Презентация жизнь растений осенью 1 класс. Конспект урока-экскурсии "Жизнь растений осенью" УМК "Перспективная начальная школа", 1 класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект урока по окружающему миру на тему "Жизнь растений осенью" 1 класс. Презентация жизнь растений осенью 1 класс


Конспект урока-экскурсии "Жизнь растений осенью" УМК "Перспективная начальная школа", 1 класс - Окружающий мир - Начальные классы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ярцевская средняя общеобразовательная школа №1

Смоленская область

Разработка урока-экскурсии по окружающему миру по теме:

«Жизнь растений осенью»

1 класс

УМК «Перспективная начальная школа»

Автор: Анискина Валентина Анатольевна

учитель начальных классов

Квалификационная категория: высшая

2012 г

Цели урока:

  • познакомить учащихся с изменени­ями в жизни растений осенью, с разнообразием форм, окрас­ки листьев растений в осенний период;

  • дать понятие о лист­венных и хвойных растениях;

  • познакомить с представителями растений, произрастающих в родном краю;

  • развивать внимание, наблюдательность, речь, память, логическое мышление, аналитические способности детей;

  • укрепление физического здоровья, душевного равновесия, бережного отношения к природе.

Ход экскурсии.

I Вводная беседа.

(Она проводится у входа в лес или парк).

- Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся путешествовать по лесу вместе с самым красивым временем года, а какое это время года, вы скажите сами, отгадав загадку.

Пришла без красок и без кисти,И перекрасила все листья.

- Учитель: Догадались? Правильно – это осень. Вот она красавица Осень.

(Появляется мама одного из учеников в костюме Осени).

- Осень: Я очень рада, что вы меня узнали и пришли ко мне в гости.

Сегодня вы с вами попутешествуем по осеннему лесу, полюбуемся разноцветными красками золотой осени, самого яркого, хотя и короткого периода – листопада. Послушаем, как шуршат падающие листья, шумит ветерок в ветвях, весело посвистывают птички. Но чтобы всё это увидеть и услышать в лесу нужно хорошо себя вести. Расскажите, какие правила поведения нужно соблюдать в лесу?

(Ребята вспоминают правила поведения в лесу)

- Осень: Но прежде, чем начать наше путешествие необходимо получить пропуск в лес. Отгадайте загадки о тех деревьях, которые нам встретятся на пути. Чем быстрее вы это сделаете, тем быстрее мы начнём путешествовать.

Русская красавица стоит на поляне, В зелёной кофточке, в белом сарафане.

Ответ: Берёза.

Никто не пугает, а вся дрожит.

Ответ: Осина.

Вроде сосен, вроде ёлок, А зимою без иголок.

Ответ: Лиственница.

Зимой и летом - одним цветом.

Ответ: Сосна, ель.

Не загадка это даже, Сразу назовем, Если только кто-то скажет - Желуди на нем!

Ответ: Дуб.

Кудри в речку опустила и о чём-то загрустила, А о чём грустит, никому не говорит.

Ответ: Ива.

II Путешествие по лесу.

Остановка № 1 «В мастерской художницы Осени».

- Учитель: Первая наша остановка называется «В мастерской художницы Осени». Давайте полюбуемся яркими красками расписного осеннего шатра.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

И. Бунин

- Осень: Попробуйте сосчитать, сколько цветов и оттенков вы видите на листьях деревьев и кустарников?

- Осень: Обратите внимание, что листья разных деревьев отличатся по цвету. Посмотрите, какого цвета листья на берёзе?

- Осень: На клёне?

- Осень: На рябине?

- Осень: На осине?

- Осень: На сирени?

- Осень: Правильно, на берёзе и липе листья – жёлтые, на клёне, рябине, осине – красные, даже с фиолетовыми оттенками. А зелёными листья часто остаются на кустах сирени до самых морозов.

-Учитель: А знаете, отчего листья желтеют?

-Учитель: Летом листья зелёные потому, что в них содержится много зелёного красящего вещества — хлорофилла. Помимо него, в листьях находятся и другие красящие вещества желтого и красного цвета. Но зеленого вещества так много, что летом оно заглушает все другие оттенки. Это зеленое вещество очень важное для растения и очень интересное. В процессе жизни растения оно постепенно разрушается, но под действием солнечного света вновь образуется. Летом солнце светит долго, солнечного света много, и лист все время остается зеленым. А осенью день становится короче, растения получают меньше солнечного света. Зеленое красящее вещество в листьях разрушается, и не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листьях убывает. И листья окрашиваются по-разному. Там, где больше вещества желтого цвета, они желтеют, а где больше красного цвета, краснеют. А поскольку в листьях количество красящих веществ разное, то растения и раскрашиваются множеством разнообразных оттенков.

