Лабораторная работа № 1 по теме "Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения". Знакомство с клетками растений лабораторная работа
Биология, 5 класс, Пономарева И.Н. (ФГОС). Лабораторный практикум.
Уважаемые ребята!
Если вы не смогли присутствовать на лабораторной работе, я приглашаю вас на дополнительные занятия. Данная страница будет полезна учащимся, которые не успели на уроке оформить лабораторную работу или желают ознакомиться с практикумом заранее.
Лабораторная работа № 1. "Изучение строения увеличительных приборов".
Планируемые результаты: научиться находить части лупы и микроскопа и называть их; соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.
Проблемный вопрос: как люди узнали о существовании в природе одноклеточных организмов?
Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся
Тема: “Изучение строения увеличительных приборов”.
Цель: изучить устройство и научиться работать с увеличительными приборами.
Оборудование: лупа ручная, микроскоп, ткани плода арбуза, готовый микропрепарат листа камелии.
Ход работы:
Задание 1
1. Рассмотрите ручную лупу. Найдите основные части (рис. 1). Узнайте их назначение.
Рис. 1. Строение ручной лупы
2. Рассмотрите невооружённым глазом мякоть арбуза.
3. Рассмотрите кусочки мякоти арбуза под лупой. Каково строение мякоти арбуза?
Задание 2
1. Рассмотрите микроскоп. Найдите основные части (рис. 2). Узнайте их назначение. Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом (с. 18 учебника).
Рис. 2. Строение микроскопа
2. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат листа камелии. Отработайте основные этапы работы с микроскопом.
3. Сделайте вывод о значении увеличительных приборов.
Задание 3
1. Рассчитайте общее увеличение микроскопа. Для этого перемножьте числа, указывающие на увеличение окуляра и объектива.
Увеличение окуляра | Увеличение объектива | Общее увеличение микроскопа |
4 | 8 | |
10 | 40 |
2. Выясните, во сколько раз может быть увеличен рассматриваемый вами объект с помощью школьного микроскопа.
Лабораторная работа № 2. "Знакомство с клетками растений".
Планируемые результаты: научиться различать основные части растительной клетки; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.
Проблемный вопрос: “Как устроена клетка живого организма?”
Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся
Тема: “Знакомство с клетками растений”.
Цель: изучить строение растительной клетки.
Оборудование: микроскоп, пипетка, предметное и покровное стёкла, пинцет, препаровальная игла, часть луковицы, готовый микропрепарат листа камелии.
Ход работы:
Задание 1
1. Приготовьте микропрепарат кожицы лука (рис. 3). Для того, чтобы приготовить микропрепарат, познакомьтесь с инструкцией на с. 23 учебника.
Рис. 3. Приготовление микропрепарата кожицы лука
2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки. Рассмотрите клетки при малом увеличении, а затем при большом.
3. Зарисуйте клетки кожицы лука, обозначив на рисунке основные части растительной клетки (рис. 4).
1. Клеточная стенка
2. Цитоплазма
3. Вакуоли
4. Ядро
Рис. 4. Клетки кожицы лука
4. Сделайте вывод о строении растительной клетки. Какие части клетки вы смогли рассмотреть под микроскопом?
Задание 2
Сравните клетки кожицы лука и клетки листа камелии. Объясните, с чем связаны отличия в строении этих клеток.
Лабораторная работа №3. "Знакомство с внешним строением растения".
Оборудование: лупа ручная,ветка яблони, ветка сосны .
Ход работы:
Задание1.
Рассмотрите строение побега цветкового растения.
1) Рассмотрите внимательно ветку цветкового растения.
2) Найдите части побега- стебель, листья, почки
3) Рассмотрите, как располагаются почки на побеге.
4) Зарисуйте в тетради побег в виде схемы, отметьте основные части побега. (д.з.)
5) Сделайте вывод.
Задание 2.
Рассмотрите строение побега сосны.
1) Найдите побеги на ветке сосны. Сосчитайте их.
2) Найдите укороченные побеги, которые несут на себе хвоинки. Выясните, сколько хвоинок находится на одном укороченном побеге.
3) Зарисуйте в тетради укороченный побег сосны с хвоинками.
4) Сделайте вывод о многообразии побегов у растений.
Лабораторная работа № 4. "Наблюдение за передвижением животных".
Планируемые результаты: научиться рассматривать одноклеточных животных под микроскопом при малом увеличении; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.
Проблемный вопрос: “Какое значение для животных имеет их способность передвигаться?”
Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся
Тема: “Наблюдение за передвижением животных”.
Цель: познакомиться со способами движения животных.
Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стёкла, пипетка, вата, стакан с водой; культура инфузорий.
Ход работы
Задание 1
1. Приготовьте микропрепарат с культурой инфузорий (с. 56 учебника).
2. Рассмотрите микропрепарат под малым увеличением микроскопа. Найдите инфузорий (рис. 1). Пронаблюдайте за их движением. Отметьте скорость и направление движения.
Рис. 1. Инфузории
Задание 2
1. Добавьте в каплю воды с инфузориями несколько кристалликов поваренной соли. Понаблюдайте за тем, как ведут себя инфузории. Объясните поведение инфузорий.
2. Сделайте вывод о значении движения для животных.
Список литератураы:
1.Алексашина И.Ю. Естествознание с основами экологии: 5 кл.: практ. работы и их проведение: кн. для учителя / И.Ю. Алексашина, О.И. Лагутенко, Н.И. Орещенко. – М.: Просвещение, 2005. – 174 с.: ил. – (Лабиринт).
2.Константинова И.Ю. Поурочные разработки по биологии. 5 класс. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2016. – 128 с. – (В помощь школьному учителю).
3.Пономарёва И.Н. Биология: 5 класс: методическое пособие / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 80 с.
4.Пономарёва И.Н. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова; под ред. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 128 с.: ил.
5.Пуртова Г.А. Лабораторный практикум по биологии 5 кл. Электронный адрес ресурса: http://festival.1september.ru/articles/659312/
flos.umi.ru
"Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения"
по теме: "Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения" Цель: познакомиться с внешним строением цветкового растения и спорового растения, научиться распознавать их вегетативные и репродуктивные органы. Оборудование: 1) растение пастушья сумка, орленок
2) лупа. Ход работы:
1. Рассмотрите растение пастушью сумку, орленок.
2. Найдите:
- корень и побег, определите их размеры;
- цветки и плоды, определите их размеры, форму, окраску и количество;
- вскройте плод, что находится внутри?
Оформление результатов: зарисуйте внешний вид растений;пользуясь текстом учебника, подпишите вегетативные органы зеленым цветом, а генеративные - красным.
Вывод: у цветковых растений есть следующие органы…, а у споровых растений имеются следующие органыЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
по теме: "Знакомство с клетками растений" Цель: научиться готовить временные микропрепараты,
закрепить умение пользоваться микроскопом.
Оборудование: 1) микроскоп;2) предметное и покровное стекла;
3) флакон с водой;
4) луковица.
1. На предметное стекло капните каплю воды.
2. С чешуи лука снимите кусочек кожицы, поместите его на предметное стекло и накройте покровным стеклом.
3. Подготовьте микроскоп к работе и рассмотрите микропрепарат. Оформление результатов:
зарисуйте клетки кожицы лука, укажите увеличение микроскопа, при котором вы их увидели.
Вывод: чтобы приготовить микропрепарат, нужно…ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
по теме: "Строение корня. Типы корневых систем". Цель: познакомиться с внешним строением корня,
научиться распознавать разные типы корневых систем и сравнивать их
Оборудование: 1) проросшие семена тыквы;2) лупа;
3) гербарные материалы растений с разными типами корневых систем. Ход работы:1. Рассмотрите корень проросшего семени с помощью лупы, найдите разные виды корней.
2. Рассмотрите растения на гербарных листах, определите типы корневых систем у этих растений. Оформление результатов:
1. Зарисуйте виды корней у проросшего семени и подпишите их.
2. Заполните таблицу:
Название растения | Тип корневой системы |
Сделайте вывод, в котором сравните два типа корневых систем
и укажите преимущества каждой из них.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
по теме: "Знакомство с расположением и строением почек" Цель: познакомиться с расположением почек на стебле,
их внешним и внутренним строением, научиться сравнивать их
Оборудование: 1) побег с почками;2) лупа. Ход работы:
1. Рассмотрите побег, найдите верхушечную и пазушные почки.
2. Отделите от побега одну почку, пользуясь лупой и текстом учебника, найдите почечные чешуи, зачаточный стебель, зачаточные листья. Оформление результатов:
1. Зарисуйте и подпишите расположение почек на стебле.
2. Сделайте схематический рисунок почки, подпишите ее части. Сделайте вывод, в котором сравните вегетативную и генеративную почку и
обоснуйте, почему почку называют зачаточным побегом.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3
по теме: "Знакомство со строением листа" Цель: изучить внешнее и внутреннее строение листа,
научиться распознавать простые и сложные листья и сравнивать их
Оборудование: 1) гербарный лист с простыми и сложными листьями разных растений;3) микропрепарат "Лист камелии". Ход работы:
1. Рассмотрите гербарный лист; найдите составные части листьев разных растений, определите: какие из этих листьев простые, какие - сложные.
2. Подготовьте микроскоп к работе, рассмотрите микропрепарат листа камелии; найдите, пользуясь рисунком в учебнике, кожицу, жилку, столбчатую и губчатую ткани. Оформление результатов:
1. Зарисуйте в тетради один из простых листьев с гербарного листа, подпишите его составные части и тип жилкования. 2. Заполните таблицу:
Растение | Простой или сложный лист | Почему? |
Сделайте вывод о сходстве и различии строения простых и сложных листьев.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4
по теме: "Строение стебля" Цель: изучить строение стебля,
научиться устанавливать взаимосвязь между строением и функцией
Оборудование: 1) спил ствола дерева;2) лупа;
3) микроскоп;4) микропрепарат "Ветка липы".
Ход работы:1. Рассмотрите спил дерева; пользуясь рисунком учебника, найдите все его слои.
2. Подготовьте микроскоп к работе, рассмотрите микропрепарат "Ветка липы" и найдите все слои. Оформление результатов:
зарисуйте в тетрадь сегмент стебля, подпишите все его слои.
Сделайте вывод, в котором объясните, с чем связана разница в строении слоёв стебля.ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
по теме: "Знакомство со строением цветка и соцветиями" Цель: познакомиться со строением цветка и разнообразными соцветиями,
научиться выделять главное и обосновывать свой выбор
Оборудование: 1) модель цветка картофеля;2) гербарные листы растений с разными соцветиями.
Ход работы:1. Рассмотрите модель цветка картофеля и, пользуясь рисунком в учебнике, найдите все его составные части.
2. Рассмотрите на гербарных листах соцветия у разных растений и, пользуясь учебником, установите, как они называются. Оформление результатов:
1. Запишите в тетрадь формулу цветка картофеля.
2. Заполните таблицу:
Название растения | Название соцветия | Схематический рисунок соцветия |
Сделайте вывод, ответив на вопросы:
- Какие части цветка являются главными? Почему?
- Какова роль соцветий в жизни растения?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 (домашняя)
по теме: "Черенкование комнатных растений" Цель: научиться черенковать комнатные растения
и вести наблюдения за развитием черенков
Оборудование: комнатные растения (традесканция, колеус, сансевьера, сентполия и др.). Ход работы:1. Рассмотрите побеги традесканции, колеуса, разрежьте побег на черенки с 3-4 листьями на каждом, удалите нижний лист; поставьте черенки на 1/3 в воду.
2. Срежьте у сентполии или глоксинии лист и поставьте в неглубокую воду.
3. Разрежьте длинный лист сансевьеры на листовые черенки длиной по 5-6 см и поставьте в неглубокую воду (не спутайте верх и низ черенков!). Пронаблюдайте за развитием корней у черенков (запишите даты появления первых корней, развития корней длиной 1,5 – 2 см) и сделайте вывод.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7
по теме: "Знакомство с водорослями" Цель: познакомиться с особенностями строения водорослей,
научиться устанавливать взаимосвязь между строением и функцией
Оборудование: 1) вода из аквариума с одноклеточными зелеными водорослями;
2) предметное и покровное стекла, пипетка;
3) микроскоп;
4) микропрепарат "Спирогира";
5) гербарные листы с бурыми и красными водорослями.
Ход работы:
1. Приготовьте микропрепарат из зацветшей аквариумной воды, рассмотрите его под микроскопом, найдите хламидомонаду.
2. Рассмотрите под микроскопом спирогиру.
3. Рассмотрите на гербарных листах бурые и красные водоросли. Оформление результатов:
зарисуйте увиденные вами водоросли в тетрадь, подпишите их части.
Сделайте вывод, перечислив все части клеток водорослей и указав их значение.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8
по теме: "Строение мхов" Цель: познакомиться с внешним и внутренним строением зеленых и белых
мхов, научиться их сравнивать
Оборудование: 1) гербарные листы с растениями кукушкин лен и сфагнум;2) лупа и микроскоп;
3) микропрепарат "Спорангий кукушкиного льна". Ход работы:
1. Изучите особенности строения кукушкиного льна на гербарном листе и под микроскопом.
2. Рассмотрите сфагнум. Оформление результатов:
зарисуйте оба мха в тетрадь и подпишите их части
Сделайте вывод, сравнив строение кукушкиного льна и сфагнума.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 9
по теме: "Строение папоротникообразных" Цель: познакомиться со строением папоротника, хвоща и плауна,
научиться выявлять их особенности
Оборудование: 1) гербарные листы с папоротниками, хвощами и плаунами;2) лупа и микроскоп;
3) микропрепарат "Сорус папоротника".
Ход работы:
1. Рассмотрите папоротник на гербарном листе и под микроскопом, отметьте особенности его листьев, стебля, корневища и корней.
2. Рассмотрите гербарные листы с хвощом и плауном, отметьте особенности их листьев, стеблей, колосков со спорами. Оформление работы: сделайте рисунки в тетради. Сделайте вывод об особенностях строения папоротникообразных по сравнению с мхами.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 10
по теме: "Сравнительная характеристика сосны и ели" Цель: изучить внешний вид побегов и шишек сосны и ели
научиться их сравнивать
Оборудование: 1) гербарные листы с побегами сосны и ели;
2) шишки этих растений;
3) лупа.
Ход работы:
1. Рассмотрите внешний вид побегов сосны и ели, определите, как располагается хвоя у этих деревьев, сравните ее размеры и окраску.
2. Рассмотрите шишки и сравните их. Оформление результатов:
сделайте рисунки побегов и шишек, заполните таблицу:
Растения | Хвоя Шишки | |||||
длина | окраска | расположение на ветке | продолжитель- ность жизни | размеры | плотность | |
сосна | ||||||
ель |
Сделайте вывод об особенностях внешнего строения голосеменных растений по сравнению с папоротникообразными.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5
по теме: "Строение семян фасоли и пшеницы" Цель: познакомиться со строением семян однодольных и двудольных растений, научиться их сравнивать Оборудование: 1) проросшие семена фасоли;
2) микроскоп, лупа;
3) микропрепарат "Зерновка пшеницы". Ход работы:
1. Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму; снимите семенную кожуру, найдите 2 семядоли, корешок, стебелек, почечку, пользуясь рисунком в учебнике.
2. Подготовьте микроскоп к работе и рассмотрите микропрепарат "Зерновка пшеницы"; найдите, пользуясь учебником, части зерновки: покров, эндосперм, зародыш. Оформление результатов:
зарисуйте семя фасоли и зерновку пшеницы в тетрадь, подпишите их части: одинаковые - синим цветом, а различные - зеленым.
Сделайте вывод, сравнив эти семена и ответив на вопрос: почему пшеницу относят к однодольным растениям, а фасоль – к двудольным?ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6
по теме: "Внешнее строение бактерий" Цель: рассмотреть внешний вид крупных бактерий, научиться их сравнивать Оборудование: 1) микроскоп;
2) флакон с водой, предметное и покровное стекла;
3) культура сенной и картофельной палочки. Ход работы:
1. Приготовьте микропрепарат культуры бактерий.
2. Рассмотрите его при малом и большом увеличении микроскопа, отметьте форму и окраску бактерий. Оформление результатов: зарисуйте в тетрадь увиденное. Сделайте вывод, сравнив картофельную и сенную палочки.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7
по теме: "Знакомство с грибами" Цель: познакомиться со строением шляпочных, плесневых грибов и дрожжей
научиться сравнивать их и делать выводы.
Оборудование: 1) набор картинок шляпочных грибов;2) микропрепарат "Плесень мукор";
3) культура дрожжей;
4) микроскоп, пипетка, предметное и покровное стекла.
Ход работы:1. Рассмотрите набор картинок шляпочных грибов, разделите их на пластинчатые и трубчатые.
2. Рассмотрите под микроскопом плесневый гриб мукор, в учебнике - пеницилл.
3. Приготовьте и рассмотрите микропрепарат дрожжей. Оформление результатов:
1. Выпишите в тетрадь названия пластинчатых и трубчатых грибов. Напишите их сходства и различия.
2. Зарисуйте мукор и пеницилл. Напишите их сходства и различия.
3. Зарисуйте дрожжевую клетку.
Сделайте вывод об особенностях строения шляпочных, плесневых грибов и дрожжей.
flatik.ru
Методическое пособие для учителя "Лабораторный практикум. Биология. 5 класс"
Пуртова Галина Александровна,
учитель биологии высшей квалификационной категории,
МБОУ «Тонкинская СШ»,
р.п. Тонкино, Нижегородская обл.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
«ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ. БИОЛОГИЯ. 5 КЛАСС»
Автор статьи предлагает вариант проведения лабораторных работ на уроках биологии в 5 классе. В разработках практических занятий указаны проблемные вопросы, планируемые результаты, даны задания исследовательского характера. Каждая разработка имеет инструкцию по проведению лабораторной работы.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, универсальные учебные действия, проблемный вопрос, увеличительные приборы, клетка, химический состав клетки, организм.
Введение
Важную роль в изучении биологии в школе играют лабораторные работы, которые способствуют лучшему усвоению знаний и умений учащихся, способствуют более глубокому и осмысленному изучению биологии, формированию практических и исследовательских умений, развитию творческого мышления, установлению связей между теоретическими знаниями и практической деятельностью человека, облегчают понимание фактического материала.
Учебный эксперимент имеет огромный потенциал для всестороннего развития личности обучающихся. Эксперимент включает в себя не только источник знаний, но и способ их нахождения, знакомство с первичными навыками исследования природных объектов. В ходе эксперимента обучающиеся получают представление о научном методе познания.
Методическое пособие «Лабораторный практикум. Биология. 5 класс» предназначено для организации исследовательской деятельности школьников на уроках биологии в 5 классе. Перечень лабораторных работ, представленных в методическом пособии, соответствует содержанию учебника «Биология» для 5 класса общеобразовательных учреждений (авторы: И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова), открывающему линию учебников по биологии для основной школы и входящему в систему «Алгоритм успеха». В учебнике нет точного соответствия параграфов количеству часов, отведённых на их изучение. Поэтому меньшее количество параграфов позволяет учителю использовать оставшееся время для проведения лабораторных работ.
При проведении лабораторных работ используются технологии здоровьесбережения, проблемного обучения, развития исследовательских навыков. В ходе практических занятий у обучающихся формируются такие универсальные учебные действия, как:
познавательные – осуществлять исследовательскую деятельность;
регулятивные – сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки;
коммуникативные – слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
В разработках практических занятий перед школьниками ставится проблемный вопрос, указаны планируемые результаты и необходимое оборудование. Каждая разработка имеет инструкцию по проведению лабораторной работы. Важно перед выполнением лабораторных работ познакомить обучающихся с требованиями по их оформлению (приложение 1), с правилами техники безопасности при выполнении лабораторных работ (приложение 2), с правилами выполнения рисунков природных объектов (приложение 3).
Для визуального сопровождения практических занятий к данному методическому пособию прилагается электронная презентация.
Методические рекомендации к практическим занятиям
Лабораторная работа № 1 «Изучение строения увеличительных приборов»
Планируемые результаты: научиться находить части лупы и микроскопа и называть их; соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.
Проблемный вопрос: как люди узнали о существовании в природе одноклеточных организмов?
Инструктивная карточка
по выполнению лабораторной работы для обучающихся
Тема: «Изучение строения увеличительных приборов».
Цель: изучить устройство и научиться работать с увеличительными приборами.
Оборудование: лупа ручная, микроскоп, ткани плода арбуза, готовый микропрепарат листа камелии.
Ход работы
Задание 1
1. Рассмотрите ручную лупу. Найдите основные части (рис. 1). Узнайте их назначение.
Рис. 1. Строение ручной лупы
2. Рассмотрите невооружённым глазом мякоть арбуза.
3. Рассмотрите кусочки мякоти арбуза под лупой. Каково строение мякоти арбуза?
Задание 2
1. Рассмотрите микроскоп. Найдите основные части (рис. 2). Узнайте их назначение. Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом (с. 18 учебника).
Рис. 2. Строение микроскопа
2. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат листа камелии. Отработайте основные этапы работы с микроскопом.
3. Сделайте вывод о значении увеличительных приборов.
Задание 3
1. Рассчитайте общее увеличение микроскопа. Для этого перемножьте числа, указывающие на увеличение окуляра и объектива.
Увеличение окуляра | Увеличение объектива | Общее увеличение микроскопа |
4 | 8 | |
10 | 40 |
2. Выясните, во сколько раз может быть увеличен рассматриваемый вами объект с помощью школьного микроскопа.
Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений»
Планируемые результаты: научиться различать основные части растительной клетки; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.
Проблемный вопрос: «Как устроена клетка живого организма?»
Инструктивная карточка
по выполнению лабораторной работы для обучающихся
Тема: «Знакомство с клетками растений».
Цель: изучить строение растительной клетки.
Оборудование: микроскоп, пипетка, предметное и покровное стёкла, пинцет, препаровальная игла, часть луковицы, готовый микропрепарат листа камелии.
Ход работы
Задание 1
1. Приготовьте микропрепарат кожицы лука (рис. 3). Для того, чтобы приготовить микропрепарат, познакомьтесь с инструкцией на с. 23 учебника.
Рис. 3. Приготовление микропрепарата кожицы лука
2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки. Рассмотрите клетки при малом увеличении, а затем при большом.
3. Зарисуйте клетки кожицы лука, обозначив на рисунке основные части растительной клетки (рис. 4).
1. Клеточная стенка
2. Цитоплазма
3. Вакуоли
4. Ядро
Рис. 4. Клетки кожицы лука
4. Сделайте вывод о строении растительной клетки. Какие части клетки вы смогли рассмотреть под микроскопом?
Задание 2
Сравните клетки кожицы лука и клетки листа камелии. Объясните, с чем связаны отличия в строении этих клеток.
Лабораторная работа № 3 «Определение состава семян»
Планируемые результаты: научиться различать основные части растительной клетки; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.
Проблемный вопрос: «Как можно узнать, какие вещества входят в состав клетки?»
Инструктивная карточка
по выполнению лабораторной работы для обучающихся
Тема: «Определение состава семян».
Цель: изучить способы обнаружения веществ в семенах растений, исследовать их химический состав.
Оборудование: стакан с водой, пестик, раствор йода, марлевая и бумажная салфетки, кусочек теста, семена подсолнечника.
Ход работы
Задание 1
Выясните, какие органические вещества входят в состав семян растений, используя следующую инструкцию (рис. 5):
1. Кусочек теста поместите на марлю и сделайте мешочек (А). Промойте тесто в стакане с водой (Б).
2. Раскройте мешочек с промытым тестом. Попробуйте тесто на ощупь. Вещество, которое осталось на марле, – это клейковина или белок.
3. В образовавшуюся в стакане мутную жидкость добавьте 2-3 капли раствора йода (В). Жидкость синеет. Это доказывает наличие в ней крахмала.
4. Положите на бумажную салфетку семена подсолнечника и раздавите их с помощью пестика (Г). Что появилось на бумаге?
Рис. 5. Обнаружение органических веществ в семенах растений
5. Сделайте вывод о том, какие органические вещества входят в состав семян.
Задание 2
Заполните таблицу «Значение органических веществ в клетке», используя для этого текст «Роль органических веществ в клетке» на с. 27 учебника.
Вещества клетки | Значение вещества |
Белок | |
Углевод (крахмал) | |
Жир |
Лабораторная работа № 4 «Знакомство с внешним строением растения»
Планируемые результаты: научиться различать и называть части цветкового растения; зарисовывать схему строения цветкового растения; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.
Проблемный вопрос: «Какие органы имеет цветковое растение?»
Инструктивная карточка
по выполнению лабораторной работы для обучающихся
Тема: «Знакомство с внешним строением растения».
Цель: изучить внешнее строение цветкового растения.
Оборудование: лупа ручная, гербарий цветкового растения.
Ход работы
Задание 1
1. Рассмотрите гербарный экземпляр цветкового растения (василёк луговой). Найдите части цветкового растения: корень, стебель, листья, цветки (рис. 6).
Рис. 6. Строение цветкового растения
2. Зарисуйте схему строения цветкового растения.
3. Сделайте вывод о строении цветкового растения. Какие части различают у цветкового растения?
Задание 2
Рассмотрите изображения хвоща и картофеля (рис. 7). Какие органы есть у этих растений? Почему хвощ относят к споровым растениям, а картофель – к семенным?
Хвощ Картофель
Рис. 7. Представители разных групп растений
Лабораторная работа № 5 «Наблюдение за передвижением животных»
Планируемые результаты: научиться рассматривать одноклеточных животных под микроскопом при малом увеличении; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.
Проблемный вопрос: «Какое значение для животных имеет их способность передвигаться?»
Инструктивная карточка
по выполнению лабораторной работы для обучающихся
Тема: «Наблюдение за передвижением животных».
Цель: познакомиться со способами движения животных.
Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стёкла, пипетка, вата, стакан с водой; культура инфузорий.
Ход работы
Задание 1
1. Приготовьте микропрепарат с культурой инфузорий (с. 56 учебника).
2. Рассмотрите микропрепарат под малым увеличением микроскопа. Найдите инфузорий (рис. 8). Пронаблюдайте за их движением. Отметьте скорость и направление движения.
Рис. 8. Инфузории
Задание 2
1. Добавьте в каплю воды с инфузориями несколько кристалликов поваренной соли. Понаблюдайте за тем, как ведут себя инфузории. Объясните поведение инфузорий.
2. Сделайте вывод о значении движения для животных
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексашина И.Ю. Естествознание с основами экологии: 5 кл.: практ. работы и их проведение: кн. для учителя / И.Ю. Алексашина, О.И. Лагутенко, Н.И. Орещенко. – М.: Просвещение, 2005. – 174 с.: ил. – (Лабиринт).
2. Константинова И.Ю. Поурочные разработки по биологии. 5 класс. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2016. – 128 с. – (В помощь школьному учителю).
3. Пономарёва И.Н. Биология: 5 класс: методическое пособие / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 80 с.
4. Пономарёва И.Н. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова; под ред. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 128 с.: ил.
Приложение 1
Требования к выполнению и оформлению лабораторных работ
1. Внимательно прочтите название и цель работы.
2. Проверьте наличие оборудования и материалов.
3. Ознакомьтесь с последовательностью работы.
4. Запишите в тетради дату, название работы.
5. Выполните предложенные задания, ответьте на поставленные вопросы.
6. Результаты зафиксируйте в тетради
7. Сформулируйте выводы.
Приложение 2
Инструкция по охране труда для учащихся
при выполнении лабораторных работ
I. Требования безопасности перед началом работы
1. Внимательно изучите содержание и порядок выполнения лабораторной работы.
2. Приготовьте рабочее место: освободите его от посторонних предметов.
3. Не загромождайте проходы портфелями и сумками.
II. Требования безопасности во время работы
1. Точно выполняйте все указания учителя в отношении соблюдения порядка действий.
2. Соблюдайте осторожность при работе с лабораторным оборудованием.
3. Приступайте к работе только тогда, когда убедитесь в исправности и целостности лабораторного оборудования.
4. Не берите без разрешения учителя оборудование с других рабочих мест, не вставайте с рабочего места и не ходите по кабинету во время эксперимента.
5. Не выносите из кабинета лабораторное оборудование.
III. Требования безопасности после окончания работы
1. По окончании работы приведите своё рабочее место в порядок.
2. После окончания работы обязательно вымойте руки с мылом.
3. Не выходите из кабинета без разрешения учителя.
IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях
1. В случае выявления неисправностей в лабораторном оборудовании немедленно остановите работу и оповестите об этом учителя.
2. В случае травмы сразу же обратитесь к учителю.
Приложение 3
Правила выполнения зарисовок на лабораторных работах
1. Рисовать только на одной стороне листа.
2. До начала зарисовки вверху страницы надо записать название темы, а перед каждым рисунком – название объекта.
3. Рисунок должен отображать форму и величину целого объекта, а так же соотношение размеров его отдельных частей.
4. Вокруг не следует рисовать контуров поля зрения микроскопа.
5. В каждом рисунке обязательно должны быть сделаны обозначения его отдельных частей. Для этого к отдельным частям объекта ставят стрелочки, а против каждой стрелочки пишут определенную цифру, желательно, чтобы все стрелочки были параллельны. Затем сбоку от рисунка или под ним столбиком по вертикали пишут цифры, а против цифр – название части объекта.
6. Рисунок и стрелочки к нему выполняются карандашами, а подписи к рисунку выполняются синей шариковой ручкой.
7. Надписи должны быть по возможности полными, идущие от рисунка линии не должны пересекаться.
multiurok.ru
Лабораторная работа № 1 по теме "Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения"
Лабораторная работа № 1. Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения
Лабораторная работа №1.
Тема. "Знакомство с цветковым растением"
Цель: изучить внешнее строение цветкового растения
Оборудование: 1. Лупа ручная. 2. Растение пастушья сумка (один экземпляр на парту).
Ход работы
Рассмотрели выданное нам цветковое растение – пастушья сумка.Обратили внимание на корень и побег, измерили их размеры; зарисовали схематично их форму.Плоды и цветки находятся на стебле.Цветки мелкие, желтого цвета, собраны в группы.Плоды имеет форму треугольников, на одном стебле их насчитывается около 15.Выводы: в результате проведенной лабораторной работы мною было изучено внешнее строение цветкового растения на примере пастушьей сумки. Я выяснил, что это растение имеет цветки, побег и корень. Это вегетативные органы растения. Побег – это стебель с листьями. Выданное мне растение имеет прямостоячий стебель. Листья у этого растения собраны в прикорневую розетку.Лабораторная работа № 2. Знакомство с клетками растения
Цитоплазма клетки имеет определенную концентрацию солей (и других осмотически активных веществ). Воздействуя на клетку жидкостями с различной концентрацией солей, можно наблюдать процессы плазмолиза (потери воды) и деплазмолиза (возврата воды). Наиболее удобны для наблюдения клетки луковиц красно-фиолетовой окраски или ревеня. Ревень удобнее потому, что клеточный сок у него окрашен, зато у лука легче отделяется эпидермис.
Цель работы: выяснить свойства цитоплазмы клетки.
Материалы и оборудование: луковица или черешок молодого ревеня (или элодея), микроскоп, предметные и покровные стекла, лезвие бритвы, дистиллированная вода, раствор сахара или соли, пипетка, фильтровальная бумага.
Ход работы
1. Возьмите эпидермис чешуи лука с нижней поверхности или с черешка молодого листа ревеня. Быстро перенесите оторванную полоску эпидермиса на предметное стекло и капните на него две или три капли дистиллированной воды. Осторожно накройте покровным стеклом, рассмотрите, как выглядят клетки под микроскопом, и зарисуйте несколько клеток.
2. Отделите другую полоску эпидермиса и повторите всю процедуру, взяв вместо воды раствор сахара (или соли). Пронаблюдав за процессом под микроскопом (увеличение ґ120) в течение 15 мин, вы заметите одну или несколько типичных плазмолизированных клеток.
3. Отмойте препарат с плазмолизированными клетками, капая под покровное стекло дистиллированную воду, и удаляя избыток жидкости фильтрованной бумагой с другой стороны. В результате наступает деплазмолиз: цитоплазма плазмолизированных клеток возвращается в исходное состояние. Сделайте вывод, почему происходят данные процессы. Объясните, почему при приготовлении салатов образуется много сока после того, как их посолят.
Лабораторная работа № 3 «Строение семени фасоли»
Цели: рассмотреть внешнее строение семени фасоли; найти основные элементы внешнего строения семени фасоли; продолжать формировать навык выполнения биологического рисунка.
Оборудование: сухие и размоченные семена фасоли с различной окраской, лупа, препаровальная игла, пинцет.
Ход работы:
1. Рассмотрите семена невооруженным глазом и с помощью лупы. Найдите рубчик – место, которым семя прикреплялось к стенке плода. Рядом найдите семявход – отверстие, через которое в семя проникает вода и воздух (лучше рассматривать через лупу). Найдите контуры зародышевого корешка, проступающие через семенную кожуру.
2. Зарисуйте внешнее строение семени со стороны рубчика и подпишите его основные части.
3. Какого цвета семена фасоли, лежащие на вашем столе? Какая часть семени окрашена? Как вы считаете, имеет ли какое-нибудь биологическое значение окраска семенной кожуры семян фасоли?
4. Попробуйте снять семенную кожуру с неразмоченного семени фасоли. Удалось ли вам это? Теперь возьмите намоченные семена фасоли. Чем отличается семенная кожура намоченных семян от сухих? Попробуйте снять семенную кожуру с намоченного семени фасоли. Насколько легко вы это сделали?
5. Сделайте вывод о функциях семенной кожуры, какие особенности семенной кожуры вы обнаружили и каково значение этих особенностей?
Лабораторная работа № 4 «Строение корня проростка»
Цель
Изучить внешнее строение корня.
Оборудование
Лупа ручная. Проросшее семя тыквы (или редиса, гороха). Ход работыРассмотрите невооруженным глазом корень у проросшего семени тыквы (или редиса, гороха). Отметьте его длину, толщину и окраску. Определите тип корневой системы. Рассмотрите под лупой главный корень. Изучите кончик корня. Найдите корневой чехлик и корневые волоски. Измерьте длину тех частей корня, где находятся корневой чехлик и корневые волоски. Зарисуйте корень и надпишите виды корней.Лабораторная работа № 5 «Строение вегетативных и генеративных почек»
Почки бузины и сирени очень крупные и уже осенью полностью сформированы. Эти растения легко можно найти, и потому они являются идеальным материалом для проведения работы.
Цель работы: сформировать понятия о побеге, почке как зачаточном побеге, их строении, функциях, научить различать виды почек, определять расположение почек на стебле.
Материалы и оборудование: лезвие бритвы, лупа, однолетние побеги (тополя, дуба, клена, смородины, ивы, рябины, осины), побеги бузины, сирени с почками.
ХОД РАБОТЫ
1. Рассмотрите побеги различных растений. Выясните, как располагаются почки на побеге. С помощью лупы рассмотрите под почкой листовой рубец. Найдите следы проводящих жилок. Зарисуйте внешнее строение побега с боковыми и верхушечными почками.
2. Рассмотрите внешнее строение почки. Разрежьте почку пополам вдоль оси и рассмотрите с помощью лупы. Найдите кроющие чешуи, зачаточные бутоны или побеги, конус нарастания. Какого цвета чешуи? Каковы они на ощупь? Какое значение они имеют? Зарисуйте внутреннее строение и подпишите.
3. На побеге бузины и/или сирени найдите мелкие вытянутые почки и округлые, крупные. Определите, какие это почки – вегетативные или генеративные?
4. Сравните строение вегетативной почки и цветочной. Что общего в их строении и чем они различаются? Заполните таблицу.
ТАБЛИЦА. Вегетативные и генеративные почки
Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы»
Цель работы: изучить строение и выявить общие признаки видоизмененных побегов.
Материалы и оборудование: пророщенная луковица с корнями, пророщенные на свету и в темноте клубни картофеля, гербарии пырея (майника, купены), таблицы, лупы, препаровальная игла, лезвие бритвы.
Примечание: данную лабораторную работу рекомендуется выполнять на двух уроках.
ХОД РАБОТЫ
I. Строение клубня картофеля
1. Рассмотрите клубень картофеля, найдите верхушку и основание. Где находится больше глазков?
2. Сделав тонкий поперечный срез клубня, найдите слои (кору, древесину, сердцевину). Рост клубня в толщину происходит за счет роста клеток камбия. Зарисуйте внешнее и внутреннее строение клубня.
II. Строение луковицы
1. Разрежьте луковицу вдоль, найдите кроющие чешуи, донце, почки, придаточные корни.
2. Зарисуйте внешнее и внутреннее строение луковицы и подпишите.
III. Строение корневища пырея
1. Рассмотрите кусочек корневища пырея невооруженным глазом и под лупой. Найдите чешуи, почки, корни. Что такое чешуи? Выясните, как располагаются почки и корни. Можно ли рассматриваемую часть пырея в целом назвать к
www.infouroki.net
«Лабораторная работа № 1 по теме «Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения»
schoolfiles.net