Растительная клетка, особенности строения; основные отличия растительной клетки и животной. Особенности строения клеток животных и растений
Строение и отличие растительной от животной клетки
Наружная цитоплазматическая мембрана имеется у всех клеток и отграничивает содержимое цитоплазмы от внешней среды. Поверхность живой клетки находится в непрерывном движении. На ней появляются выросты, и впячивания, она совершает волнообразные колебательные движения, в ней постоянно перемещаются макромолекулы. Цитоплазматическая мембрана обладает высокой прочностью и эластичностью, легко и быстро восстанавливает свою целостность при небольших повреждениях. Однако поверхность клетки не сплошная: в цитоплазматической мембране есть многочисленные мельчайшие отверстия — поры, через которые с помощью ферментов внутрь клетки могут проникать ионы и мелкие молекулы. Вместе с тем такие вещества могут попадать в клетку непосредственно через мембрану. Поступление ионов и молекул в клетку — не пассивная диффузия, а активный избирательный процесс транспорта. Цитоплазматическая мембрана легко проницаема для одних веществ и непроницаема для других.
Схема строения животной и растительной клеток.
Так, концентрация ионов К+ в клетке всегда выше, чем в окружающей среде. Напротив, ионов Na+ всегда больше в межклеточной жидкости. Избирательная проницаемость клеточной мембраны носит название полупроницаемости. Помимо указанных двух способов, химические соединения и твердые частицы могут проникать в клетку путем пиноцитоза и фагоцитоза. Мембрана клеток образует впячивания. Далее края впячивания смыкаются, захватывая межклеточную жидкость (пиноцитоз) или твердые частицы (фагоцитоз).
Процессы, происходящие в клетке путем фагоцитоза и пиноцитоза. 1 — фагоцитаз; 2 — пиноцитоз; 3 — наружная мембрана; 4 — зндоплазматическая сеть; 5 — комплекс Голъджи и лизосомы; 6 — слияние лизосом с пиноили фагоцитозными вакуолями; 7 – подготовка клеточных структур к процессу переваривания; 8 – пищеварительная вакуоль; 9 – выведение непереваринных остатков.
biologylife.ru
Растительная клетка, особенности строения; основные отличия растительной клетки и животной.
Этапы эволюции растительного мира; прокариоты и эукариоты; автотрофные и гетеротрофные организмы
Эволюция растительного мира
Разнообразие всех ранее и ныне живущих растений на нашей планете является результатом эволюционных процессов. Классификация всех существующих видов дает практически полное представление о том, как происходила эволюция растительного мира в различных систематических группах.
Весь растительный мир можно разделить на две основные группы – слоевищные или низшие и высшие растения. Низшие растения – это лишайники, водоросли, цианобактерии, актиномицеты и псилофиты.
К высшим видам можно отнести: различные мхи, разнообразные папоротники, хвощи и плауны, покрытосеменные и голосеменные растения. К этой же группе относятся вымершие и уже не существующие псилофиты.
Доказательство того, что происходила эволюция растительного мира – это многочисленные находки палеонтологов. Ископаемые останки древних растений находят повсеместно, среди них можно выделить строматолиты – это образования из остатков примитивных водорослей, которые обитали в океанах и морях. Отпечатки огромных папоротников, плаунов и хвощей до сих пор обнаруживают в залежах торфяников или угля.
Эволюция растительного мира проходила в несколько этапов. Первым этапом можно назвать появление самых первых микроорганизмов – одноклеточных водорослей цианобактерий, это произошло еще в архейскую эру.
Одноклеточные прокариоты имели автотрофное питание, именно благодаря жизнедеятельности прокариотов в атмосфере и появился кислород.
Следующий этап - это появление эукариотов, их возникновение произошло более полутора миллиардов лет назад. Эукариоты были предками одноклеточных водорослей, которые в свою очередь стали прародителями многоклеточных водорослей.
С появлением фотосинтеза эволюция растительного мира вступила в новый этап. Все живые организмы разделились на животный и растительный мир. Как только на планете появились первые зеленые растения, началось накопление органических веществ.
В протерозойскую эру вегетативный тип водорослей усложнился, площадь их поверхностей увеличилась. Это привело к увеличению фотосинтеза.
Следующий важный этап – это появление некоторых растений на суше. Считается, что самыми первыми были псилофиты. Сейчас они относятся уже к вымершей группе, но именно они представляли из себя переходную форму от низших форм к высшим.
Псилофиты имели покровную ткань с устьицами, которые защищали растение от воздействий внешней среды, и механическую ткань, которая выполняла опорные функции.
Эволюция растительного мира продолжалась, и следующим этапом можно охарактеризовать полное господство папоротников. Этот этап приходится на каменноугольный период. Папоротники имели хорошо развитую проводящую и корневую системы и листья, как необходимый орган для фотосинтеза.
Тем самым папоротники были полностью приспособлены для жизни на суше. Размножение этих растений было тесно связано с наличием воды, их появление значительно обогатило атмосферу кислородом.
Уже позднее появились семенные папоротники, которых сейчас уже нет в природе. Именно они и были предками сегодняшних голосемянных растений. Наличие семени сделало размножение папоротников независимым от наличия воды.
В пермский период влажный климат сменился сухим, именно в это время и появились голосеменные растения. Эти растения размножались отлично от папоротников, оплодотворение у них происходило непосредственно во внутренней ткани.
Заключительным этапом эволюции стало появление цветковых растений, они очень быстро заполонили всю сушу и освоили для своего обитания водную среду.
Прокариоты и эукароты
Цитоплазма прокариот по сравнению с цитоплазмой эука-риотических клеток значительно беднее по составу структур. Там находятся многочисленные более мелкие, чем в клетках эукариот, рибосомы. Функциональную роль митохондрий и хло-ропластов в клетках прокариот выполняют специальные, довольно просто организованные мембранные складки.
Клетки прокариот, так же как и эукариотические клетки, покрыты плазматической мембраной, поверх которой располагается клеточная оболочка или слизистая капсула. Несмотря на относительную простоту, прокариоты являются типичными независимыми клетками.
Сравнительная характеристика клеток эукариот. По строению различные эукариотические клетки сходны. Но наряду со сходством между клетками организмов различных царств живой природы имеются заметные отличия. Они касаются как структурных, так и биохимических особенностей.
Для растительной клетки характерно наличие различных пластид, крупной центральной вакуоли, которая иногда отодвигает ядро к периферии, а также расположенной снаружи плазматической мембраны клеточной стенки, состоящей из целлюлозы. В клетках высших растений в клеточном центре отсутствует центриоль, встречающаяся только у водорослей. Резервным питательным углеводом в клетках растений является крахмал.
В клетках представителей царства грибов клеточная стенка обычно состоит из хитина - вещества, из которого построен наружный скелет членистоногих животных. Имеется центральная вакуоль, отсутствуют пластиды. Только у некоторых грибов в клеточном центре встречается центриоль. Запасным углеводом в клетках грибов является гликоген.
В клетках животных отсутствует плотная клеточная стенка, нет пластид. Нет в животной клетке и центральной вакуоли. Центриоль характерна для клеточного центра животных клеток. Резервным углеводом в клетках животных также является гликоген.
Автотрофы - это организмы, способные строить свои тела за счет неорганических соединений, используя солнечную энергию.
К ним относятся растения ( только растения). Они синтезируют из СО , Н О (неорганические молекулы) под воздействием солнечной энергии - глюкозу (органические молекулы) и О . Они составляют первое звено в пищевой цепи и находятся на 1 трофическом уровне.
Гетсротрофы - это организмы, которые не могут строить собственное тело из неорганических соединений, а вынуждены использовать созданное автотрофами,употребляя их в пищу.
К ним относятся консументы и детритофаги. И находятся на II и выше трофическом уровне. Человек тоже гетеротроф.
Вернадскому принадлежит идея, что возможно превращение человеческого общества из гетеротрофного и автотрофное.
В силу своих биологических особенностей человек не может перейти к автотрофности, но общество в целом способно осуществить автотрофный способ производства пищи, т.е. замена природных соединений (белки, жиры, углеводы) на органические соединения, синтезированные из неорганических молекул или атомов.
Растительная клетка, особенности строения; основные отличия растительной клетки и животной.
poisk-ru.ru
Особенности строения клеток грибов, животных и растений
Дата: Класс: 10 урок 21 | ||||
Тема: | Особенности строения клеток грибов, животных и растений | |||
Цель урока: | продолжить изучение особенностей строения и жизнедеятельности клеток на примере растительной, животной, грибной клеток; способствовать формированию целостных представлений о живой природе; - продолжить формирование умений выполнять тестовые задания различного уровня сложности; Задачи урока: - Образовательная: Обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о строении и животной и растительной клеток. - Развивающая: развивать умение сравнивать, анализировать с логическими выводами и способствовать развитию творческих способностей учащихся. | |||
Ожидаемый результат | умений путем организации работы в парах и группах; оценивать и корректировать собственную деятельность; работать с дополнительными источниками информации, развивать умения применять, полученные знания для выполнения заданий повышенной сложности; | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | наглядности | ||
3 мин. | I. Организационный момент Приветствует учеников. Спомощью разрезанных пазлов делит класс на группы. Формулирует цель урока. | Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель. | пазлы | |
10 мин. | II. Мотивация к изучению нового материала. Вызвать интерес учащихся к новому материалу. А). Устно: 1. Какие организмы относятся к прокариотам? 2. Какие организмы относятся к эукариотам? 3. Назовите основные функции ядра? 4. Каковы особенности строения ядра в связи с выполняемой функцией?: 5. Что такое хромосомный набор? Все ли клетки организма имеют одинаковый набор хромосом? 6. Какие структуры ядра являются носителями наследственной информации? Б). Работа по вариантам: 1 вариант: Соотнесите понятия и термины с соответствующим им строением: Понятие и термины | Строение | ||
| А) набор хромосом в клетке | |||
| Б) образована двумя мембранами | |||
| В) двойной набор хромосом | |||
| Г) содержимое клеточного ядра | |||
| Д) одинарный набор хромосом в клетке | |||
| Е) нити ДНК | |||
| Ж) округлое плотное тельце, погруженное в ядерный сок | |||
| З) парные, одинаковые хромосомы |
2 вариант:
К прокариотам относят
А) Грибы В) Растения С) Бактерии Д) Животные Е) Водоросли
2. У человека в соматических клетках 46 хромосом, а в половых
А) 47 В) 23 С) 20 Д) 22 Е) 46
3. Двумембранный органоид
А) Рибосома В) Центриоль С) Лизосома Д) Ядро Е) ЭПС
4. Поры имеет
А) Цитоплазма В) Ядро С) Хлоропласт Д) Вакуоль Е) Лейкопласт
5. Контролирует процессы в клетке
А) Митохондрии В) Тонопласт С) Ядро Д) Лейкопласт Е) Рибосома
6. Главную роль в размножении клетки играет
А Ядро В ) Клеточный сок С) Цитоплазма Д) Оболочка Е) Вакуоль
7. Заполняет промежутки между структурами ядра
А) Вакуоль В) Хроматин С) Оболочка Д) Рибосома Е) Кариоплазма
8. Представляет собой спирализованные хромосомы
А) кариоплазма В) Хроматин С) Оболочка Д) Рибосома Е) Вакуоль
Взаимопроверка:
Ответы:
1 вариант:
1 – Б; 2 – Д; 3 – А; 4 – В; 5 – Г; 6 – Е; 7 – З; 8 – Ж.
2 вариант:
1 – С; 2 – В; 3 – Д; 4 – В; 5 – С; 6 – А; 7 – Е; 8 – В.Шкала оценивания:
Нет ошибок – «5»
«2»- «3» ошибки – «4»
«4»- «5» ошибок - «3
Более «5» ошибок - «2».
Проявляют интерес к изучаемому материалу.
карточки
15 мин.
III. Актуализация знаний.
По методу «Броуновское движение» научить учащихся свободно излагать свои мысли. По методу «Снежный ком» осуществляет усвоение нового материала.
Обсуждение вопросов в:
1)Каковы особенности строения животной клетки?
2) Какие функции выполняют органоиды в животной Почему же растения имеют такие удивительные свойства? Растения имеют клеточное строение. Давайте рассмотрим особенности строения растительной клетки. В чём заключается функции клеточной стенки, вакуолей, пластид.
3.) Каковы особенности строения растительной клетки? ( клеточная стенка, вакуоли, содержащие клеточный сок, и плстиды: Хлоропласты, хромопласты, лейкопласты).
4) Какие функции выполняют органоиды в растительной клетке?
Объяснить термин: плазмодесмы- (в переводе с греческого вылепленное, оформленное)микроскопические цитоплазматические мостики, соединяющие соседние клетки растений, образуются при делении клеток. На ранних стадиях развития растений объединяют клетки зародыша в единый пласт.клетке? ) Сходство грибной клетки с клетками растений и животных.
особенности строения,
запасные углеводы,
особенности жизнедеятельности,
способ питания
Почему грибы объединяют в отдельное царство?
Объяснить термины: мицелий, гифы.
Мицелей( грибница)- вегетативное тело грибов.
Способы питания грибов
сапротрофы,
паразиты,
симбионты
объяснить,
привести примеры, показать значение различных групп грибов.
Объяснить термины: микориза- симбиотическое обитание грибов на корнях и в тканях корней высших арстений.
Ведут диалог друг с другом, выполняют творческое задание. Ученики самостоятельно усваивают новую тему. Демонстрируют знания, умения.
). Общие признаки клеток грибов, животных, растений.
К общим признакам живых организмов можно отнести
единство химического состава клеток,
сходство процессов обмена веществ и энергии в клетке,
сходные процессы деления клеток и кодирование информации при помощи нуклеиновых кислот.
Б). Особенности клеток грибов, животных, растений.
Хотя клетки разных эукариот имеют общие черты в строении и жизнедеятельности, клетки грибов, растений, животных заметно различаются. Они возникли в процессе эволюции, в связи с различными условиями существования и легли в основу классификации этих организмов, т.е. отнесения их к определенному царству живой природы.
Работа в группах по заданиям:
Используя материал на страницах 102 – 103 параграфа 20 учебника под редакцией Т.Касымбаевой, приложения № 1 и, рассматривая готовые микропрепараты в микроскоп, об особенностях клеток эукариот предложенных царств, найдите, изучите, обсудите, запишите в тетрадь и выступите перед классом:
1 группа:
Особенности строения грибной клетки на примере мукора.
2 группа:
Особенности строения животной клетки на примере инфузории.
3 группа:
Особенности строения растительной клетки.
Во время выступления каждой группы по своей теме, остальные заполняют таблицу
«Сравнительная характеристика грибов, животных и растений».
ПризнакиКлетка
мукора
Растительная
клетка
Животная клетка
1.По содержанию ядра
эукариотическая
эукариотическая
эукариотическая
2.По количеству ядер
многоядерная
одноядерная
Одно (гладкая мышечная ткань, амеба), два (инфузория) и моноядерная
3. По способу питания
гетеротрофная
автотрофная
гетеротрофная
4.Пластиды
Нет
Хлоропласты, хромопласты, лецкопласты
Нет
5.Запасной углевод
гликоген
крахмал
гликоген
6.Чем ограничена от внешней среды
Клеточная
стенка, мембрана
Клеточная
стенка,
мембрана
Мембрана
7. Центриоли
Нет
Нет (есть у низших)
Есть
8.Клетка царства
Грибы
Растения
Животные
В). О чем свидетельствует сходство в строении клеток грибов, животных и растений?
Работая в группах, учащиеся самостоятельно отвечают на поставленный вопрос:
Сходство в строении клеток растений, животных, грибов свидетельствует о единстве происхождения клеток и указывает на принадлежность к эукариотам. Единство клеточного строения организмов находит подтверждение в сходстве строения различных клеток.
Г). Различия в строении клеток грибов, животных и растений.
