Почему растения живые. Почему растения живые
Почему растения живые - запись пользователя Маша (tayren) в дневнике
Нам кажется, что живое должно бегать, прыгать и разговаривать, т.е. быть активным. Поэтому растения, которые тихонечко растут себе, меняют листики и не перемещаются, не вписываются в это определение. Но деревья и кустарники, трава и цветы живые! И сейчас я расскажу тебе почему.
В прошлый раз мы узнали, чем живое отличается от неживого. Сегодня мы сравним дерево траву
с минералом - типичным представителем неживой природы Ремарка: я специально беру только цветковые растения, чтобы более наглядно был виден цикл развития.
Начнем. Все растения состоят из клеток. Если сделать тонкий-тонкий, тоньше бумаги, срез и воспользоваться специальным прибором - микроскопом, то можно увидеть разнообразные ячейки - клетки.
Эти ячейки будут примерно одинаковыми у всех растений, будут иметь четкую форму и размер. Если же под микроскопом положить точно такой же срез минерала, то никакой четкой структуры не будет
Растения растут и развиваются. Трудно поверить, но даже самое огромное встреченное тобой дерево когда-то было семечком. Семечко дуба называется желудь. Каждую осень мы находим такие штуки в парках, лесах и аллеях. Если желудь пережил зиму и его не съели белки или кабаны, он начинает прорастать И выпускать листочки
И больше
Появляются цветы И семена Минералы в большинстве случаев не растут, а разрушаются И рано или поздно превращаются в песок. Хотя в природе встречается и "рост" минералов
www.babyblog.ru
Интернет-урок по окружающему миру «Растение-живой организм»
Перед вам объекты… Скажите, что объединяет их? ….
… Верно, это тела природы. Чем отличаются? … Верно. Это живая и неживая природа. А семя фасоли живое? …
Попробуем доказать, что растение (и даже семя растения) живой организм. Какие признаки живого организма вы знаете? … растёт, дышит, питается, размножается, развивается.
Итак, докажем, что растение растёт и развивается
— Перед нами семена бобов. Что же вырастит из этих семян?…..
Семя – это зародыш растения. В нём есть все органы растения… корешок, стебелёк, листочек, будущий цветочек…
Давайте вспомним органы цветковых растений и их работу. Для этого разделимся на группы. У вас есть жетоны. Посмотрите внимательно и скажите по какому признаку можно разделиться на три группы…. Верно, это жизненные формы растений: деревья, кустарники и травянистые растения.
Это место и конверт с заданием для группы с жетонами «Деревья», это для группы с жетонами «Кустарники» и «Травянистые растения» Через 2 минуты команда ответит на поставленные вопросы.
1 задание. Какие органы есть у цветковых растений? Составьте модель растения.
2 задание. Какую роль в жизни растений играют органы?
3 задание. Какие условия необходимы для жизни растений ?
Посмотрите на фото… побег дерева
Растение начинает активно расти и развиваться, когда по – весеннему пригреет солнышко. Набухнут почки – нальются питательными веществами. Когда лопнут почки начнёт расти…..
Оказывается, в почке находится годовой побег растения. Это стебель, листья, и даже будущая почка. По веточке можно определить сколько ей лет.
Итак, мы с вами доказали, что растение растёт и развивается.
Растение – питается. Докажем.
Мы едим растения и продукты, сделанные из растений. А чем же питаются сами растения? ….
Оказывается, растения готовят пищу сами себе. Докажем это. Мы отправляемся с вами в виртуальную лабораторию.
Для этого разделимся на следующие три группы. Активные периоды жизни растений – это весна и лето . Кто родился весной – прошу за этот стол. Лето – прошу за стол. А осень и зима – более пассивное время жизни растений. Те, кто родился осенью и зимой — прошу за этот стол.
Перед вами фрагменты опыта без звука. Вы должны внимательно просмотреть опыт и попробовать его прокомментировать, то есть озвучить.
Опыт 1
Опыт 2Наблюдение
Итак, мы доказали, что растение питается. Существует почвенное питание и воздушное питание.
Проведите такой опыт. Возьмите два сосуда с крышками. Один оставьте пустым, в другой положите семена фасоли(гороха или др) и налейте слегка воды им. Закройте плотно крышкой. Положите сосуды в темное место на 3 дня.
Через 3 дня зажгите лучину/спичку (только с помощью взрослых!). Отпустите лучину в первый сосуд. Горит?….. Да, горит. Значит, сосуд не совсем пустой. Там есть…. Верно, воздух, а именно кислород.
Горение происходит только при наличии кислорода.
Теперь поднесем лучину во второй сосуд. Горит?….. Нет! Почему?….. Нет кислорода? А где же он?….. Семена дышат кислородом. как и все живые существа! И кислорода в сосуде не осталось!
Итак, мы доказали, что растения дышат!
(слайд) Еще одно доказательство, что растение — живой организм
-Мы доказали с вами, что растение – это живой организм. Задумайтесь, если растение живой организм, какие следует соблюдать правила охраны растений? … Безусловно, природа наша терпелива, она многое прощает человеку, но мы должны заботиться о них..
(слайд) — Когда мои ученики узнали, что я еду к вам на урок по окружающему миру, задали мне тысячи вопросов «Почему». Попробуем ответить хотя бы на несколько вопросов…
(слайд) 1 видеовопрос(слайд) 2 видеовопрос
Игра “Живой цветок. Одуванчик». Распределить роли: 3 корешка, 2 стебля (стоят спиной друг к другу), 2 листочка, цветок ( внутри стебля), пчелка и бабочка, ветер, солнышко, остальные семена.
Семя – зародыш цветка. Сели все на корточки. Начинает расти корешки. Корешки сидят вокруг с вытянутыми ногами. Выпрямляется стебелёк. Появляются листочки. Корешки всасывают воду, стебель проводит как по лифту вверх и вниз питательны вещества. Появляется бутон. В яркий солнечный денек золотой расцвел цветок. Прилетает пчёлка. Порхает вокруг бабочка. Садятся на цветок – пьют нектар. Цветок опылён. Он закрывается на время, чтобы вновь открыться уже с семенами-парашютиками. Дует ветер и семена разлетаются в разные стороны.
А вы знаете, что семян на одном цветке одуванчика до 200 штук!!!
3 видеовопрос «Почему чем больше листьев на яблоне, тем больше будет плод?» (ученые утверждают, что для созревания 1 яблока необходимо питание от деятельности 70 листьев)-У меня еще остались «почемучки»: «Почему зелёный мир зелёный?», «Почему все плоды фруктовых деревьев сладкие?», «Почему некоторые растения называют культурными?»
Я оставляю вам их в конверте. Пусть это будет ваше задание. Или на следующих уроках окружающего мира вы сможете найти ответы на вопросы, или дома, коллективно или индивидуально.
Занимательные опыты с растениями. Жми здесь.
www.klass39.ru
Окружающий мирТема: «Растение – живой организм» Цель – обобщить и систематизировать знания учащихся о разнообразии растений; выявить условия, необходимые для жизни растений; дать представление о растении как о живом организме; развивать умения выделять существенные признаки; воспитывать бережное отношение к растениям.Ход урока
Дивитесь им, дивитесь! Не привыкайте к небесам, Глазами к ним тянитесь. Приглядывайтесь к облакам. Прислушивайтесь к птицам. Прикладывайтесь к родникам. Ничто не повторится! За мигом миг, за шагом шаг. Впадайте в изумленье. Всё будет так или не так Через одно мгновенье.И сегодня на уроке мы будем приглядываться, прислушиваться, удивляться тому, что нас окружает, п.ч. тема нашего урока «Растение – живой организм». Вы узнаете о многообразии растительного мира, о полезности, почему растения так важны для всего живого. Почему их надо беречь и охранять. Сейчас я предлагаю вам послушать, как композиторы выражают с помощью музыкального языка своё отношение к царству цветов. Звучит музыка. Какой интонацией композитор передаёт характер этой мелодии? Что вы почувствовали?
Давайте вспомним, какие существуют группы растений, если мы их разделим по форме и размеру (деревья, кустарники, травянистые). Подберите картинку к каждой группе. Назовите ещё примеры. Послушайте стихотворение и подумайте, о какой группе растений говорится в нём.Мы из цветов составляем букеты, Подбирая цветок за цветком. И душистое свежее лето Вместе с нами приходит в наш дом. Вы гордитесь красою наряда, Светом солнечных дней залиты, Наши гости из школьного сада, Наших парков и скверов цветы!Как называется группа растений, за которыми ухаживает человек (культурные), а которые растут в лесах (дикорастущие)? Подберите картинку и назовите ещё примеры. Какие растения изображены на этих рисунках (яблоня, кедр, роза, мох, папоротник, водоросли)? Распределите их по среде обитания (сад, лес, хлебное поле, водоём). Но мы с вами поговорили не обо всех группах растений. Посмотрите сценку и определите, о какой группе идёт речь. Сценка «Трава здоровья»: Шёл мальчик Ваня по лесной полянке. Шёл, напевая песенку, и не замечал, что топчет он травку. Но вдруг он споткнулся и разбил коленку. Ушиб так сильно, что пошла кровь. «Что же делать? Ни воды, ни зелёнки, ни бинта, - подумал Ваня.- Как быть, как обработать мне ранку?» И вдруг услышал: - Помочь тебе могу я. А Ваня гневно: - Кто ты такой? Как ты мне можешь помочь? - А я маленькое, совсем незаметное растение. Хоть я и имею толстые, крепкие, жилистые листики, мне всё равно больно, когда кто-то случайно на меня наступает. А ведь чтобы вырасти, мне нужно много времени. Моё маленькое семечко должно попасть в землю, его должен полить дождик, согреть солнышко. Лишь потом оно выпустит стебелёк. Пройдет время, корешок потолстеет, листья станут большими и нальются целебным соком. Издавна люди знали мои целебные свойства. Приложив мой листочек к ранке, можно остановить кровь. - Да, действительно, ты такой маленький, а столько можешь. – отвечает Ваня. – Как тебя зовут? - Подорожник. - Буду знать теперь, беречь тебя, и друзьям своим расскажу. И мы будем дружить вместе: и люди, и растения. Дружить и помогать друг другу.О какой же группе растений мы ещё не говорили? (О лекарственных). Работа в парах: составьте рассказы на тему: «Растение – кладовая витаминов».
Спал цветок и вдруг проснулся: Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснётся, Наш цветок кружит и вьётся.
Мхи – растут во влажных лесах, на болоте, на стволах старых деревьев. У мхов есть стебель и листья, но нет корня. Эти влаголюбивые растения могут жить и в пустыне: засыхают, когда нет воды, а стоит пойти дождю, вновь оживают, и это происходит потому, что у них нет корней. Папоротники – много миллионов лет назад на Земле господствовали папоротники. Тогда они были деревьями. Сейчас у нас растут только травянистые папоротники. Кроме стебля и листьев у них есть корень.
Экскурсоводы 1. Растительный мир Ленинградской области богат и разнообразен. Ученые насчитывают у нас свыше 1200 видов высших растений, 500 видов мхов, 200 видов лишайников, 2000 видов грибов. Больше половины всей территории области занято лесами, значительную площадь занимают болота, остальное — это луга и пашни. 2. Леса области в северной ее части в основном хвойных пород, к югу они всё более лиственные. Наиболее распространены ель, сосна, береза, ольха, осина; местами встречаются и дубовые рощи Исключительно красивы березовые рощи, часто встречающиеся среди хвойных лесов. 3. Из отдельных интересных мест следует отметить станцию Сиверская, где в результате особых почвенных условий хорошо произрастают различные теплолюбивые растения. В некоторых садах там можно видеть ливанский Кедр, горный орех и другие интересные растения. 4. Контрольно-семенная опытная станция в гор. Пушкине выращивает розы, бегонии, тюльпаны, лилии, лимоны. В Парголовском районе в канавах можно встретить хищные растения — пузырчатку и росянку. 5. В трех километрах от станции Рощино растет роща сибирских лиственниц, посаженных здесь еще по распоряжению Петра I для обеспечения русского парусного флота мачтовым лесом. «Суд растений» Венерин башмачок: «Почему я исчезаю в лесах?» Судья венерину башмачку: Венерин башмачок, ты одна из красивейших орхидей. Из тебя любят составлять букеты, пересаживать в сады, тебя собирают туристы. К сожалению, ты гибнешь при вырубках леса и выпасе скота. Поэтому вас осталось так мало, особенно там, где живёт большое количество народа. Касатик: «Кто виноват в том, что я исчезаю?» Судья касатику: Мы, люди. Твои корни применяются в народной медицине: отвар используют для очищения лица от веснушек, как отхаркивающее средство. Применяют тебя и в косметике: моют голову для укрепления волос, а также укрепляют дёсны. Белокрыльник болотный: «Я – ядовитое растение, так почему меня осталось так мало на планете?»Судья белокр. болотному: Люди научились убирать из тебя яд. Твои корневища используют в пищу. Давным-давно из тебя пекли хлеб, заправляли тобою супы и готовили кашу. Ландыш майский: « Почему я занесён в Красную книгу? Как мне помочь?» Судья ландышу: Ты очень красивое растение, хотя и ядовитое. Люди тебя срывают, а этого делать нельзя. Твои красивые цветочки нужно срезать ножницами. Применяют тебя в медицине. Поэтому ты стал редким растением. А чтобы вам всем помочь, необходимо защищать вас и охранять. Все вместе: Давайте беречь, охранять и любить растения! |
kak.znate.ru