Открытые тесты по теме: «Общая характеристика подцарства Высшие растения» (для учащихся 7 классов). Урок подцарство высшие растения 7 класс
"Подцарство Высшие растения». - биология, уроки
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- формировать умение характеризовать подцарство Высшие растения;
- формировать умение узнавать представителей подцарства Высшие растения в гербариях, рисунках, таблицах.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
- формировать умение самостоятельно
Просмотр содержимого документа «"Подцарство Высшие растения». »
ФГОС. Урок биологии в 7 классе по теме «Подцарство Высшие растения».
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- формировать умение характеризовать подцарство Высшие растения;
- формировать умение узнавать представителей подцарства Высшие растения в гербариях, рисунках, таблицах.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
- формировать умение работать по плану.
Коммуникативные УУД
- формировать умение организовывать учебное взаимодействие в паре;
- формировать умение вести диалог, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Познавательные УУД
- продолжить формирование правил работы с микроскопом и микропрепаратами;
- формировать умение формулировать выводы по результатам работы.
Личностные результаты:
- формирование осознания необходимости ответственного отношения к природе.
Методы: словесные (беседа, диалог), наглядные (работа с гербариями), практические (поиск информации, заполнение таблицы, работа с микропрепаратами).
Средства обучения: учебник «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс», микроскоп и готовые микропрепараты тканей растений, гербарные экземпляры представителей подцарства Высшие растения, раздаточный материал (инструктивные карточки, тесты).
УМК Н.И. Сонин
Этапы урока (в соответствии со структурой учебной деятельности) | Планируемая деятельность учащихся | Деятельность учителя | Развиваемые (формируемые) учебные действия | |
предметные | универсальные | |||
Организация мотивации, постановки учебной задачи, цели. Актуализация знаний. Целеполагание. | Отвечают на вопросы, определяют тему урока «Подцарство Высшие растения». Вспоминают отделы высших растений. Вспоминают, что у высших растений есть органы и ткани. Заполняют таблицу, обсуждают в парах полученные результаты. Высказывают свое мнение, сталкиваются с затруднениями при заполнении таблицы. Определяют границы знания и незнания. Учащиеся вместе с учителем или самостоятельно формулируют цель урока и записывают ее на доске: изучить прогрессивные черты в строении и организации высших растений. | Организует мотивацию обучающихся на деятельность. Ведет беседу. Вопросы: представители этого подцарства первыми освоили наземно-воздушную среду, у них первых появились органы. О каком подцарстве пойдет речь на сегодняшнем уроке? Какие отделы высших растений вы знаете? Каковы прогрессивные отличия высших растений от низших? Предлагает каждому индивидуально заполнить таблицу (приложение 1) и обсудить полученные результаты в парах. Заслушивает ответы учащихся, заполняет таблицу на доске (все ответы без комментариев). Организует поисковую беседу: с какими трудностями вы столкнулись при заполнении таблицы? Определяет проблемное поле. Предлагает сформулировать цель урока. Фиксирует цель на доске рядом с таблицей. | Личностные связаны со смыслообразованием Регулятивные связаны с целеполаганием: осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно Коммуникативные связаны с умением слушать и слышать, высказывать свою точку зрения, работать в парах Познавательные: общеучебные связаны с умением строить речевое высказывание. | |
Планирование. | Предлагают пункты плана, опираясь на таблицу, которую заполняли вначале урока. Записывают в тетрадь:
| Организует планирование путем постановки вопросов. Определяет последовательность пунктов плана. Фиксирует на доске. | Регулятивные связаны с планированием деятельности. Коммуникативные связаны с умением вести диалог, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | |
Реализация намеченного плана, поиск способа решения учебной задачи. | Работают в парах, выполняя задание по инструктивной карточке (приложение 2). Дополняют записи в таблице. Работают с текстом, отвечают на вопрос. Дополняют таблицу новыми сведениями или корректируют. По ходу рассказа учителя фиксируют необходимую информацию в таблицу. Раскладывают представителей высших растений по отделам. Корректируются записи в таблице (графа «представители»). Делают вывод. | Предлагает вспомнить особенности строения каждого вида тканей в связи с выполняемыми функциями. Заслушивает отчеты о работе в парах. Предлагает прочитать текст учебника на с.50, абзац 2 и ответить на вопрос: какие органы относятся к вегетативными, а какие к генеративными? Рассказ учителя о способах размножения и развитии высших растений. Предлагает поработать индивидуально с гербарным материалом представителей Высших растений, разложить их по отделам. Анализирует работу учащихся. Рассказ с элементами беседы о споровых и семенных растениях, их отличительных признаках. Предлагает сделать вывод о многообразии высших растений. | Углубление биологических понятий «вегетативные и репродуктивные органы», «эмбриональное и постэмбриональное развитие»; осознание прогрессивных отличий высших растений от низших. | Регулятивные связаны с принятием учебной задачи, адекватным восприятием информации учителя, осуществлением учебных действий- отвечать на вопросы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Познавательные: общеучебные связаны с поиском и выделением необходимой информации, соблюдением правил работы с микропрепаратами и микроскопом. Коммуникативные связаны с умением обмениваться мнениями в паре, выстраивать свою работу. |
Контроль и оценка. | Отвечают на вопрос, поставленный как проблемный еще в начале урока. Выполняют тест. Проводят самооценку. | Задает вопрос: каковы прогрессивные отличия высших растений от низших? Предлагает закрепить изученный материал и выполнить тест (приложение 3) Предлагает провести самооценку, используя ключ с правильными ответами. | Регулятивные связаны с оценкой- выделением и осознанием учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | |
Рефлексия. | Заполняют рефлексивную мишень, озвучивают по желанию. | Предлагает заполнить рефлексивную мишень с секторами: моя активность на уроке, моя удовлетворенность работой, мое настроение на уроке, понимание материала, уровень комфортности на уроке. | ||
Домашнее задание. | Записывают домашнее задание. | Дает домашнее задание с пояснениями: текст учебника на с. 50-51 прочитать, повторить материал из таблицы в тетради; составить кроссворд, используя текст учебника. |
Рекомендация: чтобы не загромождать таблицу, содержательное наполнение урока (тексты для объяснения материала, задания, рекомендации и т.д.) рекомендуется представить отдельными приложениями.
Приложение 1.
Признаки высших растений.
Таблица
Ткани | Вегетативные органы | Генеративные органы | Развитие | Представители |
Приложение 2.
Инструктивная карточка.
Название ткани растения___________________________________
Рассмотрите микропрепарат.
Каковы особенности строения клеток в ткани?
С выполнением каких функций связана такая особенность в строении?
Заполните таблицу:
Особенности строения клеток | Функции ткани | Что образует |
Подсказки: мелкие клетки, крупные, живые, мертвые, вытянутые, с толстыми оболочками; рост растения, дыхание, испарение, проведение веществ, опора, накопление питательных веществ; волокна, сосуды; мякоть листа и плодов, скорлупа орехов, кожица листа.
kopilkaurokov.ru
Конспект урока по биологии в 7 классе на тему: Подцарство Высшие растения
Конспект урока по биологии 7 классУчитель – Майко Екатерина Александровна
Дата: ________________Тема урока: Подцарство Высшие растенияЦели урока: Сформировать общее представления о царстве Растения
Задачи:
Образовательные: - Познакомить учащихся с критериями классификации растений на высшие и низшие;- Выделить отличительные особенности растений от представителей других царств живой природы;Развивающие: - Формирование умения работы с тестами; - Формирование информационных навыков при работе с текстом, его осмысливания и формулирования выводов.
Воспитательные: - Воспитать любовь к природе и бережное отношение к ней.Понятия: риниофиты.Тип урока: комбинированный урок с использование ИКТСтруктура урока:1. Организация2.Целевая установка3.Актуализация опорных знаний4.Изучение нового5.Итоговое закрепление6.Комментирование оценок7.Домашнее задание
Высшие растения легко отличить по внешнему виду от водорослей. Их тело расчленено на органы в связи с воздушным (фотосинтез) и почвенным питанием в условиях наземно-воздушной среды.
ЭВОЛЮЦИЯ ВЫСШИХ РАСТЕНИИ анимация «Появление первых растений на суше»
В конце палеозоя на Земле происходили мощные горообразовательные процессы, площади суши значительно возросли. В результате растения стали осваивать новую среду — наземно-воздушную.
По сравнению с водной в наземно-воздушной среде условия обитания более сложные: часто возникает дефицит воды, резко изменяется температура, плотность воздуха намного ниже плотности воды.
Мягкие и хрупкие слоевища водорослей в таких условиях пересыхают и ломаются под собственной тяжестью.
В процессе эволюции от водорослей произошли первые наземные растения, среди которых естественным отбором сохранялись особи, имевшие наследственные изменения, соответствующие новой среде обитания.
Постепенно у растений сформировались ткани и органы. Выход растений на сушу — один из величайших этапов эволюции. Он был подготовлен изменениями в живой и неживой природе: появлением почвы и возникновением озонового экрана, вставшего на пути губительных для всего живого ультрафиолетовых лучей.
Дальнейшая эволюция высших растений в наземных условиях шла по пути дифференциации вегетативных органов (появление корней, листьев, более сложное ветвление стебля), развития покровных и механических тканей, проводящей системы, органов размножения. Современная классификация высших растений отражает их разнообразие и историю появления на Земле.
РИНИОФИТЫ
Первые наземные растения — риниофиты появились примерно 400 млн лет назад. Их тело состояло из зелёных веточек. Каждая веточка ветвилась, разделяясь на две части. В клетках веточек содержался хлорофилл и происходил фотосинтез.
Произрастали риниофиты в увлажнённых местах. К почве они прикреплялись ризоидами — выростами на поверхности горизонтально располагавшихся веточек. На концах веточек находились спороносные части, в которых созревали споры.
У риниофитов уже начали формироваться проводящая и механическая ткани. В процессе эволюции благодаря возникновению наследственных изменений и естественному отбору на поверхности веточек риниофитов образовалась покровная ткань с устьицами, регулирующими испарение воды.
Риниофиты — это вымершая группа растений. Некоторые учёные считают их предками мхов, папоротников, хвощей и плаунов. Другие предполагают, что риниофиты осваивали сушу одновременно со мхами.
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ СТРОЕНИЯ ВЫСШИХ РАСТЕНИЙ
Высшие растения имеют хорошо развитые ткани и органы.
Покровные ткани (кожица, пробка, кора) защищают от высыхания и промерзания, обеспечивают газообмен с внешней средой.
Механические ткани позволяют стеблю выносить листья как можно выше, чтобы они не затенялись другими растениями.
По проводящим тканям (лубу и древесине) осуществляется транспорт воды, солей (восходящий ток) и органических веществ (нисходящий ток).
Размножаются высшие растения бесполым и половым путём. При этом способы размножения чередуются.
При бесполом размножении образуются споры. Из спор вырастает половое поколение, которое производит половые клетки — гаметы. С участием гамет происходит половое размножение. В результате слияния мужских и женских гамет (оплодотворения) образуется зигота. Она даёт начало бесполому поколению, которое вновь производит споры, и жизненный цикл не прерывается. Для высших растений характерен также такой тип бесполого размножения, как вегетативное, т.е. размножение вегетативными частями тела.
Домашнее задание: §12 – учить.
multiurok.ru
ФГОС. Урок биологии в 7 классе по теме «Подцарство Высшие растения».
ФГОС. Урок биологии в 7 классе по теме «Подцарство Высшие растения».
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- формировать умение характеризовать подцарство Высшие растения;
- формировать умение узнавать представителей подцарства Высшие растения в гербариях, рисунках, таблицах.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
- формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- формировать умение работать по плану.
Коммуникативные УУД
- формировать умение организовывать учебное взаимодействие в паре;
- формировать умение вести диалог, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Познавательные УУД
- продолжить формирование правил работы с микроскопом и микропрепаратами;
- формировать умение формулировать выводы по результатам работы.
Личностные результаты:
- формирование осознания необходимости ответственного отношения к природе.
Методы: словесные (беседа, диалог), наглядные (работа с гербариями), практические (поиск информации, заполнение таблицы, работа с микропрепаратами).
Средства обучения: учебник «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс», микроскоп и готовые микропрепараты тканей растений, гербарные экземпляры представителей подцарства Высшие растения, раздаточный материал (инструктивные карточки, тесты).
Этапы урока(в соответствии со структурой учебной деятельности)
Планируемая деятельность учащихся
Деятельность учителя
Развиваемые (формируемые) учебные действия
предметные
универсальные
Организация мотивации, постановки учебной задачи, цели.
Актуализация знаний.
Целеполагание.
Отвечают на вопросы, определяют тему урока «Подцарство Высшие растения».
Вспоминают отделы высших растений.
Вспоминают, что у высших растений есть органы и ткани.
Заполняют таблицу, обсуждают в парах полученные результаты.
Высказывают свое мнение, сталкиваются с затруднениями при заполнении таблицы. Определяют границы знания и незнания.
Учащиеся вместе с учителем или самостоятельно формулируют цель урока и записывают ее на доске: изучить прогрессивные черты в строении и организации высших растений.
Организует мотивацию обучающихся на деятельность. Ведет беседу. Вопросы: представители этого подцарства первыми освоили наземно-воздушную среду, у них первых появились органы. О каком подцарстве пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Какие отделы высших растений вы знаете?
Каковы прогрессивные отличия высших растений от низших?
Предлагает каждому индивидуально заполнить таблицу (приложение 1) и обсудить полученные результаты в парах.
Заслушивает ответы учащихся, заполняет таблицу на доске (все ответы без комментариев).
Организует поисковую беседу: с какими трудностями вы столкнулись при заполнении таблицы? Определяет проблемное поле. Предлагает сформулировать цель урока.
Фиксирует цель на доске рядом с таблицей.
Личностные связаны со смыслообразованием
Регулятивные связаны с целеполаганием: осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно
Коммуникативные связаны с умением слушать и слышать, высказывать свою точку зрения, работать в парах
Познавательные: общеучебные связаны с умением строить речевое высказывание.
Планирование.
Предлагают пункты плана, опираясь на таблицу, которую заполняли вначале урока. Записывают в тетрадь:
Ткани высших растений.
Органы высших растений.
Размножение и развитие высших растений.
Представители.
Организует планирование путем постановки вопросов. Определяет последовательность пунктов плана. Фиксирует на доске.
Регулятивные связаны с планированием деятельности.
Коммуникативные связаны с умением вести диалог, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Реализация намеченного плана, поиск способа решения учебной задачи.
Работают в парах, выполняя задание по инструктивной карточке (приложение 2).
Дополняют записи в таблице.
Работают с текстом, отвечают на вопрос. Дополняют таблицу новыми сведениями или корректируют.
По ходу рассказа учителя фиксируют необходимую информацию в таблицу.
Раскладывают представителей высших растений по отделам.
Корректируются записи в таблице (графа «представители»).
Делают вывод.
Предлагает вспомнить особенности строения каждого вида тканей в связи с выполняемыми функциями.
Заслушивает отчеты о работе в парах.
Предлагает прочитать текст учебника на с.50, абзац 2 и ответить на вопрос: какие органы относятся к вегетативными, а какие к генеративными?
Рассказ учителя о способах размножения и развитии высших растений.
Предлагает поработать индивидуально с гербарным материалом представителей Высших растений, разложить их по отделам.
Анализирует работу учащихся. Рассказ с элементами беседы о споровых и семенных растениях, их отличительных признаках.
Предлагает сделать вывод о многообразии высших растений.
Углубление биологических понятий «вегетативные и репродуктивные органы», «эмбриональное и постэмбриональное развитие»; осознание прогрессивных отличий высших растений от низших.
Регулятивные связаны с принятием учебной задачи, адекватным восприятием информации учителя, осуществлением учебных действий- отвечать на вопросы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.
Познавательные: общеучебные связаны с поиском и выделением необходимой информации, соблюдением правил работы с микропрепаратами и микроскопом.
Коммуникативные связаны с умением обмениваться мнениями в паре, выстраивать свою работу.
Контроль и оценка.
Отвечают на вопрос, поставленный как проблемный еще в начале урока.
Выполняют тест.
Проводят самооценку.
Задает вопрос: каковы прогрессивные отличия высших растений от низших?
Предлагает закрепить изученный материал и выполнить тест (приложение 3)
Предлагает провести самооценку, используя ключ с правильными ответами.
Регулятивные связаны с оценкой- выделением и осознанием учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Рефлексия.
Заполняют рефлексивную мишень, озвучивают по желанию.
Предлагает заполнить рефлексивную мишень с секторами: моя активность на уроке, моя удовлетворенность работой, мое настроение на уроке, понимание материала, уровень комфортности на уроке.
Домашнее задание.
Записывают домашнее задание.
Дает домашнее задание с пояснениями: текст учебника на с. 50-51 прочитать, повторить материал из таблицы в тетради; составить кроссворд, используя текст учебника.
infourok.ru
Презентация на тему Подцарство Высшие растения
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Роль водорослей в водных экосистемах
2 слайд Описание слайда:Вспомни то, что знаешь: В чем заключается роль фитопланктона в водных экосистемах? Каково значение водорослей в жизни водных животных? Каково значение водорослей для человека?
3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда:20 октября Тема урока: « Подцарство Высшие растения»
6 слайд Описание слайда:Задачи урока познакомиться с особенностями организации высших растений; рассмотреть общие признаки основных отделов высших растений; показать усложнение организации высших растений по сравнению с водорослями.
7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда:Нителла Элодея
10 слайд Описание слайда:Царство растения Подцарство Низшие растения (не имеют органов и тканей) Подцарство Высшие растения (имеют органы и ткани)
11 слайд Описание слайда:ВЫХОД РАСТЕНИЙ НА СУШУ
12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда:ПРИЗНАКИ ПСИЛОФИТОВ: 1) Есть стебли. 2)Отсутствуют корни 3) Имеют ткани: покровные, проводящие и механические 4)Воду и соли получают с помощью ризоидов.
14 слайд Описание слайда: 15 слайд Описание слайда: 16 слайд Описание слайда:Работа по учебнику Используя текст учебника на стр.34-35, вставить пропущенные слова в логической цепочке.
17 слайд Описание слайда:В логической цепочке вставьте пропущенные слова: Представители царства Растения очень разнообразны. В систематике царство Растения делятся 2 подцарства: Низшие и Высшие растения. В конце палеозоя в результате горообразовательных процессов площади суши увеличились. Растения стали осваивать наземно-воздушную среду. В процессе эволюции от водорослей произошли первые наземные растения. К подцарству высшие растения относятся отделы: см.стр.34__________
18 слайд Описание слайда:Первые наземные растения риниофиты появились около 400 млн. лет назад. Произошли риниофиты в увлажнённых местах. Их тело состояло из зелёных веточек. На концах веточек находились спороносные части, в которых созревали споры. К почве они прикреплялись ризоидами - выростами на поверхности веточек, которые располагались горизонтально. У риниофитов начали формироваться ткани: проводящая и механическая. В процессе эволюции на поверхности веточек риниофитов образовалась покровная ткань с устьицами, регулирующими испарение воды. Риниофиты – это вымершая группа растений. Некоторые ученые считают их предками мхов, папоротников, хвощей и плаунов. Другие предполагаю, что риниофиты осваивали сушу одновременно с мхами.
19 слайд Описание слайда:Происхождение – от первые вымершие растения. Жизненные формы - травянистые, многолетние и однолетние. Среда обитания - водная, наземно- воздушная. Хорошо развитые ткани - покровные, механические и проводящие. Особенности строения: наземные части находятся в атмосфере, а подземные части располагаются в почве. Размножаются 2 путями: бесполым и половым путем. Бесполое размножение осуществляется двумя способами: споровое и вегетативное размножение, то есть размножение вегетативными частями тела.
20 слайд Описание слайда:Изучить п.12, выучить общие черты строения высших растений. 2. Подготовить устные ответы на вопросы, на стр.35 учебника.
21 слайд Описание слайда:Оценка учебных задач 1.На уроке я работал… 2.Своей работой на уроке я… 3.Урок для меня показался… 4.За урок я… 5.Мое настроение… 6.Материал урока мне был… 7.Домашнее задание мне кажется… активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-415336
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Конструкт урока по теме «Подцарство Высшие растения. Общая характеристика высших растений»
Панова Елена Олеговна,
учитель биологии и химии,
МАОУ «Староартинская СОШ»
Предмет: биология
Класс: 7
Тема урока: «Подцарство Высшие растения. Общая характеристика высших растений»
Место урока в учебном плане. Данный урок биологии в 7 классе является 5 уроком в теме «Царство Растения». У учащихся уже есть базовые знания об особенностях растений.
Цель урока: Познакомиться с особенностями организации высших растений.
Задачи: обучающие:
- рассмотреть общие признаки основных отделов высших растений;
- показать усложнение организации высших растений по сравнению с водорослями;
развивающие:
-продолжить формирование умений работать с текстом его осмысливания и формулирования выводов;
воспитательные:
-воспитывать культуру умственного труда,
-продолжить формирование логического мышления.
Тип урока. Урок изучения нового материала.
Методы урока: словесные, проблемно - поисковый.
Образовательные технологии: технология продуктивного чтения с элементами технологии развития критического мышления через чтение и письмо, элементы здоровьесберегающей технологий.
Методы обучения:
- словесные: беседа;
- практические: частично-поисковый;
- методы контроля и самоконтроля: устный контроль, самоконтроль.
Оборудование:
-Рисунки учебника и других книг с изображением мхов, плаунов, хвощей, голосеменных и цветковых растений
-Текст
- Печатные карточки
План урока:
Организационный момент (1 мин)
Актуализация знаний (15 мин)
Определение целей и задач урока (3 мин)
Изучение нового материала (20 мин)
Закрепление (3 мин)
Домашнее задание (1 мин)
Рефлексия (1 мин)
Итог урока (1 мин)
Ход урока
Деятельностьобучающихся
Организационный момент
Приветствие; определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку;
Мобилизуют себя на работу
Актуализация знаний
А. Вопросы устного опроса:
Назовите общие признаки растений
Что изучает систематика растений?
Какие растения относятся к низшим растениям? Чем они отличаются от высших растений?
В. Тест. Какие утверждения верны?
Водоросли — древнейшие представители растительного мира (да)
Важным условием для жизни водорослей является наличие воды (да)
Бурые водоросли имеют корень, стебель и листья (нет)
Большинство водорослей — автотрофы (да)
Водоросли размножаются только бесполым путём (нет)
Бурые водоросли обитают только в арктических морях (нет)
Некоторые бурые водоросли достигают в длину 30-50 м. (да)
Лишайники — это организмы — симбионты (да)
В лишайнике присутствуют два компонента — автотрофный и гетеротрофный (да)
Наиболее простой тип лишайников — кустистый (нет)
Лишайники способны переносить длительное высушивание и низкие температуры (да)
Лишайники очень требовательны к чистоте воздуха (да)
А теперь проверьте свои ответы с ключом на доске и поставьте оценку, используя критерии.
С. Биологическая задача
На берегу моря после шторма остаётся много водорослей, от которых исходит запах йода. Как можно объяснить такое явление?
Учащиеся отвечают на вопросы устно
Учащиеся отвечают письменно на листочках
Делают самопроверку и ставят оценку
Учащиеся решают биологическую задачу устно.
Определение целей и задач урока
Царство Растений включает 2 группы. Какие?
Молодцы! А теперь отгадайте ребусы (приложение 2):
Правильно, кедр и роза. Скажите, что их объединяет?
Как думаете, что мы будем изучать?
Уточним тему «Подцарство Высшие растения. Общая характеристика высших растений»
Какую цель мы должны поставить перед собой, изучая эту тему?
Ученики дают ответы (низшие и высшие)
Учащиеся отгадывают ребус (кедр, роза)
Ученики дают ответы (оба растения относятся к высшим растениям).
Формулируют тему урока (Высшие растения)
Ставят перед собой цель (познакомиться с особенностями организации высших растений).
Изучение нового материала
Мы определили с вами тему урока, и сразу возникает вопрос: «Какими особенностями обладают высшие растения?»
Для ответа на этот вопрос, предлагаю вам проработать текст «Высшие растения», выданный вам и изучить его (приложение 3).
В ходе изучения текста составьте ответ в виде конспекта по плану:
Особенности строения высших растений (ткани, органы)
Особенности индивидуального развития
Классификация высших растений
Учащиеся изучают текст.
Делают конспект в тетрадях.
Физкультминутка
А теперь, давайте немного отдохнём
1. Колебательные движения глазами по горизонтали справа - налево, затем слева - направо.
2. Движения глазами по вертикали вверх-вниз, затем вниз-вверх.
3. Интенсивные сжимания век в быстром темпе.
4. Круговые вращательные движения глазами слева-направо, затем справа-налево.
5. Круговые вращательные движения, вычерчивая цифру 8, лежащую на боку.
6. Частые моргания, без усилий.
Учащиеся выполняют упражнения
Закрепление
Дайте определение понятий:
-ткань, орган, репродуктивный орган, спорангий, спора, эмбриональный период, постэмбриональный период.
2. Перечислите отличительные признаки высших растений.
Учащиеся отвечают на задания.
Итог урока
А теперь давайте подведем итог нашего урока.
Что сегодня вы узнали нового? Достигли ли мы поставленной цели?
Выставляет оценки, комментируя работу учащихся.
Отвечают на вопросы.
Перечисляют свои открытия,
Выставляют оценки в дневники.
Домашнее задание
С. 50-52, пересказ
Составьте цепи питания с высшими растениями.
Учащиеся записывают и задают вопросы
Рефлексия
Закончите предложение:
«Урок показался мне …»
Осуществляют рефлексию
Приложение 1.
Тест. Какие утверждения верны?
1. Водоросли — древнейшие представители растительного мира
2. Важным условием для жизни водорослей является наличие воды
3. Бурые водоросли имеют корень, стебель и листья
4. Большинство водорослей — автотрофы
5. Водоросли размножаются только бесполым путём
6. Бурые водоросли обитают только в арктических морях
7. Некоторые бурые водоросли достигают в длину 30-50 м.
8. Лишайники — это организмы — симбионты
9. В лишайнике присутствуют два компонента — автотрофный и гетеротрофный
10. Наиболее простой тип лишайников — кустистый
11. Лишайники способны переносить длительное высушивание и низкие температуры
12. Лишайники очень требовательны к чистоте воздуха
Критерии оценивания.
11-12 правильных ответов - «5»
8-10 - «4»
5-7 - «3»
Меньше 5 - «2»
Приложение 2.
Отгадайте ребусы
Приложение 3.
«Высшие растения»
Высшие растения, в отличие от низших, имеют хорошо выраженные ткани: образовательную, за счет которой осуществляется рост организма; покровную; проводящие, обеспечивающие транспорт питательных веществ, воды и продуктов фотосинтеза; механические или опорные; придают прочность различным частям растения и способствуют их ориентации в пространстве; выделительные или секреторные и основные, к которым относится запасающая ткань, выполняющие функцию отложения в запас белков, жиров, углеводов (крахмал, сахар, глюкоза, фруктоза).
Характерной особенностью высших растений являются органы, которые подразделяются на вегетативные (корень, стебель, лист) и репродуктивные (спорангии, цветки, плоды). Корень – осевой орган, имеющий цилиндрическую форму и обладающий радиальной симметрией. Он способен к росту до тех пор, пока сохраняется апикальная (верхушечная меристема). Морфологически корень отличается от побега тем, что на нем никогда не возникают листья. А верхушечная меристема прикрыта корневым чехликом. Стебель - вегетативный орган растения, на котором укрепляются листья, цветки, плоды и осуществляется передвижение воды и минеральных солей от корня к листьям и органических веществ, синтезированных в листьях, вниз к корням. В клетках эпидермы зеленых стеблей имеются хлоропласты, в которых осуществляется фотосинтез. У многих растений в стебле накапливаются запасные питательные вещества. Стебель может служить и органом вегетативного размножения. Лист - вегетативный орган, образующийся на стебле из боковых почек и выполняющий важнейшие функции зеленого растения - фотосинтез, транспирацию (регулируемое испарение воды) и газообмен. Лист связывает все растение с окружающей средой. Цветок является органом семенного размножения покрытосеменных растений. Цветок представляет собой видоизмененный укороченный спороносный побег ограниченного роста, приспособленный для образования микро - и мегаспор, гамет и для опыления. Плод – это орган размножения покрытосеменных растений, заключающий семена и развивающийся из одного цветка. В состав плода входят пестик и другие части цветка: разросшееся цветоложе, сросшиеся основания чашелистиков, лепестков и тычинок. Функции плода: формирование, защита и распространение семян.
Характерная особенность высших растений: индивидуальное развитие у них подразделяется на эмбриональный (зародышевый) и постэмбриональный (послезародышевый) периоды.
Высшие растения включают две крупные группы: споровые и семенные. К споровым растениям относят отделы: Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные и Папоротниковидные. Основной отличительной чертой споровых служит менее чёткая по сравнению с семенными специализация тканей и бесполое размножение при помощи спор. Половое размножение у споровых неразрывно связано с водной средой, так как для оплодотворения необходима вода. Семенные растения включают два отдела: Голосеменные и Покрытосеменные (Цветковые) растения. Они размножаются при помощи семян и вегетативно – частями тела. У семенных растений специализация тканей зашла особенно далеко: они образуют отчётливо выраженные системы органов – побеговую и корневую.
Составьте ответ в виде краткого конспекта по плану:
1. Особенности строения высших растений (ткани, органы)
2. Особенности индивидуального развития
3. Классификация высших растений
Приложение 1.
Тест. Какие утверждения верны?
1. Водоросли — древнейшие представители растительного мира
2. Важным условием для жизни водорослей является наличие воды
3. Бурые водоросли имеют корень, стебель и листья
4. Большинство водорослей — автотрофы
5. Водоросли размножаются только бесполым путём
6. Бурые водоросли обитают только в арктических морях
7. Некоторые бурые водоросли достигают в длину 30-50 м.
8. Лишайники — это организмы — симбионты
9. В лишайнике присутствуют два компонента — автотрофный и гетеротрофный
10. Наиболее простой тип лишайников — кустистый
11. Лишайники способны переносить длительное высушивание и низкие температуры
12. Лишайники очень требовательны к чистоте воздуха
Критерии оценивания.
11-12 правильных ответов - «5»
8-10 - «4»
5-7 - «3»
Меньше 5 - «2»
Приложение 1.
Тест. Какие утверждения верны?
1. Водоросли — древнейшие представители растительного мира
2. Важным условием для жизни водорослей является наличие воды
3. Бурые водоросли имеют корень, стебель и листья
4. Большинство водорослей — автотрофы
5. Водоросли размножаются только бесполым путём
6. Бурые водоросли обитают только в арктических морях
7. Некоторые бурые водоросли достигают в длину 30-50 м.
8. Лишайники — это организмы — симбионты
9. В лишайнике присутствуют два компонента — автотрофный и гетеротрофный
10. Наиболее простой тип лишайников — кустистый
11. Лишайники способны переносить длительное высушивание и низкие температуры
12. Лишайники очень требовательны к чистоте воздуха
Критерии оценивания.
11-12 правильных ответов - «5»
8-10 - «4»
5-7 - «3»
Меньше 5 - «2»
infourok.ru
«Общая характеристика подцарства Высшие растения» (для учащихся 7 классов)
МКОУ «Новокаякентская СОШ»
с. Новокаякент
Каякентский район Республика Дагестан
Открытые тесты по теме: «Общая характеристика подцарства Высшие растения»
(для учащихся 7 классов)
Автор: учитель биологии
МКОУ «Новокаякентская СОШ»
Умалатова Равганият Бийбулатовна
с.Новокаякент
2018 г.
Пояснительная записка
Данный тест по теме «Общая характеристика подцарства Высшие растения» рекомендуется для учащихся 7 классов. Материал можно использовать для обобщения и закрепления темы «Общая характеристика подцарства Высшие растения» в 7 классах. В тесте даются предложения, в которых необходимо дописать недостающие слова.
Задачи: проверить знания учащихся о характеристике подцарства Высших растений.
Оборудование: листки с тестами.
Деятельность учащихся: написание учащимися тестирования.
Деятельность учителя: обеспечение каждого учащегося листом с текстом тестирования. Объяснение хода выполнения работы.
Проверка работ. Анализ ответов.
Открытые тесты по теме: «Общая характеристика подцарства Высшие растения»
1.Высшие растения в отличие от водорослей, имеют …
2. Ткани высших растений образуют вегетативные органы: …
3. Генеративные органы высших растений - это
4. Высшие растения включают две крупные группы: …
5. К споровым растениям относятся отделы: …
6. Половое размножение споровых растений связано с …
7. Семенные растения включают два отдела: …
8. Семенные растения размножаются при помощи…
9. У высших растений индивидуальное развитие подразделяется на...
10. Покрытосеменные растения образуют …
11.Отдел Покрытосеменные растения включает два класса:
12. Отдел Голосеменные включает жизненные формы:
Источники информации:
1.Многообразие живых организмов. 7 кл.: учебник / В.И. Сивоглазов,
В.Б. Захаров.- 7-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2017.-203с.
infourok.ru
«Подцарство Низшие растения. Подцарство Высшие растения. Отдел Голосеменные растения» 7 класс
Зачет № 2 по темам: «Подцарство Низшие растения.
Подцарство Высшие растения. Отдел Голосеменные растения»
Вариант I
Задание 1. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Ответ запишите в виде последовательности букв.
МоховидныеПлауновидные
Хвощевидные
Папоротниковидные
Представители этого отдела не имеют корней.
Травянистые растения с жёстким стеблем и хорошо развитым подземным стеблем – корневищем.
Споры используют в медицине в качестве детской присыпки.
Многолетние вечнозеленые травянистые растения с прямостоячими и ползучими побегами. От стелющихся по земле участков стебля отходят придаточные корни.
Щитовник мужской.
Кукушкин лён.
Размеры их колеблются от нескольких миллиметров до 25 метров у тропических древовидных форм.
Молодые сочные листья некоторых видов в Японии употребляют в пищу к салат. В народной медицине из листьев готовят по особому рецепту глистогонное средство.
Задание 2. Тест. Из предложенных вариантов ответов выберите один правильный.
Что из перечисленного ниже относится к сосне обыкновенной?
Является покрытосеменным растением
Является тенелюбивым растением
Не образует спор
Неприхотлива к почве
Назовите характерную особенность женских шишек сосны обыкновенной.
Расположены на верхушке молодых побегов
Собраны тесными группами
Имеют зеленовато-желтый цвет
Образуются осенью
У одной из структур сосны, образующейся при ее размножении, формируется пыльцевход. Назовите эту структуру.
Пыльцевой мешочек
Пыльца
Семязачаток
Зародыш
Что из перечисленного ниже для хвойных НЕ характерно?
Образование семян
Образование смолы
Формирование мужских и женских шишек
Настоящие сосуды, обеспечивающие быстрое перемещение воды
Назовите срок жизни хвоинок сосны.
1 год
2-3 года
4-5 лет
5-7 лет
Назовите структурные компоненты водорослей, в которых находится хлорофилл.
Ядра
Наружные плазматические мембраны
Хлоропласты
Хроматофоры
С какой целью используют хлореллу в очистных сооружениях?
Для поглощения углекислого газа
Для удаления органических веществ
В качестве источника кислорода
В качестве пищи для других организмов
Назовите одноклеточную зеленую водоросль.
Ламинария
Улотрикс
Спирогира
Хламидомонада
Назовите водоросль, которую употребляют в пищу и называют «морской капустой».
Фукус
Ламинария
Улотрикс
Спирогира
Назовите способ размножения, которым хламидомонада размножается при благоприятных условиях.
Бесполое размножение
Половое размножение
Вспомните классификацию водорослей и определите признак, по которому все перечисленные ниже водоросли, кроме одной, объединены в одну группу. Укажите «лишнюю» среди них водоросль.
Ламинария
Фукус
Спирогира
Саргассум
Какой набор хромосом у хламидомонады на стадии зиготы?
Одинарный (гаплоидный)
Двойной (диплоидный)
Задание 3. Дать определение:
Моховидные –
Хвощевидные –
Голосеменные –
Задание 4. В предложенный текст вставить пропущенные слова
В стебле на поперечном разрезе различают тонкую _________________, хорошо развитую __________________ и плохо выраженную _____________. Древесина голосеменных устроена проще, чем у ________________ растений, она состоит в основном из _________________ мертвых веретёнообразных клеток с толстыми оболочками, выполняющих _____________________ и _______________________ функции.
Зачет № 2 по темам: «Подцарство Низшие растения.
Подцарство Высшие растения. Отдел Голосеменные растения»
Вариант II
Задание 1. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Ответ запишите в виде последовательности букв.
МоховидныеПлауновидные
Хвощевидные
Папоротниковидные
Наиболее развито половое поколение.
Отличаются сравнительной простотой внутренней организации.
Тупиковая ветвь эволюции.
В отличии от остальных споровых растений, они характеризуются членистостью побегов, т.е. их стебли расчленены на узлы и междоузлия.
Сфагнум.
Листья мелкие, различной формы: шиповидной, овальной, шиловидной.
В настоящее время сохранилось около 30 видов, распространены преимущественно во влажных лесах.
У некоторых ___________ споры имеют неодинаковые размеры: мелкие мужские – микроспоры, крупные женские - мегаспоры. Это разноспоровые _____________.
Задание 2. Тест. Из предложенных вариантов ответов выберите один правильный.
Назовите растение, которое к хвойным деревьям НЕ относят.
Секвойя
Сосна обыкновенная
Лиственница
Эвкалипт
Кипарис
Назовите особенность сосны, благодаря которой она экономно использует воду и легко переносит засуху.
Зеленый цвет хвоинок
Плотная толстостенная кожица, покрывающая хвоинки
Хорошо развитый корень
Высокое расположение кроны
Назовите растение, семена которого называют «кедровыми орешками».
Сосна обыкновенная
Сосна сибирская
Лиственница
Можжевельник
Как называют мужские гаметы голосеменных растений?
Тычинки
Пыльца
Спермии
Сперматозоиды
Чем по своему происхождению и строению являются хвоинки сосны?
Листьями
Побегами
Видоизмененными прилистниками
Назовите одноклеточную зеленую водоросль.
Ламинария
Улотрикс
Спирогира
Хламидомонада
Что такое слоевище у водорослей?
Защитная оболочка клеток
Лентовидный хроматофор
Тело
Орган размножения
Назовите систематическую группу водорослей, представители которой преобладают на больших глубинах океана.
Синезеленые водоросли
Зеленые водоросли
Бурые водоросли
Красные водоросли
Назовите химическое соединение(я), которое(ые) получают из красных водорослей и широко используют в кондитерской промышленности и для выращивания микроорганизмов.
Хлорофилл
Красные пигменты
Агар-агар
Целлюлоза
Назовите систематическую группу, к которой относят спирогиру.
Зеленые водоросли
Синезеленые водоросли
Бурые водоросли
Красные водоросли
Какой цвет у хламидомонады?
Желтый
Зеленый
Бурый
Красный
Что из перечисленного ниже для спирогиры НЕ характерно?
Многоклеточный организм
Обитает в стоячих или медленно текущих водах
Зеленый цвет
Нитевидная форма
Прикрепляется к подводным камням и корягам
Вытянутые клетки цилиндрической формы
Хроматофоры в виде спирально закрученных лент
Клетки покрыты слизью
Вакуоль
Клетки расположены в один ряд
Размножается половым и бесполым путем
Задание 3. Дать определение:
Плауновидные –
Папоротниковидные –
Водоросли –
Задание 4. В предложенный текст вставить пропущенные слова
В стебле на поперечном разрезе различают тонкую _________________, хорошо развитую __________________ и плохо выраженную _____________. Древесина голосеменных устроена проще, чем у ________________ растений, она состоит в основном из _________________ мертвых веретёнообразных клеток с толстыми оболочками, выполняющих _____________________ и _______________________ функции.
infourok.ru