План-конспект урока " Дикорастущие и культурные растения" познание мира .3 класс. Растения культурные и дикорастущие 3 класс
Презентация "Дикорастущие и культурные растения"
Урок «Познание мира» 3 класс.
Учитель КГУ «СОШ №23» г. Караганды
Бельченко Н.В.
Повторение
- Подчеркните деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – желтым:
- Слива, можжевельник, пихта, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, мать-и-мачеха, кедр, малина.
Проверка
- Слива , можжевельник , пихта , крыжовник , одуванчик , лиственница , вишня , репейник , мать-и-мачеха , кедр , малина .
На какие группы делятся растения по виду листвы?
Растения
Лиственные
Хвойные
Чем отличаются лиственные растения от хвойных?
Какое значение для человека имеют растения?
Растения кормят человека – рожь, пшеница, яблоня, капуста…
Растения одевают человека –лен, хлопок.
Растения лечат человека – мать -и- мачеха, зверобой, береза…
Растения дают много полезных вещей – мебель, строительные материалы, топливо…
Растения
Человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу.
Растут независимо от человека .
Чем похожи и чем отличаются ель и яблоня?
Деревья
Приносят пользу человеку.
Растет в саду, за ней ухаживает человек.
Растет в лесу.
Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник?
Кустарники
Растет в саду, за ним ухаживает человек.
Растение леса.
Чем похожи и чем отличаются мать-и-мачеха и помидор?
Травянистые растения
Человек сажает. Ухаживает, собирает урожай.
Растет повсюду.
Растения
Выращивает специально человек.
Никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить в лесу, на лугу, у водоема.
Культурные
Дикорасту-
щие
Мы выходим с вами в лес. (Маршируем на месте).
Сколько здесь вокруг чудес!
(Удивились, развели руками).
Посмотрели вправо, влево (Наклоны вправо, влево).
Наклонились и присели. (Наклон вниз, приседание).
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
(Бег на месте).
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
(Прыжки на месте на обеих ногах).
Стоп! Немножко отдохнём.
И домой пешком пойдём.
(Ходьба на месте).
- На месте стой, «раз-два». Мы «пришли домой» и
продолжаем говорить о растениях.
Дикорастущие растения
- Колосится в поле рожь,
- Там во ржи цветок найдешь.
- Ярко-синий и пушистый,
- Только жаль, что не душистый.
Василек
- С чем можно сравнить цветы васильков?
- Васильки называют сорняками. Они не приносят пользы человеку и мешают расти хлебу. Но все-таки они любимы в народе. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки. Про василек народом придумано много песен и легенд.
Какие еще растения бывают кроме дикорастущих?
Культурные растения
- Назовите растения каждой группы.
Деревья
Кустарники
Травы
Зерновые
Плодовые
Овощные
Прядильные
Декоративные
Закрепление изученного материала. 1.Работа в тетрадях. 2.Отгадывание загадок.
- Что красно снаружи, Бело внутри
- С зеленым хохолком на голове?
- Летом - в огороде, Свежие, зеленые,
- А зимою - в бочке, Крепкие, соленые.
- Как надела сто рубах,
- Захрустела на зубах.
Итог урока
- - О каких группах культурных растений мы сегодня говорили?
- - Приведите по два-три примера растений каждой группы.
Открытый урок по познанию мира "Дикорастущие и культурные растения"
Открытый урок познания мира "Дикорастущие и культурные растения".
3-й класс
Цели и задачи:
Ознакомить ребят с дикорастущими и культурными растениями.
Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их.
Развивать у учащихся интерес к предмету через разнообразные виды работы и творческие задания, умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки с заданиями, “цветик – семицветик”, гербарий растений, учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши, фишки.
Ход урока
I. Организационный момент, создание эмоционального настроя
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «5».
Начинаем мы опять
Думать, задавать вопросы, рассуждать
Девиз нашего урока:
«Чтоб Природе другом стать,
Тайны все ее узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать,
У себя внимательность,
А поможет нам узнать,
Наша любознательность »
II. Проверка дом. задания
- Что такое среда обитания?
- Какие растения растут на лугах?
- Какие растения растут в лесах?
- Какие растения растут в степи? III. Сообщение темы урока.
Проблемный вопрос: Что такое культурные растения?
IV. Актуализация знаний.
Куда бы вы не посмотрели, где бы вы не побывали, повсюду увидите, встретите растения. Они растут на лугах, в лесах. Их много в степях и высоко в горах. В безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озерах, реках и прудах нашей планеты.
Растительный мир разнообразен. Чем же растения отличаются друг от друга?
Работа по карточкам. Группы растений.
Ребята, давайте вспомним, на какие группы делятся все растения? (деревья, кустарники, травы). Чем они отличаются? (стеблями)
Выполнение работы “Какие бывают растения” на карточках. Укажите стрелками, к какой группе относятся данные растения.
Тополь деревья калина
Колокольчик лен
Клевер кустарники ромашка
Ель травы смородина
Теперь проверьте свою работу (слайд 2 (см. презентацию)).
V. Изучение нового материала
1.Введение в тему.
Сегодня у нас в гостях волшебное растение “цветик – семицветик” (на доске). Все лепесточки этого цветка волшебные. Давайте прочитаем, что на них написано. (Дети подходят к доске, берут по одному лепестку и читают вслух.)
Мы с детства, представьте, того и не знали,
По – гречески этот цветок называли.
“Звезда” - вот на русский его перевод.
На клумбах он осенью долго цветет.
(Астра)
Цветет он майскою порой,
Его найдешь в тени лесной.
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.
(Ландыш)
Со дна озера, реки
Как веревки – стебельки.
Над водою стебелек
Превращается в цветок,
И горит он летним днем
Желтым пламенем – огнем
Наподобие посуды,
Как в шкафу глинянки – кринки
Те цветочки звать … (Кувшинки)
В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла.
(Пшеница)
Лето целое старалась –
Одевалась, одевалась …
А как осень подошла,
Нам одежки отдала.
Сотню одежонок
Сложим мы в бочонок.
(Капуста)
Низок, да колюч,
Сладок, да не пахуч.
Ягоду сорвешь –
Всю руку обдерешь.
(Крыжовник)
Желтые головки,
Белые ресницы,
Все они похожи,
Будто бы сестрицы.
Я надеюсь, знаешь ты
Эти скромные цветы.
(Ромашки)
(слайд 3)
- Ребята, как мы их назовем одним словом? (это растения)
- Нет ли среди них лишнего? (крыжовник – он кустарник, остальные – травы)
Эти растения скучают друг по другу.
- Как вы думаете, почему?(Потому что они растут в разных местах)
- Почему они растут в разных местах и далеко друг от друга?
Есть растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, на лугу, на водоеме. И есть растения, которые выращивают люди.
2. Знакомство с дикорастущими и культурными растениями
1) Работа по учебнику
- Как называются эти растения, мы узнаем, прочитав текст учебника на странице 95 и по ходу чтения на полях карандашом сделайте пометки,(читают 2 учеников вслух), (слайд 4).
2) Деление растений на 2 группы
Вернемся к нашим отгаданным растениям. Их тоже разделим на дикорастущие и культурные (по вариантам), (слайд 5).
Работа в рабочей тетради
Запишем отгадки в тетрадь.
Для закрепления полученных знаний, выполним работу в тетради – подчеркнуть названия дикорастущих растений зеленым карандашом, а культурных – красным.
Взаимопроверка выполненной работы.
VI.Физкультминутка:
Это кто такой садовник?(повороты в стороны, поднимая плечи)
Полил вишню и крыжовник, (руки вверх-вниз)
Полил сливы и цветы,(руки в стороны)
Вымыл травы и листы.(вращение плечами)
А как сумерки настали (приседание)
Нам по радио сказали, (встать)
Что и завтра он придёт (ходьба)
И польёт наш огород.
3. О дикорастущих растениях.
Дикорастущие деревья, кустарники, травы.
Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья, и кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. Назовите, ребята, дикорастущие деревья (кустарники, травы), которые растут в нашей местности.
О некоторых дикорастущих растениях я вам сейчас расскажу( мать и мачеха, медуница)
Приложение 2
Мать-и-мачеха (слайд 6).
- Что интересного вы узнали о мать-и-мачехе?
- Что появляется у мать-и-мачехи раньше: цветы или листья?
Медуница (слайд 7).
- Почему на медунице можно одновременно увидеть цветки четырёх оттенков?
Ребята, дикорастущие цветы прислали вам письмо:
«Уважаемые дети!
Пожалуйста, будьте добры, не обрывайте зря цветы на лугу и в лесу. Сорванные и собранные в букеты, мы быстро вянем и погибаем, не принеся потомства. Пожалейте нас, не губите нас».
- Почему цветы просят не обрывать их?
Давайте будем учиться любоваться красотой цветов в природе, а не в вазе потому что….
Клип «Не рвите цветов»
- Ребята, наш колосок интересуется: а хлебные колосья – это дикорастущие или культурные растения?
4. О культурных растениях.
- Кто - нибудь знает, что обозначает слово «культура»? (с латинского – возделывать, обрабатывать)
О некоторых культурных растениях ребята подготовили сообщения
- Спасибо вам, ребята, за такие интересные рассказы. Приложение 2
Пшеница (слайд 8).
- Что нового узнали о пшенице?
- Рожь (слайд 9).
Гречиха (слайд 10).
- Почему гречиху назвали гречихой?
- Почему гречневую кашу называют богатырской?
Значит, если вы хотите быть здоровыми и сильными, какая пища вам поможет?
5.Выбор верного определения.
Пока мы слушали выступления ребят, к нам в гости пришел колосок. Он затрудняется ответить на вопрос: “Что такое культурные растения?”. У колоска 3 варианта ответа, и он не может выбрать из них верный. Ребята, поможем ему?
Что такое культурные растения? (Слайд 11)
а) Растения, которые человек использует для питания;
б) Растения, которые растут на полях, в садах и огородах;
в) Растения, которые человек специально выращивает для своих целей.
6. Беседа о хлебе.
Наш колосок остался очень доволен вашими рассказами. И он предложил мне рассказать вам про то, без чего невкусна и несытна любая еда. О чём же? Конечно, о хлебе.
- Для чего люди выращивают хлебные колоски?
- Что можно получить из зерна?
- Как нужно относиться к хлебным колоскам и к хлебу? (Слайд 12)
Многие профессии нужны для того, чтобы к нам на стол пришла булочка. Не сразу рождается хлеб.
Сколько людей разных профессий вложили свой труд в одну буханку? (очень много)
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.
Вот он – хлебушко душистый.
Вот он – тёплый – золотистый!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл!
В нём здоровье наше, сила,
В нём – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе, -
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
- Почему о хлебе говорят – хлебушко?
Хлебом-солью встречают и провожают русские люди желанного заезжего гостя и подносят хлеб-соль дорогому человеку в знак особого уважения.
Мы часто говорим о бережном отношении к хлебу. Но всегда ли мы помним те случаи из жизни людей, которые заставили бы всех задуматься: какое это богатство – хлеб!
Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”. Это слово – жизнь. В старину хлеб называли «жито», что означало «жизнь».
- Что может быть для человека важнее хлеба? Только вода и воздух.
- Что нужно человеку, чтобы выжить? (воздух, вода и хлеб)
Во время Великой Отечественной войны хлеба не хватало. Мужчины воевали на фронте с фашистами, а старики, женщины и дети растили на полях хлеб. После уборки дети ходили по полю и подбирали оставшиеся колоски, чтоб ни один не пропал. Берегли каждое зёрнышко, ценили каждую хлебную крошку.(Слайд 13 )
В музее истории Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Такой кусочек получали на сутки по специальным хлебным карточкам жители осаждённого немцами города в зимние месяцы блокады. А людям нужно было работать и выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. Живой – значит победа!
А сейчас ежедневно в каждой семье выбрасывается хлеб. Прошу вас – берите столько хлеба в обед, сколько можете съесть.
Помните, что в каждый самый маленький кусочек хлеба вложили свой труд очень многие люди. (Слайд 14)
- А что делать, если вы не доели кусочек хлеба?
- А в нашем селе есть место, где люди пекут хлеб?
- Чьи мамы дома пекут булочки?
Значит, ваши мамы тоже вкладывают свой труд в приготовление хлеба, и вы должны беречь их труд.
Каждый день вы едите хлеб. Его пекут из муки, а муку мелют из зёрен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Эти культурные растения называются зерновыми.
(на доске открыть название столбика и прикрепить названия растений)
Груша и слива – фрукты, растут в саду. Называются плодовыми. К ним относятся также фруктовые деревья, кустарники, травянистые растения с плодами – фруктами и ягодами.
Лук и картофель – овощи. Культуры – овощные.
Лён и хлопок – из них делают ткань. Они – прядильные. Это очень ценные растения. Из них вырабатывают ткань для постельного белья, полотенец, трикотажа.
Тюльпан и нарцисс – для красоты. Это декоративные растения.
VIII. Закрепление изученного материала.
1. Игра «Найди пару».
Колосок предлагает поиграть в игру «Найди пару» с культурными растениями, разделить их на другие группы.
Я беру карточку с названием растения, например – пшеница, а вы выбираете в пару название растения, которое похоже с пшеницей по использованию, по месту выращивания и т.п. (Рожь – растёт в поле, делают муку ).
Выберите другие пары растений.
КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ
Зерновые пшеница рожь
плодовые груша слива
овощные лук картофель
прядильные хлопок лён
декоративные тюльпан нарцисс
Понравилась игра?
2) Игра “Что здесь лишнее?” (слайд 15).
1. клевер, астра, роза, гладиолус
2. береза, василек, репа, осина
3. огурец, лук, лен, чеснок
4. груша, слива, малина, яблоня
5. пшеница, рожь, ячмень, картофель
3) Логическое упражнение “Может так быть или нет?”
- У известного поэта К. И. Чуковского в стихотворении “Радость” есть строчки о растениях. Сейчас я вам их прочитаю. А вы послушайте внимательно и подумайте, “Может так быть или нет?” (слайд 16).
Рады, рады, рады
Светлые березы,
И на них от радости
Вырастают розы.
Рады, рады, рады
Темные осины,
И на них от радости
Растут апельсины.
То не дождь пошел из облака
И не град,
То посыпался из облака
Виноград. (слайд)
IX. Домашнее задание
Дома вы ещё раз прочитаете по учебнику, какие растения называют дикорастущими, а какие – культурными.
X. Подведение итогов и оценивание:
И так, ребята, что нового о растениях мы узнали сегодня на уроке
На какие 2 группы делятся растения?
Проблемный вопрос: “Что такое культурные растения? (Растения, которые человек специально выращивает для своих целей.)
10.Рефлексия
- Что для вас было интересным на уроке?
- О чём вы будете помнить, гуляя по лесу или лугу?
- Изменилось ли после сегодняшнего урока ваше отношение к хлебу?
- Спасибо вам за активное участие на уроке! Молодцы!
(слайд 17 ) – спасибо за урок.
VI. Домашнее задание:
1) прочитать легенды о растениях
2) задания в рабочей тетради
Колосок вас всех благодарит, он принес угощения и напоминает вам, как вы должны относиться к природе, из статьи № 38 Конституции Р.К.-Граждане Р.К. обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.
kopilkaurokov.ru
Конспект урока для 3 класса на тему "Дикорастущие и культурные растения"
Тема урока: Дикорастущие и культурные растения.
Цель: изучение особенностей культурных и дикорастущих растений, знакомство с предками некоторых культурных растений.
Планируемые результаты:
Личностные:
понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы.
Предметные:
Обучающиеся научатся:
сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека;
различать культурные растения – по назначению.
Учащиеся получат возможность научиться:
различать существенные и несущественные признаки;
приводить примеры дикорастущих и культурных растений;
рассказывать о предках культурных растений.
Метапредметные:
Обучающиеся научатся:
планировать свои действия при выполнении заданий;
осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
доказывать то или иное свойство изучаемого объекта;
сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
находить необходимую информацию в учебнике;
получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
выполнять индивидуальные и групповые задания;
совместно изучать объекты, обсуждать результаты, делать выводы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;
самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее;
распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий.
Оборудование:
интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация;
раздаточный информационный материал.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-дискуссия.
Ход урока
Организационный этап, создание эмоционального настроя
- Ребята! Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный или светлый, солнечный? (слайд 1)
- Какое настроение вызывает у вас такая погода?
- А знаете, что надо сделать, чтобы на душе было тепло и спокойно?
(слайд 2)
Надо просто улыбнуться! Я дарю вам свою улыбку и прошу, чтобы вы подарили мне свою!
У вас такие солнечные лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплее. Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом с вами! Улыбнитесь друг другу!
Этот урок я проведу вместе с вами, надеюсь, вы поможете мне и своим друзьям. Пусть каждый из нас запомнит этот прекрасный зимний день и нашу встречу.
Актуализация знаний
- Ребята, сегодня нас на уроке ожидает встреча с удивительными представителями живой природы.
Куда бы вы ни посмотрели, где бы вы ни побывали, повсюду увидите, встретите их. Они на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Они поселились в морях, океанах, озерах, реках и прудах нашей планеты. Они есть даже в Арктике и Антарктиде.
(слайд 3)
Догадались? Конечно, о чём мы поговорим с вами сегодня?
( О растениях)
“Не можем жить мы без растений
Об этом скажет нам не только гений.
Как воздух нам нужны они.
Они разнообразны…
И все они по-своему прекрасны”
(слайд 4)
Самоопределение к деятельности, формулирование темы постановка учебных задач
- Вспомните, какие группы растений вы знаете?
(слайд 5)
(Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые)
- Сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны.
- Чем похожи и чем отличаются ДУБ и ВИШНЯ?
(слайд 6)
(Похожи тем, что и дуб и вишня деревья. Оба дерева приносят человеку пользу. Имеют корень, ствол, ветви, листья, плоды
Отличаются тем, что дуб растет в лесу, а вишня в саду. За вишней ухаживает человек, а за дубом нет. Вишню человек сажает, а дуб растёт сам)
- Аналогично сравните КРЫЖОВНИК и ШИПОВНИК.
(слайд 7)
- Предположите, о каких растениях пойдёт речь на уроке?
(О растениях, которые растут сами по себе(из называют ДИКОРАСТУЩИМИ и о тех, которые выращивает человек. Они носят название КУЛЬТУРНЫЕ)
- Как будет звучать тема нашего урока? (ДИКОРАСТУЩИЕ и КУЛЬТУРНЫЕ растения)
(слайд 8)
- Чему мы хотим научиться на этом уроке? Какие задачи поставим перед собой?
( Научиться сравнивать культурные и дикорастущие растения, понимать их роль в жизни человека, различать растения по назначению, приводить примеры, рассказывать о предках культурных растений)
(слайд 9)
Открытие нового знания
Работа в группах (по рядам)
- Сейчас весь класс разделится на 3 группы по рядам. Каждый ученик получит листок с заданием.
Задания:
1 группа: Укажите отличительные особенности дикорастущих растений и сделайте вывод.
(слайд 10)
2 группа: Укажите отличительные особенности культурных растений и сделайте вывод.
(слайд 11)
3 группа: Найдите среди предложенных растений культурные. Сделайте вывод: какую пользу они приносят человеку?
(слайд 12)
Опрос групп
Работа обучающихся у интерактивной доски и формулирование выводов
(слайды 13 -17)
Дополнительный вопрос 3 группе и всему классу:
- Для чего человек использует различные виды растений? ( Многие виды растений человек использует для получения пищевых продуктов, лекарств, для производства тканей, бумаги, строительных материалов, для украшения жилья, для кормления животных).
(вывод на слайде 18)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок. (поднимаем руки вверх-вниз)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой, (шагаем на месте, высоко поднимая колени)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай. (вращаем головой)
Стебель наклони слегка –
Вот зарядка для цветка (наклоняемся в разные стороны)
А теперь росой умойся, (имитация движений)
Отряхнись и успокойся…» (встряхиваем руками)
(слайд 19)
Первичное закрепление нового материала
- Первобытные люди использовали в пищу плоды, семена, сочные стебли, листья, сладкие корни дикорастущих растений. С течением времени наши предки научились отбирать в природе и выращивать наиболее ценные пищевые растения, ухаживать за ними, поливать, пропалывать от сорняков, а затем и удобрять почву. Для посадки они отбирали самые крупные зерна, самые вкусные корни и плоды. Так было положено начало РАСТЕНИЕВОДСТВУ.
(слайд 20)
Самостоятельная работа
- Прочитайте, что об этом написано в учебнике на стр.87
- Как люди научились выращивать растения?
- О каких отраслях растениеводства вы прочитали?
(Полеводство, цветоводство, плодоводство, овощеводство)
- Выполните задание у интерактивной доски
(слайд 21)
- Давайте познакомимся с предками культурных растений. Мы узнаем об этом из материала учебника на стр. 88.
- О предках каких растений вы узнали ?(Морковь, капуста, картофель)
- Что вас удивило?
- О чём вы можете рассказать, глядя на слайд?
(слайд 22)
Включение новых знаний в систему и повторение
- Среди культурных растений учёные выделяют следующие группы: ЗЕРНОВЫЕ, ОВОЩНЫЕ, ПЛОДОВЫЕ, ПРЯДИЛЬНЫЕ. ДЕКОРАТИВНЫЕ.
- Рассмотрите таблицу и приведите свои примеры
(слайд 23)
- Укажите группу, в которой перечислены только культурные растения
(слайд 24)
- Заполните таблицу, верно распределив названия растений.
(слайд 25)
- Рассмотри модель и найди растению пару.
(слайд 26)
- Соотнесите растение и место, где оно растёт.
(слайд 27)
Рефлексия деятельности. Итог урока
- Вспомните учебные задачи урока. Все ли мы их решили?
( работа по слайду 28)
- Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению на уроке и перетащите его на листок.
(слайд 29)
Информирование о домашнем задании, инструктаж по выполнению
с.87-88, ответить на вопросы
Задание на выбор:
1) нарисовать фантастическое культурное растение и рассказать как его можно использовать;
2) найти информацию о любом культурном растении и его дикорастущем предке
(слайд 30)
doc4web.ru
План-конспект урока " Дикорастущие и культурные растения" познание мира .3 класс
Урок познания мираТема: Дикорастущие и культурные растенияТип урока: Изучение нового материала.Цели и задачи: Изучать особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их; развивать внимание, память, мышление; воспитывать интерес к полевым растениям.Ожидаемые результаты: Учащиеся должны знать особенности существования в природе дикорастущих и культурных растений; должны уметь различать жизненные формы растений; различать культурные растения – по назначению.Форма организации работы детей: на уроке меняются виды и формы работы (фронтальная работа с использованием компьютера и экрана – просмотр слайдов с таблицами и рисунками по теме при изучении нового материала и при закреплении; при повторении ранее изученного материала; при решении проблемных вопросов; индивидуальная – выполнение самостоятельной работы , самопроверка работы, работа в тетрадях, отгадывание загадок.) Формы организации работы учителя: урок – изучение нового материала. Технические условия: компьютер, мультимедиа проектор, экранИспользуемое оборудование: карточки для самостоятельной работы, рабочие тетради, таблицы на слайдах, картинки на слайдах. Описание урока:
Учитель. Они бывают разные: Полезные, опасные, Красивые, пахучие, С листьями, колючие. Лекарства заменяют, И лакомством бывают, И чаем нас напоят, И даже дом построят. Земли они творения, Зовём мы их … Дети (хором). Растения. 1. Рассматривание иллюстраций с различными растениями. - Что общего? Как назовём одним словом? - Напишите ассоциации к слову растения. Что мы знаем о растениях. (каждому растению необходимы свет, тепло, вода, воздух, питательные вещества; части растений: корень, стебель, листья, цветки, плоды и семена; группы растений: деревья, кустарники, травы). Растение – живой организм.– Какие признаки живого существа вы знаете?
Одинаковые ли условия нужны для разных растений? ( капуста, огурцы, пшеница – влаголюбивые; кактус, полынь, верблюжья колючка – засухоустойчивые; ландыш, хвощ, папоротник – теневыносливые; сосна, хлопчатник, виноград, мать-и-мачеха – светолюбивые; мох, полынь, ель, береза – хладолюбивые; лимон, арбуз, дыня, виноград – теплолюбивые.) - Какие растения называют цветковыми? - Какие органы есть у всех цветковых растений? Работа с гербарием.Опишите по плану и расскажите об одном из растении. План Название растения. К какой группе относится? (Зерновые, овощные, плодовые, цветы, травы.) Где выращивают? (В саду, поле, огороде.) Как человек использует это растение? А теперь давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения? (Растения кормят, одевают, лечат, дают много полезных вещей.) Какие растения кормят человека? (Яблоня, пшеница, капуста,…)-Какие растения одевают людей? (Лен, хлопок.)-Какие растения лечат людей? ( Мать-и-мачеха, зверобой, береза,…)-Какие растения дают много полезных вещей – мебель, топливо, строительные материалы? ( Дуб, сосна,…) Капуста, морковь, тимофеевка, клевер, хлопок, лук, картофель, кукуруза, люцерна, свекла, ячмень, тыква, яблоки, сливы, подсолнух, лен, конопля, помидоры, огурцы, рожь, пшеница, овес, репа, гречиха, просо, рис, кормовая свекла, овсянка луговая, горох. Задание. Каждая группа должна отобрать из представленных растений
Продукты питания | Корма для животных | Материалы для промышленности |
|
|
|
|
|
|
Вспомните, ребята, на какие группы можно разделить все растения?(На деревья, кустарники, травы.)
а) Самостоятельная работа. У всех ребят карточки с напечатанным заданием.
Подчеркните деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – желтым:
Слива, можжевельник, пихта, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, мать-и-мачеха, кедр, малина.
б) Самопроверк - Дети, вспомните, на какие группы делятся растения по виду листьев?(Хвойные и лиственные.)- Приведите примеры хвойных деревьев.- Приведите примеры лиственных деревьев.-Чем отличаются лиственные деревья от хвойных?
3. Объявление темы урока.- Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы с вами уже знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы с вами посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и помидор?
- Человек тесно связан с растительным миром. Одни растения человек сажает сам, ухаживает за ними, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут сами по себе, независимо от человека.
- Вот сегодня на уроке мы и рассмотрим эти две группы растений, на которые можно разделить все растения.4. Работа над темой урока.- Чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Общее – это деревья. Различия – ель растет в лесу, яблоня в саду и за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу людям.)
Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? (Общее – это кустарники. Различие – крыжовник растет в саду и за ним ухаживает человек. Можжевельник растет в лесу.)
- Чем похожи мать-и-мачеха и помидор? (Общее – это травянистые растения. Различия – помидоры растут в огороде и за ними ухаживает человек, собирает урожай. Мать-и-мачеха растет повсюду.
- На какие группы можно разделить все растения? (Первая группа – это растения, которые выращивает человек. Их называют – культурными растениями. Вторая группа – это растения, которые никто не сажает. Они растут сами по себе. И их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и возле водоема. Эти растения называют дикорастущими.)
- Поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья, и кустарники, и травянистые растения, которые растут везде сами по себе. - Приведите примеры дикорастущих растений. (Примеры детей.)- Отгадайте, о каком растении идет речь?
Колосится в поле рожь,
Там во ржи цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василек.)
С чем можно сравнить цветы васильков?
Васильки называют сорняками. Они не приносят пользы человеку и мешают расти хлебу. Но все-таки они любимы в народе. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки.
Какие еще бывают растения кроме дикорастущих? (Культурные растения – деревья, кустарники, травянистые растения.)- Подберите растения к каждой группе. (Ответы детей.)
Физминутка.
-Культурные растения можно разделить на другие группы. - Назовите растения на этом слайде.
Учитель. Отгадайте загадки.
Комбайн спешит на косовицу
Собрать созревшую …
Дети. Пшеницу
Поле золотое – в день не обойдёшь,
В поле, словно море, колосится …
Дети. Рожь.
Любит кости грызть наш пёс,
Любит лошадь есть …
Дети. Овёс.
Поле в воде всё, вот так сюрприз!
В поле для плова вырастет …
Дети. Рис.
Нам подсказали грачи и грачиха,
Где поспевает для каши …
Дети. Гречиха.
Слайд № 5
с изображением зерновых культур.
Учитель. Что можете сказать об этих растениях?
Дети.
- Из зерновых культур делают хлеб, варят каши.
- Зерновые культуры полезны для здоровья.
- Человек выводит разные сорта этих культурных растений.
- Их название произошло от слова « зерно».
Учитель. Что мы употребляем в пищу у зерновых растений?
Дети. Зёрна. Хлеб пекут из муки зерновых культур.
Учитель. Какой хлеб едят в вашей семье?
Учитель. Почему он бывает белым и тёмным?
Дети. Из пшеницы получают белый хлеб, а изо ржи – тёмный
-Назовите эти растения. (Это слива, груша, персик. Это фрукты. Они растут в саду.) - Эти растения называют плодовые. К ним относятся не только фруктовые деревья, но и кустарники, и даже травы, дающие нам плоды. Это смородина, малина, клубника…)
- Назовите эти растения. (Лук, картофель.. Это овощи. Они растут на полях и огородах.)- Эти растения называют овощные. Приведите свои примеры.
- Это лен и хлопок. Из них делают ткань. Такие растения называют прядильные.
-Назовите эти растения. (Тюльпан, роза, гвоздика.)- Эти растения называют декоративными. Приведите свои примеры этих растений.
5. Закрепление изученного материала.Работа в рабочих тетрадях. - Отгадайте, о каких культурных растениях говорится в загадках, и к какой группе они относятся.
Что красно снаружи, Бело внутри
С зеленым хохолком на голове?
(Редис. Овощное растение.)
Летом - в огороде, Свежие, зеленые,
А зимою - в бочке, Крепкие, соленые.
(Огурцы. Овощное растение.)
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах.
(Капуста. Овощное растение.)
Где выращивают культурные растения?
Ответы детей. (В поле, саду, огороде, цветниках).
Составление схемы.
РАСТЕНИЕВОДСТВО
полеводство
овощеводство
плодоводство
цветоводство
Закончи составление схемы. Под названием каждой отрасли приведи примеры культур выращиваемые в нашем крае.
Проверка задания
6. Итог урока.
- О каких группах культурных растений мы сегодня говорили?
- Приведите по два-три примера растений каждой группы.
Учитель. Посмотрите на доску. Какое нас встречает многообразие растений. Распределите их на 2 группы.
На классной доске картинки с изображением различных растений.
Дети.
1 группа - дикорастущие
2 группа - культурные
-рябина
-одуванчик
-лесная земляника
-крапива
-ива
- капуста
- роза
- клубника
- яблоня
Учитель. Какие растения называются культурными? Какие дикорастущими?
Дети.
- Дикорастущие растения растут в дикой природе без вмешательства человека. Они самостоятельно приспосабливаются к изменениям окружающей среды.
- Культурные растения - это растения, которые выращиваются человеком для получения пищевых продуктов, кормов в сельском хозяйстве, лекарств и др. целей. Они получены в результате селекции.
Тест
1. Какое из этих растений выращивают в садах? а) пшеница, б) слива, в) помидор. 2. Какое из этих культурных растений люди выращивают на огородах? а) рожь, б) ель, в) огурцы. 3. Какое из этих культурных растений люди выращивают на полях? а) дыня, б) овес, в) яблоня. 4. Какое из этих культурных растений люди выращивают на бахче? а) свекла, б) арбузы, в) картофель. 5. Как одним словом можно назвать плоды садовых деревьев? а) овощи, б) фрукты, в) корнеплоды. ( Взаимопроверка работы)
Выбери правильные ответы и обведи в кружок их номера.
Какие растения выращивают для получения продуктов питания?
Клевер.
Капуста.
Лен.
Лук.
Репа.
Какие растения выращивают на корм домашним животным?
Чеснок.
Клевер.
Редис.
Тимофеевка.
Хлопчатник.
Какие растения выращивают для получения тканей?
Капуста.
Клевер.
Лен.
Крыжовник.
Хлопчатник.
Подчеркни лишнее слово
Томат, кукуруза, лук, слива.
Яблоня, кукуруза, вишня, абрикос.
Огурец, пион, лилия, нарцисс.
infourok.ru
Конспект урока окружающего мира для 3 класса "Культурные и дикорастущие растения"
Класс: 3
Предмет: окружающий мир
Учебник, авторы: УМК «Начальная школа 21 века», окружающий мир Н.Ф. Виноградова, 3 класс (1 часть).
Тема урока: «Растения дикорастущие и культурные»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: изучить особенности культурных и дикорастущих растений.
Планируемые достижения:
Предметные: Учащиеся должны знать особенности существования в природе дикорастущих и культурных растений; уметь различать жизненные формы растений; различать культурные и дикорастущие растения.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение воспринимать информацию на слух; проявление познавательного интереса к предмету и изучаемой теме.
Регулятивные УУД: организовывать своё рабочее место под руководством учителя.
Коммуникативные УУД: умение оформлять мысли в устной форме; умение слушать и понимать друг друга, участвовать в диалоге.
Личностные УУД: адекватно оценивать результаты учебной деятельности.
Задачи урока:
-Сформировать представление о дикорастущих и культурных растениях;
-Развитие речи обучающихся, познавательного интереса, формирование умения работать с текстовой информацией;
-Воспитывать бережное отношение к природе.
Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, интерактивная доска, карточки для самостоятельной работы, карточки для работу у доски.
Этапы урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы, методы и приемы обучения
Формируемые УУД
Орг. момент
Актуализация знаний
Целеполагание
Изучение нового материала
Физминутка
Изучение нового материала
Самостоятельная работа
Итог урока
Рефлексия
Домашнее задание
1 мин
3 мин
6 мин
12 мин
1 мин
7 мин
6 мин
1 мин
1 мин
1 мин
Здравствуйте.
-Ребята, сегодня нас на уроке ожидает встреча с удивительными представителями живой природы.
Куда бы вы ни посмотрели, где бы вы ни побывали, повсюду увидите их. Они на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Они поселились в морях, океанах, озерах, реках и прудах нашей планеты.
-Вы догадались, о чём мы поговорим сегодня? (слайд 1)
«Не можем жить мы без растений
Об этом скажет нам не только гений.
Как воздух нам нужны они.
Они разнообразны…
И все они по-своему прекрасны»
-Какие группы растений вы знаете?
-Сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны.
-Человек тесно связан с растительным миром. Одни растения человек сажает сам, ухаживает за ними, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут сами по себе, независимо от человека.
-Вот сегодня на уроке мы и рассмотрим эти две группы растений, на которые можно разделить все растения.
-Чем похожи и чем отличаются дуб и вишня? (слайд 2)
-Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник?
(слайд 3)
-Чем похожи мать-и-мачеха и петрушка? (слайд 4)
-Как вы думаете, о каких растениях пойдёт речь на уроке?
-Как будет звучать тема нашего урока? (слайд 5)
-Чему мы хотим научиться на этом уроке? Какие задачи поставим перед собой?
-Растительный мир нашей планеты чрезвычайно богат, более 300 тыс. видов растений населяет Землю. Растения приспособились ко всем климатическим условиям. Они растут везде: могут жить в пустыне, где практически не бывает дождей, в арктической зоне, где царит страшный холод.
-Кто поливает эти растения? Подкармливает удобрениями? Кто ухаживает за ними?
-Такие растения, являются дикорастущими.
-Приведите пример дикорастущих растений.
-Обратите внимание на экран, здесь представлены некоторые виды дикорастущих растений (слайд 6).
-А как же, вкусна и полезна рисовая каша, овсяные хлопья, пряники!
-Где растет овес, рис?
-Как долго приходится людям искать зерновые растения, чтобы приготовить детям хлопья из овсяной крупы, испечь пряники из овсяной муки, приготовить кашу?
-Что значит выращивают?
-Человек сам заботится о том, чтобы получить богатый урожай овса, и делает для этого все возможное. Такие растения называются культурными.
-Приведите пример культурных растений.
-Посмотрите на экран, здесь представлены некоторые виды культурных растений (слайд 7).
-Выполним работу на доске. Перед вами два столбца. Один называется дикорастущие растения, а другой – культурные. Ваша задача поместить растения в подходящий столбик.
-Сейчас откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа. Разделите лист тетради на два столбца. Первый столбик будет называться дикорастущие растения, а второй столбик культурные растения. Нарисуйте по одному виду таких растений.
-Люди начали интересоваться выращиванием растений около 10 000 лет назад. Этот процесс был вызван стремлением облегчить проблему добывания пищи. С тех пор и возникло земледелие.
-Объясните, от каких двух слов образовалось слово «земледелие»?
-Земледелие - это обработка земли с целью выращивания сельскохозяйственных растений.
-А кого называют земледельцем?
-Археологи установили, что одним из древнейших культурных растений является пшеница. Потом люди окультурили (это значит из дикорастущего растения, сделать культурное) кукурузу, горох, перец, капусту, рис и другие растения. Всё это происходило в разное время и в разных частях нашей планеты. Занимаясь земледелием, люди постоянно расширяли площади полей и огородов. Они вырубали леса и кустарники. Так появлялись новые участки земли, готовые к посевам.
-Сейчас мы немного отдохнем.
А теперь, ребята, встатьРуки медленно поднять,Пальцы сжать, потом разжать,Руки вниз и так стоять.Наклонитесь вправо, влево.И беритесь вновь за дело.
(слайд 8)
-Откройте учебник на странице 85. Рассмотрите рисунок-схему.
-Какие существуют отрасли земледелия?
-Как вы думаете, какие растения выращивают в такой отрасли земледелия, как полеводство? Огородничество? Луговодство? Садоводство?
-Обратите внимание на доску, здесь изображено зерновое растение (слайд 9).
-Что можете сказать об этом растении?
-Что мы употребляем в пищу у зерновых растений?
Объясните поговорки.
-«Хлеб – всему голова» что это значит?
-«Хлеб – батюшка, а водица – матушка» что значит эта поговорка?
-Откройте учебник на странице 86, прочитайте статью «Хлеб – великое чудо земли».
-О чём говорится в этой статье?
-Сейчас будет самостоятельная работа. Вы получите карточки, на которых будете выполнять задания.
-Проверьте свою работу с доской.
(слайд 10)
(слайд 11)
-Сегодня на уроке мы познакомились лишь с некоторыми представителями дикорастущих и культурных растений.
– Какие растения называют культурными, а какие дикорастущими?
-Чем мы занимались на уроке?
-Оцените свою работу, поднимите правую руку, если вы довольны своей работой на уроке, левую руку, если хотели бы работать лучше.
-Запишите домашнее задание, страница учебника 87. Подготовьте рассказ на тему «Растения в моём доме». Запишите его в тетрадь.
Приветствие
О растениях
Деревья, кустарники, травянистые растения.
Общее – это деревья. Различие - дуб растет в лесу, а вишня в саду. За вишней ухаживает человек, а за дубом нет. Вишню человек сажает, а дуб растёт сам.
Общее – это кустарники. Р
vseuroki.pro
План-конспект урока " Дикорастущие и культурные растения" познание мира .3 класс
Автор презентации: Кашапова Лариса Халяфиевна
Урок познания мираТема: Дикорастущие и культурные растенияТип урока: Изучение нового материала.Цели и задачи: Изучать особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их; развивать внимание, память, мышление; воспитывать интерес к полевым растениям.Ожидаемые результаты: Учащиеся должны знать особенности существования в природе дикорастущих и культурных растений; должны уметь различать жизненные формы растений; различать культурные растения – по назначению.Форма организации работы детей: на уроке меняются виды и формы работы (фронтальная работа с использованием компьютера и экрана – просмотр слайдов с таблицами и рисунками по теме при изучении нового материала и при закреплении; при повторении ранее изученного материала; при решении проблемных вопросов; индивидуальная – выполнение самостоятельной работы , самопроверка работы, работа в тетрадях, отгадывание загадок.) Формы организации работы учителя: урок – изучение нового материала. Технические условия: компьютер, мультимедиа проектор, экранИспользуемое оборудование: карточки для самостоятельной работы, рабочие тетради, таблицы на слайдах, картинки на слайдах.
Описание урока:
Организация класса.
Проверка домашнего задания.
Учитель. Они бывают разные:
Полезные, опасные,
Красивые, пахучие,
С листьями, колючие.
Лекарства заменяют,
И лакомством бывают,
И чаем нас напоят,
И даже дом построят.
Земли они творения,
Зовём мы их …
Дети (хором). Растения.
1. Рассматривание иллюстраций с различными растениями.
- Что общего? Как назовём одним словом?
- Напишите ассоциации к слову растения.
Что мы знаем о растениях.
(каждому растению необходимы свет, тепло, вода, воздух, питательные вещества; части растений: корень, стебель, листья, цветки, плоды и семена; группы растений: деревья, кустарники, травы).
Растение – живой организм.– Какие признаки живого существа вы знаете?
питается
дышит
растёт
изменяется
размножается
умирает
Одинаковые ли условия нужны для разных растений? ( капуста, огурцы, пшеница – влаголюбивые; кактус, полынь, верблюжья колючка – засухоустойчивые; ландыш, хвощ, папоротник – теневыносливые; сосна, хлопчатник, виноград, мать-и-мачеха – светолюбивые; мох, полынь, ель, береза – хладолюбивые; лимон, арбуз, дыня, виноград – теплолюбивые.) - Какие растения называют цветковыми? - Какие органы есть у всех цветковых растений?
Работа с гербарием.Опишите по плану и расскажите об одном из растении.
План
Название растения. К какой группе относится? (Зерновые, овощные, плодовые, цветы, травы.)
Где выращивают? (В саду, поле, огороде.)
Как человек использует это растение?
А теперь давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения?
(Растения кормят, одевают, лечат, дают много полезных вещей.) Какие растения кормят человека? (Яблоня, пшеница, капуста,…)-Какие растения одевают людей? (Лен, хлопок.)-Какие растения лечат людей? ( Мать-и-мачеха, зверобой, береза,…)-Какие растения дают много полезных вещей – мебель, топливо, строительные материалы? ( Дуб, сосна,…)
Капуста, морковь, тимофеевка, клевер, хлопок, лук, картофель, кукуруза, люцерна, свекла, ячмень, тыква, яблоки, сливы, подсолнух, лен, конопля, помидоры, огурцы, рожь, пшеница, овес, репа, гречиха, просо, рис, кормовая свекла, овсянка луговая, горох.
Задание.
Каждая группа должна отобрать из представленных растений
1-продукты питания
2-корма для животных
3-материал для промышленности
Продукты питания
Корма для животных
Материалы для промышленности
Вспомните, ребята, на какие группы можно разделить все растения?(На деревья, кустарники, травы.)
а) Самостоятельная работа. У всех ребят карточки с напечатанным заданием.
Подчеркните деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – желтым:
Слива, можжевельник, пихта, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, мать-и-мачеха, кедр, малина.
б) Самопроверк - Дети, вспомните, на какие группы делятся растения по виду листьев?(Хвойные и лиственные.)- Приведите примеры хвойных деревьев.- Приведите примеры лиственных деревьев.-Чем отличаются лиственные деревья от хвойных?
3. Объявление темы урока.- Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы с вами уже знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы с вами посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и помидор?
- Человек тесно связан с растительным миром. Одни растения человек сажает сам, ухаживает за ними, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут сами по себе, независимо от человека.
- Вот сегодня на уроке мы и рассмотрим эти две группы растений, на которые можно разделить все растения.4. Работа над темой урока.- Чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Общее – это деревья. Различия – ель растет в лесу, яблоня в саду и за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу людям.)
Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? (Общее – это кустарники. Различие – крыжовник растет в саду и за ним ухаживает человек. Можжевельник растет в лесу.)
- Чем похожи мать-и-мачеха и помидор? (Общее – это травянистые растения. Различия – помидоры растут в огороде и за ними ухаживает человек, собирает урожай. Мать-и-мачеха растет повсюду.
- На какие группы можно разделить все растения? (Первая группа – это растения, которые выращивает человек. Их называют – культурными растениями. Вторая группа – это растения, которые никто не сажает. Они растут сами по себе. И их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и возле водоема. Эти растения называют дикорастущими.)
- Поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья, и кустарники, и травянистые растения, которые растут везде сами по себе. - Приведите примеры дикорастущих растений. (Примеры детей.)- Отгадайте, о каком растении идет речь?
Колосится в поле рожь,
Там во ржи цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василек.)
С чем можно сравнить цветы васильков?
Васильки называют сорняками. Они не приносят пользы человеку и мешают расти хлебу. Но все-таки они любимы в народе. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки.
Какие еще бывают растения кроме дикорастущих? (Культурные растения – деревья, кустарники, травянистые растения.)- Подберите растения к каждой группе. (Ответы детей.)
Физминутка.
-Культурные растения можно разделить на другие группы. - Назовите растения на этом слайде.
Учитель. Отгадайте загадки.
Комбайн спешит на косовицу
Собрать созревшую …
Дети. Пшеницу
Поле золотое – в день не обойдёшь,
В поле, словно море, колосится …
Дети. Рожь.
Любит кости грызть наш пёс,
Любит лошадь есть …
Дети. Овёс.
Поле в воде всё, во
edudocs.info
Конспект урока для 3 класса "Дикорастущие и культурные растения"
Здесь Вы можете скачать Конспект урока для 3 класса "Дикорастущие и культурные растения" для предмета : Окружающий мир. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.
Открытый урок познания мира "Дикорастущие и культурные растения".
3-й класс
Цели и задачи:
Ознакомить ребят с дикорастущими и культурными растениями.
Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их.
Развивать у учащихся интерес к предмету через разнообразные виды работы и творческие задания, умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки с заданиями, “цветик – семицветик”, гербарий растений, учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши, фишки.
Ход урока
I. Организационный момент, создание эмоционального настроя
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «5».
Начинаем мы опять
Думать, задавать вопросы, рассуждать
Девиз нашего урока:
«Чтоб Природе другом стать,
Тайны все ее узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать,
У себя внимательность,
А поможет нам узнать,
Наша любознательность »
II. Проверка дом. задания
- Что такое среда обитания?
- Какие растения растут на лугах?
- Какие растения растут в лесах?
- Какие растения растут в степи? III. Сообщение темы урока.
Проблемный вопрос: Что такое культурные растения?
IV. Актуализация знаний.
Куда бы вы не посмотрели, где бы вы не побывали, повсюду увидите, встретите растения. Они растут на лугах, в лесах. Их много в степях и высоко в горах. В безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озерах, реках и прудах нашей планеты.
Растительный мир разнообразен. Чем же растения отличаются друг от друга?
Работа по карточкам. Группы растений.
Ребята, давайте вспомним, на какие группы делятся все растения? (деревья, кустарники, травы). Чем они отличаются? (стеблями)
Выполнение работы “Какие бывают растения” на карточках. Укажите стрелками, к какой группе относятся данные растения.
Тополь деревья калина
Колокольчик лен
Клевер кустарники ромашка
Ель травы смородина
Теперь проверьте свою работу (слайд 2 (см. презентацию)).
V. Изучение нового материала
1.Введение в тему.
Сегодня у нас в гостях волшебное растение “цветик – семицветик” (на доске). Все лепесточки этого цветка волшебные. Давайте прочитаем, что на них написано. (Дети подходят к доске, берут по одному лепестку и читают вслух.)
Мы с детства, представьте, того и не знали,
По – гречески этот цветок называли.
“Звезда” - вот на русский его перевод.
На клумбах он осенью долго цветет.
(Астра)
Цветет он майскою порой,
Его найдешь в тени лесной.
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.
(Ландыш)
Со дна озера, реки
Как веревки – стебельки.
Над водою стебелек
Превращается в цветок,
И горит он летним днем
Желтым пламенем – огнем
А цветы назвали люди
Наподобие посуды,
Как в шкафу глинянки – кринки
Те цветочки звать … (Кувшинки)
В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла.
(Пшеница)
Лето целое старалась –
Одевалась, одевалась …
А как осень подошла,
Нам одежки отдала.
Сотню одежонок
Сложим мы в бочонок.
(Капуста)
Низок, да колюч,
Сладок, да не пахуч.
Ягоду сорвешь –
Всю руку обдерешь.
(Крыжовник)
Желтые головки,
Белые ресницы,
Все они похожи,
Будто бы сестрицы.
Я надеюсь, знаешь ты
Эти скромные цветы.
(Ромашки)
(слайд 3)
- Ребята, как мы их назовем одним словом? (это растения)
- Нет ли среди них лишнего? (крыжовник – он кустарник, остальные – травы)
Эти растения скучают друг по другу.
- Как вы думаете, почему?(Потому что они растут в разных местах)
- Почему они растут в разных местах и далеко друг от друга?
Есть растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, на лугу, на водоеме. И есть растения, которые выращивают люди.
2. Знакомство с дикорастущими и культурными растениями
1) Работа по учебнику
- Как называются эти растения, мы узнаем, прочитав текст учебника на странице 95 и по ходу чтения на полях карандашом сделайте пометки,(читают 2 учеников вслух), (слайд 4).
2) Деление растений на 2 группы
Вернемся к нашим отгаданным растениям. Их тоже разделим на дикорастущие и культурные (по вариантам), (слайд 5).
Работа в рабочей тетради
Запишем отгадки в тетрадь.
Для закрепления полученных знаний, выполним работу в тетради – подчеркнуть названия дикорастущих растений зеленым карандашом, а культурных – красным.
Взаимопроверка выполненной работы.
VI.Физкультминутка:
Это кто такой садовник?(повороты в стороны, поднимая плечи)
Полил вишню и крыжовник, (руки вверх-вниз)
Полил сливы и цветы,(руки в стороны)
Вымыл травы и листы.(вращение плечами)
А как сумерки настали (приседание)
Нам по радио сказали, (встать)
Что и завтра он придёт (ходьба)
И польёт наш огород.
3. О дикорастущих растениях.
Дикорастущие деревья, кустарники, травы.
Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья, и кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. Назовите, ребята, дикорастущие деревья (кустарники, травы), которые растут в нашей местности.
О некоторых дикорастущих растениях я вам сейчас расскажу( мать и мачеха, медуница)
Приложение 2
Мать-и-мачеха (слайд 6).
- Что интересного вы узнали о мать-и-мачехе?
- Что появляется у мать-и-мачехи раньше: цветы или листья?
Медуница (слайд 7).
- Почему на медунице можно одновременно увидеть цветки четырёх оттенков?
Ребята, дикорастущие цветы прислали вам письмо:
«Уважаемые дети!
Пожалуйста, будьте добры, не обрывайте зря цветы на лугу и в лесу. Сорванные и собранные в букеты, мы быстро вянем и погибаем, не принеся потомства. Пожалейте нас, не губите нас».
- Почему цветы просят не обрывать их?
Давайте будем учиться любоваться красотой цветов в природе, а не в вазе потому что….
Клип «Не рвите цветов»
- Ребята, наш колосок интересуется: а хлебные колосья – это дикорастущие или культурные растения?
4. О культурных растениях.
- Кто - нибудь знает, что обозначает слово «культура»? (с латинского – возделывать, обрабатывать)
О некоторых культурных растениях ребята подготовили сообщения
- Спасибо вам, ребята, за такие интересные рассказы. Приложение 2
Пшеница (слайд 8).
- Что нового узнали о пшенице?
- Рожь (слайд 9).
Гречиха (слайд 10).
- Почему гречиху назвали гречихой?
- Почему гречневую кашу называют богатырской?
Значит, если вы хотите быть здоровыми и сильными, какая пища вам поможет?
5.Выбор верного определения.
Пока мы слушали выступления ребят, к нам в гости пришел колосок. Он затрудняется ответить на вопрос: “Что такое культурные растения?”. У колоска 3 варианта ответа, и он не может выбрать из них верный. Ребята, поможем ему?
Что такое культурные растения? (Слайд 11)
а) Растения, которые человек использует для питания;
б) Растения, которые растут на полях, в садах и огородах;
в) Растения, которые человек специально выращивает для своих целей.
6. Беседа о хлебе.
Наш колосок остался очень доволен вашими рассказами. И он предложил мне рассказать вам про то, без чего невкусна и несытна любая еда. О чём же? Конечно, о хлебе.
- Для чего люди выращивают хлебные колоски?
- Что можно получить из зерна?
- Как нужно относиться к хлебным колоскам и к хлебу? (Слайд 12)
Многие профессии нужны для того, чтобы к нам на стол пришла булочка. Не сразу рождается хлеб.
Сколько людей разных профессий вложили свой труд в одну буханку? (очень много)
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.
Вот он – хлебушко душистый.
Вот он – тёплый – золотистый!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл!
В нём здоровье наше, сила,
В нём – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе, -
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
- Почему о хлебе говорят – хлебушко?
Хлебом-солью встречают и провожают русские люди желанного заезжего гостя и подносят хлеб-соль дорогому человеку в знак особого уважения.
Мы часто говорим о бережном отношении к хлебу. Но всегда ли мы помним те случаи из жизни людей, которые заставили бы всех задуматься: какое это богатство – хлеб!
Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”. Это слово – жизнь. В старину хлеб называли «жито», что означало «жизнь».
- Что может быть для человека важнее хлеба? Только вода и воздух.
- Что нужно человеку, чтобы выжить? (воздух, вода и хлеб)
Во время Великой Отечественной войны хлеба не хватало. Мужчины воевали на фронте с фашистами, а старики, женщины и дети растили на полях хлеб. После уборки дети ходили по полю и подбирали оставшиеся колоски, чтоб ни один не пропал. Берегли каждое зёрнышко, ценили каждую хлебную крошку.(Слайд 13 )
В музее истории Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Такой кусочек получали на сутки по специальным хлебным карточкам жители осаждённого немцами города в зимние месяцы блокады. А людям нужно было работать и выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. Живой – значит победа!
А сейчас ежедневно в каждой семье выбрасывается хлеб. Прошу вас – берите столько хлеба в обед, сколько можете съесть.
Помните, что в каждый самый маленький кусочек хлеба вложили свой труд очень многие люди. (Слайд 14)
- А что делать, если вы не доели кусочек хлеба?
- А в нашем селе есть место, где люди пекут хлеб?
- Чьи мамы дома пекут булочки?
Значит, ваши мамы тоже вкладывают свой труд в приготовление хлеба, и вы должны беречь их труд.
Каждый день вы едите хлеб. Его пекут из муки, а муку мелют из зёрен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Эти культурные растения называются зерновыми.
(на доске открыть название столбика и прикрепить названия растений)
Груша и слива – фрукты, растут в саду. Называются плодовыми. К ним относятся также фруктовые деревья, кустарники, травянистые растения с плодами – фруктами и ягодами.
Лук и картофель – овощи. Культуры – овощные.
Лён и хлопок – из них делают ткань. Они – прядильные. Это очень ценные растения. Из них вырабатывают ткань для постельного белья, полотенец, трикотажа.
Тюльпан и нарцисс – для красоты. Это декоративные растения.
VIII. Закрепление изученного материала.
1. Игра «Найди пару».
Колосок предлагает поиграть в игру «Найди пару» с культурными растениями, разделить их на другие группы.
Я беру карточку с названием растения, например – пшеница, а вы выбираете в пару название растения, которое похоже с пшеницей по использованию, по месту выращивания и т.п. (Рожь – растёт в поле, делают муку ).
Выберите другие пары растений.
КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ
Зерновые пшеница рожь
плодовые груша слива
овощные лук картофель
прядильные хлопок лён
декоративные тюльпан нарцисс
Понравилась игра?
2) Игра “Что здесь лишнее?” (слайд 15).
1. клевер, астра, роза, гладиолус
2. береза, василек, репа, осина
3. огурец, лук, лен, чеснок
4. груша, слива, малина, яблоня
5. пшеница, рожь, ячмень, картофель
3) Логическое упражнение “Может так быть или нет?”
- У известного поэта К. И. Чуковского в стихотворении “Радость” есть строчки о растениях. Сейчас я вам их прочитаю. А вы послушайте внимательно и подумайте, “Может так быть или нет?” (слайд 16).
Рады, рады, рады
Светлые березы,
И на них от радости
Вырастают розы.
Рады, рады, рады
Темные осины,
И на них от радости
Растут апельсины.
То не дождь пошел из облака
И не град,
То посыпался из облака
Виноград. (слайд)
IX. Домашнее задание
Дома вы ещё раз прочитаете по учебнику, какие растения называют дикорастущими, а какие – культурными.
X. Подведение итогов и оценивание:
И так, ребята, что нового о растениях мы узнали сегодня на уроке
На какие 2 группы делятся растения?
Проблемный вопрос: “Что такое культурные растения? (Растения, которые человек специально выращивает для своих целей.)
10.Рефлексия
- Что для вас было интересным на уроке?
- О чём вы будете помнить, гуляя по лесу или лугу?
- Изменилось ли после сегодняшнего урока ваше отношение к хлебу?
- Спасибо вам за активное участие на уроке! Молодцы!
(слайд 17 ) – спасибо за урок.
VI. Домашнее задание:
1) прочитать легенды о растениях
2) задания в рабочей тетради
Колосок вас всех благодарит, он принес угощения и напоминает вам, как вы должны относиться к природе, из статьи № 38 Конституции Р.К.-Граждане Р.К. обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.
docbase.org