- Учитель: А теперь посмотрите на листья сирени и ольхи, какого они цвета?

- Учитель: Почему они осенью не меняют свою окраску?

- Учитель: Правильно, потому что в листьях этих деревьев, кроме зелёного других красящих веществ нет.

- Осень: А вы знаете, что лесной воздух богат кислородом и очень полезен и для зверей, и для человека. Он отличается чистотой и содержит полезные вещества, которые, губительно действуют на болезнетворные микробы. Поэтому подышать чистым лесным воздухом полезно для здоровья.

- Учитель: Вспомните, какое дыхание – через нос или через рот – полезнее и почему?

- Учитель: Привыкайте дышать через нос, особенно если погода прохладная: холодному воздуху необходимо согреться в ваших тёплых носиках, прежде чем он попадёт в лёгкие. Давайте сделаем дыхательную гимнастику, тем самым укрепим здоровье. (Дети становятся в круг).

Дыхательная гимнастика

«Часики».

Стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Размахивая прямыми руками вперёд и назад, произносить «тик-так» 10 раз.

«Вырасти большой».

Стойка, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки – вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Произнести «у-х-х-х-х». 5 раз.

«Насос».

Ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох – наклон туловища влево, левая рука скользит вверх, правая вниз; выдох – возвращение в и. п., произнося «сссс». То же самое в др. сторону. 7 раз.

«Паровозик».

Встать друг за другом и медленно, проходя по кругу, делать попеременные круговые движения, приговаривая «чух-чух-чух». 30 секунд.

«Лыжник».

Ходьба по кругу с имитацией ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произнесением звука «м-м-м». 2 минуты.

«Гуси летят».

Медленно двигаться друг за другом по кругу. На вдох – руки в стороны, на выдох – вниз, с произнесением длительного звука «гу-у». 2 минуты.

Остановка № 2 «Листопадная».

- Осень: Почему осенью с растений облетают листья?

- Осень: Нет, не ветер является главной причиной листопада. Весной и летом много ветреных дней, а листья с деревьев не опадают.

- Учитель: Посмотрите вот на эту сломанную ещё летом ветку. Листья на ней засохли, легко крошатся, но отрываются плохо. А теперь попробуйте оторвать листочек с неповреждённой ветки. Лист отделяется легко. Почему?

-Учитель: Все дело в том, что летом черешки листьев прочно соединены с веткой. По ним проходят питательные вещества. Осенью в че­решках листьев происходят изменения. В том месте, где они прикрепляются к ветке, образуется особый пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Теперь до­статочно тяжести самого листа, удара капли дождя или дуно­вения ветерка, чтобы лист отделился от ветки. Таким образом, образование осенью в черешках листьев пробкового слоя спо­собствует листопаду.

- Учитель: Посмотрите, есть ли ранки от опавших листьев на ве­точках?

(Учитель предлагает ученикам рассмотреть опавшие листья раз­ных деревьев и кустарников и убедиться, что у всех гладкий, округлый край черешка).

- Учитель: Ранок нет, потому что листья не обрываются с веток, а отделяются в определенном месте — там, где черешок при­крепляется к ветке и где осенью образуется пробковый слой.

- Учитель: Листопад – это защита деревьев от зимней стужи и засухи. За теплые месяцы только одна большая берёза испаряет около 7 тонн воды, а это очень много. Сохранив на зиму листья, через которые эта вода испаряется, берёза погибла бы от засухи: зимой столько воды из почвы не получишь. К тому же листья зимой только бы повредили де­ревьям. Снег, падающий на них, поломал бы ветки и сучья. Вот почему осенью идет листопад у лиственных деревьев и ку­старников.

- Осень: Мы идём по мягкому цветочному ковру. Приглядитесь, листьев, каких деревьев больше всего вы видите на земле?

- Учитель: Оказывается, раньше всех теряет листья липа, берёза и вяз, позже – сирень, вишня, осина.

(Дети вместе с Осенью и учителем переходят от дерева к дереву, собирают и рассматривают опавшие листья, из которых на уроке трудового обучения будут делать поделки).

Остановка № 3 «Хвойная».

- Осень: Но все ли деревья и кустарники сбрасывают листву?

- Осень: Как вы­глядят в эту пору ель и сосна?

(Вместе с учениками учитель и Осень рассматривает листья-хвоинки).

- Учитель: Из-за особых свойств листьев эти деревья называют хвойными. Зимой эти растения остаются зелеными. Почему?

- Учитель: Правильно, листья-иголки маленькие, узкие, смолистые. Воды они ис­паряют меньше, чем лиственные деревья. Зимняя засуха елям и соснам не страшна. Ветки ели растут наклонно и зимой от малейшего толчка, дуновения ветра снег легко соскальзывает с их ветвей. Потому ветки ели под тяжестью снега не об­ламываются. Эти деревья не сбрасывают всю хвою на зиму, и все же листопад у них идет. Но их листья-хвоинки опадают по­немногу. Это происходит неза­метно для нашего глаза, и нам кажется, что на ели всегда од­ни и те же листья-иголки.

- Осень: Посмотрите, кто знает, как называется это дерево?

(Ребята рассматривают лиственницу).

- Осень: Конечно это – лиственница. А почему это хвойное дерево получило такое на­звание?

- Осень: Правильно, потому что осенью, как и лиственные деревья, она сбрасывает свои листья-хвоинки.

- Учитель: Ребята, давайте поиграем в игру «Деревья» и покажем Осени, что вы умеете различать хвойные и лиственные деревья. Если я назову название хвойного дерева, то вы поднимите руки вверх, а если лиственного – то присядете.

(Учитель в разнобой называет названия лиственных и хвойных деревьев.)

Остановка № 4 «Загадочная».

- Осень: Ветвепад — еще одна загадка жизни растений осенью. Это явление ярко выражено у таких деревьев, как осина, дуб, вяз, ива, тополь. Ребята, посмотрите на землю под этой старой осиной. Здесь валяется много веточек разной длины. Рассмотрите их.

(Дети рассматривают веточки.)

- Учитель: Эти веточки живые, не засохшие, с них только что опа­ли листья. На конце каждой веточки — почки. Если их разло­мить, то увидите зеленые зачатки листьев. Следующей весной такая почка могла бы распуститься. Почему же веточки оказа­лись на земле? Чтобы ответить на вопрос, посмотрите на тот конец веточки, где она отделилась от дерева.

(Дети рассматривают веточки.)

- Учитель: Поверхность его ровная, округлая. Никакой поломки не было. Веточка от­делилась от дерева сама и в совершенно определенном мес­те. Точно так же, как пожелтевший лист. Значит, дерево наме­ренно осенью избавляется от «лишних» ветвей. Вот и раскрыта ещё одна загадка жизни растений осенью - ветвепад.

Остановка № 5 «Игровая».

- Осень: А теперь давайте поиграем. Угадайте, с какого дерева этот листок.

Вариант I

Осень держит в руке листья разных деревьев. Показывает ребятам листок одного из деревьев и предлагает им подбежать к этому дереву.

Вариант II

Осень раздает каждому ученику по одному листку и говорит: «Когда я скажу "Раз, два, три – беги", каждый из вас должен подбежать к тому дереву, листок с которого держит в руках. Я буду проверять, не ошиблись ли вы». Через некоторое время дети обмениваются листьями, и игра продолжается. Выигрывают те ученики, которые сделали меньше ошибок.

III Подведение итогов экскурсии.

- Осень: Вот и закончилась наша экскурсия в осенний лес. Сегодня вы узнали и увидели много нового и интересного. Расскажите, какие изменения в жизни растений происходят осенью?

- Учитель: Посмотрите, друг на друга, как здорово вас раскрасила художница Осень. Ваши щёки стали румяными, глаза светящимися. Почему?

- Учитель: Правильно, потому, что пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье, а здоровый человек всегда красив.

- Учитель: Давайте поблагодарим Осень за гостеприимство, за красоту и радость, которыми она щедро поделилась с нами. И подарим ей несколько поэтических строк.

(Дети читают наизусть несколько стихотворений об осени. Варианты стихотворений могут быть разные)

ОсеньМ. ГеллерДарит осень чудеса,Да еще какие!Разнаряжены леса

В шапки золотые.На пеньке сидят гурьбойРыжие опята,И паук – ловкач какой! –Тянет сеть куда-то.Дождь и жухлая трава,В сонной чаще ночьюНепонятные словаДо утра бормочут.

ОзорникиЛ. РазводоваЗакружился надо мнойДождь из листьев озорной.До чего же он хорош!Где такой еще найдешь –Без конца и без начала?Танцевать под ним я стала,Мы плясали, как друзья, -Дождь из листиков и я.

- Осень: Мне очень понравились ваши стихи. В подарок я вам дарю возможность порадовать своих близких большим ярким букетом осенних листьев. До свидания!

Список используемых материалов

1. О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов Наш мир: учебник. - М.: Академкнига / Учебник, 2007.

2. О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов Давай знакомиться, мир: хрестоматия. - М.: Академкнига / Учебник, 2007.

3. О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов Окружающий мир: методическое пособие. - М.: Академкнига / Учебник, 2007.

http://zagadka.yaxy.ru/zagadki_pro_osen.html

http://detkam.e-papa.ru/zagadki/6/42/

http://www.klub100let.ru/6_1gimnastika_detey.htm

http://puzatik.com/other/nursery_rhymes/221-detskie-stixi-pro-osen.html

pedsovet.su

Конспект урока по окружающему миру на тему "Жизнь растений осенью" 1 класс

Тема урока: «Жизнь растений осенью»

Цель: научиться характеризовать осенние изменения в жизни растений.

Задачи:

  1. В ходе исследовательской работы сформулировать основные изменения в жизни растений;

  2. Научиться узнавать растения по листьям;

  3. Научиться работать с лабораторным оборудованием (микроскоп).

Оборудование: листья деревьев, микроскопы, бланки регистрации результатов исследования.

  1. Сообщение новой темы урока.

Тема сегодняшнего урока «Изменения в жизни растений осенью»

Для выяснения особенностей изменений в жизни растений, мы с вами сегодня проведем небольшое исследование. Любое исследование начинается с выдвижения гипотезы (предположения). В нашем случае мы с вами должны предположить, какие же изменения происходят в жизни растений осенью, а потом проверить свои гипотезы (предположения) опытным путем и сделать вывод о правильности наших предположений.

– Высказать предположения нам поможет центральный рисунок в книге на стр. 26-27. Какие изменения вы заметили в жизни растений осенью?

Детьми выдвигается гипотеза (предположения) № 1: изменение цвета у листьев

2. Исследование изменений растений.

А теперь проведем небольшое исследование и проверим нашу гипотезу. Для этого у Вас на столах есть необходимые материалы и оборудование: листья деревьев, микроскопы, бланки регистрации результатов исследования. Работать будем парами.

- Прочитайте задание и запишите ваши наблюдения в таблицу, сделайте вывод о результатах ваших наблюдений

(работа парами) раздаётся материал через парту

Определите цвет, отметьте признак галочкой.

Листья для наблюдений

Жёлтые листья

Красные листья

Зелёные листья

Берёза

Клен

Липа

Приготовьте ответы наблюдений по вопросам.

  1. Что общего вы заметили в ваших наблюдениях?

  2. В чём разница?

  3. Сделайте вывод своих наблюдений.

(работа парами) раздаётся материал через парту

Определите цвет, отметьте признак галочкой.

Листья для наблюдений

Жёлтые листья

Красные листья

Зелёные листья

Липа

Дуб

Рябина

Приготовьте ответы наблюдений по вопросам.

  1. Что общего вы заметили в ваших наблюдениях?

  2. В чём разница?

  3. Сделайте вывод своих наблюдений.

Посмотрите на задание, кто сможет провести наблюдение по данной таблице? (ученики выбирают самостоятельно по желанию карточку)

Определите цвет, отметьте признак галочкой.

Материал для наблюдений

Жёлтые листья

Красные листья

Зелёные листья

Зелёные хвоинки

Сосна

Ель

Карагач

Приготовьте ответы наблюдений по вопросам.

  1. Что общего вы заметили в ваших наблюдениях?

  2. В чём разница?

  3. Сделайте вывод своих наблюдений.

- Кто хочет подвести итог проделанной работы? (опрос учащихся с картой № 1)

(опрос учащихся с картой № 2) (опрос учащихся с картой № 3)

(опрос одной парты, 2 детей)

Показ на интерактивной доске результатов исследования.

-Подтвердилось ли наше предположение?

- Какой общий вывод можно сделать по нашим исследованиям?

3.Работа с хрестоматией.

Прочитайте рассказ из хрестоматии «Есть ли на ветках ранки от опавших листьев?»

-Какое еще предположение можно сделать?

Гипотеза (предположение) № 2 повреждений на ветках и листьях нет

Проверим данное предположение опытным путем. Для этого проведите исследование № 2 в ваших протоколах.

С помощью электронного микроскопа дети делают выводы увиденного и фиксируют в таблицах наблюдения.

Таблица наблюдения.

Отметь + свои наблюдения

Листья и ветки дерева

Есть повреждения на листьях

Нет повреждений на листьях

Есть повреждения на ветках

Нет повреждений на ветках

Листья клёна

Ветка дерева

- Сделайте вывод .

Анализ по гипотезе №2

- Кто хочет подвести итог проделанной работы? (опрос учащихся)

- Показ на интерактивной доске результатов исследования.

-Подтвердилось ли наше предположение?

- Какой общий вывод можно сделать по нашим исследованиям?

4. Выводы.

- Итак, какие же гипотезы (предположения) о жизни растений осенью нам удалось сегодня проверить?

1.листья изменяют осенью цвет

2. повреждений на ветках и листьях нет

- Какой вывод мы сделаем об осенних изменениях в жизни растений осенью?

5. Практическая работа, на листочках.

- Ребята возьмите протоколы своих исследование домой, расскажите родителям о результатах проведенных исследований и выполните задание 3, на основании проведенных исследований.

Вариант 1 Тема урока: «Жизнь растений осенью»

1. Таблица наблюдений №1

Определите цвет, отметьте признак галочкой.

Листья для наблюдений

Жёлтые листья

Красные листья

Зелёные листья

Берёза

Клен

Липа

Приготовьте ответы наблюдений по вопросам.

  1. Что общего вы заметили в ваших наблюдениях?

  2. В чём разница?

  3. Сделайте вывод своих наблюдений.

2. Таблица наблюдения № 2

Отметь + свои наблюдения

Листья и ветки дерева

Есть повреждения на листьях

Нет повреждений на листьях

Есть повреждения на ветках

Нет повреждений на ветках

Листья клёна

Ветка дерева

- Сделайте вывод.

- Какие изменения происходят осенью в жизни растений?

3. Раскрасьте листья тем цветом, в который они окрашиваются осенью.

Клен берёза липа

Вариант 2 Тема урока: «Жизнь растений осенью»

1.Таблица наблюдений №1

Определите цвет, отметьте признак галочкой.

Листья для наблюдений

Жёлтые листья

Красные листья

Зелёные листья

Липа

Дуб

Рябина

Приготовьте ответы наблюдений по вопросам.

  1. Что общего вы заметили в ваших наблюдениях?

  2. В чём разница?

  3. Сделайте вывод своих наблюдений.

2.Таблица наблюдений №2

Отметь + свои наблюдения

Листья и ветки дерева

Есть повреждения на листьях

Нет повреждений на листьях

Есть повреждения на ветках

Нет повреждений на ветках

Листья клёна

Ветка дерева

- Сделайте вывод.

- Какие изменения происходят осенью в жизни растений?

3. Раскрасьте листья тем цветом, в который они окрашиваются осенью

Дуб липа рябина

Вариант 3.Тема урока: «Жизнь растений осенью»

1.Таблица наблюдений №1

Определите цвет, отметьте признак галочкой.

Материал для наблюдений

Жёлтые листья

Красные листья

Зелёные листья

Зелёные хвоинки

Сосна

Ель

Сирень

Приготовьте ответы наблюдений по вопросам.

  1. Что общего вы заметили в ваших наблюдениях?

  2. В чём разница?

  3. Сделайте вывод своих наблюдений.

2. Таблица наблюдения №2

Отметь + свои наблюдения

Листья и ветки дерева

Есть повреждения на листьях

Нет повреждений на листьях

Есть повреждения на ветках

Нет повреждений на ветках

Листья клёна

Ветка дерева

- Сделайте вывод.

- Какие изменения происходят осенью в жизни растений?

3.Раскрасьте листья и хвою тем цветом, в который они окрашиваются осеньюсирень

Сосна ель

infourok.ru

Конспект урока по Окружающему миру "Жизнь растений осенью" 1 класс

Класс: 1, «Перспективная начальная школа», О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов.

Цель: расширить знания учащихся об изменениях в жизни растений в осеннее время года.

- дать представление о характерных признаках осени в неживой природе;

- развивать внимательность и наблюдательность;

- воспитывать культуру поведения на улице.

Тип урока: урок - экскурсия.

Оборудование: осенние ветки хвойных деревьев, альбом, краски.

Используемые технологии: деятельностный.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический.

- фиксировать результаты наблюдений в виде рисунков

- следовать инструкциям и правилам поведения на экскурсии

-проводить простейшие наблюдения для нахождения необходимой информации

Метапредметные: умеют планировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль учебных действий при помощи учителя

Личностные: понимают, что полученные знания на уроке окружающего мира пригодятся в практической деятельности

- Ребята, какое время года следует за осенью?

- Правильно! Сейчас люди готовятся к зиме, запасают урожай. Как вы думаете, природа тоже готовится к зиме?

- Какую цель мы поставим, прежде чем отправиться на экскурсию?(За чем мы должны пронаблюдать и что отметить?)

- После осени наступает зима.

- Да, и животные и растения готовятся к зиме.

- Научиться выявлять признаки подготовки растений к предстоящим погодным условиям.

Личностные УУД:

самоопределение.

Познавательные УУД: общеучебные

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и сверстниками

Учитель проводит инструктаж, повторяют правила поведения на экскурсии.

Учащиеся должны усвоить, что нельзя громко разговаривать, рвать растения, ломать ветки, пробовать на вкус листья и плоды, ловить насекомых, отставать от учителя, играть.

Регулятивные УУД:

целеполагание

- Закройте глаза, вспомните, какой вы видели природу летом и сравните с осенними изменениями.(небо, солнце, осадки, ветер )

- А теперь посмотрите вокруг, и рассмотрите внимательно изменения, которые произошли осенью в жизни растений.

- Давайте остановимся и прислушаемся к природе. Что вы слышите?

- Шорох, который мы слышим – это шорох листьев, которые срываются и падают на землю.

- Глубоко вдохните и скажите, какие запахи вы чувствуете?

- Подойдите к деревьям. Потрогайте кору и листья, понюхайте веточки деревьев, пожухлую траву.

- Иван Бунин – известный русский поэт написал такие великолепные строки:

Лес, точно терем расписной:

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной…

- Как вы думаете, почему поэт сравнивает лес с расписным теремом?

- Какие цвета преобладают в осеннем лесу?

- Осенью день становится короче, растения получают меньше солнечного света и зеленое вещество – хлорофилл начинает разрушаться. И листья окрашиваются по-разному. Там, где больше вещества желтого цвета, желтеют, а там где красного – краснеют. А так как в листьях разное количество красящих веществ, то растения и окрашиваются в разные цвета.

- Обратите внимание на куст сирени и на ольху. Какого цвета листья? Как вы думаете, почему они до сих пор не поменяли окраску?

- Правильно, молодцы!

- Посмотрите вокруг, начался листопад. Как вы думаете, зачем деревья сбрасывают листья на зиму?

- С наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней почвенная влага. Холодную воду растения не всасывают. Помимо этого зимой на листьях скапливалось бы много снега и от тяжести ветви бы ломались.

Осенью на черешках листьев образуется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Теперь достаточно тяжести самого листа, удара капли дождя или дуновения ветра, чтобы лист отделился от ветки.

- Рассмотрите веточку. Есть ли ранки от опавших листьев?

- Листопад у всех деревьев начинается в одно и то же время?

- А есть ли такие деревья, которые не сбрасывают листву?

- Осенью на небе больше облаков, чем летом; осенью дожди затяжные и холодные; осенью становится прохладнее, ясных дней всё меньше, часто пасмурно. Также появляются первые заморозки.

- С приходом осени деревья и кустарники поменяли окраску листвы и начался листопад.

- Мы слышим шорох листьев, шум ветра.

- Поэт сравнивает лес с расписным теремом за его красоту и великолепие.

- Желтый, красный, оранжевый.

- Листья сирени и ольхи зеленые. Наверное в их листьях нет других красящих веществ, кроме зеленого.

Предположения детей.

- Ранок нет, потому что там образовался пробковый слой.

- Нет.

- Да, есть. Это хвойные растения.

Учащиеся рассматривают сосну и ель, сравнивают ствол, крону, расположение хвоинок. И делают выводы об отличительных признаках этих деревьев.

Слушают заранее подготовленный рассказ одноклассника о жизни хвойных деревьев осенью.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и сверстниками;

познавательные: построение логической цепи рассуждений

doc4web.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта