Растение царь. Петров крест, или Царь-трава

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Аконит - царь-зелье. Растение царь


Аконит - царь-зелье

(Лекарственные травы)

Первую аптеку открыла природаД. Джарвис

Аконит или борец, относится к семейству лютиковых. Это многолетнее травянистое растение, в большинстве своем ядовито. Чаще всего встречаются и находят свое применение следующие виды аконита: бородатый, высокий (северный), джунгарский, лекарственный, Кузнецова, каракольский, противоядный, синий, Фишера, Чекановского. Всего в России произрастает около 50 видов аконита.

Русское название аконита — борец — произошло от слова «бороть», побарывать недуг, что красноречиво подтверждает другие русские название борца — царь-зелье, царь-трава.

Борцы, распространенные по всему миру, известны человеку с глубокой древности. Из них получали ядовитые вещества, и прежде всего стрельный яд, действующий подобно яду кураре.

Издавна известно и о целебных свойствах аконита (борца), но укрепившаяся за ними слава сильнодействующих ядовитых растений (что не всегда соответствует действительности) до последнего времени сдерживала их применение. Еще в 1820 году французским химиком Пешье из аконитов были получены первые алкалоиды, а в дальнейшем (уже в наше время) из борцов было выделено несколько видов алкалоидов, различных по степени ядовитости (от сильно ядовитого — аконитина и его производных, до совершенно не токсичного для человека алкалоида — атизина).

Помимо алкалоидов в корневищах аконита (борца) содержатся самые разнообразные физиологически активные вещества, в частности, органические кислоты, смолы, крахмал, а в надземной части — аскорбиновая кислота, инозит и другие вещества, которые делают менее токсичными для организма ядовитые вещества алкалоидов аконита.

В отечественной медицине препараты из аконита (борца) не применяются. Однако, несмотря на свою токсичность, в Болгарии, Индии, Китае различные виды аконитов находят широкое применение при самых разнообразных заболеваниях и принимаются в настоящее время (как и ранее) внутрь и наружно. Так, в тибетской медицине борец синий, борец высокий, борец Фишера, борец бородатый, аконит (борец) Кузнецова — излюбленные лекарства, которыми пользуются при лечении злокачественных новообразований (рака желудка), принимают как сильное противовоспалительное средство при острых инфекциях (сепсисе, скарлатине, дифтерии), при желудочно-кишечных болезнях (язвенной болезни, кишечных коликах, хроническом энтероколите), а также печеночных и почечных коликах, сахарном диабете и других.

В китайской и тибетской медицинах борец Фишера применялся и применяется в настоящее время как наркотическое и болеутоляющее средство при плевритах, невралгиях, ревматических болях, раке, судорожных проявлениях, эпилепсии, параличе, сифилисе, полиартрите, сердечно-сосудистых заболеваниях, а наружно — при лечении чешуйчатого лишая, некоторых кожных болезней, в частности зудящих дерматозов.

Борец синий — магическое растение. В «Ботаническом словаре Герметической медицины» П. Седира читаем: «Холоден и сух. По греческой мифологии, это растение выросло из пены, падавшей изо рта Цербера, когда Геркулес тащил его из преисподней. Листья полезны от нарывов и застарелых язв, годится и корень... его надо принимать настоянным в вине. Ядовит, может служить потогонным средством. Полезен от паралича, от мочевого камня, задержания мочи, желтухи, астмы, кровотечений из носа, способствует ращению волос и служит противоядием от укуса ядовитых животных.

Иначе аконит (борец) - это Царь-трава. Прогоняет нечистую силу. Как громовые стрелы небесные гонят темных бесов в преисподнюю, так и Царь-трава могучей силой далеко прогоняет силу нечистую.

Прикрыш-трава. Собирается в великоденский мясоед (с 15 августа по 1 октября). Употребляется для свадебных наговоров (порчи). До приезда новобрачных в дом жениха ее кладут под порог, и невеста должна перескочить порог, тогда все наговоры обрушиваются на желавших ей повредить».

Любителям самолечения следует помнить о том, что сильнодействующие и ядовитые растения, в том числе и аконит, не следует принимать внутрь самостоятельно, так как это может вызвать отравление организма. Особенно ядовит борец репчатый (борец ядовитый).

Однако борец противоядный так и называется потому, что его клубни совершенно безвредны. Они содержат особый алкалоид, который может служить противоядием.

Настой: 1 чайная ложка измельченных клубней аконита (борца) на 250 мл кипятка настаивать на водяной бане 1 час. Затем настой процедить. Принимать по 50 мл 4 раза в день при малярии и как противоглистное средство.

Как противоядие можно принимать 5 мг порошка из клубней борца.

health.wild-mistress.ru

царь трава — Что вы знаете о растении Царь — трава? Как его еще называют? — 22 ответа



В разделе Животные, Растения на вопрос Что вы знаете о растении Царь - трава? Как его еще называют? заданный автором *КЛИМА*. RE лучший ответ это Растение- паразит!Называют его ПЕТРОВ КРЕСТ.Петров крест (Lathraea squmaria) - одно из редких и таинственных растений, видеть которое случалось далеко не каждому. Это растение-паразит, вообще не имеющее хлорофилла и тянущее питательные вещества из корней других растений. Вся жизнь его проходит под землёй, в виде тонких белых тяжей, напоминающих грибницу; лишь весной, обычно в начале мая петров крест цветёт, пробиваясь сквозь прелую листву фиолетовыми и алыми стрелками.Основная часть петрова креста — сильно разветвленный мясистый стебель — всю свою жизнь находится под землей. Там он образует огромные, иногда до нескольких килограммов, толстые белые корневища, покрытые мясистыми чешуйками. Они прикрепляются к корням кустарников и высасывают из них сок с питательными веществами. Корневища крестообразно ветвятся и переплетаются — отсюда и название.Зацветает петров крест в первый раз лишь на десятом году жизни. На запах сладкого нектара прилетают шмели и другие насекомые, которые опыляют цветки. Быстро созревают и осыпаются мелкие семена, и до следующей весны странные цветки уже не увидеть.

Научное же название растения (хотя сейчас и петров крест узаконен официально) - скрытый чешуйчатник.Есть у него и другие, народные названия. Потаенница, например. Понятно, откуда произошло это название. А вот имя "царь-трава" растение получило у суеверных людей за то, что ему приписывались магические свойства. Они считали, что такое странное растение не может быть обыкновенным.

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Что вы знаете о растении Царь - трава? Как его еще называют?

Ответ от Наталья Корф[гуру]Аконит джунгарский (Борец, царь-трава)Аконит джунгарский (Aconitum soongoricum) — травянистое многолетнее растение семейства лютиковых.Корневище аконита — конусовидные клубни, сросшиеся горизонтальной цепочкой, снаружи черные, на изломе белые. Стебель высокий до 130 см. Листья черешковые, округлосердцевидные, рассеченные на пять клиновидных долей, из которых каждая в свою очередь — на две ланцетовидные доли. Крупные цветки с пятилистной венчиковой чашечкой фиолетового цвета собраны в кисть. Верхний лепесток в виде шлема с загнутым вверх кончиком. Плод — сборная листовка. Аконит джунгарский встречается на Иссык-Куле, в высокогорных районах Тянь-Шаня, на юге Алтая и других местах. Однако он не столь распространен, даже занесен в Красную книгу. Растет по берегам горных речек, на горных лугах и опушках.В официальной медицине аконит применяется наружно в виде настойки при радикулитах, радикулоневритах, болях в суставах.В народной медицине на Иссык-Куле и других регионах Азии корень аконита джунгарского издавна и весьма продуктивно применяется для лечения рака. Основными действующими веществами растения являются алкалоиды аконитин, зонгорин, ацетилзонгорин. Наибольшее их содержание именно в корне. Однако следует подчеркнуть, аконит джунгарский чрезвычайно ядовит. Самостоятельное или кустарное знахарское лечение им может привести не только к тяжелейшим отравлениям, но и к смерти. Ситуация осложняется и тем, что токсичность растения существенно различается в зависимости от места произрастания, периода вегетации, а также разновидности (например, аконит каракольский как разновидность джунгарского) .Название аконита происходит от латинизации греческого «akoniton» — название мифического растения, применявшегося для отравления волков и других хищников. Вполне возможно, что он и имелся в виду. Слово то происходит от древнегреческого города Аконе, в окрестностях которого это растение росло в изобилии. Об аконите и его свойствах существует много легенд.В одной из своих поэм Овидий рассказывал, что Медея хотела отравить Тесея соком аконита. По древнегреческому мифу, аконит вырос из ядовитой слюны объятого ужасом адского пса Цербера, которого Геракл привел из подземного царства на землю (одиннадцатый подвиг Геракла) .Названием «борец» растение обязано скандинавской мифологии: борец вырос на месте гибели бога Тора, победившего ядовитого змея и погибшего от его укусов. Германцы называли аконит шлемом бога Тора и волчьим корнем (Тор, как говорилось в мифе, боролся с волком с помощью аконита). Отсюда, как считают, произошло и наше русское название аконита – борец, волкобойник. Другое название – «царь-трава» — было дано этому растению за его сильную ядовитость. Яд считался настолько страшным, что одно обладание аконитом в некоторых странах каралось смертью.Ядовитые свойства аконита были известны уже в глубокой древности: греки и китайцы делали из него яд для стрел, в Непале им отравляли приманку для крупных хищников и питьевую воду при нападении врага. Все растение – от корней до пыльцы – чрезвычайно ядовито, ядовит даже запах. Плутарх пишет, что отравленные аконитом войны Марка Антония теряли память, и их рвало желчью. По преданию, именно от аконита умер знаменитый хан Тимур – ядовитым соком была пропитана его тюбетейка.Яд аконитаИ все же приведу здесь некоторые меры на случай отравления аконитом. Первые признаки легкого отравления: «комочек» в горле, покалывание в конечностях, озноб по позвоночнику. Следует обильно пить крепкий чай, кофе, танины. В более серьезных случаях: при жжении во рту и желудке, слюноотделении, сильном ознобе, головокружении, расширении зрачков – необходимо промыть желудок и кишечник, принять касторовое масло, водную взвесь угля. Подкожно вводится кофеин, атропин.Ко всем предупреждениям добавим, что в древности использовали аконит джунгарский для отравления наконечников стрел. Впечатляют и сами народные названия аконита

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru

"Царь цветов", или цветок императора – пион.

великолепных цветов - пионов.

и размножения. немного о болезнях и

борьбе с ними.

Название: Научное свое название «paeonia», по одним сведениям, цветок этот получил от фракийской местности Пеонии, где один из его видов рос в древности в диком состоянии.  По другим сведениям от имени древнегреческого божества, отвратителя зла Пеана, который был врачом олимпийских богов. С помощью растения, полученного от матери Аполлона — Леты, он излечил самого Аида от ран, нанесенных ему Гераклом. Греческое же сказание добавляет, что Пеон получил чудесно излечившее Плутона растение с горы Олимпа, из рук матери Аполлона, и что это исцеление возбудило такую зависть в Эскулапе, что он приказал было тайно умертвить Пеона, но Плутон, в благодарность за оказанную ему помощь, не дал ему погибнуть, а превратил его в пион, который с тех пор и стал носить его имя. Сверх того, за оказанное Пеоном богам во время Троянской войны исцеление и все искусные врачи стали носить с той поры название Пеонии (Paeonii), а все отличавшиеся высокими целебными силами травы -- травами пеоний -- Paeoniae herbae. Вообще в древности это растение славилось своими чудодейственными свойствами и считалось одним из чудес творения. Говорили даже, что злые духи исчезают из тех мест, где растет пион, и что даже небольших кусочков его, надетых на нить, обвязанную вокруг шеи, достаточно, чтобы защититься от всякого рода дьявольских наваждений. Описание: до нашего времени семейство пионовых сохранилось, как монотипное — с единственным родом пион (Paeonia L.). Он включает в себя не более 40 видов. Большая часть пионов представлена травянистыми видами Травянистые пионы   

                              Пион Виттмана                                                     Пион обратнояйцевидный    

                       Пион лекарственный                                                     Пион молочноцветковый      

                  Пион уклоняющийся                                                           Пион Млокосевича

                             Пион кавказский                                                 Пион узколистный, или тонколистный   

                                                                           Пион древовидный

Легенды и сказания

О происхождении самого цветка сложилось немало разного рода интересных поэтических сказаний, из которых особенно часто рассказывается следующее.

Жил-был некогда один страстный любитель пионов, некий Хо-Чи. Каких только пионов он ни разводил! Были у него белые, как лебеди, и бланжевые, как солнечный заход, темно- и светло-розовые, ярко- и темно-малиновые; были с гладкими лепестками и с завитыми, душистые и не пахучие... И любовался он ими с утра до вечера и с вечера до утра. Когда цвели его пионы, то сад его становился так прекрасен, что ему мог бы позавидовать сам император. Но вот однажды проходил мимо сада Чаяг-Эй, сын одного знатного мандарина, со своими товарищами, большой грубиян и шалопай. Увидев пионы, он бросился на них с палкой и начал их сшибать и топтать ногами. Старик Хо-Чи плакал, умолял его оставить цветы в покое, но шалопай не слушал и продолжал ломать их и калечить. Тогда, выйдя наконец из терпения, старик собрал все свои силы, напал в свою очередь на него и, больно исколотив, выгнал из сада. Исправить, однако, попорченное было уже трудно: цветы были побиты, потоптаны, растения поломаны. Оставалось только ждать, чтобы само время поправило их. И старик сидел и заливался горькими слезами.Как вдруг откуда ни возьмись появилась прелестная молодая девушка. Она подошла к нему и спросила: «О чем, старичок, ты так горько плачешь? Не плачь, предки мои оставили мне дар оживлять все умершее, принеси мне только немного воды». Обрадованный старик бросился было за водой, но дорогой, усомнившись, обернулся. И -- о чудо! -- девушка уже исчезла, но все цветы его ожили и сделались даже во сто раз прекраснее: простые превратились в махровые, одноцветные -- в пестрые. На одном кусте были цветы всевозможных сортов, и краски их поражали ни с чем не сравнимой яркостью. Слух о таком чуде не замедлил распространиться по всей стране, и отовсюду стал стекаться к старику народ, чтобы полюбоваться его так чудесно воскресшими цветами... Но избитый стариком Чанг-Эй, раздосадованный такой удачей, не мог простить нанесенного ему оскорбления и решил во что бы то ни стало отомстить. И вот он оклеветал Хо-Чи и обвинил его в чародействе. Старика схватили, бросили в тюрьму, приговорили к смертной казни и назначили даже день ее исполнения. А тем временем Чанг-Эй, напившись пьян, отправился опять со своими товарищами в сад старика и принялся было снова топтать и ломать его чудные цветы. Но тут вдруг поднялся сильный ветер; при его порывах все пионы приподнялись и превратились в прелестных молодых девушек, одетых в столь же блестящие платья, как лепестки самых красивых из цветков, и одна из них, обратившись к своим подругам, сказала: «Мы все сестры цветов. Враги так усердно ухаживающего за своими пионами Хо-Чи -- наши враги. Соберем силы и вступим с ними в борьбу!» Тут широкие рукава их платьев замахали, сами платья заколыхались и заколебались, и разразился такой страшный ураган, что небо сделалось черно, как чернила, и яркий день превратился в самую глубокую ночь. Подхваченные ветром товарищи Чанг-Эя ударялись о стволы деревьев, их кололи колючки, шипы и с такой силой хлестали сучья и ветви, что они остались еле живы, а сам Чанг-Эй, подброшенный на громадную высоту, упав в ров с навозом, так сильно расшибся, ударившись о землю, что тут же испустил Дух. Узнав обо всем происшедшем, верховный судья пришел в страшный испуг; он отменил тотчас же смертную казнь, простил старика и отдал строгий приказ: «не сметь никогда дотрагиваться ни до одного из цветков в его саду». А Хо-Чи продолжал мирно жить, ухаживая за своими цветами и благословляя память спасшей его от смерти и воскресившей его цветы чудной богини. Волосы его из седых сделались опять черными, морщины исчезли, а лицо его стало свежо и молодо, как в отдаленные дни его юности. Во всем чувствовалось влияние его чудесной покровительницы, и он блаженствовал... И вот однажды, когда он любовался только что распустившимся дивным пионом, вдруг повеяло теплым нежным ветерком, по всему саду распространилось чудное благоухание, и раздались дивные, никогда не слыханные им божественные звуки... Подняв глаза, Хо-Чи увидел свою молодую богиню, которой предшествовали непорочные белые аисты и лазоревого цвета феникс, опускающийся на розовом облаке. «Хо-Чи, -- сказала она ему, -- ты достиг полного совершенства. Творец вселенной, желая наградить твою беспредельную любовь к цветам, зовет тебя в свои небесные сады, следуй за мной!..» Хо-Чи вступил на облако и вознесся медленно на небо. А за ним поднялись его хижина и окружавшие ее деревья, цветы, пионы и все, что он любил. И услышал он голос: «Тот, кто любит цветы и охраняет их, увеличивает свое счастье и получит блаженство. А тот, кто обходится с ними дурно и уничтожает их, будет несчастен и подвергнется самым строгим наказаниям!» Затем облако исчезло среди других облаков... И с этих пор селение, где жил Хо-Чи, стало называться селением праведника, вознесшегося живым на небо, а место, где был его сад, -- садом «ста цветов».

 

Сказание о «духе пеона»
Не менее поэтичное сказание сложилось там еще и о «духе пиона».

Жил некогда, -- говорит это сказание, -- в одном из отдаленных городов Небесной империи один молодой ученый, который посвящал себя всего изучению культуры пионов.

Живя в одиночестве, только среди своих книг и пионов, он был однажды крайне обрадован посещением одной молодой красивой девушки, которая без всяких приглашений появилась у него на пороге дома и просила дать ей какое-нибудь занятие. Согласившись с удовольствием на ее просьбу, он со временем был приятно удивлен тем, что она стала для него не только прекрасной служанкой и помощницей по уходу за его пионами, но и отличным товарищем. Оказалось, что она получила замечательное воспитание, знакома с придворным этикетом, писала, как ученый, была поэтом, живописцем и стала для него верным другом. Отнесшись сначала к ней лишь с снисхождением, молодой ученый вскоре был положительно пленен как ее грацией, красотой, так и ее познаниями. Она сделалась для него существом необходимым. Все шло отлично. Молодые люди, видимо, увлеклись друг другом. Она слушалась его во всем беспрекословно, исполняла все его малейшие желания; он любовался ею, даже более того -- любил ее. Но вдруг случилось нечто необычное. Желая, по-видимому, сделать ее своей женой, молодой ученый пригласил к себе жреца и сообщил ей о предстоящем посещении. Известие это, однако, вместо того, чтобы обрадовать, произвело на нее какое-то удручающее впечатление, и она вдруг куда-то исчезла. Напрасно звал ее ученый, она не откликалась более на его зов. Тогда, встревоженный, огорченный, он бросился ее искать и, проходя по одной темной галерее дома, вдруг заметил ее, проскользнувшую, как тень. Он погнался за нею -- она от него. Наконец он нагнал ее, но в тот момент, когда хотел схватить, она вся как-то съежилась, сплющилась у стены и исчезла в ней, так что стала походить скорей на какой-то рисунок на поверхности стены, и лишь губы ее продолжали двигаться: «Я вам не отвечала, -- шептала эта тень, -- когда вы меня звали, потому что я не человеческое существо, я дух пиона. Ваша любовь согревала меня, поддерживала во мне человеческую форму, и для меня было радостью, наслаждением служить вам. А теперь, когда придет жрец, он осудит вашу любовь ко мне, и потому я не могу более принять свой прежний облик. Я должна возвратиться к цветам. Прощайте, благодарю вас за ваше расположение, благодарю за счастье, которое вы мне дали.» Ученый стоял ошеломленный. Как ни убеждал он ее, как ни умолял, после этих слов изображение дивной девушки все глубже и глубже погружалось в стену. Краски рисунка, который она теперь собой представляла, становились бледнее и бледнее, пока, наконец, не исчезли совсем, не оставив ни малейшего следа .. С этого дня ученому ничто не стало мило на свете. Он забросил свои книги, науку, и только лишь воспоминание при взгляде на пионы о чудном, согревавшем так недолго его жизнь существе, лишь дума о том, что, может быть, в каком-нибудь из них незабвенная девушка и теперь находится, поддерживала его, являлась единственным его утешением в жизни. Любуясь их красотой, он любовался ею, вдыхая их чудный аромат -- чувствовал как бы ее близость...

Не меньшим почетом пользуется пион и в Армении. Там он считается цветком, отгоняющим бесов и исцеляющим бесноватых. Мнение это сложилось у них на основании предания, будто теща Моисея, которую тревожили бесы, отправилась по совету своего зятя на гору, и там Господь указал ей на пион как на изгоняющее бесов растение. Вследствие этого, по словам французского фольклориста Роллана, и выкапывание из земли пиона производится у армян с особого рода торжественностью. Его не просто вырывают из земли, а за ним отправляется священник с крестом и св. Евангелием и, обращаясь к нему, сначала говорит: «Приветствую тебя, трава», а затем читает над ним пять псалмов и прибавляет: «Благословен Бог, даровавший ради праведного Моисея этому растению целебную силу против всех болезней. Молим Тебя, Господи, дай и нашему растению ту же власть против бесов и болезней».

Такой же славой целительного средства пользовался пион и в Европе в средние века. Тогда его прикладывали к сердцу против удушья и подагры. Да и теперь еще в Швейцарии, в кантоне Аар, его надевают детям от судорог в виде венка из 77 листьев; а если при этом у них прорезаются зубы, то делают из его плодов ожерелье и надевают его на шею. Плоды эти слывут у них за орехи ведьм. При этом сильнее всего действие пиона считается, если его выкапывают из земли в марте и, сверх того, в сумерках.          Кроме того, в Португалии и Дании пиону приписывают способность исцелять также от падучей болезни, которую, как известно, простонародье считает родом беснованья. Для этого из плодов его делают ожерелье и заставляют носить его на шее в продолжение 40 дней. Для большей же действенности толкут еще ежедневно по одному его плоду и, сделав из него порошок, дают принимать больному вместе с водой. В некоторых местностях Франции такое ожерелье носит название четок св. Гертруды и считается только тогда целебным, когда плоды пиона смочены святой водой и нанизаны на красную нить иглой, которая еще не была в употреблении.

На языке цветов восточных народов пион обозначает обыкновенно «стыдливость и застенчивость», откуда сложилось, вероятно, и немецкое выражение, когда молодая девушка сконфузилась или покраснела: «она вспыхнула, как пион». Но, с другой стороны, пион служит символом неуклюжести и глупой гордости, о чем у Монтегацци мы находим такую сказку:

Однажды богиня Флора получила от отца богов Юпитера очень щекотливое, но чрезвычайно важное поручение: отправиться на планету Венеру и усмирить вспыхнувшее там среди цветов восстание. Но, отправляясь в столь дальнее и продолжительное путешествие, она не могла на время своего отсутствия оставить земные цветы без управителя и потому, сойдя с неба, созвала цветы и предложила им выбрать из своей среды временную ей заместительницу или заместителя. На обсуждение этого вопроса она дала 48 часов, по прошествии которых приказала снова собраться и решить выбор голосованием. Цветы согласились и разбрелись по лесам, долам и горам беседовать о том, кого бы избрать. Прошло два дня, и, верная своему слову, Флора, усевшись на поросший бархатистым изумрудным мхом пень, стала поджидать, пока соберутся цветы со всей земли. И вот потянулись дети Флоры отовсюду: из неприступных бездн, из глубоких долин, из дремучих лесов, с гор, из рек, ручьев, озер и морей, одевшись в свои самые свежие, изящные листья и разукрасившись своими самыми красивыми, душистыми цветами. Никогда еще не было столь многочисленного собрания, никогда еще Флоре не приходилось видеть такой чудной картины. Первый раз она видела своих прелестных подданных в полном сборе. Вскоре все собрались, недоставало одной только розы -- той самой, которая с полным правом должна была быть избрана заместительницей богини Флоры. Все молчали и терпеливо ждали, лишь глупый пион, уверенный в своих достоинствах, мечтал уже о том, что в отсутствие розы он, без сомнения, будет избран в правители. Наконец, появилась чудная, дивная, ни с чем не сравнимая красавица-роза, и все цветы невольно притихли, пораженные ее величием и красотой. Но пион глядел на нее вызывающе. Его налившиеся, словно кровью, красные лепестки пыжились, и, надуваясь изо всей мочи, он старался перещеголять ее своей величиной. Такая дерзость поразила всех. Все цветы переглядывались удивленно между собой, и сама Флора смотрела на него с едкой усмешкой. Но, не обращая ни на кого внимания, разгоревшись, как огонь, пион самодовольно продолжал смотреть на розу с презрением, на остальные цветы -- с гордостью, а на Флору -- с выражением твердой уверенности в своей победе... Наконец наступил момент выборов. Все цветы, как один, подали голос за розу, и остался лишь пристыженный пион, который один кричал: «Не согласен, не согласен!» Тогда Флора, сняв с головы свой царственный венец, торжественно возложила его на голову розы и затем, обратясь с улыбкой к пиону, сказала: «Гордый, глупый цветок! Оставайся же в наказание за свое самодовольство и пустоту навсегда таким толстым, надутым, как сегодня, и пусть ни одна бабочка не подарит тебя никогда своим поцелуем, ни одна пчела не возьмет в твоем венчике меду и ни одна девушка не приколет никогда твоего цветка к своей груди!» И как сказала богиня, так и случилось: пион остался толст и неуклюж и сделался эмблемой пустоты и чванства...

  Пион в России

Разводимый у нас в садах пион встречается в диком состоянии в Швейцарских Альпах, в Италии и Португалии. У нас на юге, например в Крыму, попадается в садах еще очень красивый вид белого сибирского пиона (Рaeonia albiflora), цветы которого пахнут, как белые нарциссы. Пион этот пользуется большой любовью у монголов и даурцев, которые варят его корень в супе и примешивают в чай его поджаренные семена. У монголов он носит название «дохины», а у русских сибиряков -- «белого Марьина корня». Вид этот был привезен в Европу впервые сравнительно поздно -- в 1788 году. Чудно пахнущие цветы его очень боятся воды, и потому, если в дождливое время их не прикрывать, они быстро загнивают и чернеют.   

Продолжение темы о пионах будет в других постах

flower-kalinka.livejournal.com

Петров крест. Удивительные растения. Редкие виды. Паразит. Вредитель. Цветы. Фото. — Ботаничка.ru

Если вы вдруг увидите, как из-под земли торчат какие-то бледно-розовые лохмотья с палец длиной, знайте, что вам довелось повстречаться с петровым крестом. Хотя, конечно же, поразмышлять над тем, что это такое, в любом случае, придётся. Чересчур уж растение необычное, не сразу и поймёшь, что это такое.

В нижней части, у земли, белый толстый стебель покрыт крупными чешуйками, а выше несёт много розовых цветков, которые плотно прижимаются друг к другу.

Петров крест интересен тем, что у него никогда не бывает зелёных листьев. Они ему просто не нужны. Он присасывается к корням некоторых деревьев и кустарников и берёт оттуда необходимые питательные вещества. Тем и живёт.

Петров крест скрытый (Lathraea clandestina)

© TeunSpaans

Петров крест скрытый (Lathraea clandestina)

© Meneerke bloem

Петров крест чешуйчатый (Lathraea squamaria) Ботаническая иллюстрация Якоба Штурма из книги Deutschlands Flora in Abbildungen, 1796

© Finavon

Основная часть растения – сильно разветвлённое мощное корневище, которое находится под землёй и проникает на значительную глубину. Именно от корневища весной отрастают надземные бело-розовые побеги, несущие цветки. От корневища же отрастают и тонкие корни, которые в месте соприкосновения с корнями растения-хозяина образуют особые утолщения – присоски.

Петров крест чешуйчатый (Lathraea squamaria)

© Ayacop

Ведя паразитический образ жизни, петров крест мог бы никогда не подниматься на поверхность – питанием он всегда обеспечен. Но жизнь состоит не только из пищи, необходимо ещё оставить потомство. И петров крест вынужден выбираться из-под земли.

Цветки его содержат нектар, их охотно посещают пчёлы и шмели, которые производят опыление. Довольно скоро из цветочков образуются плоды-коробочки с чёрными семенами, такие же, как у мака. После созревания, когда высыпаются уже все семена – кончается земная жизнь петрова креста, его побеги засыхают. От них не остаётся и следа. А сам петров крест на долгие месяцы вновь уходит под землю. А может, и на долгие годы. Иногда петров крест не выходит из под земли даже весной.

Петров крест, или чешуйник, или потаённица, или царь-трава (Lathraea) — род растений семейства Заразиховые (ранее включался в Норичниковые).

В род Петров крест включают 5—7 видов цветковых растений, паразитирующих на корнях деревьев и кустарников. В них полностью отсутствует хлорофилл.

Растения достигают высоты 15—30 см. Стебли густо покрыты белыми мясистыми чешуями — видоизменёнными листьями. Соцветие — кисть, цветки, в зависимости от вида — от розоватового до пурпурного. Цветки в густых однобоких кистях, распускаются ранней весной; характерна протогиния, однако имеются и нераскрывающиеся (клейстогамные) цветки. Один плодоносящий побег может приносить в год до 50 тыс. семян.

Первые годы растения развиваются под землёй. После развития корневища появляются соцветия, основное время вегетации — весна, во время сокодвижения. Корневище петрова креста растёт в разные стороны, разветвляется и образует так называемые крестовидные соединения — отсюда и его русское название.

Большой интерес вызывают чешуи на стеблях петрова креста. Дело в том, что чешуи эти имеют полость, внутри сообщающуюся с внешним миром посредством узкой щели. Стенки этой полости покрыты особыми желёзками, напоминающими по виду желёзки насекомоядных растений, например на листьях росянки. Раньше полагали, что петров крест — растение насекомоядное и что его чешуи представляют собой своеобразные ловушки, приспособленные для ловли насекомых. Этот взгляд подтверждался тем обстоятельством, что в полостях чешуи иногда находили погибших насекомых; однако неизвестно, «переваривались» ли они растением или нет. В настоящее время петров крест не причисляют к разряду хищных растений, а полостям на его чешуйках приписывается сейчас роль органов испарения воды, которая выделяется через упомянутые выше желёзки. Их следует рассматривать как особое приспособление к условиям подземной жизни, которую ведет петров крест.

Родиной является умеренный пояс Европы и Азии. Наиболее распространён Петров крест обыкновенный, или чешуйчатый, это единственный вид, произрастающий на территории России и сопредельных стран.

Петров крест чешуйчатый (Lathraéa squamária)

© Robert P.

Виды:

  • Lathraea clandestina — Петров крест скрытый
  • Lathraea japonica — Петров крест японский
  • Lathraea purpurea — Петров крест пурпурный
  • Lathraea rhodopea — Петров крест балканский, или Петров крест родопский
  • Lathraea squamaria — Петров крест чешуйчатый, или Петров крест обыкновенный
Петров крест чешуйчатый (Lathraéa squamária)

© BerndH

Петров крест обыкновенный — растение высотой 15-30 см, паразитирующее на корнях деревьев и кустарников (орешник, ольха, бук, черёмуха, липа и др.), полностью лишено хлорофилла, листья чешуйчатые, соцветие — кисть, цветки красные или малиновые, с четырьмя тычинками. Коробочка одногнездная, двустворчатая. Первые годы (до 10 лет) корневища растения развиваются под землёй, после чего появляются соцветия, основное время произрастания — весна (апрель-май), во время сокодвижения. В некоторые годы растение может не произрастать над землёй.

Произрастает в тенистых местах в лесах Европы и на Кавказе, единственный представитель рода, встречающийся на территории бывшего СССР. Типичен для широколиственных и елово-широколиственных лесов. Также встречается в лесах умеренного климата от Западной Европы вплоть до Пакистана и Индии.

Петров Крест является достаточно редким исчезающим видом.

Трава эта была в употреблении у знахарей-зелейщиков. Траву Петров-крест брали в дорогу – в предохранение “от всякая напасти”. Корень этого растения считается сильным средством для одоления демонской вражьей силы.

Растение ядовито, употребление может вызвать отравление, однако, используется в медицине.

С лечебной целью используют траву и корни, собранные во время цветения. Это замечательное противоопухолевое средство, которое дает хорошие результаты лечения при сочетании с болиголовом, аконитом (борцом), прострелом, Молочаем Палласа и др. лекарственными препаратами. Петров крест используют при заболеваниях почек, печени (гепатит, цирроз, рак), при отечности, водянке и асците, при гинекологических заболеваниях, для регулирования овуляции яйцеклетки, мышечного тонуса матки и стимуляции оплодотворения яйцеклетки, то есть при бесплодии.

Перед употреблением проконсультируетесь с врачом.

www.botanichka.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта