Подцарство высшие растения 7 класс урок. Зачет по темам: «Подцарство Низшие растения. Подцарство Высшие растения. Отдел Голосеменные растения» 7 класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Разработка урока по биологии 7 класс Тема: Подцарство Низшие растения. Подцарство высшие растения 7 класс урок


«Высшие споровые растения» 7 класс

 Обобщающий урок по теме:» Высшие споровые растения» 7 класс

Цели урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о моховидных, плауновидных, хвощевидных, папоротниковидных: особенностях их строения, жизненных циклах, значении в природе и жизни человека; развивать у учащихся память, внимание, умение логически мыслить, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать познавательный интерес; воспитывать культуру общения во время соревнований, приобщать учащихся к научному творчеству.

Оборудование: Таблицы « Споровые растения», гербарные споровые растения; физическая карта Украины, коллекции каменного угля и торфа.

Виды работы: Интеллектуальные конкурсы, интерактивные задания, игровые технологии, групповая работа, письменный контроль знаний.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний , контроль знаний.

Форма урока: Урок - путешествие.

Продолжительность урока: 45 минут.

Структура урока

I орг. этап: Объявление темы, целей урока, форм и видов работы на уроке.

Девиз урока: «Знания собираются по капле, как вода в долине» украинская народная пословица.

II: Обобщение и систематизация знаний по теме «Высшие споровые растения»

Учитель: урок проведём сегодня не совсем обычно, в форме путешествия в « Страну Знаний» на поезде скором, пассажирском, а на каком именно – вывод сделаем в конце урока.

Учитель: мы стоим на перроне в ожидании поезда. Чтобы не было скучно, проводим интеллектуальные конкурсы.

1.Конкурс « Разминка» - технология «микрофон»

1.Что изучают науки:

А) Систематика Б) Альгология В) Бриология

2. Как называется клетка бесполого размножения:

А) без жгутиков Б) со жгутиками

3. Орган бесполого размножения, где образуются:

А) споры Б) зооспоры

4. Как называется бесполое поколение в жизни растений?

5. Как называется половое поколение в жизни растений?

6. Как в биологии называют половые клетки?

7. Как называется орган полового размножения высших растений, где образуются?

А) мужские половые клетки Б) женские половые клетки

8.Назовите отделы высших споровых растений.

9. Какое поколение господствует в жизненном цикле папоротников, хвощей и плаунов?

10. Какое поколение господствует у мхов?

11. У каких споровых растений спорофит «живёт на гаметофите?

12. У каких споровых растений спорофитные и гаметофитные поколения живут изолировано друг от друга?

13. Как называется улиткообразный лист молодого папоротника, нарастающий верхушкой?

14. Какие 3 функции выполняют листья папоротника?

16. Почему нижние листья мхов без хлорофилла и имеют коричневую окраску?

2. Конкурс Эрудитов

( выявление самого «умного»)

1 Дайте научное определение тому факту, что в торфяных болтах часто находят неразложившиеся трупы животных.

2. При строительстве домов в качестве утеплителя стен и потолков используют высушенный мох – сфагнум, почему?

3. Почему из всех споровых растений плаун чаще всего размножается вегетативным способом, а реже спорами?

4. Почему мхи называют «земноводными» в мире растений?

5. Почему мхи можно считать экологическими барометрами?

6. Листья травянистых папоротников, побеги хвощей осенью отмирают. Каким же образом весной происходит их возобновление на этом же месте?

7. Откуда произошло название зелёного мха – кукушкин лён?

8. на месте чего появляется коробочка со спорами у мха сфагнума? Однодомное или двудомное это растение, почему?

9. Какой гаметофит - заросток у папоротника однодомный или двудомный? Обоеполый или раздельнополый (однополый), почему?

10. Чем отличаются по виду весенний и летний побеги хвоща полевого?

Учитель: Внимание! Подходит наш поезд. Мы садимся в вагончики, путь предстоит не близкий, и чтобы скоротать своё время в пути мы поводим конкурс « Найди ошибку».

3. Конкурс « Найди ошибку»

(задания на столах)

Впишите буквы, стоящие возле верных ответов в пустые квадратики последовательно и получите верное утверждение.

Т Большинство высших споровых растений живёт в воде.

Р Вегетативное тело высших споровых растений – многоклеточное.

А Мхи, хвощи, плауны и папоротники размножаются спорами.

С Вегетативное тело кукушкина льна разделено на стебель и листья.

Т У папоротников нарастают корни.

Е Листья папоротников нарастают верхушкой.

К у споровых растений появляется цветок.

Н Фотосинтез происходит в листьях.

Ж Кукушкин лён размножается семенами.

З Хвощ полевой имеет большие листья.

И Плауны могут размножаться вегетативно.

Д Хвощи и плауны живут в воде.

Я Гаметофит папоротника представлен зелёной пластинкой.

С Щитник мужской – представитель папоротникообразных.

Ф Сфагнум – представитель папоротникообразных.

У В жизненном цикле папоротников чередуется два поколения: половое и бесполое.

Л В жизненном цикле мхов есть только половое поколение.

Ш При бесполом поколении образуются споры.

И Сфагнум – мох, который в клетках запасает воду.

О Вымершие мохообразные растения образовали уголь.

Л Древние папоротникообразные растения образовали торф.

У В Украине нет представителей высших споровых растений.

Р

А

С

Т

Е

Н

И

Я

С

У

Ш

И

Групповые формы работ

Учитель: Работать мы будем в малых группах – по 4 человека (как сидим в купе). Каждой группе предлагаются задания, время на обсуждения 5 минут, затем 2-3 представителя от каждой группы отвечают на поставленные вопросы.

1.Станция «Географическая»

А) Найти на физической карте Украины и назвать месторождения торфа, каменного угля.

Б) Объяснить, как образовался торф и каменный уголь.

В) Каким был климат в каменноугольный период мезозойской эры именно в нашей местности, почему вы так решили?

2. Станция «Промышленная»

А) Как человек использует торф и каменный уголь в своём хозяйстве*

Б) Как человек использует торф в химической промышленности? (использование коллекции «Торф и продукты его переработки»)

В) Для производства чего используют каменный уголь в химической промышленности? (использование коллекции «Каменный уголь и продукты его переработки»

3. Станция «Литературная»

1.Стихлтворение «Мох»

Меж клюквы и морошки

Среди лесных болот

На кочке мох без ножки

Куда ни глянь – растёт.

Он снизу – беловатый,

Повыше – зеленый,

Коль нужно будет ваты,

Нарви его скорей.

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной.

  1. О каком мхе и почему говорится?

  1. Объясните выражение «без ножки».

  1. Объясните слова: «снизу – беловатый, повыше – зеленей»

  1. Почему мох сравнивают с ватой?

  1. Почему мох лечит раны?

2.О каких растениях и почему идёт речь?

А) Листики не годные,

Так как не съедобные

Споры их шипучие

Фейерверки яркие.

Б) Листки невзрачные

Или вовсе нет,

Ткани очень жёсткие

Кремнием пропитаны.

Там где появляются

Почвы очень кислые.

4.Станция «Медицинская»

С какой целью в медицине используют:

  1. Плаун булавовидный

  2. Хвощ полевой

  3. Щитник мужской

  4. Мох – сфагнум

5.Станция «Исследовательская»

Вариант – 1

1.Укажите признаки сходства папоротников и мхов. (по таблицам)

2.Докажите, что папоротники имеют более сложное строение, чем мхи.

3.Как у папоротников происходит чередование поколений в жизненном цикле?

(объяснить по таблице)

Вариант – 2

  1. Докажите, что мхи имеют более сложное строение, чем водоросли?

  2. Докажите родство мхов и водорослей

  3. Укажите признаки сходства и различия мхов сфагнум и кукушкина льна (по таблице)

  4. Как у мхов происходит черодование поколений в жизненном цикле? (объяснить по таблице)

III Контроль знаний по теме «Высшие споровые растения»

Станция «Молчанка»

Письменный тематический контроль знаний по вариантам 1-4. Задания с выбором одного правильного ответа, задания на соответствия, задания на логическую последовательность. (тестовые задания прилагаются)

IV : Итог урока + Домашнее задание.

  1. Творческие задания по желанию: стихи, сказки, загадки, рассказы, кроссворды по теме «Высшие споровые растения».

  2. Выставления оценок с учётом активности учащихся и качества их знаний.

  3. При наличии времени дать ответы на письменный контроль знаний (на обратной стороне доски или спроецировать на экран, объяснив критерии оценивания)

Задания 1-6 с выбором одного правильного ответа. В каждом таком задании по 3-4 варианта ответов, однако правильный только один ответ. Если все ответы правильные – оценка 6 баллов.

Задания 7-9 на установление соответствия. В каждом таком задании 4 варианта ответов, обозначенных буквами. Выберите один правильный, по вашему мнению, вариант ответа, обозначенный цифрой. Цифру поставьте рядом с буквой. 1) Ответы 1а, 2в и т.д. соответственно по 0,25 балла. 2) За все правильные ответы – оценка 3 балла.

Задание 10 на установление логической последовательности. В каждом таком задании расположите в логической последовательности явления, процессы и т.п. Первое явление, процесс должен соответствовать цифре 1, второе цифре 2 и т.д. Полный правильный ответ оценивается в 2 балла.

Конечная остановка путешествия.

Учитель: На каком же поезде мы ехали в «Страну Знаний», на скором или пассажирском? (дети, как правило, всегда дают объективную оценку своих знаний)

АННОТАЦИЯ

Сидоренко Л.Н.

Обобщающий урок по теме: «Высшие споровые растения» 7 класс

Урок проведен в форме путешествия в «Страну Знаний». Для активизации познавательной деятельности учащихся использовались интеллектуальные конкурсы, интерактивные задания, игровые технологии, групповая работа, тестовый письменный контроль знаний; использовались также межпредметные связи с географией, химией, литературой, медициной. Учащиеся приобретают умения работать в коллективе, творчески подходить к решению проблем Разноуровневые задания для тематического оценивания знаний позволяют внедрять индивидуальный, личностный подход к обучению и оптимизировать процесс проверки уровня усвоения учащимися учебного материала. Использование тестовых заданий даёт возможность учителю очень быстро устанавливать обратную связь с учащимися, за небольшой отрезок времени проверить усвоение большого объёма учебного материала у всех учащихся класса.

ТЕСТ 9. Высшие споровые растения.

ВАРИАНТ 1

Задания с выбором одного правильного ответа.

  1. К высшим споровым растениям относятся:

а) цветковые, б) водоросли, в) моховидные

  1. Наука о мхах:

а) микология, б) альгология, в) бриология, г) лихенология

  1. Бесполое поколение в жизненном цикле высших споровых растений:

а) гаметангий, б) спорангий, в) спорофит, г) гаметофит

  1. Моховидные имеют органы:

а) корень, б) цветок, в) побег, г) семена

  1. Споры у высших споровых растений формируют особи поколения:

а) полового, б) бесполого, в) как бесполого так и полового

  1. У папоротников из споры развивается:

а) зигота, б) обоеполый заросток, в) однополый заросток, г) бесполое поколение

Задания на установление соответствия

  1. Установите соответствие между отделами высших споровых растений и их представителями:

А) моховидные 1. щитовник мужской

Б) хвощевидные 2. баранец

В) плауновидные 3. кукушкин лен

Г) папоротниковидные 4. гигантские хвощи

  1. Установите соответствие между термином и его определением:

А) мужские половые органы наземных растений 1. архегонии

Б) женские половые органы наземных растений 2. заростки

В) нитевидные выросты гаметофита, выполняющие функции корня 3. ризоиды

Г) особи полового поколения плаунов, хвощей, папоротников. 4. антеридии

  1. Установите соответствие, образовав логические пары :

А) отвары и настойки из листьев этого растения используют как обезболивающее и противовоспалительное средство для заживления ран 1. хвощ полевой,

Б) листостебельные , высшие споровые растения 2. щитовник мужской,

В) многолетнее вечнозеленое травянистое растение с ползучими стеблями, мелкими чешуйчатыми листочками, дополнительными корнями 3. моховидные,

Г) применяют в медицине как мочегонное и кровоостанавливающее средство.

4. плаун булавовидный.

Задание на установление логической последовательности:

10. Установите последовательность событий жизненного цикла щитовника мужского:

А) оплодотворение

Б) развитие заростка

В) образование спорангиев на нижней поверхности листа

Г) образование зиготы, а из неё особи бесполого поколения

Д) созревание и рассеивание спор

Е) образование на заростке мужских и женских гамет.

ТЕСТ 9. Высшие споровые растения.

ВАРИАНТ 2

Задания с выбором одного правильного ответа.

  1. К высшим споровым растениям относятся:

а) голосеменные, б) покрытосеменные, в) хвощевидные

  1. Высшие споровые растения отличаются от водорослей наличием:

а) гамет, б) спор, в) настоящих тканей и органов, г) ризоидов.

  1. Женский половой орган наземных растений:

а) спорангий, б) гаметофит, в) архегоний, г) антеридий.

  1. У плаунов и хвощей по сравнению с мохообразными появились:

а) листья, б) стебли, в) корни, г) ризоиды.

  1. В жизненном цикле папоротников:

а) преобладает спорофит, б) преобладает гаметофит, в) есть нитчатая стадия

  1. Спорангий мохообразных называется:

а) спороносным колоском, б) ризоидом , в) коробочкой, г) заростком.

Задания на установление соответствия

  1. Установите соответствие между отделами высших споровых растений и их представителями:

А) моховидные,

Б) хвощевидные,

В) плауновидные,

Г) папоротниковидные

  1. сальвиния,

2. сфагнум,

3. плаун годичный

4. хвощ лесной.

  1. Установите соответствие между термином и его определением:

А) бесполое поколение в жизненном цикле растений,

Б) половое поколение в жизненном цикле растений,

В) орган бесполого размножения, в котором образуются споры,

Г) оплодотворенная яйцеклетка.

1.спорангий,

2. зигота,

3. спорофит,

4. гаметофит.

  1. Установите соответствие, образовав логические пары:

А) обладает бактерицидными свойствами, используется как перевязочный материал,

Б) споры этих растений используют при изготовлении ракет для фейерверков, спорами также пересыпают литейные формы,

В) из ископаемых остатков этих растений образовался каменный уголь,

Г) на корневище этого растения образуются клубеньки, в которых запасается крахмал.

1. хвощ полевой,

2. папоротниковидные,

3. плауны,

4. сфагнум.

Задание на установление логической последовательности

  1. Установите последовательность событий жизненного цикла кукушкиного льна:

А) образование спорангия,

Б) образование полового поколения,

В) прорастание споры и образование из нее зеленой нити,

Г) оплодотворение и образование зиготы,

Д) созревание и рассеивание спор.

ТЕСТ 9. Высшие споровые растения.

ВАРИАНТ 3

Задания с выбором одного правильного ответа.

  1. К высшим споровым растениям относятся:

а) голосеменные, б) цветковые, в) плауновидные.

  1. Оплодотворение у высших споровых растений происходит при помощи:

а) ветра, б) воды, в) насекомых, г) всеми названными способами.

  1. Половое поколение в жизненном цикле высших споровых растений:

а) гаметангий, б) спорангий , в) спорофит, г) гаметофит.

  1. Орган бесполого размножения, в котором образуются споры:

а) гаметангий, б) спорангий, в) зооспорангий, г) спорофит.

  1. В жизненном цикле плаунов и хвощей:

а) преобладает спорофит, б) преобладает гаметофит, в) есть нитчатая стадия.

  1. Спорангии у папоротникообразных образуются:

а) в коробочках, б) в спороносных колосках, в) на нижней поверхности листьев, г) в заростках.

Задания на установление соответствия

  1. Установите соответствие между отделами высших споровых растений и их представителями:

А) моховидные,

Б) хвощевидные,

В) плауновидные,

г) папоротниковидные.

1. полевой хвощ,

2. политрих волосоносный,

3. щитовник мужской,

4. плаунок.

  1. Установите соответствие между термином и его определением:

А) улиткообразно закрученный молодой лист папоротника,

Б) растения, антеридии и архегонии которых расположены на разных особях,

В) растения, антеридии и архегонии которых расположены на одной особи,

Г) специализированная клетка бесполого размножения без жгутиков.

1.Двудомные растения,

2. Спора,

3. Вайя,

4. Однодомные растения.

  1. Установите соответствие, образовав логические пары:

А) в тканях этих растений много соединений кремния, поэтому они очень жесткие и несъедобны для большинства животных,

Б) заросток имеет вид небольшой сердцевидной пластинки диаметром 1-1.5 см.,

В) вызывает заболачивание местности, т.к накапливает воду в мертвых, бесцветных

клетках листьев,

Г) в медицине споры этих растений применяют как присыпку при раздражении кожи и для изготовления оболочек пилюль.

1.плауны,

2. хвощи,

3. щитовник мужской,

4. сфагнум.

Задание на установление логической последовательности

10. Установите последовательность событий жизненного цикла плауна булавовидного: А) развитие заростка,

Б) оплодотворение и образование зиготы,

В) образование спорангиев в спороносных колосках,

Г) созревание и рассеивание спор,

Д) образование мужских и женских гамет на заростке.

ТЕСТ 9. Высшие споровые растения.

ВАРИАНТ 4

Задания с выбором одного правильного ответа.

1. К высшим споровым растениям относятся:

а) водоросли, б) цветковые, в) папоротниковидные

2. Высшие споровые растения предпочитают развиваться в местообитаниях с повышенной:

а) освещенностью, б) температурой, в) влажностью

3. Мужской половой орган наземных растений:

а) спорангий, б) гаметофит, в) архегоний, г) антеридий

4. Хвощ полевой служит индикатором почв:

а) песчаных, б) чернозёмов, в) кислых, г) глинистых

5. В жизненном цикле мхов:

а) преобладает спорофит, б) преобладает гаметофит, в) есть стадия заростка.

6. У хвощей и плаунов спорангии образуются:

а) в коробочках, б) в спороносных колосках, в) на нижней поверхности листьев г) в заростках.

Задания на установление соответствия

  1. Установите соответствие между отделами высших споровых растений и их представителями:

А) моховидные,

Б) хвощевидные,

В) плауновидные,

Г) папоротниковидные

1. плаунок,

2. кукушкин лён,

3. лесной хвощ,

4. марсилия.

8. Установите соответствие между термином и его определением:

А) нитевидные выросты гаметофита, выполняющие функции корня,

Б) бесполое поколение в жизненном цикле растений,

В) женский половой орган наземных растений,

Г) мужской половой орган наземных растений.

1. антеридий,

2. архегоний,

3. ризоиды,

4. спорофит.

9. Установите соответствие, образовав логические пары:

А) листостебельное двудомное растение с ризоидами,

Б) листостебельное однодомное растение без ризоидов, листья образованы клетками двух типов: живые, зелёные и мёртвые, бесцветные,

В) из корневищ этого растения получают лекарство против паразитических червей,

Г) весенний побег, летний побег.

1. хвощ полевой,

2. щитовник мужской,

3. сфагнум,

4. кукушкин лён.

Задание на установление логической последовательности:

10. Установите последовательность событий жизненного цикла сфагнумов:

А) созревание и рассеивание спор,

Б) оплодотворение и образование зиготы,

В) образование спорангия,

Г) образование полового поколения,

Д) прорастание споры и образование из неё зелёной нити.

infourok.ru

ФГОС. Урок биологии в 7 классе по теме «Подцарство Высшие растения».

ФГОС. Урок биологии в 7 классе по теме «Подцарство Высшие растения». Планируемые результаты: Предметные результаты: - формировать умение характеризовать подцарство Высшие растения; - формировать умение узнавать представителей подцарства Высшие растения в гербариях, рисунках, таблицах. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД - формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; - формировать умение работать по плану. Коммуникативные УУД - формировать умение организовывать учебное взаимодействие в паре; - формировать умение вести диалог, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Познавательные УУД - продолжить формирование правил работы с микроскопом и микропрепаратами; - формировать умение формулировать выводы по результатам работы. Личностные результаты: - формирование осознания необходимости ответственного отношения к природе. Методы: словесные (беседа, диалог), наглядные (работа с гербариями), практические (поиск информации, заполнение таблицы, работа с микропрепаратами). Средства обучения: учебник «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс», микроскоп и готовые микропрепараты тканей растений, гербарные экземпляры представителей подцарства Высшие растения, раздаточный материал (инструктивные карточки, тесты). Этапы урока (в соответствии со структурой учебной деятельности) Планируемая деятельность учащихся Деятельность учителя Развиваемые (формируемые) учебные действия предметные универсальные Организация мотивации, постановки учебной задачи, цели. Актуализация знаний. Целеполагание. Отвечают на вопросы, определяют тему урока «Подцарство Высшие растения». Вспоминают отделы высших растений. Вспоминают, что у высших растений есть органы и ткани. Заполняют таблицу, обсуждают в парах полученные результаты. Высказывают свое мнение, сталкиваются с затруднениями при заполнении таблицы. Определяют границы знания и незнания. Учащиеся вместе с учителем или самостоятельно формулируют цель урока и записывают ее на доске: изучить прогрессивные черты в строении и организации высших растений. Организует мотивацию обучающихся на деятельность. Ведет беседу. Вопросы: представители этого подцарства первыми освоили наземно-воздушную среду, у них первых появились органы. О каком подцарстве пойдет речь на сегодняшнем уроке? Какие отделы высших растений вы знаете? Каковы прогрессивные отличия высших растений от низших? Предлагает каждому индивидуально заполнить таблицу (приложение 1) и обсудить полученные результаты в парах. Заслушивает ответы учащихся, заполняет таблицу на доске (все ответы без комментариев). Организует поисковую беседу: с какими трудностями вы столкнулись при заполнении таблицы? Определяет проблемное поле. Предлагает сформулировать цель урока. Фиксирует цель на доске рядом с таблицей. Личностные связаны со смыслообразованиемРегулятивные связаны с целеполаганием: осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно Коммуникативные связаны с умением слушать и слышать, высказывать свою точку зрения, работать в парах Познавательные: общеучебные связаны с умением строить речевое высказывание. Планирование. Предлагают пункты плана, опираясь на таблицу, которую заполняли вначале урока. Записывают в тетрадь: Ткани

univerfiles.com

Конспект ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДЦАРСТВА ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДЦАРСТВА ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ

Предмет: биологияКласс: 7Тема урока: общая характеристика подцарства Высшие Растения.Тип урока: комбинированный.Задачи урока:познакомиться с особенностями организации высших растений;рассмотреть общие признаки основных отделов высших растений;показать усложнение организации высших растений по сравнению с водорослями.

Планируемые результаты:Предметные результаты: – формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельности риниофитов; - формировать умение характеризовать подцарство Высшие Растения; – формировать умение отличать представителей подцарства Высшие Растения от ранее изученных водорослей.

Метапредметные и личностные результаты:Регулятивные УУДСформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.Сформировать умение работать по плану. Познавательные УУДСформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой ( видео в текст).Коммуникативные УУДСформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

Оснащение: экран, проектор, компьютер, колонки, презентация, видеоролик «Как прекрасен этот мир», видеосюжет по данной теме, листы с логической цепочкой.

Ход урока.Организационный момент.

Во время перемены включить видеоролик на песню «Как прекрасен этот мир».По звонку начинается урок.- Здравствуйте дети. Садитесь. Вам понравилось, как прошла перемена? Да, действительно, как прекрасен этот мир! Слайд 1.

Актуализация знаний.

- А почему, наш мир прекрасен, как вы считаете? Ответы детей.- Верно, наш мир прекрасен, а осенью особенно. А почему? Мир красок расцветает. Мы видим повсюду цвета радуги. А где эти цвета? Ответы детей.- Согласна. На растениях, кустарниках, деревьях.- Итак, ребята, какое царство мы изучаем? ( растения) Слайд 2.- На подцарства оно делится? (низшие, высшие) Слайд 3.- Тема сегодняшнего урока А может кто-то сможет сформулировать тему урока? - Тема сегодняшнего урока «Подцарство высшие растения». Слайд 4.- А какие задачи стоят перед нами, что нам необходимо сделать, охарактеризовать?- Задачи на сегодняшний урок Слайд 5 (чтение по слайду).- Сегодня на уроке мы с вами Слайд 6 (чтение по слайду).

Повторение ранее изученного.

- Но прежде чем приступить к изучению нового материала, вспомним, что уже знаем. Слайд 7. - Несколько минут вам на повторение домашнего материала. - Фронтальный опрос по вопросам. В качестве дополнительных вопросов, задание на стр. 34 учебника.

Изучение нового материала.

- Ну что ж, домашнее задание повторили. Настало время для получения новых знаний. Предлагаю вам посмотреть видеосюжет по новой теме. Смотрите очень внимательно. Слайд 8.

- Итак, подведем промежуточный итог. - Какие самые древние растения – одноклеточные водоросли. Слайд 9.- На какие подцарства делится царство растений . Слайд 10.- Какие самые древние наземные растения - Слайд 11, слайд 12.- Признаки псилофитов . Слайд 13.- Молодцы. На мои вопросы ответили хорошо.

Закрепление изученного материала.

- Теперь пришло время поработать с учебником на стр.34. Слайд 14.- У вас на столах находятся листы с незаконченной логической цепочкой. Вам необходимо заполнить пропуски ручкой на этих листах.

- Проверяем, что у вас получилось. Если что-то у кого не получилось, то записываем прямо на этих листах. Дети зачитывают свои варианты заполнения пропусков. - Мо

weburok.com

Зачет по темам: «Подцарство Низшие растения. Подцарство Высшие растения. Отдел Голосеменные растения» 7 класс

2 по темам: «Подцарство Низшие растения.Подцарство Высшие растения. Отдел Голосеменные растения»Вариант I

Задание 1. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Ответ запишите в виде последовательности букв.МоховидныеПлауновидныеХвощевидныеПапоротниковидныеПредставители этого отдела не имеют корней.Травянистые растения с жёстким стеблем и хорошо развитым подземным стеблем – корневищем.Споры используют в медицине в качестве детской присыпки.Многолетние вечнозеленые травянистые растения с прямостоячими и ползучими побегами. От стелющихся по земле участков стебля отходят придаточные корни.Щитовник мужской.Кукушкин лён.Размеры их колеблются от нескольких миллиметров до 25 метров у тропических древовидных форм.Молодые сочные листья некоторых видов в Японии употребляют в пищу к салат. В народной медицине из листьев готовят по особому рецепту глистогонное средство.

Задание 2. Тест. Из предложенных вариантов ответов выберите один правильный.Что из перечисленного ниже относится к сосне обыкновенной?Является покрытосеменным растениемЯвляется тенелюбивым растениемНе образует спорНеприхотлива к почве

Назовите характерную особенность женских шишек сосны обыкновенной.Расположены на верхушке молодых побеговСобраны тесными группамиИмеют зеленовато-желтый цветОбразуются осенью

У одной из структур сосны, образующейся при ее размножении, формируется пыльцевход. Назовите эту структуру.Пыльцевой мешочекПыльцаСемязачатокЗародыш

Что из перечисленного ниже для хвойных НЕ характерно?Образование семянОбразование смолыФормирование мужских и женских шишекНастоящие сосуды, обеспечивающие быстрое перемещение воды

Назовите срок жизни хвоинок сосны.1 год2-3 года4-5 лет5-7 лет

Назовите структурные компоненты водорослей, в которых находится хлорофилл.ЯдраНаружные плазматические мембраныХлоропластыХроматофоры

С какой целью используют хлореллу в очистных сооружениях?Для поглощения углекислого газаДля удаления органических веществВ качестве источника кислородаВ качестве пищи для других организмов

Назовите одноклеточную зеленую водоросль.ЛаминарияУлотриксСпирогираХламидомонада

Назовите водоросль, которую употребляют в пищу и называют «морской капустой».ФукусЛаминария УлотриксСпирогира

Назовите способ размножения, которым хламидомонада размножается при благоприятных условиях.Бесполое размножениеПоловое размножение

Вспомните классификацию водорослей и определите признак, по которому все перечисленные ниже водоросли, кроме одной, объединены в одну группу. Укажите «лишнюю» среди них водоросль.ЛаминарияФукусСпирогираСаргассум

Какой набор хромосом у хламидомонады на стадии зиготы?Одинарный (гаплоидный)Двойной (диплоидный)

Задание 3. Дать определение:Моховидные –Хвощевидные –Голосеменные –

Задание 4. В предложенный текст вставить пропущенные словаВ стебле на поперечном разрезе различают тонкую _________________, хорошо развитую __________________ и плохо выраженную _____________. Древесина голосеменных устроена п

schoolfiles.net

Подцарство Высшие растения. Отдел Моховидные - БИОЛОГИЯ - ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ - Каталог файлов

ЦЕЛИ УРОКА:

дать общую характеристику высших растений. Рассмотреть особенности строения и функционирования представителей отдела Моховидные. Показать черты усложнения строения растений. Продолжить формирование умения работать с натуральными объектами и микроскопом.

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, рисунки, фотографии, гербарные материалы высших растений, в том числе мохообразных, а также комнатные растения. Микроскопы и лупы.

ПЛАН УРОКА:

ХОД УРОКА

Организационный момент

НА ДОСКЕ:

Число, месяц.

Тема: «Подцарство Высшие растения. Отдел Моховидные».

Изучение нового материала

Чередуя изложение нового материала учителем и вопросы к учащимся по содержанию прошлых уроков, целесообразно рассмотреть ряд ключевых положений, касающихся главных различий между высшими и низшими растениями, а также особенности представителей отделов споровых растений и первого из них – мохообразных.

1. Каковы основные отличительные признаки подцарств Низших и Высших растений? Выделить такую важную особенность высших растений, как формирование тканей и органов, деление подцарства на две группы отделов: споровых и семенных.

2. Что позволяет растениям достигать огромных размеров?

Постоянное функционирование образовательной и опорной тканей, обеспечивающих беспрерывный в течение всей жизни рост и прочность даже очень высоких растений. Эта способность к неограниченному (вплоть до гибели) индивидуальному росту настолько значима, что нашла отражение в названии царства – растения.

Дополнение. Некоторые виды деревьев способны существовать тысячи лет, год от года наращивая свою высоту. В Книгу Гиннесса занесены секвойи из Северной Америки, достигающие возраста почти 5 тыс. лет и около 150 м высоты. Столь же высокими бывают эвкалипты в Австралии, а такими же старыми – баобабы, растущие в Африке.

Какие ткани есть у высших растений, и какие функции они выполняют?

Ткани растений – это группа клеток сходного строения, выполняющая сходные физиологические функции. В соответствии с физиолого-анатомической классификацией различают:

– образовательные ткани;

– покровныю ткани;

– механические ткани;

– всасывающие (поглощающие) ткани;

– фотосинтезирующие (ассимиляционные) ткани;

– проводящие ткани;

– запасающие ткани;

– выделительные (секреторные) ткани.

Проводящие ткани – комплексные ткани растений, обеспечивающие перемещение по растению питательных веществ и минеральных элементов и их соединений, растворенных в воде.

Покровные ткани растений – наружные ткани, защищающие растения от внешних неблагоприятных воздействий, выполняют функции поглощения и выделения; через них осуществляется газообмен между растительным организмом и внешней средой. К первичным покровным тканям относятся эпидермис и эпиблема.

Эпидермис покрывает побег, части цветка, плод, семя. Внешние стенки клеток эпидермиса листа и стебля утолщены и пропитаны воском и кутином, которые образуют кутикулу. Через устьичные щели в эпидермисе осуществляются газообмен и испарение воды. На конце корня развита эпиблема, защищенная чехликом. Через эту ткань происходит всасывание из почвы воды и растворенных минеральных веществ, газообмен и выделение продуктов обмена. Эпиблема образует корневые волоски. Пробка – это вторичная покровная ткань, в которой есть участки рыхлой ткани – чечевички, через которые происходят газообмен и испарение.

Механические ткани растений обеспечивают прочность растений. Клетки этой ткани отличаются утолщенными клеточными оболочками, прочной связью клеток, большой упругостью оболочек, а также и характером распределения в теле растения.

Выделительные ткани растений способны выделять из растения или изолировать в его тканях капельно-жидкую воду и продукты метаболизма (секреты). Выделительные ткани растений подразделяются на ткани внутренней и наружной секреции.

Основная ткань растений (паренхима) состоит из клеток относительно одинакового размера, которые образуют однородные скопления в теле растения, заполняют пространства между другими тканями, входят в состав проводящих и механических тканей.

3. Как размножаются растения? Корнями, клубнями, стеблями, листьями, спорами, семенами (привести примеры).

4. Рассмотреть основные особенности отдела Моховидные. Подчеркнуть их древнее происхождение от первых наземных растений (псилофитов), отсутствие корней (их заменяют ризоиды, как у многоклеточных водорослей), слабое развитие тканей.

Пояснение. На схеме (с. 50 в учебнике) мужские и женские гаметофиты выглядят как расположенные на одном растении. На самом деле у мхов развиваются отдельные мужские и женские растения (с. 52).

У сфагнума постоянно, год от года, отмирает нижняя часть растения и нарастает верхняя, что позволяет считать их «вечными» организмами, живущими, возможно, сотни лет.

Дополнение. Моховидные представляют обособленную ветвь в развитии высших растений. Моховидные – отдел высших автотрофных в основном наземных (есть пресноводные формы) растений. Отличаются относительно простым строением. Имеют многоклеточные спорангии со спорообразующей тканью, защищенной стенками, и многоклеточные гаметангии двух типов – мужские и женские с одной неподвижной гаметой – яйцеклеткой. В цикле развития моховидных преобладает автотрофный гаметофит, который может длительно существовать и размножаться вегетативно. Спорофит преобразован в орган бесполого размножения.

Закрепление изученного материала

Задание 1. Рассмотреть рисунки растений на с. 48–49, установить названия каждого из них (например: молодая елочка изображена слева от сосны, а куст можжевельника – справа; растение сбелыми цветками с семью лепестками так и называется – седмичник). Можно задать учащимся коварный вопрос на сообразительность – «Представители каких царств живых организмов изображены на этом красочном рисунке?» Ответ: наиболее сообразительные ученики могут обратить внимание на растущие на коре березы лишайники из царства Грибов.

Задание 2. В завершение урока учащиеся самостоятельно формулируют выводы по пройденной теме:

– Мхи произошли от псилофитов.

– Мхи относятся к высшим растениям.

– У них выражены стебель, листья.

– Прикрепление к почве с помощью ризоидов.

– Мхи имеют многоклеточные органы размножения.

– Оплодотворение происходит в воде.

Домашнее задание

1. Повторить материал главы «Отдел Моховидные».

2. Рассмотреть и переписать в тетрадь таблицу «Высшие растения»: разделения высших растений на споровые и семенные (с. 48).

3. Ответить на вопрос в рубрике «Подумайте!» на с. 55 применительно к экологической роли мха сфагнума.

xn----7sbbzn3afjs.xn--p1ai

Разработка урока по биологии 7 класс Тема: Подцарство Низшие растения

Методическая разработка урока

по биологии 7 класс

Тема: Подцарство Низшие растения.

Общая характеристика водорослей.

Учитель:

Алишина Светлана

Михайловновна

МКОУ «Крутинский лицей»

Крутинского муниципального района Омской области

Аннотация к уроку

« Подцарство Низшие растения. Общая характеристика водорослей»

7 класс

Урок разработан в соответствии с программой по биологии для общеобразовательных учреждений 5-11классов; издательство «Дрофа»; 2010г.

УМК В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова.

Урок по тематическому планированию входит в раздел «Царство Растения»;

^ .

На изучение темы предусмотрено 2 часа. Урок является тринадцатым в учебном году и первым в теме «Низшие растения».

Изучение материала сопровождается демонстрацией схемы строения водорослей, информацией ЦОР для УМК В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова «Биология. Многообразие живых организмов», проведением лабораторной работы «Изучение внешнего строения водорослей».

На уроке рассматривалась общая характеристика водорослей - представителей подцарства Низших растений; особенности строения одноклеточных водорослей, их питание и среда обитания.

Проведена лабораторная работа «Строение одноклеточной водоросли».

Урок разработан с применением технологии модульного обучения.

Урок 13

Календарные сроки изучения: 2 – я неделя октября.

Вид урока: комбинированный урок.

Лабораторная работа « Строение одноклеточных водорослей».

^

Знать:

- характерные признаки строения, жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений;

- признаки отличия их от бактерий, грибов, лишайников;

- разнообразие одноклеточных водорослей;

- признаки усложнения многоклеточных водорослей;

- особенности питания водорослей, в т.ч. не имеющих хлорофилла.

Уметь:

- проводить наблюдения; сравнивать; делать выводы; работать с микроскопом;

- составлять схему разнообразия жизненных форм водорослей;

- выдвигать гипотезы; обосновывать предложение.

Оборудование: Таблица и модель «Строение одноклеточных водорослей», диск ЦОР для 7кл. «Многообразие живых организмов», микроскопы, микробиологические лаборотории, ПК, проектор.

У.Э.

Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению заданий и оценок
У.Э. 0. ^ : в процессе работы над учебными элементами познакомиться с особенностями организации низших растений, их разнообразием, распространением на Земле, приспособленностью к жизни; Прочитайте цель урока
У.Э. 1. ^

Цель: проверить знания по теме

«Общая характеристика царства Растений»

Выполни тест:

1). Чем животные отличается от растений:

а). Состоят из клеток;

б). Питаются готовыми органическими веществами;

в). Имеют неограниченный рост.

^

а). По размерам; б). По наличию органов и тканей;

в). По наличию цветка.

3). Водоросли относятся к царству растений так как :

1). Состоят из клеток гриба и водоросли;

2). Являются продуцентами;

3). Являются гетеротрофами.

^

1). Ядро с ядерным соком;

2). Вакуоль с клеточным соком; 3). Митохондрии.

5). В клетках растений имеются:

1). Цитоплазма; 2). Пластиды; 3). Митохондрии.

Внимательно прочти тест и подбери правильный ответ.

Взаимопроверка

^

Ваш балл ____

У.Э. 2. Цель: Подготовка к восприятию нового материала

I. Обсудите в парах и подготовьте устные ответы на следующие вопросы:

1). Какие органы имеют растения?

2). Какое значение имеют вегетативные органы?

3). Рассмотрите гербарий нескольких растений

(водоросли, папоротники, покрытосеменные).

Какие отличительные признаки у представителей отдела «Зелёные водоросли»?

^

Работа в парах

Работать вместе с классом

Максимальный балл - 3

Ваш балл __

У.Э. 3. Цель: Самостоятельно изучить особенности строения одноклеточных водорослей на примере хлореллы, хламидоманады.
  1. Прочитай текст учебника на с. 40-41
  2. Прослушай информацию ЦОР
«Общая характеристика водорослей»

Сопоставь полученную информацию с рисунками из

ЦОР «Общая характеристика водорослей»

^

Самостоятель-ная работа

Письменно выполни задание №25 с.21 из рабочей тетради.

Взаимопроверка

Максимальный балл - 5

Ваш балл ____

У,Э. 4 ^ изучить особенности строения одноклеточной зелёной водорослей.

Лабораторная работа « Строение одноклеточной зелёной водоросли хламидомонады»

^

№1, №2, №3. Сдай Р.Т. на проверку учителю.

У.Э. 5 Цель: проверить усвоение знаний об особенностях организации водорослей.

Обобщение полученных знаний.

Подведение итогов.

1 .Прочитай цель урока

2. Достигли ли вы цели урока?

3. Оцените свою работу:

«Отлично» - 12 – 13 баллов

«Хорошо» - 10 - 11баллов

«Удовлетворительно» - 8 - 9 баллов

«Неудовлетворительно» - менее 8 баллов

Домашняя работа

Выбери домашнее задание в зависимости от того, как успешно Вы работали на уроке.

  1. Выполнил все У.Э. на «4» и «5» - возьми творческое задание по теме:
«Многообразие водорослей и их значение».
  1. Иногда испытывал затруднения и допускал ошибки – повтори изученную тему и проверь знания.
  2. ^
«Общая характеристика водорослей»

Работа с учителем

Индивидуально

Работа индивидуально в группе коррекции знаний.

Результат оценивает ученик или учитель.

Спасибо!

Сравнительная таблица

«Особенности строения и организации водорослей и цветковых растений»

(Отметь правильный ответ знаком + или -

Впиши в таблицу нужные слова

^ Водоросли Цветковые растения
Ядро

Оболочка

Цитоплазма

Хлорофилл

Тип питания
Среда обитания
Органы
Ткани

cok.opredelim.com


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта