Почему растения живые. Тема: «Растение живой организм»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Почему растения живые. Почему растения живые


Почему растения живые - запись пользователя Маша (tayren) в дневнике

Нам кажется, что живое должно бегать, прыгать и разговаривать, т.е. быть активным. Поэтому растения, которые тихонечко растут себе, меняют листики и не перемещаются, не вписываются в это определение. Но деревья и кустарники, трава и цветы живые! И сейчас я расскажу тебе почему.

В прошлый раз мы узнали, чем живое отличается от неживого. Сегодня мы сравним дерево траву

с минералом - типичным представителем неживой природы Ремарка: я специально беру только цветковые растения, чтобы более наглядно был виден цикл развития.

Начнем. Все растения состоят из клеток. Если сделать тонкий-тонкий, тоньше бумаги, срез и воспользоваться специальным прибором - микроскопом, то можно увидеть разнообразные ячейки - клетки.

Эти ячейки будут примерно одинаковыми у всех растений, будут иметь четкую форму и размер. Если же под микроскопом положить точно такой же срез минерала, то никакой четкой структуры не будет

Растения растут и развиваются. Трудно поверить, но даже самое огромное встреченное тобой дерево когда-то было семечком. Семечко дуба называется желудь. Каждую осень мы находим такие штуки в парках, лесах и аллеях. Если желудь пережил зиму и его не съели белки или кабаны, он начинает прорастать И выпускать листочки

Постепенно превращаясь в знакомое нам дерево На взрослом растении образуются цветки Из которых и получаются желуди Желуди созревают, падают на землю, и все начинается сначала. У травы жизненный цикл - именно так называется развитие растения от семечки до семечки - несколько короче. Обычно травой называют представителей семейства Злаковые. Плод Злаковых - зерновка Сначала семечко так же прорастает и выпускает листочки
Постепенно становится больше

И больше

Появляются цветы И семена Минералы в большинстве случаев не растут, а разрушаются И рано или поздно превращаются в песок. Хотя в природе встречается и "рост" минералов

Но они не умеют размножать себя и растут за счет испарения воды с поверхности минерала. Растения же растут из-за того, что направленно забирают из окружающей среды нужные им вещества и перерабатывают их внутри организма. Задания. 1. Растим кристалл соли. Для этого в горячую воду добавляем соль до того момента, пока она может растворяться Из проволоки делаем фигурки, опускаем в воду и ждем. 2. Проращиваем семена. В блюдце, чашку и т.п. кладем влажную тряпочку. На тряпочку любое семечко, которое найдется в доме. Подойдет горох, фасоль, семена арбузов, тыкв, яблок. Точно не подойдет гречка, т.к.она термически обработанная, Тряпочку ежедневно смачиваем до того момента, пока не появится корешок и два листочка. После этого можно пересадить в землю корешком вниз и смотреть, что будет дальше. Результаты можно рисовать или фотографировать ежедневно.

что такое живая природа определение

www.babyblog.ru

Интернет-урок по окружающему миру «Растение-живой организм»

ирис 13

Сегодня на Интернет-уроке мы докажем, что растение — это живой организм. Итак, …

Перед вам объекты… Скажите, что объединяет их? ….

grafica-04

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

… Верно, это тела природы. Чем отличаются? … Верно. Это живая и неживая природа. А семя фасоли живое? …

Попробуем  доказать, что растение (и даже семя растения) живой организм. Какие признаки живого организма вы знаете? … растёт, дышит, питается, размножается, развивается.

Итак, докажем, что растение растёт и развивается

— Перед нами семена бобов. Что же вырастит из этих семян?…..

Семя – это зародыш растения. В нём есть все органы растения… корешок, стебелёк, листочек, будущий цветочек…

Давайте вспомним  органы цветковых растений и их работу.  Для этого разделимся на группы.  У вас есть жетоны. Посмотрите внимательно и скажите по какому признаку можно разделиться на три группы…. Верно, это жизненные формы растений: деревья, кустарники и травянистые растения.

Это место и конверт с заданием для группы с жетонами «Деревья», это для группы с жетонами «Кустарники» и «Травянистые растения» Через 2 минуты команда ответит на поставленные вопросы.

1 задание. Какие органы есть у цветковых растений? Составьте модель растения.

2 задание. Какую роль в жизни растений играют  органы?

3 задание. Какие условия необходимы для жизни растений ?

Посмотрите на фото… побег дерева

fonstola.ru-60467

Растение начинает  активно расти и развиваться, когда по – весеннему пригреет солнышко.  Набухнут почки – нальются питательными веществами. Когда лопнут почки начнёт расти…..

Оказывается, в почке находится годовой побег растения. Это  стебель,  листья, и даже будущая почка. По веточке  можно определить сколько ей лет.

goodscreen.ru_201104192258432509

Итак, мы с вами доказали, что растение растёт и развивается.

Растение – питается. Докажем.

Мы едим растения и продукты, сделанные из растений. А чем же питаются сами растения? ….

Оказывается, растения готовят пищу сами себе. Докажем это. Мы отправляемся с вами в виртуальную лабораторию.

Для этого разделимся на следующие три группы. Активные периоды жизни растений – это весна и лето . Кто родился весной  – прошу за этот стол. Лето – прошу за стол. А осень и зима – более пассивное время жизни растений. Те, кто родился осенью и зимой — прошу за этот стол.

Перед вами фрагменты опыта без звука. Вы должны внимательно просмотреть опыт и попробовать его прокомментировать, то есть озвучить.

Опыт 1

Опыт 2
Наблюдение

Итак, мы доказали, что растение питается. Существует почвенное питание и воздушное питание.

 

 Растение – дышит.  

Проведите такой опыт. Возьмите два сосуда с крышками. Один оставьте пустым, в другой положите семена фасоли(гороха или др) и налейте слегка воды им. Закройте плотно крышкой. Положите сосуды в темное место на 3 дня.

Через 3 дня зажгите лучину/спичку (только с помощью взрослых!). Отпустите лучину в первый сосуд. Горит?….. Да, горит. Значит, сосуд не совсем пустой. Там есть…. Верно, воздух, а именно кислород.

Горение происходит только при наличии кислорода.

Теперь поднесем лучину во второй сосуд. Горит?….. Нет! Почему?….. Нет кислорода? А где же он?….. Семена дышат кислородом. как и все живые существа! И кислорода в сосуде не осталось!

Итак, мы доказали, что растения дышат!

(слайд)  Еще одно доказательство, что растение — живой организм

-Мы доказали с вами, что растение – это живой организм. Задумайтесь, если растение живой организм, какие следует соблюдать правила охраны растений? … Безусловно, природа наша терпелива, она многое прощает человеку, но мы должны заботиться о них..

(слайд)  — Когда мои ученики узнали, что я еду к вам на урок по окружающему миру, задали мне тысячи  вопросов «Почему». Попробуем ответить хотя бы на несколько вопросов…

(слайд) 1 видеовопрос
(слайд) 2 видеовопрос

Игра “Живой цветок. Одуванчик». Распределить роли: 3 корешка, 2 стебля (стоят спиной друг к другу), 2 листочка, цветок ( внутри стебля), пчелка и бабочка,  ветер, солнышко, остальные семена.

Семя – зародыш цветка. Сели все на корточки. Начинает расти корешки. Корешки сидят вокруг с вытянутыми ногами. Выпрямляется стебелёк. Появляются листочки. Корешки всасывают воду, стебель проводит как по лифту вверх и вниз питательны вещества. Появляется бутон. В яркий солнечный денек золотой расцвел цветок. Прилетает пчёлка. Порхает вокруг бабочка. Садятся на цветок – пьют нектар. Цветок опылён. Он закрывается на время, чтобы вновь открыться уже с  семенами-парашютиками.  Дует ветер и семена разлетаются в разные стороны.

А вы знаете, что семян на одном цветке одуванчика до 200 штук!!!

3 видеовопрос «Почему чем больше листьев на яблоне, тем больше будет плод?» (ученые утверждают, что для созревания 1 яблока необходимо питание от деятельности 70 листьев)-У меня еще остались  «почемучки»: «Почему зелёный мир зелёный?», «Почему все плоды фруктовых деревьев сладкие?», «Почему некоторые растения называют культурными?»

Я оставляю вам их в конверте. Пусть это будет ваше задание. Или на следующих уроках окружающего мира вы сможете найти ответы на вопросы, или дома, коллективно или индивидуально.

Занимательные опыты с растениями. Жми здесь. 

www.klass39.ru

Тема: «Растение живой организм»

Окружающий мирТема: «Растение – живой организм»

Цель – обобщить и систематизировать знания учащихся о разнообразии растений; выявить условия, необходимые для жизни растений; дать представление о растении как о живом организме; развивать умения выделять существенные признаки; воспитывать бережное отношение к растениям.Ход урока

  1. Эмоциональный настрой. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, порадуйтесь прекрасному дню и порадуйте всех хорошей активной работой на уроке.
  2. Активизация познавательной деятельности. Каждый день, каждый час нас окружают чудеса, которые, казалось бы, мы не замечаем. Но вдруг наш взгляд упал на обыкновенный листочек, и мы удивились, как на нём заблестела капелька росы, переливаясь на солнце. Как же он прекрасен! Кажется, мы привыкли ко всему, что нас окружает, и не удивляемся, глядя на облака, плывущие по небу, на пение птиц.
Не привыкайте к чудесам.

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам.

Прислушивайтесь к птицам.

Прикладывайтесь к родникам.

Ничто не повторится!

За мигом миг, за шагом шаг.

Впадайте в изумленье.

Всё будет так или не так

Через одно мгновенье.И сегодня на уроке мы будем приглядываться, прислушиваться, удивляться тому, что нас окружает, п.ч. тема нашего урока «Растение – живой организм». Вы узнаете о многообразии растительного мира, о полезности, почему растения так важны для всего живого. Почему их надо беречь и охранять.

Сейчас я предлагаю вам послушать, как композиторы выражают с помощью музыкального языка своё отношение к царству цветов. Звучит музыка.

Какой интонацией композитор передаёт характер этой мелодии? Что вы почувствовали?

  1. Повторение. Нет на Земле места, где бы ни росли растения. Их количество настолько велико, что трудно перечислить все названия. Насчитывается более 500 тыс. видов растений, которые отличаются и формой, и размером, и окраской; у них разная среда обитания, разные способы размножения, разная продолжительность жизни. Растения встречаются повсюду: на равнинах и высоко в горах, на болотах и в пустынях, на дне водоёмов и на полях, на лугах, в садах и огородах. Одни растения широко распространены, а другие встречаются редко. Некоторые исчезли давно, а другие столь редки, что их можно встретить только в ботанических садах и оранжереях, заказниках, национальных заповедниках и парках.

Давайте вспомним, какие существуют группы растений, если мы их разделим по форме и размеру (деревья, кустарники, травянистые). Подберите картинку к каждой группе. Назовите ещё примеры.

Послушайте стихотворение и подумайте, о какой группе растений говорится в нём.Мы из цветов составляем букеты,

Подбирая цветок за цветком.

И душистое свежее лето

Вместе с нами приходит в наш дом.

Вы гордитесь красою наряда,

Светом солнечных дней залиты,

Наши гости из школьного сада,

Наших парков и скверов цветы!Как называется группа растений, за которыми ухаживает человек (культурные), а которые растут в лесах (дикорастущие)? Подберите картинку и назовите ещё примеры.

Какие растения изображены на этих рисунках (яблоня, кедр, роза, мох, папоротник, водоросли)? Распределите их по среде обитания (сад, лес, хлебное поле, водоём).

Но мы с вами поговорили не обо всех группах растений. Посмотрите сценку и определите, о какой группе идёт речь. Сценка «Трава здоровья»:

Шёл мальчик Ваня по лесной полянке. Шёл, напевая песенку, и не замечал, что топчет он травку. Но вдруг он споткнулся и разбил коленку. Ушиб так сильно, что пошла кровь. «Что же делать? Ни воды, ни зелёнки, ни бинта, - подумал Ваня.- Как быть, как обработать мне ранку?»

И вдруг услышал:

- Помочь тебе могу я.

А Ваня гневно:

- Кто ты такой? Как ты мне можешь помочь?

- А я маленькое, совсем незаметное растение. Хоть я и имею толстые, крепкие, жилистые листики, мне всё равно больно, когда кто-то случайно на меня наступает. А ведь чтобы вырасти, мне нужно много времени. Моё маленькое семечко должно попасть в землю, его должен полить дождик, согреть солнышко. Лишь потом оно выпустит стебелёк. Пройдет время, корешок потолстеет, листья станут большими и нальются целебным соком. Издавна люди знали мои целебные свойства. Приложив мой листочек к ранке, можно остановить кровь.

- Да, действительно, ты такой маленький, а столько можешь. – отвечает Ваня. – Как тебя зовут?

- Подорожник.

- Буду знать теперь, беречь тебя, и друзьям своим расскажу. И мы будем дружить вместе: и люди, и растения. Дружить и помогать друг другу.О какой же группе растений мы ещё не говорили? (О лекарственных).

Работа в парах: составьте рассказы на тему: «Растение – кладовая витаминов».

    • Эстафета из букв. Составьте слово. Что это за растение? (ландыш). Что вы знаете о ядовитых растениях?
    • А сейчас я предлагаю послушать рассказы «экскурсоводов» о растениях родного края. (После прослушивания рассказов, расположить рисунки по группам).
    1. Знакомство с новым материалом.
      • Чтение текста в учебнике на с. 78, р.т. № 13 (подпишите группы растений)
      • Беседа о цветковых растениях. По утверждению учёных растения появились на Земле более 3 млрд. лет назад. Самые многочисленные их представители – цветы. В толковом словаре русского языка сказано, что цветок - часть растения, на котором образуется плод, а также само растение. Какие цветы вы знаете?
    Физминутка.

    Спал цветок и вдруг проснулся:

    Больше спать не захотел.

    Шевельнулся, потянулся,

    Взвился вверх и полетел.

    Солнце утром лишь проснётся,

    Наш цветок кружит и вьётся.

      • Назовите растения, которые никогда не цветут (папоротники, хвощи, водоросли, мхи). Предание о папоротнике.
      У древних славян бытовало предание, что цветёт папоротник огненным цветком, который распускается в глухую ночь накануне дня Ивана Купалы(7 июля по новому стилю, по старому – 24 июня) под удары грома и сверкание молний. Кому посчастливиться увидеть этот цветок, тому откроются все клады Земли, он услышит голоса деревьев и трав.
        • Чем же схожи все растения? (Признаки живого).
        • Что нужно растению для жизни? Одинаковые ли условия необходимы для разных растений? Чтение текста на с. 79, р.т. № 16.
        • Познакомимся с органами цветкового растения (р.т. № 17). Сравним с другими:
        Водоросли – у них нет ни корней, ни листьев, ни стеблей, ни цветков.

        Мхи – растут во влажных лесах, на болоте, на стволах старых деревьев. У мхов есть стебель и листья, но нет корня. Эти влаголюбивые растения могут жить и в пустыне: засыхают, когда нет воды, а стоит пойти дождю, вновь оживают, и это происходит потому, что у них нет корней.

        Папоротники – много миллионов лет назад на Земле господствовали папоротники. Тогда они были деревьями. Сейчас у нас растут только травянистые папоротники. Кроме стебля и листьев у них есть корень.

        1. Как же мы должны обращаться с растениями? Почему и для чего создана Красная книга? Игра «Суд». Выбор судей и «растений» Красной книги Ленинградской области. Заслушиваются жалобы растений: «Почему я почти исчез в лесах? Кто в этом виноват? Как мне помочь?» (3 – 4 растения). Все вместе: «Давайте будем беречь растения!»
        1. Итог урока.
          • Что значит выражение «Растение – живой организм»?
          • Рубрика «Это интересно»
          • Рефлексия: если вам было интересно на уроке, прикрепите цветок; если что-то не поняли– листочек, если совсем неинтересно и непонятно –корешки.
        1. Домашнее задание.
        • С. 78-80 читать, отв. на вопросы
        • Р.т. № 14, 15
        • Карточка – задание для соседа: нарисовать цветковое растение без какого-нибудь органа

        Экскурсоводы

        1. Растительный мир Ленинградской области богат и разнообразен. Ученые насчитывают у нас свыше 1200 видов высших растений, 500 видов мхов, 200 видов лишайников, 2000 видов грибов. Больше половины всей территории области занято лесами, значительную площадь занимают болота, остальное — это луга и пашни.

        2. Леса области в северной ее части в основном хвойных пород, к югу они всё более лиственные. Наиболее распространены ель, сосна, береза, ольха, осина; местами встречаются и дубовые рощи Исключительно красивы березовые рощи, часто встречающиеся среди хвойных лесов.

        3. Из отдельных интересных мест следует отметить станцию Сиверская, где в результате особых почвенных условий хорошо произрастают различные теплолюбивые растения. В некоторых садах там можно видеть ливанский Кедр, горный орех и другие интересные растения.

        4. Контрольно-семенная опытная станция в гор. Пушкине выращивает розы, бегонии, тюльпаны, лилии, лимоны. В Парголовском районе в канавах можно встретить хищные растения — пузырчатку и росянку.

        5. В трех километрах от станции Рощино растет роща сибирских лиственниц, посаженных здесь еще по распоряжению Петра I для обеспечения русского парусного флота мачтовым лесом.

        «Суд растений»

        Венерин башмачок: «Почему я исчезаю в лесах?»

        Судья венерину башмачку: Венерин башмачок, ты одна из красивейших орхидей. Из тебя любят составлять букеты, пересаживать в сады, тебя собирают туристы. К сожалению, ты гибнешь при вырубках леса и выпасе скота. Поэтому вас осталось так мало, особенно там, где живёт большое количество народа.

        Касатик: «Кто виноват в том, что я исчезаю?»

        Судья касатику: Мы, люди. Твои корни применяются в народной медицине: отвар используют для очищения лица от веснушек, как отхаркивающее средство. Применяют тебя и в косметике: моют голову для укрепления волос, а также укрепляют дёсны.

        Белокрыльник болотный: «Я – ядовитое растение, так почему меня осталось так мало на планете?»Судья белокр. болотному: Люди научились убирать из тебя яд. Твои корневища используют в пищу. Давным-давно из тебя пекли хлеб, заправляли тобою супы и готовили кашу.

        Ландыш майский: « Почему я занесён в Красную книгу? Как мне помочь?»

        Судья ландышу: Ты очень красивое растение, хотя и ядовитое. Люди тебя срывают, а этого делать нельзя. Твои красивые цветочки нужно срезать ножницами. Применяют тебя в медицине. Поэтому ты стал редким растением. А чтобы вам всем помочь, необходимо защищать вас и охранять.

        Все вместе: Давайте беречь, охранять и любить растения!

kak.znate.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта