«Технологическая карта урока по биологии «Почвенное питание растений» (6 класс)». Почвенное питание растений 6 класс биология
Конспект урока по биологии "Питание растений"
Цель: расширить представления учащихся о процессе питания.
Просмотр содержимого документа «Конспект урока по биологии "Питание растений"»
Конспект урока
Предмет биология
Дата: 03.12.14 г.
Урок 26.
Класс 6 «Б»
Тема: Особенности питания растений. Почвенное питание.
Цель: расширить представления учащихся о процессе питания.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать формированию у учащихся знаний о почвенном питании растений.
Развивающие:
1. Способствовать формированию умений узнавать ткани и органы растительных организмах на рисунках, работать с учебником.
2. Способствовать развитию логического мышления воспитанников,
умения устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные:
1. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе.
Оборудование: учебник, тетрадь, инструктивные карточки с заданиями, ноутбук, мультимедийный проектор, пробирка, растение, раствор окрашенной воды.
Формируемые и развиваемые понятия: питание, корень, почвенное питание, почва, плодородие, минеральные удобрения.
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Проблемно-диалогический
Частично-поисковый
Первично-исследовательский
Формы работы:
Индивидуальная
Групповая (работа в парах)
Общеклассная (фронтальная)
Тип урока: комбинированнный
План изучения темы:
Сущность питания.
Особенности питания растений.
Почвенное питание растений и роль корня в нем.
Почва. Пути повышения плодородия почвы.
ХОД УРОКА
Этап урока, его продолжительность | Содержание этапа | |||||||||||||
Организация начала урока. Подготовка к работе. 3 мин. | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Минута настроения. (Учитель спрашивает «С каким настроением вы пришли сегодня на урок?» Давайте улыбнемся друг другу, ведь с хорошим настроением лучше работать иу нас все получится) | |||||||||||||
Этап «Актуализация знаний» - 9 мин 1 мин. 3 мин. 5 мин. | 1. Учитель просит перечислить процессы жизнедеятельности организмов (по цепочке). Чем живое отличается от неживого. 2. Фото диктант Учитель показывает фото органов растения учащиеся записывают названия в инструктивную карту - Лист - Корень - Семя Выберите «Третий лишний» Объясните почему Самопроверка (индивидуальная работа). 3. Постановка познавательной задачи. В почву попало семя кабачка диаметром 5 мм, а выросло громадное растение длинной 5 м, с огромными плодами. За счет чего происходит рост растения? Тема урока: Особенности питания растений. Почвенное питание. Зачем человеку изучать питание растений? А что мы знаем о питании растений?
Учащиеся вместе с учителем (фронтальная работа) заполняют 1 и 2 столбец таблицы, 3 столбец заполняется в конце урока. | |||||||||||||
Этап «Осмысление» - мин. 15 мин. 2 мин. 3 мин. . 5 мин. | Далее учитель задает вопрос: а что такое вещества? Для чего организмам нужны питательные вещества? Энергия? Что является источником энергии для растений? Учащиеся вместе с учителем составляют схему.
Работая со схемой и с учебником учащиеся делают выводы об особенностях питания растений Задание. Составить 3 тезиса к тексту Работа с учебником (стр. 62 (58)второй абзац).
Почвенное питание растения и роль корня в нем. Что является органом почвенного питания? Какие приспособления имеет корень для всасывания воды и минеральных солей? Почему растение всасывает только те вещества, которые ему необходимы? (сущность процесса диффузии). Как вода и минеральные соли из корневых волосков поступают в другие органы растения? Какие силы заставляют воду и минеральные соли, преодолевая силу тяжести подниматься вверх? (корневое давление и испарение воды листьями). После просмотра учащиеся обсуждают и экспериментально доказывают (Опыт с растением). Описание опыта: 1. До урока за 2 дня в понедельник группа учащихся посадили отростки одинакового растения в разную землю (белый горшок-сухая земля, коричневый горшок - влажная) 2. Срезали верхнюю часть растений и поместили растение в пробирку. Плотно закрыли. 3. Растение в коричневом горшке поливали. А в белом нет. 4. В экспериментальном образце коричневого горшка вода в пробирке поднялась, а в белом нет. 5. Вывод: у растения в коричневом горшке мы наблюдаем корневое питание. Учитель: Ребята давайте сделаем вывод. «Зачем мы просмотрели видеофрагмент и заранее делали опыт?» | |||||||||||||
Динамическая пауза. 1 мин. | Учитель предлагает сделать перерыв в работе и организует динамическую паузу. Давайте с вами побудем садоводами и посадим наше первое растение Грабли в руки взяли, грядки причесали, Мы водой прохладной грядки поливали! Раз-два, раз-два! Грядки поливали. выполняют имитирующие движения. Семена редиса в землю мы сажали наклоны вперед Раз-два, раз-два! Вот как мы сажали! повороты вправо – влево | |||||||||||||
3 мин. 2 мин. | Значение минеральных солей. Решение биологических задач (заранее учащимся дается задание по парам):
Почва. Пути повышения плодородия почвы. Сообщение учащегося с презентацией (задание давалось заранее составить памятку для садоводов) Учащиеся раздают продукт своей работы. Почва - это верхний плодородный слой земли. Плодородие - это способность почвы обеспечивать растение всем необходимым. А что необходимо растению? Как человек может повысить плодородие почвы? Виды удобрений. Правила внесения удобрений (соблюдение норм, влажная почва, своевременность, учет биологических особенностей растений) Единый продукт работы всех групп буклет «Помоги растению выжить» | |||||||||||||
Первичный контроль знаний. 5 мин. | «Верю - не верю» Учащимся предлагаются 5 предложений нужно выбрать какие утверждения верны. 1. У растений 1 тип питания 2. Орган почвенного питания растений – корень 3. Картофелю и капусте нужны разные виды удобрений, так как одно растение произрастает под землей, а другое в воздушной среде. 4. Почва - это верхний плодородный слой земли. 5. Из почвы растение позлащает органические вещества. Далее взаимопроверка и оценивание. Ответ 1 нет 2 да 3 нет 4 да 5 нет | |||||||||||||
Рефлексия. 5 мин. | 1. Составить синквейн «Питание растений» (первый ряд) Учащиеся 2 ряда составляют предложение из предложенных слов. Учащиеся 3 ряда формулируют вывод в 3-ю колонку 2. Обсуждают с учителем и записывают вывод в 3-ю колонку | |||||||||||||
Этап «Домашнее задание». 2 мин. | Учитель задаёт домашнее задание. 1. § 11. 2. Творческое задание: составить мини-сочинение «Мое путешествие по растению» |
kopilkaurokov.ru
Технологическая карта урока по биологии "Почвенное питание растений" (6 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ
по УМК Н.И.Сонина
Тема урока Почвенное питание растений
Класс 6
Предмет Биология
Цели для ученика1. Изучить сущность понятия «почвенное питание» растений как важнейшего процесса жизнедеятельности.
2. Сформировать умение анализировать полученную информацию, оформлять ее графически, устанавливать причинно-следственные связи.
3. Отработать навыки ухода за растениями в виде полива и подкормки.
Цели для учителя
Образовательные: усвоение учащимися типов питания, способов питания растений; отрабатывать на уроке биологические термины, понятия, определения
Развивающие: умение конструктивно работать с материалом учебника и дополнительного источника; продолжить формировать умения приемов сравнения, анализа; развивать на уроке активную речевую практику
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей
Задачи урока:
продолжить формирование понятия об обмене веществ, о питании организмов как одном из составляющих процессов обмена веществ, об особенностях почвенного питания растений;
актуализировать знания о почве как среде обитания растений, о составе и структуре почвы.
Планируемые результаты:
Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности.
Метапредметные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения проводить эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов
Предметные: учащиеся знакомятся со способами питания организмов; учатся выделять существенные признаки почвенного питания растений; объяснять роль питания в процессах обмена веществ.
Обучающийся научится: Давать определение понятиям: питание, фотосинтез, корневое питание, хлорофилл; объяснять связь между строением и функциями органов растения; объяснять сущность корневого и воздушного питания растений (на базовом уровне)
Обучающийся получит возможность научиться…Решать биологические задачи с применением полученных значений о типах питания (на повышенном уровне). Смогут составить схему обмена веществ в растении.
Оборудование: учебник, тетрадь, живые растения, гербарные экземпляры, таблицы «Клеточное строение корня», «Строение цветкового растения», «Корень и его зоны»
Тип урока: комбинированный, изучение нового материала
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, беседа
Организационная форма урока: индивидуальная, групповая (работа в парах), фронтальная (общеклассная)
Имеющиеся понятия
Организм – единая, целостная, открытая биологическая система
Новые понятия
Гетеротрофы, автотрофы, питание
Формы контроля усвоения предметного содержания
Тестовое задание
Домашнее задание
Изучить раздел о почвенном питании растений. Составить план рассказа об особенностях почвенного питания растений
Используемые методы, приемы, формы: Метод исследования, биологические задачи, использование возможностей интерактивной доски
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Организационный момент
Учитель проверяет готовность к уроку
Подготовка учебных принадлежностей
Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, одноклассникам, настрой на урок
Актуализация знаний
Метод «Поиск информации»
На прошлом уроке мы узнали – что такое организм, система. Приведите примеры нарушения целостности системы. В результате каких причин это может произойти?
На примере любого комнатного растения докажите, что это целостный организм, единая система
Например, при повреждении стебля, листьев функционирование растения как единой системы может быть затруднено, а при тяжелом повреждении растение может погибнуть.
Выполняют задание учителя, могут работать как индивидуально, так и в парах, группах.
Познавательные: умение извлекать необходимую информацию из разных источников (таблицы, схемы, дополнительная литература)
Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, одноклассникам.
Регулятивные: умение организовать выполнение задания учителя, способность к мобилизации сил.
Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Изучение новой темы
Метод «Анализ текста»
Мотивация, постановка проблемы
Прием свертывания информации в таблицу или схему
Решение проблемы
Прием логических цепочек
- Разнообразие живых организмов, особенности строения клеток, тканей, органов и систем органов тесно связаны с жизнедеятельностью организмов, функциями, которые они выполняют.
- Как вы думаете, откуда растения берут силы для роста, развития, цветения, образования семян? Они ведь не едят, как животные?
- Сегодняшняя тема позволит рассмотреть процесс почвенного питания растений как один из важнейших процессов жизнедеятельности. Тема нашего урока «Почвенное питание растений».
- К числу основных свойств живого организма относится и питание. Найдите в учебнике определение понятия питание.
- Являясь открытой, саморегулирующейся системой, организм должен постоянно получать энергию. По способу получения энергии организмы подразделяются на типы. Вспомним, какие.
- Помимо растений к автотрофному типу питания относятся еще и некоторые бактерии, в основном их относят к хематотрофам, они питаются за счет энергии химических соединений.
- Растения, являясь автотрофами, не только создают для себя пищу, но и могут использовать различные растворы минеральных солей, получаемые с помощью своей корневой системы.
- Поговорим подробнее о почвенном питании растений.
- Анализ состава золы многих растений показывает, что в ней могут встретиться почти все элементы, которые находятся в земной коре. Каждый из них находится в определенном количестве и оказывает определенное воздействие на жизнедеятельность растительного организма.
- Поступают все эти вещества в растительный организм в виде растворов благодаря особому строению корня и его всасывательной функции. Вспомним особенности строения корня.
1. Что находится на кончике корня?
2. Какова его функция?
3.Что находится в зоне корневых волосков, и каково ее назначение?
Покажите эти зоны на таблице.
- Вся всасывающая сила корневых волосков создает особое корневое давление, благодаря которому вода с солями поднимается вверх по сосудам.
- Растения с помощью корневых систем поглощают растворимые вещества из почвы. А что представляет собой почва? Из чего состоит?
- Всегда ли в почве есть достаточное количество всех необходимых для нормальной жизнедеятельности растения веществ?
- Что предпринимает человек для того, чтобы сделать почвы, где выращивает с/х растения, более плодородными и получить более высокий урожай?
- А какие вы знаете виды удобрений?
- Хорошо, давайте этот вопрос разберем подробнее.
- Удобрения подразделяются на органические и минеральные, порошковидные и гранулированные.
Как нужно правильно подкармливать растения?
Важно ли вносить удобрения вовремя?
Вреден ли избыток удобрения?
Слушают учителя. Записывают тему в тетрадь.
Работают с учебником. Выписывают понятие.
Питание – это процесс получения органических веществ и энергии.
Отвечают на вопрос учителя и составляют схему на интерактивной доске
Тип питания
Автотрофное Гетеротрофное
(растения) (животные, грибы)
Составляют схему.
Способы питания растения
воздушное почвенное
питание питание
(лист) (корень)
Составляют таблицу.
1.Азот2.Сера
3.Калий
4.Магний
5.Кальций
6.Железо
7.Марганец
8.Медь
9.Цинк
10.Молибден
Составная часть всех белков.
Входит в состав витамина В1.
Влияет на подвижность цитоплазмы и действие ферментов.
Входит в состав хлорофилла, необходимого для фотосинтеза.
Уплотняет цитоплазму.
Участвует в процессе дыхания.
Нужен для нормального роста растений.
Нужна для правильного развития.
Недостаток сказывается на росте.
Нужен для развития листового аппарата.
Отвечают на вопросы учителя.
- Корневой чехлик.
- Защищает зону деления, снижает трение о почву.
- Корневые волоски находятся в зоне всасывания. Проникая между частицами почвы, они всасывают воду с растворенными в ней веществами. (Показывают на таблице)
Составляют схему.
Тип питания Почвенное (минеральное)
Орган Корень
Ткань Всасывающая
Клетки Корневые волоски
Вещества Вода и минеральные соли
Составляют схему.
Состав почвы
Песок, глина
Вода Воздух
Органические
Вещества Минеральные
(перегной) соли
- Нет, не всегда
- Человек вносит удобрения.
- Мочевина, суперфосфат, калийная селитра, навоз и т.д.
Составляют схему.
Удобрения
Азотные Фосфорные
сернокислый суперфосфат,
аммоний фосфоритная мука
Калийные
калийная соль
Отвечают на вопросы учителя, используя свой личный опыт.
Познавательные: знаково-символические действия. Умение структурировать информацию, выделять главное и второстепенное.
Целеполагание (найти ответ на поставленный вопрос)
Умение представить информацию в виде схемы.
Вести поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, определять основную и второстепенную информацию и выполнять знаково-символическое моделирование
Регулятивные: целеполагание, умение самостоятельно выделить и сформулировать познавательную цель.
Логические: анализ и синтез информации.
Коммуникативные: умение достаточно полно выражать свои мысли.
Закрепление изученного материала и подведение итогов
Метод «Логическая переработка полученной информации»
А теперь проверим, как усвоилась сегодняшняя тема. Выполним небольшое тестовое задание.
1.Корневые чехлики находятся на всем протяжении корня.
2.Корневые волоски – это длинные выросты клеток наружного слоя проводящей зоны корня.
3.Клетки корневого чехлика недолговечны.
4.Поступление в корень воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания.
5.Зона всасывания находится между зоной роста и проводящей зоной корня.
- А могут ли растения питаться еще каким-либо способом? Слышали ли вы что-нибудь о растениях-хищниках?
Рассказывает об особенностях питания растений-хищников и о связи этого процесса с почвенными условиями, в которых они обитают.
Выполняют тест. Анализируют ошибки.
Ответы:
–
–
+
+
+
Рассуждают о правильном поливе растений. Демонстрируют приемы правильного и неправильного полива комнатных растений.
Отвечают на вопрос учителя на основе информации, взятой из дополнительной литературы (если затрудняются, то учитель дает эту информацию).
Регулятивные: осознание учениками того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; элементы волевой саморегуляции.
Познавательные: логические – анализ и синтез информации. Обобщать понятия, самостоятельно классифицировать понятия и критерии.
Домашнее задание
Изучить раздел 10 о почвенном питании растений.
Творческое задание: Составить план рассказа об особенностях почвенного питания растений.
Читают раздел 10 учебника, анализируют полученную информацию.
Выполняют творческую работу.
Познавательные: общеучебные – выполняют самостоятельную работу с учебником, смысловое чтение, умение структурировать знания в письменной форме.
Логические: анализ и синтез информации, установление причинно-следственных связей.
Личностные: ориентация на творчество, умение сотрудничать.
Коммуникативные: умение работать в группах.
Источники информации:
http://festival.1september.ru/articles/559553/,
https://infourok.ru/pochvennoe-pitanie-rasteniy-klass-525007.html,
https://kopilkaurokov.ru/biologiya/uroki/urok-po-tiemie-pochviennoie-pitaniie-rastienii,
https://kopilkaurokov.ru/biologiya/uroki/urok-biologhii-v-6-klassie-na-tiemu-pochviennoie-pitaniie-rastienii,
«Биология 6 класс. Поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина», изд. «Учитель», 2011,
Сонин Н. И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2010
.
infourok.ru
Конспект урока на тему: Особенности питания растений. Почвенное питание. (6 класс)
Цель: расширить представления учащихся о процессе питания. Задачи:Образовательные: Способствовать формированию у учащихся знаний о почвенном питании растений.Развивающие:1. Способствовать формированию умений узнавать ткани и органы растительных организмах на рисунках, работать с учебником.2. Способствовать развитию логического мышления воспитанников,умения устанавливать причинно-следственные связи.Воспитательные:1. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе.Оборудование: учебник, тетрадь, инструктивные карточки с заданиями, ноутбук, мультимедийный проектор, пробирка, растение, раствор окрашенной воды.Формируемые и развиваемые понятия: питание, корень, почвенное питание, почва, плодородие, минеральные удобрения.Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный РепродуктивныйПроблемно-диалогический Частично-поисковыйПервично-исследовательскийФормы работы: ИндивидуальнаяГрупповая (работа в парах) Общеклассная (фронтальная)Тип урока: комбинированнныйПлан изучения темы:Сущность питания.Особенности питания растений.Почвенное питание растений и роль корня в нем.Почва. Пути повышения плодородия почвы.
ХОД УРОКАЭтап урока, его продолжительность
Содержание этапа
Организация начала урока. Подготовка к работе.3 мин.Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.Минута настроения. (Учитель спрашивает «С каким настроением вы пришли сегодня на урок?» Давайте улыбнемся друг другу, ведь с хорошим настроением лучше работать иу нас все получится)
Этап «Актуализация знаний» - 9 мин 1 мин.
3 мин.
5 мин.
1. Учитель просит перечислить процессы жизнедеятельности организмов (по цепочке). Чем живое отличается от неживого.2. Фото диктант Учитель показывает фото органов растения учащиеся записывают названия в инструктивную карту- Лист- Корень- СемяВыберите «Третий лишний»Объясните почемуСамопроверка (индивидуальная работа).
3. Постановка познавательной задачи. В почву попало семя кабачка диаметром 5 мм, а выросло громадное растение длинной 5 м, с огромными плодами. За счет чего происходит рост растения?Тема урока: Особенности питания растений. Почвенное питание.Зачем человеку изучать питание растений? А что мы знаем о питании растений?ЗнаюХочу узнатьУзнал
Питание - процесс поглощения пищи, получения питательных веществ и энергииОткуда растения берут органические и не органические веществаПри почвенном питании растения с помощью корня поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества, которые по проводящим тканям поднимаются в листья
Растение питается с помощью корня и листьевКакова пищеварительная система у растений
Растение питается водой и питательными веществамиКакие виды питания растений есть
Какую роль в процессе питания играют органы растения Синквейн «Питание растений»
Учащиеся вместе с учителем (фронтальная работа) заполняют 1 и 2 столбец таблицы, 3 столбец заполняется в конце урока.
Этап «Осмысление» - мин. 15 мин.2 мин.
3 мин.
.
5 мин.
weburok.com
«Технологическая карта урока по биологии «Почвенное питание растений» (6 класс)»
Цели для ученика
1. Изучить сущность понятия «почвенное питание» растений как важнейшего процесса жизнедеятельности.2. Сформировать умение анализировать полученную информацию, оформлять ее графически, устанавливать причинно-следственные связи.3. Отработать навыки ухода за растениями в виде полива и подкормки.Цели для учителя
Образовательные: усвоение учащимися типов питания, способов питания растений; отрабатывать на уроке биологические термины, понятия, определенияРазвивающие: умение конструктивно работать с материалом учебника и дополнительного источника; продолжить формировать умения приемов сравнения, анализа; развивать на уроке активную речевую практикуВоспитательные: воспитывать любовь к природе, развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей
Задачи урока: продолжить формирование понятия об обмене веществ, о питании организмов как одном из составляющих процессов обмена веществ, об особенностях почвенного питания растений;актуализировать знания о почве как среде обитания растений, о составе и структуре почвы.
Планируемые результаты: Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности.Метапредметные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения проводить эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмовПредметные: учащиеся знакомятся со способами питания организмов; учатся выделять существенные признаки почвенного питания растений; объяснять роль питания в процессах обмена веществ.Обучающийся научится: Давать определение понятиям: питание, фотосинтез, корневое питание, хлорофилл; объяснять связь между строением и функциями органов растения; объяснять сущность корневого и воздушного питания растений (на базовом уровне)Обучающийся получит возможность научитьсяРешать биологические задачи с применением полученных значений о типах питания (на повышенном уровне). Смогут составить схему обмена веществ в растении.
Оборудование: учебник, тетрадь, живые растения, гербарные экземпляры, таблицы «Клеточное строение корня», «Строение цветкового растения», «Корень и его зоны»
Тип урока: комбинированный, изучение нового материала
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, беседа
Организационная форма урока: индивидуальная, групповая (работа в парах), фронтальная (общеклассная)
Имеющиеся понятия
Организм – единая, целостная, открытая биологическая системаНовые понятия
Гетеротрофы, автотрофы, питание
Формы контроля усвоения предметного содержания
Тестовое задание
Домашнее задание Изучить раздел о почвенном питании растений. Составить план рассказа об особенностях почвенного питания растений
Используемые методы, приемы, формы: Метод исследования, биологические задачи, использование возможностей интерактивной доски
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯЭтап урокаДеятельность учителяДеятельность ученикаФормируемые УУД
Организационный момент
Учитель проверяет готовность к уроку
Подготовка учебных принадлежностейЛичностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, одноклассникам, настрой на урок
Актуализация знаний
Метод «Поиск информации»
На прошлом уроке мы узнали – что такое организм, система. Приведите примеры нарушения целостности системы. В результате каких причин это может произойти?
На примере любого комнатного растения докажите, что это целостный организм, единая системаНапример, при повреждении стебля, листьев функционирование растения как единой системы может быть затруднено, а при тяжелом повреждении растение может погибнуть.
Выполняют задание учителя, могут работать как индивидуально, так и в парах, группах.Познавательные: умение извлекать необходимую информацию из разных ис
schoolfiles.net