В процессе эволюции, в связи с неодинаковыми условиями существования клеток представителей различных царств живых существ, возникло множество отличий, которые мы с вами рассмотрели. Главное отличие между клетками этих царств заключается в способе их питания. Клетки растений, содержащие хлоропласты, являются автотрофами (сами синтезируют органические вещества за счет энергии света в процессе фотосинтеза). Клетки грибов и животных — гетеротрофы, т. е. источником углерода для синтеза собственных органических веществ для них являются органические вещества, поступающие с пищей. Эти же пищевые вещества, например углеводы, служат для животных источником энергии. Есть и исключения, такие как зеленые жгутиконосцы, которые на свету способны к фотосинтезу, а в темноте питаются готовыми органическими веществами. Для обеспечения фотосинтеза в клетках растений содержатся пластиды, несущие хлорофилл и другие пигменты
10 мин.
IV.Закрепление урока. По методу «Таксономия Блума» осуществляет закр Повторим правила составления синквейна.
Правила составления синквейна:
1 строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную мысль;
2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 строка – три слова глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4 строка – фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
5 строка - одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).
Проверить 2-3 синквейна.
Пример:
Клетка
Живая, элементарная.
Делится, питается, дышит.
Элементарная, структурная единица живых организмов.
Организм.
Выставление оценок за работу учеников.
Всем спасибо за сотрудничество.
закрепление урока.
Устно:
1. Какие органоиды свойственны только растительной клетке?
2. Какие пластиды есть в растительной клетке? Каковы функции лейкопластов?
3. В чем особенности строения грибной клетки?
4. Что такое центриоли, и каковы их функции?
5. Чем растительная клетка отличается от животной?
6. Что общего и, какие различия в строении и жизнедеятельности можно выделить, сравнивая грибы с растениями и животными?
7. Опираясь, на какие признаки можно предположить, что все эукариоты имели общих предков?
Ученики обсуждают над темой. Таким образом демонстрируют свои знания, умения, навыки.
Кубик Блума
5 мин.
V.Итог урока
Контролирует выполнение записей учащимися, проводит рефлексию.
-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?
-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?
- Как вы оцените свою работу?
Фиксируют и анализируют выводы по уроку. Оценивают свою работу.
карточки
стикер
фишки
2 мин.
YI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашнего задания.
Записывают домашнее задание в дневники.
Итог урока:___________________________________________________________________
Положительные стороны урока:__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:___________________________________________________
______________________________________________________________________
infourok.ru
Конспект урока по биологии на тему " Особенности строения клеток грибов, животных и растений (10 класс).
Поурочный план Дата Класс ____10 А____
Урок 21 биологии
Учитель
Тема урока Особенности строения клеток грибов, животных и растений.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемный урок.
Цели: систематизировать знания учащихся об особенностях строения клеток различных царств эукариот: грибов, растений и животных.
Задачи урока:
Образовательные: на основе ранее накопленных знаний и умений учащихся дать сравнительную характеристику клеток живых организмов, сравнить строение клеток грибов, животных и растений и выяснить, о чем свидетельствуют сходства и различия в строении этих клеток;
Развивающие: способствовать формированию коммуникативных умений путем организации работы в парах и группах; оценивать и корректировать собственную деятельность; работать с дополнительными источниками информации, развивать умения применять, полученные знания для выполнения заданий повышенной сложности;
Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к процессу овладения знаниями.
Оборудование: готовые микропрепараты растительной, животной и грибной клеток, микроскопы, таблицы и рисунки строения клеток растений, животных и грибов.
Ход урока
«Самое ценное для человека – его собственный опыт».
Этап урока
Содержание учебного материала
МО
ФОПД
Подготовка к ВОУД, ЕНТ
Задания на развитие функциональной грамотности
Индивидуально-коррекционная работа
I. Орг.
момент
А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Зарядитесь энергией хорошего настроения на весь урок.Проверка готовности класса к уроку.
Р
Коллект
II. Актуализация
знаний
А). Устно:
1. Какие организмы относятся к прокариотам?
2. Какие организмы относятся к эукариотам?
3. Назовите основные функции ядра?
4. Каковы особенности строения ядра в связи с выполняемой функцией?:
5. Что такое хромосомный набор? Все ли клетки организма имеют одинаковый набор хромосом?
6. Какие структуры ядра являются носителями наследственной информации?
Б). Работа по вариантам:
1 вариант:
Соотнесите понятия и термины с соответствующим им строением:
Понятие и термины
Строение
Ядерная оболочка
А) набор хромосом в клетке
Гаплоидный набор хромосом
Б) образована двумя мембранами
Кариотип
В) двойной набор хромосом
Диплоидный набор хромосом
Г) содержимое клеточного ядра
Кариоплазма
Д) одинарный набор хромосом в клетке
Хроматин
Е) нити ДНК
Гомологичные хромосомы
Ж) округлое плотное тельце, погруженное в ядерный сок
Ядрышко
З) парные, одинаковые хромосомы
2 вариант:
К прокариотам относят
А) Грибы В) Растения С) Бактерии Д) Животные Е) Водоросли
2. У человека в соматических клетках 46 хромосом, а в половых
А) 47 В) 23 С) 20 Д) 22 Е) 46
3. Двумембранный органоид
А) Рибосома В) Центриоль С) Лизосома Д) Ядро Е) ЭПС
4. Поры имеет
А) Цитоплазма В) Ядро С) Хлоропласт Д) Вакуоль Е) Лейкопласт
5. Контролирует процессы в клетке
А) Митохондрии В) Тонопласт С) Ядро Д) Лейкопласт Е) Рибосома
6. Главную роль в размножении клетки играет
А Ядро В ) Клеточный сок С) Цитоплазма Д) Оболочка Е) Вакуоль
7. Заполняет промежутки между структурами ядра
А) Вакуоль В) Хроматин С) Оболочка Д) Рибосома Е) Кариоплазма
8. Представляет собой спирализованные хромосомы
А) кариоплазма В) Хроматин С) Оболочка Д) Рибосома Е) Вакуоль
Взаимопроверка:
Ответы:
1 вариант:
1 – Б; 2 – Д; 3 – А; 4 – В; 5 – Г; 6 – Е; 7 – З; 8 – Ж.
2 вариант:
1 – С; 2 – В; 3 – Д; 4 – В; 5 – С; 6 – А; 7 – Е; 8 – В.Шкала оценивания:
Нет ошибок – «5»
«2»- «3» ошибки – «4»
«4»- «5» ошибок - «3
Более «5» ошибок - «2».
Р
Р
Фронтал
Индивид
+
+
+
+
III.
Мотивация
Мы с вами изучили строение и функции клеток прокариот и эукариот.
Сегодня мы должны рассмотреть особенности строения клеток грибов, животных и растений, опираясь на приобретенные знания на прошлых уроках.
Эпиграф к уроку: «Самое ценное для человека – его собственный опыт».
Для достижения поставленных целей, вы сегодня будете работать в группах, в каждой из них есть консультант-помощник, который будет обеспечивать обмен информацией, распределять материал для выступлений и оценивать работу своих товарищей в группах.
Запишите тему урока «Особенности строения клеток грибов, животных и растений».
Р
Коллект
+
=
IV.
Изучение н/м:
А). Общие признаки клеток грибов, животных, растений.
К общим признакам живых организмов можно отнести
единство химического состава клеток,
сходство процессов обмена веществ и энергии в клетке,
сходные процессы деления клеток и кодирование информации при помощи нуклеиновых кислот.
Б). Особенности клеток грибов, животных, растений.
Хотя клетки разных эукариот имеют общие черты в строении и жизнедеятельности, клетки грибов, растений, животных заметно различаются. Они возникли в процессе эволюции, в связи с различными условиями существования и легли в основу классификации этих организмов, т.е. отнесения их к определенному царству живой природы.
Работа в группах по заданиям:
Используя материал на страницах 102 – 103 параграфа 20 учебника под редакцией Т.Касымбаевой, приложения № 1 и, рассматривая готовые микропрепараты в микроскоп, об особенностях клеток эукариот предложенных царств, найдите, изучите, обсудите, запишите в тетрадь и выступите перед классом:
1 группа:
Особенности строения грибной клетки на примере мукора.
2 группа:
Особенности строения животной клетки на примере инфузории.
3 группа:
Особенности строения растительной клетки.
Во время выступления каждой группы по своей теме, остальные заполняют таблицу
«Сравнительная характеристика грибов, животных и растений».
Признаки
Клетка
мукора
Растительная
клетка
Животная клетка
1.По содержанию ядра
эукариотическая
эукариотическая
эукариотическая
2.По количеству ядер
многоядерная
одноядерная
Одно (гладкая мышечная ткань, амеба), два (инфузория) и моноядерная
3. По способу питания
гетеротрофная
автотрофная
гетеротрофная
4.Пластиды
Нет
Хлоропласты, хромопласты, лецкопласты
Нет
5.Запасной углевод
гликоген
крахмал
гликоген
6.Чем ограничена от внешней среды
Клеточная
стенка, мембрана
Клеточная
стенка,
мембрана
Мембрана
7. Центриоли
Нет
Нет (есть у низших)
Есть
8.Клетка царства
Грибы
Растения
Животные
В). О чем свидетельствует сходство в строении клеток грибов, животных и растений?
Работая в группах, учащиеся самостоятельно отвечают на поставленный вопрос:
Сходство в строении клеток растений, животных, грибов свидетельствует о единстве происхождения клеток и указывает на принадлежность к эукариотам. Единство клеточного строения организмов находит подтверждение в сходстве строения различных клеток.
Г). Различия в строении клеток грибов, животных и растений.
В процессе эволюции, в связи с неодинаковыми условиями существования клеток представителей различных царств живых существ, возникло множество отличий, которые мы с вами рассмотрели. Главное отличие между клетками этих царств заключается в способе их питания. Клетки растений, содержащие хлоропласты, являются автотрофами (сами синтезируют органические вещества за счет энергии света в процессе фотосинтеза). Клетки грибов и животных — гетеротрофы, т. е. источником углерода для синтеза собственных органических веществ для них являются органические вещества, поступающие с пищей. Эти же пищевые вещества, например углеводы, служат для животных источником энергии. Есть и исключения, такие как зеленые жгутиконосцы, которые на свету способны к фотосинтезу, а в темноте питаются готовыми органическими веществами. Для обеспечения фотосинтеза в клетках растений содержатся пластиды, несущие хлорофилл и другие пигменты.
Р
ИП
Р
ИП
Но
Р
ПП
Р
ИП
Коллект
Работа в группах
Работа в группах
Коллект
+
+
+
+
+
+
+
+
V.
Закрепление
Устно:
1. Какие органоиды свойственны только растительной клетке?
2. Какие пластиды есть в растительной клетке? Каковы функции лейкопластов?
3. В чем особенности строения грибной клетки?
4. Что такое центриоли, и каковы их функции?
5. Чем растительная клетка отличается от животной?
6. Что общего и, какие различия в строении и жизнедеятельности можно выделить, сравнивая грибы с растениями и животными?
7. Опираясь, на какие признаки можно предположить, что все эукариоты имели общих предков?
Р
Фронтал
+
+
VI.
Подведение итогов
Учащимися, работая в группах, самостоятельно делают выводы урока по теме «Особенности клеток грибов, животных, растений»:
Свидетельствует о единстве происхождения клеток:
1. Единый план строения клеток;
2. Сходство процессов обмена веществ энергии в клетки;
3. Кодирование наследственной информации при помощи нуклеиновых кислот;
4.Единство химического состава клеток;
5. Сходные процессы деления клеток;
Различия в строении указывают на разные функции клеток.
Главное отличие между клетками этих царств заключается в способе их питания.
Оценивание работы каждого учащегося в группе консультантом – помощником и учителем.
Р
Работа в группах
+
+
VII.
Д/З:
Параграф 20
Заполнить таблицу
Органоиды
Клетка гриба
Животная клетка
Растительная клетка
Клеточная стенка
+
-
+
Цитоплазматическая мембрана
+
+
+
Цитоплазма
+
+
+
Ядро
+
+
+
ЭПС
+
+
+
Рибосомы
+
+
+
Лизосомы
+
+
+
Пластиды
-
-
+
Цитоскелет
+
+
+
Центральная вакуоль
-
-
+
Мелкие вакуоли
+
+
-
Митохондрии
+
+
+
Центриоли
-
+
+ (низших)
Аппарат Гольджи
+
+
+
Р
Индивид
VIII.
Рефлексия
Игра «5 пальцев»
Информация была интересна.
Я знаю особенности строения эукариот разных царств.
Мне понравилось, как я работал на уроке.
Я удовлетворен работой своей группы.
Я готов к выполнению домашней работы.
Если вы загнули все 5 пальцев – материал усвоен успешно.
Если 4 пальца – вы хорошо поработали на уроке.
Если 3 и меньше – возможно вам надо лучше разобраться в вопросах темы.
Р
Индивид
Литература и Интернет – ресурсы:
Т.Касымбаева. Общая биология, учебник для 10 класса ЕМН, Алматы, Мектеп, 2014, 368с.
А.Соловьева. Биология. Методическое руководство, для учителей 10 класса ЕМН, Алматы, «Атамура», 2014, 218с.
А.Пимнев. Уроки биологии в 10 (11) классе. Ярославль, Академия развития, 2001, 272с.
4. А.Рувинский. Общая биология. Учебник для 10 -11 кл шк. с углубл. изуч. биологии, Москва, Просвещение, 1993, 544с.
5. kopilkaurokov.ru›Биология›Уроки›153846
Приложение № 1:
Сходство в строении клеток эукариот (растений, грибов и животных).
К этим признакам можно отнести:
Общий план строения клетки: наличие клеточной мембраны, цитоплазмы, ядра, органоидов;
Принципиальное сходство процессов обмена веществ и энергии в клетке;
Кодирование наследственной информации при помощи нуклеиновых кислот;
Единство химического состава клеток;
Сходные процессы деления клеток.
Различия в строении клеток растений и животных.
Главное отличие между клетками этих двух царств заключается в способе их питания. Клетки растений, содержащие хлоропласты, являются автотрофами, т. е. сами синтезируют необходимые для жизнедеятельности органические вещества за счет энергии света в процессе фотосинтеза. Клетки животных — гетеротрофы, т. е. источником углерода для синтеза собственных органических веществ для них являются органические вещества, поступающие с пищей. Эти же пищевые вещества, например углеводы, служат для животных источником энергии. Есть и исключения, такие как зеленые жгутиконосцы, которые на свету способны к фотосинтезу, а в темноте питаются готовыми органическими веществами. Для обеспечения фотосинтеза в клетках растений содержатся пластиды, несущие хлорофилл и другие пигменты.
Так как растительная клетка имеет клеточную стенку, защищающую ее содержимое и обеспечивающую постоянную ее форму, то при делении между дочерними клетками образуется перегородка, а животная клетка, не имеющая такой стенки, делится с образованием перетяжки.
Особенности клеток грибов.
Еще совсем недавно грибы относили к растениям, однако сейчас они выделены в отдельное царство. Грибы, так же как и животные, — гетеротрофы, питаются готовыми органическими соединениями. Они могут быть сапротрофами, т. е. питаться органикой мертвых существ, паразитами, т. е. питаться живой органикой, или симбионтами высших растений, находясь с ними во взаимовыгодной связи. Пластид и хлорофилла клетки грибов не содержат. Среди грибов существуют и «хищники», образующие в почве клейкие петли, в которых запутываются мелкие круглые черви. После этого клетки грибницы проникают в пойманного червя, разрастаются в нем и высасывают его содержимое. У клеток грибов, как и у растений, есть клеточная стенка поверх плазматической мембраны. Часто в состав клеточной стенки у грибов входит хитин — вещество, образующее наружные покровы у членистоногих. Запасным питательным веществом в клетках грибов является углевод гликоген, как у животных, а не крахмал, как у растений. Тело гриба образовано нитевидными структурами в один ряд клеток — гифами. У некоторых грибов перегородки между клетками утрачиваются, и возникает грибница, состоящая из одной гигантской многоядерной клетки. Грибы не способны к активному движению, зато они могут расти неограниченно — это признаки, которые объединяют грибы с растениями. Способы размножения грибов многообразны. Они могут размножаться бесполым путем (частями грибницы, спорами), а также половым путем.
Свое происхождение грибы ведут или от древнейших нитчатых водорослей, утерявших хлорофилл, т. е. от растений, или от каких-то неведомых нам древнейших гетеротрофов, т. е. животных.
infourok.ru