Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений. Понятие растения для детей
Праздничное развлечение «ДЕНЬ ЦВЕТОВ» Подготовила воспитатель старшей группы 1 квалификационной категории: Капустина Елена Николаевна. Посёлок Красное Эхо МКДОУ № 10. День цветов. Цели: познакомить детей с цветами земли. Задачи. 1 Дать понятие, что такое цветок. 2 Учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом) 3 Отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных и насекомых. 4 Воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них. 5 Пополнение словарного запаса. Действующие лица: Взрослые: Ведущий, Фея цветов, Хулиган Дети. Праздник проходит в зале детского сада. Звучит веселая музыка, дети собираются в зале. Ведущий. Ой, ребята, вот так чудо! Нам пришло письмо. Дети. Откуда? Ведущий. И сама пока не знаю. Подождите, прочитаю. (Читает письмо.) «Лучше нашего царства Не бывает на свете. Видеть наше богатство Вы хотели бы, дети? Ну, тогда приходите К нам в гости скорее. Здесь хозяйка вас встретит — Прекрасная Фея. Путь не слишком далекий, а адрес таков: Это чудное, яркое царство цветов». Ведущий. Царство цветов мы найдем без труда. А вы побывать там хотели бы? Дети. Да! Ведущий. Ну, тогда скорее в путь, Только песню не забудь. «ЛЕСНАЯ ПЕСЕНКА». Ведущий. Ой, ребята, подождите, Обернитесь, посмотрите! Сколько здесь цветов, гляди, Слева, справа, впереди! А по той тропинке, вроде, Кто-то к нам сюда подходит. А красавица, какая! Словно луг цветной сияет. Звучит фонозапись «ВАЛЬСА ЦВЕТОВ» П. Чайковского. К детям подходит Фея цветов. Фея цветов. Я — Фея цветов, жду вас здесь С нетерпением. Ведь вы получили мое приглашение? Ведущий. Здравствуй, хозяйка прекрасного царства. Ну-ка, свои покажи нам богатства. Фея цветов. Богатства мои — ведь они возле вас, Те самые, что так ласкают ваш глаз. Богатства мои — это наши цветы, Не правда ль, они неземной красоты! Сейчас я вам царство свое покажу И много чудес про него расскажу. (Показывает детям цветы, спрашивает, как они называются, предлагает понюхать, почувствовать их аромат.) «ЗАГАДКИ»
Много лепестков атласных - Желтых, белых, пестрых, красных. На меня ты погляди-ка, Называюсь я... (гвоздика)
Замечательный цветок, Он как яркий огонек, Пышный, важный, словно пан, Распускается... (тюльпан)
Поворачивает ловко Он за солнышком головку. Поле словно в желтых волнах. Здесь растет цветок... (подсолнух)
Мы сплетем веночки летом Для Оксаны, Маши, Светы, Для Алёнки, двух Наташек. Все веночки - из... (ромашек)
Мы грибы несли в корзине И еще цветочек синий. Этот полевой цветок - Тонкий нежный... (василек)
Посмотрите - у ограды Расцвела царица сада. Не тюльпан и не мимоза, А в шипах красотка... (роза)
Пышный, круглый, как кочан, Головой нам покачал. Летом расцветает он, Замечательный... (пион)
Ежик в рощице, у кочки Говорит Мишутке: "Видишь синие цветочки? Это - ... (незабудки)"
В мае - желтый, а в июле - Он пушистый мячик. На него мы чуть подули - Взвился... (одуванчик) «ТАНЕЦ ЦВЕТОВ». Ведущий. Спасибо тебе, добрая Фея. Ребята тоже очень любят цветы и не перестают любоваться ими. Дети читают стихи о цветах. Ведущий. Фея, может скажешь ты, Отчего у вас цветы Так растут, благоухают, Ваше царство украшают? Фея цветов. В этом вовсе нет секрета: Труд в почете в царстве этом. Надо силы приложить, Чтоб земелюшку взрыхлить, Бросить семечко туда, А потом не без труда Дожидаться, как росток Превращается в цветок. Надо очень потрудиться. Чтоб росточку дать напиться. Ведущий. Фея, может быть, мы тоже Вам цветы полить поможем. Чтоб росли еще сильней, Чтоб глядели веселей. Но сначала поможем цветам сделать зарядку. Фея нам в этом поможет. «Зарядка для цветов». 1.Распрямили стебли, вытянули ветки (руки) 2.Расправили листочки, пошелестели листочками (пальцами) 3.Гимнастика для стебля: наклоны туловища вправо - влево; вперёд - назад. 4.Гимнастика для корней: вытянули правую ногу – повращали ступнёй; Вытянули левую ногу – повращали. 5.Моем листья, стебли под дождём: подняли руки вверх, растопырили пальцы, подставили ладошки дождю, кружимся. Три девочки поливают цветы ведром и лейкой, а дети кружатся под дождём лейки. Девочка Яна загадывает загадку: Он растёт повсюду летом В поле и у кочек Он изящен фиолетов. Это – колокольчик. «ХОРОВОД КОЛОКОЛЬЧИК». Ведущий: Ох, и жаркий день-денечек. А давайте-ка в тенечек Откроем все пошире глазки и послушаем все сказку. Сказка «ТРИ БАБОЧКИ» Ведущий (В.). Жили на свете три бабочки: белая, красная и желтая. Они порхали с цветка на цветок и собирали пыльцу. Однажды солнышко исчезло. Небо заволокли грозовые тучи. Бабочки очень испугались. Белая бабочка. Я так боюсь дождя. Желтая бабочка. Если намокнут наши крылья, то мы не сможем летать. Красная бабочка. Давайте спрячемся в чашечке тюльпана и переждем там дождь. В. Тюльпан тоже боялся дождя и плотно сложил лепестки. Желтая бабочка. Впусти нас, тюльпан; дождь начинается, а дом далеко. Тюльпан. Желтую и красную я впущу. Но уж белую — ни за что. Желтая бабочка. Мы же не можем бросить нашу подружку одну. В. Но тюльпан закрыл глаза и ничего не ответил. Красная бабочка. Что же нам делать? Белая бабочка. Летим к лилии. В. С трудом взмахивая крыльями, бабочки наконец добрались до озера, где жила лилия. Белая бабочка. Впусти нас, лилия, мы мокнем под дождем. Лилия. Белую я впущу, но желтую и красную — ни за что. Белая бабочка. Как же я брошу подруг? Лилия. Ну, как хочешь (и закрыла свои лепестки). В. Бабочки горько заплакали. Их услышало солнышко и посмотрело вниз. Оно высушило слезы бабочек, улыбнулось им. Бабочки обрадовались и полетели играть в поле. Неожиданно слышится треск, раздается чья-то песня. Из-за дерева выходит Хулиган с рогаткой и палкой в руках, мнет траву, распугивает птиц и поет на мелодию русской народной песни «Выйду на улицу». Хулиган. Выйду на улицу, в лес загляну, Всех распугаю, все ветки согну. Я — хулиган, самый грозный здесь я. Ну, берегись, мать-природа моя! Ведущий. Ой, кто это? Хулиган. Вы не знаете меня? Да меня все боятся как огня! Я пацан по кличке Гусь. Никого я не боюсь! Ведущий. Вот так ничего себе, Гусь! Да как тебе не стыдно. Ты почему природу нашу губишь? Хулиган. Что хочу, то и делаю! Хочу — птиц пугаю, хочу — ветки ломаю, а захочу — всем цветам головы сворочу! Выбегают девочки в шапочках пчелок. Пчелки. Ж-ж-ж, это ты сорвал в лесу все цветы? Нам теперь негде взять цветочную пыльцу, а без нее мы не сможем дать мед. За это мы тебя уж-ж-жалим! (Бегут за ним.) Хулиган. Караул! Спасите! Ой, пчел очки, я больше не буду! Эй, деревья, помогите, разгоните этих пчел своими ветками! Голос деревьев. Не проси у нас помощи, Хулиган. Ты наши ветки ломал, листочки срывал, теперь мы болеем. Хулиган вырывается от пчел, но попадает в лапы медведя. Медведь. Кого я вижу! Наконец-то ты мне попался! Это ты в лесу все цветы сорвал? Пчелы из-за тебя мед не дали, и я без любимого лакомства остался? Хулиган. Караул! Спасите! Медведюшка, я больше не буду! Дети, помогите мне, я больше никогда не буду природу губить. Ведущий: Не будешь? Ну что, ребята, поверим ему на первый раз? Ладно уж, Мишка, отпусти его, пусть идет с нами, а ребята в пути научат его с природой дружить. Он поймет, что деревья надо не ломать, а сажать, цветы не губить, а любоваться ими, в птиц не стрелять, а кормить их и наслаждаться их пением. И за все за это природе-матушке надо «спасибо» говорить. А сейчас можно и по лесу погулять. Ведущий. Ну, а нам опять в дорогу. Проголодались мы немного. Если чуть вперед пойдем, Там малины наберем. Дети водят хоровод «ПО МАЛИНУ В САД ПОЙДЕМ», музыка А. Филиппенко, стихи Т. Волгиной. Воспитатель: На полянке выросли цветы. Назовите, какие? Игра «ВЕЙСЯ, ВЕЙСЯ ВЕНОК». Цель: научить детей водить хоровод. Ход игры: Дети, выбирая ободок – веночек, называют цветок, его окраску. Воспитатель: На полянке выросли цветы (дети) Все вместе: Назовите, какие это цветы? Подул ветерок, цветы начали шалить, разбежались по полянке. Приходит воспитатель и говорит: «Вейся, вейся венок! Завивайся венок!» Дети, идут за воспитателем и образовывают круги веночки. Песня «ОДУВАНЧИКИ». Фея цветов. Друзья, как вас благодарить — не знаю. Смотрите, вновь цветочки оживают И шелестят так весело листвою! А нам пора идти домой. Дети подходят к сотрудникам детского сада, которые ухаживают за цветами, вручают им заранее приготовленные цветочные композиции и благодарят за труд. Загадки о цветах с ответами Цветик желто-золотистый, Как цыпленочек, пушистый. Сразу вянет от мороза Наша неженка... (мимоза)
Много лепестков атласных - Желтых, белых, пестрых, красных. На меня ты погляди-ка, Называюсь я... (гвоздика)
Замечательный цветок, Он как яркий огонек, Пышный, важный, словно пан, Распускается... (тюльпан)
Сделаем среди болота Замечательное фото: Живописная картинка - Распустилась здесь... (кувшинка)
Поворачивает ловко Он за солнышком головку. Поле словно в желтых волнах. Здесь растет цветок... (подсолнух)
Мы сплетем веночки летом Для Оксаны, Маши, Светы, Для Алёнки, двух Наташек. Все веночки - из... (ромашек)
Мы грибы несли в корзине И еще цветочек синий. Этот полевой цветок - Тонкий нежный... (василек)
Посмотрите - у ограды Расцвела царица сада. Не тюльпан и не мимоза, А в шипах красотка... (роза)
Тот, кому уже семь лет, Скажет: "Школа, здравствуй! У меня в руках букет - Праздничные... (астры) "
Пышный, круглый, как кочан, Головой нам покачал. Летом расцветает он, Замечательный... (пион)
Вася в класс принес цветы Небывалой красоты. Лепестки как из пластмассы У цветов Василия. Дайте поскорее вазу, Он поставит... (лилии)
Ежик в рощице, у кочки Говорит Мишутке: "Видишь синие цветочки? Это - ... (незабудки)"
В мае - желтый, а в июле - Он пушистый мячик. На него мы чуть подули - Взвился... (одуванчик)
В сентябре пшеница в поле Наливалась колосом. А у нас сегодня в школе Много... (гладиолусов)
Он растет повсюду летом - В поле и у кочек. Он изящен, фиолетов, Это - ... (колокольчик)
Вот колючие кусты, Лучше их не трогай ты. Родственник красотки розы Затаил в шипах угрозу. Хоть не кактус, не терновник, Но колюч в саду... (шиповник)
Разукрашиваем летом Клумбы, парки, цветники Мы своим морковным цветом, А зовемся... (ноготки) Настя мне это написала. 1 Воспитывающие: Умение поддерживать праздничное настроение. Любовь к природе, умение видеть красоту цветов и деревьев. 2 Обучающие: Учить детей различать названия цветов. 3 Развивающие: Развивать мышление, внимание при отгадывании загадок. Развивать фантазию и прогнозирование результата окончания сказки.
Три бабочки (игра-драматизация по мотивам венгерской сказки) Ведущий (В.). Жили на свете три бабочки: белая, красная и желтая. Они порхали с цветка на цветок и собирали пыльцу. Однажды солнышко исчезло. Небо заволокли грозовые тучи. Бабочки очень испугались. Белая бабочка. Я так боюсь дождя. Желтая бабочка. Если намокнут наши крылья, то мы не сможем летать. Красная бабочка. Давайте спрячемся в чашечке тюльпана и переждем там дождь. В. Тюльпан тоже боялся дождя и плотно сложил лепестки. Желтая бабочка. Впусти нас, тюльпан; дождь начинается, а дом далеко. Тюльпан. Желтую и красную я впущу. Но уж белую — ни за что. Желтая бабочка. Мы же не можем бросить нашу подружку одну. В. Но тюльпан закрыл глаза и ничего не ответил. Красная бабочка. Что же нам делать? Белая бабочка. Летим к лилии. В. С трудом взмахивая крыльями, бабочки наконец добрались до озера, где жила лилия. Белая бабочка. Впусти нас, лилия, мы мокнем под дождем. Лилия. Белую я впущу, но желтую и красную — ни за что. Белая бабочка. Как же я брошу подруг? Лилия. Ну, как хочешь (и закрыла свои лепестки). В. Бабочки горько заплакали. Их услышало солнышко и посмотрело вниз. Оно высушило слезы бабочек, улыбнулось им. Бабочки обрадовались и полетели играть в поле. Приложение 5 Цель: познакомить детей с цветами земли. Задачи.
Мы – цветы (Зарядка)
Все играющие разбиваются на три команды:
Подул ветер, цветы ожили и зашевелились: золотые шары – кружатся, ноготки идут по кругу в одну сторону, бархатцы – в другую. Волшебная палочка «Волшебной палочкой» дотронуться до цветка (игрушка или иллюстрация), назвать его, описать его (цвет, величина, форма, где растёт, когда цветёт, где применяется). Любимый цветок Нарисовать любимый цветок или взять иллюстрацию и потанцевать с ним под музыку «Вальс цветов». Найди своё место Два ведущих. Один берёт в руки полевые цветы, другой – садовые. Дети-цветы под музыку танцуют. По окончании музыки дети бегут и образуют круг у своего ведущего. Игра на внимание Ведущий показывает открытки с цветами. Если это полевой цветок, дети поднимают одну руку. Если садовый – две руки. Игра «Садовник» Садовник: Я садовником родился,Не на шутку рассердился,Все цветы мне надоелиКроме…(называет цветок) Этот цветок: – Ой! Садовник: Что с тобой? Цветок: Влюблён. Садовник: В кого? Цветок: В розу. Роза: Ой! И т.д. Пальчиковая гимнастика Алые цветы
Загадки про цветы Цветочек этот голубойНапоминает нам с тобойО небе — чистом-чистом,И солнышке лучистом!Ответ: незабудка Из луковки вырос,Но в пищу негож.На яркий стаканчикЦветок тот похож.Ответ: Тюльпан Хоть не зверь я и не птица,Но сумею защититься!Растопырю коготки -Только тронь мои цветки!Ответ: роза. Все знакомы с нами:Яркие, как пламя,Мы однофамильцыС мелкими гвоздями.Ответ: гвоздики. Пробивался сквозь снежок,Удивительный росток.Самый первый, самый нежный,Самый бархатный цветок!Ответ: Подснежник. Белые звоночкиУ меня в садочке,На зеленом стебелькеПрячутся в тенёчке.Ответ: ландыш. Есть у весеннего цветкаПриметы, чтоб не ошибиться:Листик — как у чеснока,А корона — как у принца!Ответ: нарцисс. Кувшинчики и блюдцаНе тонут и не бьются.Ответ: Кувшинки. То фиолетовый, то голубой,Он на опушке встречался с тобой.Названье ему очень звонкое дали,Но только звенеть он сумеет едва ли.Ответ: Колокольчик. Шел я лугом по тропинке,Видел солнце на травинке.Но совсем не горячисолнца белые лучи.Ответ: Ромашка. Я - травянистое растениеС цветком сиреневого цвета.Но переставьте ударение,И превращаюсь я в конфету.Ответ: Ирис. Есть один такой цветок,Не вплетешь его в венок,На него подуй слегка,Был цветок — и нет цветка.Ответ: Одуванчик. Я шариком пушистымБелею в поле чистом,А дунул ветерок -Остался стебелёк.Ответ: одуванчик. Горел в траве росистойФонарик золотистый.Потом померк, потухИ превратился в пух.Ответ: одуванчик. Удивительное солнце:В этом солнце сто оконцев,Из оконцев тех глядятСотни черненьких галчат.Ответ: Подсолнух. Посадили зернышко -Вырастили солнышко.Это солнышко сорвем -Много зерен соберем.А приедут гости -Им дадим по горсти.Ответ: Подсолнух. Ярко-синий, пушистыйОн в хлебе родится, в еду не годится.Ответ: Василек. Так маленького Васю называютИ те цветы, что в поле собирают.Ответ: Василек. Весной — в душистых беленьких цветах,А осенью — в душистых пирогах.Ответ: Черемуха Он не шипит, хотя больно кусается.Тогда почему же он так называется?Ответ: Шиповник. Я знаменита не цветами,А необычными листами:То твердыми, холодными,То мягкими и теплыми.Ответ: Мать-и-мачеха. По утрам мои цветкиНеказисты и мелки,Зато ночью ароматНаполняет целый сад!Ответ: ночная фиалка. Очень просто узнать меня:По названью я тиграм родня.Рыжий в крапинку мой цветокСреди зелени, как огонек!Ответ: Тигровая лилия. А я похожа на звезду - Названье так и переводится.Я ближе к осени цвету,Чтобы попасть в букеты к школьницам.Ответ: Астра. Хороша я в свадебном букете,И в саду, где свищут соловьи.Круглый год во многих странах мираЯ служу признанием в любви.Ответ: Роза Я открываю рот, как лев,И называюсь …львиный зев! По легенде, мой цветокКлады открывает.Говорят, что раз в годуЧудо то бывает.Но скажу начистоту:Я вообще-то не цвету!Ответ: Папоротник Пышный куст в саду расцвел,Привлекая ос и пчел.Весь в больших цветах махровых -Белых, розовых, бордовых!Ответ: Пион Мои цветы — оранжевое пламя,А листья — как зеленые медали.В названии — восточная страна.Ну что, ребята, вы меня узнали?Ответ: Настурция У нас ни пальцев нет, ни рук - Лишь только лепестки вокруг.Мы необычно называемся,Но в маникюре не нуждаемся!Ответ: Ноготки Я капризна и нежна,К любому празднику нужна.Могу быть белой, желтой, красной,Но остаюсь всегда прекрасной!Ответ: Роза В красный шелк я одеваю степиИ даю название конфете.Ответ: Мак Из зеленого цыпленка,Сплошь покрытого пушком,Становлюсь я горделивымАлым петушком!Ответ: Мак
|
ogeogr.ru
Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений
Разделы: Работа с дошкольниками
1. Сущность понятий: растение - живой организм; среда обитания; морфофункциональная приспособленность (адаптация) организма к среде обитания, их адаптация к дошкольному возрасту.
Пути и средства формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений.
Опыт работы с детьми по выбранной теме.
Одно из проявлений экологического воспитания - любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Каждый человек, независимо от возраста, должен бережно относиться к природе. В связи с этим перед педагогом, знакомящим дошкольников с природой, ставятся следующие задачи:
- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства;
- воспитывать интерес к родной природе, желание больше узнать о природе своего края, о природном разнообразии родной страны;
- формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание трудиться в природе, стремиться к ее созиданию.
Знакомя детей с природой, педагог должен не только сообщать им конкретные знания, но и вызывать в душе каждого ребенка эмоциональный отклик, пробуждать эстетические чувства.
Само слово "экология" образовано от греческих "экое" - "дом" и "логос" - "наука". То есть экология в широком смысле - наука о Доме, в котором мы живем. Более в узком смысле экологией называют науку "об отношении растительных и живых организмах и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой".
Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по -своему привлекателен, и, описывая его, ребенок учится определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках и т. д.
Встречи с природой возбуждают фантазию ребенка, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
1. Сущность понятий: растение - живой организм; среда обитания; морфофункциональная приспособленность (адаптация) организма к среде обитания, их адаптация к дошкольному возрасту.
Формируя у детей экологические представления в процессе ознакомления с миром растений педагог должен сам понимать, что такое растения, живой организм, среда обитания, адаптация организма к среде обитания. Кроме того, знакомя детей с миром растений, педагогу необходимо подбирать материал с учетом их возрастных особенностей. Необходимо давать знания в интересной и занимательной форме.
Растения - это живые организмы, обладающие комплексом признаков, позволяющих отличать их от представителей других царств (грибов, животных) и связанных с особенностями питания:
- Растения потребляют в качестве питания - воздух, источника энергии солнечный свет;
- Способность к неограниченному росту в течение всей жизни, благодаря которому происходит постоянное увеличение поверхности тела и увеличение площади питания;
- Неподвижный образ жизни, обуславливающий необходимость расселения в виде зачатков: спор, семян, специализированных участков вегетативного тела;
- Способ питания (поглощение из окружающей среды газовых смесей и растворов).
- Особенности строения клеток: прочная оболочка; пластиды связывающие между собой живые клетки.
Формируя у детей экологические знания, необходимо раскрыть значение растений в природе:
- Растения - первое звено в цепи. Благодаря фотосинтезу они представляют собой энергетическую и пищевую базу для всех остальных организмов.
- Участие в круговороте кислорода, воды, углекислого газа, минеральных и органических веществ.
- Влияние на климат.
- Взаимосвязанная с другими организмами эволюция.
- Санитарная роль как поглотителей загрязняющих веществ.
Сфера применения растений человеком очень широка.
В зависимости от цели использования их можно разбить на несколько основных групп:
- Пищевые и кормовые растения.
- Лекарственные растения.
- Технические: прядильные, красящие.
- Дающие древесину.
- Декоративные.
Многие растения человек изымает из природы, другие - выращивает в специализированных хозяйствах, третьи - нашли свое место на участках садоводов-любителей.
Растения - живые организмы, они растут, размножаются, питаются, их развитие зависит от среды обитания, в которой они находятся. Знакомя детей с растениями необходимо формировать у детей представления о том, что растения могут жить в различных климатических зонах, в разной среде обитания, к которой они могут приспосабливается.
Наука об условиях существования живых организмов во взаимодействии их между собой и физической средой обитания называется экологией. Отдельные элементы среды, действующие на растения (воздух, свет, тепло, вода, пища), называются экологическими факторами.
Среда - совокупность экологических факторов, которые влияют на распространение живых организмов. Растения и животные, находясь в тесной связи и взаимозависимости между собой и. условиями неживой природы, создают определенные сообщества (биоценозы, экологические системы), которые в быту мы называем лесом, лугом, степью, водоемом и др. Состав этих сообществ обусловлен сходством требований входящих в них видов растений и животных к физическим условиям мест обитания. Такая взаимозависимость возникает на основе пищевых связей использования получаемой энергии, необходимой для жизненных процессов.
Приспособление растений к условиям среды проявляется в сезонных явлениях природы, в строении органов у растений, а также в различных способах питания, в различных потребностей растений в свете, влаге, воздухе, температуре.
Таким образом, педагог, давая детям понятия о растениях, должен подбирать материал, раскрывая сущность понятий: растение - живой организм, среда обитания, приспособленность к среде. Знания о растениях должны даваться в системе, с учетом систематичности и возрастных особенностей дошкольников.
Пути и средства формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений.
В соответствии с программой воспитания и обучения педагог должен в процессе наблюдений за окружающим во все времена года воспитывать у детей "любовь к природе, способность воспринимать ее красоту".
Педагоги с детьми 3-4 лет проводят целевые прогулки. Они кратковременны, эпизодичны, но уже довольно разнообразны по тематике: особенности погоды, наблюдения за растениями, животными.
Постепенно границы наблюдений расширяются: участок детского сада, знакомая улица, речка, поле. Воспитатель ее только сообщает детям первые знания о природе, но и дает пример элементарных оценок наблюдаемых явлений: "Это луг, смотрите, какой он красивый, сколько разных цветов растет здесь: и желтых, и голубых, и белых..."; "Выглянуло солнышко, и всем сразу стало весело, только сосульки заплакали - им не хочется таять..."
Дети еще очень малы, поэтому целевые прогулки сопровождаются играми, забавами, весельем ("Наберем цветы - сплетем венки", "Побегаем по шуршащим листьям", "Соберем шишки - сделаем веселых человечков" и др.). Однако воспитанников младшей группы уже знакомят и с правилами бережного отношения к природе: растения необходимо поливать, нельзя, например, без нужды рвать цветы, листья. Воспитатель учит детей правильно поливать растения. Первые трудовые поручения в уголке природы или на огороде воспитывают у малышей заботливое отношение ко всему живому и красивому)
Постепенно содержание труда в природе усложняется: посев семяндля корма птицам; посев бобов для озеленения веранды; посадка лука для салата и др.
Малышам не терпится увидеть результат своего труда, поэтому воспитатель терпеливо объясняет ребятам, что не сразу появится зеленый лук, прорастут бобы, зацветут цветы.
Полезно организовать наблюдения за трудом старших дошкольников и совместную работу их с малышами. Например, дети подготовительной к школе группы высаживают в грунт рассаду, а малыши поливают ее; старшие собирают спелые огурцы, помидоры, редис, а малыши складывают их в корзинки. Эти первые трудовые умения в дальнейшем совершенствуются и при правильном педагогическом воздействии переходят в прочные навыки, которые способствуют воспитанию важных нравственных качеств: трудолюбия, заботливости, чуткости, умения дружно работать и т. д.
B соответствии с программой воспитания н обучения в средней группе необходимо развивать у детей интерес и любовь к природе, к ее красоте; приучать детей заботиться о животных, ухаживать за растениями. Знакомить дошкольников с природой можно на экскурсиях и прогулках, во время занятий и бесед.
Ценность каждой встречи ребенка с природой значительно возрастает, если познавательные, нравственные и эстетические задачи при этом решаются в единстве.
Готовясь к проведению прогулки или экскурсии, воспитатель должен не только четко продумать ее программное содержание (с какими явлениями познакомить, на что обратить внимание). Экскурсию целесообразно строить так, чтобы на каждом ее этапе решалась одна из поставленных задач: расширить и уточнить знания; воспитывать положительное отношение к природе; пробуждать эстетические чувства
При ознакомлении детей с природой родного края целесообразно одновременно показать им и труд взрослых в природе. Например, воспитательно-образовательная тема "Природа родного края" может быть раскрыта на следующих последовательно проведенных занятиях (занятия можно повторять в разные времена года):
Экскурсия в ближайший лес, лесопарк с целью наблюдения за растительным миром (деревья, кустарники, цветы).
Целевая прогулка или экскурсия на водоем (реку, пруд, озеро) для наблюдения за его состоянием.
Рассматривание репродукций с картин, иллюстраций в книгах и чтение произведений о природе.
Детей пятого года жизни воспитатель учит не только внимательно наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, но и выражать в речи результаты своих наблюдений, передавать в рассказах и высказываниях свое отношение к природе. Для этого педагог использует различные методы и приемы. Например, отбирает несложные произведения и предлагает их детям в качестве образца: дошкольники хорошо воспринимают цикл стихов Е. Серовой "Цветы" ("Одуванчик", "Колокольчики", "Мышиный горошек"), любят стихи И. Токмаковой "Весна" ("К нам весна шагает быстрыми шагами..."), "Ели" ("Ели на опушке - до небес макушки...").
В качестве образца для повторения может быть использован и рассказ самого воспитателя, который должен стать примеров образного видения природы.
Экскурсии и прогулки в лес, на реку, на поле дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе, конкретизировать их:
- не следует рвать много растений и цветов, достаточно принести один букет;
- для растений, которых ребята находят в лесу, следует создать условия,схожие с естественными (цветы поставить в воду).
В средней группе значительное место отводится наблюдениям за трудом взрослых в природе (подготовка цветников к зиме, посадка деревьев, внесение удобрений и др.). Дети знакомятся с различными сельскохозяйственными профессиями и сами принимают посильное участие в труде в природе: заготавливают корм для птиц, сеют овес, поливают огород, собирают сухие листья.
При этом воспитатель подчеркивает важность и необходимость любой работы, которую выполняют дети.
Поэтическое произведение дает доступный пониманию дошкольников пример гуманного отношения к природе, который может быть использован ими как образец для подражания.
Эмоциональное отношение к природе, любовь к ней рождаются не только тогда, когда ребенок рассматривает цветы, гуляет по лесу, слушает птиц. Все это помогает воспитывать у дошкольников интерес и любовь к природе.
В старшей группе по-прежнему основными методами ознакомления детей с природой являются методы непосредственного общения с ней: прогулки, экскурсии, наблюдения. Тщательно готовясь к ним, воспитатель должен соблюдать определенные условия, способствующие их успешному проведению.
1. Объекты, отобранные для наблюдения, должны быть интересными исодержать элементы новизны.
Перед экскурсией необходимо сообщить детям ее цель и кратко рассказать о том, куда они пойдут и что увидят.
Экскурсию целесообразно построить так, чтобы дети не только рассматривали объект и отвечали на вопросы педагога, но и могли сделать для себя какие-то выводы, установить логические связи. Все это не только способствуетуглублению интереса к явлениям природы, но и развивает любознательность и умение размышлять.
Умелое руководство педагога помогает ребенку заметить удивительное в природе. Например, очень интересны наблюдения за некоторыми лекарственными растениями, сопровождающиеся рассказом воспитателя. Во время прогулки на луг весной он показывает детям цветы мать-и-мачехи и предлагает описать их ("На длинном стебельке, покрытом волосками и маленькими листочками, сидят желтые корзиночки цветов"). Рассказ детей продолжает воспитатель: "Это растение удивительное. После того как оно отцветет, у него начинают расти большие листья. Из этих листьев делают лекарство от кашля. Выпьет больной настой из этих листьев и перестанет кашлять".
Летом при повторной экскурсии на луг дети снова найдут мать-и-мачеху и рассмотрят ее листья. Воспитатель расскажет, почему это растение так называется ("Одна сторона листа теплая, нежная, будто мать, другая - холодная, словно недобрая мачеха"), и все вместе вспомнят, почему оно считается лекарственным.
Очень важно, чтобы воспитатель заботился об эмоциональном разнообразии встреч ребенка с природой.
Например, дети любуются цветовой гаммой летнего луга, сравнивают запахи различных цветов и трав. Очень привлекает их пение птиц в лесу. Можно объяснить ребятам, как различать по голосам некоторых птиц, живущих в данной местности; сороку, пеночку, кукушку и др.
Интерес к экскурсии возрастает, если дошкольники предварительно рассматривают специальные картины, репродукции, иллюстрации к книгам, изображающие пейзаж.
В старшей группе детям рекомендуется показывать репродукции с картин И. Левитана "Золотая осень", "Осенний день. Сокольники", "Весна. Большая вода", А. Рылова "Зеленый шум", "В голубом просторе", "Мартовское утро", И. Шишкина "Зима".
3. Опыт работы с детьми по выбранной теме.
Влияние природы каждый человек испытывает на себе. Природа является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Из высших эмоций детскому возрасту доступны эстетические и нравственные "хорошо-плохо", добро-зло", " красиво-некрасиво". Поэтому в экологическом воспитании большое внимание необходимо уделять эстетическому и нравственному аспекту.
Работая с дошкольниками подготовительной группы я научила детей понимать и объяснять особенности растительного мира разных экосистемах: лес, луга, река. Они знают, что особенностью растительного леса является многояростность: высокие деревья, деревья пониже, кустарники и травы.
У реки растут влаголюбивые растения, т.к. почва насыщена водой, а на лугу растут травянистые растения, которые любят свет и солнце.
Для воспитания бережного отношения к растительному миру природы привлекают детей к труду в "зеленом" уголке, на участке детского сада. Детям всегда особенно дорого то, что они сами вырастили.
Читаю детям произведения Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, Пришвина и др. О том, как человек заботится о сохранении растительного мира.
Дети моей группы знают редкие охраняемые растения, которые занесены в "красную книгу".
В группе я организовала детскую выставку, на которой в рисунках были представлены редкие виды растений нашего края "ветреница, купальница".
Наблюдая, отношение детей к природе замечаю, как постепенно дети овладевают нормами и правилами, а так же ограничениями и запретами экологического характера.
Работая с детьми в подготовительной к школе группе, в системе организую обучение детей для формирования у них экологических представлений в процессе ознакомления с миром растений. Проводимые в системе экспериментальные исследования позволяет детям более близко ознакомится с миром растений.
Эксперимент организую так, чтобы он неразрывно был связан с игрой, незаметно вплетался во все виды деятельности и составлял с ним одно целое. При помощи экспериментальных опытов дети узнали о роли воды и удобрений в жизни растений, о влияние тепла и света для нормальной жизнедеятельности растений.
Использую эксперимент как способ познавательных задач, возникающей, а в процессе игр, труда или на специальных занятиях, в том случае, когда, не могли быть использованы другие способы /наблюдения, беседы/. Задачу могу выдвинуть я, но могут выдвинуть и сами дети, но обязательно задача должна быть ясной и четко сформулированной. Затем начинается поиск: анализ, соотношение известных и неизвестных данных. В результате анализа дети высказывают суждения, предположения о причинах явления, выбирают способ решения, условия и организацию опыта. Обсуждением условий опыта руковожу я. Все условия в опыте должны быть уравнены, и лишь одно из них, которое влияет на результат опыта, должно быть выделено, показано детям и осознано ими.
Планирую как длительные сравнительные опыты, так и кратковременные наблюдения. Поскольку в длительном сравнении наблюдений результаты отсрочены, необходима фиксация отдельных наиболее характерных этапов опыта в рисунках, схемах. Например: скорость роста растения из проросшего семени и не проросшего или посадка семян на разную глубину /2см. и 6см./.
Во время длительных экспериментов дети сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше, и фиксируют в дневнике наблюдений или приклеивают к общему листу в порядке, соответствующем последовательности развития событий. Такой прием заставляет детей более внимательно присматриваться к отдельным деталям и запечатлеть в памяти внешний вид приростков на разных стадиях развития.
Специально организую опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений они позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства и особенности исследуемого объекта. Например: "обнаружение в почве питательных веществ".
После проведения опыта дети приходят к выводу, что в почве содержится больше солей, чем в воде. Эти соли называются питательными веществами и растения берут их из почвы.
В ходе опытов длительного характера поддерживаю интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращаю их к созданию того, зачем был поставлен опыт.
Заключительным моментом является формирование полученных результатов. Побуждаю детей самостоятельно делать выводы. Если же задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждения результатов опыта провожу сразу: анализируем с детьми условия протекания опыта, делаем вывод.
Эксперимент не самоцель, а только способ ознакомления детей с окружающим миром. Иногда эксперимент является ответом на детский вопрос. В организации опытов важно всегда помнить, что нельзя доводить объект до гибели и нарушать его жизненно важные функции.
Учу детей таким приемам ухода, которые обеспечивают растениям хороший уход рост. Только на примере положительных результатов труда детей, можно воспитать устойчивый интерес и бережное отношение к растениям.
(Приложение № 1 Занятие по экологическому воспитанию "Исчезающие виды растений Кемеровской области").
Литература.
- С. Николаева Теория и методика экологического образования. Пособие для высших педагогических учебных заведений. М, 2002г.;
- Николаева Методика экологического воспитания Учебное пособие.М., 1999г. В.
- В. Ашиков, С. Ашикова "Семицветик". Программа культурно-экологического образования дошкольников. М., 1999г.
- Н. Виноградова, Т. Куликова. Дети, взрослые и мир вокруг. М., 1993г. 5. О.ЗебзиваОформа и методах экологического образования дошкольников. "Дошкольное воспитание" № 7 1998 г.
- Методика ознакомления детей с природой в детском саду. Учебноепособие под редакцией Саморуковой. М, 1992г.
- Свидание с природой. Книга 100 авторов. Кемерово. 1979г.
- Т. Николаева Задачки на удивление. Май. Тайна одного дерева. "Дошкольное воспитание" №5 - 2001г., Июнь. Во что превращается цветок№ 6, 2001 г.
- Судакова Экологическое воспитание: региональный подходэкологическая тропа и методика работы на ней. "Дошкольноевоспитание" №7 - 2001г.
- С. Николаева Образ зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания. Дошкольное воспитание№7 - 2002 г.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Знакомство детей с комнатными растениями
Знакомство детей с растениями
Из всего многообразия мира природы детям наиболее доступны для непосредственного наблюдения растения, расположенные на приусадебном участке или в непосредственной близости от дома, и комнатные. В процессе знакомства дошкольников с растениями воспитывается не только любовь и понимание природы, но и обогащаются знания об окружающем мире, труде взрослых по сохранности природных богатств, происходит знакомство с новыми профессиями (лесничий, цветовод, рабочий парка и прочее), появляется желание выращивать растения и ухаживать за ними.
Взрослые же могут открыть своим детям многообразие и красоту окружающего мира и конкретных растений, знакомить своих малышей со свойствами и качеством растений, формировать элементарные понятия о растительном мире. Более того, усвоению знаний детьми способствует эмоциональное отношение взрослого к тому, о чём он рассказывает.
Комнатные растения присутствуют, практически, в каждом доме, но дети мало, что знают о них, так как чаще всего в разговорах они слышат общее название – «цветы». В статье «Работа с комнатными растениями» я писала о привлечении детей по уходу за растениями, имеющимися в вашем доме. Сейчас хотелось бы поговорить о знакомстве ребят с комнатными растениями.
Знакомство детей с комнатными растениями цель
Проводя работу по знакомству, уточнению знаний о растениях, окружающих ребёнка, взрослые расширяют представления детей о растительном мире, учат узнавать растения по внешнему признаку, углубляют представления о разнообразности растений и их свойств, формируют понятия о зависимости растений от воды, воздуха, ухода за ними. В то же время у детей воспитывается привычка заботиться о растениях, расширяются знания и представления о них, развивается любознательность, наблюдательность и трудолюбие. А умение трудиться развивает такие качества, как активность, самостоятельность, привычку к чистоте и порядку и т.п.
Нельзя нацеливать детей только на знакомство и уход за растениями, следует обращать внимание на изменения в жизни растения (появление бутонов, цветов, новых отростков и т.п.), поощрять детей, когда они сами заметили эти изменения. С целью развития внимательности и усидчивости, старшим дошкольникам можно предлагать делать зарисовки комнатных растений, как с натуры, так и по памяти. Если ребёнок увлечён подобным рисованием, следует обращать внимание на правильность изображения листьев, стеблей, соцветий и прочее.
Беседа с детьми о комнатных растениях
Ознакомление дошкольников с растениями можно осуществлять, отводя специальное для этого время или в процессе ухода за ними. Беседа с детьми о растениях начинается со знакомства названия их. Если ребёнок не может быстро запомнить название, не торопите его, просто расскажите и покажите, чем это растение отличается от других, имеющихся у вас растений (формой листьев, их окраской, расположением стеблей и т.п.). Следующий этап ознакомления дошкольников с комнатными растениями — знакомство с частями растений (стебель, листья). Научите малышей описывать форму листьев (круглые, овальные, как огурчик, окраску их (зелёные, пёстрые, с красным оттенком и прочее), величину (большие и маленькие), поверхность (гладкая, шероховатая, ворсистая и т.п.).
В процессе бесед с дошкольниками о растениях необходимо привить им умения рассказывать о цветах выбранного вами растения, обращая внимание на их окраску, количество цветков на цветоножке. Обязательно в процессе ознакомления детей с комнатными растениями следует показать, что они отличаются дуг от друга и в чем заключается это отличие. Сначала обращается внимание на самые заметные отличительные признаки некоторых растений.
Чтобы дети лучше усвоили знания о растениях, проводите с ними игры типа:
- «Найди, о чём я расскажу» — вы описываете растение, а ребёнок угадывает. Если он не может вспомнить название растения, пусть просто покажет его, а вы сами уточните название. Далее эта игра усложняется – взрослый просит ребёнка описать растение, а он будет говорить название его и покажет ребёнку. Таким способом вы поможете своему малышу запомнить название нужного растения. Следующий этап игры – взрослый говорит название, а ребёнок должен найти нужное растение среди других, имеющихся в доме. Иры с заданием «найди растение по названию» труднее, чем нахождение растений по описанию, поэтому их нужно проводить после того, как дети всё узнают о растении и запомнят его название.
- Интересна группа игр «Найди такой же», в которых дети должны отыскивать растения, похожие друг на друга, с некоторыми небольшими отличиями (например, по цветовому признаку: ведь пеларгония (герань) может цвести красными, белыми, различными оттенками розового цвета).
- «Чего не стало?» — взрослый прячет хорошо знакомое растение, а ребёнок должен понять и отгадать, какого растения не стало в комнате.
- «Такой листок лети ко мне» — вы даёте своему малышу листья знакомых растений, описываете растение, ваш сын или дочь должны принести вам нужный листик.
- «Найди листок» — вы говорите название цветка, а ребёнок отыскивает нужный листик.
- «Найди пару» — описываете растение, ребёнок находит его. А затем ищет такое же растение и похожее на него.
- «Загадай, я отгадаю» — ребёнок даёт описание растения, а взрослый находит и называет его или просто говорит название растения.
- «Беги к тому растению, которое я назову» — взрослый называет растение, а ребёнок должен добежать или дойти до него, повторив в последствие название растения.
Беседуйте со своими детьми о растениях, животных, следите за происходящими изменениями в их жизни, так как любое общение с природой делает человека добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. А в воспитании детей это особенно важно.
bukvic.ru