Ищенко Ксения. Типы корневых систем у растений таблица
Виды корней и типы корневых систем. План
Описание презентации Тема: Виды корней и типы корневых систем. План по слайдам
Тема: Виды корней и типы корневых систем. План урока: 1. Функции корня 2. Виды корней 3. Типы корневых систем 4. Лабораторная работа «Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы» .
Корень — один из основных органов высших растений (кроме мхов), служащий для прикрепления к субстрату , поглощения из него воды и питательных веществ. Функции корня: 1. Укрепление растения в почве и удержание надземной части растения; 2. Поглощение воды и минеральных веществ; 3. Проведение веществ; 4. Может служить местом накопления питательных веществ; 5. Служит органом вегетативного размножения. Функции корня
Типы корневых систем Корневая система — это совокупность всех корней растения. Корневая система Стержневая Мочковатая
Стержневая корневая система — корневая система с хорошо выраженным главным корнем. Характерна для двудольных растений. Типы корневых систем
Мочковатая корневая система — корневая система, образованная боковыми и придаточными корнями. Главный корень растет слабо и рано прекращает свой рост. Типична для однодольных растений. Типы корневых систем
Закрепление знаний • Что такое корень? • Какой корень называется главным? • Какие корни называются придаточными? • Какие корни называются боковыми? • Что такое корневая система? • Перечислите функции, которые выполняет корень.
Лабораторная работа № 14 «Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы» • 1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений, найдите главный и боковые корни. • 2. Определите и отберите растения со стержневой корневой системой. • 3. Определите и отберите растения с мочковатой корневой системой. • 4. По строению корневой системы определите, какие растения однодольные, какие – двудольные. • 5. Заполните таблицу: Название растения Тип корневой системы
§§ 19, стр. 91 задание !, 1 —
present5.com
Виды корней и типы корневых систем
- Организационный момент.
- Актуализация знаний учащихся.
- Формирование новых знаний.
- Формирование умений.
- Задание на дом.
Ход урока
- Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку. Сообщение темы, целей и задач урока. Инструктаж по проведению урока.
- Актуализация знаний учащихся.
Задания для успевающих учащихся:
- На доске нарисовать схему строения однодольного и двудольного растения. Сравнить их. Ответить на вопрос: «В чем преимущества семени перед спорой?».
- Карточка- задание.
из каких частей семени развились соответствующие части проростка.
Сделайте вывод.
Задания для слабоуспевающих: 1. Терминологический диктант (на доске написаны термины, дать им определения).
- эндосперм
- зерновка
- однодольное растение
- зародыш.
2. На доске выполнен рисунок:
Отметить основные части семени.
Во время выполнения задания на доске учитель предлагает классу послушать рассказ и найти в нем ошибки.
Рассказ с биологическими ошибками. Мне нравятся уроки биологии. Особенно люблю работать с микроскопом. Недавно мы узнали о строении семян однодольных, двудольных и трехдольных растений. Нелегко даются знания, но я все поняла, знаю, например, что любое семя состоит из кожуры и питательных веществ. Все семена имеют эндосперм, из которого развивается новое растение. Еще я узнала, что однодольные семена у таких растений, как фасоль, тыква, а двудольные семена - у пшеницы, кукурузы.
Как все это интересно! И, главное, я хорошо во всем разобралась, как вы только что услышали!
- Формирование новых знаний.
Учитель. Послушайте стихотворение. Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землею корешок, но не может жить на свете
Без него любой цветок!
В.Жак. Как вы думаете, почему растение не может жить без корня?
(Ученики высказывают свои соображения.) Учитель. Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно? Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Сила могучего великана? Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепкие. Попытайтесь разорвать тонкий корешок. Нелегко это сделать. А ведь корней у каждого растения очень много и они идут далеко вглубь и вширь.
Различают три вида корней: главные, придаточные, боковые. При прорастании семени первым делом развивается зародышевый корешок. Он превращается в главный корень. Корни, образующиеся на стеблях, а у некоторых растений и на листьях, называют придаточными. От главного и придаточных корней отходят боковые корни.
Все корни одного растения образуют корневую систему (учитель укрепляет на магнитной доске таблички новыми терминами).
(Учащиеся в рабочих тетрадях выполняют схематический рисунок корневой системы и подписывают на нем виды корней.) Учитель. В зависимости от местных условий корневые системы растений располагаются по-разному. На равнине корни обычно растут в глубину. У горных растений проникают в трещины, расширяют их и разрушают скалы. В песчаной пустыне вместо земли песок, но и к этим условиям приспособились растения. У кустарника джузгуна корни тянутся вдоль поверхности песков на 20 метров. Как бы не бушевала буря, корневая система держит растение как якорь.
А еще корень ищет в почве и доставляет растению необходимые вещества. У верблюжьей колючки в пустыне корни уходят на глубину до 15 метров, достигая грунтовых вод. Но рекорд глубины принадлежит корням вяза- 110 метров.
так какова же роль корней в жизни растений? Ученик. Корни закрепляют растение в почве, снабжают его водой и минеральными солями, проникая на большую глубину.
(Учащиеся раскрывают функции корней на примерах.) Учитель. Корневые системы разных растений различаются по внешнему строению. Посмотрите на таблицу "Типы корневых систем". В чем состоят эти различия?
(Ученики высказывают свои соображения.) Учитель. Если хорошо выделен центральный корень, а от него отходят более мелкие - это стержневая корневая система. Если главный корень незаметен среди других - это мочковатая корневая система.
Стержневую корневую систему имеют большинство двудольных растений, например щавель, морковь, свекла и др.
мочковатая корневая система характерна для однодольных растений - пшеницы, ячменя, лука, чеснока и др.
(Учащиеся в тетради зарисовывают схемы корневых систем и приводят свои примеры растений с различными типами корневых систем.) Учитель. При выращивании кукурузы, картофеля, капусты, томатов и других растений широко применяют окучивание, т.е. присыпают землей нижнюю часть стебля.
Зачем это делают?
(Учащиеся высказывают свои соображения.)
Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы. Цель: научиться определять виды корней и тип корневой системы, используя гербарные материалы. Задания: 1. Рассмотрите корневые системы предложенных вами растений.
Чем они различаются?
2.Прочитайте в учебнике, какие корневые системы называютстержневыми, какие мочковатыми.
3. Отберите растения со стержневой корневой системой. 4. Отберите растения с мочковатой корневой системой. 5. Заполните таблицу.Название растения | Тип корневой системы | Особенности строения корневой системы. |
6. По строению корневой системы определите, какие растения
однодольные, какие двудольные. 5. Задание на дом:
(учащиеся сами выбирают, какие задания выполнять, в соответствии со своими способностями и возможностями).
1. Выучить параграф 19; ответить на вопросы на стр. 91;
2. Заполнить таблицу:
Основные понятия. | Определения понятий |
|
nenuda.ru
Конкурс "Учитель года" - Ксения Ищенко
]]>
Тема урока "ВИДЫ КОРНЕЙ И ТИПЫ КОРНЕВЫХ СИСТЕМ”
Главная идея урока: «Как ни тонок, неприметен под землёю корешок, но не может жить на свете без него любой цветок!» (В. Жак).
Цель: познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений.
Тип урока: урок-исследование.
Задачи:
Образовательные:
· Сформировать у учащихся новые понятия – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы.
· Разъяснить особенности строения и функции корня, строение и образование корневых систем.
· Продолжать формировать навык грамотного выполнения и оформления лабораторных работ.
Развивающие:
· Сформировать у учащихся умение разъяснять особенности строения корня и корневых систем, сравнивать строение и развитие стержневой и мочковатой корневых систем.
· Развивать навыки работы с биологическими терминами, учебником и практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем.
· Анализировать результаты своей деятельности и делать выводы.
· Развивать творческое мышление и монологическую речь.
Воспитательная:
· Осуществлять сотрудничество в ходе практической работы по изучению стержневых и мочковатых корневых систем и строению корня проростка.
· убедить в необходимости бережного отношения к зелёным растениям, к природе.
Методы
1. Словесные: рассказ, объяснение, эвристическая беседа.
2. Наглядные: демонстрация таблицы "Строение семени”, мультимедийная презентация, учебно-методические пособия.
3. Практические: наблюдение, лабораторная работа, дидактическая игра.
Методические приемы:
1. Логические: анализ, сравнение, синтез, обобщение.
2. Организационные: фронтальная работа преподавателя с классом и самостоятельная работа учащихся.
3. Технические: прикрепление таблицы "Типы корневых систем” к доске, установка проектора, раздача лабораторного материала и оборудования.
Оборудование:
1. Натуральная наглядность: проростки фасоли, гороха, тыквы с развитыми корнями (на каждый стол), луковицы с корнями, гербарии, препаровальные иглы, лупа.
2. Изобразительная наглядность: таблица " Типы корневых систем ”.
3. Технические и мультимедийные средства: мультимедийная презентация.
Формируемые понятия:
· корневая система,
· главный корень,
· боковые корни,
· придаточные корни,
· мочковатая и стержневая корневая системы.
Ход урока.
I. Организация учащихся.
Добрый день ребята! Можете садиться. Прошу дежурного написать на листке список отсутствующих и передать мне.
II. Проверка домашнего задания.
Игра «Ты – мне, я – тебе»
На прошлом уроке учащимся было дано домашнее задание придумать несколько вопросов по теме «Семя» и «Покрытосеменные растения», чтобы они отличались от вопросов параграфа.
Для игры нужен небольшой мягкий (поролоновый) мячик.
Учитель начинает игру, бросает мячик одному из учеников и задаёт вопрос.
Ученик отвечает на вопрос и бросает мячик любому другому ученику класса, задавая свой вопрос. Тот, поймав мячик, отвечает на вопрос и бросает мячик следующему ученику.
Если кто-нибудь из учеников затрудняется ответить на вопрос, ему помогает сосед по парте (или ученик, сидящий перед ним или за ним).
III. Подготовка к восприятию нового материала.
а) Актуализация:
Учитель читает стихотворение:
Мы в букет собрали маки жаркие, Много незабудок голубых. А потом цветов нам стало жалко, Снова в землю посадили их. Только ничего не получается: От любого ветерка качаются! Почему осыпались и вянут? Без корней расти и жить не станут! Как ни тонок, неприметен Под землёю корешок, Но не может жить на свете Без него любой цветок! (В.Жак)
б) Мотивация:
Учитель: Как вы думаете, почему растение не может жить без корня?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Учитель: А ещё, ребята, все органы растения образуют единую целостную систему – организм. Поэтому, нарушив её целостность, сорвав растение, мы обрекаем его на гибель. А вспомните, какую роль выполняют зелёные растения на планете?
Учащиеся отвечают на вопрос. (Растения выполняют космическую роль – выделяют кислород, которым дышат все живые организмы; они защищают от шума, поглощают пыль, укрепляют почву своими корнями, выделяют фитонциды – особые вещества, которые убивают микробов).
Учитель: Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно! Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Сила могучего великана! Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепки. Попытайтесь разорвать тонкий корешок. Нелегко это сделать! А ведь корней у каждого растения очень много и идут они далеко вглубь и вширь. Все корни растения образуют корневую систему.
Следующий этап: — объяснение учителя и выполнение исследования.
Учитель обращает внимание учащихся на необычную форму урока - урок-исследование, в ходе которого учащиеся будут выступать в роли исследователей.
Учитель сообщает учащимся тему урока: «Виды корней и типы корневых систем».
Учитель обращает внимание учащихся на строки из стихотворения, которые приведены в качестве эпиграфа к уроку и которые выступают в качестве главной идеи урока:
«Как ни тонок, неприметен Под землёю корешок, Но не может жить на свете Без него любой цветок!»
Учитель сообщает учащимся задачу урока:
— Исследовать особенности строения и образования корневых систем, научиться распознавать корневые системы, выявить значение корней для растения;
Учитель знакомит учащихся с планом урока:
Внешнее строение корня и его функции. Виды корней. Виды корневых систем. Рост корня. Движение корня.
Учитель: Подземная часть растения называется корнем. Это осевой орган высшего растения (в отличие от побега на корне никогда не возникает листьев). С помощью этого органа происходит минеральное питание. Корень необходим для закрепления растения в почве, для хранения питательных веществ и вегетативного размножения. От побега корень отличается отсутствием листьев и почек. Поглощение воды, воздуха и минеральных веществ осуществляется не всей поверхностью корня.
Совокупность всех корней растения образует единую корневую систему. В состав корневой системы входят корни разной морфологической природы: главный, боковые и придаточные. Главный корень развивается из корешка зародыша. В течение жизни от главного корня отходят боковые корни, приблизительно сходные между собой по строению.
В состав корневой системы входят также придаточные корни, развивающиеся из основания побега, они тоже могут давать боковые корни. Если главный корень развит больше остальных, то такую корневую систему называют стержневой (ОДУВАНЧИК, БЕРЁЗА, ФАСОЛЬ,МОРКОВЬ) . Если корневая система представлена придаточными и боковыми корнями, а главный корень не выделяется, то её называют мочковатой (ЛУК, ПШЕНИЦА, ТЮЛЬПАН).
Для того чтобы научиться различать типы корневых систем выполним лабораторную работу.
Лабораторная работа: "Стержневая и мочковатая корневые системы”.
Задания.
1. Рассмотрите проросшие семена фасоли, гороха, тыквы. Какой корень вы видите? Запишите в тетрадь.
2. Рассмотрите корневые системы различных растений. Найдите стержневые и мочковатые корневые системы. По учебнику прочтите, какие корневые системы называются стержневыми, а какие мочковатыми. Запишите в тетрадь примеры растений с разными корневыми системами.
3. Рассмотрите стержневые корневые системы растений. Зарисуйте стержневую корневую систему в тетради, подпишите все виды корней.
4. Рассмотрите мочковатые корневые системы растений. Зарисуйте мочковатую корневую систему в тетради, подпишите все виды корней.
5. Сравните корневые системы. Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и мочковатой корневых систем.
IV. Закрепление материала и подведение итогов
Осуществляется в виде небольшого тестирования по вариантам и направлена на выявление усвоения изученного материала.
1 вариант.1. Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.
1. У одуванчика корневая система стержневая.
2. Главный корень развивается из корешка зародыша.
3. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень.
4. Всё, что у растения находится в почве, - это корни.
5. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений.
6. У пшеницы корневая система мочковатая.
2. Закончите предложения.
1. Через корень растение получает из почвы … и ….
2. Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется….
3. Все корни растения составляют его ….
4. На главном корне и придаточных корнях развиваются … корни.
2 вариант.1. Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.
1. Боковые корни развиваются на нижней части стебля.
2. На черенке тополя, поставленном в воду, развиваются придаточные корни.
3. Боковые корни, в отличие от главного, не ветвятся.
4. У одуванчика корневая система стержневая.
5. Придаточные корни образуются только на главном корне.
6. Главный корень хорошо заметен в корневой системе фасоли.
2. Закончите предложения.
1. В корневой системе одуванчика хорошо выражен … корень.
2. Корневая система пшеницы называется….
3. Боковые корни развиваются как на … корне, так и на … корнях.
4. Главный корень развивается из…….
Затем учитель собирает тесты. Каждый ученик получает индивидуальную оценку. Учитель проверяет тесты и сообщает оценки на следующем уроке, объясняет ошибки и корректирует знания учащихся.
V. Закрепление
Учащиеся отвечают на вопросы учителя:
1. Какие функции выполняет корень?
2. Какой корень называется главным, какие корни называются боковыми и придаточными?
3. Что такое корневая система?
4. Какая корневая система называется стержневой, а какая мочковатой?
5. Почему необходимо бережно относиться к зелёным растениям?
Учитель даёт анализ и оценку успешности деятельности учащихся на уроке, сообщает оценки за работу наиболее активных учащихся, выставляет их в журнал и дневники учащихся.
Учитель подводит итоги урока:
- Ребята, что мы с вами сегодня изучали на уроке?
— Ребята, мы выполнили задачу урока? — Всё ли нам удалось сделать сегодня на уроке? — Было ли вам интересно?
VI. Домашнее задание.
1. Изучить параграф 19, знать основные понятия.
ischenko-ksenia.ucoz.ru