка по слайду № 4)

2 группа – лаборатория «Стебель». Строение, функции и значение стебля. (слайд 5,6)

Вывод: Каким путём вода и минеральные вещества из корня поступают в другие органы растения? Какой опыт доказывает, что вода и минеральные вещества поступают по стеблю? На основании наблюдений, какой вывод мы сделали?

Демонстрация опытов: Ветка сирени и бальзамина в воде, подкрашенной чернилами.

- Проверьте так, ли у вас получилось? (проверка по слайду 7)

3 группа – лаборатория «Лист». Строение, функции и значение листа.

( слайд 8,9,10)

Головоломка: Где нет листьев, там нет и фруктов. (слайд 11)

- Найдите начало головоломки и по ходу часовой стрелки, пропуская одинаковое количество слогов, вы сможете прочитать пословицу. - Как вы понимаете эту пословицу?

В листьях идет процесс фотосинтеза (образуются питательные, органические вещества, которые и откладываются в запас в плодах, раз не будет листьев, значит, не будет идти фотосинтез, и органические вещества откладываться в запас не будут, соответственно не будет плодов.)

- Проверьте, так ли у вас получилось? (проверка по слайду12)

- Ребята, а все ли органы растения мы повторили? Ничего не забыли? (забыли цветок)

- Группа учащихся (2-3 чел) заранее по моей просьбе для вас подготовила небольшую презентацию (4 слайда) по строению цветка, и сейчас они вам её представят.

Домашнее задание: Презентация «Строение цветка» на 3 минуты.

Вопросы учеников подготовивших презентацию к классу:

- Из каких частей состоит цветок? (пестик, тычинки, венчик, лепестки, чашелистики, чашечка, цветоножка, цветоложе, околоцветник)

- Назовите главные части цветка. (пестик, тычинка)

- Почему они главные? (они участвуют в размножении)

- Какие функции выполняет цветок? (образуется плод с семенами)

- Какое значение имеет цветок?

Запишем в таблицу.

половое размножение

образование плода и семян

пестик – женский орган размножения;

тычинки – мужские органы.

плоды, семенное размножение

2. Защита творческой деятельности (задание 3).

1 группа – лаборатория «Корень» объясняют процессы дыхания, минерального питания, передвижения органических веществ, фотосинтеза, испарения, накопления органических веществ. (Слайд 13)

2 группа – лаборатория «Стебель» - представляет кластер.

hello_html_95a3732.gif

Термины: растение, надземные органы, подземные органы, корень, побег, цветок, плод с семенами, стебель, листья, почки. (Слайд 14)

hello_html_5fde1f50.gifhello_html_22701f39.gifhello_html_76a36e9e.gif

hello_html_5fde1f50.gifhello_html_5fde1f50.gifhello_html_f7f1eb5.gifhello_html_72fb691d.gifhello_html_2445e8e5.gifhello_html_m2117dc27.gif

hello_html_5fde1f50.gifhello_html_5fde1f50.gifhello_html_5fde1f50.gifhello_html_5fde1f50.gif

hello_html_3e010d1b.gifhello_html_39c0664b.gifhello_html_m308a0a98.gif

hello_html_5fde1f50.gifhello_html_5fde1f50.gifhello_html_5fde1f50.gif

3 группа – лаборатория «Лист» - представляет постановку сценки «Спор органов растения»

- А как вы ребята думаете: Кто из органов, для растения самый главный? Почему? (все органы растения – важны, они взаимосвязаны) (Слайд 15)

Общий вывод: В работе  организма  участвуют все  органы  взаимосвязано. В листьях образуются органические вещества, они необходимы для питания всех  органов , поэтому стебель обеспечивает передвижение питательных веществ к корню, а из корня вода и минеральные вещества поступают в листья тоже через стебель. Если разрушить стебель – транспорт прекратится. Это пример  взаимосвязи   органов  в  растении . Поэтому повреждение любой части организма ( корня, стебля, листа) может стать причиной гибели растения.

- О чем говорили в начале урока Организм растения – единое целое? (слайд 16)

Что мы делали сегодня на уроке? С какой целью? Каков результат нашей деятельности?

Итак, сегодня на уроке мы обобщили и систематизировали знания об органах растений, установили взаимосвязи органов и доказали, что организм растения - единое целое.

Разбор тестовых заданий:

В

Г

Молодцы! Вы сумели это доказать.

V. Рефлексия (заполните листы)

VI. Домашнее задание

Параграф 39 стр. 172-175.

Творческое задание. Проведите наблюдение за развитием семени фасоли, выделите основные периоды развития покрытосеменных растений, свои наблюдения запишите в тетрадь /2 мин/.

hello_html_f559965.gif

представляет синквейн. Составить синквейн для слова растения, используя названные биологические понятия.

Например:

  1. Растения.

  2. Живые, разнообразные.

  3. Фотосинтезируют, поглощают, выделяют.

  4. Целостный живой организм.

  5. Биологическая система.

infourok.ru

Овощеводство :: Обзор статьй журнала

Растение — единый организм, состоящий из двух условных «миров» — корней и надземной массы.

Растение — единый организм, состоящий из двух условных «миров» — корней и надземной массы. Несмотря на их единство, анализ мировой литературы по овощным растениям свидетельствует о том, что более 95% ее посвящено надземной массе, а о корнях информации очень мало. Даже по луковичным, клубне- и корнеплодным растениям она подается в основном косвенно — лишь в плане продуктовых подземных органов (луковиц, клубней, корнеплодов и корневищ), которые формируются в почве и с корневой системой как бы непосредственно связаны. А ведь именно от степени развития корней, их здоровья и поглотительной способности зависят продуктивность растения и качество овощной продукции!

Корни не просто обеспечивают растение влагой и минеральными веществами — они являются исключительно важной «биохимической лабораторией», которая днем накапливает продукты фотосинтеза, а ночью интенсивно превращает их в аминокислоты, витамины, регуляторы роста и другие вещества. Кое-что из продуктов синтеза растение оставляет в запасных клетках корней, а остальное срочно направляет в надземные органы. И незнание всех факторов, от которых зависит комфортный рост и развитие корневой системы в почве, нередко приводит к тому, что овощеводы не получают желаемой отдачи от применяемых технологий.В историческом плане интерес к изучению корней разных сельскохозяйственных культур периодически возобновлялся и приносил определенные научные результаты. Исследования отечественных ученых чаще всего посвящены росту корневой си­стемы под влиянием регуляторов роста и удобрений, при применении разных способов обработки почвы и режимов орошения. Определенный интерес к корням проявляют и селекционеры, но для них задача усложняется в связи с большим количеством исходного селекционного материала на всех этапах создания гибридов и сортов.Иногда обращают внимание на кор­невую систему и при усовершенствовании капельного орошения. В част­ности, исключительно большой вклад в «корневедение» внес американский биолог из штата Небраска John Weaver. В 20–30 гг. прошлого века он раскопал и зарисовал более 1000 корневых систем, в т. ч. овощных растений, что позволило опубликовать 14 монографий. В 1986 г. в Венгрии Jonas Tamasi детально изучил корни плодовых растений, в т. ч. карликовых подвоев яблони. А последняя монография по корневым системам вышла в 2015 г. в США по результатам исследований Roberta Kourik.Довольно разносторонние исследования корневых систем проводили и ученые в СССР — Н. Ведров, В. Гавриленко, Г. Добрынин, Э. Климашевский, И. Колосов, Н. Мухитдинов и мн. др. Это давало возможность оптимизировать способы обработки почвы и активно влиять на минеральное питание растений.

Три метода наблюдения

В процессе изучения состояния корней чеснока озимого и отчасти ярового было использовано три метода наблюдения.Метод 1. За месяц до осенней посадки озимого чеснока выкапывали траншею глубиной до 80 см, одну из ее боковых стенок тщательно выравнивали и закрывали толстым листом стекла. Пустоты наполняли почвой, поливали, а непосредственно у стекла на определенную глубину высаживали воздушные луковички, однозубку и зубки. Сверху траншею тщательно укрывали от попадания света, а застекленную стенку на зиму утепляли почвой и сухими листьями. Все это позволяло уже с осени наблюдать за началом отрастания корней и их углублением в почву, динамикой изменений в активной зоне корней с корневыми волосками, а с весны до уборки урожая следить за динамикой ветвления и глубиной проникновения корневой системы, размещением в пространстве и ростом луковицы. Пространственное размещение корней, растущих непосредственно за стеклом, хорошо просматривалось, что позволяло делать качественные фотографии и зарисовки.Метод 2 (классический). Весь профиль корневой системы постепенно размывали струей воды. Для сбора воды после промывки и размытой почвы на удалении 40 см от рядка выкапывали глубокую траншею (до 1 м). Размывку проводили в момент появления стрелки и раскрытия обертки на соцветии.Метод 3. Зубки чеснока высевали на поверхность сетки без ориентации и наблюдали за динамикой их становления в вертикальное положение. Для этого на выровненную грядку и на разную глубину посева клали полоски сетки с диаметром ячеек 5 × 5 мм. В варианте с поверхностным размещением сетки в целях предохранения от пересыхания накрывали грядку мешковиной и периодически увлажняли.Естественно, в процессе изучения корней чеснока постепенно приоткрываются тайны и накапливается информация для оптимизации технологий выращивания этой культуры из семян, воздушных луковичек, однозубки и зубка.

Удивительные способности

Ботаники уже давно создали классификацию корней овощных растений. Луковичные имеют струновидную корневую систему с полным отсутствием главного корня (кроме короткоживущего первичного зародышевого корня, который образуется в период всходов). Все их корни относятся к боковым и формируются по краю донца.Корни чеснока относятся к типу втяжных или контрактильных и выполняют, помимо биохимических и физиологических, еще и чисто механические функции по удержанию растения в вертикальном положении и углублению луковиц в почву. Происходит это следующим образом. Корни первого порядка толщиной 1–3 мм по всей длине (особенно это заметно ближе к донцу) имеют вид гофрированных трубок. Любое повышение влажности почвы, даже от утренней росы, вызывают их последовательное ритмическое удлинение, а после дневного подсыхания верхнего слоя почвы они сокращаются в продольном направлении (что также особенно заметно у основания донца). Это обеспечивает плотное прилегание луковицы к почве, ее вертикальное положение и непрерывное углубление.Появление такого интересного механизма, очевидно, связано с тем, что среди луковичных растений широко распространено явление вивипарии — вегетативного размножения воздушными луковичками. Понятно, что в природе они никогда не высеваются на определенную глубину — просто рассеиваются по поверхности почвы безо всякой ориентации. Но если проверить участок, на котором чеснок высевается естественным способом 3–4 года подряд, все растения окажутся идеально выровненными вертикально и углубленными до 5–7 см!

Источники проблем

Зародышевый корень у чеснока формируется только в случае получения растения из настоящего семени. В естественных условиях это встречается очень редко, но технологии выращивания чеснока из семян разрабатываются в Израиле профессором Риной Каменецки и уже прошли успешное испытание. Хотя и в этом случае первичный главный корень быстро отмирает, а на микродонце, т. е. сильно укороченном стебельке по спирали образуются боковые корни, как у лука репчатого. Если же растение развивается из воздушной луковички, однозубки или зубка, развитие боковых корней начинается по краям уже существующего донца. У воздушных луковичек оно очень маленькое — до 1–2 мм, у однозубки — до 5 мм, а у очень крупных зубков — до 12 мм.Корни, которые вырастают из донца, условно можно назвать первичными боковыми. В процессе роста, обычно в 5–10 см от точки отрастания они начинают ветвиться на корни второго и третьего порядка. Все они имеют одинаковое строение и выполняют те же опорные, физиологические и биохимические функции, но отличаются по составу первичной микрофлоры.Донце воздушной луковички практически стерильно от микрофлоры той почвы, на которой выросло материнское растение, однако однозубка и особенно зубок несут весь багаж возбудителей заболеваний (розовая гниль корней, бактериоз, гнили донца и шейки луковицы) и микровредителей (клещ, трипсы между сухими чешуями и нематода внутри донца), которыми заразились на почвах при репродуцировании. Это свидетельствует о том, что семеноводство на всех этапах следует вести на здоровых почвах, при соблюдении севооборота и других приемов технологии выращивания.Хотя болезни луковиц и корней чеснока развиваются в одной среде, т. е. в почве, причины и источники их совершенно разные. Можно сказать, что у луковиц свои болезни и вредители, а у корней — свои. По сути, луковица чеснока — это микроскопическая (длиной всего несколько миллиметров) часть укороченного стебля (донца), видоизмененные листья в виде сухих чешуй и зубков, а также основание стрелки (цветоноса), которая образуется в верхней части донца. Корни же отрастают по краям нижней части донца и с самого начала отрастания сталкиваются с различными проблемами.Это, прежде всего, вредители: личинки совок, проволочника, хруща, корневая тля и медведка (особенно на унавоженных участках). Довольно высока и вероятность развития различных заболеваний. Часто их появление связано с тем, что зимой и весной на полях с неровной поверхностью в «блюдцах» застаиваются талые воды. В этих местах может наблюдаться вымокание или выпревание корней чеснока, и на них тут же образуются бурые пятна — симптомы корневых гнилей, фузариоза, питиоза и других болезней. Неслучайно такие заболевания обычно развиваются плешинами по всему чесночному полю.Чисто корневой болезнью чеснока является розовая (иногда ее называют красной) гниль. Она считается болезнью старения и обычно начинается после первых признаков завершения роста луковицы и растрескивания обертки соцветия. Если же она появляется раньше — это тревожный сигнал о том, что корневая система чувствует себя некомфортно. Возбудителями этого заболевания обычно являются грибы из рода Rhizoctonia, хотя могут быть и другие похожие. Они активно развиваются после обильных дождей и заплывания почвы, а иногда и при ненормированном поливе (особенно на тяжелых почвах) и вызывают появление на разных участках корней красных пятен, ниже которых корень отмирает. Особенно опасно появление таких пятен на донце и сухой чешуе — они вызывают растрескивание луковиц и ухудшают их товарные качества.

 Этапы развития корневой системы

У озимого чеснока отрастание корней начинается осенью, после окончания периода естественного или вынужденного покоя (за исключением случаев принудительного выдерживания посадочного материала в контролируемых условиях для весенней посадки).Корни у воздушных луковичек, особенно мелкой фракции, отрастают очень медленно: при посеве в середине октября через месяц образуются только 1–2 корешка длиной до 10 см. После промерзания почвы рост их прекращается и возобновляется ранней весной, когда почва оттаивает. К началу июня начинает интенсивно формироваться однозубка, количество корней в этот период достигает 15–20 штук, а их длина может доходить до 30 см. В конце июня корни начинают отмирать, и однозубка входит в период покоя.Похолодание в октябре выводит однозубку (как и посаженый зубок) из состояния покоя, и начинается новый цикл отрастания корней. Точка роста в центральной почке в этот период активно проходит соответствующие этапы морфогенеза, но в рост не трогается. В отдельные годы при неглубокой посадке, необходимой сумме низких положительных температур и достаточном количестве влаги наблюдается нежелательное явление преждевременного пробуждения точки роста и появления всходов. Если зима выдается холодной и бесснежной, такие растения чаще всего вымерзают. Еще одна опасность связана с тем, что при многократном замерзании и оттаивании почвы в ней образуются прослойки льда, которые выталкивают неглубоко посаженные зубки на поверхность.Весной рост возобновляется, и в период от появления стрелок до их выравнивания количество корней достигает максимума. Это время наиболее активной работы корневой системы, которая должна обеспечивать влагой и питательными веществами не только надземную массу (листья, стрелку и воздушные луковички в соцветиях), но и растущую луковицу. Именно в этот период для чеснока очень желательны подкормки и полив.После раскрытия чехлика на соцветии прирост количества корней уменьшается, а их заболевания и отмирание усиливаются. Луковица в этот период завершает рост, но накопление сухого вещества в ней продолжается за счет оттока продуктов фотосинтеза от стареющих листьев.Таким образом, в корневой системе чеснока всегда можно найти корни трех типов:      молодые интенсивно растущие;      наиболее ценные разветвленные на боковые 2–3 порядка, интенсивно работающие;      больные, поврежденные вредителями и междурядными обработками, а также мертвые.Наблюдения позволили установить так называемое правило соотношения корневой системы и надземной части растений чеснока: длина наиболее развитых корней приблизительно равна высоте от почвы до начала влагалища верхнего флагового листа. Получается условный круг или овал с центром на уровне поверхности почвы.При этом важно отметить, что степень развития корневой системы у разных сортов заметно отличается: у позднеспелых она развита сильнее, а у скороспелых — значительно слабее. Корни озимого чеснока после осенней посадки растут только в длину, а весной, наряду с ростом, дают боковые разветвления разных порядков, что на порядок увеличивает их всасывающую поверхность. Например, здоровое растение сорта Любаша для обеспечения луковицы массой 100 г к концу вегетации формирует 120–150 корней первого порядка средней длиной 35 см (от начинающих рост до отдельных по 60 см). Общая длина такого количества корней составляет 42–53 м.На 1 г луковицы необходимо 1–2 корня первого порядка. Каждый из них образует 2–10 боковых корней второго порядка, часть которых продолжают ветвиться на очень мелкие корешки третьего порядка. Последние обеспечивают главную всасывающую функцию, тогда как корни первого порядка постепенно превращаются в проводники и синтезаторы некоторых витаминов, ростовых веществ и аминокислот.

Расширяем зону комфорта

Впрочем, следует понимать разницу между длиной корня и глубиной его проникновения в почву. Это разные вещи, и чем плотнее грунт, тем эта разница больше. На твердых почвах и полях с явно выраженной плужной подошвой корни не могут проникнуть в глубокие слои, поэтому искривляются, закручиваются в комкообразные «гнезда» или даже начинают расти к поверхности. То же наблюдается на переувлажненных почвах с оглееным горизонтом, где ограничен доступ кислорода — в его поисках корни также устремляются к поверхности. Чтобы корневая система развивалась нормально, такие почвы требуют более тщательной обработки: уничтожения разными методами подпочвенной подошвы и дополнительных рыхлений междурядий.Очень важной частью корня являются корневые волоски, которые всасывают воду и растворенные в ней минеральные вещества. Размещены они в активной части корня, на расстоянии 2–4 см от его кончика. Длина корневого волоска у чеснока составляет всего 1–3 мм, но подсчитать общую длину невообразимого их количества на всех корнях разных порядков просто невозможно! При этом если старая поверхность корней может лишь в какой-то степени всасывать свободную воду полива или осадков, то корневые волоски плотно присасываются к микрочастицам почвы и дают возможность использовать запасы не только капиллярной, но малодоступной гигроскопической влаги.Но чтобы корни в полной степени выполняли все свои важные функции, необходимо создать для них комфортные условия — оптимальное соотношение всех составляющих (кристаллов минералов, органических остатков, влаги и воздуха) при определенном количестве тепла. Нарушить комфорт корневой системы могут многие факторы: твердость почвы, ее кислотность, оглеение, отсутствие кислорода, плужная подошва, переувлажнение, избыток или дефицит легкорастворимых минеральных веществ, засоление, вредители и болезни. А это, естественно, скажется на размерах и качестве луковиц.

Разгаданная тайна

Посадить весь посадочный материал чеснока донцами вниз можно лишь на небольшой грядке. На больших площадях его обычно высевают без ориентации, но, как уже упоминалось, в процессе роста происходит «таинство» его выравнивания. Хотя выравниваются луковицы в разной степени, для товарного производства чеснока это явление очень важно. И проведенные наблюдения позволили приоткрыть завесу тайны над ним.При посеве воздушных луковичек, однозубки или зубков большинство из них (более 75%) ложатся на дно посевной бороздки боком и только некоторые — точно донцем вниз и точкой роста вверх. Через несколько дней начинается отрастание корней по всей окружности донца. Те из них, которые отрастают с части донца, прилегающей ко дну борозды, быстро устремляются вниз и играют роль своеобразного якоря. А корни, отросшие с верхней части, сначала дугообразно изгибаются и лишь затем устремляются вниз.Суточный перепад микровлажности в области дуги, которая ближе к поверхности почвы, всегда больше, чем около корней с нижней части донца, а даже незначительное дневное подсушивание способствует более быстрому образованию на корнях гофрированных участков, которые сжимают и укорачивают их. В результате верхняя часть посеянной луковички или зубка постепенно опускается.Впрочем, идеальное самовыравнивание наблюдается лишь при посеве на минимальную глубину. С углублением посадки сопротивление почвы усиливается (особенно в случае ее прикатывания), и на глубине 5 см и более втягивающей способности отрастающих корней обычно уже недостаточно, чтобы полностью выровнять луковичку или зубок.

Выводы

Приоткрытые тайны корней дают возможность сделать некоторые выводы для науки и практики, что в будущем позволит оптимизировать технологии выращивания.Очень важно углублять пахотный слой методами уничтожения плужной подошвы; гипсовать при засолении и известковать при повышенной кислотности почву. Кроме того, поле под чеснок следует тщательно планировать, чтобы избежать образования «блюдец» из талых вод. На полях, где наблюдается развитие розовой и других корневых гнилей, нужно предусмотреть применение системных фунгицидов уже в апреле, непосредственно после массового отрастания листьев на растениях чеснока.Размещение активной зоны корней далеко от донца свидетельствует о необходимости равномерной заделки удобрений по всему профилю пахотного слоя. А вот размещение боковых корней второго и третьего порядка по всему профилю и даже близко к поверхности, где они выполняют роль «сборщиков росы», свидетельствует о необходимости применения в мае — июне только мелких междурядных обработок. Для усиления минерального питания в это время больше подойдут некорневые подкормки макро- и микроудобрениями.Одним словом, для получения максимальной отдачи от растения чеснока следует сделать все возможное, чтобы его корневая система развивалась в комфортных для нее условиях.  

З. Сыч, д. с.-х. н., профессорФото З. Сыча

www.ovoschevodstvo.com

Конспект урока на окружающему миру на тему "Тайна растений. Взаимосвязь органов растений. Растение

Цветок весны, идущий к нам по снегу –

Простой цветок, но сколько он несёт

Добра и радости, и счастья человеку.

А счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней. Вот мы и постараемся раскрыть тайну растений. Каждый цветок состоит из частей. А знаете из каких? Но тут возник спор: Кто всех важнее?

У баснописца И. А. Крылова есть басня о листьях и корнях. Листья, стебли, цветы, семена, говорится в ней, не более чем бесполезный убор, а самое главное в растении - это скромные труженики-корни. А так ли это? Нам придется с вами это доказать.

КОРЕНЬ: Я самый важный! Я укрепляю растения в почве, пою и кормлю растение и дыхание осуществляю. Я и лечу, и кормлю и людей и животных.

НЕТ, Я ВАЖНЕЕ!! Лист возмутился! Сидишь в темноте, а зато живешь за мой счет. Я могу обойтись без корней! Я посылаю всем частям растения солнечную энергию. Я доставляю радость разными формами! Я ласкаю взор, даю приятные запахи, сигналы о здоровье растений! Я датчик состояния внешней среды. Мало света – побледнел, много влаги - завял!

СТЕБЕЛЬ: Постойте, постойте... Вы забыли про меня, если бы не было меня, то вряд ли бы растение жило. У меня разнообразные формы: прямостоящие, стелющиеся, короткие, толстые. Меня не всегда можно узнать. Я видоизменяюсь!

СЕМЯ: Спор ваш, друзья, напрасный. Я самый главный. Все, что вы делали, все делали для меня. Значит я важнее всех!

ЦВЕТОК: Я красив, в моих цветах целительная сила, меня обожают насекомые, птицы, у меня есть часовой механизм, который сообщает им время года и суток, зацвету тогда, когда считаю нужным. Значит я важнее всех!

Итак, кто же важнее всех? Давайте порассуждаем и докажем!

1 группа. Мы постараемся доказать, что корень важный в жизни растения. Да, действительно корни укрепляют растения в почве и прочно удерживают его в течении всей жизни. Развиваясь из маленького корешка зародыша, корень растущего дерева ветвится, глубоко проникает в почву, достигает больших размеров, удерживает тяжелейший ствол и ветви с листьями. Ствол дерева можно сравнить с гигантским зонтом. Ураганный ветер в состоянии вырвать дерево или сломать ствол, однако это случается редко. Действительно, корень поит и кормит растение. Именно через корни растение получает из почвы минеральные вещества, воду. Чем глубже уходят корни в почву, тем лучше обеспечивают растение водой и минеральными солями. Даже если растение лежит на земле, его корни все равно будут расти вниз, но корни могут отрастать от стеблей – это придаточные корни.

ОПЫТ. Мы провели опыт, срезали аккуратно веточку ивы, смородины, сирени, поставили в воду и через несколько дней увидели придаточные корни. Корни бывают разные: корнеплоды, корневые клубни (батат), корни- прищепки (плющ). У орхидеи - воздушные корни. Придаточные корни у банъяна. (рассказ о баньяне).

КОРЕНЬ. Что же мы узнали?

      1. Корень-это орган, обеспечивающий растение водой и минеральными веществами и укрепляющий его в почве. В корнях образуются многие важные для жизни растений вещества.

      2. Разные виды корней.

      3. Корни высасывают из почвы воду и растворенные в ней минеральные вещества. В этом заключается почвенное питание растений.

      4. Живые корни дышат кислородом.

      5. Корень растет в длину своей верхушкой за счет деления клетки. Корневые волоски обеспечивают почвенное питание растений.

      6. Состоит из коры, луба, древесины камбия.

      7. За счет деления клеток камбия корень растет(утолщаетея).

      8. Видоизмененные образуют корнеплоды и корневые клубни.

infourok.ru

Конспект урока на окружающему миру на тему "Тайна растений. Взаимосвязь органов растений. Растение

  1. Книги.

Вступительное слово учителя.

Все мы, и дети и взрослые – дети одного большого царства Природы. И мы обязаны своей жизнью нашей планете прекрасной единственной Земле- матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед нами, перед варваром-Человеком. Получив неограниченную власть над природой и упиваясь этой властью, он считает себя «венцом природы», забыв что сам является частью природы.

Мы и сейчас ещё не поняли и не хотим понять, что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить «и дня единого» замечает писатель В. Астафьев.

А Человек идет по планете. Он старается открыть тайны, познать мир, и в тоже время вырубает леса, осушает болота, строит фабрики и заводы. А в результате загрязняет окружающую природу, дом в котором сам живет.

Антуан де Сент-Экзюпери как то заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», значит пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей покрытой пылью, безжизненной Земле стоило бы, пожалуй установить надгробный камень с такой скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего для себя».

Поэтому мы с вами должны подумать, как сохранить природу? Как жить с ней в согласии? А может, лучше научиться понимать её, раскрывать её тайны и бережно относиться к ней с самого детства.

Урок у нас сегодня пройдет в форме деловой игры. Обобщив знания, полученные на прошлых уроках.

Когда ты входишь в лес, где все нам в детстве мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех умеющих их тайну разгадать.

Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года» «Подснежник» (Девочка изображает пробуждение цветка)

На полях дохнуло ветром вешним,

Ивы распустились за прудом

У тропинки маленький подснежник

Загорелся синим огоньком.

Закачался, слабенький и гибкий,

Удивленно радуясь всему.

И в ответ с приветливой улыбкой

Солнце наклоняется к нему

infourok.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта