Сказка о цветах. Рассказ сказка о растении
Сказки о цветах читать онлайн
История этих сказок тоже кажется сказкой.
Это было более сорока лет назад. После долгих месяцев работы в шумной редакции одной из крупных рижских газет молодая писательница Анна Саксе в летний день села в поезд, чтобы навестить своих родителей. Поздно вечером поезд подошел к одинокому полустанку. Никто не приехал встретить писательницу, и она решила идти прямо через лес, незнакомой дорогой. Леса в тех краях большие. Дорога разветвлялась. Писательница шла наугад темнеющим бором, заросшими, нехожеными тропами, пока не поняла, что сбилась с пути. В растерянности она остановилась. В короткой летней ночи с лесной поляны струился сладкий и дурманящий аромат. Это цвели ночные фиалки — нежные, бледные цветы на хрупких стебельках. В отцовский дом Анна Саксе пришла лишь к вечеру другого дня. Словно ее кружили по лесу сказочные духи или заманивал леший. Этот удивительный путь надолго сохранился в памяти. И часто мысли возвращались к поросшей ночными фиалками поляне. Как они пахли! И писательница опять видела черный бор, девушку, собирающую в лесной чаще целебные травы, и парня, чью невесту злой дух сманил и обратил в цветок. Появились мысли о любви и верности. Так возникла первая сказка Анны Саксе «Ночная фиалка».
Народная писательница Анна Саксе — одна из основоположниц латышской советской литературы. Она родилась во время крутого исторического поворота в жизни народа — в 1905 году — в год первой русской революции. Рассказы о революционных событиях в округе, народные песни, сказки, легенды (а их она слыхала множество) — вот первые сильные духовные впечатления детства. В школе к ним прибавились впечатления от книг — Анна Саксе рано увлеклась произведениями латышских, русских и западноевропейских писателей.
Хоть и бедна была семья Саксе и нелегко было в буржуазной Латвии детям тружеников попасть в университет, будущая писательница, чтобы продолжить образование, вопреки всему, поступила в 1925 году на филологический факультет. Правда, университет Анну Саксе вскоре разочаровал, и она оставила его. Но зато возрос интерес к литературе. В 1927 году она публикует стихотворение «Во власти тревоги». Вскоре молодая писательница посвящает себя прозе — рассказам и очеркам. В конце тридцатых годов Анна Саксе интенсивно работает над своим первым романом, отображающим жизнь латышских крестьян в канун революции 1905 года. Писательница устанавливает контакты с революционным подпольем, с коммунистической партией. И в 1940 году, когда в Латвии восстанавливается Советская власть, Анна Саксе с энтузиазмом становится в ряды строителей советской жизни. Выходит книгой роман «Трудовое племя», в периодике появляются рассказы «Логическая совесть», «Перелом» и другие, в которых картинам прошлого противопоставляется новая социалистическая действительность.
Годы Великой Отечественной войны Анна Саксе проводит в Кирове, работая в эвакуированной редакции газеты «Циня». Центральные герои ее творчества теперь советские люди, борцы против фашизма. Большую популярность снискал рассказ «Возвращение в жизнь», повествующий о покалеченных на войне людях, вынужденных искать в жизни новое место, новую цель. Но особенно тепло была встречена читателями молодежная повесть «Три сарайчика». Здесь писательница изображает детей и подростков в оккупированной Латвии, которые самоотверженно спасают советского летчика, рисует много остроумных ситуаций, создает как героические, так и комические характеры.
Молодежной теме Анна Саксе остается верна и в послевоенные годы. В масштабном романе «В гору», посвященном коллективизации латышской деревни, центральное место отводится молодым героям, и именно они убеждают и увлекают читателя больше остальных персонажей. В 1949 году роман удостаивается Государственной премии СССР.
Третий большой роман Анны Саксе — «Искры в ночи» повествует о молодежи в условиях буржуазной Латвии, о юношах и девушках, ищущих дорогу к полноценной жизни и встающих в ряды революционных борцов. Роман изобилует автобиографическими штрихами.
Затем выходят сборники сказок «Кузнец счастья», «Пиковый король», «Сказки о цветах». Сказочные мотивы волновали Анну Саксе с самого детства. Рассказы отца и матери, истории деда…
Еще в раннем детстве писательница научилась радоваться цветам. «Может быть, мне надо было стать садовницей?» — как-то пошутила она. Цветы были ей всегда милы. И теперь возле ее дома обильно растут георгины и розы, тюльпаны и подснежники, астры и гладиолусы. В книгах Анны Саксе сливаются в единое целое судьбы цветов и людей. Люди оборачиваются цветами, цветы говорят человеческим голосом. Их ароматы укутывают все волшебной дымкой, и к нам обращаются сама грация и красота. Но не просто красота цветов, а добро и благородство, обретшие пленительную красоту цветка.
Отцветают цветы, исчезают запахи и краски. Уходят люди со своими радостями и горестями. А сказка остается. И вместе с ней остается утверждение добра и осуждение зла.
Саулцерите Виесе
Когда у Богини снега родилась девочка, она долго думала, как назвать дочку.
Думала-думала и назвала Снежинка.
Снежинка, беленькая девочка с белыми волосами, лежала в белой кроватке, под белыми облачными простынями.
Когда Снежинка подросла, к ней, как водится, стали ходить женихи. Пришел Месяц, но Снежинке он не понравился — лысый забулдыга, ночами не спит, все по небесным кабакам шатается, а днем заберется под облако и дрыхнет.
Пришел Луч солнца, но Снежинка отказала и ему. Он так горячо клялся в любви, что было трудно ему поверить.
Разгневался Бог снега и сурово сказал дочке:
— Если не можешь сама выбрать мужа, так я это сделаю за тебя.
И он послал весть Ветру, повелителю небесной синевы, у которого было четверо холостых сыновей. Примчался Ветер на расписных санях. Как бубенцы, звенели ледяные сосульки, примерзшие к уздечкам резвых жеребцов. Снежинку сосватали старшему сыну Ветра — Северному ветру.
Счастливая Богиня снега собирала дочери приданое. Набивала перины и подушки мягким снежным пухом, подрубала белые облачные простыни, низала на нитки сверкающие ледяные бусы.
1Загрузка...
bookocean.net
Рассказ «Сказка о цветах» – читать онлайн
Е. М. Шаховой посвящается…
«Зелень. Нежнейшие её оттенки. Яркие драгоценные камни. Нет, это не изумруды, но они так же дороги, бесценны…
Изумрудные травы. Они шелестят и поют, колосятся, как мелкое море.
Они не только зелёные, малахит и охра растекаются по полю пятнами, но само поле ещё крепко спит. Оно дышит редкими вздохами, мерно покачивается на ветру листочками. Оно укрыто синей шалью – тень от соседних дерев не даёт солнцу мгновенно разбудить его ото сна.
Янтарные лучи... Вот, кажется, и оно. Боязливо прокрадывается сквозь тучи, прыгает по листам, дергает их за макушки и будит. И травы просыпаются, медленно потягиваются и зевают. Вместе с ними просыпаются птицы. Они кружат над морями листвы и ищут что-то незримое…
Вот солнце уже взошло. Оно расплылось в своей улыбке и заняло почетное место на небосводе. Исчезла синяя тень. Всё стало ярким, красивым.
Но постепенно зелень начинает давить, и глаза устают от её яркости. Хочется чего-то нового, хотя бы оттенка, но его, увы, нет, только зелень и синие небеса…
Я хочу больше света! Больше волшебства! Больше сказочного настроения…»
Это письмо или крик написала одна из травинок. Её тельце дрожало и от напряжения не раз уже облилось росой, и сама она едва не высохла и не пожелтела.
«Я хочу, чтобы в моих ветвях так же красовалось что-то красивое».
Персиковое дерево с горькими зелёными плодами поддержало травинку и так же оставило свой листок – подпись. Письма отправили солнцу, а после забыли о них. Травинка усохла, а дерево облетело и приготовилось встречать зиму. За время долгого сна оно не раз думало о том, что хотело бы стать ярким и солнечным.
И однажды его мечты сбылись. Тогда же, когда под ногами вновь зеленели ковры из трав, меж малахитовых листочков стали проглядывать какие-то странные шарики.
Они были маленькими и пушистыми, а ещё имели какой-то странный золотистый цвет. Персик замер и стал приглядываться. Маленькие пушистики кивали ему листиками и улыбались, а ещё улыбалось солнце, даря мягкий свет всему полю.
«Неужели это они, наши подарки от солнца? » Дерево оглядело себя и внезапно заметило, что бутоны также больше не были зелёными, они постепенно розовели, и лепестки распускались, как маленькие изящные розы. А после оно увидело плоды, большие огненные клубочки. Они были так прекрасны и отдавали янтарным цветом, что дерево сразу поняла: перед ним – подарок небес.
Жёлтые шарики распускались, и вскоре поле стало усеяно маленькими лимонными точками. Они смеялись и улыбались всем, а по листочкам бегали жучки и божьи коровки…
А после небо захмарилось. Оно посинело, затем сменилось сиреневым одеянием. С неба полился дождь… Радость мгновенно исчезла, маленькие жёлтые головки несчастно стояли и жались к ближайшей листве.
А после дождь прекратился. Снова показался свет. Снова стало тепло и красиво. На небе появилась радуга, она начала расти и уже занимала собою полнеба. Ещё вот-вот и она была готова поглотить даже солнце. И солнце обиделось на неё, и та рассыпалась вмиг. Искры её ярких оттенков упали на изумрудные травы, и среди них вспыхнули краски невиданных цветов!
Рубиновые, сапфировые и алмазные… Они были так нежны и красивы, а ещё источали аромат…
Они – цветы. Так они появились…
2017, 202
yapishu.net
Сказка о цветах и художнике
Когда-то, в давние времена, все цветы были белыми. Но в один прекрасный день в сад пришел художник с большим ящиком красок и целой связкой кистей. - Подходите все ко мне и говорите, кто какого хочет быть цвета, - крикнул он цветам и кустам, и те быстренько встали в очередь, потому что каждому хотелось, чтобы ему досталась краска поярче. Ближе всех к художнику оказался Жасмин. Он сказал, что ему хотелось бы, чтобы его цветы были золотисто-желтыми, как цвет волос его любимого Солнца. - Как ты посмел пролезть раньше королевы Розы? – оттолкнул его художник. - Я вовсе не пролез. Я стою тут уже много лет, - обиженно ответил Жасмин. - Но ты должен понимать, кому по праву положено быть повсюду первой, - наставлял его художник. – В наказание останешься последним, но и тогда, еще как следует, попросишь меня. - Вы ошибаетесь, сударь, никого я просить не стану, - ответил Жасмин и остался на своем месте.
Художник долго возился с розами. Каких только красок не выбирали себе гордые королевы!
И алую,
и желтую,
и розовую,
и оранжевую.
Только синюю никто из них не захотел – уж очень она простая, деревенская. Синей краской, чтобы она не пропала, художник покрасил Незабудки
и Васильки, хотя им хотелось стать алыми. Но художник решил, что для этакой деревенщины сойдет и синий.
Маки улыбнулись художнику, и он не скупился на краску и густо накладывал ее. Он проработал несколько дней, наделив их всевозможными оттенками.
Очень скромным оказался лиственный репей. Когда его спросили, какую краску он хочет, он ответил: - За любую, сударь, спасибо вам скажу. Художник выкрасил цветы репея в серый цвет и спросил, доволен ли он.
- Вам, сударь, виднее, что кому полагается. Я же понимаю, что на всех ярких красок у вас не хватает. И если каждый будет так ярок, как розы, то никто и не заметит их красоты! Колючий репей был настойчивее и получил красные цветы.
Маленькие Анютины глазки обступили художника и, вежливо здороваясь, приседали. Это выглядело так мило, что они показались художнику маленькими девочками, и он раскрасил цветочки Анютиных глазок, как личики – веселые, грустные и серьезные.
Яблоня пообещала художнику подарить осенью целую корзину яблок, если он выкрасит ее цветы в нежно-розовый цвет. Художник, не жалея сил, лазил по сучьям яблони до самой вершины.
Сирень придумала по-другому отблагодарить художника, если он не пожалеет красок. - Весною ты сможешь ломать наши ветви и дарить их своим невестам, извини – невесте, - сказала сирень. – И чем больше ты будешь ломать нас, тем пышнее мы будем цвести. - За бестактность ты останешься белой, - отстранил ее обиженный художник,
но сестер ее одарил великолепными красками.
Одуванчики поднесли художнику кружку сметаны, и Жасмин только смотрел, как много художник переводит на одуванчики золотисто-желтой краски, облюбованной Жасмином для себя.
Работая желтой краской, художник вспомнил о Жасмине, который первым выбрал ее. - Ну, брат, так как же? – насмешливо обратился он к Жасмину. – Этой краски осталось немного, но если хорошенько попросишь, я всю ее отдам тебе. - Не буду я просить, - ответил Жасмин. - Как это так? – художника начало злить упрямство Жасмина. – Ну, ладно, если тебе трудно произнести свою просьбу, то поклонись хотя бы, согни спину. - Я предпочитаю сломаться, но не согнуться, - гордо ответил Жасмин. Художник, разозлившись, брызнул желтой краской Жасмину в лицо и закричал: - Кто ты такой, что не хочешь просить и кланяться! Ну и оставайся на веки вечные белым!
Таким он и остался – белый хрупкий Жасмин. А попробуй согнуть его – сломается…
текст http://igfd.ucoz.ru/forum
subscribe.ru
Сказка Заботливый цветок
Сказка Заботливый цветок для детей Паустовский читать
Есть такое растение — высокое, с красными цветами. Цветы эти собраны в большие стоячие кисти. Называется оно кипрей.Об этом кипрее я и хочу рассказать.Прошлым летом я жил в маленьком городке на одной из наших полноводных рек. Около этого городка сажали сосновые леса.Как всегда в таких городках, на базарной площади весь день стояли телеги с сеном. Около них спали мохнатые лошаденки. К вечеру стадо, возвращаясь из лугов, подымало красную от заката пыль. Охрипший громкоговоритель передавал местные новости.Однажды я шел перед вечером мимо базарной площади в лесничество. Оно помещалось на окраине городка над рекой.Среди улицы мальчишки играли в футбол. Громкоговоритель висел на телеграфном столбе. Он неожиданно защелкал, откашлялся и сказал басом:«Ребята! Напоминаем, что завтра в шесть часов утра состоится поход в Моховой лес для сбора сосновых шишек из беличьих запасов. Руководить походом будет сотрудница лесничества Анна Петровна Заречная».Я не мог понять, о каких беличьих запасах идет речь. Кого бы расспросить об этом? Мальчишки продолжали гонять мяч, будто они и не слыхали громового голоса из черной тарелки на столбе. Из окна в соседнем домишке высунулась старушка.— Петя!— закричала она дребезжащим голосом.— Кузя! Ступайте домой, неслухи. Завтра спозаранку в лес идти, а вы футбол затеяли. Я вас на заре подымать не буду. Я вам не будильник.— Счас!— закричали в ответ мальчики.— Последний гол забьем!Неожиданно футбольный мяч угодил в козу, привязанную к крылечку. Коза вскрикнула, взвилась на дыбы и оборвала веревку. Мальчишки бросились врассыпную. Из всех окошек высунулись разгневанные хозяйки.— Озорники!— закричали хозяйки.— Вот скажем Анне Петровне, чтобы она вас в лес не брала.Я пошел дальше. За углом я увидел мальчиков. Они, оказывается, прятались там от хозяек.— Ребята, — спросил я мальчиков, — что это за «беличьи запасы», про которые объявляли по радио?Мальчики наперебой начали рассказывать мне, что никто лучше белок не умеет собирать сосновые шишки.— Они их себе на зиму запасают!— кричали мальчики.— Складывают в дупла. Да ты не толкайся, дай мне сказать. Белка только здоровые шишки берет.— Без нас эти шишки никто и не достанет!— закричал мальчик с отчаянными синими глазами.— Дупло высоко. А мы туда — раз-раз! Мигом долезем и все шишки выберем.— А вам белок не жалко?— спросил я.— Белки не обижаются!— закричали, волнуясь, мальчики.— Они за два-три часа опять полное дупло натаскают.— Вы в лесничество идете?— спросил меня мальчик с синими глазами.— Да, в лесничество.— Мы давно приметили, что вы туда ходите. Так вы, пожалуйста, Анне Петровне про козу не рассказывайте. Мы в нее мячом случайно попали.Я пообещал ничего не говорить Анне Петровне. Но даже если бы я ей и рассказал про случай с козой, то Анна Петровна (все в лесничестве ее звали Анютой) на мальчиков не рассердилась бы, потому что сама была молодая, веселая и только год назад окончила лесной техникум.Около дома, где помещалось лесничество, разросся по склону оврага тенистый сад. По дну оврага протекала речушка. Тут же невдалеке она впадала в большую реку.Речушка была тихая, с ленивым течением и густыми зарослями по берегам. В этих зарослях была протоптана к воде тропинка, а около нее стояла скамейка. В свободные минуты лесничий Михаил Михайлович, Анюта и другие сотрудники лесничества любили немного посидеть на этой скамейке, посмотреть, как толчется над водой мошкара и как заходящее солнце догорает на облаках, похожих на парусные корабли.В этот вечер я тоже застал Михаила Михайловича и Анюту на скамейке на берегу реки.В омуте у наших ног плавала необыкновенно зеленая ряска. На чистых местах цвел водокрас — белые и тонкие, как папиросная бумага, цветы с красной сердцевиной. Выше омута на крутом берегу островами разросся кипрей.— Кипрей — это наш помощник, — заметил Михаил Михайлович.— И белки тоже неплохие помощники, — добавила Анюта.— О белках я узнал только что, — сказал я.— От мальчиков. Это правда, что вы отбираете у белок сосновые шишки?— А как же!— ответила Анюта.— Лучших сборщиков шишек, чем белки, нету на свете. Пойдемте с нами завтра в лес. Сами увидите.— Ну что ж, — согласился я, — пойдемте. А вот кипрей чем вам помогает, я не знаю. До сих пор я только знал, что его листья заваривают вместо чая.— Потому его и прозвали в народе иван-чаем, — объяснил Михаил Михайлович.— А помогает он нам вот чем...Михаил Михайлович начал рассказывать.Кипрей всегда разрастается на лесных пожарищах и порубках. Недавно еще кипрей считали сорной травой. Он только и годился, что на дешевый чай. Лесники безжалостно вырывали весь кипрей, что вырастал рядом с молодыми сосенками. Делали это они потому, что считали, будто кипрей заглушает побеги сосен, отнимает у них свет и влагу.Но вскоре заметили, что сосенки в тех местах, где уничтожен кипрей, совсем не могут бороться с холодом и от первых же утренних морозов, какие бывают в начале осени, начисто погибают.Ученые, конечно, начали искать причину этого и наконец нашли.— Что же оказалось?— спросил Михаил Михайлович и сам себе ответил: — А оказалось, что кипрей — очень теплый цветок. Когда ударит осенний мороз и иней посеребрит траву, то около кипрея инея нету. Потому что вокруг кипрея стоит теплый воздух. Этот цветок выделяет из себя теплоту. И в этой теплоте растут себе без страха все соседи кипрея, все слабенькие побеги, пока зима не прикроет их, как ватным одеялом, глубоким снежком. И заметьте, что кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами. Это их сторож, их защитник, их нянька. Бывает, в сильный мороз у кипрея отмерзнет вся верхушка, а он все равно не сдается, живет и дышит теплотой. Самоотверженный цветок!— Кипрей, — сказала Анюта, — не только воздух обогревает, но и почву. Так что и корешки всех этих побегов не замерзают.— Вы думаете, один кипрей такой замечательный?— спросил меня Михаил Михайлович.— Почти про каждое растение можно рассказать такие удивительные вещи, что вы просто ахнете. Что ни цветок, то прямо рассказ. Растения спасают нас от болезней, дают крепкий сон, свежие силы, одевают, кормят — всего не перечтешь. Нет у нас лучших друзей, чем растения. Да если бы я умел рассказывать сказки, я бы о каждой травинке, о каждом каком-нибудь незаметном маленьком лютике или колоске порассказал бы такое, что все старые добрые сказочники мне бы позавидовали.— Еще бы!— сказала Анюта.— Если бы они знали тогда то, что мы знаем сейчас, тогда и сказок не надо бы.На следующий день я ходил вместе с мальчиками и Анютой в Моховой лес, видел беличьи склады сосновых шишек, видел заросли кипрея на гарях и молодых посадках, и с тех пор я начал относиться и к белкам, и к цветам кипрея, и к молодым сосенкам как к своим верным друзьям.Перед отъездом я сорвал кисть кипрея. Анюта высушила ее мне в сухом песке. От этого цветы сохранили свою яркую пунцовую окраску.У себя в Москве я заложил эту сухую кисть кипрея в толстую книгу. Называлась она «Русские народные сказки». И каждый раз, когда я раскрывал эту книгу, я думал о том, что жизнь, окружающая нас, хотя бы жизнь вот этого простенького и скромного цветка, бывает часто интереснее самых волшебных сказок.
www.miloliza.com