Потребность растений в воде. План урока по познанию мира на тему: "Потребность растений в воде"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

24. Как можно определить потребность растений в воде при орошении. Потребность растений в воде


Определяем потребности растений. 365 советов огороднику. Все работы на участке

Определяем потребности растений

Овощные культуры подразделяются на одно-, дву– и многолетние (заметим, что такое деление до некоторой степени условно, поскольку есть растения, выращиваемые в средней полосе России как типичные однолетники, на исторической родине являются многолетниками, например помидоры, базилик, перец и др.). Но независимо от этого, для роста, развития и плодоношения им необходимы совершенно определенные условия, которые соответствуют их потребностям в тепле, свете, влаге, воздухе и питании. При этом каждый фактор важен в равной степени и не может быть заменен другим. Если растение испытывает нехватку, например, света, никакое усиленное подкармливание его питательными веществами не компенсирует этот недостаток.

Потребность в тепле

Урожайность овощных культур и качество плодов напрямую зависят от внешних факторов, и необходимо вырабатывать умение регулировать их в соответствии с фазой вегетации растений. Нормальный рост овощных культур, включающий закладку плодов, возможен только в случае удовлетворения их потребности в тепле. Источником тепла являются солнечная радиация, а также органические вещества, которые при разложении в почве выделяют тепло. По отношению к этому фактору овощные растения неоднородны и подразделяются на:

– морозо– и зимостойкие. Представителями этой подгруппы являются эстрагон, многолетние луки, щавель и др. Они не страдают при понижении температуры воздуха до –10 °C, прекрасно сохраняются до весны под снегом. При повышении температуры до 1 °C они начинают прорастать, для активного роста и развития необходимо, чтобы температура держалась на уровне 15–20 °C;

– холодостойкие. К данной подгруппе принадлежат шпинат, капуста, корнеплоды и др. Они устойчивы к температуре –1–2 °C, выдерживают кратковременное похолодание до –3–5 °C. Семена этих овощных растений прорастают при температуре 2–5 °C, проростки интенсивно растут при 17–20 °C, а более высокие показатели воздействуют на них угнетающе;

– умеренно холодостойкие. Растения этой подгруппы, в частности картофель, сочетают свойства теплолюбивых и холодостойких: как у первых, надземная часть погибает при температуре 0 °C, как у вторых, подземная часть активно растет при 15–20 °C;

– теплолюбивые (огурец, помидор, баклажан, перец и др.). Они не выносят даже кратковременных минусовых температур. Для них оптимальна температура 20–30 °C и выше;

– жаростойкие (например, арбуз, дыня), которые интенсивно вегетируют при тех же показателях, что и растения предыдущей подгруппы, но даже температура 40 °C не вызывает в них необратимых процессов.

Потребность в кислороде и углекислом газе

Будучи живыми существами, растения дышат. Им, как и человеку, требуется кислород, которым культуры снабжают атмосфера и корневая система, через которую воздух поступает из почвы. Атмосферный кислород – фактор, от нас не зависящий, поэтому можно не рассуждать по этому поводу. Что касается второго источника воздуха, то корневая система растений пребывает в состоянии постоянной конкуренции с аэробными микроорганизмами, которые обитают в почве и тоже имеют такую потребность. Поэтому необходимо предпринимать усилия для оптимизации процесса снабжения корней этим газом. Если после полива почва покрывается коркой, то она становится преградой на пути воздуха, растение начинает испытывать буквально кислородное голодание, которое может трагически закончиться – семена не прорастут, сеянцы погибнут, взрослые растения затормозят рост и развитие. Поэтому важно соблюдать агротехнику, в частности рыхлить почву после полива (при традиционном земледелии) или мульчировать почву (при органическом земледелии).

Помимо кислорода, растениям необходим и углекислый газ (иначе фотосинтез, т.?е. превращение неорганических веществ (воды и углекислого газа) в органические (это «строительный материал», из которого создаются все органы растений – корни, стебли, листья, плоды) невозможен), причем источником его также являются атмосфера и почва (1 м2 последней обеспечивает корневую систему 1–2 г CO2), в которой его производят микроорганизмы, разлагающие органические вещества, поступающие при внесении навоза, компоста, заделке растительных остатков. В открытом грунте регулировать газовый обмен можно путем применения агротехнических приемов, поддерживающих почву в рыхлом состоянии; в закрытом это достигается другими способами: при дефиците кислорода теплицу или парник проветривают, а при нехватке углекислого газа в помещении устанавливают емкость с коровяком, залитым водой.

Потребность в поливе

Не менее важным фактором, потребность в котором у растений очень велика, является вода (однако заметим, что как ее недостаток, так и избыток одинаково вредны для растений). Без нее невозможно питание растений, поскольку необходимые вещества поступают в корневую систему будучи растворенными в воде; она регулирует температуру и обмен веществ. Соседство растений, требующих обильного и экономного полива, недопустимо. Влаголюбивые морковь и капуста будут страдать от недостатка влаги рядом с редькой, шпинатом, салатом, которые имеют более скромные потребности, и наоборот.

На участках огородники возделывают культуры, которые предъявляют разные требования к водному режиму. По этому признаку их можно разделить на несколько групп:

– растения, нуждающиеся в очень высокой влажности грунта (это огурец, капуста, редис и др.), поскольку у них наблюдается дисбаланс между надземной и подземной системами. У огурца, например, довольно слабая поверхностная корневая система, но при этом растение дает объемную зеленую массу (у данной культуры последняя больше первой в 25 раз), испаряющую много влаги. Отсюда немедленная реакция на дефицит воды – растение тормозит в развитии, урожайность снижается;

– растения, требующие высокой влажности. Сюда входят различные луки, у которых надземная и подземная системы вполне сбалансированы, и поэтому растения рационально используют описываемый ресурс;

– растения с умеренной требовательностью к воде, хотя они ее интенсивно потребляют. Эту группу составляют свекла, морковь, патиссон и др. Благодаря развитой корневой системе они в состоянии сами обеспечивать себя этой жидкостью;

– растения, которые довольствуются небольшим количеством воды. К ним относятся помидор, баклажан и др. В зависимости от периода вегетации, потребность овощных культур в воде различна, например, для капусты и лука она очень необходима в момент нарастания зеленой массы; для корнеплодов – в то время, когда корневая система только начинает активно развиваться; для тыквы это время, когда завязываются плоды.

Потребность в питательных веществах

Растениям для роста и развития необходимы питательные вещества, которые делятся на макро– и микроэлементы. Каждый из них выполняет свою функцию (табл. 3).

Таблица 3

Элементы питания и их значение для растений

Важно правильно организовать свою работу на участке. Для этого каждый год составляют план посадок, чтобы выполнять требования севооборота, планировать смешанные, последовательные и уплотненные посевы и посадки, ведь держать в голове все сведения невозможно.

Как и сами растения, макро– и микроэлементы могут быть совместимыми или несовместимыми между собой (табл. 4). Это важно учитывать при подкормке растений, иначе не исключено либо отсутствие результата (в лучшем случае), либо растениям будет нанесен вред (в худшем случае).

Таблица 4

Совмещение элементов питания

И в заключение: потребность овощных культур в тех или иных питательных веществах различна на разных стадиях вегетации. При этом надо помнить, что ни один из них не может заменить другой.

В начале роста и развития растений велико значение азота, в момент активного нарастания зеленой массы приоритеты сменяются и главная роль переходит к калию. Во время образования бутонов и цветения особенно важен фосфор, хотя и азот не утрачивает своего значения. Одновременно усиливается влияние бора. Потребность в других макро– и микроэлементах в меньшей степени привязана к фазам вегетации.

Потребность растений в свете

В посадках иногда целесообразно сочетать растения с разными требованиями к освещению. Некоторые невысокие культуры нуждаются в частичном затенении, другие, более высокие, предпочитают открытое солнце и своими листьями могут создать тень для первых. Это взаимовыгодное сосуществование. Но отдельные пары растений, несмотря даже на свою химическую и биологическую сочетаемость, плохо растут вместе. Как правило, это светолюбивые культуры. При слишком тесном соседстве они начинают бороться за свет, вытягиваясь в высоту и соперничая в этом друг с другом. Этот процесс забирает значительную часть сил у растения, и плоды созревают хуже.

Большинство огородных культур светолюбивы. Растения, требовательные к свету, обладают разными требованиями к освещению, для обильного цветения и плодоношения им нужна различная продолжительность светового дня. По этому принципу выделяют несколько групп светолюбивых культур.

Наиболее продолжительное интенсивное освещение необходимо для капусты (всех видов), шпината, салата, лука репчатого, шнитт-лука, моркови, сельдерея, гороха, томата (некоторых сортов), свеклы, петрушки, редьки, чеснока, кориандра (кинзы), укропа, картофеля, пастернака, ремонтантных сортов земляники садовой. Эти культуры, нуждающиеся в освещении длительностью более 12 ч в сутки, называют культурами длинного светового дня.

Требования к освещенности проявляются сразу после появления всходов. Выращивая рассаду, необходимо соблюдать световой режим, увеличивая длину светового дня с помощью дополнительного освещения. Так, рассада томатов при недостатке освещения вытягивается и слабеет, а в дальнейшем начинает плодоносить позже положенного срока. То же происходит с картофелем. Остальные культуры длинного дня при недостатке света также развивают преимущественно листья и стебли, а не цветки и плоды, урожай снижается.

При этом некоторые растения длинного светового дня благоприятно реагируют на его искусственное укорочение до минимальных пределов, т.?е. до 12–13 ч. Грядки затеняют с 8 ч вечера и снимают затенение в 7–8 ч утра. Благодаря такому мероприятию можно отсрочить стрелкование и цветение шпината, салата и некоторых других растений, образующих стрелки.

Редька, напротив, быстрее пускает стрелки при недостаточном освещении: например, в сгущенных посадках.

Чеснок образует крепкие дольки и стрелки только в условиях хорошей освещенности, при длинном световом дне.

Капуста белокочанная в случае недостаточного освещения образует рыхлый кочан, листья ее измельчаются.

Растения, которым необходимо от 8 до 12 ч освещения в сутки, называют культурами короткого светового дня. Это перец, баклажан, томат (отдельные сорта), арбуз, дыня, тыква, кукуруза, фасоль, огурец, кабачок, патиссон, отдельные сорта салата, редис, крупноплодные сорта земляники садовой.

Эти растения преимущественно высевают весной и в конце лета, поскольку в самое жаркое время их корневая система развивается плохо.

При недостаточном освещении перца на кустах не оплодотворяется большое количество цветков, снижается урожайность. Баклажан тоже чувствителен к солнечному освещению, но плохо переносит жару, особенно продолжительную.

Высоким продуцированием аллелопатических веществ отличаются ясень, полынь и пырей. Там, где появляются эти растения, тут же перестают расти все остальные, особенно культурные. Не стоит оставлять перечисленные сорняки между грядками или по периметру огорода.

В хорошем освещении нуждаются те сорта огурца, которые предназначены для выращивания в открытом грунте. Если света не хватает, цветение наступает позже на 1–2 недели, плоды накапливают меньше питательных элементов. Особенно вреден недостаток освещения для рассады огурцов в молодом возрасте. При удлинении светового дня состояние этой культуры тоже ухудшается: огурец развивает стебли и листья, а плоды растут медленно. Если же световой день увеличить до 16 ч и более, цвести и плодоносить огурцы будут очень поздно.

Тыква негативно воспринимает затенение, но слишком продолжительное освещение в течение дня тоже влияет на нее отрицательно. Это растение наиболее требовательно к освещению после появления всходов, во время цветения и созревания плодов.

Выращивание арбуза и дыни в средней полосе России напрямую зависит от климатических условий конкретного региона. Если на юге Средней полосы короткий световой день – оптимальный выбор, то в дождливое лето в более северных регионах создавать дополнительное затенение для этих культур не следует.

Качественное формирование плодов редиса при световом дне более 12 ч в сутки невозможно: растение быстро дает стрелки, зацветает, корнеплоды при этом истощаются и становятся дряблыми.

Остальные культуры, требовательные к освещению, относятся к теневыносливым. Они хорошо растут в полутени, некоторые даже переносят не глубокую тень, но лучше всего развиваются при непродолжительном (менее 8 ч) прямом освещении. К таким культурам можно отнести розмарин, базилик, мяту перечную, фенхель, хрен, эстрагон и некоторые другие растения.

Некоторые садоводы советуют высаживать в полутени огурцы, хотя их оппоненты считают, что затенение придает плодам огурца горький привкус. Базилик выдерживает полутень, но при значительном снижении освещенности листья этого растения становятся мелкими и редкими, замедляется рост куста. Мята перечная тоже способна расти в полутени, но все же относится к светолюбивым культурам. Фенхель плохо переносит сильное затенение. Хрен светолюбив, но хорошо растет в тенистых местах. Эстрагон можно успешно выращивать и на солнце, и в полутени.

Большинство растений этого типа плохо переносит продолжительную жару и не слишком хорошо отзывается на увеличение светового дня до 8–12 ч и более. Но солнечный свет им необходим для полноценного роста и развития.

Несколько правил по созданию грядок со светолюбивыми растениями.

1. Не следует высаживать низкорослые светолюбивые культуры рядом с высокорослыми. Для уплотнения грядок высокорослых растений используют теневыносливые или тенелюбивые низкорослые культуры.

2. Плоды и цветки растений нуждаются в большей интенсивности освещения, чем листья и стебли.

3. Посевы после появления всходов следует прореживать до нормативного интервала между растениями, иначе кусты вырастут вытянутыми и слабыми.

4. Светолюбивые культуры лучше растут на южных склонах.

Тенелюбивые культуры

Среди огородных культур крайне мало тенелюбивых растений. Поэтому для создания грядки в тени часто используют и теневыносливые виды. Важное различие в том, что тенелюбивые овощи и травы необходимо высаживать в тени, а теневыносливые выращивают в условиях недостаточного освещения при отсутствии более подходящих условий для этих растений или при отсутствии других растений, которые можно посадить в тенистом месте.

Тенелюбивые огородные культуры. Некоторые сорта земляники садовой и отдельные виды мяты предпочитают расти в тени. Среди овощей нет абсолютно тенелюбивых растений (сциофитов), которые боялись бы прямого солнечного освещения и росли исключительно в затенении или при рассеянном свете. Поэтому применительно к овощным культурам можно условно называть теневыносливые растения тенелюбивыми. Обоснование для этого – требование многих теневыносливых растений по ограничению длины светового дня и воздействия прямых солнечных лучей. Но все же для теневыносливых растений желательно предусмотреть возможность рассеянного или отраженного освещения либо непродолжительного освещения прямыми лучами солнца.

Теневыносливые культуры. Черешковый сельдерей, ревень, лук-порей, фасоль кустовая, некоторые виды салата, шпинат, петрушка, мята, мелисса, крапива, базилик, эстрагон, майоран, мангольд, бурачник (бораго), горчица, огурец, кабачок, спаржа, картофель, капуста пекинская, редис, репа, чеснок, морковь (ранние сорта), свекла, тыква. Это светолюбивые растения, способные выжить и даже плодоносить в тени.

Теневыносливые культуры можно выращивать в междурядьях грядок более высокорослых растений. Низкорослые травы или овощи будут получать рассеянное освещение с помощью лучей, проникающих сквозь листву основного растения.

Тенелюбивые овощные и зеленные культуры можно сажать вдоль забора. В зависимости от его расположения, они будут большую часть дня или постоянно находиться в тени. Поливать эти растения придется меньше.

Картофель, несмотря на свою светолюбивость, способен давать урожай и в тени, но для этого надо подбирать наиболее стойкие к затенению сорта (хотя даже при этом урожай будет ниже). На затененных грядках картофель не стоит сочетать с растениями, которые соперничают с ним по высоте куста. В междурядьях в такой ситуации можно высаживать только низкорослые теневыносливые культуры.

Мангольд, свекла и морковь способны расти в тени, но плодоносить в таком месте они будут хуже, чем при хорошем освещении.

Из огурцов в тени лучше развиваются только отдельные гибридные сорта. В то же время прямые солнечные лучи в большом объеме губительны для некоторых сортов огурца, поэтому полутень или рассеянное освещение для этой культуры иногда предпочтительнее.

Листья большинства видов салата в тени мельчают, как и листья базилика.

Сельдерей светолюбив, но в средней полосе России в жаркие периоды года на открытом солнечном местоположении он может получать солнечные ожоги и пересыхать. Поэтому можно рекомендовать выращивание сельдерея в полутени. То же следует сказать про петрушку, кориандр и укроп.

Кустовая фасоль переносит только небольшую полутень.

Базилик при выращивании в тени может практически полностью потерять вкусовые свойства.

Чеснок в тени дает хорошую зелень, но хуже развивает дольки. В тени его можно выращивать для использования весной в зеленых салатах.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

garden.wikireading.ru

От чего зависит потребность растения в воде

Семинар по технологии создания вертикальных садов и огородов будет 20-21 апреля 2013. Участники семинара получают скидку в 20 % на модули редкого полива

Уважаемые партнеры, когда мы  создаем систему капельного полива мы должны определить потребность каждого нашего растения, из ассортимента которых мы создаем вертикальный сад.Мы используем компенсированные капельницы — они бывают на 2, 4, 6, 8 литров в час — распределите правильно их между Вашими растениями. Положим, мы поливаем 15 минут — значит разные капельницы за этот период времени увлажняют грунт на 0,5 литра,1 литр,1,5 литра, 2 литра воды за полив. Разброс температуры в помещении зимой между полом и потолком составляет до 5 градусов — соответственно, верхние сохнут быстрее. Скорость высыхания грунта зависит не только от температуры, освещенности, влажности помещения, но и от величины горшка. Большой сохнет намного медленнее. В наших модулях еще аккумулирована влага (порядка 2 литров). Когда Вы устанавливаете автоматический полив, то должны учитывать сезонность и, соответственно объем и режим полива. Т.е режимы Вы меняете достаточно часто (в нашем климате не менее 4 раз в год) — конечно, эти решения лучше доверить специалисту по растениям. При создании режима опрыскивания Вы должны знать каким растениям это необходимо, а какие не выносят попадания воды на листья. Автоматические режимы надо вводить грамотно по мере наблюдения за растениями вертикального сада.

Воду, оставшуюся на поддоне, спустя полчаса после полива необходимо вылить.

Все было бы очень просто, если бы каждому растению через определенные промежутки времени требовалось всегда одинаковое количество воды. К сожалению, это не так, потому что потребности в воде у наших комнатных растений зависят от целого ряда различных обстоятельств и могут сильно варьироваться в течение года. Как уже было указано, одним из главных определяющих факторов является происхождение растения. Узнав, в каких условиях растет оно у себя на родине, мы получим ценные указания относительно его полива. Кроме того, стоит обратить внимание на строение и внешний вид растения.

Сравнительно мало воды требуют:

  • Растения с жесткими кожистыми или покрытыми восковым налетом листьями.
  • Растения с толстыми листьями и кактусы, поскольку они могут запасаться водой довольно надолго.

Сравнительно много воды требуется:

  • Растениям с большими мягкими листьями.
  • Растениями с большим количеством листьев.

Помимо этого важен также возраст растения. У более молодых растений корневая система развита еще не очень сильно, и они нуждаются в регулярном, но не очень обильном поливе, тогда как растения постарше, с хорошо развитой корневой системой предпочитают, чтобы их поливали реже, но обильнее. Потребность в воде определяется также фазами развития растения. В период роста, как правило, с весны до осени, ему требуется больше воды. Во время цветения потребность растения в воде еще больше возрастает. Известно, например, что цветущую азалию (Rhododendron simsii) даже зимой необходимо обильно поливать. У некоторых растений время от времени наступает более или менее длительный период покоя. Обычно он приходится на зиму. В это время полив растений следует свести к минимуму, а в некоторых случаях и вовсе прекратить, иначе возникнет опасность загнивания корней.

Проба почвы: нажав указательным пальцем так, чтобы он погрузился в почву на глубину примерно 1 см, Вы почувствуете, достаточно ли она еще влажная.

Потребность растения в воде непосредственно зависит от окружающих условий: температуры и освещения. Чем теплее и светлее в комнате, тем больше воды нужно растению. Однако даже зимой, когда интенсивность освещения уменьшается, потребность растения в воде по-прежнему может оставаться высокой. Обогревательные приборы, находящиеся поблизости от растений, увеличивают испарение воды не только через листья, но и с поверхности почвы, а также через стенки горшка.

Не менее важен и тип цветочного горшка. Самыми распространенными являются глиняные и пластмассовые горшки. Растению в глиняном горшке требуется больше воды, чем тому, что растет в пластмассовом горшке такого же размера. Следует учитывать также размер горшка. В большом горшке почва сохраняет больше влаги, чем в маленьком.

И, наконец, обратите внимание на состав почвы. Современные смеси для комнатных растений помимо прочих характеристик различаются также способностью впитывать и сохранять влагу. Так чистый торф лучше удерживает воду, чем песчаная почва.

Когда следует поливать

 

Наш совет: Если почва сильно ссохлась и отошла от стенок горшка, то эту проблему едва ли можно решить просто с помощью лейки. Погрузите горшок до уровня почвы в емкость с водой и оставьте так до тех пор, пока почва не пропитается влагой и на поверхности воды перестанут появляться пузырьки воздуха. Дайте горшку высохнуть, и слегка примните землю пальцем.

Ошибки при поливе случаются довольно часто. Многие переоценивают потребность растения в воде и действуют по принципу: «Больше не меньше». Те, кто поливает растения, следуя этому правилу, удивляются, что они тем не менее плохо растут. И лишь потом они понимают, что «Лучше меньше, чем больше»! Сами растения лучше всего скажут нам о том, когда они нуждаются в поливе. Мы должны только научиться замечать это. Растения следует поливать, когда большая часть влаги, содержавшейся в почве, израсходована. С другой стороны, не стоит дожидаться, пока появятся типичные сигналы, говорящие о недостатке воды. Когда почва пересыхает, она отходит от стенок горшка, и вода при поливе моментально выливается из горшка, не всасываясь в почву и не доходя до корней. Конечно, не стоит до этого допускать. Надо как можно чаще проверять влажность почвы. Самый простой способ — попробовать пальцем. Нажмите указательным или большим пальцем так, чтобы он погрузился в почву на глубину примерно одного сантиметра. Если Вы почувствуете, что несмотря на сухой верхний слой почва внутри еще достаточно влажная или даже образует некое подобие трясины, не спешите браться за лейку. В том случае, когда это позволяют размеры растения, поднимите горшок и прикиньте его вес. Если воды в почве мало, то горшок будет довольно легким. Таким образом, так же, как и с помощью предыдущего метода, Вы проверите содержание влаги не только в поверхностном слое, но и во всей почве. Особенно удобен этот метод, когда дело касается пластиковых горшков, т.к. их собственный вес невелик. Что касается глиняных горшков, то советуем обратить внимание на их стенки: если они темно-красного цвета, это говорит о том, что влаги в почве достаточно, а если стенки горшка становятся светло-желтыми, значит почва сухая. Так называемый «метод простукивания» немного труднее и требует определенного опыта. Возьмите горшок в руку и постучите по нему карандашом, деревянной палочкой или кончиком ногтя. Если земля влажная, то звук будет сравнительно глухим, а если сухая — то более звонким.

Признаки, говорящие об избыточном или недостаточном поливе

Определить время полива можно с помощью простукивания. Однако этот метод требует опыта и умения.

По ряду признаков даже начинающий цветовод легко поймет, когда растение явно страдает от недостатка воды. Почва ссохлась и отошла от стенок горшка, у древовидных растений поникли листья, а у травянистых — не только листья, но также и ствол. Другие признаки говорят о том, что хотя растение поливают регулярно, оно получает все же недостаточное количество воды. Кончики и края листьев становятся коричневого цвета, бутоны и цветы опадают, листья блекнут. При чрезмерном поливе возникает опасность загнивания корней. Последствия этого могут быть самыми печальными. Когда корни загнивают, вода перестает поступать к растению, и оно ведет себя так же, как при недостатке воды. Поэтому, если Ваше растение поникло, первым делом проверьте влажность почвы, и если она сырая, постарайтесь осторожно извлечь растение из горшка. Проще всего «вытряхнуть» его из горшка, перевернув «вниз головой» и одной рукой держа горшок, а другой придерживая землю, чтобы она меньше рассыпалась. Если земляной ком не отделяется от горшка так просто, осторожно постучите горшком о край стола. Вынув растение из горшка, осмотрите его корни. В здоровом состоянии они должны быть светлыми или даже белыми на кончиках. Если они коричневатого цвета и распространяют запах гнили, отрежьте пораженные участки и пересадите растение в свежую землю.

Правильный полив

Растению в глиняном горшке нужно больше влаги, чем тому, которое растет в пластмассовом, поскольку сквозь стенки глиняного горшка вода испаряется.

Лучше всего поливать растения утром, тогда за день они усвоят большую часть воды. Кроме того, если растение поливают сверху, из лейки, то днем листва как раз успевает обсохнуть. Однако проследите, чтобы на мокрые листья не попадали прямые солнечные лучи, иначе капли воды могут сыграть роль линзы и вызвать ожог. Часто спрашивают, как лучше поливать: сверху, из лейки, или методом погружения. В принципе, для большинства растений подходит как тот, так и другой способ. Однако некоторые растения, такие, например, как цикламен и узамбарские фиалки, не любят, когда вода попадает на листья или бутоны.

Поэтому их рекомендуется поливать снизу, методом погружения. Конечно, очень важно количество воды. Взрослые растения поливают не очень часто, но обильно. В дне горшка обязательно должно быть дренажное отверстие, чтобы излишек воды просачивался на поддон. Если земля пересохла, вода сразу выливается из горшка и только потом впитывается в почву. Если спустя полчаса после полива в поддоне еще осталась вода, ее необходимо вылить, иначе возникнет нежелательное переувлажнение. Особенно чутко реагируют на это примулы и глоксинии. Конечно, вы можете также установить систему, обеспечивающую растения водой на довольно долгое время. Подробнее об этом можно прочесть в разделе «Полив во время отпуска».

Особенности некоторых растений

Большинство бромелиевых любят, чтобы их центральная розетка листьев была постоянно наполнена водой.

Некоторые растения предъявляют особые требования к поливу. У большинства бромелиевых, например, корневая система довольно слабая и служит скорее просто для прикрепления растения. Воду и питательные вещества бромелиевые получают через листья. Поэтому следует позаботиться, чтобы их центральная воронка была постоянно наполнена водой. На это надо обратить внимание при поливе и подкормке эхмеи, вриезии, гусмании, нидуляриума и некоторых видов тилландсий (Tillandsia). Другие бромелиевые хотя и не образуют из листьев воронковидную розетку, но все же именно листьями усваивают воду и питательные вещества. Самые известные из них — тилландсий, такие например, как Луизианский мох, которую часто используют для создания «бромелиевого дерева». Эти растения ежедневно опрыскивают мягкой водой, иногда добавляя в нее жидкие удобрения.

 

Узамбарские фиалки лучше всего поливать с поддона. Для хорошего роста растения очень важно, чтобы оно получало нужное количество воды. на водой.

И наконец, несколько слов о растениях, которые следует поливать особенно часто. Гортензия и аспарагус в период роста нуждаются в особенно обильном поливе, почва у них постоянно должна быть влажной. Особенно много влаги испаряют большие листья гортензии, и при необходимости ее поливают даже два раза в день. Scirpus cernuus, Pogonatherum и упоминавшийся уже циперус (Cypems involucratus) лучше всего чувствуют себя, если их корни постоянно влажные, поэтому горшок лучше поместить на поддон с водой. Кроме того, эти растения следует часто опрыскивать, иначе кончики и края их листьев станут некрасивого коричневого цвета.

По матриалам книги «Цветы круглый год»,(с) 1998 «Лик-пресс»

verticalsad.ru

План урока по познанию мира на тему: "Потребность растений в воде"

Дата:

Класс: 3»д»

Тема урока: Потребность растений в воде.

Цель: формировать элементарные понятия об окружающей среде растения, необходимые условия роста и развития растения.

ЗАДАЧИ: 1.ознакомить учащихся с условиями жизни растений: вода, свет, тепло, воздух, почва; 2.продолжать формировать общеучебные умения и навыки: работать с учебником, рабочей тетрадью, точно выполнять инструкции учителя; 3.развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы; 4.воспитывать бережное отношение к растениям. МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: ХОД УРОКА: 1. Эмоциональный настрой Уч: Вот книжки на столе , а вот тетрадки. Не хочется играть сегодня в прятки. И недосуг дуть на корабль бумажный- Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный! Важнее без сомненья нет предмета- Познание мира - предмет ведь этот. 2. Игра « Собери пазлы» - Перед работой хочу вам пожелать ….. А что именно вы узнаете, когда соберете пазлы: ( добрый день, удачи в работе, пусть жизнь станет слаще, друг поможет в трудную мингуту…) на доске вывешивается аналог собранного пазла в большем размере - Удачи в работе!!!! Правила работы в группе Смотрю на собеседника. Я слышу, я вижу. Я согласен или не согласен. Говорю свой ответ. Доказываю свое мнение. Приходим к согласию. 

3. Актуализация знаний Детям раздаются конверты с черно- белыми картинками. Определить « что общего между ними?» О чем будем говорить на уроке? Отгадайте загадку и узнаете, что мы будем сегодня изучать на уроке окружающего мира? Дышит, растёт, а ходить не может. (растение) - О растениях!  А что вы знаете о растениях? Какие растения вы знаете?  На какие группы можно разделить растения? ( все растения делятся на 3 группы: деревья, кустарники, травы) -К какой группе растений мы отнесем те, которые растут на подоконнике? (К комнатным растениям.) Что общего у всех растений? КОРЕНЬ  -Как они появляются на свет? 3. Постановка учебной задачи. 1) Чтение темы и цели в учебнике. Учитель. Сегодня на уроке я предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда выполним все поставленные задачи. 4. Мотивация. Создание проблемной ситуации. На доске изображение ромашки. В центре надпись Растение живое существо. На лепестках знаки вопроса, а с обратной стороны лепестков записаны признаки растений. - Отгадайте загадку: На лугу сестрички - жёлтый глазок, белые реснички.( ромашки) -Одна сестричка- ромашка у нас на уроке. Прочтём надпись на ромашке. Вы согласны с этим высказыванием? Обоснуйте свой ответ. - Вы хорошо говори , но ваши доказательства вызывают сомнение, их явно недостаточно. Как же всё- таки доказать, что растения живые существа? Что нам нужно сделать? Цель исследования: Изучить особенности растений и выявить такие свойства, которые позволяют отнести их к живым существам. 5. Обсуждение в малых группах. доказать, что растения живые существа, от каждой группы спикер преподносит свои доводы 6.Физкультминутка Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо, Ветер тише, тише, тише, Деревцо все выше, выше. 

7. Работа с учебником. • рассмотреть рисунок (С. 75). • Найти в учебнике, какие условия нужны для жизни растений (С. 74-78). 8 . Рассказ учителя с элементами беседы. 

- Для жизни растений нужны определенные условия. Условия жизни зависят от влияния разных факторов природы. Очень важную роль в жизни растений сыграют факторы неживой природы: свет, вода, температура, минеральные соли. На растения влияют также факторы живой природы: деятельность разных живых организмов, в том числе и человека. Свет необходим для жизни и роста растений. Почему? У затененных растений побеги поблекнут и станут длинными и тонкими. Но не все растения нуждаются в ярком освещении. Например, квасенция, грушанка, тонконог лесной и другие растения растут в тенистых местах. Листья этих растений темно-зеленые. У них большое количество хлоропластов, способных улавливать рассеянный свет. Тепло также необходимо для жизни растений. Одни растения теплолюбивые, другие - холодоустойчивые. Теплолюбивые растения походят с юга. Из культурных растений это кукуруза, фасоль, тыква, огурцы, помидоры. Вода нужна растениям. Но потребность в воде у разных растений неодинаковая. Например, водяная лилия живет в воде. Растения, подобные капусте, растут на суше, но им необходимо много воды. Кактусы и некоторые другие растения нуждаются в небольшом количестве воды. Это объясняется тем, что эти растения накапливают запасы воды в разных органах: кактусы - в стебле, другие - в сочных стеблях, в корнях. Минеральные вещества поступают в растение из почвы. Из них растениям наиболее нужны те, в которых содержатся азот, фосфор и калий. Кроме того, на растения влияют живые организмы - животные, другие растения и микроорганизмы. Животные питаются растениями, опыляют их, разносят плоды и семена. Большие растения могут затенять меньшие. Некоторые растения используют другие, как сопротивления. Кроме того, растения изменяют состав воздуха. Как? Расскажите. — Корневые системы растений закрепляют склоны оврагов, холмов, речных долин, защищая почву от разрушения. Лесные насаждения защищают поля от сдвигов. 

9. Работа в группах. Ученики объединяются у группы «Свет», «Тепло», «Влага», «Почва». Выполнить кластер по полученной информации, каждой группе доказать свою необходимость, причастность к растениям Выступления детей 10. Приспособление растений к разным условиям жизни. — Условия жизни растений очень разнообразные. Одним растениям необходимо много влаги. Такие растения живут на болотах, на берегах рек, озер. Другим растениям влаги необходимо меньше, и они растут на песчаных почвах, в безводных пустынях. Те растения, которым нужно много света, заселяют открытые безлесные площади. А есть и такие растения, которые могут расти в густом темном лесу. Вопрос к ученикам: —Какой ствол у растений? Почему? —Какие нижние ветви у деревьев? Почему? —Какие верхние кроны сосен? Почему? Ученики в группах обсуждают поставленные задачи и приходят к выводам. • В первом случае растение выросло на просторе. Ветви его хорошо освещены солнцем. Поэтому они все живые. Дерево ветвится, растет вширь. • Во втором случае дерево имеет высокий ствол, на верхушке - крона из живых ветвей. Все нижние ветви засохли. К ним не доходил свет. 

11. Домашнее задание. Подготовить сообщение о каком либо растении – чем оно удивительно 

12. Итог урока. Рефлексия. На сегодняшнем уроке, дети, вы были исследователями и искали ответы на вопрос: Как живут растения? Как вы считаете, мы смогли найти ответы на этот вопрос? -Что необходимо для жизни растений? - Оцените свои достижения на уроке , раскрасив человечков «БООБ ТРИИ» - лидер даёт оценку группе за работу - на нашем лугу прикрипите ромашки: розовые – если вам понравился урок Зеленые – если вам не понравился урок 

infourok.ru

Потребность растений в воде

Открытый урок

Тема: Потребность растений в воде

Цель урока: Познакомить учащихся с разнообразием растений, их особенностями; формировать у учащихся понятий « влаголюбивые», «водные», «засухоустойчивые» растения.

Задачи урока:

1 Научить распознавать деревья, кустарники и травянистые растения.

2. Развивать любознательность, кругозор учащихся, интерес к предмету.

3. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Оборудование: гербарии   цветущих растений; интерактивная доска, проектор, компьютер, гербарии: цветковых, хвойных, споровых растений, водорослей; видеоролик bilimland.kz  «Морские, речные водоросли », «Папоротники» Презентация. карандаши, учебники, тетради.

Ход занятия

  1. Организационный момент. ( приветствие гостей, настроение) слайд 1

Давайте улыбнёмся!

Как хорошо вокруг!

Природа –наш хороший,

Наш добрый, верный друг.

Для нас лесной кузнечик

Споёт среди травы.

А ветер нам сыграет

На клавишах листвы.

  1. Психологический момент начала урока.

А начну урок наш урока с разговора одного ученика. И вот , что он сказал :

« Вот вырасту и открою какое – нибудь живое существо. Только бы не опоздать.»

На что ему ответили: «Никогда не поздно что- то узнавать и открывать»

Главное будь внимательным и наблюдательным и ты сделаешь много удивительных открытий.

Одно открытие уже ждет нас сегодня на уроке.

слайд 2,3

3. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Игра» Что лишнее?» На доске

- Что общего у предметов , изображенных на этих картинках ( живые существа)

- Докажите ( они дышат, питаются , растут , размножаются, стареют и погибают)

- Какая картинка лишняя? ( волк)

- Почему ? ( он относится к царству животных)

- К какой группе вы отнесете остальные картинки ?( царству растений )

Почему? ( так как у них есть корень, побег, цветок , плод с семенами)

- Можно ли перечислить всех представителей царства растений ( нет)

- Почему? ( их очень много ) Куда бы вы не посмотрели повсюду растения.

4.Проверка домашнего задания:

-Сколько видов растений произрастает в нашей стране? (около 6 тысяч видов)

слайд 4

-Какие самые простые по строению растения? (Водоросли)

- Почему водоросли относятся к простейшим растениям ?

(У них нет ни корней ,ни стеблей, ни листьев, ни цветков.)

Видеоролик bilimland.kz «Морские, речные водоросли »

слайд 5

-Где растут мхи? ( во влажном лесу, на болоте, на стволах старых деревьев)

-Какие части растения есть у мха? (стебель и листья, но нет корней и цветков)

слайд 6

-Какие растения господствовали на Земле миллионы лет назад? (папоротники)

Видеоролик bilimland.kz «Папоротники »

слайд 7, 8, 9

-Назовите хвойные растения.(ель, сосна, ель, пихта, лиственница,)

- Назовите растения, у которых не бывает цветков. (папоротник, мхи, водоросли и хвойные растения не имеют цветков)

слайд 10, 11

-Какие самые распространённые растения на земле?( цветковые растения)

-По внешнему виду на какие группы можно разделить растения? (деревья, кустарника, травянистые)

5. Новая тема: «Потребность растений в воде»

А) Рассказ учителя о влаголюбивых, водных растения и засухоустойчивых растениях.

- Какие условия необходимы для жизни растений?

В)Работа в тетради : запись информации о растениях. слайд 12

Условия

свет вода воздух тепло питательные вещества

-Многие растения очень любят влагу. Как можно назвать такие растения? (Влаголюбивые). слайд 13

-А есть растения, которые растут прямо в воде. Это водные растения.

Назовите водные растения.( Ряска, кувшинка, камыш).

-Но не на всех участках земли достаточно влаги. Например, в пустыне мало выпадает осадков. Но растения приспосабливаются к данным условиям. Такие растения называются засухоустойчивые. слайд 14

Назовите засухоустойчивые растения (Ирис, Лаванда, Мак, Полынь, Тысячелистник)

6.Физминутка слайд 15

Мы сегодня входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

А в обед совсем теплынь-

Пахнет горькая полынь,

Тянет мёдом, мятой

И травой примятой.

Мы по лесу погуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И нас лучики согрели!

-Растения не переносят одиночества. Они растут группами, которые называются сообществами.

-На какие группы делятся растения? (Влаголюбивые, засухоустойчивые )

-Как вы думаете сколько лет живут растения? (…)

-Есть растения, которые в течение года дают новые семена- это однолетние растения.

-Растения у которых на второй год образуются семена, называются двулетними.

-А как назвать растения, которые живут много лет?( Многолетние)

-Какую роль играют растения в жизни человека?

-Многие из них исцеляют человека. Что значит исцелить? Такие растения называются лекарственными. слайд 16

-Кто знает как называется наука которая занимается изучением растений (ботаника)

7. Формирование умений и навыков.

А теперь давайте послушаем стихотворения, которые вы выучили дома. К чему призывают нас эти стихи?

1.На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

2. Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И безумно, безжалостно рвали.

3. И не видели, как из-под нас

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обречёно глядел василёк,

Безнадёжно гвоздики глядели…

4. Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвём цветы-

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

-Что можем сделать мы для охраны растений?

Б)Работа с текстом учебника на стр.112-113.

В)Работа в тетради : запись информации о растениях.

8. Составление кластера:

- Что вам известно о растениях?

9.Итог урока:

- Как вы думаете, выживет ли растение, если его перенести из одной среды в другую?

- Каким растениям тяжелее приспосабливаться к окружающей среде?

- Могут ли расти рядом кувшинка и верблюжья колючка?

слайд 17

10.Задание на дом: стр.112-113

- Оцените свои достижения на уроке , раскрасив человечков  

- на нашем лугу прикрепите ромашки:

розовые – если вам понравился урок Зелёные – если вам не понравился урок 

слайд 18

Открытый урок

Тема:

Потребность растений в воде

3 «А» класс

Подготовила

учитель начальных классов

Подготовила

учитель начальных классов

Гартунг О.Я.

средняя школа имени В.Комарова

п. Шантобе

2017 год

videouroki.net

24. Как можно определить потребность растений в воде при орошении

Для определения нуждаемости растений в воде могут быть использованы различные показатели:

1) содержание воды в листьях;

2) степень открытости устьиц;

3) интенсивность транспирации;

4) величина водного потенциала.

Особенно следует рекомендовать определение степени открытости устьиц методом инфильтрации. Этот метод основан на проникновении органических жидкостей (спирта, ксилола, бензола) и легко осуществим в полевых условиях.Радикальным способом регулирования водного режима почв в засушливых районах является искусственное орошение. При орошении можно снабжать растения водой в те периоды, когда — запас ее в почве уменьшается. Другой способ регулирования водного режима почв — создание полезащитных, водоохранных и других лесонасаждений. Полезащитные лесные полосы увеличивают влажность приземного слоя воздуха (в межполосном пространстве), уменьшают силу ветра, в результате чего уменьшается испарение воды с поверхности почв, на полях дополнительно задерживается снег. Следующий способ регулирования водного режима почв состоит в использовании различных агротехнических приемов. Это и мульчирование, и систематическое уничтожение сорных растений, и определенные приемы обработки почв, направленные на улучшение структурного состояния и водно-физических свойств почв и на уменьшение испарения влаги из почвы.

Как и сколько потребляет воды растение, зависит от его корневой системы. Например, травянистые овощные растения с плоско растущими корнями и большими и мягкими листьями, через которые происходит испарение большого количества воды, требуют воды больше и чаще, чем деревья, кустарники или розы с глубокими корнями. Старые деревья тоже чувствительны к засухе. Вред от засухи (задержка роста побегов, слабый рост, следы на листьях от недостатка влаги) проявляются только в первые 1—2 года, а затем едва различимы.

studfiles.net

Потребность в воде основных сельскохозяйственных культур

Растения поглощают воду из почвы в течение всей жизни. Она необходима им для поддержания тургора в растительных клетках, синтеза органических веществ, деятельности ферментов, предохранения от перегревания, растворения питательных веществ и передвижения их из почвы.

Вода оказывает большое влияние на образование узла кущения у зерновых злаков и на рост вторичных корней. У овса и яровой пшеницы полностью прекращается рост и развитие узловых корней при влажности почвы, соответствующей ее двойной максимальной гигроскопичности. Значительно лучше выдерживает сухость почвы просо.

Остановлено, что чем сильнее развиты узловые корни, тем полнее растения используют почвенную влагу, тем выше урожай.

На Построение растительных тканей расходуется воды только 0,01 - 0,03% всей поглощенной растениями, а остальная испаряется.

Количество воды, связанной с образованием одной весовой единицы сухого растительного вещества, называют транспирационным коэффициентом. У растений он резко колеблется. Его величина зависит от температуры и относительной влажности воздуха, движения воздушных масс, концентрации питательных веществ в почвенном растворе, влажности почвы, сорта растении и Других условий.

 

Чем выше температура воздуха и ниже относительная его влажность, тем больше транспирационный коэффициент. Например, по данным Н. М. Тулайкова, при пониженной относительной влажности воздуха транспирационный коэффициент у ячменя составил 618, а при повышенной — только 288. Резко изменяется он также от движения воздушных масс. Чем сильнее ветер, тем больше воды расходуют растения на испарение.

Расход воды растениями зависит также от интенсивности света. При сильном освещении растения выносят из почвы значительно больше воды, чем при нормальном освещении.

У засухоустойчивых сортов яровой пшеницы и проса по сравнению с менее засухоустойчивыми транспирационный коэффициент ниже. Но характеризовать засухоустойчивость растений только по транспирационному коэффициенту нельзя. Она зависит как от испарения воды, так и от глубины проникновения корней и их способности использовать воду нижних почвенных сдоев, соотношения надземной и подземной массы растении, концентрации клеточного сока и других особенностей. Установлено, что чем больше относительная масса корней, тем засухоустойчивее растение.

На подзолистых почвах глубина залегания корневой системы и ее развитие больше всего зависят от расположения генетических горизонтов и их мощности и меньше — от вида растении. Но Исследованиям Н. А. Качинского, от 80 до 95% корней находится в пахотном (гумусовом) слое. В подзолистом горизонте их в 9-11 раз меньше, чем в гумусовом. Совсем мало корней в нижних слоях. Туда они проникают главным образом по трещинам и ходам отмерших корней.

Потребность во влаге изменяется с возрастом растений. Например, озимая пшеница требует больше всего влаги в период от выхода в трубку до окончания колошения, яровая пшеница— отпущения до колошения, овес —за десять дней до выбрасывания метелки, просо — во время образования метелки и налива зерна, зернобобовые и гречиха — в цветение, кукуруза — в цветение и при молочной спелости, картофель —в фазу цветения и формирования клубней, подсолнечник —в период появления корзинки и цветения. Наиболее требовательны к запасу влаги в почве многолетние травы и некоторые овощные культуры и наименее — зерновые.

По данным Н. Ф. Лебедевича, на окультуренных низинных торфяниках Белорусской ССР высокие урожаи сельскохозяйственных растений получены при следующей относительной влажности почвы: сахарная свекла — 60—70%, конопля и картофель—70—75%, яровая пшеница и овес — 75—80%, многолетние травы —78—84%.

При недостатке в почве влаги культурные растения сильнее угнетаются сорняками, у которых корневая система расположена глубже и более развита. В случае длительного недостатка воды нарушается жизнедеятельность растения (наступает завядание). Это обусловливается большим нарастанием процессов гидролиза и прекращением синтеза у растений.

Резкое снижение влажности почвы влияет и на деятельность микроорганизмов. В сухой почве, как правило, биологические процессы почти затухают, и приостанавливается разложение органического вещества. Лучше всего развиваются микробы при влажности 60% полной влагоемкости почвы.

Рост и развитие растений ослабляются не только при недостатке влаги, но и при повышенном ее содержании в почве (кроме риса). В условиях избыточного увлажнения в почве не хватает кислорода для растений и аэробных микроорганизмов, нитрификация заменяется денитрификацией, происходит ретро - градация фосфатов, вымокают озимые хлеба и клевера.

< Предыдущая Следующая >
 

agrofak.com

потребление воды растениями

Потребление растениями необходимых для их жизни энергии и веществ создает в растительных сообществах условия, при которых не хватает наличных ресурсов для удовлетворения потребностей в них всех растений, входящих в состав сообщества. Возникает состояние, получившее название конкуренции за свет, воду, минеральное питание и т. д. Растения, обладающие какими-либо приспособлениями, позволяющими им более полно использовать необходимые для их жизни ресурсы или какой-либо из них (например, свет), имеют преимущества перед растениями, не обладающими этими приспособлениями. Первые растения более конкурентоспособны, чем другие. Конкурентная способность растений может изменяться от одного растительного сообщества к другому, в зависимости от условий произрастания. Она также зависит от воздействия на растения других компонентов сообществ (паразитных растений, животных-фитофагов и т. д.). Поражение паразитными грибами и бактериями, повреждение животными, ослабляя растения, снижают их конкурентную способность и косвенно повышают конкурентную способность их неослабленных соседей.[ ...]

Вода является также важнейшим фактором существования наземных растений и животных. Для их нормального образа жизни необходимо, чтобы постоянно поддерживался баланс между потреблением воды и ее испарением. Отдельные виды животных и растений характеризуются весьма различными потребностями во влаге и в связи с этим предпочитают соответствующие местообитания.[ ...]

Вода также является важным абиотическим фактором. Для нормальной жизнедеятельности растений и животных должен постоянно поддерживаться баланс между потреблением воды и ее испарением.[ ...]

У растений возможна К. за свет, за элементы минерального питания и воду в почве, за опылителей. На почвах, богатых ресурсами минерального питания и влагой, формируются густые сомкнутые растительные сообщества и растения конкурируют за свет. При дефиците в почве влаги или элементов минерального питания полог растений бывает разомкнутым, и они конкурируют за потребление почвенных ресурсов.[ ...]

Рост потребления воды в мире быстро увеличивает объем вредных промышленных и хозяйственно-бытовых стоков. Загрязняющие вещества, поступающие в водоемы и водотоки, подразделяются на минеральные, органические и бактериальные. Минеральные загрязнители представлены в сточных водах нефтью и нефтепродуктами, растворенными минеральными солями, песком, глиной, кислотами, щелочью, шлаком и другими веществами. Органические загрязнители могут быть растительного и животного происхождения (остатки растений, плодов, бумаги, органические шлаки и др.).[ ...]

Сточные воды заводов первичной обработки льна загрязнены органическими и минеральными веществами, экстрагированными из стеблей растений. В сточных водах химической обработки льна содержатся отходы примененных реагентов, резко увеличивающие зольную часть плотного остатка, и вещества, экстрагированные из стеблей. Сточные зоды имеют сильных запах, большую мутность и высокое потребление кислорода. Наличие в жидкости соединений калия, кальция, фосфатов и других биогенных элементов определяет ее высокую удобрительную ценность.[ ...]

Обогащение воды кислородом происходит за счет поступления кислорода из атмосферы и в результате выделения кислорода растениями в процессе фотосинтеза. Уменьшение количества кислорода в воде происходит в связи с потреблением кислорода на окисление органического вещества (дыхание водных организмов, брожение, гниение органических остатков), а также в результате выделения кислорода в атмосферу. Содержание растворенного кислорода в природных водах колеблется как во времени, так и в пространстве.[ ...]

Нормативное потребление каждого лица определяется по доступу к воде (на улице, во дворе или внутри дома) и, если они имеют водопровод внутри дома, то каким уровнем удобств они располагают (кухонный кран, ванная, и т.д.). Количество жильцов в каждом доме определяется по прописке. Как можно ожидать, оплата на основе нормативного потребления приводит к повышению расхода воды на полив в сезон выращивания растений и фактическое потребление значительно превышает нормы.[ ...]

Биохимическое потребление кислорода (БПК6) ниже 50 мг/л. Интенсивного разложения этих сточных вод не происходит, и поэтому они трудно поддаются биологическому окислению; они не оказывают вредного влияния на хлорофиллсодержащие водные растения. Перед спуском в городские очистительные сооружения необходимо произвести охлаждение и усреднение сточных вод в специальном бассейне емкостью, равной половинному дневному расходу воды. В смеси с бытовыми сточными водами в соотношении, по меньшей мере, 1 : 3 они могут очищаться биологическим методом.[ ...]

На состав пищи и потребление ее должен имень влияняе, разумеется, возраст рыбы. Мы знаем относительно теплокровных животных, что с возрастом оссби меняется и пища, и что, говоря вообще, с увеличением возраста и, стало быть, с уменьшением роста потребно меньше интенсивного корма. Рыб, конечно, нельзя приравнять к теплокровным, но, с одной стороны, несомненно, что рост их с каждым годом относительно уменьшается, а с доу-гой-мы знаем из наблюдений на воле, что пища рыбы меняется с возрастом, некоторые из них переходят даже к почти исключительно растительной пище; 3 мало того, мы знаем, чю на воле существует у рыб даже выбор корма, соответственный их организму; так, мы видим, что карпы, в особенности мало-жирные, осенью отыскавают в воде крахмалистый корм в виде семян водных растений (СИусепа, Ро1ато£е1:оп и др.), очевидно, чтобы увеличить запас своего жира.[ ...]

По мере испарения и потребления воды растения теряют сплошное заполнение водой капилляров, уменьшаются подвижность воды и доступность ее растениям. Влажность, соответствующая разрыву капилляров, называется влажностью разрыва капилляров (ВРК). Это гидрологическая константа почвы, характеризующая нижний предел оптимальной влажности. Для суглинистых и глинистых почв ВРК составляет 65—70 % НВ.[ ...]

Она постепенно используется растением для транспирации и образования тканей; однако некоторое количество воды испаряется с поверхности почвы, отсюда и появился термин «эвапотранспирация», которым указывается потребление воды определенной культурой на определенной почве. Понятие эвапотранспирации очень сложно и меньше зависит от рассматриваемой культуры, чем от температуры воздуха и продолжительности дня.[ ...]

Поскольку не вся поливная вода доступна растениям, расчет воды для полива должен основываться на коэффициенте полезного действия ее, т. е. проценте поливной воды, ставшей доступной для потребления растением. Поливная норма должна обеспечить состояние полевой влагоемкости почвы на глубине размещения основной массы питающих корней. Скорость потока должна согласовываться с поглотительными свойствами почвы. Наиболее благоприятно орошение в период, когда натяжение воды в зоне быстрого ее удаления превышает 4 атм или когда содержание воды в корнеобитаемом слое снизится на 60%. Количество воды, которое может быть эффективно использовано, в первую очередь зависит от уровня плодородия почвы. Максимальная эффективность полива зависит от наличия легкодоступного источника азота.[ ...]

Ресурсы среды обитания и их потребление организмами изучались как экологами растений, так и экологами животных; в их подходах к предмету, однако, наметились некоторые очень существенные различия. Значительная часть исторического пути экологии растений отмечена господством «экофизиологии»; особое внимание уделялось физиологическим механизмам, посредством которых каждое отдельное растение добывает необходимые ему ресурсы — свет, воду и биогенные элементы. Все силы были брошены на лабораторные опыты, выполнявшиеся на отдельных растениях. Напротив, экологов животных ресурсы чаще интересовали прежде всего как объект конкуренции между организмами или как «сырье» взаимодействий типа «хищник—жертва». В какой-то мере эти исторические различия отразились и на структуре настоящей главы. Экология, однако, становится дисциплиной все более и более цельной, и со временем эти различия, по-видимому, в основном сотрутся.[ ...]

Как только трубка заполнится водой до конца, зажимают каучук под воронкой, и сейчас же вода по трубке «побежит» к банке, так как растение пьет из нее воду. Чем более облиственно растение и чем тоньше трубка, тем быстрее побежит по ней вода. Когда вода в трубке «добежит» до банки, можно прилить немного воды из воронки, открыв зажим на каучуке, тогда длинная трубка вновь наполнится водой, а как только будет зажат каучук, вода опять побежит по трубке. Это можно повторять любое число раз. Таким образом, ясно и отчетливо будет видно, с какой быстротой растение пьет воду, и можно будет составить представление о громадном потреблении растениями воды.[ ...]

Углекислый газ, содержащийся в воде, принимает участие в формировании известковых скелетных образований беспозвоночных животных и обеспечивает фотосинтез вод ных растений. При интенсивном фотосинтезе растений идет усиленное потребление углекислого газа (0,2—03 мл/л в час), что приводит к ее дефициту. На увеличение содержания С02 в воде пщюфиты реагируют; повышая фотосинтез (рис. 5.27).[ ...]

Чтобы представить себе всю массу воды, которую выпивают растения и выбрасывают в воздух, достаточна сообразить, сколько воды берет урожай с какой-либо площади и испаряет ее в какой-нибудь срок. Если взять очень высокий урожай, например 4 тонны зерна с гектара (что соответствует примерно 16 тоннам всего урожая с соломой и корнями), то потребление воды таким урожаем за время роста выразится (если принять поглощение ее равным 300-кратному весу сухого урожая) в 4800 тонн на гектар, или около % тонны на квадратный метр. Полтонны, или кубического метра, на квадратный метр воды составит ее слой в % метра высоты. Значит, растения выпивают за лето слой воды в Уг метра (примерно по колено). Следует вспомнить-, что в центральной части Советского Союза как раз столько и выпадает осадков в виде дождя и снега, (500 миллиметров) за весь год; значит, только при за ботливом накоплении всей этой воды в почве и ее сохра- нении можно получить высокие урожаи.[ ...]

Планктонные водоросли выделяют в воду существенную часть органического вещества, которое они синтезируют. Из-за этой утечки вещества из клеток растений, дополняемой экскрецией животных и воздействием ферментов бактерий, живущих на поверхности частиц мертвого органического вещества, вода в морях и озерах, как правило, содержит значительно больше органического вещества в растворе, чем его заключено в живых организмах и в их останках. Многие водные растения и животные в состоянии поглощать часть таких растворенных веществ и использовать их как пищу в дополнение к фотосинтезу или к поеданию (у животных). Потребление пищи, а также витаминов непосредственно из воды — акт особо важный для многих одноклеточных организмов. Такие протисты как активно теряют органические вещества в воду, так и активно поглощают органические вещества из воды, при этом выделяются и поглощаются главным образом различные соединения. Даже среди форм, обладающих хлоропластами, многие зависят от наличия растворенных в воде органических веществ; они живут на комбинированном автотрофно-гетеротрофном питании, причем в рамках этой комбинации виды отличаются друг от друга по доле гетеротрофии и по идентичности органических соединений, получаемых из воды. Таким образом, существует активная циркуляция органического вещества в планктоне вне классических пищевых цепей. Это так же верно, как и то, что на динамику популяций планктона влияет органическое вещество, растворенное в воде, притом по-разному на рост разных видов.[ ...]

От появления всходов и до образования корзинки растения используют влагу из слоя почвы до 80 см. Расход ее за этот период составляет около 25% от общего объема потребления воды за всю вегетацию.[ ...]

Казалось бы, что при таком колоссальном годовом потреблении углерода весь СОг воздуха должен быть израсходован в течение немногих лет. Однако содержание СОг в атмосфере непрерывно пополняется за счет растворенных в воде карбонатов в бикарбонатов. Кроме того, углекислый газ выделяется из почвы в результате различных микробиологических процессов, связанных с окислением органических веществ (до 25—30 кг СОг на 1 га в сутки). Фотосинтез имеет важнейшее значение и в жизпи самого растительного организма. Согласно расчетам А. А. Ничипоровича, в период наиболее активного роста растений суточные приросты сухого вещества достигают 300 и даже 500 кг/га. При этом в течепие суток растение усваивает 1— 2 кг N. 0,1-0,2 кг Р, 0,8-1,7 кг К и до 1000 кг С02.[ ...]

Кислород является ресурсом и для животных, и для растений. Без него могут обходиться лишь очень немногие прокариоты. Растворимость и способность кислорода к диффузии в воде очень низки, и поэтому он становится лимитирующим фактором прежде всего в водной среде или в болоте. Растворимость кислорода в воде быстро снижается с повышением температуры. Когда в водной среде разлагается органическое вещество, кислород расходуется на дыхание микрофлоры; это так называемое «биохимическое потребление кислорода» может ограничивать разнообразие высших животных, которые в состоянии длительно существовать в той же воде. Высокие значения биохимического потребления кислорода особенно характерны для стоячих вод, в которых накапливаются органические загрязнители или листовой опад; при высоких температурах они еще более повышаются.[ ...]

В последующих опытах мы не раз вернемся к выращиванию растений в водных растворах и прежде всего воспользуемся им для наглядного представления о громадном потреблении растением воды.[ ...]

Кальций играет важную роль в передвижении углеводов в растении, он ускоряет распад запасных белковых веществ семени при прорастании, усиливает обмен веществ, регулирует кислотно-щелочное равновесие в растениях и потребление ими воды.[ ...]

Различают понятия «потребность» и «требовательность» растений. Потребность растения в каком-либо факторе определяется количеством действительного потребления его. Требовательность же характеризуется той степенью обеспеченности растения этим фактором, при которой оно может удовлетворять свою потребность в нем. Так, растение может много потреблять воды, но быть нетребовательным к содержанию воды в почве, так как обладает способностью удовлетворять свою потребность и при сравнительно небольшой влажности почвы.[ ...]

Все это очень важно для понимания взаимоотношения между растением и почвенной средой его жизни. Гумус, или перегной, представляет бесструктурную органическую массу в почве, возникающую в результате разрушения органических остатков. Если такое важное свойство, как структура почвы, создается с определенным участием веществ растительного происхождения и при активном участии корней, то не только растения зависят от почвы, но и почва зависит от растений. Кроме того, постоянное потребление воды растениями приводит к десукции почвы, дыхание корней влияет на состав почвенного воздуха, а следовательно, и на состав почвенного раствора.[ ...]

При прочих равных условиях растворимость кислорода в пресной воде выше, чем в соленой. Помимо температуры и солености на содержание кислорода в воде влияют сезонные и суточные изменения интенсивности фотосинтеза водных растений, особенности динамики потребления кислорода рыбами и другими водными организмами в разные сезоны и время суток, количество находящихся в воде легкоокисляемых органических и минеральных веществ, сезонные особенности адсорбирования газа поверхностными слоями воды из воздуха и др. Вследствие этого в континентальных водоемах имеют место резко выраженные сезонные и суточные колебания содержания кислорода. Естественно, что кратковременные суточные изменения концентрации кислорода в воде представляют для рыб меньшую опасность, чем более длительные сезонные изменения. Зимой, например, вследствие образования ледяного покрова, препятствующего поступлению кислорода из воздуха, содержание растворенного в воде кислорода во многих водоемах нашей страны снижается до 50—25% по сравнению с летним периодом.[ ...]

Характерно, что при лучшей обеспеченности элементами питания растения более продуктивно используют влагу. При недостатке питательных веществ растения расходуют значительно больше влаги на единицу сухого вещества, чем при нормальном содержании элементов питания. Конечно, очень строгой пропорциональности между потреблением влаги и усвоением питательных веществ нет, но, по данным ряда исследователей, удобренные зерновые культуры за вегетационный период используют воды на единицу сухого вещества на 15—20% меньше, чем неудобренные.[ ...]

В большинстве садов нет надобности в создании резервных запасов воды, поскольку ее неограниченное количество поставляет стационарная сеть водоснабжения. Однако дождевая вода имеет то преимущество, что она свободна от кальция, который подчас содержится в водоисточниках и отрицательно влияет на развитие рододендронов, камелий и других чувствительных к извести растений. Во время засухи потребление воды ограничивается природными условиями; иногда же ее расход контролируется и подлежит оплате.[ ...]

Суперфосфатное удобрение (Р2О5 — Р). Содержит 18—20% растворимого в воде и поэтому легко доступного для потребления растениями фосфора. Удобрение постепенно соединяется с составными частями почвы и вследствие этого трудно вымывается из нее. Процесс происходит наиболее быстро во влажных и кислых почвах. Это наиболее распространенное растворимое в воде фосфорное удобрение.[ ...]

Кормовые корнеплоды и овощные культуры также отличаются высоким потреблением калия и хорошей отзывчивостью на него. Калийные удобрения вносят в дозах: на нечерноземных почвах (в сочетании с навозом) 30— 60 кг К20; на черноземах достаточно навозное удобрение или 45—60 кг К20 на 1 га на фоне Г Р. Более высокие дозы отвечают и повышенным урожаям, если растения будут обеспечены водой и другими условиями для роста и развития.[ ...]

Теплые продолжительные и часто выпадающие дожди — самый лучший вид поливов для растений. Однако при недостатке атмосферных осадков необходимо применять искусственное орошение. Особенно поливы нужны для посевов лука, огурцов, зеленных, а также при посадке рассады. В отдельных случаях, когда, например, огород размещен на супесчаных почвах, в жаркую погоду поливают и два раза в день. Рассаду сажают только в достаточно влажную почву. Все овощные растения требовательны к воде и потребляют ее в больших количествах. Например, одно растение капусты за сезон испаряет с поверхности листьев до 300 л воды. Однако надо иметь в виду, что кроме испарения самими растениями вода испаряется также с поверхности почвы. Всходы многих овощных культур развиваются медленно и на протяжении первых 1—1,5 месяца используют предоставленную площадь только на 3—12%. Естественно, что в этот период почвенная влага в основном расходуется на испарение с поверхности почвы. Максимум потребления воды у большинства овощных растений смещается на июль — август (период усиленного формирования продуктивных органов). К этому времени в почве почти полностью иссякают запасы весенней влаги и водный режим растений целиком зависит от хода и интенсивности атмосферных осадков. Недостаток осадков необходимо восполнить за счет поливов. Высокая требовательность овощных растений к воде объясняется также и тем, что они в большинстве своем происходят из районов влажного климата и отличаются хорошо развитыми листьями. Все овощные культуры при достаточной обеспеченности водой дают высокий урожай, но не все они в одинаковой степени способны переносить засуху.[ ...]

При выборе оптимального варианта комплексной схемы очистки и использования сточных вод проектным Институтом химических средств защиты растений (Киев) основное внимание уделено техническим решениям, позволяющим сократить объем сточных вод и загрязнений, поступающих в поверхностные водоемы, в результате применения прогрессивных методов очистки сточных вод и их повторного использования в системе производственного водоснабжения предприятия. При этом соответственно снижается и потребление свежей воды.[ ...]

Влияние на сельскохозяйственные культуры. Литий, содержащийся в промышленных сточных водах, при их использовании для орошения сельскохозяйственных культур, кумулируется почвой и растениями. При потреблении овощей, выращенных на такой почве, создается угроза хронического отравления людей.[ ...]

В отличие от развитых стран в России применяют удобрения, содержащие помимо питательных для растений веществ большое количество балластных и довольно часто токсичных примесей. Так, установлено, что содержание стронция в некоторых удобрениях в 100 раз превышает значения, регламентированные, например, американскими стандартами. Попадание стронция и его солей в организм человека вызывает «уровскую болезнь», которой страдают только жители долины реки Ура в Забайкалье, поскольку в ее воде довольно много солей стронция. При потреблении этой воды соли кальция в костях замещаются солями стронция, которые быстро вымываются из организма человека. В результате кости становятся мягкими, изгибаются, и у людей появляются специфические уродства.[ ...]

Одним из самых серьезных зафязнителей почв в последнее время являются отходы производства и потребления. Их колоссальные объемы, которые только на весьма малую часть утилизируется, да и во многом не полностью, скапливаются как на организованных полигонах хранения, так и на «полуночных» свалках. Твердые бытовые отходы, не говоря уже о токсичных, да и нетоксичных промышленных отходах, подвергаются выдуванию, промачиванию атмосферными осадками на пунктах первичного сбора, сортировки, при транспортировке и захоронении. Образовавшиеся зафязненные фильтраты в первую очередь попадают на почвенный покров и далее с водой в растения и следующие трофические уровни. При мусоросжигании, к сожалению, в рамках действующих технологий выбрасывается в атмосферу ряд химических соединений, из которых, такие, как диоксины, весьма опасны. Эти выбросы выпадают на почвы вместе с атмосферными осадками со всеми вытекающими последствиями.[ ...]

Кислород, столь необходимый для жизни рыб, находится при нормальных условиях растительности в воде в количестве от 6 до 9 куб. см, смотря по температуре, так как с повышением температуры содержание кислорода понижается, почему осенью и зимою кислорода в воде больше, чем летом. Зимой, под ледяным и снежным покровом, разъединяющим поверхность воды от атмосферы, поглощение водою кислорода прекращается; с другой стороны, прекращается выделение кислорода водяными растениями. Но и зимой, подо льдом не прекращается потребление кислорода рыбами и другими животными, а равно илом, постоянно связывающим свободный кислород в процессе своего гниения, Поэтому в водоемах не проточных и слабо проточных, в особенности к концу зимы (февраль, март), замечается значительное понижение содержания кислорода в воде, доходящее иногда почти до О, вследствие чего рыба задыхается („замор“ или „егар“ рыб).[ ...]

А. Л. Иткиным и В. В. Катаевым (МИСИ им.В.В. Куйбышева) изуча-лись вопросы, связанные с использованием иловой воды после тепловой обработки в парниках, а также для гидропоники, где может быть регламентировано ее потребление: подбор приемлемых сельскохозяйственных культур, оптимальные характеристики воды, токсическое и стимулирующее воздействие тех или иных ингредиентов на растения и др.[ ...]

Получение высоких урожаев в настоящее время невозможно без использования различных ядохимикатов для защиты растений. Потребление только пестицидов превышает 4 млн тонн в год. Сейчас, однако, их использование сокращается в связи с приспособлением к ним многих вредителей, гибелью почвенных микроорганизмов, загрязнением овощных культур и накоплением ядовитых веществ в поверхностных водах, донных осадках водоемов, организмах животных и человека.[ ...]

Проведя такой опыт в неглубоком удобряемом пруду в теплый солнечный день, можно ожидать, что в верхнем столбе воды высотой 2—3 м фотосинтез будет преобладать над дыханием, что выразится в увеличении концентрации кислорода в светлых бутылях. Ниже 3 м освещенность в таком пруду обычно недостаточна для протекания фотосинтеза, так что в придонных слоях воды идет только дыхание. Уровень освещенности, при котором растения еще способны уравновешивать создание и потребление пищи (содержание кислорода в светлой бутыли не меняется), называется компенсационным уровнем и характеризует функциональную границу между автотрофным (эвфотическая зона) и гетеротрофным слоями.[ ...]

Больших успехов за последние годы в развитии аквакультуры добилась Япония. Она занимает первое место по уловам рыбы в мире. Потребление рыбы и других объектов водного промысла составляет на душу населения более 60 кг в год. На долю продуктов водного промысла приходится 70...80 % пищевого рациона. Возможность развития животноводства в стране ограничена и поэтому значительное развитие получило интенсивное рыбоводство во внутренних водоемах и прибрежных водах. Общая продукция аквакультуры превышает 1 млн т. Особенно больших успехов японские рыбоводы достигли в разведении рыбы и других объектов в прибрежных водах, где выращивают более 200 тыс. т рыбы и 300 тыс. т других объектов (моллюсков, ракообразных, растений). Основными объектами разведения во внутренних водоемах являются форель, угорь, карп, тиляпия. Широко используется бассейновое и садковое выращивание рыбы. Рыбопродуктивность прудов составляет более 10 т/га, в отдельных хозяйствах выращивают по 25...30 т рыбы с гектара. В последние годы в Японии наблюдается тенденция к сокращению выращивания традиционных видов — карпа и форели и увеличению производства угря и тиляпии. Угря выращивают как в прямоугольных бетонных бассейнах с пленочным покрытием, так и в прудах. Воду нагревают до 26...30 °С и аэрируют. Интенсивно осваивается разведение нового объекта — тиляпии. В Японии выращивают в основном нильскую тиляпию. За год, при содержании в бассейнах с температурой 27...29 °С, тиляпия достигает массы 1 кг. Производство тиляпии в 1986 г. превысило 4 тыс. т.[ ...]

Подтип 1Б характерен для территорий, занятых посевными площадями. Применение удобрений в количествах, не сбалансированных с потреблением сельскохозяйственными растениями, химическая прополка полей, обработка семян, древесных растений становятся мощными источниками загрязнения природной среды (почвы, растений, поверхностных и подземных вод) и самой сельскохозяйственной продукции. В районах выращивания культур по интенсивной технологии (сахарная свекла, кормовые культуры, овощи и др.) в водных вытяжках почвогрунтов отмечается повышенная концентрация нитрат-иона (до 75—300 мг/100 г, иногда и более). При близком залегании подземных вод (до 3—5 м) часть из них вместе с пестицидами переходит в подземные воды. В грунтовых водах, вскрытых на глубине 4,0 м вблизи Мелеузов-ского сахарного завода, обнаружены (мг/л): ГХЦГ — 11,6; метафос — 0,04; хлорофос — 5,9; 2,4Д — 0,2.[ ...]

Примером такого решения может служить Первомайское ПО Химпром. Продукция комбината—хлор, каустическая сода, пластмассы, средства защиты растений, моющие средства и др. На этом комбинате создана замкнутая система водоснабжения (табл. 9.1), при которой полностью исключается сброс сточных вод в поверхностные водоемы, а потребление воды из источников водоснабжения предусматривается только для восполнения безвозвратных потерь.[ ...]

Механический состав почвы существенно влияет на передвижение удобрений, поглощение и закрепление их, а это, в свою очередь, действует на характер потребления питательных веществ удобрений растениями. Механический состав почвы необходимо учитывать при определении дозы удобрения, срока внесения и способа заделки. На почвах глинистых и среднесуглинистых удобрения поглощаются и закрепляются сильнее, а следовательно, и передвигаются вместе с водой медленнее, чем на почвах супесчаных и песчаных.[ ...]

В условиях СССР поля орошения надолго еще сохранят свое значение в качестве действительного и рационального метода биологической очистки сточных вод. Однако в связи с быстрорастущим потреблением воды населением концентрация сточных вод, а следовательно, и удельная удобрительная способность их будет соответственно падать. При этих условиях в районах переувлажнения или достаточного увлажнения будет поставлен предел экономической целесообразности эксплоатации полей орошения. В этих случаях содержащиеся в сточных водах полезные для растений вещества могут быть извлечены из сточных вод и переработаны другими способами, дающими возможность использовать их в концентрированном виде.[ ...]

В. Ю. Стрекова (Москва) и многие другие показали, что непродолжительное воздействие постоянных магнитных полей низкой напряженности (десятки эрстед) ускоряет темп роста растений. При этом изменяются обе фазы роста — эмбриональная и растяжения. Г. А. Тараканова (Москва) исследовала влияние слабых (10, 20, 60 и 100 эрстед) магнитных полей на процессы дыхания в связи с ростовой реакцией прорастающих семян. Опыты показали, что такие поля ускоряют темп роста овса, ржи, бобов. Это сопровождается снижением потребления кислорода в среднем на 15%. Исследователь отмечает, что зависимость темпов роста от напряженности магнитного поля в широком диапазоне (от 0,5 до 12 000 эрстед) может иметь несколько экстремальных и нулевых значений и что неоднородное магнитное поле по сравнению с однородным оказывает более сильное действие и дает более определенный эффект. Эти выводы очень сходны с зависимостями, характерными для омагничивания воды.[ ...]

При внесении фосфатов в смеси с перегноем они были более подвижными, поэтому в очаге с почвой осталось больше фосфатов, чем в очаге с перегноем. Убыль фосфора объясняется потреблением его растениями и выщелачиванием водой при поливах. Влияние поливов на передвижение фосфатов в почве сильнее всего сказалось на торфе. Поскольку поливы, как правило, проводились снизу через трубку, заметен подъем фосфатов в верхние слои почвы в сосуде.[ ...]

Г идросфера — водная оболочка Земли, располагающаяся между атмосферой и литосферой и представляющая собой совокупность океанов, морей, озер, рек, прудов, болот, подземных вод, ледников и водяного пара атмосферы. Гидросфера связана с другими элементами Земли — атмосферой и литосферой. Воды Земли находятся в непрерывном движении. Круговорот воды увязывает воедино все части гидросферы, образуя в целом замкнутую систему. Без гидросферы невозможно существование растений и животных, так как их клетки и ткани в основном состоят из воды. Например, человек на 65% состоит из воды, и его суточная физиологическая норма потребления воды составляет 1,5...2,6 л. Кроме того, для удовлетворения гигиенических потребностей человеку в среднем требуется ежедневно около 35 л воды.[ ...]

Отмечалось, что затенение ячменя заметнее угнетало рост корней, нежели надземной части. На Кубе при выращивании ценных сигарных Табаков накрывают марлей многие гектары плантаций. Потребление воды растениями при этом сильно сокращается, а накопление в них минеральных веществ возрастает по сравнению с незатенешыми. . .[ ...]

Нитраты - неотъемлемая часть всех наземных и водных экосистем, поскольку процесс нитрификации, ведущий к образованию окисленных неорганических соединений азота, носит глобальный характер. В то же время, в связи с применением в больших масштабах азотных удобрений, поступление неорганических соединений азота в растения возрастает. Избыточное потребление азота удобрений не только ведет к аккумуляции нитратов в растениях, но и способствует загрязнению водоемов и грунтовых вод остатками удобрений, в результате чего территория загрязнения сельхозпродукции нитратами расширяется. Однако накопление нитратов в растениях может происходить не только от переизбытка азотных удобрений, но и при недостатке других их видов (фосфорных, калийных и др.) путем частичной замены недостающих ионов нитрат-ионами при минеральном питании, а также при снижении у ряда растений активности фермента нитратредуктазы, превращающего нитраты в белки.[ ...]

ru-ecology.info


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта