Приспособление растений к недостатку влаги? Приспособления растений к недостатку влаги
Приспособление растений к недостатку влаги?
В естественных для вида природных условиях произрастания или возделывания растения в процессе своего роста и развития часто испытывают воздействие неблагоприятных факторов внешней среды, к которым относят температурные колебания, засуху, избыточное увлажнение, засоленность почвы и т. д. Каждое растение обладает способностью к адаптации в меняющихся условиях внешней среды в пределах, обусловленных его генотипом. Чем выше способность растения изменять метаболизм в соответствии с окружающей средой, тем шире норма реакции данного растения и лучше способность к адаптации. Как правило, несильные и кратковременные изменения факторов внешней среды не приводят к существенным нарушениям физиологических функций растений, что обусловлено их способностью сохранять относительно стабильное состояние при изменяющихся условиях внешней среды, т. е. поддерживать гомеостаз. Однако резкие и длительные воздействия приводят к нарушению многих функций растения, а часто и к его гибели.При действии неблагоприятных условий снижение физиологических процессов и функций может достигать критических уровней, не обеспечивающих реализацию генетической программы онтогенеза, нарушаются энергетический обмен, системы регуляции, белковый обмен и другие жизненно важные функции растительного организма. При воздействии на растение неблагоприятных факторов (стрессоров) в нем возникает напряженное состояние, отклонение от нормы — стресс. Стресс — общая неспецифическая адаптационная реакция организма на действие любых неблагоприятных факторов. Выделяют три основные группы факторов, вызывающих стресс у растений (В. В. Полевой, 1989): физические — недостаточная или избыточная влажность, освещенность, температура, радиоактивное излучение, механические воздействия; химические — соли, газы, ксенобиотики; биологические — поражение возбудителями болезней или вредителями, конкуренция с другими растениями.
Оцени ответ
shkolniku.com
изучаем приспособления растений к недостатку влаги. — КиберПедия
Названия растений | Приспособления к недостатку влаги |
Кактус | |
Верблюжья колючка | |
тюльпаны |
Часть вторая: изучаем приспособления растений к опылению насекомыми.
Названия растений | Приспособления к опылению насекомыми |
Одуванчик | |
Роза | |
Ланыш, черемуха |
Часть третья: изучаем приспособления животных к холодной зиме.
Названия животных | Приспособления к перенесению низких температур |
Медведь | |
Ласточка | |
Заяц | |
береза |
Часть четвертая: изучаем защитные приспособления организмов.
Названия организмов | Приспособления к защите от врагов |
Божья коровка | |
Заяц | |
Пример со страницы 82-83 |
? Почему у разных организмов имеются разные приспособления?
……………………………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………….
Природные сообщества
Круговорот веществ в природе
Неживая природа | Живая природа |
…………………. …………………. …………………. …………………. |
· Круговорот веществ в природе– это движение веществ ……………………………………...
………………………………………………………………………………………………………………..
Примеры пищевых цепей:
· ……………………………………………………………………………………………………………
· ……………………………………………………………………………………………………………
· ……………………………………………………………………………………………………………
· ……………………………………………………………………………………………………………
· …………………………………………………………………………………………………………….
! В начале пищевой цепи находятся …………………………………………………………………….
Природные сообщества
Природное сообщество – это …………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………….
Примеры природных сообществ:
……………………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………………………
Природные зоны России
Природная зона– это …………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………
Природные зоны | Климатические условия | Растительный мир | Животный мир |
Тундра | |||
Тайга | |||
Широколиственные леса | |||
Степи |
Почему в разных природных зонах обитают разные растения и животные?
………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………
Жизнь организмов на разных материках
Материки | Местные виды растений | Местные виды животных | |
Африка | |||
Австралия | |||
Южная Америка | |||
Северная Америка | |||
Евразия | |||
Антарктида |
Жизнь организмов в морях и океанах
Место обитания | Примеры организмов | Жизненные условия |
Мелководье | ||
Открытая вода (сами плавают) | ||
Открытая вода (планктон) | ||
Глубина |
Много света, мало света, темно, вода прогревается, холодно, много укрытий, нет укрытий, много врагов, мало пищи, прибой, приливы и отливы.
Практическая работа «Приспособления морских организмов»
Цель: научиться выявлять приспособления морских организмов к условиям обитания.
Ход работы
§ Изучите предложенные объекты и заполните таблицу:
Название животного | Где обитает | Как приспособлено к жизни в данных условиях |
§ Одинаковыми или разными оказались приспособления у изученных организмов? Почему?
У этих организмов ……………………….. приспособления, потому что …….…………………….
……………………………………………………………………………......................................................
Человек на планете Земля
Как человек появился на Земле
Возраст человечества –………………………………………………………………..
Ископаемые предки человека | Где и когда жили | Особенности(что имели и что умели) |
Ардипитек | Африка 4-5 млн. лет назад | |
Австралопитек | ……………………………. 4-1 млн. лет назад | |
Человек умелый | Африка, юго-восток Евразии, острова в Индийском океане 2,5 млн. лет назад | |
Неандерталец | Европа появились примерно 300 тыс. лет назад | |
Кроманьонец | Африка 200 тыс. лет назад Европа 40 тыс. лет назад |
Чем человек разумный отличается от животных?
·……………………………………………………………………………………………………………..
·……………………………………………………………………………………………………………..
·……………………………………………………………………………………………………………..
·……………………………………………………………………………………………………………..
·……………………………………………………………………………………………………………..
·……………………………………………………………………………………………………………..
·……………………………………………………………………………………………………………..
Как человек изменял природу
Влияние на природу первобытного человека
………………………………………………………………………………………………………………..
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ РАСТЕНИЙ К НЕДОСТАТКУ ВЛАГИ
Это в основном лишайники, которые могут высыхать до воздушно-сухого состояния и снова проявлять жизнедеятельность после дождей. В зависимости от отношения р-ия к воде они делятся на:1. пойкилогидрические и 2. гомойогидрические.
Влажность — это экологический фактор, который характеризуется содержанием воды в воздухе, почве и живых организмах. Они могут быстро передвигаться на далёкие расстояния и добираться к местам водопоя. Грызуны, пресмыкающиеся, насекомые и другие мелкие животные пустыни поддерживают водный баланс за счёт воды, которая образуется в их организме в результате окислительных реакций. Так как большинство наземных животных и растений влаголюбивы, то недостаток влажности часто оказывается причиной, ограничивающей их жизнедеятельность и распространение.
Влияние воды и влажности на организмы
Поэтому характерные для многих обитателей пустыни обильные жировые отложения служат своеобразным резервом воды в организме, например горб у верблюда, подкожные отложения жира у грызунов. У них возникает состояние покоя, которое характеризуется остановкой роста и развития, резко сниженным обменом. Животные, ведущие дневную жизнь, активны лишь в ранние утренние часы, когда почва еще не раскалилась.
По-разному приспособились обитатели пустыни добывать нужную для организма воду. За десятки километров летают на водопой пустынные птицы — рябки и голуби. Так, растительноядные животные — жуки-чернотелки, грызуны (песчанки и суслики) , антилопы — добывают воду из сочных частей растений — листьев, зеленых веточек, корневищ и луковиц. На лапках многих ящериц и насекомых чешуйки или щетинки образуют специальные щеточки. У некоторых видов пустынных змей выработался особый «боковой ход» .Многие обитатели барханов используют такой способ защиты, зарываясь в песок за несколько секунд.
К этой группе относятся степные растения:полынь , верблюжья колючка. Эк-ие группы р-ий по отношению к свету. Приспособления р-ий к различным условиям освещения. В целом свет влияет на скорость роста и развития р-ий, на интенсивность фотосинтеза.
У эвкалиптов листья обращены к свету ребром. Концепция о . t-ных градиентах среды и р-ия. Эффективные . t-ры развития р-ых орг-ов. При т-ах выше или ниже опт-ых скорость биохим-их реакций в орг-ме снижается или они вообще нарушаются, что приводти к замедлению темпов роста и даже гибели орг-ма.
Роль воды в жизни животных
41. Почва как среда обитания р-ий. Эк-ие группы р-ий по отношению к эдафическим факторам. У них развились специальные приспособления, увеличивающие летучесть и пружинистость плодов. Их плоды передвигаются вместе с движущимся песком и не засыпаются им. Они легко переносят засуху благодаря различным приспособлениям.
42. Вода как эк-ий ф-р. Эк-ие группы ж-ых по отношению к воде. Водный баланс животныхых орг-ов. В природе вода существует в трёх агрегатных состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. Среда обитания это часть природы к ая окружает живой орг м и с к ой он непосредственно взаимодействует…
Ответы на вопросы: что такое, зачем, почему, когда, и др.
Глобальный — Слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли, включая все эк-ие компоненты. Однако резкие и длительные воздействия приводят к нарушению многих функций растения, а часто и к его гибели.
В неблагоприятных природных условиях устойчивость и продуктивность растений определяются рядом признаков, свойств и защитно-приспособительных реакций. Они способны в процессе индивидуального развития приспосабливаться к атмосферной и почвенной засухе. 1. Суккуленты — очень стойкие к перегреву и устойчивые к обезвоживанию, во время засухи они не испытывают недостатка воды, потому что содержат большое количество ее и медленно расходуют.
У некоторых животных вода образуется в организме в результате окислительных реакций. Большинство вопросов получают ответ в течение 10 минут Войди и попробуй добавить свой вопрос. Некоторые грызуны и черепахи с наступлением жаркого и сухого периода в пустыне, когда выгорает растительность, впадают в летнюю спячку.
legionskilon.ru